Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Политика в экономической сфере, направленная на повышение производительности общественного труда и, в целом, на интенсификацию экономики, при всей своей безусловной важности не является самоцелью. Здесь преследуется цель более высокого порядка, а именно – создание материальных условий для обеспечения свободной жизнедеятельности человека, общества. Центром всей политики и целью общественного производства должен быть человек со всем многообразием его потребностей. Следовательно, критерий экономического роста обусловлен запросами социальной среды.
Выделение социальных процессов наряду с экономическими, политическими и духовными не означает их абсолютного отделения. При имеющейся специфике каждой сферы в практической деятельности людей происходит тесное переплетение и взаимодействие сфер. Социальная же сфера жизни общества выступает как совокупность социальных отношений и условий, которые влияют на характер и содержание деятельности, поведение людей и охватывает интересы классов и социальных групп, этносов, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга. Следовательно, социальная сфера связана с многообразными интересами, повседневной жизнью трудовых коллективов, бытом и материальным благополучием каждой семьи.
Если в целом характеризовать социальную сферу общественной жизни, то можно выделить две группы связей и отношений. Первая группа – это отношения между обществом и личностью. Гармоничное сочетание общественных и личных интересов предполагает учет всех факторов, существенных для нормальной жизнедеятельности членов общества. Сюда относятся обеспеченность работой, питанием, жильем, товарами широкого потребления, медицинской помощью, возможность пользования благами культуры, и т.д.
Вторая – это отношения между существующими в обществе социальными группами, классами, этносами и другими общностями людей. Каждый субъект социальной сферы имеет свои специфические особенности, которые, отражают его роль и место в обществе. Субъекты занимают в обществе разное положение. Отношения же в социальной сфере – есть отношения по поводу сохранения или изменения роли и места субъекта.
В социальной сфере взаимодействуют интересы классов и социальных групп, территориальных и этнических общностей, трудовых коллективов, отдельных личностей.
Чтобы в политике учитывать и реализовывать социальные интересы, необходимо иметь четкое представление о социальной структуре общества.
Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих социальных образований, а также система социальных институтов.
Социальную структуру рассматривают по различным критериям:
– социальные общности, основанные на различии отношений их членов к средствам производства (классовая дифференциация);
– социальные общности, обусловленные общественным разделением труда (социально-профессиональная дифференциация);
– общности, возникшие на базе культурно-исторической самобытности (этносы);
– территориальные социальные общности (город, село, регион и т.д.)
– социально-демографические общности (половозрастной, семейный критерий);
– институциональная дифференциация выделяет социально-политические институты (собственность, семья, государство, воспитание, образование, наука, право и т.д.);
– религиозные общности (христиане, мусульмане и др.).1
Социальная структура современного индустриального общества очень сложна, что является показателем динамичности его развития. Прогрессивное развитие ведет к образованию новых социальных групп, к усложнению взаимосвязей.
В социологии существует два подхода к изучению социальной структуры: классовый и стратификационный. Рассмотрим их.
Классовый подход осуществляется в основном в марксистском обществоведении. С позиции классового подхода центральное место в социальной структуре занимают общественные классы, обусловленные разделением труда и производственными отношениями. Согласно марксизму, классы – это большие группы людей, которые отличаются друг от друга по их месту в исторически определенной системе общественного производства; до отношению к средствам производства (т. е. по формам собственности); по роли в общественной организации труда (т. е. по характеру и содержанию труда); по способу получения и размерам дохода и по возможности одной группы людей присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в общественном хозяйстве.
Названные экономические различия обусловливают социальные, культурные, политические различия между классами.
Марксистский классовый подход выделяет наряду с классами и «классовоподобные» социальные группы. К ним относятся интеллигенция (люди, профессионально занятые высококвалифицированным умственным трудом; специалисты-управленцы, которые наряду с особым характером труда выделяются также по критерию власти и возможности использовать привилегии, существующие в обществе («номенклатура», бюрократия).
