Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»»

/ История государства и права
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Тема 7. Средневековое государство и право Японии

 

1. Генезис японской государственности. Реформы Тайка и утверждение раннесредневекового общества и государства (VII в.).

2. Государственный строй императорской Японии. Установление и характерные черты военно-олигархического режима сёгуната (XII-XIX вв.).

3. Основные источники и общая характеристика средневекового права Японии.

 

Вопрос 1.   Характеризуя генезис японской государственности, нужно уделить внимание специфике природных условий, которые затруднили создание крупных рабовладельческих хозяйств, а также культурному влиянию Китая. В I-II вв. на юге японских островов начала складываться надобщинная администрация. Основу социальной организации составлял клан – «семья» от 5 до 60 тысяч человек, во главе которого стоял жрец. Нужно обратить внимание, что таким образом сложилось устойчивое, ранжированное, иерархическое общество, население которого делилось на простолюдинов (гэко) и «больших людей» (дайдзин). Первым государственным образованием в Японии считается объединение Ямато (сер. V – начало VII в.) – сложное вождество, сложившееся под влиянием Китая и буддистских монастырей.

Следует охарактеризовать «Конституцию» Сётоку (604 г. н.э.), заложившую основные принципы объединения. После этого нужно перейти к Манифесту Тайка и охарактеризовать реформы, призванные сделать Японию унифицированным государством. Результатом этих реформ стало не только утверждение раннего государства во главе с наследственным императором, но и упразднение частного землевладения, введение государственной системы наделения землей. Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду этой системы. Следует также обратить внимание на определенное сходство западного и японского средневековья.

Вопрос 2. При ответе на данный вопрос нужно показать специфику положения императора, выполнявшего ряд сакральных и светских функций, однако уже начиная с VIII в. более царствовавшего, чем управлявшего. Обратить внимание на традиционное двоевластие или даже троевластие, показать роль Большого государственного совета, дать общую характеристику существовавшим министерствам. Далее следует перейти  к характеристике установившейся в XII в. особой формы феодальной военной диктатуры – сёгунату, опиравшейся на военно-бюрократический аппарат - бакуфу. Нужно охарактеризовать сёгунаты Минамото, Асикага, Токугава, особое внимание уделив деятельности основателя третьего сёгуната Токугавы Иэясу.

Вопрос 3. Характеризуя источники права, следует отметить роль обычного права в раннесредневековой Японии. В VIII в. появляются законодательные документы – «кодексы». Следует охарактеризовать «Тайхо ёро рё» (административный кодекс, включающий также нормы гражданского, брачно-семейного и уголовного права) и «Тайхо ёро рицу», представленные ныне в виде единого свода «Тайхо ёро рицурё», уделить внимание роли текущего нормотворчества императоров. Обратить внимание на то, что в период сёгунатов на первое место выходят этико-правовые обыкновения и наставления (гири) и «кодекс чести» самураев, законотворчество оживляется в период третьего сёгуната. Отметить роль уставов торговых домов (Сумитомо, Мицубиси и т.д.). Обратить внимание, что с VII в. на протяжении столетий существуют три основные формы собственности на землю – казённая, общественная и  большесемейная. Вместо европейского термина «обязательство» - слово «гиму», обозначавшее обязанности человека в соответствии с его статусом. Нужно отметить связь брачно-семейного права с религией, проведение различий между административным деликтом и преступлением в зависимости от тяжести предусмотренных наказаний, смешанный обвинительно-инквизиционный характер судебного процесса.

 

Контрольные вопросы

 

1. «Конституция» Сётоку (604 г.): общая характеристика, особенности, структура.

2. Манифест Тайка (646 г.): характеристика новой системы управления и налогообложения.

3. Свод законов «Тайхорё» (702718 гг.): местная система управления, брачно-семейные, договорные отношения, процесс.

4. Административно-уголовный закон («Сикисэйрицу») 702718 гг.: общая характеристика.

 

Литература

 

1. Васильев Л.С. История Востока / Л.С. Васильев. Т. 1. М., 1993.

2. Воробьев М.В. Японский кодекс «Тайхо ёро рё» (VIII в.) / М.В. Воробьев. М., 1990.

3. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. Ч. 1. М., 2006.

4. История государства и права стран Азии и Африки. М., 1964.

5. Мендрин В.М. История сёгуната в Японии: в 2т. / В.М. Мендрин. М.; СПб. 1999.

6. Пасков С.С. Япония в раннее Средневековье. VII-XII вв.: ист. очерки / С.С. Пасков. – М., 1987.

7. Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии / К.А. Попов.    М., 1984.

8. Свод законов «Тайхо рицурё». 702718 гг. Рицу (Уголовный кодекс) / вступит. статья, пер. с древнеяпон. и комментарии К.А. Попова. – М., 1989.

9. Свод законов «Тайхорё». 702718 гг.: IXV законы /  вступит. статья, пер. с древнеяпон. и комментарии К.А. Попова. М., 1985.

10. Свод законов «Тайхорё». 702718 гг.: XVIXXX законы / вступит. статья, пер. с древнеяпон. и комментарии К.А. Попова. – М., 1985.

