Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Государственное регулирование средств массовой информации в Российской Федерации»

/ Общее право
Диплом,  77 страниц

Оглавление

Глава 1.  Государственное регулирование средств массовой информации как теоретическая проблема
1.1. Понятие и тенденции развития средств массовой информации в настоящий период
1.2. Особенности государственной информационной политики
1.3. Государственная поддержка средств массовой информации
Глава 2.  Основные государственные механизмы регулирования СМИ в Российской Федерации
2.1. Организационно-правовое регулирование СМИ в Российской Федерации
2.2. Особенности взаимодействия средств массовой информации и органов государственной власти в Российской Федерации
2.3. Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования СМИ в Российской Федерации

Список использованной литературы

1.Нормативно-правовые акты
1. Конституции РФ.  Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изм. от 30.12.2008) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Российская газета. 2009. 21 января.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ   (в ред. от 27.04.2011 г.)  // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824; Российская газета. 2011. 27 апреля. Ст. 164.
3. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 (в ред. от 09.02.2009 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №7. Ст. 300; Российская газета. 2009. 11 февраля.
4. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: Федеральный закон от 13 января 1995 г. №7-ФЗ (в ре. От 12.05.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №3. Ст. 170; Российская газета. 2009. 15 мая.
5. Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 2010г. №11 // Собрание законодательства. 2010. №3. Ст. 188
2. Литература
6. Алхутова Г.А. Средства массовой информации в Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности. Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Юридическая литература, 2002. 154 с.
7. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2008. 668 с.
8. Бачило И.Л. Информационное право. М.: Юридический центр Пресс, 2010. 789 с.
9. Вартанова Е.Л. Европейский Союз в поисках информационного общества // Вестник Московского университета, серия Журналистика. 2009. №2. С. 67-69
10. Воробьев A.M. СМИ как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. Екатеринбург: Изд-во УрЮИ, 2008. 438 с.
11. Грабельщиков А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2007. 330 с.
12. Гукетлова Д.М. Государственно-правовое регулирование функционирования средств массовой информации в России: Дис. ... канд. юрид. наук, Кисловодск: КГУ, 2005. 161 с.
13. Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект Прес, 2008. 430 с.
14. Дженис М., Кей Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека: Практика и комментарии. М.: Права человека, 2007. 572 с.
15. Законодательство о средствах массовой информации. Учебно-практические материалы / Под ред. А.Г. Рихтера. М.: Центр Право и СМИ, 2009. 311 с.
16. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М.: Изд-во МГУ, 1995. 284 с.
17. Информационная политика: Учебник / Под ред. В.Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2007. 463 с.
18. Климов И.А. Телевидение: модальности существования // Социологические исследования. 2005. №10. С. 50-53
19. Конституции государств Европы в 3-х тт. / Под общей ред. Л.А. Окунькова. М.: Юридическая литература, 2001. Т. 3. 729 с.
20. Конституции зарубежных государств / Сост. В.В. Маклаков. М.: Юристъ, 2000. 520 с.
21. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Инфра-М, 2009. 645 с.
22. Копылов В.А. Информационное право: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Юристъ, 2009. 470 с.
23. Курочкина А.А. Формирование системы управления средствами массовой информации. СПб.: Питер, 2009. 372 с.
24. Лукина М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры и типы // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 2009. №6. С. 71-75.
25. Мелюхин И.С. Интернет и правовое регулирование // Законодательство и практика средств массовой информации. 2006. №12. С. 90-94.
26. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2007. 615 с.
27. Рихтер А.Г. Известия Уральского государственного университета // Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 20. №45(2006). С. 34-38.
28. Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под ред. Я. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2009. 405 с.
29. Совет Европы: документы по проблемам средств массовой информации. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2000. 480 с.
30. Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2009. 430 с.
31. Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М.: Международные отношения, 2002. 422 с.
32. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.: Академия, 2006. 232 с.
33. Фомичева И.Д. Социология СМИ. М.: Аспект пресс, 2007. 335 с.
34. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. М.: Фониум, 2010. 338 с.
35. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М.: Аспект Пресс, 2010. 172 с.
36. Энтин В.Л. Правовое регулирование деятельности прессы за рубежом. Обзор законодательных документов. М.: Юридическая литература, 2008. 443 с.
37. Яковенко И.А. Роль Союза журналистов России в становлении гражданского общества // Роль прессы в формировании в России гражданского общества. М.: НОРМА, 1999. С. 153-158.

