Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Сущность и виды субкультур. Городская и сельская субкультура. Молодежная культура»

/ Общая социология
Конспект, 

Оглавление

Субкультура (от лат. sub – под и культура) – совокупность спе­цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяю­щих им осознать и утвердить себя в качестве “мы”, отличного от “они” (остальных представителей социума).

    Субкультура – это автономное относительно целостное обра­зование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен­ных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носите­лей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источ­ников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

    Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстре­мальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного “выпуклее”, чем взрослые; у моряков и сек­суальных меньшинств условия жизни экстремальнее, чем у учите­лей, рабочих).

    Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои населения, а также контактные группы внутри них, религиозные секты, объединения сексуальных меньшинств, массовые нефор­мальные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картежники, филателисты, компьютерщики и т.д.).

    Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интер­претированными и трансформированными в соответствии с ха­рактером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, ан­тисоциальностью), возрастными и иными специфическими по­требностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

    Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно бо­лее простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Бывает, что то, что значимо для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как “безделица” (например, увлечение музыкой, техникой или спор­том). Другой пример. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференцированы. Нередко они тщательно обе­регают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них – те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со спе­цифическими субкультурами – “металлистов”, “скейтистов”, “брейкистов”, которые далеко не всегда имеют позитивную соци­альную направленность, а порой прямо антисоциальны.

    В номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкуль­туры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрас­судков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой – сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.

    Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, прису­щие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния.

    Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основ­ном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциаль­ных субкультурах нормы прямо противопоставлены обществен­ным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценностных ориентаций их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобществен­ные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры(например, специфические нормы во взаимодействии со “своими” и “чужими”).

    В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкуль­турах, нормативная регуляция – жесткая и охватывает практиче­ски всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.

    В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае – положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влия­нием.

    Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом и их жизнь и судьбу в целом.

    Имеющие антисоциальную направленность неформальные группы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жизнедеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих членов в абсолютных марионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие и “инакоделание”, а нередко и права выхода из группы.

    Предпочитаемые носителями субкультуры источники информации обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, ТV, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимуще­ственно определенные программы или передачи радио и телеви­дения, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, полу­чаемая из этих источников, отобранная, трансформированная и воспринятая в соответствии с характерными для субкультуры ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей.

    Эстетические пристрастия. В каждой субкультуре можно об­наружить более или менее ярко выраженные общие для ее носите­лей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными осо­бенностями, условиями их жизни и имеющимися у них возможно­стями, а также модой.

    Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой, претерпевая при этом более или менее значительные трансформации, которые зависят от характера той среды, в кото­рой мода функционирует (половозрастного и социокультурного состава, ценностных ориентаций, условий жизни и пр.). В связи с этим можно говорить об особенностях моды тех или иных суб­культур.

    Следование моде – важнейший конституирующий признак подростково-юношеских субкультур. Наиболее явно это проявля­ется в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, та­туировка и т.п.), танцах, манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.

    Так, например, мода в одежде и в оформлении внешности в общих чертах имеет, условно говоря, всеобщий характер. Но в подростково-юношеской субкультуре принято следовать ей осо­бенно скрупулезно. Она имеет почти равную значимость для обо­их полов. В то же время мода может более или менее трансфор­мироваться в зависимости от возраста, социально-культурной принадлежности подростков и юношей, а также иметь некоторые региональные различия. Кроме того, в автономных подростково­юношеских субкультурах – панки, металлисты, хиппи и др. – мода в одежде и в оформлении внешности довольно существенно (у металлистов), а порой и кардинально (у хиппи), отличается от общепринятой.

    Мода определяет и другую характерную черту подростково-юношеской субкультуры – музыкальные пристрастия. Увлечения теми или иными направлениями или группами имеют возрастные, социально-культурные, групповые и региональные особенности.

    Одно из условий престижа в обществе сверстников – компетент­ность в современной музыке (знание музыкальных групп, их со­листов и лидеров, их биографии и дискографии), обладание со­временной аппаратурой и музыкальными записями.

    Одним из наиболее очевидных признаков субкультуры являет­ся жаргон – своеобразный диалект, отличающий ее носителей.

    Жаргон – явление многослойное, включающее в себя ряд групп слов и выражений. Так, в подростково-юношеском жаргоне мож­но выделить четыре группы. Первая – общеупотребительные сло­ва и выражения, получившие в жаргоне иное содержательное зна­чение (капуста, зелень – доллары, предки, шнурки – родители, упакован выше крыши – очень модно одет). Вторая – общеупот­ребительные слова и выражения, которым в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет употреблять их в значительно большем количестве случаев, чем это принято речевыми нормами (железно, крутой). Третья – слова, бытующие только в жаргоне (баксы, салага, клевый, прикид – одежда, англи­цизмы, слова из блатной лексики). Четвертая – слова и выраже­ния, употребляемые лишь в отдельных регионах, в том числе и имеющие корни в областных диалектах.

