Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Социология»»

/ Общая социология
Конспект, 

Оглавление

 

Тема 20. Социальные движения

 

Роль таких личностей без сомнений огромна. Можно, однако, утверждать, что каждый человек оказывает свое влияние на общественно-политическую ситуацию и ответствен за нее. Истоки этого влияния коренятся в личностных особенностях, проявляющихся в социальных действиях.   Под социальным действием понимается не всякое действие, а лишь то, которому присущи осознанность целей и условий их реализации, взаимосвязь с действиями других людей, учет их интересов и потребностей, самооценка своих действий и ориентация на оценки своего поведения окружающими. Поэтому социальное действие неотделимо от взаимосвязи людей в обществе, является его важнейшей формой. «Человечество – одно дыхание, одно живое теплое существо, – писал А. Платонов. – Больно одному – больно всем. Умирает один – умирают все». Каждый человек действует сообразно своему индивидуальному набору ценностных ориентаций. Один стремится властвовать, другой – подчиняться деспоту, один стремится к успеху и престижу, другой вынашивает аскетические идеалы, отмечает современный американский философ Э. Фромм. Он называет два основных способа человеческого существования: обладание и бытие и подчеркивает разрушительные последствия принципа обладания в жизни личности и общества. Существенное значение имеет и то, в какой мере действия личности отвечают потребностям общества, как они соотносятся с интересами других людей.  Влияние личности на исторический процесс пропорционально социальной значимости его личностной роли. Безусловно, неравносильными при прочих равных условиях являются влияние лидера общественно-политического движения или крупного государственного деятеля, с одной стороны, и рядового функционера – с другой. Но нельзя не учитывать и то, как поведет себя человек в конкретной исторической ситуации, какой он сделает выбор, какие способности станет развивать. Все это зависит от его свободного выбора. А этот выбор определит и его влияние на его ближайшее окружение и в конечном счете на общество в целом. Разница в функциях, роде деятельности определит силу этого воздействия, а моральные качества – его позитивную или негативную направленность.   Имеют значение и волевые качества и способности личности. Раздвоенность и нерешительность, страх и мстительность, чувство своей несчастности или неполноценности, обида и дурное настроение – все эти волевые качества роковым образом сказываются на социальных действиях личности, ее роли в историческом процессе.  Аналогичным образом сказываются и способности личности. Бердяев писал: «Человек создан Творцом гениальным (не непременно гением), и гениальность должен раскрыть в себе творческой активностью, победить все лично-эгоистическое и лично-самолюбивое, всякий страх собственной гибели и всякую оглядку на других». Массовое сознание зачастую наделяет выдающихся политических или военных деятелей чрезвычайными качествами – интеллектом, волей, способностями, знаниями, талантом и даже гениальностью. И это не случайно. Роль коррелируется с личностными качествами, но далеко не всегда. Бывает так, что на поверхность исторических событий всплывает посредственный и смешной персонаж, которому, по выражению Маркса, предстоит играть роль героя. Несоответствие между притязаниями личности и ее возможностями чаще всего выражается в авторитарном поведении, в стремлении подчинить себе всех и вся, используя для этого любые средства. Отличительные особенности разума, воли, переживаний индивида проявляются в зависимости от ценностных ориентаций личности. Именно ценности как представления об идеале, желаемом, нормативно одобряемом опосредуют свободный выбор человека. Роль личности в истории может быть и незначительной, и огромной. Г.В. Плеханов писал: «Великий человек...герой. Не в том смысле, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода. В этом – все его значение, в этом – вся его сила. Но это – колоссальное значение, страшная сила».

