Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Политическая социализация: сущность, этапы, политическая культура, национальная идея и ее роль в политической социализации»

/ Общая социология
Конспект, 

Оглавление

Политическая культура формируется и развивается через усвоение и сохранение людьми определенных норм, стандартов, традиций. Именно люди, усвоив культурные ценности, ориентиры и заняв соответствующие места и роли в политике, делают эту культуру социально значимой. С другой стороны, одной из важ­нейших функций политической культуры является социализаторская функция, которая прежде всего помогает уяснить, понять че­ловеку, как и при помощи каких средств он может нормально жить в политическом мире. В западной литературе одни авторы рассматривают полити­ческую социализацию как освоение человеком новых для себя ценностей (М. Хабермас, К. Луман), другие понимают под ней процесс обучения человека определенным политическим ролям (Р. Липтон, Т. Парсонс), третьи трактуют ее как внутренний про­цесс человека, в результате которого происходит политизация чувств, эмоций,, взглядов (Э. Фромм). В российской литературе встречаются определения более комплексного характера (В. Пу­гачев, А. Соловьев, К. Гаджиев).

С учетом имеющихся определений политическую социализа­цию можно понимать как непрерывный процесс освоения отдель­ным человеком накопленных обществом культурных ценностей, формирования у пего необходимых социально-политических ка­честв, позволяющих ему адаптироваться в данной политичес­кой системе и ориентироваться в принятии социально полез­ных политических решений.[1] 

Политическая социализация применительно к конкретной личности имеет внутренний (личностный) и внешний (социальный) аспекты. Внутренний аспект включает идентификацию, адаптацию и ориентацию личности. Идентификация означает осознание чело­веком принадлежности его к определенной группе (партии, орга­низации), помогающей осваивать политические нормы и ценности. Адаптация характеризует приспособление индивида к изменяю­щейся политической действительности, выработку приемов и спо­собов освоения окружающей среды. Ориентация позволяет чело­веку в соответствии с его возможностями определить свою роль и статус в политической системе, соотнести их со статусами других индивидов. Внутриличностный аспект политической социализа­ции зависит от природно-биологических и социально-психологи­ческих качеств человека, он характеризует процесс самопознания, самовоспитания и самоорганизации личности. Такие внутренние черты человека, как воля, настойчивость, целеустремленность, оп­ределяют степень активности и результат его политического уча­стия, объясняют стремление и реальность его как политического активиста, лидера. Внешний аспект политической социализации характеризует общесоциальное воздействие на личность и охватывает обучение, интеграцию и поведение личности. Разумеется, при этом надо по­мнить, что человек приходит в этот мир с уже заложенными опре­деленными качествами. Обучение это одновременно и политичес­кое образование, и привитие определенных навыков, умений, и вос­питание в соответствующих политических традициях. Интегра­ция означает положительную реакцию социума в отношении ин­дивида, принятие его в свои ряды и воспитание потребности у ин­дивида в сохранении целостности той политической системы, в которую он интегрирован. Поведение в данном случае понимает­ся как отражение взаимодействия целого ряда факторов полити­ческой социализации и характеризует активную и сознательную политическую деятельность индивида. Внешнее политическое вли­яние осуществляется через сложную сеть различных институтов гражданского общества – агентов социализации. Важное, опре­деляющее значение среди них принадлежит семье, образователь­ным учреждениям, общественным организациям, религиозным объе­динениям, средствам массовой информации, политическим парти­ям, государственным структурам. 

В политологии различают этапы политической социализации человека. Первичный этап охватывает детский возраст, здесь сна­чала на интуитивном, а затем сознательном уровне происходит первоначальная адаптация человека к политическим явлениям. Вторичный этап характеризует уже вполне осознанное восприя­тие политической реальности, способность к переработке и пере­смотру собственных политических позиций, выбору политическо­го поведения. Политическая социализация выступает в качестве важней­шей составляющей политической культуры в целом и необходимой предпосылкой активного политического участия.

