Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «История отечественного государства и права»»

/ История государства и права
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Тема 16. Образование СССР.

Первая союзная конституция 1924.

 Изменения в госаппарате в 1920-е гг.

 

План семинара

 

1.              Предпосылки и причины объединения республик в союзное государство.

2.    Договор об образовании СССР.

3.    Проекты основного закона.

4.    Структура и содержание Конституции.

5.    Изменения в госаппарате в 1920-е гг.

 

Вопросы и задания

 

1.    Какие республики участвовали в создании союзного государства?

2.    Определите систему органов государственной власти Союза ССР, порядок их формирования и компетенцию.

3.    Как разграничивались полномочия между союзным центром и субъектами?

4.    Укажите историческое значение создания нового советского государства?

 

Дополнительная литература

 

1. Коржихина, Т.П. Советское государство и его учреждения (ноябрь 1917 – декабрь 1991 гг.) / Т.П. Коржихина.  М., 1994.

2. Кузин, В.Н. История отечественного права в новейшее время. 1917-2000: учебное пособие / В.Н. Кузин, Ю.В. Франциферов. М., 2002.

3. Лукьянова Е.А. Источники  советского государственного права в период построения  основ социализма / Е.А. Лукьянова // Сов. государство и право. 1989. № 1.

4. Рассказов Л.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в Советском государстве (1917-1941 гг.) / Л.П. Рассказов. Уфа, 1994.

5. Смыкалин, А.С. Советский суд в довоенное время / А.С. Смыкалин // Российская юстиция. 2002. №6.

6. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Уч. пособие. / В.М. Сырых. М., 2000.

7. Хрисанфов  В.И.  История государства и права России 1917-1999 гг.: Курс лекций / В.И. Хрисанфов. СПб, 1999.

8. Хрестоматия по истории отечественного государства и права: Послеоктябрьский период / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1994.

 

 

Тема 17. Государство и право СССР в 1930-е гг. Конституция СССР 1936 г.

 

План семинара

 

1.Конституция СССР 1936 г.: разработка и принятие.

2. Общественное устройство. Права, свободы и обязанности граждан. Изменения в избирательном праве.

3. Государственное устройство. Высшие органы власти СССР, союзных и автономных республик. Суд и прокуратура, правоохранительные органы.

4. Характеристика основных отраслей советского права.

 

 

 

Вопросы и задания

 

1. Укажите основные отличия Конституции СССР 1936 г. от предыдущего Основного закона страны.

2. В чем заключалось основное структурное отличие Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР?  Чем оно было обусловлено?

3. Какой высший орган власти СССР неофициально признавался «коллективным президентом» страны?  Почему?

4. Перечислите основные принципы организации и деятельности судебных органов СССР (по Конституции 1936 г.)

5. Укажите структуру советской адвокатуры (по «Положению  об адвокатуре в СССР» 1939 г.)

5. Кто мог стать членом коллегии адвокатов и кому запрещалось заниматься адвокатской деятельностью?

6. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. из ведения наркоматов юстиции союзных республик были выделены органы прокуратуры и непосредственно подчинены Прокурору СССР. Подобный акт противоречил действовавшей Конституции СССР. Укажите, в чем заключалось это противоречие.

7. Что такое ОБХСС? Перечислите основные направления  деятельности этого органа.

 

Дополнительная литература

 

1. Басков В.И. Отечественная прокуратура в 1922-1996 гг. / В.И. Басков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1998. № 1.

2. Бессарабов В.Г. Советская прокуратура (1922-1991 гг.) / В.Г. Бессарабов // Журнал российского права. 2002. №12.

3. Борисов В.А. Высшие органы военного руководства СССР (1923-1991 гг.) / В.А. Борисов // Правоведение. 1996. №2.

4. Гринберг М.С. Уголовное право и массовые репрессии 20-х и последующих годов / М.С. Гринберг // Государство и право. 1993. №1.

5. ГУЛАГ (Главное управление лагерей). 1917-1960 / Сост. А.И. Кокурин. М., 2000.

6. Жильцов С.В. Уголовная политика советского государства в сфере применения смертной казни в 1930-е гг. / С.В. Жильцов // Правовая политика и политическая жизнь. 2001. №3.

7. Иванов М.Н. Правовое регулирование деятельности советской милиции в России в 1930-е гг. / М.Н. Иванов // Следователь. 2000. №8.

8. Коржихина, Т.П. Советское государство и его учреждения (ноябрь 1917 – декабрь 1991 гг.) / Т.П. Коржихина.  М., 1994.

9. Кузин, В.Н. История отечественного права в новейшее время. 1917-2000: учебное пособие / В.Н. Кузин, Ю.В. Франциферов. М., 2002.

10. Курицын, В.М. О разработке проекта Конституции СССР 1936 г. / В.М. Курицын // Право и жизнь. 1996. №10.

11. Лукьянова Е.А. Источники  советского государственного права в период построения  основ социализма / Е.А. Лукьянова // Сов. государство и право. 1989. № 1.

12. Рассказов Л.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в Советском государстве (1917-1941 гг.) / Л.П. Рассказов. Уфа, 1994.

13. Смыкалин, А.С. Советский суд в довоенное время / А.С. Смыкалин // Российская юстиция. 2002. №6.

14. Сувениров О.Ф. Наркомат обороны и НКВД в предвоенные годы / О.Ф. Сувениров // Вопросы истории. 1991. № 6.

15. Суслин, Э.В. Анализ правового режима паспортного контроля в СССР в предвоенный период / Э.В. Суслин // История государства и права. 2006. №1.

16. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Уч. пособие. / В.М. Сырых. М., 2000.

17. Хаски Ю. Российские адвокаты и советское государство. Происхождение и развитие советской адвокатуры, 1917-1939 / Ю. Хаски. М., 1993.

18. Хрисанфов  В.И.  История государства и права России 1917-1999 гг.: Курс лекций / В.И. Хрисанфов. СПб, 1999.

19. Хрестоматия по истории отечественного государства и права: Послеоктябрьский период / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1994.

 

Методические рекомендации 

 

Приступая к рассмотрению данной темы, следует учитывать,  что к середине 1930-х гг. в развитии СССР появились новые реальности, которые требовали соответствующего конституционного закрепления: создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя и т.д. Изначально предполагалось внести изменения в действующую  Конституцию СССР 1924 г. Но уже в феврале 1935 г. конституционная комиссия под руководством И. Сталина создала новый текст Основного закона с учетом реалий социально-экономического и политического развития страны. Процесс разработки новой Конституции выявил различные подходы членов конституционной комиссии к тенденциям развития Советского государства.  Какие положения предлагали внести в проект Конституции И.Сталин, Н. Бухарин?

Конституция закрепила изменения в классовой структуре общества, исчезновение «эксплуататорских» классов – капиталистов, кулаков, духовенства. Изменилась система избирательного права. Какие положения Основного закона позволяют утверждать, что избирательное право стало всеобщим, прямым и равным?

Рассмотрение вопроса 3 следует начать  с высших органов государственной власти и управления СССР и РСФСР. Конституция СССР 1936 г. внесла принципиальные изменения в систему общесоюзных органов государства, порядок их образования и  распределения полномочий между ними. Основная цель изменений виделась в демократизации процесса формирования советских представительных органов, более четком разграничении компетенции законодательной и исполнительной властей, обеспечении реального действия Верховного Совета СССР как высшего органа государственной власти. Составьте схему высших органов государственной власти и управления СССР. Охарактеризуйте каждый элемент схемы.

