Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Задание 1. Семья как важнейший социальный институт. Типология семьи. Функции семьи
Семья, по признанию ученых, — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи и в ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Выявлено много признаков семьи, но как их объединить, выделив самые существенные? Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство.
Итак, семья — это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений — супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).
В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья — оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других — своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на земле связывают прежде всего с семьей: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своем доме. Оказывается, что люди, имеющие, по их собственным оценкам, хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более стойко переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее по сравнению с теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от распада или является убежденным холостяком. Об этом говорят результаты социологических исследований, проведенных в разных странах.
Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.
Типы семьи. Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. Тем не менее эти проблемы не являются сегодня досконально изученными: в них остается много спорных вопросов. Но одно можно сказать с уверенностью: каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.
Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном “гнезде” проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.1
В городских семьях большего размаха достиг процесс нуклеаризации и сегментации семьи, характерный для большинства народов индустриальных стран. Нуклеарные семьи (преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) — из супругов и детей — до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколении (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.
В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т.е. молодых семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения.
Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.
При этом необходимо учитывать, что “исторический тип семьи — как старый, так и новый, задает лишь общие границы, внутри которых могут реализоваться соответствующие этому типу модели семьи... Это разнообразие имеет двоякое основание. С одной стороны, оно связано с продолжающимся переходом к современному типу семьи, с другой — с постпереходным плюрализмом ее форм”.2
В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, “пустых гнезд” (супруги, дети которых “вылетели из гнезда”). Печальная примета нынешнего времени — рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей). Такая же структура материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика “внебрачной” рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15—16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор “родить для себя”. Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.
Функции семьи. Семья — специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции (от лат. functio — действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.
Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.
На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: Появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.
В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.
Функция продолжения рода (репродуктивная) — это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать. В настоящее время главной социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.
Слова “семья” и “родительство” стоят обычно рядом, поскольку рождение новой жизни — важнейший смысл супружества. Такова традиция, идущая из глубины веков: раз есть семья, значит, должны быть дети; раз есть дети, значит, при них должны быть родители.
Репродуктивная функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов, социологов экономистов, юристов, медиков и т.д. Дело заключается в том, что для поступательного развития человечества важно и количественное, и качественное воспроизводство населения. От семьи непосредственно зависит, возрастет ли численность живущих на Земле людей и каков будет ее качественный вклад в население, что принесут ее дети окружающему миру.
Проблема, которая волнует современное человечество, — это резкое падение рождаемости во всех развитых странах и очень быстрый прирост населения в развивающихся странах. “Проблема состоит в том, что вслед за сокращением детской и общей смертности стала падать рождаемость, это привело к тому, что количество детей в семьях стало ниже оптимального (т.е. 2-3 детей)”.1 Рекорд по количеству новорожденных упорно сохраняет Индия, ежегодно пополняя население Земли на 27,5 млн. малышей (в 1997 г. в России родились всего 1,2 млн. детей). Затем идет Китай — 18,4 млн. новорожденных, хотя там осуществляется многолетняя кампания под девизом “Одной семье — один ребенок”. Далее следует Индонезия с 5,7 млн. новорожденных.2
На уровень рождаемости оказывают влияние многие факторы, как-то: социально-экономическая стабильность в стране; благосостояние семьи, ее обеспеченность жильем, работой; социально-культурные нормы, национальные традиции; образование и здоровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны родственников; профессиональная деятельность и характер занятости женщины; место жительства. Ученые вывели несколько закономерностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д. Оказывается, что при более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические тенденции (“пожить для себя”) и усилия семьи переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, учебу, потребление, досуг, творчество. А на рождение и воспитание детей не остается времени.
Вопрос о количестве детей в современной семье имеет не только педагогическое, но и социально-экономическое значение. Вряд ли следует кого-либо убеждать в том, что ориентация современной семьи на одного-двух детей не обеспечивает простого воспроизводства населения. А значит, когда подрастут сегодняшние новорожденные и вступят в самостоятельную жизнь, на долю каждого придется не два-три пенсионера, а значительно больше. Страна “постареет”, доля трудоспособных граждан снизится. Перспектива ясна — жизнь станет еще сложнее. Негативными последствиями чреват и противоположный вариант: если в каждой семье будет много детей, с лихвой обеспечится воспроизводство населения, страна “помолодеет”. Однако многодетность большинства семей окажется тяжелым экономическим и социальным бременем для общества: сколько всего потребуется для того, чтобы накормить, одеть, дать образование, т.е. “поставить на ноги” молодое поколение. А сколько придется работать родителям, чтобы содержать многочисленных чад! Тут уж не до воспитания и контроля, в которых нуждаются подрастающие дети. Мировая статистика показывает, к сожалению, что современная многодетная семья дает много воспитательного “брака”: детей, не желающих учиться, работать, с различными отклонениями в поведении, вплоть до противоправного.
