Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Социология образования»»

/ Общая социология
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

лекция № 1 

 

«Структура социологии образования: объект, предмет, методы».

 

план лекции

 

  1. Объект социологии образования. Проблема определения предмета и социальной потребности в образовательных услугах. Моделирование образования
  2. Структура и функции социологии образования

 

1.     Общественная потребность в социологии образования: Объект и предмет социологии образования. Проблема определения предмета социологии образования. Тенденции в изменении предмета социологии образования на Западе и в России (экстра-и интраспективный подходы). Круг проблем, изучаемых социологией образования. Основные законы и принципы. Уровни социологии образования: методологический, теоретико-прикладной и прикладной. Научные категории социологии образования. Категория «цель» в социологии образования: факторы, влияющие на цель образования; структура цели образования; цели образования у Дюркгейма и Вебера. Категория «ценность» в социологии образования: сущность понятия «ценность» образования; структура ценностей в образовании; принципы исследования ценностных ориентаций в образовании. Категория «стратегия» в социологии образования: понятие «стратегия образования»; элементы образовательной стратегии; технологии разработки стратегии в образовании. Цель образования: подготовка человека к продуктивному участию в общественной жизнедеятельности. Экстенсивная, продуктивная и интенсивная модели. Диагностика структуры и содержания занятий человека. Определение целей учебной подготовки. Определение арсенала учебных средств. Модель деятельности как исходное звено моделирования образования. Модель как знаковая система отображения объекта. Трудности моделирования в социологии образования. Нормативное моделирование. Нормативное прогнозирование. Нормативная модель образования. Квалификационная характеристика специалиста. Проблемы моделирования образования. Универсальные и специальные компоненты образовательной модели. Гуманистическое образование. Естественнонаучное образование. Технологическое образование. Предпосылки универсализации содержания образования: наука, искусство, информатика, физическая культура. Показатель «образованности». «Грамотность» как индикатор уровня образованности. Компьютерная грамотность. Временная компонента образования. Отражение способностей и ориентаций учащихся в моделях образования. Адекватность ориентаций учащихся содержанию образовательных моделей как предпосылка эффективности образования. Типологизация моделей образования по уровню социокультурного развития учащихся. Усреднение нормативных требований к учащимся и его последствия. Проблема и задачи дифференцированного обучения. Индивидуальный подход к обучению. Социологический анализ ориентаций учащихся. Изучение профессиональных ориентаций.

  1. Структура и функции социологии образования: теоретические (описательная, диагностическая, объяснительная, прогностическая) и прикладные (проектно-конструктивная, преобразовательная, критериально-оценочная, коррекционная). Основное назначение социологии образования как науки и учебной дисциплины. Методологические основы социологии образования. Особенности применения общих методов социологических исследований в социологии образования. Специфические методики исследований. 

 

Дополнительные вопросы для обсуждения:

  1. В чём специфика изучения социологии образования и её роль в формировании познавательного потенциала будущего социолога?
  2. Что составляет сущность педагогической культуры образования?

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализируйте место социологии образования в структуре социологического знания
  2. Рассмотрите динамику основных концепций социологии образования в исторической ретроспективе
  3. Напишите произвольное эссе на тему: «Образование и его роль в жизни общества»

 

Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
  5. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
  6. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
  7. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
  8. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
  9. Нечаев В.Я. Социология образования. – М., МГУ, 1992.
  10. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
  11. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

 

лекция № 2 

 

«Социология образования в системе гуманитарных наук».

 

план лекции 

 

  1. Социология «Социологии образования»
  2. Специфика развития научных подходов к изучению образовательного процесса

 

  1. Место и роль социологии образования в социологической науке как отраслевой дисциплины: социология образования и общая социология, социология знания, социология молодежи, социология социальной структуры и др. Взаимодействие социологии образования со смежными областями: философией, педагогикой, психологией, экономикой и др.
  2. Формирование и развитие научных подходов к изучению образования: Специфика социологического подхода к изучению образования. Социологические парадигмы как основания формирования социологии образования: классические (социоцентричные, антропоцентричные, комплексные парадигмы). Неклассические парадигмы (универсумная, виталистская). Ноосферная парадигма образования. Основные подходы в современной социологии образования: экстра-и интраспективный, социокультурный, институциональный, системный, структурный, деятельностный, социокоммуникативный, классический и неклассический.

