Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по истории государства и права зарубежных стран»

/ История государства и права
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

 


С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

Самостоятельная работа к теме №9; Государство и право средневековой Германии.
 
      Учебные вопросы
1.    Какова процедура и условия принятия ленной зависимости? 
2.    Обязанности согласно ленной зависимости
3.    Каков порядок наследования земельного надела?
4.    Выявите основные этапы судебного процесса согласно Саксонскому зерцалу?
 
"Ленное право"[1] 
   Глава 1 
                                            
   4. Клирики и женщины,  крестьяне и купцы и лишенные прав  и незаконнорожденные и все нерыцарского звания со стороны отца и деда все они не имеют ленного права.   
   8. Ленник должен своему господину принести известную присягу в том,  что он ему будет верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным,  поскольку он его человек и от
него держит лен.                                       
   9. Ленник должен нести надлежащую королевскую  службу,  объявленную  решением господина в присутствии двух его людей за шесть недель до похода. Служба должна осуществляться  в пределах германской земли,  входящей та
состав Римской империи.                                
   16. Ленник должен  также  служить  своему  господину тем,  что он принимает участие в решениях ленного суда, когда это потребуется господину,  до полудня и в судебные дни.                                               
   24. Отец  передает по наследству сыну владение равно как и лен:  поэтому сын не  обязан  просить  господина, чтобы он дал ему лен отца. 
   39. Земельный  участок  может  принадлежать  нескольким господам таким  находился в (действительном) владении одного.                                  
   40. Если кто получает чинш с земельного участка,  то считается, что он находится в его владении.            
   45. После смерти отца сын должен в  течение  года  и шести  недель  признать  перед господином со сложенными руками свою вассальную (зависимость) по отцовскому  лену.                                                    
   47. Когда ледник просит господина о признании вассалитета,  он должен произнести следующие слова:  "Господин,  я хочу быть наделен вами леном,  который мне принадлежит по траву,  вследствие чего  я  прошу  первый, второй и третий раз признать мой вассалитет по отношению к вам, как мне надлежит по праву; свидетелями этого я призываю всех присутствующих ваших людей".           
   48. Если  господин  отклонит принятие его в вассалы, то ленник будет владеть имением без обязательства службы, по которому он предлагал быть вассалом, и больше он никогда не должен впоследствии получать -имение от того господина,  поскольку  он имеет среди своих людей живых свидетелей того факта, что господин не просил себе имения;  и  он  будет  передавать это имение то наследству своим сыновьям и сможет своим  имением  наделять  леном своих людей.                                           
   49. Ибо согласно праву ленник сохраняет то, чем господин, вопреки справедливости, отказался наделить.     
   67. Доход от лена малолетних должен получать господин, доколе они те достигнут 12-летнего возраста.          88. Кто меняет свою светскую жизнь на духовную,  тот не передает лена по наследству,  и надежда на лен у надеющихся отнимается.                                   
   94. Никто не может быть лишен владения,  если только оно не будет от него отнято по суду.                   
   101. Если и господин, и вассал приписывают себе владение  леном,  то  доказательства владения представляет вассал.                                                
   116. Если господин отнимет  неправосудно  у  вассала имение  или несправедливо откажет в наделении леном или не захочет быть гарантом (его права) ;на  лен,  который ленник от него держит,  то ленник может жаловаться высшему господину (сеньору),  который должен в присутствии двоих своих вассалов через своего посланца от того потребовать,  чтобы жалобщику оказал он  правосудие.  Если тот этого не сделает,  то высший господин на себя берет имение и  станет  вместо  прежнего  господина  гарантом (прав на) имение.                                      
   130. То,  что кто-либо получает не на основании вассальных (отношений),  не признается леном; следовательно,  если господин наделяет своего министериала, то это совершается   не на  основании вассалитета,  а по праву (господского) двора.  Эта передача вне ленного права, а является передачей, связанной с должностью.
 
Глава II
   О порядке судопроизводства 
   1. После  того,  как  мы остановились на этом месте, обратимся к порядку судопроизводства.                  
   Господин (сеньор) пусть опросит одного из своих вассалов в присутствии двух других вассалов, судить ли ему по ленному праву своего вассала по обвинению его,  и в какой  срок и в каком месте он должен вести против него
судебное преследование.                                
   2. Если вынесенное постановление допускает  судебные действия, господин, начиная с этого дня или в ближайшие шесть дней,  вызывает вассала явиться в течение 14 дней в ленный суд в указанную деревню или курию, которая находится в распоряжении у господина либо которую держит кто-либо от него.                                      
   11. Если  ленник  не  хочет  выслушать обвинение его господином или о назначенном дне ленного  (суда)  в  то время,  как  он находился так близко от господина,  что мог знать об этом, то он не избежит (судебного) штрафа.
   14. Прежде всего, господин спрашивает,  наступило  ли время суда,  и после каждого предложенного (найденного) решения он спрашивает у своих вассалов,  следуют ли они ему.  Вассалы господина имеют 14-дневный срок, если они не знают,  какое предложить решение,  и опрошенный один за другим каждый приносит в том присягу.               
   23.После каждого  показания свидетеля господин опрашивает, закончил ли он свои показания, как это надлежаще полагается.                                         
   36. Господину  дозволено  разрешать жалобы одного из своих людей на другого,  состоит ли один из них на его службе либо оба.                                       
   40. Когда  господин  начнет судить вышеуказанным порядком,  то он должен пригласить одного из двоих вассалов,  который  должен обратиться с речью к обвиняемому. Когда обвиняемый явится перед господином в первый  раз, то господин должен его опросить, явился ли он таким образом, что он хочет дать ответ в ленном суде, после чего  тот,  если  хочет,  может попросить посовещаться (с представителем) и если он может  отказаться,  то  пусть откажется. Если он этого сделать не может, то он должен вернуться к своему господину, говоря: "Вот я явился отвечать, как я это обязан по закону".                   
   41. Тогда господин (соответственно) правосудию предъявляет обвинение отдельно каждому делу и предлагает, чтобы он дал об этом ответ. Тогда обвиняемый просит представителя (говорителя) и каждый раз испрашивает разрешение посовещаться раньше, чем выйти.                    
   42. (Ему) отказывают в  представителе  (говорителе), если по первому же обвинению (он) сам отвечает.        
   43. По  каждому  выступлению  (представителя) вассал запрашивается, подтверждает ли он слова своего представителя (говорителя). Оплошность представителя; не может вредить вассалу,  (пока он не подтвердил его слова. При разноречивости  двух  выступлений  господин спрашивает, какое правильное.                                      
   56. Курию,  в которой судит господин,  обвиняемый не должен покидать до тех пор, пока господин не кончит судить.                                                  
   57. Каждый  вассал  господина...  может   оспаривать (предложенное, найденное) решение другого (вассала).   
   60. Когда  вассал оспаривает решение,  то он говорит следующее: "Если ты называешься N и ты тот, кем называешься, то вот ты и мне и себе предложил (нашел) несправедливое решение ленного суда,  что порицаю  и  которое оспариваю  и  опрашиваю,  с кем я должен сражаться :и в каком месте и в какое время".   
                   