В последние годы растет число супружеских пар, которые сознательно отказываются от рождения детей. Среди них есть люди с эгоистической направленностью личности, озабоченные своей карьерой, не желающие усложнять свою жизнь “детскими” проблемами и т.д. Некоторые супруги откладывают рождение детей на неопределенный срок, объясняя это жилищными, материальными и иными трудностями. На фоне таких “неродителей” особо отчетливо высвечивается трагедия бесплодных супружеских пар. По статистическим данным, в России значительная часть женщин детородного возраста не могут иметь детей по медицинским показателям(чаще всего это последствие аборта). Резко прогрессирует в последние годы рост мужского бесплодия, на долю которого приходится 40% бездетных браков. Частично проблема бесплодия решается путем зачатия “в пробирке” (по научному — методом экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки). Метод, разработанный английскими учеными в 1978 г., успешно внедрен и в нашей стране. Но на всю Россию работают только 15 лабораторий, оказывающих платные услуги, что делает их недоступными для многих тысяч бесплодных пар.
На потенциал нации влияют не только количественные, но и качественные отклонения в воспроизводстве населения. У современных новорожденных детей низкие качественные показатели — явление достаточно частое. Так, в России из десяти родившихся детей девять имеют те или иные отклонения в развитии. Причин тому очень много. Прежде всего это плохое здоровье рожениц, которое часто подрывается вредными привычками (курением, алкоголем, наркотиками), от которых будущие матери не отказываются даже во время беременности. Кроме того, многие женщины выполняют тяжелую работу, не имеют полноценного декретного отпуска, плохо питаются, пьют некачественную воду, не защищены от инфекции, подвержены радиации и т.д. Наиболее высок риск появления ослабленных детей, имеющих физические и психические отклонения, у часто (с интервалом в 1—1,5 года) рожающих женщин, организм которых не успевает восстановиться от прежних родов.
Уход за детьми, имеющими различные врожденные или наследственные дефекты, в также их воспитание сопряжены с огромными издержками как нервно-психического, так и материального характера. Семьи с такими детьми оказываются в очень сложном положении. От новорожденных детей с выраженными признаками тяжелой болезни, уродства родители нередко отказываются, взваливая заботы о своих малышах на плечи государства. Со стороны общества требуются дополнительные затраты на содержание и лечение физически ослабленных, психически неполноценных детей, открытие специальных медицинских или коррекционных учреждений, увеличение пенсионного фонда и т.д.
Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторождение: сколько и когда, с какими интервалами появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здоровья значительно влияют на выполнение семьей ее воспитательной функции.
Понятие “планирование семьи” сравнительно недавно появилось в научной литературе. Первоначально оно было принято Организацией Объединенных Наций (ООН), а свое развитие получило в документах других международных организаций, прежде всего Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Мировая общественность обеспокоена, с одной стороны, темпами роста населения Земли, с другой стороны, ухудшением генофонда. В связи с этим Организация Объединенных Наций приняла решение о необходимости сдерживания роста населения путем оказания супружеским парам помощи в планировании семьи.
Эта помощь — одно из важнейших направлений современной демографической политики многих стран. Супругам оказывается помощь при решении таких проблем семейной жизни, как предупреждение нежелательной беременности, регулирование количества детей и интервалов между ними, контроль времени деторождения в зависимости от возраста родителей, лечение бесплодия и т.д.
В России принята федеральная программа “Планирование семьи”, в рамках которой осуществляется санитарное просвещение, консультирование, лечение бесплодия, обеспечение противозачаточными средствами, подготовка молодежи и подростков по вопросам полового воспитания, сексуального и репродуктивного поведения по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем, и др.
Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие “домашняя деятельность” входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др. В настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими, как арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность.
Одна из предпосылок существования нормальной семьи — ее экономическая общность. Семейная экономика требуем планирования, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, потребности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности. В организации домашнего быта большинства современных семей учитываются интересы не только старших, но и младших членов; забота о детях обычно стоит на одном из первых мест. Налаженное денежное хозяйство существенным образом меняет психологический климат семьи, позволяет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов. Благодаря этому отпадают поводы для лишних трений, недовольств, скрытых и явных обид. Психологи установили, ч то для мирной семейной жизни бывает важнее не столько умелое, сбалансированное ведение хозяйства, сколько совпадение взглядов супругов на то, как его вести: на что тратить деньги и на каких бюджетных статьях экономить.
Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, младшими старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей. Именно в условиях повседневной жизни раскрываются подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы, формируются черты характера. В ежедневных обязанностях (приготовить пищу, убрать жилище, привести в порядок одежду и т.д.) члены семьи имеют возможность проявить заботу друг о друге, оказать внимание, выразить уважение к тем или иным особенностям, привычкам, вкусам близких.
При ведении домашнего хозяйства приходится принимать различные решения: как отмечать день рождения ребенка, когда ремонтировать кухню и т.д. В большинстве современных семей складываются эгалитарные (равноправные) отношения, когда власть равномерно распределяется между супругами, а следовательно, решения принимаются коллегиально. Постепенное выравнивание положения супругов, их прав и обязанностей — основная социально-психологическая тенденция в современной семье. Тем не менее необходим руководитель, который организует всю деятельность семьи и берет на себя функции управления. Традиционно такого руководителя называют главой семьи. В патриархальных семьях обычно в таком качестве выступал старший мужчина семьи, ему принадлежало последнее слово при решении домашних проблем. По сравнению с прошлым во многом изменилась сама роль главы семьи. Главенство сегодня выражается не в проявлении власти над членами семьи, как это было раньше, не в распоряжении ими, а в организации жизни семьи, в устройстве ее быта. Ученые считают, что в условиях современного функционирования семьи речь может идти не о главенстве, а скорее о лидерстве при осуществлении тех или иных планов семейного благоустройства. При этом в большинстве случаев дело решают личные свойства и склонности взрослых социально зрелых членов семьи (инициативность, твердость характера, авторитетность, эрудированность и т.д.). Возникают так называемые “двуглавые” семьи, когда каждый из супругов, являясь лидером, осуществляет свою инициативу в той или иной области быта, к которой он больше всего склонен (приготовление пищи, плодово-ягодные заготовки, организация досуга, ремонт квартиры, руководство работами на садово-огородном участке и пр.). Лидер включается в дело сам и организует семью на достижение поставленной цели.
Руководство семьей проявляется в разных формах: авторитарной, демократической, анархической. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга. При демократической форме руководства право решающего голоса принадлежит тому члену семьи, который более всего компетентен в данном вопросе. Нередки семьи, где муж —главный кулинар, а жена — своеобразный интеллектуальный центр, “руководитель” образовательной деятельности детей.
Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Изучение уровня “социального самочувствия” показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие перспектив.
Следует помнить, что в условиях различных социально-экономических Потрясений, при нарастании в обществе отчужденности, взаимного недоверия, агрессивности и пессимизма семья как психологическое убежище выступает источником стабильности и для конкретного человека и для страны в целом. Так было в годы революций, войн, когда мысли, заботы о близких согревали, придавали силы, помогали выжить. И сегодня многие семьи, попавшие в чрезвычайно тяжелые обстоятельства, не опускают руки, не впадают в отчаяние, всеми силами стараясь поддержать близких, заботиться друг о друге, не омрачать детство ребенка. В этом проявляется и любовь к семье, и обостренное чувство ответственности за ее благополучие. но восстановительная роль современной семьи, ее жизнеспособность, стойкость во многом зависят от настроя ее взрослых членов, от целеустремленности, волевых черт характера, которые необходимо воспитывать у себя.
Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая располагает и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горестями, получить совет, наставление. Только в семье, от близких и любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых. Уверенность в нравственно-психологической помощи близких снимает напряжение, поддерживает бодрое настроение человека. Оптимистический настрой в семье, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, помогают преодолеть невзгоды и неудачи.
Для поддержания здоровья и работоспособности организма, восстановления сил необходимы рациональный режим жизни, полноценное удовлетворение жизненных потребностей, занятия физической культурой и т.д. Здесь прослеживается прямая зависимость восстановительной функции семьи от налаженности домашнего хозяйства, быта. Не последнюю скрипку играют уют, тепло домашнего очага, которые создаются и его внешним оформлением, удобством, и вниманием, заботой всех членов семьи друг о друге. Если это удалось сделать общими усилиями взрослых и детей, то семья становится настоящим психологическим убежищем.
Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Под досугом понимаемся внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово “досуг” появилось в ХV в., произошло от глагола “досягать”, буквально означало — время, когда можно что-то достичь.
Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.
При оценке полноценности досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, просмотр телевизора, семейное чтение, прогулка на лыжах, посещение музея и т.д.). И тут опять велика зависимость от налаженности быта семьи, сбалансированности бюджета. Если ведение домашнего хозяйства — совместный труд и взрослых и детей, то исключается перегрузка женщины, и у нее останется время для отдыха. При планировании расходов всей семьей обсуждается, например, на чем можно сэкономить, чтобы “выкроить” деньги на посещение театра, музея, отложить деньги на летний отдых.
