Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «История отечественного государства и права»»

/ История государства и права
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Тема 7. Развитие российского права в  XVIII в.

 

План семинара 

 

1. Источники права имперской России XVIII в.

2. Развитие гражданского права. Условия владения, пользования и распоряжения движимым и недвижимым имуществом по Указу о единонаследии 1714 г.  Последствия принятия указа. Обязательственное и наследственное право.

2. Артикул Воинский 1715 г., его характеристика как юридического акта. Изменение понятия преступления. Состав преступления. Новые виды преступлений. Новые виды наказаний. Цели уголовного наказания.

3. Основные  тенденции  развития  судебного  процесса по указу 1697 г. “Об отмене в судных делах очных ставок”, “Краткому изображению процессов или судебных тяжб” 1715 г., указу 1723 г. “О форме суда”.

 

Вопросы и задания

 

1.       Что такое «посессионное право»? Каковы его характерные черты?

2. Сравните положения Артикула Воинского о необходимой обороне, случайных и неосторожных преступлениях с соответствующими статьями Соборного Уложения 1649 г.

3. Проиллюстрируйте конкретными статьями Артикула Воинского следующие особенности института наказания: отсутствие индивидуализации, неопределенность формулировок, отсутствие формального равенства перед законом.

4. Проиллюстрируйте конкретными статьями “Краткого изображения процессов” основные принципы розыскного процесса.

5. В чем различие между “присягой о свидетельстве” и “очистительной присягой” (по “Краткому изображению процессов”).

6. Классифицируйте права дворян и горожан по Жалованным грамотам 1785 г. Сравните имущественные права дворян и горожан.

 

Дополнительная литература

 

Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России. СПб, 2004.

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.

Гольцев В.А. Законодательство и право в России XVIII в. 2-е изд. / В.А. Гольцев. СПб, 1996.

Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Т. 1: О государственном устройстве. М, 2006.

Законодательство Петра I / Отв. ред. А.А. Преображенский, Т.Е. Новицкая. - М., 1997.

Исаев И.А. Наказания по Артикулу воинскому/ И.А. Исаев // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1995. №1. 

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М., 1995. Кн. 2. Лекция LXII; Кн. 3. Лекция LXXII.

Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи (XVIIIXIX вв.). М, 2004.

Развитие русского права второй половины XVII - XVIII вв./ Отв. ред. Е.А. Скрипилев. М., 1992.

Российское  законодательство  Х-ХХ вв. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. М., 1986.

Российское  законодательство  Х-ХХ вв. Т.5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., 1986.  

Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права: Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах / М.А. Чельцов-Бебутов. СПб, 1995. 

 

Методические рекомендации

 

Приступая к рассмотрению темы, обратите внимание на изменения  в системе источников права. Обычай, игравший важную роль в области права в Московском государстве, теперь практически утрачивает значение фактора образования права. Единственным субъектом законодательной власти становиться самодержавный государь, воля которого творила закон. Соответственно, основным источником права имперского периода признается закон. Обратите внимание на стадии составления закона: инициативу; составление проекта; обсуждение проекта; санкцию со стороны верховной власти; публикацию. Рассмотрите каждую из этих стадий. 

Охарактеризуйте основные формы правовых актов данного периода – устав, регламент, сепаратный указ, манифест.

Развитие вещного права XVIII в. отмечается преодолением ограничений, наложенных юридической традицией на право собственности. Основными субъектами недвижимой собственности становятся представители служилых сословий – личные дворяне, отставные служилые люди, однодворцы и др. Особое внимание законодатель уделяет вопросам, связанным с распоряжением недвижимыми имуществами (рассмотрите содержание указа 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах»). Основными способами приобретения права собственности являлись пожалование, покупка у казны, общин и частных лиц, дар, мена, давность владения.

Происходит расширение сфера государственной поземельной собственности. В сфере государственного регламентирования попадают различные социальные группы. Уточнение статуса земельных наделов, которыми пользовались представители этих групп привело к тому, что многие земли, ранее считавшиеся частными, были признаны казенными. Подтвердите это положение примерами.

Приступая к характеристику обязательственного права, определите круг субъектов договорных отношений. В изучаемую эпоху возможность вступать в договоры предоставлялась всем Лизам, за исключением тех, кому это было запрещено законом.  К последним относились: лица, находившиеся под опекой; лица, объявленные банкротами; лица, подвергнутые шельмованию или политической смерти. Предметом договора могли быть всякие действия лиц, не запрещенные законом. Запрещалось распоряжаться  заложенным имуществом, имуществом, поступившим в опеку или взятым под секвестр. Некоторые имущество были полностью изъяты из сферы гражданского оборота. Перечислите эти имущества. Оформляется три вида заключения договоров – домашний, явочный и крепостной. Охарактеризуйте каждый из видов. Основными способами обеспечения договоров были неустойка и поручительство.

Рассмотрите отдельные виды обязательств.

Обратите особое внимание на развитие права на чужую вещь (сервитуты). Законодательство XVIII в. различало личные и реальные сервитуты. К личным было отнесено право проезжающих или прогоняющих скот останавливаться на лугах, прилегающих к дороге. Другим личным сервитутом было право проезжающих на судах пользоваться бичевником, т.е. известным пространством берега. Реальные сервитуты подразделялись на сельские и городские.

В сфере наследственного права также проявляется активное вмешательство государственной власти в сферу и порядок наследования недвижимостей. Охарактеризуйте порядок наследования по закону и по завещанию.

Далее необходимо охарактеризовать военно-уголовного законодательство Петра I: Артикул воинский 1715 г., Краткое изображение процессов и судебных тяжб 1715 г., Морской устав 1720 г. Укажите новые понятия и определения, изложенные в этих актах. Основное внимание при характеристике норм уголовного права следует уделить определению понятия преступления по Артикулу воинскому, видам преступлений, значению деления деяний по степени вины на умышленные, неосторожные и случайные, понятиям необходимая оборона и крайняя необходимость, смягчающим и отягчающим обстоятельствам.

Как изменилась цель наказания в изучаемый период? Отметьте, что характерными чертами наказания являлись публичность, децимация, множественность, отсутствие формального равенства обвиняемых перед законом, частое несоответствие между характером наказания и тяжестью преступления. Перечислите виды применяемых наказаний, отметьте появлене новых видов наказаний (аркебузирование, шпицрутены).

 Основной тенденцией развития российского процессуального права в  XVIII в. (вопрос 4) стало преобладание розыскного процесса над состязательным. Особенно отчетливо это проявляется в сравнении Указа 1697 г. и “Краткого изображения процессов”. Тем не менее, отдельные элементы состязательности сохранялись (например, возможность устных объяснений сторон суду, представительство и др.).

Опираясь на «Краткое изображение…», выделите основные стадии процесса.

