Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Политическая культура формируется и развивается через усвоение и сохранение людьми определенных норм, стандартов, традиций. Именно люди, усвоив культурные ценности, ориентиры и заняв соответствующие места и роли в политике, делают эту культуру социально значимой. С другой стороны, одной из важнейших функций политической культуры является социализаторская функция, которая прежде всего помогает уяснить, понять человеку, как и при помощи каких средств он может нормально жить в политическом мире. В западной литературе одни авторы рассматривают политическую социализацию как освоение человеком новых для себя ценностей (М. Хабермас, К. Луман), другие понимают под ней процесс обучения человека определенным политическим ролям (Р. Липтон, Т. Парсонс), третьи трактуют ее как внутренний процесс человека, в результате которого происходит политизация чувств, эмоций,, взглядов (Э. Фромм). В российской литературе встречаются определения более комплексного характера (В. Пугачев, А. Соловьев, К. Гаджиев).
С учетом имеющихся определений политическую социализацию можно понимать как непрерывный процесс освоения отдельным человеком накопленных обществом культурных ценностей, формирования у пего необходимых социально-политических качеств, позволяющих ему адаптироваться в данной политической системе и ориентироваться в принятии социально полезных политических решений.[1]
Политическая социализация применительно к конкретной личности имеет внутренний (личностный) и внешний (социальный) аспекты. Внутренний аспект включает идентификацию, адаптацию и ориентацию личности. Идентификация означает осознание человеком принадлежности его к определенной группе (партии, организации), помогающей осваивать политические нормы и ценности. Адаптация характеризует приспособление индивида к изменяющейся политической действительности, выработку приемов и способов освоения окружающей среды. Ориентация позволяет человеку в соответствии с его возможностями определить свою роль и статус в политической системе, соотнести их со статусами других индивидов. Внутриличностный аспект политической социализации зависит от природно-биологических и социально-психологических качеств человека, он характеризует процесс самопознания, самовоспитания и самоорганизации личности. Такие внутренние черты человека, как воля, настойчивость, целеустремленность, определяют степень активности и результат его политического участия, объясняют стремление и реальность его как политического активиста, лидера. Внешний аспект политической социализации характеризует общесоциальное воздействие на личность и охватывает обучение, интеграцию и поведение личности. Разумеется, при этом надо помнить, что человек приходит в этот мир с уже заложенными определенными качествами. Обучение это одновременно и политическое образование, и привитие определенных навыков, умений, и воспитание в соответствующих политических традициях. Интеграция означает положительную реакцию социума в отношении индивида, принятие его в свои ряды и воспитание потребности у индивида в сохранении целостности той политической системы, в которую он интегрирован. Поведение в данном случае понимается как отражение взаимодействия целого ряда факторов политической социализации и характеризует активную и сознательную политическую деятельность индивида. Внешнее политическое влияние осуществляется через сложную сеть различных институтов гражданского общества – агентов социализации. Важное, определяющее значение среди них принадлежит семье, образовательным учреждениям, общественным организациям, религиозным объединениям, средствам массовой информации, политическим партиям, государственным структурам.
В политологии различают этапы политической социализации человека. Первичный этап охватывает детский возраст, здесь сначала на интуитивном, а затем сознательном уровне происходит первоначальная адаптация человека к политическим явлениям. Вторичный этап характеризует уже вполне осознанное восприятие политической реальности, способность к переработке и пересмотру собственных политических позиций, выбору политического поведения. Политическая социализация выступает в качестве важнейшей составляющей политической культуры в целом и необходимой предпосылкой активного политического участия.
В условиях современной России, находящейся в глубоком экономическом, отчасти политическом, а самое главное в духовном кризисе, в качестве основных, наиболее важных принципов социализации можно обозначить следующие:
· формирование духовности, без которой отсутствует основа для возникновения у личности смысложизненных ценностей, потребности к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали;
· гуманизма, так необходимого в условиях распадающихся общечеловеческих связей, когда отношение человека к человеку зависит зачастую от случайных вспышек эмоций, а не от устоявшихся жизненных ценностей;
· патриотизма, с помощью которого можно сформировать у молодого человека глубокую привязанность не просто к своей Родине, но и ко всему тому, что с ней связано, дать ему инструментарий, позволяющий относится ко многим невзгодам с совершенно другой позиции: «Люби Россию в непогоду» – это и есть простой, но очень емкий смысл патриотизма.
В литературе сформулировано несколько десятков определений политической культуры. Она обозначается как особая модель ориентации в политических действиях (Г. Алмонд, С. Верба), как совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан (Е. Вятр), как модель ориентации и способ политической деятельности (У. Розенбаум), как система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов в ряде сменяющих друг друга поколений (К. С. Гаджиев) и т.д.
