Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Глава 1. Государственное регулирование средств массовой информации как теоретическая проблема
1.1. Понятие и тенденции развития средств массовой информации в настоящий период
1.2. Особенности государственной информационной политики
1.3. Государственная поддержка средств массовой информации
Глава 2. Основные государственные механизмы регулирования СМИ в Российской Федерации
2.1. Организационно-правовое регулирование СМИ в Российской Федерации
2.2. Особенности взаимодействия средств массовой информации и органов государственной власти в Российской Федерации
2.3. Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования СМИ в Российской Федерации
1.Нормативно-правовые акты
1. Конституции РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изм. от 30.12.2008) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Российская газета. 2009. 21 января.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в ред. от 27.04.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824; Российская газета. 2011. 27 апреля. Ст. 164.
3. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 (в ред. от 09.02.2009 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №7. Ст. 300; Российская газета. 2009. 11 февраля.
4. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: Федеральный закон от 13 января 1995 г. №7-ФЗ (в ре. От 12.05.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №3. Ст. 170; Российская газета. 2009. 15 мая.
5. Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 2010г. №11 // Собрание законодательства. 2010. №3. Ст. 188
2. Литература
6. Алхутова Г.А. Средства массовой информации в Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности. Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Юридическая литература, 2002. 154 с.
7. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2008. 668 с.
8. Бачило И.Л. Информационное право. М.: Юридический центр Пресс, 2010. 789 с.
9. Вартанова Е.Л. Европейский Союз в поисках информационного общества // Вестник Московского университета, серия Журналистика. 2009. №2. С. 67-69
10. Воробьев A.M. СМИ как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. Екатеринбург: Изд-во УрЮИ, 2008. 438 с.
11. Грабельщиков А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2007. 330 с.
12. Гукетлова Д.М. Государственно-правовое регулирование функционирования средств массовой информации в России: Дис. ... канд. юрид. наук, Кисловодск: КГУ, 2005. 161 с.
13. Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект Прес, 2008. 430 с.
14. Дженис М., Кей Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека: Практика и комментарии. М.: Права человека, 2007. 572 с.
15. Законодательство о средствах массовой информации. Учебно-практические материалы / Под ред. А.Г. Рихтера. М.: Центр Право и СМИ, 2009. 311 с.
16. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М.: Изд-во МГУ, 1995. 284 с.
17. Информационная политика: Учебник / Под ред. В.Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2007. 463 с.
18. Климов И.А. Телевидение: модальности существования // Социологические исследования. 2005. №10. С. 50-53
19. Конституции государств Европы в 3-х тт. / Под общей ред. Л.А. Окунькова. М.: Юридическая литература, 2001. Т. 3. 729 с.
20. Конституции зарубежных государств / Сост. В.В. Маклаков. М.: Юристъ, 2000. 520 с.
21. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Инфра-М, 2009. 645 с.
22. Копылов В.А. Информационное право: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Юристъ, 2009. 470 с.
23. Курочкина А.А. Формирование системы управления средствами массовой информации. СПб.: Питер, 2009. 372 с.
24. Лукина М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры и типы // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 2009. №6. С. 71-75.
25. Мелюхин И.С. Интернет и правовое регулирование // Законодательство и практика средств массовой информации. 2006. №12. С. 90-94.
26. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2007. 615 с.
27. Рихтер А.Г. Известия Уральского государственного университета // Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 20. №45(2006). С. 34-38.
28. Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под ред. Я. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2009. 405 с.
29. Совет Европы: документы по проблемам средств массовой информации. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2000. 480 с.
30. Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2009. 430 с.
31. Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М.: Международные отношения, 2002. 422 с.
32. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.: Академия, 2006. 232 с.
33. Фомичева И.Д. Социология СМИ. М.: Аспект пресс, 2007. 335 с.
34. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. М.: Фониум, 2010. 338 с.
35. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М.: Аспект Пресс, 2010. 172 с.
36. Энтин В.Л. Правовое регулирование деятельности прессы за рубежом. Обзор законодательных документов. М.: Юридическая литература, 2008. 443 с.
37. Яковенко И.А. Роль Союза журналистов России в становлении гражданского общества // Роль прессы в формировании в России гражданского общества. М.: НОРМА, 1999. С. 153-158.
3. Интернет – источники
38. Взятку не приняли в печать URL: Издательский дом Комерсантъ. http://www.kommersant.ru/doc/1225953 (дата обращения 12 мая 2011 г.).
39. В Уфе по подозрению в экстремизме арестован издатель газеты. URL: http://www.gazeta.ru/news/lenta/2009/04/24/n_1355516.shtml (дата обращения 12.05.2011 г.)
40. Главред газеты «Дуэль» осужден за экстремизм. URL: http://www.gazeta.ru/news/lenta/2009/09/18/n_1405050.shtml (дата обращения 12.05.2011 г.)
41. Генеральный директор «Слободы» не знает о нарушениях в собственном издании. URL: http://newstula.ru/news/view/16598/ (дата обращения 12.05.2011 г.).