          Как писал французский историк А. Токвиль времена для плохого режима наступают тогда, когда он предпринимает попытки исправиться. Реформирование, тем более радикальное, – опасный социальный и политический процесс. Так, реформы 60-70-х годов в России дестабилизировали многовековой уклад, нарушили жизненный баланс многих слоев и групп населения, активизировали и стимулировали новые общественные силы – буржуазию и пролетариат с их идеями либерализма и революций. Пусть и не в равной степени, но обе силы противостояли консервативной идеологии самодержавия, царизма, столетиями внедрявшейся в сознание людей. Наибольшую опасность для государства и общества представляли растущие пролетаризация и люмпенизация в основном крестьянского населения. Крепостные крестьяне обретали свободу. Но свобода без собственности и духовной культуры – страшная социальная язва. Значит ли это, что «царь-освободитель» совершил ошибку? Конечно, нет. Оставлять Россию в том положении, в каком Александр II унаследовал ее от долгого царствования Николая I, было невозможно. Перемены жестко диктовались жизненной необходимостью. И значение их было несомненно велико. Отмена крепостного права навсегда покончила с крепостным рабством. Бывшие крепостные, получив определенные личные и имущественные права, стали новыми гражданами России. В политической и социальной ситуации, сложившейся в пореформенное время, по-новому стал вопрос о представительных, конституционных формах правления, движения к правовому государству. Поэтому политические реформы 1860-1870-х годов стали достойным продолжением крупнейшей реформы века – отмены крепостного права. Создание современных органов самоуправления, европейского судоустройства и судопроизводства, введение всеобщей воинской повинности, изменения в области образования и печати, комплексность разработки и осуществления всех этих реформ свидетельствовали об огромном преобразовательном потенциале, направленном на мирное развитие общества и государства. Однако сложное взаимодействие и переплетение либеральных и охранительных начал в государственной политике определило противоречивый характер преобразований эпохи Александра II. Но даже несовершенные реформы были более приемлемы, чем крестьянская революция, к которой звали Россию представители радикального движения второй половины 19 века. Революция – это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований. Революция – весьма широко распространенный в истории вид политического процесса, в ходе которого применяются меры принудительного характера, вызывающие сопротивление со стороны противостоящих социальных сил, что делает практически неизбежным значительную роль насилия в революционном процессе. Хотя здесь нужно заметить, что даже большевистские лидеры, не всегда (хотя бы на словах) придерживались тактики насильственных действий. «Есть условия, – отмечал В.И. Ленин, – при которых насилие необходимо и полезно, и есть условия, при которых насилие не может дать никаких результатов». Революция всегда возникает из затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса, на его пике, когда наступает хаос. Сторонники такого вида социальных преобразований рассматривают ее как необходимый выход из катастрофы, угрожающей обществу. Как показывает исторический опыт, к революции приводят глубокие непреодолимые социальные антагонизмы, эгоистическая и недальновидная политика правящих элит, оттягивающих проведение назревших преобразований и т.д. Поэтому «революция – самый жестокий, самый кровавый, но зачастую и самый закономерный, а порой единственно возможный способ борьбы с социальной несправедливостью, с угнетением и подавлением человека». Историческая практика свидетельствует, что революции сопровождаются интенсивной борьбой вне и внутри революционного лагеря по доктринальным, программным вопросам намечаемых преобразований, разного рода расколами, подавлением прямых противников, а также отступников от революционного курса. Нередко они носят весьма ожесточенный и кровавый характер. Длительное время считалось, что революция может быть совершена только в результате насильственного переворота: вооруженного восстания или гражданской войны. Однако историй дала образцы качественных преобразований в обществе, достигнутых мирным эволюционным путем, осуществленных поэтапно, постепенно, в течение длительного времени. Это дает возможность учесть многообразные объективные связи и тенденций, осуществить тактический маневр, обеспечить поддержку перемен со стороны большинства людей. Тем не менее в большинстве случаев совершалась революция, которая приводила к установлению революционной диктатуры. «Диалектика революционной диктатуры – диалектика компенсации. Эта диктатура – оружие слабых. С учетом принципа «инверсии статусов» государство диктатуры пролетариата неизбежно должно стать тоталитарным – осуществляющим невиданное в истории, всеобщее и перманентное насилие. Ибо его задача и состоит в том, чтобы перевернуть исконный, тысячелетия существующий «естественный» порядок вещей, при котором сильные и деятельные преобладают над слабыми и «нищими духом». (Речь о «слабых» и «сильных» не столько в социологическом, сколько в «антропологическом» смысле: сильные – это те, кто при нормальном ходе вещей всегда будут выигрывать, а слабые – это те, кто при соблюдении «правил игры», укоренившихся в гражданском обществе, обречены проигрывать)».  Начавшееся в последние годы освобождение сознания и духа открыло возможность взглянуть на историю и сегодняшнее бытие нашего народа без идеологических шор и по-новому осмыслить такую фундаментальную проблему, как революция и реформа. Оказалось, что ХХ век, особенно его вторая половина, дал богатейший материал для размышлений над хитростями и загадками истории и для избавления от иллюзий и самообмана. Раньше всего рухнула под натиском фактов абсолютизация революций как чуть ли не единственной формы социального прогресса. Выявилось, что проблема их цены и исторической результативности – одна из самых сложных для правильной оценки революционных скачков. Больше того, поставлен вопрос и о том, что некоторые революции могут привести общество к инволюции, то есть попятному движению.   С другой стороны, реформа, по пути которой пошли многие народы Запада, показала свои преимущества. Во-первых, в отличие от революции с их бурным разрушительным пафосом эволюционная форма дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, реформа, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. В конечном счете, как показал исторический опыт, реформа способна обеспечивать и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму.

          Понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты и т.п., которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями.

Существует множество типов общественно-политических движений:

– с точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;

– по идеологической основе – либерально-демократические, консервативные, социалистические;

– по национальному признаку – национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;

– по демографическому признаку – молодежные, студенческие и др.;

–по степени организации – стихийные, разрозненные, слабоорганизованные, высокоорганизованные;

– по масштабам – международные, региональные, в стране, штате, республике;

– по методам и способам действия – легальные, нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Сегодня в России возникла проблема молодежного экстремизма. По сравнению с взрослым, молодежный политический экстремизм имеет некоторые существенные отличия. В основном он является производным от взрослого и поэтому менее организован, стихиен, за редким исключением, неглубок идеологически. Молодые экстремисты менее склонны к компромиссам в какой бы то ни было форме. В то время как подавляющая часть взрослых политических экстремистов, при наступлении критических условий, может, отчасти, изменять свою политическую позицию и договариваться с более сильным противником. Как правило, молодые экстремисты еще не имеют достаточного опыта для «полноценного» проведения своих акций. Многие экстремистские акции, проводимые молодежью, оказываются на редкость неэффективными и безрезультатными. Но сами по себе действия молодых экстремистов более активны, жестоки и резки, чем у старших и более опытных. Отчасти это можно объяснить тем, что в силу своего возраста молодежь менее, чем взрослые, склонна бояться тюрьмы и смерти, физических травм, поэтому она готова на самые рискованные действия и операции. Многих из молодых экстремистов, оказывается, невозможно преследовать по закону (за их экстремистские действия) по причине их малолетнего возраста, или же их можно наказать только за совершение тяжких преступлений. Обычно молодые экстремисты склонны группироваться вокруг какой-нибудь «солидной» экстремистской организации или объединения. Причем сначала молодой человек, пришедший в организацию такого рода, может и не являться экстремистом, он становится им постепенно, посредством участия в деятельности этой организации и постепенного усваивания ее идеологии. Иногда может происходить так называемое «самозарождение» молодежного экстремизма, когда относительно крупные политизированные молодежные группировки экстремистского толка возникают без участия взрослых экстремистов. Самым ярким примером самозарождения молодежных экстремистских группировок может служить возникновение молодежных организаций «скинхедов», российских бритоголовых – молодых расистов неонацистского толка. По активности и массовости движение российских бритоголовых занимает лидирующее место среди неорганизованных групп экстремистски настроенной молодежи. В случае самозарождения молодежного экстремизма главным фактором его возникновения становится существование хорошо разработанной идеологии, носящей привлекательный  для молодежи характер.

