Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по истории государства и права зарубежных стран»

/ История государства и права
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

 


С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

Тема № 10.  Государство и право средневековой Англии. Великая хартия вольностей 1215 г.

1.  Общая характеристика Великой Хартии Вольностей (исто­рия создания, источники, юридическая природа документа). 

2.     Статьи, закрепляющие права и вольности основных со­циальных групп английского общества. 

3.     Принципы королевского правосудия, закрепленные Вели­кой Хартией Вольностей. 

4.       Регулирование имущественных отношений. 

5.       Преступления, наказания и судебный процесс 

 

Рекомендации по подготовке к занятию

Вопрос 1. При ответе на вопрос необходимо учитывать особенности развития английского государства после норманд­ского завоевания — усиление тенденций государственной цен­трализации, укрепление королевской власти, которые во многом явились результатом политики Вильгельма Завоевателя и Ген­риха II.

Наряду с этим следует выявить представления о королевской власти, которые сформировались в обществе в рассматриваемый период, и были отражены в трактатах английских средневековых правоведов. Это поможет определить причины возникновения в Англии в начале ХШ в. острого конфликта между баронами, ду­ховенством и горожанами с одной стороны, и королем — с дру­гой. В чем состояла суть данного конфликта?

Следует задуматься, какие юридические последствия имел тот факт, что в момент подписания Великой Хартии Вольностей король Иоанн являлся вассалом главы католической церкви, и как это отразилось на судьбе указанного документа?

Каковы источники Великой Хартии Вольностей? В чем заключается традиционность Великой Хартии Вольностей и в чем выражается ее новизна по сравнению с хартиями, издававшимися предшественниками ко­роля Иоанна?

Существует ли какая-либо система в изложении материала в хартии? Какие части в ней можно выделить?

Далее следует установить, какой характер изучаемого доку­мента, какие точки зрения существуют по этому вопросу в исто­риографии.

Вопрос 2. Великая Хартия Вольностей была принята ко­ролем Иоанном под давлением широкого социального движе­ния, в состав которого входили бароны, духовенство, рыцари, го­рожане, представители сельских жителей. При рассмотрении текста Хартии на семинарском занятии следует определить, ка­кие ее статьи выражают интересы каждого из названных слоев английского средневекового общества. Какие статьи в Хартии прямо выражают интересы королевской власти?

Значительная часть статей изучаемого правового памятника посвящена регулированию феодальных отношений. Какие прин­ципы  вассально-ленных  отношений   были   зафиксированы хартии? Вводились ли они Хартией впервые или существовали ранее? Каким образом регулировался порядок опеки, получении рельефа, взыскания долга?

Произвол со стороны королевских должностных лиц был од­ной из причин политического конфликта Англии XIII в. Каким образом предполагалось оградить население Англии от злоупот­реблений королевских чиновников?

Особое значение имеют ст. 12 и 14 Великой Хартии Вольно­стей. В чем заключается суть ограничений, налагаемых на дейст­вия английского короля ст. 12 и 14 рассматриваемого документа? При анализе содержания ст. 14 Хартии следует обратить внима­ние на установленное здесь различие в статусе членов общего со­вета королевства.

Среди статей рассматриваемого документа, закрепляющих права и вольности различных слоев английского общества, осо­бое место занимает ст. 61. В ней говорится о гарантиях соблюде­ния положений Хартии королем. В чем заключаются данные га­рантии? Какими полномочиями обладает совет 25 баронов? Ка­кой смысл имело учреждение такого органа?

Какие тенденции общественного развития, проявлявшиеся в Англии в  начале XIII в., нашли отражение в Великой Хартии Вольностей?

Вопрос 3. Тема правосудия — одна из стержневых тем данного документа. Какие статьи хартии закрепляют принципы королевского правосудия? Каково значение создания в Вестмин­стере постоянного королевского Суда Общих Тяжб? Рассмотри­те, в чем состояли нововведения по усовершенствованию дея­тельности разъездных судей?

Далее следует выявить, каким образом предполагалось осла­бить судебные прерогативы короны? Как Хартия ограничивала произвол королевской власти в области правосудия?

Вопрос 4. При рассмотрении данного вопроса следует об­ратить внимание на то, что Великая хартия вольностей рассматривает понятие «реальная собственность» и «персональную собственность». Необходимо выделить те категории вещей, право собственности на которые можно считать вполне сформированными и те, которые еще в той или иной степени находятся в общественной собственности. Особое внимание следует уделить вещным правам на недвижимость, различным категориям земельных участков. Необходимо также выявить способы приобретения имущества, передачи его по наследству.

Далее следует установить основания возникновения обяза­тельств, гарантии их исполнения, ответственность за неисполне­ние, какие виды договоров и деликтов выделяет Великая хартия вольностей.

Вопрос 5. При подготовке данного вопроса следует отме­тить, что Великая хартия вольностей рассматривала преступление как на­рушение  т. е. причинение вреда личности или имуществу, необходимо попытаться выявить кри­терии, отличающие их от частноправовых деликтов. Следует оп­ределить, выделялись ли в Великой хартии вольностей формы вины (умысел и неосторожность), стадии совершения преступления, формы соучастия и рецидив, какие обстоятельства могли смяг­чать или отягчать ответственность. При характеристике наказа­ний следует определить их цель, виды, принципы, зависимость тяжести наказаний от социального статуса потерпевшего и пре­ступника.

При характеристике судебного процесса, прежде всего, следует определить органы правосудия в английском государстве, поря­док их формирования, характер судебного процесса. Необходимо установить порядок возбуждения судебного процесса, вызова и обеспечения явки ответчика, свидетелей, определить, имелись ли процессуальные отличия между уголовным и гражданским процессом, какие виды доказательств использовались, как рас­пределяется бремя доказательств, какое значение имел институт соприсяжничества.

 

        Материал для подготовке к семинарскому занятию №7

Великая Хартия Вольностей[1] 