42. Дмитрий Медведев провел совещание по вопросу развития средств массовой информации // URL: Официальный сайт Президента России. http://президент.рф/news/8311 (дата обращения: 12.05.2011 г.).
43. Ивановских журналистов задержали за публикацию компромата. URL: Лента. ru: Издание Rambler. Media.Group. http://lenta.ru/news/2010/01/28/ivanovo/ (дата обращения 12.05. 2011 г.).
44. Издательский дом «Телемир» поймали на завышении тиражей. URL: // http://www.mediaatlas.ru/news/?id=26934 (дата обращения 12.05.2011 г.).
45. Журналиста и правозащитника оштрафовали на 400 тысяч. URL: Агентство новостей. Chelyabinsk.ru. http://chelyabinsk.ru/newsline/212983.html (дата обращения 12 мая 2011 г.).
46. Журналистов дагестанской газеты "Черновик" обвиняют во вражде к милиции. URL: http://www.islamnews.ru/news-17533.html (дата обращения 12.05.2011 г.).
47. Журналист Олег Лурье приговорен к восьми годам колонии. URL: http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1072397-0.html (дата обращения 12.05.2011 г.)
48. За прошлый год СМИ получили 33 предупреждения о пропаганде экстремизма. URL: http://journalist.karelia.ru/index.php?option=com_content&task. (дата обращения 12.05.2011 г.)
49. Коллегия юристов СМИ: Новости законодательства в сфере масс-медиа за июнь 2009 года // Гильтдия издателей периодической печати. http://www.gipp.ru/print.php?id=28639 (дата обращения 12.05.2011 г.).
50. Определение Верховного суда России по делу о ликвидации газеты «Русское Забайкалье». URL: СОВа. Информационно-аналитический центр. http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/docs/2009/11/d17374/ (дата обращения 12.052011 г.).
51. Помощник Медведева сулит приватизацию государственным СМИ. URL: ВВС Русская служба. http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2010/11/1011 (Дата обращения 11.05.2011 г.).
52. Российский рынок периодической печати, 2005 год. Состояние, тенденции и перспективы развития. URL:: Официальный сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. http://www.fapmc.ru/docs/Report_ (дата обращения 12.05.2011 г.).
53. Убийство томского журналиста в вытрезвителе. URL: http://lenta.ru/story/vytrezvitel/ (дата обращения 12.05.2011 г.)
Н.А. БОКАТЮК
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образование – основа духовного, культурного, социального, профессионального и экономического развития личности, общества и государства. Значение образования в полной мере осознано всем мировым сообществом. Образовательно-профессиональный потенциал общества и его носители (человеческие ресурсы) являются важнейшим источником благосостояния любой нации[1]. При этом в современных формах производства и обслуживания капиталу и природным факторам все в большей степени отводится пассивная роль, и только человеческий капитал (накопленные знания и умения, используемые для нахождения эффективных решений в различных областях деятельности) не имеет ограничений. Высокая доля природной составляющей в национальном богатстве России во многом связана с ее ресурсами, но их интенсивная эксплуатация (особенно невоспроизводимой части) делает стратегически важной задачу развития человеческого фактора, человеческого капитала[2].
Согласно ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека[3].
Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры[4]. Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания. Обучение – процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду[5]. Воспитание – создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, социальные институты[6].
Среднее профессиональное образование, согласно Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО, приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию, т.е. среднее профессиональное образование выступает как послесреднее образование. Его базой является среднее (полное) общее образование (сегодня – 9 классов), которое обеспечивает освоение образовательной программы СПО. Более 2/3 абитуриентов колледжей, техникумов, училищ составляют выпускники полной средней общеобразовательной школы. По ряду специальностей (медицинских, юридических, связанных с эксплуатацией транспорта и др.) прием в ссузы осуществляется только на базе среднего (полного) общего образования, однако в соответствии с п. 1 ст. 23 Закона РФ «Об образовании» в средние профессиональные учебные заведения принимаются и выпускники основной общеобразовательной школы, т.е. бывшие девятиклассники. Для студентов, принятых в ссузы на базе основного общего образования, общеобразовательная подготовка осуществляется в течение одного первого года обучения, для чего нормативный срок обучения увеличивается на один год[7]. Только по некоторым педагогическим специальностям общеобразовательные дисциплины изучаются в течение полутора-двух лет[8].
В связи с этим одной из важнейших проблем развития России является решительный поворот проводимой в стране политики в области образования в сторону укрепления в общественном сознании представления об образовании как ведущем, определяющем и, по существу, на современном этапе единственном факторе достижения стратегических целей становления нового общества, формирования активной позиции государства[9]. При этом необходимо учитывать следующие принципиальные моменты:
- образование в совокупности с наукой – главный фактор создания в России высокоэффективной экономики на принципиально новой производственно-технологической основе, в рамках новых производственно-рыночных отношений в период перехода России в постиндустриальную, информационную фазу развития;
- образование в совокупности с общественно-политическими институтами и средствами массовой информации – это ключевое орудие формирования в стране гражданского общества, правового демократического государства;
- образование в совокупности с культурой, с опорой на национальные и исторические традиции, с учетом мирового опыта – определяющий фактор формирования и воспитания высоконравственной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности[10].
