Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «История отечественного государства и права»»

/ История государства и права
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ заочной формы обучения 

1 ВАРИАНТ / А-Ж /

Губернская реформа 1775 г.

(Учреждение  для управления губерний Российской империи 1775 г.)

                              I.     Губернское, уездное и городское управление.

                           II.     Судебные преобразования.

                        III.     Проанализируйте подсудность дел по Учреждению  для управления губерний Российской империи 1775 г..

 

Источники:

1.         Отечественное законодательство X I -  XX веков: Пособие для семинаров. Ч.1,2  / Под ред. О. И. Чистякова. М., 2002.

2.         Российское законодательство  X-XX веков /под ред. О.И. Чистякова/.  Т.5. М., 1984.

3.         Хрестоматия по истории государства и права России /Сост. Ю. П. Титов. М., 2001.

 

Литература

 

1.    Ерошкин, Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России /              Н. П. Ерошкин.  - М., 1983.

2.    Законодательство Екатерины II. В 2 т. / отв. ред. О. И. Чистяков, Т. Е. Новицкая. - M., 2000 - 2001. 

3.    Ефремова, Н. Н. Судоустройство России в  XVIII-первой половине XIX в. /                          Н. Н. Ефремова.- М., 1993.

4.    Омельченко, О. А. Кодификация права в России в период абсолютной монархии /                        О. А. Омельченко. - М., 1989. 

5.    Омельченко, О. А. «Законная монархия» Екатерины II. Просвещенный абсолютизм в России / О. А. Омельченко. - М., 1993. 

6.    Развитие русского права  во второй половине XVII-XVIII вв. / отв. ред. Е. А. Скрипилев. - М., 1992. 

7.    Сизиков,  М. И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX в.: учебное пособие / М. И. Сизиков.- М., 1998.

8.    Троицкий, С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. / С. М. Троицкий. - М., 1974. 

9.    Троицкий, С. М. Россия в XVIII в. / С. М. Троицкий. - М., 1982. 

2 ВАРИАНТ  / З-О / 

Развитие уголовного права в XIX веке

1. Общая часть Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

2. Особенная часть Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

3. На основе статей Уложения о наказаниях 1845 г. дайте характеристику государственных преступлений и следуемых за них наказаний.

 

Источники:

1. Отечественное законодательство X I -  XX веков: Пособие для семинаров. Ч.1,2  / Под ред. О. И. Чистякова. М., 2002.

         2.Российское законодательство  X-XX веков /под ред. О.И. Чистякова/.  Т.6. М., 1984.

         3. Хрестоматия по истории государства и права России /Сост. Ю. П. Титов. М., 2001.

 

Литература

 

1.    Ерошкин, Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России /  Н. П. Ерошкин. - М., 1983. 

2.    Ерошкин, Н. П. Крепостническое самодержавие и его политические институты: первая половина XIX в. / Н. П. Ерошкин. - М., 1981. 

3.    Ерошкин, Н. П. Местные государственные учреждения дореформенной России (1800-1861гг.): учебное пособие / Н. П. Ерошкин. - М., 1985.

4.    Ефремова, Н. Н. Министерство юстиции российской империи 1802-1917 гг. /   Н. Н. Ефремова. - М., 1983. 

5.    Ефремова, Н. Н. Судоустройство России XVIII – первой половине XIX в. /  Н. Н. Ефремова. - М., 1993.

6.    Зайончковский, П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. /  П. А. Зайнчковский - М., 1978.

7.    Мироненко, С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. / С. В. Мироненко. - М., 1989.

8.    Пашковская, А. В. К 150-летию Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года  / А. В. Пашковская // Государство и право. -  1995. - №11.

9.    Развитие русского права в первой половине XIX века / отв. ред. Е. А. Скрипилев. - М, 1994.

10.Сафонов, М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. /  М. М. Сафонов - Л., 1988.

11.Солодкин, И. И. Очерки по истории русского уголовного права / И. И. Солодкин. - Л., 1961.

12.Троцкий, И. М. III-е отделение при Николае I /  И. М. Троцкий. - Л., 1990.

13.Юртаева, Е. Г. Исторический опыт создания Свода законов Российской империи /  Е. Г. Юртаева // Журнал российского права. - 1998. - № 1.

 

3 ВАРИАНТ  / П-Х /

 Судебная реформа 1864 г.

                                  I.     Мировые суды.

                               II.     Суды общей юрисдикции.

                            III.     Определите подсудность волостных и  духовных судов. Раскройте порядок судопроизводства по государственным преступлениям во второй половине XIX века.

Источники:

1.Российское законодательство  X-XX веков /под ред. О.И. Чистякова/.  Т.8. М., 1984.

2.Хрестоматия по истории государства и права России /Сост. Ю. П. Титов. М., 2001.

 

Литература

 

1.    Великие реформы в России 1856-1874. - М., 1992.

2.    Виленский, Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России / Б. В. Виленский. - Саратов, 1969.

3.    Коротких, М. Г. Самодержавие и судебная реформа в России / М. Г. Коротких. - Воронеж, 1979.

4.    Коротких, М. Г. Судебная реформа 1864 г. в России / М. Г. Коротких. - Воронеж, 1994.

5.    Немытина, М. В. Суд в России (1-я половина XIX - начато XX вв.) / М. В. Немытина. -  Саратов. 1999.

6.    Пашин, С. А. Судебная реформа и суд присяжных / С. А. Пашин. - . М., 1995. 

7.    Реформы Александра II. - М., 1998.

8.    Развитие русского права во второй половине XIX - начале XX века / отв.ред.                Е. А. Скрипилев. - М.,1997.

 

4 ВАРИАНТ / Ц-Я /

Судебная реформа 1864 г.

          I.     Реорганизация прокуратуры.

       II.     Введение института присяжных поверенных.

    III.     Суд присяжных.

Источники:

1.Отечественное законодательство X I -  XX веков: Пособие для семинаров. Ч.1,2  / Под ред. О. И. Чистякова. М., 2002.

2.Российское законодательство  X-XX веков /под ред. О.И. Чистякова/.  Т.8. М., 1984.

3.Хрестоматия по истории государства и права России /Сост. Ю. П. Титов. М., 2001.

 

Литература

 

1.    Великие реформы в России 1856-1874. - М., 1992.

2.    Виленский, Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России / Б. В. Виленский. - Саратов, 1969.

3.    История русской адвокатуры: в 2 т. - М., 1997.

4.    Казанцев, С. М. История царской прокуратуры / С. М. Казанцев. - СПб., 1993.

5.    Коротких, М. Г. Самодержавие и судебная реформа в России / М. Г. Коротких. - Воронеж, 1979.

6.    Коротких, М. Г. Судебная реформа 1864 г. в России / М. Г. Коротких. - Воронеж, 1994.

7.    Ларин, А. М.  Из истории суда присяжных в России / А. М. Ларин. - М., 1995.