3. Интернет – источники

38. Взятку не приняли в печать URL:  Издательский дом Комерсантъ. http://www.kommersant.ru/doc/1225953 (дата обращения 12 мая 2011 г.).
39. В Уфе по подозрению в экстремизме арестован издатель газеты. URL:  http://www.gazeta.ru/news/lenta/2009/04/24/n_1355516.shtml (дата обращения 12.05.2011 г.)
40. Главред газеты «Дуэль» осужден за экстремизм. URL:  http://www.gazeta.ru/news/lenta/2009/09/18/n_1405050.shtml (дата обращения 12.05.2011 г.)
41. Генеральный директор «Слободы» не знает о нарушениях в собственном издании. URL:  http://newstula.ru/news/view/16598/ (дата обращения 12.05.2011 г.).
42. Дмитрий Медведев провел совещание по вопросу развития средств массовой информации // URL: Официальный сайт Президента России. http://президент.рф/news/8311 (дата обращения: 12.05.2011 г.).
43. Ивановских журналистов задержали за публикацию компромата. URL: Лента. ru: Издание Rambler. Media.Group. http://lenta.ru/news/2010/01/28/ivanovo/ (дата обращения 12.05. 2011 г.).
44. Издательский дом «Телемир» поймали на завышении тиражей.  URL: // http://www.mediaatlas.ru/news/?id=26934 (дата обращения 12.05.2011 г.).
45. Журналиста и правозащитника оштрафовали на 400 тысяч. URL: Агентство новостей. Chelyabinsk.ru. http://chelyabinsk.ru/newsline/212983.html (дата обращения 12 мая 2011 г.).
46. Журналистов дагестанской газеты "Черновик" обвиняют во вражде к милиции. URL:  http://www.islamnews.ru/news-17533.html (дата обращения 12.05.2011 г.).
47. Журналист Олег Лурье приговорен к восьми годам колонии. URL: http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1072397-0.html (дата обращения 12.05.2011 г.)
48. За прошлый год СМИ получили 33 предупреждения о пропаганде экстремизма. URL: http://journalist.karelia.ru/index.php?option=com_content&task. (дата обращения 12.05.2011 г.)
49. Коллегия юристов СМИ: Новости законодательства в сфере масс-медиа за июнь 2009 года // Гильтдия издателей периодической печати. http://www.gipp.ru/print.php?id=28639 (дата обращения 12.05.2011 г.).
50. Определение Верховного суда России по делу о ликвидации газеты «Русское Забайкалье». URL:  СОВа. Информационно-аналитический центр. http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/docs/2009/11/d17374/ (дата обращения 12.052011 г.).
51. Помощник Медведева сулит приватизацию государственным СМИ. URL: ВВС  Русская служба. http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2010/11/1011 (Дата обращения 11.05.2011 г.).
52. Российский рынок периодической печати, 2005 год. Состояние, тенденции и перспективы развития. URL:: Официальный сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. http://www.fapmc.ru/docs/Report_ (дата обращения 12.05.2011 г.).
53. Убийство томского журналиста в вытрезвителе. URL: http://lenta.ru/story/vytrezvitel/ (дата обращения 12.05.2011 г.)


Работа похожей тематики


Н.А. БОКАТЮК

 

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Образование – основа духовного, культурного, социального, профессионального и экономи­ческого развития личности, общества и государства. Значе­ние образования в полной мере осознано всем мировым сообществом. Образовательно-профессиональный потенциал обще­ства и его носители (человеческие ресурсы) являются важнейшим источником благосостояния любой нации[1]. При этом в совре­менных формах производства и обслуживания капиталу и природным факторам все в большей степени отводится пассивная роль, и только человеческий капитал (накоплен­ные знания и умения, используемые для нахож­дения эффективных решений в различных областях дея­тельности) не имеет ограничений. Высокая доля природной составляющей в националь­ном богатстве России во многом связана с ее ресурсами, но их интенсивная эксплуатация (особенно невоспроизводи­мой части) делает стратегически важной задачу развития человеческого фактора, человеческого капитала[2].

Согласно ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека[3].

Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры[4]. Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания. Обучение – процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду[5]. Воспитание – создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, социальные институты[6].

Среднее профессиональное образование, согласно Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО, приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию, т.е. среднее профессиональное образование выступает как послесреднее образование. Его базой является среднее (полное) общее образование (сегодня – 9 классов), которое обеспечивает освоение образовательной программы СПО. Более 2/3 абитуриентов колледжей, техникумов, училищ составляют выпускники полной средней общеобразовательной школы. По ряду специальностей (медицинских, юридических, связанных с эксплуатацией транспорта и др.) прием в ссузы осуществляется только на базе среднего (полного) общего образования, однако в соответствии с п. 1 ст. 23 Закона РФ «Об образовании» в средние профессиональные учебные заведения принимаются и выпускники основной общеобразовательной школы, т.е. бывшие девятиклассники. Для студентов, принятых в ссузы на базе основного общего образования, общеобразовательная подготовка осуществляется в течение одного первого года обучения, для чего нормативный срок обучения увеличивается на один год[7]. Только по некоторым педагогическим специальностям общеобразовательные дисциплины изучаются в течение полутора-двух лет[8].

В связи с этим одной из важнейших проблем развития России является решительный поворот проводимой в стране политики в области образования в сторону укрепления в общественном сознании представле­ния об образовании как ведущем, определяющем и, по су­ществу, на современном этапе единственном факторе дос­тижения стратегических целей становления нового общества, формирования активной пози­ции государства[9]. При этом необходимо учитывать следую­щие принципиальные моменты:

- образование в совокупности с наукой – главный фак­тор создания в России высокоэффективной экономики на принципиально новой производственно-техноло­гической основе, в рамках новых производственно-рыночных отношений в период перехода России в постиндустриальную, информационную фазу развития;

- образование в совокупности с общественно-полити­ческими институтами и средствами массовой инфор­мации – это ключевое орудие формирования в стра­не гражданского общества, правового демократиче­ского государства;

- образование в совокупности с культурой, с опорой на национальные и исторические традиции, с учетом мирового опыта – определяющий фактор формиро­вания и воспитания высоконравственной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности[10].

