Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Социология»»

/ Общая социология
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Примерные тестовые задания

1.               Закон равной свободы разработал

А) Э. Дюркгейм

Б) М. Вебер

Г) О. Конт

Д) Г. Спенсер

2.               Двигателем прогресса по О. Конту является

А) разделение общественного труда

Б) развитие науки и позитивного мышления

В) развитие научных технологий

Г) развитие личности

3. Автор книги «Социальная мобильность»

А) М. Вебер

Б) Э. Дюркгейм

В) П. Сорокин

Г) М. Ковалевский

4. Оценка других культур с позиций своей собственной, называется

А) этноцентризмом

Б) культурным релятивизмом

В) культурной диффузией

Г) культурным отставанием

5. Определение человека как девианта, это

А) стигматизация

Б) социальный контроль

В) санкция

Г) традиция

 

Критерии оценки знаний студентов (тесты)

- «отлично» оценивается тест от 70% и больше правильных ответов;

- «хорошо» - от 61-70% правильных ответов;

- «удовлетворительно» - от 50+1- 61% правильных ответов.

 

Тематика рефератов

1.               Функции социологии

2.               Этапы развития социологии

3.               Выдающиеся отечественные и зарубежные социологи (на выбор)

4.               Циклические изменения в обществе

5.               Сущность социального прогресса

6.               Семья как социальный институт

7.               Взаимодействие социальных институтов семьи и государства

8.               Общественное мнение как социальный институт

9.               Самоорганизация общества

10.            Средний класс и проблемы его формирования

11.            Горизонтальная и вертикальная стратификация

12.            Социальный статус и образование

13.            Личный успех

14.            Самореализация личности

15.            Поздняя социализация

16.            Мотивы участия в социальных движениях

17.            Формы социального протеста в современной России

18.            Нормы и ценности в современной России

19.            Кросскультурный обмен в современной России

20.            Теория мир-системы И. Валлерстайна

21.            Количественные методы в социологии 

22.            Качественные методы в социологии

 

Критерии оценки реферата

Оценивается умение найти в отечественной и зарубежной литературе и выделить наиболее важные и современные работы по теме, умение структурировать изложение темы, уровень владения понятиями.

Оценка «отлично» может быть выставлена только при условии соответствия реферата всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям.

Оценка  «хорошо» может быть выставлена только при условии полного соответствия реферата 3 из 4 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично.

Оценка «удовлетворительно» может быть выставлена только при условии полного соответствия реферата 2 из 4 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично.

Оценка  «неудовлетворительно» ставится в случае не соответствия большинству предъявляемых критериев. «Работа не принимается» в случае если авторский вклад составляет менее 60%.

 

Практические задания

 

Практические задания по темам дисциплины см.: Маженина, Е. А., Рассохина И. Ю. Социология: учеб.-метод. пособие. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2005. – 38 с.

 

 

6.3  Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций 

Примерные вопросы к экзамену

1.     Объект и предмет социологии. Специфика  социологического познания общества.

2.     Структура и функции социологии.

3.     Школы и персоналии в социологии (на выбор)

4.     Общество как социальная система.

5.     Социальные изменения.

6.     Социальные институты: понятие, виды и функции.

7.     Семья как социальный институт.

8.     Социальные организации: понятия и виды.

9.     Организация общества как социальный порядок

10.  Сложные социальные организации. Проблемы бюрократизма.

11.  Понятие социального класса в социологии. Средний класс.

12.  Концепции стратификации общества.

13.  Стратификация российского общества.

14.  Социальный статус и социальная роль.

15.  Маргинальные группы в обществе.

16.  Социальная мобильность.

  1. Миграция как вид территориальной мобильности 

18.  Социальные нормы и социальный контроль.

19.  Девиантное поведение.

20.  Социальная дезорганизация.

21.  Социальные связи.

22.  Социальные группы.

23.  Социальные общности.

24.  Массовое поведение: понятие, сущностные признаки, виды.

25.  Охлократия как социальное явление.

  1. Социальные движения.
  2. Основные концепции социального конфликта.
  3. Социальный конфликт: структура, виды, функции.
  4. Механизм разрешения социальных конфликтов.

30.  Проблемы личности в социологии.

31.  Процесс социализации.

32.  Культура общества: сущность, основные элементы, функции.

33.  Культура как фактор социальных изменений

34.  Место России в мировом сообществе

35.  Социологическое исследование: виды, этапы, организация.

36.  Программа социологического исследования 

37.  Методы социологических исследований (на выбор: эксперимент, изучение документов, наблюдение, контент-анализ).

38.  Методы социологических исследований (на выбор: анкетный опрос, интервью,  социометрический опрос. Выборочный метод).

39.  Социальное взаимодействие: понятие, формы

40.  Социальное поведение

 

Критерии оценки экзамена

            «отлично» ставится за знания, если: студент освоил весь объем программного материала; владеет понятийным аппаратом, выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответе на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного.

«хорошо» ставится если: студент знает весь изученный материал; отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает грубых ошибок, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов.

«удовлетворительно» ставится за знания, если: студент усвоил основной материал, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.