Все это свидетельствует о том, что политическая культура представляет собой сложный и многогранный феномен, динамичный и одновременно устойчивый к историческом, пространственном и временном измерении. Для уяснения сущности и содержательных черт политической культуры необходимо иметь в виду следующее.
Во-первых, политическая культура – это сугубо социальное явление, часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуально-духовный срез политической системы общества. Отношение к культуре вообще выражает суть того или иного политического режима, обнажает достоинства и пороки политических деятелей.
Во-вторых, политическая культура выступает как качество конкретного человека, определяющее его отношение к политике и участие в политической жизни. Носителями, субъектами политической культуры всегда являются человек и его объединения. Уникальным творением человека в этом смысле выступает государство.
В-третьих, политическая культура может рассматриваться как нечто всеобщее, объективное по отношению к конкретным людям, организациям. Эффективность участия в политической деятельности прямо зависит от степени усвоения и использования достижений мировой цивилизации в целом.
В-четвертых, политическая культура отражает степень интеллектуально-организованной деятельности социальных групп и общностей (коллектива, объединения, слоя, класса, нации). Любая созидательная или разрушительная деятельность людей отражается на политической культуре, но в свою очередь зависит от ее типа и уровня.
В-пятых, политическая культура вбирает в себя накопленный поколениями людей опыт, традиции, знания, умения и навыки, которые закрепляются в документах, книгах, политико-правовых конструкциях и т.п. Этот процесс охватывает индивидуальный, групповой и общественный уровни политической культуры. Люди, используя аккумулированные достижения и неудачи, примеряя их к современным реалиям и совершенствуя последние, тем самым прокладывают дорогу к будущему в рамках той или иной политической культуры. В этом смысле политическая культура может рассматриваться как результат политического развития человека и общества.
В-шестых, политическая культура неразрывно связана с сущностным измерением всех политических явлений – политической властью. Она выступает средством и способом достижения и осуществления власти, в ее рамках происходит процесс легитимации политической власти или ее критики, отрицания.
Таким образом, политическая культура – это система ценностей, знаний и убеждений, средств и способов, вырабатываемых человеком и его объединениями в процессе участия в политической деятельности и отражающих их отношение к политической власти.[2]
Политическая культура по своей структуре весьма сложное и многоуровневое явление. Она включает в себя политические ценности, современные знания, мышление, идеалы и убеждения, чувства и действия, средства и способы. Перечисленные структурные элементы могут складываться в различного рода субкультуры, проявляться на практическом и мировоззренческом уровне, взаимодействовать и отторгаться друг от друга, приобретать решающее значение в определенных политических ситуациях, на конкретных исторических отрезках времени.
Среди политических ценностей выделяются следующие:
1) прошлый политический опыт, воплотившийся в реальные и идеальные политические конструкции (формы государственного устройства и правления, виды политических режимов и др.);
2) знания о таких политических явлениях, с которыми субъекты политической деятельности неразрывно связывают свое существование (о правах и свободах, о равенстве и справедливости);
3) политические традиции и нормы, выкристаллизовавшиеся в ходе исторического развития, на которые ориентируются участники политической деятельности, считая их наиболее правильными и эффективными (право старших по возрасту депутатов открывать первое заседание парламента и т.п.);
4) политические символы и памятники политической культуры (флаги, гербы, гимны, документы и реликвии).
Подчеркнем, что ценности играют роль ориентационной и мотивационной базы политической культуры. Различают ценности свободы, порядка, развития, равенства и справедливости. Культивирование ценностей, овладение ими дают возможность субъектам политической деятельности избежать многих ошибок, эффективнее использовать свой позитивный потенциал. Игнорирование же ведет к возникновению разрушительных тенденций, деградации политических явлений, хаосу в политической жизни.
Современные политические знания (теории, концепции, идеи, принципы) составляют важный блок политической культуры. Они могут основываться па политических ценностях прошлого, могут быть добыты при помощи других современных отраслей знания (естественных и гуманитарных, фундаментальных и прикладных). В своей совокупности они составляют науку политологию, которая в свою очередь подразделяется на политическую философию, политическую историю, политическую социологию и др.
Политическое мышление выступает как форма и способ существования политических знаний. Благодаря политическому мышлению знания выстраиваются в систему, которая вырабатывает различного рода компенсаторные и защитные механизмы, позволяющие ему нормально функционировать на индивидуальном и общественном уровнях.
Политические идеалы и убеждения базируются на знаниях и политических ценностях, нормах и традициях. Они формируются под воздействием идеологических и психологических факторов, характеризуют устойчивую, стабильную часть политической культуры.
