Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по истории государства и права зарубежных стран»

/ История государства и права
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

 


С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

Самостоятельная работа к теме №2; Государственный строй и право древних цивилизаций. Политико-правовые учения древнего Китая

 

          

Учебные вопросы

1.    Учения, каких философов легли в основу доктрины конфуцианства и в чем их особенность?

2.    Каким способом Конфуций предлагал решать проблему социального неравенства в обществе?

3.    Дайте определение понятию «благородный муж» и выделите его составные элементы?

4.    Как согласно учению Конфуция должны строиться отношения между властью и народом?

5.    Охарактеризуйте основные положения доктрины «Легизма»?

 

 

                                            Конфуцианство[1] 

В строгом смысле слова конфуцианство неправомер­но полностью относить к религии, хотя в нем присут­ствуют религиозные элементы: вера в божественную силу Неба, обожествление императора, культ предков и т. п. Однако душой его является этико-политическое учение, в котором разум преобладает над чувствами. 

В конфуцианстве основное место занимают вопросы этики, морали, нравственной природы человека, а так­же принципы управления государством. Конфуций раз­работал целую систему морально-этических догм и норм поведения человека: почитание предков, и особенно ро­дителей, человеколюбие, и прежде всего любовь к род­ственникам; уважение к старшим и подчинение им; стремление к внутреннему совершенствованию и т. д. На юго-востоке современной провинции Шань-дун, среди бескрайних рисовых полей и множества курганов, где захоронено не одно поколение китай­цев, расположился древний городок Цюйфу. Там в 551 г. до н. э., т. е. более 2500-лет назад, в небольшом княже­стве Лу родился и жил выдающийся мыслитель древ­него Китая, известный в европейской литературе под именем Конфуций. По-китайски его фамилия Кун, а имя - Цю, но чаще его зовут Кунцзы (Учитель Кун). Биография Конфуция дошла до нас в подробностях, хотя в ней трудно отделить выдумку от реальных фак­тов. Конфуций родился в се­мье мелкого чиновника. Рано потеряв отца, он остался на попечении матери. Семилет­него мальчика отдали в шко­лу, где он проучился десять лет с большим прилежанием, проявив совсем не детскую приверженность к ритуалу и обрядам, занявшим впослед­ствии такое видное место в конфуцианстве, Он охотно подражал взрослым в совер­шении домашних жертвопри­ношений. Как сообщают его биографы, в возрасте 19 лет Конфуций женился и был оп­ределен на должность храни­теля зерновых амбаров.

Как чиновник, Конфуций отличался благоразуми­ем и благосклонностью к людям, мягкостью и в то же время большой энергией. Так по крайней мере характе­ризуют в древних китайских книгах личные качества этого человека в юности.

Довольно долго прослужив на различных должностях у правителей нескольких княжеств и не достигнув боль­ших чинов, Конфуций оставил чиновничью карьеру и занялся проповедью своих этико-политических взглядов. Он разъезжал по различным княжествам и давал их пра­вителям советы, как разумнее управлять подданными. 

До 66 лет, путешествуя по Китаю, Конфуций про­поведовал свое учение, а затем вернулся в родное кня­жество Лу, из которого уже не выезжал до самой смерти. 

Проповеди Конфуция пользовались популярностью в стране, особенно среди служилого чиновничества. Те, кто жаждал обогатиться знаниями, становились его уче­никами. Их, по преданию, насчитывалось 3 тысячи. Это были люди разных возрастов и занятий из различных княжеств, навещавшие мудреца для назидательных бе­сед. Особенно близкими к Конфуцию, как сообщают источники, были 72 ученика, из которых 12 оставались при нем почти безотлучно.

Для своего времени Конфуций отличался большой образованностью и разносторонними познаниями. Его учение изложено в книге «Луньюй» («Рассуждения и бе­седы»), текст которой представляет собой запись изре­чений и бесед мудреца с его ближайшими учениками и последователями. Кроме того, ему приписывают учас­тие в составлении ряда классических книг: «И-цзин» («Книга перемен»), «Шу-цзин» («Книга истории») и летопись «Чунь-цю» («Весна и осень»). Хотя современ­ная наука подвергает сомнению авторство и редакторс­кую работу Конфуция по отношению к большинству этих сочинений, однако не исключается его участие в создании летописи «Чунь-цю».

«Конфуций, - писал известный китайский исто­рик Фан Вэньлань, — действительно был крупнейшим мудрецом феодального общества, великим представи­телем древней культуры Китая». 

Умер Конфуций в возрасте 72 лет в 479 г. до н. э. в Цюйфу. На месте его дома был построен храм, который затем неоднократно перестраивался и расширялся. По­степенно был создан храмовой ансамбль, а место погре­бения мудреца и его учеников превращено в пантеон. 

Пантеон Конфуция и его учеников, занимающий более 20 гектаров, представляет собой группу зданий, разделенных квадратными двориками и насаждениями. Там много каменных и деревянных ворот с поучитель­ными надписями такого рода: «Ворота, ведущие к свято­сти»; «Ворота высшего совершенства»; «Ворота доброде­тели». У ворот установлены каменные статуи львов и мифических животных, охраняющих храм от злых духов.

Конфуций жил в смутное время, когда Китай по­трясали внутренние распри и войны. Династия Чжоу, основанная в XII в. до н. э., переживала период междоу­собиц. Китай оказался разделенным на многочисленные княжества, которые лишь номинально объединялись центральной властью правителя династии. Владетельные князья вели между собой нескончаемые войны, стара­ясь расширить свои земли за счет соседей. Народ стра­дал от налогов и поборов.

Убежденный, подобно многим его современникам, что владетельные князья забыли высокие принципы, которыми якобы руководствовались древние правите­ли, мудрец поставил себе целью воскресить эти прин­ципы. Тем самым он рассчитывал вернуть владетельным князьям утраченный престиж и влияние, улучшить нра­вы и сделать народ счастливым.

Конфуций считал себя хранителем и толкователем мудрости древних, которые служили примером для под­ражания. К их числу относились легендарные правители Яо, Шунь и Юй. Народные сказания о благодетельных деяниях этих правителей передавались из поколения в поколение.

Отличаясь стремлением к общественному долгу и бескорыстием, Яо просвещал народ, проявлял челове­колюбие, утверждал начала гражданственности и закон­ности. Во время его царствования не затворяли двери домов, а потерянные вещи всегда возвращались их вла­дельцам.

Яо жил в хижине, крытой грубым камышом. Стол­бы и балки в ней были сделаны из неотесанных ство­лов, подобранных в горах. Питался он отваром из диких трав и рисовой кашей, носил грубую одежду из пень­ки, а в холодное время — накидку из оленьей шкуры. Посудой ему служили глиняные чашки. Если в стране был кто-нибудь голоден, Яо обязательно говорил: «Это я виноват, что он голоден». Если в стране у кого-нибудь не было одежды, Яо обязательно говорил: «Это я вино­ват, что ему нечего надеть». Если в стране кто-нибудь совершал преступление, Яо обязательно говорил: «Это я довел его до преступления». Он брал на себя ответ­ственность за всех.