 


Тема 21. Актуальные проблемы развития современного российского общества (социологический аспект)

 

В г. Магнитогорске Управлением образования Администрации города в 2000–2002 гг. в рамках проекта «Динамика ценностных ориентаций молодежи г. Магнитогорска» было проведено исследование социальных проблем магнитогорской молодежи, включающееся в себя изучение как ориентаций, так и действительных жизненных путей, как устремлений, так и реальных возможностей молодежи. Данное исследование было посвящено анализу следующих ключевых вопросов относительно молодежи г. Магнитогорска: особенности ценностных ориентаций молодежи и решение ею основных социальных проблем.

В ценностном мире каждого человека существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность и ряд других. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, так как исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы. В ходе исследования была поставлена задача выяснить, какими ценностями руководствуются в жизни респонденты, ради чего они живут, к какому типу поколений себя относят. Именно так был сформулирован один из вопросов. Подавляющее большинство опрошенных – 78,4%, назвали себя представителями поколения надежд. 21,6% респондентов считают себя представителями «потерянного поколения».

Респондентам в г. Магнитогорске был задан вопрос: «Сейчас бросается в глаза имущественное неравенство. Как Вы относитесь к этому явлению?» Ответы в табл. 1.

Таблица 1

Отношение к имущественному неравенству (в % от числа опрошенных)

 

Мнения

Опрос 2000 г.

Опрос 2001 г.

1

Это вполне нормально, так как люди разные

16,3

18,3

2

Государство должно смягчить имущественное неравенство

28,9

29,3

3

Неравенство оправдано только тогда, когда соответствует понятиям о равных возможностях для всех, кто вступает в самостоятельную жизнь

39,8

31,9

4

Я за относительное неравенство

9,3

7,7

5

Определенного понятия пока не сложилось

5,8

12,8

 

 

На вопрос: «Согласны ли Вы с мнением, что молодежь лучше приспособилась к условиям российской действительности, чем представители старших поколений, исключая пенсионеров?» были получены в 2000 г. следующие ответы: скорее да – 76,1%, скорее нет – 9,2, затрудняюсь ответить – 14,7%. Оценивают свое материальное положение как бедственное – 10,8%, с трудом сводят концы с концами – 31,5%. Доход обеспечивает нормальную жизнь, правда, без особых излишеств – 52,9%. Сказали: я вполне состоятельный человек – 4,8%.

В последние годы в России появились многие возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей г. Магнитогорска эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего. Безработица воспринимается многими не как угроза существованию, а как резерв времени для поиска новых стратегий. Множество людей находят точку приложения своих сил в сфере «теневой экономики», так как есть возможность получать большие прибыли. «Большие прибыли» в сфере «теневой экономики» оборачиваются для многих не только утратой чести и достоинства, но и потерей жизни.

Сегодня образование стало фактором укрепления социального неравенства. Дети «власть имущих» и богатых имеют возможность попасть в узкую группу, которая в будущем получит доступ к рычагам власти в экономике и политике.

В анкету 2000 г. был включен вопрос: «Современная жизнь трудна и жестока. А потому, как Вы относитесь к возможной перспективе работы в криминальных группировках?» Ответили: это для меня неприемлемо – 66,5%, если жизнь прижмет, можно временно этим заняться – 21,7, сегодня это вполне нормальный способ заработать деньги – 10,4%. Что касается возможности заняться проституцией, опрошенные девушки заявили: это для меня неприемлемо – 83,9%, если жизнь прижмет, можно временно этим заняться – 11,8, сегодня это вполне нормальный способ зарабатывать деньги – 4,3%.

Несколько лет назад кто-то из журналистов пустил «утку», подхваченную средствами массовой информации, что по опросам старшеклассниц рейтинг профессии проститутки якобы выше дипломата и т.д. В ходе опроса учащейся молодежи г. Магнитогорска попросили назвать наиболее престижные профессии. Ни одна девушка не вспомнила о профессии проститутки. Первые пять мест заняли: юрист – 51,8%, врач – 33,3, экономист –30,2, предприниматель – 28,0, педагог, социальный работник – 11%. На вопрос: «Как Вы думаете, почему в России появляется все больше и больше бедных людей?» респонденты дали следующие ответы (табл. 2.).

Таблица 2

Оценка причин бедности (% от числа опрошенных)

 

Мнения

Опрос 2000 г.

Опрос 2001 г.

1

Сегодня у них объективно нет возможности жить лучше

59,2

55,8

2

У них нет силы воли и они ленивы

14,0

19,5

3

Они не избавились от старой идеологии

16,9

17,4

4

Они не умеют воровать

6,8

14,2

5

Им не везет

3,1

3,8

 

 

Отвечая на вопрос: «Если Вы не совершаете правонарушения, то по каким причинам?» (2000 г.), указали собственные моральные устои – 73,3%, лишь 10% назвали страх перед последующим наказанием. Кроме того, 10,7% сослались на влияние общественного мнения и 6% назвали другие причины. В то же время 42,8% респондентов признались, что им приходилось в жизни совершать действия, которые объективно являются противозаконными.

Таким образом, у подавляющего большинства молодого поколения г. Магнитогорска (70%) есть главная цель жизни. Нет ее только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные на рис. 1.

