Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «История государства и права России»»

/ История государства и права
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

 

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Семинар 1.

Государство и право России в период становления

и развитии абсолютной монархии (XVIII в.) (2 ч)

 

Вопросы к семинару

1.  Становление и особенности абсолютной монархии в России.

 

2. Эволюция правового положения сословий в XVIII в.

3. Формирование новой системы права. Источники. Попытки кодификации.

4.  Первый уголовный кодекс в России и его общая характе­ ристика.

5. Гражданское, наследственное и семейное право в XVIII в.

6. Развитие уголовного права и процесса со второй четверти XVIII в.

7. Практические задания.

 

Рекомендации. Приступая к вопросу 1, необходимо, прежде всего, дать общую характеристику абсолютизма, причин его воз­ никновения. Далее укажите хронологические рамки, основные этапы и особенности абсолютизма в России. Какие факторы по­ влияли на становление российского абсолютизма?

 

Дайте характеристику реформам государственного управ­ ления в начале XVIII в. Какова цель судебной реформы? Какое значение для России имела военная реформа Петра I?

 

Рассматривая вопрос 2, надо выделить в российском обще­ стве две группы — привилегированные сословия (дворянство, духовенство, верхушка купечества) и непривилегированные со­


 

26


 

 

 

 



словия (крестьяне, мещане). Для этого необходимо подвергнуть анализу Указ 1714 г. о единонаследии, Табель о рангах 1722 г., Жалованные грамоты Екатерины II 1785 г. Укажите на появление новых социальных групп в российском обществе, дайте им харак­ теристику. Какие слои стали социальной опорой абсолютизма?

 

При изложении вопроса 3 отметьте, что основным источни­ ком права в XVIII оставалось Соборное уложение 1649 г., хотя наряду с ним появились новые источники права — манифесты, указы, уставы, регламенты и др. Дайте им характеристику.

 

Расскажите о попытках кодификации в XVIII в. Для создания нового проекта уложения учреждались различные комиссии, как они назывались? Остановитесь подробнее на работе Уло­ женной комиссии 1767–1768 гг. Почему попытки кодификации не увенчались успехом?

 

При рассмотрении вопроса 4 обратите внимание на то, что результатами кодификационной работы первой четверти XVIII века стали Артикул воинский 1715 г. — первый уголовный ко­ декс России и Краткое изображение процессов или судебных тяжб 1715 г. — процессуальный кодекс.

 

Дайте общую характеристику Артикулу воинскому, его струк­ туре и содержанию, источникам. Поясните, почему из военного кодекса он стал кодексом общегражданским.

 

Дайте характеристику юридической технике Кодекса. В чем ее отличие от юридической техники Соборного уложения?

 

Основываясь на содержании Артикула, раскройте понятие «пре­ ступление», укажите виды преступлений. Какие преступления счита­ ются более тяжкими, почему? Какие цели преследовало наказание?

 

Рассмотрите сущность инквизиционного (розыскного) про­ цесса, какие нормы регламентировали стадии процесса? Какие виды доказательств применялись? Расскажите о системе фор­ мальных доказательств.

 

Излагая ответ на вопрос 5, обратите внимание на различие правосубъектности физических лиц. Чем оно было вызвано?

 

Как понималось в XVIII в. право собственности, владение, пользование? Какие сервитуты нашли отражение в граждан­ ском праве XVIII в.? Изучая вопрос развития обязательственно­ го права, обратите внимание на условия заключения договоров, их формы и виды. Что представляло собой вексельное право? Какие институты зарождающегося торгового права вы можете назвать? Проследите эволюцию наследственного права.


 

27


 

 

 

 



Какие изменения были сделаны в области семейного права при Петре I? Перечислите условия для заключения брака. Как изменился брачный возраст? Какие изменения появились в по­ рядке заключения брака и поводах для расторжения брака?

 

Охарактеризуйте правовой статус мужа и жены. Каковы пре­ делы родительской власти в XVIII в.?

Отвечая на вопрос 6, расскажите о судебной реформе Ека­ терины II. Какую цель преследовала реформа? Каков состав и юрисдикция совестного суда? Какой орган был апелляционной и ревизионной инстанцией в губерниях?