Управляя страной много лет, Яо постепенно старел. Его сын не отличался способностями, и Яо не хотел, чтобы после его смерти народ страдал из-за его непуте­вого сына. Поэтому он, приближая к себе способных людей, искал среди них самого мудрого, чтобы усту­пить ему престол. Таким оказался Шунь. В юности он прославился особым почтением к родителям, овладел мастерством земледельца, рыбака и гончара.

Старейшины говорили Яо, что Шунь достоин из­брания на пост правителя, ибо он мудр, отличается сы­новней почтительностью и обладает талантами. Тогда Яо отдал Шуню в жены двух своих дочерей и поселил его вместе со своими девятью сыновьями, чтобы убедить­ся, действительно ли Шунь так талантлив, как о нем говорят. Яо подарил ему одежду из тонкой пеньки и цитру, приказал соорудить для него несколько амбаров и наделил его стадом коров и овец. Так Шунь сделался зятем правителя, знатным и богатым человеком, а за­тем и правителем.

Шунь, как и Яо, царствовал несколько десятков лет и сделал, как говорили, многое для блага людей. Потом он, подобно правителю Яо, передал трон не сво­ему сыну, увлекавшемуся лишь пением и танцами, а Юю, который прославился тем, что усмирил небыва­лый потоп. Согласно легенде, при борьбе с наводнени­ем Юй сам трудился с корзиной и лопатой. Он шел впе­реди, не обращая внимания на ветер и дождь, и вел за собой весь народ. Он расчищал реки, прокладывал про­токи и, наконец, победил потоп, причинивший столько бед. Своими деяниями Юй завоевал любовь и уважение людей.

Конфуций в своих проповедях всегда ставил в при­мер легендарных правителей Яо, Шуня и Юя, призы­вая своих современников учиться у них, подражать им во всем. О себе он говорил: «Я толкую, но не создаю. Я верю в древность и люблю ее». И еще: «Учение мое не что иное, как учение, которое преподали и оставили нам древние. К учению этому я ничего не прибавляю, ничего от него не отнимаю, но передаю его в первоначальной чистоте. Учение это неизменно — само небо создатель его. Я сам уподобляюсь только земледельцу, который бросает зерно в землю и поливает его, но ко­торый сам по себе не имеет силы заставить посеянное зерно пустить ростки и принять формы растений иного рода».

Конфуций понимал, что в обществе существует со­циальное неравенство, разделение людей на высших и низших, богатых и бедных. Но как покончить с неспра­ведливостью? Этого можно достичь путем морально-эти­ческого воспитания людей, независимо от их социаль­ного положения, путем внутреннего совершенствования личности. Если угнетатель и угнетенные, эксплуататор и эксплуатируемые, правитель и его подданные будут придерживаться установленных морально-этических принципов, следовать примеру легендарных правителей Яо, Шуня и Юя, то на земле, согласно учению Конфу­ция, восторжествуют гармония и справедливость.

Раннее конфуцианство пыталось решать социальные проблемы не экономическими средствами, а с помо­щью морализаторских поучений и строжайшего соблю­дения этических догм. Широкое распространение среди конфуцианцев получило такое утверждение: «Умереть с голоду — событие маленькое, а утратить мораль — боль­шое». 

По учению Конфуция, знатные люди мудры и са­мим небом наделены властью; простолюдины глупы, поэтому их удел работать на полях и кормить благород­ных господ — таковы исходные классовые посылки его этико-политического учения.(А чтобы простолюдины не возмущались своим тяжелым положением, их следует воспитывать в духе покорности. Идея покорности про­низывает все конфуцианские догмы: сын подчиняется отцу, жена — мужу, нижестоящий чиновник — выше­стоящему, а все вместе — правителю. Эта идея нашла свое отражение в понятии «преданность» (чжун).

Согласно конфуцианскому учению, китайское об­щество делилось на «благородных мужей» (цзюньцзы) обладающих высокими морально-этическими качества­ми, и «ничтожных людей» (сяожэнь), управляемых этой элитой.

Духовную основу всех качеств «благородного мужа» составляет учение о «великой морали» (да дэ), имею­щей «небесное происхождение». Небо в состоянии на­градить человека совершенными качествами, которые и воплощены в «благородном муже»: он стоит на стра­же «небесной воли», чтобы ее не могли нарушить ос­тальные люди, не наделенные этими качествами. Созданный Конфуцием абстрактно-утопический иде­альный образ — «благородный муж» наделялся качества­ми человека честного и искреннего, прямодушного и бесстрастного, все видящего и понимающего, осмотри­тельного в речах и осторожного в делах. Относясь безраз­лично к богатству, жизненным удобствам и материаль­ным выгодам, «благородный муж» всего себя посвящал высоким идеям, служению людям, поискам истины. Как эталон морального и этического совершенства, он при­зван был служить образцом поведения для всех.

«Благородный муж» наделялся пятью добродетеля­ми: человеколюбием (жэнь), долгом (и), нормами по­ведения (ли), знанием (чжи), верностью (синь) и, кро­ме того, еще одним обязательным качеством — сыновней почтительностью (сяо). Заметим, что русский перевод пяти добродетелей весьма условен: каждая из этих кате­горий конфуцианской этики слишком емкое понятие, чтобы его можно было выразить одним словом. Существо пяти добродетелей состоит в следующем.

Человеколюбие (жэнь) в широком смысле сло­ва включает совокупность этических и социальных прин­ципов взаимоотношений между людьми: милосердие, сдержанность, скромность, доброту, сострадание, лю­бовь к людям, альтруизм и другие высокие нравствен­ные качества 

Принцип жэнь был выдвинут Конфуцием прежде всего для урегулирования отношений внутри господству­ющего класса: знатные люди в отношениях между собой должны проявлять любовь и солидарность. Челове­колюбие недоступно простолюдину. «Есть благородные мужи, — говорил философ, — которые не обладают че­ловеколюбием, но нет ничтожных людей, которые об­ладали бы человеколюбием»

Жэнь синтезирует в себе идеальные качества, кото­рыми якобы были наделены легендарные правители Яо, Шунь и Юй. Конфуций призывал современников брать с них пример и руководствоваться жэнь, т. е. стремиться к нравственному совершенствованию.) Все добродетели человека, считал он, происходят от жэнь — основного принципа, на котором базируется здание общества

Долг (и). Высший закон жэнь материализуется в жизни посредством долга и. Само понятие «и» много­значно. Оно суммирует определенные моральные обяза­тельства, которые добродетельный человек доброволь­но на себя принимает. 

Нормы поведения (ли) составляют основу ос­нов учения Конфуция. Они включают такие понятия, как «церемонии», «благопристойность», «правила эти­кета», «обряды». Но и все эти понятия, вместе взятые, лишь приблизительно передают значение ли. Экономические отношения, которые лежат в осно­ве любых отношений между людьми, подменялись Кон­фуцием морально-этическими категориями, воплощен­ными в ли. 

По представлениям конфуцианцев, человек в своих действиях не должен исходить из собственных мораль­ных позиций, не должен поддаваться естественным по­рывам: гневу или радости, любви или ненависти. Он обя­зан неизменно исходить из предписанных Конфуцием моральных догм, какие бы страдания это ему ни дос­тавляло.