«неудовлетворительно» ставится, если у студента имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть материала не усвоена.

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

а)       основная учебная литература:

 

1.    Волков Ю.Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. - 5-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 572 с. 

2.    Кравченко А. И. Социология: учебник /А. И. Кравченко.­ М. 2007.

3.    Немировский В.Г. Социология : учебник / В. Г. Немировский . - М. : Проспект, 2010. - 542 с.

4.    Фролов С. С. Общая социология /С.С. Фролов ­ М.: Проспект, 2010.– 384 с.

5.    Фролов С. С. Общая социология М.: Проспект, 2011. – 384 с. http://e.lanbook.com/view/book/54784/

 

б)       дополнительная учебная литература:     

Голенкова, З. Т. Общая социология: учеб. пособие / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов. – М.: Гардарики, 2005. – 474 с.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования : учеб. пособие / И. Ф. Девятко. - 5-е изд. - М. : Университет, 2009. - 295 с

Зборовский, Г. Е. История социологии: классический и современный этапы: учебник для студентов социолог. специальностей / Г. Е. Зборовский. – Екатеринбург, 2003. – 446 с.

Кравченко, С. А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: учебное пособие / С. А. Кравченко. – М.: Экзамен, 2002. – 511 с.

Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века): под ред. Е. И. Кукушкиной: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 456 с.

Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ: учеб. пособие / А. Н. Богаевская, Е. Н. Данилова, Л. М. Дробижева и др. – М.: Флинта, МПСИ, 2005. – 584 с.

Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс. – 3-е изд., доп. и перераб. / Ж. Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 534 с.

Шпак, Л. Л.  Социология повседневной жизни: учеб. пособие / Л. Л. Шпак. – Кемерово: Изд. КемГУ, 2001. – 376 с.

Шпак, Л. Л.  Социология: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / Л. Л. Шпак; КемГУ. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 213 с.

Ярская, В. Н. Пространство и время социальных изменений: курс лекций / В. Н. Ярская, Л. С. Яковлев, В. В. Печенкин, О. Н. Ежов. – Саратов: Науч. книга, 2004. – 280 с.

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля)     

http://socis.isras.ru/ - журнал "Социологические исследования"

http://socreal.fom.ru/?link=PAST_RELEASESжурнал «Социальная реальность»

http://wciom.ru/vciom/magazine/descript/bottom.asp - журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены»

 

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 

На лекциях излагается основное содержание тем курса, даются методические указания по дальнейшей работе студента. Работа на семинарах и самостоятельная работа направлены на освоение отдельных тем курса, знакомство с литературой, выработку умений и навыков, указанных в требованиях к уровню освоения дисциплины.

Рекомендации по работе над текстами лекции сводятся к конкретным советам, например, на обороте обложки тетради записывается фамилия, имя, отчество преподавателя, его ученая степень и ученое звание. Эта запись расшифровывается кратким рассказом преподавателя о себе, о своих студенческих годах, об опыте слушания лекций и ведения записей.

Рекомендуется вести записи на одной стороне листа, оставляя вторую сторону для размышлений, разборов, вопросов, ответов на них, для фиксирования деталей темы или связанных с ней фактов, которые припоминаются самим студентом в ходе слушания. Иногда для этого оставляются лишь широкие поля.

Студентам, по мнению опытных преподавателей вузов, не следует много и подробно записывать на лекции «все подряд». В свою очередь, многие преподаватели диктуют основные положения своей лекции - определения, отличающиеся от приводимых в учебниках, выводы, параметры, критерии, аксиомы, постулаты, парадоксы, парадигмы, концепции, ситуации, факты-маяки, а также мысли-маяки (ими часто являются остроумные изречения) и др. На первых лекциях стоит специально упражняться в использовании полей: фиксировать вопросы, вызывающие личный интерес, варианты ответов на них, сомнения, проблемы, спорные положения - т.е., превратить тетрадные поля в поля размышлений, бесед с собой, диалогов с товарищами, с преподавателем.

Уже на первом курсе нередко практикуются контрольные задания, ответы на которые в виде рассуждений даются студентами в форме мини-лекции продолжительностью в несколько минут. Остальные студенты кратко записывают основные положения, отмеченные товарищами. Всем важно быть готовыми к тому, что вступление к лекции на новую тему преподаватель сопровождает по предыдущей лекции: что произвело наибольшее впечатление? какие мысли запомнились? какие факты запомнятся надолго? В это время студенты ведут работу на полях тетрадей.

Запись лекций ведется в произвольной форме. Это может быть стиль учебной программы (назывные предложения); некоторые студенты важнейшие мысли выделяют цветными фломастерами или применяют боковые "фонарики", выделяющие подтемы. Самим слушателям важно стремиться к специальной - предметной - интерпретации сообщаемых общих знаний. Предполагаются и систематические возвращения к предыдущим текстам.

Слушание и записывание лекций является одной из решающих форм самообразования студентов-заочников. С ней, с этой формой, связана и работа с литературой, и составление планов, тезисов, конспектов, и приучение к использованию современной техники хранения информации, и подготовка к коллоквиуму, зачету, экзамену, к написанию докладов, рефератов, курсовых работ. Именно активное слушание лекций создает предварительные условия для вовлечения первокурсников в самостоятельные исследования.