 

 

Латкин Н.В. о законодательной деятельности 

Переходим к моментам составления закона. Инициатива закона существовала в форме официального и частного почина. Первый принадлежал государю и подчиненным властям. Внешняя форма инициативы государя могла быть устная и письменная. Впрочем, при Петре, как то было предписано Генеральным регламентом, инициатива государя обязательно должна была выражаться в письменной форме. Что касается до инициативы подчиненных властей, то она принадлежала как центральным (Сенату, Синоду, советам при особе государя, коллегиям, министерствам и т. п.), так и местным учреждениям. На основании Учреждения о губерниях 1775 г. местные учреждения могли возбуждать законодательные вопросы при следующих условиях: генерал-губернатор созывал общее собрание из членов губернского правления, казенной, гражданской и уголовной палат, которые, в присутствии губернского прокурора, постановляли обязательно единогласное решение, заносившееся в журнал заседания и представлявшееся в Сенат. Затем, на основании Жалованной грамоты дворянству 1785 г. дворянские собрания имели право ходатайствовать о своих нуждах и пользах через особых депутатов перед Сенатом и непосредственно перед самим государем. 

Частный почин хотя и существовал, но далеко не имел того значения, какое было присуще ему в XVI и XVII ст., когда огромная масса законов первостепенной важности возникала благодаря частным челобитиям. Иногда само правительство требовало возбуждения законодательных вопросов со стороны общества путем подачи так называемых наказов с изложением нужд и желаний сословий, как, напр., в 1767 г., при созвании Екатериной II своей известной комиссии по составлению проекта нового Уложения. 

Второй момент составления закона, а именно, составление проекта, сосредоточивался обыкновенно в государственных установлениях (в Сенате, Синоде, коллегиях и пр.) или в особых комиссиях, организовавшихся специально для этой цели (напр., бесчисленные комиссии по составлению нового Уложения, длинный ряд которых тянется от Петра I вплоть до Николая I). 

Третий момент — обсуждение проекта — выражался в форме предварительного и окончательного обсуждения. Предварительное обсуждение происходило в коллегиях и специально для этого учреждаемых комиссиях; окончательное же имело место в высших государственных учреждениях (в Сенате, Синоде и в советах при особе государя). С образованием Государственного Совета в 1810г. он стал единственным местом (если не считать Синода и Военного совета) обсуждения закона. Иногда, как при составлении, так и при обсуждении проекта, правительство призывало депутатов от сословий.

Последний момент составления законов — санкция его со стороны верховной власти  - всегда осуществлялся государем. Если были такие эпохи, когда закон получал санкцию и помимо государя (при Петре во время отсутствия государя до 1722 г. и при Елизавете Петровне), то они являлись исключением и продолжались недолго. Напротив, в отличие от Московского периода теперь действовало правило, что санкция со стороны государя есть необходимое условие, превращения каждого законопроекта в закон. Санкция выражалась как в устной, так и в письменной форме. Впрочем, при Петре на основании Генерального регламента для санкции была предписана только письменная форма…Напротив, преемники Петра допускали и устную форму… в силу чего неоднократно возникали противоречия между словесными и письменными указами. Ввиду такого положения вещей при Петре III был издан указ (22 января 1762 г.), признавший действительным только тот словесный указ, который 1) объявлялся определенными лицами, а именно, сенаторами, обер-прокурором, президентами трех высших коллегий (иностранных дел, военной и морской), 2) не отменял письменного указа и 3) не касался известных предметов, точно поименованных в указе 1762 г.2 Указы же, не удовлетворявшие этим трем условиям, признавались недействительными и не подлежали исполнению. При Александре I словесная форма санкции государя была совершенно уничтожена (Учреждением министерств 1802 г.), письменная же получила новую форму, а именно: "вняв мнению Государственного Совета, постановляем или учреждаем". Однако эта формула употреблялась сравнительно недолго, а затем и вовсе вышла из употребления, сперва на практике, а с изданием нового Учреждения Государственного Совета 15 апреля 1842 года и в законе.

С утверждения закона государем наступал момент публикации закона. Необходимость его, по крайней мере в судебных делах, была вполне осознана уже при Петре, предписавшем "применять к судебным делам указы, всенародно напечатанные и повсюду объявленные". То же самое, но по отношению уже ко всем законам, предписала Екатерина II, высказав в Уставе благочиния 1782 года следующее положение: "нельзя взыскивать исполнения по закону, не обнародованному". В деле публикации важную роль играл Сенат. По указу 1721 года все новые законы должны были представляться в Сенат на "апробацию", утверждаться подписью его членов и публиковаться во всеобщее сведение… Роль Сената в деле публикации законов не умаляется и впоследствии. Так, Учреждением Сената 1802 года было предписано: "все именные указы вносить в Сенат от всех мест и лиц, которым оные даны будут". 

Что касается до формы публикации, то на основании указа 1714 года она должна была заключаться в печатании. "Указы, — гласит названный закон, — для всенародного объявления велеть печатать и продавать всем". По отпечатании они рассылались местным начальникам, затем по нескольку раз читались в церквях и, наконец, расклеивались на площадях и улицах. Однако ввиду того, что нередко в форме указов расклеивались и пасквили на основании узаконений Екатерины II публикация законов на местах была передана в ведение губернского правления и полиции. Порядок ее точно определен в Уставе благочиния 1782 года (обнародование законов стало функцией частных приставов и квартальных надзирателей — каждого в своей части и квартале).

По обнародовании закон приводился в исполнение, причем моментом, с которого он становился юридически обязательной нормой, признавалась публикация… Правила, обязательные при исполнении закона, были следующие.

Во-первых, закон обратного действия не имеет. До 1785 года этот принцип хотя и признавался, но в равной мере и нарушался… в… 1714 году состоялся указ, отменивший те из новоуказных статей и указов, постановления которых противоречили Уложению, и дозволивший просить о перевершении всех дел, решенных уже на основании отмененных законов.

Во-вторых, действие закона распространяется на всех лиц, живущих на территории государства, причем не принимается в расчет национальность и подданство последних. Этот принцип вполне ясно высказан в Уставе благочиния. "Управа благочиния, — читаем в нем, — с иногородных, иностранных и иноверных, в городе живщих, равно как и с природных, взыскивает исполнения узаконений по гражданству".

В-третьих, неведением закона никто не может отговариваться. Впервые это правило было высказано в Воинском уставе 1716 года, который было предписано отпечатать и разослать по всем присутственным местам, "дабы неведением никто не отговаривался". О том же говорят и многие указы…

В-четвертых, законы должны исполняться точно и буквально и толкование их, напр., со стороны судей и администраторов (в отличие от нашего времени) строго воспрещалось. Вот почему законы должны писаться ясным и точным языком, а в случае отсутствия такового должны разъясняться Сенатом и даже самим государем…

В-пятых, в отношении противозаконных предписаний начальства подчиненные должны соблюдать принцип закономерного повиновения. Впервые этот вопрос был затронут в указе 20 января 1724 г. "Всем подчиненным, — читаем в нем, — как в Сенате и Синоде, так и во всех коллегиях, канцеляриях и во всех местах всего государства, где какие дела отправляются, быть  в  послушании у  своих  командиров  во  всем, что  не  противно указу… ".