Под конфуцианским девизом «преодолей себя, вос­станови ритуалы» (кэ цзи фу ли) личность растворялась в обществе: человек лишался индивидуальности, во всем следуя морально-этическим нормам, выработанным еще в древности. Не имея самостоятельной моральной ценности, человек рассматривался как безликий винтик си­стемы общественных отношений. 

Принципом ли регламентировались взаимоотноше­ния между людьми, нормы поведения человека в обще­стве. Китайский этикет исходил из того, что извечно и неизменно существуют три вида отношений: правителя и подданных, старшего и младшего, отца и сына. И хотя отношения между старшим и младшим, отцом и сы­ном, казалось бы, лишены классового содержания, од­нако, по существу, все эти догматы конфуцианства были призваны сохранить на века патриархальную семейную и социальную систему во главе с «просвещенным и со­вершенным правителем». 

Знание (чжи). Этико-политическое учение Кон­фуция не базируется на какой-либо теоретико-познава­тельной основе. Вопрос о знании и его источнике Кон­фуций сводил к изучению древних книг и заимствованию опыта предков. Основным методом получения знаний он считал обучение, а источником их — древние преда­ния и летописи. Вот почему конфуцианцам всегда было чуждо критическое осмысливание прежнего и нового опыта развития общества, а естественные науки вооб­ще не принимались ими во внимание. Знания приобре­тались только посредством усвоения традиционных ус­тановлений, изречений и подражания авторитетам, т. е. древним «совершенномудрым» правителям. Всякое но­вое явление оценивалось с позиции старого опыта и подгонялось под старое. Понятно, что при такой постановке вопроса ки­тайская старина идеализировалась и рассматривалась вне классовых позиций. Омертвение традиций пытался за­консервировать прежде всего господствующий в стране класс, исходя из своих интересов. И все же культ стари­ны глубоко проник в сознание различных классов и со­словий Китая.

Конфуцианское учение стало оплотом консерватиз­ма, серьезным препятствием на пути развития науки и освобождения личности в Китае.

Верность (синь). Верность подданного, основанная на покорности и искренности по отношению к прави­телю, является неотъемлемым элементом этико-поли-тического учения Конфуция.)

«Благородному мужу», обладающему пятью добро­детелями, противопоставлялись «ничтожные люди», ли­шенные этих качеств. Это в трактовке конфуцианцев безликая, серая, неграмотная и некультурная масса, не понимающая «веления неба». «Ничтожный человек», по конфуцианским понятиям, стремится к удовлетворению своих низменных, грубых страстей и потребностей; его не интересуют высокие идеалы, в то время как «благо­родный муж» постоянно совершенствуется. 

На первый взгляд деление общества на «благород­ных» и «ничтожных» основано не на социальном поло­жении людей, а на морально-этических ценностях. Не знатное происхождение и имущественное положение давали право человеку называться «благородным му­жем», а образование и высокие моральные качества, которые приобретались в результате длительного обуче­ния и воспитания. Фактически же в этом делении на «благородных» и «ничтожных» лежал чисто классовый подход, ибо путь к «благородству» оказывался доступ­ным лишь эксплуататорам. Древние конфуцианцы учили: «человек по своей природе склонен к добру; люди рождаются с добрыми наклонностями и по природе своей одинаковы; разли­чаются же они только вследствие своих привычек - если не учить человека, то его добрая природа извратится». Почему же, когда человек становится взрослым, у него появляются дурные наклонности? Конфуций и его пос­ледователи объясняли это не социальной средой, а от­сутствием должного морально-этического воспитания. 

Противоположность между «благородным мужем» и «ничтожным человеком», сколько ее ни рассматри­вать в морально-этическом плане, была порождена со­циальными причинами. «Ничтожным человеком» всегда оказывался простолюдин, крестьянин, а «благородным мужем» — представитель эксплуататорского класса: на­род, мол, глуп и не понимает, что ему нужно; только «благородный муж» в состоянии понять нужды народа и удовлетворить их. Конфуций поучал «благородных му­жей»: «Народ можно заставить следовать за собой, но нельзя заставить его знать — для чего». Из этого следует, что народ — темная масса, неспособная к самостоятель­ным действиям.

Помимо пяти добродетелей краеугольным камнем конфуцианства была сыновняя почтительность (сяо). Со­гласно конфуцианскому учению, существуют пять основ­ных видов взаимоотношений между людьми: отношения между императором и чиновниками; между отцом и сы­ном; между старшим братом и младшим братом; между мужем и женой; между друзьями. Но главное место среди этих пяти видов отводится сыновнему благочестию. 

Дети не только обязаны исполнять волю отца и мате­ри и верно служить им, но и должны любить их всем сер­дцем, должны быть преданы им всем своим существом. 

Если человек не любит родителей, если не призна­ет сыновних обязанностей, он — существо ненормаль­ное. Не любить и не почитать отца и мать —это все рав­но что сознательно сократить или погубить свою жизнь.

Идея Конфуция о сыновней почтительности трак­туется во множестве книг. Наиболее популярным нра­воучением для молодого поколения считалась появив­шаяся впервые в VII в. н. э. книга «24 примера сыновней почтительности». Она представляет собой сборник по­учительных примеров беззаветного служения сыновей своим родителям. Приведем один из них. В феодальном Китае получили широкое распрост­ранение такого рода сентенции: «Недостоин имени сына тот, кто любит другого человека "более, нежели своего отца»; «Когда сын спасает жизнь отца, теряя собствен­ную, — это самая счастливая смерть»; «Любовь поддан­ных к государю равносильна любви к родителям»; «Вся­кий злодей начал с того, что стал дурным сыном» и т. д.

Принцип благочестия распространялся не только на отцов и детей, но и на общество в целом: на отношения между императором и министрами; между местным чи­новником (которого называли «отцом и матерью» его подопечных) и населением данного района. Сыновнее благочестие отражало переплетение феодальных обще­ственных отношений с остатками патриархальных норм, поэтому оно затрагивало как семейные узы (непротив­ление отцу), так и общественные отношения (непро­тивление императору). Одно из конфуцианских поуче­ний гласит: «Государство управляется через сыновнюю почтительность».

Конфуций жил в классовом обществе, поэтому его нравственные наставления выражали прежде всего ин­тересы класса, который он представлял, — наследствен­ной аристократии. На смену ей приходил в то время новый правящий класс — феодалы-землевладельцы. Вос­становить былое господство наследственной аристокра­тии, по мнению Конфуция, можно было, соблюдая «нормы поведения» (ли). С этим связана выдвинутая им идея «исправления имен» (чжэн мин).

Если раскрыть содержание понятия «исправление (или выправление) имен», то оно сводится к следую­щему: каждый человек должен занять в обществе опре­деленное ему положение и соразмерить свои поступки, исходя из этого, т. е. должен иметь свой «статус» в обще­стве — быть либо правителем, либо князем, либо са­новником, либо чиновником, либо простолюдином. Исправление имен» было призвано восстановить и укрепить в китайском обществе иерархическое деление, которое ко времени Конфуция было серьезно подорвано. «Благородный муж, — учил мудрец, — проявляет осто­рожность по отношению к тому, чего не знает. Если име­на неправильны, то слова не имеют под собой основа­ний. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществ­ляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, то наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести».