 

Какой орган был высшим судебным органом в судебной си­ стеме?

Судебная реформа 1775 г. осуществила попытку отделить суд от администрации. Почему эта попытка не удалась?

 

Практические задания

Задание 1. Составьте схему «Система государственной вла­ сти в условиях абсолютной монархии», используя следующие понятия: император, генерал-прокурор, Сенат, коллегии, губерн­ ская канцелярия, Синод, Иностранная коллегия, Адмиралтей­ ство, Коммерц-коллегия, Берг-коллегия, Воевода, Мануфактур-коллегия, Камер-коллегия, Штатс-коллегия, Ревизион-коллегия, Главный магистрат, Вотчинная коллегия, Юстиц-коллегия, гу­ бернатор, Провинциальная канцелярия.

 

Задание 2. Заполните таблицу.

 

 



Правовое положение дворянства

 

 

Указы

 

Манифест

Жалованная

 

о единонаследии

 

 

Табель о рангах

о вольности

грамота

 

и об отмене

 

 

дворянства

дворянству

 

местничества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Заполните таблицу.

 

 



Правовое положение купечества

 

 

1-я гильдия

2-я гильдия

3-я гильдия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

28


 

 

 

 



Задание 4. Заполните таблицу.

 

 



Государственная деятельность

 

 

Петр I

Анна Иоанновна

Елизавета Петровна

Екатерина II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З   а д а ч и

 

1. Офицер Демидов был уличен в том, что подделал докумен­ ты и получил деньги для выплаты жалованья большему числу подчиненных, чем было у него в роте. Какое наказание назначит суд Демидову?

2.  В 1722 г. солдат Ростовского полка Никита Бобыкин пред­ стал перед военным судом по обвинению в утрате своего мунди­ ра. На суде он показал, что, будучи пьяным, офицер у которого он состоит в денщиках, проигрался в карты. Придя домой, он при­ казал денщику, продав свой мундир, уплатить долг купеческому сыну Алексею Агашину. Какое решение должен принять суд?

3. Поручик Кривич написал анонимный донос о том, что май­ ор Голицын при выдаче жалованья солдатам часть денег утаил,

 

и  через своего знакомого адъютанта командира полка Колычев подбросил пасквиль. Будучи уличенным, Кривич оправдывался тем, что во время сочинения письма находился в состоянии силь­ ного душевного волнения, вызванного оскорблением со сторо­ ны Голицына. Какое наказание должны понести виновные?

4.  Во время учений по стрельбе рядовой Иван застрелил ка­ прала Семенова. Во время судебного разбирательства выясни­ лось, что капрал был пьян, заснул в том месте, где шли учения. Проснувшись от выстрелов, капрал побежал прямо на мишени

 

и  попал под обстрел. Каким будет вердикт судей?

 

 



Р е ф е р а т ы п о       т е м е

 

 



1. Эволюция Сената в XVIII в.

2.   Положение Церкви (новообрядческой и старообрядче­ ской) в Синодальный период.

3. Формирование «шляхетства» как правящего сословия при Петре I.

4. Дворцовые перевороты XVIII века, причины и последствия.


 

29


 

 

 

 



5. Высшие законосовещательные органы в XVIII в.

6. Абсолютизм и самодержавие: проблемы соотношения.

 

Б   и б л и о г р а ф и я

 

 



А. Источники

1.   Хрестоматия по истории отечественного государства и права / Ю. П. Титов. — М., Проспект, 2001.

2.   Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X в. — 1917 г. / В. А. Томсинов. — М., 2000.

3.   Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917–1991 гг. / О. И. Чистяков. — М., 2008.

4.  Хрестоматия по истории российского государства и пра­ ва / И. Ю. Маньковский. — Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014.

5. URL: https://tigp.files.wordpress.com/2014/03/d185d180d0b 5d181d182d0bed0bcd0b0d182d0b8d18f-d187–1.pdf.

 

Б.  Литература

1.  Земцов Б. Н. История отечественного государства и права: Учебное пособие для вузов. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.

 

2. Исаев И. А. История государства и права России. — М., Про­ спект, 2016.