 

Дополнительные вопросы для обсуждения:

  1. По каким признакам социология образования связана с философией образования?

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Реферат: «Основные подходы в современной социологии образования»

 

Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
  5. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
  6. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
  7. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
  8. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
  9. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
  10. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
  11. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

 

 

лекция № 3 

 

«Становление и развитие западной социологии образования»

 

план лекции 

 

  1. Образование в Античную эпоху
  2. Зарождение и становление социологии образования в XIX-XX в.в
  3. Современные тенденции в европейской и американской социологии образования

 

  1. Проблемы образования в истории социальной мысли Запада: Платон, Аристотель, Сенека, Цицерон, Кампанелла.
  2. Этапы развития западной социологии образования. Становление социологического подхода к образованию (Д. Локк, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, Р. Оуэн, Ш. Фурье, Д.Дьюи, О.Конт и др). Разработка проблем социологии образования представителями классической социологии 20 в. (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, К. Маркс и др) Институализация социологии образования, ее предметное оформление в 20-30-х г.г. 20 в. Изменение приоритетов исследования в западной социологии образования с середины 50-х г.г 20 в. до настоящего времени. Функциональная парадигма (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Г.Беккер, Р. Будон, М. Крозье). Феноменологическая парадигма (М. Гарфинкель, Х. Блумер, А. Шутц, А. Штраус, Б. Глазер, М. Янг, Н. Кедди). Структуралистская парадигма (Р.Дарендорф, П.Бурдье, М. Пиор). Радикальная гуманистическая парадигма (К. Маркс, А. Горц). Постмодернистская социология образования. Либертарианизм и концепция школьного образования И. Иллича. 
  3. Европейская и американская тенденции в развитии социологии образования. Основные направления в западной социологии образования: функционалистское, конфликтологическое, интеракционистское, неомарксистское; подходы, основанные на политической ориентации – социал-демократические, реформистские, неоконсервативные. Прагматизм и инструментализм Д. Дьюи в социологии образования. Меритократическая концепция М. Янга. Элитарная концепция Э. Торндайка. Диверсификационная концепция М. Троу. Концепция профессионального развития А. Маслоу, Э. Гинсберга, Дж. Херма, С. Роджерса и других. Социометрические подходы в исследовании учебно-воспитательного процесса в школе (У. Гордон, Дж. Гетцельс, Дж. Коулмен). Когнитивное направление. Конструктивизм и теория Р. Фоерстейна. Теория множественности интеллекта (Г. Гарднер). Модель обучения метапознанию (М. Липман). Модель эксперименально-исследовательского обучения (Р. Раков). Теория социального капитала (Дж. Коулмен). 

 

Дополнительные вопросы для обсуждения:

  1. Что такое коммуникативная интеракция?
  2. Что такое бихевиоризм и каковы особенности его применения в системе образования?
  3. Каковы институциональные признаки системы образования?
  4. Образование за рубежом: «За» или «Против»?
  5. Каким образом общественные отношения влияют на развитие образования?
  6. Кого вы можете отнести к классикам социологии образования и почему?

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Предложите собственную теоретическую модель образовательного процесса

 

Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
  5. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
  6. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
  7. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
  8. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
  9. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
  10. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
  11. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

 

лекция № 4 

 

«Становление и развитие социологии образования в России»

 

план лекции 

 

  1. Отечественное образование до XX века
  2. Развитие современной социологии образования в России

 

