Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Социология города»

/ Общая социология
Конспект, 

Оглавление

Социологию города следует считать от­крытой для науки и практики, как и всю социологию, с того периода, когда человек стал субъектом исторического про­цесса, т.е. с периода буржуазных революций. До этих пор мы вправе говорить об истории города, о скромных или локальных попытках решать социальные проблемы его жителей. До ХIХ века включительно города создавались и возникали как символы власти, как центры торговли, как портовые города (как в древнее время, так и в средневековье). Да и с наступ­лением эры капитализма города долгое время создавались как результат индустриализации, как центры освоения природных богатств.

    И лишь на пороге ХХ века появились концепции фран­цузского архитектора Т. Гарнье и английского урбаниста Э. Хо­варда, в которых были высказаны первые идеи о разделении городов на промышленную и жилую зону, а также зону отды­ха, обслуживания и рекреации.

    Эти положения в дальнейшем стали развиваться, допол­няться, совершенствоваться в той части, которая касалась жизни людей, населяющих данный город. Иначе говоря, как выразился архитектор Л.Н. Куната, в основе решения проблем развития города должна лежать не формула “город — в нем человек”, а формула чело­век — для него город. Собственно говоря, именно с этого и начинается социо­логия города, городских агломераций и всех поселений, ко­торые претендуют на это наименование.

    Современный город как объект социологии. Социальное развитие в широком смысле этого слова тре­бует своей реализации не только в масштабе общества, но и на всех структурных уровнях. Особое место занимает город как такое социально-экономическое территориальное обра­зование, где наиболее тесно переплетаются интересы обще­ства, трудовых коллективов, учреждений, организаций и ин­тересы самого человека как жителя.

    ХХ век можно в известном смысле назвать веком массо­вого возникновения городов. Процесс урбанизации охватил все страны, особенно индустриально развитые, что привело к тому, что большинство населения сосредоточилось в город­ских поселениях. При этом градообразующими факторами стала не только концентрация промышленности, но и наука, отдых, переработка сырья, в том числе и сельскохозяйствен­ного, и т.д.       

    Не является исключением данный процесс и для нашей страны, в которой процесс градостроительства протекал в огромных масштабах. За годы Советской власти (до 1989 г.) образован 1481 город. Характерной особенностью нынешне­го периода является тенденция неуклонного их укрупнения: в России 57 городов имеют населения более 500 тыс. человек, в том числе 23 — более 1 млн. жителей. Острота социального развития городов на современном этапе объясняется прежде всего тем, что в настоящее время в них проживает большин­ство (71%) населения страны. Рост урбанизации определяет не только сам процесс об­разования городов. Научно-технический прогресс знаменует переход от старого типа расселения — точечный город-село — к новому — агломерациям и урбанизированным районам. В нашей стране существует ряд крупных и сверхкрупных агло­мераций: московская, уральская, самарская, нижегородская, —которые ставят принципиально новые социальные пробле­мы, вызванные проживанием огромного числа населения на ограниченной территории.

    Само функционирование городов и агломераций имеет как общие, так и специфические проблемы. Для всех них перво­степенное значение приобрели адаптация приезжающих, об­щественная и окружающая среда, развитие современного жи­лища, рациональная организация повседневной жизни людей.

    Но имеются и специфические проблемы. В крупных го­родах это упорядочение социальной инфраструктуры, приве­дение в соответствие производственных и культурно-быто­вых потребностей, в малых — эффективное использование трудовых ресурсов, благоустройство, создание современного комплекса удобств, жилищного и коммунального обслужива­ния. Но самое прискорбное состоит в том, что социальное развитие города до сих пор фактически рассматривается как дело второстепенное, неполноправное и нередко отходящее на зад­ний план.

    Немало острых вопросов возникает в новых городах. Опыт проектирования, строительства и функционирования Дивно­горска, Набережных Челнов, городов Тюменского Севера го­ворит о том, что отсутствие необходимых условий для рацио­нальной организации повседневной жизни населения приво­дит к неудовлетворенности людей местом работы и жительства и как следствие этого — к миграции.