Марксистская теория подчеркивает, что классовые различия, основанные на экономических факторах, на протяжении всей досоциалистической истории человечества неизбежно приводят к противостоянию и борьбе классов. Господствующие классы стремятся сохранить за собой привилегированное положение, а «низшие» классы стремятся радикально изменить и улучшить свое положение, чему «высшие» классы, как правило, препятствуют. Лишь в социалистическом обществе, согласно марксизму, остаются три дружественные социальные силы: рабочий класс, кооперированное крестьянство, интеллигенция.
Социально-политические события в мировой системе социализма и кризисные явления в коммунистическом движении вызвали сомнения в верности выводов марксизма – о ведущей роли рабочего класса и возможности достижения социального равенства. Но следует отметить, что и марксисты выделяли внутри крупных социальных слоев социальные группы, различающиеся между собой по образованию, по размерам доходов, культурно-бытовым условиям. Таким образом отечественные обществоведы подошли к методу, который давно известен на Западе как стратификационный подход. В чем его сущность?
Слово «страта» в переводе с латинского означает «слой», т.е. группу людей, объединенных каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования и т.д.). Понятие «страта» противопоставляется марксистскому понятию общественных классов. По мнению одних западных социологов, классы вообще не существуют, другие рассматривают классы как один из многих видов страты. Стратификационный подход в отличие от классового не считает экономические, производственные отношения главной и единственной предпосылкой социальной дифференциации. В стратификационном подходе к анализу общества важнейшим элементом выступают статусные группы.
Т. Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков. Первую группу образуют характеристики, которыми люди обладают от рождения (этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, физические и индивидуальные особенности). Вторая группа включает ролевые признаки. Сюда относятся различные виды профессионально-трудовой деятельности. Третью группу образуют элементы «обладания» – собственность, материальные и духовные ценности, привилегии.
П. Сорокин выделяет более конкретизированные факторы социальной стратификации. Это права и привилегии, обязанности и ответственность, социальное богатство и нужда, власть и влияние. М. Вебер, помимо названных, к числу факторов причисляет специфический стиль жизни, определенный тип образования и занятий, соблюдение обычаев и правил поведения, приверженность определенным ценностям и верованиям.
Согласно теории социальной стратификации, статусные группы в обществе расположены на «иерархической лестнице», то есть имеют более высокое и более низкое социальное положение. П. Сорокин дал этому такое определение: «Социальная стратификация – это дифференциация... населения... в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении нрав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния».1
Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Западное общество (согласно теории стратификации) проделало эволюцию от пирамидального типа структуры общества к ромбовидному, где средний слой населения («средний класс») является самым многочисленным. Основой идентификации, отнесения себя к высшему, среднему или низшему классу является материально-экономический достаток (дифференциация доходов).
К высшему классу относят людей, доход которых достаточен, чтобы ни в чем себе не отказывать. К среднему классу относят людей, доход которых достаточен для приобретения необходимых продуктов, товаров и услуг. К низшему классу относят людей, доход которых таков, что едва хватает только на покупку продуктов питания. Денег постоянно не хватает, и приходится их брать в долг.
Представители каждого из трех названных «классов по доходу» могут находиться в каждой общественной группе (рабочие, крестьяне, интеллигенция и служащие, предприниматели). Согласно этой теории, большинство населения современной России относится к нижним слоям пирамиды, к низшему классу. Создание и наличие мощного среднего слоя позволит преодолеть противостояние богатства и бедности, но полностью исключить бедность, равно как и сделать всех богатыми – не может. Тем более невозможно преодолеть социально-политическую и культурно-духовную противоположность и противостояние. Согласно теории стратификации, общество без расслоения, с реальным равенством людей – это миф, так и не ставший реальностью за всю историю человечества. В нашей стране было объявлено о политическом и идейном единстве общества, о совпадении коренных интересов всех классов. Вывод был преждевременным, не подкрепленным практикой. Молниеносный распад СССР, межнациональные конфликты и другие политические процессы показали, насколько сильны были противоречия в политической и социальной сфере.