  1. Социологические подходы к проблеме образования до 1917 года. Правительственные социолого-статистические исследования, земская статистика, губернские статистические бюро. Социологические исследования российского университета, проводимые Н.И. Кареевым в начале 20 века. Середина 19 века: П.Н. Милюков о социальных вопросах истории просвещения России, начиная с Древней Руси. Дискуссии об организационных формах высшего педагогического образования в конце 19-начале 20 века. Исследования Л.С. Выготского в области педагогической психологии на основе культурно-исторической теории в 20-е г.г. П.Сорокин о кризисе современной семьи и профессиональной социализации молодежи (1916 г). Изучение профессиональной стратификации и мобильности (1927 г).
  2. Становление современной отечественной социологии образования. Социологические проблемы образования в исследованиях В.Н. Шубкина. Социологические и социально-психологические проблемы образования (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, С.Н. Иконникова). Социальные проблемы вузовского образования и студенчества (Л.Н. Лесохина, В.В. Водзинская, Л.Я. Рубина). Учительство как социально-профессиональная группа (Л.Г.Борисова, Ф.Г. Зиятгинова). Социальное прогнозирование в области образования (И.В. Бестужев-Лада). Исследования высшей школы (А.А. Овсянников). Социально-дифференцирующие функции института образования (Д.Л. Константиновский). Образование и социальное становление молодежи (М.Х. Титма). Социальные проблемы вузовского образования и студенчества (Л.Н. Лесохина, В.В. Водзинская, В.Т. Лисовский, Л.Я.Рубина). Образование и воспроизводство социальной структуры общества (Н.А.Аитов, О.И.Шкаратан, М.Н.Руткевич, Ф.Р.Филиппов). Социально-психологические исследования учительского коллектива (А.И.Донцов). Дифференциация в сфере общего образования (Г.А.Чередниченко). Жизненные стратегии учащейся молодежи (В.С.Магун). Образование и жизненные траектории (В.В. Семенова, Л.А. Коклягина). Социально-дифференцирующие функции института образования (Д.Л. Константиновский). Мониторинг социальных проблем образования (Ф.Э.Шереги). Личностная парадигма в образовании (Е. Бондаревская, В. Давыдов, В. Ильин, М. Кларин и др.). Международные проекты (В.Н. Шубкин). Социальные проблемы реформирования системы образования (И.В. Бестужев-Лада, Ф.Г. Зиятдинова, А.А. Овсянников и др.)

 

Дополнительные вопросы для обсуждения:

  1. Расскажите об особенностях системы образования в СССР
  2. Каковы особенности российских исследований в области социологии образования?

 

Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
  5. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
  6. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
  7. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
  8. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
  9. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
  10. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
  11. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

 

 

РАЗДЕЛ II. Образование как социальный институт

 

лекция № 5

 

«Образование как социальный институт»

 

план лекции

 

  1. Институционализация образования
  2. Функции социального института образования
  3. Межпредметные связи и политизация образования

 

  1. Понятие «образование» в широком и узком смыслах. Социальная динамика и становление института образования. Структура института образования, ее модификации. Институциональная система общества и ее влияние на институт образования. Социокультурные изменения и образование. Инерционность системы образования. Лабильность системы образования. Социальное управление в образовании.
  2. Функции института образования: воспроизводство культурных и социальных ценностей, социализация членов общества; функции социального и культурного изменения; образование как средство социального контроля; «запускающая» роль образования в формировании профессиональной и жизненной карьеры; образование как институт формирования и воспроизводства навыков, необходимых для рабочей силы; легитимация общественных структур. Взаимосвязи функций. Основные институциональные функции образования и функции, обусловленные его содержанием. «Дерево» функций.
  3. Множественность и разнообразие взаимосвязей между образованием и другими социальными институтами. Автомизация образования и других и других социальных институтов, ее социальные последствия. Соперничество политической системы, экономики, других институтов в борьбе за влияние на образование. Образование и экономика. Образование и политика. Образование и семья.