    Залогом успешного решения градостроительных проблем для молодых городов Сибири является обеспечение их ста­бильными квалифицированными кадрами. Между тем на си­бирского горожанина жилой площади приходится на 8—10% меньше, чем в среднем на горожанина России. Ниже средних показателей на 25—40% обеспеченность предприятиями об­щественного питания, больницами, поликлиниками, условия­ми для повышения образования, занятий спортом. Ощущается острая нехватка и учреждений культуры. Слабое внимание к социальным аспектам ведет к тому, что ряд новых городов оказываются менее удобны для жизни, чем старые города, и неоправданно отстают от тех возможностей, кото­рые имеет страна.

    И все же есть способы достаточно эффективно решить эти проблемы на данном уровне: территориальное движение кадров, регулирование занятости населения по полу, совер­шенствование форм и методов организации досуга, просве­тительной и оздоровительной работы и т.д. Актуальность социального развития городов особенно воз­росла в связи с осуществлением экономической реформы, предъявляющей новые требования к практике их функционирова­ния, к проблеме оптимального сочетания интересов террито­рии, производственных организаций и населения.

    Необходимость создания благоприятной жизненной среды в значительной степени определяется путями и методами решения социально-экологических проблем а также жилищ­ным, торгово-бытовым и коммунальным обслуживанием, воз­можностями рациональной организации досуга. Экономичес­кие реформы, с одной стороны, положительно повлияли на обновление облика ряда крупных городов (Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара), но с другой стороны, рез­ко уменьшили социальные возможности средних и малых го­родов — нищенское существование населения стало печальным и имеющим большие социальные последствия фактом.

    Население и трудовые ресурсы. Как известно, градообразующими факторами выступают промышленность, транспорт, связь, управление, наука, санаторно-курортное дело и т.д. С точки зрения социологии эти факторы отражают взаимодействие города и общества и отра­жают количество рабочих мест, виды приложения труда, ква­лификацию кадров, т.е. социальные аспекты функционирова­ния жителя в процессе его трудовой и повседневной жизни.

    Что касается градообслуживающей сферы, то она также ха­рактеризуется совокупностью рабочих мест, связанных с об­служиванием населения. Сюда входят транспорт, детские уч­реждения, школы, здравоохранение, торговля, бытовое обслу­живание, учреждения культуры, коммунальное хозяйство, внутригородская связь и т.д., т. е. то, что общество дает чело­веку. В настоящее время это бремя обязанностей во все боль­шей степени возлагается на сам город, на его возможности и ресурсы, что при отсутствии четкой нормативной, правовой и финансовой базы ставит города в очень тяжелое положение.

    Конечно, разделение на градообслуживающую и градооб­разующую сферы довольно условно. Так, вузы, больницы, театры, торговые учреждения и т.д. обслуживают не только население данного города. По ряду данных, до половины коек в областных больницах и 10—15% в городских больницах крупных городов занято иногородними; до 30% покупок в магази­нах и 10% заказов в ателье также совершаются приезжими. Поэтому различить градообслуживающий и градообразующий факторы иногда весьма затруднительно. Однако с позиций методологии исследования такое разделение необходимо.

    Градообразующий и градообслуживающий факторы, вмес­те взятые, представляют собой структуру мест труда, задан­ную экономическим развитием города и технической воору­женностью его предприятий и организаций.

    Город рассматривается с разных сторон — архитектурно-­градостроительной, географической, политической, экономической и т.д. Однако очевидно, что в процессе функциони­рования городов недостаточно ориентироваться только на технические и архитектурные характеристики — необходимо самым пристальным образом заниматься их социальным об­ликом, теми условиями, которые создают возможность для оптимальной жизнедеятельности, наилучшей среды обитания, для удовлетворения потребностей людей. Иначе говоря, цент­ральным вопросом социального развития городов является организация рациональной жизни населения.