При характеристике судебных органов обратите внимание, что Конституция СССР 1936 г. закрепила демократические принципы организации и деятельности органов суда в СССР.  Для их реализации требовалось коренное изменение системы судебных органов. Укажите, какие меры в этой сфере предусматривал Основной закон. Закон о  судоустройстве СССР, союзных и автономных  республик, принятый  Верховным  Советом СССР в августе 1938 г., установил новую систему судебных органов. Каким образом стала выглядеть судебная система СССР к концу 1930-х гг.? Определите порядок формирования и деятельности судов разных уровней. Отдельно охарактеризуйте специальные суды.

В 1934 г. был образован Наркомат внутренних дел СССР — НКВД СССР. ОГПУ вошло в него как Главное управление Государственной безопасности.

Новым Исправительно-трудовым кодексом РСФСР было создано две системы исправительно-трудовых учреждений: исправительно-трудовые лагеря ОГПУ и исправительно-трудовые колонии Наркомата юстиции. С образованием в 1934 г. Наркомата внутренних дел СССР было создано Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения — ГУЛАГ — в ведение которого перешли и исправительно-трудовые лагеря ОГПУ, и все исправительно-трудовые учреждения Наркоматов юстиции союзных республик.

В Главном управлении рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР была образована Государственная автомобильная инспекция   — ГАИ. В 1937 г. в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР был образован специальный отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности - ОБХСС. Укажите основные задачи, которые ставились перед этими органами.

Прокуратура СССР была учреждена постановлением ЦИК и CНК СССР 20 июня 1933 г. в целях укрепления социалистической законности и должной охраны общественной собственности от покушений антиобщественных элементов. Перечислите основные направления деятельности советской прокуратуры.

В 1939 г. союзные республики были лишены права принимать нормативно-правовые акты по вопросам организации и деятельности адвокатуры. Постановлением СНК СССР от 18 августа 1939 г. было утверждено Положение об адвокатуре СССР, закрепившее единые правила деятельности адвокатуры на всей территории СССР. Ознакомьтесь с этим документом и определите структуру советской адвокатуры. Укажите виды ответственности адвокатов.

Приступая к рассмотрению вопроса 4, начните с изучения  советского гражданского права. Конституция СССР 1936 г. изменила основополагающие принципы гражданского права применительно к условиям социалистического общества. Признавалась личная собственность граждан и необходимость ее охраны государством и законом. Ст. 10 Конституции СССР закрепила исчерпывающий перечень объектов права личной собственности. Опираясь на Основной закон, перечислите эти объекты. Укажите формы собственности, существующие в Советском государстве. Существенные изменения в управлении жилым фондом были внесены постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства». Таким образом, развитие гражданского законодательства РСФСР шло прежде всего за счет принятия отдельных общесоюзных актов. ГК РСФСР сохранялся по преимуществу без изменений.

В преодолении хронического дефицита рабочей силы важную роль сыграло трудовое законодательство. С его помощью советское государство пыталось повысить эффективность общественного производства, интенсивность труда каждого рабочего и служащего, значительно сократить число дисциплинарных проступков. В числе нормативных актов, реализующих подобную установку партии и государства, можно назвать: постановление   СНК  СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г. «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле»;  Указ ПВС СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую недели и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятии и учреждений»;  Указ ПВС СССР от 19 октября 1940 г. «О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих с одних предприятий и учреждений в другие».

Какие еще меры были направлены на повышение интенсивности труда советских людей? Укажите основные направления борьбы с прогулами.  Что такое учебно-трудовая повинность?

Характеризуя развитие земельного и колхозного права, следует учитывать, что одну из причин проблем в сельском хозяйстве партия и правительство видели в нерациональным использованием колхозами предоставленных им земель и отсутствии строгой колхозной дисциплины. В целях ликвидации негативных явлений в сфере колхозного землепользования, ЦК ВКП(б) и СНК СССР 27 мая 1939 г. приняли постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания».  Перечислите основные положения данного Постановления.

При характеристике семейного права обратите внимание, что по действующей Конституции СССР 1924 г. регулирование вопросов семьи и брака относилось к компетенции союзных республик. Общесоюзные органы не обладали правом принимать нормативно-правовые акты в этой отрасли права. И тем не менее, в июне 1936 г. ЦИК и СНК ССР принимают постановление «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Также в рамках политики укрепления института семьи рекомендуется рассмотреть следующие мероприятия:  усложнение процесса расторжения брака,  изменение порядка определения размера алиментов на содержание детей, развитие института патроната.

Уголовное законодательство в период борьбы за завершение строительства социалистического общества и проведение новой конституции не вводит новых составов контрреволюционных преступлений. Изменническая, шпионская, диверсантская и вредительская «деятельность» разгромленных в этот период врагов народа предусматривалась соответствующими статьями действующего Положения о преступлениях государственных.

Обратите внимание, что при установлении уголовной ответственности за деяния, ранее не являвшиеся преступлениями, но ставшие общественно опасными, основное внимание советского законодательства обращено на борьбу с действиями, дезорганизующими трудовую и служебную дисциплину в государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях, на деяния, дезорганизующие социалистическое хозяйство, и действия, посягающие на личность. Это вытекало из того значения, которое в построенном социалистическом обществе получила трудовая дисциплина, как важнейшее условие повышения производительности труда, и люди, кадры, как ценнейший из всех капиталов.

В период с 1935г. признаны уголовными преступлениями следующие деяния, посягающие на трудовую и служебную дисциплину: 1) Нарушение служебных обязанностей работниками гражданской авиации и гражданского воздухоплавания (закон от 7 августа 1935 г.); 2) Некоторые виды нарушения трудовой и производственно-технической дисциплины во взрывоопасных цехах (закон от 17 июля 1935 г.); 3) Прогул без уважительных причин (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г.); 4) Самовольный уход с работы рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных учреждений и предприятий (тот же указ).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. признаны уголовным преступлением: 1) прогул без уважительных причин, независимо от последствий, которые он вызвал; 2) самовольное прекращение трудовых правоотношений рабочим или служащим.

Объясните, каким образом изменилась сфера применения уголовно-правовых мер к подросткам. С чем, на ваш взгляд, это было связано?

Уголовно-процессуальное законодательство 1930-х гг. соответствовало политике проведения массовых репрессий. Проведения массового террора стало возможным на основании постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы»; постановление ЦИК СССР от 14 сентября 1937 г. «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик»;  телеграммы секретариата ЦК ВКП (б), разрешившей применять физическое принуждение к лицам, подозреваемым в совершения особо опасных государственных преступлений.

Упрощенный порядок рассмотрения дел о террористические актах, установленный постановлением ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г., был распространен на дела о вредительстве и диверсиях постановлением ЦИК СССР от 14 сентября 1937 г. Постановление  предусматривало вручение обвиняемым обвинительного заключения за сутки до рассмотрения дела в суде, устанавливался запрет на кассационное обжалование приговора и предписывалось приговоры к высшей мере наказания (расстрелу) приводить немедленно по отклонении ходатайства о помиловании.

Проведение значительной части массовых репрессий без применения УПК РСФСР стало возможно с помощью Особого совещания при НКВД СССР, которое, как уже говорилось ранее, действовало в упрощенном порядке, даже без вызова обвиняемого и сколько-нибудь серьезного анализа имеющихся в деле доказательств. Так как Особое совещание не входило в систему судебных органов, оно не было связано обязанностью соблюдать и исполнять уголовно-процессуальное законодательство.

 

 

16 августа 1939 г.

Положение об адвокатуре СССР.

