Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Социология»»

/ Общая социология
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Становление и развитие социологии как науки

Занятие 1. Становление социологической науки в XIX веке

1.    Позитивная социология О. Конта.

2.    Органицизм в социологии Г. Спенсера.

3.    Марксистская социология.

4.    Психологизм в социологии.

5.    Российская социология XIX века.

Ключевые термины: позитивизм, эмпиризм, органицизм, общественно-экономическая формация, эволюция, революция.

Творческие вопросы:

1.    Что общего между методологией О. Конта и мировоззрением Базарова (из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»)? Можно ли О. Конта назвать «нигилистом», а Базарова – «позитивистом»?

2.    Насколько правомерна была характеристика О. Контом эпохи, предшествовавшей XIX веку, «метафизической стадией интеллектуального развития человечества»? Действительно ли процесс познания и объяснения общества и человека был подчинен абстрактным идеалам, догмам, лозунгам? Для доказательства своего ответа можно обратиться к произведениям художественной и публицистической литературы XVIII – начала XIX века (Фонвизин, Грибоедов, Ломоносов, Радищев, декабристы, Руссо, Дидро, Вольтер и др.).

3.    Каким образом Г. Спенсер объяснял, проводя аналогии с организмом, действие  социального контроля и истоки  изменений в обществе?

4.    Социал-дарвинизм объяснял общественный строй и его изменения при помощи понятий «естественный отбор» и «борьба за существование». Можно ли считать К. Маркса, считавшего классовую борьбу источником общественного развития, приверженцем социал-дарвинизма?

5.    Представления о господстве элиты в обществе характерны как для школы социал-дарвинизма, так и для психологической школы в социологии. В чем заключается различие во взглядах на природу элиты (каким образом образовывается элита и на чем держится ее господство) между представителями этих школ? 

6.    Чем объясняется то, что некоторые русские социологи обратили внимание существование не столько всеобщих (общемировых), сколько особенных (российских, цивилизационных) закономерностей общественного развития? Случайно ли в России как в общественной мысли в целом (например, славянофилы и западники), так и в социологии, не было единства точек зрения относительно универсальности социальных законов для всех стран?

7.    Почему именно в 19 веке зарождается социологическая наука? Почему социология на стадии своего становления приобретает в основном позитивистскую направленность?

Домашнее задание:

         Нарисуйте «древо социологии», ветви которого представляют основные направления  (ветви) западноевропейской и российской социологии XIX века (с указанием названия социологических школ и их представителей).

Занятие 2. Развитие социологии в XX веке

1.    Понимающая социология. М. Вебер.
2.    Французская социологическая школа. Э. Дюркгейм.

3.    Российская социология начала XX века. П. Сорокин.

4.    Основные парадигмы современной социологии: структурно-функциональный анализ, феноменологическая социология, теория символического интеракционизма, неомарксизм, неофрейдизм. 
Ключевые термины: идеальных типов метод, понимание, социальный факт (у Э. Дюркгейма), аномия, культурно-исторический тип.

Домашнее задание:

Нарисуйте «древо социологии», ветви которого представляют основные течения западноевропейской и российской социологии XX века (с указанием персоналий).

Тема 2. Общество как социальная система

1. Общество как система. Типология общества.  Модели общества как системы.

2. Взаимосвязь социальной, экономической, политической и духовной сфер общественной жизни (показать ее зависимость от уровня развития общества).

3. Социальные отношения и их субъекты.

4. Социальные общности и их классификация.

Ключевые термины: система, структура, элемент, социальная связь, социальные отношения, общество, социальная общность.

Творческие вопросы:

1.Покажите на конкретных примерах, что общество представляет собой не совокупность людей, а систему их отношений.

2.В чем проявляется целостность общества?

3.Покажите на примерах из личного и социального опыта взаимосвязь социальной сферы с экономической, политической и духовной сферами.

4.В чем различие между понятиями «общество» и «общность»?

5.В чем заключается различие между понятиями «социальный состав общества» и «социальная структура общества»?