Необходимость реализации этих положений определе­на в Национальной доктрине развития образования в Рос­сийской Федерации, в которой говорится, что «страте­гические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая: 1) создание основы для устойчивого социально-эконо­мического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; 2) укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества; 3) кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособ­ностью и инвестиционной привлекательностью; 4) утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики»[11].

Сегодня, говоря о развитии системы российского образования или ее подсистемы, все чаще справедливо связывают его с модернизацией системы образования, а не с ее реформой. В этом есть свой резон, так как «реформа – это преобразование, переустройство», и считается, что как демократиче­ское переустройство реформа образования произошла в 1992 г., когда «обретение знаниями стало носить характер экономической категории. Знания превратились в товар, а носитель знаний – в их собственника» (Энцик­лопедия профессионального образования)[12].

В настоящее время в системе образования сложилось явное противоречие между инновационными процессами, ведущими к преобразованию массовой практики (внедрение инновационных технологий, появление учреждений образования новых видов и типов, в частности негосударствен­ных, и др.), и классической, традиционной педагогической парадигмой, как правило, сдерживающей, тормозящей эти процессы. Именно это противоре­чие и обусловливает особенность состояния современной ситуации в системе образования России. Разрешение данного противоречия, по мнению автора, составляет основу процесса модернизации. Сегодняшний этап – этап модернизации, т.е. такого совершенствования образования, которое отвечает современным требованиям. В науке отмечается, что «модернизировать – это делать современным, из­менять в соответствии с современным техническим уровнем, требования­ми, вкусами, вводя разнообразные усовершенствования изображении ста­рины придавать ей черты, свойственные новому времени»[13]. Историко-педагогический анализ показывает, что термин «модерни­зация» неоднократно использовался в сфере образования и в последние де­сятилетия XX в. приобрел богатое социально-философское содержание. Им принято обозначать особый способ общественного прогресса, осуществ­ляющегося не самопроизвольно, но целенаправленно и управляемо. В науке отмечается, что модернизация страны опирается на модернизацию образо­вания, на его содержательное и структурное обновление.

Российская система образования должна перейти из режима выжи­вания в режим развития. Следовательно, система образования в условиях сегодняшнего дня должна функционировать в режиме развития, самодви­жения, саморазвития. В концепции модернизации образования предлагает­ся ряд мер по ее переводу в режим развития: во-первых, адаптация системы образования к изменившимся соци­ально-экономическим и государственно-политическим условиям развития России; во-вторых, освоение опыта модернизации образовательной сферы, накопленного наиболее развитыми странами мира[14]. С началом 1990-х годов связан резкий перелом в характере и направлениях социально-экономического развития страны. Прежде всего, произошел полный развал экономики как рационально-рефлексивного контура,        удерживающего хозяйство, которое, напротив, испытало беспрецедентный и неконтролируемый рост[15].

Система же среднего профессионального образования, ориентировавшаяся, в том числе, на обслуживание экономики и социальной сферы страны, оказалась не приспособленной к расцвету «хозяйственной деятельности» и предпринимательской активности населения. Попытки развития его содержания в этот период (который продолжается и сегодня) предпринимались в традиционной логике подготовки по специальности: в частности, резко возросла численность учреждений и выпускников экономического и коммерческого профиля, продолжается формальное внедрение в учебный процесс информационных технологий. Однако рынок «повернулся спиной» к системе профессионального образования, поскольку в условиях становления инновационной экономики специалисты ему больше не были нужны – ему стали нужны профессионалы.

С переходом к инновационной экономике, основанной на обороте знаний, традиционное профессиональное образование столкнулось с новыми проблемами[16]. Во-первых, резко сократился жизненный цикл любого товара, в первую очередь инноваций и технологий: новый для рынка продукт уже через 3–5 лет безнадежно устаревает и требует замены (для отдельных классов товаров, в частности, в информационных и коммуникационных технологиях «срок жизни» нового продукта еще меньше – иногда не более года). Вследствие этого традиционный специалист, даже имеющий высокий уровень подготовки по тому или иному технологическому профилю, сталкивается с необходимостью постоянной (зачастую радикальной) переподготовки и переквалификации. Существующая же система профессионального образования к разрешению данной проблемы не приспособлена ни содержательно, ни технологически[17].

Во-вторых, превращение знания в ресурс и углубляющийся разрыв между теоретическим и «рецептурным» знанием порождают проблему его «обратимости»: каким образом можно переходить от теоретического знания к орудийному и от орудийного быстро «возвращаться» к теоретическому? По сути, для инновационной экономики знание превращается в главный ресурс только потому, что его становится все меньше. С экономической точки зрения самый дорогой ресурс тот, доступ к которому наиболее ограничен. Очевидно, что основным требованием инновационной экономики к теоретическому знанию как ресурсу становится наличие четкого и действенного механизма реализации теоретической модели. Профессионал в этих условиях вынужден «выходить» в проектную логику, а его качественная подготовка должна предполагать следующую систему переходов: теоретическое – проектное – технологическое – инструментальное – орудийное знание[18]. В условиях инновационной экономики знание дает возможность создавать собственные прецеденты новых, еще не существующих производств и технологий. Технологии же освоения проектной культуры, связанной с особым типом организации мышления, в профессиональном образовании отсутствуют[19].

