Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Субкультура (от лат. sub – под и культура) – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве “мы”, отличного от “они” (остальных представителей социума).
Субкультура – это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.
Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного “выпуклее”, чем взрослые; у моряков и сексуальных меньшинств условия жизни экстремальнее, чем у учителей, рабочих).
Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои населения, а также контактные группы внутри них, религиозные секты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформальные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картежники, филателисты, компьютерщики и т.д.).
Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.
Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно более простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Бывает, что то, что значимо для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как “безделица” (например, увлечение музыкой, техникой или спортом). Другой пример. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференцированы. Нередко они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них – те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами – “металлистов”, “скейтистов”, “брейкистов”, которые далеко не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой прямо антисоциальны.
В номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой – сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.
Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния.
Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциальных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценностных ориентаций их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры(например, специфические нормы во взаимодействии со “своими” и “чужими”).
В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкультурах, нормативная регуляция – жесткая и охватывает практически всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.
В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае – положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием.
Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом и их жизнь и судьбу в целом.
Имеющие антисоциальную направленность неформальные группы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жизнедеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих членов в абсолютных марионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие и “инакоделание”, а нередко и права выхода из группы.
Предпочитаемые носителями субкультуры источники информации обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, ТV, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, получаемая из этих источников, отобранная, трансформированная и воспринятая в соответствии с характерными для субкультуры ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей.
Эстетические пристрастия. В каждой субкультуре можно обнаружить более или менее ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными особенностями, условиями их жизни и имеющимися у них возможностями, а также модой.
Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой, претерпевая при этом более или менее значительные трансформации, которые зависят от характера той среды, в которой мода функционирует (половозрастного и социокультурного состава, ценностных ориентаций, условий жизни и пр.). В связи с этим можно говорить об особенностях моды тех или иных субкультур.
Следование моде – важнейший конституирующий признак подростково-юношеских субкультур. Наиболее явно это проявляется в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, татуировка и т.п.), танцах, манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.
Так, например, мода в одежде и в оформлении внешности в общих чертах имеет, условно говоря, всеобщий характер. Но в подростково-юношеской субкультуре принято следовать ей особенно скрупулезно. Она имеет почти равную значимость для обоих полов. В то же время мода может более или менее трансформироваться в зависимости от возраста, социально-культурной принадлежности подростков и юношей, а также иметь некоторые региональные различия. Кроме того, в автономных подростковоюношеских субкультурах – панки, металлисты, хиппи и др. – мода в одежде и в оформлении внешности довольно существенно (у металлистов), а порой и кардинально (у хиппи), отличается от общепринятой.
Мода определяет и другую характерную черту подростково-юношеской субкультуры – музыкальные пристрастия. Увлечения теми или иными направлениями или группами имеют возрастные, социально-культурные, групповые и региональные особенности.
Одно из условий престижа в обществе сверстников – компетентность в современной музыке (знание музыкальных групп, их солистов и лидеров, их биографии и дискографии), обладание современной аппаратурой и музыкальными записями.
Одним из наиболее очевидных признаков субкультуры является жаргон – своеобразный диалект, отличающий ее носителей.
Жаргон – явление многослойное, включающее в себя ряд групп слов и выражений. Так, в подростково-юношеском жаргоне можно выделить четыре группы. Первая – общеупотребительные слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержательное значение (капуста, зелень – доллары, предки, шнурки – родители, упакован выше крыши – очень модно одет). Вторая – общеупотребительные слова и выражения, которым в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет употреблять их в значительно большем количестве случаев, чем это принято речевыми нормами (железно, крутой). Третья – слова, бытующие только в жаргоне (баксы, салага, клевый, прикид – одежда, англицизмы, слова из блатной лексики). Четвертая – слова и выражения, употребляемые лишь в отдельных регионах, в том числе и имеющие корни в областных диалектах.
В каждой субкультуре рождается и бытует свой фольклор –комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.
Словесный вид творчества включает в себя различные предания из истории сообщества носителей субкультуры, о жизни и “деяниях” ее легендарных представителей, специфические по содержанию, стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской субкультуре – считалки, дразнилки, страшилки и пр.