    В каждой субкультуре рождается и бытует свой фольклор –комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.

    Словесный вид творчества включает в себя различные предания из истории сообщества носителей субкультуры, о жизни и “деяниях” ее легендарных представителей, специфические по со­держанию, стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской субкультуре – считалки, дразнилки, страшилки и пр.

    Музыкальный фольклор – это, как правило, песни, выражаю­щие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, от­ражающие и пропагандирующие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о каких-либо реальных или мифических событи­ях в жизни ее носителей.

    Игры могут быть как созданные в рамках субкультуры(интеллектуальные, карточные – в девиантных, подвижные – в детской и т.д.), так и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные), которые стали значимыми как признак при­надлежности играющих к той или иной субкультуре.

    К видам субкультур могут быть отнесены: городская, сельская, молодежная и др.

    Социокультурная ситуация современ­ного города характеризуется тенденцией к усложнению. Она проявляется абсолютно во всем: в труде, быту, при информацион­ном обмене, в отношениях с предметным миром и людей друг с другом. Такое усложнение принято считать показателем развития человечества, социального и культурного прогресса. Но его по­следствия с точки зрения человеческого фактора неоднозначны. Положительное значение связано с расширением границ возмож­ностей для самореализации личности. Но возникают для людей и проблемы: изменения в системе знаний, ценностей, норм, образ­цов порождают ощущение неопределенности. Человек не может быстро и адекватно реагировать на изменения из-за существую­щих стереотипов, нарушение которых вызывает чувство беспокой­ства, тревоги. Усложнение социокультурной ситуации выражаемся в многообразии, интенсивности воздействия на человека и динамизме происходящих изменений, вызывающих у жителей города различ­ного рода проблемы.

    Многообразие культуры – знаний, ценностей, норм, образцов – создает для личности ситуацию выбора социокультурной инфор­мации. Но человек способен воспринимать и упорядочить лишь ограниченное число воздействий. Сегодня люди не справляются с обилием социокультурной информации. Они пытаются сохранить свой жизненный путь, свои ценности для обеспечения согласия с самим собой и со своим близким окружением. Стремление сохра­нить свою индивидуальную целостность и свою автономию фор­мирует систему психологических барьеров, основная функция ко­торых – защита личности от чрезмерной перегрузки психики.

    Многообразие культуры создает для человека возможности духовного развития. Однако наблюдается разрыв между возможнос­тями саморазвития и характером использования этих возможнос­тей, созданных сегодняшней ситуацией демократизации общества. Прав И.С. Туров в том, что использование возможностей в инте­ресах удовлетворения потребностей и развития способностей про­исходит в соответствии с социальной групповой принадлежнос­тью горожанина, а не с его простой принадлежностью к городс­кому сообществу в целом. Господствующей установкой горожанина, смыслом его жизнедеятельности сегодня становятся доход и по­требление. А в развитии культуры личности проявляется духовная отсталость, которая существует как широчайшее распространение “массовой культуры”, ослабление установок на высокие, подлин­ные духовные ценности, своего рода – стандартизация потребно­стей и вкусов.

    В условиях многообразия культуры многие теряются, не могут найти верные пути и направления своего духовного развития. От­сутствие развитых оценок и суждений не позволяет в процессе потребления отделить истинные ценности от мнимых. Человек все больше удаляется от “высокой” культуры и подлинно духовного развития, что проявляется в городе не как территориальная изо­ляция от этих благ, а становится внутренне присущим его образу жизни.

    Социокультурная ситуация современного города характеризу­ется также интенсивностью воздействия на человека, прежде всего средств массовой коммуникации. Они все больше усиливают и ак­тивизируют свое воздействие на сознание, рационально передавая новые ценности и нормы поведения и деятельности. Часть образа жизни человека все больше становится регулируемой извне. Фор­мируются стереотипы и спонтанные реакции, связанные с внеш­ней стороной поведения. Извне человек получает образцы, новые знания, ценности и нормы, регулирующие его действия и поступ­ки, диктующие стереотипы.

