Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Опыт местного самоуправления в России во второй половине XIX века (земское самоуправление) и современность»

/ Муниципальное право
Диплом,  70 страниц

Оглавление

Введение

Глава 1. Необходимость преобразования органов местного управления в середине XIX века и проведение земской реформы
1.1. Причины преобразований в середине XIX века и основные взгляды на необходимость проведения земской реформы
1.2. Земская реформа 1864 года и контрреформа 1889–1890 годов
Глава 2. Земская реформа второй половины XIX века и современная практика реформирования местного самоуправления
2.1. Значение земской реформы 1864 года
2.2. Использование опыта проведения земской реформы второй половины XIX века в современной практике реформирования местного самоуправления

Заключение

Список использованной литературы

1.Источники
1.    Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822
2.    Положение о губернских и уездных земских учреждениях. 1 января 1864 года // Реформы Александра II / Сост. О.И. Чистяков и Т.Е. Новицкая. М.: Юридическая литература, 1998. С. 212-230.

2.Литература
3.    Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура. М.: ФГ «НИКА», 1996. 340 с.
4.    Автономов А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления (очерки). М.: Формула права, 2002. 180 с.
5.    Аникин А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи в России до марксизма. М.: Политиздат, 1990.  415 с.
6.    Безобразов В.П. Земские учреждения и самоуправление. М.: Знание, 1994. 493 с.
7.    Богатырева О.Н. Эволюция системы местного управления в Вятской и Пермской губерниях (1861 г. – февраль 1917 г.) Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2004. 450 с.
8.    Васильчиков А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских общественных учреждений: В 2 т. СПб.: Речь, 2000. Т.1. 368 с.
9.    Веселовский Б.Б. История земства за 40 лет. В 4 т. СПб.: Питер, 1999. Т. 3. 380 с.
10.    Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 года. М.: Изд-во МГУ, 1997. 411 с.
11.    Геллер М. История российской империи. В 2-х тт. М.: МИК, 2001. Т.2. 520 с.
12.    Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М.: Наука, 1990. 264 с.
13.    Гринберг Ф.Л. Династия Романовых. Загадки. Версии. Проблемы. М.: ФЛИНТА-ПРЕСС, 1996. 400 с.
14.    Гудименко Д.В. Политическая культура России // Политическая культура: теория и национальные модели. М.: Юристъ, 2008. С. 320- 324
15.    Дерунов С. Я. Мнения земца о крестьянском самоуправлении (По поводу реформы уездных по крестьянским делам присутствий). Ярославль: ЯГУ, 1991
16.    Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. №10. С. 70-75.
17.    Дружинин Н.М. Избранные труды. Революционное движение в России в XIX в. М.: Наука, 1985. 486 с.
18.    Емельянов Н.А. Местное самоуправление в дореволюционной России. Тула: Ника, 2006. 348 с.
19.    Еремян В.В., Федоров М.В. Местное самоуправление в России (ХII-ХХ вв.). М.: Новый Юрист, 2008. 176 с.
20.    Ерошкин Н.П. Местные государственные учреждения дореформенной России (1801–1861). М., 1985
21.    Журнал Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова. М., 1904. №4. С. 78-79
22.    Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавия России в XIX в. М.: Мысль, 1978.  288 с.