Необходимость реализации этих положений определена в Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации, в которой говорится, что «стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая: 1) создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; 2) укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества; 3) кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью; 4) утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики»[11].
Сегодня, говоря о развитии системы российского образования или ее подсистемы, все чаще справедливо связывают его с модернизацией системы образования, а не с ее реформой. В этом есть свой резон, так как «реформа – это преобразование, переустройство», и считается, что как демократическое переустройство реформа образования произошла в 1992 г., когда «обретение знаниями стало носить характер экономической категории. Знания превратились в товар, а носитель знаний – в их собственника» (Энциклопедия профессионального образования)[12].
В настоящее время в системе образования сложилось явное противоречие между инновационными процессами, ведущими к преобразованию массовой практики (внедрение инновационных технологий, появление учреждений образования новых видов и типов, в частности негосударственных, и др.), и классической, традиционной педагогической парадигмой, как правило, сдерживающей, тормозящей эти процессы. Именно это противоречие и обусловливает особенность состояния современной ситуации в системе образования России. Разрешение данного противоречия, по мнению автора, составляет основу процесса модернизации. Сегодняшний этап – этап модернизации, т.е. такого совершенствования образования, которое отвечает современным требованиям. В науке отмечается, что «модернизировать – это делать современным, изменять в соответствии с современным техническим уровнем, требованиями, вкусами, вводя разнообразные усовершенствования изображении старины придавать ей черты, свойственные новому времени»[13]. Историко-педагогический анализ показывает, что термин «модернизация» неоднократно использовался в сфере образования и в последние десятилетия XX в. приобрел богатое социально-философское содержание. Им принято обозначать особый способ общественного прогресса, осуществляющегося не самопроизвольно, но целенаправленно и управляемо. В науке отмечается, что модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление.
Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим развития. Следовательно, система образования в условиях сегодняшнего дня должна функционировать в режиме развития, самодвижения, саморазвития. В концепции модернизации образования предлагается ряд мер по ее переводу в режим развития: во-первых, адаптация системы образования к изменившимся социально-экономическим и государственно-политическим условиям развития России; во-вторых, освоение опыта модернизации образовательной сферы, накопленного наиболее развитыми странами мира[14]. С началом 1990-х годов связан резкий перелом в характере и направлениях социально-экономического развития страны. Прежде всего, произошел полный развал экономики как рационально-рефлексивного контура, удерживающего хозяйство, которое, напротив, испытало беспрецедентный и неконтролируемый рост[15].
Система же среднего профессионального образования, ориентировавшаяся, в том числе, на обслуживание экономики и социальной сферы страны, оказалась не приспособленной к расцвету «хозяйственной деятельности» и предпринимательской активности населения. Попытки развития его содержания в этот период (который продолжается и сегодня) предпринимались в традиционной логике подготовки по специальности: в частности, резко возросла численность учреждений и выпускников экономического и коммерческого профиля, продолжается формальное внедрение в учебный процесс информационных технологий. Однако рынок «повернулся спиной» к системе профессионального образования, поскольку в условиях становления инновационной экономики специалисты ему больше не были нужны – ему стали нужны профессионалы.
С переходом к инновационной экономике, основанной на обороте знаний, традиционное профессиональное образование столкнулось с новыми проблемами[16]. Во-первых, резко сократился жизненный цикл любого товара, в первую очередь инноваций и технологий: новый для рынка продукт уже через 3–5 лет безнадежно устаревает и требует замены (для отдельных классов товаров, в частности, в информационных и коммуникационных технологиях «срок жизни» нового продукта еще меньше – иногда не более года). Вследствие этого традиционный специалист, даже имеющий высокий уровень подготовки по тому или иному технологическому профилю, сталкивается с необходимостью постоянной (зачастую радикальной) переподготовки и переквалификации. Существующая же система профессионального образования к разрешению данной проблемы не приспособлена ни содержательно, ни технологически[17].
Во-вторых, превращение знания в ресурс и углубляющийся разрыв между теоретическим и «рецептурным» знанием порождают проблему его «обратимости»: каким образом можно переходить от теоретического знания к орудийному и от орудийного быстро «возвращаться» к теоретическому? По сути, для инновационной экономики знание превращается в главный ресурс только потому, что его становится все меньше. С экономической точки зрения самый дорогой ресурс тот, доступ к которому наиболее ограничен. Очевидно, что основным требованием инновационной экономики к теоретическому знанию как ресурсу становится наличие четкого и действенного механизма реализации теоретической модели. Профессионал в этих условиях вынужден «выходить» в проектную логику, а его качественная подготовка должна предполагать следующую систему переходов: теоретическое – проектное – технологическое – инструментальное – орудийное знание[18]. В условиях инновационной экономики знание дает возможность создавать собственные прецеденты новых, еще не существующих производств и технологий. Технологии же освоения проектной культуры, связанной с особым типом организации мышления, в профессиональном образовании отсутствуют[19].