В-третьих, в становлении субъекта собственной деятельности, в его позиционировании в условиях современной информационной среды ключевую роль играет овладение целостным знанием, умение входить в существующие и строить новые профессиональные общности, субъективироваться в них и вырабатывать собственную позицию. Данные качественные характеристики имеют антропологический статус и при этом являются основными условиями успешного профессионального развития. В рамках же традиционной системы профессионального образования подобная образовательная задача не ставится в принципе[20].

Таким образом, современный профессионал должен стать носителем новой интегральной способности к метаорганизации, предполагающей умение: 1) быстро ориентироваться в сложном и многоуровневом мире деятельности и ресурсов; 2) строить пространства потенциально возможной деятельности, для которой пока нет места; 3) становиться субъектом собственной деятельности, в том числе соотносить содержание деятельности со своей позицией и ценностно-смысловыми установками[21].

Устойчивое понимание ведущей роли образования в об­щественном развитии само по себе отнюдь не решает зада­чи реализации доступности образования вообще и его кон­кретного вида, отвечающего интересам человека и общества, а также реализации человеком своего образовательного потенциала в избранном им виде деятельности. Для всего этого необходимы определенные условия, в первую очередь наличие права человека на получение об­разования и реальное обеспечение возможностей реализа­ции этого права[22]. Этот момент особо отмечен во Всеобщей декларации прав человека, где говорится:

«1. Каждый человек имеет право на образование. Обра­зование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступ­ным, и высшее образование должно быть одинаково дос­тупным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному раз­витию человеческой личности, к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование долж­но содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группа­ми и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».

Говоря более конкретно о сути функций образования, в том числе среднего профессионального, следу­ет отметить его роль как мощного источника знаний, обес­печивающего культурно-образовательное развитие населе­ния[23]. В условиях демократизации общественной жизни, основанной на высокоразвитом, гуманистически ориенти­рованном личностном факторе, среднее профессиональное образование должно стать по-настоящему действенным ин­ститутом, формирующим свободное от догм и предрассуд­ков мировоззрение личности, интеллектуальный, культур­ный и морально-этический общественный менталитет, основанный на достижениях цивилизации, на лучших на­циональных и местных традициях, на демократических принципах уважения и защиты прав граждан всех слоев и групп. В этом заключается социокультурная функция данно­го уровня образования[24].

Образование должно (и способно) сыграть важную роль в демократизации жизни общества, повышении уровня его гражданственности, поскольку лишь по-настоящему образо­ванный человек сумеет разумно и в полной мере использо­вать возможности, предоставляемые демократией в полити­ческой, экономической и социальной сферах жизни[25].

Другой важнейший аспект воздействия профессиональ­ного образования на развитие общества – формирование новой генерации работников. В этом плане образование выступает, прежде всего, как институт воспроизводства зна­ний, умений и навыков, свойственных разным профессиям, специальностям; как институт подготовки квалифицированных кадров для различных средств и видов деятельно­сти, что служит базовым условием формирования и разви­тия трудового потенциала общества[26].

Характеризуя социально-экономические функции сред­него профессионального образования, необходимо иметь в виду то существенное обстоятельство, что для России оно традиционно развито с позиций как образовательной дея­тельности, так и формирования кадрового потенциала. Спе­циалисты данного профиля всегда занимали важное, а во многих случаях решающее место в составе совокупного ра­ботника. Сама история создания средних профессиональных учеб­ных заведений связана с активными действиями в области формирования производства. Так, первое горное училище типа техникума было создано на Урале в 1710 г., а второе – в 1723 г. К 1914 г. в стране дейст­вовало 450 средних профессиональных учебных заведений, в кото­рых обучались около 50 тыс. человек. Именно специалисты этого профиля составляли в России ранее и до настоящего времени наиболее многочисленную часть инженерно-технического потенциала, постепенно расширяя сферу сво­его труда и на производстве, и в социальной сфере.

В настоящее время образование этого уровня имеют 22% взрослого населения России, что в 1,5 раза больше, чем доля населения с высшим профессиональным образовани­ем. Среди населения трудоспособного возраста лица со средним профессиональным образованием составляют более 26% (для сравнения: охват высшим профессиональным образованием – около 17%). В общем составе занятых в экономике России специалисты рассматриваемого профи­ля в 2001 г. составляли 31,1%[27].

Самые высокие значения доли специалистов рассматри­ваемого профиля (до 40%) в составе работающих присущи отраслям экономики, носящим характер сервисных, – тор­говле, общественному питанию, транспорту, связи, жилищно-коммунальному хозяйству, финансам, кредиту, страхованию, социально-культурным видам деятельности, – где труд ра­ботника имеет характер услуги. Довольно высокая доля работников этого уровня образования (до 30%) характерна и для отраслей материального производства[28]. Например, после спада в 1992–1994 гг. динамика подготовки спе­циалистов со средним профессиональным образованием характеризуется стабильным ростом: с 1995 г. – приема и численности студентов; с 1996 г. – выпуска специалистов. За период 1996–2003 гг. численность студентов возросла с 1 978 тыс. человек до 2,5 тыс. человек, или на 434 тыс. чело­век (на 22%), прием студентов вырос на 189 тыс. человек, или на 29%, выпуск специалистов – на 99 тыс. человек, или на 20%. В 2000 г. прием в средние профессиональные учебные за­ведения превысил уровень 1985 г. (максимальный уровень приема за всю историю отечественного среднего профес­сионального образования) на 1,6%, в 2001 г. – на 2,7%.