 

Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
  5. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
  6. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
  7. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
  8. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
  9. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
  10. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
  11. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

 

 

лекция № 6

 

«Образование как социальная система и социальная организация»

 

план лекции

 

  1. Социальные характеристики образования
  2. Виды образования и его институциональная структура
  3. Психология образования и технология педагогического процесса
  4. Статусно-ролевые взаимодействия и трансформации социальной структуры образования

 

  1. Общая характеристика образования как социальной системы. Функции семьи как первичного института образования и воспитания. Дошкольное образование и воспитание. Система внесемейного образования: детские дома, приюты и т.д. Общее образование: основное и полное. Профессиональное образование: начальное профессиональное, среднее специальное, высшее. Дополнительное образование. Социальная динамика и становление института образования. Структура института образования, ее модификации. Институциональная система общества и ее влияние на институт образования. Социокультурные изменения и образование. Инерционность системы образования. Лабильность системы образования. Социальное управление в образовании. Множественность и разнообразие взаимосвязей между образованием и другими социальными институтами. Автономизация образования и других социальных институтов, ее социальные последствия. Соперничество политической системы, экономики, других институтов в борьбе за влияние на образование. Образование и экономика. Рынок труда как опосредованный регулятор системы образования. Текущая и перспективная потребность в кадрах как фактор формирования ориентаций населения в отношении образования. «Встречное» влияние состояния системы образования, образовательного потенциала населения, его образовательных ориентаций на экономическое развитие. Ответ российской системы образования на изменение кадровых потребностей в настоящее время. Финансирование системы образования как производная состояния экономики. Прогнозы заказа экономического развития российской системе образования и альтернативы ее будущего. Образование и политика. Институт образования как узел политических проблем, точка столкновения интересов конфликтующих групп. Социальные движения и институт образования. Политические аспекты развития системы образования в России. Реформирование системы образования в связи с общими социальными переменами в настоящее время. Образование и семья. Образование и семья в процессах социализации членов общества, становления личности. Изменение функций семьи в отношении образования и воспитания. Становление института образования как выражение социальной потребности в систематическом и длительном обучении новых членов общества, поэтапной социализации. Необходимость объединения усилий институтов семьи и образования. Проблемы, связанные с кризисными явлениями в институте семьи. Воспроизводство культурных и социальных ценностей, социализация членов общества. Передача ценностей господствующей культуры как главная функция образования (Э.Дюркгейм). Динамика системы ценностей и образование: исторический аспект. Взаимовлияние систем ценностей и содержания образования. Гуманизация и гуманитаризация образования. Проблема личных, корпоративных, общечеловеческих интересов в обучении и воспитании. Система образования в Российской империи; роль земского учительства, университетской профессуры и становлении мировоззрения молодежи. Советская система образования - 'кузница кадров'. Место преподавания общественных наук в советской системе образования.
  2. Государственное и коммерческое образование. Массовое и элитное образование. Дифференцированное образование. Самообразование. Система образования как социальная организация: комплекс черт сложной формальной организации в системе образования и образовательных учреждениях; разделение труда; иерархическая система управления; штатные сотрудники; наличие помещений для деятельности; правила, регулирующие режим работы; элементы административного стиля; наличие неформальных отношений.
  3. Субъект, объект и функционирование управления в сфере образования. Органы управления в учебно-педагогическом коллективе. Управление и общественно-политические процессы в сфере образования. Образование как социальный процесс: обучение и воспитание как диалектическое единство процесса образования. Структура учебного процесса. Учебная дисциплина и учебный план. Учебная программа. Технология учебного процесса. Учебный процесс – новые технологии. Непрерывное образование как социальный процесс. Особенности и критерии выделения социальных групп сферы образования. Подходы к анализу социальной структуры сферы образования: 1) характеристика места социальных групп в сфере образования; 2) анализ  сферы образования в общей социальной стратификации. Классификационная схема социальных групп сферы образования.
  4. Особенности социально-ролевых позиций учащихся и обучающих. Вертикальная стратификация учащихся. Индикаторы социальной зрелости учащихся. Изменение предметного состава ценностей. Возрастание культурного уровня ценностей. Развертывание самодеятельности учащихся. Факторы выделения  горизонтальных страт учащихся. Группообразующие факторы: доминантно-базисные признаки; культурно-характерологические признаки; ситуативные признаки. Система образования и образовательные учреждения как специфические разновидности сложной формальной организации. Особенности системы образования и образовательных учреждений как организаций. Позитивные и негативные аспекты организаций, выразившиеся в системе образования и общественных учреждениях. Идеалы и реальные практики в системе образования. Современная российская система образования: предпосылки демократизации процесса управления, децентрализации, плюрализации, расширения прав образовательных учреждений и преподавателей.