             1. Во-первых,  дали мы перед богом свое  согласие  и настоящей хартией нашей подтвердили за нас и за наследников наших на вечные времена, чтобы английская церковь была свободна и владела своими правами а целости и своими  вольностями  неприкосновенными...  Пожаловали: мы также  всем свободным людям королевства нашего за нас и за наследников наших на вечные времена все нижеописанные вольности,  чтобы  имели их и владели ими они и их наследники от нас и от наследников наших.                 
              2. Если кто из графов или баронов или других  держателей, держащих от нас непосредственно за военную повинность,  умрет,  и в момент его кончины наследник его будет совершеннолетним и обязан будет платить рельеф12, то он (наследник) должен получить свое наследство после уплаты  старинного рельефа,  то есть наследник или наследники графа (должны уплатить) за целую графскую баронию  сто фунтов (стерлингов),  наследник или наследники барона за целую баронию 100 фунтов,  наследник или наследники рыцаря, владеющего целым рыцарским фьефом 13, 100 шиллингов самое большее;  кто меньше должен платить,  пусть и дает меньше, согласно древнему обычаю рельефов[2]
             3.Если же наследник кого-либо из таких (держателей) окажется несовершеннолетним и находящимся  под  опекой, то, достигнув совершеннолетия, пусть получает свое наследство без уплаты рельефа; и пошлины.                 
             8. Никакая вдова не должна быть принуждаема к браку, пока желает жить без мужа;  так, однако, чтобы представила ручательство,  что не выйдет замуж без нашего согласия,  если она от нас держит, или без согласия своего
сеньора,  от которого она держит, если она от кого-либо другого (а не от нас) держит.                          
             9. Ни мы, ни наши чиновники не будем захватывать, ни земли, ни дохода с нее за долг, пока движимости должника  достаточно  для  уплаты долга;  и поручители самого должника не будут принуждаемы (к уплате его долга), пока  сам  главный  должник  будет  в  состоянии уплатить долг...                                                
             12. Ни щитовые деньги, ни пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена,  и не для всеведения в рыцари первородного сына нашего и не для выдачи первым браком замуж  дочери  нашей первородной, и для этого должно выдавать лишь умеренное пособие;  подобным же образом надлежит поступать и относительно пособий с города Лондона.                   
             13. И город Лондон должен иметь все древние вольности и свободные свои обычаи, как на суше,  так и на воде. Кроме  того,  мы желаем и соизволяем,  чтобы все другие города и бурги, и местечки, и порты имели все вольности и свободные свои обычаи.                               
             14. А для того,  чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных,  или для обложения щитовыми деньгами мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами за нашими печатями; и, кроме того, повелим позвать огулом через шерифов и бейлифов наших всех тех, которые держат от нас непосредственно, (повелим позвать мы всех их) к определенному дню, то есть, по меньшей мере, за сорок дней до срока, и в определенное место;  и во всех этих призывных письмах  объясним причину приглашения;  и когда будут, таким образом, разосланы приглашения,  в назначенный день будет приступлено к делу при участии и совете тех,  которые окажутся налицо, хотя бы и не все приглашенные явились. Мы не позволим впредь никому брать пособие со свободных людей,  кроме как для выкупа его из плена и для возведения в рыцари его первородного сына и для выдачи замуж  первым браком его первородной дочери; и для этого надлежит брать лишь умеренное пособие. Никто не должен быть принуждаем  к  (несению большей службы за свой рыцарский лен или за другое свободное держание, чем та, какая следует с него. Общие  тяжбы не должны следовать за нашей курией, но должны разбираться в каком-нибудь определенном месте. Свободный человек будет штрафоваться за малый упадок только сообразно роду проступка, а за большой убыток будет штрафоваться сообразно важности проступка, причем должно оставаться неприкосновенным его основное имущество;  таким же образом будет штрафоваться купец, и его товар остается неприкосновенным;  и виллан таким  же  образом  будет штрафоваться,  и у него останется неприкосновенным его инвентарь,  если они подвергнутся штрафу с нашей стороны;  и никакой  из названных  выше штрафов  не будет наложен иначе,  как на основании клятвенных  показаний  честных людей из соседей (обвиняемых). Графы и бароны будут штрафоваться не иначе, как посредстве своих пэров и не иначе,  как сообразно роду проступка.
             27. Если какой-либо свободный человек умрет  без  завещания, движимость его пусть будет распределена руками близких родственников его и друзей под наблюдением церкви, причем должна быть обеспечена  уплата долгов каждому,  кому умерший был должен.
             36.  Ничего впредь не следует давать и брать за  приказ расследовании  о  жизни  или членах,  но он должен выдаваться даром, и в нем не должно быть отказа. 
             39. Ни один свободный человек не будет арестован,  или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо иным способом обездолен,  и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе,  как по законному приговору равных его  (его пэров) и по закону страны.
              40. Никому не будем продавать права и справедливости,  никому не будем отказывать  в  них или замедлять их.
             41.  Все купцы должны иметь право свободно и безопасно выезжать из Англии  и въезжать в Англию,  и пребывать, и ездить по Англии как на суше,  так и по воде,  для того,  чтобы покупать  и продавать  без  всяких  незаконных пошлин,  оплачивая лишь старинные и справедливые обычаем установленные пошлины,  за исключением  военного  времени и если они будут из земли,  воюющей против нас; и если такие окажутся на нашей земле в начале войны, они должны быть задержаны без ущерба для их тела и имущества, пока мы или великий юстициарии наш не узнаем,  как обращаются  с  купцами нашей земли, находящимися тогда в земле,  воюющей против нас; и если наши там, в безопасности,  то  и  те другие должны быть в безопасности в нашей земле.
             45. Мы будем назначать судей, констеблей, шерифов, бейлифов лишь из тех, которые знают закон королевства и имеют желание его  добросовестно  исполнять. 

 

Модуль №4

 

Тема № 11. Государственный строй и право стран Арабского востока

1.    Основы общественного и государственного строя Арабского халифата.

2.    Мусульманское право, общая характеристика.

3.    Особенности регулирования имущественных  и обязательственных отношений.

4.    Уголовное право

 

Рекомендации по подготовке к занятию

Вопрос 1. Начиная изучение данной темы, курсанту необходимо знать, что в российской исторической литературе существует несколько концепций возникновения ислама, мусульманского государства и права. Тем не менее, существует общее мнение, что Мухаммед действительно жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран, обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе.

Мухаммед превратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавлива­ется его единовластие в Медине. Главной опорой Мухаммеда были мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. В Медине Мухаммед сформиро­вал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Создав в Медине военную организацию, Мухаммед начал покорять ближайшие к городу племена. Часть их добровольно принимала догматы Ислама, часть на­сильственно покорялась и включалась в мусульманскую общину. Со смертью Мухаммеда прекратился прямой «контакт» общины с Аллахом, ею стали управлять халифы - заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Мухаммедом и изложенных в Коране. В конце - концов, новая религия удовлетворила всех. Она ликвидировала многобожие, религиозную ра­зобщенность, этническую и племенную раздробленность. Ислам стал платфор­мой религиозного, экономического, этнического, военного и политического объ­единения страны.

Мусульманская община стала моделью формирования новой государственности, а правила ее жизни стали основой формирования мусульманского пра­ва. Изменялись идеология, религия, мировоззрение и менталитет и заменялись исламскими. На этой основе создавалась новая организационная, государствен­ная и правовая структура, новый образ жизни. Основой формирования государ­ственной власти вообще, и, прежде всего, верховной власти служил Коран. Коран указывает на три уровня власти, которые составляют структуру власти любого теократического исламского государства: 1. Аллах. 2. Его посланник – Пророк. 3. Должностные лица, поставленные Пророком. Так устанавливается исламская доктрина жесткой иерархии государственной власти, в которой совмещены ре­лигиозная и светская власти, законодательная, исполнительная, судебная и воен­ная. Доктрина исламского государства возникли в период перехода арабского общества от различных форм родоплеменной и полисной государственности, от раздробленности, множественности арабских государств и разнообразия их форм к объединению страны, к созданию единого арабского государства. Это го­сударство основывалось на монотеизме, общих религиозных и нравственных ус­тановлениях, которые приобрели общеарабский характер. Они охватили всю территорию Аравии, все сферы жизнедеятельности арабов: производство, образ жизни, быт, социально-сословную иерархию, государство и право. Постепенно складывается не только единая, религиозная общность, но и языковая, этническая и военно-политическая общность, в ислам начали обращать покоренные наро­ды, осуществляя заветы Аллаха - распространять ислам любой ценой. Так скла­дывается Арабский халифат - огромная империя, от Центральной Азии до Ат­лантики первоначально с центром в Дамаске, Дамасский или Сирийский хали­фат под управлением династии Омейядов (661 - 750 гг.). Следующий период развития Арабского халифата назывался Багдадским или месопотамским (750 -1055 г.), во главе которого стояла династия Аббассидов.