   [Извлечение]         

                             

I. Общие положения.

1. Для оказания юридической помощи населению в краях, областях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления, образуются областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов…

3. Коллегии адвокатов, в соответствии со ст.111 Конституции (Основного Закона) СССР и ст. 8 Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик, осуществляют возложенные на них задачи по оказанию юридической помощи населению, учреждениям, организациям и предприятиям, путем:

а) дачи юридической консультации (советов, справок, разъяснений и т.п.);

б) составления заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций и предприятий;

в) участия адвокатов в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей интересов ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц…

5. Лица, не состоящие членами коллегии адвокатов, допускаются к занятию адвокатской деятельностью с разрешения Народного Комиссара юстиции союзной республики в порядке, определяемом инструкцией НКЮ СССР.

II. Прием и исключение членов коллегии адвокатов.

6. Членами коллегии адвокатов могут состоять лица:

а) имеющие высшее юридическое образование;

б) окончившие юридические школы – при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года в должностях указанных в п. «в» ст.6 настоящего Положения.

в) не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов;

7. Лица, окончившие юридические школы, но не имеющие стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции, могут приниматься в коллегии адвокатов в качестве стажеров. Срок и порядок прохождения стажерами практики в юридических консультациях и оплата их труда определяются Инструкцией Народного Комиссариата Юстиции Союза ССР.

8. В коллегии адвокатов не могут приниматься лица, лишенные избирательных прав, имеющие судимость и находившиеся под следствием или судом.

9. Прием в члены коллегии адвокатов производится президиумом коллегии адвокатов…

10. Исключение из коллегии адвокатов производится президиумом коллегии адвокатов.

Основанием к исключению могут быть:

а) совершение преступления, установленного приговором суда;

б) совершение проступков, порочащих звание советского адвоката;

в) нарушение правил внутреннего трудового распорядка коллегии адвокатов…

12. Народному Комиссару юстиции Союза ССР и Народному Комиссару юстиции союзной республики принадлежит право отвода принятых в коллегию адвокатов.

13. Члены коллегии адвокатов не могут состоять на службе в государственных и общественных учреждениях и предприятиях.

Исключение может быть допущено президиумом коллегии адвокатов для лиц: а) занимающих выборные должности в государственных и общественных учреждениях и организациях: б) для преподавателей и научных работников.

III. Структура коллегии адвокатов.

14. Областные, краевые, республиканские коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

Все вопросы, связанные с организацией и деятельностью коллегии адвокатов, разрешаются общим собранием членов коллегии адвокатов и президиумом коллегии адвокатов.

15. Общее собрание членов коллегии адвокатов созывается не реже двух раз в год.

Общее собрание коллегии адвокатов:

1) избирает президиум коллегии адвокатов;

2) избирает ревизионную комиссию;

3) заслушивает отчеты о деятельности президиума и ревизионной комиссии коллегии адвокатов и дает им указания по вопросам работы коллегии адвокатов;

4) утверждает штаты и сметы коллегии адвокатов;

5) утверждает правила внутреннего распорядка коллегии адвокатов…

16. Президиум областной, краевой, республиканской коллегии адвокатов и ревизионная комиссия избираются тайным голосованием сроком на два года...

18. Президиум областной, краевой, республиканской коллегии адвокатов:

а) осуществляет прием в члены коллегии адвокатов и исключение из членов коллегии;

б) организует в районных центрах и городах области, края, республики юридические консультации и руководит их деятельностью;

в) распределяет членов коллегии адвокатов по юридическим консультациям, городам и районам области, края, республики;

д) утверждает сметы и штаты юридических консультаций;

е) осуществляет контроль за деятельностью членов коллегии адвокатов…

ж) рассматривает дела о совершенных членами коллегии проступках, нарушении дисциплины и налагает на них дисциплинарные взыскания;

з) распоряжается средствами коллегии в пределах сметы, утвержденной общим собранием членов коллегии;

и) представляет отчеты о деятельности коллегии адвокатов…

19. Президиум коллегии адвокатов избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря президиума…

21. Для организации работы членов коллегии адвокатов в районных центрах и городах области, края, республики создаются юридические консультации. Состав и местонахождение юридических консультаций устанавливаются президиумом коллегии адвокатов, в соответствии с планом, утверждаемым НКЮ союзной (автономной) республики.

22. Юридической консультацией руководит заведующий, который назначается президиумом коллегии адвокатов и несет перед ним ответственность за работу консультации. На заведующего консультацией возлагается распределение дел между адвокатами, установление размера платы за юридическую помощь в соответствии с таксой и контроль за качеством работы адвоката…

IV. Дисциплинарная ответственность адвокатов.

26. За недобросовестное исполнение членами коллегии адвокатов своих обязанностей, нарушение таксы и другие проступки президиум коллегии адвокатов налагает на них дисциплинарные взыскания.

27. Мерами дисциплинарного взыскания являются:

а) замечание,

б) выговор,

в) строгий выговор,

г)отстранение от работы адвоката на срок до шести месяцев,

д) исключение из состава коллегии адвокатов…

 

(Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период) / Под ред. О. И. Чистякова. М., 1994).

 

 

 

  1939 г., мая 27                                   

   О мерах охраны общественных земель колхозов от  разбазаривания

   (Постановление Ц К ВКП (б) и СНК СССР)                          

   [Извлечение]     

                                 

   ЦК ВКП  (б) и СНК СССР устанавливают наличие серьезных извращений политики  партии  в  области  колхозного землепользования. Эти извращения выражаются в нарушениях пункта второго Устава сельскохозяйственной артели  о нормах приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора, в сторону их незаконного расширения  путем  разбазаривания  и расхищения общественных земель в пользу личного хозяйства колхозника.         

   Разбазаривание и расхищение… идет по линии  всякого  рода  незаконных  прирезок   приусадебных участков  сверх  предусмотренных Уставом норм в порядке мнимых разделов семей,  когда колхозный  двор  получает обманным  путем на долю якобы выделяющихся членов семьи дополнительный участок приусадебной земли либо в порядке прямого наделения колхозников приусадебными участками за счет полевых общественных земель колхоза...     

   В ряде колхозов установилась такая  практика,  когда приусадебный  участок колхозника превращается на деле в частную собственность колхозного двора,  который распоряжается  не колхоз,  а колхозник по своему усмотрению: сдает его в аренду,  сохраняет приусадебный  участок  в своем  пользовании,  несмотря  на  то что не работает в колхозе… 

   Такое положение… неизбежно тормозит рост производительности общественного труда в колхозах, подрывает  трудовую  дисциплину  в  них,  дезорганизует честных колхозников и тем самым препятствует дальнейшему росту доходности и зажиточности колхозов...        

   ЦК ВКП (б) и СНК СССР постановляют:                

 2. Установить,  что общественные земли колхоза являются неприкосновенными и их размеры ни при каких  условиях не подлежат сокращению без особого разрешения Правительства СССР, а могут быть только увеличены.       

   3. Всякая попытка урезать общественные земли колхоза в пользу личного хозяйства колхозников,  а равно всякое увеличение приусадебных участков сверх  размеров,  предусмотренных  Уставом  сельхозартели,  будут рассматриваться как уголовное  преступление,  а  виновные  будут подлежать привлечению к СУДУ…                         

   5. Колхозники,   допускающие   сдачу   приусадебного участка в аренду или передачу его в пользование  другим лицам, будут подлежать исключению из колхоза с лишением их приусадебных участков.                             

   6. Председатели колхозов,  допускающие сдачу сенокосов в колхозных полях и лугах,  а также в лесах под индивидуальные сенокосы колхозников и лиц, не состоящих в колхозе,  будут исключаться из колхоза и отдаваться под суд как нарушители закона.                             

   7. Обязать ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы партии, СНК союзных и автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы провести до 15 августа с.  г. обмер  всех  приусадебных земель,  находящихся в личном пользовании колхозников...                            