Досуг современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов. Но как быть, если папа увлечен коллекционированием марок, мама предпочитает посещение музеев и выставок, а сынишка весь в мире животных? Идеально, когда удается найти точки соприкосновения в интересах и увлечениях всех членов семьи (марки о животных, животные в изобразительном искусстве). Хорошо бы обзавестись общесемейными увлечениями, например воскресные прогулки по родному городу, знакомящие с его историей, архитектурой и т.д. Объединяющим может быть интерес к природе, театру, книгам, спорту и т.д. Важно, чтобы досуг был коллективным, когда ему с радостью предаются все члены семьи. Радость от совместного отдыха может быть разной: сынишка в восторге, что он первый раз сам закинул удочку, папа доволен, что приобщил сына к своим увлечениям, а мама, сидящая с книжкой в сторонке, счастлива от того, что ее близкие рядом, что им хорошо, что она разделяет их настроение.
Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех ее членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д. Содержательный досуг, доставляющий радость всей семье, препятствует проникновению в нее таких враждебных разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение.
Наиболее популярными формами проведения свободного времени являются хождение в гости и прием гостей, просмотр телепередач. Сами по себе эти формы не заслуживают ни порицания, ни восхваления, пока не определено их содержание, степень участия в них взрослых и детей. Одно дело, когда гостей приглашают и сами идут в гости ради застолья. Совсем другое, когда, например, собрались две-три молодые семьи с детьми, чтобы рассказать о проведенном лете, посмотреть фотографии, слайды или видеофильм, устроить выставку детских рисунков, поделок. При этом застолье —лишь эпизод приема гостей, но не центральное его звено. Превращение телевизора в “теленяньку”, когда дети проводят много часов перед экраном, ничего, кроме вреда, не дает. Это, как свидетельствуют медики, утомляет зрение ребенка, возбуждает нервную систему, особенно когда он смотрит неподходящую для его возраста передачу. Совсем иное дело, если устраивается семейный просмотр передачи, после которого идет неторопливое обсуждение, каждый высказывает свои впечатления.
В некоторых семьях сохранились прекрасные традиции семейного чтения, домашнего театра, концертов, конкурсов, загородных походов, экскурсий, рукоделия, рисования. Другими словами, досуг может быть разнообразным и полезным для развития семьи, надо только стремиться жить полнокровной, интересной жизнью, а не по скучному стандарту.
Воспитательная функция — важнейшая функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Семья — воспитательная колыбель человека. Да, именно человека на всех его возрастных этапах, потому что в семье воспитываются и взрослые, и дети. Воспитание — очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи.
1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.
2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать “семейное кредо” — так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания. Взрослому сыну вряд ли понравятся прямые замечания матери по поводу некорректного поведения, но он чувствителен к невербальным средствам воздействия (строгий взгляд, непроницаемое выражение лица матери или отца и т.д.), способен понять намек, шутку, аналогию с литературным персонажем и т.д.
Семья представляет собой своеобразную школу, в которой каждый “проходит” много социальных ролей. Появился ребенок, стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.
На протяжении всей совместной жизни супруги влияют друг на друга, но характер этого влияния меняется. В первый период семейной жизни молодожены входят с грузом своих привычек, вкусов, особенностями темперамента. Идет, как метко говорят в народе, “притирка” характеров: не борьба и война, чтобы переделать друг друга по образу и подобию своему», а изучение особенностей супруга, привыкание к его вкусам, привычкам, реакциям. Приходится что-то принять в человеке, что-то попытаться тактично изжить, а что-то переделывать в себе. В зрелом возрасте супруги стараются избегать невротизирующих ситуаций, всячески подчеркивают достоинства друг друга, внушают веру в собственные силы и т.д. Другими словами, во имя общих интересов семейный коллектив оказывает созидательное влияние на всех своих членов.
3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни. Д.Б. Эльконин однажды заметил, правда с долей иронии, что не столько семья социализирует ребенка, сколько он сам социализирует окружающих его близких, подчиняет их себе, пытается сконструировать удобный и приятный для себя мир. Чтобы убедиться в истинности этих слов, вспомните, как по-разному “окрашен” плач ребенка, которому от роду 2—3 месяца: он и требовательный, и жалобный, и призывный, и капризный, и хнычущий. А как быстро малыш “приучает” родителей к своим вкусам: охотно сосет молоко, но упорно отказывается от кефира, плачет, когда остается один, но спокойно играет, если его манеж поставили так, что он видит маму, слышит ее голос и т.д. И подобные воздействия детей родители будут испытывать постоянно. Уже в конце первого и начале второго года жизни ребенок становится настоящим “экспертом” своих родителей. Он по-разному ведет себя с матерью и отцом, вырабатывает в себе различные “стратегии” влияния на поведение родителей. Дети тонко ориентируются в “слабых местах” родителей и умело пользуются ими.
Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребностями, которые хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится “работать над собой”, расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности и т.д. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием.
В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые так нуждаются в опеке, учении. Но оказывается, что даже элементарный гигиенический уход за новорожденным требует ловкости, многих знаний и умений, не говоря уже о том, чтобы позже толково и интересно ответить на постоянные детские “почему”, помочь нарисовать портрет папы, объяснить принцип конструирования игрушки-самоделки и т.д. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители “идут” по ступенькам самовоспитания, самообразования.
Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность, поднимают свой статус в глазах окружающих, а это побуждает к новым усилиям на педагогическом поприще.
Едва появившись на свет, дети расширяют социальный мир родителей: появляется круг новых знакомых, имеющих аналогичные “детские проблемы”; существенными становятся контакты с врачом, наблюдающим за развитием ребенка; затем в жизнь семьи входят воспитатели дошкольного учреждения, учителя школы, друзья сына или дочери и т.д. Сколько возникает проблем и вопросов! Например, почему сын любит играть у соседей, но не приглашает друзей в свой дом? Почему в детском саду он делает все медленно, не укладывается в отведенное время? И т.д. Поиски ответов на подобные вопросы сопряжены с анализом домашней воспитательной системы: в чем допущены ошибки? Как их исправить? Как не допустить новых? Любящие родители видят и переживают “промахи” в воспитании, меняют его тактику, отказываются от неудачных приемов, пробуют иные подходы к своим детям.
Подросшие дети “обогащают” опыт родителей приемами воспитания, которые узнали в детском саду, школе, семьях друзей, родственников. Связь с детьми вновь оживает в отношениях с внуками, и родители продолжают быть воспитателями, но уже в качестве бабушки и дедушки. И снова за учебу: ведь внуки — это новое поколение. Оказывается, появились иные игрушки, настольные игры, книги, обновился репертуар детских театров, открылся планетарий и т.д. И все это надо узнать самим, чтобы активно использовать в воспитании ребенка, помочь ему идти в ногу с жизнью. Бесконечная работа родителей, направленная на обогащение своего кругозора, совершенствование семейного образа жизни, повышение эффективности воспитательной деятельности — залог счастливого детства ребенка.
Вот и получается, ребенок в семье — неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание — это прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и “отучить” от таких, которые постоянно демонстрируешь.
Задание 2. Теория демократии. Понятие социального государства
Что понимается современной политологией под демократией? Сам термин “демократия” появился в Древней Греции. Он составлен из двух греческих слов: demos - народ и kratos - власть, что буквально означает “власть народа”. Однако, власть всегда означает господство одних людей над другими. Поэтому сам по себе термин “демократия” указывает на народ как субъект власти, но не указывает на объект властного воздействия. Следовательно, этот термин сегодня имеет более широкое содержание, чем его этимологическое значение. В настоящее время в политической науке существует множество определений демократий. Однако преобладающим является понимание демократии как формы государственно-политического устройства, основанной на признании народа в качестве источника и субъекта власти.1
Современный демократический режим основывается на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными. В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Такими критериями должны быть политические взгляды, профессионализм. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала и гуманизм. Демократический режим разномыслие и многопартийность, возможность деятельности оппозиционных партий, профсоюзных и других массовых общественных организаций. Через массовые организации население стремится воспользоваться возможностями участия в политическом процессе и оказания давления на правительство с целью удовлетворения своих требований. Наиболее важной из этого перечня является деятельность политических партий. Политическая партия (от лат. - часть) - политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, ставящая своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы.2 При демократическом режиме действует многопартийная система, которая может включать в себя всего две основные партии (например, в Великобритании - консервативная и лейбористская партии; в США - республиканская и демократическая), или даже несколько относительно небольших партий (И. Рыбкин, тогдашний председатель Государственной Думы, в июле 1995 г. назвал цифру - 269 партий и движений, которые действовали в России.3 Однако из их числа наиболее влиятельными являются: движение “Наш дом - Россия”, партия “Демократический выбор России”, “Демократическая партия России”, “Либерально-демократическая партия России”, “Коммунистическая партия Российской Федерации”, движение “Трудовая Россия” и др.). При многопартийной системе важнейшие государственные решения принимаются демократически: сопоставлением мнений, их обоснованием, лоббированием в законных рамках, - словом, с помощью нормальной парламентской процедуры. При демократическом режиме управление государством производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Гражданин имеет право на критику властей. Действует принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Все эти вышеназванные и другие признаки дают характеристику демократического режима, существование которого возможно только в правовом государстве, т.е. в государстве, где главным принципом является верховенство закона. Он предопределяет и прочие принципы правового государства, в частности, подчинение закону самого государства и его органов, других организаций, должностных лиц, граждан.