Музыкальный фольклор – это, как правило, песни, выражающие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, отражающие и пропагандирующие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о каких-либо реальных или мифических событиях в жизни ее носителей.
Игры могут быть как созданные в рамках субкультуры(интеллектуальные, карточные – в девиантных, подвижные – в детской и т.д.), так и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные), которые стали значимыми как признак принадлежности играющих к той или иной субкультуре.
К видам субкультур могут быть отнесены: городская, сельская, молодежная и др.
Социокультурная ситуация современного города характеризуется тенденцией к усложнению. Она проявляется абсолютно во всем: в труде, быту, при информационном обмене, в отношениях с предметным миром и людей друг с другом. Такое усложнение принято считать показателем развития человечества, социального и культурного прогресса. Но его последствия с точки зрения человеческого фактора неоднозначны. Положительное значение связано с расширением границ возможностей для самореализации личности. Но возникают для людей и проблемы: изменения в системе знаний, ценностей, норм, образцов порождают ощущение неопределенности. Человек не может быстро и адекватно реагировать на изменения из-за существующих стереотипов, нарушение которых вызывает чувство беспокойства, тревоги. Усложнение социокультурной ситуации выражаемся в многообразии, интенсивности воздействия на человека и динамизме происходящих изменений, вызывающих у жителей города различного рода проблемы.
Многообразие культуры – знаний, ценностей, норм, образцов – создает для личности ситуацию выбора социокультурной информации. Но человек способен воспринимать и упорядочить лишь ограниченное число воздействий. Сегодня люди не справляются с обилием социокультурной информации. Они пытаются сохранить свой жизненный путь, свои ценности для обеспечения согласия с самим собой и со своим близким окружением. Стремление сохранить свою индивидуальную целостность и свою автономию формирует систему психологических барьеров, основная функция которых – защита личности от чрезмерной перегрузки психики.
Многообразие культуры создает для человека возможности духовного развития. Однако наблюдается разрыв между возможностями саморазвития и характером использования этих возможностей, созданных сегодняшней ситуацией демократизации общества. Прав И.С. Туров в том, что использование возможностей в интересах удовлетворения потребностей и развития способностей происходит в соответствии с социальной групповой принадлежностью горожанина, а не с его простой принадлежностью к городскому сообществу в целом. Господствующей установкой горожанина, смыслом его жизнедеятельности сегодня становятся доход и потребление. А в развитии культуры личности проявляется духовная отсталость, которая существует как широчайшее распространение “массовой культуры”, ослабление установок на высокие, подлинные духовные ценности, своего рода – стандартизация потребностей и вкусов.
В условиях многообразия культуры многие теряются, не могут найти верные пути и направления своего духовного развития. Отсутствие развитых оценок и суждений не позволяет в процессе потребления отделить истинные ценности от мнимых. Человек все больше удаляется от “высокой” культуры и подлинно духовного развития, что проявляется в городе не как территориальная изоляция от этих благ, а становится внутренне присущим его образу жизни.
Социокультурная ситуация современного города характеризуется также интенсивностью воздействия на человека, прежде всего средств массовой коммуникации. Они все больше усиливают и активизируют свое воздействие на сознание, рационально передавая новые ценности и нормы поведения и деятельности. Часть образа жизни человека все больше становится регулируемой извне. Формируются стереотипы и спонтанные реакции, связанные с внешней стороной поведения. Извне человек получает образцы, новые знания, ценности и нормы, регулирующие его действия и поступки, диктующие стереотипы.
С одной стороны, это можно считать положительным. Готовая социокультурная информация помогает людям в самоопределении, в выработке своих норм и ценностей. Но весь вопрос в том, на какие ценности они ориентируют. С другой – интенсивность воздействия лишает человека индивидуально-личностных ориентаций, все больше вытесняемых из его сознания. Кроме того, сегодня культура все больше становится средством политических игр. Примером тому является воздействие на социокультурные ценностные ориентации людей при выборах, а также использование массовой культуры для распространения капиталистического образа жизни. В такой ситуации человеку приходится постоянно контролировать внешнее воздействие, искать и находить формы правильных реакций. При этом одни люди критически оценивают получаемую информацию и сохраняют свои ценностные ориентации, другие попадают под влияние и усваивают стереотипы, третьи не выдерживают интенсивности воздействия и пытаются от этого уйти в свой внутренний мир. Излишне интенсивное воздействие вызывает состояние пресыщения информацией и создает эффект, обратный ожидаемому. Все это так или иначе вызывает психическое напряжение и нередко приводит к неврозам, а иногда и к более серьезным заболеваниям.