Что касается до отмены закона, то на этот счет существовали следующие правила. По Наказу Сенат являлся "хранилищем" законов и в качестве такового он был обязан вписывать в особый регистр и обнародовать только такие законы, которые не противоречили Уложению (в то время составлявшемуся). В противном случае он должен был представлять верховной власти о необходимости их отмены. Указом 21 марта 1803 г. на Сенат была возложена функция и ходить с представлением к государю об отмене старых законов…

Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи (XVIII - XIX  вв.). М. 2004. С. 6-15.

 

 

 

 

 

Тема 8. Государственный и общественный строй России в XIX в.

 

План семинара

 

1. Система высших и центральных органов государственного управления.

2. Механизм местного управления.

3. Население империи: категории, сословия, особенности приобретения прав состояния.

 

Вопросы и задания

1. Опираясь на «Введение к уложению государственных законов»  объясните:

1)             Какая форма правления закреплялась в проекте М.М. Сперанского?

2)  Какие из перечисленных демократических принципов нашли отражение в проекте М.М. Сперанского: равенство всех перед законом, выборность верховной власти, презумпция невиновности, свобода слова, разделение властей, федерализм, осуществление правосудия только судом, свобода передвижения? Другие принципы?

3) Перечислите общие гражданские права, отраженные в документе. Почему в России, по мнению М.М. Сперанского, невозможно равенство всех сословий?

4) Раскройте систему территориального устройства Российской Империи, предлагаемую М.М. Сперанским.

5) Какие степени в системе законодательной и в системе судебной власти выделяет М.М. Сперанский?

6) Сколько уровней выделяется в системе исполнительной власти?

2. Нарисуйте схему высших органов власти в Российской Империи, охарактеризуйте каждый элемент схемы.

 

Дополнительная литература

 

1. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Т. 1: О государственном устройстве. М, 2006.

 2. Еремян В.В. История местного самоуправления в России (XII -  первая половина XX вв.) / В.В. Еремян. М., РУДН, 1999.

3. История государственного управления в России / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. М., 2001.

4. Подосенов О.П. Государство и право России первой половины XIX века: Государственный строй / О.П. Подосенов. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1994.

5. Российское  законодательство  Х-ХХ вв. Т.6. Законодательство первой половины XIX в./ Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1988.

6. Тимошина Е.В. Рукописное наследие М.М. Сперанского как источник исследования его правового мировоззрения / Е.В. Тимошина // Правоведение.  2001. № 3-4.

 

Методические рекомендации

 

Изменения и совершенствование системы государственного управления страной в XIX в. определялись конкретно-историческими событиями – переворотом 1801 г., Отечественная война 1812 г., восстанием декабристов 1825 г., Крымской войной  и др. На фоне этих событий изменения в системе госуправления, прежде всего в целях сохранения и укрепления самодержавного строя и монархической власти, были объективно обусловлены.

В этих условиях поиск новых, более эффективных средств и методов управления государством шел непрерывно. Разработка плана переустройства системы организации власти и управления в России органически связана с именем М.М. Сперанского. В 1809 г. он представил императору Александру I план государственного преобразования под названием  «Введение к уложению государственных законов». Изучите его и ответьте на предложенные вопросы.

Рассматривая государственный строй первой половины XIX в. необходимо учесть, что именно в это время формируется система высших и центральных органов власти, которая с незначительными изменениями просуществует до 1917 г. Сложившаяся в России система управления и общественных отношений была закреплена в ходе кодификации российского законодательства (1832 – 1833 гг.). В российском государственном управлении окончательно утверждается ведомственный принцип, значительно возвысивший роль правительственной бюрократии в общественно-политической жизни страны. Во второй половине столетия влияние на систему государственного управления оказала необходимость проведения коренных социальных преобразований – отмены крепостного права, преобразования судебной системы и т.д. Перед монархом встал целый рад сложных задач, побуждающих к поиску новых форм реализации политического курса. В «верхах» шла острая борьба между сторонниками реформаторских и охранительных тенденций, закончившаяся в начале 1880-х гг. победой последних. Правительство постепенно отошло от политики реформ, а в конце XIX в провело контрреформы, отказавшись от целого ряда принципов 1860-70-х гг.  кого.е

Высшими государственными учреждениями в это время являлись Государственный совет, Собственная его Императорского Величества канцелярия, Комитет министров, Сенат, Синод, ряд комитетов и канцелярий.

Государственный совет был высшим законосовещательным органом. Его члены назначались царем. В состав Государственного совета входили министры. Вопросы обсуждались общим собранием Государственного совета, а готовились в департаментах и комиссиях. Госсовет рассматривал законопроекты и передавал их на утверждение царя.

По характеру деятельности, составу, делопроизводству к Государственному совету близки были высшие комитеты, создаваемые по определенному поводу, с определенной целью, нередко временно.

Вторым высшим административным органом стал Комитет министров, созданный в 1802 г. Деятельность Комитета министров получает в это время правовую основу в виде «Высочайше утвержденных правил для Комитета министров…» от 4 сентября 1805 г., «Выписки из правил,  данных  в  руководство   Комитету  министров…» от 31 августа 1808 г.    и «Дополнительных статей ...» от 11 ноября 1808 г. Этими актами определялась компетенция Комитета министров, с наделением его правом разрешения неотложных дел в отсутствие императора. На практике Комитет министров начинает занимать центральное место в государственном управлении, поглощая значительную часть полномочий Сената и Непременного Совета. Перечислите вопросы, которые могли выноситься на рассмотрение Комитета. В пореформенное время Комитет министров  становится органом карательной политики.

В ходе осуществления буржуазных реформ был создан новый высший правительственный орган — Совет министров – совещательный орган по общегосударственным делам под председательством царя. Он не зависел от других институтов государственной власти и действовал под непосредственным контролем императора. В Совете министров дела решались непосредственно в присутствии императора (в то время как Госсовет и Комитет министров дела или решения оформлялись в виде «положений» и «мнений», подаваемых на подпись императору). Это делало Совет более эффективным органом управления.

Собственная его Императорского Величества канцелярия – еще один орган, играющий значительную роль в аппарате. Укажите основные структурные подразделения Канцелярии и их функции. При императоре Александре I Канцелярия являлась органом, обеспечивающим личные нужды монарха. При Николае I она превращается в высшее государственное учреждение. Укажите причины, с которыми, на ваш взгляд, связано такое усиление значения Канцелярии.