Необходима подготовка к слушанию установочной лекции. Она начинается с ознакомления с общей учебной программой, с просмотра записей предыдущих лекций, восстановления в памяти их материала, с психологического настроя на предстоящую работу.

Слушание лекций - сложный вид интеллектуальной деятельности, успех которой обусловлен, во-первых, общим "умением слушать", во-вторых, стремлением воспринимать материал (воспринимать осмысленно, а не механически), нужное записывая в тетрадь. Запись лекции помогает сосредоточить внимание на главном, в ходе самой лекции продумать и осмыслить услышанное, осознать план и логику изложения материала преподавателем.

Такая работа нередко, особенно поначалу, вызывает трудности у студентов: некоторые стремятся записывать все дословно, другие пишут отрывочно, у третьих запись получается хаотическая. Чтобы избежать этих ошибок, целесообразно придерживаться ряда правил.

1.  После записи ориентирующих и направляющих внимание данных (тема, цель, план лекции, рекомендованная литература) важно попытаться проследить, как они раскрываются в содержании, подкрепляются формулировками, доказательствами, а затем и выводами.

2.  Записывать следует основные положения и доказывающие их аргументы, наиболее яркие примеры и факты, поставленные преподавателем вопросы для самостоятельной проработки.

3.  Стремиться к четкости записи, ее последовательности, выделяя темы, подтемы, вопросы и подвопросы, используя  цифровую и буквенную нумерацию (римские и арабские цифры, большие и малые буквы), красные строки, выделение абзацев, подчеркивание главного и т.д.

Форма записи материала может быть различной - в зависимости от специфики изучаемого предмета. Уместны и свои краткие пояснения к записям.

Запись лекции лучше вести в сжатой форме, короткими и четкими фразами. Каждому студенту полезно выработать свою систему сокращений, в которой он мог бы разобраться легко и безошибочно. Даже отлично записанная лекция предполагает дальнейшую самостоятельную работу над ней (глубокое осмысление ее содержания, логической структуры, выводов). Особенно важно в процессе самостоятельной работы над лекцией выделить новый понятийный аппарат, уяснить суть новых понятий, при необходимости обратиться к словарям и другим источникам, заодно устранив неточности в записях.

Работа над лекцией стимулирует самостоятельный поиск ответов на самые различные вопросы: над какими понятиями следует поработать, какие обобщения сделать, какой дополнительный материал привлечь.

Главным же средством, направляющим самообразование, является выполнение различных заданий по тексту обобщающей лекции, например, составить ее развернутый план или тезисы; ответить на вопросы проблемного характера, (скажем, об основных тенденциях развития той или иной проблемы); наконец, придумать и составить проверочные тесты по проблеме, написать и "защитить" по ней реферат, сделать графические схемы.

Если установочная лекция вводит в изучение курса, предмета, проблем (что и как изучать), то обобщающая лекция позволяет подвести итог (зачем изучать), выделить главное, усвоить законы развития знания, преемственности, новаторства, чтобы применить обобщенный позитивный опыт к решению современных практических задач. Обобщающая лекция ориентирует в истории и современном состоянии научной дискуссии, раскрывает теоретическое и прикладное значение проблемы.

Обобщающая лекция может быть и введением в историографию науки, ее разделов, тем, проблем, и историко-научным материалом, позволяющим подробно рассмотреть "методы выдающихся исследований, открытий, перепроверок и опровержений прежних теорий в той или иной науке" (Б.М. Бим-Бад).

Алгоритм работы над обобщающей лекцией предполагает ответы на такие вопросы:

§       над какими понятиями следует поработать;

§       какие обобщения выявить (обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам);

§       какой учебный материал и как систематизировать;

§       какие общие закономерности и принципы удалось выявить;

§       какими материалами следует дополнить текст;

§       как и по каким параметрам можно провести сравнительный анализ материалов обобщающих лекций.

Система работы над материалами обобщающих лекций входит и в выполнение определенных заданий по тексту лекций.

Задания можно разделить на три уровня.

Задания репродуктивного уровня (составить развернутый план обобщающей лекции, составить тезисы по материалам лекции).

Задания продуктивного уровня (ответить на вопросы проблемного характера, составить опорный конспект по схеме, выявить основные тенденции развития проблемы).

Задания творческого уровня (составить проверочные тесты по теме, защитить реферат и графические темы по данной проблеме).

Студенту-заочнику не могут быть даны полные лекционные курсы по предмету. Ему представляется укороченный вариант лекционных занятий по спецкурсу. Все они носят обобщающий характер, в них выделены наиболее актуальные научные и практические проблемы.

Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:

1) посещать все занятия, т. к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения;

2) все рассматриваемые на семинарских занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь;

3) обязательно выполнять все домашние задания; Отсутствие на семинарских занятиях не освобождает студента от выполнения домашнего задания. Выполненные задания необходимо предоставить преподавателю в письменном виде;

4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т. к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому студенту.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!