Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Социальные статусы и социальные роли человека»

/ Общая социология
Конспект, 

Оглавление

Социальный статус – это определенная позиция в социальной структуре некоторого сообщества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.[1] 

Статус обозначает то, чем является человек, в то время как тесно связанное с ним понятие социальной роли относится к поведению, ожидаемому от людей с определенным статусом. Например, поп-звезды «должны» вести себя вызывающе и экстравагантно, а профессора – солидно и сдержанно. 

Современное общество с его опосредованной ролевой коммуникацией делает людей носителями разных, часто дезинтегрированных, социальных статусов. Один и тот же человек участвует в деятельности множества разных общественных групп и организаций. Он бизнесмен, отец семейства и в то же время – партнер, конкурент, муж, отец, сын. Другие его статусы описывают пол, национальность, возраст, вероисповедание и т.п. Все вместе статусы, занимаемые одним человеком, описываются понятием статусный набор, который ввел в науку американский социолог Роберт Мертон.

Конечно, в таких сложных условиях, когда человек играет самые разные роли и обладает разным положением в каждой из социальных систем (групп, организаций), в которых он принимает участие, может возникнуть противоречивость статуса. Она проявляется в разных формах.

Например, в тот момент, когда к главе фирмы в кабинет заходит жена (или какой-то родственник), его основная функциональная роль – руководителя и начальника – нивелируется, и ожидаемым поведением становятся действия мужа (отца, дяди и т.п.). Это несочетаемые линии поведения и несогласующиеся статусы. Между ними возникает конфликт.

Другой пример носит уже не ситуативный характер. Скажем, учитель в школе тоже является носителем противоречивого статуса, поскольку он одновременно выполняет роль руководителя перед учениками и подчиненного – перед директоратом учебного заведения.

Третий пример дезинтегрированности статуса связан с тем, что в разных сферах деятельности человека его статусы могут быть несогласованны. Так, человек с большим творческим потенциалом или с высоким уровнем образования может быть занят профессиональной деятельностью, престиж которой в глазах других людей довольно низок и получать небольшую оплату за свой труд.

Проблему противоречивости статуса поставил известный социолог Дж. Ленски, который ввел также термин «статусная кристаллизация», который обозначает согласованность различных статусов индивида. Почему он использовал этот образ кристаллизации для обозначения интегрированности статуса? Возможно, потому, что согласование разных статусов подкрепляется общими стереотипами ролевого поведения, и человек социально «отвердевает», он всегда находится в сходных обстоятельствах и играет однотипные роли: на работе – начальника, в среде родственников главы семейства, в дружеской компании – лидера и т.д.

Согласно классификации Дж. Ленски, существует четыре важнейших статуса – в зависимости от[2]:

1) дохода,

2 ) профессионального престижа,

3) образования и

4 ) этнической принадлежности индивида.

Ученые придерживаются мнения, что противоречия, возникающие между статусами, вызывают у людей субъективное чувство неудовлетворенности, под влиянием которого они либо стремятся к радикальным социальным изменениям (то есть к изменению общественной системы стратификации), либо пытаются кристаллизовать собственные статусы (то есть выровнять, согласовать свои социальные позиции в разных сообществах).

Решить подобные задачи довольно непросто, учитывая, что большинство людей просто не догадываются, как сложно формируется человеческий статус.

Во-первых, социальный статус проявляется как статусный набор различных ролей индивида. Среди различных статусов одного и того же человека обычно выделяется главный статус, по которому его определяют другие люди, отождествляя (идентифицируя) этого индивида и занимаемое им общественное положение. По этому статусу определяет себя и сам человек, причем для мужчин чаще всего роль главного статуса выполняет положение на работе, в профессии, в политической сфере (директор – рабочий, академик – аспирант, избиратель – депутат), а для женщин – положение дома (жена, мать, домохозяйка). Хотя это не «железный закон», все может обстоять и иначе, следовательно, главный статус относителен и не обязательно связан с полом, расой или профессией. Жесткая зависимость проявляется в другом: главный статус обязательно определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения человека.