В настоящее время сеть учреждений среднего профес­сионального образования характеризуется значительным разнообразием организационно-правовых форм. Более трети государственных средних профессиональных учебных за­ведений находится в собственности субъектов Российской Федерации, расширяется создание муниципальных и не­государственных образовательных учреждений. Формируется негосударственный сектор среднего про­фессионального образования, включающий более 130 средних профессиональных учебных заведений, в которых обучаются более 20 тыс. студентов[29].

Современный этап развития среднего профессиональ­ного образования характеризуется значительным измене­нием профильной структуры подготовки кадров. За послед­ние 10 лет доля приема по экономическим и юридическим специальностям возросла с 11% до 36% за счет сокращения приема по техническим (с 53% до 37%) и сельскохо­зяйственным (с 12% до 5%) специальностям. В то же время в 1996–2003 гг. наблюдалась стабилизация и постепенный рост масштабов подготовки специалистов по техническим специальностям за счет расширения реали­зации образовательных программ в области технического и технологического сервиса (технологическое обслужива­ние машин и оборудования, электроэнергетических сис­тем, вычислительной техники). Стали формироваться но­вые направления подготовки в области образования, информатизации, экономики и управления. За последние три года в Классификатор специальностей среднего про­фессионального образования введено более двадцати но­вых специальностей[30].

Развиваются связи среднего профессионального обра­зования с другими образовательными уровнями в со­держательном и в образовательном аспектах. При этом среднее профессиональное образование выступает в качестве важного звена в развитии подготовки кадров по сопря­женным учебным планам, что позволяет сокращать общие сроки прохождения образовательной траектории. Более 200 вузов имеют в своем составе структурные подразделения, реализующие программы среднего профессионально­го образования (для сравнения: в 1994 г. – 44). Растет чис­ленность выпускников со средним профессиональным образованием, поступающих в вузы для продолжения обра­зования. В 2002 г. она составила 322 тыс. человек, или 25% от общего приема в вузы. При этом 82% выпускников сред­них профессиональных учебных заведений, поступивших в вузы, обучались по вечерней и заочной формам обучения, сочетая учебу с работой (в 1995 г. – 76%). Таким образом, среднее профессиональное образование не только обеспечива­ет получение специальности, но и создает условия для продвижения личности в системе непрерывного профес­сионального образования[31].

Среднее профессиональное образование и ранее и те­перь, в условиях социально-экономических преобразований, показало высокую устойчивость, обусловленную традицион­ной ориентацией на образовательные нужды экономики, зна­чимость в решении важнейших задач образовательно-культурного и экономического развития общества в целом и региональных социумов в частности. Широкое развитие в России сети средних профессиональных учебных заведений обеспечивает, во-первых, доступ­ность образования данного типа для различных слоев и групп населения и, во-вторых, подготовку специалистов по широ­кому кругу специальностей для экономики каждого региона, что создает необходимые условия для дальнейшей ориента­ции средних профессиональных учебных заведений на региональ­ные образовательные потребности. Все это дает возможность значительно повышать степень использования потенциала среднего профессио­нального образования, развития всех его функций, усиления роли в развитии общества[32].

Один из путей решения этой задачи – последователь­ная ориентация средних профессиональных учебных заведений на реализацию интересов и запросов местного населения, хозяйственных структур, функционирующих в районах их деятельности. Особенно важным это становится в условиях системных изменений в экономике регионов, формирова­ния региональных рынков труда, во многом локализующих трудовые миграционные процессы. Это тем более необхо­димо, что среднее профессиональное образование, как от­мечалось, складывалось в России в виде системы, ориенти­рованной на удовлетворение кадровых запросов отраслевых министерств и ведомств, отдельных крупных производств. Прямая региональная направлен­ность на местные потребности была присуща лишь сред­ним специальным учебным заведениям педагогического и медицинского профилей, культуры и искусства, а также, в определенной степени, строительного и сельскохозяй­ственного профилей. В настоящее время в связи с указанными обстоятельствами функционирование сети средних профессиональных учебных заведений, сложившейся по отраслевому принципу, приходит в противоречие с задача­ми социально-экономического развития регионов[33].

В соответствии с приоритетами образовательной политики Российской Федерации, Федераль­ной программой развития образования[34] Правительство Москвы определило в качестве трех основных направлений модернизации московского образования его доступность, качество и эффектив­ность. Целью модернизации московского образования на современ­ном этапе является приведение его в соответствие с новыми требо­ваниями динамично развивающегося столичного мегаполиса, соз­дание механизмов устойчивого развития образования, системы его постоянного обновления с учетом социальных и экономических потребностей города, запросов личности, общества и государства[35]. Для достижения данной цели должны быть интенсивно задействованы следующие два фактора:

1) максимальная мобилизация внутренних ресурсов сферы образования; оптимизация его содержания, структуры, органи­зационных форм и технологий, экономических и управленческих механизмов; использование разнообразных форм стимулирования обновления образования;

2) более активное привлечение внешних ресурсов (финансо­вых, материально-технических, организационных, информацион­ных, кадровых, интеллектуальных и др.), развертывание системы широкого социального партнерства в сфере образования (с ис­пользованием СМИ, телекоммуникационных сетей, Интернета, потенциала общественных объединений и организаций). Реализация указанной цели модернизации московского обра­зования связана с необходимостью решения следую­щих задач:

- модернизация организационно-экономических механиз­мов системы образования;

- повышение эффективности управления образованием;

- нормативное правовое обеспечение модернизации образо­вания;

- обеспечение государственных гарантий доступности каче­ственного общего образования;

- создание условий для повышения качества общего образо­вания;

- создание условий для повышения качества профессиональ­ного образования;

- повышение эффективности кадрового обеспечения образо­вания[36].