  5. Тенденции изменения социальной структуры сферы образования: вовлечение широких групп общества; увеличение не только учащихся, но и обучающих; увеличение числа лиц, обслуживающих сферу образования; сближение структуры общества и социальной структуры учащихся; взаимообмен специалистами сферы образования и других сфер производственной деятельности; разнообразие социально-ролевых позиций учащихся в отношении форм образования и методов обучения. Образование как средство социального контроля. Прививание учащимся господствующих в обществе ценностей как осуществление социального контроля посредством образования. Обязательность определенного уровня образования, унифицированные программы обучения как социальный стандарт. Контроль центральной и местной администрации учебных заведений за деятельностью преподавателей, учебой и поведением учащихся. Идеологизированное содержание советского образования. Жесткие нормативы советского периода, единообразие учебников и методов преподавания; предельная централизация управления, расширение сфер контроля. Современные проблемы децентрализации и плюрализации в сфере образования. Содействие системы образования поддержанию стабильности общества и его интеграции, социальному прогрессу как выражение социального контроля. «Запускающая» роль образования в формировании профессиональной и жизненной карьеры. Образование как сфера реализации жизненных интересов. Терминальная и инструментальная ценность образования. Развитие общества и престиж образования. Изменение роли образования в формировании жизненной карьеры. Роль мотивации к образовательной деятельности, динамика мотивации в связи с динамикой общества. Потребность населения в образовании различного уровня и содержания. Стимулирование образовательной активности и развитие непрерывного образования. Престиж образования в сегодняшней России, специфика его социальной обусловленности. Взаимосвязи ориентаций потребителей услуг сферы образования и её структуры и функционирования. Проблема реализации возможностей в сфере образования. Образование как институт формирования и воспроизводства навыков, необходимых для рабочей силы. Воспроизводство и обновление профессиональной структуры народного хозяйства – обязательное условие его функционирования. Требования, предъявляемые социальным и промышленным развитием, и перемены в подготовке квалифицированных кадров. Рынок труда как регулятор развития сферы образования. Современные тенденции изменений структуры потребности в кадрах по профессиям и требований к качеству работников; следствия для производителей и потребителей услуг сферы образования. Динамика профессиональных ориентаций молодежи и ответ образовательных учреждений. Необходимость системы профессиональной ориентации. Задачи переквалификации в связи со структурной перестройкой экономики. Проблема молодежной безработицы, вероятные социальные последствия. Образование как фильтрующее устройство. Механизмы фильтрации в сфере образования и их динамика в связи с развитием общества. Социально-экономические регуляторы механизмов и интенсивности фильтрации. Показатели академических успехов, их латентный смысл; основные элементы комплекса факторов, влияющих на академические успехи. Роль факторов социального характера. Дифференциация обучения (учет психофизиологических особенностей; изменение способа, профиля обучения для тех, кто не справляется с нормативной программой, и направленное поощрение успевающих) и ее социологическая интерпретация. Влияние плюрализации в российской системе образования на механизм фильтрации. Образование и процесс формирования социальной структуры. Взаимовлияние социальной структуры и сферы образования. Зависимость значения образования для достижения определенных статусов от экономического, социального, политического развития общества. Образование, статус, мобильность в различных обществах. Профессия и социальный статус; ориентации профессиональные и социальные. Сословность и образование в Российской империи. Формальная и фактическая роль образования в продвижении к относительно привилегированным позициям в советском обществе. Специфика современной России; изменение роли образования в процессах социальной мобильности. Социальная обусловленность уровня притязаний и вариантов жизненной карьеры. Динамика ориентаций и социального поведения российской молодежи в сфере образования. Социальная селекция и институт образования. Реализация интересов социальных групп в сфере образования и посредством института образования. Влияние института образования на процессы социальной стратификации. Характер системы образования Российской империи: социологические аспекты. Специфические фильтры советского периода, их видоизменение. Углубление социальной дифференциации в российской сфере образования как отражение дифференциации общества. Роль плюрализации в системе образования. Гендерный аспект дифференциации в ориентациях и возможностях. Противоречие между равенством прав на получение образования и существующей в действительности социальной дифференциацией в образовательной сфере как проблема социетального масштаба. Социальная селекция и задача максимального использования интеллектуального потенциала общества. Явные, скрытые и отложенные конфликты. Значение возникающих проблем для общей социальной ситуации.