11. Филиппов А.В. «Стостатейные установления Токугава» 1616 г. и «Кодекс из ста статей» 1742 г.: право, общество и идеология Японии первой половины эпохи Эдо / А.В. Филиппов. – СПб., 1998.

12. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / сост. проф. В.А. Томсинов. М., 2001.

13. Эйдус Х.М. История Японии с древнейших времен до наших дней / Х.М. Эйдус. М., 1965.

 

Темы для самостоятельной работы студентов

 

1.    Арабский халифат.

2.    Мусульманское право: возникновение, доктрина, источники, структура, основные школы.

 

Литература

 

 1. Артемов В. Мусульманское право: исторический очерк / В. Артемов // Право и религия. 1997. № 10.

2. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье / Е.А. Беляев. М., 1966.

3. Большаков О.П. История Халифата: в 4 т. / О.П. Большаков. М.: Вост. лит., 2002.

4. Мусульманский мир (9501150 гг.). М., 1981.

5. Сюкияйнен Л.Р. Шариат, обычай, закон: координаты правового бытия российского мусульманина / Л.Р. Сюкияйнен // Человек и право. М., 1999.

6. Цмай В.В. Основные этапы становления концепции мусульманского права / В.В. Цмай, Р.З. Таилов // История государства и права. 2005. № 1.

7. Шарль Р. Мусульманское право / Р. Шарль. М., 1959.

 

Тема 8. Конституционные акты Англии XVII – начала XVIII в.

 

1. Законодательство основных этапов Английской буржуазной революции.

2. Реставрация Стюартов. «Славная революция».

3. Основные  конституционные  акты:  Хабеас  Корпус  акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г.

 

Вопрос 1. Английская буржуазная революция рассматривается как переломный момент в истории Великобритании. Ее основным итогом явилось создание в данной стране конституционной монархии. В связи с этим при ответе на поставленный вопрос необходимо выявить причины, повлекшие столь значительные потрясения политической жизни общества, а также условия, способствовавшие проведению преобразований. Рассмотрение же законодательных актов, принятых в этот период, целесообразно проводить одновременно с выделением этапов революции. Так, изучение Петиции о праве 1628 г. позволит студентам установить предпосылки тех изменений, которые позже потрясли английское общество. Анализ положений, содержащихся в актах, утвержденных Долгим парламентом (здесь особое внимание, в частности, уделить Трехгодичному акту 1641 г., актам об уничтожении системы чрезвычайных трибуналов, Великой Ремонстрации, Ордонансу о новой модели 1645 г.), дает возможность проследить происходившие изменения в государственном аппарате, в армии в период ликвидации монархии и установления республики. Новая же форма правления, сложившаяся в результате провозглашения «протектората» (фактически диктатуры О.Кромвеля), получила свое отражение в Орудии управления 1653 г., единственной в истории Англии писанной конституции.

Вопрос 2. При его рассмотрении студентам надлежит дать анализ расстановки сил на политической арене к 1660 году. В частности, противоречивость позиций и целей представителей различных течений и привела, после смерти О.Кромвеля, к реставрации монархии. Однако предполагалось, что она будет восстановлена на определенных условиях. Последние получили отражение в Бредской декларации 1660 г. Необходимо ознакомиться с текстом данного документа, определить его историческое значение, а также степень его реализации.

Фактически процесс формирования конституционной монархии был завершен лишь в результате «Славной революции». Такое название получил дворцовый переворот, в результате которого Стюарты были отстранены от власти и на престол  взошел Вильгельм Оранский .

Вопрос 3. Одним из наиболее важных документов рассматриваемого периода является Habeas Corpus Act 1679 г., принятый для защиты от произвольных арестов или задержаний. Следует объяснить механизм такой защиты и обратить внимание, что она могла быть предоставлена не всегда, то есть носила ограниченный характер. Необходимо указать, в каких случаях обозначенный акт не подлежал применению.

Достижения «Славной революции» нашли свое закрепление в принятых актах: Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г. В первом из названных документов были продекларированы права и вольности народа и парламента. Студентам посредством изучения данного акта следует описать и дать характеристику провозглашенным здесь правам подданных, а также установленным для королевской власти ограничениям по отношению к парламенту. По результатам же изучения Акта об устроении 1701 г. надлежит определить требования, предъявляемые к лицам, призывающимся к престолонаследию.

 

 

Темы для самостоятельного изучения

 

1.                        Развитие конституционной монархии и парламентаризма в Англии в XVIIIXIX вв.

2.                        Избирательные реформы XIX в.

3.                        Возникновение и развитие Британской империи.

 

Контрольные задания

 

Решите задачи

 

1. Сэр Джеймс Фрэзер, вернувшись из эмиграции в 1661 г., был восстановлен в правах на свое поместье. На основании этой грамоты он потребовал от Джона Кента, арендовавшего с 1638 г. участок земли в его поместье, арендную плату за 20 лет. В ответ Джон Кент обратился в суд и предъявил документы о пожаловании этого участка за услуги перед Парламентом. Документ был датирован 1645 г. Как должен поступить суд?

