Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по социологии»

/ Общая социология
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

 

Тема 1

 

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

План

1.      Объект и предмет социологии.

2.      Категории, структура, функции и методы социологии.

3.      Роль и место социологии в системе социально-гуманитарных наук.

 

Основная литература

 

1.      Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - М., 2002. – С. 7-13; 63-65.

2.      Мухаев Р.Т. Социология. – М., 2003. – С. 5-19.

3.      Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2002. – С. 7-28.

4.      Социология. Основы общей теории / Под ред. Г.В. Осипова. – М., 2002. - С. 69-94.

5.      Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М., 2003. – С. 10-12; 35-73.

 

Дополнительная литература

 

1.   Давидюк Г.П. Социологические законы // СОЦИС. – 2001. - № 6.

2.   Кравченко С.А., Романов В.Л. Социология и вызовы современной социокультурной динамики // СОЦИС. – 2004. - № 8.

3.   Мнацаканян М.О. Мыслим ли мы социологически? // СОЦИС. – 2003. – № 6.

4.   Ольховиков К.М., Орлов Г.П. Категории социологии: образ мышления и словарь исследования // СОЦИС. – 2004. - № 2.

5.   Осипов Г.В. Российская социология в 21 веке // СОЦИС. - 2004. - № 3.

6.   Осипов Г.В. Возрождение российской социологии (60 – 90-е гг.): страницы истории // СОЦИС. – 2004. - № 2.

7.   Павленок П.Д. О понятийно-категориальном аппарате социологии // СОЦИС. – 2003. - № 4.

8.   Подвойский Д.Г. О предпосылках и истоках рождения социологической науки // СОЦИС. – 2005. - №. 7.

9.   Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии // СОЦИС. – 2005. - № 3.

10.          Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции (интервью с А. Бороноевым, А. Кравченко, В. Култыгиным, Г. Татаровой, Ж. Тощенко, В. Ядовым) // СОЦИС. – 2003. - № 9.

 

Программа самостоятельной подготовки

 

1.    Прочитайте соответствующие разделы учебного пособия и конспекта лекций.

 

2. Изучите 2-4 рекомендованных источника из списка дополнительной литературы.

 

3. Объясните смысл основных понятий:

социология, институциализация социологии, объект социологии, предмет социологии, социальное, социальные отношения, теоретическая социология, эмпирическая социология, фундаментальная социология, прикладная социология, макросоциология, микросоциология, социологические теории среднего уровня, социальный закон.

 

4. Ответьте на контрольные вопросы:

1)   Каковы причины возникновения социологии?

2)   Является ли социальное синонимом общественного?

3)   Чем различаются объект и предмет социологии?

4)   В чем отличие общей и отраслевой социологии?

5)   Какие функции выполняет социология в обществе?

 

5.Подготовьте реферативное сообщение по одной из указанных тем:

1)  Специфика социального познания.

2)  Дискуссия о предмете социологии.

3)  Социология и власть.

4)  Социология XXI века: новые направления исследований.

5)  Мое видение социологии как учебной дисциплины.

 

6. Выполните задания для аналитической работы:

 

Задание 1: Заполните таблицу, указав, к какому направлению научного знания относятся следующие дисциплины.

 

Дисциплина

Направление

Естественное

Техническое

Социальное

Гуманитарное

1. АНАТОМИЯ

 

 

 

 

2. ИСТОРИЯ

 

 

 

 

3. ФИЗИКА

 

 

 

 

4. ФИЛОСОФИЯ

 

 

 

 

5. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

 

 

 

 

6. СОЦИОЛОГИЯ

 

 

 

 

7. ГЕОЛОГИЯ

 

 

 

 

8. АНТРОПОЛОГИЯ

 

 

 

 

9. АСТРОНОМИЯ

 

 

 

 

10. ПСИХОЛОГИЯ

 

 

 

 

 

Задание 2: Заполните таблицу, указав, к какой науке относятся следующие понятия.