   При этом:                                          

   а) в соответствии с результатами  обмера  изъять  из приусадебных  земель  колхозников и прирезать к общественным колхозным землям все излишки против норм,  установленных в пункте втором Устава сельхозартели...;    

   б) все земли личного пользования колхозников,  находящиеся в колхозных полях вне усадеб (левады,  огороды, бахчи и т. п.), изъять из личного пользования и присоединить к общественным землям колхозов... Закончить эту работу к 1 сентября 1940 г.                               

   8. Ограничить полевую землю, находящуюся в пользовании единоличного крестьянского двора, в хлопковых районах - в поливных - десятью сотыми гектара, в неполивных - половиной гектара, в районах садово-огородных и свекловичных  - половиной гектара,  во всех остальных районах-до одного гектара,  а приусадебный участок, находящийся  в  пользовании единоличного крестьянского двора, считая и землю,  занятую под постройками,  ограничить в поливных  районах  десятью сотыми гектара,  во всех остальных районах - двадцатью сотыми гектара.           

   Все излишки земель против указанных норм как по  полевой,  так и по приусадебной земле единоличника прирезать к колхозным землям и обратить главным  образом  на пополнение приусадебного фонда колхоза…               

   14. Ввиду того что  в  колхозах  имеются  не  только честные труженики, вырабатывающие от 200 до 600 и больше трудодней в году, составляющие подавляющее большинство  колхозников и представляющие основную силу колхозного движения, но имеется также некоторая часть трудоспособных колхозников,  вырабатывающих в течение года не более 20-30 трудодней,  но продолжающих числиться  колхозниками  и  сидящих на шее колхоза, считать целесообразным,  установить с 1939 года для каждого трудоспособного  колхозника  и  колхозницы обязательный минимум трудодней в году:                                   

   а) в размере 100 трудодней в хлопковых районах,    

   б) в размере 60 трудодней в Московской,  Ленинградской… областях, Хабаровском и Приморском краях,  Карельской, Коми, Марийской и Якутской АССР, в высокогорных зерновых и животноводческих районах по списку Наркомзема СССР.                                   

   в) в размере 80 трудодней для всех остальных районов СССР.                                                  

   Рекомендовать (посоветовать)  колхозам   установить, что                                      

трудоспособные колхозники и колхозницы,  вырабатывающие в  течение  года ниже указанных выше норм,  должны считаться выбывшими из колхоза и потерявшими права колхозника.                                                

   15. Ввиду  того  что колхозные общественные земли не могут сокращаться,  а в малоземельных колхозах уже  исчерпаны резервы земли для наделения колхозников приусадебными участками по уставным нормам,- считать  необходимым  переселение  из  таких колхозов в многоземельные районы… Для руководства делом переселения избыточной части  колхозников  в  многоземельные районы образовать при СНК СССР Переселенческое управление с  его  органами  в  союзных республиках, областях и краях…                        

      Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период) / Под ред. О. И. Чистякова. М., 1994.

         

 

Тема 18. Общая характеристика развитие государства и права СССР в послевоенный период (1945-1950-е гг.)

 

План семинара

 

1. Модернизация системы управления. Перестройка государственного аппарата.

2. Восстановление народного хозяйства.

3. Изменения в законодательстве.

 

Дополнительная литература

 

1. Басков В.И. Отечественная прокуратура в 1922-1996 гг. / В.И. Басков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1998. № 1.

2. Бессарабов В.Г. Советская прокуратура (1922-1991 гг.) / В.Г. Бессарабов // Журнал российского права. 2002. №12.

3. Борисов В.А. Высшие органы военного руководства СССР (1923-1991 гг.) / В.А. Борисов // Правоведение. 1996. №2.

4. Веденеев, Ю.А. Организационные реформы государственного управления промышленностью СССР: историко-правовое исследование. 1957-1987 гг. / Ю.А Веденеев. М., 1990.

5. Коржихина, Т.П. Советское государство и его учреждения (ноябрь 1917 – декабрь 1991 гг.) / Т.П. Коржихина.  М., 1994.

6. Кузин, В.Н. История отечественного права в новейшее время. 1917-2000: учебное пособие / В.Н. Кузин, Ю.В. Франциферов. М., 2002.

7. Лукьянова Е.А. Источники советского государственного права в период между двумя Конституциями (1936-1977 гг.) / Е.А. Лукьянова // Сов. государство и право. - 1990. - № 2.

8.              Мулукаев Р.С. Милиция России (1917-1993 гг.): Ист.-правовой очерк / Р.С. Мулукаев, Н.Н. Карташов. - Орел, 1995.

9. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Уч. пособие. / В.М. Сырых. М., 2000.

10. Хрисанфов  В.И.  История государства и права России 1917-1999 гг.: Курс лекций / В.И. Хрисанфов. СПб, 1999.

11. Хрестоматия по истории отечественного государства и права: Послеоктябрьский период / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1994.

 

Методические рекомендации

 

В связи с окончанием Великой Отечественной войны была осуществлена перестройка органов власти и управления. Упразднялся ГКО,  был реформирован СНК и преобразован Верховный Совет СССР. Изучите предложенные документы и укажите, в чем заключалась суть изменений в системе государственных органов.

В политической системе Советского Союза Коммунистическая партия продолжала оставаться руководящей и организующей силой. В октябре 1952 г. состоялся XIX съезд партии, на котором было принято решение о переименовании ВКП (б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС), внесены изменения в партийный Устав. На съезде были утверждены Директивы пятилетнего плана развития СССР на 1951-1955 гг.

В 1945 г. был подготовлен пятилетний план полного восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945—1950 гг. В мае 1945 г. было принято одно из последних постановлений ГКО «О мероприятиях по перестройке промышленности в связи с прекращением производства вооружения». Здесь предусматривалась поэтапная конверсия промышленности. В марте 1946 г. на первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва был утвержден план восстановления народного хозяйства на IV пятилетку (1946-1950 гг.).

Ситуация в сельском хозяйстве была сложнее, чем в промышленности и усугублялась засухой и голодом 1946 г. Какие дополнительные меры предпринимались  для восстановления сельского хозяйства?  В декабре 1947 было издано Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольствие и промышленные товары».  Какие меры принимались в рамках данной реформы и чем определялась ее необходимость? 

После окончания боевых действий на фронтах войны была проведена демобилизация  армии с изменением ее управления и структуры. В июне 1945 г. на XII сессии Верховного Совета СССР был принят «Закон о демобилизации старших возрастов личного состава Действующей Армии». Изучите данный документ. Перечислите его основные положения. Какие изменения произошли в руководстве вооруженными силами СССР и в названии армии?

В 1945-1953 гг. произошли изменения в гражданском, трудовом, колхозном праве. Отменялось чрезвычайное законодательство военного времени, принимались новые акты в соответствии с курсом на восстановление промышленности и сельского хозяйства.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 г.  восстанавливал   нормы   трудового права, измененные во время войны в 1941 г. Вновь вводились трудовые отпуска, 8-часовой рабочий день, отменялись обязательные сверхурочные работы и мобилизации (изучите предложенные нормативные акты). В экономике страны получают развитие договорные отношения (21 апреля 1949 г. вышло постановление Совмина СССР «О заключении хозяйственных договоров»). С целью решения «жилищного вопроса» 26 августа 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов».

Несколько постановлений Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) были направлены на восстановление колхозов: в сентябре 1946 г. появилось постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах»; с  января 1948 г. устанавливались типовые договоры МТС и колхозов; в апреле 1948 г. принято постановление «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах».