Политический принцип «исправления имен» объек­тивно преследовал цель сохранить вековую иерархию в обществе, обосновать правомерность привилегирован­ного положения господствующего класса.

Важную роль в конфуцианстве имеет культ неба. Пос­леднее рассматривается как высшая целенаправленная сила, определяющая судьбу всех жителей Срединного государства — от простолюдина до правителя. Представ­ление о божественности неба существовало и до Кон­фуция, но в его учении оно получило обобщение и даль­нейшее развитие.

Небо, по убеждению древних, — всемогущая сила, олицетворение разума и высшей справедливости. Но кто же исполняет повеления неба на земле, кто достоин от имени неба регулировать отношения между людьми? Та­ким «представителем» неба на земле считался прави­тель, наделенный всеми качествами «благородного мужа». Об этом в конфуцианской книге «Шу-цзин» говорилось: «Небо, давая жизнь людям, дало им и страсти. Если бы люди остались без управителя, то произошли бы сму­ты - вот почему небо породило высокоразумного чело­века, который в состоянии в должное время сделаться правителем».

Таким образом, Конфуций и его последователи обо­жествляли власть правителя. Он считался не только «упол­номоченным» неба на земле, но и посредником между миром людей и миром духов и божеств. Только он имел право непосредственно от имени всего народа обращать­ся к небу.

Большое внимание в конфуцианском учении уде­ляется отношениям между правителем и народом. В ос­нове представлений об этом лежит одна идея: прави­тель - думающая личность, а его подданные — серая, безликая масса, призванная слепо ему повиноваться. Конфуций не верил, что простой народ в состоянии познать его учение. «Ничтожный человек, - говорил он, — не способен познать веление Неба и не боится его, он презирает великих людей и оставляет без вни­мания речи совершенно мудрых».

В конфуцианской книге «Цзя-юй» отношения меж­ду правителем и народом уподобляются отношениям «между всадником и лошадью». «Всадник» - это прави­тель, наделенный великой мудростью, а «лошадь» -народ, неспособный к самостоятельным поступкам. Правитель управлял народом не непосредственно, а при помощи «узды» и «вожжей» — чиновников и законов. «Древнее правление, — говорилось в названной книге, -было таково. Сын неба считал придворных вельмож своими руками, добродетель и закон - уздой, чиновни­ков - вожжами, уголовные наказания — стимулом, на­род — лошадьми. Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно их взнуздать, нужно ровно держать вожжи и вовремя прибегать к стимулу, следует соразме­рять силы лошадей и наблюдать за согласным бегом последних; при этих условиях правителю можно не из­давать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом — лошади сами собой побегут». Сравнение трудового народа с лошадью само говорит за себя: назначение «благородного мужа» — повелевать, удел «ничтожного человека» — повиноваться.

Древнее конфуцианство, выработанное Конфуци­ем и его последователями в VIII вв. до н. э., возникло и развивалось в период острой идейной борьбы в китайс­ком обществе.

Серьезным противником конфуцианства была шко­ла фацзя — так называемых законников, или легистов. Ее представителями были легисты Гуаньцзы, Шэнь Бу­хай, Шан Ян и др.

Если древние конфуцианцы в основу управления го­сударством и народом стремились положить морально-этические принципы, исходя при этом из «воли неба», то легисты во главу угла ставили законы и строгие нака­зания, а также принципы оглупления народа. Их идеа­лом была сильная государственная власть, деспотия.

Взгляды легистов наиболее полно были изложены в трактате «Книга правителя области Шан», составлен­ном примерно 2300 лет тому назад. Его автор Шан Ян, видный мыслитель и государственный деятель IV в. до н. э. высказал суждение о том, как лучше повелевать наро­дом и управлять государством. Для успешного управле­ния страной, поучал он, необходимо прибегать к силе и законам, творцом которых является монарх; законы не подлежат обсуждению и обязательны для всех. Мо­нарху нужен «темный люд», необразованный народ; знание — источник коварства. Шан Ян говорил: «Если люди глупы, их легко принудить к тяжелому труду, а если умны, то принудить нелегко»; «Если управлять людьми как добродетельными, то неизбежны смуты, и страна погибнет; если управлять людьми как порочны­ми, то тогда утвердится образцовый порядок».

Легисты восхваляли войну как универсальное сред­ство для решения всевозможных проблем. Они видели в войне важнейшее средство укрепления экономического могущества страны и политической власти монарха. Шан Ян говорил, что «ежели войной можно уничтожить вой­ну, то позволительна даже война; если убийством мож­но уничтожить убийство, то разрешается даже убийство».

Легизм стал духовным знаменем основателя перво­го китайского централизованного государства Цинь Ши-хуана. Его имя в сознании китайцев ассоциируется с же­стокостью, произволом и бесчеловечностью. Ведя борьбу против конфуцианского учения, он повелел заживо за копать 460 конфуцианских ученых и сжечь большинство конфуцианских книг.

Укрепление новой могущественной знати и объек­тивно существовавшая тенденция к централизации стра­ны способствовали утверждению принципов легизма в первой китайской империи Цинь (III в. до н. э.). Однако конфуцианские постулаты послушания, покорности, строжайшего соблюдения иерархии и др. нужны были и правителям единой империи, поэтому во II в. до н. э. при династии Хань создается официальная конфуцианская доктрина, включившая элементы доктрины легистов и других древних школ и принявшая на вооружение иде­ал сильного государства с развитой системой законов и практику суровых наказаний, т. е. все атрибуты деспоти­ческого государства. Так во III вв. до н. э. появилось ортодоксальное, ханьское конфуцианство.

При династии Сун (Х-Х1П вв.) некоторые поло­жения конфуцианства были обновлены философом-иде­алистом Чжу Си (1130-1200). В основном это обновле­ние свелось к усилению тех элементов, которые были выгодны господствующим классам. В период маньчжур­ской династии Цин конфуцианство в интерпретации Чжу Си было возведено в ранг официальной и единствен­ной идеологии. Один из важнейших тезисов Чжу Си -«человеческая природа зависит от небесной воли», иначе говоря, деление людей на угнетенных и угнетателей предопределено волей неба и не может быть изменено.

На раннем этапе конфуцианство имело известное прогрессивное значение. Однако со временем, впитав в себя многие положения других идеологических школ, в частности легизма, оно стало классической феодальной идеологией, в основе которой лежала идея строгой диф­ференциации общества. Строгая регламентация жизни и неизменность положения людей в обществе нужны были китайским феодалам, и именно поэтому конфу­цианство как государственная идеология могло суще­ствовать в течение более двух тысячелетий.

Конфуцианское учение имело свою прогрессивную, демократическую сторону — это учение о человеколю­бии, но оно включало консервативные и реакционные догмы: идеализацию старины, обожествление Сына неба - императора, восхваление всего китайского и очернение всего некитайского и многое другое. Господ­ствующий класс китайских феодалов взял на вооруже­ние консервативную, реакционную сторону конфуци­анства, поставив это учение на службу своим классовым интересам.