Главным приоритетом становится задача формирования сис­темы непрерывного образования, создания единой, доступной для каждого москвича структуры ступеней и уровней образовательной подготовки. Программа «Столичное образование-4» ориентирует образовательное сообщество Москвы на интеграцию всех имею­щихся в городе образовательных ресурсов в целях построения единого образовательного пространства. К числу важнейших ресурсов такого рода относится московское профессиональное образование, включающее ступени начального, среднего и высшего профессионального образования[37]. Закономер­но, что ранее утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 19 октября 2004 г. № 724-ПП Городская целевая программа «Раз­витие учреждений начального и среднего профессионального обра­зования города Москвы на 2005–2007 гг.» в качестве составной части вошла в программу «Столичное образование-4»[38]. Достижение качественно нового уровня системы профессио­нального образования становится возможным только при условии открытости для инновационных процессов и отдельных учебных заведений, и всей системы. Без организации непрерыв­ной инновационной деятельности невозможно обеспечить устойчи­вое развитие сферы профессионального образования[39].

Перевести систему профессионального образования из ре­жима функционирования в режим устойчивого развития – главная целевая установка следующего этапа процесса ре­формирования и модернизации[40]. Для достижения указанной цели необходимо вы­полнение ряда принципиальных условий, прежде всего:

- продолжения на новом качественном уровне структурной модернизации системы профессионального образования;

- формирования новых подходов к организации эффективного управления отдельными учебными заведениями и всей сис­темой;

- создания системы непрерывного обновления содержания об­разования и современной системы управления качеством профес­сионального образования;

- реализации эффективных подходов к обновлению кадрового потенциала системы профессионального образования.

Определены приоритетные задачи:

- развитие системы государственно-общественного управления профессиональным образованием и различных форм социального партнерства;

- определение перечня профессий, специальностей и специали­заций начального и среднего профессионального образования, особо востребованных предприятиями и организациями Москвы, а также обоснованного плана набора в учреждения профессиональ­ного образования;

- модернизация материально-технической базы учреждений профессионального образования, создание современной базы для прохождения производственного обучения и производственной практики обучающихся;

- получение городского заказа для учреждений профессиональ­ного образования на выпуск продукции и оказание услуг;

- создание системы трудоустройства выпускников и их даль­нейшего закрепления на производстве[41].

Одним из ведущих направлений деятельности учреждений профессионального образования является создание условий для по­вышения качества профессионального образования, которое базируется на идее обновления содержания и технологий профес­сионального образования, удовлетворяющих запросы рынка труда, а также формирования у молодежи реального опыта трудовых и производственных отношений, обеспечения обучающихся техноло­гиями поиска работы и предъявления себя на рынке профессио­нальных услуг в качестве выпускника-профессионала, имеющего глубокую и всестороннюю профессиональную подготовку по осво­енной специальности[42].

Основными педагогическими условиями повышения качества получаемого образования становятся следующие позиции:

- организация эффективной системы социального партнерства образовательных учреждений со сторонними организациями;

- разработка содержания регионального компонента ГОС НПО и СПО;

- соответствие содержания образования требованиям работо­дателей и складывающейся конъюнктуры рынка труда;

- научно-методическое и научно-экспериментальное сопровож­дение образовательного процесса НПО и СПО базового и повышенного уровней;

- обновление и укрепление материально-технической базы образовательного процесса;

- повышение квалификации и переподготовка инженерно-педагогических кадров, осуществляющих образовательную дея­тельность в колледжах;

- осуществление преемственности начального и среднего профессионального образования;

- разработка системы воспитательной работы с учащимися в колледже;

- реализация системы сопровождения профессиональной карь­еры.

Дополнительное образование детей в городе Москве в разной мере осуществляется образовательными учреждениями всех типов и видов по дополнительным образовательным программам (образова­тельным программам дополнительного образования детей)[43]. Дополнительное образование создает условия, благопри­ятные для реализации детьми социальных и культурных прав в пространстве жизнедеятельности человека; обеспечивает справед­ливость в распределении ресурсов на получение образования; спо­собствует установлению взаимопонимания и более эффективного сотрудничества различных поколений, культур, социальных групп[44]. Дополнительное образование мобильно, вариативно, многооб­разно, личностно ориентировано. Обеспечивая социальную адап­тацию, продуктивную организацию свободного времени детей, до­полнительное образование является одним из определяющих фак­торов развития их склонностей, способностей и интересов, их социального и профессионального самоопределения[45].