    Город является социальной ячейкой общества, которая ох­ватывает все этапы человеческой жизни. Город обеспечивает такие стороны жизнедеятельности, как труд, материальные и духовные потребности, подготовка кадров, рекреация, охра­на здоровья, защита окружающей среды, социальное обеспе­чение, охрана общественного порядка, общественная деятель­ность. Именно город, взятый в целом, составляет материаль­ную основу развития личности. Если на производстве человек проводит определенное время, и только в трудоспособном возрасте — в среднем с 18 до 60 лет, то населенный пункт, город в том числе, обслуживает всю его жизнь — от родиль­ного дома до кладбища. Вместе с тем взаимо­связь города и производственных организаций обязательно нужно постоянно учитывать, ибо в городах постоянно проис­ходят возникновение, расширение или ликвидация производ­ственных организаций, что прямо влияет на такие процессы, как уровень занятости и безработицы, возможность социальных конфликтов, миграция, удовлетворенность работой и местом жительства.

    Социально-экономическая ситуация существенно влияет на жизнь трудящихся. Если в городе нет достаточных шансов на социальное продвижение, не отвечает современным тре­бованиям жилищно-бытовая сфера, высок уровень загрязне­ния окружающей среды и т.д., то, как правило, ухудшается социальное настроение, растет число конфликтов и претен­зий, снижается рождаемость, возникают диспропорции в ис­пользовании трудовых ресурсов. Так, проблема рационального использования людских ресурсов начинает реализовы­ваться в трудовых коллективах. Не повторяя и не претендуя на их компетенцию, город имеет специфические особеннос­ти, которые присущи ему как особой социальной системе. Если производство решает вопросы трудовой деятельности непосредственно в процессе труда, то город обеспечивает подготовку к этому процессу, а также общие условия для эффективного функционирования рабочей силы.

    Это прежде всего проявляется при формировании трудовых ресурсов, ибо многие города стремительно растут. Так, вначале строительства в 1959 году Тольятти насчитывал 72 тыс. человек, а в 1989 году в нем проживало уже 630 тыс., т.е. в 9 раз больше. С 1970 по 1989 год население Набережных Чел­нов возросло более чем в 13 раз. Но если предприятие, как правило, проектирует требуемое количество рабочей силы с учетом ее квалификации, то в условиях города использование трудовых ресурсов предполагает наличие рациональных пропорций в социально-демографическом составе населения. Игнорирование этого принципа приводит к серьезным нару­шениям в организации социальной жизни города. Словом, важно согласовать количество мест приложения труда, имея в виду традиционно “мужские” и “женские” профессии, с реальной структурой трудоспособных. Иначе происходит от­ток из города представителей “избыточного” пола либо люди приспосабливаются к несвойственной им работе. А вследствие оттока “избыточного” (с точки зрения производства) пола начинается отток из города и противоположного пола (из-за невозможности заключения брака или обеспечения работой другого члена семьи).

    Неблагоприятная демографическая ситуация может создать преимущественно “женский” или “мужской” город со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Так, в некоторых новых “нефтяных” городах Западной Сибири в 70-егоды на 100 мужчин приходилось 57—60 женщин. Это приводи­ло к тому, что в этих городах заключалось браков меньше, чем полагалось бы такому городу с нормальной половозрастной структурой. Соответственно уменьшалась рождаемость, были более часты разводы, снижалась успеваемость детей в школах. Несбалансированность трудовых ресурсов по полу во многом объясняется политикой соответствующих министерств и ведомств, которых, как правило, интересовали только производ­ственные задачи. В этот период плохо учитывалась и возрастная структура населения: обычно в новом городе (особенно на пер­вых порах его становления) в основном проживает молодежь со своими специфическими потребностями.

    Еще один существенный момент в развитии городов — поиск оптимальной профессиональной структуры трудоспособного населения. Если структура мест труда формируется под влиянием экономических и технических факторов, то про­фессиональная структура, кроме того, испытывает еще воздействие других факторов, в частности миграции. Поскольку эти две структуры развиваются под влиянием различных, да­леко не совпадающих друг с другом факторов, то вполне воз­можны определенные расхождения между ними. Различия эти проявляются в несовпадении количества мест труда и коли­чества работников.