    С одной стороны, это можно считать положительным. Готовая социокультурная информация помогает людям в самоопределении, в выработке своих норм и ценностей. Но весь вопрос в том, на какие ценности они ориентируют. С другой – интенсивность воз­действия лишает человека индивидуально-личностных ориентаций, все больше вытесняемых из его сознания. Кроме того, сегодня куль­тура все больше становится средством политических игр. Приме­ром тому является воздействие на социокультурные ценностные ориентации людей при выборах, а также использование массовой культуры для распространения капиталистического образа жизни. В такой ситуации человеку приходится постоянно контролировать внешнее воздействие, искать и находить формы правильных реак­ций. При этом одни люди критически оценивают получаемую ин­формацию и сохраняют свои ценностные ориентации, другие по­падают под влияние и усваивают стереотипы, третьи не выдержи­вают интенсивности воздействия и пытаются от этого уйти в свой внутренний мир. Излишне интенсивное воздействие вызывает со­стояние пресыщения информацией и создает эффект, обратный ожидаемому. Все это так или иначе вызывает психическое напря­жение и нередко приводит к неврозам, а иногда и к более серьез­ным заболеваниям.

    Культурные процессы в условиях села имеют свои особеннос­ти. В сельской местности осуществляется главным образом непро­фессиональное производство культурных ценностей в рамках круж­ков, студий или в домашних условиях. Развитие творчества тре­бует комплекса мер материального, организационного, идеологического и методического характера.

    Материальные условия непрофессионального производства куль­турных ценностей предполагают создание учреждений культуры разного типа, обеспечение их кадрами, соответствующим обору­дованием и культинвентарем. Все это находится на крайне низком уровне. В современной ситуации люди все больше проявляют склон­ность к занятиям в домашних условиях в русле традиционного народного творчества. В связи с этим приобретает особую значи­мость материальное благосостояние семьи, поскольку для твор­ческого процесса требуются не только мастерство и вдохновение, но и различного рода материалы и инструменты.

    Организационное обеспечение производства ценностей жителя­ми села предполагает деятельность в рамках учреждений культу­ры, проведение мероприятий, стимулирующих творчество. Это и создание условий для творчества за счет совершенствования про­изводства, улучшения жилищно-бытовых условий, что ведет к уве­личению свободного времени. Сейчас все внимание руководящих органов сосредоточено на экономических процессах и забыта ху­дожественно-творческая деятельность сельского населения. Но по­требности не появятся сами по себе без целенаправленного их формирования и развития.

    Идеологическое обеспечение непрофессионального производства культурных ценностей связано с повышением престижа этой дея­тельности, с созданием определенного уважительного отношения к людям, занимающимся творчеством, с распространением их опыта, стимулированием деятельности, с осознанием важности, значимос­ти продуктов творчества. Сейчас в обществе есть определенная иде­ологическая установка на возрождение, сохранение и развитие на­родного художественного творчества, что определенным образом стимулирует культурную активность сельских жителей, однако фи­нансовая проблема является значительным ее тормозом.

    Методическое обеспечение творческой деятельности жителей села связано с одомашниванием непрофессионального производства культурных ценностей. Оно предполагает организацию сервиса: консультаций, распространения необходимой литературы, репер­туарных сборников, дающих оперативную информацию. Каждому виду творчества присуща своя специфика, требующая пояснения. Однако само издание методической литературы нуждается в мате­риальных ресурсах, а также в специалистах, способных обобщить работу отдельных народных мастеров и довести ее до уровня мето­дических разработок.

    Другое направление развития культурной среды на селе связано с организацией потребления и освоения культурных ценностей. Эта де­ятельность занимает значительно больше времени и преобладает над производством. В то же время она является условием и предпо­сылкой совершенствования производства, развития потребностей личности. Особенности потребления культуры на селе связаны с продуктами народного творчества. Жители села осваивают их уст­ным способом, в повседневном общении, жизни и быту. Эти про­цессы трудно регулировать. Кроме того, через радио и телевидение в селе распространяются ценности, созданные в рамках професси­онального творчества. Однако средства массовой коммуникации не учитывают особенностей культурных интересов, запросов сельских жителей, особенностей отдельных сельских регионов, и их воздействие носит унифицированный характер. Поскольку уровень культуры у населения не одинаков, то и воспринимаются эти куль­турные ценности по-разному.

    Духовное потребление зависит и от возможностей доставки в село предметов культуры. Еще совсем недавно было развито куль­турное шефство города над селом: организовывались концерты, спектакли, доставлялись книги, происходили встречи с творчес­кими людьми и т.п. Или, наоборот, жителей села привозили в город на культурные мероприятия. Сейчас становится все сложнее осуществлять такую деятельность из-за отсутствия мобильных кол­лективов, транспорта, горючего и по многим другим причинам.