 

 

Понятие

Науки

Социология

Психология

Экономика

1. ИНТРОВЕРТНЫЙ

 

 

 

2. ОБЩЕСТВО

 

 

 

3. СТРАХОВКА

 

 

 

4. СУБКУЛЬТУРА

 

 

 

5. ТОВАР

 

 

 

6. ЛИЧНОСТЬ

 

 

 

7. РЕФЛЕКС

 

 

 

8. РАЗДРАЖЕНИЕ

 

 

 

9. СИНДИКАТ

 

 

 

10. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

 

 

 

 

Задание 3. Проведите мини-опрос в своей учебной группе на тему: «Мои представления о социологии».

Задание 4. Напишите эссе на тему: «Роль социологии в подготовке современного специалиста».

Задание 5. Ознакомьтесь с Профессиональным кодексом социолога. Объясните, почему деятельность социолога тесно взаимосвязана с нравственно-этическими нормами? Аргументируйте свой ответ.

 

Тема 2

 

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

 

План

1.      Социально-теоретические предпосылки возникновения социологии.

2.      Основные направления западной классической социологии:

·       Классический позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма.

·       Социологическая концепция К. Маркса, Ф. Энгельса.

·       Понимающая социология М. Вебера.

3.     Основные направления социологии в России:

·       Позитивизм Л.И. Мечникова, Н.И. Кареева.

·       Субъективная социология П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского.

·       Неопозитивизм М.М. Ковалевского, П.А. Сорокина.

·       Марксистская социология Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, А.А. Богданова, Н.И. Бухарина.

·       Социология в СССР и современной России.

4.     Основные направления современной западной социологии:

·       Структурные парадигмы Т. Парсонса и Р. Мертона.

·       Интерпретивные парадигмы Дж. Мида, А. Щюца, Г. Гарфинкеля.

·       Интегративные парадигмы Э. Гидденса, П. Бурдье.

Основная литература

 

1.      Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - М., 2002. – С. 13-62; 65-78.

2.      Маршак А.Л. Социология. – М., 2002. – С. 22-36.

3.      Мухаев Р.Т. Социология. – М., 2003. – С. 20-57.

4.      Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2002. – С. 30-130.

5.      Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М., 2003. – С. 12-34.

 

Дополнительная литература

 

1.     Афанасьев В.В. Историческая социология Данилевского, Шпенглера и Сорокина // СОЦИС. – 2005. - № 5.

2.     Бутакова С.П. Основные идеи классической социологии: Методические указания к курсу лекций по социологии для студентов 4-5 курсов всех форм обучения. – Магнитогорск: МаГУ, 2001.

3.     Бутакова С.П. Основные идеи современной социологии: Методические указания к курсу лекций по социологии для студентов 4-5 курсов всех форм обучения. – Магнитогорск: МаГУ, 2001.

4.     Галактионов  А.А. Русская социология 19 – 20 вв. – СПб., 2002. – С. 249-262; 263-276; 303- 323.

5.     История социологии в Западной Европе и США / Под ред. Г.В. Осипова. – М., 2001. – С. 25 – 55; 140-233; 318-368; 465-510.

6.     Кокорев А.С. Социологическое наследие Б.Н. Чичерина // СОЦИС. – 2004. - № 8.

7.     Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера // СОЦИС. - 2004. - № 1.

8.     Кравченко Е.И. Теория относительности в классической социологии 20 века: “перспективы” Дж. Мида // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 2005. - № 1.

9.     Лапин Н.И. Когда и как Огюст Конт ввел термин “sociologie” // СОЦИС. – 2003. - № 4.

10. Осипов Г.В. Три встречи с  Питиримом Сорокиным // СОЦИС. - 2004. - № 5.

 

Программа самостоятельной подготовки

 

1.    Прочитайте соответствующие разделы учебного пособия и конспекта лекций.

 

2.    Изучите 2-4 рекомендованных источника из списка дополнительной литературы.

 

3.    Объясните смысл основных понятий:

классическая социология, современная социология, социологический позитивизм, понимающая социология, социологический объективизм, социологический субъективизм, структурные парадигмы, интерпретивные парадигмы, интегративные парадигмы, структурный функционализм, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология.

 

4.    Ответьте на контрольные вопросы:

1)    Кто и когда ввел в научный оборот термин «социология»?

2)    Какие основные социологические школы сложились в зарубежной и русской социологии XIX века?