2. Родственники Пита Гастингса добились 1 сентября 1685 г. выдачи приказа Хабеас Корпус. Доставленный 5 сентября 1685 г. в Лондон арестованный предстал перед судьей Клифордом. Последний отказался рассматривать дело Гастингса, сославшись на осенние судебные каникулы. Правомерны ли действия судьи?

3. 14 июля 1680 г. в полдень Джон Гардин был задержан шерифом графства Йоркшир Томасом Бейли и помещен в тюрьму. Спустя некоторое время Джон Гардин потребовал предъявления ему копии предписания об аресте. Тюремный смотритель Ричард Уилинс отказался выполнить это требование, заявив, что арест произведен шерифом. Правомерны  ли его действия? (Изучите Хабеас Корпус Акт.)

4. Власти Манчестера в 1838 г. отказали Джону Конэлли участвовать в парламентских выборах. Последний обратился в суд. В обоснование своих притязаний истец указал, что ему 23 года, он прожил в Манчестере 5 лет, регулярно уплачивает налог на бедных. Иск Конэлли был отклонен. Правильно ли это? (Чтобы решить казус, нужно знать избирательные цензы, установленные Актом о народном представительстве 1823 г. для жителей городов.)

 

4. Дмитриевский Н.П. Законодательство Английской революции            1640-1660 гг. / Н.П. Дмитриевский. М.Л., 1946.

5. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. О.А. Жидкова и Н.А.

Крашенинниковой. Ч. 1. М., 2006.

6. Конституции и законодательные акты буржуазных государств          XVIIXIX вв. М., 1957.

7. Лавровский В.М. Английская революция в XVII в. / В.М. Лавровский, Н.А. Брак. М.: Наука, 1958.

8. Лавровский В.М. Сборник документов по истории Английской буржуазной революции XVII в. / В.М. Литература

 

1. Бромхэд Л. Эволюция британской конституции / Л. Бромхэд. М., 1980.

2. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / А.А. Вологдин. М., 2005.

3. Всеобщая история государства и права: учебник для вузов. Т. 2. Новое время. Новейшее время / под ред. В.А. Томсинова. М., 2002.Лавровский. – М., 1973.

9. Лисневский Э.В. История государства и права Великобритании (1870-1917) / Э.В. Лисневский. Ростов н/Д, 1975.

10. Пономарева В.В. Истоки и эволюция британского парламентаризма XIII – нач. XIX века / В.В. Пономарева. СПб., 2000.

11. Савельев В.А. Английский кабинет министров в XVIII – начале XIX в. (основные традиции развития) / В.А. Савельев // Тр. ВЮЗИ. – 1977. –  Т. 47.

12. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) / сост. проф. Н.А. Крашенинникова. М.: Зерцало, 1999.

13. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в  2 т.    Т. 2: Современное государство и право / сост. Н.А. Крашенинникова.       М.: Наука, 2004.

14. Энсон В. Английский парламент, его конституционные законы и обычаи / В. Энсон. СПб., 1908.

 

 

Тема 9. Конституционное законодательство

периода образования  США

 

1. Декларация независимости 1776 г. Возникновение конфедеративного союза американских штатов. Статьи конфедерации 1781 г.

2. Общая характеристика Конституции США 1787 г., ее основные принципы, структура.

3. Государственный строй США по Конституции 1787 г.

4. Билль о правах - первые десять поправок к Конституции.

 

Вопрос 1. Раскрытие данного вопроса надлежит начать с изучения причин войны за независимость. Для этого необходимо проанализировать характер сложившихся в концу ХVIII в. отношений в экономической и политической сфере между английскими колониями в Северной Америке и метрополией, правовой статус указанных субъектов.

В период войны за независимость и создания нового государства – США был принят ряд важнейших правовых документов. Одним из них является Декларация независимости 1776 года. При анализе данного акта студентам надлежит обратить внимание на то, что содержащиеся в документе положения составляют два блока. Первый - об объявлении бывших британских колоний независимыми суверенными государствами. Здесь же приведен перечень злоупотреблений, допущенных метрополией. Во втором блоке содержатся положения, в которых нашла отражение естественно-правовая доктрина, в том числе теория договорного происхождения государства, а также получили нормативное облачение права человека. Студентам следует составить перечень закрепленных в данном документе прав и свобод, охарактеризовав их.

Первый шаг к объединению независимых штатов был сделан в 1781 г. вследствие принятия и ратификации Статей конфедерации. Студентам надлежит уяснить основные принципы построения таковой, отметив, что к этому времени в штатах уже сложилась сильная политическая организация и были приняты собственные конституции. Кроме того, требуется определить созданную систему органов центральной власти.

Вопрос 2. Начать ответ на этот вопрос следует с раскрытия сложившихся экономических, политических, социальных и идеологических обстоятельств, обусловивших необходимость созыва в Филадельфии специального Конвента. Итогом работы обозначенного собрания явилось принятие Конституции США 1787 г. В указанном документе, имеющем весьма скромный объем, получили отражение принципы разделения властей, федерализма, судебного конституционного контроля и др. Необходимо дать анализ приведенных руководящих положений, показав их неразрывную связь.