    Из-за стихийного развития городов нередко складывает­ся ситуация, когда количество рабочей силы с соответствую­щей профессиональной и образовательной подготовкой ока­зывается значительно ниже того, что требует усложняющаяся техника и технология труда. В этом случае производственные мощности предприятий, особенно вновь вводимые, не могут быть освоены в срок и город не дает обществу того, что он мог бы дать.

    Особое значение для профессиональной структуры горо­да имеет обеспечение потребностей разных отраслей промыш­ленности, а также то, что набор рабочих мест соответствует реальному качеству рабочей силы. Если в городе у населения высокий уровень образования, то здесь не место неквалифицированному труду, если же этот уровень ниже, то и труд должен быть к этому приспособлен. Далее. Город не может быть чисто промышленным — в нем нужны и научные уч­реждения, и учебные заведения, и другие атрибуты культур­ной среды, иначе снизятся творческий потенциал города, уро­вень удовлетворенности жизнью.

    На основе профессиональной структуры и структуры мест приложения труда складывается социальная структура населе­ния. Она характеризуется соответствием или несоответствием качества рабочей силы и качества мест приложения труда. В двух городах может быть в составе населения равное количест­во специалистов с высшим образованием, но если в одном из них процент инженеров в 2 раза выше, чем в другом, то ясно, что мы должны признать их социальную структуру различной.

    На социальную структуру воздействует маятниковая миграция, которая приводит к тому, что начинают различаться социальные структуры работающих и живущих в городе (“дневная” и “ночная” социальная структура), а также появляется неработающее трудоспособное население.

    Для решения проблем социальной структуры города важ­ное значение имеет ее соответствие ожиданиям жителей, т.е. степень разнообразия структуры, реальные возможности со­циально-профессионального продвижения и осуществления социальных перемещений.

    Отсутствие этих условий становится причиной миграции населения. Естественно, что это снижает эффективность ка­питальных вложений и значительно тормозит экономическое и социальное развитие городов.

    В связи с переходом страны к рыночным отношениям остро стал вопрос о безработице, которая наиболее болез­ненно проявит себя в городах. По данным социологических опросов, уже в середине 1990 года до 65—70% населения в той или иной мере испытывали тревогу по поводу грядущей безработицы. К середине 90-х годов эти показатели не умень­шились, а в ряде городов даже выросли. Поддерживая процесс перехода к новым экономическим отношениям, люди боятся (и не без оснований), как бы в целом приемлемы и для общества процесс конверсии, закрытие нерентабельных предприятий, приведение в соответствие меры труда и его оплаты не обернулись бы бедой для конкретного человека. Как показала жизнь коллизии безработицы помноженные на безалаберность,. неумение и незнание, уже привели к серьезной социальной напряженности в городах и, как следствие, к социальным конфликтам.

    Благоприятная жизненная среда. Ее создание начинается с рационального, продуманного осуществления архитектурно-планировочных преобразований, комплексного улучшения жилищных и культурно-бытовых условий жизни людей. К сожалению, города все еще сталки­ваются с ведомственностью и стихийностью в строительстве жилья и культурно-бытовых объектов. Да и сама архитектур­ная служба города подходит к этим вопросам в известной мере механически: вписывается или нет тот или иной объект в архитектурный ансамбль. В результате города нередко стра­дают от разбросанности производственных и культурно-бы­товых объектов, осложняется жизнь десятков тысяч людей.

    Планомерная застройка города, последовательное освое­ние новых и освобождаемых от ветхого жилья площадей, внеш­ний облик его кварталов, магистральных улиц, благоустрой­ство могут быть осуществлены только на основе объединен­ных усилий городских органов власти, предприятий и организаций города.