3)    Каковы основные положения социологии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, М. Вебера?

4)    В чем особенности современного этапа развития западной социологии?

5)    Что такое социологическая парадигма и в чем отличие структурных, интерпретивных, интегративных парадигм?

 

5.    Подготовьте реферативное сообщение по одной из указанных тем:

1)    Позитивная социология О. Конта.

2)    Понимающая социология М. Вебера.

3)    Социологическая концепция марксизма.

4)    Социологическая концепция П. Сорокина.

5)    Судьба отечественной социологии.

 

6.    Выполните задания для аналитической работы:

Задание 1: Заполните таблицу:

 

 

Этапы исторического развития общественной мысли

Общая характеристика исторической эпохи

Основные

Представители

Основные

идеи

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Объясните, в чем специфика социологических теорий в сравнении с философскими концепциями?

 

Задание 3. Сравните социологические концепции О. Конта и М. Вебера. В чем их существенное различие?

 

Задание 4. Раскройте сущность теории общественно-экономической формации и законов общественного развития, разработанных К. Марксом.

 

Задание 5. Сопоставьте основные положения структурно-функционального подхода и подходов символического интеракционизма, феноменологии, этнометодологии. Какой из подходов целесообразнее использовать при анализе общественной жизни. Обоснуйте свою точку зрения по этому вопросу.

 

 

Тема 3

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

План

1.            Социологическое исследование как способ получения социальной информации: понятие, особенности, функции, этапы, виды.

2.            Программа социологического исследования: понятие, сущность, структура, функции.

3.            Методы сбора социологической информации:

А) Опрос: понятие, разновидности, достоинства и недостатки. Анкета – инструментарий анкетного опроса. Структура анкеты. Классификация вопросов анкеты.

В) Анализ документов: понятие, сферы применения, разновидности, достоинства и недостатки;

С) Наблюдение и эксперимент: понятие, сферы применения, разновидности, достоинства и недостатки.

 

Основная литература

 

1.     Бабосов Е.М. Прикладная социология. – Мн., 2000. – С. 7-29.

2.     Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - М., 2002. – С. 78-89.

3.     Социология. Основы общей теории / Под ред. Г.В. Осипова. – М., 2002. – С. 713-789.

4.     Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2002. – С. 340-383.

5.     Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М., 2003. – С. 74-94.

 

Дополнительная литература

 

1.     Булохова Н.Ю., Зайчикова О.В., Потапова Л.Б. Опыт социометрического анализа на Калининской АЭС // СОЦИС. – 2002. - № 4.

2.     Веселкова Н.В. Об этике исследования // СОЦИС. – 2000. - № 8.

3.     Григорьев В.Е Применение теста репертуарных решёток в группе // СОЦИС. - 2004. - № 10.

4.     Давыдов А.А. Компьютерные технологии для социологии (обзор зарубежного опыта) // СОЦИС. - 2005. - № 1.

5.     Кармадонов О.А. “Символ” в эмпирических исследованиях: опыт зарубежных социологов //  СОЦИС. – 2004. - № 6.

6.     Козлова Н.Н. Методология анализа документов // СОЦИС. – 2004. - № 1.

7.     Количественный и количественный анализ: органическое единство или автономия //  СОЦИС. - 2004. - № 9.

8.     Лагун А.Е. Невербальное поведение: к методике использования в социологическом исследовании // СОЦИС. – 2004. - № 2.

9.     Нохрина Н.Н. Тест как общенаучный диагностический метод // СОЦИС. - 2005. - № 1.

10. Романов П.В. Стратегия кейс-стади в исследовании социальных служб // СОЦИС. - 2005. - № 4.

 

Программа самостоятельной подготовки

 

1.    Прочитайте соответствующие разделы учебного пособия и конспекта лекций.

 

2.    Изучите 2-4 рекомендованных источника из списка дополнительной литературы.

 

3.    Объясните смысл основных понятий:

социологическое исследование (СИ), методология, метод, методика, техника, процедура, инструментарий СИ, виды СИ (разведывательное, описательное, аналитическое, разовое, повторное, пилотажное, полевое), программа СИ, проблема, объект и предмет СИ, цель и задачи СИ, интерпретация понятий, гипотеза СИ, генеральная и выборочная совокупность, репрезентативность, опрос, анкетирование, интервью, социометрия, анализ документов, наблюдение, эксперимент, анкета, респондент, вопросы анкеты (закрытый, открытый, альтернативный, полузакрытый), обработка социологической информации, отчет СИ.