3.   История отечественного государства и права: Учебное пособие / Г. Ю. Курскова, В. Ф. Калина, В. Н. Белоновский и др.; под ред. Н. В. Михайлова, Г. Ю. Курскова. — М.: Юнити-Дана, 2015http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115292.

 

4. История государства и права России. В 2х т. Т. 1: Учебник /

В.  В. Захаров; Под общ. ред. В. М. Сырых; ФГБОУ ВПО «Россий­ ская академия правосудия». — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014 http://znanium.com/bookread2.php?book=426401.

 

5. История государства и права России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н. А. Колоколов; Под ред. Н. А. Колоколова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

6.   Курицын В. М. История отечественного государства и права. — М: Юнити-Дана, 2016. http://www.biblioclub.ru/index. php?page=book_view&book_id=83301.

 

7. Лаптева Л. Е. История государства и права России. — М., 2016.

 

8.   Мулукаев Р. С. История отечественного государства и права. — М: Юнити-Дана, 2016. http://www.biblioclub.ru/index. php?page=book_view&book_id=115293.


 

30


 

 

 

 



9. Немытина М. В., Михеева Ц. Ц. История отечественного го­ сударства и права. — Саратов: Научная литература, 2017.

10.  Титов Ю. П. История государства и права России. — М., Проспект, 2016.

11.  Рогов В. А. История государства и права России IX–XX вв.

— М.: Таис, 2015.

12.  Романенкова, Е. Н. История отечественного государства и права: Конспект лекций / Е. Н. Романенкова. — М.: Проспект, 2015. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276987.

 

Семинар 2.

Государство и право Российской империи

в первой половине XIX в. (4 ч)

 

Вопросы к семинару

1.   Реформы государственного управления в первой поло­ вине XIX в.

2.Кодификация права в первой половине XIX в. Общая харак­ теристика Полного собрания законов Российской империи и Свода законов Российской империи.

3.   Вещное, обязательственное, наследственное право по Своду законов Российской империи.

4. Уголовное право и процесс в первой половине XIX в.

5. Практические задания.

 

Рекомендации. Отвечая на вопрос 1, необходимо дать ха­ рактеристику периоду российской государственности с начала XIX в. до 1861 г. Раскройте новые черты в социально-экономи­ ческом­ развитии России.

 

Докажите, что в данный период абсолютизм в России достига­ ет наивысшего развития. Охарактеризуйте правовой статус им­ ператора. Какую роль в утверждении власти императора играла Собственная Его Императорского Величества канцелярия? На какие отделения она делилась? Каковы были их функции?

 

Рассмотрите содержание реформ государственного управ­ ления в начале XIX в. Какие новые органы были созданы? Как осуществлялось управление окраинами в Российской империи? Дайте характеристику политики государства по отношению к национальным окраинам. Можно ли сказать, что русификация окраин носила абсолютный характер?


 

31


 

 

 

 



Для ответа на вопрос 2 необходимо вспомнить попытки ко­ дификации в России в XVIII в. и выявить причины их неудач. По­ чему государство и в начале XIX в. испытывало необходимость в систематизации законов? Дайте характеристику государствен­ ных органов и лиц, занимавшихся данной деятельностью. Какие задачи поставило перед ними государство? Почему вначале появилось Полное собрание законов Российской Империи, а потом Свод законов Российской империи?

 

При вопросе 3 надо начать изложение материала с рассмотре­ ния гражданской правосубъектности и исследования права соб­ ственности и способах его приобретения. Расскажите, как понимал законодатель термин «владение», какие виды владения вы знаете? Что такое сервитут, какие виды сервитутов вы можете назвать?

 

Как изменилось понятие договора по сравнению с предыдущим периодом? Рассмотрите порядок и формы заключения договора. Какие средства обеспечения договора предусматривал законода­ тель? Дайте характеристику известным вам видам договоров.

 

Какие изменения произошли в семейном праве по сравне­ нию с предыдущим периодом? Как изменился правовой статус женщины? Расскажите о новеллах в наследственном праве.

 

Приступая к вопросу 4, необходимо охарактеризовать ис­ точники уголовного права. Расскажите о причинах принятия Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

 

Раскройте, как законодатель понимает дефиницию «преступле­ ние». Проанализируйте нормы уложения, устанавливающие фор­ му вины, стадии совершения преступления, соучастие и его виды.