    В условиях современной России, находящейся в глубоком экономическом, отчасти политическом, а самое главное в духовном кризисе, в качестве основных, наиболее важных принципов социализации можно обозначить следующие:

·       формирование духовности, без которой отсутствует основа для возникновения у личности смысложизненных ценностей, потребности к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали;

·       гуманизма, так необходимого в условиях распадающихся общечеловеческих связей, когда отношение человека к человеку зависит зачастую от случайных вспышек эмоций, а не от устоявшихся жизненных ценностей;

·       патриотизма, с помощью которого можно сформировать у молодого человека глубокую привязанность не просто к своей Родине, но и ко всему тому, что с ней связано, дать ему инструментарий, позволяющий относится ко многим невзгодам с совершенно другой позиции: «Люби Россию в непогоду» – это и есть простой, но очень емкий смысл патриотизма.

          В литературе сформулировано несколько десятков опре­делений политической культуры. Она обозначается как особая модель ориентации в политических действиях (Г. Алмонд, С. Верба), как совокупность позиций, ценностей и образцов по­ведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан (Е. Вятр), как модель ориентации и способ политической дея­тельности (У. Розенбаум), как система отношений и однов­ременно процесс производства и воспроизводства составляю­щих ее элементов в ряде сменяющих друг друга поколений (К. С. Гаджиев) и т.д.

          Все это свидетельствует о том, что политическая культура представляет собой сложный и многогранный феномен, динамич­ный и одновременно устойчивый к историческом, пространствен­ном и временном измерении. Для уяснения сущности и содержа­тельных черт политической культуры необходимо иметь в виду следующее.

          Во-первых, политическая культура – это сугубо социальное явление, часть общечеловеческой культуры, характеризующая ин­теллектуально-духовный срез политической системы общества. Отношение к культуре вообще выражает суть того или иного по­литического режима, обнажает достоинства и пороки политичес­ких деятелей.

          Во-вторых, политическая культура выступает как качество конкретного человека, определяющее его отношение к политике и участие в политической жизни. Носителями, субъектами полити­ческой культуры всегда являются человек и его объединения. Уникальным творением человека в этом смысле выступает госу­дарство.

          В-третьих, политическая культура может рассматриваться как нечто всеобщее, объективное по отношению к конкретным людям, организациям. Эффективность участия в политической деятель­ности прямо зависит от степени усвоения и использования дости­жений мировой цивилизации в целом.

          В-четвертых, политическая культура отражает степень интел­лектуально-организованной деятельности социальных групп и общностей (коллектива, объединения, слоя, класса, нации). Любая созидательная или разрушительная деятельность людей отража­ется на политической культуре, но в свою очередь зависит от ее типа и уровня.

          В-пятых, политическая культура вбирает в себя накопленный поколениями людей опыт, традиции, знания, умения и навыки, ко­торые закрепляются в документах, книгах, политико-правовых конструкциях и т.п. Этот процесс охватывает индивидуальный, групповой и общественный уровни политической культуры. Люди, используя аккумулированные достижения и неудачи, примеряя их к современным реалиям и совершенствуя последние, тем са­мым прокладывают дорогу к будущему в рамках той или иной политической культуры. В этом смысле политическая культура может рассматриваться как результат политического развития человека и общества.

          В-шестых, политическая культура неразрывно связана с сущностным измерением всех политических явлений – поли­тической властью. Она выступает средством и способом дос­тижения и осуществления власти, в ее рамках происходит про­цесс легитимации политической власти или ее критики, отри­цания.

          Таким образом, политическая культура – это система цен­ностей, знаний и убеждений, средств и способов, вырабатыва­емых человеком и его объединениями в процессе участия в политической деятельности и отражающих их отношение к по­литической власти.[2]

          Политическая культура по своей структуре весьма слож­ное и многоуровневое явление. Она включает в себя полити­ческие ценности, современные знания, мышление, идеалы и убеждения, чувства и действия, средства и способы. Перечис­ленные структурные элементы могут складываться в различ­ного рода субкультуры, проявляться на практическом и ми­ровоззренческом уровне, взаимодействовать и отторгаться друг от друга, приобретать решающее значение в определенных по­литических ситуациях, на конкретных исторических отрезках времени.

