Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по социологии»

/ Общая социология
Конспект, 

Оглавление

Задание 1. Семья как важнейший социальный институт. Типология семьи. Функции семьи

 

    Семья, по признанию ученых, — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи и в ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каж­дый человек независимо от возраста.

    В современной науке нет единого определения семьи, хотя по­пытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Выявлено много признаков семьи, но как их объединить, выделив самые су­щественные? Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологиче­ском и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее ха­рактерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравствен­ными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство.

    Итак, семьяэто малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общно­стью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

    Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений — супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родите­лей и детей, между детьми, родственниками).

    В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку меж­личностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья — оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других — своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на земле связывают прежде всего с семьей: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своем доме. Оказывается, что люди, имеющие, по их собственным оценкам, хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более стойко переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее по сравне­нию с теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от распада или является убежденным холостяком. Об этом говорят результаты социологических исследований, проведенных в разных странах.

    Семья как своеобразная общность людей, как социальный ин­ститут влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономиче­ских отношений, выступая одним из самых традиционных и устой­чивых социальных институтов.

    Типы семьи. Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных от­ношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в от­дельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы чело­вечества. Тем не менее эти проблемы не являются сегодня доско­нально изученными: в них остается много спорных вопросов. Но одно можно сказать с уверенностью: каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

    Наиболее архаичным типом является патриархальная (тради­ционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном “гнезде” проживают разные поколения родственников и свойст­венников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, ко­торые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриар­хальности сохранились в сельской местности, в малых городах.1

    В городских семьях большего размаха достиг процесс нуклеа­ризации и сегментации семьи, характерный для большинства на­родов индустриальных стран. Нуклеарные семьи (преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений (двухпоко­ленные) — из супругов и детей — до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколении (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) послед­них. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая се­мья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.

    В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т.е. моло­дых семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в от­личие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения.

    Но распространение нуклеар­ных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между мо­лодыми супругами и их родителями, в результате снижается воз­можность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

    При этом необходимо учитывать, что “исторический тип семьи — как старый, так и новый, задает лишь общие границы, внутри которых могут реализоваться соответствующие этому типу модели семьи... Это разнообразие имеет двоякое основание. С одной стороны, оно связано с продолжающимся перехо­дом к современному типу семьи, с другой — с постпере­ходным плюрализмом ее форм”.2

    В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, “пустых гнезд” (супруги, дети которых “вылетели из гнезда”). Печальная примета нынешнего вре­мени — рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей). Такая же структура материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной предста­вительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика “внебрачной” рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15—16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы мате­ринские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор “родить для себя”. Еже­годно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

    Функции семьи. Семья — специфический социальный институт, в котором пере­плетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции (от лат. functio — действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

    Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социаль­ную роль и сущность семьи.

    На функции семьи влияют такие факторы, как требования обще­ства, семейное право и нормы морали, реальная помощь государ­ства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: Появляются новые функции, от­мирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

    В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

    Функция продолжения рода (репродуктивная) — это биологиче­ское воспроизводство и сохранение потомства, продолжение чело­веческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать. В настоящее время главной социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколе­ний людей, продолжение человеческого рода.

    Слова “семья” и “родительство” стоят обычно рядом, поскольку рождение новой жизни — важнейший смысл супружества. Такова традиция, идущая из глубины веков: раз есть семья, значит, должны быть дети; раз есть дети, значит, при них должны быть родители.

    Репродуктивная функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: пе­дагогов, демографов, психологов, социологов экономистов, юристов, медиков и т.д. Дело заключается в том, что для поступатель­ного развития человечества важно и количественное, и качествен­ное воспроизводство населения. От семьи непосредственно зависит, возрастет ли численность живущих на Земле людей и каков будет ее качественный вклад в население, что принесут ее дети окружающе­му миру.

    Проблема, которая волнует современное человечество, — это резкое падение рождаемости во всех развитых странах и очень бы­стрый прирост населения в развивающихся странах. “Проблема состоит в том, что вслед за сокращением детской и общей смертности стала падать рождаемость, это привело к тому, что количество детей в семьях стало ниже оптимального (т.е. 2-3 детей)”.1 Рекорд по ко­личеству новорожденных упорно сохраняет Индия, ежегодно по­полняя население Земли на 27,5 млн. малышей (в 1997 г. в России родились всего 1,2 млн. детей). Затем идет Китай — 18,4 млн. новорожденных, хотя там осуществляется многолетняя кампания под девизом “Одной семье — один ребенок”. Далее следует Индоне­зия с 5,7 млн. новорожденных.2

    На уровень рождаемости оказывают влияние многие факторы, как-то: социально-экономическая стабильность в стране; благосо­стояние семьи, ее обеспеченность жильем, работой; социально-культурные нормы, национальные традиции; образование и здо­ровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны род­ственников; профессиональная деятельность и характер занятости женщины; место жительства. Ученые вывели несколько закономер­ностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д. Оказывается, что при более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические тенденции (“пожить для себя”) и усилия семьи переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, уче­бу, потребление, досуг, творчество. А на рождение и воспитание детей не остается времени.