В-третьих, в становлении субъекта собственной деятельности, в его позиционировании в условиях современной информационной среды ключевую роль играет овладение целостным знанием, умение входить в существующие и строить новые профессиональные общности, субъективироваться в них и вырабатывать собственную позицию. Данные качественные характеристики имеют антропологический статус и при этом являются основными условиями успешного профессионального развития. В рамках же традиционной системы профессионального образования подобная образовательная задача не ставится в принципе[20].
Таким образом, современный профессионал должен стать носителем новой интегральной способности к метаорганизации, предполагающей умение: 1) быстро ориентироваться в сложном и многоуровневом мире деятельности и ресурсов; 2) строить пространства потенциально возможной деятельности, для которой пока нет места; 3) становиться субъектом собственной деятельности, в том числе соотносить содержание деятельности со своей позицией и ценностно-смысловыми установками[21].
Устойчивое понимание ведущей роли образования в общественном развитии само по себе отнюдь не решает задачи реализации доступности образования вообще и его конкретного вида, отвечающего интересам человека и общества, а также реализации человеком своего образовательного потенциала в избранном им виде деятельности. Для всего этого необходимы определенные условия, в первую очередь наличие права человека на получение образования и реальное обеспечение возможностей реализации этого права[22]. Этот момент особо отмечен во Всеобщей декларации прав человека, где говорится:
«1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности, к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».
Говоря более конкретно о сути функций образования, в том числе среднего профессионального, следует отметить его роль как мощного источника знаний, обеспечивающего культурно-образовательное развитие населения[23]. В условиях демократизации общественной жизни, основанной на высокоразвитом, гуманистически ориентированном личностном факторе, среднее профессиональное образование должно стать по-настоящему действенным институтом, формирующим свободное от догм и предрассудков мировоззрение личности, интеллектуальный, культурный и морально-этический общественный менталитет, основанный на достижениях цивилизации, на лучших национальных и местных традициях, на демократических принципах уважения и защиты прав граждан всех слоев и групп. В этом заключается социокультурная функция данного уровня образования[24].
Образование должно (и способно) сыграть важную роль в демократизации жизни общества, повышении уровня его гражданственности, поскольку лишь по-настоящему образованный человек сумеет разумно и в полной мере использовать возможности, предоставляемые демократией в политической, экономической и социальной сферах жизни[25].
Другой важнейший аспект воздействия профессионального образования на развитие общества – формирование новой генерации работников. В этом плане образование выступает, прежде всего, как институт воспроизводства знаний, умений и навыков, свойственных разным профессиям, специальностям; как институт подготовки квалифицированных кадров для различных средств и видов деятельности, что служит базовым условием формирования и развития трудового потенциала общества[26].
Характеризуя социально-экономические функции среднего профессионального образования, необходимо иметь в виду то существенное обстоятельство, что для России оно традиционно развито с позиций как образовательной деятельности, так и формирования кадрового потенциала. Специалисты данного профиля всегда занимали важное, а во многих случаях решающее место в составе совокупного работника. Сама история создания средних профессиональных учебных заведений связана с активными действиями в области формирования производства. Так, первое горное училище типа техникума было создано на Урале в 1710 г., а второе – в 1723 г. К 1914 г. в стране действовало 450 средних профессиональных учебных заведений, в которых обучались около 50 тыс. человек. Именно специалисты этого профиля составляли в России ранее и до настоящего времени наиболее многочисленную часть инженерно-технического потенциала, постепенно расширяя сферу своего труда и на производстве, и в социальной сфере.
В настоящее время образование этого уровня имеют 22% взрослого населения России, что в 1,5 раза больше, чем доля населения с высшим профессиональным образованием. Среди населения трудоспособного возраста лица со средним профессиональным образованием составляют более 26% (для сравнения: охват высшим профессиональным образованием – около 17%). В общем составе занятых в экономике России специалисты рассматриваемого профиля в 2001 г. составляли 31,1%[27].
Самые высокие значения доли специалистов рассматриваемого профиля (до 40%) в составе работающих присущи отраслям экономики, носящим характер сервисных, – торговле, общественному питанию, транспорту, связи, жилищно-коммунальному хозяйству, финансам, кредиту, страхованию, социально-культурным видам деятельности, – где труд работника имеет характер услуги. Довольно высокая доля работников этого уровня образования (до 30%) характерна и для отраслей материального производства[28]. Например, после спада в 1992–1994 гг. динамика подготовки специалистов со средним профессиональным образованием характеризуется стабильным ростом: с 1995 г. – приема и численности студентов; с 1996 г. – выпуска специалистов. За период 1996–2003 гг. численность студентов возросла с 1 978 тыс. человек до 2,5 тыс. человек, или на 434 тыс. человек (на 22%), прием студентов вырос на 189 тыс. человек, или на 29%, выпуск специалистов – на 99 тыс. человек, или на 20%. В 2000 г. прием в средние профессиональные учебные заведения превысил уровень 1985 г. (максимальный уровень приема за всю историю отечественного среднего профессионального образования) на 1,6%, в 2001 г. – на 2,7%.