Религия не делала мусульманское общество монолитным, хотя степень его расчлененности была не столь рельефна, как в Европе. Считается, что домини­рующее положение и устойчивость государственной собственности на землю и на воду в силу наличия ирригационного сельского хозяйства, орошаемое земледелие и централизованное водоснабжение способствовали сильной центральной власти. Частная собственность на землю, появилась из разложения общинного землевладения и распространения «мулька» - который якобы соответствовал за­падноевропейскому «аллоду», а «икта» - как форма условного земельного владе­ния, выдаваемого за службу из государственного фонда, имела вид как бы «бенефициарного» владения. Правовое положение сословий в исламском обществе определяется мусульманским правом. Коран утверждает, что перед Аллахом все равны, что дает основание современным исламским идеологам утверждать, в ис­ламских странах изначально существует правовое государство. Однако, в целом мусульманское право предусматривает сословные различия, но не по имущест­венному, а по этнорелигиозным принципам. В целом здесь можно выделить три этнорелигиозных группы или сословия: арабы - мусульмане, не арабы - мусуль­мане, не арабы - не мусульмане. Каждая из этих групп делилась на вертикальные и горизонтальные слои, сословия, хотя некоторые границы между ними не полу­чили четкого правового определения, хотя вопрос требует специального иссле­дования. Довольно сложная сословная иерархия сложилась в системе государст­венных органов Арабского халифата. Высшие посты в арабских государствах могли занять только родственники и потомки Мухаммеда. Чиновная иерархия делилась по отраслям управления по горизонтали и на ступени по вертикали. Выделялись высшие, центральные, военные, судебные, финансовые органы вла­сти и управления и подчиненные им местные органы власти и управления. Этой иерархической структуре соответствовала социальная иерархия чиновничества. Для мусульманских стран характерно мощное централизованное государ­ство. В основном это теократические монархии с концентрацией у монарха выс­шей религиозной (имамат) и светской (эмират) власти. Государственный строй - монархическое унитарное государство, но границы провинций длительное время совпадали с границами завоеванных государств, где местная аристократия занимала привилегированное положение в управлении провинциями под контролем арабских чиновников и военных властей.

Вопрос 2. При подготовке ко второму вопросу следует знать, что мусульманское право является неотъемлемой частью исламского богословия. Источниками, корнями мусульманского права стали предшествующие и современные ему правовые культуры Востока и Средиземноморья, доисламское право арабов, арабских кочевых, оазисно - земледельческих племенных и город­ских полисных государств; право сасанидского Ирана, Византии, Римское право нормы иудейской и христианской этики и права. Согласно исламу, правовые ус­тановления рассматриваются в качестве составной части божественного закона и порядка, которым управляется мир. Отсюда шариат и его собственно норматив­ная часть включают в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль, а также нормы, определяющие "от­ношения мусульман с Аллахом". Идеи принципы мусульманского права, какое бы происхождение они не имели, должны быть обоснованы Кораном - его пря­мыми или близкими к нему указаниями. Такими близкими указаниями могут быть высказывания пророка Мухаммеда (Ал - Хадис), или описания его поступ­ков (Ac - Сунна). Следующей группой норм исламского права являются согласо­ванные и принятые на основе «рациональных» источников мнения - правили (Ал-Иджма). Еще одну группу источников мусульманского права составляют правила, умозаключения, выработанные наиболее авторитетными правоведами в ре­зультате сопряжения поставленных перед ними современных вопросов с Кора­ном, хадисами и Сунной методами дедуктивного исследования по аналогии (Кийас, хадиса.). Эти четыре группы норм и составляют Ал-Фикх - мусульманское право. Основные источники мусульманского права постепенно превратились в его общую доктрину, его фундаментальный источник, на основе которого воз­никло несколько правовых школ, когда был запрещен абсолютный «иджтихад» (свободное усмотрение) и была предусмотрена канонизация решений основных школ. Мусульманское право имеет следующие основные черты: независимость законодателя и права от государства, связь с правовой наукой, слабое обобщение и абстрагирование норм, рациональное осмысление общих предписаний и казу­альных норм, нормы различных школ действительны и равны, но единообразия нет, распространение судейского выбора, невозможность заранее предсказать решение судьи.

Вопрос 3. При  подготовке третьего вопроса курсанту нужно отметить, что мусульманское право не разделено на устойчивые отрасли и институты права, однако с самого своего возникновения оно включало в себя ряд норм, ко­торые определенно можно было отнести к нормам, регулирующим гражданско-правовые отношения, нормы, регулирующие правовое положение населения, се­мьи, сословий, права собственности, имущественное и вещное право, правила торговли, нормы о преступлениях и наказаниях, процессуальные нормы. Нормы, регулирующие имущественные, вещные отношения не были сгруппированы и не составляли отрасли права, но были довольно широко распространены и интен­сивно развивались. В праве собственности большое внимание уделялось класси­фикации вещей. Вещи делились также на движимые, недвижимые, заменимые и незаменимые. Земли делились на государственные, общинные и частные, бро­шенные и непригодные для обработки. Довольно подробно регламентировалось право собственности, ему приписывалось божественное происхождение и оно рассматривалось, как постоянное и неограниченное. В целом в арабских халифа­тах господствовала государственная собственность, прежде всего, на землю. На­селение завоеванных территорий теряло право на землю, которая переходила го­сударству. Землю раздавали арендаторам, которые платили - налог, доходящий иногда до 80 % урожая. Важным институтом собственности на Ближнем Востоке и в Арабском халифате был Вакф или Вакуф, имущество, переданное на религи­озные и благотворительные цели мечетям, медресе и пр. Мусульманское обязательственное право не формулировало общей кон­цепции обязательств, но договорное право, обусловливающее торгово-денеж­ный оборот, было разработано довольно подробно. Обязательства - договоры де­лились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и многосторонние, сроч­ные и бессрочные. Договор по шариату рассматривался как божественная и пра­вовая связь, возникающая из взаимного соглашения сторон.

Формы договоров и их условия выражались в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключение договора считалось незыблемым, а обязанность соблюдать «свои договоры» рассматривалась в Коране как священная.

Вопрос 4. При ответе на четвертый вопрос курсанту необходимо знать, что исламское уголовное право занимает в мусульманском праве свое опреде­ленное место и четко взаимодействует со всеми другими его «отраслями», рели­гиозными и этическими нормами, что делает его самодостаточным для ислам­ского мира. Мусульманское право в целом, а уголовное право в особенности, было не хуже и не лучше права других стран, оно самодостаточно для своего времени, оно развивается вместе с обществом, удовлетворяет его потребности, и по необходимости воздействует на него, формирует правила его развития, пра­вила деятельности государственных органов и поведения людей. В мусульман­ском праве понятие преступления вытекает из самого ислама - Корана, Сунны и других источников. «Ислам» есть предание себя Аллаху, отсюда каждый уверо­вавший берет на себя обязанность подчиняться всему закону Мухаммеда. Поня­тие преступления по мусульманскому праву нужно рассматривать с позиций му­сульманского уголовного права. Средневековые мусульманские правоведы разделили преступления на три группы в соответствии с несколькими критериями: по времени их закрепления в праве, по источнику его закрепления в праве, по этапу развития мусульманского права - при Мухаммеде, в ранней мусульманской общине, при становлении и развитии халифата. Примерно по таким же критериям и этапам выделяются и наказания, в том числе и по их тяжести. Судебный процесс в мусульманском праве имеет несколько существенных черт. Он носит обвинительный характер, подсудимый сам вел свою защиту, со­стязались две стороны, процесс велся устно, впоследствии по гражданским де­лам велся протокол. Доказательствами служили - собственное признание, по­казания свидетелей, клятва, суд совершался в один день при свободе усмотре­ния. Так сам процесс превращался в публичное действо при большом стечении народа, он превращался практически и в религиозный ритуал, так как проводил­ся в мечети, в нем часто участвовали ученые богословы и правоведы.