    Вопрос о количестве детей в современной семье имеет не только педагогическое, но и социально-экономическое значение. Вряд ли следует кого-либо убеждать в том, что ориентация современной семьи на одного-двух детей не обеспечивает простого воспроизвод­ства населения. А значит, когда подрастут сегодняшние новорож­денные и вступят в самостоятельную жизнь, на долю каждого при­дется не два-три пенсионера, а значительно больше. Страна “постареет”, доля трудоспособных граждан снизится. Перспектива ясна — жизнь станет еще сложнее. Негативными последствиями чре­ват и противоположный вариант: если в каждой семье будет много детей, с лихвой обеспечится воспроизводство населения, страна “помолодеет”. Однако многодетность большинства семей окажется тяжелым экономическим и социальным бременем для общества: сколько всего потребуется для того, чтобы накормить, одеть, дать образование, т.е. “поставить на ноги” молодое поколение. А сколько придется работать родителям, чтобы содержать многочис­ленных чад! Тут уж не до воспитания и контроля, в которых нуж­даются подрастающие дети. Мировая статистика показывает, к со­жалению, что современная многодетная семья дает много воспита­тельного “брака”: детей, не желающих учиться, работать, с различными отклонениями в поведении, вплоть до противоправного.

    В последние годы растет число супружеских пар, которые созна­тельно отказываются от рождения детей. Среди них есть люди с эгоистической направленностью личности, озабоченные своей карьерой, не желающие усложнять свою жизнь “детскими” про­блемами и т.д. Некоторые супруги откладывают рождение детей на неопределенный срок, объясняя это жилищными, материальными и иными трудностями. На фоне таких “неродителей” особо отчетли­во высвечивается трагедия бесплодных супружеских пар. По стати­стическим данным, в России значительная часть женщин детород­ного возраста не могут иметь детей по медицинским показателям(чаще всего это последствие аборта). Резко прогрессирует в по­следние годы рост мужского бесплодия, на долю которого прихо­дится 40% бездетных браков. Частично проблема бесплодия реша­ется путем зачатия “в пробирке” (по научному — методом экстра­корпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки). Метод, разработанный английскими учеными в 1978 г., ус­пешно внедрен и в нашей стране. Но на всю Россию работают только 15 лабораторий, оказывающих платные услуги, что делает их недоступными для многих тысяч бесплодных пар.

    На потенциал нации влияют не только количественные, но и ка­чественные отклонения в воспроизводстве населения. У современных новорожденных детей низкие качественные показатели — явле­ние достаточно частое. Так, в России из десяти родившихся детей девять имеют те или иные отклонения в развитии. Причин тому очень много. Прежде всего это плохое здоровье рожениц, которое часто подрывается вредными привычками (курением, алкоголем, наркотиками), от которых будущие матери не отказываются даже во время беременности. Кроме того, многие женщины выполняют тяжелую работу, не имеют полноценного декретного отпуска, плохо питаются, пьют некачественную воду, не защищены от инфек­ции, подвержены радиации и т.д.  Наиболее высок риск появления ослабленных детей, имеющих физические и психические отклоне­ния, у часто (с интервалом в 1—1,5 года) рожающих женщин, орга­низм которых не успевает восстановиться от прежних родов.

    Уход за детьми, имеющими различные врожденные или наслед­ственные дефекты, в также их воспитание сопряжены с огромными издержками как нервно-психического, так и материального харак­тера. Семьи с такими детьми оказываются в очень сложном поло­жении. От новорожденных детей с выраженными признаками тя­желой болезни, уродства родители нередко отказываются, взвали­вая заботы о своих малышах на плечи государства. Со стороны общества требуются дополнительные затраты на содержание и ле­чение физически ослабленных, психически неполноценных детей, открытие специальных медицинских или коррекционных учрежде­ний, увеличение пенсионного фонда и т.д.

    Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторожде­ние: сколько и когда, с какими интервалами появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здо­ровья значительно влияют на выполнение семьей ее воспитатель­ной функции.

    Понятие “планирование семьи” сравнительно недавно появилось в научной литературе. Первоначально оно было принято Организацией Объединенных На­ций (ООН), а свое развитие получило в документах других международных орга­низаций, прежде всего Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Мировая общественность обеспокоена, с одной стороны, темпами роста населения Земли, с другой стороны, ухудшением генофонда. В связи с этим Организация Объединен­ных Наций приняла решение о необходимости сдерживания роста населения пу­тем оказания супружеским парам помощи в планировании семьи.

    Эта помощь — одно из важнейших направлений современной демографиче­ской политики многих стран. Супругам оказывается помощь при решении таких проблем семейной жизни, как предупреждение нежелательной беременности, ре­гулирование количества детей и интервалов между ними, контроль времени дето­рождения в зависимости от возраста родителей, лечение бесплодия и т.д.

    В России принята федеральная программа “Планирование семьи”, в рамках которой осуществляется санитарное просвещение, консультирование, лечение бесплодия, обеспечение противозачаточными средствами, подготовка молодежи и подростков по вопросам полового воспитания, сексуального и репродуктивного поведения по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем, и др.

    Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйст­венные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществля­ет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жиз­ни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жили­ща; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов оби­хода и т.п. Для многих семей в понятие “домашняя деятельность” входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводст­ва и др. В настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими, как арендный подряд, коо­ператив, индивидуальная трудовая деятельность.