Таким образом, для того, чтобы общество могло называться демократическим, оно должно отвечать целому ряду требований. Можно назвать их принципами, или критериями, демократии, к которым на основании вышесказанного можно отнести следующие:
§ признание народа источником власти и носителем верховной власти;
§ наличие гражданских прав у предельно широком круга взрослого населения;
§ равная возможность участия в политической жизни для всех граждан;
§ выборность основных органов власти;
§ разделение властей;
§ решение вопросов голосованием;
§ возможность для каждого гражданина получить полное представление по существу рассматриваемого вопроса;
§ право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со стороны любого гражданина, группы граждан или общественною объединения;
§ наличие многопартийной системы.
Необходимо заметить, что данные критерии являются идеалом для общества, которое стремится к демократии. В современном мире, пожалуй, нет страны, в которой эти требования были бы выполнены полностью. Реальная демократия всегда выступает в лучшем случае как власть большинства над меньшинством, в худшем - как господство хорошо организованном меньшинства над большинством при формальном согласии последнего подчиняться.
Среди главных достоинств демократии - свободный общественный строй и высокая эффективность в выполнении общественных задач. Демократия гарантирует политическую стабильность и порядок, уберегает общество от сиюминутных массовых увлечений и преходящих настроений, идеологического иррационализма и эгалитарных устремлении широких слоев населения. Высокая эффективность демократии объясняется рациональностью организации политической системы, четким разделением труда, более высокой, компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения. Демократическое правление увеличивает восприимчивость общества к новым веяниям, требованиям времени различных социальных сил, повышает - вероятность нахождения оптимальных решений. Демократия совместно с конкурентными рыночными структурами делает общество открытым для любых идей и вариантов развития, предпочитаемых народом (отсюда и название демократического рыночного государства “открытое общество”). Тем самым утрачивает свою значимость широко распространенное деление общества на капитализм и социализм. Стимулируемый демократией плюрализм обеспечивает многообразие общественных явлений, богатство духовных и социальных альтернатив, расширяет диапазон политического выбора. Демократическое соучастие позволяет представить различные взгляды и позиции при принятии политических решений, осуществлять отбор наиболее приемлемых из них. Периодическая конкурентная смена парламента и правительства способствует своевременному исправлению ошибок и гибкой корректировке политического курса в соответствии с меняющейся ситуацией.
И хотя не со всеми подобными суждениями о демократии можно согласиться, опыт истории учит, что демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Необходимым условием ее социальной эффективности является наличие в обществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного проживания в государстве, признание подавляющим большинством граждан “демократических правил игры”, преобладание индивидуалистского сознания, исходящего из ценностного приоритета личности по отношению к коллективу, нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине, из уважения других людей, закона, мнения большинства.
Разумеется, демократический режим имеет и свои проблемы:
§ чрезмерное социальное расслоение общества;
§ временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил;
§ фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как народовластия;
§ неизбежную вследствие сложной иерархической системы управления бюрократизацию и олигархизацию власти, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;
§ приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц;
§ нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью;
§ слабая легитимация власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан;
§ ущемление политического равенства возможностей всех граждан участвовать в политическом процессе за счет чрезмерно большой свободы представительных органов;
§ широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти.
Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.1
Правовое государство явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Создатели такого государства полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и поощрения конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и приведут в конечном счете к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов. Конструктивным: ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном (формальном) варианте, а также на неудавшуюся попытку командно-административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и равенство явилась теория и практика социального государства (государства всеобщего благоденствия). Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных, условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальный вопрос и классовую борьбу. Решение этого вопроса потребовало резкого расширения объектов социальной политики и превращения ее в одно из ведущих направлений в деятельности государства. В результате этого примерно в 60-х годах 20 века и возникли социальные государства. Их необходимым условием явился высокий уровень экономического развития ряда стран Запада, позволяющий им обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи и т.п., развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Задание 3. Что такое социальная структура?
