Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Гражданское общество и государство»

/ Общее право
Диплом,  74 страниц

Оглавление

Введение
1. Гражданское общество как основа развития современного государства
1.1. Понятие и признаки гражданского  общества
1.2. Структура, функции гражданского общества и его взаимодействие с государством
2. Государство как сложное социальное явление
2.1. Понятие и признаки государства
2.2. Типология и формы государства
Заключение

Список использованной литературы

1. Нормативно-правовые акты
1.    Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // http://www.echr.ru/documents/doc/2440800/2440800-001.htm
2.    Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература, 1993. 62 с.
2. Литература
3.    Белокурова Е.В. Концепция гражданского общества в российском прочтении. Обзор публикаций последних лет // Граждане и власть: проблемы и подходы. М.: Гарант-Пресс, 2011. 459 с.
4.    Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория права и государства. Минск: ОМЕГА-Л, 2009. 607 с.
5.    Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: Идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. №7. С. 29-34.
6.    Галкин А.А. Гражданское общество в России: формы существования и основные виды деятельности // Публичное пространство, гражданское общество и власть: Опыт развития и взаимодействия. М.: Юристъ, 2008. 504 с.
7.    Галкина Е.В., Конопелько И.В. Формирование гражданского общества и укрепление институтов демократии как основа развития современной России // Социально-гуманитарные знания. 2009. №9. С. 35-40.
8.    Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Политиздат, 1990. 438 с.
9.    Гершунский Б.С. Гражданское общество в России. М.: Педагогическое общество России, 2011. 475 с.
10.    Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. М.: АСТ, 2001. 732 с.
11.    Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб.: Питер, 2000. 508 с.
12.    Денисов А.И. Сущность и формы государства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. 167 с.
13.    Дербишайр Д., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. Т.1. М.: РИПОЛ классик, 2004. 512 с.
14.    Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Питер, 1998. 271 с.
15.    Занин С.В. Общественный идеал Жан-Жака Руссо и французское Просвещение XVIII века. СПб.: ПОРТ-ПРЕСС, 2007.  403 с.
16.    История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М.: Зерцало, 2007. 688 с.
17.    Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Собр. соч.  Т. 4. Ч. 1. М.: Политиздат, 1965. 734 с.
18.    Кара-Мурза С. Интеллигенция на пепелище России. М.: Былина, 1997. 450 с.
19.    Киров В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2008. 327 с.
20.    Кислицын С.А. Формирование гражданского общества в условиях российской демократической реформации. Ростов-н/Д: Феникс, 2010. 399 с.
21.    Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность. М.: Наука, 1996. 510 с.
22.    Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юристъ, 2008. 486 с.
23.    Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2010. 558 с.
24.    Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. 1996. №5. С. 110-115.
25.    Лей Я. Гражданское общество, демократия и закон // Проблемы становления гражданского общества в России. Материалы науч. семинара. М.: ОМЕГА-Л, 2009. 439 с.
26.    Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. М.: Аспект Пресс, 1997. 573 с.
27.    Лузин В.В. Формы правления современных государств. СПб.: Питер, 2010. 390 с.
28.    Макиавелли Н. Государь. Искусство стратегии. М.: АСТ, 2008. 408 с.
29.    Маликов А.В. Проблемы типологии государства. Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М.: Наука, 1998. 23 с.
30.    Манов Г.Н. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М.: Окей-книга, 2005. 353 с.
31.    Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 16. Ч. I
32.    Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Зерцало, 2006. 389 с.
33.    Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2011. 461 с.
34.    Минниахметов Р.А. Право и социальные нормативы общества. М.: Право и государство, 2006. 355 с.
35.    Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М.: Наука, 1999. 650 с.
36.    Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: НОРМА, 2009. 698 с.
37.    Нерсесянц В.С. Философия права. М.: НОРМА, 2007. 533 с.
38.    Новгородцев П.И. Сочинения. М.: Академия, 1995. 704 с.
39.    Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 1. Теория государства. М.: Юридическая литература, 2008. 420 с.
40.    Ориу М. Основы публичного права. М.: Изд-во Ком, 2007. 839 с.
41.    Паршин А. Что такое государство? Научное исследование природы государства. М.: Проспект, 2008. 327 с.
42.    Подберезкин А.И., Абакумов С.А. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития. М.: Гарант-Пресс, 2005. 225 с.
43.    Политическая теория и политическая практика / Под ред. А.А. Миголатьева. М.: Политиздат, 2007. 286 с.
44.    Полухин О.Н. Становление гражданственности в России. М.: Муниципальный мир, 2008. 80 с.
45.    Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Юристъ, 2009. 376 с.
46.    Пролеев С.В. История античной философии. М.: Рефл-бук, 2011. 470 с.
47.    Резник Д. Гражданское общество как идея // Социально-гуманитарные знания. 2002. №4. С. 106-110.
48.    Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. М.: Юридическая литература, 2004. 365 с.
49.    Роль институтов гражданского общества в демократизирующихся политических системах / Под ред. В.Д. Нечаева. М.: Гарант-Пресс, 2007. 481 с.
50.    Романенко Л.М. Конфликтологические проблемы построения гражданского общества // Конфликты в современной России. М.: РАН, Центр конфликтологии, 2009. 317 с.
51.    Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России //  Полис. 2007. №1. С. 72-76.
52.    Симонишвили Л.Р. Формы правления: История и современность. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2007. 280 с.
53.    Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. М.: Эктон, 2009. 482 с.
54.    Струсь К.А. Государство и   гражданское   общество: Генезис идеи и современная Россия // Новая правовая мысль. 2007. №2. С. 7-9.
55.    Тацит Корнели. Сочинения в двух томах. Издание подготовили А.С. Бобович, Г.С. Кнабе,  И.М. Тройский и др. Л.: ЛГУ, 1969. 628 с.
56.    Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: ОМЕГА-Л, 2007. 323 с.
57.    Цыбулевская О.И. Защита чести и достоинства личности в гражданском праве // Цивилист. 2008. №3. С. 4-8.
58.    Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт-М, 2006. 432 с.
59.    Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: Юристъ, 2010. 384 с.
60.    Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Международные отношения, 2008. 352 с.