8.    Немытина, М. В. Суд в России (1-я половина XIX - начато XX вв.) / М. В. Немытина. -  Саратов. 1999.

9.    Пашин, С. А. Судебная реформа и суд присяжных / С. А. Пашин. - . М., 1995. 

10.Реформы Александра II. - М., 1998.

11.Хаски Юджин. Российские адвокаты и советское государство. Происхождение и развитие советской адвокатуры, 1917-1939 гг. / Ю. Хаски. - М., 1993.

12.Черкасова, Н. В. Формирование и развитие адвокатуры в России / Н. В. Черкасова. - М., 1987.

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

2.1 Методические указания для преподавателей по семинарским занятиям

Важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские и практические занятия. 

Семинарские занятия проводятся главным образом по общественным наукам и другим дисциплинам, требующим научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками.

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.

Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара. Такой подход преподавателя  помогает  студентам быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.

Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам конспекты лекций, разделы учебников и учебных пособий, которыми они должны руководствоваться при изучении нужной темы, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать конспекты семинарских занятий по рекомендованным источникам.

Конспекты семинарских занятий имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемой книги, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора.

Ведение конспекта способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего конспекты, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны конспекты тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе.

Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.

Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования  у студентов.

Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.

Ввиду трудоемкости подготовки к семинару преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать конспекты лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление.

На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять  максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и  простое чтение конспекта, тем более учебника.  Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и  мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание учебной и дополнительной литературы, факты и наблюдения современной жизни и т. д.

Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, в случае необходимости разрешить спорную ситуацию. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.

В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

 

Методика  проведения семинарских занятий

 

Семинар является важнейшей формой усвоения знаний. Очевидны три структурные его части: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно сам семинар (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (послесеминарская работа студентов по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях).

Не только сам семинар, но и предваряющая, и заключающая части его являются необходимыми звеньями целостной системы усвоения вынесенной на обсуждение темы.

Важным фактором результативности данного вида занятий, его высокой эффективности является процесс подготовки. Выступления даже самых добросовестных студентов без направляющей роли преподавателя не смогут прозвучать на самом семинаре.

Прежде всего,  студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы семинара. И в этом большая роль принадлежит преподавателю.

Подготовка к семинару активизирует работу студента с книгой, требует обращения к литературе, учит рассуждать. В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории, «язык» студента становится богаче. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом семинаре.

Преподаватель может предложить студентам подумать над постановкой таких вопросов по теме семинара, которые вызовут интерес своей неоднозначностью, противоречивостью,  разделят участников семинара на оппонирующие группы. А это как раз то, что нужно для дискуссии, для активизации семинара, для поиска студентами истины, которая, как известно, рождается в споре. Само собой разумеется, что и в арсенале преподавателя должны быть заготовлены вопросы для создания проблемных ситуаций, если они не будут созданы выступлениями студентов, самой логикой развития семинара.

В процессе подготовки, прорабатывая предложенные вопросы, студент определяет для себя один-два из них (можно, конечно и больше), в которых он чувствует себя наиболее уверенно и в качестве консультанта  или оппонента намерен задать тон на семинаре.

Преподавателем могут быть даны задания подготовить по теме фрагменты первоисточников, тесты. У преподавателя тоже должны быть «домашние заготовки», которые пригодятся при различных вариантах развития семинарского занятия.

На втором этапе семинара студентами осуществляется весьма объемная работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе семинара студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотным языком излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Это важно для всех, но особенно для студентов, обучающихся по правовым специальностям.

На семинаре каждый студент имеет возможность критически оценить свои знания, сравнить со знаниями и умениями их излагать других студентов, сделать выводы о необходимости более углубленной и ответственной работы над обсуждаемыми проблемами.

В ходе семинара каждый студент опирается на свои конспекты, сделанные при подготовке к семинару, собственные выписки из учебников, первоисточников, статей, другой литературы, на словарь по данной теме. Семинар стимулирует стремление к совершенствованию конспекта, желание сделать его более информативным, качественным. От семинара к семинару, на всех его этапах и их коррекции студент поднимается на более  высокую ступеньку собственной зрелости, своего мнения  более эффективно работать над проблемами, непосредственно относящимися к его будущей профессии.

Семинар как развивающая, активная форма  учебного процесса способствует выработке  самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры. Этому во многом помогают создающиеся спонтанно или создаваемые преподавателем и отдельными студентами в ходе семинара проблемные  ситуации. Заставляйте студентов действовать; усложненные задания необходимо давать сильным студентам, а доступные – слабым., т.е., применять уровневое обучение (репродуктивный, конструктивный и творческий уровни). Нахождение самостоятельного выхода из  проблемной ситуации дает хороший не только образовательный, но и воспитательный эффект.      

Семинар – эффективная форма закрепления полученных по обсуждаемой проблеме знаний, видения этой проблемы в целом.  Он предполагает возможность использования рефератов, фрагментов первоисточников,  тестов, контрольных точек, проблемных задач и др.

На подготовительном этапе семинара ряд студентов может получить задание -  подготовить рефераты и выступить с тезисами, а затем преподаватель  определяет вопросы для постановки перед группой.

Оживлению семинара, а значит его активизации, повышению познавательного и воспитательного потенциала способствуют использование  на семинаре  тестов.

Анализ ошибок на семинаре дает преподавателю материал для дальнейшего совершенствования и содержательной, и методической частей семинара, разработки собственных тем.

Одной из задач семинаров, как уже говорилось выше, является усвоение студентами основных понятий. Владение понятийным аппаратом – необходимое условие усвоения предмета. В усвоении их весьма эффективно проведение письменных и устных понятийных  контрольных работ. Следует использовать различные  их виды: экспресс-опрос, опрос-инверсия.

Экспресс-опрос – это предложение раскрыть названные понятия. Опрос-инверсия, в отличие от задания пояснить значение термина, предложение поставить вопросы. Такой прием способствует не просто «узнаванию» термина, но и вводит его в активный словарь студента.

Семинар позволяет использовать все многообразие имеющихся методических средств активизации изучения дисциплины.

 

2.2. Методические рекомендации преподавателям по контрольным и выпускным квалификационным работам

Научный руководитель обязан:

1) совместно со студентом обсудить избранную тему контрольной /выпускной работы;

2) оказать помощь студенту в составлении рабочего плана контрольной / выпускной работы, а также литературных источников, нормативно-справочных материалов, статистической отчетности и других материалов по теме;

3) регулярно консультировать студента по всем вопросам, связанным с выполнением контрольной/ выпускной работы;

4) контролировать качество и сроки выполнения контрольной/ выпускной работы на отдельных этапах, давать рекомендации по устранению обнаруженных недостатков;

5) проверить качество завершенной контрольной/ выпускной работы, оказать студенту помощь в ее редактировании и оформлении;

6) написать отзыв на выпускную работу и внести на рассмотрение заведующим кафедрой предложение о возможности (или невозможности) ее допуска к защите.