 

Материал для подготовке к семинарскому занятию №11

 

Коран[3] 

Сура 2. Корова 

173 (178). О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный — за свободного, и раб — за раба, и женщина — за женщину. А кому будет прощено что-нибудь его братом, то — следование по обычаю и возмещение ему во благе.

220 (221). Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют: конечно, верующая рабыня лучше многобожницы, хотя бы она и восторгала вас. И не выдавайте замуж за многобожников, пока они не уверуют: конечно, верующий раб — лучше многобожника...

276 (275). Те, которые пожирают ростовщичество, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это — за то, что они говорили: «Ведь торговля — то же, что ростовщичество», а Аллах разрешил торговлю и запретил рост.

 

Сура 4. Женщины 

12  (11). Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну — долю, подобную доле двух дочерей. А если они [дети] — женщины, числом более двух, то им — две трети того, что он оставил, а если одна, то ей — половина. А родителям его, каждому из двух — одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. А если у него нет ребенка и ему наследуют его родители, то матери — одна треть. А если есть у него братья, то матери — одна шестая после завещанного, которое он завещает, или долга...

13 (12). И вам — половина того, что оставили ваши супруги, если у них нет ребенка. А если... есть... то вам — четверть того, что они оставили после завещанного... или долга.

15. А если мужчина бывает наследником по боковой линии, или женщина, и у него есть брат или сестра, то каждому из них обоих — одна шестая. А если их больше этого, то они — соучастники в трети после завещанного... или долга...

19 (15). А те из ваших женщин, которые совершат мерзость, — возьмите в свидетели против них четырех из вас. И если они засвидетельствуют, то держите их в домах, пока не упокоит их смерть или Аллах устроит для них путь.

94 (92). Не следует верующему убивать верующего, разве только по ошибке. А кто убьет верующего по ошибке, то — освобождение верующего раба и пеня, вручаемая его семье, если они не раздадут ее милостынею. А если он из народа враждебного вам и верующий, то — освобождение верующего раба. А если он из народа, между которым и вами договор, то — пеня, вручаемая его семье, и освобождение верующего раба. Кто же не найдет, то — пост двух месяцев последовательных, как покаяние перед Аллахом.

95 (93). А если кто убьет верующего умышленно, то воздаяние ему — геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание!

 

Сура 5. Трапеза 

42 (38). Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха.

49  (45). И предписали мы в ней, что душа — за душу, и око — за око, и нос — за нос, и ухо — за ухо, и зуб — за зуб, и раны — отмщение. А кто пожертвует это милостыней, то это — искупление за него.

 

Сура 17. Перенес ночью 

23  (22). Не делай с Аллахом другого божества, чтобы не оказаться тебе порицаемым, оставленным.

24  (23). И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям — благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им — тьфу! и не кричи на них, а говори им слово благородное.

33 (31). И не убивайте ваших детей из боязни обеднения: мы пропитаем их и вас; поистине, убивать их — великий грех!

34  (32). И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это — мерзость...

35 (33). И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву, а если кто был убит несправедливо, то мы его близкому дали власть, но пусть он не излишествует в убиении. Поистине, ему оказана помощь.

36 (34). И не приближайтесь к имуществу сироты иначе, как с тем, что лучше, пока он не достигнет своей зрелости, и исполняйте верно, договоры: ведь о договоре спросят.

37 (35). И будьте верны в мере, когда отмериваете, и взвешивайте правильными весами.

 

Сура 24. Свет

2 (2). Прелюбодея и прелюбодейку — побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним... И пусть присутствует при их наказании группа верующих.

3  (3). Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а прелюбодейка — на ней женится только прелюбодей или многобожник.

4  (4). А те, которые бросают обвинение в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, — побейте их 80 ударами и не принимайте от них свидетельств никогда; это — распутники.

6 (6). А те, которые бросают обвинение в своих жен, и у них нет свидетелей, кроме самих себя, то свидетельство каждого из них — четыре свидетельства Аллахом, что он правдив,

7(7). а пятое, — что проклятие Аллаха на нем, если он лжец.

8 (8). И отклоняется от нее наказание, если она засвидетельствует четырьмя свидетельствами Аллахом, что он лжец.

 

Сунна[4]

Хадис 41. По свидетельству Абдуллы ибн Амр ибн аль-Аас...: К грехам первого порядка относятся: почитание с Аллахом наравне другого божества; непослушание по отношению к родителям; лишение человека жизни и лжесвидетельство [на суде]. (Бухари)

 

Хадис 59. По свидетельству Уасиля бин аль Аска...: Тот, кто продает вещь, заведомо зная о наличии в ней дефекта, и не сообщает об этом покупателю, навсегда останется под гневом Аллаха. (Ибн Маджа)

 

Хадис 95. По свидетельству Ибн У мара...: Для каждого мусульманина [строго] необходимо слушать и повиноваться [велениям мусульманского правителя], но только если эти веления не принуждают [мусульманина] ослушаться [Господних] заповедей; а потому, если указ правителя вступает в противоречие с Господним вероуставом, к нему не следует, ни прислушиваться, ни повиноваться. (Бухари и Муслим)

 

Хадис 104. По свидетельству Абу Хурейра...: Пророк... поднялся на ноги и заговорил с нами об «аль гулкие]», подчеркивая важность вопроса и заявляя при этом, что «аль гулюль» является большим грехом: «Никогда не совершайте «аль гулюль», так как мне не хотелось бы видеть никого из вас в Судный День, несущего на своей шее блеющую овцу или ржащую лошадь... золото и серебро и взывающего [ко мне]... (Сахих аль-Б ухари).

Хадис 115. По свидетельству Абу Хурейра...: Если кто-то, крадучись, заглядывает в ваш дом и вы бросаете в него камнем, повреждая при этом его зрение, — на вас не ляжет грех. (Сахих аль-Бухари)

 

Хадис 120. По свидетельству Абу Хурейра...: Тот, кто женился на женщине, пообещав калым [предбрачный дар], но не намеревался выплатить его, тот — прелюбодей; тот, кто занял в долг, не собираясь возвратить его, тот — вор. (Сахих аль-Бухари)

 

Хадис 121. По свидетельству Абу Бакра... Пророк... сказал: «Если два мусульманина скрестят мечи, то и убивший и убитый попадут в ад».

Я сказал: «О Посланник Аллаха! Это понятно по отношению к убившему, но как же относительно убитого?»

Посланник Аллаха ответил: «У них обоих, несомненно, было одно и то же намерение: убить своего недруга». (Сахих аль-Бухари)

 

Хадис 133. По свидетельству Абу аль-Аска Уасля бин аль-Аска...: [Одним из величайших виновных деяний] ...является лжепретензия на отцовство... (Аль-Бухари)

 

Хадис 136. По свидетельству Ибн Аббаса...: «Не старайтесь перехватить в дороге караван [с грузом, с тем чтобы перекупить у владельцев товар, не называя им его рыночную цену]. И жители города не должны торговать товаром крестьян от лица

последних».