Политические чувства (эмоции) отражают психологические особенности восприятия политических явлений индивидом, социальной группой, классом, обществом. Чувства «очеловечивают» политику, придают политической культуре нравственно-эмоциональное значение.
Политические действия выступают в качестве наиболее динамичного и реального структурного элемента политической культуры. Они связывают субъекта с политической практикой; посредством действий осуществляются идеалы и убеждения, претворяются в жизнь знания, достигаются намеченные цели. В своей совокупности такие действия составляют политическую деятельность, из них формируются политические отношения, в обобщенном и системном виде они олицетворяют политику.
Политические средства и способы решения общественных проблем также относятся к структурным элементам политической культуры, ибо действие самого механизма ее реализации практически невозможно без таковых (политических переговоров, консультаций, собраний, выборов, компромиссов и др.).
Важно подчеркнуть, что все элементы политической культуры неразрывно взаимосвязаны, действуют в единстве, последовательно и системно. В зависимости от различного рода объективных факторов (этнических, географических, демографических) и выбора людьми тех или иных ценностных ориентации они могут формироваться в отдельные субкультуры (религиозные, национальные, территориальные, лидеров и элиты, женские, молодежные и т.д.).
В литературе широко используется типология политических культур, данная Г. Алмондом и С. Верба. Они выделили три типа: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданический, которому присущи сильная ориентация на политические институты и невысокий уровень индивидуальной активности граждан; активистский, где налицо заинтересованность граждан в политических институтах и активное участие в их деятельности. В зависимости от типов политических систем можно выделить: тоталитарную политическую культуру, которой присущи навязывание населению правящей верхушкой идеалов слепого подчинения, наличие сплошной цензуры политического информирования граждан, провозглашение политических мифов, кампаний для оправдания насилия и жестокости; авторитарную политическую культуру, где преобладают ценностные ориентиры и стандарты вождизма, харизматического лидерства, существует дозирование информации; демократическую политическую культуру, в рамках которой осуществляются политические права и свободы граждан, создаются гарантии их обеспечения, демократические механизмы формирования убеждений и представлений, преодоления конфликтов и разногласий. Различают рыночную политическую культуру, в рамках которой политика понимается людьми как разновидность бизнеса, как акт свободного обмена деятельностью граждан, и этатистскую, где подчеркивается доминирующая роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия в ней индивида (Э. Баталов).
В силу географического положения, исторического развития, под влиянием крупных политических событий формируются специфические черты, присущие политической культуре только данного региона или отдельной страны. Для американской политической культуры характерными чертами, например, являются четкая целенаправленность политических действий, их светский характер, прагматизм участников политической деятельности, стабильные условия конкуренции. В японской политической культуре в настоящее время наблюдается сочетание традиционных ценностных ориентиров с либерально-демократическими стандартами поведения. Российская политическая культура отличается преобладанием проявлений политической активности через коллективные организационные органы, политическим радикализмом.
Значение политической культуры для общества и политической системы проявляется и через ее функции. Они бывают основные и вспомогательные, общие и конкретные, характеризуют политическую деятельность индивидов и общественных образований. Можно выделить следующие функции политической культуры:
1. Познавательная функция охватывает всю совокупность политических знаний, взятых на вооружение носителями политической культуры. В ее рамках осуществляются трансляционная (передающая современникам политический опыт прошлых поколений), образовательная (включающая в себя все виды и средства политического обучения граждан), информационная (обеспечивающая поступление политической информации в диапазоне от организационных институтов СМИ до неформальных источников в виде обычных сведений, документов и в виде цифр, знаков, символов) функции.
2. Социализаторская функция (функция политической социализации) раскрывает значение политической культуры как мощного арсенала средств, способных помочь отдельной личности выработать умение ориентироваться в политическом пространстве, выживать в конфликтных (экстремальных) политических ситуациях и при соответствующих условиях активно участвовать в политической жизни, выполнять определенные властные полномочия и функции. В рамках данной функции можно обозначить идентификационную функцию, помогающую человеку осознать свою принадлежность к определенной социальной группе, выбрать средства и способы участия в защите ее интересов, и адаптационную функцию, которая характеризует способность человека приспосабливаться к изменившейся политической среде, «осваивать» соответствующие условия и средства при осуществлении своих прав и свобод.
3. Аксиологическая (ценностная) функция политической культуры отражает все то, что можно считать непреходящим в мире политическом. Разумеется, здесь нужно иметь в виду, что в разные исторические периоды, у различных индивидов, социальных групп могут складываться свои представления о политических ценностях. В границах данного направления можно выделить ориентационную функцию, характеризующую стремление человека выбрать соответствующие ценности в качестве идеала и реальных средств при осуществлении своих прав и обязанностей, и мотивационную функцию, раскрывающую значение тех или иных ценностей для политического поведения личности.