7) оказать помощь студенту в выборе рецензента на выпускную работу.

Отзыв (рецензия) на выпускную работу необходимо писать по следующему плану:

1) степень актуальности темы, мотивы ее выбора и разработки;

2) краткий обзор содержания отдельных частей дипломной работы с выделением наиболее интересных и значимых аспектов, в освещении которых проявились самостоятельность студента, глубокое знание теоретических аспектов проблемы, творческий подход;

3) основные выводы и практические рекомендации студента, их значимость;

4) общая оценка выпускной работы по пятибалльной системе;

5) краткая аттестация автора работы как претендента на квалификацию присуждения ему квалификации «Юрист».

6) Общий объем отзыва – 1-1,5 страницы. Отзыв заверяется подписью научного руководителя.  

 

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ  «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

3.1.Методические рекомендации по освоению лекционного курса

Порядок работы над курсом следующий.

Первый этап. Внимательно прочитайте текст лекции по определенной теме, содержащейся в учебно-методическом комплексе, а также конспекты лекций, сделанные во время аудиторных занятий. Обратите особое внимание на выделенные курсивом ключевые фразы и понятия. Определите смысловую структуру темы, которой будет удобно пользоваться при самостоятельном ответе в ходе семинарского занятия и устного экзамена. Постарайтесь ответить на контрольные вопросы после каждой из лекционных тем УМК. Значительная часть из них выносится на устный экзамен.

Второй этап. Обратитесь к разделу, содержащему тесты по всем темам лекционного курса, и протестируйте свои знания. Ознакомьтесь с вопросами к устному экзамену. Эти вопросы и задания тестовой системы предназначены для того, чтобы акцентировать Ваше внимание на наиболее важных и узловых аспектах курса. По ходу ответов на вопросы обязательно используйте словарь терминов, который дает емкие определения по всем разделам курса «История отечественного государства и права».

Третий этап. После того, как Вы убедились в усвоении основной информации по теме дисциплины, следует обратиться к списку обязательной литературы. На этом этапе Вам предстоит расширить и закрепить усвоенный материал. К списку обязательной литературы по истории отечественного государства и права относятся учебники Ю.П. Титова, И.А. Исаева, О.И. Чистякова, М.Ф. Владимирского-Буданова. Полезная информация по целому ряду разделов и тем содержится также в учебниках Б.Д. Беляева и С.В Юшкова. Кроме того, рекомендуется также обращаться к текстам законодательных актов и документов, содержащихся в хрестоматии по истории отечественного государства и права.

Четвертый этап. Расширению и углублению Ваших знаний по дисциплине «История отечественного государства и права» служит обширный список дополнительной литературы (монографических изданий, статей, сборников статей).

При выполнении наших рекомендаций Вы получите систематизированное представление как об отдельных темах и вопросах дисциплины, так и обо всем курсе в целом.

Итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложение к диплому (в выписке из зачетной книжки).

Текущий контроль. В течение семестра студенты дневного отделения выполняют контрольное задания, решают тесты, пишут рефераты, диктанты, делают доклады, участвуют в деловых играх.  Результаты выполнения этих работ являются основанием для выставления оценок текущего контроля. Выполнение всех работ является обязательным для всех студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена как невыполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.

 

3.2. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские и практические занятия. 

Семинарские занятия проводятся главным образом по общественным наукам и другим дисциплинам, требующим научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками.

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.

Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо просмотреть основные вопросы плана семинара. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, студентам посмотреть конспекты лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует поработать с дополнительной литературой, сделать конспекты семинарских занятий по рекомендованным источникам.

Конспекты семинарских занятий имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемой книги, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора.

Ведение конспекта способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего конспекты, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны конспекты тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе.

При конспектировании можно использовать следующие формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.

При введении конспекта важно развивать умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал, а также составлять конспект с учетом своего будущего устного выступления.

На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять  максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и  простое чтение конспекта, тем более учебника.  Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и  мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание учебной и дополнительной литературы, факты и наблюдения современной жизни и т. д.

Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподаватель, в свою очередь,  будет внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, в случае необходимости разрешить спорную ситуацию.

Семинар является важнейшей формой усвоения знаний.

 Владение понятийным аппаратом – необходимое условие усвоения предмета. В усвоении их весьма эффективно проведение письменных и устных понятийных  контрольных работ, терминологических диктантов, тестов. Кроме того,  используются различные   виды устного опроса: экспресс-опрос, опрос-инверсия.

Экспресс-опрос – это предложение раскрыть названные понятия. Опрос-инверсия, в отличие от задания пояснить значение термина, предложение поставить вопросы. Такой прием способствует не просто «узнаванию» термина, но и вводит его в активный словарь студента.

Семинар позволяет использовать все многообразие имеющихся методических средств активизации изучения дисциплины. Так, для освоения памятников древнерусского права в процессе семинарских занятий задаются ситуационные задачи на применение норм древнерусского законодательства. Даются контрольные работы, которые направлены на сравнительный анализ норм прав различных исторических нормативных правовых актов.

В процессе семинарских занятий для более подробного изучения определенных темы  предоставляется возможность подготовить тематический доклад или реферат.

 

3.3. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

1. Цели и задачи контрольной  работы

Контрольная  работа является самостоятельным учебно-научным исследованием. Она имеет своей целью закрепить и систематизировать знания, полученные при изучении истории отечественного государства и права (ИГПР) и по другим учебным дисциплинам, научить студентов применять знания для анализа и выработки решений по конкретным проблемам.

В процессе выполнения курсовой работы развиваются навыки научного труда, аналитической работы, использования учебной и научной, а также законодательных актов.

Контрольная работаа в учебном плане имеет важную контрольную функцию. Основная цель подготовки такой работы заключается в развитии у студентов навыков самостоятельного научного изучения актуальных историко-правовых вопросов, что предполагает: формирование умения выбирать тему исследования и обосновывать ее актуальность, определять цели и задачи работы и правильно составлять план, находить необходимую научную литературу исторические нормативно-правовые акты, критически анализировать различные научные взгляды по рассматриваемым вопросам, формулировать собственную позицию и выводы.

2. Выбор темы

Тематика контрольных работ определяется кафедрой. Рекомендуемые темы уточняются и согласуются с научным руководителем. При выборе темы целесообразно учесть тему предполагаемой ВКР работы. 

 3. Разработка плана контрольной  работы и подбор литературы.

Составление плана работы является важным этапом ее подготовки. Целесообразно разрабатывать его в два  этапа:

I. наметить основные блоки, содержащие главные моменты проблемы, дать название блокам;

II. провести детализацию каждого блока. Например, введение должно, как правило, содержать следующие элементы:

     а) обоснование актуальности темы;

     б) анализ степени разработанности проблемы;

     в) постановку целей и задач;

     г) выбор метода исследования и информационной базы.