 Домашнее занятие:

     1.Каково соотношение понятий  «государство» и «обще­ство» (например, «Российское государство XVII века» и «Российское общество XVII века»). Попробуйте решить эту задачу при помощи логических кругов, наглядно вы­ражающих объем понятий. Перед Вами пять вариантов ответа. Выберите один вариант и приведите свои доводы в пользу Вашего выбора.

 

 
 


Первый вариант (различие) оз­начает, что эти два понятия не имеют ничего общего. Второй вариант (сходство-различие) означает, что час­тично эти два понятия совпадают, но одновременно час­тично расходятся. Третий вариант (тождество) означает, что эти два понятия полностью совпадают. Четвертый и пятый варианты (больше – меньше) означают, что одно понятие является по-своему большим и включает в себя другое понятие как частное понятие. Четвертый вариант – «государство» более широкое понятие, пятый вариант – «общество» более широкое понятие.

2. Таким же образом определите соотношение понятий «население» и «общество».

3. Составить таблицу (по примеру, приведенному в таблице).

Таблица

 

Социальные общности, к которым Я принадлежу («Мы»)

Тип данной социальной общности

Социальный статус («Мое место»)

Тип моего социального статуса

Однотипная общность, к которой Я не принадлежу («Они»)

Пример: Молодежь

Демографическая (половозрастная), большая, номинальная

Молодой человек

Предписанный

Пожилое поколение

 

4. Почему в традиционном обществе понятием «общество» обозначали определенный круг людей, которые были знакомы друг другу (община, светское общество, товарищеская артель и т.д.), а сегодня этим понятием мы обычно обозначаем всю страну?

5.    Правильно ли выражение: «Я» + «МЫ» + «ОНИ» = Общество.

 

Тема 3. Социальная структура общества

1.    Социальная структура общества: сущность, разновидности, основные элементы.

2.    Социальное неравенство. Социальные функции.

3.    Социальная мобильность: сущность, виды, основные факторы.

4.    Основные тенденции социальной дифференциации в российском обществе как факторы изменения социальной структуры.

Ключевые термины: социальная дифференциация, социальная поляризация, социальная интеграция, социальная мобильность, маргиналы, социальные общности, социальные слои.

Творческие вопросы:

1.    Раскройте смысл понятия «структурирование новых социальных процессов» на конкретных примерах.

2.    Объясните, почему понятие «социальная структура» связано с понятием «социальная общность», а понятие «социальная стратификация» – с понятием «социальный слой»?

Домашнее задание:
1.Изобразите графически межпоколенную мобильность на примере своей родословной. График подтвердите кон­кретными фактами.

2.Изобразите графически социальную мобильность на примере своей биографии. Подтвердите конкретными фактами.

3.Напишите на 2-3-х страницах свою социальную автобио­графию. Социальная автобиография отличается от обычной автобиографии тем, что собственная жизнь в ней рассматривается в контексте социальных изменений в обществе. Вы сможете составить такую автобиогра­фию, если попробуете вообразить, как сложилась бы Ваша жизнь, если бы в обществе не произошли социаль­ные изменения или они произошли по другим вариан­там.

4.В математике существует правило «От перемены мест слагаемых сумма не меняется». Относится ли данное правило к социальным перемещениям? Иначе говоря, меняются  лишь социальные места людей, а общество остается неизменным? 

5.Составьте график с указанием конкретных примеров.

Тема 4. Культура в системе социальных отношений

1.Сущность, структура и функции культуры в системе социальных отношений.

2. Социальные нормы и ценности и их влияние на экономические процессы.

3.Влияние экономических отношений на формирование и изменение социальных норм, ценностей, институтов. Проблемы формирования социоэкономической культуры в современной России.

Ключевые понятия: социальная норма, социальная ценность, социальный институт, аномия, культура, субкультура, контркультура.

Домашнее задание:

1.    Покажите на конкретных примерах, с какими экономиче­скими, политическими и духовными нормами Вы имели дело по­следние несколько дней. Приведите не менее 5 примеров по каж­дому типу норм. Далее таким же образом приведите по 5 конкретных приме­ров экономических, политических и духовных ценностей, эконо­мических, политических и духовных институтов.