Ибн Аббаса спросили: «А что значит, что городской житель не должен продавать товар жителя деревни?» Абу Аббас ответил: «Он не должен становиться его... [сэмсаром]». (Сахих аль-Бухари)

 

Хадис 147. По свидетельству Аббаса...: Если бы люди получали все, на что они претендуют, они бы претендовали на имущество и жизнь [других] людей, а потому (при высказывании таких претензий) бремя доказывания... ложится на истца тогда как принесение клятвы возлагается на его оппонента. (Сахих аль-Бухари)

 

Хадис 175. По свидетельству Абдуллы бин У мара: [Суровое наказание Аллаха за] одно из самых страшных злодеяний с тяжелым последствием, от которого нет избавления, ложится на того, кто пролил кровь человека без права на это. (Сахих аль-Бухари)

Сады праведных. Из слов Господина посланников

 

Глава 34. О хорошем отношении к женщинам Хадис 277. Сообщается, что Муавийа бин Хайда... сказал: [Однажды] я спросил: «О посланник Аллаха, какие права имеет на каждого из нас его жена?» Он сказал: «Ты должен кормить ее, если ешь сам, и одевать ее, если одеваешься сам, и не [должен] ни бить ее по лицу, ни говорить ей мерзких слов, ни отворачиваться от нее, если только [это не происходит дома]».

 

Глава 286. В которой подтверждается запрет на расточение имущества сироты Хадис 1614. Сообщается, что Абу Хурайра... сказал: [Однажды] Пророк... сказал: «Избегайте [совершения] семи губительных [грехов]. [Это:] ...Поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе, как по праву, ростовщичество, проедание имущества сироты, отступление в день наступления и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, которые [даже] не помышляют [о подобном]». (Аль-Бухари; Муслим)

 

Глава 287. О строгом запрещении ростовщичества Хадис 1615. Сообщается, что Ибн Масуд... сказал: Посланник Аллаха... проклял берущего в долг у ростовщика и занимающегося ростовщичеством. (Муслим)

 

Тема № 12.  Государство и право стран средневекового Востока. Право средневекового Китая

1.   Философские основы китайской правовой системы (кон­фуцианство и   легизм).

2.   Источники права.

3.   Регулирование имущественных отношений.

4.   Семья и брак.

5.   Уголовное право и судебный процесс.

 

Рекомендации по подготовке к занятию

Вопрос 1. Характеристика правовой системы Китая не­возможна без уяснения доктринальных основ, которые зароди­лись еще в древнекитайском обществе. Речь идет, прежде всего, о конфуцианстве и легизме. Необходимо вспомнить историю заро­ждения этих учений, основные взгляды на государство, роль вла­сти в обществе, характер и способы регулирования обществен­ных отношений, понимание права, различие между нормами «ли» и «фа», а также итог противоборства этих двух учений.

Вопрос 2. Отвечая на данный вопрос, следует подчерк­нуть, что приоритетный характер среди источников права Китая занимали своды императорского законодательства. Необходимо определить, для регулирования каких сфер жизни общества преимущественно использовался тот или иной источник, роль мора­ли, традиции, ритуала, религиозных воззрений, характер разли­чий между нормами категории «люй» и «лин».

Вопрос 3. При характеристике имущественных отноше­ний необходимо выделить категории вещных прав, форм собст­венности, обратив особое внимание на формы землевладения, поскольку земля являлась основным средством производства, длительному сохранению рабства, на ограничения, налагаемые на оборот и землепользование.

Далее следует определить основания возникновения обяза­тельств, гарантии их выполнения и ответственность за неиспол­нение. Необходимо установить требования, предъявлявшиеся к форме заключения и действительности договоров, охарактеризо­вать отдельные виды договорных отношений. Также следует об­ратить внимание на государственный контроль  за экономиче­ской деятельностью, причины и способы его осуществления.

Вопрос 4. При ответе на данный вопрос следует опреде­лить характер брака, условия вступления в брак и расторжения его, права и обязанности супругов, правовое положение детей. В рамках этого же вопроса следует дать характеристику наследова­ния, определить характер и способы получения наследства, круг наследников и основания для исключения из их числа, особен­ности наследования долговых обязательств, чинов, должностей и званий.

Вопрос 5. При характеристике уголовного права следует вспомнить особенность китайского правосознания, определить понятие «преступление», дать характеристику преступлений в соответствии с концепцией «10 зол», указав, какие критерии ле­жат в основе этой классификации. Необходимо определить ха­рактер и цели наказания, особенности привлечения к уголовной ответственности за различные виды преступлений, влияние на тяжесть наказания пола, возраста и социального статуса потер­певшего и преступника, формы вины, рецидива преступления, имели ли место факторы, смягчающие или устраняющие уголов­ную ответственность.

При характеристике судебного процесса необходимо устано­вить органы правосудия, основания возбуждения и характер су­дебного процесса, способы расследования, доказательства, осно­вания для пересмотра судебного решения.

 

Материал для подготовке к семинарскому занятию №12

 

Уголовные установления Тан[5]

Цзюань 1.

1. Наказаний легкими палками — пять

ДЕСЯТЬ УДАРОВ ЛЕГКИМИ ПАЛКАМИ.

Откуп — один цзинь меди.

20 УДАРОВ ЛЕГКИМИ ПАЛКАМИ.

Откуп — два цзиня меди.

30 УДАРОВ ЛЕГКИМИ ПАЛКАМИ.

Откуп — три цзиня меди.

40 УДАРОВ ЛЕГКИМИ ПАЛКАМИ.

Откуп — четыре цзиня меди.

50 УДАРОВ ЛЕГКИМИ ПАЛКАМИ.

Откуп — пять цзиней меди.

 

2. Наказаний тяжелыми палками — пять

60 УДАРОВ ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ.

Откуп — шесть цзиней меди.

70 УДАРОВ ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ.

Откуп — семь цзиней меди.

80 УДАРОВ ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ.

Откуп — восемь цзиней меди.

90 УДАРОВ ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ.

Откуп — девять цзиней меди.

100 УДАРОВ ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ.

Откуп — десять цзиней меди.

 

3. Наказаний каторгой — пять один год.

Откуп — 20 цзиней меди. 1,5 года. Откуп — 30 цзиней меди.

ДВА ГОДА.

Откуп — 40 цзиней меди.

2,5 года.

Откуп — 50 цзиней меди.

ТРИ ГОДА.

Откуп — 60 цзиней меди.

 

4. Наказаний ссылкой —  На 2000 ли.

Откуп — 80 цзиней меди. На 2500 ли. На 2500 ли.

Откуп — 90 цзиней меди. На 3000 ли. На 3000 ли. Откуп — 100 цзиней меди.

 

6. Десять зол

Разъяснение. Среди преступлений, наказуемых пятью видами наказаний, Десять зол (ши э) являются наиболее предосудительными. Они сводят на нет морализующее влияние и разрушают упорядоченность. Они специально расположены в начале раздела, чтобы быть ясным предостережением. Множество деяний, которые могут быть определены как предельное зло, сгруппированы в десять родов (лэй) преступлений. Поэтому на них указывается как на Десять зол.

Хотя ханьские упорядочения (чжи) в девяти главах (чжан) совершенно не сохранились, рубрики Извращение (бу дао) и Непочтительность (бу цзин) существуют поныне. Все они, по-видимому, возникли во времена Хань... Только при разработке упорядочения годов правления Кай-ху-ан был введен закон предусматривающий Десять зол.

