Уважаемые студенты!
По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова, могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.
Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.
Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru
При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.
Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.
С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru
Тема № 1: “Социология образования как наука”.
план семинара
1. Объект социологии образования. Проблема определения предмета
2. Структура и функции социологии образования
3. Социология образования в системе социологического знания
Темы рефератов:
Ø Методологические основы социологии образования. Основные подходы к изучению образования в социологии образования
Ø Социология образования в системе социогуманитарных наук. Философский, педагогический, психологический и экономический подходы к изучению образования. Специфика социологического подхода
Дополнительные вопросы для обсуждения:
- В чём специфика изучения социологии образования и её роль в формировании познавательного потенциала будущего социолога?
- Что такое педагогический процесс?
- Что составляет сущность педагогической культуры образования?
Задания для самостоятельной работы:
- Проанализируйте место социологии образования в структуре социологического знания;
- Ответить письменно на вопрос: «Возникновение и развитие системы образования: основные этапы и их характеристика»;
- Дайте обзор проблематики образования в древних цивилизациях;
- Раскройте основные взаимосвязи особенностей культуры и образования в историческом контексте;
- Рассмотрите динамику основных концепций социологии образования в исторической ретроспективе;
- Постройте графическую схему, составьте таблицу: «Объект социологии образования. Её структура и функции»;
- Напишите произвольное эссе на тему: «Образование и его роль в жизни общества»;
Литература:
- Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
- Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
- Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
- Белова И.А., Французова Л.Я., Французов М.М. О проблемах профориентационной работы в школе // Социс. 2000. № 5.
- Бурдье П. Система образования и система мышления //Высшее образование в России. 1997. № 2. С.119-126.
- Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. № 3. С.15-19.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
- Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Неклассическая социология образования начала 20 века. – Барнаул, 2000.
- Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
- Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социс. 2000. № 6. С.21-28.
- Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
- Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
- Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. – М.: Наука, 1977.
- Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
- Панферова В.В. Социология образования // Социально-политический журнал. 1996. №4. С.121-133.
- Ричардсон Г. Образование для свободы. – М.: Российский гуманит. Ун-т, 1997.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Логос, 1999.
- Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
- Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.
- Рубина Л.Я., Айрапетова С.Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образования // Социс. 2000. №5.
- Смирнова Е.Э., Смотрина Т.А. Демократические перемены в школе // Социс. 2001. №4.
Тема № 3: “становление западной социологии образования”.
план семинара
- Становление и развитие западной социологии образования в 19 – первой половине 20 века, ее основоположники
- Изменение приоритетов исследования во второй половине 20 века
- Основные направления современной западной социологии образования:
а). Функционалистское направление;
б). Конфликтологическое и неомарксистское направление;
в). Интеракционистское направление;
г). Направления, основанные на политических идеологиях
Темы рефератов:
Ø Роль философско-педагогических воззрений Ф.Бэкона, Р.Декарта, В.Ратке в развитии зарубежной педагогики Нового времени
Ø Философско-педагогические теории Д. Локка и Ж.Ж. Руссо и их роль в развитии образования
Ø Д. Дьюи и проблемы реконструкции человека в XX веке
Ø Социологические идеи Э. Дюркгейма в области теории и практики образования
Дополнительные вопросы для обсуждения:
- В педагогической литературе встречается мнение, что ключом к пониманию теории «естественного воспитания» Ж.Ж. Руссо являются слова, написанные на флаге Великой французской революции. Так ли это?
- Покажите развитие идеи развивающего обучения в зарубежной социологии образования?
- Обоснуйте высказывание: «Настоящий учитель – это учитель-экспериментатор».
Задания для самостоятельной работы:
- Раскройте содержание теоретической дискуссии о предмете западноевропейской социологии образования
- Подготовить доклад на тему: «Развитие социологии образования в США: Л. Уорд, Д. Дьюи»
- Провести анализ и охарактеризовать специфику основных тенденций в развитии западноевропейской социологии образования 60 – 90-х г.г. XX века
Литература:
- Белова И.А., Французова Л.Я., Французов М.М. О проблемах профориентационной работы в школе // Социс. 2000. № 5.
- Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. № 3. С.15-19.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
- Дьюи Дж. Школа и общество // Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М., 2000. С.34-36, 105-108, 149-153.
- Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
- Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
- Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. – М.: Наука, 1977.
- Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
- Рубина Л.Я., Айрапетова С.Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образования // Социс. 2000. №5.
11. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании //Пед. соч. - М., 1981. - Т. 1.
- Смирнова Е.Э., Смотрина Т.А. Демократические перемены в школе // Социс. 2001. №4.
- Панферова В.В. Социология образования // Социально-политический журнал. 1996. №4. С.121-133.
14. Троу М. Социология образования // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. – М., 1972. С.174-188.
Тема № 4: “Становление социологии образования в россии”.
план семинара
- Становление и развитие школьного образования на Руси
- Просветительские реформы Петра I
- История женского образования в России
- Профессиональная подготовка и воспроизводство рабочих кадров
- Социологические проблемы образования в исследованиях В.Н.Шубкина
Темы рефератов:
Ø Роль Великого Новгорода в истории отечественного образования
Ø Культурно-историческая концепция образования Э.В. Ильенкова
Ø История детских общественных организаций России
Ø Социальные проблемы вузовского образования и студенчества
Ø Эволюция образования в России
Ø Профессиональная подготовка и воспроизводство рабочих кадров
Дополнительные вопросы для обсуждения:
1. Закон РФ «Об образовании» требует от школы обеспечения свободного развития ребенка при одновременном выполнении государственного образовательного стандарта. Не противоречит ли одно другому? Как можно решить эту дилемму?
- Подготовьте рассказ об одной из школ нового типа в России конца 80-90-х г.г.
- Охарактеризуйте школьную систему в России на рубеже ХХ-ХХI в.в.
- В чём вы усматриваете проблемы и перспективы развития системы высшего образования в России?
Задания для самостоятельной работы:
- Проанализировать специфику функционирования основных региональные школы социологии образования: Новосибирская, Эстонская, Ленинградская, Московская: особенности и персоналии
- Подготовить письменный доклад на тему: «Образование в современной России: прогресс, кризис роста или деструкция»
- Подготовить письменный доклад на тему: «Бум высшего образования в современной России: причины и возможные последствия»
- Подготовить письменный доклад на тему: «Современное российское образование: структурные характеристики»
- Подготовить сообщение в аудитории на тему: «Ф.Р.Филиппов и роль его работ в систематизации изложения социологии образования как отраслевой социологической науки»
Литература:
- Анисимов В.В. Университетские учебные округа: история и современность // Педагогика. 2001. - № 2. – С. 70-73
- Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике // Классный руководитель. – 1998. – № 2.
- Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования // Педагогика. 1994. - № 5
- Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования. – М., 1996
- Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты развития // Педагогика. – 1997. - № 2. – с. 3-8
6. Виноградов Б.А. Модернизация – Реформирование – Революция в образовании //Народное образование. - 2002. - № 8
- Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге ХХI века. – М., 1999.
8. Высшая школа в России в годы Великой Отечественной войны // Высшее образование в России. – 1995. - № 2. – С. 5-14
9. Глухов А.В. Образование и просвещение в период контрреформ (1881-1894) // Высшее образование сегодня. – 2003. - № 11. – С. 56-63
10. Джуринский А.Н. Экспериментальные школы Западной Европы и США // Педагогика. – 1990. - № 1. – с. 139 - 144
11. Ждилбадзе г.Н. Ж.-Ж. Руссо и его педагогическое наследие// Ж.-Ж. Руссо Пед.соч. : в 2т.т.- Т.1.-М.,1981
12. Журавлев В.И. Связь педагогики с другими науками // Сов.педагогика. – 1990. - № 4
13. Жураковский Г.И. Из истории просвещения в дореволюционной России. - М.,1978.
14. Забелина Н.Н. Философия образования и образовательная политика: Учеб.прогр. для слушателей ФПК. МОИПКРО: Кафедра педагогики и психологии. – Мурманск, 1994. – 19 с.
- Костряков Н.В., Холмс Л.Е. Теория и практика трудовой школы в России (1917 –1932). – Киров, 1993.
- Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании // Alma Mater. – 1998. - № 3. – с. 52-54.
- Лиферов А.П. Становление мирового образовательного пространства: сущность, тенденции, проблемы // Завуч. – 1998. - № 6. – С. 123-131.
- Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М.: Прометей,1993. – 173 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1978.