2.    Проанализируйте, одинаково ли значимы перечисленные нормы, ценности и институты для различных общностей и слоев людей (горожан и сельчан, поколений, мужчин и женщин, про­фессиональных и классовых групп и т.д.). Если обнаружите какие-либо различия, попробуйте дать им социологическое объяснение.

3.    Обозначим понятия «экономическая культура», «политическая культура», «духовная культура» и «социальная культура» при помощи логических кругов. Покажите, каким образом, соединив эти четыре круга, можно показать их взаимосвязь и строение культуры общества в целом.

 

Тема 5. Социальная стратификация общества

1.    Основные концепции социальной стратификации (К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина и др.). Факторы стратификации.

2.    Стратификационные модели стран с различным уровнем экономического развития (особенности социальной мобильности в различных моделях, ее основные каналы). Основные системы стратификации.

3.    Стратификация современного российского общества и ее основные тенденции.

4.    Проблемы формирования современной российской элиты.

Ключевые понятия: социальная стратификация, социальный статус, социальный престиж, абсолютная и относительная бедность, «средние слои», социальная депривация, социальная обездоленность, элита.

 Домашнее задание:

1. Найдите в специализированных и популярных журналах и газетах статистические данные о стратификации российского общества, населения Вашего региона и города по таким признакам, как доходы, собственность на средства производства и т.д. Данные покажите в наглядной форме (диаграммы, схемы и т.д.).

2.Найдите в периодической печати (в журналах и газетах социально-экономической тематики) статистические данные о доходах населения в динамике (например, за последние десять лет) и характере распределения этих доходов. Если есть возможность, изобразите эти данные в наглядной форме (диаграмма, график, таблица и т.п.).

3.Изобразите схематически процесс трансформации пира­мидальной стратификации общества в ромбовидную, и наоборот, ромбовидной – в пирамидальную. Для этого нарисуйте на левой стороне  листа пирамиду, а на правой стороне – ромб, а между ними несколько промежуточ­ных «кадров». Ниже таким же образом изобразите процесс трансформации ромбовидной стратификации в пирами­дальную.

 

 


Проверьте, правильно ли изобразили трансформацию социальной стратификации. Для этого стрелками обозначьте направленность социальной мобильности при различных вариантах трансформации социальной стратификации.

4. Правильно ли изображена на схеме социальная стратификация общества?

 

 
 

 

 

 

 

 


Тема 6. Социально-классовая структура индустриального общества и ее эволюция

1.    Понятие «социальный класс» в различных социологических школах.

2.    Социально-классовая структура советского общества.

3.    Источники формирования новой социально-классовой структуры  России.

Ключевые понятия: класс, рабочий класс, служащие, крестьянство, интеллигенция, предпринимательство.

          Домашнее задание:

1.    Какое выражение, на Ваш взгляд, правильное – «средний класс» или «средний слой»? Обоснуйте свой ответ.

2.    Российское крестьянство после реформы 1861 года – это сословие, единый класс или общность переходного от сословия к классу типа?

3.    Правомерно ли говорить о наличии в социальной структуре современного российского общества классов буржуазии и пролетариата?

Тема 7. Социально-демографическая структура индустриального общества и ее эволюция

1.    Социальная обусловленность демографических процессов – рождаемости и смертности, брачности и разводимости. Семья как социальный институт и малая социальная группа, этапы развития, функции, типы.

2.    Половозрастная структура: социальные функции поколений, мужчин, женщин.

3.    Социально-территориальная структура. Социальная обусловленность миграции, расселения. Регион как социальная общность.  Типы поселений.

Ключевые понятия: урбанизация, мегаполис, агломерация, миграция, демографический переход, поколение, семья.

Домашнее задание:

1. На научной конференции обсуждается вопрос о различиях между поколениями. Выступают представители различных наук – историки, этнологи, культурологи, религиоведы, демографы, психологи, экономисты и другие. Каждый из них с точки зрения предмета своей науки раскрывает этот вопрос. Составьте тезисы выступления социолога по данному вопросу. На какие различия между поколениями он, в отличие от представителей других наук, будет акцентировать внимание слушателей?

6.Влияние миграции на изменения социальной структуры общества.

Таблица

 

Виды социальной структуры

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Социально-классовая

Социально-профессиональная

Социально-территориальная

Половозрастная

Социально-этническая

 

7. Таким же образом покажите положительные и отрицательные воздействия на социальную структуру общества процесса урбанизации.