    При всей важности социально-пространственных и архи­тектурно-планировочных проблем городов определяющими являются социальное настроение, самочувствие, удовлетворен­ность людей местом жительства, возможность реализовать материальные и духовные потребности. Общая характерис­тика жизни горожан как в нашей стране, так и во всем мире далека от идеального положения. Скученность населения, безликость городской среды, отсутствие должного социаль­ного контроля перемежаются с такими неотложными вопро­сами, как жилищная проблема, распространение массовой культуры, рост неблагополучных семей, причастность моло­дежи к различным формам отклоняющегося поведения, рост преступности. Все заметнее проявляются отчуждение людей, рост одиночества, отсутствие милосердия (забота о престаре­лых, обиженных судьбой, неконкурентоспособных и т.д.).  Иначе говоря, центральной фигурой должен стать человек как житель, основной задачей — организация его жизни. В связи с этим для социологии представляет интерес анализ сознания и поведения работников в процессе их высвобож­дения в результате конверсии, ликвидации убыточных пред­приятий, механизации и автоматизации производства, совер­шенствования управления и организации труда, а также подготовка, переподготовка и перепрофилирование кадров через все каналы общеобразовательного и профессионально­го обучения.

    Интеллектуальный потенциал города, духовную атмосфе­ру в нем создают люди, имеющие общую и специальную под­готовку. Забота о преумножении их числа и уровня влияния — развития культуры в городе.

    Так, большую пользу город может оказать в обеспечении специалистами средней квалификации, что предполагает раз­витие сети техникумов и профессиональных училищ. Их от­сутствие в не меньшей мере, чем отсутствие вузов, отражает­ся на рациональном и сбалансированном использовании тру­довых ресурсов.

    В социологии города нередко анализируются состояние, проблемы и направления совершенствования всех видов об­разования: дошкольного, общего среднего, профессиональ­но-технического, среднеспециального и высшего. Особое вни­мание (этому может быть подчинено и специальное социоло­гическое исследование) отводится молодежи, оканчивающей 9-е классы, когда перед молодыми людьми встает проблема выбора — как строить свою будущую жизнь.

    Современный город невозможно представить без духовной культуры, постоянного развития культпросветучреждений, кинообслуживания, библиотек, театров, музеев, концертных залов, парков культуры. Не случайно одним из главных остается вопрос об организации эффективного использования свободного времени, которое является другом человека, но при определенных обстоятельствах становится его врагом.

    То, что в течение длительного времени многие города имеют ограниченный набор культурно-просветительных и спортивных сооружений, объективно суживает выбор заня­тий в свободное время и нередко служит первотолчком к про­тивоправному поведению.

    Проведенные в 70-80-е годы Научно-исследовательским институтом экономики строительства обследования на ураль­ских заводах показали, например, что затраты на строитель­ство спортивных комплексов окупались за 6—8 лет только за счет сокращения расходов на оплату больничных листов и за счет повышения работоспособности, что непосредственно проявлялось в росте производительности труда. Кроме того, занятия физической культурой и спортом способствовали рациональной организации свободного времени, более насы­щенному проведению воскресных дней и отпусков.

    Культурная ситуация в городах во многом определяется особой ролью, которую выполняет интеллигенция. Ее влия­ние тем благоприятнее, чем разнообразнее состав этой соци­альной группы, представленной различными отрядами — теми, кто работает на производстве, в научно-исследовательских или академических учреждениях, в народном образовании, культу­ре, здравоохранении и т.д. Важно по-настоящему оценивать и поддерживать их деятельность, создавать возможности для об­мена опытом, проведения консультаций и творческой работы по профессии.

    Социальное развитие города предполагает осуществление мер по планомерному воздействию на негативные процессы: наркоманию, проституцию, организованную преступность, правонарушения, детскую безнадзорность, проступки против правил и норм поведения и общежития, любые проявления антиобщественного характера.