Культурные процессы в условиях села имеют свои особенности. В сельской местности осуществляется главным образом непрофессиональное производство культурных ценностей в рамках кружков, студий или в домашних условиях. Развитие творчества требует комплекса мер материального, организационного, идеологического и методического характера.
Материальные условия непрофессионального производства культурных ценностей предполагают создание учреждений культуры разного типа, обеспечение их кадрами, соответствующим оборудованием и культинвентарем. Все это находится на крайне низком уровне. В современной ситуации люди все больше проявляют склонность к занятиям в домашних условиях в русле традиционного народного творчества. В связи с этим приобретает особую значимость материальное благосостояние семьи, поскольку для творческого процесса требуются не только мастерство и вдохновение, но и различного рода материалы и инструменты.
Организационное обеспечение производства ценностей жителями села предполагает деятельность в рамках учреждений культуры, проведение мероприятий, стимулирующих творчество. Это и создание условий для творчества за счет совершенствования производства, улучшения жилищно-бытовых условий, что ведет к увеличению свободного времени. Сейчас все внимание руководящих органов сосредоточено на экономических процессах и забыта художественно-творческая деятельность сельского населения. Но потребности не появятся сами по себе без целенаправленного их формирования и развития.
Идеологическое обеспечение непрофессионального производства культурных ценностей связано с повышением престижа этой деятельности, с созданием определенного уважительного отношения к людям, занимающимся творчеством, с распространением их опыта, стимулированием деятельности, с осознанием важности, значимости продуктов творчества. Сейчас в обществе есть определенная идеологическая установка на возрождение, сохранение и развитие народного художественного творчества, что определенным образом стимулирует культурную активность сельских жителей, однако финансовая проблема является значительным ее тормозом.
Методическое обеспечение творческой деятельности жителей села связано с одомашниванием непрофессионального производства культурных ценностей. Оно предполагает организацию сервиса: консультаций, распространения необходимой литературы, репертуарных сборников, дающих оперативную информацию. Каждому виду творчества присуща своя специфика, требующая пояснения. Однако само издание методической литературы нуждается в материальных ресурсах, а также в специалистах, способных обобщить работу отдельных народных мастеров и довести ее до уровня методических разработок.
Другое направление развития культурной среды на селе связано с организацией потребления и освоения культурных ценностей. Эта деятельность занимает значительно больше времени и преобладает над производством. В то же время она является условием и предпосылкой совершенствования производства, развития потребностей личности. Особенности потребления культуры на селе связаны с продуктами народного творчества. Жители села осваивают их устным способом, в повседневном общении, жизни и быту. Эти процессы трудно регулировать. Кроме того, через радио и телевидение в селе распространяются ценности, созданные в рамках профессионального творчества. Однако средства массовой коммуникации не учитывают особенностей культурных интересов, запросов сельских жителей, особенностей отдельных сельских регионов, и их воздействие носит унифицированный характер. Поскольку уровень культуры у населения не одинаков, то и воспринимаются эти культурные ценности по-разному.
Духовное потребление зависит и от возможностей доставки в село предметов культуры. Еще совсем недавно было развито культурное шефство города над селом: организовывались концерты, спектакли, доставлялись книги, происходили встречи с творческими людьми и т.п. Или, наоборот, жителей села привозили в город на культурные мероприятия. Сейчас становится все сложнее осуществлять такую деятельность из-за отсутствия мобильных коллективов, транспорта, горючего и по многим другим причинам.