Самостоятельная работа к теме №11.

Особенности развития государства и права в странах средневекового Востока.

 

Учебные вопросы

1.В чем заключается сложность определения хронологических рамок средних веков на востоке?

2.Особенность развития экономических отношений в странах Востока?

3.Определите специфичные черты городской и сельской общины на востоке?

4.В чем заключается отличие монархической власти  в странах востока от стран Западной Европы?

 

Эволюция средневекового восточного общества шла особым путем, отличающим его от развития феодального Запада. Господство социально-экономических и социально-политических традиционных структур определяло крайне замедленный характер этой эволюции, что делает в значительной мере условным широко применяемое в учебной литературе понятие феодализм к этим обществам наряду с понятием рабовладения к предшествующему периоду их древней истории. Рабство на Востоке, никогда не игравшее значительной роли в общественном производстве, продолжало существовать и в средние века, а некоторые социальные институты европейского феодализма не были чужды и древнему, и средневековому Востоку, как правило, в периоды государственной децентрализации, например раннечжоусскому Китаю с его удельной системой[2].

При формационных подходах в качестве основных выделяются производственные отношения, а каждое конкретное общество рассматривается как система, в которой все иные (кроме производственных) общественные связи считаются производными "надстроечными" над ними. Это и определило монистически-материалистический взгляд на историю, лежащий в основе формационной периодизации исторического процесса, в котором с закономерной якобы последовательностью на смену рабовладению приходит феодализм, затем капитализм и коммунизм как "конечное светлое будущее всего человечества".

Полная невозможность уложить в эту схему историю многих обществ привела самого К. Маркса в его ранних произведениях к учению об особом "азиатском способе производства", споры о котором велись в нашей научной литературе до недавнего времени, до безоговорочного признания социально-экономической и социально-политической специфики и древнего, и средневекового восточных обществ с их замедленным характером развития, стойкой многоукладностью, глубоким влиянием на общественное развитие традиций, религиозной идеологии и пр. Феномен этих обществ свидетельствует о многовариантности самой общественной эволюции, зависящей не только от базисных изменений.

Так как в Европе средневековье - синоним феодализма, то столь же условным надо считать и применение понятия средневековья к восточным обществам в силу крайней трудности определения его нижних и верхних хронологических границ. Между тем в чисто методическом плане необходимость определенной периодизации столь длительного периода в истории человечества очевидна.

В учебной литературе по истории Востока эти границы (в качестве нижнего предела обычно называются V-VII вв.) связывают с комплексом исторических факторов: с качественными изменениями в политической структуре, с созданием централизованных империй, с завершением формирования крупнейших цивилизованных центров, мировых религий и их мощным влиянием на периферийные зоны и пр.

Если говорить о средневековом Китае, то низший хронологический рубеж (V-VII вв.) здесь можно выделить достаточно четко. Именно в это время здесь окончательно утверждается специфическая "азиатская" социально-экономическая и социально-политическая структура с традиционными формами земельной собственности и эксплуатации крестьян, укрепляется централизованное государство в форме империи, складывается нормативная основа традиционного права**. Китай как центр конфуцианско-буддийской цивилизации втягивает в сферы своего культурного воздействия раннеклассовое общество и государство Японии.

Труднее выделить нижние хронологические границы средневековой Индии. Если условно брать те же V-VII вв., то их можно, во-первых, связать с определенной перестройкой традиционной варново-кастовой системы, происходившей вместе с перераспределением земли, углублением процессов разделения труда, во-вторых, с формированием обширной индо-буддийской цивилизационной зоны, благодаря расширенному влиянию культуры Индии на многие регионы, прежде всего юго-восточной Азии и пр.

Нижний предел японского средневековья определяется VI- VII вв. в связи с усилившимся социальным расслоением и формированием государства, а для большинства стран ближневосточного региона тот же VII в. стал вехой утверждения мировой религии ислама, формирования нового образа жизни для многих народов. В это время уходят в прошлое древние ближневосточные государства и возникает "воинствующая религиозная община", государство Арабский халифат, давшее начало будущим крупным арабо-ирано-турецким исламским государствам-империям.

Определенные качественные социально-экономические изменения, связанные с развитием капиталистических отношений, происходят в странах Востока не одновременно, что затрудняет определение и верхнего хронологического рубежа восточного средневековья. Для Китая такой вехой можно считать время революционных перемен начала XX в. (революция 1911-1913 гг.), для Японии - середину XIX в. (революция Мэйдзи-исин), для колониальных восточных стран, и прежде всего Индии, этот предел можно связать с установлением колониального господства, постепенной ломкой традиционных структур, втягиванием экономики этих стран в мировой капиталистический рынок.