Работа похожей тематики


Вестник Омского университета, 1996, Вып. 2. С. 115-118.
© Омский государственный университет, 1996

О понятии принципов права

Р.Л. Иванов

Омский государственный университет, кафедра теории и истории государства и права
644077, Омск, пр. Мира, 55-А

Получена 14 июня 1997 г.

The article deals with the problem the concept of juridical principles. The principles were analysed in genetics, cognitive, ontologycs and functional aspects. The system of the definitions of juridical princyples was formulated in conclusion of the article.

Понятие принципов права является одной из актуальных проблем современной юридической науки. И это не случайно, так как именно в принципах права наиболее ярко отражена его сущность во всем многообразии составляющих ее сторон и закономерностей. Кроме того, важность данной проблемы определяется тем, что сложившееся в отечественной науке представление о принципах сформировалось в основном на базе узконормативного правопонимания и имеет существенные недостатки. Во-первых, под принципами права обычно подразумевают лишь те основополагающие идеи, которые получили официальное закрепление в нормах законодательства. Логическим следствием стали утверждения, что принципы могут обнаруживаться только в содержании указанных норм и к их числу нельзя отнести руководящие идеи правосознания, получившие общественное признание и реализуемые в правоотношениях, но не зафиксированные в нормативно-правовых актах [8,c.15,25,33;10,c.210-211]. Другим негативным моментом является сужение значимости принципов и ограничение сферы их действия рамками правотворчества и правоприменения, причем в правотворчестве им отводится роль теоретической базы, определяющей содержание конкретных норм, а в правоприменении их функция ограничивается лишь потребностью в толковании все тех же норм[9,c.205-213]. По существу, руководящие положения при таком подходе низводятся до вспомогательных элементов, предназначенных исключительно для обслуживания нужд, связанных с созданием и использованием нормативного массива и не приспособленных для непосредственного регулирования общественных отношений. Отсюда вытекает и их характеристика в качестве определенных требований к системе юридических норм, а не к реальному поведению субъектов правоотношений [6,c.44,45]. Но, как известно, требования можно адресовать только людям, а не абстрактным правилам поведения.