Первое называется умыслом  восстания против моу фан   имеется в виду умысел овредить алтарям земли и зерна (шэ цзи).

Второе называется Умыслом Великой строптивости (моу да ни). Имеется в виду умысел разрушить Императорский Храм предков, императорские усыпальницы и дворцы.

Разъяснение. Люди, о которых эта статья, подрывают устои и выступают против того, чему всем надлежит следовать, идут против Дао и противодействуют Дэ. Нет большей строптивости, нежели эта. Поэтому она называется Великой строптивостью.

Третье называется Умыслом Измены (моу пань). Имеется в виду умысел отвернуться от страны (го) или стать соучастником самозванцев.

Разъяснение. Есть люди, которые замышляют отвернуться от правящего дома, или намереваются предаться стране дальних варваров, или сдать город и стать соучастниками самозванцев, или хотят бежать со [своей] земли...

Четвертое называется Злостной строптивостью (э ни). Имеется в виду нанесение побоев деду или бабке по мужской линии, или отцу, или матери либо умысел убить их, или же убийство кого-либо из старших и младших братьев отца и их жен, либо старших или младших сестер отца (гу), либо собственных старших братьев и сестер, либо деда или бабки по женской линии, либо мужа, либо деда или бабки мужа по мужской линии, либо его отца или матери.

Пятое называется Извращением (бу дао). Имеется в виду убийство трех человек в одной семье, ни один из которых не совершил наказуемого смертью преступления, а также расчленение людей, изготовление и хранение ядов, ворожба или колдовство.

Разъяснение. Хладнокровная жестокость и кощунственное изуверство, идущие наперекор правильному Пути, называются Извращением.

Комментарий. Имеется в виду убийство в одной семье трех человек, ни один из которых не совершил наказуемого смертью преступления, а также расчленение людей.

Разъяснение. Имеется в виду, что внутри одной семьи были убиты три человека и все они не совершали наказуемых смертью преступлений. Если среди этих троих одного должно было наказать смертью или же если в каждой из нескольких семей было убито по два человека, тогда преступник должен быть наказан лишь смертной казнью, но преступление его не входит в Десять зол. Или же если в одной семье были убиты три человека, но по соответствующей преступлению статье (бэны-пяо) наказание за убийство кого-либо из них не доходит до смерти, это также не входит в Десять зол.

Расчленение человека — имеется в виду убийство человека с его расчленением. По соответствующей преступлению статье, это также должно наказываться смертью.

Комментарий. Изготовление и хранение ядов, ворожба или колдовство.

Разъяснение. Имеется в виду завершенное изготовление ядов. Если же изготовление не было завершено, это не входит в Десять зол.

Шестое называется Великой непочтительностью (да бу цзин). Имеется в виду хищение предметов, на которых во время Больших жертвоприношений пребывают духи (шэньюй чжи у), или же державных вещей, относящихся к платью или выезду того, кто в паланкине (чэнъ-юй фуюй у), хищение или поддельное изготовление (вэй цзао) державных печатей (юй бао), ошибочное составление державного лекарства несоответственно правильному способу (у бу жу бэньфан) или ошибка в сопроводительном предписании (фэнти у), а также ошибочное нарушение кулинарных запретов при изготовлении державной пищи, ошибочное изготовление непрочными державных судов счастья, непочтительные высказывания (чжи чи) о том, кто в паланкине, когда побуждения и соображения исключительно вредоносны (цинли цехай), а также неподчинение и сопротивление (дуй хань) указным посланцам (чжиши) и поведение, не соответствующее моральным устоям Ли подданного.

Седьмое называется Сыновней непочтительностью (бу сяо). Имеется в виду устный донос (гаоянь), заклятья или брань (цзули) на деда или бабку по мужской линии, на отца или на мать или же отдельная регистрация в подворных списках (цзи), либо отделение имущества при жизни деда или бабки по мужской линии, отца или матери, а также недостаточное их обеспечение (гунъян юцюэ), а также музицирование либо смена траурного одеяния на одежду радости (цзо юэши фу цун цзи) во время траура по отцу или матери, сокрытие известия о кончине деда или бабки по мужской линии, отца или матери и неизъявление скорби о них (ни бу цзюйай), или же ложное заявление о смерти деда или бабки по мужской линии, отца или матери.

Разъяснение. Доброе служение отцу и матери называется сыновней почтительностью. Преступное противодействие им определяется как Сыновняя непочтительность.

Восьмое называется Враждой (бу му). Имеется в виду умысел убить или продажа родственника близости сыма или ближе (шан), а также нанесение побоев мужу, либо старшему родственнику близости да-гун и ближе, либо родственнику старшего поколения близости сяогун, или же донос на кого-либо из них.

Разъяснение. В «Ли» сказано: заботятся о доверии и крепят дружбу. В «Сяо цзине» сказано: люди пребывают в согласии и дружбе. Дружба — это родственные чувства. В настоящей статье рассматриваются преступления, которые совершают родичи один против другого, когда среди девяти поколений нет гармонии и дружбы. Поэтому называется Враждой.

Комментарий. Имеется в виду умысел убить или продажа родственника близости сыма или ближе.

Разъяснение. Достаточно того только, что имели место умысел убить или продажа родственника близости сыма или ближе. Вне зависимости от того, принадлежит ли этот родственник к старшему поколению или к младшему, старше он или младше в целом (цзун), эти действия входят в настоящую статью. Умысел убить старшего родственника близости ци, если убийство совершилось, входит в Злостную строптивость. Но если совершились преднамеренное убийство или убийство в драке, это тоже входит во Вражду. Умысел убийства без нанесения телесного повреждения указывается как легкое, чтобы прояснить совершившееся преднамеренное убийство или убийство в драке как тяжелое. Легкое и тяжелое проясняют одно другое, и тяжелое закономерно подпадает под Десять зол. Продажа родственника близости сыма, вне зависимости от того, совершилась ли она с применением насилия (цян) или по обоюдному согласию (хэ), и в том и в другом случае входит во Вражду.Однако несостоявшаяся попытка продажи таковой не является.

Комментарий. Нанесение побоев мужу, либо старшему родственнику близости дагун и ближе, либо родственнику старшего поколения близости сяогун или же донос на кого-либо из них.

Разъяснение. Согласно «Ли», муж есть Небо для жены. Еще сказано: жена есть дополнение до целого. О муже говорится особо ввиду того, что он не приравнивается к старшим родственникам.

Девятое называется Нарушением долга (бу и). Имеется в виду убийство своего (бэнылу) главы учреждения (фучжу), своего начальника округа (цыши), своего начальника уезда (сянь-лин) или своего наставника в образовании (изянь-шоу вши), убийство мелким гражданским или военным служащим (лицзу) своего начальника (чжангуань), имеющего пятый ранг или выше (шан), а также сокрытие известия о кончине мужа и неизъявление скорби о нем, музицирование либо смена траурного одеяния на одежду радости во время траура по мужу, или новое замужество до истечения этого траура.

Десятое называется Внутренним Хаосом (нэп луань). Имеется в виду вовлечение в развратные сношения (цзянь) родственницы близости сяогун и ближе, а также наложницы отца или деда по мужской линии, в том числе по обоюдному согласию.