Вопрос 3. В рамках указанного вопроса студенты должны рассмотреть как в Конституции США 1787 г. определены организация, компетенция и взаимодействие высших органов власти республики, проанализировать механизм работы так называемой «системы сдержек и противовесов». Особое внимание следует уделить правилам формирования органов законодательной, исполнительной и судебной власти на уровне штатов, а также принципу распределения полномочий между последними и подобными органами федерации.

Вопрос 4. Здесь студентам необходимо объяснить, почему политические права и свободы граждан не нашли своего отражения в статьях Конституции 1787 года, а потребовалось принятие дополнительного акта – Билля о правах. Указать какие права закреплены в данном документе, раскрыв их суть.

 

Темы для самостоятельного изучения

 

1. Эволюция государственного строя США в XIX в.

2.  Гражданская война 18611865 гг. в США.

 

Литература

 

1. Боботов С.В. Введение в правовую систему США / С.В. Боботов,        И.Ю. Жигачев. М.: Норма, 1997.

2. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред.      О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. Ч. 1. М., 2006.

3. Конституции и законодательные акты буржуазных государств           XVIIXIX вв. М., 1957.

4. Конституция США: История и современность / под ред. А.А. Мишина, Е.Ф. Языкова. М., 1988.

5. Мишин А.А. Конституция США: политико-правовой комментарий / А.А. Мишин, В.А. Власихин. М., 1985.

6. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США / А.А. Мишин. М., 1984.

7. Согрин В.В. Образование североамериканского государства: новое прочтение / В.В. Согрин // Новая и Новейшая история. 2002. № 1.

8. Согрин В.В. Политическая история США XVIIXX вв. / В.В. Согрин.       М., 2001.

9. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты.      М., 1994.

10. Становление американского государства / отв. ред. А. Фурсенко. СПб., 1992.

11. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. проф. Н.А. Крашенинникова. Т. 2: Современное государство и право / сост. Н.А. Крашенинникова. М.: Норма, 2004.

12. Юдовская А.Я. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVIIXIX вв.): Книга для чтения / А.Я. Юдовская. СПб., 1996.

 

 

 

Тема 10. Законодательство Французской буржуазной революции

 

1. Первый этап революции (14 июля 1789 г. – 10 августа 1792 г.). Фельяны у власти. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция Франции 1791 г.

2. Второй этап революции (10 августа 1792 г. – 2 июня 1793 г.). Жирондисты у власти. Характеристика основных декретов.

3. Третий этап революции (2 июня 1793 г. – 27 июля 1794 г.). Якобинцы у власти. Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Конституция Франции 1793 г. Основные декреты.

 

Великая Французская революция имеет огромное значение в мировой истории. В ходе ее проведения были радикально изменены государственный строй и система экономических, социальных отношений (феодальный способ производства сменился капиталистическим, вследствие чего усилились позиции так называемого третьего сословия). Принятые же во время Великой Французской революции конституционные документы провозглашали общечеловеческие ценности и идеалы демократии, неотчуждаемые права человека и гражданина.

Вопрос 1. При  изучении первого вопроса необходимо указать причины и предпосылки  революционных преобразований во Франции в конце XVIII в., особое внимание обратить на  расстановку политических сил, неурожайные годы, голодные бунты).

Студентам необходимо дать оценку предпринимаемым королевской властью попыткам сохранить существующий строй – открытие Генеральных штатов и увеличение в них количества представителей третьего сословия. Кроме того, требуется объяснить, почему наибольшее влияние в Учредительном собрании приобрели фельяны, под контролем которых были приняты такие конституционные акты как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Конституция 1791 г.

При изучении Декларации прав человека и гражданина 1789 г. следует обратить внимание на закрепленные в данном документе естественные права человека (ст.ст. 2, 4), положения о собственности и ее защите (ст.ст. 13, 14 и 17). Немаловажное значение имели и провозглашенные права граждан в политической сфере (ст.ст. 10, 11), а также идея законности, наиболее ярко проявляющаяся при отправлении правосудия по уголовным делам (ст.ст. 5, 7 и 8). Вместе с тем студентам нужно отметить непоследовательность указанной Декларации. Так, она обходит молчанием власть короля, рабство, свободу ассоциаций и собраний. Кроме того, Учредительным Собранием принимались декреты, противоречащие положениям Декларации (указать, что это за акты).

При изучении Конституции 1791 г. студенты должны охарактеризовать установленный государственный строй, дать анализ системы высших государственных органов, их полномочиям, а также организации местного самоуправления. Необходимо обратить внимание на порядок выборов представителей в Законодательное Собрание.

Вопрос 2. При ответе на этот вопрос студентам следует дать анализ событиям, послужившим причиной для создания Национального Учредительного конвента, где руководящие позиции заняли жирондисты. Последние под влиянием революционно настроенных масс провели через Законодательное Собрание ряд законодательных актов, в частности, аграрный закон, декрет о разделе конфискованных земель, декрет об установлении максимума на зерно. Выделить и охарактеризовать основные положения названых документов.

Вопрос 3. Третий этап Великой Французской революции вошел в историю под названием Якобинской диктатуры. В указанный период были приняты декреты по земельному вопросу, в области социальной политики и другие (дать анализ изданных актов). Но наиболее важное политическое значение имели Декларация прав и свобод человека и гражданина 1793 г. и Конституция 1793 г.