В настоящее время сеть учреждений среднего профессионального образования характеризуется значительным разнообразием организационно-правовых форм. Более трети государственных средних профессиональных учебных заведений находится в собственности субъектов Российской Федерации, расширяется создание муниципальных и негосударственных образовательных учреждений. Формируется негосударственный сектор среднего профессионального образования, включающий более 130 средних профессиональных учебных заведений, в которых обучаются более 20 тыс. студентов[29].
Современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется значительным изменением профильной структуры подготовки кадров. За последние 10 лет доля приема по экономическим и юридическим специальностям возросла с 11% до 36% за счет сокращения приема по техническим (с 53% до 37%) и сельскохозяйственным (с 12% до 5%) специальностям. В то же время в 1996–2003 гг. наблюдалась стабилизация и постепенный рост масштабов подготовки специалистов по техническим специальностям за счет расширения реализации образовательных программ в области технического и технологического сервиса (технологическое обслуживание машин и оборудования, электроэнергетических систем, вычислительной техники). Стали формироваться новые направления подготовки в области образования, информатизации, экономики и управления. За последние три года в Классификатор специальностей среднего профессионального образования введено более двадцати новых специальностей[30].
Развиваются связи среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями в содержательном и в образовательном аспектах. При этом среднее профессиональное образование выступает в качестве важного звена в развитии подготовки кадров по сопряженным учебным планам, что позволяет сокращать общие сроки прохождения образовательной траектории. Более 200 вузов имеют в своем составе структурные подразделения, реализующие программы среднего профессионального образования (для сравнения: в 1994 г. – 44). Растет численность выпускников со средним профессиональным образованием, поступающих в вузы для продолжения образования. В 2002 г. она составила 322 тыс. человек, или 25% от общего приема в вузы. При этом 82% выпускников средних профессиональных учебных заведений, поступивших в вузы, обучались по вечерней и заочной формам обучения, сочетая учебу с работой (в 1995 г. – 76%). Таким образом, среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для продвижения личности в системе непрерывного профессионального образования[31].
Среднее профессиональное образование и ранее и теперь, в условиях социально-экономических преобразований, показало высокую устойчивость, обусловленную традиционной ориентацией на образовательные нужды экономики, значимость в решении важнейших задач образовательно-культурного и экономического развития общества в целом и региональных социумов в частности. Широкое развитие в России сети средних профессиональных учебных заведений обеспечивает, во-первых, доступность образования данного типа для различных слоев и групп населения и, во-вторых, подготовку специалистов по широкому кругу специальностей для экономики каждого региона, что создает необходимые условия для дальнейшей ориентации средних профессиональных учебных заведений на региональные образовательные потребности. Все это дает возможность значительно повышать степень использования потенциала среднего профессионального образования, развития всех его функций, усиления роли в развитии общества[32].
Один из путей решения этой задачи – последовательная ориентация средних профессиональных учебных заведений на реализацию интересов и запросов местного населения, хозяйственных структур, функционирующих в районах их деятельности. Особенно важным это становится в условиях системных изменений в экономике регионов, формирования региональных рынков труда, во многом локализующих трудовые миграционные процессы. Это тем более необходимо, что среднее профессиональное образование, как отмечалось, складывалось в России в виде системы, ориентированной на удовлетворение кадровых запросов отраслевых министерств и ведомств, отдельных крупных производств. Прямая региональная направленность на местные потребности была присуща лишь средним специальным учебным заведениям педагогического и медицинского профилей, культуры и искусства, а также, в определенной степени, строительного и сельскохозяйственного профилей. В настоящее время в связи с указанными обстоятельствами функционирование сети средних профессиональных учебных заведений, сложившейся по отраслевому принципу, приходит в противоречие с задачами социально-экономического развития регионов[33].
В соответствии с приоритетами образовательной политики Российской Федерации, Федеральной программой развития образования[34] Правительство Москвы определило в качестве трех основных направлений модернизации московского образования его доступность, качество и эффективность. Целью модернизации московского образования на современном этапе является приведение его в соответствие с новыми требованиями динамично развивающегося столичного мегаполиса, создание механизмов устойчивого развития образования, системы его постоянного обновления с учетом социальных и экономических потребностей города, запросов личности, общества и государства[35]. Для достижения данной цели должны быть интенсивно задействованы следующие два фактора:
1) максимальная мобилизация внутренних ресурсов сферы образования; оптимизация его содержания, структуры, организационных форм и технологий, экономических и управленческих механизмов; использование разнообразных форм стимулирования обновления образования;
2) более активное привлечение внешних ресурсов (финансовых, материально-технических, организационных, информационных, кадровых, интеллектуальных и др.), развертывание системы широкого социального партнерства в сфере образования (с использованием СМИ, телекоммуникационных сетей, Интернета, потенциала общественных объединений и организаций). Реализация указанной цели модернизации московского образования связана с необходимостью решения следующих задач:
- модернизация организационно-экономических механизмов системы образования;
- повышение эффективности управления образованием;
- нормативное правовое обеспечение модернизации образования;
- обеспечение государственных гарантий доступности качественного общего образования;
- создание условий для повышения качества общего образования;
- создание условий для повышения качества профессионального образования;
- повышение эффективности кадрового обеспечения образования[36].