 

Дополнительные вопросы для обсуждения:

  1. Бум высшего образования в современной России: причины, возможные последствия?

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Охарактеризуйте социальные интенции индивида на образование

 

Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
  5. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
  6. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
  7. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
  8. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
  9. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
  10. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
  11. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

 

лекция № 7

 

«Образование в культурно-историческом контексте»

 

план лекции

 

  1. Образование в древних цивилизациях
  2. Становление модерного института образования
  3. Образование в СССР и России

 

  1. Образование в древних цивилизациях: школа в Древней Индии; египетское и китайское обучение; система образования в Др. Греции.; образование в Древнем Риме. Взгляды Цицерона, Сенеки на проблемы образования и воспитания. Образование в период средневековья: религиозность, традиционализм, каноничность, символизм. Церковные школы. Соборные и монастырские школы. Городские школы, рыцарское образование, университеты в 11-14 в.в. Европейское образование и принципы его деятельности: свободное развитие всех областей науки независимо от их практического применения, самоуправление (выборы ректора, деканов, профессоров, наличие свободных судов и т.д.), свобода выбора деятельности студентов и преподавателей. Основатели университетов: города (Италия), церковные и светские власти (Франция, Германия). Первый Парижский университет (1200 г.). Организация факультетов.
  2. Становление модерного института образования. Исторические аспекты образования в контексте модернизации Европы. Эпоха Возрождения и трансформация культуры. Развитие искусства и науки. Кризис средневекового и возникновение классического образования. Эпоха Просвещения: политические и культурные изменения общества. Разработка и практика реализации народного образования в период французской революции  1789-1893 г.г. Индустриализация и формирование учебных заведений различных типов. Классическое и реальное образование в Европе в 19 в. Становление массовых школ. Особенности образования на стыке 19-20 в.в.
  3. Образование в России. Школы Киевской Руси 11-13вв. Образование в Московском государстве в 14-16 в.в. Школы при приказах, обучение ремеслам. «Книжное образование». Православие и образование в России. Значение церкви в просвещении и содержании школ. Монастыри как центры образования и научных знаний. Российское образование в 16-17 в.в. Киевская академия. Греко-латинские школы. Частное образование. Реформы Петра1 и развитие образования в России. Зарождение профессионального образования. Сословные учебные заведения. Академия наук. Московский университет. Образовательная политика Екатерины ΙΙ. Женское образование в России. Реформы образования в конце 18 в. Создание государственной системы начального, высшего и среднего образования в 19в. Реформы образования после Отечественной войны 1812 г. Школьные реформы 60-х гг. 19 в. Типы школ. Расцвет российских университетов в эпоху Александра ΙΙ. Образование в России на рубеже 19-20вв.
  4. Советская система образования. Характеристика различных типов школ (начальная, средняя, профессиональная, высшая и др.) Переход ко всеобщему среднему образованию в послевоенные годы. Реформы 80-х – 90-х гг.