Выделяя наиболее общие черты сходства социально-экономической эволюции средневековых стран Востока (таких, как Индия, Китай, Арабский халифат, Япония), следует отметить, что ни одна из этих стран не достигла в эпоху средневековья европейского уровня позднего феодализма, когда в его недрах начинают развиваться капиталистические отношения. Здесь по сравнению с основными средневековыми европейскими странами резко отставало развитие промышленности, товарно-денежных, рыночных отношений. В более схожем с европейскими обществами средневековом обществе Японии (по сравнению с Индией и Китаем) лишь в XVIII - первой половине XIX в. зарождаются элементы капитализма в форме мануфактурного производства. Замедленный характер развития определил устойчивую многоукладность средневековых восточных обществ, длительное сосуществование патриархально-родовых, клановых, рабовладельческих, полуфеодальных и прочих укладов.

Большое влияние на весь ход исторического развития стран Востока оказало широкое распространение государственной собственности на землю, которая сочеталась с другой формой собственности - общинной и с соответствующим ей частным землевладением общинников-крестьян. Государственная собственность в ее узком понимании включала лишь обширное землевладение монарха и государственной казны. В широком же смысле она не сводилась к собственности монарха, а охватывала и земельные пожалования, проистекающие из государственного фонда, лицам, причастным к власти, обладающим правом сбора и присвоения ренты-налога с определенной территории. Владельцы государственных пожалований могли стать и фактическими частными собственниками, добившись расширения своих владельческих прав, превращения их в постоянные, передаваемые по наследству.

Но в средневековых обществах Востока государство всемерно охраняло государственную собственность на землю с присущей ей традиционной системой эксплуатации податных крестьян, сдерживало развитие частной собственности, что препятствовало созданию здесь западноевропейской системы барского хозяйства.

Сочетание различных форм земельной собственности, особая контрольно-регулирующая роль государства в экономике находили выражение, прежде всего в особой структуре господствующего класса, во всех неевропейских средневековых обществах. Если в Западной средневековой Европе сложившийся класс частных земельных собственников, эксплуатирующих труд зависимых крестьян, опирался на феодальное государство, объективно выражающее его волю, то господствующий класс в  странах Востока - это само государство в лице сановно-бюрократического социального слоя, причастного к власти, который жил за счет ренты-налога главным образом с формально свободных земледельцев-крестьян.

Необходимо при этом учесть, что конкретные средневековые общества в странах Востока характеризуются разной степенью совпадения господствующего класса с бюрократией в соответствии с разной степенью вмешательства государства в экономику, с разной степенью развития частного крупного землевладения. Наибольшую степень такого совпадения демонстрирует средневековый Китай.

Для средневековых обществ Востока характерна (по сравнению с европейскими странами) и меньшая степень зависимости непосредственных производителей-крестьян, относительно больший объем их прав, связанных с распоряжением своим земельным участком. Отсутствие барского хозяйства и барщины привело к тому, что здесь крестьяне не были прикреплены к земле отдельных феодалов. Зависимое положение крестьян в этих странах определялось их связанностью налоговым бременем, поддерживаемым с помощью государственного аппарата, чиновничества. Эта зависимость, выражавшаяся в сословной неполноценности "простолюдина", скреплялась правом, религией, общинными порядками.

Специфическое место занимал и восточный средневековый город. Низкий уровень общественного разделения труда в странах Востока находил выражение в том, что город здесь не стал организующей и направляющей силой общественного прогресса. Он жил за счет перераспределения ренты-налога, ибо прибавочный продукт, концентрирующийся в руках отдельных социальных групп, не становился капиталом, не включался в производство. Ремесленная продукция шла не на рынок, а на удовлетворение потребностей правящих сановно-бюрократических, в том числе и военных, кругов. Купеческий же капитал выполнял при этом функции своеобразного агента между ними и ремесленниками-производителями.

Восточная сельская община, представлявшая собой замкнутый хозяйственный мирок с наследственным, независимым от рынка разделением ремесла и земледелия, тормозила развитие двустороннего товарооборота между городом и деревней, а вместе с тем и формирование сословия горожан, купечества городского типа.

Это в свою очередь определило и порядки, существовавшие в восточном городе. Ремесленник здесь находился под жестким контролем бюрократического государственного аппарата, был скован правовыми, религиозными предписаниями, сословными, кастовыми ограничениями. В восточном средневековом городе не существовало особого городского права. Правовой статус городского жителя не отличался от деревенского. В Индии, например, административные границы города, часто были едва намечены. Здесь можно было встретить ремесленные деревни и города со значительным земледельческим населением. Городская семья в Китае считалась таким же двором (ху), как и сельская, которая вносилась в общегосударственный налоговый реестр.

В отличие от европейского восточный город не стал ареной политической борьбы, непосредственно влияющей на смену форм государства. Он не стал и сильной опорой центральной власти в ее борьбе с раздробленностью, как это имело место в Европе.

Специфические черты социально-политического развития стран Востока определялись тем обстоятельством, что здесь не сложились государственные формы, свойственные феодальной Западной Европе. Здесь не было сеньориальной монархии как своеобразного союза феодалов-сеньоров, обладающих суверенными правами в пределах территорий своих доменов. Эта форма могла сложиться в обществе, где процесс образования классов носил завершенный характер. Не могла сложиться и сословно-представительная монархия в обществе, в котором город был лишен какой бы то ни было самостоятельности, где не сформировалось сословие горожан, выступающее со своими сословными целями и интересами.

Распространенной формой восточного средневекового государства стала наследственная монархия, в которой отсутствовали институционные формы ограничения власти правителя. Вместе с тем эти государственные формы не были идентичны. Различными были уровень централизации в этих государствах, степень применения военно-деспотических средств и методов осуществления государственной власти. Более того, они менялись и на отдельных этапах развития конкретных восточных средневековых государств. Всесилие бюрократического аппарата во главе с китайским императором, централизация, тотальный полицейский контроль над личностью, широта экономических функций государства и прочее дают основания, например, для применения термина "восточная деспотия" при определении формы государства средневекового Китая. Здесь деспотизм вырастал из тех социально-экономических и политико-правовых порядков, которые сложились еще в древности.