Далее проанализируйте систему преступлений. Какие новые составы преступлений появились?

Что такое «лестница наказаний»?

 

Рассмотрите особенности ведения судебного процесса в первой половине XIX в. Перечислите виды доказательств. В ре­ зультате чего были отменены пытки? Докажите, что в уложении сохранились черты феодально-крепостнического права.

 

Практические задания

Задание 1. По своему политическому устройству Россия в XIX в. была самодержавной монархией. Разработка новых зако­ нов была в руках:

n   самого императора;

n   Государственного совета;


 

32


 

 

 

 



n   чиновничества;

n   Сената;

n   правительства в лице Комитета министров.

Задание 2. Комитет министров по СЗРИ, будучи совещатель­ ным органом, некоторые дела решал окончательно. В его ком­ петенцию входили вопросы:

l   о разрешении земельных споров;

l   о назначении пенсий, пособий о разрешении церквям при­ обретать недвижимость;

l  о решении жилищных проблем среди населения. Задание 3. По Уложению о наказаниях уголовных и исправи­

 

тельных 1845 г. «причинами, по коим содеянное не должно быть вменено в вину» являются:

u  малолетство (до 7 лет), безумие, необходимость обороны, алкогольное опьянение;

u  невинность деяния, малолетство (до 7 лет), безумие, ошибка случайная или вследствие обмана, необходимость обороны;

u  невинность деяния, малолетство (до 7 лет), безумие, ошибка случайная или вследствие обмана, принуждение от превосходящей непреодолимой силы, необходимость обо­ роны.

Задание 4. Приведите примеры норм, регулирующих раз­ ные правоотношения с указанием содержащих их статей в Сво­ де Законов Российской империи.

 

 

Виды правоотношений

Нормы

№статьи

 

 

 

Имущественные правоотношения

 

 

 

 

 

Брачно-семейные правоотношения

 

 

 

 

 

Уголовно-правовые отношения

 

 

 

 

 

Процессуальные правоотношения

 

 

 

 

 

 

 

З   а д а ч и

 

1. Дворянин Зайцев возвращался домой поздно вечером и, увидев мещанку Ковалеву, затащил ее в подворотню и попы­ тался изнасиловать. Он изорвал на ней одежду, но испугался ее криков и убежал. На следующий день муж Ковалевой обратился

 

в полицию и потребовал наказать насильника. Привлечет ли суд Зайцева к ответственности?

 


 



33


 

 

 

 



2. Мещанин Иванов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, ворвался в продуктовую лавку купца Сидорова и, угрожая ножом, отобрал у хозяина штоф водки. В процессе су­ дебного разбирательства Иванов заявил, что был пьян и ниче­ го не помнит. Как повлияет состояние алкогольного опьянения правонарушителя на решение суда?

 

3.  А. С. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. На дуэли поэт был ранен и вскоре скончался. Должен ли нести ответственность Дантес согласно уложению 1845 г.?

 

Р е ф е р а т ы п о       т е м е

 

 



1. Правовое положение сословий в первой половине XIX в.

2. Конституционные проекты декабристов.

3. Собственная Его Императорского Величества канцелярия: состав и структура.

4. Попытки создания Конституции в начале XIX в.

5. М. М. Сперанский. Его государственная деятельность, вклад

в  развитие права в России.

6.   Политическая, международно-правовая и религиозная природа Священного Союза.

 

Б   и б л и о г р а ф и я

 

 



А. Источники

1.   Хрестоматия по истории отечественного государства и права / Ю. П. Титов. — М., Проспект, 2001.

2.   Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X в. — 1917 г. / В. А. Томсинов. — М., 2000.

3.   Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917–1991 гг. / О. И. Чистяков. — М., 2008.

4.  Хрестоматия по истории российского государства и пра­ ва / И. Ю. Маньковский. — Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014. https://tigp.files.wordpress.com/2014/03/d185d180d0b5d181d182 d0bed0bcd0b0d182d0b8d18f-d187–1.pdf.

 

Б.  Литература

1.   Земцов Б. Н. История отечественного государства и права: Учебное пособие для вузов. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.