 

4. Ответьте на контрольные вопросы:

1)    Каковы этапы социологического исследования?

2)    По каким показателям различаются разведывательное, описательное, аналитическое исследование?

3)    Какова структура программы социологического исследования?

4)    В чем специфика закрытого, полузакрытого и открытого вопросов анкеты?

5)    Чем отличается обычная беседа со студентом (учеником, родителем, коллегой) от интервью как метода сбора социологической информации?

 

5. Подготовьте реферативное сообщение по одной из указанных тем:

1)    Анкетирование и интервью: общее и особенное.

2)    Качественные методы в социологии.

3)    Исследование документальных источников в социологии.

4)    Наблюдение как метод сбора первичной социологической информации.

5)    Измерение в социологии.

 

6. Выполните задания для аналитической работы:

Задание 1: Кратко охарактеризуйте основные элементы программы социологического исследования (тема по выбору студента):

Методологический раздел: проблемная ситуация ® проблема ® объект исследования ® предмет исследования ® цель и задачи исследования ® интерпретация понятий ® предварительный системный анализ предмета исследования ® выдвижение гипотез.

Методический раздел: стратегический план исследования ® обоснование методов исследования ® составление выборки ® составление инструментария исследования.

 

Задание 2: Разработайте программу и на ее основе составьте анкету для проведения социологического опроса (тема по выбору студента).

 

Задание 3: Используя метод социологического наблюдения, проведите сбор первичной информации и проанализируйте результаты (тема по выбору студента).

 

Задание 4. Используя метод контент - анализа, проведите исследование газеты (любой на ваш выбор) за последний месяц.

 

Задание 5. Разработайте программу интервью на интересующую вас тему. Составьте бланк интервью и инструкцию для интервьюеров.

 

 

Тема 4

 

Общество как социокультурная система

Социальные изменения и социальный прогресс

 

План

1.    Общество: понятие, системные признаки, структура, функции и типы.

2.    Социальные связи, взаимодействия и отношения между индивидами и их общностями.

3.    Социальные изменения: понятие, сущность и виды. Эволюция и революция как формы социодинамики.

4.    Социальный прогресс: понятие и критерии.

 

Основная литература

 

1.     Кравченко А.И. Общая социология. – М., 2001. - С.61-108; 197-211.

2.     Общая социология / Под. ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2000.- С.165-213; 504-516.

3.     Мухаев Р.Т. Социология. – М., 2003. – С. 58-82; 147-153.

4.     Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология. – М., 2001. – С.59-72.

5.     Социология. Основы общей теории / Под ред. Г.В. Осипова. – М., 2002. - С.103-136.

 

Дополнительная литература

 

1.    Аверин А.Н. Социальное развитие северных регионов // СОЦИС. – 2005. - № 3.

2.    Гофман А.Б. Существует ли общество? От психологического редукционизма к эпифеноменализму в интерпретации социальной реальности // СОЦИС. – 2005. - № 1.

3.    Гуськов Ю.В. Гражданское общество в России: теория и реальность // СГЗ. – 2005. - № 3.

4.    Давыдов А.А. К вопросу об определении понятия “общество” // СОЦИС. – 2004. - № 2.

5.    Зиновьев А. Общество // СГЗ. - 2002. - № 5.

6.    Ковалёв А.М. Евразийская цивилизация и пути её развития // СГЗ. – 2005. - № 3.

7.    Козырев Г.И. Социальные процессы и изменения // СОЦИС. - 2005. - № 3.

8.    Смирнов П.И. О социологическом моделировании общественной эволюции // СОЦИС. – 2004. - № 8.

9.    Улевич Е.С Человек и общество: методологический аспект проблемы взаимосвязи // СГЗ. – 2005. - № 3.

10.Хевеши М.А. Массовое общество в ХХ веке // СОЦИС. – 2001. - № 7.