Ни Индия, ни Япония никогда не отличались той степенью всесилия государства, которое было свойственно средневековому Китаю и Арабскому халифату. Индия характеризовалась, например, значительной прочностью общинной, кастовой организации, относительной слабостью контроля центрального бюрократического аппарата над широкими крестьянскими массами, над саморазвивающейся системой сельских общин. Не государственный чиновник, а ученый брахман, выполняющий функцию воспитания своих учеников в духе неукоснительного следования дхарме, кастовым нормам и ритаулу, имел здесь особую социальную ценность.

На трансформацию форм средневекового государства Индии и Японии огромное влияние оказали и другие факторы - завоевание Индии в XIII в. чужеземцами мусульманами и узурпация власти императора Японии в XII в. "великим полководцем" - сёгуном.

Сёгунат в Японии приобрел ряд черт, характерных для абсолютной монархии. Сумма тех признаков, которые были свойственны сёгунату, позволяет говорить о своеобразной автократической форме относительно централизованного государства, в котором существовала военная диктатура феодальной верхушки.

Вместе с тем в государственном аппарате всех восточных обществ можно выявить ряд общих черт: его громоздкость, дублирование функций и пр. Административные, налоговые, судебные функции не были с достаточной четкостью распределены между отдельными звеньями государственного аппарата. Не отличались четкостью и сами принципы создания вооруженных сил.

Значительная часть правящего класса была представлена здесь неофициальными звеньями управленческой структуры. Даже в Китае деятельность официальных звеньев государственного аппарата не шла дальше уезда. На более низком уровне действовали неофициальные органы местного управления, в которых огромная роль принадлежала представителям "образованного" слоя - шеньши, не имеющего официальных должностей и рангов. Не вписывались и в Индии в официальную структуру власти органы сельского самоуправления, общинные и кастовые панчаяты во главе со своими старостами.

Эти особенности государственного аппарата восточных обществ во многом можно объяснить властными полномочиями крайне разнообразных групп эксплуататорского класса, их стремлением получать свою долю прибавочного продукта, производимого крестьянами. На этот прибавочный продукт претендовала и родоплеменная знать, и верхушка сельской общины, и средние и крупные наследственные землевладельцы, и представители различных звеньев административного аппарата, и священнослужители. Соответственно прибавочный продукт изымался в виде ренты-налога в пользу государства, в форме дани вождю клана, в форме поборов местной администрации за выполнение судебных и иных функций, в форме штрафов за нарушение кастовых, религиозных предписаний и пр.

Много общих черт было присуще при всем их разнообразии и нормативным системам, праву средневековых стран Востока.

Следует отметить, прежде всего, консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали. Эта традиционность, являющаяся отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людей убежденность в извечности, высшей мудрости, завершенности правил общественного поведения.

В самом отношении членов восточного общества к традиционным нормам права и морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу.

Проявлением консерватизма социальных норм права и морали была и их тесная связь с религией: индуизмом, исламом, конфуцианством, а также внутренняя нерасчленность религиозных, нравственных и правовых предписаний. Дхарма в Индии, санкционируемая и обеспечиваемая принудительной силой государства, была одновременно нормой морали, выполнение которой освящалось авторитетом религии. Индийской дхарме в основном соответствовали японские гири, предписывающие индивидам нормы поведения на все случаи жизни.

В Арабском халифате, Делийском султанате и Могольской Индии, как и во всех мусульманских государствах, Коран был основным источником права. Теоретически ислам исключал законодательные полномочия правителей, которые могли лишь толковать предписания Корана, считаясь при этом с мнением мусульманских богословов. "Неизменяемым" считалось и основанное на "священных ведах" право дхармашастр у индусов.

В Китае важными источниками права были закон, императорский указ, но основой самого указа являлась конфуцианская традиция, отобранные конфуцианскими идеологами и возведенные в императив, в догму образцы поведения, нормы конфуцианской морали (ли).

Все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство: сословное, кастовое, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведение людей во всех сферах общественной жизни.

 

Составьте схемы и таблицы:

1. Государственный аппарат Англии в период абсолютизма.

2. Вассальная лестница в странах Западной Европы.

3. Система источников мусульманского права.

 

Термины и понятия (дайте определения):

«Абсолютизм»,  «Аллод», «Вассаллитет», «Гильдия», «Иммунитет». «Канцлер», «Лорд», «Майорат». «Майордом», «Манор»,  «Парламент», «Сеньор»,  «Сословно-представительная монархия», «Суверенитет», «Сюзерен» «Талья» «Феод», «Цензива», «Чинш», «Шериф», «Рыцари», «Духовенство», «Дворянство», «Третье сословие», «Щитовые деньги», «Прецедент», «Статут», «Адат», «Гири», «Икта», «Кияс», «Сунна», «Фетва», «Шариат», «Варварские правды», «Вергельд», «Ассизы», «Кровавое законодательство», «Рецепция», «Общее право», «Право справедливости», «Фелония», «Мисдиминор», «Суд присяжных», «Вердикт», «Салическая правда», «Коран», «Иджма», «Великая хартия вольностей», «Вакф», «Диван», «Кадий», «Визирь», «Каста», «Мульк».

 

Модуль №5

Самостоятельная работа к теме №14; Становление и развитие буржуазного государства и права Англии.

 

Учебные вопросы          

1.    Установите и перечислите основные требования парламента к Королю изложенные в Петиции?

2.    В чем согласно тексту Великой ремонстрации заключалась основное недовольство парламента политикой проводимой  Карлом I?

3.    Какие изменения  в государственной политике были проведены парламентом согласно Великой ремонстрации?

 

 

Петиция,  представленная Его Величеству духовными и светскими лордами и общинами, собравшимися в настоящем парламенте, относительно  различных  прав и вольностей его подданных,  вместе с ответом, данным на нее Его Величеством королем в полном собрании парламента[3]. 