 

34


 

 

 

 



2. Исаев И. А. История государства и права России. — М., Про­ спект, 2016.

3.  История отечественного государства и права: Учебное по­ собие / Г. Ю. Курскова, В. Ф. Калина, В. Н. Белоновский и др.; под ред. Н. В. Михайлова, Г. Ю. Курскова. — М.: Юнити-Дана, 2015.

4. История государства и права России. В 2х т. Т. 1: Учебник /

В.  В. Захаров; Под общ. ред. В. М. Сырых; ФГБОУ ВПО «Россий­ ская академия правосудия». — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014 http://znanium.com/bookread2.php?book=426401.

 

5.  История государства и права России: Учебник для сту­ дентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспру­ денция» / Н. А. Колоколов; Под ред. Н. А. Колоколова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

6.   Курицын В. М. История отечественного государства и права. — М: Юнити-Дана, 2016. http://www.biblioclub.ru/index. php?page=book_view&book_id=83301.

 

7. Лаптева Л. Е. История государства и права России. — М., 2016.

 

8.   Мулукаев Р. С. История отечественного государства и права. — М: Юнити-Дана, 2016. http://www.biblioclub.ru/index. php?page=book_view&book_id=115293.

 

9. Немытина М. В., Михеева Ц. Ц. История отечественного го­ сударства и права. — Саратов: Научная литература, 2017.

10.  Титов Ю. П. История государства и права России. — М., Проспект, 2016.

11.  Рогов В. А. История государства и права России IX–XX вв.

— М.: Таис, 2015.

12.  Романенкова, Е. Н. История отечественного государства и права: Конспект лекций / Е. Н. Романенкова. — М.: Проспект, 2015. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276987.

 

Семинар 3.

Государство и право России в период буржуазных реформ и контрреформ (вторая половина XIX в.) (4 ч)

 

Вопросы к семинару

1. Предпосылки политических и правовых реформ.

2.  Крестьянская реформа 1861 г., ее характеристика, основ­ ные правовые акты и значение.

3. Изменения в системе управления. Земская и городская ре­ формы.


 

35


 

 

 

 



4.  Судебная реформа 1864 г. Общая характеристика Судеб­ ных уставов 1864 г. Новые принципы судоустройства и судопро­ изводства и система судебных органов.

 

5. Военная реформа 1864–1874 гг.

6. Контрреформы 80х — 90х гг. XIX в.

7. Развитие уголовного права.

8. Практические задания.

 

Рекомендации. Приступая к вопросу 1, раскройте полити­ ческие, социальные и экономические предпосылки реформ второй половины XIX в. Расскажите о попытках отмены крепост­ ного права, которые предпринимались ранее. Какие проекты отмены крепостного права вы знаете?

Вопрос 2 необходимо начать с выделения периодов по про­ ведению реформы отмены крепостного права. Перечислите основные правовые акты, которые были приняты в ходе данной реформы. Дайте характеристику Общему и Местным Положе­ ниям о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Ка­ кие права и обязанности приобретали крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости. Расскажите о порядке наделения кре­ стьян землей. Как походила выкупная операция?

 

Вопрос 3 следует начать с рассмотрения вопроса об изменении

 

в  центральных органах государственной власти. Почему потребо­ валось проведение реформы в системе местного управления? Какие органы местного самоуправления возникли в ходе земской реформы 1864 г.? Кто был автором городской реформы 1870 г.? Расскажите о структуре, порядке формирования и компетенции органов городского самоуправления в уездах и губерниях.

Изложение вопроса 4 надо начать с характеристики Судеб­ ных Уставов 1864 г. Какие буржуазные принципы были положе­ ны в основу организации и деятельности судебных органов?

 

Проанализируйте характер судебной системы, возникшей в ходе реформы. Расскажите, что послужило причиной реорга­ низации прокуратуры. Вопрос 5 посвящен анализу военной ре­ формы 1874 г. Какие этапы можно выделить в данной реформе? Какие задачи она преследовала? В чем ее значение?