23.    Записка, найденная в бумагах Н.Х. Бунге // Источник. 1993. №2. С. 28-40.
24.    Захарова Л.Г. Земская контрреформа 1890 г. М.: Наука, 1968. 361 с.
25.    Иванов-Разумник. История русской общественной мысли. В 3 т. М.: Академия, 1997. Т.2. 408 с.
26.    Каспэ С.И. Империя и модернизация: общая модель и российская специфика. М.: РОССПЭН, 2001. 256 с.
27.    Ключевский В.О. Литературные портреты. М.: Современник, 1999. 463 с.
28.    Ключевский В.О. Соч. В 9-ти тт. М.: Мысль, 1990. Т. 5. С. 540 с.
29.    Конституции Никиты Муравьева // Конституционное право России. Основные законы, конституции и документы XVIII–ХХ веков. Хрестоматия / Сост. А.П. Угроватов. Новосибирск: НГУ, 2000. С. 155-207.
30.    Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб.: Питер, 1993. 634 с.
31.    Корнилов А.А. Из истории вопроса об избирательном праве в земстве. СПб.: Речь, 1996. 400 с.
32.    Корнилов А.А. Курс  истории России ХIХ века. М.: Высшая школа, 1993. 446 с.
33.    Куликов В.В. Земское самоуправление. М.: Академия, 1996. 368 с.
34.    Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1993. 133 с.
35.    Лаптева Л.Е. Самоуправление в российской государственной традиции // Проблема ценностного подхода в праве: Традиции и обновление. М.: РАН, 1996. С. 50-61.
36.    Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. Философия и политическая публицистика. Духовная проза (1872–1891 гг.). М.: Русское слово, 1996. 399 с.
37.    Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М.: Политиздат, 1991. 302 с.
38.    Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. М.: Просвещение, 2004. 320 с.
39.    Ляшенко Л.М. Царь – освободитель. Жизнь и деяния Александра II. М.: Молодая гвардия, 1994. 359 с.
40.    Мокрый B.C. Местное самоуправление: вчера, сегодня, завтра // Местное самоуправление в России. М., 2003. С. 41-44.
41.    Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999. 329 с.
42.    Петров Ф.А. Органы самоуправления в системе самодержавной России // Великие реформы. 1856-1874. М.: Юристъ, 2002. С. 7-19
43.    Пирумова H.M. Земство и политика // Родина. 1993. №5-6. С. 60-65
44.    Пирумова Н.М. Земское либеральное движение. Социальные корни и эволюция до начала ХХ в. М.: Наука, 1997. 379 с.
45.    Пуздрач Ю.В. История российского конституционализма IX–XX веков. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 561 с.
46.    Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России во второй половине ХVIII века и первой половине ХIХ века. СПб.: Питер, 1998. Т. I. 579 с.
47.    Слобожанин М.И. Из истории и опыта земских учреждений в России. СПб.: Речь, 2003. 286 с.
48.    Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию. М.: Советский писатель, 1990. 64 с.
49.    Суворова М.В. Благотворительная деятельность в гражданском обществе // Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования. СПб.: Питер, 2001. С. 710-720.
50.    Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. М.: Наука, 1996. Т. 1. 575 с.
51.    Тихомирова Г.В. Исторический опыт Земской реформы 1864 г. // История государства и права. 2006. №10. С. 41-48
52.    Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 2000. 554 с.
53.    Чулков Г. Императоры. М.: Московский рабочий, 1991. 286 с.
54.    Шаховской Д. И. Избранные статьи и письма. 1881–1895. М.: Прометей, 2002. 320 с.