При изучении Декларации 1793 г. студентам следует уяснить ее радикально-революционное содержание, показать ее отличие от Декларации 1789 г. Особое внимание необходимо обратить на провозглашенные политические права граждан и гарантии от деспотизма и произвола государственных властей (ст.ст. 7, 11, 35, 122 и др.). Объяснить, почему в период Якобинской диктатуры имело место игнорирование закрепленных в Декларации прав и свобод.

Рассмотрение Конституции 1793 г. должно включать в себя характеристику основных ее принципов: всеобщего избирательного права, народного суверенитета и др. В названном документе объявлялось, что Франция является государством с республиканской формой правления, в связи с чем была создана новая система государственных органов. Студенты должны уяснить структуру нового государственного аппарата, порядок формирования и полномочия высших органов государственной власти. При этом необходимо показать, почему закрепленная в Конституции система государственных органов не была реализована на практике, а имело место создание иных организаций революционной власти: Национального Конвента, Комитета общественного спасения, Комитета общественной безопасности, Революционного трибунала и др.

 

Тема для самостоятельного изучения

 

Французская революция XVIII в. и право.

 

Контрольные задания

 

Решите задачи по законам Французской буржуазной революции            17891794 гг.

1. В   1792  г.  работники  одной  из  текстильных  мануфактур г. Лиона прекратили работу и потребовали увеличения заработной платы. Попытки возобновить работу с помощью иногородних  поденщиков были сорваны. Тогда хозяин мануфактуры обратился за содействием к городским властям. Какие меры будут приняты властями и на основании какого закона? 

2. В ноябре 1793 г. графиня Дюбарри, возвратившаяся из Лондона во Францию, по приказу властей Марселя была заключена под стражу. Чем руководствовались местные власти? Какое наказание может ожидать графиню Дюбарри? (Изучите законодательство Французской буржуазной революции.)

3. В марте 1794 г. в Комитет общественной безопасности поступил донос от «доброго патриота», что бывший священник Мерсье неуважительно отозвался о культе «Верховного существа». Какие юридические последствия наступят для Мерсье? (Изучите законы Французской буржуазной революции.)

 

Литература

 

1. Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 г. // Советское государство и право. 1989. № 7.

2. Документы истории Великой французской революции. Т. 1. М., 1990.

3. Документы по истории Великой французской революции. Т. 1-2. М., 19901992.

4. Ильин А.В. Из истории права / А.В. Ильин, С.А. Морозова. СПб., 1996.

5. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред.      О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. Ч. 1. М., 2006.

6. Крашенинникова Н.А. Великая французская буржуазная революция и ее первые конституционные акты / Н.А. Крашенинникова // Правоведение.   1977. № 1.

7. Олар А. Политическая история Французской революции. Происхождение и развитие демократии и республики / А. Олар. М.Л., 1986.

8. Рождение французской буржуазной политико-правовой системы / под ред. А.И. Королева, К.Е. Ливанцева. Л., 1990.

9. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. проф. Н.А. Крашенинникова. Т. 2: Современное государство и право / сост. Н.А. Крашенинникова. М.: Норма, 2004.

10. Юдовская А.Я. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVIIXIX вв.). Книга для чтения / А.Я. Юдовская. СПб., 1996.

 

 

 

Тема 11. Французский гражданский кодекс 1804 г.

 

1. История создания кодекса, его источники и система.

2. Характеристика первой книги “О лицах” (правоспособность и дееспособность, акты гражданского состояния, брачно-семейные отношения).

3. Характеристика второй книги ФГК “Об имуществах и различных видоизменениях собственности”.

4. Характеристика третьей книги “О различных способах приобретения права собственности” (наследование, обязательственное право).

 

Вопрос 1. При раскрытии первого вопроса студентам следует охарактеризовать сложившиеся в обществе политические, экономические и социальные условия в конце XVIII - начале XIX вв., объяснить имевшуюся насущную потребность в проведении кодификации (выявить причины). Необходимо обратить внимание на историю создания Французского гражданского кодекса 1804 г. (этапы, образование комиссии для подготовки проекта, лица, в нее входящие, утверждение кодекса), на источники, послужившие основой для формулирования гражданско-правовых норм (римское право, кутюмы, ордонансы, революционное законодательство), а также на систему построения названного нормативного правового акта.

Вопрос 2. В первой книге «О лицах» содержатся гражданско-правовые нормы о равенстве и свободе граждан. Следует отметить, что отсутствует упоминание об юридических лицах, объяснить, чем это обусловлено. В рамках данного вопроса надлежит обратить внимание на положения о правоспособности и дееспособности лиц, а также на предусмотренные кодексом основания для ограничения дееспособности.

В первой книге ФГК 1804 г. закреплялись и основные принципы брачно-семейного права Здесь студентам следует охарактеризовать установленные законом форму брака, условия для его заключения (возраст, согласие родителей), отношения между супругами (как имущественные, так и неимущественные), основания для расторжения брака, отношения между родителями и детьми, институт опеки.