    Одна из предпосылок существования нормальной семьи — ее экономическая общность. Семейная экономика требуем планирова­ния, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, по­требности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности. В организации домашне­го быта большинства современных семей учитываются интересы не только старших, но и младших членов; забота о детях обычно сто­ит на одном из первых мест. Налаженное денежное хозяйство суще­ственным образом меняет психологический климат семьи, позволя­ет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов. Благо­даря этому отпадают поводы для лишних трений, недовольств, скрытых и явных обид. Психологи установили, ч то для мирной се­мейной жизни бывает важнее не столько умелое, сбалансированное ведение хозяйства, сколько совпадение взглядов супругов на то, как его вести: на что тратить деньги и на каких бюджетных статьях экономить.

    Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех чле­нов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распре­деление домашних обязанностей в семье между супругами, младшими старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей. Именно в условиях повседневной жизни раскрываются подлинно человече­ские отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы, формиру­ются черты характера. В ежедневных обязанностях (приготовить пищу, убрать жилище, привести в порядок одежду и т.д.) члены се­мьи имеют возможность проявить заботу друг о друге, оказать вни­мание, выразить уважение к тем или иным особенностям, привыч­кам, вкусам близких.

При ведении домашнего хозяйства приходится принимать раз­личные решения: как отмечать день рождения ребенка, когда ремон­тировать кухню и т.д. В большинстве современных семей складыва­ются эгалитарные (равноправные) отношения, когда власть равно­мерно распределяется между супругами, а следовательно, решения принимаются коллегиально. Постепенное выравнивание положения супругов, их прав и обязанностей — основная социально-психоло­гическая тенденция в современной семье. Тем не менее необходим руководитель, который организует всю деятельность семьи и берет на себя функции управления. Традиционно такого руководителя на­зывают главой семьи. В патриархальных семьях обычно в таком ка­честве выступал старший мужчина семьи, ему принадлежало послед­нее слово при решении домашних проблем. По сравнению с про­шлым во многом изменилась сама роль главы семьи. Главенство се­годня выражается не в проявлении власти над членами семьи, как это было раньше, не в распоряжении ими, а в организации жизни семьи, в устройстве ее быта. Ученые считают, что в условиях современного функционирования семьи речь может идти не о главенстве, а скорее о лидерстве при осуществлении тех или иных планов семейного благо­устройства. При этом в большинстве случаев дело решают личные свойства и склонности взрослых социально зрелых членов семьи (инициативность, твердость характера, авторитетность, эрудирован­ность и т.д.). Возникают так называемые “двуглавые” семьи, когда каждый из супругов, являясь лидером, осуществляет свою инициати­ву в той или иной области быта, к которой он больше всего склонен (приготовление пищи, плодово-ягодные заготовки, организация до­суга, ремонт квартиры, руководство работами на садово-огородном участке и пр.). Лидер включается в дело сам и организует семью на достижение поставленной цели.

    Руководство семьей проявляется в разных формах: авторитар­ной, демократической, анархической. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций от­дельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга. При демократической форме руководства право ре­шающего голоса принадлежит тому члену семьи, который более всего компетентен в данном вопросе. Нередки семьи, где муж —главный кулинар, а жена — своеобразный интеллектуальный центр, “руководитель” образовательной деятельности детей.

    Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных по­требностей. Изучение уровня “социального самочувствия” показа­ло, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современ­ной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие перспектив.

    Следует помнить, что в условиях различных социально-эко­номических Потрясений, при нарастании в обществе отчужденно­сти, взаимного недоверия, агрессивности и пессимизма семья как психологическое убежище выступает источником стабильности и для конкретного человека и для страны в целом. Так было в годы революций, войн, когда мысли, заботы о близких согревали, при­давали силы, помогали выжить. И сегодня многие семьи, попав­шие в чрезвычайно тяжелые обстоятельства, не опускают руки, не впадают в отчаяние, всеми силами стараясь поддержать близких, заботиться друг о друге, не омрачать детство ребенка. В этом проявляется и любовь к семье, и обостренное чувство ответствен­ности за ее благополучие. но восстановительная роль современ­ной семьи, ее жизнеспособность, стойкость во многом зависят от настроя ее взрослых членов, от целеустремленности, волевых черт характера, которые необходимо воспитывать у себя.

    Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными вза­имоотношениями, атмосферой доверительности, которая распо­лагает и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмо­циональное состояние, высказать сомнения, поделиться радо­стью, горестями, получить совет, наставление. Только в семье, от близких и любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых. Уверен­ность в нравственно-психологической помощи близких снимает напряжение, поддерживает бодрое настроение человека. Опти­мистический настрой в семье, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, помогают преодолеть невзгоды и неудачи.

    Для поддержания здоровья и работоспособности организма, восстановления сил необходимы рациональный режим жизни, пол­ноценное удовлетворение жизненных потребностей, занятия физической культурой и т.д. Здесь прослеживается прямая зависимость восстановительной функции семьи от налаженности домашнего хозяйства, быта. Не последнюю скрипку играют уют, тепло до­машнего очага, которые создаются и его внешним оформлением, удобством, и вниманием, заботой всех членов семьи друг о друге. Если это удалось сделать общими усилиями взрослых и детей, то семья становится настоящим психологическим убежищем.

    Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Под досугом понимаемся внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово “досуг” появилось в ХV в., произошло от глагола “досягать”, буквально означало — время, ко­гда можно что-то достичь.

    Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.

    При оценке полноценности досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, просмотр телевизора, семейное чтение, прогулка на лыжах, посещение музея и т.д.). И тут опять велика зависимость от налаженности бы­та семьи, сбалансированности бюджета. Если ведение домашнего хозяйства — совместный труд и взрослых и детей, то исключается перегрузка женщины, и у нее останется время для отдыха. При пла­нировании расходов всей семьей обсуждается, например, на чем можно сэкономить, чтобы “выкроить” деньги на посещение театра, музея, отложить деньги на летний отдых.

    Досуг современной семьи может быть активным, содержатель­ным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов. Но как быть, если папа увлечен коллекционированием марок, мама предпочитает посещение музеев и выставок, а сынишка весь в мире животных? Идеально, когда удается найти точки соприкосновения в интересах и увлечениях всех членов семьи (марки о животных, животные в изобразительном искусстве). Хорошо бы обзавестись общесемейными увлечениями, например воскресные прогулки по родному городу, знакомящие с его историей, архитектурой и т.д. Объединяющим может быть интерес к природе, театру, книгам, спорту и т.д. Важно, чтобы досуг был коллективным, когда ему с радостью предаются все члены семьи. Радость от совместного отдыха может быть разной: сынишка в восторге, что он первый раз сам закинул удочку, папа доволен, что приобщил сына к своим увлечениям, а мама, сидящая с книжкой в сторонке, счастлива от то­го, что ее близкие рядом, что им хорошо, что она разделяет их на­строение.

    Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех ее членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д. Содержательный досуг, доставляющий ра­дость всей семье, препятствует проникновению в нее таких враж­дебных разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психо­логическое пресыщение и отчуждение.

    Наиболее популярными формами проведения свободного вре­мени являются хождение в гости и прием гостей, просмотр телепе­редач. Сами по себе эти формы не заслуживают ни порицания, ни восхваления, пока не определено их содержание, степень участия в них взрослых и детей. Одно дело, когда гостей приглашают и сами идут в гости ради застолья. Совсем другое, когда, например, со­брались две-три молодые семьи с детьми, чтобы рассказать о про­веденном лете, посмотреть фотографии, слайды или видеофильм, устроить выставку детских рисунков, поделок. При этом застолье —лишь эпизод приема гостей, но не центральное его звено. Превра­щение телевизора в “теленяньку”, когда дети проводят много часов перед экраном, ничего, кроме вреда, не дает. Это, как свидетельст­вуют медики, утомляет зрение ребенка, возбуждает нервную систе­му, особенно когда он смотрит неподходящую для его возраста пе­редачу. Совсем иное дело, если устраивается семейный просмотр передачи, после которого идет неторопливое обсуждение, каждый высказывает свои впечатления.

    В некоторых семьях сохранились прекрасные традиции семейного чтения, домашнего театра, концертов, конкурсов, загородных походов, экскурсий, рукоделия, рисования. Другими словами, до­суг может быть разнообразным и полезным для развития семьи, надо только стремиться жить полнокровной, интересной жизнью, а не по скучному стандарту.

    Воспитательная функция — важнейшая функция семья, заклю­чающаяся в духовном воспроизводстве населения. Семья — вос­питательная колыбель человека. Да, именно человека на всех его возрастных этапах, потому что в семье воспитываются и взрослые, и дети. Воспитание — очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитыва­ют. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудни­честве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие спо­собностей. Семья выступает посредником между ребенком и обще­ством, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисе­мейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.

2.       Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах пораду­ет, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать “семейное кредо” — так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальней­шем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы вос­питания. Взрослому сыну вряд ли понравятся прямые замечания матери по поводу некорректного поведения, но он чувствителен к невербальным средствам воздействия (строгий взгляд, непрони­цаемое выражение лица матери или отца и т.д.), способен понять намек, шутку, аналогию с литературным персонажем и т.д.

    Семья представляет собой своеобразную школу, в которой каждый “проходит” много социальных ролей. Появился ребенок, стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