В соответствии с данными разделами выполняется эта часть контрольной работы. Подобным образом детализируются основные блоки (главы, параграфы) всей работы.

В рабочей программе по истории отечественного государства и права приводятся лишь примерные варианты плана. Поэтому студент может сформулировать его и самостоятельно, изменив, если потребуется, последовательность изложения материала, дополнив его другими вопросами или избрав другой ракурс исследования темы. При необходимости он может проконсультироваться с научным руководителем.

После составления плана необходимо перейти к поиску и изучению литературы. Подбор литературы студент должен сделать в основном самостоятельно. Для более целенаправленного подбора материала, в первую очередь, рекомендуется ознакомиться с освещением избранной темы в новейших изданиях учебников, энциклопедий. Затем необходимо ознакомиться с каталогами литературы, имеющимися в библиотеке университета.

Для облегчения поиск можно воспользоваться списком нормативно-правовых актов и литературы к программе курса ИГПР. Кроме того, по вопросу подбора литературы можно обратиться за помощью к научному руководителю. При выборе литературы студент не должен забывать о периодических обновлениях литературы, поэтому необходимо регулярно посещать залы новых поступлений в научных библиотеках и систематически следить за основными периодическими изданиями историко- правового профиля: «Государство и право», «Журнал российского права», «Правоведение», «История государства и права», «Отечественная история» и др.

При изучении найденной литературы по теме рекомендуется делать выписки по каждому вопросу плана (записывать цитаты и интересные суждения с обязательным указаниям их источника – автора, полного названия работы, места и времени ее издания, страницы), для того, чтобы впоследствии соответствующий материал можно было адекватно изложить при написании работы, а также правильно оформить ссылки на использованную литературу и ее итоговый список.

После изучения рекомендованной научной литературы можно приступить к составлению ответов на вопросы темы.

4. Основное содержание контрольной  работы

Выполнение контрольной работы должно носить самостоятельный характер. При выполнении контрольной работы главная задача студента состоит в том, чтобы аргументировано раскрыть поставленную тему, на основе анализа различных точек зрения выработать свою или указать, почему из многообразия позиций выбирается данная. Поэтому недопустимо простое переписывание текста учебников и других источников, а также обязательны ссылки на используемую литературу. Следует помнить, если студент при написании курсовой работы пользуется помощью Интернета, что в этом случае также требуется ссылка на использованный ресурс. Нарушение  этих требований влечет неудовлетворительную оценку и возвращение работы для устранения этих замечаний в соответствии с рекомендациями научного руководителя.

В работе нужно избегать отвлеченных рассуждений. Используемый материал должен быть направлен на достижение целей, поставленных в задании. Излагая тему, студент должен показать способность осмысленно пользоваться историко-правовой литературой, ясно выражать мысли, обрабатывать фактический материал, грамотно делать выводы и обобщения. 

Во введении обосновывается выбор темы, характеризуется ее теоретическая и практическая актуальность, степень разработанности, конкретизируется объект и предмет исследования, его цели и задачи.

Обоснование темы (постановка проблемы) состоит из описания проблемы и её актуальности. Проблема — это заявка, постановка тех вопросов, которые требуют своего разрешения и на которые будут даны ответы в курсовой работе. Обычно указывается на наличие ряда нерешенных проблем, из которых выделяется одна и объясняется, почему рассматривается именно она. Актуальность — указание причин или факторов, благодаря которым возникает необходимость в данной работе.

Под степенью разработанности подразумевается анализ дореволюционной, советской и российской  историографии по выбранной теме.

Объект - область истории, определенный исторический период,  к которым обращается автор. Из объекта как общего, широкого понятия выделяется более узкий, частный предмет, на котором и будет, собственно, сфокусирован ваш взгляд. Предмет — это то, что конкретно изучается. Аспект, ключ, в котором изучается предмет, угол зрения на него — проблема.

Теоретическая значимость — основные исходные положения, опираясь на которые, автор строит собственные рассуждения. Она предполагает указания на научные произведения или школы, взгляды которых близки студенту. Здесь же указываются используемые методы: описательный, историко-генетический, историко-сравнительный, типологический, сравнительно-типологический, историко-функциональный, биографический, культурологический (историко-культурный), социологический, психоаналитический, структуралистский, феноменологический, деконструктивистский, герменевтический или какие-либо другие. Подробнее об этих подходах к тексту – Хализев, В.Е. Теория литературы. М., 1999.

Новизна — то, что нового вносит работа в теорию и практический анализ проблемы. Новыми могут быть тема (проблема), если к ней  обращаются впервые, а также метод (подход) исследования.

Практическая значимостьприкладное значение работы.

Цель — то, чего автор намерен достичь в своей работе. Обычно формулируется как «раскрытие» проблемы.

Задачи — то, что необходимо сделать в работе, чтобы достичь цели; средства, пути, которыми она достигается. Обычно задачи формулируются способами, через которые осуществляется рассмотрение проблемы.

Следует учитывать, что порядок всех составляющих Введения может свободно варьироваться, исходя из логики рассуждения, которая может быть разной. Их раскрытие может быть дано как ответы на следующие вопросы: «Что я рассматриваю? (объект, предмет); «Почему я это рассматриваю?» (актуальность, новизна): «Как я это рассматриваю?» (проблемный срез, задачи, основные категории, метод); «Зачем (для чего) я это рассматриваю?» (цель); «Кому, зачем данная работа будет нужна, где она может быть использована?» (практическая и теоретическая значимость): «Что подвигло на написание работы, ради чего она предпринята?» (постановка проблемы).

После написания Введения студент переходит  к рассмотрению и изложению основных вопросов (которые могут подразделяться на главы и параграфы или пункты), указанный в плане работы, которые должны быть логически связаны друг с другом.

Завершающая часть работы – Заключение. Оно должно содержать выводы, обобщающие исследование, практические рекомендации, мнение о целесообразности дальнейшей разработки темы и возможные направления этой разработки.

Необходимой частью работы, позволяющей судить об уровне компетентности студента, является список  использованной литературы.

В списке использованной литературы в алфавитном порядке с соблюдением установленных правил библиографического описания приводятся как цитированные источники, так и вся использованная литература с тем условием, что она содержит сведения по данной теме. В списке использованных нормативно-правовых документов описываются нормативные правовые акты и иные источники юридических норм, проанализированные в работе. При составлении этого списка целесообразно располагать указанные источники в хронологическом порядке и в соответствии с убыванием их юридической силы (конституции, законы, подзаконные акты). В качестве источников опубликования нормативных документов должны указываться официально установленные издания. По предмету история отечественного государства и права таковыми являются: Российское законодательство 10 - 20 вв. Т. 1-9 / Под общей редакцией О.И.Чистякова /. М., 1984 – 1994; Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Ч.1. М., 1990; Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Послеоктябрьский период. М., 1994; Хрестоматия по истории отечественного государства и права, 1917-1991 гг./ Под ред. ОИ. Чистякова. М., 1997; Титов Ю.П. Хрестоматии по истории государства и права России: учебное пособие. М., 1997.