Главным приоритетом становится задача формирования системы непрерывного образования, создания единой, доступной для каждого москвича структуры ступеней и уровней образовательной подготовки. Программа «Столичное образование-4» ориентирует образовательное сообщество Москвы на интеграцию всех имеющихся в городе образовательных ресурсов в целях построения единого образовательного пространства. К числу важнейших ресурсов такого рода относится московское профессиональное образование, включающее ступени начального, среднего и высшего профессионального образования[37]. Закономерно, что ранее утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 19 октября 2004 г. № 724-ПП Городская целевая программа «Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005–2007 гг.» в качестве составной части вошла в программу «Столичное образование-4»[38]. Достижение качественно нового уровня системы профессионального образования становится возможным только при условии открытости для инновационных процессов и отдельных учебных заведений, и всей системы. Без организации непрерывной инновационной деятельности невозможно обеспечить устойчивое развитие сферы профессионального образования[39].
Перевести систему профессионального образования из режима функционирования в режим устойчивого развития – главная целевая установка следующего этапа процесса реформирования и модернизации[40]. Для достижения указанной цели необходимо выполнение ряда принципиальных условий, прежде всего:
- продолжения на новом качественном уровне структурной модернизации системы профессионального образования;
- формирования новых подходов к организации эффективного управления отдельными учебными заведениями и всей системой;
- создания системы непрерывного обновления содержания образования и современной системы управления качеством профессионального образования;
- реализации эффективных подходов к обновлению кадрового потенциала системы профессионального образования.
Определены приоритетные задачи:
- развитие системы государственно-общественного управления профессиональным образованием и различных форм социального партнерства;
- определение перечня профессий, специальностей и специализаций начального и среднего профессионального образования, особо востребованных предприятиями и организациями Москвы, а также обоснованного плана набора в учреждения профессионального образования;
- модернизация материально-технической базы учреждений профессионального образования, создание современной базы для прохождения производственного обучения и производственной практики обучающихся;
- получение городского заказа для учреждений профессионального образования на выпуск продукции и оказание услуг;
- создание системы трудоустройства выпускников и их дальнейшего закрепления на производстве[41].
Одним из ведущих направлений деятельности учреждений профессионального образования является создание условий для повышения качества профессионального образования, которое базируется на идее обновления содержания и технологий профессионального образования, удовлетворяющих запросы рынка труда, а также формирования у молодежи реального опыта трудовых и производственных отношений, обеспечения обучающихся технологиями поиска работы и предъявления себя на рынке профессиональных услуг в качестве выпускника-профессионала, имеющего глубокую и всестороннюю профессиональную подготовку по освоенной специальности[42].
Основными педагогическими условиями повышения качества получаемого образования становятся следующие позиции:
- организация эффективной системы социального партнерства образовательных учреждений со сторонними организациями;
- разработка содержания регионального компонента ГОС НПО и СПО;
- соответствие содержания образования требованиям работодателей и складывающейся конъюнктуры рынка труда;
- научно-методическое и научно-экспериментальное сопровождение образовательного процесса НПО и СПО базового и повышенного уровней;
- обновление и укрепление материально-технической базы образовательного процесса;
- повышение квалификации и переподготовка инженерно-педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность в колледжах;
- осуществление преемственности начального и среднего профессионального образования;
- разработка системы воспитательной работы с учащимися в колледже;
- реализация системы сопровождения профессиональной карьеры.
Дополнительное образование детей в городе Москве в разной мере осуществляется образовательными учреждениями всех типов и видов по дополнительным образовательным программам (образовательным программам дополнительного образования детей)[43]. Дополнительное образование создает условия, благоприятные для реализации детьми социальных и культурных прав в пространстве жизнедеятельности человека; обеспечивает справедливость в распределении ресурсов на получение образования; способствует установлению взаимопонимания и более эффективного сотрудничества различных поколений, культур, социальных групп[44]. Дополнительное образование мобильно, вариативно, многообразно, личностно ориентировано. Обеспечивая социальную адаптацию, продуктивную организацию свободного времени детей, дополнительное образование является одним из определяющих факторов развития их склонностей, способностей и интересов, их социального и профессионального самоопределения[45].
Включенное в структуру разноуровневых образовательных практик, дополнительное образование создает условия, благоприятные для удовлетворения интересов личности, и обеспечивает тем самым реальность освоения человеком определенной культуры вне зависимости от возраста. Освоение избранных учащимися образовательных программ осуществляется в индивидуальном темпе и объеме[46].