Понятие “структура” восходит к латинскому слову “stгuеге”, которое означает “строить” или “соединять”. Поначалу это слово использовалось преимущественно в архитектуре, но начиная с XVII столетия оно получает более широкое и обобщенное применение и начинает встречаться также в анатомии и грамматике. В XVIII веке понятие структуры стало сравнительно обычным в разных естественнонаучных дисциплинах, прежде всего в биологии. Под “структурой” биологи понимали относительно стабильные отношения, которые господствуют между организмом как целым и его частями. Характер взаимодействия различных частей жизнедеятельности организма назвали его “функциями”. Английский социолог Г. Спенсер (1820—1903), как и многие другие мыслители-обществоведы того времени, интересовался естественными науками, и в немалой степени —развитием биологии. Он ввел понятия “структура” и “функция”. В свою социологическую теорию и подробно их рассмотрел в рамках своего большого труда “Принципы социологии”.
Однако структурную общественную перспективу в том смысле, что общество рассматривается как целое, где части идентифицируются и получают значение через свои отношения с целым, Спенсер не изобрел. Такой взгляд представлен, например, у Огюста Конта (1798—1857) и Карла Маркса (1818—1883), да и вообще структурная перспектива с самого начала доминировала в социологической традиции. Вся история становления науки социологии связана с формированием взгляда на общество как на надындивидуальную структуру. Именно представление, что социальные единицы являют собой нечто большее, чем сумму индивидов, и что общество живет и движется по своим законам, а не по желаниям отдельных своих членов, было фундаментальной основой для притязаний социологии на собственную область познания. В границах этой доминирующей традиции базовыми терминами для понятийного аппарата являются “структура” и “функция”.
Один из авторитетных источников определений — “Словарь социальных наук”, в котором Э.В. Эйстер рассматривает несколько основных формулировок этого понятия. Спенсер и многие современные социологи считают социальную структуру “более или менее отчетливой расстановкой (расстановки могут быть разных типов) специализированных и взаимозависимых институтов и институционально организованных позиций и/или предполагаемых ими деятелей, которые всегда возникают в естественном течении событий, когда группы человеческих существ с теми или иными нуждами и возможностями взаимодействуют друг с другом (в различных типах и способах взаимодействия) и пытаются совладать с окружающей средой”. Более аналитическое определение Рэймонда Ферса гласит:
“В обществах, обычно изучаемых антропологами, социальная структура может включать решающие или основополагающие отношения, которые возникают сходным образом из классовой системы, основанной на отношениях с землей. Другие аспекты социальной структуры возникают из участия в других видах устойчивых групп, таких как кланы, касты, возрастные группы или тайные общества. Другие существенные отношения опять-таки связаны с положением в системе родства”.1 Большинство дефиниций содержат понятие расстановки положений или статусов. Большинство включает институционализацию и устойчивость групп и отношений.
Наиболее общим образом социальная структура может быть определена как черты социального целого (общества или группы в пределах общества), которые имеют определенное постоянство во времени, взаимосвязаны и определяют или обусловливают в значительной степени функционирование этой целостности как таковой и деятельность ее членов.
Из этого определения можно вывести несколько идей, содержащихся в понятии социальной структуры. Понятие социальной структуры выражает идею, что люди формируют социальные отношения., которые не произвольны и случайны, но обладают некоторой регулярностью я постоянством. Понятие также относится к наблюдению, что социальная жизнь не аморфна, но дифференцирована на социальные группы, позиции и институты, которые являются взаимозависимыми или функционально взаимосвязанными. Эти дифференцированные и взаимосвязанные характеристики человеческих групп, хотя и образуются социальными действиями индивидуумов, не являются прямым следствием их желаний и намерений; напротив, индивидуальные предпочтения формируются и ограничиваются социальной средой. Другими словами, понятие социальной структуры подразумевает, что люди не полностью свободны и автономны в выборе своих действий, но ограничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношениями, в которые они вступают друг с другом.
Социальная структура иногда просто определяется как устоявшиеся социальные отношения — регулярные и повторяющиеся аспекты взаимодействий между членами данного социального целого. Даже на этом описательном уровне понятие социальной структуры является предельно абстрактным: в него входят только определенные элементы текущих социальных действий.
В самом простом определении “социальная структура” — это модель повторяющегося (устойчивого) поведения. Несомненно, гораздо более общепринятым является определение, идущее от социологов ХIХ в., сравнивавших общество с машиной или биологическим организмом: социальная структура понимается как устойчивые, упорядоченные отношения между элементами (частями) общества. Здесь возникают разногласия в понимании того, что же такое “элемент”. Одни ученые считали элементами группы людей, другие — социальные роли, чаще всего — социальные институты как организующие, упорядочивающие модели социального поведения. Функционалисты уточняли, что социальные структуры — это функциональные отношения между социальными институтами, которые являются функционально-базовыми предпосылками существования общества.