Разъяснение. Вовлечение в развратные сношения родственницы близости сяогун и ближе — имеются в виду развратные сношения с теми женщинами, по которым мужчина, согласно «Ли», должен носить траур сяогун. Если женщина должна носить по мужчине траур сяогун, а мужчина, со своей стороны, должен носить по ней траур сыма, это не является Внутренним Хаосом] Имеются в виду родственные связи такого рода, как между дочерью дочери (вай суньнюй) и дедом по женской линии или же между дочерью сестры и дядей по женской линии. В том числе по обоюдному согласию — имеется в виду, что женщина, действуя совместно (гун) с мужчиной, по обоюдному согласию вступает с ним в развратные сношения. Оба подпадают под действие статьи о Внутреннем Хаосе. Если женщина подверглась насильственному вовлечению в развратные сношения (цянцзянъ), а потом, сообразовавшись с происшедшим, согласилась, как с чем-то возможным, это тоже является таковым.

 

7, Восемь причин для обсуждения.

В «Чжоу ли» сказано: Восемь норм действуют наряду с законами каждого края (бон). Восемь причин для обсуждения и есть чжоуские Восемь норм. В «Ли» сказано: наказания не распространяются на знатных, а если те преступают закон, то подпадают под Восемь причин для обсуждения, и легкость или тяжесть наказания определяется не по сводам наказаний. Люди, которым полагается обсуждение, это либо те, кому уделена толика Небесной обильной влаги, либо те, кто в жемчужных нитях давно служит позади престола, либо те, кто многоталантлив или многоискусен, либо те, кто утвердился делами или заслугами. Они запечатлены в императорском сердце и в наградных книгах государевых кладовых.

Если кем-либо из них было совершено наказуемое смертной казнью преступление, проводится обсуждение, определяется статья и подается доклад с изложением результата обсуждения и просьбой вынести непререкаемое решение (цзоу цай). Решение всегда принимается в сокровенной глубине императорских покоев, учреждения же не осмеливаются сами что-либо определять. Здесь имеется в виду, что глубоко уважаются родственники и достойные, воздается должное тем, кто издавна, исстари приближен, почитаются гости и знать, придается большое значение заслугам и способностям.

Если кто-либо из людей, подпадающих под эти Восемь причин для обсуждения, совершил наказуемое смертью преступление, всегда прежде подается доклад с просьбой (цзоу цин) разрешить провести обсуждение, а затем обсуждается то, что было совершено. Поэтому называется Восемью причинами для обсуждения.

 

Цзюань 2.

8. Всякий раз, когда кто-либо из тех, кому полагается обсуждение по одной из Восьми причин, совершил наказуемое смертной казнью преступление, сначала подается доклад с просьбой разрешить провести обсуждение. В нем указываются все статьи, по которым преступник подлежит ответственности, и обстоятельства, по которым ему полагается обсуждение. По завершении обсуждения подается доклад с изложением результата обсуждения и просьбой вынести непререкаемое решение. Обсуждающие выясняют обстоятельства и обсуждают преступление, указывают уголовное установление, по которому должно определить наказание, но не определяют прямо (чжэн) способа его исполнения (цзюэ).

12. Женщины, имеющие чиновничьи ранги или владетельные титулы. Всякий раз, когда женщина, имеющая чиновничий ранг или владетельный титул, совершила преступление, соответственно каждому данному случаю согласно ее рангу  следует уголовным установлениям об обсуждении, подаче прошения, уменьшения наказания, откупе, зачете должностью и лишении должности.

14. Люди, имеющие возможность обсуждения, подачи прошения или уменьшения наказания. Всякий раз, когда один человек имеет возможности и обсуждения, и подачи прошения, и уменьшения наказания, вследствие каждой из которых полагается уменьшить наказание, можно уменьшать ему наказание только по одной, самой высокой из них. Нельзя суммировать (лэй) уменьшения.

16. Совершение преступлений не имеющими должностей. В тех случаях когда преступление было совершено человеком имевшим должность, а раскрылось дело когда он уже не имел должности или было совершено человеком не получавшим тень, а раскрылось дело, когда он уже получал тень, всегда следует  законам предусмотренным для имеющих  должность или получающих тень. Имеются в виду преступления, совершенные в частных интересах по своему почину, не в связи с выполнением общественных дел. Но, хотя бы преступление и было связано с общественными делами, если в помыслах у преступника были пристрастие и криводушие совершенное также приравнивается к частному преступлению. Например, обман и искажение действительности в ответе на Указ.

17. Зачет должностью каторги. Всякий раз, когда было совершено частное преступление и наказание  каторгой зачитывается должностью. Одной должностью  пятого ранга или выше зачитывается два года  каторги, а одной должностью девятого ранга или выше зачитывается один год каторги. Под общественными преступлениями имеется в виду, что в связи с выполнением общественных дел дошло до преступления, но частный интерес и криводушие (сы цюй) отсутствуют. Соответственно каждому данному случаю зачитывается на один год больше.

Разъяснение. Для определения преступления как частного обязательно, чтобы разом наличествовали и частный интерес, и криводушие. Хотя бы упущения при выполнении общественных дел и приводили к нарушениям законов или внутриведомственных установлений, но если в обстоятельствах отсутствовали частный интерес и криводушие эти нарушения рассматриваются как общественные преступления. Тогда соответственно каждому данному случаю зачитывается на один год больше.

18. Десять зол и общесемейная ответственность за восстание против или великую строптивость.Всякий, кто совершил какое-либо из Десяти зол или преднамеренное убийство человека или подлежит общесемейной ответственности за Восстание против или Великую строптивость. Те, кому по соответствующей преступлению статье полагается (бэнь ин) подлежать общесемейной ответственности, но кто по старости или болезни избавляется от наказания (лао цзи мянь), также подпадают под действие данной нормы.

Разъяснение. Десять зол — имеются в виду преступления от Умысла Мятежа и ниже до Внутреннего Хаоса и выше. Преднамеренное убийство человека — имеется в виду, что убил преднамеренно, а не в драке. Умысел убить человека, если убийство уже совершилось, также подпадает под действие данной нормы. Когда в остальных статьях указывается, что наказание определяется как за предумышленное или преднамеренное убийство, а также когда сказано, что следуют закону о преднамеренном или предумышленном убийстве, если убийство уже совершилось — всегда действуют сообразно с настоящим предписанием.

Разъяснение. Имеется в виду, что оказавшиеся среди подлежащих общесемейной ответственности мужчины 80 лет или мужчины, пребывающие в состоянии дуцзи, и женщины 60 лет или женщины, пребывающие в состоянии фэйцзи, хотя избавляются от полагающегося им по общесемейной ответственности наказания, но те из них, кто лично имеет должности и ранги, все равно во всех случаях наказываются разжалованием.

 

Цзюань 3.

19. Развратные сношения, хищение, похищение людей и получение взяток. Всякий кто совершил вступление в развратные сношения,  хищения, похищение человека или получение взятки без нарушения закона.

Во всех перечисленных случаях имеется в виду, что приговор — каторга или тяжелее. Равно как преступление, наказуемое ссылкой или каторгой, и после вынесения судебного решения ...

При наказаниях лишением должностей, лишением занимаемой должности или зачетом должностью в тех случаях, когда преступник, будучи уже приговорен, совершил повторное преступление (гэнфань), если у него остались должности, на которых он служил прежде, соответственно каждому данному случаю, он проходит по законам о зачете и лишении...

 

Цзюань 4.