Признавая дополнительное образование детей существенным фактором развития городской образовательной системы и критически оценивая существующие противоречия, автор считает необходимым обеспечить разрешение таких актуальных проблем, как формирование теоретико-методологических и нормативно-правовых основ данного вида образования, регламентация образовательной деятельности при сохранении субъектной позиции обучающихся, дружественный стиль взаимоотношений с педагогами. К стратегическим приоритетам развития дополнительного образования детей в городе Москве следует отнести актуализацию ресурсной базы дополнительного образования детей, активизацию инновационных процессов, обеспечивающих оформление представлений о содержании и качестве дополнительного образования детей, совершенствование управления данной сферой[47]. В интересах детей необходимо обеспечить доступность, эффективность и качество дополнительного образования. В постоянном обновлении нуждается содержание предлагаемого детям образования, особого внимания требуют вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, организации социального партнерства[48].
В целях реализации Городской целевой программы развития образования «Столичное образование-4» необходимо осуществить комплекс мероприятий, обеспечивающих устойчивое развитие системы дополнительного образования детей, в частности разработать:
1) региональную базовую концепцию содержания дополнительного образования детей и регламент осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (образовательным программам дополнительного образования детей);
2) минимум требований к содержанию предлагаемого детям образования (локальные образовательные стандарты) по широкому спектру направлений;
3) образовательные программы новых классов (дифференцированные по сложности учебного материала, интегрированные с общим и профессиональным образованием, направленные на формирование коммуникативной культуры и т.д.);
4) положение о статусе сертификата об освоении образовательных программ;
5) перечень оборудования и материалов для осуществления образовательного процесса по различным направленностям[49].
Одним из ведущих направлений деятельности является создание условий для повышения качества среднего профессионального образования, которое базируется на идее обновления содержания и технологий среднего профессионального образования, удовлетворяющих запросы рынка труда, а также формирования у молодежи реального опыта трудовых и производственных отношений, обеспечения обучающихся технологиями поиска работы и предъявления себя на рынке профессиональных услуг[50].
Эффективность работы образовательных учреждений среднего профессионального образования зависит от готовности инженерно-педагогических работников участвовать в решении задач, связанных с переходом на новое содержание среднего профессионального образования. Сегодня необходимо обеспечить возможности получения широкопрофильной подготовки по целому спектру специальностей, достижения более высоких уровней квалификации по выбранным специальностям. Важным аспектом обновления содержания образования является комплексное научное и методическое обеспечение образовательного процесса, внедрение новых образовательных технологий[51].
В заключение сделаем следующие выводы.
Среднее профессиональное образование – это самостоятельный, качественно определенный уровень системы образования, реализующий программы, основанные на среднем (полном) общем образовании, и обеспечивающий удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно выступает в качестве важного звена в целенаправленном образовательном процессе развития и профессиональной подготовки кадров в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО) ЮНЕСКО приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.
В концепции модернизации образования предлагается ряд мер по ее переводу в режим развития: во-первых, адаптация системы образования к изменившимся социально-экономическим и государственно-политическим условиям развития России; во-вторых, освоение опыта модернизации образовательной сферы, накопленного более продвинутыми странами мира.
Система среднего профессионального образования, ориентировавшаяся в конце XX в. на обслуживание социальной сферы страны, оказалась не приспособленной к расцвету «хозяйственной деятельности» и предпринимательской активности населения России. Попытки развития его содержания в этот период (который продолжается и сегодня) предпринимались в традиционной логике подготовки по специальности: в частности, резко возросла численность учреждений и выпускников экономического и коммерческого профиля, продолжается формальное внедрение в учебный процесс информационных технологий.
Одна из важнейших проблем развития России – решительный поворот проводимой в стране политики в области образования к укреплению в общественном сознании представления об образовании как ведущем, определяющем и, по существу, на современном этапе единственном факторе достижения стратегических целей становления нового общества, формирования активной позиции государства.
[1] См.: Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учебное пособие. М.: Логос, 2000. С. 6.
[2] См.: Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. 2-е изд. М., 2006. С. 34.
[3] Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, на развитие, на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.
[4] См.: Большой советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 569.
[5] См.: Новый словарь русского языка. М., 2000. С. 312.
[6] См.: Энциклопедический словарь. М., 2002. С. 120.
[7] См.: Парамонов А.И. Предпринимательская подготовка молодежи: инновационная образовательная система (организационно-педагогические основы предпринимательской подготовки молодежи). М.: КПиСТП, 2004. С. 55.
[8] См.: Современные проблемы образования: Сб. трудов / Под ред. Г.В. Мухаметзяновой. Казань: ИСПО РАО, 2000. С. 20.
[9] См.: Слободчиков В.И. Технология проектной деятельности в образовании. Москва – Киров, 2001. С. 43.
[10] См.: Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Указ. соч. С. 6.
[11] См.: Анисимов П.Ф. Социально-экономические основы регионализации среднего профессионального образования. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2004. С. 68.
[12] См.: Елина О.В., Жохов А.Л., Посашкова Т.Ю. Технологизация управления учреждением образования. Часть 1 // Приложение № 1 к журналу «Профессиональное образование». М., 2006. С. 4.