Александр I решил официально вернуть прежнюю роль Сенату. В 1802 г. был принят указ, утверждавший, что «Сенат есть верховное место империи, имея себе подчиненными все присутственные места, он как хранитель законов печется о повсеместном соблюдении правосудия, власть Сената ограничивается единой властью императорского величества». Всем министрам предписывалось подавать в Сенат ежегодные отчеты. Сенату давалось право представлять замечания на «высочайшие» указы и ставить вопрос о пересмотре законов. Но уже в 1803 г. Сенат был лишен этого права. Ограничиваются права контроля Сената. Осуществление судебной реформы 1864 г. и общественно-политическая обстановка в стране вызывали некоторые структурные изменения и в нем. Укажите эти изменения.

Святейший Синод оставался высшим законосовещательным, административным, судебным правительственным учреждением по делам русской православной церкви.

Создание министерской системы управления в России в начале XIX в. подразделяется на два этапа. Начальный этап начинается после издания Манифеста и Указа Сенату 8 сентября 1802 г. Этими актами закладываются основы министерств и начинается замена коллегий министерствами. Начальный период продолжался до 1810г. Завершающий этап начинается 25 июля 1810г., после издания Манифеста «О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов каждому управлению принадлежащих», которым выделялись 5 главных частей государственного управления, с распределением по ним министерств и главных управлений. Следующий акт – «Высочайше утвержденное разделение государственных дел по министерствам» от 27 августа 1810 г. - конкретизировал компетенцию и состав нескольких министерств. "Общее учреждение министерств" 25 июня 1811 г. завершает правовое оформление министерской системы управления в России. Обратите внимание, что период 1802-1803 гг. характеризовался симбиозом двух противоположных систем государственного управления – коллежской и министерской (т.к. коллеги и подчиненные им должности не упразднялись, а переходили под контроль министров).

Изучите "Общее учреждение министерств" 25 июня 1811 г. и охарактеризуйте структуру и аппарат министерств, порядок прохождения дел в министерствах и отчетности, пределы ответственности министров.

Механизм местного управления в указанный период в основном оставался прежним, хотя и претерпевал определенные изменения. В административно-территориальном плана Российская империя делилась на губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества; уезды; станы. Укажите порядок назначения и деятельности высших правительственных чиновников – наместников, генерал-губернаторов, гражданских и военных губернаторов. Изучив предложенную литературу, осветите порядок формирования и функции органов губернского и уездного управления (правления, комитетов, комиссий, казенной палаты и палаты государственных имуществ, (нижнего) земского суда и др.).

В рамках рассмотрения последнего вопроса, определите статус иностранцев в империи, инородцев и природных русских обывателей.

 

 

 

 

Тема 9. Систематизация законодательства

в первой половине XIX в. Развитие основных отраслей права.

 

План семинара

 

1. Систематизация законодательства в первой половине XIX в. Полное собрание и Свод законов Российской империи.

   2. Развитие  гражданского и семейного права (по Своду законов Российской империи 1832 г.).

    3. Общая характеристика «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. Общая и особенная часть.

 

 

Вопросы и задания

 

1. Опираясь на Предисловие к полному собранию законов Российской империи, выполните следующие задания:

1) Назовите причины, цели и задачи систематизации.

2) Изложите правила и способы составления и издания законов.

3) Какие этапы систематизации выделял М. Сперанский и какие в связи с этим были приняты документы (укажите даты их издания и структуру).

3. Раскройте понятия «право участия общего», «право участия частного», «право на чужую вещь» и «право законного владения» согласно законам первой половины XIX в.

4. Перечислите способы приобретения и прекращения права собственности и разъясните один из них?

5. Отметьте, кто и в какой очередности мог выступить наследником по закону: переживший супруг, сыновья, дочери, братья, родители, внуки, племянники.

6. Укажите 10 условий, необходимых для вступления в брак по Своду законов;

7. В чем заключались достоинства и недостатки структурного построения Уложения  о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.?

8.   Раскройте формы вины, закрепленные в Уложении 1845 г.

9.  Дайте развернутую характеристику такому элементу состава преступления как «субъект» (по Уложению 1845 г.).

10.  Перечислите объекты преступления. Совпадает ли этот перечень со структурой Особенной части Уложения 1845 г.?

11. Как действовал уголовный закон во времени, пространстве и по кругу лиц?

 

Дополнительная литература

 

1. Архипов И.В. К истории Уложения о наказаниях 1845 г. / И.В. Архипов // Правоведение. 1999. № 4.

2. Кодан С.В. М. Сперанский и систематизация законодательства в России / С.В. Кодан // Государство и право. 1989. №6.

3. Кодан С.В. Юридическая политика русского государства в первой половине XIX в.: детерминанты, институты, направления / С.В. Кодан // Правоведение. 2003. №2.

4. Кодан С.В. Предисловие к Полному собранию законов Российской Империи // Российский юридический журнал. 2005.№ 2.

5. Мицкевич А.В. Систематизация законов Российской империи М.М. Сперанским / А.В. Мицкевич // Журнал российского права. 2001. №5.

6. Пашковская А.В. К 150-летию Уложения о наказаниях уголовных  и  исправительных  1845  года  / А.В. Пашковская // Государство и право. 1995. № 11.

7. Подосенов О.П. Государство и право России первой половины XIX века: Развитие права: Текст лекций / О.П. Подосенов. Красноярск, 1996.

8. Приходько М.А. Завершение правового оформления министерской системы управления в России в начале XIX века / М.А. Приходько // Государство и право. 2001. №3.

9. Российское  законодательство  Х-ХХ вв. Т.6. Законодательство первой половины XIX в./ Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1988.

10. Сидорчук М.В. О  систематизации законодательства в России (1823-1832 гг.) / М.В. Сидорчук // Правоведение. 1990. № 6.

11. Сидорчук М.В. Полное собрание законов Российской империи / М.В. Сидорчук // Правоведение. 1991. № 4.

12. Сидорчук М.В. У истоков кодификационных работ М.М. Сперанского / М.В. Сидорчук // Правоведение. 1993. № 1.

 

Методические рекомендации

 

Изложение материала целесообразно начать с причин, вызвавших необходимость кодификации русского права в первой половине XIX в. Необходимо показать деятельность комиссии М. Сперанского, проекты систематизации законодательства. С 1804 г. начала свою работу 10-я кодификационная комиссия. Почему, на ваш взгляд, была неудачной работа предыдущих комиссий? Следует рассмотреть попытки принятия Гражданского Уложения, составления его проекта и связи с нормами Французского кодекса 1804 г. Изучение деятельности созданного в 1826 году II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии позволит подробно осветить вопрос о крупнейших новациях в праве: создании Полного собрания законов и Свода законов, вступившего в силу с 1835 года. Далее необходимо отразить процесс подготовки Свода законов, уяснить его структуру, охарактеризовать основные отрасли права по Своду законов Российской империи. Следует показать значение Свода законов в формировании системы российского права.