 

Программа самостоятельной подготовки

 

1.     Прочитайте соответствующие разделы учебного пособия и конспекта лекций.

 

2.     Изучите 2-4 рекомендованных источника из списка дополнительной литературы.

 

3. Объясните смысл основных понятий:

общество, страна, государство, социокультурная система, традиционное общество, современное общество, индустриальное общество, информационное общество, цивилизация, общественно-экономическая формация, цивилизационный и формационный подходы к типологии обществ, социальные связи, социальное действие, социальное взаимодействие, социальные отношения,  социальные изменения, социальное развитие, социальный прогресс, социальный регресс, эволюция, коэволюция, реформа, революция.

 

4. Ответьте на контрольные вопросы:

1)    Как определяется общество в социологии?

2)    Каковы основные элементы общества как системы?

3)    В чем отличие цивилизационного подхода к анализу развития общества от формационного?

4)    В чем специфика информационного общества?

5)    Что такое социальный прогресс и его критерии?

 

5. Подготовить реферативное сообщение по одной из указанных тем:

1)    Линейный и цикличный тип социальной динамики.

2)    Общество и государство.

3)    Гражданское общество в России: история и современность.

4)    Современное российское общество: проблемы и перспективы.

5)    О. Тоффлер о современном западном обществе.

 

6. Выполните задания для аналитической работы:

Задание 1. Проанализируйте по материалам российской прессы последствия реформ в современной России.

 

Задание 2. Проведите социологический опрос в студенческой группе на тему: «Социальные изменения в системе высшего образования в РФ».

 

Задание 3. Определите, каким критериям общества соответствуют такие объединения, как семья, школа, ВУЗ, город?

 

Задание 4. Покажите на конкретных примерах взаимосвязь четырех сфер общества (экономической, политической, социальной, духовной).

 

Задание 5. Раскройте законы общественного развития и объясните, какие из них были нарушены в СССР?

 

 

Тема 5

 

КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА

 

План

1.    Культура как социальное явление: понятие, признаки и структура.

2.    Функции и типология культуры.

3.    Особенности развития культуры в современной России.

 

Основная литература

 

1.     Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М., 2002. - С. 90-111.

2.     Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 2000.

3.     Мухаев Р.Т. Социология. – М., 2003. – С. 95-119.

4.     Социология. Основы общей теории / Под ред. Г.В. Осипова. – М., 2002. - С.136-179. 

5.     Фролов С.С. Социология. – М., 2003. - С. 38-67.

 

Дополнительная литература

 

1.     Вострякова Л.Е., Чирикова А.Е. Субъекты культурной политики региона при переходе к рынку // СОЦИС. – 2004. - № 10.

2.     Горностаева М.В. Искусство как социальное явление // СОЦИС. - 2004. - № 4.

3.     Григорьев В.П. Культура языка и языковая политика // ОНС. - 2003. - № 1.

4.     Гуревич М.А., Радиловская Т.Ю. Физическая культура в уральском регионе // СОЦИС. – 2003. - № 3.

5.     Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // СОЦИС. - 2004. - № 7.

6.     Могутнова  Н.Н. Корпоративная культура: понятие, подходы // СОЦИС. - 2005. - № 4.

7.     Мурзина И.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры // СОЦИС. - 2004. - № 2.

8.     Никитина И.В. Искусство и обыденное сознание в социокультурной реальности современной западной цивилизации // ОНС. - 2005. - № 3.

9.     Шкаратан О.И. Русская культура труда и управления // ОНС. - 2003. - № 1.

10. Яковенко  И.Г. Большая и малая традиции европейской культуры: к постановке проблемы // ОНС. – 2005. - № 4.

 

Программа самостоятельной подготовки

 

1.    Прочитайте соответствующие разделы учебного пособия и конспекта лекций.

 

2.    Изучите 2-4 рекомендованных источника из списка дополнительной литературы.

 

3.     Объясните смысл основных понятий:

культура, материальная культура, духовная культура, культурные универсалии, культурная система, артефакт, элитарная культура, народная культура, массовая культура, доминирующая культура, субкультура, контркультура, профессиональная культура, обыденная культура.

 

4.     Ответьте на контрольные вопросы:

1)    Что такое культура в широком и узком смыслах слова?