Работа похожей тематики


Обеспечение общественной безопасности на федеральном уровне

Конин В.Н.
Административное и муниципальное право, 2010.
Анализ федерального законодательства в сфере обеспечения общественной безопасности показывает, что оно касается различных общественных отношений и в основном позволяет субъектам обеспечения безопасности решать поставленные перед ними задачи по предупреждению угроз жизненно важным интересам общества, личности и государства.
Ключевые слова: общественная безопасность, пожарная безопасность, оборот оружия, безопасность дорожного движения, профилактика правонарушений, чрезвычайные ситуации.
Legal regulation of public security on federal level
V.N. Konin
Analysis of federal legislation in the sphere of securing public security shows that it relates to various public relations and in principle allows the subjects of securing security to solve the tasks on prevention of dangers to vitally important interests of society, personality and state.
Key words: public security, fire safety, arms turnover, road traffic safety, prevention of violations, emergencies.
Действующее федеральное законодательство идет по пути правового регулирования следующих общественных отношений, составляющих общественную безопасность.
1. Общественные отношения,
составляющие сферу пожарной безопасности
Основополагающим нормативным актом является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" <1>, заложивший правовые основы формирования и развития Государственной противопожарной службы, системы пожарной безопасности, Государственного пожарного надзора.
--------------------------------
<1> См.: СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649; 2009. N 48. Ст. 5717.
Система обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Современный этап развития федерального регулирования общественных отношений в области пожарной безопасности основан на разграничении полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления в этой сфере.
Законодательное регулирование пожарной безопасности пошло по пути конкретизации полномочий каждого уровня власти в области пожарной безопасности. В целях реализации требований ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Закон о пожарной безопасности закрепил полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по осуществлению первичных мер пожарной безопасности.
Наблюдается тенденция законодательного расширения полномочий органов дознания, Государственной противопожарной службы при осуществлении расследования преступлений, связанных с пожарами <2>.
--------------------------------
<2> См.: ФЗ от 3 июля 2006 г. "О внесении изменений в ст. 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 28. Ст. 2975; ФЗ от 6 июня 2007 г. "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2833.
2. Контроль за оборотом оружия
Контроль за оборотом оружия в Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел.
По разным экспертным оценкам, в Российской Федерации в незаконном обороте находится от 1,5 до 5 млн. единиц огнестрельного оружия. По данным МВД, действует более 3000 организованных преступных группировок, занимающихся этим преступным бизнесом. Многие из них имеют тесные связи с организованными преступными группировками в других странах. Пограничные и таможенные органы ежегодно пресекают многочисленные попытки ввоза и вывоза оружия.
В настоящее время основополагающим законодательным актом, регулирующим общественные отношения в области оборота оружия, является ФЗ от 13 декабря 1996 г. "Об оружии". Данным нормативным актом закреплены контрольные полномочия органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия.
На основе данного Закона были разработаны Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему <3>, Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях <4>. Всего на настоящее время действует около сотни подзаконных нормативных актов, регулирующих те или иные стороны оборота оружия в РФ <5>.
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3878; 2009. N 12. Ст. 1429.
<4> СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4790; 2008. N 14. Ст. 1412.
<5> См., напр.: Пост. Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1436 "О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной" // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 221; Пост. Правительства РФ от 8 января 1998 г. N 20 "Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 273; Приказ РАВ, Росбоеприпасов и МВД РФ от 3 июня 2000 г. N 128/135/601 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования производства оружия" // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2000. N 11 и др.
Существенное значение для регулирования оборота оружия и боеприпасов к нему играет ФЗ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <6>. Данным законодательным актом предусмотрена необходимость лицензирования деятельности, связанной с приобретением оружия и патронов к нему.
--------------------------------
<6> См.: СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6450.
24 декабря 2009 г. Постановлением Правительства РФ N 1082 утвержден Технический регламент о безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий <7>, который установил требования к пиротехническим составам и содержащим их пиротехническим изделиям бытового и технического назначения, в том числе к пиротехническим составам самостоятельного применения, находящимся в обращении на территории РФ, а также к связанным с ними процессам разработки, производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правила их идентификации.
--------------------------------
<7> Текст Постановления официально не опубликован.
Российское законодательство по регулированию оборота пиротехнических товаров не отвечает как масштабам, видам и порядку реализуемой продукции, так и возможностям решения проблем, связанных с наличием на потребительском рынке значительного количества контрафактных, фальсифицированных и некачественных пиротехнических изделий.
3. Безопасность дорожного движения
На урегулирование общественных отношений в области безопасности дорожного движения направлен ФЗ от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Под безопасностью дорожного движения Закон понимает состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Закон определил основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, полномочия различных уровней публичного управления в этой области, требования по обеспечению безопасности дорожного движения, организации государственного контроля и надзора.
Кроме этого, дорожное движение по дорогам страны регулируется принятыми Правительством РФ 23 октября 1993 г. Правилами дорожного движения Российской Федерации <8>, а также еще 15 нормативными актами Правительства России и нормативно-правовыми актами Минтранса России и МВД России, которые в той или иной степени затрагивают вопросы правового регулирования движения по автодорогам <9>.