Вопрос 3. Во второй книге ФГК 1804 г. «Об имуществах и различных видоизменениях собственности» регулируются вещные правоотношения (право собственности, узуфрукт, узус и др.). В частности, в данном нормативном правовом акте предлагается понимание права собственности как права пользования и распоряжения вещами наиболее абсолютным образом, ограничение которого возможно лишь на основе закона и регламента. Уяснение названного института надлежит проводить через определение его содержания, видов собственности в зависимости от субъектов права и возможностей ограничения этого права (узуфрукт, сервитут и др.) или даже лишения такового (реквизиция). Необходимо также рассмотреть выделяемые здесь виды имущества (движимое и недвижимое) и различные способы их защиты, обратив внимание на преимущественную защиту интересов собственника недвижимости.

Вопрос 4. В третьей, наиболее значительной по объему, книге ФГК 1804 г. «О различных способах, которыми приобретается собственность» представлены обязательственные правоотношения, виды договоров, наследственное право. Наследниками по закону могли быть родственники до двенадцатой степени родства. При наследовании по завещанию определялась обязательная доля на детей наследодателя.

В кодексе закреплены принципы свободы заключения договоров и равенства сторон. При изучении обязательств, возникающих из договоров, студенты должны уяснить условия действительности соглашений; обстоятельства, влекущие признание последних ничтожными; а также рассмотреть отдельные виды договоров и их отличительные черты. Следует отметить, что зашита прав работника была слабой. Правоотношения, возникающие в области коммерческой деятельности, были подробно урегулированы в Торговом кодексе Франции 1807 г.

Кроме того, студентам надлежит рассмотреть положения ФГК 1804 г., регламентирующие обязательства, возникающие из деликтов (причинения вреда).

 

Тема для самостоятельного изучения

Кодификация Наполеона.

 

Контрольные задания

 

Решите задачи по законам Французского гражданского кодекса

 

1. Жюль Превер приобрел у Симона Верне яблоневый сад. В августе, когда начался сбор фруктов, Верне потребовал, чтобы Превер передал ему урожай или его стоимость. Свои требования он мотивировал тем, что договор купли-продажи предусматривал отчуждение лишь «корней» фруктовых деревьев, но отнюдь не их плодов. Смешно, утверждал Верне, делать предметом сделки такую неопределенную вещь, как будущий урожай яблок. Его притязания были отклонены. Какое решение примет суд?

2. Альфред Маси женился на Эжени Люсаг. Отец Альфреда – Роже Маси предъявил иск о признании этого брака недействительным, поскольку он был против выбора сына. В свою очередь Альфред Маси сослался на то, что он женился с согласия матери, Мари Маси. Каким должно быть решение суда?

3. Анри Форе, не спрашивая согласия членов семьи, 17 октября 1817 г. продал участок земли, являющийся частью приданого жены Мари Форе, урожденной Птивальяж. Родители М. Форе обратились с иском в суд, оспаривая право Анри Форе продавать свой участок. Каким должно быть решение суда?

4. После смерти Люси Клеман - последовавшей 3 сентября 1828 г., обнаружено завещание, по которому она оставила своему внебрачному сыну Пьеру Бизе наследство. Правильно ли это завещание?

5. Альберт де Моран получил наследство, включающее очень ценную старинную библиотеку, и подарил ее своему другу молодому ученому-филологу Гюставу Роже. Родственник де Морана Филипп де Артуа обратился с иском в суд, оспаривая вышеуказанное дарение. Каким будет решение?

6. Жан Робер продал Алену де Пате за 2 тысячи франков карманные часы. Спустя три дня покупатель потребовал передачи ему золотой цепочки, к которой крепились часы. Свое требование А. де Пате аргументировал ссылкой на положение римского права – «принадлежность следует судьбе главной вещи». Жан Робер наотрез отказался удовлетворить это требование, заявив, что нелепо строить притязание на правовых нормах давно ушедшего в историческое небытие государства. Какое решение примет суд? 

7. Филипп Ларю 17 сентября 1854 г. предложил Сержу Бакэ продать ему луг под названием «Серая сорока» и в очередной раз получил отказ. В ответ Ларю заявил, что такое поведение Бакэ явно свидетельствует как о его дурном характере, так и о недоброжелательном отношении ко всему семейству Ларю и делает весьма проблематичной свадьбу собственника «Серой сороки» с Катрин Ларю. 28 октября 1854 г. нотариус засвидетельствовал купчую Ларю на луг. 14 ноября 1855 г. Бакэ предъявил иск о признании указанного договора купли-продажи недействительным. Какое решение примет суд?

8. Некто Филипп де Корбонн, отец двух совершеннолетних детей Валентин и Валери, собственник весьма ценного собрания гравюр (основного достояния семьи, оцениваемого в 60 тыс. франков), 20 апреля 1850 г. подарил Марселю Труа, искусствоведу, несколько ценных гравюр. Свой дар Филипп де Корбон мотивировал тем, что во всем мире подлинную ценность гравюр знает только М. Труа. Валери и Валентин обратились в суд, оспаривая действия отца. Как решить этот казус? 