Тема 8. Социально-этническая структура индустриального общества и ее эволюция

1.    Основные подходы к пониманию этничности. Понятие этноса.

2.    Исторические этапы развития этноса. Особенности этнических общностей в индустриальном обществе.

3.    Межнациональные отношения в современном обществе. Межэтнические конфликты: сущность, типы, способы разрешения.

Ключевые понятия: этнос, род, племя, народность, нация, народ, социально-этническая структура общества, межэтнический конфликт.

Домашнее задание:

1. На научной конференции обсуждается вопрос о различиях между нациями. Выступают представители различных наук – историки, этнологи, культурологи, религиоведы, демографы, психологи, экономисты и другие. Каждый из них с точки зрения предмета своей науки раскрывает этот вопрос. Составьте тезисы выступления социолога по данному вопросу. На какие различия между нациями он, в отличие от представителей других наук, будет акцентировать внимание слушателей?

Тема 9. Социальные движения и массовое сознание

1. Сущность и причины формирования социальных движений.

2. Основные виды социальных движений и особенности их развертывания в современном обществе.

3. Общественное мнение: сущность, функции и особенности в современной России.

Ключевые понятия: социальное движение, идеология, общественная психология, общественное мнение, массовое сознание.

Домашнее задание:

1.В XVII веке социальный статус женщин был намного ниже, чем в XIX веке. Однако женское движение возникло лишь в XIX веке. Почему женское движение не возникло раньше?

2.С XVIII века Великобритания была самой крупной колониальной империей. Рано или поздно в её колониях возникали национально-освободительные движения: в североамериканских колониях – в последней четверти XVIII века, а в Индии – в середине ХХ века. Чем объясняется такой большой разрыв во времени в возникновении национально-освободительных движений?

3.Чем объяснить то, что крестьянские движения носили, как правило, локальный (местный) характер, а рабочие движения способны охватить территорию всей страны?

4.Составить таблицу, показывающую, как социальные движения приобретают форму экономических, политических, идеологических или религиозных движений, о чем можно судить по целям, требованиям и лозунгам различных социальных движений. При этом можно использовать свои знания по истории и современного положения различных стран, в том числе и России. Впишите в соответствующие клетки Ваши примеры.

Таблица

 

Виды социальных движений

Характер направленности социальных движений

Экономиче­ский

Политиче­ский

Идеологиче­ский

Религиозный

Крестьянское

 

Продолжение таблицы

 

Рабочее

Буржуазное

Молодежное

Женское

Национальное  и т.д.

 

 

Тема 10. Социальные конфликты

1. Социальный конфликт: сущность, основные причины, виды.

2. Этапы развития и технологии управления социальными конфликтами.

3.    Последствия конфликтов.

Ключевые понятия: социальный конфликт, консенсус, компромисс, насилие, социальная напряженность, социальное противоречие.

Домашнее задание:

1. Можно ли ссору Иван Ивановича с Иваном Никифоровичем (по известной повести Н.В. Гоголя) рассматривать как пример социального конфликта?

2.Можно ли спор рассматривать как конфликт?

3.Согласны ли Вы с изречением «Истина рождается в споре»?

4.Положительные социальные изменения происходят до социального конфликта, во время социального конфликта или после социального конфликта?

5. Составьте таблицу, показывающую проявление социальных конфликтов в форме экономических или других конфликтов. В первом столбике укажите социальные конфликты (классовые, межнациональные, между поколениями, межконфессиональные и другие), а в других столбиках – конфликт их требований, целей, средств. В качестве примера старайтесь использовать социальные факты современного российского общества, ссылаясь на те или иные средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение и т.п.).

Таблица

 

Социальные конфликты

                   Их проявление в форме

Экономического (в т.ч. трудового)  конфликта

Политического конфликта

Идеологического или религиозного конфликта

Межнациональные

И т.д.