    Уязвимой стороной жизни городов является торговое и бытовое обслуживание, создание их современной базы, внед­рение новых методов работы, повышение культуры быта. К сожалению, в большинстве городов “социальные тылы” безнадежно отстали, мало соответствуют общепринятым миро­вым стандартам. В перспективе, как полагают некоторые ученые, около 2/3 самодеятельного населения городов и их пригородных зон будут заняты в обслуживающих отраслях. Они потребуют бо­лее половины всех затрат, в том числе сфера обслуживания населения – не менее 30-40% общего объема капитальных вложений. Только при соблюдении этих требований сфера обслуживания не будет лихорадить город.  

 

2. Микросоциологие концепции личности

 

    Ролевые концепции личности. Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных соци­альных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное поло­жение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же че­ловек должен вести себя в одной ситуации как отец, в дру­гой — как друг, в третьей — как начальник, т.е. выступать в разных ролях.

    Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей — часть процесса социали­зации личности, непременное условие “врастания” челове­ка в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

    Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает соци­альные стандарты поведения, учится оценивать себя со сто­роны и осуществлять самоконтроль. Однако, поскольку в ре­альной жизни человек включен во многие виды деятельнос­ти и отношения, вынужден исполнять разные роли, требо­вания к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего “Я” в условиях множе­ственных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, ис­полняя различные роли). Личность (а точнее, сформирован­ная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое “Я” и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, нахо­дить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего суще­ствования, отказываться от одного в пользу другого.

    Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, неидентифицируясь с ролью.

    Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый — это периферийные атрибуты, т.е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприя­тие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вер­шине трехуровневой градации — атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности лич­ности.

    Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-е гг. ХХ в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном ана­лизе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают лич­ность как функцию от того множества социальных ролей, ко­торые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

    Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое “зеркальное Я”. “Зеркальное Я” состоит из трех элементов: того, как, по нашему мнению, нас воспринимают дру­гие (“Я уверена, что люди обращают внимание на мою но­вую прическу”); того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (“Я уверена, что им нравится моя новая прическа”); того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (“Видимо, я буду всегда так причесываться”).

    Эта теория придает важное значение нашей интерпрета­ции мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе про­цесса развития нашего “Я”. Как и Кули, он считал, что “Я” — продукт социальный, формирующийся на основе взаимоот­ношений с другими людьми. В начале жизни, будучи ма­ленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начи­нает приобретать чувство своего Я.

По мнению Мида, процесс формирования личности вклю­чает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может “помогать” родителям вычис­тить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети по­нимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родите­ли, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой раз­вивает у детей способность придавать своим мыслям и дей­ствиям такой смысл, какой придают им другие члены обще­ства, — это следующий важный шаг в процессе создания своего “Я”. Третий этап, по Миду — стадия коллективных игр, ког­да дети учатся осознавать ожидания не только одного чело­века, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсболь­ной команды придерживается правил и игровых идей, об­щих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого “другого” — безликого “человека со стороны”, олицетворяющего обще­ственное мнение. Дети оценивают свое поведение по стан­дартам, установленным “другими со стороны”, например, следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в за­конах и нормах. На этой стадии приобретается чувство со­циальной идентичности.

    Социальные роли попытался систематизировать Т. Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождаю­щихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

2.       Способ получения. Некоторые роли обусловлены пред­писанными статусами — например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом чело­века, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем ввиду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате уси­лий личности.

3.       Масштаб. Некоторые роли ограничены строго опреде­ленными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосред­ственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отно­шения более широкого плана; каждого из родителей волну­ют многие стороны жизни малыша.

4.       Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При ис­полнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за ока­занную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнако­мого человека.

5.       Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную при­быль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочета­ние этих характеристик.

    Концепция личности 3. Фрейда. Другой образ личности возник под влиянием идей З. Фрейда, рассматривавшего человека как стремящегося к удовольствию, а общество — как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь, сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной фор­ме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализа­ции. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и “ро­довыми воспоминаниями”, средний слой (Я, или Эго) и верх­ний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) — нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и во­инственные слои — Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон “атакуют” психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с со­циальным окружением. Поскольку по мере развития обще­ства верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся челове­ческая история рассматривается Фрейдом как история на­растающего психоза.

    Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную линию в развитии бихевио­ризма представляет система взглядов Б. Скиннера. Скин­нер выдвинул теорию оперантного бихевиоризма. Его меха­нистическая концепция подведения и разработанная на ее основе технология поведения, используемая в качестве ору­дия управления поведением людей, получили широкое рас­пространение в США и оказывают влияние и в других стра­нах, в частности, в странах Латинской Америки — как ин­струмент идеологии и политики.

    В соответствии с концепцией классического бихевиориз­ма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохра­няя двучленную схему анализа поведения, он изучает толь­ко его двигательную сторону. Основываясь на эксперимен­тальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловно рефлекторном, условнорефлектopном и oпeрантном. Последнее и составляет специфику уче­ния Б. Скиннера.

    Безусловнорефлекторный и условнорефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются рес­пондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной сре­де обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий животного на окру­жающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляет­ся. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются (“испускаются”) организмом, некоторые из ко­торых оказываются правильными и подкрепляются, Скин­нер назвал оперантными, это реакции типа R. По Скинне­ру, именно эти реакции являются преобладающими в адап­тивном поведении животного: они являются формой произ­вольного поведения.

    На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования ново­го поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название “последовательного наведения на нужную реакцию”.

    Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приво­дим к крайне биологизаторской трактовке человека. Так, на основе результатов научения у животных возник скинне­ровский вариант программированного обучения. Его прин­ципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познаватель­ная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уот­соновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит би­хевиоризацию его психики. Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы он описывает в терминах реак­ции и подкрепления, а человека — как реактивное суще­ство, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Например, интерес соответствует вероятности, являющейся результатом последствий поведения “проявления интереса”. Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет по­ставляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Вся культура — литература, живопись, эстрада — оказываются в его трактовке “хитроумно при думанными подкреплениями”. Доведенная до крайности бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно выразительно проявилось в печально известной книге “По ту сторону сво­боды и достоинства” (1971). Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека.

    Для разрешения социальных проблем современного об­щества Б. Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения. Технология поведения призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во вни­мание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяю­щий манипулировать людьми.

    Современный социолог Р. Дарендорф разработал свою типологию личности. Подчеркивая, что личность есть про­дукт развития культуры, социальных условий, он пользует­ся термином homo sociologicus, выделяя его типические виды:

          homo faber — в традиционном обществе “человек тру­дящийся”: крестьянин, воин, политик — личность, несущая бремя (наделенная важной общественной функцией);

          homo consumer — современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;

          homo universalis — человек, способный заниматься разными видами деятельности, в концепции К. Маркса — меняющий всевозможные занятия;

          homo soveticus — человек, зависящий от государства.

    Г. Маркузе разработал в 60-е гг. концепцию “одномер­ного человека”. Под влиянием пропаганды, впитывая информационные социальные стереотипы, человек формирует упрощенные схемы черно-белого видения проблем (в Рос­сии это, например, “простые люди” и “новые русские”, “коммунисты” и “демократы”). Современное общество делает людей как бы одномерными, воспринимающими происходя­щее в плоскости примитивных альтернатив и противостоя­ний, т.е. личностями с упрощенным социальным восприя­тием и грубым аппаратом интерпретации. Справедливости ради надо сказать, что это свойственно многим обществам.

    Такие исследователи, как Т. Адорно, К. Хорни и другие неомарксисты и неофрейдисты, в своих работах обосновали парадоксальный вывод: “нормальная” личность современ­ного общества — это невротик. Давно распались системы общностей, где были общепринятые устойчивые ценности, и сейчас каждая социальная роль человека заставляет его “иг­рать” в новой системе ценностей, предпочтений и стереоти­пов (выходя из дома, попадая в транспорт, на работу, за бегая в клуб, в кафе, путешествуя по магазинам, все время менять амплуа и социальные “маски”). При этом его Super Ego (Сверх-Я, нормативная структура личности, совесть, мораль,. значимая традиция, представления о должном) ста­новится как бы “размазанным”, неопределенно-множествен­ным, плюралистичным.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!