Включенное в структуру разноуровневых образовательных прак­тик, дополнительное образование создает условия, благоприятные для удовлетворения интересов личности, и обеспечивает тем са­мым реальность освоения человеком определенной культуры вне зависимости от возраста. Освоение избранных учащимися образо­вательных программ осуществляется в индивидуальном темпе и объеме[46].

Признавая дополнительное образование детей существенным фактором развития городской образовательной системы и критиче­ски оценивая существующие противоречия, автор считает необходимым обеспечить разрешение таких актуальных проблем, как формирование теоретико-методологических и нормативно-правовых основ данного вида образования, регламентация образо­вательной деятельности при сохранении субъектной позиции обу­чающихся, дружественный стиль взаимоотношений с педагогами. К стратегическим приоритетам развития дополнительного образования детей в городе Москве следует отнести ак­туализацию ресурсной базы дополнительного образования детей, активизацию инновационных процессов, обеспечивающих оформление представлений о содержании и качестве до­полнительного образования детей, совершенствование управ­ления данной сферой[47]. В интересах детей необходимо обеспечить доступность, эффективность и качество дополнительного образования. В постоянном обновлении нуждается содержание предлагаемого де­тям образования, особого внимания требуют вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педаго­гических кадров, организации социального партнерства[48].

В целях реализации Городской целевой программы развития образования «Столичное образование-4» необ­ходимо осуществить комплекс мероприятий, обеспечивающих устойчивое развитие системы дополнительного образования детей, в частности разработать:

1) региональную базовую концепцию содержания дополнительно­го образования детей и регламент осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (образовательным программам дополнительного образования де­тей);

2) минимум требований к содержанию предлагаемого детям об­разования (локальные образовательные стандарты) по широкому спектру направлений;

3) образовательные программы новых классов (дифференциро­ванные по сложности учебного материала, интегрированные с об­щим и профессиональным образованием, направленные на фор­мирование коммуникативной культуры и т.д.);

4) положение о статусе сертификата об освоении образователь­ных программ;

5) перечень оборудования и материалов для осуществления об­разовательного процесса по различным направленностям[49].

Одним из ведущих направлений деятельности является созда­ние условий для повышения качества среднего профессионального об­разования, которое базируется на идее обновления содержания и технологий среднего профессионального образования, удовлетворяющих за­просы рынка труда, а также формирования у молодежи реального опыта трудовых и производственных отношений, обеспечения обу­чающихся технологиями поиска работы и предъявления себя на рынке профессиональных услуг[50].

Эффективность работы образовательных учреждений среднего профессионального образования зависит от готовности инженерно-педагогических работников участвовать в решении задач, связанных с переходом на новое содержание среднего профессионального образования. Сегодня необходимо обеспечить возможности полу­чения широкопрофильной подготовки по целому спектру специаль­ностей, достижения более высоких уровней квалификации по вы­бранным специальностям. Важным аспектом обновления содержа­ния образования является комплексное научное и методическое обеспечение образовательного процесса, внедрение новых образователь­ных технологий[51].

В заключение сделаем следующие выводы.

Среднее профессиональное образование – это самостоятельный, качественно определенный уровень системы образова­ния, реализующий программы, основанные на среднем (полном) общем образовании, и обеспечивающий удовлетворение потребностей личности в углублении и рас­ширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно выступает в качестве важного звена в целенаправленном образовательном процессе развития и профессиональной подготовки кадров в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО) ЮНЕСКО приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.

В концепции модернизации образования предлагает­ся ряд мер по ее переводу в режим развития: во-первых, адаптация системы образования к изменившимся соци­ально-экономическим и государственно-политическим условиям развития России; во-вторых, освоение опыта модернизации образовательной сферы, накопленного более продвинутыми странами мира.

Система среднего профессионального образования, ориентировавшаяся в конце XX в. на обслуживание социальной сферы страны, оказалась не приспособленной к расцвету «хозяйственной деятельности» и предпринимательской активности населения России. Попытки развития его содержания в этот период (который продолжается и сегодня) предпринимались в традиционной логике подготовки по специальности: в частности, резко возросла численность учреждений и выпускников экономического и коммерческого профиля, продолжается формальное внедрение в учебный процесс информационных технологий.

Одна из важнейших проблем развития России – решительный поворот проводимой в стране политики в области образования к укреплению в общественном сознании представле­ния об образовании как ведущем, определяющем и, по су­ществу, на современном этапе единственном факторе дос­тижения стратегических целей становления нового общества, формирования активной пози­ции государства.

 



[1] См.: Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учебное пособие. М.: Логос, 2000. С. 6.

[2] См.: Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. 2-е изд. М., 2006. С. 34.

[3] Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, на развитие, на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.

[4] См.: Большой советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 569.

[5] См.: Новый словарь русского языка. М., 2000. С. 312.

[6] См.: Энциклопедический словарь. М., 2002. С. 120.

[7] См.: Парамонов А.И. Предпринимательская подготовка молодежи: инновационная образовательная система (организационно-педагогические основы предпринимательской подготовки молодежи). М.: КПиСТП, 2004. С. 55.

[8] См.: Современные проблемы образования: Сб. трудов / Под ред. Г.В. Мухаметзяновой. Казань: ИСПО РАО, 2000. С. 20.

[9] См.: Слободчиков В.И. Технология проектной деятельности в образовании. Москва – Киров, 2001. С. 43.

[10] См.: Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Указ. соч. С. 6.