В приложениях дается вспомогательный материал: таблицы цифровых данных, извлечения из инструкций, других документов, методические материалы, иллюстрации вспомогательного характера (схемы, рисунки) и др.

5. Оформление контрольной работы.

Качественная контрольная работа вряд ли возможна без предварительной подготовки ее чернового варианта, на котором отрабатывается глубина и последовательность изложения материала, правильность его оформления. Лишь после отработки черновика можно переходить к подготовке окончательного варианта, сдаваемого на проверку научному руководителю.

Оформление контрольной работы должно соответствовать определенным нормам. Объем курсовой работы должен составлять около 15-20 страниц печатного текста (без учета приложений), размещенного на одной стороне стандартного листа бумаги (формата А4). Поля страниц: верхнее, нижнее, левое – 25 мм, правое- 10 мм. Страницы должны быть пронумерованы. Титульный лист считается первым, однако не нумеруется. Содержание (оглавление, план и т.п.) - 2 страница (нумеруется). Текст должен быть написан разборчивым почерком, хотя предпочтителен вариант, напечатанный с помощью компьютера. В последнем случае рекомендуется текст набирать через 1,5 интервал (шрифт  Times New Roman, кегль 12-14).

Титульный лист должен отражать наименование вуза, факультета и кафедры, на которой выполнена контрольная  работа, название темы исследования, фамилию и инициалы автора, курс, форму обучения и номер студенческой группы, должность, фамилию и инициалы научного руководителя, год написания работы (см. Приложение 1). После титульного листа должен быть приведен план курсовой работы (оглавление) с указанием страниц, на которых помещен каждый из разделов. Названия разделов следует выделить и в тексте.

Использованные литературные  источники должны быть указаны в сносках, которые приводятся в конце страницы. Образцы оформления сносок приведены в  п. 6.

Список использованной литературы и список использованных нормативно-правовых актов оформляются в соответствии с существующими правилами (см. Приложение2).

Контрольная  работа  должна быть прошита.

6. Оформление сносок

На каждый цитируемый или упоминаемый источник в работе делается сноска, которой присваивается номер. Принятый порядок допускает построчную нумерацию сносок. Если приводится дословное цитирование, то в сноске указывается источник.

При упоминании общей идеи, высказываемой автором, сноска оформляется следующим образом: По мнению, по словам...

  • При цитировании журнальных статей или статей в сборниках сноски оформляются так... Подстрочные примечания 10-14 шрифтом (стиль шрифта тот же, что и в основном тексте).
  • Нумерация сносок должна быть сквозной, а не постраничной.
  • Сноска в тексте ставится после пунктуационных знаков.
  • При ссылке на законодательный акт в сноске необходимо указать его полное официальное наименование и официальный источник.
    • Закон РФ "..." // Название источника.-  1995. - №1. - С.2

 

  • При использовании журнальных материалов необходимо указать фамилию, инициалы автора статьи; ее название; наименование журнала; год издания; номер страницы.
    • Коряковцев В.В. О расширении доказательственной базы в уголовном судопроизводстве Российской Федерации/ В.В. Коряковцев // Вестн.С.-Петербург.ун-та. - 1995. - Сер.6. - Вып.2. - С.107-114

 

  • При ссылке на книгу указываются фамилия и инициалы; название книги; город, где издана; год; страница. Для коллективных монографий и сборников статей указывается редактор (отв.редактор, редколл), а для сборников статей указывается также первые три автора.
    • Неволин К.А. Энциклопедия законоведения/ К.А. Неволин. -  СПб., 1997. - С.6
    • Конституция, закон, подзаконный акт / Под ред. Ю.А.Тихомирова. - М., 1994. -  С.52
    • Название / Редколл: В.И.Старцев, А.В.Смолин; В.И.Старцев, А.В.Ильин, А.В.Смолин и др. - Л., 1987. -  С.34

 

  • При оформлении ссылки на материалы из Интернета нужно по возможности максимально следовать таким же требованиям, как и при оформлении библиографии печатных работ, обязательно указывая полный адрес материала в Интернете, включая название сайта и дату рецепции материала (когда вы воспользовались, прочитали данную работу в Интернете).
    • Автор. Название материала (учебника, статьи и т.п.) // Название сайта: URL: http://www.sth.com/article.html (2001. 24 февр.)
    • Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Сайт студентов и выпускников Юридического факультета СПбГУ (ЮрФака СПбГУ): URL: http://law-students.net/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=104 (2007. 05 янв.)

 

  • Если подряд идут ссылки на одно и то же произведение, то первая оформляется по указанным выше правилам, а последующие: "Там же." + страницы. Для иностранных источников вместо "Там же" используют "Ibid".

 

  •  
    • Бойцов А.И. Действие уголовного закона во времени и пространстве/ А.И.Бойцов. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995.- С.82.
    • Там же. - С. 126-127
    • Там же. - С. 234

 

7. Наиболее типичные недостатки контрольных работ

Во многих случаях недостатки работ начинаются с плана. В него включается много вопросов, некоторые из которых выходят за рамки темы, другие повторяют друг друга или вообще название темы. Такой план не позволяет логично изложить материал, сконцентрировать внимание на основных теоретических положениях темы, выявить узловые вопросы.

Встречаются случаи, когда студент слово в слово переписывает отдельные части монографических работ, учебников или журнальных статей. Контрольная работа становится монтажом выдержек из различных литературных источников. Не забывайте о том, что авторы ставят перед собой различные цели и пользуются разным стилем письма.

К недостаткам структуры контрольной  работы следует отнести отсутствие какой-либо части работы: план, введение, заключение, список используемой литературы. Бывает, что план не соответствует содержанию, и последовательность изложения не соответствует той, какая указана в плане. Нет деления текста работы на разделы в соответствии с пунктами плана.

Контрольная работа достигает хорошего уровня, если тема раскрыта с соблюдением научной точности, логически стройно, последовательно изложен материал, всем своим содержанием показывающая умение автора работать с историко-правовой литературой,   и написана грамотно.

 

8. Защита и оценка контрольной  работы

Написанную контрольную работу студент сдает на проверку научному руководителю. При наличии замечаний по содержанию и оформлению курсовая работа дорабатывается. При допуске к защите студент готовит краткое сообщение по содержанию работы, ответы на возможные вопросы.

Защита, как правило, должна проходить публично, в группе. Студент за 5-7 минут излагает цель курсовой работы, полученные теоретические выводы и практические рекомендации, отвечает на замечания руководителя. По спорным вопросам студент должен защищать свои взгляды и позиции. Преподаватели и студенты могут задать вопросы по содержанию контрольной  работы. По умению студентов отвечать на заданные вопросы можно судить о прочности и самостоятельности освоения знаний, основательности проработки учебной и научной литературы.