Приступая к характеристике гражданского законодательства, обратите внимание, что Гражданские законы отразили некоторые элементы буржуазного права. Но в них по-прежнему сохранилось много черт феодального права – права-привилегии.  В разной  степени были ограничены в гражданских правах крестьяне, лица духовного звания, евреи, поляки. Т.о. гражданская правоспособность и дееспособность определялась сословными, национальными и другими признаками.

Система вещного права состояла из следующих институтов: владение; право собственности; право на чужую вещь; залоговое право.

Впервые в законодательстве предлагается несколько классификаций имуществ: движимые – недвижимые; разделенные – неразделенные; благоприобретенные – родовые. Получает дальнейшее развитие учение о владении. Оно различает законное и незаконное владение. Также выделяется пожизненное владение, т.е. право пользования вещью и извлечения плодов (в римском праве этот институт назывался узуфруктом). Термин «собственность» сделался известным только в конце XVIII в. Законодательство XIX в. не только узаконило этот термин, но и дало полное определение права собственности. По ст. 420 т. X, ч. 1 Свода законов «собственность есть власть в порядке гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно».

Обратите внимание, что, давая определение понятия права собственности, законодатель регламентирует ограничения этого права. Эти ограничения делятся на право участия общего и право участия частного. Охарактеризуйте данные ограничения.

Еще одной новацией является наметившееся в законодательстве различие между обязательствами из договоров и обязательствами из причинения вреда. По ст. 574 т. X, ч. I Свода законов «всякий ущерб в имуществе и причиненные кому-либо вред и убытки, с одной стороны, налагают обязанность доставлять, с другой, производят право требовать вознаграждения».

В Своде имелся специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров. Так, по ст. 1528 т. X, ч. I договор составлялся по взаимному согласию договаривающихся лиц, его предметом могли быть или имущество, или действия лиц, причем «цель его должна быть непротивна законам, благочинию и общественному порядку». Средствами обеспечения договоров являлись: 1) задаток; 2) неустойка; 3) поручительство; 4) залог и заклад. Договоры могли совершаться домашним, нотариальным, явочным или крепостным порядком.

Гражданское законодательство предусматривало следующие договоры: мену, куплю-продажу, запродажу, наем имущества, подряд и поставку, заем и ссуду имущества, поклажу, товарищество, страхование, личный наем, доверенность. Дайте характеристику каждому виду договоров.

Уголовное законодательство было систематизировано в 1832 г. Уголовные законы составили XV том Свода законов. Уголовный кодекс получил название «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Русское уголовное законодательство первой половины XIX в. являлось весьма отсталым по своей юридической технике, по определению основных принципов уголовного права. В кодексе доминировал принцип сословности. В связи с этим давались две разные системы наказаний: для дворян, духовенства и других состояний, изъятых от телесных наказаний, и для состояний, от этих наказаний не изъятых.

Статья 1 Уложения определяла преступление следующим образом: «Преступлением или проступком признается как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания законом предписано». Таким образом, законодательство различало преступления и проступки. Уложение точно установило причины, устранявшие вменение. Перечислите их.

Законодательство различало умышленные и неумышленные преступления и проступки. Причем умышленные преступления, в свою очередь, делились на преступления, учиненные с заранее обдуманным намерением и учиненные «по внезапному побуждению без предумышленна». Предумышленное совершение преступлений влекло за собой повышение наказания. Под неумышленными преступлениями законодательство понимало неосторожные деяния. Уложение различало стадии осуществления преступления, соучастие в преступлении. Следует дать характеристику системе преступлений, критериям систематизации (церковь, государство, личность, имущество); системе наказаний, их видам.

 

 

 

Тема 10. Государственные реформы

второй половины XIX в.

 

План семинара

 

1.    Предпосылки и причины проведения реформ.

2.    Основные положения крестьянской, земской и городской реформ.

3.Подготовка судебной реформы. Основные положения преобразования судебной части в России 1862 г.

4. Судебные уставы 1864 г., их общая характеристика.

5. Судоустройство. Мировой суд. Общие судебные места. Прокуратура и следствие. Организация адвокатуры. Появление института присяжных заседателей.

6. Судопроизводство.  Гражданский  процесс.  Уголовный  процесс.

7. Последствия реформы.

 

Вопросы и задания

 

1. Назовите источники уголовно-процессуального права России первой половины XIX века

2.Укажите основные этапы и стадии уголовного процесса.

3. Охарактеризуйте систему «формальных доказательств». В чем ее суть, достоинства и недостатки? Перечислите совершенные и несовершенные доказательства.

4. Перечислите основные нормативные акты, принятые в ходе реформы.

5. Раскройте структуру судебных органов, предусмотренных законами 1864 г..

6. Назовите 5 новых принципов, которые были заложены в основу судоустройства законами 1864 года?

7. Перечислите требования, предъявляемые к лицу, избираемому на должность мирового судьи.

8. Какие дела относились к компетенции мировых судов?

9. Осветите состав и полномочия съезда мировых судей.

10. Какова была структура и компетенция Судебных палат?

11. Какие вопросы подлежали рассмотрению в Сенате?

 

Дополнительная литература

 

Бессарабов В.Г. Пореформенная российская прокуратура (1864-1917 гг.) / В.Г. Бессарабов // Журнал российского права. 2002. №10.

Вишневский В. Судебная реформа 1864 г. в Восточной Сибири / В. Вишневский // Правосудие в Восточной Сибири.  2001.  №1-2.

Головко Л.В. Том XV Свода законов и его значение в развитии отечественного уголовного судопроизводства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2005. №1.

Демичев   А.А.   Периодизация   истории   суда   присяжных   в   России /А.А.Демичев //Журнал Российского права. - 2001.№7.

Демичев А.А. Введение суда присяжных в России в 1864 и 1993 гг.: историческая закономерность или случайность? / А.А. Демичев // Вестник РГГУ. 2002. № 3.

Ефремова Н.Н. Судебные реформы в России: традиции, новации, проблемы / Н.Н. Ефремова // Государство и право.  1996. № 3.

История русской адвокатуры: В 2 т. М., 1997.

 Коротких  М.Г.  Генезис суда присяжных  в России по судебной реформе   1864г./ М. Г. Коротких // Правоведение.1988.№3.

Коротких М.Г. Отмена телесных наказаний в России: реформа 1863  г.  /  М.Г.  Коротких  // Сов. государство и право. 1988. № 8.

Коротких М.Г. Реформа следственного аппарата России 1860-1864 гг. / М.Г. Коротких, Ю.В. Сорокина // Сов. государство и право. 1991. № 10.

Лонская С.В. Мировой суд в судебной системе пореформенной России / С.В. Лонская // Правоведение. 1995. № 3.

Мамонтов А.Г. Россия 1860 г.: учреждение судебных следователей / А.Г. Мамонтов // Государство и право. 1996. № 3.

Мельник В.В. Роль суда, государственного обвинителя и защитника в состязательном уголовном судопроизводстве (по Уставу уголовного судопроизводства 1864 г.) / В.В. Мельник, А.Н. Шмелева // Журнал российского права. 2001. №2.