В уголовном праве отмечается усиление репрессий. После окончания войны в страну вернулись около 5 млн. репатриантов, многие из которых по возвращении на родину оказались в лагерях. Амнистия, проводимая в связи с победой в войне, не распространялась на осужденных за контрреволюционные преступления (рассмотрите Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 г. «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией»). В соответствии с Указами Президиума Верховного Совета СССР усиливалась ответственность за наиболее тяжкие уголовные преступления. В 1947 г. были приняты указы «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества в целях усиления охраны социалистической собственности» и «Об ответственности за разглашение государственной тайны и утрату документов, содержащих государственную тайну».  В 1948 г. появились указы об усилении уголовной ответственности за изнасилование, самогоноварение и другие преступления против чести, здоровья, жизни граждан.

В мае 1947 г. указом Президиума Верховного Совета СССР отменялась смертная казнь. Какой вид наказания заменил смертную казнь? Как долго смертная казнь не применялась?

В 1951 г. в СССР впервые в мире был принят Закон «О защите мира». Рассмотрите данный акт, укажите его основные положения. Какой вид ответственности предлагалось ввести за пропаганду войны?

 

 

4 сентября 1945 г.                        

   Об упразднении Государственного Комитета Обороны 

 (Указ Президиума Верховного Совета СССР)           

   В связи с окончанием войны и прекращением чрезвычайного  положения  в стране признать,  что дальнейшее существование Государственного Комитета Обороны не  вызывается необходимостью,  в силу чего Государственный Комитет Обороны упразднить и все его дела передать Совету Народных Комиссаров СССР.                             

Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период) / Под ред. О. И. Чистякова. М., 1994. 

 

15 марта 1945 г.                                 

   О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет   Министров СССР и Советов Народный Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик

   (Закон СССР)                                        

   [Извлечение]                                       

   Верховный Совет  Союза  Советских   Социалистических Республик постановляет:                               

   1. Преобразовать  Совет  Народных  Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Народные комиссариаты СССР  -  в Министерства СССР.  В соответствии с этим впредь именовать Председателя Совета  Народных  Комиссаров  СССР  - Председателем Совета Министров СССР, заместителей Председателя Совета Народных Комиссаров СССР - заместителями Председателя Совета Министров СССР и Народных комиссаров СССР-Министрами СССР.                           

   2. Преобразовать Советы Народных Комиссаров  союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик и Народные  комиссариаты  союзных  и автономных  республик  - в Министерства союзных и автономных республик.  В соответствии с этим впредь  именовать  Председателей Советов Народных Комиссаров союзных и автономных   республик -  Председателями Советов Министров союзных и автономных республик,  заместителей Председателей Советов  Народных Комиссаров союзных и автономных республик - заместителями Председателей Советов Министров союзных и  автономных республик и Народных комиссаров союзных и автономных республик - Министрами  союзных  и  автономных республик.                                                                    

Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период) / Под ред. О. И. Чистякова. М., 1994

 

23 июня 1945 г.

О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии

   (Закон СССР)                                       

В связи с победоносным завершением Великой Отечественной войны против фашистской Германии, Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик считает необходимым провести демобилизацию старших возрастов личного состава действующей армии. 

В соответствии с этим Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет: 

1. Утвердить предложение Совета Народных Комиссаров Союза ССР о демобилизации первой очереди – тринадцати старших возрастов личного состава действующей армии. 

2. Демобилизацию указанных в пункте 1 настоящего Закона тринадцати старших возрастов личного состава действующей армии закончить во второй половине 1945 года. 

3. Перевозку демобилизуемых произвести за счет государства до места их жительства. 

4. Обеспечить демобилизуемых питанием в пути следования за счет государства. 

5. Обеспечить демобилизуемых полным комплектом обмундирования и обуви. 

6. Выдать демобилизуемым единовременное денежное вознаграждение за каждый год службы в армии в период Великой Отечественной войны в следующих размерах: 

а) рядовому составу всех родов войск и служб, получающему денежное содержание по общевойсковому тарифу, – годовой оклад за каждый год службы; 

б) рядовому составу специальных частей и подразделений, получающему повышенное денежное содержание, – полугодовой оклад за каждый год службы; 

в) сержантскому составу всех родов войск – полугодовой оклад по должностным ставкам в пределах до 900 рублей и не ниже 300 рублей за каждый год службы; 

г) офицерскому составу, прослужившему в период Великой Отечественной войны: 

один год – двухмесячный оклад, 

два года – трехмесячный оклад, 

три года – четырехмесячный оклад, 

четыре года – пятимесячный оклад. 

7. Обязать Советы Народных Комиссаров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты краевых и областных Советов депутатов трудящихся, руководителей предприятий, учреждений и организаций в городских районах предоставлять работу демобилизованным не позднее месячного срока со дня прибытия их к месту жительства, с учетом приобретенного ими опыта и специальности в Красной Армии, но не ниже выполнявшейся ими работы до ухода в армию, а также обеспечить демобилизованных жилой площадью и топливом. 

8. Обязать исполнительные комитеты районных и сельских Советов депутатов трудящихся и правления колхозов оказывать всемерную помощь возвращающимся в деревню демобилизованным из армии крестьянам в деле устройства их на работе и обзаведении хозяйством. 

9. Обязать Советы Народных Комиссаров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты краевых и областных Советов депутатов трудящихся в районах, пострадавших от немецкой оккупации, отводить бесплатно демобилизованным из Красной Армии, нуждающимся в постройке или ремонте жилищ, лесосечный фонд для заготовки строительного леса. 

10. Обязать Всесоюзный банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк) в районах, пострадавших от немецкой оккупации, выдавать нуждающимся демобилизованным ссуды на строительство и восстановление жилых домов в сумме от 5 до 10 тысяч рублей со сроком погашения ссуды от 5 до 10 лет. 

Русский архив: Великая Отечественная: Приказы Народного Комиссара Обороны СССР. Т. 13 (2-3).  М. 1997.

 

30 июня 1945 г. 

Об отпусках рабочим и служащим

(Указ Президиума Верховного Совета СССР)           

В связи с окончанием Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 

1. Восстановить с 1 июля 1945 г. очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отмененные на период военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. “О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время”. 

Предоставить Совету Народных Комиссаров СССР право отсрочить предоставление отпусков рабочим и служащим в отдельных отраслях промышленности до конца 1945 г. с тем, чтобы за неиспользованный в связи с этим отпуск в текущем году выплатить рабочим и служащим соответствующую денежную компенсацию. 

2. В соответствии со статьей 1 настоящего Указа прекратить, начиная с 1 июля 1945 г., перечисление государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями в сберегательные кассы денежной компенсации за неиспользованный отпуск в качестве специальных вкладов рабочих и служащих. 

3. Поручить Совету Народных Комиссаров СССР установить порядок и сроки выдачи рабочим и служащим сумм денежной компенсации за неиспользованный отпуск, переведенных в качестве специальных вкладов в сберегательные кассы. 

Русский архив: Великая Отечественная: Приказы Народного Комиссара Обороны СССР. Т. 13 (2-3). 

 

7 июля 1945 г.

Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией

(Указ президиума Верховного Совета СССР)

В ознаменование победоносного завершения войны с гитлеровской Германией, Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Освободить от наказания:

а) осужденных к лишению свободы на срок не свыше трех лет и к более мягким мерам наказания;

б) осужденных за самовольный уход с предприятий военной промышленности и других предприятий, на которые распространено действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года;

в) военнослужащих, осужденных с отсрочкой исполнения приговора в порядке примечания 2 к статье 28 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующих статей Уголовных кодексов других союзных республик;

г) лиц, осужденных за воинские преступления по статьям 193-2, 193-5, 193-6, 193-7, 193-9, 193-10, 193-10а, 193-14, 193-15 и 193-16 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующим статьям Уголовных кодексов других союзных республик.