Оценку «зачтено» получает студент, который показал в работе и на защите глубокие знания темы, творчески использовал их для самостоятельного анализа современных аспектов проблемы, сумел обобщить фактический материал, сделал интересные выводы и предложения.

Если в ходе защиты представленная работа оценивается "не зачтено", предстоит повторная защита.

 

 

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

4.1. Программа курса «История отечественного государства и права

Введение

1.Предмет истории государства и права России. Историческая преемственность в развитии государства и права. Сравнительно - исторический метод.

2.Периодизация истории государства и права России.                 

3.Историография истории государства и права России. Зарождение историко-правовой науки (XVIII-нач.XIX вв.). Государственная школа. Евразийство. Марксистская школа. Современные направления в исследовании курса.

Раздел 1

РАННЕФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА РУСИ  В XXV вв.

Тема №1

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

Факторы самобытности русской истории. Юридический быт и правовая культура. Процессы классообразования на территории древних славян. Военная демократия. Союзы племен. Образование протогосударств. Складывание Древнерусского государства.

Тема № 2

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

1. Общественный строй. Правовые формы раннефеодальных отношений. Возникновение социального неравенства, классов, публичной власти.

2.Государственный строй. Сюзеренитет-вассалитет. Княжеский стол. Княжеская администрация. Снемы. Вече (народное собрание). Десятичная и дворцово-вотчинная системы управления. Церковная организация. Система местного самоуправления. Вервь.

Тема № 3

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА

1.Обычное право. Первые письменные памятники права. Договоры с Византией 911, 944, 971 гг. Церковные уставы Владимира Святославича и Ярослава Владимировича.

2. «Русская правда». Краткая, Пространная, Сокращенная редакции. Правовое положение населения. Основные черты частного права. Система наказаний. Характеристика судебного процесса.

Тема  № 4

Новгородская и Псковская феодальные республики

1. Общественный строй.

2. Особенности государственного управления. Вече и власть князя. Местное управление.

3. Новгородская и Псковская Судные грамоты: вещное, обязательственное право. Судебный процесс.

Тема № 5

Золотая Орда

1. Сословный строй.

2. Военная организация. Государственное управление.

3. Великая Яса Чингисхана (1206 г.)

Тема № 6

Московское княжество (XIII-XV вв.).

1. Причины возвышения Москвы.

2. Общественный строй. Служилое дворянство. Церковь. Посадское население.

3. Государственная политика Московских князей. Иван Калита (1328-1340). Иван III (1462-1505). Ход интеграционного процесса. Преобразования политической системы и административных органов.

Раздел 2

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В  XV-XVII вв.

Тема № 7

Московская Русь в XV первой половине  XVI вв.

1. Форма правления Московской Руси. Государственный строй Московской Руси в конце XV – начале  XVI вв. Боярская Дума. Власть царя. Становление приказной отраслевой системы управления. Особенности  местного управления.

3. Общественный строй Государства Московского. Юридическое оформление феодального сословия и попытки его консолидации. Население посада. Белые слободы. Генезис крепостнических отношений (1497 г.). Структура крестьянского сословия.

4. Развитие феодального права. Источники права. Формы законодательства. Регламентация отношений собственности. Судебник 1497 г. Церковное право XV-XVI вв. Судебное право. Следствие и судопроизводство. Уголовное право. Вещное, обязательственное, наследственное право. Статус государя.

 

Тема № 8

Российское государство и право в период сословно–представительной монархии.

1.    Оформление сословно–представительной монархии. Особенности сословно–представительной монархии (СПМ) в России.

2. Государственные реформы сер.XV в. Иван IV Грозный (1533-1584). Опричнина. Деятельность Боярской Думы в период СПМ. Земские Соборы. Приказная система управления. Местное управление.

3. Общественный строй в период сословно–представительной монархии. Юридическое оформление крепостного права. Население посада. Белые слободы. Генезис крепостнических отношений (1550, 1581, кон. XVI в.,  1649 гг.). Структура крестьянского сословия.

4. Развитие права в период сословно–представительной монархии Формы законодательства. Регламентация отношений собственности. Судебник 1550 г. Церковное право XVI-XVII вв. Соборное Уложение 1649 г.: Земский Собор 1648-1649 гг. и разработка Уложения. Административное и судебное право. Следствие и судопроизводство. Уголовное право. Вещное, обязательственное, наследственное право. Статус государя.

 

 

Раздел 3

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНРАХИИ В РОССИИ В XVIII  в.

Тема № 9

Государство и право в период становления абсолютизма

1. Становление абсолютной монархии. Общие признаки абсолютизма. Изменения сословного строя и политической системы во 2-й пол.XVII в. Отмирание сословно-представительных учреждений и усиление власти монарха.

2. Государственные  реформы нач. XVIII в. Бюрократизация аппарата управления. Табель о рангах (1722 г.). Реорганизация центрального и местного управления. Император. Сенат. Коллегии. Областные реформы. Сословно-правовые преобразования. Указ о единонаследии (1714 г.). Развитие государственной системы во 2-й четв. XVIII в.

2. Формирование новой системы права. Источники и формы законодательства. Уголовное право. Воинские артикулы (1714г.). Административное право. Генеральный регламент.(1720г.) Кодификация норм частного права. Пункты о вотчинных делах (1725г.). Судебно- процессуальное право.

Тема № 10

Государство и право в период просвещенного абсолютизма во второй половине XVIII в.

1. Понятие «просвещенного абсолютизма». Идеология. Изменения социальной и экономической структуры общества. Влияние эпохи Просвещения.

2.Уложенная комиссия 1767г. Наказ Екатерины II. Реорганизация государственного управления. Реформы Сената, Коллегий. Императорский совет.

3.Сословный строй. Правовая консолидация дворянства. «Жалованная грамота дворянству» (1785г.). Городское население. « Грамота на права и выгоды городам Российской империи» (1785г.). Правовые категории крестьянства. Проект «Сельского положения» (1785г.).

Раздел 4

Тема № 11

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

1. Реорганизация высшего государственного управления. Государственный Совет, министерства, комитет министров, императорская канцелярия. Деятельность Сперанского. Политическая реакция 2-й четв. XIX в. Система государственной и политической безопасности. Реорганизация полиции. Жандармерия.

2. Изменения в сословном строе в первой половине XIX  века. Появление новых категорий городского сословия. Несостоятельность феодализма. Формирование новых общественных классов буржуазного общества. Этническое деление  российского общества.

3.Кодификация русского права. «Полное собрание законов Российской империи». Свод законов Российской империи (1835г.). Изменения в гражданском и семейном праве по Своду законов 1835 г. Кодификация уголовного права.         «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных » (1845г.).