 

2. В недавнее время были изданы различные  предписания,...  в  силу  которых  ваш народ был собираем в различных местностях и побуждаем ссудить известные суммы денег Вашему Величеству,  и некоторые,  после отказа их это сделать, были принуждаемы явиться к допросу в ваш Тайный совет и в иные места, и другие были по той же причине задерживаемы и заключаемы в тюрьму и стесняемы и беспокоимы разными другими способами; и различные другие сборы были налагаемы и взимаемы с вашего  народа во многих графствах... по повелению или указанию Вашего Величества или для нашего Тайного совета,  противно законам и вольным обычаям королевства.                   

  

5. Вопреки смыслу добрых законов и статутов,...многие  из ваших подданных в недавнее время были заключены в тюрьму без указания какой-либо причины, на приказ обозначить причину задержания, не указывали никакой  причины,  кроме   той,   что   эти   лица содержались  под  стражей по особому повелению Вашего Величества,  удостоверенному   лордами   Вашего Тайного   совета,  и  несмотря  на  это, они  были препровождаемы в различные тюрьмы, хотя против них не было предъявлено никакого обвинения,  на которое   они могли бы отвечать согласно закону.

 

 10.Вследствие чего духовные и светские лорды и общины всеподданнейше просят Ваше пресветлое Величество, чтобы впредь  никто не был принуждаем платить или давать что-нибудь в виде дара, ссуды, приношения налога или какого-либо иного подобного сбора,  без общего согласия,  данного актом парламента чтобы никто не был призываем к ответу, приводим к присяге, побуждаем к службе,  задерживаем или иным образом стесняем и беспокоим по поводу этих сборов или отказа платить их; чтобы ни один свободный человек не был  заключен  в  тюрьму или содержим под стражей так, как упомянуто выше.

 

   11. Обо всем этом они  всеподданнейше  ходатайствуют перед Вашим пресветлым Величеством, как и о своих правах и вольностях,  согласных с законами и  статутами  этого королевства,  просят кроме того,  чтобы Ваше Величество соблаговолили объявить,  что решения,  действия и меры, состоявшиеся  в  ущерб народу в каком-либо из означенных пунктов,  не могут иметь последствий для  будущего  или служить впредь примерами; и чтобы Ваше Величество всемилостивейшее  соизволили, для вящего удовлетворения и успокоения народа, объявить Вашу королевскую волю и желание, чтобы в вышеозначенных делах все Ваши чиновники и должностные лица служили Вам согласно с законами и статутами этого королевства.    

По прочтении настоящей Петиции и полном уяснении ее содержания названным государем  королем  был  дан  в полном собрании парламента такой ответ:  "Да будет сделано по сему желанию".

                                                                         

Великая ремонстрация

 1 декабря 1641 г[4]. 

  Корень всех бедствий мы усматриваем в злонамеренном и пагубном  стремлении  ниспровергнуть  основные законы и начала управления, на которых прочно покоились религия и правосудие английского королевства.         

   107. Необходимо  было позаботиться о хозяйстве короля,  так как оно было доведено до такого разорения, что король  не  мог покрыть своих обычных и необходимых издержек без помощи своего народа.                       

   115. Все  монополии были уничтожены,  так как в силу их немногие лица причиняли ущерб подданным.      

   120. Самый  корень  всех указанных зол был вырван, каковым являлась произвольная власть, претендовавшая  от  имени  Его Величества на обложение подданных и взимание налогов с их имущества без согласия  парламента,  что в настоящее время объявлено противоречащим закону;  согласно постановлениям обеих палат,  а также  в силу актов парламента.                                

   125. Перерывы в деятельности парламентов  предотвращены путем билля о трехгодичном парламенте, а внезапный роспуск настоящего парламента -  путем  другого  билля, которым предусмотрено, что парламент не может быть распущен или отсрочен без согласия на то обеих палат.    

   130. Неумеренные  полномочия  Тайного совета и злоупотребления этими полномочиями столь упорядочены и  ограничены...,  что никакие мероприятия,  которые нередко ими производились к ущербу для общественной свободы, не могут осуществляться в будущем.

132. Непомерная власть епископов и их  суды  упразднены путем  соответствующих  постановлений в билле об отмене суда Высокой комиссии.                                

   140. Упорядочение судов и упразднение волокиты и дороговизны в судопроизводстве.                         

   195. Для  лучшего  охранения  законов и свобод королевства необходимо,  чтобы все противозаконные злоупотребления и требования были судимы и наказываемы на сессиях и ассизах.                                       

   197. Чтобы  Его  Величество,  согласно  почтительной просьбе обеих палат,  назначал тех советников, послов и прочих  должностных  лиц  для ведения его дел дома и за границей,  которым парламент имел  основание  доверять, без  чего  мы не можем предоставить Его Величеству субсидий.                                                    

 

Ответ короля на петицию,

 сопровождающую Великую ремонстрацию

       23 декабря 1641 г[5]

Вскоре после нашего  возвращения из Шотландии мы получили от вас длинную петицию, состоящую из многих пожеланий большой важности, с присоединенной к ней декларацией весьма необычного характера.  Мы оставили себе некоторое время для ее рассмотрения,  как надлежало в отношении к делу такой важности...По первому  разделу вашей петиции относительно религии,  состоящему из нескольких пунктов,  мы можем  сказать,  что для предохранения мира и безопасности нашего королевства от намерений папистской партии мы действуем  и  готовы действовать парламентским путем в согласии со всеми справедливыми желаниями нашего народа. 

Что касается лишения епископов их права голоса в парламенте, мы обращаем ваше внимание, что это право основано на законах королевства и конституции парламента...  По поводу положения,  касающегося разложения (как вы это  называете)  в религии,  в церковном управлении,  в дисциплине и по поводу устранения ненужных обрядов, ибо это может побудить слабых людей к отделению,  мы охотно будем действовать вместе с вами для устранения всех незаконных  новшеств,  которые могли вкрасться в церковь. Но мы крайне огорчены тем, что слышим в таких общих выражениях заявления о разложении церкви, ибо мы убеждены по нашей совести,  что на  земле  нельзя  найти  другой церкви,  которая  исповедовала  бы  истинную  религию в большей чистоте,  чем англиканская церковь, или в которой  управление и дисциплина одновременно были бы и более прекрасны и более свободны от суеверий...         