2. Сократить наполовину остающийся срок наказания лицам, осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет, кроме осужденных за контрреволюционные преступления, хищение социалистической собственности (Закон от 7 августа 1932 г.), бандитизм, фалыпивомонетчество, умышленное убийство и разбой.

3. Снять судимость:

а) с осужденных к лишению свободы на срок не свыше одного года и к более мягким мерам наказания;

б) с осужденных по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года;

в) с военнослужащих, указанных в пункте “в” статьи 1-й настоящего Указа.

4. Прекратить производством все следственные дела и дела, не рассмотренные судами, о совершенных до издания настоящего Указа преступлениях, за которые в законе установлено наказание не свыше трех лет лишения свободы, о самовольном уходе с предприятий военной промышленности и приравненных к ним, а также о воинских преступлениях, указанных в пункте “г” статьи 1-й настоящего Указа.

По делам об остальных преступлениях суд, если признает необходимым избрать меру наказания не свыше трех лет лишения свободы, — освобождает подсудимого от наказания; если же признает необходимым избрать меру наказания свыше трех лет лишения свободы, — сокращает срок наказания в соответствии со статьей 2-й настоящего Указа.

5. Снять все невзысканные административные штрафы и все неприведенные в исполнение административные взыскания, предусмотренные статьей 4, п. “а” Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года “О военном положении”, за действия, совершенные до издания настоящего Указа.

6. Не применять амнистии к лицам, неоднократно осужденным за растраты, кражи, грабежи и хулиганство.

Русский архив: Великая Отечественная: Приказы Народного Комиссара Обороны СССР. Т. 13 (2-3). 

 

   12 марта 1951 г.                                   

О защите мира

 (Закон СССР)                     

   Верховный Совет  Союза  Советских   Социалистических Республик, руководствуясь высокими принципами миролюбивой политики,  преследующей цели укрепления мира и дружественных отношений между народами,     признает, что совесть и правосознание народов, перенесших на протяжении жизни  одного  поколения  бедствия двух мировых войн, не могут мириться с безнаказанностью ведущейся  агрессивными  кругами  некоторых  государств пропаганды войны, и солидаризируется с призывом Второго Всемирного конгресса сторонников мира, выразившего волю всего  передового человечества в отношении запрещения и осуждения преступной военной пропаганды.                

   Верховный Совет  Союза  Советских   Социалистических Республик постановляет:                               

   1. Считать,  что пропаганда войны,  в какой бы форме она ни велась,  подрывает дело мира, создает угрозу новой войны и является ввиду этого тягчайшим преступлением против человечества.                               

   2. Лиц,  виновных в пропаганде войны, предавать суду и судить как тяжких уголовных преступников.         

    Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период) / Под ред. О. И. Чистякова. М., 1994.

 

 

 

 

 

 

Тема 19. Систематизация советского законодательства в

 1960-1980-е гг.

 

План семинара

 

1. Предпосылки реформирования советского законодательства в конце 1950-х гг.

2. Законотворчество и кодификационная работа  в 1960-80-е гг. Конституция СССР 1977 г.

3. Завершение систематизационной работы. Свод Законов СССР.

 

Вопросы и задания

 

1. Составьте схему высших органов государственной власти по Конституции 1977 г.

2. Составьте схему судебной системы по Конституции 1977 г.

3. Какие суды составляли судебную систему СССР согласно Основам судопроизводства 1958 г.?

4. Куда могло быть обжаловано решение комиссии по трудовым спорам?

5.Когда и каким актом была введена всеобщая паспортизация взрослого населения в СССР?

 

Дополнительная литература

 

1. Блинков О.Е. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года как форма первой унификации советского наследственного права / О.Е. Блинков // История государства и права. – 2006. – № 8.

2. Злоказов Г.И. Конституция СССР 1977 г.: «несвоевременные» мысли современников / Г.И. Злоказов // Вопр. истории КПСС. 1990. № 10.

3. Кузин, В.Н. История отечественного права в новейшее время. 1917-2000: учебное пособие / В.Н. Кузин, Ю.В. Франциферов. М., 2002.

4. Лиманский, Г.С. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года о наследовании / Г.С. Лиманский // История государства и права. 2006. № 8.

5. Лукьянова Е.А. Источники советского государственного права в период между двумя Конституциями (1936-1977 гг.) / Е.А. Лукьянова // Сов. государство и право. 1990. № 2.

6. Лукьянова Е.А. Значение Конституции 1977 г. в развитии источников российского государственного права/ Е.А. Лукьянова // Государство и право. 2001.  № 4.

7. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик. – М., 1987.

8. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Уч. пособие. / В.М. Сырых. М., 2000.

9. Финберг Л.К. Имитация, или как мы в 1977 году обсуждали проект Конституции СССР / Л.К. Финберг // Философ. и социол. мысль. 1989. № 10.

 10. Хрисанфов  В.И.  История государства и права России 1917-1999 гг.: Курс лекций / В.И. Хрисанфов. СПб, 1999.

11. Хрестоматия по истории отечественного государства и права: Послеоктябрьский период / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1994.

 

Методические указания

 

В  послевоенный период, в условиях развенчания культа личности, законодательство сталинской эпохи оказывалось устаревшим, реакционным вследствие его несоответствия экономическим, политическим, социально-культурным задачам, решаемым на новом этапе развития советского общества. Начиная с середины 1950-х гг. наступает новый этап кардинального реформирования действующей системы советского права. Коренной ломке подверглись без какого-либо исключения все отрасли права: гражданское, трудовое, семейное, земельное, колхозное и др. Изменения вносились не в отдельные нормы или правовые институты, а в основополагающие нормы и принципы отраслей права путем подготовки и принятия основ законодательства на уровне Союза ССР и кодифицированных актов на уровне союзных республик.

Начало новой кодификации было положено принятием Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик в декабре 1958 г. Кодификационные работы продолжались около двадцати лет и завершились принятием новой Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. Кодификация законодательства шла намного сложнее и труднее, чем в период 1922—1926 гг. Однако медлительность в подготовке проектов кодексов во многом компенсировалось их качеством. Новые кодексом готовились на высоком юридико-техническом уровне, с использованием достижений советской юридической науки, и учетом состояния общественных отношений и других социально-правовых факторов.

Далее следует назвать причины, вызвавшие необходимость принятия Конституции СССР 1977 г., подчеркнуть преемственность в ней основных идей и принципов предыдущих конституций. Изучив структуру Конституции, необходимо обсудить ее основные положения, отражение в ней идей общенародного государства и «развитого социализма», закрепление однопартийной системы и монополии КПСС на политическую власть, фиктивность многих провозглашенных прав и свобод граждан.

При изучении кодификационной работы указанного периода, основное внимание необходимо сосредоточить на рассмотрении ключевых положений Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и СР (декабрь 1958 г.), Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и СР (декабрь 1961 г.), а также принятых на их основе Уголовного кодекса РСФСР (октябрь 1960 г.), Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (октябрь 1960 г.), Гражданского кодекса РСФСР (июнь 1964 г.) и Гражданского процессуального кодекса РСФСР (июнь 1964 г.). Кроме этого, следует обратить внимание на преобразования в трудовом праве (отмена уголовной ответственности за самовольный уход с предприятия и прогул, сокращение продолжительности рабочего дня и др.), земельном праве (Постановление СМ СССР «О едином государственном учете земельного фонда СССР» от 16 марта 1954 г.), природоохранительном (Закон об охране природы 1960 г.) и колхозном праве.