          Среди политических ценностей выделяются следующие:

1) прошлый политический опыт, воплотившийся в реаль­ные и идеальные политические конструкции (формы государ­ственного устройства и правления, виды политических режи­мов и др.);

2) знания о таких политических явлениях, с которыми субъекты политической деятельности неразрывно связывают свое существование (о правах и свободах, о равенстве и справедливости);

3) политические традиции и нормы, выкристаллизовав­шиеся в ходе исторического развития, на которые ориенти­руются участники политической деятельности, считая их наи­более правильными и эффективными (право старших по воз­расту депутатов открывать первое заседание парламента и т.п.);

4) политические символы и памятники политической культу­ры (флаги, гербы, гимны, документы и реликвии).

          Подчеркнем, что ценности играют роль ориентационной и мотивационной базы политической культуры. Различают ценно­сти свободы, порядка, развития, равенства и справедливости. Культивирование ценностей, овладение ими дают возможность субъектам политической деятельности избежать многих ошибок, эффективнее использовать свой позитивный потенциал. Игно­рирование же ведет к возникновению разрушительных тенден­ций, деградации политических явлений, хаосу в политической жизни.

          Современные политические знания (теории, концепции, идеи, принципы) составляют важный блок политической культуры. Они могут основываться па политических ценностях прошлого, могут быть добыты при помощи других современных отраслей знания (естественных и гуманитарных, фундаментальных и при­кладных). В своей совокупности они составляют науку полито­логию, которая в свою очередь подразделяется на политичес­кую философию, политическую историю, политическую социо­логию и др.

          Политическое мышление выступает как форма и способ су­ществования политических знаний. Благодаря политическому мышлению знания выстраиваются в систему, которая вырабаты­вает различного рода компенсаторные и защитные механизмы, позволяющие ему нормально функционировать на индивидуаль­ном и общественном уровнях.

          Политические идеалы и убеждения базируются на знаниях и политических ценностях, нормах и традициях. Они формируют­ся под воздействием идеологических и психологических факто­ров, характеризуют устойчивую, стабильную часть политической культуры.

          Политические чувства (эмоции) отражают психологические особенности восприятия политических явлений индивидом, соци­альной группой, классом, обществом. Чувства «очеловечивают» политику, придают политической культуре нравственно-эмоцио­нальное значение.

          Политические действия выступают в качестве наиболее динамичного и реального структурного элемента политичес­кой культуры. Они связывают субъекта с политической прак­тикой; посредством действий осуществляются идеалы и убеж­дения, претворяются в жизнь знания, достигаются намеченные цели. В своей совокупности такие действия составляют поли­тическую деятельность, из них формируются политические от­ношения, в обобщенном и системном виде они олицетворяют политику.

          Политические средства и способы решения общественных проблем также относятся к структурным элементам политической культуры, ибо действие самого механизма ее реализации практи­чески невозможно без таковых (политических переговоров, кон­сультаций, собраний, выборов, компромиссов и др.).

          Важно подчеркнуть, что все элементы политической культуры неразрывно взаимосвязаны, действуют в единстве, последователь­но и системно. В зависимости от различного рода объективных факторов (этнических, географических, демографических) и вы­бора людьми тех или иных ценностных ориентации они могут формироваться в отдельные субкультуры (религиозные, нацио­нальные, территориальные, лидеров и элиты, женские, молодеж­ные и т.д.).