           Относительно второй просьбы петиции, касающейся устранения и выбора советников,  мы не знаем ни одного человека  из нашего совета,  к кому была бы приложима характеристика,  данная петицией. В лице людей, преданных нами суду,  мы уже дали вам достаточное доказательство, что нет ни одного человека, близкого нам по занимаемому им месту или по нашей к нему личной   привязанности, которого мы не представили бы к законному правосудию.                                        

          Что касается  выбора нами советников и государственных министров, то вы хотите лишить нас той естественной свободы, которую имеют все свободные люди. Назначение в наш Тайный совет,  на общественные должности и на  нашу личную службу тех,  кого мы считаем достойным, является несомненным правом английской короны.            

   В заключение вы обещаете заняться такими делами, которые могут поддерживать нашу державу в состоянии славы и изобилия внутри, могущества и уважения вне; это то, к чему мы всегда стремились сами,  надеясь на вашу лояльность и преданность,  а также на то, что вы уже сделали  будете  ежедневно  делать для блага и счастья нашего народа.

 

Составьте схемы и таблицы:

1.    Политические группировки в Английской буржуазной революции.

2.    Периодизация Великой французской революции.

3.    Государственное устройство США по Конституции 1789 г.

4.    Государственный строй английской конституционной монархии.

 

Термины и понятия (дайте определения):

«Конституционная монархия», «Роялисты», «Протестантизм», «Пуритане», «Пресвитериане», «Индепенденты», «Левеллеры», «Диггеры», «Протекторат», «Конвент». «Конгресс», «Лоялисты», «Фельяны», «Жирондисты», «Якобинцы», «Диктатура», «Патриоты», «Трибунал», «Директория», «Амальгама армия». «Бонапартизм», «Дуалистическая монархия», «Импичмент», «Федерация», «Парламентарная   монархия»,   «Буржуазная   демократия»,   «Ответственное правительство», «Виги», «Тори», «Президент», «Вето», «Двойной вотум», «Унитарное государство», «Колония», «Метрополия», «Доминион», «Гнилые местечки», «Легитимная монархия», «Плебисцит», «Коммуна», «Контрассигнатура», «Двухпартийная система»,  «Реконструкция Юга»,  «Гомстед акт», «Трест», «Государственно-монополистический капитализм» «Англо-саксонская система права», «Континентальная   (романо-германская)  система   права», «Национальная правовая система»,  «Естественное право», «Германское гражданское уложение», «Статьи конфедерации», «Орудие управления», «Билль о правах» (Англия), «Билль о правах» (США).

 

Модуль №6, №7

 

Самостоятельная работа к теме № 18. Буржуазное государство и право Японии

 

Учебные вопросы

1.    Охарактеризуйте правовой статус императора Японии.

2.    Какова структура, и процедура принятия законов в парламенте.

3.    Какими полномочия обладает парламент в финансовой сфере.

4.    Каковы особенности ответственности министров согласно Конституции.

                                                             

Конституция Японской империи

11 февраля 1889 г[6].

 

   Статья 1.Японская империя управляется непрерывной на вечные времена  императорской династией.

 Статья 3.  Особа императора священна и неприкосновенна.

 Статья 4. Император - глава государства, он обладает верховной властью и осуществляет ее в соответствии с  постановлениями настоящей конституции.                 

 Статья 5.  Император  осуществляет   законодательную власть в согласии с имперским парламентом.            

 Статья 6. Император утверждает, законы и предписывает из обнародование и исполнение.

 Статья 7. Император созывает имперский парламент, открывает и закрывает его,  отсрочивает его заседания и распускает палату депутатов.                        

    Статья  8.  Император может в случае настоятельной необходимости поддержать  общественную  безопасность или устранить общественное бедствие, в промежутках между сессиями парламент может издавать императорские  указы, имеющие силу закона. Эти императорские указы должны  быть  представлены  имперскому парламенту в ближайшую сессию и,  если имперский парламент их не одобрит, должны быть объявлены правительством недействительными на будущее время.       

   Статья 9.  Император издает  или  повелевает  издать указы,  необходимые для исполнения законов, поддержания общественного спокойствия и порядка и содействия благосостоянию  подданных.  Такие  указы ни в коем случае не должны вносить изменений в действующие законы.        

   Статья 10.  Император устанавливает организацию различных отраслей государственного управления,  назначает и  увольняет всех гражданских и военных должностных лиц и определяет их оклады, поскольку в настоящей конституции  или  в других законах не предусмотрено особых изъятий.                                                 

   Статья 11.  Император является верховным командующим армией и флотом.                                      

   Статья 12.  Император  устанавливает  организацию  и численный состав армии и флота мирного времени.       

   Статья 13.  Император объявляет войну, устанавливает мир и заключает договоры.                              

   Статья 14.  Император  объявляет  осадное положение.

Условия объявления и действие осадного положения  определяются законом.                                     

   Статья 15. Император жалует дворянство, чины, ордена и иные знаки отличия.                                 

   Статья 16. Император имеет право амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах.

   

   Глава III

 Об имперском парламенте

 Статья 33. Имперский парламент состоит из двух палат:

   Палаты пэров и Палаты депутатов.

Статья 34. Палата пэров в соответствии с указом о  Палате  пэров состоит из членов  императорской  фамилии, из носителей  дворянских титулов и из лиц, назначенных в нее императором.

   Статья 35. Палата депутатов состоит из членов, избираемых народом в соответствии с постановлениями избирательного закона.                                      

   Статья 37.  Ни один закон не может  быть  издан  без одобрения императорского парламента.                  

   Статья 38.  Обе палаты голосуют предлагаемые  правительством  законопроекты.  Каждой  из  них  принадлежит сверх того право законодательной инициативы.          

   Статья 41.  Имперский парламент созывается ежегодно.

   Статья 45.  При роспуске Палаты депутатов  имперским указом назначаются новые выборы.