Развитие социальной структуры в любой стране означает курс, ведущий не к слиянию, а к определенному сближению всех субъектов социальной сферы. Например, сближение по характеру труда, т.е. подведение под все виды труда развитой материальной основы – комплексно-механизированного и автоматизированного производства. Повсеместное внедрение научной организации труда, достижений науки делают возможным определенное сближение социальных трупп и по культурно-бытовым условиям жизни. Однако преодоление различий по доходам, по социальным возможностям – практически неосуществимо.
В цивилизованном, демократическом обществе достигнуто правовое равенство. Однако любое общество иерархично и сторонники стратификационного подхода, в отличие от марксистов, считают, что социальное неравенство есть объективное явление, следствие неравенства позиций (должностей, рабочих мест). Различия в материальном вознаграждении побуждают людей стремиться к более высоким позициям (перемещения по вертикали). Социальное неравенство,, согласно теории стратификации, олицетворяет организованность и порядок в обществе. Установление же равновесия интересов, потребностей, притязаний, устремлений для всех социальных групп – гибельно для общества.
Любой подход к рассмотрению социальной структуры предполагает необходимость разработки социальной политики, в большей или меньшей степени удовлетворяющей потребности общества.
Социальная политика – это деятельность по развитию социальной сферы, по удовлетворению и гармонизации социальных потребностей личности и социальных групп. Эта политика реализуется через систему социальных институтов. Она опирается на различные программы, учитывающие интересы разных социальных групп.
Целью социальной политики выступает социальный прогресс, выраженный степенью удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Социальная политика стремится к эффективному использованию экономических достижений. В то же время она способствует приумножению материального богатства. Это происходит постольку, поскольку высокий уровень жизни влияет на рост производительности труда и деловую активность населения.
Рассмотрим основные функции социальной политики.
Защитная функция выступает прежде всего как обеспечение прожиточного минимума человека. Он обусловлен определенным уровнем развития общества и связан с существующими в обществе представлениями о надлежащих условиях жизни.
В рамках социальной политики необходимы действия, гарантирующие нижний порог материального обеспечения (минимум заработной платы, минимальная пенсия), или предусматривающие дополнительную помощь материально менее обеспеченным лицам, или обеспечивающие оказание элементарных услуг вне зависимости от доходов (например, в области медицинской помощи).
В рыночных условиях существенное значение имеет обеспечение таких доходов, которые дают потребителям возможность приобретать блага. Следовательно, субъекту социальной политики необходимо воздействовать на уровень и структуру цен. В итоге такого воздействия сохраняются реальные денежные доходы, будь то заработная плата, доход от предпринимательской деятельности или пособие, заменяющее утраченный заработок.
Защитная функция выступает в виде мер по обеспечению членов общества работой и тем самым доходом, а также по облегчению или полной ликвидации связанных с работой тягот. Стабилизирующая функция обеспечивает создание и поддержание социальной и политической устойчивости общества. Социальная политика выполняет и воспитательную функцию. Чтобы добиться ускорения социального развития, необходимо выявить потребности, находящиеся в скрытом состоянии. Необходимо пробуждать и формировать потребности, которые способствуют общему подъему социально-культурного уровня личности и общества.
Рассмотрим принципы социальной политики. Комплексность и целостность необходимы для зрелой социальной политики. Она не выполнила бы своей роли, если бы занималась потребностями, уже полностью осознанными. Чтобы добиться ускорения социального развития, необходимо заботиться о потребностях, находящихся еще в скрытом состоянии, прилагая усилия к их постепенному выявлению.
Объем потребностей устанавливается, как правило, по отношению к определенному периоду времени, однако такой статистический подход является некоторым упрощением. Все дело в том, что человеческие потребности формируются динамически и обнаруживают тенденцию к постоянному росту. Экономическое развитие общества создает возможности удовлетворения потребности в возрастающих размерах и на все более высоком уровне.