В литературе широко используется типология политичес­ких культур, данная Г. Алмондом и С. Верба. Они выделили три типа: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданический, ко­торому присущи сильная ориентация на политические инсти­туты и невысокий уровень индивидуальной активности граж­дан; активистский, где налицо заинтересованность граждан в политических институтах и активное участие в их деятельнос­ти. В зависимости от типов политических систем можно выде­лить: тоталитарную политическую культуру, которой присущи навязывание населению правящей верхушкой идеалов слепого подчинения, наличие сплошной цензуры политического информи­рования граждан, провозглашение политических мифов, кампаний для оправдания насилия и жестокости; авторитарную политичес­кую культуру, где преобладают ценностные ориентиры и стандар­ты вождизма, харизматического лидерства, существует дозирование информации; демократическую политическую культуру, в рам­ках которой осуществляются политические права и свободы граж­дан, создаются гарантии их обеспечения, демократические меха­низмы формирования убеждений и представлений, преодоления конфликтов и разногласий. Различают рыночную политическую культуру, в рамках ко­торой политика понимается людьми как разновидность бизне­са, как акт свободного обмена деятельностью граждан, и этатистскую, где подчеркивается доминирующая роль государствен­ных институтов в организации политической жизни и опреде­лении условий политического участия в ней индивида (Э. Ба­талов).

В силу географического положения, исторического разви­тия, под влиянием крупных политических событий формируют­ся специфические черты, присущие политической культуре только данного региона или отдельной страны. Для американской по­литической культуры характерными чертами, например, являют­ся четкая целенаправленность политических действий, их свет­ский характер, прагматизм участников политической деятельно­сти, стабильные условия конкуренции. В японской политической культуре в настоящее время наблюдается сочетание тради­ционных ценностных ориентиров с либерально-демократически­ми стандартами поведения. Российская политическая культура отличается преобладанием проявлений политической активности через коллективные организационные органы, политическим ра­дикализмом.

Значение политической культуры для общества и политичес­кой системы проявляется и через ее функции. Они бывают основ­ные и вспомогательные, общие и конкретные, характеризуют по­литическую деятельность индивидов и общественных образова­ний. Можно выделить следующие функции политической культу­ры:

1. Познавательная функция охватывает всю совокупность политических знаний, взятых на вооружение носителями полити­ческой культуры. В ее рамках осуществляются трансляционная (передающая современникам политический опыт прошлых поко­лений), образовательная (включающая в себя все виды и средства политического обучения граждан), информационная (обеспечива­ющая поступление политической информации в диапазоне от орга­низационных институтов СМИ до неформальных источников в виде обычных сведений, документов и в виде цифр, знаков, симво­лов) функции.

2. Социализаторская функция (функция политической со­циализации) раскрывает значение политической культуры как мощ­ного арсенала средств, способных помочь отдельной личности выработать умение ориентироваться в политическом пространстве, выживать в конфликтных (экстремальных) политических ситуа­циях и при соответствующих условиях активно участвовать в политической жизни, выполнять определенные властные полно­мочия и функции. В рамках данной функции можно обозначить идентификационную функцию, помогающую человеку осознать свою принадлежность к определенной социальной группе, выбрать средства и способы участия в защите ее интересов, и адаптацион­ную функцию, которая характеризует способность человека при­спосабливаться к изменившейся политической среде, «осваивать» соответствующие условия и средства при осуществлении своих прав и свобод.

3. Аксиологическая (ценностная) функция политической культуры отражает все то, что можно считать непреходящим в мире политическом. Разумеется, здесь нужно иметь в виду, что в разные исторические периоды, у различных индивидов, соци­альных групп могут складываться свои представления о поли­тических ценностях. В границах данного направления можно выделить ориентационную функцию, характеризующую стремле­ние человека выбрать соответствующие ценности в качестве иде­ала и реальных средств при осуществлении своих прав и обя­занностей, и мотивационную функцию, раскрывающую значение тех или иных ценностей для политического поведения личнос­ти.

4. Интеграционная функция отражает влияние системно-орга­низующих характеристик, заложенных в политической культуре, на иные политические явления и общественный организм в це­лом. Она предопределяет существование коммуникативной функ­ции, обеспечивающей связь и взаимодействие элементов полити­ческой системы на основе общепризнанных в рамках данной куль­туры понятий, символов, знаковых обозначений, и регулятивной функции, выражающей способность политической культуры через политические традиции, нормы, образцы поведения оказывать це­ленаправленное воздействие на социально-политические отноше­ния.