Этико-политические взгляды Конфуция и его пос­ледователей в форме ортодоксального конфуцианства легли в основу духовной жизни старого Китая. И какую бы сторону этой жизни ни рассматривать — взаимоот­ношения между людьми, воспитание и обучение, быт и нравы, обряды, привычки, — везде заметно влияние кон­фуцианских идей.

Каждый китаец во всем должен был руководство­ваться конфуцианской моралью. Пусть он не мог прочи­тать сложных изречений в древних конфуцианских кни­гах — не это считалось главным. Главное состояло в воспитании любого человека в конфуцианском духе. «Учение Конфуция, — писал академик В. М. Алексеев, — пронизывая на протяжении веков всю общественную жизнь Китая, не могло не всосаться в кровь народа».

 

Модуль №2

Самостоятельная работа к теме №3; Государство и право античности.

Государство и право Древней Греции

Учебные вопросы

1.          Преобразования Солона в сфере земельных отношений и общественной жизни?

2.          Основные недостатки в общественном и государственном строе древней Спарты?

3.          Реформы Солона в социальной сфере, и государственном управлении?
4.          Административно-территориальные преобразования Клисфена?
5.          Государственный строй Афин в V-IV в. до н.э.

 

Плутарх о возникновении спартанского общества и государственного строя[2]

   О законодателе  Ликурге  невозможно  сообщить ничего строго достоверного...  о его законах, и об устройстве, которое он дал государству, существуют самые разноречивые рассказы...                                       

   Из многочисленных нововведений Ликурга первым и  самым  главным  был  Совет  старейшин.  В соединении с царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия...  Двадцать восемь старейшин  теперь постоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демократии,  но в то же время помогали народу  хранить отечество от тирании...     

...Ликург поставил  двадцать  восемь  старейшин,  скорее всего  для  того,  чтобы  вместе с двумя царями их было, ровно тридцать.                                       

   ...Никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение,  и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то,  что предложат старейшины и  цари.  Но впоследствии толпа разного рода изъятиями и прибавлениями стала искажать и уродовать утверждаемые решения,  и тогда цари Полидор и Teoпомп сделали к ретре такую приписку:  "Если народ постановит неверно,  старейшинам  и царям распустить", то есть решение принятым не считать, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает и переиначивает лучшее и наиболее полезное.    

   ...Первых старейшин  Ликург  назначил  из числа тех, кто принимал участие в его замысле. Затем он постановил взамен умерших всякий раз выбирать из граждан,  достигших шестидесяти лет, того, кто будет признан самым доблестным...                                             

   ...Народ и в этом случае,  как и во всех прочих, решал дело криком.  Соискателей вводили не всех сразу,  а по очереди, в соответствии со жребием, и они молча проходили через собрание.  Избранным объявлялся тот,  кому кричали больше и громче других...                     

   ...Ликург придал государственному управлению смешанный характер, но преемники его, видя, что олигархия все еще чересчур сильна... набрасывают на нее, словно узду, власть эфоров-блюстителей...                          

   Создание должности эфоров послужило  не  ослаблению, но упрочению государства: оно лишь на первый взгляд было уступкой народу, на самом же деле усилило аристократию.                                                  

   ...Отказавшись от чрезмерной власти, спартанские цари вместе с тем избавились и от ненависти,  и от зависти;  им не пришлось испытать того, что мессенцы и аргивяне учинили со своими правителями, не пожелавшими поступиться ничем в пользу народа...                      

   Второе и  самое  смелое  из преобразований Ликурга передел земли.                                        

   ...Ликург... уговорил спартанцев объединить все земли,  а  затем  поделить их заново и впредь хранить имущественное равенство... Он разделил Лаконию между периэками,  или,  иначе говоря, жителями окрестных мест, на тридцать тысяч участков,  а земли, относящиеся к самому городу Спарте,  - на девять тысяч, по числу семей спартиатов... Каждый надел был такой величины, чтобы приносить по семидесяти медимнов ячменя на одного мужчину и по двенадцати на женщину и соразмерное количество  жидких продуктов...                               

   ..Затем Ликург изгнал из Спарты бесполезные  и  лишние ремесла... Ремесленники, вынужденные отказаться от производства бесполезных предметов,  стали вкладывать свое мастерство, в предметы первой необходимости.          

   Чтобы нанести  роскоши и страсти к богатству еще более решительный удар,  Ликург  провел  третье  и  самое прекрасное  преобразование  -  учредил  общие  трапезы: граждане собирались вместе и все ели одни и те  же  кушанья...                                              

   На трапезы  собиралось  человек по пятнадцати,  иной раз немногим менее или более. Каждый сотрапезник приносил ежемесячно медимн ячменной муки, восемь хоев вина, пять мин сыра,  две с половиной мины смокв и  наконец, совсем  незначительную  сумму  денег для покупки мяса и рыбы...                                               

   ...Одним из благ  и  преимуществ,  которые  доставил согражданам  Ликург,  было изобилие досуга.  Заниматься ремеслом им было строго-настрого запрещено...         

   Землю их возделывали илоты,  внося  назначенную  подать...Низким и  рабским считали они всякий ручной труд, всякие заботы, сопряженные с наживой...

 

Аристотель о спартанских учреждениях[3] 

          ...Власть эфоров чрезвычайно велика и подобна власти тиранов...В руках эфоров... находится власть постановлять свои решения  по  важным судебным процессам;  однако эфорами могут оказаться первые попавшиеся; поэтому было бы правильнее,  если бы они постановляли свои приговоры не по собственному убеждению, но по. букве закона...        
   Неладно обстоит дело в Лакедемоне и с институтом геронтов.                                           Лица, исправляющие должность геронтов, бывают и доступны подкупу и часто государственные дела  приносят  в жертву своим личным выгодам. Поэтому лучше было бы, если бы геронты не были так безответственны,  какими  они
являются в настоящее время.  Правда, на это можно заметить,  что все магистратуры подвластны контролю эфоров. Но  это-то  обстоятельство и дает в руки эфории слишком большое преимущество...                                
   Вместе с царями,  [когда они покидали страну], посылали в качестве лиц,  их сопровождающих, их личных врагов и считали спасением для государства, когда между царями происходили распри.  Не могут считаться правильными и те законоположения,которые были введены  при  первом  установлении  сисситий. Средства на устройство их должно давать скорее государство, как это имеет место на Крите. В Лакедемоне же  каждый участник сисситий обязан вносить на них свои деньги,  несмотря на то, что некоторые по причине крайней  бедности не в состоянии тратиться на сопряженные с сисситиями издержки... Он желал, чтобы институт сисситий был демократическим: но при тех законоположениях,  которые к ним относятся,  сисситий оказываются институтом менее всего демократическим. Дело в том, что участвовать в сисситиях людям очень бедным "нелегко,  между тем по традиции участие  в них служит показателем принадлежности к сословию
граждан,  так как тот, кто не, в состоянии делать взносов в сисситии, не пользуется правами гражданства.  
  
