Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
С древнейших времен человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием.
Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, в том числе и социологии, которая рассматривает различные факторы социализации личности. Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Однако социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марксистской социологии, ролевая теория личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Минтона, Р. Мертона и др.
Личность - это соучастник исторического процесса, один из пяти миллиардов человек, живущих на планете Земля, обладатель самосознания. Сущность каждого конкретного индивида, как личности, составляет совокупность конкретных социальных качеств, которыми он обладает, и социальных отношений, в которые оп включен. Эти связи существуют в ней не зависимо от человека, потому они объективны. Вместе с тем, они реализуются людьми, личностями. Особенностью личности является высоко развитое самосознание; личность контролирует себя и свои поступки.
При рождении человек включается в сферу семейно-бытовых отношений и становится под их влиянием индивидом. По мере взросления, связи его с внешним миром расширяются, он приобщается через систему образования ко многим культурным ценностям. И, наконец, получив соответствующее образование, человек включается в основные сферы жизнедеятельности общества - производственно-экономическую, социальную, политическую и духовную, обретая возможность стать личностью.
Деятельность - основной путь и единственный способ стать личностью. Своей деятельностью человек продолжает себя в других людях. Произведенный предмет - это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой - средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, так как этот предмет предназначен для других людей.
Человек выступает как полноценная личность, если его деятельность в достаточной степени соответствует содержанию и целям деятельности, объединяющим его с другими людьми, что в конечном счете, отвечает и общественным интересам. В социальном общении личность складывается под влиянием многообразных отношений, которые возникают между людьми. Это двухсторонний процесс. С одной стороны, происходит усвоение человеком социальных норм и опыта вхождения в социальную среду, в систему общественных отношений, а с другой, - процесс воспроизводства общественных связей за счет активной деятельности человека. В “технологии” этого общения заключается существенная роль социализации личности.
Личность, если она действительно является личностью, не является пассивным слепком среды. Люди не выбирают среду по собственному усмотрению. Она - продукт деятельности, как современного, так и всех предшествующих поколений. Однако личность – всегда выше обстоятельств.
Во взаимодействии с другими людьми происходит как общение, так и внутреннее обособление человека, противопоставление своего “Я” другим. Субъективные представления человека о себе самом в психологии получили название образа “Я” или “Я-образа”. Пробуждаясь в человеке, его “Я” помогает ему стать личностью во всем ее многообразии. “Я-образ” включает в себя три составляющие. Во-первых, это познавательный компонент - представление о своих способностях, внешности, физической силе, социальной значимости. во-вторых, - это переживания, самоуважение, себялюбие и т.д. В-третьих, - это оценочно-волевой компонент - стремление быть понятым, желание завоевать симпатии, уважение, повысить свой социальный статус или желание остаться незамеченным, держаться в тени, Психологи утверждают, что у человека есть множество сменяющих друг друга “Я-образов”, попеременно выступающих на передний план самосознания.
Индивидуальность как дальнейшее развитие личности, выступает ее существенной характеристикой поскольку она отражает уникальный способ ее бытия, особенности ее поведения, профессиональной деятельности и т.п. Важно отметить, что качества личности формируются в первую очередь социально-экономическими условиями и культурными традициями. При этом собственно биологические особенности человека как бы отступают на
второй план. Индивидуальность - это и самобытность чувств, и особенности характера, и оригинальность мышления. Индивидуальность личности, ее конкретное содержание обусловлена как той или иной эпохой, так и саморазвитием человека. Индивидуально-психологические и социально-психологические качества личности образуют основу наращивания других социально-значимых качеств - политических и экономических, философских и правовых, этических и эстетических. Современные философы утверждают, что человеком рождаются, индивид воспитывается, а личностью - становятся. Ответственность за то, какой личностью стал человек, лежит прежде всего на нем самом.
Индивид проходит в жизни через три хронологические стадии социального вызревания личности: от трех до двенадцати, от двенадцати до семнадцати, и от восемнадцати лет и старше. Личность проявляет себя также в трех “пространствах” существования: в самом индивиде, в межличностных отношениях, и в других людях. Эти “пространства” существует не изолированно, а образуют единое “пространство”.
Становление личности продолжается на протяжении всей жизни человека. Социализация личности - это процесс ее вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения конкретных социальных ролей и функций, определения собственных идеалов, интересов и потребностей, а также путем реализации своих жизненных планов и достижения целей. Закономерностью социального развития личности является соразмерность этого процесса с природным развитием человека. Самоутверждение человека заключает в себе два аспекта. Прежде всего, субъект пытается вызвать у себя и других определенное ценностное отношение к себе, в наше же время сделать себя в действительности таковым, каким он считает нужным быть. А нужно быть самостью. “Самость” - это некая независимость личности от внешнего мира. Не случайно целый ряд соответствующих понятий начинается с “само” (самостоятельность, самоконтроль, самосознание, самовоспитание, самообразование).