    Современной проблемой является распределение, распространение культурных ценностей среди сельских регионов. Неравномерность в обеспечении сложилась или исторически, в результате развития производственных процессов, или она связана с организацией деятельности сферы культуры, которой занимаются различные ведомства. Государственная сеть распределения культурных ценностей оказалась в значительно худших условиях, чем ведомственная. С другой стороны, несогласованность в решении проблем культу­ры села обусловила непродуманность архитектурно-пространствен­ной планировки строительства. отражающейся на удобстве и при­влекательности жизни села, настроении человека. Все это и многое другое снижает ценность сельского образа жизни.

    Своеобразными являются и процессы хранения культурных ценно­стей в условиях села, где нет людей, специально занимающихся этим видом деятельности. Вещественные элементы культуры хра­нятся в семьях (иконы, монеты, картины и др.) и передаются из поколения в поколение. В последние десятилетия во многих селах появились музеи, где собраны домашняя утварь и предметы, при­надлежавшие кому-либо из прославленных земляков. Сейчас зна­чительное внимание уделяется реставрации и сохранению храмов, а также других памятников истории и культуры. Наиболее важным является хранение культурных ценностей в памяти народа: тради­ций, обрядов, норм и нравов, верований и др. – всего, что опре­деляет поведение и деятельность человека.

    Мо­лодежная культура как явление субкультуры. Она отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оценками, правами и вкусами, жаргоном и манерой поведения. Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, об­щие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявля­ются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отно­шений. Это своеобразная культурная автономия, которая форми­рует внутренний мир личности.

    Какие же особенности характеризуют молодежную субкульту­ру в целом? Одну из таких особенностей ученые характеризуют как отчуждение от старшего поколения, его культурных ценнос­тей, идеалов, образцов. Возникло оно не сегодня и выгля­дит как отсутствие смысла жизни. На этом фоне все очевиднее моло­дежная субкультура превращается в контркультуру со своими идеа­лами, модой, языком и искусством. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер, хотя большинство молодежи – это вовсе не металлисты, экстремисты, рэкетиры и др.

    Особенности молодежной культуры можно увидеть из матери­алов и различных исследований досуга. досуг все больше становит­ся основной сферой жизнедеятельности молодежи. Подлинная жизнь для нее начинается за порогом школы, техникума, вуза, завода. Молодежь уходит в досуг как в защитный панцирь, где она по-настоящему свободна.  Основными элементами досуга являются: отдых, активная физическая деятельность, развлечение, просве­щение, самообразование, творчество, созерцание, размышление, праздник. Для молодежного возраста ведущими из них стали обще­ние, развлечение и самообразование. Наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функции культуры и досуга.

    Важной особенностью молодежной культуры является преобла­дание потребления над творчеством. Роль потребления в развитии культуры личности значительна, однако по-настоящему приоб­щение к культурным ценностям происходит лишь в активной, самостоятельной деятельности. Результаты же исследования пока­зывают, что потребление молодежью культурных ценностей на­ходится на втором месте среди занятий досуга, а творческая дея­тельность – лишь на десятом даже для студентов. Если же исследо­вать другие социальные группы, то можно предположить еще меньшую значимость творчества. Хотя следует учесть, что творче­ство может быть не только профессиональным, им можно зани­маться и для себя в организованных коллективах или в домашних условиях.

    Каковы же причины преобладания потребления над творче­ством? Причины в самой личности и в обществе. Потребительские ориентации проявляются не только в равнодушии к сфере художе­ственного, научного и технического творчества, но и в целом в жизненной позиции. Исследования 3.В. Сикевич дали ей возмож­ность выявить три позиции студентов: “я сам”, “давайте больше”, “кто-то другой, но не я”. Из них преобладает последняя.

    Такое отношение к жизнедеятельности свидетельствует об инфан­тилизме, но не от собственной лености души молодежи, а от по­рочной системы семейного и общественного воспитания. С детс­ких лет не дают ребенку ничего сделать самостоятельно, слово “нельзя” срывается с уст родителей и воспитателей по всякому поводу. Семнадцатилетних акселератов опекают дома; послуша­ние и покладистость, исполнительность в школе ценятся больше, чем самостоятельность и инициативность – меньше хлопот. Если в начале своего жизненного пути ребенок стремится к проявле­нию самостоятельности (“я сам”), то постепенно привыкает к опеке, а затем начинает понимать, что это удобно, и уже требует опеки (“давайте мне”).