Как видно, для современной молодежи г. Магнитогорска свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

А каким образом молодые люди оценивают свои возможности реально, практически добиваться целей в различных сферах жизни? Ответы на данный, уже закрытый вопрос приводятся в табл. 3.

Молодое поколение высоко оценивает свои возможности в том. чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес и т.п.

Важно подчеркнуть, что у «благополучной» и «неблагополучной» молодежи г. Магнитогорска представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди «благополучных» считают, что они уже стали богатыми 11,7% и еще 63,2% считают, что добьются этого. В то же время среди «неблагополучных» число тех, кто рассчитывает разбогатеть, всего 25,7%, а большинство (52,3%) уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные (22,0%) считают, что богатство им не нужно.

Таблица 3

К чему стремится и чего уже добилась в жизни молодежь, %

 

Сферы достижения успехов

Уже добились

Пока не добились, но считают, что им это по силам

Хотели бы, но вряд ли смогут добиться этого

В их жизненных планах этого не было

Итого

Получить хорошее образование

33,4

48,2

11,4

7,0

100

Получить престижную работу

15,5

59,5

19,4

5,6

100

Создать прочную, счастливую семью

27,8

59,5

6,9

5,4

100

Создать собственный бизнес

5,9

28,3

26,3

39,5

100

Стать богатым человеком

5,0

40,4

37,8

19,8

100

Заниматься любимым делом

27,7

55,6

13,2

3,5

100

Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей

1,6

13,3

11,4

73,7

100

Побывать в разных странах мира

7,6

49,4

34,5

8,5

100

 

 

Выявлена также некоторая преемственность ценностных систем поколений «отцов» и детей». Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий. Рассмотрим данные табл. 4, которые весьма красноречиво отражают выбор альтернативных ценностных ориентации молодежи.

Как видим, базовые ценности молодежи ориентированы в большей степени на интересную работу, чем на заработок. Молодежь также в большинстве своем предпочитает свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели «непотребительского» плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.).

Таблица 4

Основные ценностные ориентации молодежи, %

 

63,9

Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от меня

35,1

От меня мало что зависит – важно какая экономическая ситуация будет в стране

49,4

Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс

50,6

В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру

53,9

Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно – это справедливо

46,1

Надо проявлять гуманность, те кто материально преуспел – должны помогать и заботится о тех, кто не преуспел

59,0

Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни

41,0

Главное в работе – это столько, сколько за нее платят

32,4

Надо стремится иметь любые доходы, независимого от того, как они получены

67,6

Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем

70,5

Свобода – то, без чего жизнь человека теряет смысл

29,5

Главное в жизни – материальное благополучие, а свобода второстепенна

60,7

Выделятся среди других и быть яркой индивидуальность лучше, чем жить, как все

39,3

Жить, как все, лучше, чем выделяться среди других

43,8

Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, надо драться за свое место в нем и переступить через некоторые нормы морали

56,2

Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы

 

 

Если среди «благополучных» молодых магнитогорцев 84,3% были убеждены в том, что их материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от них самих, то среди «неблагополучных» – только 49,6%. Соответственно, две трети «благополучных» молодых россиян были убеждены, что материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно – и это справедливо (рис. 2).

Наконец, как показывают статистика, большинство молодых россиян убеждено, что лучше не достичь материального благополучия и не сделать карьеры, чем перешагнуть ради этого через свою совесть и мораль. Но все же 43,8% из них, т.е. почти половина, готовы драться за свое место в жизни и переступить ради своего благополучия через моральные нормы.

Убеждение в том, что можно иметь только «честные» доходы, а не любые, разделили две трети молодых магнитогорцев. Вместе с тем то, что каждый третий представитель магнитогорской молодежи убежден в том, что хороши любые доходы, независимо от того, как они получены – факт очень тревожный.

Обращает на себя внимание и правовой нигилизм молодежи. Достаточно отметить, что только каждый десятый представитель готов безоговорочно подчиняться требованиям закона. Основная же масса готовы это делать только при одном условии – что закон един для всех, и представители власти будут следовать нормам закона так же, как и все остальные граждане.

         В условиях развития многопартийной системы в России появилась не только возможность, но и необходимость принятия соответствующего законодательства. Впервые за всю советскую историю был принят Закон СССР «Об общественных объединениях» от 9 октября 1990 г. В нем давалось определение общественного объединения, устанавливались порядок создания, регистрации, цели, принципы деятельности, права и основания ликвидации объединении.  В Российской Федерации было принято постановление Верховного Совета РСФСР «О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе» от 18 декабря 1991 г. В нем закреплялось положение о том, что законодательство СССР об общественных объединениях (в том числе о политических партиях, профессиональных союзах и других) применяется в Российской Федерации постольку, поскольку оно не противоречит законодательству Российской Федерации и общепринятым нормам международного права.  На основе действующего на территории Российской Федерации законодательства и практики его применения приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 сентября 1994 г. были утверждены «Правила регистрации уставов политических партий и иных общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации». 14 апреля 1995 г. Государственной думой принят Федеральный Закон «Об общественных объединениях». В соответствии с ним названный выше Закон СССР был признан недействующим, за исключением статей 6, 9 (в части положений, касающихся политических партий), а постановление Верховного Совета от 18 декабря 1991 г. утратило силу.    Особое место среди общественных объединений занимают политические партии. Целью их создания является политическая деятельность, они участвуют в избирательных кампаниях, вовлечены непосредственно в решение государственных проблем. В настоящее время политические партии действуют на основе закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. Закрепленные за политической партией права обеспечивают широкие возможности для осуществления ее уставных задач. Она, в частности, вправе свободно распространять информацию о своей деятельности, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность. Политическим партиям обеспечиваются возможности участия в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством. Они могут выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Однако, многие характеристики становления многопартийности воспринимаются исследователями неоднозначно: наряду с оптимистическими оценками повышения роли партий в российской политике существуют и тревожные констатации относительно их возможности влиять на правительственные решения, на цивилизованные формы интеграции социума. Сохраняется неопределенное множество общественных объединений, организаций, претендующих на партийный статус, который по западным эталонам могут иметь не многие. В 90-е годы в Российской Федерации официально были зарегистрированы более 100 политических партий федерального и межрегионального уровня и лишь некоторые из них представлены в различных властных структурах, стремятся участвовать в процессе принятия политических решений. 