 Статья 47. И в той и другой палате решения принимаются абсолютным большинством голосов. В случае равенства голосов голос председателя дает перевес                 

   Статья 52.  Никто из членов той или другой палаты не может  быть  привлечен  к ответственности вне палаты за мнение, высказанное им в палате. Если, однако, сам член огласил свои мнения в речах,  в печати, в писаниях или каким-либо иным образом,  то он подчиняется  постановлениям общего права,  к нему применяются общие законы.                                                   

   Статья 53.  Никто из членов той или другой палаты не может быть арестован во время сессии без  согласия  той палаты, к которой он принадлежит, за исключением случаев задержания на месте преступления или наказуемого деяния, связанного с внутренними или внешними волнениями.

 

   Глава IV

 О государственных министрах  в тайном совете

Статья 55. Каждый из государственных министров дает свои советы императору и ответственен перед ним за них. Все законы, императорские указы и акты всякого рода, касающиеся государственных дел,  должны быть скреплены государственным министром.                                

Статья 56.  Тайный совет обсуждает,  согласно постановлениям,  касающимся организации Тайного совета, важнейшие государственные дела, когда император запрашивает его.

                                              

   О финансах

 Статья 62. Введение нового налога или изменение ставок уже существующего  налога может последовать только на  основании закона. Однако те  пошлины  или  другие сборы по управлению, которые имеют характер вознаграждения за указанные  услуги, не подпадают под действие предыдущего раздела. Заключение государственных займов или  принятие  каких-либо иных финансовых обязательств, обременяющих государственное казначейство, нуждаются, если они не предусмотрены  в  государственном бюджете,  в согласии имперского парламента.                                  

Статья 64.  Государственные  доходы и расходы должны утверждаться имперским  парламентом  в  форме  годового бюджета.                                          Статья 68. Для удовлетворения особых нужд правительство  может  испросить у имперского парламента согласие на известное ассигнование в качестве постоянных расходных фондов на определенное число лет.                  Статья 71.  Если имперский  парламент  не  вотировал бюджета или если бюджет не мог быть составлен,  то правительство применяет бюджет предшествующего года.     

 

 
Самостоятельная работа к теме № 28. Развивающиеся страны Латинской Америки, Азии и Африки. 
 
Учебные вопросы
1.На основании, какого документа и как регулируются трудовые отношения.
2.Как регулировались отношения связанные с земельной собственностью.
3.Каковы имущественные права религиозных организаций.
4.Какие меры антимонопольного характера предусматривались конституцией.
                        
   Политическая Конституция
   Мексиканских Соединенных штатов
 (5 февраля 1917 г.)[7] 
                            