Огромное значение наряду с другими факторами формирующими личность имеет процесс социализации. “Социализация – процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе”.1 Социализация личности происходит тогда, когда она имеет дело с огромным количеством обстоятельств, оказывающих то или иное влияние на нее, и требующих от нее определенного поведения и определенной активности. Эти обстоятельства можно обозначить как факторы социализации, которые и создают социальную среду, формирующую личность. В широком смысле социальная среда (макросреда) охватывает общество в целом, как совокупность общественных отношений, общественного сознания, культуры. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное социальное окружение - семью, дом, микрорайон, трудовой коллектив, круг друзей и т.д.
В первую очередь можно выделить “общество”, “общественные отношения” как факторы социализации личности, которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах. Таким образом, социальное поведение личности в конечном счете определяется тем миром и обществом, в которых она формируется: экономическими, социально-политическими, культурными условиями, т.е. средой в широком смысле. Общественная среда как совокупность природных и социальных условий, в которых протекают развитие и деятельность человеческого общества, выступает
по отношению к личности как необходимое условие ее становления и развития, определяющее характер жизнедеятельности личности. В процессе приобретения и усвоения социального опыта человечества личность включается в процесс общения и отношений с окружающими людьми, явлениями, вещами, развивает определенную социальную деятельность.
Общество - понятие в основном политико-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, сословия, профессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. Общество представляет собой целостный организм со своей экономической и социальной структурами, идеологией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей. В каждом обществе объективно складываются специфические условия для социализации человека на каждом возрастном этапе. Эти условия определяются уровнем экономического, социально-политического и культурного развития общества.
В ходе экономического развития, в первую очередь технического прогресса возникает притяжение ставшей избыточной рабочей силы из сходящих со сцены отраслей и регионов в новые сферы и регионы приложения труда. В частности, этот процесс коснулся сельского хозяйства, где удельный вес работников упал до минимума. Например, в США число занятых в сельском хозяйстве в 1970 г. составило 3463 тыс. человек, а 1987 г.-3208 тыс. человек, при этом производство сельскохозяйственной продукции за этот же период выросло на 30,9%. Резко увеличилась доля наемных работников занятых умственным трудом. Внедрение в производство и сферу услуг компьютеров, рост наукоемкости производства потребовали увеличение сроков общей и специальной подготовки работника. Хотя все имеет обратную сторону. Академик В. Коптюг справедливо заметил, “что благодаря компьютерам началось движение от общества к индивидууму. На Западе понимают, как это страшно, когда идет индивидуализация: каждый старается не поделиться знаниями с другим. Они очень опасаются конкуренции и вообще не привыкли работать “кучей”. Раньше было общение, а сейчас есть компьютер. Можно не ходить в библиотеку, не ездить на конференцию. Компьютеризация страшно ускоряет темп жизни. А как без общения? Ученый без общения - это не ученый”.1
В 1970 г. в США только один из каждых семи занятых обладал дипломом о 12-летнем образовании, в 1983 г. такое свидетельство имелось у каждого четвертого. Значительный прилив работников наемного труда наблюдается сегодня в сфере услуг и всей системе духовного производства (в образовании, науке, информации, физкультуре, массовом отдыхе, туризме и т.д.) Например, в Северной Америке, Западной Европе, Японии удельный вес занятых вне сферы материального производства в начале 90-х годов достиг двух третей активного населения, а в США индустрия досуга в 1993г. создала 200 тыс. новых рабочих мест, что составило 12% от общего числа всех новых занятых в стране в этот период. Это больше, чем даже в системе здравоохранения, которая традиционно была главным создателем рабочих мест.2
В обществе создаются условия для социализации человека, специфические не только в зависимости от уровня его экономического развития, но и в связи с особенностями его со социально-профессиональной структуры. Чем более дифференцирована эта структура, тем более дифференцированы условия социализации на различных возрастных этапах. Благоприятность и позитивная эффективность влияния этих условий связаны во многом с тем, насколько развита в том или ином обществе так называемая вертикальная социальная мобильность. Вертикальная социальная мобильность определяется теми возможностями, которые имеют члены общества для перехода из одного социально-профессионального слоя в другие, более высокие по социальному статусу. Переход становится реальным благодаря повышению своего образовательного и профессионального уровня, а также проявлению инициативы и реализации каждым личностных ресурсов.
В связи с этим в социальной структуре можно выделить ряд социальных слоев (страт), в том числе так называемый “средний класс”, который играет значительную роль в обществе. Его социальная база формируется в первую очередь за счет представителей интеллигенции (врачей, юристов, преподавателей и т.д.), служащих, высококвалифицированных рабочих, мелких и средних предпринимателей. Средний класс не только многочисленен, но и неоднороден. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше количественно средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрение граждан, избегая при этом крайностей, присущим противоположным силам. Наличие мощного среднего пласта в социальной структуре многих современных стран мира позволяет им сохранять устойчивость, несмотря на эпизодическое нарастание напряженности среди беднейших слоев. И наоборот, размывание среднего слоя, возможное в периоды экономических кризисов, чревато для общества серьезными потрясениями. Обнищание основной массы населения в условиях либерализации цен и падения производства в России в 90-е годы резко нарушило социальное равновесие в обществе, привело к выдвижению на первый план требований люмпенской, маргинальной части населения, которая, как показывает исторический опыт, которая несет в себе большой разрушительный заряд, направленный в основном на перераспределение, а не на созидание национального богатства. Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на “окраинах”, на “обочинах” или попросту - за рамками характерных для общества основных социальных структурных подразделений. Маргиналы - это те кто сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым. Впервые понятие “маргиналы” было введено американскими социологами, которые изучали в 1920-х гг. социокультурную ситуацию на Гавайях. Маргинальная ситуация всегда бывает напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных форм протеста. Но она же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Сегодняшняя ситуация в мире (урбанизация, массовые миграции, интеграционные процессы, возрастания влияния на население средств массовой информации) приводит к тому, что маргинальный статус стал не столько исключением, сколько нормой существования миллионов людей. Особое значение имеет проблема маргиналов в нашей стране. Учитывая исторический опыт предшествующих десятилетий можно сказать, что советское, а сегодня российское общество всегда тяготело именно к маргинализации отношений, и в конечном итоге к нестабильности и хаосу в политической и общественной жизни, что наглядно доказали события 90-х годов.1
Каждая страта и отдельные группы внутри них имеют специфические ценностные ориентации, стиль жизни, интересы, которые, безусловно, специфически влияют на социализацию детей, подростков, юношей, взрослых и стариков. Кроме того, ценности и образ жизни тех или иных (в том числе и криминальных) страт могут становиться для людей, к ним не принадлежащих, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности той страты, к которой они принадлежат.
Находясь в отдельных группах, в стратах, в обществе человек занимает определенное положение в соответствии с различными факторами (возрастом, полом, профессией и т.д.). Ученые называют это положение - социальным статусом (от лат. - состояние дел, положение). В статусе фиксируется тот набор конкретных действий, который должен выполнять человек в данной социальной среде и тех условий, действий, которые должны быть ему предоставлены для осуществления своей деятельности. Особую роль играют генеральные ( всеобщие) статусы. Первый - статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус - статус члена данного общества, государства. Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности. Статус можно обрести с рождения. Это национальность (русский, казах, башкир), место рождения (москвич, магнитогорец). Подобные статусы называют предписанными. Другие статусы мы приобретаем, достигаем, т.е. это статусы приобретенные, достигнутые. Это статус учителя или футболиста, пианиста или жены. Статусы могут быть формализованными или неформализованными, в зависимости от того, в какой социальной среде выполняется та или иная функция (статус лидера компании близких товарищей - статус директора завода). Степень важности статусов может различна: например, в зависимости от того живет человек в провинции или в столице, работает он чернорабочим или является управляющим крупной коммерческой фирмы. Однако эта степень может меняться. Так, главными для индивида являются статусы, связанные с имущественным положением, профессией, этническими признаками и т.д. Но эти статусы могут быть малозначительными в условиях неформальной компании друзей, здесь будет важнее лидерство. Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии, в особенности молодежи. Статус оказывает немалое влияние на восприятие человека со стороны окружающих. Если представить, что перед нами стоит небрежно, неаккуратно одетый человек средних лет и если нам скажут, что это известный ученый - мы его небрежность объясните занятостью, углубленностью в исследования. Если же его представят как рядового инженера, то этот “романтический” аргумент наверняка будет сменен на более жесткий.
Личность как субъект социальных отношений характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (от лат. dispositio расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В.А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие - поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.
1 Социологический энциклопедический словарь // Под ред. Г.В. Осипов. – М., 1998. С. 328
1 Аргументы и факты. – 1997. - № 4
2 Эхо планеты. – 1994. - № 13. С. 14
1 Фарж А. Маргиналы // 50/50: Опыт словаря нового мышления // Под ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева. – М., 1989. С. 143-149
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!