    На протяжении всей совместной жизни супруги влияют друг на друга, но характер этого влияния меняется. В первый период се­мейной жизни молодожены входят с грузом своих привычек, вку­сов, особенностями темперамента. Идет, как метко говорят в наро­де, “притирка” характеров: не борьба и война, чтобы переделать друг друга по образу и подобию своему», а изучение особенностей супруга, привыкание к его вкусам, привычкам, реакциям. Прихо­дится что-то принять в человеке, что-то попытаться тактично из­жить, а что-то переделывать в себе. В зрелом возрасте супруги стараются избегать невротизирующих ситуаций, всячески подчер­кивают достоинства друг друга, внушают веру в собственные силы и т.д. Другими словами, во имя общих интересов семейный коллек­тив оказывает созидательное влияние на всех своих членов.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания ос­новывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осоз­нают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это дела­ют буквально с первых дней жизни. Д.Б. Эльконин однажды заметил, правда с долей иронии, что не столько семья социализирует ребенка, сколько он сам социализирует окружающих его близких, подчиняет их себе, пытается сконструировать удобный и приятный для себя мир. Чтобы убедиться в истинности этих слов, вспомните, как по-разному “окрашен” плач ребенка, которому от роду 2—3 месяца: он и требовательный, и жалобный, и призывный, и капризный, и хнычу­щий. А как быстро малыш “приучает” родителей к своим вкусам: охотно сосет молоко, но упорно отказывается от кефира, плачет, ко­гда остается один, но спокойно играет, если его манеж поставили так, что он видит маму, слышит ее голос и т.д. И подобные воздейст­вия детей родители будут испытывать постоянно. Уже в конце пер­вого и начале второго года жизни ребенок становится настоящим “экспертом” своих родителей. Он по-разному ведет себя с матерью и отцом, вырабатывает в себе различные “стратегии” влияния на пове­дение родителей. Дети тонко ориентируются в “слабых местах” ро­дителей и умело пользуются ими.

    Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребно­стями, которые хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится “работать над собой”, расширять свой круго­зор, овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности и т.д. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосо­вершенствованию, заниматься самовоспитанием.

    В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые так нуждаются в опеке, учении. Но оказывается, что даже элементарный гигиенический уход за новорожденным требует ловкости, многих знаний и умений, не говоря уже о том, чтобы позже толково и интересно ответить на постоянные детские “почему”, помочь нарисовать портрет папы, объяснить принцип конструиро­вания игрушки-самоделки и т.д. В заботах о детях родители стано­вятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители “идут” по сту­пенькам самовоспитания, самообразования.

    Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность, поднимают свой статус в глазах окружающих, а это по­буждает к новым усилиям на педагогическом поприще.

    Едва появившись на свет, дети расширяют социальный мир роди­телей: появляется круг новых знакомых, имеющих аналогичные “детские проблемы”; существенными становятся контакты с врачом, наблюдающим за развитием ребенка; затем в жизнь семьи входят воспитатели дошкольного учреждения, учителя школы, друзья сына или дочери и т.д. Сколько возникает проблем и вопросов! Напри­мер, почему сын любит играть у соседей, но не приглашает друзей в свой дом? Почему в детском саду он делает все медленно, не укла­дывается в отведенное время? И т.д. Поиски ответов на подобные вопросы сопряжены с анализом домашней воспитательной систе­мы: в чем допущены ошибки? Как их исправить? Как не допустить новых? Любящие родители видят и переживают “промахи” в вос­питании, меняют его тактику, отказываются от неудачных прие­мов, пробуют иные подходы к своим детям.

    Подросшие дети “обогащают” опыт родителей приемами вос­питания, которые узнали в детском саду, школе, семьях друзей, родственников. Связь с детьми вновь оживает в отношениях с внуками, и роди­тели продолжают быть воспитателями, но уже в качестве бабушки и дедушки. И снова за учебу: ведь внуки — это новое поколение. Оказывается, появились иные игрушки, настольные игры, книги, обновился репертуар детских театров, открылся планетарий и т.д. И все это надо узнать самим, чтобы активно использовать в воспи­тании ребенка, помочь ему идти в ногу с жизнью. Бесконечная ра­бота родителей, направленная на обогащение своего кругозора, совершенствование семейного образа жизни, повышение эффек­тивности воспитательной деятельности — залог счастливого детства ребенка.

    Вот и получается, ребенок в семье — неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родите­лей. А желание развить у своего ребенка способности, которые по­могут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание — это прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качест­ва, которыми сам не обладаешь, и “отучить” от таких, которые по­стоянно демонстрируешь.

 

 

 

 

 

 

 


Задание 2. Теория демократии. Понятие социального государства

 

    Что понимается современной политологией под демократией?   Сам   термин “демократия” появился в  Древней Греции. Он  составлен   из  двух   греческих  слов: demos - народ  и kratos   -  власть,  что  буквально   означает  “власть народа”.  Однако,   власть  всегда  означает  господство  одних  людей   над  другими.  Поэтому   сам   по себе термин  “демократия” указывает на народ   как   субъект   власти, но не указывает на объект властного воздействия.   Следовательно,  этот   термин  сегодня  имеет   более   широкое   содержание,  чем его этимологическое  значение. В настоящее время в политической науке существует множество определений демократий. Однако  преобладающим является понимание демократии  как  формы государственно-политического устройства, основанной на признании народа в  качестве  источника и  субъекта власти.1