    В последние годы медленно, но уже начинает перестраиваться идеал воспитуемого. Этой проблеме посвящена книга Ю.П. Азаро­ва “Семейная педагогика” (педагогика любви и свободы), в кото­рой отвергается система подавления ребенка как неприемлемая для формирования его как личности. Автор пишет об истинной любви к детям и воспитании трудолюбивого, физически и духов­но здорового человека в условиях рынка и войн, человека, спо­собного к активной, самостоятельной деятельности. Сейчас моло­дежь все больше активизируется. Однако эта активность у многих направлена в русло потребительства.

    Достаточно своеобразной является субкультура студенческой молодежи. С переходом к рыночным отношениям в системе ее цен­ностей произошли значительные изменения. В новых условиях сту­денчество, как чувствительный барометр эпохи, оказа­лось способным измерять состояние общества и отражать его в своем сознании. В свое время В.И. Ленин отмечал, что студенчество – наиболее отзывчивая часть интеллигенции, адекватно отражающая мысли, взгляды, действия тех социальных слоев, к которым оно принадлежит по своему происхождению и воспитанию. Облик современного студенчества, как и всей молодежи, в решающей степени зависит от общественного развития, влияния старших поколений, их опыта и взглядов на жизнь, от уровня воспитания.

    В рамках молодежной субкультуры могут быть и явления контр­культуры, представляющие собой своего рода вызов обществу. Это различные формы стихийного протеста против общественных про­цессов, выражение разногласия в жизни, поиск новых идеалов. Элементы контркультуры всегда присутствуют в культуре поколе­ний. С.П. Мамонтов контркультурой называет неформальный ком­плекс поведенческих установок. П.С. Гуревич, характе­ризуя это явление, пишет, что в истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае можно говорить уже не о субкультурах. Это скорее контр­культурные тенденции.

    По его мнению, в культурологии и социологии понятие контр­культуры имеет, по крайней мере, два значения. Во-первых, оно используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре. Во-вторых, это понятие отождествляется с молодежной субкультурой 60-х годов, отражающей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как “культуры отцов”. В западной литературе этот термин отражал либераль­ную оценку ранних хиппи и битников.

    К явлению контркультуры в современной молодежной культуре можно отнести неформальное самодеятельное движение. Это аль­тернативные формы культуры, связанные с процессом создания и выработки нового отношения к миру. Внутри этого процесса роли строго разграничены и иерархичны, что свидетельствует о самостоятельном и неконтролируемом функционировании не­формальных объединений молодежи. По словам И. Кузьминой, данный процесс неизбежен, объективен и в силу этого непод­властен контролю. Запретить, уничтожить, прекратить его не­возможно. Важно понимание этой культуры как соци­ально обусловленной, детерминированной объективными об­стоятельствами. Это своеобразная общественно осуществляемая деятельность, источником которой является наличная культура, сегодняшний срез социальной действительности. Но этот процесс имеет ярко выраженное негативное отношение к наличной куль­туре. Именно современный этап развития общества в силу различ­ных причин породил деятельность молодежи, направленную на создание своей собственной культуры, отличающейся от офици­альной. Этот процесс основан на отрицании существующей культуры при том, что новая система ценностей еще не выработана, поэтому находит выражение в образной, эмоционально-чувствен­ной форме.

    Неформальное молодежное движение существует как стихийный, неуправляемый процесс, противостоящий сегодняшней социальной ситуации. Оно выражает противоречие между провозглашенными идеалами и реальной жизнью, дискредитирующей их. Это явление серьезное и не сводимое только к возрастной психологии. Его воз­никновение связано с целым рядом объективных причин. По мне­нию И. Кузьминой, в развитом обществе возникновение альтерна­тивных форм культуры неизбежно и порождается самим фактом развитых социальных взаимодействий. Этот процесс абсолютно здоровый и нормальный. Демократичная культура должна впиты­вать, ассимилировать, переплавлять эти ответвления. Попытки зап­ретить, уничтожить порождают наиболее уродливые формы, на­пример фашиствующие группы. Альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур. Поскольку культура представляет собой саморазвиваю­щуюся систему, она выталкивает из себя отжившие, о мертвевшие формы, которые сдерживают ее дальнейшее развитие.

    В социально-психологическом плане молодежная контркультура демонстрирует извечный конфликт “отцов” и “детей”. Его острота определяется состоянием общества, а также степенью несоответ­ствия идеалов и жизни. В основе конфликта – переоценка ценно­стей молодежью. Она стремится определить свое отношение к миру через отрицание культуры старших поколений, объединяется в группы в стремлении показать свою непохожесть на взрослых, пытается вернуть ценностям их первоначальный смысл. По резуль­татам исследований, высшими ценностями для нее являются лю­бовь и дружба, а не деньги.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!