4. Интеграционная функция отражает влияние системно-организующих характеристик, заложенных в политической культуре, на иные политические явления и общественный организм в целом. Она предопределяет существование коммуникативной функции, обеспечивающей связь и взаимодействие элементов политической системы на основе общепризнанных в рамках данной культуры понятий, символов, знаковых обозначений, и регулятивной функции, выражающей способность политической культуры через политические традиции, нормы, образцы поведения оказывать целенаправленное воздействие на социально-политические отношения.
5. Воспитательная функция заложена в самой природе политической культуры и отражает ее гуманистическую направленность. Человек, овладевая прошлым политическим опытом, современными знаниями в процессе мышления и практической деятельности, вырабатывает умения и навыки их рационального использования, которые постоянно совершенствует в общении с другими людьми. Тем самым он воспитывает себя как субъекта политики и оказывает влияние на воспитание других. Воспитательное значение политической культуры проявляется в унификационной и преобразовательной функциях. Первая отражает общие, в какой-то мере одинаковые политические параметры, стандарты, необходимые человеку для равного с другими участия в политической жизни, а вторая характеризует творческий, изменчивый потенциал политических явлений и среды в целом, который, с одной стороны, обусловливает необходимость самосовершенствования участников политической деятельности, а с другой – нацеливает их на преобразовательную деятельность для улучшения условий осуществления своих политических прав, амбиций.
В течение последних двух-трех столетий идеология и национализм дополняли и стимулировали друг друга. Не случайно они возникли почти одновременно в качестве выразителей интересов поднимающегося третьего сословия, или буржуазии, что в сущности на начальном этапе представляло собой одно и то же. Другое дело, что в XX в. оба феномена приобрели универсальный характер и стали использоваться для обозначения широкого спектра явлений. Появившиеся в нашем столетии понятия «буржуазный национализм», «либеральный национализм», «мелкобуржуазный национализм», «национал-шовинизм», «нацизм» и т.д., по сути дела, использовались в качестве идеологических конструкций для оправдания и обоснования политико-партийных и идеологических программ соответствующих социально-политических сил. Свою крайнюю форму эта тенденция получила в гитлеровской Германии, где, как выше говорилось, национализм выполнял функции одной из двух главных несущих опор государственной идеологии. В каждой политической системе процесс социализации опирается на ту или иную национальную идею. Так, например, в США создана разветвленная система политической социализации, на основе американской национальной идеи. Процесс социализации начинается с самых ранних лет жизни. В этот период на формирование представлений ребенка влияние оказывает семья. Именно семья знакомит ребенка с моральными, социальными, религиозными и политическими ценностями. В семье формируются первичные политические знания, реакции и предпочтения, оказывающие затем в течение всей жизни заметное влияние на мировоззрение человека. Причем, как показывают исследования, роль семьи в политической социализации индивида в США гораздо больше, нежели, скажем, в Западной Европе. Отцы оказывают на формирующиеся политические взгляды детей большее влияние, чем матери. Однако, в случае расхождения политических пристрастий родителей, дети чаще занимают позицию матери. Целенаправленная политическая социализация американцев начинается с первых лет обучения и продолжается затем долгие годы. В начальной школе детей знакомят с самыми простыми понятиями, олицетворяющими власть, – «полицейский», «президент», «генерал», «начальник» и т.д. Дети знакомятся с национальной государственной символикой – гербом, флагом, гимном, получают представления о нормах общественного поведения (уважительное отношение к мнению других, выборы одноклассников в органы самоуправления и т.д.). По мере перехода к следующей ступени образования процесс социализации усложняется. Уже в средней школе учащиеся получают представления об американской конституции, правах и свободах человека, выдающихся политических лидерах и исторических деятелях. Продолжается социализация в университетах и колледжах, в которых одним из образовательных предметов является политология. Социализация на этом этапе призвана «устранить» элементы правового нигилизма и экстремизма из политического сознания. В дальнейшем учащиеся получают знания, влияющие на их политический выбор, из курсов сравнительной политологии, философии, социологии, истории. Результатом такой социализации является американизированный, патриотично настроенный гражданин, гордящийся своей историей и политической системой.[3]
[1] Политология: Учебник // Под ред. В.Д. Перевалова. М. 1999. С. 195
[2] Политология для юристов: Курс лекций // Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1999. С. 632
[3] Политология: Учебник // Под ред. М.А. Василика. М., 2000. С. 382
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!