Исследование принципов не может ограничиваться формально-юридическими вопросами. Нормы права - это лишь одна из абстрактных форм его бытия, к которым принадлежит и правосознание [14,c.23]. Конкретным проявлением права, главным свидетельством его существования выступают не они, а правоотношения. Поэтому, не отрицая значимости воплощения принципов в содержании юридических норм и их законодательной фиксации, нельзя оставить без внимания их связей с правосознанием и правоотношениями.

Сложное многогранное содержание права, которое не может быть сведено к законодательству, требует комплексного подхода к его принципам. Такой подход предполагает их анализ в нескольких аспектах, условно обозначенных нами как генетический, гносеологический, онтологический и функциональный. При этом термины "принципы права'', "юридические принципы'', "основополагающие идеи'', "отправные начала'', "руководящие положения'' используются как синонимы.

Генетическая характеристика принципов права заключается в рассмотрении детерминированности их содержания объективными социальными закономерностями. Согласно материалистическому пониманию отправных начал они являются отражением важнейших сторон практической деятельности субъектов общественных отношений. "Не природа и общество сообразуются с принципами, а наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории'' [12,c.34]. Основополагающие идеи права выступают не произвольными конструкциями человеческого разума, а особой формой выражения объективных социальных закономерностей. Фиксируя в своем содержании необходимые и существенные связи, имеющиеся в обществе и в праве, они позволяют установить такой порядок общественных отношений, который в наибольшей степени способствует их упрочению и развитию.

В принципах права отображаются социальные закономерности двух видов: распространяющие свое действие на общество в целом и свойственные только праву как особому регулятору человеческого поведения. Первые отражаются в содержании руководящих положений, получивших название общесоциальных (социально-политических) принципов [13,c.37]. В них сконцентрированы существенные черты общественных отношений, являющихся предметом правового воздействия. Важнейшей особенностью этих отношений является то, что существовать и нормально развиваться они могут лишь в правовой форме (например, отношения собственности и политической власти). Общесоциальными началами современного права выступают принципы разделения властей, защиты собственности, демократизма, гуманизма и др. В них выражаются экономические, политические, нравственные устои существующего общественного строя.

Социальные закономерности, присущие только праву, преломляются в содержании другой группы принципов, именуемых специально-юридическими [13,c.37]. Они выражают особенности правового регулирования, показывают его отличие от иных социальных регуляторов, а потому могут быть определены как принципы правового регулирования. К ним относятся принципы свободы, справедливости, юридического равенства, ответственности за вину, единства юридических прав и обязанностей, законности, единства объективного и субъективного права, государственной гарантированности.

Общесоциальные и специально-юридические начала права могут действовать эффективно лишь во взаимодействии друг с другом, так как только в этом случае происходит надлежащее согласование существенных свойств объекта регулирования и его регулятора.

Гносеологический аспект исследования принципов обусловлен их идеологичностью, детерминированностью не только объективными социальными закономерностями, но и абстрагирующей деятельностью сознания человека, творческой активностью его разума. Содержание руководящих положений напрямую зависит от способности юридического мышления проникнуть в сущность общественных процессов, выявить здесь главное, необходимое, основное. Полученные результаты формулируются в виде фундаментальных правовых понятий, которыми и становятся в гносеологическом плане юридические принципы.

Безусловно, необходимые и существенные стороны и связи социальной действительности в определенной степени отражаются и конкретными нормами права. В противном случае последние утратили бы способность положительно воздействовать на общественные отношения. Однако в отличие от принципов существенное представлено в них в неразрывном единстве с несущественным, главное - с второстепенным, необходимое - со случайным [4,c.166]. К тому же конкретные юридические нормы по воле законодателя могут являться сознательным искажением объективных социальных закономерностей, как это произошло, например, со свободой труда в бывшем советском законодательстве, нивелированной установлением обязанности трудиться, обеспеченной мерами административного и уголовного принуждения. Специфика же основополагающих идей права как гносеологических феноменов проявляется именно в том, что они наиболее правильно, адекватно, без умышленных искажений выражают необходимое и существенное в социальной действительности в соответствии с достигнутым в обществе на данный момент уровнем ее познания.