Тема №  12

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ ( 2-я пол. XIX в.)

1. Социально-экономические и политические предпосылки буржуазных реформ. Александр II (1855-1881 гг.). Реформистский курс правительства.

2. Крестьянская реформа 1861 г. Подготовка реформы. Главный комитет по крестьянским делам. Редакционные комиссии. Проекты Н.А.Милютина и Я.И.Ростовцева. Центральные и местные положения 19 февраля 1861 г. Изменения в сословном статусе крестьянства. Земельная и кредитная реформы. Община, волостные учреждения.

3. Формирование всесословного самоуправления. Земская реформа (1864 г.). Городовое положение (1870 г.).

4. Судебная и военная реформы. Судебные уставы (1864 г.). Мировой суд. Общие суды. Сословные и ведомственные суды. Суд присяжных. Формирование адвокатуры. Контрреформы 1880-90 гг. Изменение правовых принципов военной службы. Реформа военного управления. Военная юстиция периода реформ.

5. Система  государственного управления во 2-й пол.XIX в. Император. Государственный Совет. Сенат. Совет министров. Комитет министров. Министерства. Местное управление.

Тема №  13

ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ  В НАЧ. XX в.

1. Политическая система России на новом этапе. Земское движение. Начало формирования политических партий в России. Правые и монархические партии.    « Союз Русского народа ». Буржуазные партии. « Союз 17 Октября ». Партия народной свободы.  Революционные партии и движения. Деятельность социалистов-революционеров. Формирование и программа РСДРП. Возникновение Советов. Партии в первой русской революции.

2. Формирование конституционной монархии в России. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Манифест 17 октября 1905 г. Основные законы (1906 г.). Полномочия и правовой статус Государственной Думы. Законодательная деятельность Думы I-IV созывов. Конфликты между законодательной и исполнительной властями. Правовая политика периода реакции. П.А.Столыпин. Государственно-политический кризис 1916-1917 гг.

3. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Проблема общины. Переселенческая политика.

4. Развитие российского законодательства. Кодификационные учреждения. Разработка гражданского уложения. Торгово-промышленное законодательство. Законодательство периода 1-й мировой войны  (1914-1917 гг.).

Тема №  14

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ФЕВРАЛЬ - ОКТЯБРЬ 1917 г.)

1. Февральская революция. Свержение монархии. Временный комитет Государственной Думы. Петроградский Совет. Временное правительство. Декларация 3 марта 1917 г. Реформа центрального и местного государственного управления. Развитие самоуправления. Провозглашение республики. Государственное Совещание и Временный Совет Республики. Политическое противостояние и кризис властных структур.

2. Политические партии и движения в период республики. Распад монархических партий. Развитие системы Советов. Противостояние сторонников социал-реформизма и радикалов. Стратегия и тактика РСДРП (б).

3. Правовая политика Временного правительства.

 

Раздел 5

Тема № 15

Создание советского государства и права (октябрь 1917-1920 гг.)

1.Великая Октябрьская социалистическая революция, ее влияние на общественный и государственный строй России. Деятельность Военно- революционного комитета (ВРК) при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование ВЦИК, СНК, Президиума ВЦИК, отраслевых наркоматов. Образование ВСНХ. Создание рабочей милиции, Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) и Красного флота. Ликвидация прежней судебной системы, первые декреты о суде, учреждение народных судов и революционных трибуналов.

Декларация прав народов России. Значение III Всероссийского съезда советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 г.

2. Утверждение власти Советов на местах. Областные, губернские, уездные, волостные съезды советов, исполнительные комитеты, городские и сельские советы.

Изменения в государственном аппарате в период гражданской войны и иностранной интервенции. Политика военного коммунизма. Возрастание роли Президиума ВЦИК и СНК.

Создание Совета рабочей и крестьянской обороны, преобразование его в Совет труда и обороны. Военное строительство. Учреждение Реввоенсовета республики (РВСР), главнокомандующего вооруженными силами РСФСР.

Ограничение советской демократии, создание революционных комитетов, увеличение числа и полномочий трибуналов.

3.Создание советского права. Изменение источников права. Юридическая защита государственной собственности. Национализация. Ограничение наследования и дарения. «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» 1918 г. Введение восьмичасового рабочего дня, норм социальной защиты рабочих. «Кодекс законов о труде» 1918 г. Разработка НКЮ инструкций по уголовному праву, «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» 1919 г.

Тема № 16.

Советское государство и право в период нэпа (1921-1929 гг.)

1. Упразднение чрезвычайных органов, восстановление Советов. Демократизация политического режима. Складывание однопартийной политической системы.

Предпосылки образования союза советских республик. Декларация об образовании СССР 1922 г., Договор об образовании СССР 1922 г. Изменения в органах власти в связи с образованием СССР.

Углубление нэпа в середине 1920-х годов. Учреждение в 1923 г. СТО СССР и Экономических совещаний республик (ЭКОСО). Политика «оживления советов».

2. Судебная реформа. Положение о судоустройстве РСФСР 1922 г. Упразднение революционных трибуналов. Создание единой судебной системы: народный суд, губернский суд, Верховный суд республики. Учреждение после образования СССР Верховного суда Союза СССР. Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик 1924 г. Военные трибуналы. Специальные суды. Положение о прокурорском надзоре 1922 г. Положение об адвокатуре 1922 г.

3. Ликвидация ВЧК и создание ГПУ. ОГПУ при СНК СССР. Положение об ОГПУ и его органах 1923 г.

Реорганизация милиции и расширение ее функций в 1923-1926 гг.

4. Военная реформа. Переход к смешанной системе комплектования Красной Армии.

5. Кодификация законодательства. Подготовка и принятие ГК РСФСР 1922 г. Кзо БСО РСФСР 1926 г. Приравнивание фактических брачных отношений к зарегистрированному браку.

КЗоТ РСФСР 1922 г. ЗК РСФСР 1922 г. Постановление ЦИК и СНК СССР о коллективных хозяйствах 1927 г.

УК РСФСР 1922 г. Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. Ук РСФСР 1926 г. Положение о государственных и воинских преступлениях 1927 г.

УПК РСФСР 1922 г. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924 г.

Тема № 17

Советское государство и право в период формирования тоталитаризма (конец 1920-х -1941 гг.)

1.Изменения в общественном и политическом строе в период тоталитаризма. Влияние индустриализации, коллективизации и урбанизации на социальную структуру общества. Укрепление однопартийного режима. Единоличная власть Сталина.

2.Разработка и принятие Конституции СССР 1936 г. Закрепление в Конституции новых видов собственности, положения ВКП(б) как ядра политической системы. Реорганизация Советов. Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета СССР. Правительство СССР - СНК. Наркоматы: общесоюзные, союзно-республиканские, республиканские. Верховные Советы союзных республик. Изменения в избирательном законодательстве: переход к прямым, равным, пропорциональным выборам при тайном голосовании. Расширение компетенции Союза, сокращение полномочий союзных республик.