9. Жан Лурье составил завещание, по которому его сыновья Эжен и Анри получали по 50 тыс. франков, а Пьер – 80 тыс. франков. Обосновывалось это тем, что, во-первых, Пьер – старший сын, во-вторых, самый любимый, и в-третьих, у него уже есть дети. Пьер, потрясенный смертью отца, скончался в тот же день. Ознакомившись с завещанием, Эжен и Анри отказались признать какие-либо наследственные права за внуками Жана Лурье. Как решить казус?

10. Тереза и Жан Боден после десятилетней совместной жизни решили расстаться. Затем от связи между Терезой и Филиппом де Корбоном родился ребенок, который после смерти Жана Бодена предъявил претензии на наследство. Прав ли он?

11. Леон Абервиль 17 мая 1820 г. продал принадлежащий ему участок под названием «Черный дрозд» Жану Леру за 20 франков. Однако спустя несколько дней обратился в суд с иском о расторжении договора, утверждая, что по своей неопытности не знал подлинной цены участка. Ответчик отказался удовлетворить претензии истца, ссылаясь на то, что договор купли-продажи был заключен с соблюдением всех необходимых формальностей. Как должен поступить суд?

12. Пьер Леру в 1880 г. женился на Регине Миллер. После нескольких лет совместной жизни, которые были омрачены непристойным поведением мужа, Регина Леру потребовала развода и возмещения ущерба, причиненного принадлежащему ей имуществу. Притязания своей супруги Пьер Леру отклонил. Как решить казус?

 

Литература

 

1. Бердникова С.А. Гражданский кодекс Франции 1804 г.: учеб. пособие       / С.А. Бердникова. Красноярск, 2002.

2. Боботов С.В. Правосудие во Франции: учеб. пособие / С.В. Боботов. М., 1994.

3. Ильин А.В. Из истории права / А.В. Ильин, С.А. Морозова. СПб., 1996.

4. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред.      О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. Ч. 1. М., 2006.

5. Основные институты гражданского права зарубежных стран: сравнительно-правовое исследование / под ред. В.В. Залесского. М., 2000.

6. Рождение французской буржуазной политико-правовой системы / под ред. А.И. Королева, К.Е. Ливанцева. Л., 1990.

7. Саньяк Ф. Гражданское законодательство Французской революции    17891804 гг. / Ф. Саньяк. М., 1928.

8. Французский гражданский кодекс 1804 г. М., 1941.

9. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. проф. Н.А. Крашенинникова. Т. 2: Современное государство и право / сост. Н.А. Крашенинникова. М.: Норма, 2004.

 

 

Тема 12. Политическое развитие Германии в XIXXX вв.

 

1. История создания Германской империи. Конституция 1871 г.

2. Ноябрьская революция 1918 г. Образование Веймарской республики. Конституция 1919 г.

3. Фашистская диктатура в Германии.

4. Политическая история Германии в послевоенный период. Основные юридические акты 19451990 гг.

 

Вопрос 1. К началу Х1Х в. на территории «Священной римской империи Германской нации» существовало множество разрозненных государств – империя (Австрия), королевства (Пруссия, Саксония, Бавария и др.), герцогства, княжества, города-республики. В таких условиях вопрос об объединении Германии являлся ключевым, требующим своего разрешения.

В связи с эти студентам необходимо указать экономические и политические причины, способствовавшие созданию единого государства. Следует дать анализ и ранее предпринимавшимся попыткам объединения германских государств как посредством учреждения различного рода союзов (Рейнский, таможенный, налоговый, Северо-Германский), так и попыткам создания буржуазно-демократических республик  1848 г. и принятия первых конституций, нереализованных из-за поражения революции. Кроме того, студентам необходимо показать, в силу каких обстоятельств образование единого государства происходило именно под эгидой Пруссии, а не какого-либо другого германского государства.

Создание Германской империи было юридически оформлено путем принятия Акта о провозглашении империи 1871 г. и Конституции 1871 г. В последнем из названных документов четко прослеживается закрепление гегемонии Прусского королевства. Задача студентов состоит в том, чтобы на основе анализа статей Конституции 1871 г. продемонстрировать приоритет указанного государства, в частности, при формировании высших органов государственной власти и управления, при принятии законов, при внесении изменений в Конституцию. Все это свидетельствует об унитаристской тенденции в организации Германской империи.

В рамках этого вопроса следует рассмотреть по Конституции 1871 г. конкретные полномочия императора, рейсканцлера, Союзного совета (бундесрата) и рейхстага. Кроме того, надлежит изучить характер взаимодействия указанных органов между собой, а также степень их ответственности.

Вопрос 2. Второй вопрос раскрывает историю образования Веймарской республики. Поражение Германии в первой мировой войне способствовало нарастанию политической напряженности в стране. Следствием этого явилась ноябрьская революция 1918 г. В ходе ее проведения была создана новая система органов управления. В частности, в январе 1919 г. на основе выборов было сформировано Национальное собрание. Студентам следует обратить внимание на расстановку сил в данном государственном органе, на характер политико-правовых установок фракций, принимавших участие в его работе. Результатом работы Национального собрания явилось принятие в 1919 г. Конституции, получившей название Веймарской.