Другой отличительной чертой руководящих положений в гносеологическом плане по сравнению с конкретными юридическими нормами выступает значительно большая их зависимость от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением развитого юридического мышления, в то время как конкретные нормы права возникали и во многих случаях продолжают и сегодня зарождаться стихийно, в ходе повседневной практической деятельности людей [5,c.13]. Исторически принципы права появились значительно позже иных его норм, первоначально существовавших в виде юридических обычаев и не содержавших теоретических обобщений социальных процессов на уровне их сущности. "От фактического к нормативному - вот процесс, вот линия развития, в рамках которых формируется право и результатом которых являются нормы'' [7,c.131-132]. Вследствие этого для обычая как для нормативности, формировавшейся стихийно, норма служит характеристикой фактического положения вещей, а не является абстрактным эталоном поведения. Типизацией и абстрагированием отличался позднейший период правогенеза, примером чего может служить уголовное право, где вначале сформировалась особенная часть и лишь после этого и много позднее общая часть, включавшая в себя его принципы.

Переход от казуальной к абстрактной форме правового регулирования вызывается не только развитием человеческого мышления, но и движением, изменением общественных отношений. Они достигают такой ступени прогресса, на которой возникает объективная потребность в их упорядочении на основе фундаментальных руководящих положений, поскольку стихийный процесс возникновения юридических норм уже не позволяет достичь необходимого правового воздействия - оно малоэффективно, связано с дополнительными, зачастую излишними затратами сил и средств. Принципы права позволяют придать правовому регулированию научность и значительно повысить его результативность. Обладая высшей степенью абстрактности по сравнению с конкретными юридическими нормами, они способствуют юридическому закреплению не только того, что уже сложилось в социальных отношениях, но и направляют правовое регулирование "вперед'', дают государству возможность сознательно и планомерно воздействовать на деятельность людей. Поэтому отправные начала, являясь закономерным результатом социального прогресса, в силу их гносеологических особенностей становятся атрибутом лишь достаточно развитых правовых систем.

Гносеологический аспект руководящих положений нельзя абсолютизировать, отождествляя их с понятиями науки, элементами теории [11,c.59-60]. Познавательный момент подчинен в них главной функции - регулятивной, в связи с чем они обладают рядом внелогических особенностей, обусловленных общеобязательностью и иными свойствами права, фиксацией в юридических предписаниях и воплощением в правоотношениях. Рассмотрение данной стороны принципов позволяет дать их онтологическую характеристику, предусматривающую выявление основных форм их бытия.

Как отмечалось, общепринятой является точка зрения, согласно которой основополагающие идеи становятся принципами права с момента их закрепления в нормативно-правовом акте. С ней 
нельзя полностью согласиться. Она не охватывает все способы официального юридического признания отправных начал (в правовых системах, входящих в англо-саксонскую правовую семью, первоначально принципы права были сформулированы и закреплены посредством судебных прецедентов [1,c.107], а в международном праве распространена их фиксация в международных договорах). Провозглашение нормативно-правового акта в качестве единственного источника принципов не согласуется и с реалиями российской правовой системы.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы международного права являются составной частью правовой системы России, принципами российского права. Общепризнанность же отправных начал международного права не означает их обязательного закрепления в международных договорах и иных формальных источниках юридических норм. Она проявляется не только в нормотворческой деятельности государств, но и во всеобщности и постоянстве их фактической практики [3,c.117], прежде всего в устойчивой практике судов и иных юрисдикционных органов. Кроме того, законодательная, в том числе и конституционная, фиксация руководящего положения еще не означает его окончательного перехода из сферы правосознания в практическую плоскость. Если оно масштабно игнорируется субъектами, к которым обращено, то принципом права в полной мере назвать его еще нельзя, поскольку отсутствует элемент его общего признания в качестве такового в правоотношениях. Достаточно вспомнить некоторые принципы Конституции СССР 1977 года (народовластие, юридическое равенство и т.п.), или зафиксированный ранее действовавшей Конституцией РСФСР принцип разделения властей, нереализованность которого на практике явилась одной из причин антиконституционного государственного переворота в октябре 1993 года.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, можно сделать вывод о том, что принципами права являются не только те, которые закреплены в законодательстве и иных источниках правовых норм, но и основополагающие идеи правосознания, получившие общее признание в деятельности органов правосудия, иных субъектов внутригосударственного и международного права несмотря на отсутствие их формальной фиксации в объективном праве. Показательным в этом плане является мнение Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.А.Туманова. Отметив явный пробел Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации'' в части отсутствия в нем каких-либо принципов, исходя из которых Суд должен осуществлять прямое толкование Конституции, он приходит к выводу о том, что к числу указанных принципов следует отнести обеспечение прав и свобод человека и гражданина и приоритет основ конституционного строя по отношению к другим положениям Основного Закона. В данном случае перед нами один из примеров проявления законодательно не закрепленных, но получивших фактическое признание в деятельности Конституционного Суда принципов официального толкования Конституции [2,c.7].