Плутарх о реформах Солона[4] 

                       
    Поскольку неравенство между бедными и богатыми  дошло,  тогда,  так сказать,  до высшей точки, государство находилось в чрезвычайно опасном положении.  Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю,  платя богатым шестую часть урожая,... другие брали у  богатых в долг деньги под залог тела;  их заимодавцы имели право обратить в рабство,  при этом одни  оставались  рабами  на  родине,  других продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных  детей(никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев.  Но огромное большинство,  и к тому, же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями,  а выбрать себе одного вожака,  надежного человека и освободить должников,  пропустивших срок уплаты,  а  землю  переделить и совершенно изменить государственный строй.                                     
   Тогда наиболее рассудительные люди в  Афинах,  видя, что Солон,  - пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины,  который не является сообщником богатых  в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою,  как бедные,  стали просить его взять в свои  руки государственные  дела и положить конец раздорам. Впрочем, Фаний Лесбосский рассказывает, что сам Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он по секрету обещал раздел земли, а людям богатым - обеспечение долговых обязательств.                                    
   ...Его выбрали архонтом,  а вместе с тем посредником и законодателем. Все приняли его с удовольствием: богатые - как человека зажиточного,  а бедные - как честного... Первым актом его  государственной  деятельности  был закон, в силу которого существовавшие долги были прощены и на будущее время запрещалось давать деньги в  долг "под залог тела"...  Солон не угодил ни той,  ни другой стороне.  Богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных еще больше - тем,  что не произвел передела земли, на который они надеялись...Желая оставить все высшие должности за  богатыми, как было и прежде,  а к прочим должностям, в исполнении которых простой народ раньше не участвовал, допустить и его, Солон ввел оценку имущества граждан. Так, тех, кто производил в совокупности пятьсот  мер  продуктов,  как сухих,  так  и жидких,  он поставил первыми и назвал их "пентакосиомедимнами",  вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь или производить триста мер; этих называли "принадлежащими к  всадникам";  "зевгитами"  были названы люди третьего ценза,  у которых было двести мер тех и других продуктов,  вместе взятых.  Все  остальные назывались "фетами";                                   им он  не позволил исполнять никакой должности;  они участвовали в управлении лишь тем,  что могли  присутствовать в народном собрании и быть судьями. Последнее казалось вначале ничего не значащим  правом,  но  впоследствии  стало  в  высшей  степени важным,  потому что большая часть важных дел попадала к судьям.  Далее,  на приговоры по тем делам, решение которых Солон предоставил должностным лицам, он позволил также апеллировать в суд.                                                   
   Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющихся архонтов: он и сам был членом его как бывший архонт. Но,  видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость,  порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав  в него по сто человек от каждой из четырех фил. Им он поручил предварительно,  раньше народа, обсуждать дела  и не допускать внесения ни одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения. А "верхнему совету" " он предоставил надзор за всем  и  охрану  законов... 
 
  Аристотель о реформах Клисфена[5]

                      
   ...Он 12 начал с того,  что распределил всех граждан между  десятью филами вместо четырех.  Он хотел смешать их,  чтобы большее  число  людей  получило  возможность участия в делах государства.  Отсюда и пошло выражение: "не считаться филами" - в ответ тем, кто хочет исследовать  происхождение.  Затем  он установил Совет пятисот вместо четырехсот,  по пятидесяти из каждой филы,  а до тех  пор  было по сто.  Разделил же он не на двенадцать фил из того соображения, чтобы это деление не совпадало с существовавшим ранее делением на триттии:  именно,  в четырех филах было двенадцать триттии,  так что в  этом случае не удалось бы смешать народ.                    
   Кроме того,  Клисфен  разделил  и страну по демам на тридцать частей:  десять взял из демов пригородных, десять-из  демов  прибрежной  полосы,  десять  - из демов внутренней полосы. Назвав эти части триттиями, в каждую филу  он назначил по жребию три триттии,  так,  чтобы в состав каждой филы входили части из всех этих областей. Далее,  он  заставил считаться демотами жителей каждого из демов, чтобы люди не выделяли новых граждан, называя их по отчеству, но чтобы публично называли по имени демов.  Вот отчего афиняне и называют себя по именам  демов.  Учредил он и должность демархов, которые имеют те же обязанности,  что прежние навкрары,  так как демы он  образовал вместо навкрарий.  Что касается названий, то некоторым из демов он дал их по местечкам, некоторым по основателям,  так как уже не все демы связаны были с местами.                                             
   ...В результате этих изменений государственный строй стал гораздо более демократичным,  чем солоновский. Это и понятно:  законы Солона упразднила тирания,  оставляя их без применения; между тем, издавая другие, новые законы,  Клисфен имел в виду интересы народа.  В их числе
издан был и закон об остракизме.                                                   
Впервые на восьмом году после установления этого порядка, при архонте Гермокреонте, установили для Совета пятисот присягу,  которую приносят еще  и  теперь.  Затем стали избирать по филам стратегов, по одному из каждой, предводителем же всей вообще армии был полемарх...
    