         Распад СССР вылился для Российской Федераций в огромные геополитические потери и существенно ухудшил возможности ее взаимодействия с мировым хозяйством. Россия оказалась далеко отодвинутой на северо-восток (если исходить из границ бывшего СССР) в глубь Евразийского материка. Стал более отчетливо проявляться континентальный характер России, несмотря на то что она омывается тремя из четырех мировых океанов – Атлантическим, Северным Ледовитым и Тихим. Россия лишилась половины морских портов, при этом особенно значительными оказались потери по незамерзающим портам. В настоящее время железнодорожные, автомобильные магистрали, трубопроводы России на запад и юг и авиатрассы в воздушном пространстве проходят по территории иностранных государств, что существенно ухудшает экономическую ситуацию для Российской Федерации. Учитывая то обстоятельство, что около 70% территории России располагается в зонах с суровыми климатическими условиями и только 35% российских сельскохозяйственных угодий получают достаточно солнечного тепла для вызревания зерновых культур, выявилась достаточно слабая обеспеченность страны продовольствием из-за резкого снижения урожайности и валового сбора зерна в 1991–1996 гг. Российская Федерация унаследовала от СССР около 60% его экономического потенциала. Однако в результате продолжительного недоинвестирования в последующие годы важнейшая часть этого потенциала – основные производственные фонды (особенно их активная часть – машины и оборудование) – продолжали изнашиваться, не обновлялись. В результате к 2000 г. около 70% основных фондов имели срок службы 20 лет и более, т.е. фактически нуждаются в немедленной замене. Российская Федерация унаследовала и примерно 70% внешнеэкономических связей СССР. Однако следует отметить, что еще в составе СССР в 1986–1991 гг. внешнеторговый оборот РФ сократился почти вдвое, и эта тенденция падения сохранялась и в последующие годы. Переломным в этом отношении стал 1994 г. В 1994 г. объем российской внешней торговли по сравнению с 1993 г. увеличился на 52% (с 92,0 млрд. долл. в 1993 г. до 141,3 млрд. долл. в 1994 г.). Внешнеторговый оборот России продолжал расти и во второй половине 90-х гг.  Положительные сдвиги за указанный период были достигнуты в наиболее трудной части внешней торговли – в области экспорта в страны дальнего зарубежья. Его объем в 1999 г. по сравнению с предшествующим годом вырос на 25% и составил 65,5 млрд. долл. Внешнеторговый оборот страны в течение этого года, по оценке, составил 148,0 млрд. долл. против 141,3 млрд. долл. в 1995 г. (рост на 4,7%), экспорт – 88 млрд. долл. (рост на 8,7%), импорт – 60 млрд. долл. (снижение на 0,7%). В основе развития внешнеэкономических связей в течение второй половины 90-х гг. лежит ряд специфических внутренних и внешних факторов. Среди внутренних центральное место занимает снижение спроса как на инвестиционные, так и на потребительские товары. В этих условиях многие предприятия и даже целые отрасли оказались на грани банкротства, и активизация работы на внешних рынках оказалась для них важным средством выживания. Успехи ряда отраслей промышленности, достигнутые за счет усиленной ориентации на внешние рынки, во многом определили общую тенденцию к некоторой стабилизации промышленного производства в стране в целом. В части внешних факторов, содействовавших за последнее время существенному расширению российского экспорта, послужили благоприятные конъюнктурные условия на мировых рынках. С конца 1993 г. экономика большинства промышленно развитых и новых индустриальных стран находится в стадии экономического подъема, что создает благоприятные условия для реализации на рынках этих стран большинства товаров российского экспорта. Такая ситуация содействует не только наличию спроса на эти товары, но и уровню внешних цен, что обеспечивает достаточный уровень валютной эффективности экспорта. Расширение российского экспорта в 90-е годы было достигнуто как за счет увеличения физического объема поставок основных экспортных товаров, так и за счет благоприятного состояния внешних рынков и существенного роста уровня экспортных цен на важнейшие товары российского экспорта. Так, например, в течение января–ноября 1996 г. по сравнению с тем же периодом 1995 г. экспортные цены на российскую сырую нефть были выше на 23,6, на нефтепродукты – на 24,6, на газ природный – на 14,5, уголь каменный – на 14,7, удобрения – на 7–9, железную руду – на 8,7, синтетический каучук – на 12,7% и т.д. В качестве специфической особенности увеличения экспортных цен следует отметить, что их уровень при поставках в страны СНГ был выше, чем при поставках в страны дальнего зарубежья. В части товарной структуры российского экспорта во второй половине 90-х годов по сравнению с предшествующим периодом сколько-нибудь существенных изменений не произошло. Полностью сохраняется его сырьевая направленность, причем на узкую группу топливно-энергетических товаров (нефть, нефтепродукты, газ, каменный уголь) по-прежнему приходится более 45% стоимости всего экспорта. Среди других важных экспортных товаров можно отметить черные и цветные металлы, лесные и целлюлозно-бумажные товары. Одновременно следует отметить сохранение крайне низкой доли в экспорте продукции машиностроения. Что касается российского импорта во второй половине 90-х гг., то его как товарная структура, так и объем по сравнению с первой половиной 90-х гг. не претерпели существенных изменений. Его основу составляют продовольственные товары и продукция машиностроения. При этом следует отметить, что конъюнктурная ситуация для российских импортеров по ряду важнейших импортируемых товаров сложилась весьма благоприятно, о чем свидетельствует довольно значительное снижение закупочных цен. Так, например, импортные цены на мясо птицы в 1996 г. были на 21,8% ниже уровня 1995 г., мясо свежемороженое – на 4,6%, цитрусовые – на 17,8%, кофе – на 62%, каучук натуральный – на 31,3%, хлопок – на 10,7%. Доля машин и оборудования в общем импорте несколько сократилась – до 31,8% против 33,7% в 1995 г.  Вместе с тем доля России в мировом экспорте и импорте продолжала оставаться на очень низком уровне. Обусловлено это тем, что в последние годы резко сократилось присутствие России на многих важных мировых региональных и товарных рынках как в результате сложного социально-экономического положения в стране, так и низкой конкурентоспособности продукции российских товаропроизводителей на основных мировых товарных рынках. В отношении международной конкурентоспособности экономики России в целом характерны следующие оценки.  В конце 1995 г. Всемирным экономическим форумом и Международным институтом менеджмента и развития был подготовлен доклад об уровне конкурентоспособности 48 стран мира. В докладе приводится список наиболее конкурентоспособных стран мира, в котором Россия занимает последнее, 48-е место. Российская экономика постепенно эволюционирует в сторону экономики рыночного типа, возрастает воздействие рыночных факторов на производство и поведение хозяйствующих субъектов. Однако кризисный характер современного состояния и противоречивость экономического развития самой России в 90-е годы не приблизили ее к ведущим промышленно развитым странам, а скорее отодвинули к развивающимся странам, что особенно заметно на фоне динамичного развития новых индустриальных государств. С точки зрения критериев рыночной экономики РФ имеет утяжеленный первичный сектор (добывающая промышленность и сельское хозяйство), несбалансированный вторичный сектор (обрабатывающая промышленность, где развито машиностроение с преобладанием отраслей и производств военно-промышленного комплекса) и неразвитый третичный сектор (сектор услуг), в котором одновременно сосуществуют слабо развитые традиционные услуги и огромный потенциал современного (но в значительной степени невостребованного) научно-технического сервиса.  Огромным преимуществом России при этом является обладание почти полным классическим набором важнейших видов полезных ископаемых: в РФ сконцентрированы крупнейшие запасы нефти, природного газа, угля, железной руды, апатитов, фосфоритов, руд цветных, редких и драгоценных металлов, алмазов и др.  Несмотря на кризисный характер современного экономического положения, Россия сохраняет мощный научно-технический потенциал, огромные, не реализуемые в полной мере интеллектуальные ресурсы, высокий общеобразовательный и культурный уровень основной части населения.   Однако коренные преобразования в механизме функционирования российской экономики, достаточно болезненный переход к рыночной экономике требуют определенного времени для адаптации важнейших факторов развития к новым условиям хозяйственной жизни. В России формируется и совершенствованная соответствующая рыночная инфраструктура: банковская система, фондовый рынок, страховые институты и т.д.   Вместе с тем целый ряд проблем из области внешнеэкономических связей остаются весьма сложными. Одна из них – проблема внешней задолженности. Другая, не менее важная проблема – привлечение иностранных инвестиций, являющихся существенным фактором развития экономики России и включения ее в мирохозяйственные связи. Однако с точки зрения долгосрочных перспектив Российская Федерация, безусловно, обладает очень большой привлекательностью для иностранных инвесторов. Это определяется как общими масштабами сферы приложения иностранных инвестиций, так и позитивными сдвигами в процессе рыночных преобразований, в стабилизации политической обстановки. Действует и ряд дополнительных факторов, связанных, в частности, с присоединением России в 1992 г. к ведущим международным финансовым организациям – Международному валютному фонду (МВФ), Мировому банку (МБ), Международной финансовой корпорации (МФК). Россия заняла место СССР в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР), учрежденном в 1991 г. специально для содействия реформам, проводимым странами Восточной Европы.  В политическом плане Россия признается страной с переходной экономикой, однако, когда разговор переходит в экономическую плоскость, ее до сих пор относят к странам либо коммунистическим, либо с государственной торговлей, либо с нерыночным хозяйством.