   Титул первый 
                                       
    Глава I. О гарантиях прав личности
                 
   Статья 5. Никто не может быть принужден к выполнению работы  без  должного  вознаграждения и без его полного согласия...                                            
   Государство не допускает договоров, условий или соглашений,  выполнение  которых  имеет целью ограничение, потерю или безвозвратный  отказ  от  свободы  личности, будь то в связи с работой, обучением или по религиозному обету.  В соответствии с этим закон запрещает учреждение  монашеских орденов независимо от их наименований или целей...                                           
   Трудовой договор обязывает только выполнять  определенную работу на время,  которое определяет закон и которое не может превышать один год в ущерб интересам рабочего; трудовой договор  ни  в коем случае не может предусматривать отказ от гражданских или  политических  прав, их потерю или ограничение.                             
   Невыполнение трудового  договора со стороны рабочего влечет за собой для него,  лишь гражданскую ответственность за причиненный ущерб,  но ни в коем случае не может влечь за собой насилие над личностью.              
   Статья 27.  Первоначальная собственность на земли  и воды  в пределах государственной территории принадлежит Государству,  которое имело и имеет право  передать  их частным  лицам,  создавая  тем  самым частную собственность. Экспроприация частной собственности может быть произведена лишь по соображениям общественной пользы и при условии уплаты возмещения.                               
   Государство в  любое  время  имеет право наложить на частную собственность ограничения, требуемые общественными  интересами,  а  также  регулировать использование природных богатств, которые могут быть объектом присвоения, для обеспечения их сохранности и более справедливого распределения государственного имущества.  В  этих целях  должны приниматься необходимые меры для раздробления латифундий,  развития мелкой земельной  собственности,  находящейся  в эксплуатации,  образования новых сельскохозяйственных общин  с  необходимыми  земельными угодьями и водами, содействия сельскому хозяйству вообще и предотвращения уничтожения природных богатств, охраны имущества от вреда в ущерб общественным интересам. Населенные пункты,  в настоящее время не  располагающие землей и водами или имеющие их в недостаточном для нужд населения количестве,  имеют право на их  получение  за счет  прилежащих владений,  причем,  всегда должна уважаться мелкая земельная  собственность,  находящаяся  в эксплуатации.                                          
   Непосредственной собственностью Государства являются все минералы или элементы,  которые,  находясь в жилах, пластах,  а также в массовых или очаговых месторождениях,  имеют другую природу, чем сама земля; таковы минералы, из которых извлекаются металлы и металлоиды, месторождения драгоценных камней и места  добычи  каменной соли, а также отложения соли, образуемые непосредственно морской водой,  продукты разрушения скал, извлечение которых  требует производства подземных работ, залежи минералов. Или органических веществ,  которые могут быть использованы в качестве удобрения,  твердое минеральное топливо,  нефть и все другие  углеводороды  в  твердом, жидком или газообразном состоянии.                     
   Собственностью Государства являются также территориальные воды в пределах, определяемых международным правом...                                                 
   В случаях, о которых идет речь в двух предыдущих абзацах, собственность Государства является безусловной и неотчуждаемой.  Только  Федеральное правительство может передать ее в концессию частным лицам,  гражданским или торговым корпорациям, образованным в соответствии с законами Мексики,  при условии,  что  будут  организованы постоянно  действующие предприятия по эксплуатации указанных ресурсов и что будут соблюдены  все  требования, предусмотренные  законами.  Сдача  концессий на нефть и другие твердые,  жидкие и газообразные углеводороды  не допускается; закон определяет порядок, в котором Государство может осуществлять эксплуатацию этих богатств...         
   II. Религиозные ассоциации,  именуемые церквами, независимо от вероисповедания,  ни в коем случае не могут приобретать недвижимое имущество, владеть или управлять им или принимать его в залог;  имущество,  в  настоящее время находящееся в таком владении, непосредственно или через третьих лиц, возвращается Государству, причем любое лицо вправе указать на имущество этого рода.  Такое указание считается обоснованным, если отсутствуют доказательства  противного.  Места  публичного богослужения являются собственностью Государства...                 
   Дома епископов и других служителей  культа,  семинарии,  сиротские приюты и школы, принадлежащие религиозным объединениям,  монастыри и  всякие  другие  здания, построенные или предназначенные для отправления,  распространения или обучения религиозному  вероисповеданию, немедленно переходят, по присущему государству праву, в собственность Государства для использования их исключительно для публичных надобностей Федерации или штатов в пределах их ведения. Все предназначенные для публичного богослужения здания, которые будут построены в дальнейшем, становятся собственностью Государства.            
   XVII. Федеральный Конгресс и законодательные  власти штатов в пределах своего ведения издают законы, определяющие максимальную площадь земельной  собственности  и мероприятия  по разделу излишков в соответствии со следующими правилами:                                     
   a) в каждом штате,  территории и Федеральном  округе устанавливается  максимальная  норма земельной площади, которая может находиться во владении  одного  лица  или законно образованного общества;                        
   b) излишки  сверх  установленной таким образом нормы должны быть разделены собственником на участки в сроки, указанные  местными  законами;  эти участки должны быть предложены в продажу на условиях,  одобренных соответствующими правительствами, согласно указанным законам;  
   c) если  собственник возражает против раздела,  последний осуществляется местным правительством путем экспроприации;                                            
   d) стоимость участков выплачивается ежегодными взносами,  включающими погашение капитальной цены и проценты, из расчета не выше 3 процентов годовых;            
   e) собственники обязаны принимать облигаций местного сельскохозяйственного займа в качестве гарантии  уплаты стоимости   экспроприированной  собственности.  С  этой целью Федеральный Конгресс издает закон, уполномочивающий штаты на выпуск сельскохозяйственных займов;       
  f) раздел земельной  собственности  может  иметь  место только в том случае, когда полностью удовлетворена потребность соседних  деревень  в  земле.  Земельные  дела должны рассматриваться и разрешаться в кратчайший срок, если имеются неосуществленные проекты раздела земли;   
   g) местные  законы  регулируют  размер   семейной собственности,  определяя имущество, которое составляет эту собственность и является неотчуждаемым; оно не под- лежит ни аресту, ни какому-либо обременению.           
   Статья 28.  В Мексиканских Соединенных Штатах не существует какого бы то ни было рода монополий,  ни освобождений  от налогов,  ни запрещений под видом покровительства промышленности,  за  следующими  исключениями: чеканка монеты;  почта,  телеграф и радио-телеграф; выпуск денежных  знаков  единым  банковским  учреждением, контролируемым Федеральным Правительством;  привилегии, предоставляемые законом на ограниченный срок авторам  и
деятелям искусства для воспроизведения их работ и,  наконец,  привилегии, предоставляемые изобретателям и рационализаторам  на исключительное использование изобретений.                                                 
   В соответствии с этим  закон  строго  наказывает,  а власти  решительно преследуют всякое сосредоточение или накопление одним или несколькими лицами предметов  первой необходимости,  имеющие целью повышение цен; всякий акт или меру, которые ликвидируют или направлены к ликвидации  свободной конкуренции в производстве,  промышленности,  торговле или в деятельности предприятий  общественного обслуживания;  всякие соглашения или сделки производителей,  промышленников, торговцев и владельцев транспорта  или  представителей других публичных служб, направленные к ликвидации конкуренции между  ними  и  к тому, чтобы вынудить потребителя платить чрезмерные цены,  и вообще все то,  что составляет несправедливое  и исключительное  преимущество  в  пользу одного или нескольких определенных лиц и в ущерб  интересам  общества или какого-либо одного социального класса.             
    

 

Составьте схемы и таблицы:

1.    Система буржуазного права: принципы и институты.

2.    Стадии буржуазного судопроизводства.

3.    Система правоохранительных органов США.

4.    Карательный аппарат нацистской Германии.

 

               Термины и понятия (дайте определения):

«Декреты-законы»,   «Чрезвычайная   конституция»,   «Антимонопольное законодательство»,   «Делегированное   законодательство»,   «Закон   Вагнера», «Комплексная отрасль права», «Консолидированные законы», «Декриминализация права», «Коллективный договор», «Закон об «опасных  мыслях»», «Опасное состояние», «Охрана конституции», «Апартеид», «Сегрегация», «Геноцид», «Свобода совести», «Абсентизм», «Гражданское общество», «Омбудсмен», «Плюрализм», «Толерантность».



[1] Хрестоматия по истории государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. – М.: 1994

[2] История государства и права зарубежных стран / Под ред. И.О. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой –М.: 1998.

[3] Хрестоматия по истории государства и пра­ва зарубежных стран (Новое и Новейшее время) /Под ред. Н. А. Крашенинниковой –М.: 1999. 

 

 

[4] Хрестоматия по истории государства и пра­ва зарубежных стран (Новое и Новейшее время) /Под ред. Н. А. Крашенинниковой –М.: 1999. 

 

 

[5] Хрестоматия по истории государства и пра­ва зарубежных стран (Новое и Новейшее время) /Под ред. Н. А. Крашенинниковой –М.: 1999. 

 

 

[6] Хрестоматия по истории государства и пра­ва зарубежных стран (Новое и Новейшее время) /Под ред. Н. А. Крашенинниковой –М.: 1999. 

 

 

[7].Хрестоматия по истории государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. – М.: 1994.

 

 

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!