Функциональный аспект характеристики отправных начал раскрывает их практическое предназначение. Можно констатировать наличие у них двух функций: внутренней и внешней. Внутренняя состоит в воздействии на систему юридических норм, обеспечивающем ее непротиворечивость и согласованность. Все нормативные предписания должны логически вытекать из содержания принципов и точно им соответствовать. Это позволяет осуществлять правовое регулирование на единых началах и обеспечить его максимальную эффективность. Реализуя внутреннюю функцию, руководящие положения обслуживают нормативный массив, и их воздействие на общественные отношения происходит опосредованно - через определяемые ими конкретные юридические нормы.

Внешняя функция принципов права заключается в непосредственном регулировании поведения субъектов общественных отношений. Причем она не ограничивается только рамками правоприменения при пробелах в законодательстве или при противоречии отправным началам его конкретных норм. Непосредственное регулятивное воздействие проявляется и тогда, когда у субъектов имеется возможность реализовать требования принципов, не прибегая к правоприменению (такая возможность, например, предусмотрена ч.1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Подводя итог, сформулируем основные выводы:

В генетическом аспекте принципы права характеризуются смешанной социально-юридической природой и являются результатом отражения как общесоциальных, так и специфических его закономерностей.

В гносеологическом плане они выступают особыми юридическими понятиями, адекватно выражающими сущность права в соответствии с достигнутым уровнем ее познания.

С онтологической позиции принципами права являются основополагающие идеи, закрепленные в различных формальных источниках его норм, а также хотя и не имеющие такого закрепления, но получившие общее признание в устойчивой юридической практике, в правоотношениях.

В функциональном аспекте принципы права выступают, с одной стороны, исходными началами правового регулирования, обеспечивающими согласованность и эффективность системы юридических норм, а с другой - непосредственными регуляторами поведения участников общественных отношений при ее пробельности и противоречивости. На основании изложенного можно предложить и следующее общее определение: принципы права - это закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений при ее пробельности и противоречивости.

Литература

[1]Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. М.: Наука, 1987.

[2]Государство и право. 1995. N 9.

[3]Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право. 1995. N 11.

[4]Керимов Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972.

[5]Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 1986.

[6]Марксистско-ленинская общая теория государства и права: Социалистическое право. М.: Юрид. лит., 1973.

[7]Неновски Н. Право и ценности. М.: Прогресс, 1987.

[8]Смирнов О.В. Основные принципы советского трудового права. М.: Юрид. лит., 1977.

[9]Спасов Б. Закон и его толкование. М.: Наука, 1986.

[10]Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань: Изд-во Казанского университета, 1987.Спасов Б. Закон и его толкование. М.: Наука, 1986.

[11]Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург: УИФ Наука, 1993. С. 59-60.

[12]Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

[13]Явич Л.С. Право развитого социалистического общества: сущность и принципы. М.: Юрид. лит., 1978.

[14]Явич Л.С. Социализм: право и общественный прогресс. М.: Юрид. лит., 1990.

Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1114779

 


3000
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!