 

6.  Как Вы относитесь к этим суждениям: «Чем больше и чаще в обществе происходят социальные конфликты, тем быстрее разрешаются противоречия, устраняются препятствия и обновляется общество» и «Чем больше и чаще в обществе происходят социальные конфликты, тем больше происходит разрушений, в результате чего может погибнуть само общество». С чем Вы могли бы согласиться или не согласиться? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами.                  

 

Тема 11. Социология личности

1. Человек, личность, индивид. Специфика социологического изучения личности.

2. Социальные типы личности.

3. Социализация личности: сущность, этапы, стадии.

4.    Свобода и отчуждение личности.

Ключевые понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, потребности, способности, интересы, ценностные ориентации, мотивация, социальные установки, социализация, ресоциализация, десоциализация, адаптация, интериоризация, индивидуализация, социальная идентификация, социальный инфантилизм, самоутверждение, самореализация, саморегуляция личности, свобода личности, отчуждение личности.

Домашнее задание: 

1.    При помощи логических кругов покажите соотношение понятий «человек» и «личность», «человек» и «индивид», «индивид» и «личность» (см. задание 1 раздела II).

2.    Каково соотношение понятий «социальный тип личности» и «конкретная, реальная личность»? Покажите при помощи логических кругов.

3.    Какие образы (из отечественной или мировой художественной литературы), на Ваш взгляд, наиболее полно иллюстрируют определенные социальные типы личности той или иной эпохи (социальные типы аристократа, помещика, офицера, купца, крестьянина, чиновника, интеллигента и т.д.). Всегда ли художественные образы дают  полные представления о социальных типах личности? Проанализируйте не менее десяти «социально типичных» и «социально нетипичных» художественных образов.

5.  Попробуйте на примере собственной биографии показать процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности. Перечислите те социальные группы, институты и культуры, которые оказали наибольшее влияние на Ваше личностное становление.

 

Тема 12. Социальное поведение и деятельность личности

Самостоятельная работа

1.    Идеальные типы социального действия М.Вебера. Теория социального действия Т.Парсонса.

2.    Формы социальной адаптации Р.Мертона.

3.    Концепции социальной девиации Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

Семинарское занятие

1.    Социальная роль личности.

2.    Особенности поведения представителей социальных типов личности.

3.    Социальная регуляция и контроль поведения и деятельности личности.

Ключевые понятия: социальное действие, аффективное, традиционное, ценностнорациональное и целерациональное действие, социальное поведение, конформизм, девиация, социальная деятельность, социальная роль, социальное ожидание, социальная позиция, престижное поведение.

Домашнее задание:

1.Приведите примеры из художественной литературы (в том числе из произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова), иллюстрирующие следующие типы социального поведения:

 

Типы социального поведения

Художественные образы

Конформизм

 

Инновация

 

Ритуализм

 

Ретретизм

 

Мятеж

 

 

 

КАК НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научных трудов, иной литературы по теме. Реферат представляет собой форму самостоятельной работы студента в виде краткого письменного изложения основных идей и выводов из научной литературы (монографий, статей в научных журналах, публикаций в средствах массовой информации) по определенной теме. Реферат не предполагает самостоятельного научного анализа студентом рассматриваемой проблемы, хотя такая попытка всегда приветствуется.

Как написать реферат? В первую очередь, в библиотеке нужно просмотреть каталоги и выяснить, имеется ли научная литература по данной теме. Это могут быть научные монографии, статьи в научных журналах (например, в журнале «Социологические исследования»). Можно также просмотреть перечень опубликованных в научных журналах статей за год, который размещается в последнем номере журнала за текущий год (например, названия всех статей журнала «Социологические исследования» за 2002 год указаны в номере 12 журнала за 2002 год). Во вторую очередь, следует ознакомиться в самом общем виде с содержанием монографий и статей: посмотреть оглавление, разделы статей. Это необходимо для того, чтобы определить наиболее разработанные вопросы выбранной вами темы и избежать попытки «объять необъятное». В третью очередь, внимательно прочитайте выбранные разделы, параграфы монографий и статей и попутно сделайте общие пометки на тетради (например, «конспектировать третий абзац на странице 39»). В четвертую очередь, найдите то, что объединяет или в чем расходятся различные авторы (например, автор монографии и автор статьи) по интересующему Вас вопросу. Лишь после этого можно приступить к написанию собственно реферата. Не следует просто переписывать текст. Помните: реферат – это Ваше собственное изложение чужой мысли.