29. Когда совершенные преступления уже раскрылись. Всякий раз, когда тот, кто, совершив преступление раскрылось и будучи отправлен. Совершил повторное преступление, соответственно каждому данному случаю дело утяжеляется.

30. Старые, малые, инвалиды фэйцзи всякий раз, когда тот, кому 70 лет или больше, 15 лет или меньше совершили преступление, наказуемое ссылкой или легче, вносит откуп.

32. Присвоения, при которых наказанию подлежат обе стороны. Всякое присвоение, при котором наказанию подлежат обе стороны. Имеется в виду, что для определения наказания рассчитывается стоимость присвоения.  А также всякая находящаяся в преступном владении запретная вещь конфискуется в казну.

 

Цзюань 5.

37. Совершение преступления и добровольная явка с повинной до его раскрытия. Всякому, кто совершил преступление, но до его раскрытия добровольно пришел с повинной, преступление его прощается. Прямое присвоение, тем не менее, взыскивается по закону. Тот кто вследствие раскрытия  его легкого преступления повиновался в тяжелом преступлении, избавляется от наказания за тяжелое преступление.

42. При совместном совершении преступления тот, кто подал мысль, рассматривается как главарь. Последовавший за ним соучастникам наказание уменьшается на одну ступень если преступление совместно совершили члены одной семьи, ответственности подлежит только старшие родственники. Если по закону они не могут подлежать ответственности, наказание переносится на следующих за ними старших родственников. Под старшими родственниками имеются в виду мужчины.

Если был нанесен материальный или физический ущерб человеку, наказание определяется как посторонним простым главарю и соучастникам. В случаях же совершения преступлений совместно с полномочными или заведующими чиновниками, хотя бы мысль подал посторонний простой человек, тем не менее как главарь рассматривается полномочный или заведующий чиновник, а постороннему простому человеку наказание определяется как обычному соучастнику.

43. Совместное совершение преступлений, когда наказания по соответствующим преступлению статьям различны.

Всякий раз, когда при совместном совершении преступления ему соответствуют различные статьи и наказания, то, хотя преступники взаимно обусловливают одни другим (сян инь) положение главаря и соучастников, их наказания, соответственно каждому данному случаю, определяется как главарю и соучастникам согласно различным соответствующим преступлению уголовным установлениям.

 

Цзюань 6.

45. Из двух наказаний следуют более тяжелому.

 Всякий раз, когда одновременно раскрылись два преступления и более, наказание определяется по более тяжелому. Имеется в виду, что не полагается суммировать. Только указываются статьи, предусматривающие наказания для данных обстоятельств, но легкое не суммируется с тяжелым для его увеличения. Если по более тяжелому наказанию полагается откуп, а по более легкому полагаются работы в установленном месте или зачет должностью, работы в установленном месте и зачет должностью рассматриваются как тяжелое.

 

Раздел третий. Служебные обязанности и порядок их исполнения (чжи- чжи)

Цзюань 9.

Разъяснение. Что до уголовных установлений о служебных обязанностях и порядке их исполнения, они возникли при Цзинь и назывались уголовными установлениями (люй) о нарушениях порядка. ...Это обозначало обязанности тех, кто служит в учреждениях, а также законы и порядки, которыми эти обязанности регулируются. Они и предусматриваются настоящим разделом. Когда завершен разбор дел дворцовой охраны, за ним следует разбор дел административного аппарата. Поэтому данный раздел]расположен за установлениями об охране и обеспечении запретов.

109. Разглашение больших дел. Всякий кто разгласил большое дело, которое полагается хранить в тайне наказывается удавлением.  Большое дело — имеются в виду секретный замысел внезапного нападения или поимка повинных в преступлениях такого рода, как умысел измены (моу пань).

112. Нарушения при исполнении указов Всякий, кого указ обязывал что-либо исполнить и кто [при исполнении совершил нарушение указа, наказывается двумя годами каторгами. Если допустил ошибку или неточность (ши цо), наказание — 100 ударов тяжелыми палками.

138. Получение взяток с нарушением закона полномочными и заведующими чиновниками. Всякий полномочный или заведующий чиновник (цзяньлинь чжусы), получивший взятку и нарушивший закон (шоу цай ван фа), за один чи наказывается 100 ударами тяжелыми палками. За каждую последующую одну пи наказание увеличивается на одну степень. За 15 пи — удавление.

148. Вымогательство с использованием положения. Всякому, кто, используя следствия чиновного положения или же являясь выдающимся или сильным человеком, совершил вымогательство, наказание определяется за незаконное присвоение с уменьшением  на одну степень. Собравшие и передавшие подлежат ответственности как соучастники.

 

Раздел четвертый. Семья и брак (хухунь)

Цзюань 12.

Разъяснение. Что до уголовных установлений о семье и браке, то ханьский первый министр Сяо Хэ, восприняв Циньские уголовные установления в шести разделах, добавил туда три раздела — о конюшнях, мобилизационных действиях и семье, так что получились уголовные установления в девяти главах. ...Как только рассмотрение дел административной службы завершилось, можно перейти к семьям, населению, заключению браков. Поэтому данный раздел расположен следующим после раздела о служебных обязанностях и порядке их исполнения.

177. Двоеженство. Всякий кто, имея жену, женился снова, наказывается одним годом каторги. Если женился жульнически или произвольно (ци ван), наказание — полтора года каторги. Семья женщины не подлежит ответственности. во всех случаях вступивших в брак разлучают.

178. Низведение жены в наложницы. Всякий, кто низвел жену в наложницы или возвел рабыню в жену наказывается двумя годами  каторги, а кто возвел наложницу в жены или рабыню в наложницы. Наказывается полутора годами каторги.

185. Женитьба на беглых женщинах. Всякий кто женился как на жене или как на наложнице на женщине совершившей побег, если он знал  об обстоятельствах получает то же самое  наказание что полагается ей.

190. Разлучение супругов при разрыве связей супружеского долга. Всякий раз, когда был совершен разрыв связей  супружеского долга, нарушивший это наказывается одним годом каторги. Если муж и жена, не будучи в мире и ладу  друг с другом разлучаются по обоюдному согласию, ответственности они не подлежат.

 

Раздел пятый. Государственные конюшни и хранилища (цзю ку)

Цзюань 15.

216. Растранжиривание казенных вещей. Всякий раз, когда были растранжирены казенные вещи, наказание определяется за незаконное присвоение.  Имеется в виду выдача с излишком казенных вещей для использования либо сделок на рынке или же для поднесения в ситуациях такого рода, как жертвоприношения и пиры. Если вещи наличествуют, их возвращают в казну. Если они уже использованы, то не взыскивают.



[1] Хрестоматия по история государства и права зарубежных стран Т.1 / Под ред. Н.А. Крашенинниковой. –М.: 2009.

[2] Рельеф - феодальный платеж,  который уплачивался сеньору наследником его вассала за  право  вступить  во владение своими наследственными землями (феодом,  баронией) после смерти своего предшественника.                 

[3] Коран //  Хрестоматия по истории государства и пра­ва зарубежных стран. Т.1. /Под ред. Н. А. Крашенинниковой –М.: 2009.

 

[4] Сунна //  Хрестоматия по истории государства и пра­ва зарубежных стран. Т.1. /Под ред. Н. А. Крашенинниковой –М.: 2009.

 

[5] Хрестоматия по история государства и права зарубежных стран Т.1 / Под ред. Н.А. Крашенинниковой. –М.: 2009.

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!