[11] См.: Анисимов П.Ф. Социально-экономические основы регионализации среднего профессионального образования. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2004. С. 68.

[12] См.: Елина О.В., Жохов А.Л., Посашкова Т.Ю. Технологизация управления учреждением образования. Часть 1 // Приложение № 1 к журналу «Профессиональное образование». М., 2006. С. 4.

[13] См.: Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Указ. соч. С. 56.

[14] Однако это не означает, что модернизация предполагает под­ражательность. В число ее ценностей входит культурная самобытность, бе­режное отношение к оправдавшим себя традициям, отказ от единообразия, вариативность подходов к разрешению проблем.

[15] См.: Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. 2-е изд. М., 2006. С. 34.

[16] См.: Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Отв. ред. В.В. Швецов. М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2004. С. 64.

[17] См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека // Основы психологической антропологии. Школьная пресса. М., 1995. С. 67.

[18] См.: Парамонов А.И. Указ. соч. С. 55.

[19] См.: Александров А.Е., Лисов В.И., Потапов А.С. Новый этап развития начального и среднего профессионального образования города Москвы. М.: Центр «Школьная книга», 2004. С. 76.

[20] См.: Сметное планирование по финансовому нормативу затрат на обучающегося, воспитанника общеобразовательного учреждения: Методические рекомендации / Отв. ред. М.Л. Левицкий, Е.В. Никоненко. М.: Центр «Школьная книга», 2007. С. 68.

[21] См.: Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Отв. ред. В.В. Швецов. М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2004. С. 67.

[22] См.: Денисевич М.Н., Зубков К.И. Наука и образование России: вызов времени. Екатеринбург, 1999. С. 3.

[23] См.: Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Указ. соч. С. 56.

[24] См.: Демин В.М. Доклад // Среднее специальное образование России: пути развития. Материалы III съезда Союза директоров средних специальных учебных заведений России: Стенографический отчет. М.: Альфа-М, 2003. С. 41.

[25] См.: Денисевич М.Н., Зубков К.И. Указ. соч. С. 4.

[26] См.: Анисимов П.Ф. Указ. соч. С. 74.

[27] Там же. С. 79, 80.

[28] См.: Современные проблемы образования: Сб. трудов / Под ред. Г.В. Мухаметзяновой. Казань: ИСПО РАО, 2000. С. 20.

[29] См.: Сметное планирование по финансовому нормативу затрат на обучающегося, воспитанника общеобразовательного учреждения. Методические рекомендации / Отв. ред. М.Л. Левицкий, Е.В. Никоненко. М.: Центр «Школьная книга», 2007. С. 68.

[30] См.: Анисимов П.Ф. Указ. соч. С. 79.

[31] См.: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2005. С. 65.

[32] См.: Александров А.Е., Лисов В.И., Потапов А.С. Указ. соч. С. 76.

[33] К тому же в ситуации самостоятельного трудоустройства, ослож­ненной общими социально-экономическими трудностями, выпускники профессиональных учебных заведений ориентируются преимущественно на местные и региональные рынки труда.

[34] См.: Федеральная программа развития образования на период 2000–2005 гг., утверждена Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

[35] См.: Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Отв. ред. В.В. Швецов. М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2004. С. 50.

[36] См.: Материалы городских мероприятий по обеспечению выполнения программы «Столичное образование-4» / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2005. С. 38, 39.

[37] См.: Новая Россия: Информационный альманах. М.: Международные академические информации, 1994. С 70.

[38] См.: Наука, образование и технологии в России: Сб. научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН, 2006. С. 7.

[39] См.: Ерошин В.И. Экономика образования: проблемы и перспективы. М.: ИУО РАО, 1997. С. 2, 3.

[40] См.: Денисевич М.Н., Зубков К.И. Наука и образование России: вызов времени. Екатеринбург, 1999. С. 3.

[41] См.: Грязнова А.Г. Подготовка кадров: опыт, проблемы, перспективы // Деньги и кредит. 1995. № 9. С. 6.

[42] См.: Материалы городских мероприятий по обеспечению выполнения программы «Столичное образование-4» / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2005. С. 38, 39.

[43] См.: Содус Э.К. Как получить финансовую поддержку. Условия получения материальной поддержки от 84 фондов США, Англии, Германии и Японии. М.: Эра, 1993. С. 28, 29.

[44] См.: Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Указ. соч. С. 56.

[45] См.: Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: МГУ, 1995. С. 9.

[46] См.: Материалы городских мероприятий по обеспечению выполнения программы «Столичное образование-4» / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2005. С. 41.

[47] В связи с этим возрастает роль созданного в 2004/2005 учебном году городского Совета директоров учреждений дополнительного образования детей как субъекта общественно-государственного управления сферой дополнительного образования.

[48] См.: Егоршин А.П. Перспективы развития образования России в XXI веке // Право и образование. 2000. № 5. С. 8.

[49] См.: Алексеев Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения // Материалы научно-практической конференции, ИПИ РАО. М., 1994. С. 12.

[50] См.: Глазьев С. Проблемы прогнозирования макроэкономической динамики // Российской журнал. 2001. № 4. С. 6.

[51] См.: Материалы городских мероприятий по обеспечению выполнения программы «Столичное образование-4» / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2005. С. 42.

Источник: http://www.economy.law-books.ru/index.php?page=r5

 


1000
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!