 

Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
  5. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
  6. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
  7. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
  8. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
  9. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
  10. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
  11. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

 

 

РАЗДЕЛ III. Социальные проблемы школьного, среднего, профессионального и высшего образования в современной России

 

лекция № 8

 

«Общеобразовательная школа как объект изучения»

 

план лекции

 

  1. Российская школа: основная проблематика

a.      дошкольное образование;

b.      мл. школьный возраст;

c.      ср. школьный возраст;

d.      ст. школьный возраст;

e.      профессиональное обучение; колледжи, ССУЗы, ВУЗы

  1. Урбанизация школьного образования

 

  1. Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы. Стадии школьного образования. Задачи школьного образования. Школа и семья. Теории школьного образования: Бернстайн – языковые коды; Боулз и Гинтис – школы и промышленный капитализм; И. Иллих – скрытая программа. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в школьном возрасте. Динамика привлекательности профессий в среде старшеклассников. Социальная обусловленность динамики личных планов выпускников средних школ. Социально-профессиональный статус родителей и предпочтения детей.
  2. Влияние уровня урбанизации. Ведущие акторы в сфере школьного образования: администраторы, учителя, ученики, родители. Особенности и критерии выделения социальных групп сферы образования. Основные статусные группы. Особенности ролевого взаимодействия учащихся и обучающих. Учебный коллектив как социальная группа. Учебно-педагогический коллектив как социальная общность, как социальная организация. Роль учителей в образовательном процессе. Преподаватели: общеобразовательных школ, профессиональных учебных заведений. Престиж работников системы образования. Учащиеся педагогических учебных заведений. Социальная мотивация выбора профессии учителя. Проблема ранней профориентации на педагогическую профессию. Профессиональные намерения будущих учителей.

 

Дополнительные вопросы для обсуждения:

  1. По каким параметрам школа является социализирующим индивида фактором?
  2. Что Вы понимаете под «гражданской позицией» учащегося?
  3. В каком возрастном школьном «звене» чётко выражено профориентационное начало?

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Написать эссе (2 – 3 стр.) на тему: «Воспоминание молодого социолога о школе»

 

Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
  5. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
  6. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
  7. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
  8. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
  9. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
  10. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
  11. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

 

 

лекция № 9

 

«Среднее профессиональное образование в России»

 

план лекции

 

  1. Профориентационная направленность старших школьников
  2. Колледжы, техникумы, ССУЗы России

 

  1. Социально-профессиональная ориентация выпускников школ. Мотивы выбора профессии. Оценка престижности профессии.
  2. Средние профессионально-технические училища России: проблемы и перспективы. Система профессионального образования. Профессионально-техническое образование. Среднее специальное образование. Профессиональная подготовка и воспроизводство рабочих кадров. Проблема взаимодействия образования и экономических структур. Ценностные ориентации будущих специалистов. Реформа системы профессионального образования.

 

Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
  5. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
  6. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
  7. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
  8. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
  9. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
  10. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
  11. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

 

лекция № 10

 

«Современные процессы в системе высшего образования»

 

план лекции

 

  1. Высшее образование в России
  2. Стратификационные трансформации студенчества в современной России
  3. Кадровый состав и профессионализм работников высшей школы

 

  1. Университетское образование в России. Учебный процесс и академические свободы студентов российских вузов. Проблема гуманитаризации высшего образования: от теории к практике. Проблемы информатизации высшей школы. Дистанционное образование. Проблема приватизации научных и образовательных объектов и развитие негосударственного исследовательского сектора.
  2. Динамика социального состава студентов. Проблема трудоустройства студентов. Эмиграционные намерения студентов. Подготовка специалистов для зарубежных стран в вуузах России. Социально-психологический климат в студенческой среде и материальное положение студентов. Досуг студентов. Девиация в среде молодежи. Изучение ценностных ориентаций студентов.
  3. Структура научно-педагогических кадров вузов России. Социально-демографическая структура преподавателей и научных сотрудников вузов. Квалификационная структура вузовских кадров; перспективы научного роста. Условия труда преподавателей в вузах. Проблемы подготовки научно-педагогических кадров в вузовской аспирантуре. Реформа российской высшей школы. Изменение качества образовательных программ и технологий обучения в ходе реформы высшей школы.