    Современный демократический режим основывается на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными. В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Такими критериями должны быть политические взгляды, профессионализм. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала и гуманизм. Демократический режим разномыслие и многопартийность, возможность деятельности оппозиционных партий, профсоюзных и других массовых общественных организаций. Через массовые организации население стремится воспользоваться возможностями участия в политическом процессе и оказания давления на правительство с целью удовлетворения своих требований. Наиболее важной из этого перечня является деятельность политических партий. Политическая партия (от лат. - часть) - политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, ставящая своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы.2 При демократическом режиме действует многопартийная система, которая может включать в себя всего две основные партии (например, в Великобритании - консервативная и лейбористская партии; в США - республиканская и демократическая), или даже несколько относительно небольших партий (И. Рыбкин, тогдашний председатель Государственной Думы, в июле 1995 г. назвал цифру - 269 партий и движений, которые действовали в России.3 Однако из их числа наиболее влиятельными являются: движение Наш дом - Россия, партия Демократический выбор России, Демократическая партия России, Либерально-демократическая партия России, Коммунистическая партия Российской Федерации, движение Трудовая Россия и др.). При многопартийной системе важнейшие государственные решения принимаются демократически: сопоставлением мнений, их обоснованием, лоббированием в законных рамках, - словом, с помощью нормальной парламентской процедуры. При демократическом режиме управление государством производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Гражданин имеет право на критику властей. Действует принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Все эти вышеназванные и другие признаки дают характеристику демократического режима, существование которого возможно только в правовом государстве, т.е. в государстве, где главным принципом является верховенство закона. Он предопределяет и прочие принципы правового государства, в частности, подчинение закону самого государства  и его органов, других организаций, должностных лиц, граждан.

    Таким образом, для того, чтобы общество  могло называться   демократическим, оно  должно  отвечать  целому   ряду  требований. Можно назвать их принципами, или критериями, демократии, к которым на основании вышесказанного можно отнести следующие:

§       признание народа источником власти и носителем верховной власти;                                              

§       наличие гражданских прав у предельно широком круга взрослого населения;                                            

§       равная возможность участия в политической жизни для всех граждан;                                                   

§       выборность основных органов власти;

§       разделение властей;                          

§       решение вопросов голосованием;                                

§       возможность для каждого гражданина получить полное представление по существу рассматриваемого вопроса;    

§       право  беспрепятственного  контроля  за деятельностью властей  со  стороны  любого гражданина,  группы граждан или общественною объединения;

§       наличие многопартийной системы.                          

    Необходимо заметить, что данные  критерии  являются   идеалом  для общества, которое стремится к демократии.  В современном мире, пожалуй, нет страны, в которой эти требования были бы выполнены полностью. Реальная демократия всегда выступает в лучшем случае как власть большинства над меньшинством, в худшем - как господство хорошо организованном  меньшинства  над  большинством  при формальном согласии последнего подчиняться.               

    Среди главных достоинств демократии - свободный общественный строй и высокая эффективность в выполнении общественных задач. Демократия гарантирует политическую стабильность и порядок,  уберегает общество от сиюминутных массовых увлечений и  преходящих настроений, идеологического иррационализма и эгалитарных  устремлении широких слоев населения. Высокая эффективность демократии объясняется рациональностью организации  политической  системы, четким разделением труда, более высокой, компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения. Демократическое правление увеличивает восприимчивость общества к новым веяниям, требованиям  времени   различных  социальных   сил,  повышает - вероятность нахождения  оптимальных   решений.  Демократия совместно с конкурентными рыночными структурами  делает  общество  открытым  для  любых  идей  и  вариантов   развития,   предпочитаемых  народом   (отсюда  и название демократического рыночного государства “открытое общество”). Тем самым  утрачивает свою значимость широко распространенное деление общества на капитализм и социализм. Стимулируемый  демократией   плюрализм   обеспечивает многообразие общественных явлений, богатство духовных и социальных альтернатив, расширяет диапазон политического  выбора. Демократическое соучастие  позволяет представить различные  взгляды и позиции при принятии политических решений,  осуществлять отбор наиболее приемлемых  из них. Периодическая  конкурентная смена парламента и правительства способствует своевременному исправлению ошибок и гибкой корректировке политического курса в соответствии с меняющейся ситуацией.

    И хотя не со всеми подобными суждениями о демократии можно согласиться, опыт истории учит, что демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Необходимым условием ее социальной эффективности является наличие в обществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного проживания в государстве, признание подавляющим большинством граждан “демократических правил игры”, преобладание индивидуалистского сознания, исходящего из ценностного приоритета личности по отношению к коллективу, нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине, из уважения других людей, закона, мнения большинства. 

    Разумеется, демократический режим имеет и свои проблемы:

§       чрезмерное социальное расслоение общества;

§       временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил;

§       фактическое  отстранение  народа  от  власти  в промежутке   между   выборами   и   тем   самым  отход   от  сути демократии как народовластия;                               

§       неизбежную  вследствие  сложной   иерархической  системы   управления   бюрократизацию   и   олигархизацию   власти, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;    

§       приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп   интересов  и  прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц;         

§       нарастание в государстве  авторитарных  тенденций    вследствие   постепенного оттеснения  законодателей  исполнительной властью;                                     

§       слабая легитимация власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан;

§       ущемление политического равенства возможностей всех  граждан участвовать в политическом процессе за счет чрезмерно большой свободы представительных органов;                                                  

§       широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти.

    Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.1 

    Правовое государство явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Создатели такого государства полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и поощрения конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и приведут в конечном счете к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов. Конструктивным: ответом на несовершенство правового  государства  в его  классическом  либеральном (формальном) варианте, а также на неудавшуюся попытку командно-административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и равенство явилась теория и практика социального государства (государства всеобщего благоденствия). Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных, условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальный вопрос и классовую борьбу. Решение этого вопроса потребовало резкого расширения объектов социальной политики и превращения ее в одно из ведущих направлений в деятельности государства. В результате этого примерно в 60-х годах 20 века и возникли социальные государства. Их необходимым условием явился высокий уровень экономического развития ряда стран Запада, позволяющий им обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи и т.п., развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.