 


Тема 22. Методология и методика социологического исследования

 

Обоснование актуальности проблемы исследования. Современный этап развития России, реформа высшей школы, а при этом и высокий уровень технической оснащенности производства, внедрение более сложных технологических процессов неизмеримо повысили требования к личности работающего, его квалификации, общеобразовательному и культурному уровню, к его сознательности и организованности. В этих условиях отношение сегодняшнего студента, будущего работника к учебе, к своим непосредственным учебным задачам, дисциплина и порядок в учебном заведении, инициативность, чувство личной ответственности студента за успехи всего студенческого коллектива, его добросовестный учебный труд становятся одним из решающих факторов получения качественных знаний, с которыми выпускник вуза придет в конкретную организацию и на производство. Любое снижения внимания к учебе и ответственности, срыв четкого ритма в учебном процессе оборачиваются большими потерями для самого студента, учебной группы, высшего учебного заведения, а в конечном счете – и для производства и страны в целом.

    Администрация и студенческая профсоюзная организация нашего учебного заведения проводят определенную работу по изменению в лучшую сторону отношения студентов к учебному процессу. Реализация намеченных мероприятий позволила в прошлом 2001 году сократить пропуски занятий, повысить ответственность студентов к сдаче обязательных курсовых и контрольных работ, улучшить организованность и порядок в вузе.

    Однако достигнутые результаты, видимо, породили в некоторых подразделениях вуза и студенческих группах обстановку самоуспокоенности, притупили чувство ответственности за результаты учебного труда, привели к снижению регулярного контроля за состоянием учебной дисциплины и повышения качества знаний. Вследствие этого появились тревожные симптомы, свидетельствующие о нарушении нормального процесса учебной деятельности. Так, по отчетным материалам, за последние шесть месяцев увеличилось число опозданий на учебные занятия, возросло количество несданных обязательных работ, снизилась успеваемость студентов.

    Перечисленные факты требуют тщательного анализа. Необходимо установить причины появившейся негативной тенденции. Решение этого затрудняется тем, что предварительный анализ имеющейся документации не позволил выяснить всю совокупность факторов, которые могли здесь сыграть свою роль, а тем более установить связи между ними.

    Отсутствие сведений о подлинных причинах участившихся случаев нарушения учебной дисциплины и снижения качества знаний в нашем вузе может в дальнейшем привести к заметным учебным потерям, падению престижности вуза и недоверия со стороны производственников, работников отделов кадров предприятий к качественной подготовке студентов, к необходимости иметь их в будущем качестве своих работников. Это вызывает необходимость проведения социологического исследования, призванного дать ответы на следующие вопросы: чем конкретно объясняется нынешнее состояние учебной дисциплины и качества знаний в нашем вузе; что необходимо предпринять в первую очередь для повышения учебной дисциплины и качества знаний, наведения должного порядка и организованности в учебных группах; какие профилактические мероприятия целесообразно регулярно проводить для предотвращения нарушений учебной дисциплины и повышения успеваемости впредь.

    Цель исследования – на основе социологических данных разработать практические рекомендации в адрес администрации и профсоюзной студенческой организации вуза, направленные на укрепление учебной дисциплины и повышение качества получаемых знаний.

    Объект и предмет исследования. Объект исследования – студенты вуза, которые являются источником информации: о видах и частоте нарушения учебной дисциплины; о мотивах нарушений; об уровне информированности о правилах и нормах соблюдения учебной дисциплины; об отношении к формам поощрения за добросовестный учебный труд и мерам воздействия на лиц, которые не стремятся к повышению качества своих знаний.

    Предмет исследования – состояние учебной дисциплины и возможность повышения качества получаемых знаний студентами вуза, а также условия и факторы, оказывающие на эти учебные процессы прямое или косвенное воздействие.

    Логический анализ (интерпретация и операциональное определение) основных понятий. В соответствии с целью исследования, носящего аналитический характер, логическому анализу подлежит понятие «состояние учебной дисциплины и возможности повышения качества знаний».

    Гипотезы исследования. Основная гипотеза: предварительный анализ ряда материалов о характере и мотивах нарушений учебной дисциплины и снижения качества знаний студентов позволяет сделать предположение, что основная причина ухудшения состояния учебной дисциплины и снижения качества знаний студентов заключается в ослаблении работы по формированию сознательного, добросовестного отношения к учебному труду, в снижении требовательности к недобросовестным студентам.

    В соответствии с основной гипотезой специальные блоки вопросов анкеты должны быть нацелены на выявление того, как администрация и студенческая профсоюзная организация вуза, первичные коллективы (студенческие группы), контроль со стороны кураторов, действующая система стимулирования учебного труда, участие членов студенческого коллектива в делах вуза влияют на безусловное соблюдение учебной дисциплины и повышение качества знаний.

    Основная гипотеза «нейтральна» по отношению к другим факторам, способным влиять на состояние учебной дисциплины и повышению качества знаний. В связи с этим необходимо сформулировать гипотезу-следствие: «По-видимому, существующий в нашем вузе уровень организации учебного процесса и условий учебного труда, профессионально-квалификационный состав преподавательского коллектива не являются факторами, ведущими к ухудшению состояния учебной дисциплины и качества знаний».

    Так как в числе отрицательных явлений в студенческих коллективах фигурируют факты неумелого использования учебной литературы, методических указаний преподавателей и случаи опозданий на учебные занятия вследствие негативного отношения отдельных студентов к учебе, проверке подлежит также дополнительная гипотеза: «По-видимому, причина отмеченных явлений – несоответствие у ряда студентов вуза уровня содержания их довузовской учебной подготовки к выполнению сегодняшних учебных функций и несформированности их психического и личностного развития».

    Задачи исследования. Проверка сформулированных гипотез требует решения следующих задач. Для основной гипотезы – выявить характер влияния на состояние учебной дисциплины и повышения качества знаний:

1)       воспитательной работы, осуществляемой администрацией, студенческой профсоюзной организацией, а также студенческим старостатом и советами;

2)       действующей в вузе системы морального и материального поощрения за учебный труд;

3) уровня и характера участия студентов в общественной жизни вуза, в участи управлением вузов через студенческие органы;

4)       социально-психологического климата в учебных студенческих коллективах;

5)       уровня деятельности кураторов по воспитанию студентов.

    Для проверки гипотезы-следствия – выявить влияние на состояние учебной дисциплины и повышению качества знаний:

1)       организации учебного труда;

2)       условий учебного труда.

    Для проверки дополнительной гипотезы – выявить степень соответствия уровня довузовской подготовки студентов младших курсов содержанию учебной деятельности, психического и личностного развития и влиянию, которые эти факторы могут оказывать на состояние учебной дисциплины и отношение к учебе.

    Определение выборочной совокупности. Статистические данные, имеющиеся в распоряжении исследовательской группы, позволяют осуществить квотную модель выборки. Обосновано это следующими соображениями. Анализ статистических данных показал, что число нарушений учебной дисциплины и снижение качества знаний больше среди студентов, чем среди студенток, а также среди студентов младших курсов (III курсов), чем среди старшекурсников.

    В результате этого можно заключить, что характер соблюдения учебной дисциплины и повышение качества знаний варьирует в соответствии с изменением таких признаков респондентов, как уровень довузовской подготовки, пол и курс обучения. О распределении студентов вуза по названным трем признакам имеется информация в деканатах, ректорате, которую, таким образом, можно использовать в качестве параметров квот.

    В связи с применением квотной выборки при помощи формул объем выборочной совокупности вычислить нельзя. Однако, учитывая, что в вузе обучаются 900 человек (генеральная совокупность) и исходя из опыта прошлых исследований, опрос 10% от этой величины (90 студентов) гарантирует статистически значимые результаты опроса.

    Методы сбора информации. Основные методы сбора информации:

1)    вторичный анализ статистических материалов, документов администрации, студенческой профсоюзной организации, касающихся организации учебного процесса и условий учебы студентов вуза, проведения в учебных коллективах воспитательной работы;

2)    сбор первичной социологической информации при помощи «Анкеты студента».

 

«Анкета студента»

 

Обращение к респонденту

 

Уважаемые господа, мы проводим социологическое исследование по теме Состояние отношения к учебному процессу в высшем учебном заведении. Просим ответить Вас на ряд вопросов в нашей анкете. Ответы, с которыми Вы согласны обведите кружочком или дайте свой ответ.

Заранее благодарны.

1)             Соответствует ли Ваша учебная деятельность Вашим потребностям?

а) Да б) Нет в) Ваш ответ

2)             Соответствует ли Ваша будущая профессия базовому образованию?

а) Да б) Нет в) Ваш ответ

3)             Способствует ли Ваш уровень довузовской учебной подготовки повышению результатов нынешней учебы?

а) Да б) Нет в) Ваш ответ

4)             Способствует ли Ваши учебные усилия повышению уровня Вашего учебного труда?

а) Да б) Нет в) Ваш ответ

5)             Имеете ли Вы дополнительное довузовское профессиональное образование?

а) Да б) Нет в) Ваш ответ

6)             Удовлетворяет ли Вас квалификационный уровень преподавательского состава?

а) Да б) Нет в) Ваш ответ

7)             Удовлетворены ли Вы своей учебой?

а) Да б) Нет в) Ваш ответ

8)             Выполняете ли требования, предъявляемые к знаниям студентов?

а) Да б) Нет в) Ваш ответ

9)             Удовлетворяет ли Вас уровень обеспечения учебной и методической литературой?

10)         Удовлетворены ли Вы стимулами к учебному труду?

а) Да б) Нет в) Ваш ответ

11)         Приемлемы ли с Вашей точки зрения санитарно-гигиенические условия учебного труда?

а) Да б) Нет в) Ваш ответ

12)         Существует ли у Вас возможность повышения уровня качества Ваших знаний?

а) Да б) Нет в) Ваш ответ

13)         Удовлетворяет ли Вас организация предоставления аудиторий во время учебных занятий?

а) Да б) Нет в) Ваш ответ

а) Да б) Нет в) Ваш ответ

14)         Нарушали ли Вы учебную дисциплину?

а) Да б) Нет в) Ваш ответ

15)         Удовлетворены ли Вы расписанием занятий?

а) Да б) Нет в) Ваш ответ

16)         Устраивает ли Вас расписание звонков?

а) Да б) Нет в) Ваш ответ

Выводы:

     Проведенное анкетирование позволяет сделать вывод о том, что в нынешних условиях развития высшего образования основная причина ухудшения состояния учебной дисциплины и снижения качества знаний студентов заключается в ослаблении работы по формированию сознательного, добросовестного отношения к учебному труду и учебной дисциплине, в снижении требовательности к недобросовестным студентам, другими словами кризисе морального отношения к учебе.

    В связи с этим необходимо также сделать вывод, что существующий в вузе уровень организации и условий учебного процесса, профессионально-квалификационный состав преподавательского коллектива не являются факторами, ведущими к ухудшению состояния учебной дисциплины и снижению качества знаний.

    Дополнительная гипотеза: «По-видимому, причина отмеченных явлений – несоответствие у ряда студентов вуза уровня содержания их довузовской учебной подготовки к выполнению сегодняшних учебных функций и несформированности их психического и личностного развития» – требует дальнейшей проверки.

        


        Социолог при исследовании проблемы социально-психологической реабилитации участников войны в Чечне подошел правильно к исследованию. Однако при исследовании проблемы социальной защиты населения социолог допустил ошибку, т.к. взял очень узкую выборку – социальной защите подлежат и другие категории населения: малообеспеченные, многодетные и т.п. То же самое касается и проблемы алкоголизма. Данная проблема несомненно имеет место среди подростков, но для получения полной объективной картины необходимо исследовать проблему алкоголизма среди взрослого населения, где она распространена наиболее широко.

         На рисунке показана социограмма, т.е. изображение связей симпатией и антипатий между отдельными членами группы. Данная группа состоит из 7 человек. На этой социограмме показано, что А – лидер данной группы, вместе с Б и В, образующий ее ядро. Члены группы А и Д испытывают взаимную неприязнь, Ж оказывается вовсе вне контактов с остальными (отвергнутый). Г симпатизирует Б, Д симпатизирует Е. Чтобы улучшить групповой климат, надо повлиять на взаимоотношения между А и Д или содействовать переходу Д в другой коллектив; было бы неплохо вывести из группы отвергнутого. Потеря же А означала бы нарушение эмоционально-психологической целостности этой группы, ибо он ее цементирует и является активным носителем групповых норм и ценностей.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!