Во-вторых, статус объединяет такие характеристики общественного положения, которые могут быть отнесены как лично к человеку с его индивидуальными особенностями, так и к той социальной группе в целом, к которой он принадлежит. Так, личным статусом называют положение индивида в малой группе в зависимости от оценки его личных качеств (лидер – аутсайдер, компанейский – нелюдимый, изобретательный – тугодумный, серьезный – беспечный) другими членами группы. Групповой (или собственно социальный) статус отражает положение человека в обществе в зависимости от его принадлежности к какой-либо большой социальной группе (классу, профессии, поколению, национальности, полу, религии и др.), то есть переносит на конкретную личность социальные характеристики какой-либо общности. Использование таких типизации поддерживает общие социальные стереотипы и ожидания в отношении носителей статуса. Так, статус «Учитель» отражает распространенные в обществе представления о том, что конкретный человек, субъект данного статуса, является: а) образованным, б) умным, в) доброжелательным, г) компетентным. Эти характеристики автоматически приписываются любому носителю данного статуса (хотя он и может опровергнуть некоторые из них своей непосредственной деятельностью).

В-третьих, в структуре статуса можно вычленить аскриптивные (прирожденные, неотторжимо приписанные обществом) черты и социальные характеристики, достигнутые человеком в процессе его деятельности (полученные в результате собственных усилии личности). Например, пол, национальность, раса, возраст, происхождение и некоторые другие особенности являются приписываемыми (аскриптивными), поскольку человек не властен изменить их. Это настолько важные статусные характеристики, что многие люди стремятся избегнуть их влияния на свое социальное положение весьма неординарными (и зачастую неодобряемыми в обществе) способами: можно привести в пример операции по осветлению кожи, перемене пола, выпрямлению волос, омоложению лица, перемене фамилии, фальсификации личной биографии, и т.п. Напротив, достигаемый статус связан с обретением социально значимых характеристик в результате осознанных выборов и целесообразной деятельности человека: так, поженившись, люди обретают статус семейных, выучившись – образованных, «оперившись» (то есть научившись зарабатывать) – статус самостоятельных и т.п.

В сформировавшемся обществе статус играет далеко не частную, эпизодическую роль. Напротив, он становится устойчивой характеристикой члена общества, формирует стереотипы восприятия людьми той или иной социальной позиции, создает систему ожиданий в отношении поведения, образа жизни и мотивов действий носителей статусов. Поэтому понятие статуса включает социальный престиж, то есть оценки занимаемой человеком позиции со стороны членов общества.

Интересно, что статусный престиж, или «достоинство», представителей различных общественных групп определяется достаточно объективно, хотя и складывается из субъективных оценок разных людей. Исследователи социальной структуры выявили, что, например, престиж профессии, который зависит от функциональной важности, социальной значимости и привлекательности данного вида труда в конкретном обществе, сходным образом отражается в шкале социальных оценок разных групп населения и даже представителей различных обществ. То есть профессия зубного врача и менеджера крупного предприятия, политического деятеля высоко котируется как в глазах врачей и менеджеров, так и в глазах домработниц, продавцов и таксистов.

В высокоразвитых современных обществах профессия человека как бы олицетворяет престиж его интегральной социальной позиции, то есть отражает общественную оценку его статуса, поскольку важнейшие критерии статуса и престижа: доход, власть, уровень образования и социальная репутация – достаточно жестко привязаны к профессии. Хорошее профессиональное образование позволяет получить высокооплачиваемую работу, квалифицированно выполнять должностные обязанности и занять руководящие позиции в структуре организации, то есть подтвердить социальные ожидания в отношении субъекта с высоким профессиональным статусом (он должен быть богатым, влиятельным, умным и добропорядочным).