[13] См.: Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Указ. соч. С. 56.
[14] Однако это не означает, что модернизация предполагает подражательность. В число ее ценностей входит культурная самобытность, бережное отношение к оправдавшим себя традициям, отказ от единообразия, вариативность подходов к разрешению проблем.
[15] См.: Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. 2-е изд. М., 2006. С. 34.
[16] См.: Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Отв. ред. В.В. Швецов. М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2004. С. 64.
[17] См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека // Основы психологической антропологии. Школьная пресса. М., 1995. С. 67.
[18] См.: Парамонов А.И. Указ. соч. С. 55.
[19] См.: Александров А.Е., Лисов В.И., Потапов А.С. Новый этап развития начального и среднего профессионального образования города Москвы. М.: Центр «Школьная книга», 2004. С. 76.
[20] См.: Сметное планирование по финансовому нормативу затрат на обучающегося, воспитанника общеобразовательного учреждения: Методические рекомендации / Отв. ред. М.Л. Левицкий, Е.В. Никоненко. М.: Центр «Школьная книга», 2007. С. 68.
[21] См.: Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Отв. ред. В.В. Швецов. М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2004. С. 67.
[22] См.: Денисевич М.Н., Зубков К.И. Наука и образование России: вызов времени. Екатеринбург, 1999. С. 3.
[23] См.: Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Указ. соч. С. 56.
[24] См.: Демин В.М. Доклад // Среднее специальное образование России: пути развития. Материалы III съезда Союза директоров средних специальных учебных заведений России: Стенографический отчет. М.: Альфа-М, 2003. С. 41.
[25] См.: Денисевич М.Н., Зубков К.И. Указ. соч. С. 4.
[26] См.: Анисимов П.Ф. Указ. соч. С. 74.
[27] Там же. С. 79, 80.
[28] См.: Современные проблемы образования: Сб. трудов / Под ред. Г.В. Мухаметзяновой. Казань: ИСПО РАО, 2000. С. 20.
[29] См.: Сметное планирование по финансовому нормативу затрат на обучающегося, воспитанника общеобразовательного учреждения. Методические рекомендации / Отв. ред. М.Л. Левицкий, Е.В. Никоненко. М.: Центр «Школьная книга», 2007. С. 68.
[30] См.: Анисимов П.Ф. Указ. соч. С. 79.
[31] См.: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2005. С. 65.
[32] См.: Александров А.Е., Лисов В.И., Потапов А.С. Указ. соч. С. 76.
[33] К тому же в ситуации самостоятельного трудоустройства, осложненной общими социально-экономическими трудностями, выпускники профессиональных учебных заведений ориентируются преимущественно на местные и региональные рынки труда.
[34] См.: Федеральная программа развития образования на период 2000–2005 гг., утверждена Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
[35] См.: Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Отв. ред. В.В. Швецов. М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2004. С. 50.
[36] См.: Материалы городских мероприятий по обеспечению выполнения программы «Столичное образование-4» / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2005. С. 38, 39.
[37] См.: Новая Россия: Информационный альманах. М.: Международные академические информации, 1994. С 70.
[38] См.: Наука, образование и технологии в России: Сб. научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН, 2006. С. 7.
[39] См.: Ерошин В.И. Экономика образования: проблемы и перспективы. М.: ИУО РАО, 1997. С. 2, 3.
[40] См.: Денисевич М.Н., Зубков К.И. Наука и образование России: вызов времени. Екатеринбург, 1999. С. 3.
[41] См.: Грязнова А.Г. Подготовка кадров: опыт, проблемы, перспективы // Деньги и кредит. 1995. № 9. С. 6.
[42] См.: Материалы городских мероприятий по обеспечению выполнения программы «Столичное образование-4» / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2005. С. 38, 39.
[43] См.: Содус Э.К. Как получить финансовую поддержку. Условия получения материальной поддержки от 84 фондов США, Англии, Германии и Японии. М.: Эра, 1993. С. 28, 29.
[44] См.: Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Указ. соч. С. 56.
[45] См.: Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: МГУ, 1995. С. 9.
[46] См.: Материалы городских мероприятий по обеспечению выполнения программы «Столичное образование-4» / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2005. С. 41.
[47] В связи с этим возрастает роль созданного в 2004/2005 учебном году городского Совета директоров учреждений дополнительного образования детей как субъекта общественно-государственного управления сферой дополнительного образования.
[48] См.: Егоршин А.П. Перспективы развития образования России в XXI веке // Право и образование. 2000. № 5. С. 8.
[49] См.: Алексеев Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения // Материалы научно-практической конференции, ИПИ РАО. М., 1994. С. 12.
[50] См.: Глазьев С. Проблемы прогнозирования макроэкономической динамики // Российской журнал. 2001. № 4. С. 6.
[51] См.: Материалы городских мероприятий по обеспечению выполнения программы «Столичное образование-4» / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2005. С. 42.
Источник: http://www.economy.law-books.ru/index.php?page=r5
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!