3. Развитие СССР как союзного государства в конце 1930- начале 1940-х гг. Образование Карело-Финской, Литовской, Латвийской. Эстонской. Молдавской ССР.

4. Реорганизация репрессивных органов. Упразднение НКВД РСФСР, реорганизация ОГПУ СССР. Создание в 1934 г. НКВД СССР.

Учреждение в 1933 г. Прокуратуры СССР и должности прокурора СССР.

Закон о Судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 г.

Положение об адвокатуре СССР 1939 г.

5. Реформы в армии. Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г.

6. Изменения в праве. Определение закона и подзаконного акта в Конституции СССР 1936 г. Вытеснение общесоюзными нормами республиканского законодательства. Рост государственной собственности. Договоры как средство выполнения государственного плана. Кредитно-банковская реформа 1930 г.

Государственное регулирование семейно-брачных отношений.

Ограничение свободы трудовых прав граждан.

Ужесточение уголовной политики. Расширение сферы общественных отношений, регулируемых уголовным правом.

Законы 1 декабря и 14 сентября 1937 г. об исключительном порядке расследования и рассмотрения дел о подготовке и совершении террористических актов, вредительства и диверсий.

Тема № 18

Советское государство и право в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

1. Начало Великой Отечественной войны. Режим военного и осадного положения. Изменения в органах государственной власти в период Великой Отечественной войны. Создание Государственного комитета обороны (ГКО). Специальные чрезвычайные органы: Совинформбюро, Комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.

2. Возрастание правотворческой роли Президиума Верховного Совета СССР.

3. Деятельность Совнаркома СССР. Образование при Совнаркоме специальных органов: Совета по эвакуации. Комитета по учету и распределению рабочей силы, Центральное управление по делам репатриации и других. Создание новых наркоматов: танковой промышленности, минометного вооружения, боеприпасов.

4. Строительство вооруженных сил. Создание гвардии, введение орденов и медалей. Учреждение Ставки Верховного Главнокомандования и должности Верховного Главнокомандующего вооруженными силами.

Выделение из НКВД СССР самостоятельного наркомата Государственной безопасности. Военные трибуналы.

5. Сохранение действия советского законодательства на временно оккупированных территориях. Расширение административно-правового регулирования экономики.

Изменения в семейном и наследственном праве.

Введение трудовой повинности, сверхурочных работ.

Новые составы преступлений. Усиление уголовной ответственности.

Деятельность военных трибуналов.

Тема № 19

Советское государство и право в послевоенный период (1945- начало 1950-х гг.)

1.Перестройка государственного управления после победы. Упразднение ГКО и ставки Верховного Главнокомандования. Переименование Совнаркома СССР в Совет Министров СССР, наркоматов - в министерства. Сокращение армии, переименование Красной Армии в Советскую Армию.

Выборы в 1946-1948 гг. в Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, а также в местные советы.

2. Развитие гражданского права. Расширение жилищных прав граждан.

Восстановление на предприятиях коллективных договоров, очередных отпусков. Усиление материального стимулирования и социальной защиты.

Противоречивость уголовного законодательства. Амнистия. Отмена и восстановление смертной казни.

Тема № 20

Советское государство и право в середине 1950-начале 1980-х гг.

1. Государственная политика ликвидации культа личности Сталина. Демократизация внутри КПСС. Оживление деятельности Верховного Совета СССР. Повышение роли Президиума Верховного Совета в подготовке законов и Совета Министров в руководстве экономикой Расширение   полномочий   союзных   и   автономных   республик.    Восстановление   некоторых национально-территориальных автономий. Создание в 1957 г. экономических административных районов и совнархозов, возвращение в 1963 г. к централизованному отраслевому управлению.

Изменения в местных советах: разделение по производственному принципу в 1962 г. на промышленные и сельскохозяйственные, восстановление единой системы советов.

2. Разработка и принятие Конституции СССР 1977 г. Идея развитого социализма и общенародного государства.

3. Упразднение МВД СССР, создание МВД союзных республик (1960 г.). Преобразование Министерства государственной безопасности в КГБ при Совмине СССР.

Реформа судебно-прокурорских органов.

4. Кодификация законодательства. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. Расширение сферы гражданско-правового регулирования.

Развитие трудового права. Упорядочение заработной платы, сокращение рабочего дня, защита трудовых прав женщин и подростков. Закон о государственных пенсиях 1956 г. Колхозное право. КЗОТ РСФСР 1970 г.

УК РСФСР 1960 г. УПК РСФСР 1960 г. Смягчение наказаний за незначительные преступления, усиление уголовной ответственности за тяжкие преступления.

Тема № 21

Советское государство и право в период перестройки (1985- начало 1990-х гг.)

1. Перестройка и ее влияние на общественный и политический строй страны. Политика ускорения, гласности, повышения трудовой дисциплины. Нарастание кризисных явлений в экономике. Возникновение национальных конфликтов. Решения XIX партийной конференции о реформе политической системы и правовой реформе. Подготовка I съезда народных депутатов СССР. Формирование национальных фронтов, политических партий. Деятельность съездов народных депутатов СССР. Выборы Верховного Совета. Учреждение поста Президента СССР в 1990 г.

2. Изменения в местных органах власти. Закон 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

3. Референдум 17 марта 1991 г.

4. Реформа органов государственной власти РСФСР. Съезд народных депутатов РСФСР, Верховный Совет РСФСР. Принятие 12 июня 1990 г. Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». Учреждение поста Президента РСФСР. Конституционный суд РСФСР.

5. Подготовка нового союзного договора. Августовский путч 1991 г. Распад СССР.

Реформирование союзного законодательства и законодательства союзных республик.

Реформирование гражданского законодательства. Разрешение индивидуальной трудовой деятельности, поддержка кооперации, арендных отношений, привлечение иностранного капитала, создание совместных предприятий. Закон СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР». Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Развитие банковского, валютного законодательства. Нормативное закрепление рыночных отношений, различных форм собственности.

Обновление трудового законодательства. Развитие договоров. Введение трудовых контрактов. Признание безработицы, введение пособий по безработице. Развитие социального законодательства.

Изменения в уголовном и уголовно-процессуальном праве.

Тема № 22

Становление современной российской государственности (1991 - настоящее время).

1. Укрепление государственного аппарата РСФСР после распада СССР. Изменение 21 апреля 1992 г. официального названия государства - Российская Федерация - Россия.

Противостояние между президентом и парламентом. Государственный переворот 1993 г.

2. Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г. Расширение полномочий Президента. Президент РФ как глава государства и исполнительной власти. Федеральное Собрание: Совет Федерации и Государственная дума. Правительство РФ. Формирование судебной системы России: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды.

3. Реформа органов местного управления, организация самоуправления.

4. Основные направления развития российского права.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!