- Миронов В.Б. Век образования. – М., 1990
- Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. – Курск, 1991
- Образ человека в зеркале гуманизма: Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (ХIV – ХVII века): Учеб.пособие по пед.антропологии. / Авт. – сост. Н.В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев; Ун-т РАО, каф. педагогики и антропологии. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 396 с.
- Образование: Скрытое сокровище. Доклад международной комиссии по образованию для ХХ1 века. – ЮНЕСКО, 1997.
Тема № 6: “Образование как социальная система, процесс, организация”
план семинара
- Образование и общество: взаимосвязь и взаимовлияние
- Связь образования с культурой, наукой, социальной стратификацией
- Образование как формальная организация, система учреждений, структура различных видов педагогической деятельности
- Педагогическая культура в системе образовании как его неотъемлемый структурный компонент
- Демократизация образования как социальный процесс
Темы рефератов:
Ø Социальные проблемы образования как формальной организации
Ø Проблема субъекта и объекта в системе образования
Ø Структурно-организационный анализ системы образования
Ø Социальные конфликты в системе образования
Ø Взаимосвязь системы образования с социальной структурой общества
Ø Эвристическая ориентация как осознание цели и смысла педагогической деятельности
Ø Социально-философские аспекты коммуникации как социального взаимодействия в рамках системы и организации образовательного процесса
Дополнительные вопросы для обсуждения:
- Что такое образовательный потенциал общества?
- Какие рекомендации вы могли бы предложить в целях оптимизации педагогического процесса?
- Что такое культура общения в системе образования?
- Нарисуйте словесный портрет образцового преподавателя
Задания для самостоятельной работы:
- Изложите собственную точку зрения на вопрос: «Функции института образования. Взаимосвязи функций»
- Осмыслить: Образование и экономика. Образование и политика. Образование и семья
Литература:
- Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
2. Зимняя П.А. Педагогическая психология. Ростов – на – Дону, 1997.
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. №5.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
6. Левитан К. Основы педагогической деонтологии. – М., 1994.
- Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: в 2х т. – М.: Педагогика, 1978.
- Миронов В.Б. Век образования. – М., 1990
- Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. – Курск, 1991
- Образ человека в зеркале гуманизма: Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (ХIV – ХVII века): Учеб.пособие по пед.антропологии. / Авт. – сост. Н.В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев; Ун-т РАО, каф. педагогики и антропологии. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 396 с.
- Образование: Скрытое сокровище. Доклад международной комиссии по образованию для ХХ1 века. – ЮНЕСКО, 1997.
12. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
13. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для преподавателей высш. и средн. пед. учебн. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
14. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства педагога. М., 1995.
Тема № 7: “Образование в культурно-историческом контексте”.
план семинара
1. Обучение в античном обществе
2. Образование в древних цивилизациях
3. Образование в период средневековья
4. Становление института образования в эпоху Возрождения, Просвещения, Нового времени
Темы рефератов:
Ø Общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах
Ø Проблема обучения и воспитания в трудах древнегреческих философов
Ø Христианская религия как идеологическая основа развития педагогической мысли и школьной практики в Средние века
Ø Основные типы средневековых учебных заведений и их особенности
Ø Развитие гуманистических идеалов образования педагогами и мыслителями эпохи Возрождения
Дополнительные вопросы для обсуждения:
- Изучить взгляды одного из античных философов или педагогов и показать их значимость для истории образования
- Можно ли утверждать, что педагогические идеи и опыт античного мира актуальны и в наши дни?
- Подготовить сообщение о первых классических университетах и проследить преемственность традиций университетского образования в наши дни
- Можно ли утверждать, что в Средневековье полностью отрицалось все культурное наследие античного мира?
- Справедливо ли утверждение, что Средневековье – это время застоя в развитии педагогической теории и практики?
Задания для самостоятельной работы:
- Доклад на тему: «Европейское образование и принципы его деятельности»
Литература:
- Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
- Ачильдиева Е.Ф. Блинков А.Я. Качество обучения в средней школе и проблемы его оценки с учетом мнений учащихся // Социс. 1998. №8.
- Василькова Ю.В. Страницы отечественного образования: из истории России, православия, литературы с древнейших времен до конца 17 века. Книга первая. – М.: МНЭПУ, 1996.
- Государство и образование: опыт стран Запада / Под ред. С.Л.Зарецкой. – М., 1992.
- Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
- Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
- Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
- Белова И.А., Французова Л.Я., Французов М.М. О проблемах профориентационной работы в школе // Социс. 2000. №5.
- Бестужев-Лада И.В. К школе 21 века. Размышления социолога. – М, 1988.
- Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социс. 1994. № 3.
- Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. – СПб: Алетейя, 2000.
- Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования в СССР и России // Социология в России/ Под ред. В.А.Ядова. – М: ИС РАН, 1996.
- Бестужев-Лада И.В. К школе 21 века. Размышления социолога. – М: Педагогика, 1991.
- Бурдье П. Система образования и система мышления //Высшее образование в России. 1997. № 2. С.119-126.
- Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997.№ 3. С.15-19.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
- Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Неклассическая социология образования начала 20 века. – Барнаул, 2000.
- Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы. – М.: 1997.
20. Зайцев Е.Л., Семина Л.И. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. – М., 1997.
- Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
- Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
- Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. – М.: Наука, 1977.
- Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.
- Ричардсон Г. Образование для свободы. – М.: Российский гуманит. Ун-т, 1997.
- Сенека Л.А. Нравственные письма к Лукрецию. – М., 1977.
- Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М.: ВЛАДОС, 1997.
Тема № 9: “Среднее профессиональное образование в России как объект социологического исследования”.
план семинара
- Система среднего профессионального образования: проблемы и перспективы
- Профессиональная подготовка и воспроизводство рабочих кадров
- Ценностные ориентации будущих специалистов
Темы рефератов:
Ø Реформа системы среднего профессионального образования
Ø Конфликтологическая культура специалиста и её формирование в ССУЗе
Ø Профориентационная работа в системе среднего профессионального образования
Ø Проблемы профессионального образования в России
Дополнительные вопросы для обсуждения:
- Раскройте взаимосвязь и взаимозависимость общей и профессиональной культуры учителя в рамках системы среднего профессионального образования?
- Дайте краткую характеристику принципам диалогического взаимодействия педагога с учениками в ССУЗе
- Какой из стилей общения наиболее импонирует вам как будущему педагогу?
Задания для самостоятельной работы:
- Подготовить сообщение на тему: «Образование как объект философской и научной рефлексии»
- Составить программу-схему социологического исследования по какой-либо проблеме профессионального образования в РФ
Литература:
- Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
- Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
- Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. – М.: Наука, 1977.
- Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.
- Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1987.
- Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
- Панферова В.В. Социология образования // Социально-политический журнал. 1996. №4. С.121-133.
- Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 2001. Раздел 5, глава 3: Социология образования. С.329-347.
- Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
- Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.
- Гендин A.M., Сергеев М.И. Профориентация школьников // Социс. 1996. №8.
- Гендин A.M., Сергеев М.И. Реформирование школы в зеркале учительских мнений // Социс. 2000.№12
- Дементьева И.Ф. Школа в условиях рынка // Социс. 1994. №3.
Тема № 11: “Образование как фактор социальной мобильности и интеграции общества”.
план семинара
- Взаимовлияние социальной стратификации, социальной мобильности и системы образования
- Образование как фактор социальной мобильности
- Динамика социальной дифференциации через доступ к образованию в современной России
Темы рефератов:
Ø Образование и духовная безопасность общества
Ø Образование как пространство социализации и самореализации личности
Ø Информатизация и компьютеризация образования: стратегии и перспективы
Дополнительные вопросы для обсуждения:
- Неужели «парта» – это «орудие рабства» для ученика?
- Подготовьте рассказ об одной из школ нового типа в России конца 90-х – начала 2000-х г.г.
Литература:
- Ачильдиева Е.Ф. Блинков А.Я. Качество обучения в средней школе и проблемы его оценки с учетом мнений учащихся // Социс. 1998. №8.
- Белова И.А., Французова Л.Я., Французов М.М. О проблемах профориентационной работы в школе // Социс. 2000. №5.
- Волкова Н.А., Кортнев В.Д., Федотова М.Ю. Профориентация сельских школьников // Социс. 1999. №8.
- Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социс. 1994. №3.
- Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. – СПб: Алетейя, 2000.
- Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования в СССР и России//Социология в России/ Под ред. В.А.Ядова. – М: ИС РАН, 1996.
- Бестужев-Лада И.В. К школе 21 века. Размышления социолога. – М: Педагогика, 1991.