 

 


Задание 3. Что такое социальная структура?

 

    Понятие “структура” восходит к латинскому слову “stгuеге”, которое означает “строить” или “соединять”. По­началу это слово использовалось преимущественно в архи­тектуре, но начиная с XVII столетия оно получает более широкое и обобщенное применение и начинает встречаться также в анатомии и грамматике. В XVIII веке понятие структуры стало сравнительно обычным в разных естествен­нонаучных дисциплинах, прежде всего в биологии. Под “структурой” биологи понимали относительно стабильные отношения, которые господствуют между организмом как целым и его частями. Характер взаимодействия различных частей жизнедеятельности организма назвали его “функциями”. Английский социолог Г. Спенсер (1820—1903), как и многие другие мыслители-обществоведы того времени, ин­тересовался естественными науками, и в немалой степени —развитием биологии. Он ввел понятия “структура” и “функция”. В свою социологическую теорию и подробно их рассмот­рел в рамках своего большого труда “Принципы социо­логии”.

Однако структурную общественную перспективу в том смысле, что общество рассматривается как целое, где части идентифицируются и получают значение через свои отношения с целым, Спенсер не изобрел. Такой взгляд представ­лен, например, у Огюста Конта (1798—1857) и Карла Мар­кса (1818—1883), да и вообще структурная перспектива с самого начала доминировала в социологической традиции. Вся история становления науки социологии связана с формированием взгляда на общество как на надындивиду­альную структуру. Именно представление, что социальные единицы являют собой нечто большее, чем сумму индивидов, и что общество живет и движется по своим законам, а не по желаниям отдельных своих членов, было фундамен­тальной основой для притязаний социологии на собственную область познания. В границах этой доминирующей тради­ции базовыми терминами для понятийного аппарата явля­ются “структура” и “функция”.

    Один из авторитетных источников определений — “Сло­варь социальных наук”, в котором Э.В. Эйстер рассматри­вает несколько основных формулировок этого понятия. Спен­сер и многие современные социологи считают социальную структуру “более или менее отчетливой расстановкой (рас­становки могут быть разных типов) специализированных и взаимозависимых институтов и институционально организо­ванных позиций и/или предполагаемых ими деятелей, которые всегда возникают в естественном течении событий, ког­да группы человеческих существ с теми или иными нужда­ми и возможностями взаимодействуют друг с другом (в различных типах и способах взаимодействия) и пытаются совладать с окружающей средой”. Более аналитическое определение Рэймонда Ферса гласит:

    “В обществах, обычно изучаемых антропологами, соци­альная структура может включать решающие или основополагающие отношения, которые возникают сходным обра­зом из классовой системы, основанной на отношениях с зем­лей. Другие аспекты социальной структуры возникают из участия в других видах устойчивых групп, таких как кланы, касты, возрастные группы или тайные общества. Другие существенные отношения опять-таки связаны с положени­ем в системе родства”.1 Большинство дефиниций содержат понятие расстановки положений или статусов. Большинство включает институционализацию и устойчивость групп и отношений.

    Наиболее общим образом социальная структура может быть определена как черты социального целого (общества или группы в пределах общества), которые имеют опреде­ленное постоянство во времени, взаимосвязаны и определя­ют или обусловливают в значительной степени функциони­рование этой целостности как таковой и деятельность ее членов.

    Из этого определения можно вывести несколько идей, со­держащихся в понятии социальной структуры. Понятие со­циальной структуры выражает идею, что люди формируют социальные отношения., которые не произвольны и случайны, но обладают некоторой регулярностью я постоянством. Понятие также относится к наблюдению, что социальная жизнь не аморфна, но дифференцирована на социальные группы, позиции и институты, которые являются взаимоза­висимыми или функционально взаимосвязанными. Эти диф­ференцированные и взаимосвязанные характеристики чело­веческих групп, хотя и образуются социальными действия­ми индивидуумов, не являются прямым следствием их желаний и намерений; напротив, индивидуальные предпоч­тения формируются и ограничиваются социальной средой. Другими словами, понятие социальной структуры подразу­мевает, что люди не полностью свободны и автономны в выборе своих действий, но ограничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношениями, в кото­рые они вступают друг с другом.

    Социальная структура иногда просто определяется как устоявшиеся социальные отношения — регулярные и повто­ряющиеся аспекты взаимодействий между членами данно­го социального целого. Даже на этом описательном уровне понятие социальной структуры является предельно абстрак­тным: в него входят только определенные элементы текущих социальных действий.

    В самом простом определении “социальная структу­ра” — это модель повторяющегося (устойчивого) поведения. Несомненно, гораздо более общепринятым является опре­деление, идущее от социологов ХIХ в., сравнивавших обще­ство с машиной или биологическим организмом: социальная структура понимается как устойчивые, упорядоченные от­ношения между элементами (частями) общества. Здесь воз­никают разногласия в понимании того, что же такое “элемент”. Одни ученые считали элементами группы людей, другие — социальные роли, чаще всего — социальные инсти­туты как организующие, упорядочивающие модели социаль­ного поведения. Функционалисты уточняли, что социальные структуры — это функциональные отношения между соци­альными институтами, которые являются функционально-базовыми предпосылками существования общества.