Немытина М.В. Пореформенный суд в России: деформация основных институтов уставов 1864 г/ М.В.Немытина // Правоведение. 1991.№2.

Орлов Ю. «Руководствуясь своим убеждением и законами»: Органы  прокуратуры  России  после  судебной  реформы  1864  г. / Ю. Орлов // Законность. 1992. № 8-9.

Попова А.Д.    Судебная реформа 1864 года и развитие гражданского общества во второй половине XIX века/ А.Д.Попова // Общественные науки и современность. 2002. №3.  

Российское  законодательство  Х-ХХ вв. Т.8. Судебная реформа/ Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1991.

Смыкалин А.С. Судебная реформа 1864 года // Российская юстиция. 2001. №5, №7.

Фоков А.П.     Россия в свете судебных реформ   1864  г.  и 2001   г.  /А.П.  Фоков // Российский судья. 2001.  № 12.

Чечелев С.В. Некоторые вопросы проведения судебной реформы в Сибири в 60-е – 80-е гг. XIX в. / С.В. Чечелев // Вестник Омского ун-та. 1997. – Вып.3.

 

 

 

Методические рекомендации

 

Приступая к рассмотрению темы, обратите внимание, на необходимость преобразований в России в связи с поражением в Крымской войне. что в первой половине XIX в. в основе судопроизводства лежали законодательные акты, изданные в XVIII в. – «Краткое изображение процессов и судебных тяжб» и «Учреждение для управления губерний» 1775 г. Судопроизводство оставалось инквизиционным. Осветите причины необходимости реформирования суда.

История подготовки судебной реформы уходит своими корнями в первую половину XIX в. Еще в 1803 году М.М. Сперанский предложил широкую программу усовершенствования судебной системы. Однако правительства Александра I и Николая I ее отвергли, поскольку эти усовершенствования, пусть и весьма робко, предлагали проведение в жизнь некоторых буржуазных принципов. Кроме того, судебные преобразования нельзя было провести изолированно, без решения коренных вопросов общественной жизни, в первую очередь крестьянского.

За 1857—1861 гг. II отделение Императорской канцелярии подготовило и представило в Государственный совет 14 законопроектов, предлагавших различные изменения в структуре судебной системы и судоустройства. Работа особенно активизировалась после отмены крепостного права. Была создана специальная комиссия, в которую вошли виднейшие юристы России: А.Н. Плавский, Н.И. Стояновский, С.И. Зарудный, К.П. Победоносцев и др. За основу была взята общая теория буржуазного судоустройства и судопроизводства и практика западноевропейского законодательства. Результатом работы комиссии стали "Основные положения преобразования судебной части в России". В апреле 1862 г. этот документ был передан императором на рассмотрение в Государственный совет, а 29 сентября 1862 г. утвержден им и опубликован в печати.

На базе "Основных положений" были подготовлены четыре закона, которые утверждены императором 20 ноября 1864 г.: "Учреждение судебных установлений", "Устав гражданского судопроизводства", "Устав уголовного судопроизводства", "Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями". В них провозглашались буржуазные по своему характеру принципы: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной; закреплялся принцип независимости и несменяемости судей; провозглашалось равенство всех перед законом, вводился всесословный суд; учреждена адвокатура; для рассмотрения уголовных дел в окружных судах вводился институт присяжных заседателей; создавался выборный мировой суд для рассмотрения малозначительных дел; учрежден институт судебных следователей, независимых от полиции; реорганизована прокуратура, освобожденная от функций общего надзора и сосредоточившаяся на работе в суде; введены принципы устности, гласности, состязательности судопроизводства; провозглашалась презумпция невиновности.

Кардинальные изменения в системе судоустройства России были изложены в "Учреждении судебных установлений". Вместо сложной и громоздкой структуры сословных судов создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились: мировые судьи и съезды мировых судей в качестве второй (апелляционной) инстанции. К местным относились и волостные суды, созданные в 1861 году; они разбирали дела крестьян по маловажным проступкам, если в них не были заинтересованы лица других сословий и если эти деяния не подлежали рассмотрению общих судов. К общим судам были отнесены — окружные суды и судебные палаты в качестве апелляционной инстанции. Возглавлял эту систему Сенат, являвшийся единственной кассационной инстанцией для всех судов Российской империи.

Составьте  схему  «Судоустройство  России  во  второй  половине XIX в.». Охарактеризуйте каждый элемент схемы. Осветите изменения в судопроизводстве. Опишите теорию свободной оценки доказательств.

Обратите внимание на изменения в системе российской прокуратуры и на появление и развитие адвокатуры.

Принципиально новым явлением в судоустройстве Российской империи стал суд с участием присяжных заседателей. Изучите предложенный отрывок статьи А.С. Смыкалина, укажите порядок формирования и деятельности коллегии присяжных. В связи с чем связано возрождение этого института в Российской Федерации? Сравните деятельность пореформенных и современных судов присяжных.

 

Смыкалин А.С. О судебной реформе 1864 г.

Причины необходимости реформирования суда

К середине XIX века различные рычаги машины самодержавия стали явственно обнаруживать свою негодность, но, пожалуй, ни один из органов государственного аппарата не находился в столь скверном состоянии, как судебная система.

Дореформенный суд основывался на законодательстве Петра I и Екатерины II (в отдельных случаях использовались даже нормы Соборного Уложения 1649 года). При систематизации русского права М.М. Сперанским это законодательство вошло в книгу 2 тома XV Свода законов. Как писал А.Ф. Кони, получалось "бессвязное собрание самых разновременных постановлений, механически сливавших воедино Уложение царя Алексея Михайловича, указы Петра и, как выразился в 1835 году Государственный совет, "виды правительства", обнародованные в 1784, 1796, 1823 гг."

До реформы 1864 года структура судебной системы была сложной и запутанной. Суд строился по сословному принципу. Кроме того, существовало множество специальных судов — военных, духовных, коммерческих, совестных, межевых и иных. Судебные функции отправляли и административные органы — губернские правления, органы полиции и др. Другой порок дореформенного суда — взяточничество, которое приобрело чудовищный, всепоглощающий размах. Попытки правительства бороться с ним не давали никаких результатов, так как он охватил весь государственный аппарат.

Закон не устанавливал для судей образовательного ценза (не только юридического, но и общего). Даже в Сенате, по данным на 1841 год, числилось лишь шесть человек с высшим образованием. Обычным явлением была волокита, некоторые дела рассматривались десятилетиями. Так, в 1844 году в уездном суде было начато дело о краже мелкой монеты на сумму 115 тыс. рублей, а закончено оно лишь в 1865 году.