Современной проблемой является распределение, распространение культурных ценностей среди сельских регионов. Неравномерность в обеспечении сложилась или исторически, в результате развития производственных процессов, или она связана с организацией деятельности сферы культуры, которой занимаются различные ведомства. Государственная сеть распределения культурных ценностей оказалась в значительно худших условиях, чем ведомственная. С другой стороны, несогласованность в решении проблем культуры села обусловила непродуманность архитектурно-пространственной планировки строительства. отражающейся на удобстве и привлекательности жизни села, настроении человека. Все это и многое другое снижает ценность сельского образа жизни.
Своеобразными являются и процессы хранения культурных ценностей в условиях села, где нет людей, специально занимающихся этим видом деятельности. Вещественные элементы культуры хранятся в семьях (иконы, монеты, картины и др.) и передаются из поколения в поколение. В последние десятилетия во многих селах появились музеи, где собраны домашняя утварь и предметы, принадлежавшие кому-либо из прославленных земляков. Сейчас значительное внимание уделяется реставрации и сохранению храмов, а также других памятников истории и культуры. Наиболее важным является хранение культурных ценностей в памяти народа: традиций, обрядов, норм и нравов, верований и др. – всего, что определяет поведение и деятельность человека.
Молодежная культура как явление субкультуры. Она отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оценками, правами и вкусами, жаргоном и манерой поведения. Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности.
Какие же особенности характеризуют молодежную субкультуру в целом? Одну из таких особенностей ученые характеризуют как отчуждение от старшего поколения, его культурных ценностей, идеалов, образцов. Возникло оно не сегодня и выглядит как отсутствие смысла жизни. На этом фоне все очевиднее молодежная субкультура превращается в контркультуру со своими идеалами, модой, языком и искусством. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер, хотя большинство молодежи – это вовсе не металлисты, экстремисты, рэкетиры и др.
Особенности молодежной культуры можно увидеть из материалов и различных исследований досуга. досуг все больше становится основной сферой жизнедеятельности молодежи. Подлинная жизнь для нее начинается за порогом школы, техникума, вуза, завода. Молодежь уходит в досуг как в защитный панцирь, где она по-настоящему свободна. Основными элементами досуга являются: отдых, активная физическая деятельность, развлечение, просвещение, самообразование, творчество, созерцание, размышление, праздник. Для молодежного возраста ведущими из них стали общение, развлечение и самообразование. Наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функции культуры и досуга.
Важной особенностью молодежной культуры является преобладание потребления над творчеством. Роль потребления в развитии культуры личности значительна, однако по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной, самостоятельной деятельности. Результаты же исследования показывают, что потребление молодежью культурных ценностей находится на втором месте среди занятий досуга, а творческая деятельность – лишь на десятом даже для студентов. Если же исследовать другие социальные группы, то можно предположить еще меньшую значимость творчества. Хотя следует учесть, что творчество может быть не только профессиональным, им можно заниматься и для себя в организованных коллективах или в домашних условиях.
Каковы же причины преобладания потребления над творчеством? Причины в самой личности и в обществе. Потребительские ориентации проявляются не только в равнодушии к сфере художественного, научного и технического творчества, но и в целом в жизненной позиции. Исследования 3.В. Сикевич дали ей возможность выявить три позиции студентов: “я сам”, “давайте больше”, “кто-то другой, но не я”. Из них преобладает последняя.
Такое отношение к жизнедеятельности свидетельствует об инфантилизме, но не от собственной лености души молодежи, а от порочной системы семейного и общественного воспитания. С детских лет не дают ребенку ничего сделать самостоятельно, слово “нельзя” срывается с уст родителей и воспитателей по всякому поводу. Семнадцатилетних акселератов опекают дома; послушание и покладистость, исполнительность в школе ценятся больше, чем самостоятельность и инициативность – меньше хлопот. Если в начале своего жизненного пути ребенок стремится к проявлению самостоятельности (“я сам”), то постепенно привыкает к опеке, а затем начинает понимать, что это удобно, и уже требует опеки (“давайте мне”).
В последние годы медленно, но уже начинает перестраиваться идеал воспитуемого. Этой проблеме посвящена книга Ю.П. Азарова “Семейная педагогика” (педагогика любви и свободы), в которой отвергается система подавления ребенка как неприемлемая для формирования его как личности. Автор пишет об истинной любви к детям и воспитании трудолюбивого, физически и духовно здорового человека в условиях рынка и войн, человека, способного к активной, самостоятельной деятельности. Сейчас молодежь все больше активизируется. Однако эта активность у многих направлена в русло потребительства.