    Исходя из сказанного можно попытаться интегрировать суждения различных авторов следующим образом. Соци­альная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элемен­тами в социальных системах разного ранга. В качестве эле­ментов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов; базовыми единицами соци­альной структуры являются нормы и ценности.

    Социальная структура есть качественная определенность общества, поэтому изменение первой выражает коренной, качественный сдвиг во втором. Структура социального объекта обеспечивает необходимую устойчивость в функци­онировании взаимосвязанных социальных элементов (т.е. групп и институтов), позволяющих накапливать количе­ственные изменения вплоть до того момента, когда насту­пает историческая необходимость структурных сдвигов в об­ществе. Относительный консерватизм социальной структу­ры выступает как момент динамизма общественных про­цессов в целом.

    Необходимо учитывать особенности складывания и раз­вития социальных структур конкретных обществ как неких целостностей, в рамках которых и происходит воспроизвод­ство материальных средств существования и самого чело­века. В этом смысле данные целостности называются “со­циальными организмами”, поскольку их основной функци­ей является обеспечение вступающим в контакты людям необходимых условий для воспроизводства средств суще­ствования и самовоспроизводства.

    В число таких условий входят: единство территории, единство экономической жизни, общность языка (или наличие языка, служащего, наряду с другими, средством общения), единство социальных норм, стереотипов и ценностей, позво­ляющих группам людей устойчиво взаимодействовать, и т.д.

 

 


Задание 4. Типы легитимности власти по М. Веберу

 

 

    Одна из наиболее распространенных типологий восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с  этой типологией властвование подразделяют на традиционное (сюда относятся вожди племен, монархи и т.п.) –  власть основана на обычае, традиции. Данное властвование характерно для доиндустриального общества. Замена традиционного лидера осуществляется путем выполнения установленных законом бюрократических процедур и соответствующих юридических норм. Однако, таким лидером далеко не всегда является человек по своим характеристикам подходящий для этого поста. Основная же трудность для лидера традиционного типа состоит в необходимости следовать рутине как обязательной норме поведения, почитать все то, что имело место в вековом прошлом. Его возможности влиять на процесс общественного развития весьма ограничены. Сила традиции такова, что лидеры, которые ее нарушают, рискуют лишиться своей легитимности и, вслед за этим, повиновения подданных.

    Рационально-легальное, или бюрократическое – базируется на вере в законность существующего порядка и его “разумность”. Легальный тип властвования характерен для демократических политических систем. Легальное властвование основывается на убеждении в правомерности рационально установленных норм обще­жития, в законности существующего общественного поряд­ка. Иногда данный тип властвования называют бюрократическим, и для этого есть весомые основания. Действительно, во-первых, лидером легального типа можно стать не обязательно в силу выдающихся личностных качеств (хотя при этом всегда необходим определенный уровень компетентности), но посредством выполнения ус­тановленных законом бюрократических процедур. Замена такого лидера также осуществляется путем приведения в действие соответствующих юридических норы. Во-вторых, легальный лидер есть в сущности чиновник, бюрократ в обычном смысле этих слов. Он выступает не как индивид, от котором непосредственно исходит власть, а как испол­нитель определенной государственной функции. Его задачей является наилучшее осуществление не им установленных правил политического поведения и действия.

    Харизматическое властвование основывается на вере в наличие у какого-то человека исключительных качеств: откровений, одаренности, непогрешимости, героизма и т.п., т.е. на “харизме” (боговдохновленности). Данный тип властвования формируется, как правило, в переломные моменты развития общества. Харизматическое властвование особенно характерно для тоталитарных структур. Однако даже здесь лидер должен постоянно доказывать свою харизму и лучшим доказательством является успех его лидерства, достижение поставленных целей. С одной стороны харизматический лидер стремится подняться над партийными и социальными интересами и часто играет роль объединяющего начала всей нации, но с другой стороны харизматический лидер может превращаться в фюрера, полубожественного вождя, чей образ вызывает одновременно страх, любовь и восторг. Подобный лидер требует беспрекословного подчинения своей воли и сам полон внутреннего убеждения, что он один знает способ решения поставленных задач. К тому же после его смерти наступает период, когда остро стоит проблема выявления нового лидера, проблема смены властвующей группы, что нередко приводит к трагическим последствиям.1



1 Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция // Социально-политический журнал. 1995. №6. С. 76-79

2 Эволюция семьи и семейная политика в СССР // Под ред. А.Г. Вишневского. М., 1992. С. 17

1 Соловьев Н. Семья в советском обществе: структура и функции // В сб.: Культура семейных отношений. М., 1985. С. 11

2 Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. С. 31

1 Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 92

2 Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 182

3 Магнитогорский рабочий. 1995. 12 июля

1 Основы политической науки // Под ред. В.П. Пугачева. М., 1993. С. 133-138

1 Цит. по: Социология. Курс лекций: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1999. С. 222

1 Политология: Учебное пособие для студентов вузов // Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 96-101

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!