Следовательно, статус – это не просто определенная социальная позиция и не только совокупность определенных прав и обязанностей, но и оценки, ожидания, идентификации (отождествления), связанные с общественным положением субъекта. В общественном мнении вырабатываются, изустно передаются и поддерживаются представления об иерархии индивидуальных и групповых социальных статусов. Можно сказать, что в обществе существует некая незримая ценностная шкала, в которой статусы (то есть престиж определенных социальных позиций) распределены по возрастанию или убыванию их значимости. Место в этой незримой иерархии ценностей позиции называют социальным рангом, который может быть высоким, низким, средним (промежуточным).

Ранг, или значения, приписанные определенному статусу, отражает либо положение какой-то группы (класса, этноса, семьи и т.п.) в обществе, либо положение индивида в группе (организации).

Ранги, как показатели престижа социальной позиции, или статуса, тесно связаны с другой социальной характеристикой индивида – ролью.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.).

В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.[3]

Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), семейные, профессиональные, политические роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако, поскольку в реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего Я в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое Я и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый – это периферийные атрибуты, т.е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации – атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности.

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-е гг. XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Рассматривая свойства роли, Т. Парсонс сформулировал следующие ее характеристики и зависимости. Так, часть ролей четко ограничена в пространстве и во времени (школьник, студент), другая – размыта, неопределенна (членство в общественных организациях, в группах по интересам), третья часть длительна по времени действия (роль работника в течение всей трудовой жизни, отцовство, материнство и т.д.).[4]

Не меньшее значение приобретает тот факт, что часть ролей требует соблюдения строго установленных правил (солдат, член производственной организации), для другой части эти требования устанавливаются достаточно произвольно (член музыкального клуба или общественной организации).

Выполнение роли связано также с ее мотивационной характеристикой: в одном случае роль ориентирует на получение личной выгоды (владелец частной собственности), в другом – на общественные, социальные интересы (член политической партии, член кооператива и т.д.).

И наконец, важен и тот факт, что выполнение некоторых ролей жестко регламентировано (роль охранника, пожарного, дежурного), а другие роли могут обогащаться или терять некоторые черты, что наиболее наглядно происходит в процессе продвижения по служебной или профессиональной лестнице.

Социальные роли и их значение для человека по-разному интерпретируются в научной литературе. Бихевиористская концепция социальной роли ограничивает предмет исследования непосредственно наблюдаемым поведением людей, взаимодействием индивидов: действие одного оказывается стимулом, вызывающим ответную реакцию другого. Это позволяет описать процесс взаимодействия, но не раскрывает внутренней стороны личности, характера общественных отношений, ролей и социальных ожиданий. Внутренняя структура личности (идеи, желания, установки) располагает к одним, но не способствует выбору других ролей. Ролевые ожидания также представляют собой неслучайные ситуационные факторы: они вытекают из требований социального окружения.

Социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества. «Человек продает не только товары, но продает самого себя и ощущает себя товаром... И как со всяким товаром рынок решает, сколько стоят те или иные человеческие качества, и даже определяет само их существование. Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств...».[5]

Зная социальный статус конкретного человека (студент, преподаватель и т.д.), его социальные функции, мы ожидаем от него типичного набора действий, типичного набора качеств, которые, как нам представляется, необходимы для осуществления этих функций.

Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, – это социальная роль. Если статус – это сами права и обязанности, то социальная роль – это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной системе социальных взаимодействий. Рассмотрим основные характеристики социальной роли.

Социальная роль – это ожидание (экспектация), предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности.



[1] Социология. Основы общей теории: Учебник / Отв. ред. Л.Н. Москвичев. М., 2003. С. 206

[2] Социология: Учебное пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 2005. С. 118

[3] Волков Ю.Г. и др. Социология: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1999. С. 195

[4] Тощенко Ж. Социология. Общий курс. М., 1999. С. 319

[5] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С. 167

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!