Под влиянием этих возможностей создаются новые представления о социально обоснованном уровне жизни населения и о необходимом прожиточном минимуме. Одновременно теряют свое значение и вытекающие эталоны из сравнительных оценок, поскольку и другие страны достигают дальнейших успехов. В связи с этим постоянно происходит превращение скрытых потребностей в реальные, которые, по мере развития, ощущаются все интенсивнее.
Таким образом, при разработке очередных мер социальной политики необходимо исходить не столько из статического состояния потребностей в данный начальный момент, сколько из предполагаемого их объема и желательной степени их удовлетворения в конце предполагаемого срока. Подобные прогнозы являются необходимым элементом правильного определения целей, к которым стремится социальная политика на определенных отрезках времени.
Эффективная социальная политика возможна, если она стремится к социальной справедливости и осуществляет ее.
К понятию справедливости люди всегда обращались, чтобы выразить и оправдать свои требования и интересы. Удовлетворение этих требований наталкивалось на социальную оппозицию и поэтому связывалось с борьбой и преодолением несправедливости. Основными гарантами справедливости выступали закон, верховная власть, религия и нравственность как социальные институты.
Вокруг вопроса о несправедливости велись и ведутся споры как в прошлом, так и в настоящем. Несовпадающие групповые, классовые, национальные интересы порождали и порождают неодинаковые и неоднозначные трактовки и оценки социальной справедливости. В истории общественно-политической мысли идеи «о вечной справедливости», «естественной справедливости», якобы стоящей над миром, соседствуют с попытками представить социальное неравенство как воплощение справедливости. Другими словами, с развитием человеческого общества обогащалось и содержание понятия «социальная справедливость». Сейчас мы можем сказать, что в понятии «социальная справедливость» отражается весь спектр человеческого бытия, все стороны взаимоотношений личности и общества. Социальная справедливость есть реальное народовластие и равенство всех граждан перед законом, фактическое равноправие этносов, уважение личности. Это также широкие социальные гарантии: обеспеченность работой, доступность образования, культурных благ, медицинского обслуживания и жилья, забота о ветеранах, материнстве и детстве и многом другом.
Если благосостояние одного выше, чем у других, и оно результат плодотворного труда, то это справедливо. Значит, принцип «от каждого по способностям, каждому – по труду» приобретает основополагающее значение, когда мы говорим о социальной справедливости. Общество должно поддерживать тех, кто вносит наиболее весомый вклад в общественное развитие. Честный и добросовестный труд должен правильно, по справедливости вознаграждаться. Распределение по труду обусловливает имущественное неравенство; придерживаясь этого принципа на деле, можно уйти от уравнительности в распределении, нанесшей так много вреда нашему обществу. Новые экономические отношения, рыночная экономика положат конец уравнительности. Но в целом избежать злоупотреблений в области распределения нельзя. Сейчас и в будущем еще долго общество будет распределять и по «должности», и сообразно родственным и иным близким связям между людьми. Действует и еще долго будет действовать механизм распределения по принципу: «как не порадеть родному человечку», или как переступить через служебную иерархию. От этого трудно абстрагироваться. В обществе есть и будут люди, вроде изображенного М. Булгаковым Шарикова, у которых есть стремление поделить все вновь, чтобы у всех было поровну. Вот это социально несправедливо. Дело состоит в том, что гармоничность отношений в социальной сфере (а социальная политика должна проводить эту линию), обязана исходить из пропорциональности социальных благ заслугам того или иного индивида. Согласно формуле пропорциональности, права на социальные блага не могут быть равны у простого маляра и талантливого художника, у рядового работника науки и гения и т.д. В каждом обществе объем и прав, и преимуществ индивида, группы должен быть пропорционален их заслугам. Принцип социальной справедливости, раскрываемый положением: «от каждого по способностям, каждому по труду», – это квинтэссенция зрелого гражданского общества.
Итак, социальная политика, проводимая на гуманистических началах, является мощным средством активизации трудовой деятельности, развития личности и стабилизации социально-политической и духовной жизни общества.
1 Политическая социология // Под ред. Г.П. Сопова. М., 1997. С. 152-153
1 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 302
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!