В суде господствовала инквизиционная (розыскная) форма судопроизводства. Процесс проходил при закрытых дверях, в глубокой тайне. Принцип письменности предполагал, что суд решает дело не на основе личного ознакомления со всеми его материалами, непосредственного устного допроса обвиняемого и свидетелей, а опирался на письменные материалы, полученные во время следствия. Да и доказательства оценивались по формальной системе. Их сила заранее определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством. Закон же устанавливал и степень достоверности допускаемых доказательств, деля их на несовершенные и совершенные. Среди совершенных доказательств лучшим признавалось ("лутчее свидетельство всего света") признание обвиняемого. Для получения его широко применялась пытка, формально запрещенная в 1801 году, но на практике просуществовавшая на протяжении всей первой половины XIX в. О презумпции невиновности не было и речи. При недостаточном количестве улик суд не выносил обвинительный или оправдательный приговор, а оставлял подсудимого под подозрением.

В Манифесте о вступлении на престол императора Александра П была выражена воля государя, чтобы "правда и милость царствовала в судах". Это пожелание отвечало глубоко назревшей потребности государства "изнемогавшего под бременем невероятного расстройства правосудия" — отмечали современники реформы.

В реформе суда были заинтересованы все слои общества, а главное — правящий класс. Судебная реформа была следствием и так называемого кризиса верхов, осознания правящей верхушкой необходимости создания эффективного механизма защиты личности и собственности. И, разумеется, сторонником судебной реформы выступал сам император Александр II, а также его брат Константин Николаевич, который придерживался даже более радикальных взглядов.

 

Присяжные заседатели

Новым институтом, введенным реформой на уровне окружных судов, являлись выборные присяжные заседатели. На суд присяжных предлагались только уголовные дела "о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания. соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ".

Присяжные заседатели избирались из местных обывателей всех сословий. "Учреждение судебных установлений" (ст.ст. 81—84) предусматривало следующие условия, необходимые для избрания присяжными заседателями: русское подданство; возраст не менее 25 и не более 70 лет; ценз оседлости, т.е. проживание не менее двух лет в том уезде, где производится избрание присяжных заседателей; служебный ценз — в списки присяжных заседателей вносились все лица, состоящие на государственной службе и занимающие должности пятого и ниже классов, избранные в органы городского, дворянского, волостного и сельского управления (таким образом, в присяжные заседатели могли быть выбраны крестьяне, избранные в судьи волостных судов, занимавшие должности волостных старшин, сельских старост и другие должности в общественном управлении сельских обывателей); имущественный ценз — для лиц, получавших жалованье по службе, вознаграждение за труд или доход от капитала, занятия ремеслом или промысла (в столицах он составлял не менее 500 рублей в год, в прочих местах — не менее 200 рублей в год).

Законом было установлено, что сумма оценки имущества, имеющегося у кандидата в присяжные заседатели, должна быть высокой, "дабы от присяжных заседателей можно было с уверенностью ожидать заботливости об охране общественной и частной безопасности и законного порядка". Конечно, порядок комплектования состава присяжных заседателей обеспечивал преобладание среди них привилегированных сословий и ограничивал доступ неимущих слоев населения (в основном беднейшего крестьянства, наемных рабочих, прислуги), но не делал это невозможным для старательных, хозяйственных, предприимчивых представителей городского и сельского сословия. Все-таки имущественный ценз не был настолько велик (напомню: 200 рублей в год за пределами столиц). Это впоследствии, в 1880-е годы, его увеличили в результате проведения контрреформ до 400 рублей, и тогда он в большей степени ограничил доступ неимущих слоев в состав присяжных.

Практика же тех лет, по свидетельству А.Ф. Кони, показывает, что присяжными заседателями стали в основном крестьяне, в том числе и небогатые. Хотя, конечно, среди них преобладали волостные старшины, сельские старосты, волостные и сельские судьи. И это, считаю, правильно, так как, чтобы решить судьбу человека, виновен он или нет, нужны и опыт, и мудрость, и знания.

Не могли включаться в списки присяжных заседателей священники и монахи, учителя народных школ, военные чины, состоящие на действительной службе. Не могли быть присяжными заседателями лица: находившиеся под судом и следствием за преступления; имевшие судимость с отбыванием наказания в тюрьме; исключавшиеся со службы по суду или из духовного ведомства, обществ и дворянских собраний за пороки; несостоятельные должники; находившиеся под опекой за расточительство; имеющие тяжелые недуги — слепоту, глухоту, немоту, душевную болезнь; не знавшие русского языка.

Для избрания присяжных заседателей составлялись общие и очередные списки. Поручено это было особым комиссиям во главе с губернским предводителем дворянства. В их состав входили уездные предводители дворянства, городские головы, мировые судьи губернии.

Составленные комиссиями общие списки присяжных заседателей передавались губернатору для проверки благонадежности присяжных и утверждения. Губернатор имел право сокращать число избранных на одну треть и даже наполовину, т.е. мог вычеркнуть любую кандидатуру с обоснованием причин. Затем на основании общих списков, публикуемых в местных ведомостях, уже составлялись очередные списки. В них включались те лица, которые в наступающем году должны были привлекаться к участию в заседаниях окружного суда. За три недели до судебного заседания председатель суда по жребию отбирал 30 очередных и 6 запасных заседателей. К открытию заседания суда должно было быть налицо не менее 30 присяжных заседателей. Список присяжных заседателей представлялся прокурору или частному обвинителю, а затем подсудимому. Подсудимый имел право отвести до 12 присяжных заседателей, а прокурор и частный обвинитель — не более 6. Из числа не отведенных для участия в процессе путем жеребьевки избиралось 12 комплектных и 2 запасных присяжных заседателя. Затем они приводились к присяге. Присяжные заседатели из своей среды избирали старшину из числа грамотных лиц для руководства их совещаниями.

(Смыкалин А.С. Судебная реформа 1864 года // Российская юстиция. 2001. №5. С. 39 – 42; №7. С. 39 – 42).

 

 

Тема 11. Изменения в законодательстве

 в конце XIX – начале XX вв.

 

План семинара

 

1.Административное-полицейское  право.

2. Гражданское и фабричное законодательство.

3. Развитие уголовного права. Уголовное Уложение 1903 г.

 

Вопросы и задания

 

1. В чем заключалась лишение прав состояния для дворян, для священнослужителей и лиц духовного звания, для почетных граждан, для купцов и людей прочих состояний?

2. Укажите сроки, по истечении которых не применялось наказание за преступление по Уложению 1903 г.

3. Укажите новые (по сравнению с предыдущим уголовным законодательством) виды преступлений.

 

Дополнительная литература

 

Васильев А.В Законодательство и правовая система дореволюционной России  / А.В. Васильев. СПб, 2004.

Комаров Н.И. Очерки истории права Российской империи (вторая половина XIX  - начало XX в.) / Н.И. Комаров, Д.А. Пашенцев, С.В. Пашенцева.  М., 2006.

Российское  законодательство  Х-ХХ вв. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций/ Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1994.