2)    Какие культурные универсалии выступают ведущими в культуре?

3)    Какие социальные функции выполняет культура?

4)    В чем сущность и содержание доминирующей культуры, субкультуры, контркультуры?

5)    По каким признакам отличают массовую, народную и элитарную культуру?

 

5.     Подготовьте реферативное сообщение по одной из указанных тем:

1)    Студенческий сленг в молодежной субкультуре.

2)    Инфантилизм в студенческой среде.

3)    Массовая культура в современной России.

4)    Роль русского языка в межкультурных коммуникациях.

5)    Проблемы духовной культуры современной российской молодежи.

 

6.     Выполните задания для аналитической работы:

Задание 1. Сопоставьте значение понятия «культура» в социологии и культурологии. Заполните следующую таблицу:

 

 

ВИДЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА»

общее

особенное

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

 

 

 

Задание 2: Проведите социологический опрос в студенческой группе на тему: «Роль партикулярных и материальных ценностей в современной молодежной культуре россиян».

 

Задание 3. Опишите культуру какого-либо народа России по следующим признакам: место локализации, принадлежность к языковой семье, религиозная практика, традиционные занятия в прошлом и настоящем, особенности перехода к современному состоянию и т.д.

 

Задание 4. Подумайте над тем, почему любой культурный образец является продуктом коллективного творчества и какую роль играет личность в развитии культуры?

 

Задание 5. Используя приведенные ниже определения культуры, напишите эссе, в котором доказывается, что:

1)    культура – это не только продукт и условие социального взаимодействия, ни и само это взаимодействие;

2)    культура не только передается, но и создается;

3)    культура не только общепринята, но порой и противоречит общепринятому.

Определяя понятие «культура», американский социолог Т. Парсонс выделял три основных момента:

·       во-первых, культура передается, она составляет наследство или социальную традицию;

·       во-вторых, культура не является проявлением генетической природы человека;

·       в-третьих, культура является общепринятой.

 

Рассуждая о сущности культуры русский философ Н. Бердяев писал: «Культура означает обработку материала актом духа, победу формы над материей. Она более связана с творческим актом человека… Гений никогда не мог вполне вместиться в культуру, и культура всегда стремилась превратить гения из дикого животного в домашнее животное… Творческий акт, в котором есть дикость и варварство, объективируется и превращается в культуру».

 

 

Тема 6

 

ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ

 

План

1.     Личность в системе социальных связей: понятие, сущность, структура и типология.

2.     Социальный статус и социальная роль личности.

3.     Социализация личности: понятие, основные этапы, агенты и типы. Особенности социализации личности в РФ.

 

Основная литература

 

1.     Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М., 2002. – С. 112-148; 151-155.

2.     Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы социологии. – М., 2000. – С. 27-41.

3.     Общая социология / Под. ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2000.- С. 455 – 503.

4.     Социология. Основы общей теории / Под ред. Г.В. Осипова. – М., 2002. - С. 180-241.

5.     Фролов С.С. Социология. – М., 2003. – С. 68-94.

 

Дополнительная литература

 

1.     Глазьев С.Ю. Россия: человек в системе общественных отношений // СГЗ. – 2004. - №1.

2.     Еляков А.Д. Информационная свобода человека // СГЗ. – 2005. - № 3.

3.     Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // ОНС. – 2005. - № 3, 4.

4.     Иванова И.Н. О социокультурной стилизации личности // СГЗ. - 2004. - № 6.

5.     Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: формы, отклонения, социализационная траектория // СОЦИС. – 2003. - № 1.

6.     Разин А.А. и др. Человек – главная ценность общества // СГЗ. – 2005. - № 2.

7.     Спасибенко С.Г. Социализация человека // СГЗ. – 2002. - № 5.

8.     Улевич Е.С Человек и общество: методологический аспект проблемы взаимосвязи // СГЗ. – 2005. - № 3.

9.     Попов М.Ю. Социализация личности в условиях деидеологизации: в поиске идеологии консолидации // СГЗ. – 2004. - № 6.

10. Спасибенко С.Г. Социализация студента в процессе изучения социологии // СГЗ. – 2004. - № 1.