Во второй половине 1970-х гг. (после проведения кодификационных работ и принятия нового Основного закона) обозначилась потребность ведения  научно организованного постоянного учета нормативных правовых актов. Правильный учет законодательства был необходим для успешного применения права в повседневной практической деятельности министерств и ведомств. Без него невозможно было осуществить справочно-информационную работу по законодательству, составлению юридических заключений по проектам правовых актов и т. д.

Изучите содержание Постановления «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве», Положения о государственном учете нормативных актов СССР и союзных республик и Постановления по вопросам Свода законов.   Перечислите цели и задачи систематизации советского законодательства. Укажите сроки создания и структуру Собрания действующего законодательства и Свода законов СССР.

 

 

23. 12. 1970.

 «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве»

(Постановление ЦК КПСС и СМ СССР)

   [Извлечение]         

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в… министерствах, ведомствах, на предприятиях, в организациях и учреждениях стали шире использоваться правовые средства при осуществлении новой системы планирования и экономического стимулирования, проводится значительная работа по укреплению государственной, плановой и трудовой дисциплины, предупреждению нарушений законности, усилению охраны социалистической собственности, защите прав и законных интересов предприятий, организаций и граждан, что оказывает существенное влияние на улучшение хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Вместе с тем в отдельных министерствах, ведомствах, на ряде предприятий промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, в исполкомах некоторых районных и городских Советов депутатов трудящихся правовая работа недооценивается и проводится неудовлетворительно…

В целях улучшения правовой работы в народном хозяйстве, усиления ее воздействия на общественное производство и укрепления социалистической законности в хозяйственных отношениях Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:

1. Обязать ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, горкомы и райкомы партии, министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов депутатов трудящихся принять меры к повышению уровня правовой работы и строгому соблюдению социалистической законности в деятельности предприятий и организаций, шире использовать правовые средства для успешного решения задач по повышению экономической эффективности общественного производства, для укрепления государственной дисциплины, выполнения плановых заданий и договорных обязательств. В этих целях рассмотреть состояние правовой работы, обратив особое внимание на строгое соблюдение законов государства…

3. Обязать министерства и ведомства СССР упорядочить работу юридических подразделений в центральном аппарате, освободить их от выполнения несвойственных функций; принять меры к обеспечению надлежащего юридического обслуживания подведомственных предприятий, организаций и учреждений, укрепить юридические подразделения квалифицированными и инициативными работниками…

6. Установить, что Министерство юстиции СССР, осуществляя методическое руководство правовой работой в народном хозяйстве, знакомится с состоянием этой работы в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в организациях и учреждениях, изучает и обобщает практику постановки правовой работы, ее эффективности и дает рекомендации по улучшению правовой работы в народном хозяйстве.

7. Обязать Министерство юстиции СССР и министерства и ведомства СССР принять меры к усилению работы по совершенствованию хозяйственного законодательства СССР…

8. В целях обеспечения министерств, ведомств, исполкомов местных Советов депутатов трудящихся и других государственных и хозяйственных органов действующим законодательством СССР обязать Министерство юстиции СССР:

а) приступить, начиная с 1972 года, к изданию Собрания действующего законодательства СССР с тем, чтобы в течение 1972 - 1976 годов были изданы разделы Собрания по вопросам народного хозяйства;

б) изучить с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик вопрос об организации централизованного учета законодательства СССР и обеспечении законодательством министерств, ведомств, учреждений и организаций, имея в виду применение при этом современных научно - технических методов.

9. Установить, что постановления Совета Министров СССР и постановления Советов Министров союзных республик, имеющие общее значение или носящие нормативный характер, подлежат публикации в издаваемых Собрании постановлений Правительства СССР или собраниях постановлений правительств союзных республик.

Комитету по печати при Совете Министров СССР и Министерству связи СССР обеспечить распространение этих изданий путем открытой подписки.

Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик принять меры к обеспечению подведомственных предприятий, организаций и учреждений указанными изданиями.

10. В целях своевременной и широкой информации предприятий и хозяйственных организаций о принимаемых министерствами и ведомствами СССР нормативных актах, являющихся обязательными для других министерств и ведомств, признать необходимым приступить в 1972 году к изданию бюллетеня нормативных актов министерств и ведомств СССР, в котором должны регулярно публиковаться финансовые, плановые и другие ведомственные акты нормативного характера…

 

18 марта 1977 г.

Положение о государственном учете нормативных актов СССР и союзных республик 

   [Извлечение]         

                        I. Основные положения

     1. Государственный учет нормативных актов СССР и союзных  республик, введенный  в  соответствии  с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров  СССР от 25 июня 1975 г.  N 558 "О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного  законодательства,  осуществляется в целях обеспечения государственных органов правовой информацией для  дальнейшего совершенствования  законодательства  и  ведомственных нормативных актов, а также практики их применения.

     Государственный учет  нормативных  актов СССР и союзных республик

включает в себя централизованный сбор и регистрацию этих актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и централизованную информацию о таких актах.

     2. Государственной учет нормативных актов Верховного Совета, Президиума Верховного Совета,  Совета Министров,  министерств и  ведомств СССР, Верховных  Советов,  Президиумов Верховных Советов и Советом Министров союзных республик ведется Научным центром правовой  информации при Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства Министерства юстиции СССР...

     3. Наряду  с  государственным  учетом нормативных актов в Центре министерства юстиции союзных республик ведут учет республиканского законодательства и  нормативных  актов министерств и ведомств республик, обязательных для других министерств,  ведомств, общественных организаций и граждан…

     В целях обеспечения полноты и правильности государственного учета Центр знакомится в министерствах и ведомствах СССР с работой по  отбору, оформлению  и  направлению  в  Центр принимаемых ими актов дает им соответствующие рекомендации.

     5. На  Центр возлагается оказание министерствам и ведомствам СССР методической помощи по вопросам государственного учета нормативных актов.

         II. Акты, подлежащие государственному учету в Центре

     6. Государственному учету в Центре подлежат действующие нормативные акты, принятые (в том числе совместно в другими органами):

     а) Верховным Советом,  Президиумом Верховного Совета, Советом Министров СССР;

     б) Верховными Советами,  Президиумами Верховных Советов, Советами Министров союзных республик;

     в) съездами Советов,  ЦИК,  Президиумом ЦИК, Совнаркомом, Советом Труда и Обороны, Экономическим  Советом  при  СНК СССР, Высшим Советом народного хозяйства СССР Совета Министров СССР;

     г) съездами  Советов  союзных республик,  ЦИК,  Президиумами ЦИК, Совнаркомами, Экономическими Советами (Совещаниями)  при  СНК  союзных республик, Советом Труда и Обороны РСФСР;

     д) министерствами (наркоматами) и ведомствами СССР, если эти акты являются обязательными для других министерств,  ведомств, общественных

организаций и граждан.

     Государственному учету подлежат как опубликованные, так и неопубликованные нормативные акты (в том числе  с  грифами  "Для  служебного пользования", "Не для печати", "Не подлежит опубликованию").

     7. Центр производит государственный учет нормативных актов:

     а) постоянного действия,

     б) временного действия со соком год и более,

     в) временного действия со сроком менее года в случае последующего его продления.  Такие акты направляются для государственного учета одновременно с актами, продляющими срок их действия.