 

Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
  5. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
  6. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
  7. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
  8. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
  9. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
  10. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
  11. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

 

 

Раздел IV. Модернизация образования на рубеже XX-XXI веков: социальные проблемы

 

лекция № 11

 

 «Образование как фактор социальной мобильности»

 

план лекции

 

  1. Основные проблемы образования на современном этапе
  2. Академическая свобода и полноценное образование

 

  1. Стартовые возможности и образование. Значение демографической ситуации, состояния экономики, положения на рынке труда, ценностных ориентаций, ситуации в сфере образования. Роль культурного и финансового капитала, статуса и социальной сети семьи, природных задатков индивида.
  2. Проблемы равенства возможностей в получении образования. Пути выравнивания шансов в образовательной сфере. Отечественный и зарубежный опыт регулирования состава учащихся. Роль образования в интеграции общества и социальные изменения.

 

Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
  5. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
  6. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
  7. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
  8. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
  9. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
  10. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
  11. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

 

лекция № 12

 

 «Демографические процессы и образование»

 

план лекции

 

  1. Образование России в зеркале демографических проблем
  2. «Экономика» и «Политика» образования в современной России

 

  1. Регулирование структуры и функционирования системы образования демографической динамикой. «Обратная связь»: влияние образовательных характеристик населения на демографические показатели – рождаемость, возраст вступления в брак и др.
  2. Демографические последствия политических и экономических событий, их отражение в сфере образования. Современное состояние демографических процессов в России, демографический прогноз и вероятное развитие системы образования.

 

Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
  5. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
  6. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
  7. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
  8. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
  9. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
  10. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
  11. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

 

лекция № 13

 

 «Гендерная специфика в образовательном процессе»

 

план лекции

 

  1. Социология образование и гендерная проблематика

 

  1. Ключевые концепции и дискуссии: либеральный феминизм, социал-феминизм, радикальный феминизм, гендерный подход.
  2. Изменения в образовательном опыте девочек и мальчиков, женщин и мужчин. Проблемы дискриминации женщин в получении образования и возможностях построения карьеры. Социальный пол и успехи в образовании. Феминизация в образовательной сфере России: причины и проблемы.

 

Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
  5. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
  6. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
  7. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
  8. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
  9. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
  10. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
  11. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

 

лекция № 14

 

 «Девиантное поведение и образование»

 

план лекции

 

  1. Предпосылки девиаций в образовании
  2. Негативные и позитивные девиации в системе образования

 

  1. Интерпретация статистических данных: образование и преступность, наркомания, алкоголизм, проституция.
  2. Дефекты воспитания и образования в семье и школе как факторы девиантного поведения подростков. Школа как травмирующий фактор. Патологии семейного воспитания.

 

Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
  5. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
  6. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
  7. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
  8. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
  9. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
  10. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
  11. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

 

лекция № 15

 

 «Проблемы модернизации российского образования»

 

план лекции

 

  1. Изменения в российском обществе и состояние сферы образования
  2. Стратегические проблемы формирования образовательного общества в 21 веке
  3. Новые вызовы в системе образования на рубеже веков

 

  1. Изменения в российском обществе и состояние сферы образования. Реформирование сферы образования в России: история и современность. Особенности складывания в системе образования практически отсутствовавших подсистем: рынка образовательных услуг, рынка капитала, рынка труда. Коммерциализация образования. Проблема качества и доступности обучения. Индивидуальность и демократичность обучения. Дифференцированное обучение. Проблема молодежной безработицы. Российская сельская школа как социокультурный феномен. Программа реформ.
  2. Стратегические проблемы формирования образовательного общества в 21 веке. Актуализация социологии образования в связи со спецификой конца 20 и начала 21 века. Социальный заказ нового вида: смена интереса общества к происходящему в образовательной сфере – острой потребностью в валидной информации по целому ряду аспектов деятельности социального института, являющегося в новых мировых условиях лидером  и условием прогресса, источником благосостояния развитых стран.
  3. Новые вызовы на рубеже веков: изменение моделей социализации молодежи, глобализация образования и одновременно углубляющаяся специфичность отдельных страновых систем, необходимость более тесного контакта социологии образования с обществом. Целесообразность создания научной службы мониторинга и прогнозирования развития системы образования, ее взаимодействия с другими институтами общества.

 

Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
  5. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
  6. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
  7. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
  8. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
  9. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
  10. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
  11. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!