В реферате основные идеи и выводы авторов могут излагаться в двух формах – прямого цитирования и собственного изложения. Цитирование предполагает точное воспроизведение текста монографии или статьи. Цитаты всегда берутся в кавычки, а в конце реферата вставляется сноска (например: 1. Беляева Л.Д. Особенности социальной мобильности в средних слоях российского общества // Социологические исследования. 2001. № 6. С. 46). Обычно цитаты приводятся тогда, когда иным способом невозможно точное и полное воспроизведение авторской мысли. Большей частью используется собственное изложение мысли автора. Собственное изложение предполагает передачу авторской мысли без прямого цитирования, но в то же время без искажений (например: «А.И. Кравченко считает, что к люмпен-классу относятся такие категории населения, как…»).

Реферат состоит из введения (почему выбрана эта тема, какая литература изучена, какие аспекты темы излагаются в реферате), основной части (реферирование прочитанной литературы), заключения (собственные выводы, замечания по поводу изученной темы), списка цитируемой и излагаемой научной литературы. Объем реферата должен быть достаточным для того, чтобы раскрыть обозначенную тему.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ

1.    Социальные проблемы Республики Башкортостан.

2.    Международное социологическое сообщество. Его роль в решении глобальных и региональных проблем.

3.    Особенности социальной структуры (на примере отдельной страны).

4.    Изменения в социально-классовой структуре России.

5.     Научно-технологическое развитие и динамика изменений социальной структуры.

6.    Социальная мобильность в современной России.

7.    Проблемы становления среднего класса  в России.

8.     Личность. Социальная сущность личности, ее связь с обществом. Диалектика биологического и социального в человеке.

9.    Социализация, ее основные этапы. Агенты социализации.

10.Положение личности в обществе. Роли, статус, позиция личности.

11.Формы и виды социальной деятельности.

12.Свобода личности и социальный контроль.

13.Функционирование личности: действия, поведение, взаимодействие, общение.

14.Потребности и интересы личности.

15.Личность в нормативно-ценностной структуре общества.

16.Социальное отчуждение и пути его преодоления.

17.Основные проблемы социальной экологии.

18.Направления и функции социологии политики.

19.Экономическая социология – новое научное направление.

20.Социальная роль миграции.

21.Молодежные формальные и неформальные организации.

22.Демографические процессы в Башкортостане и их социальные последствия.

23.Республиканская социальная политика.

24.Влияние процесса суверенизации республики на общественную жизнь.

25.Цель социологического исследования. Классификация и методы социологического исследования.

26.Основные этапы социологического исследования. Подготовка и сбор социологической информации.

27.Документы для сбора социологической информации. Типы социологического инструментария.

28.Репрезентативность исследования. Генеральная и выборочная совокупность. Типы выборки.

 

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

1.    Выясните, по всем ли вопросам есть ответы в учебниках, конспектах лекций, конспектах семинарских занятий, контрольных и домашних заданиях. Позаботьтесь, чтобы не было такого пробела.

2.    Определите, сколько времени потребуется на подготовку того или иного вопроса. Распределите время для усвоения каждого вопроса.

3.    Определите, какая форма подготовки для вас является наиболее эффективной. Такими формами могут быть: групповая подготовка (когда несколько человек вместе обсуждают тот или иной вопрос, обычно легче усваивается и запоминается), подготовка со спарринг-партнером (вы экзаменуете  друг друга), написание шпаргалок (если студент сам пишет шпаргалку, он экономит место на бумаге, следовательно, предельно сокращает текст, упорядочивает, символизирует, после этого обычно на экзамене сама шпаргалка и не нужна; это вовсе не означает, что на экзамене можно пользоваться шпаргалкой).

4.    Подготовку к экзамену нужно начинать с первого вопроса и завершить последним (вспомните закон подлости – неизученный вопрос норовит попасться на экзамене). Такая последовательность необходима для того, чтобы не нарушать логику дисциплины: каждый предыдущий усвоенный вопрос помогает усваивать последующий вопрос. Сколько времени при этом потратите на тот или иной вопрос (5 минут или 5 часов), зависит от уровня вашей общей подготовленности в течение семестра.