Достаточно своеобразной является субкультура студенческой молодежи. С переходом к рыночным отношениям в системе ее ценностей произошли значительные изменения. В новых условиях студенчество, как чувствительный барометр эпохи, оказалось способным измерять состояние общества и отражать его в своем сознании. В свое время В.И. Ленин отмечал, что студенчество – наиболее отзывчивая часть интеллигенции, адекватно отражающая мысли, взгляды, действия тех социальных слоев, к которым оно принадлежит по своему происхождению и воспитанию. Облик современного студенчества, как и всей молодежи, в решающей степени зависит от общественного развития, влияния старших поколений, их опыта и взглядов на жизнь, от уровня воспитания.
В рамках молодежной субкультуры могут быть и явления контркультуры, представляющие собой своего рода вызов обществу. Это различные формы стихийного протеста против общественных процессов, выражение разногласия в жизни, поиск новых идеалов. Элементы контркультуры всегда присутствуют в культуре поколений. С.П. Мамонтов контркультурой называет неформальный комплекс поведенческих установок. П.С. Гуревич, характеризуя это явление, пишет, что в истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае можно говорить уже не о субкультурах. Это скорее контркультурные тенденции.
По его мнению, в культурологии и социологии понятие контркультуры имеет, по крайней мере, два значения. Во-первых, оно используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре. Во-вторых, это понятие отождествляется с молодежной субкультурой 60-х годов, отражающей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как “культуры отцов”. В западной литературе этот термин отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников.
К явлению контркультуры в современной молодежной культуре можно отнести неформальное самодеятельное движение. Это альтернативные формы культуры, связанные с процессом создания и выработки нового отношения к миру. Внутри этого процесса роли строго разграничены и иерархичны, что свидетельствует о самостоятельном и неконтролируемом функционировании неформальных объединений молодежи. По словам И. Кузьминой, данный процесс неизбежен, объективен и в силу этого неподвластен контролю. Запретить, уничтожить, прекратить его невозможно. Важно понимание этой культуры как социально обусловленной, детерминированной объективными обстоятельствами. Это своеобразная общественно осуществляемая деятельность, источником которой является наличная культура, сегодняшний срез социальной действительности. Но этот процесс имеет ярко выраженное негативное отношение к наличной культуре. Именно современный этап развития общества в силу различных причин породил деятельность молодежи, направленную на создание своей собственной культуры, отличающейся от официальной. Этот процесс основан на отрицании существующей культуры при том, что новая система ценностей еще не выработана, поэтому находит выражение в образной, эмоционально-чувственной форме.
Неформальное молодежное движение существует как стихийный, неуправляемый процесс, противостоящий сегодняшней социальной ситуации. Оно выражает противоречие между провозглашенными идеалами и реальной жизнью, дискредитирующей их. Это явление серьезное и не сводимое только к возрастной психологии. Его возникновение связано с целым рядом объективных причин. По мнению И. Кузьминой, в развитом обществе возникновение альтернативных форм культуры неизбежно и порождается самим фактом развитых социальных взаимодействий. Этот процесс абсолютно здоровый и нормальный. Демократичная культура должна впитывать, ассимилировать, переплавлять эти ответвления. Попытки запретить, уничтожить порождают наиболее уродливые формы, например фашиствующие группы. Альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур. Поскольку культура представляет собой саморазвивающуюся систему, она выталкивает из себя отжившие, о мертвевшие формы, которые сдерживают ее дальнейшее развитие.
В социально-психологическом плане молодежная контркультура демонстрирует извечный конфликт “отцов” и “детей”. Его острота определяется состоянием общества, а также степенью несоответствия идеалов и жизни. В основе конфликта – переоценка ценностей молодежью. Она стремится определить свое отношение к миру через отрицание культуры старших поколений, объединяется в группы в стремлении показать свою непохожесть на взрослых, пытается вернуть ценностям их первоначальный смысл. По результатам исследований, высшими ценностями для нее являются любовь и дружба, а не деньги.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!