 

Вопрос 6 необходимо начать с изложения причин контрре­ форм 80–90х гг. XIX в. Какие задачи преследовал Александр III при проведении данной деятельности? Далее рассмотрите, что представляли собой судебная контрреформа 1889 г., земская


 

36


 

 

 

 



контрреформа 1890 г., городская контрреформа 1892 г. В чем значение Положения об охране государственного порядка и общественного спокойствия 1881 г.?

 

При ответе на вопрос 7, дайте характеристику Уставу о на­ казаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., раскройте его содержание и значение. Какие новеллы были введены законо­ дателем в уложение о наказаниях уголовных и исправительных

в  редакции 1885 г.?

В  чем значение разделения процесса на уголовный и граж­ данский? Дайте общую характеристику Уставу уголовного судо­ производства 1864 г.

 

Практические задания Задание 1. Сравните правовое положение временнообя­

занных крестьян и крестьян-собственников по положениям 19 февраля 1861 г. Охарактеризуйте правовой статус свободных сельских обывателей.

 

 

Термин

Значение

 

 

Мировой посредник

 

 

 

Выкуп

 

 

 

Выкупные платежи

 

 

 

Временнообязанные крестьяне

 

 

 

Чересполосица

 

 

 

Капитализированный оброк

 

 

 

 

 

Задание 2. Заполните таблицу.

 

 

Временнообязанные крестьяне

Крестьяне-собственники

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Составьте сравнительную таблицу «Апелляци­ онная и кассационная формы обжалования по уставам граж­ данского и уголовного судопроизводства 1864 г.». Вопросы для сравнения определите самостоятельно.

 

Задание 4. Нормы семейного права в XIX в. требовали, что­ бы жена следовала за мужем, куда бы он не направлялся. В этой связи можно ли говорить, что жены декабристов, последовав­ шие за ними в Сибирь, совершили подвиг?


 

37


 

 

 

 



З  а д а ч и

 

1. Крестьянину Н. Манькову была выделена земля, меньшая по размеру нормы надела, но по принципу пользования доре­ форменной землей. «Полюбовного соглашения» между поме­ щиком и Н. Маньковым не возникло. Каким образом должна быть распределена земля? Кто осуществляет судебные полно­ мочия?

 

2.  Крестьян А. Портеев, вышедший из крепостной зависимо­ сти, решил жениться на дочери другого крестьянина. Требуется ли разрешение помещика на заключение брака?

 

3.  Участковый мировой судья г. Белгорода принял к рассмо­ трению уголовное дело о хищении 25 рублей из средств губерн­ ского крестьянского присутствия, совершенного делопроизво­ дителем данного присутствия. Правомерно ли поступил судья и как дальше будет развиваться дело?

 

4.   В 1882 г. крестьяне с. Кудинова обратились к москов­ скому генерал-губернатору с жалобой на действия земского начальника. В жалобе они указали, что земский начальник отстранил выбранных сельским сходом старосту и писаря, а вместо них назначил новых. Правомерны ли действия земско­ го начальника?

 

 



Р е ф е р а т ы п о       т е м е

 

 



1. Реформа полиции и политического сыска.

2. Выдающиеся судебные ораторы России (2-я пол. XIX в.).

3. Правовое положение «инородцев» в России. Роль националь­ ного вопроса в общественной и политической жизни страны.

4. Фабричное законодательство Александра III.

 

Б  и б л и о г р а ф и я

 

 



А. Источники

1.   Хрестоматия по истории отечественного государства и права / Ю. П. Титов. — М., Проспект, 2001.

2.   Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X в. — 1917 г. / В. А. Томсинов. — М., 2000.

3.   Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917–1991 гг. / О. И. Чистяков. — М., 2008.


 

38


 

 

 

 



4.  Хрестоматия по истории российского государства и пра­ ва / И. Ю. Маньковский. — Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014. https://tigp.files.wordpress.com/2014/03/d185d180d0b5d181d182 d0bed0bcd0b0d182d0b8d18f-d187–1.pdf.

 

Б.  Литература

1.   Земцов Б. Н. История отечественного государства и права: Учебное пособие для вузов. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.

2. Исаев И. А. История государства и права России. — М., Про­ спект, 2016.

3. История отечественного государства и права: Учебное по­ собие / Г. Ю. Курскова, В. Ф. Калина, В. Н. Белоновский и др.; под ред. Н. В. