Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Человек как биологическое и социальное явление»

/ Общая социология
Конспект, 

Оглавление

Личность является одним из тех феноменов, которые редко ис­толковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность фор­мируется и развивается в соответствии с ее врожденными качества­ми и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, счи­тая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социаль­ные факторы формирования личности более весомы. Представляет­ся удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: “Личность это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социаль­ных отношений посредством активной деятельности и общения”.1 В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным ви­дам социального и культурного опыта. при этом не отрицается на­личие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасполо­женности, значительно влияющих на процесс формирования лично­стных черт.

    Для анализа возникновения и развития личностных черт разде­лим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, наследующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индиви­дуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на лич­ность.

    Биологическая наследственность. Кирпичный дом нельзя по­строить из камня или бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом, причем множеством различных способов. Био­логическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

    В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или мень­шей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совер­шенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. По­добные биологические факты закладывают основу социальной жиз­ни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сек­суальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и воспи­тании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают по­требности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и от­сутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем груп­повые различия уже нельзя объяснять биологической наследственно­стью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, уникальной субкультуре.

    Следовательно, биологическая наследственность не может полно­стью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социаль­ных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго нахо­диться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное раз­нообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т. е. неповтори­мое, уникальное создание.

    Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опуб­ликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых – от Конфу­ция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллио­та Хантинггона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, геогра­фических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гу­милева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националисти­ческого сознания, однако не могут оправдать решающего влияния фи­зического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные ти­пы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие груп­повые признаки личностей развиваются в разных условиях окружаю­щей среды.

    В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влия­ние на формирование отдельной личности незначительно и несрав­нимо с влиянием на личность культуры группы, группового или ин­дивидуального опыта.

    Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зави­сит от того, на какой ступени развития находится то или иное обще­ство. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее об­щие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, воз­никает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты в срав­нении с личностью, воспитанной в христианской стране.

    Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, модальной (от взятого из статистики термина “мода”, обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии па­раметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наи­более часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким обра­зом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые вопло­щают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о “средних” американцах, англичанах или об “истинно” русских. Модальная личность воплощает в себе все те об­щекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей сте­пени содержатся в каждой личности данного общества.

    Другими словами, каждое общество развивает один или несколь­ко базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как прави­ло, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одоб­ряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, само­уверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть по­хожими на таких мужчин.

    Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко иду­щая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладаю­щая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развива­ются скрытно, внутри нас. И мы испытываем неудобство, если они от­сутствуют. Поэтому мы учим своих детей говорить “спасибо” и “по­жалуйста” старшим, не стесняться взрослого окружения, уметь посто­ять за себя.

    Однако в сложных обществах из-за наличия в них большого чис­ла субкультур очень трудно найти общепринятый тип личности. На­ше общество характеризуется множеством структурных подразделе­ний: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию соб­ственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими от­дельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры.

    Итак, на формирование личности определенное влияние оказы­вают биологические факторы, а также факторы физического окруже­ния и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, опреде­ляющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации лич­ности.

    Становление личности продолжается на протяжении всей жизни человека. Социализация личности - это процесс ее вхождения в социальную среду, приспособле­ния к ней, освоения конкретных социальных ролей и функций, определения собственных идеалов, интересов и потребностей, а также путем реализации своих жиз­ненных планов и достижения целей. Закономерностью социального развития личности является соразмерность этого процесса с природным развитием человека. Самоутверждение человека заключает в себе два аспекта. Прежде всего, субъект пытается вызвать у себя и дру­гих определенное ценностное отношение к себе, в наше же время сделать себя в действительности таковым, ка­ким он считает нужным быть. А нужно быть самостью. “Самость” - это некая независимость личности от внеш­него мира. Не случайно целый ряд соответствующих по­нятий начинается с “само” (самостоятельность, самокон­троль, самосознание, самовоспитание, самообразование).

    Огромное значение наряду с другими факторами формирующими личность имеет процесс социализации. “Социализация – процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе”.1 Социализация личности происходит тогда, когда она имеет дело с огромным количеством обстоятельств, оказывающих то или иное влияние на нее, и требующих от нее определенного поведения и определенной активности. Эти обстоятельства можно обозначить как факторы социализации, которые и создают социальную среду, формирующую личность. В широком смысле социальная среда (макросреда) охватывает об­щество в целом, как совокупность общественных отно­шений, общественного сознания, культуры. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосред­ственное социальное окружение - семью, дом, микро­район, трудовой коллектив, круг друзей и т.д.



1 Цит. по: Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997. С. 68

1 Социологический энциклопедический словарь // Под ред. Г.В. Осипов. М., 1998. С. 328

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!