--------------------------------
<8> См.: Пост. Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (в ред. от 27 января 2009 г.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 47. Ст. 4531; СЗ РФ. 2009. N 5. Ст. 610.
<9> Напр.: Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. N 237 "О Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения" (в ред. от 24 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 2006. N 18. Ст. 2004; 2008. N 26. Ст. 3065; Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. N 109 "Об особенностях применения отдельных положений Правил дорожного движения Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1179 и др.
Статьей 14 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах может осуществляться с целью обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 2 этой статьи основания для временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако на сегодняшний день отсутствует единый нормативно-правовой акт, определяющий основания для введения ограничения движения и оговаривающий все детали этой процедуры, включая обязанности информирования пользователей дорог, обязательное обозначение возможных объездов и т.п. Введение подобного рода ограничений, ущемляющих права граждан, может устанавливаться только федеральными законами.
Большое количество принятых нормативных актов, целый ряд важных вопросов, касающихся регулирования дорожного движения, в настоящее время остаются вне сферы правового регулирования. Так, отсутствует законодательная норма, устанавливающая порядок введения временных ограничений движения по автодорогам по причинам, не связанным с безопасностью дорожного движения, разрешающий устанавливать сезонные ограничения движения на дорогах с целью обеспечения их сохранности либо ограничения при производстве дорожных работ.
4. Профилактика правонарушений и борьба с преступностью
Преступность в нашей стране достигла такого размаха и по количеству совершаемых преступлений, и по их тяжести, что она представляет угрозу не только для общественной, но и национальной безопасности Российской Федерации. Как показали социологические исследования, большинство населения по степени опасности и значимости ставит на первое место эту проблему даже по сравнению с бедностью, безработицей и др. Усиливается организованность преступности, ее техническая оснащенность, вооруженность, развиты такие опасные формы преступности, как бандитизм, терроризм, наркобизнес и т.д.
Основополагающим нормативным актом регулирования борьбы с преступностью в Российской Федерации является Конституция РФ. Согласно ст. 2 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина признается обязанностью государства. Правительство РФ обязано обеспечить меры по борьбе с преступностью (ст. 114).
Законы, регулирующие деятельность по борьбе с преступностью, можно подразделить на три группы. К первой относятся уголовный, уголовно-процессуальный и уголовно-исполнительный законы. Во вторую группу включаются те законы, которые наряду с другими вопросами регулируют данную деятельность. Это Законы "О судебной системе РФ", "О судоустройстве РСФСР", "О прокуратуре РФ", "О милиции", "Об федеральной службе безопасности", "Об оперативно-розыскной деятельности". Третью группу составляют законодательные акты, регулирующие государственное противодействие определенным негативным тенденциям. Например, это Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Федеральный закон "О противодействии коррупции".
В РФ необходим политико-правовой документ, определяющий в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации концепцию противостояния криминальным угрозам, исходные положения и главные направления политики государства в сфере борьбы с преступностью.
Политико-правовой документ, определяющий основы государственной политики в сфере борьбы с преступностью, в случае его принятия на уровне высшей государственной власти должен стать документом долговременного действия, реализация которого будет способствовать объединению усилий власти и здоровых сил общества на приоритетных направлениях противодействия этому негативному социальному явлению и в конечном итоге преодолению нынешней крайне острой криминальной ситуации.
5. Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
Уроки чернобыльской катастрофы 1986 г. подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне. Трагедия землетрясения в г. Спитаке в 1988 г. заставила форсировать принятие решений по данному вопросу.
Тенденция в настоящее время такова, что совокупные масштабы прямых и косвенных потерь (людских, экономических, интеллектуальных и других) от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с каждым годом возрастают на 10 - 30% и приближаются к критической отметке <10>.
--------------------------------
<10> См.: Фролов К.В. Научные основы разработки ГНТП "Безопасность" // ИМАШ РАН. Информационный вестник научного совета ГНТП "Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф". 1996. N 1. С. 1 - 2; Воробьев Ю.Л. Основные направления государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций на период до 2010 года // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 1997. N 4. С. 3 - 22.
В Конституции Российской Федерации записано, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится "осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий".
Конституция РФ закрепила права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения нашли отражение в целом ряде федеральных законов, законов субъектов РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных документах соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно обоснованных критериев приемлемого риска.
Определение общих для России организационно-правовых норм в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного и воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера дано в ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Этот Закон определил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также и разграничение их полномочий в области защиты населения и территорий.
Вслед за этим Законом был принят ФЗ от 22 августа 1995 г. "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в ред. от 25 ноября 2009 г.) <11>, который впервые ввел понятие профессионального спасателя, общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами по деятельности аварийно-спасательных служб, установил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.
--------------------------------
<11> СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3503; 2009. N 48. Ст. 5717.
Эти основные Федеральные законы определили основы порядка организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_8468.html


1000
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!