5.    После усвоения последнего вопроса (если вы успели это сделать до экзамена) следует повторить все вопросы. Это полезно сделать следующим образом: не заглядывая в учебники, конспекты и шпаргалки, составьте план ответа на вопрос. Тогда вы поймете, где находится слабое звено в цепи ваших знаний.

6.    После укрепления выявленных слабых звеньев продумайте, каким образом вы можете использовать при ответе на тот или иной вопрос знания по другим вопросам (но на экзамене не следует рассказывать сразу все вопросы, или вместо одного вопроса рассказывать другой вопрос).

7.    Перед экзаменом следует отдохнуть. Не старайтесь судорожно перед экзаменом искать ответ на тот или иной вопрос, который вы забыли. Если вы подготовились добросовестно, и не переутомились перед экзаменом, то вы вспомните ответы на вопросы, которые, как вам казалось, вы уже забыли.

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ  К ЭКЗАМЕНУ И ЗАЧЕТУ

1.    Социологическая теория О. Конта.

2.    Социологическая теория Г. Спенсера.

3.    Натуралистическая школа в социологии.

4.    Психологическая школа социологии.

5.    Формальная социология.

6.    Социологическая школа  Э. Дюркгейма.

7.    Понимающая социология М. Вебера.

8.    Социология К. Маркса.

9.    Русская социология 19 в.

10.Интегральная социология П. Сорокина.

11.Основные парадигмы современной зарубежной социологии.

12.Структурно – функциональный анализ. Т. Парсонс, Р. Мертон.

13.Основные этапы развития социологии в СССР.

14.Объект, предмет, функции и задачи социологии.

15.Социальная сфера жизни общества, ее взаимосвязь с другими сферами жизни общества.

16.Типология общества.

17.Социальные общности людей и их классификация.

18.Социальная структура общества: общая характеристика.

19.Культура в системе социальных отношений, ее структура и функции.

20.Общая характеристика субкультуры и контркультуры.

21.Взаимосвязь культуры и экономической сферы общества.

22.Социальная дифференциация общества и ее формы.

23.Социальная стратификация общества.

24.Социально-классовая структура индустриального общества и ее эволюция.

25.Социально-профессиональная структура индустриального общества и ее эволюция.

26.Социально-демографическая структура индустриального общества и ее эволюция.

27.Семья как социальный институт и малая социальная группа.

28.Урбанизация индустриального общества и ее социальные последствия.

29.Миграция населения, ее формы и социальные последствия.

30.Этнические общности в индустриальном обществе, их типы и социальные различия.

31.Социальная мобильность общества: общая характеристика.

32.Социальное  движение: общая характеристика.

33.Социальные конфликты, их типы, этапы развития, последствия и способы разрешения.

34.Сущность, этапы, функции общественного мнения.

35.Социальные типы личности.

36.Социальные качества личности: структура и функции.

37.Социализация личности: сущность, этапы и стадии.

38.Основные противоречия социализации личности.

39.Социальное действие личности: общая характеристика.

40.Социальное поведение личности; его основные факторы.

41.Социальная роль личности.

42.Девиантное поведение личности. Концепции девиантного поведения.

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, СПРАВОЧНИКИ

Бачинин В.А. Социология: Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Михайлов В.А., 2005.

Волков Ю.Г. Социология. Учебник для ВУЗов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Волков Ю.Г., Нечипуренко В.П. Социология: история и современность. Учебное пособие для ВУЗов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Грицанов А.А. и др. (сост). Социология: Энциклопедия. – М.: Книжный Дом, 2003.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: Инфра-М., 2007.

Козлова О.Н. Социология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.:  Омега-Л, 2004.

Кравченко А.И. Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2008.

Лавриненко В.Н., ред. Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2008.

Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., отв. ред. Социология. Основы общей теории. Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2008.

Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология. – М.: Дашков и К, 2007.

Шайхисламов Р.Б. Социология. Учебное пособие. – Уфа: УГИС, 2005.

Шарков Ф.И. Социология: теории и методы. Учебник для ВУЗов. – М.: Экзамен, 2007.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!