     8. Не подлежат государственному учету:

     а) акты  персонального характера:  о назначении,  перемещении или освобождении от должности; о награждении орденами и медалями, присвоении почетного или воинского звания,  премировании; о назначении персональной пенсии;  о закреплении жилой площади и предоставлении льгот  и преимуществ конкретным лицам и т.п.;

     б) акты о созыве съездов, конференций и т.п.;

     в) акты  о сооружении памятников,  бюстов,  монументов конкретным лицам и в честь конкретных событий;

г) акты  о внесении нормативных актов и их проектов на рассмотрение и утверждение вышестоящих органов;

д) акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе  акты,  все  содержание которых сводится к извещению об актах других органов);

е) акты о создании,  реорганизации ликвидации, наименовании и переименовании организаций,  учреждений, предприятий (кроме министерств, ведомств, центральных учреждений СССР и союзных республик);

ж) акты,  утверждающие планы, стандарты, технические условия, цены, тарифы, прейскуранты, тарифно-квалификационные справочники, строительные нормы и правила...

 

 

 Постановление ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совмина СССР от 23.03.1978  «Вопросы Свода законов СССР»

   [Извлечение]         

 

Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР постановляют:

1. Установить, что подготовка Свода законов СССР должна осуществляться на основе Конституции СССР и способствовать дальнейшему совершенствованию советского законодательства, усилению охраны интересов общества, прав и свобод советских граждан, укреплению правовой основы государственной и общественной жизни.

Свод законов СССР издать в 1981 - 1985 годах в качестве официального издания Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР.

2. Одобрить прилагаемые схему Свода законов СССР и основные принципы формирования материалов Свода (Приложения N 1 и 2).

Подготовленные разделы Свода законов СССР по представлению Министерства юстиции СССР рассматриваются Комиссией по изданию Свода законов СССР и представляются ею на одобрение в Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР.

3. Утвердить план подготовки и издания Свода законов СССР и одобрить перечень актов, подлежащих разработке и включению в Свод законов СССР.

4. Предоставить Комиссии по изданию Свода законов СССР право:

а) вносить уточнения в схему Свода законов СССР и в перечень актов, подлежащих разработке и включению в Свод законов СССР;

б) давать министерствам, государственным комитетам и ведомствам поручения по подготовке предложений о внесении дополнений и изменений в помещаемые в Свод законов СССР акты действующего законодательства, а при необходимости - и по подготовке проектов новых актов…

в) создавать для разработки отдельных проектов актов, подлежащих включению в Свод законов СССР, рабочие группы из специалистов министерств, государственных комитетов и ведомств СССР и союзных республик и научно-исследовательских организаций с освобождением их на время работы в этих группах с согласия соответствующих руководителей от выполнения других служебных обязанностей.

5. В целях обеспечения работ по созданию Свода законов СССР современными техническими средствами Госплану СССР выделить в 1979 году ассигнования в иностранной валюте на закупку оборудования, необходимого для оснащения Научного центра правовой информации при Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства Министерства юстиции СССР…

6. Поручить издание Свода законов СССР издательству "Известия Советов народных депутатов СССР".

Государственному комитету Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли обеспечить печатание Свода законов СССР необходимой полиграфической базой и издание его на разъемных тетрадях.

Обязать Госснаб СССР обеспечить изготовление и поставку начиная с 1980 года Государственному комитету Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли переплетов с вмонтированными в них замками для издания Свода законов СССР на разъемных тетрадях.

Возложить на Государственный комитет Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли распространение Свода законов СССР по подписке организаций и граждан.

 

Приложение N 1

Схема Свода Законов СССР

Раздел I. Законодательство об общественном и государственном строе…

Раздел II. Законодательство о социальном развитии и культуре. Социально-экономические права граждан…

Раздел III. Законодательство о рациональном использовании и охране природных ресурсов…

Раздел IV. Законодательство о народном хозяйстве…

Раздел V. Законодательство о международных отношениях и внешних экономических связях…

Раздел VI. Законодательство об обороне страны и охране государственных границ…

Раздел VII. Законодательство о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка…

 

 

Приложение N 2

Основные принципы формирования материалов Свода законов СССР

1. Формирование материалов и вся подготовка Свода законов СССР должны производиться исходя из Конституции СССР, необходимости раскрытия, конкретизации и развития ее положений в других актах законодательства в соответствии с решениями XXV съезда КПСС в области государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.

Создание Свода законов СССР должно способствовать укреплению правовой основы государственной и общественной жизни, обеспечить большую стабильность и доступность законодательства для всех советских граждан, дальнейшее укрепление социалистической законности, усиление охраны правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

2. В Свод законов СССР включаются законодательные акты и важнейшие совместные постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР и постановления Правительства СССР общенормативного характера.

Перечень актов, подлежащих включению в Свод, по каждому разделу определяется Комиссией по изданию Свода законов СССР.

3. В целях дальнейшего развития и совершенствования законодательства в соответствии с Конституцией СССР и задачами, поставленными XXV съездом КПСС, устранения множественности правовых актов по одним и тем же вопросам и восполнения пробелов в правовом регулировании в процессе подготовки Свода законов СССР разрабатываются и вносятся в установленном порядке на утверждение проекты кодификационных и других укрупненных актов и проекты новых актов.

4. При формировании материалов Свода законов СССР для усовершенствования помещаемых в Свод актов действующего законодательства по разделам Свода подготавливаются проекты указов Президиума Верховного Совета СССР и постановлений Совета Министров СССР о внесении изменений и дополнений в эти акты. В проектах предусматриваются предложения: о приведении актов в соответствие с положениями Конституции СССР; о внесении в акты изменений и дополнений в связи с позднейшим законодательством; об объединении разрозненных норм; о признании утратившими силу отдельных статей и пунктов, потерявших свое значение.

5. Материалы Свода законов СССР формируются как из опубликованных, так и из не опубликованных в официальных источниках актов.

При необходимости включения в Свод законов СССР актов, ранее не опубликованных в официальных источниках и изданных с соответствующими грифами, помещение их в Свод производится с соблюдением установленного порядка выдачи разрешений на опубликование таких актов.

6. В Свод законов СССР не включаются акты временного характера, акты, касающиеся отдельных предприятий, организаций, учреждений, и другие акты, не имеющие общего значения, акты, относящиеся к уровню оптовых и розничных цен и тарифов на услуги, о размерах закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, размерах заработной платы рабочих и служащих, другие акты, по которым в силу самого характера вопроса правовое регулирование часто подвергается изменениям, и т.п.

В Свод законов СССР не включаются также акты по вопросам, разрешение которых впоследствии отнесено к компетенции законодательных органов и правительств союзных республик, министерств, государственных комитетов и ведомств СССР.

7. В Своде законов СССР акты законодательства располагаются по предметному признаку в соответствии с утвержденной схемой, предусматривающей разделы и главы.

В зависимости от содержания и объема материалов допускается деление глав на более мелкие структурные подразделения, которым даются наименования, присваиваются порядковые номера.

В разделах, главах и других структурных подразделениях Свода законов СССР акты располагаются по системе, обеспечивающей последовательное развитие темы, с выделением на первый план основ и других основополагающих актов законодательства.

В Своде приводятся данные о первоначальном опубликовании в официальных источниках помещаемых в нем актов.

8. Формирование Свода законов СССР должно производиться с учетом того, что по мере дальнейшего развития и совершенствования законодательства Свод должен систематически пополняться новыми актами. Издание Свода законов СССР производится на разъемных тетрадях.

9. Включаемые в Свод законов СССР акты помещаются в той части Свода, к которой они относятся по своему основному содержанию…

10. Каждый раздел Свода законов СССР и Свод в целом снабжаются хронологическими перечнями включенных актов, алфавитно-предметными указателями и другим справочным аппаратом, обеспечивающим удобство пользования материалами.

11. Работа по созданию Свода законов СССР ведется с использованием Научного центра правовой информации, оснащенного современными техническими средствами.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!