Исходя из сказанного можно попытаться интегрировать суждения различных авторов следующим образом. Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов; базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности.
Социальная структура есть качественная определенность общества, поэтому изменение первой выражает коренной, качественный сдвиг во втором. Структура социального объекта обеспечивает необходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных социальных элементов (т.е. групп и институтов), позволяющих накапливать количественные изменения вплоть до того момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе. Относительный консерватизм социальной структуры выступает как момент динамизма общественных процессов в целом.
Необходимо учитывать особенности складывания и развития социальных структур конкретных обществ как неких целостностей, в рамках которых и происходит воспроизводство материальных средств существования и самого человека. В этом смысле данные целостности называются “социальными организмами”, поскольку их основной функцией является обеспечение вступающим в контакты людям необходимых условий для воспроизводства средств существования и самовоспроизводства.
В число таких условий входят: единство территории, единство экономической жизни, общность языка (или наличие языка, служащего, наряду с другими, средством общения), единство социальных норм, стереотипов и ценностей, позволяющих группам людей устойчиво взаимодействовать, и т.д.
Задание 4. Типы легитимности власти по М. Веберу
Одна из наиболее распространенных типологий восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этой типологией властвование подразделяют на традиционное (сюда относятся вожди племен, монархи и т.п.) – власть основана на обычае, традиции. Данное властвование характерно для доиндустриального общества. Замена традиционного лидера осуществляется путем выполнения установленных законом бюрократических процедур и соответствующих юридических норм. Однако, таким лидером далеко не всегда является человек по своим характеристикам подходящий для этого поста. Основная же трудность для лидера традиционного типа состоит в необходимости следовать рутине как обязательной норме поведения, почитать все то, что имело место в вековом прошлом. Его возможности влиять на процесс общественного развития весьма ограничены. Сила традиции такова, что лидеры, которые ее нарушают, рискуют лишиться своей легитимности и, вслед за этим, повиновения подданных.
Рационально-легальное, или бюрократическое – базируется на вере в законность существующего порядка и его “разумность”. Легальный тип властвования характерен для демократических политических систем. Легальное властвование основывается на убеждении в правомерности рационально установленных норм общежития, в законности существующего общественного порядка. Иногда данный тип властвования называют бюрократическим, и для этого есть весомые основания. Действительно, во-первых, лидером легального типа можно стать не обязательно в силу выдающихся личностных качеств (хотя при этом всегда необходим определенный уровень компетентности), но посредством выполнения установленных законом бюрократических процедур. Замена такого лидера также осуществляется путем приведения в действие соответствующих юридических норы. Во-вторых, легальный лидер есть в сущности чиновник, бюрократ в обычном смысле этих слов. Он выступает не как индивид, от котором непосредственно исходит власть, а как исполнитель определенной государственной функции. Его задачей является наилучшее осуществление не им установленных правил политического поведения и действия.
Харизматическое властвование основывается на вере в наличие у какого-то человека исключительных качеств: откровений, одаренности, непогрешимости, героизма и т.п., т.е. на “харизме” (боговдохновленности). Данный тип властвования формируется, как правило, в переломные моменты развития общества. Харизматическое властвование особенно характерно для тоталитарных структур. Однако даже здесь лидер должен постоянно доказывать свою харизму и лучшим доказательством является успех его лидерства, достижение поставленных целей. С одной стороны харизматический лидер стремится подняться над партийными и социальными интересами и часто играет роль объединяющего начала всей нации, но с другой стороны харизматический лидер может превращаться в фюрера, полубожественного вождя, чей образ вызывает одновременно страх, любовь и восторг. Подобный лидер требует беспрекословного подчинения своей воли и сам полон внутреннего убеждения, что он один знает способ решения поставленных задач. К тому же после его смерти наступает период, когда остро стоит проблема выявления нового лидера, проблема смены властвующей группы, что нередко приводит к трагическим последствиям.1
1 Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция // Социально-политический журнал. 1995. №6. С. 76-79
2 Эволюция семьи и семейная политика в СССР // Под ред. А.Г. Вишневского. М., 1992. С. 17
1 Соловьев Н. Семья в советском обществе: структура и функции // В сб.: Культура семейных отношений. М., 1985. С. 11
2 Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. С. 31
1 Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 92
2 Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 182
3 Магнитогорский рабочий. 1995. 12 июля
1 Основы политической науки // Под ред. В.П. Пугачева. М., 1993. С. 133-138
1 Цит. по: Социология. Курс лекций: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1999. С. 222
1 Политология: Учебное пособие для студентов вузов // Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 96-101
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!