- Бурдье П. Система образования и система мышления //Высшее образование в России. 1997. №2. С.119-126.
- Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Неклассическая социология образования начала 20 века. – Барнаул, 2000.
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы. – М.: 1997.
- Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
- Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
- Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. – М.: Наука, 1977.
- Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1987.
- Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
- Панферова В.В. Социология образования // Социально-политический журнал. 1996. №4. С.121-133.
- Ричардсон Г. Образование для свободы. – М.: Российский гуманит. Ун-т, 1997.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Логос, 1999.
- Слуцкий Е.Т. Качество жизни молодежи и молодежная политика. – СПб.: Петрополис, 1997.
- Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
- Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.
- Гендин A.M., Сергеев М.И. Профориентация школьников // Социс. 1996. №8.
- Дементьева И.Ф. Школа в условиях рынка // Социс. 1994. №3.
- Добрускин М.Е. Школа и вуз: преемственность или обособленность // Социс. 2000.№6.
- Прохода В.А. Государственная и частная школы: различия между учащимися // Социс. 2000. №12
- Рубина Л.Я., Айрапетова С.Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образования // Социс. 2000. №5.
- Руткевич М.Н., Потапов В.П. После школы: социально-профессиональные ориентации молодежи. М., 1995.
- Смирнова Е.Э., Смотрина Т.А. Демократические перемены в школе // Социс. 2001. №4.
- Чупров В.И. Об опыте социологического исследования жизненного самоопределения выпускников средних школ // Социс. 1996. №7.
Тема № 13: “Гендерная специфика в образовательном процессе”.
план семинара
- Ключевые концепции и дискуссии о гендерной дифференциации в системе образования (сексизм, либеральный феминизм, социал-феминизм, радикальный феминизм, гендерный подход)
- Школа и социальная дифференциация: гендерный аспект
- Мужчины и женщины в высшем образовании, науке, преподавании
Темы рефератов:
Ø Феминизация в образовательной сфере России: причины и проблемы
Ø Женщины и мужчины в науке: двойной портрет
Дополнительные вопросы для обсуждения:
- Приведите примеры отличительных особенностей профессиональной ориентации юношей и девушек
Литература:
- Бреслов Г., Хасан Б. Половые различия и современное школьное образования // Вопросы психологии. 1990. № 3.
- Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
- Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
- Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. – М.: Наука, 1977.
- Панферова В.В. Социология образования // Социально-политический журнал. 1996. №4. С.121-133.
- Ричардсон Г. Образование для свободы. – М.: Российский гуманит. Ун-т, 1997.
- Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Логос, 1999.
- Слуцкий Е.Т. Качество жизни молодежи и молодежная политика. – СПб.: Петрополис, 1997.
- Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 2001. Раздел 5, глава 3: Социология образования. С.329-347.
- Дементьева И.Ф. Школа в условиях рынка // Социс. 1994. №3.
- Добрускин М.Е. Школа и вуз: преемственность или обособленность // Социс. 2000.№6.
Тема № 14: “Девиантное поведение и образование”.
план семинара
- Позитивные и негативные формы девиаций в системе образования
- Механизмы социального контроля за девиациями в образовании: нормы и санкции. Задачи пенитенциарной психологии в области перевоспитания лиц с делинквентным и девиантным поведением
- Психокоррекция и её направленность. Виды коррекционного воздействия: подготовка детей к школе, формирование различных учебных навыков, изменение ценностных ориентаций, изменение взаимоотношений с социальным окружением, преодоление депрессивных и тревожных состояний, снятие стрессов
Темы рефератов:
Ø Девиации в сознании и поведении людей
Ø Уровни отклоняющегося поведения
Ø Условия российского «дикого капитализма» как девиантный фактор
Ø Конфликтологическая культура специалиста и её формирование в ВУЗе
Дополнительные вопросы для обсуждения:
- Как предупреждать, выявлять, осуществлять контроль за отклоняющимся поведением в системе образования?
- В чём значение позитивной девиантности для организации общества и его развития?
- Приведите и обоснуйте реальные примеры негативных социальных девиаций в области образования
- Согласны ли Вы, что самый большой изъян отечественной системы образования связан с пассивностью учащихся в учебном процессе?