Таганцев Н. С. Курс уголовного права / Н.С. Таганцев.  СПб., 1902.

Фойницкий И. Я. Уголовное право/ И.Я. Фойницкий.  СПб., 1907.

Цечоев В.К., История государства и права России XIX-XX вв.: Учеб. пособие. / В.К. Цечоев, Н.Е. Орлова Н.Е.  Ростов н/Д.: «Феникс», 2000.

 

Методические указания

 

Характеризуя административно-полицейское право необходимо охарактеризовать политику ограничения прав отдельных народов, проживающих в Российской империи. Далее следует проанализировать изданное в 1895 году «Положение о видах на  жительство».

К концу XIX в.  в Российской империи по-прежнему сохранялись ограничения прав определенных категорий населения по сословному, религиозному основанию и по признаку пола. Особенно ярко правовое неравенство проявлялось в административном (или как его тогда называли - полицейском) праве. В качестве иллюстрации этого тезиса можно привести такой важный институт административного права, как паспортный режим, который регламентировался Уставом о паспортах и беглых, принятым еще в 30-е гг. XIX в., и носивший ярко выраженный сословный характер. Установив строгий паспортный режим, обязательность паспортов и их прописки как средство административно-полицейского надзора за населением, Устав предусматривал особые виды паспортов для каждого сословия, за исключением крестьян, которые в случае отлучки с места постоянного проживания получали (с разрешения помещика) временные виды на жительство. В связи с отменой крепостного права и другими реформами остро встал вопрос о необходимости обновления паспортного законодательства. Но подготовка проекта нового закона длилась более 30 лет, и лишь в июне 1894 года Государственный Совет  утвердил последнее Положение о видах на жительство в Царской России, которое также усилило роль паспорта как средства полицейского надзора. С 1 января 1895 года в соответствии с Положением о видах на жительство началась выдача новых по форме документов.

Принятое Положение 1895 года разделило все население империи на две группы. К первой относились дворяне, офицеры, почетные граждане, купцы и разночинцы. Им выдавались бессрочные паспортные книжки. Ко второй - мещане, ремесленники и сельские обыватели, то есть люди податных сословий. Для второй группы предусматривалось три формы вида на жительство: паспортные книжки (выдавались на пять лет при условии отсутствия задолженностей по сборам и платежам);  паспорта (выдавались на срок до одного года независимо от наличия недоимок и согласия других лиц); бесплатные виды на отлучку (выдавались на срок до одного года пострадавшим от неурожая, пожара, наводнения). Они могли быть выданы и лицам моложе восемнадцати лет.
Ограничивалось право на получение паспорта (а, следовательно, и право передвижения по стране и выбора места жительства) для лиц римско-католического и иудейского вероисповедания, членов некоторых религиозных сект. Запрещалась выдача паспортов и видов на жительство бродячим инородцам и цыганам.
Существенными были ограничения прав для женщин. Замужние женщины вписывались в паспорта мужей. Отдельный вид на жительство им мог быть выдан лишь с согласия мужа и на срок такого согласия. Если муж аннулирует свое согласие, то полиция обязана была водворить жену в дом мужа, в том числе и по этапу. Для выдачи паспорта или вида на жительство неотделенным членам крестьянских семейств и незамужним дочерям также требовалось согласие главы семейства. Таким образом, и в Положении о видах на жительство 1895 г. сохранялось правовое неравенство.

Также для получение представления о развитии административного законодательства данного периода. Необходимо рассмотреть и выделить основные положения Указа о временных правилах о повременных изданиях, Указа о временных правилах об обществах и союзах, Указ о временных правилах о собраниях и Указ о временных правилах для неповременной печати.

При подготовке к следующему вопросу необходимо иметь в виду, что во второй половине XIX века в России активно развиваются капиталистические отношения и буржуазные реформы вызвали бурный рост товарно-денежных отношений. Отмеченные процессы не могли не потребовать правового регулирования развивающихся капиталистических отношений. Характеризуя развитие гражданского права, следует отметить, что под влиянием капиталистических отношений в праве формируется понятие юридического лица, необходимо выделить субъекты, по отношению к которым оно применялось. Далее необходимо обратить внимание на изменения в праве собственности, дать его понятие (ст.262 ч.1. т.X Свода законов). Кроме того, следует охарактеризовать развитие обязательственного и наследственного права, указать влияние на него буржуазных отношений. Как особая сфера правового регулирования выделяется коммерческое право, следует выделить его особенности.

Фабрично-трудовое законодательство сформировалось в России в весьма короткие сроки. В течение 21 года (с 1882 по 1903 г.) были последовательно приняты девять главных законов, составивших костяк промышленного (рабочего) права.

Закон от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» открывает собой формирование в России фабричного законодательства капиталистического типа, одна из главных задач которого — охрана труда детей и женщин. Этот закон не только запретил применение труда детей в возрасте до 12 лет на фабриках, заводах и мануфактурах, но и установил специальные правила по охране труда малолетних от 12 до 15 лет. Закон от 3 июня 1886 г. «Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции» представлял собой свободный комплексный акт, регулировавший процесс составления и заключения договора трудового найма (общие положения, форма, срок, правила приема на работу, увольнения), освещающий вопросы охраны заработной платы, внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда, регламентации штрафов, ответственности работников за самовольный отказ от работы до истечения срока найма, за участие в забастовке и ответственности нанимателей за нарушение закона. Закон от 2 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» заложил основу регламентации рабочего времени и времени отдыха для работников наемного труда. Закон от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно и членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» ввел материальную ответственность владельцев предприятий за вред, причиненный здоровью работников в результате травмы. Закон 1882 г. учредил специальную фабричную инспекцию численностью в 9 человек, находившуюся в ведении министра финансов и призванную наблюдать за исполнением правил и запретов, установленных в данном Законе. Также были приняты законы  «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах, «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах». Изучив данные акты, сделайте вывод о роли государственного правотворчества в регулировании отношений между предпринимателями и наемными рабочими.

Основой для рассмотрения уголовного законодательства указанного периода является Уголовное Уложение 1903 г. – последний по времени законодательный акт Российской империи в области материального уголовного права. Излагая общие положения, Уложение дает определение преступления, преступного деяния и тяжкого преступления. На основании какого критерия проводиться такое деление?

В отличие от Уложения о наказаниях, Уголовное уложение давало определение вменяемости. Укажите это определение. Рассмотрите, в каких случаях были возможны необходимая оборона. Что признавалось  крайней необходимостью?

Русское уголовное право тесно связывало вопрос о применении наказания и его тяжести с вопросом о виновности правонарушителя. Закон, говоря о виновности, рассматривает случайность, умысел и неосторожность. Дайте характеристику этим формам вины по уложению. Перечислите стадии преступной деятельности по уложению. В каких из них уголовное право видело опасность? Перечислите виды преступлений и наказаний, отраженные в Уложении.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!