Аристотель о  государственном  строе   Афин в V-IV вв. до н. э.[6]
   Гражданские списки...
   Теперешнее государственное устройство имеет следующий характер.                                         
   Гражданскими правами пользуются люди,  которых родители оба - граждане.  Они вносятся в списки демотов  по достижении  восемнадцатилетнего  возраста.  Всякий раз, когда производится их запись, демоты решают голосованием под присягой относительно их: во-первых, находят ли, что они достигли положенного законом возраста (в случае отрицательного  решения  молодые люди опять поступают в разряд  несовершеннолетних);  во-вторых,  свободный  ли каждый из них в отдельности и законно ли рожденный. Затем,  если его отвергнут, признав несвободным, он имеет право  апеллировать  в суд.  Демоты выбирают в качестве обвинителей пятерых из своей среды и,  если будет признано,  что он не имеет право быть записанным, государство продает его в рабство; если же он выиграет дело,  демоты обязаны  его  вписать...                                          
   Порядок избрания  должностных  лиц.  Совет пятисот и Народное собрание.   На все вообще должности,  входящие в  круг  обычного управления,  афиняне выбирают кандидатов по жребию,  за исключением казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов.  На эти должности избирают поднятием рук,  и избранные таким порядком исполняют обязанности от Панафиней до Панафиней.  Кроме того,  поднятием рук избирают и на все военные должности.  Совет состоит из пятисот членов,  избираемых по жребию,  но 30 от каждой филы.  Обязанности пританов исполняет каждая из  фил по очереди,  как выпадет жребий,  первые четыре - по 36 дней каждая,  а следующие шесть - по  35 дней  каждая (как известно,  афиняне считают год по луне).                                                   
   Те из состава Совета, которые несут обязанности пританов, имеют общий стол в фоле, получая на это деньги от государства.  Затем они собирают и Совет и  народ Совет ежедневно, кроме неприсутственных дней, а народ - четыре раза в каждую пританию.  При этом они составляют программу, сколько дел и что именно предстоит обсуждать Совету в каждый день и где должно  происходить  заседание.                                                   
   Кроме того, они назначают и народные собрания. Одно главное,  в  котором  полагается  производить  проверку действий  властей  -  находит  ли народ их распоряжения правильными,  затем обсуждать вопросы относительно продовольствия и защиты страны;  далее,  в этот день могут делать чрезвычайные заявления все желающие;  наконец, полагается читать описи конфискуемых имуществ и заявления об утверждении в правах наследства и о наследницах, чтобы  все  были  осведомлены о каждом открывшемся наследстве.                                               
   В шестую пританию, кроме означенного, пританы ставят на  голосование  поднятием  рук еще вопрос относительно остракизма - находят ли нужным производить его или нет, и  наконец,  такие дела,  когда кто-нибудь,  дав то или иное обещание народу, не выполнит его.                 
   Другое народное собрание назначают для  рассмотрения ходатайств;  тут всякий желающий,  возложив молитвенную ветвь,  мог рассказать народу о каких  пожелает  личных или общественных делах. Остальные два народных собрания отводятся для всех прочих дел...                       
   Председателем пританов бывает одно  лицо,  избранное по  жребию.  Оно состоит председателем в течение ночи и дня,  и нельзя ни пробыть в этой должности  дольше,  ни дважды занимать ее одному и тому же человеку. Председатель хранит ключи от храмов,  в которых находятся казна и  документы  государства и государственная печать.  Он обязан все время оставаться в фоле,  равно как и третья часть  пританов,  которой он прикажет.  И когда пританы соберут Совет или народ,  он  избирает  жребием  девять проэдров по  одному  из каждой филы,  за исключением той, которая несет обязанности пританов, и из их среды,в  свою очередь,  одного председателя и передает им повестку.  Последние,  получив ее,  следят за порядком  и объявляют вопросы, подлежащие обсуждению, ведут подсчетголосов и распоряжаются вообще все ми делами;  они имеют право и распустить собрание. Быть председателем нельзя более одного раза в год,  а проэдром можно быть однажды в каждую пританию.              
   Кроме того,  пританы производят в народном  собрании выборы стратегов, гиппархов и прочих властей, имеющих отношение к войне,  сообразно с тем,  как решит народ...                                                 
   В прежнее время Совет имел право подвергать денежному взысканию, заключать в тюрьму и казнить... Народ отнял у Совета право предавать смертной казни,  заключать в оковы и налагать денежные взыскания. Он установил закон,  что  если Совет признает кого-нибудь виновным или наложит взыскание,  то эти  обвинительные  приговоры  и взыскания фесмофеты должны представлять на рассмотрение суда,  и то, что постановят судьи, должно иметь законную силу.                                           
   ...И народ  ни  по  какому  вопросу не может вынести постановления, если об этом не состоялось предварительного  заключения  Совета или если этого не поставили на повестку пританы. В силу этого всякий, кто проведет какой-нибудь  законопроект  без  соблюдения этих условий, подлежит обвинению в противозаконы. 
   Архонты
   ...Что же касается так называемых  девяти  архонтов, то выше было уже сказано,  каким образом с самого начала производилось их назначение. В настоящее время избирают по жребию шестерых фесмофетов и секретаря к ним, кроме того,  архонта, басилевса и полемарха - одного из каждой филы по очереди...                              
   ...Когда производят докимасню[7],  прежде всего предлагают вопрос:  "Кто у тебя отец и из какого  он  дема, кто отец отца, кто мать, кто отец матери и из какого он дема?"...  исполняет ли он свой долг по отношению к родителям,  платит ли подати и отбывал ли военные походы. Допросив об этом,  председатель говорит: "Пригласи свидетелей  в  подтверждение  этого".  Когда он представит свидетелей,  председатель ставит вопрос: "Угодно ли кому-нибудь выступить с обвинением против него?" И,  если выступит кто-нибудь обвинителем, он предоставляет слово и для обвинения и для защиты и после того ставит вопрос на голосование - в Совете поднятием рук, а в суде - подачей камешков. Если же никто не  пожелает выступить с обвинением,  он тотчас же производит голосование...                                     
   Архонт, басилевс  и  полемарх берут себе каждый двух товарищей по собственному выбору и эти последние только тогда  могут приступить к исполнению обязанностей товарищей,  когда пройдут докимасию в суде,  а по окончании своей службы они сдают отчет.                          
   Архонт сейчас  же  по  вступлении в должность первым делом объявляет через глашатая, что всем предоставляется владеть имуществом,  какое каждый имел до вступления его в должность и сохранять до конца его управления. Ему подаются жалобы по государственным и  частным делам. Он рассматривает их и направляет в суд. Сюда относятся дела о дурном обхождении с родителями (эти процессы не сопряжены ни с каким взысканием для того,  кто хочет выступать обвинителем),  о дурном обращении с сиротами (эти направляются против опекунов), о дурном обращении с наследницей (эти направляются против опекунов и мужей),  о нанесении ущерба сиротскому имуществу (эти тоже направляются против опекунов), об умопомешательстве,  когда  кто-нибудь обвиняет другого в том,  что он, выживши из ума,  расточает свое состояние; дела по избранию ликвидационной комиссии,  когда кто-нибудь не желает производить раздел общего имущества;  дела об  учреждении опеки, по поводу разрешения споров об опекунстве;  по поводу предъявления документов, касающихся записи  себя  опекуном,  тяжбы  о наследствах и наследницах... Архонт имеет попечение также и о сиротах, о наследницах и о женщинах,  которые заявляют, что по смерти мужа остались беременными.  При этом он имеет право  на виновных  налагать дисциплинарные взыскания или привлекать к суду. Далее, он сдает в аренду имущество сироты  наследниц до того срока,  пока женщине не исполнится 14 лет, и берет от арендаторов обеспечение. Наконец, он же взыскивает с опекунов содержание, если они не выдают его детям.                                             
   Вот каковы обязанности архонта.  Басилевс же  ведает прежде всего мистериями  совместно с попечителями,  из которых двоих народ выбирает поднятием рук из всех афинян- одного  из Эвмолпидов и одного из Кериков,  затем Дионисия...  Этот праздник состоит из  процессии  и состязания. Ему подаются письменные жалобы по делам о  нечестии,  а также  и  в тех случаях,  когда кто-нибудь оспаривает у другого право на жречество. Затем он разбирает все споры между родами и жрецами по вопросам богослужения. Наконец,  у него возбуждаются все процессы об убийстве, и в его обязанность входит объявлять преступника лишенным покровительства законов...                             
   Полемарх совершает жертвоприношение Артемиде-Охотнице  и  Эниалию;  устраивает  надгробные  состязания в честь павших на войне и совершает поминки в честь  Гармодия и Аристогитона.  У него же возбуждаются частные судебные процессы, касающиеся метеков, равнообязанных и проксенов...                                       
   Фесмофеты имеют  полномочия  прежде всего назначать, какие судебные комиссии и в какие  дни  должны  творить суд,  затем  передавать  руководство  этими  комиссиями должностным лицам:  эти последние  действуют  сообразно тому,  как укажут фесмофеты. Затем, они докладывают народу о поступивших чрезвычайных заявлениях,  ставят  на рассмотрение дела о смещении должностных лиц путем проверочного голосования, всякого рода предложения предварительных  приговоров,  жалобы  на противозакония и заявления о том, что предложенный закон непригоден... К ним же поступают жалобы,  при которых полагается залогна незаконное присвоение гражданских прав и на освобождение  от такого обвинения путем подкупа,  если кто-нибудь,  дав взятку,  оправдается по  делу  о  присвоении гражданских прав.  Затем, о преступлениях сикофантов, взяточничестве,  облыжном внесении в  список  государственных должников, ложном выступлении на суде в качестве понятого, об умышленном неснятии из списка государственных должников, равно как и о невнесении в этот список, о прелюбодеянии. Затем, они ставят на рассмотрение докимасии  для всех должностных лиц,  дела о лицах,  не принятых в демотами,  и обвинительные приговоры Совета.  Кроме того, они назначают к рассмотрению и частные иски,  касающиеся крупной торговли  и  рудников,  а также относительно рабов, в случае если раб наносит    словесное оскорбление свободному человеку. При этом они же распределяют по жребию между должностными лицами судебные комиссии по частным и общественным делам.       
   Они же утверждают соглашения с другими  государствами и руководят процессами,  проистекающими на основании этих соглашений,  и делами о лжесвидетельстве перед Ареопагом.  
   Должности, избираемые поднятием рук  
   Избирают поднятием  рук также и на все военные должности,  в том числе десятерых стратегов - прежде по одному  от  каждой филы,  а теперь из всего состава граждан...                                                 
   Поднятием рук избирают еще десятерых таксиархов по одному из каждой филы.  Каждый из них командует гражданами своей филы и назначает лохагов.                 
   Поднятием рук избирают и  двух  гиппархов  из  всего состава граждан. Они командуют всадниками, причем берет каждый себе по пяти фил.  Они имеют ту же  власть,  как стратеги  над гоплитами.  Они также подвергаются проверочному голосованию... 
   Выборы по  жребию,  жалованье,  повторность  занятия должностей.  
   В числе  назначаемых  по  жребию  должностных  лиц в прежнее время одни избирались из целой  филы  вместе  с девятью архонтами,  другие, избиравшиеся в храме Фесея, распределялись по демам.  Но так как в  демах  началась торговля местами, то и на эти должности теперь избирают из целой филы,  за исключением членов  Совета  и  стражей. Выборы этих последних передают в демы.          
   Жалованье получает, во-первых, народ, за рядовые народные собрания по драхме,  а за главные - по  девяти оболов.  Затем,  в судах получают по три обола;  далее, члены Совета - по пяти оболов,  а тем из  них,  которые несут обязанности пританов,  прибавляется на продовольствие один обол.  Кроме того,  девять архонтов получают на  продовольствие  по четыре обола каждый,  причем они содержат глашатая и флейтиста;  затем архонт,  назначаемый на Саламин, получает по одной драхме в день...                
   Военные должности можно занимать по нескольку раз, а из остальных ни одной нельзя занимать вторично; только членом Совета можно быть дважды.                       
   Организация судов.                                   
   В состав судебных  отделений  выборы  производят  по жребию девять архонтов,  каждый в одной филе,  а секретарь фесмофетов в десятой филе...                      
   Судьями могут быть люди,  имеющие свыше тридцати лет от роду, при условии, если они не состоят государственными должниками или не лишены гражданской чести...     
   Большинство судебных отделений  состоит  из  пятисот одного члена, им предоставляется судить по общественным делам. Когда требуется поставить особенно серьезное дело на обсуждение тысячного состава, в гелиэю собирается двойной состав суда. Дела исключительной важности передаются  на  рассмотрение  тысячи пятисот судей,  т.  е. тройного суда.                                         
   Баллотировочные "камешки" - медные с трубочкой посередине; одна половина их-просверленные, другая-цельные. Когда прения сторон закончены,  те лица, которым выпало по жребию состоять при баллотировочных камешках, вручают каждому из судей по два камешка  -  просверленный  и цельный, и обе спорящие стороны должны видеть это, что  бы никто не мог получить ни оба цельных,  ни оба  просверленных...                                           
   В суде стоят две амфоры - одна бронзовая, другая деревянная.  Они поставлены порознь одна от другой, чтобы нельзя было подкинуть незаметно лишних камешков.  В эти амфоры опускают свои камешки судьи. Бронзовая имеет решающее значение,  деревянная не берется в расчет. Бронзовая покрыта крышкой с просверленным отверстием, через которое  может пройти только один баллотировочный камешек...                                                 
   Перед тем как судьи должны будут приступить к  голосованию, глашатай объявляет сначала, не предполагают ли противники обжаловать свидетельские показания.  Дело  в том, что обжалование не допускается, когда судьи начнут подавать голоса. Затем он снова объявляет: "Просверленный камешек - за первого говорившего,  цельный - за говорившего последним". После этого судья берет камешек с подставки светильника и,  стараясь просунуть трубку камешка так,  чтобы при этом не показывать  тяжущимся  ни просверленного, ни цельного, опускает камешек, выражающий его приговор, в бронзовую амфору, камешек, не имеющий такого значения, - в деревянную. Когда все подадут голоса,  служители берут амфору с решающим значением и высыпают на счетную доску,  снабженную дырками,  все какие есть камешки,  чтобы они лежали на  виду  и их легко было подсчитывать и чтобы просверленные и цельные были видны тяжущимся.  Лица,  приставленные по жребию к баллотировочным камешкам,  подсчитывают их на счетной доске,  отдельно  цельные,  отдельно просверленные.  Затем глашатай объявляет число голосов, причем просверленные идут за истца, цельные - за ответчика.  За кого окажется больше,  тот выигрывает дело, а если голосов окажется поровну, выигрывает подсудимый...
 