 

Программа самостоятельной подготовки

1. Прочитайте соответствующие разделы учебного пособия конспекта лекций.

 

2. Изучите 2- 4 рекомендованных источника из списка дополнительной литературы.

 

3. Объясните смысл основных понятий:

человек, индивид, индивидуальность, личность, нормативная личность, модальная личность, социальный статус, предписанный статус, достигнутый статус, социальная роль, ролевое ожидание, ролевое исполнение, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация, первичная социализация, вторичная социализация, агент социализации.

 

1.    Ответьте на контрольные вопросы:

1)    В чем отличие понятий «человек», «индивид», «личность»?

2)    Что включает структура личности в социологии?

3)    Чем различаются достигнутый и предписанный статусы личности?

4)    Как соотносятся социальный статус и социальная роль?

5)    Что такое социализация личности?

 

2.    Подготовьте реферативное сообщение по одной из указанных тем:

1)    Социальный статус студента.

2)    Семейная социализация и ее проблемы в современной России.

3)    Роль вуза в процессе социализации студента.

4)    Роль социологии в социализации студенческой молодежи.

5)    Роль неформальных молодежных объединений в социализации личности.

 

3.    Выполните задание для аналитической работы:

Задание 1. Проведите опрос в студенческой группе по одной из указанных тем:

1) «Роль семьи в социализации личности»;

2) «Качества личности, значимые в студенческой среде».

 

Задание 2. Напишите социальную автобиографию.

 

Задание 3. Прокомментируйте следующие высказывания:

·       «Развить человека в человеке» (Н.Г. Чернышевский);

·       «Найти в человеке человека» (Ф.М. Достоевский);

·       «Личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке» (Л.С. Выготский);

·        «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность общественных отношений» (К. Маркс).

Аргументируйте свой ответ.

 

Задание 4. Сравните роль внешних обстоятельств и мотивации при выборе личностью модели поведения.

 

Задание 5. Определите лидера в вашем коллективе, используя метод социометрического опроса. Выявите идентификацию формального и неформального лидера.

 

 

Тема 7

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

 

План

1.     Социальная группа: понятие, признаки, структура и типология. Групповая динамика.

2.     Социальная организация: понятие, признаки, структура, виды. Организация и самоорганизация.

3.     Социальная агрегация: понятие, признаки и типы.

4.     Массы и массовое общество: понятие, причины возникновения и признаки. Массовое сознание и массовые действия. Социальные движения.

 

Основная литература

 

1.     Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М., 2002. – С. 155-156; 164-192; 445-468.

2.     Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология. – М., 2001. – С. 80-89.

3.     Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Ярёменко С.Н. Социология. – Ростов-на-Дону, 2001. – С. 154-197.

4.     Мухаев Р.Т. Социология. – М., 2003. – С. 167-176.

5.     Фролов С.С. Социология. - М.- 2003. – С. 170-211; 236-248; 270-290.

 

Дополнительная литература

 

1.     Барсукова С.Ю. Групповая солидарность: сущность, условия формирования // СОЦИС. - 2002. - № 4.

2.     Ермаков В.Ф. Демократическая организация социально-экономической и духовной солидарности людей // Вестник Моск. ун.-та. Сер.12. Политические науки. – 2005. - № 2.

3.     Ефимчук И.В. Социальная организация – прошлое без будущего // ОНС. - 2005. - № 3.

4.     Жуков В.И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности // СОЦИС. – 2005. - № 6.

5.     Копцева О.А. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся // СОЦИС. – 2005. - № 2.

6.     Копцева О.А. Потенциал детского движения в развитии социального творчества подростков // СГЗ. - 2005. - № 2.

7.     Копцева О.А. Социальные группы: Методическое пособие по курсу “Социология”. – Магнитогорск: МаГУ, 2001.

8.     Костин В.А., Костина Н.Б. К вопросу об определении понятия “социальная организация” // СОЦИС. – 2001. - № 10.

9.     Науменко Т.В. Массовое сознание и его роль в массово-коммуникативном процессе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Политология и социология. – 2003. - № 2.

10. Хевеши М.А. Массовое общество в XX в. // СОЦИС. - 2001. - № 7.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!