При изучении указанного документа требуется охарактеризовать федеративное устройство Германии, сделать анализ полномочий, предоставляемым федерации и землям. Кроме того, студентам следует уяснить порядок формирования и взаимодействия высших органов власти и управления государства, определить их компетенцию. 

Необходимо выделить провозглашенные Конституцией 1919 г. права и свободы, которые фактически носили ограниченный характер. Установить, в чем это проявлялось.

Вопрос 3. В рамках данного вопроса надлежит выявить политические, экономические и социальные причины краха Веймарской республики, кризиса парламентских процедур, установления авторитаризма. Кроме того, следует уяснить суть фашизма, ставшего главной и единственной признанной идеологией Германии в 1930-1940-е гг., как исторического явления. Здесь же необходимо рассмотреть обстоятельства прихода к власти А.Гитлера, закрепления монополистического положения НСРП, обсудить произошедшие в связи с этим изменения в политическом режиме и государственном строе Германии. Целесообразно проводить освещение этих вопросов по результатам изучения законодательных актов указанного периода («Об устранении бедственного положения народа и государства», «Об обеспечении единства партии и государства» и др.).

Вопрос 4. При изучении этого вопроса следует прежде всего обратиться к рассмотрению принятых на Потсдамской конференции соглашений, определявших судьбу послевоенной Германии. Предполагалось ее превращение в единое, демократическое и миролюбивой государство. Однако уже в 1948 году на территории Германии были образованы два самостоятельных государства – ФРГ и ГДР. Студентам следует уяснить причины и последствия такого политического решения.

Создание ФРГ получило  юридическое закрепление в Конституции 1949 г. В названном документе нашли отражение принципы федеративного устройства и разделения властей, что надлежит показать на основе анализа соответствующих статей Конституции 1949 г. Студенты должны охарактеризовать порядок взаимодействия федерации и ее субъектов; а также создаваемые высшие органы федерации (порядок их формирования, существующую здесь систему сдержек и противовесов). Особое внимание следует уделить органу конституционного надзора – Федеральному конституционному суду.

В рамках данного вопроса необходимо также проследить эволюцию государственного строя и политического режима в ФРГ в период с 1949  по 1990 гг. В результате проводимой внешней и внутренней политики стало возможным объединение Германии, завершившееся 3 октября 1990 г. Студентам следует уяснить принципы, на основе которых происходило воссоединение ФРГ и ГДР. В этом поможет изучение принимаемых в ходе данного исторического процесса договоров.

 

Контрольные вопросы

 

1. Форма правления и особенности государственного аппарата Германии по Конституциям 1871 г. и 1919 г.

2. Организация государственного единства Германии по Конституциям 1871 г. и 1919 г.

3. Демократические права и свободы граждан по Веймарской конституции.

4. Падение Веймарской республики и установление тоталитарного политического режима.

5. Законодательное оформление диктатуры фашистской партии и авторитарной власти фюрера.

6. Основные изменения в форме государственного устройства «Третьей империи».

7. Решение Потсдамской конференции трех держав 1945 г. Оккупационный статут для Западной Германии.

8. Образование ГДР и ФРГ.

9. Конституция ФРГ 1949 г.: высшие органы власти, государственное территориальное устройство.

10. Объединение Германии в 1990 г.

 

Литература

 

1. Бабанцев Н.Ф. Германская империя 18711919 гг. / Н.Ф. Бабанцев, В.П. Прокопьев. Красноярск, 1984.

2. Бланк А.С. Старый и новый фашизм / А.С. Бланк. М., 1987.

3. Брехт А.О. О государственном устройстве Веймарской республики и вопросы ее политической системы / А.О. Брехт // Проблемы формирования и развития политической системы буржуазного общества. Свердловск, 1984.

4. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / А.А. Вологдин. М., 2005.

5. Галкин А.А. Германский фашизм. 2-е изд. / А.А. Галкин. М.: Наука, 1989.

6. Галкин А.А. О фашизме, его сущности, корнях, признаках и формах проявления / А.А. Галкин // Полис. 1995. № 2.

7. Галкин И.С. Создание Германской империи 1815 – 1871 гг. / И.С. Галкин. М.: Высш. шк., 1986.

8. Драбкин Я.С. Становление Веймарской республики / Я.С. Драбкин. М.: Наука, 1978.

9. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред.      О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. Ч. 1. М., 2006.

10. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-1990 гг.: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е.Ф. Язькова. М.: Высш. шк., 1993.

11. История фашизма в Западной Европе. М., 1987.

12. Марченко М.Н. Соотношение законодательной и исполнительной власти в государственном механизме Германии 1930-х годов / М.Н. Марченко // Вестн. МГУ. Серия 11. Право. 1994. № 5.

13. Мельников Д. Нацистский режим и его фюрер / Д. Мельников, Л. Черная. М., 1991.

14. Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 г. М.: Учпедиздат, 1959.

15. Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели / Д.М. Проэктор. М., 1989.

16. Руге В. Германия в 19171933 гг. / В. Руге. М., 1974.

17. Урьяс Ю.П. Механизм государственной власти в ФРГ. М., 1988. 

18. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. проф. Н.А. Крашенинникова. Т. 2: Современное государство и право / сост. Н.А. Крашенинникова. М.: Норма, 2004.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!