Задания для самостоятельной работы:
- Подготовиться к проведению круглого стола на тему: «Социологические подходы к объяснению девиантного и престпуного поведения»
- Открыть и вести терминологический словарь по данной теме (не менее 30 терминов)
Литература:
- Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
- Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
- Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. - М: Гардарики, 2005.
- Ачильдиева Е.Ф. Блинков А.Я. Качество обучения в средней школе и проблемы его оценки с учетом мнений учащихся // Социс. 1998. №8.
- Белова И.А., Французова Л.Я., Французов М.М. О проблемах профориентационной работы в школе // Социс. 2000. №5.
- Бестужев-Лада И.В. К школе 21 века. Размышления социолога. – М, 1988.
- Волкова Н.А., Кортнев В.Д., Федотова М.Ю. Профориентация сельских школьников // Социс. 1999. №8.
- Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
- Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
- Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. – М.: Наука, 1977.
- Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.
- Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1987.
- Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
- Панферова В.В. Социология образования // Социально-политический журнал. 1996. №4. С.121-133.
- Ричардсон Г. Образование для свободы. – М.: Российский гуманит. Ун-т, 1997.
Тема № 15: “Проблемы модернизации российского образования”.
план семинара
1. Проблемы развития российского образования в 21 веке
2. Новые педагогические технологии как средство гуманизации образования
3. Проблема соотношения массового, элитного и элитарного образования
4. Непрерывное образование и самообразование как перспективные пути развития современной системы образования
Темы рефератов:
Ø Социальные конфликты в системе образования
Ø Система образования в трансформирующемся обществе: основные противоречия, динамика ценностных ориентаций
Ø Роль образования в развитии российского общества
Ø Новые социальные требования к системе российского образования
Ø Модернизация образования как стратегическая линия образовательной политики в России до 2010 года
Дополнительные вопросы для обсуждения:
- Каково состояние современной системы образования в России и в чём проявляется необходимость её модернизации?
- Каковы цели и задачи модернизации российского образования?
- Достигнут ли нормативно-правовой и социально-экономический оптимум в ходе реализации образовательной политики и обеспечения современного качества образования, отвечающего перспективным потребностям личности, общества, государства?
- Как Вы думаете, дети сегодня получают в школе лучшее или худшее образование по сравнению с тем, которое получали Вы?
Задания для самостоятельной работы:
- Подготовить устный доклад на тему: «Особенности реформирования современной российской системы образования»
- Осмыслить вопрос: Каковы условия для повышения качества общего и профессионального образования в России?
- Подготовить устный доклад на тему: «Социальные проблемы студенчества и молодых специалистов в современной России»
Литература:
1. Ашин Г.К., Лозанский Э.Д., Кравченко С.А. Социологии политики. М., 2001. С.507-554.
2. Бестужев-Лада И.В. Народное образование: экспертное мнение // Социс. 1998. №12.
3. Бестужев-Лада И.В. К школе 21 века: Размышления социолога. – М., 1988.
4. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. №1.
5. Ващегин Н.П., Урсул А.Д. Ориентиры опережающего образования // Социс. 2000. №5.
6. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. – М., 1998.
7. Гуляева В.Т. Новая парадигма развития образования и основные контуры ее реализации в России // Социально-политический журнал. 1998. №5.
8. Делор Ж. Образование: необходимая утопия. Образование для 21 века // Педагогика. 1998. №5.
9. Кинелев В. Образование и цивилизация // Высшее образование в России. 1996. №3.
- Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
- Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
- Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. – М.: Наука, 1977.
- Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.
- Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1987.
- Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
- Панферова В.В. Социология образования // Социально-политический журнал. 1996. №4. С.121-133.
18. Шуклина Е.А. Самообразование как отрасль социологического знания // Социс 1999. №4.
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
1.8.1. Рекомендуемая литература и учебные издания:
Ø Основная рекомендуемая литература
- Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
- Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. – Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.
- Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.
- Ачильдиева Е.Ф. Блинков А.Я. Качество обучения в средней школе и проблемы его оценки с учетом мнений учащихся // Социс. 1998. – № 8.
- Белова И.А., Французова Л.Я., Французов М.М. О проблемах профориентационной работы в школе // Социс. 2000. №5.
- Бестужев-Лада И.В. К школе 21 века. Размышления социолога. – М, 1988.
- Волкова Н.А., Кортнев В.Д., Федотова М.Ю. Профориентация сельских школьников // Социс. 1999. №8.
- Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социс. 1994. – № 3.
- Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. – СПб: Алетейя, 2000.
- Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования в СССР и России//Социология в России/ Под ред. В.А.Ядова. – М: ИС РАН, 1996.
- Бестужев-Лада И.В. К школе 21 века. Размышления социолога. – М: Педагогика, 1991.
- Бурдье П. Система образования и система мышления //Высшее образование в России. 1997. – № 2. С.119-126.
- Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. – № 3. С.15-19.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.
- Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Неклассическая социология образования начала 20 века. – Барнаул, 2000.
- Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы. – М.: 1997.
- Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.
- Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.
- Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. – М.: Наука, 1977.
- Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.
- Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1987.
- Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.
- Панферова В.В. Социология образования // Социально-политический журнал. 1996. №4. С.121-133.
- Ричардсон Г. Образование для свободы. – М.: Российский гуманит. Ун-т, 1997.
- Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994.
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Логос, 1999.
- Слуцкий Е.Т. Качество жизни молодежи и молодежная политика. – СПб.: Петрополис, 1997.
- Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 2001. Раздел 5, глава 3: Социология образования. С.329-347.
- Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.
- Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.
- Гендин A.M., Сергеев М.И. Профориентация школьников // Социс. 1996. – № 8.
- Гендин A.M., Сергеев М.И. Реформирование школы в зеркале учительских мнений // Социс. 2000.№12
- Дементьева И.Ф. Школа в условиях рынка // Социс. 1994. – № 3.
- Добрускин М.Е. Школа и вуз: преемственность или обособленность // Социс. 2000.№6.
- Лапшов В.А. О бюджете учебного времени школьников // Социс. 2001. – № 4.
- Наумченко И.Л. Стандартизация образования - процесс творческий // Педагогика. 1997. № 2.
- Петров А.Ю. Учебная перегруженность в школе // Социс. 2001. – № 4.
- Прохода В.А. Государственная и частная школы: различия между учащимися // Социс. 2000. – № 12
- Рубина Л.Я., Айрапетова С.Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образования // Социс. 2000. № 5.
- Руткевич М.Н., Потапов В.П. После школы: социально-профессиональные ориентации молодежи. – М., 1995.
- Смирнова Е.Э., Смотрина Т.А. Демократические перемены в школе // Социс. 2001. № 4.
- Чупров В.И. Об опыте социологического исследования жизненного самоопределения выпускников средних школ // Социс. 1996. № 7.
- Бестужев – Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
Ø Дополнительная рекомендуемая литература
- Анисимов В.В. Университетские учебные округа: история и современность // Педагогика. 2001. – № 2. – С. 70-73
- Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике // Классный руководитель. – 1998. – № 2.
- Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования // Педагогика. 1994. – № 5
- Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования. – М., 1996
- Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты развития // Педагогика. – 1997. – № 2. – с. 3-8
6. Виноградов Б.А. Модернизация – Реформирование – Революция в образовании //Народное образование. – 2002. – № 8
- Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге ХХI века. – М., 1999.
8. Высшая школа в России в годы Великой Отечественной войны // Высшее образование в России. – 1995. – № 2. – С. 5-14
9. Глухов А.В. Образование и просвещение в период контрреформ (1881-1894) // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 11. – С. 56-63
10. Голуб Б.А. Актуальность проблемы содержания образования в подготовке учителя общеобразовательной школы //Актуальные проблемы совершенствования содержания и методов обучения в вузе. Сборник научных статей. – Мурманск: МГПИ, 1998. – с. 3 – 7.
11. Джуринский А.Н. Экспериментальные школы Западной Европы и США // Педагогика. – 1990. – № 1. – с. 139 - 144
12. Ждилбадзе г.Н. Ж.-Ж. Руссо и его педагогическое наследие// Ж.-Ж. Руссо Пед.соч. : в 2т.т. – Т.1. – М., 1981
13. Журавлев В.И. Связь педагогики с другими науками // Сов.педагогика. – 1990. – № 4
14. Жураковский Г.И. Из истории просвещения в дореволюционной России. – М.,1978.
15. Забелина Н.Н. Философия образования и образовательная политика: Учеб.прогр. для слушателей ФПК. МОИПКРО: Кафедра педагогики и психологии. – Мурманск, 1994. – 19 с.
16. Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. – 1999. – № 7. – С. 73-84
- Костряков Н.В., Холмс Л.Е. Теория и практика трудовой школы в России (1917 –1932). – Киров, 1993
- Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании // Alma Mater. – 1998. – № 3. – с. 52-54.
- Лиферов А.П. Становление мирового образовательного пространства: сущность, тенденции, проблемы //Завуч. – 1998. – № 6. – С. 123-131.
- Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М.: Прометей,1993. – 173 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: в 2х т. – М.: Педагогика, 1978.
- Миронов В.Б. Век образования. – М., 1990
- Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. – Курск, 1991
- Образ человека в зеркале гуманизма: Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (ХIV – ХVII века): Учеб.пособие по пед.антропологии. / Авт. – сост. Н.В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев; Ун-т РАО, каф. педагогики и антропологии. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 396 с.
- Образование: Скрытое сокровище. Доклад международной комиссии по образованию для ХХ1 века. – ЮНЕСКО, 1997
- Овчинников А.В. О научных подходах к изучению истории просвещения // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 66-70
- Пинский А.А. Сон образовательной политики: ночь перед Рождеством? – Объед-ие «Яблоко», Форум «Рос. школа». – М., 1999. – 62 с.
- Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике ХVIII – начала ХХ в. – М.: Педагогика, 1976.
- Подымова Л.С., Мажар Н.Е. Креативная парадигма образования в исследованиях научной школы В.А. Сластенина // Известия РАО. – 2000. – № 3. – С. 31-44
- Православие – Самодержавие - Народность. Образование в николаевской России// высшее образование сегодня. – 2003. – № 3. – С. 54-59
- Проблемы истории советской школы и педагогики / Экспер. учеб. пособие: В 3ч. / Под ред. З.И. Равкина. – М., 1991
- Пряников В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. Учебник-справочник. – М.,1995
- Руткевич М. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Нар. образование. – 1999. – № 1/». – С. 55-63
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т., Т.1. – М., 1993
- Сластенин В.А. Педагогическое наследие П.Ф. Каптерева и современность // Педагогика. – 1999. – № 5. – С. 76-81
- Струминский В.Н. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского. – М., 1960.
- Хиллиг Г. А.С. Макаренко и Большевская коммуна // Педагогика. – 2001. – № 3. – С. 59-66
- Хотеенков В., Чернета В. Реформатор Пирогов // Высшее образование в России. – 1995. – № 2. – с. 146-157
- Шимина А.Н. Принцип природосообразности в его философско-педагогическом смысле // Педагогика. – 2001. – № 1. – С. 88-90.
- Аверьянов Л.Я. Социология: что она знает и может. – М.: Социолог, 1993.
- Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. – М: Academia, 2001.
- Руткевич М.Н. Социология образования и молодежь. Избранное (1965-2002). – М.: Гардарики, 2002.
- Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для вузов / Моск. психолого-соц. ин-т. – М.: Изд-во МПСИ, 2003.
- Дьюи Д. Демократия и образование. – М.: Педагогика-Пресс, 2000.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М.: Пед. общество России, 2002.
- Новиков A.M. Методология образования / Рос. акад. образования. – М.: Эгвес, 2002.
- Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика / РАН, ин-т философии. – М.: Наука. 2003.
- Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-управленческий аспект. – М.: Экономика, 2003.
- Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы: Учебно-метод. пособие. – М.: МОДЭК, 2003.
- Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Владом-Пресс, 2003.
- Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М.: Наука, 1980.
- Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: Изд-во МГУ, 1992.
- Дюркгейм Э. Социология образования. М.: ИНТОР, 1996.
- Саймон Б. Общество и образование. – М.: Прогресс, 1989.
- Дмитриенко В.А., Лурья Н.А. Образование как социальный институт. – Красноярск: Изд-до КГУ, 1989.
- Государственные приоритеты в науке и образовании / Ракитов А.И., Авдулов А.Н., Иванова Н.И. – М.:ИНИОН РАН. 2001.
- Духавнева А.В. и др. История зарубежной педагогики и философии образования. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Воронина Т.П., Кашицин ВР., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. – М.: Информатик, 1995.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М.: Совершенство, 1997.
- Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания. – М.: Изд-во ИМПЭ. 1996.
- Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. – Дубна: Феникс+, 2001.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие. – М.: Academia, 2003.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.