Составите схему и таблицу:

1.Система магистратур Римской республики.

2.Периодизация истории Древнего Рима.

 

Термины и понятия (дайте определения):

Деспотия», «Кшатрия», «Мушкенум», «Община», «Шудра», ». «Доминат», «Император», «Рэкс», «Квестор», «Клиент», «Консул», «Курия», «Магистрат», «Патрон». «Патриции». «Плебеи». «Претор», «Префект», «Принципат», «Сенат», «Триба», «Трибун». «Триумвират». «Цензор», «Центурия», «Эдилы», «Агнаты», «Деликт», «Квиритское (цивильное) право», «Когнаты», «Конституция», «Контракт», «Манципация», «Право народов», «Преторское право», «Рецепция», «Сервитут», «Сине ману», «Суперфиции», «Узуфрукт», «Эдикт», «Сенатус-консульты», «Рескрипт», «Декрет», «Мандат». «Интерполяция», «Нексум», «Стипуляция», «Легисакционный процесс», «Публичное право», «Частное право», «Приобретательная давность», «Ипотека», «Формулярный процесс», «Экстрординарный (инквизиционный) процесс».



[1] Китай тайны прошлого / В. Я. Сивихнянов – Смоленск, 2000.

[2] Хрестоматия по всеобщей истории государства и прав// под ре. З.М. Черниловского- М.: 1994.

 

[3] Хрестоматия по всеобщей истории государства и прав// под ре. З.М. Черниловского- М.: 1994.

 

[4] Хрестоматия по всеобщей истории государства и прав// под ре. З.М. Черниловского- М.: 1994.

 

[5] Хрестоматия по всеобщей истории государства и прав// под ре. З.М. Черниловского- М.: 1994.

 

[6] Хрестоматия по всеобщей истории государства и прав// под ре. З.М. Черниловского- М.: 1994.

 

[7] Докимасия - проверка чьих-либо прав на занятие должности.  

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!