5. Воспитательная функция заложена в самой природе по­литической культуры и отражает ее гуманистическую направлен­ность. Человек, овладевая прошлым политическим опытом, совре­менными знаниями в процессе мышления и практической деятель­ности, вырабатывает умения и навыки их рационального исполь­зования, которые постоянно совершенствует в общении с другими людьми. Тем самым он воспитывает себя как субъекта политики и оказывает влияние на воспитание других. Воспитательное значе­ние политической культуры проявляется в унификационной и пре­образовательной функциях. Первая отражает общие, в какой-то мере одинаковые политические параметры, стандарты, необходи­мые человеку для равного с другими участия в политической жиз­ни, а вторая характеризует творческий, изменчивый потенциал политических явлений и среды в целом, который, с одной стороны, обусловливает необходимость самосовершенствования участников политической деятельности, а с другой  – нацеливает их на пре­образовательную деятельность для улучшения условий осуществ­ления своих политических прав, амбиций.

В течение последних двух-трех столетий идеология и национализм дополняли и стимулировали друг друга. Не случайно они возникли почти одновременно в качест­ве выразителей интересов поднимающегося третьего сословия, или буржуазии, что в сущности на начальном этапе представляло собой одно и то же. Другое дело, что в XX в. оба феномена приобрели универсальный характер и стали использоваться для обозначения широкого спектра явлений. Появившиеся в нашем столетии понятия «буржуазный национализм», «либеральный национализм», «мелкобуржуазный национализм», «национал-шовинизм», «нацизм» и т.д., по сути дела, использовались в ка­честве идеологических конструкций для оправдания и обоснова­ния политико-партийных и идеологических программ соответст­вующих социально-политических сил. Свою крайнюю форму эта тенденция получила в гитлеровской Германии, где, как выше го­ворилось, национализм выполнял функции одной из двух глав­ных несущих опор государственной идеологии. В каждой политической системе процесс социализации опирается на ту или иную национальную идею. Так, например, в США создана разветвленная система политической социализации, на основе американской национальной идеи. Процесс социализации начи­нается с самых ранних лет жизни. В этот период на формирование представлений ребенка влияние оказывает семья. Именно семья знакомит ребенка с моральными, социальными, религиозными и политическими ценностями. В семье формируются первичные по­литические знания, реакции и предпочтения, оказывающие затем в течение всей жизни заметное влияние на мировоззрение человека. Причем, как показывают исследования, роль семьи в политической социализации индивида в США гораздо больше, нежели, скажем, в Западной Европе. Отцы оказывают на формирующиеся политичес­кие взгляды детей большее влияние, чем матери. Однако, в случае расхождения политических пристрастий родителей, дети чаще зани­мают позицию матери. Целенаправленная политическая социализация американцев начинается с первых лет обучения и продолжается затем долгие годы. В начальной школе детей знакомят с самыми простыми поня­тиями, олицетворяющими власть, – «полицейский», «прези­дент», «генерал», «начальник» и т.д. Дети знакомятся с националь­ной государственной символикой – гербом, флагом, гимном, по­лучают представления о нормах общественного поведения (уважи­тельное отношение к мнению других, выборы одноклассников в ор­ганы самоуправления и т.д.). По мере перехода к следующей ступе­ни образования процесс социализации усложняется. Уже в средней школе учащиеся получают представления об американской консти­туции, правах и свободах человека, выдающихся политических ли­дерах и исторических деятелях. Продолжается социализация в уни­верситетах и колледжах, в которых одним из образовательных пред­метов является политология. Социализация на этом этапе призвана «устранить» элементы правового нигилизма и экстремизма из по­литического сознания. В дальнейшем учащиеся получают знания, влияющие на их политический выбор, из курсов сравнительной по­литологии, философии, социологии, истории. Результатом такой социализации является американизированный, патриотично на­строенный гражданин, гордящийся своей историей и политической системой.[3]



[1] Политология: Учебник // Под ред. В.Д. Перевалова. М. 1999. С. 195

[2] Политология для юристов: Курс лекций // Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1999. С. 632

[3] Политология: Учебник // Под ред. М.А. Василика. М., 2000. С. 382

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!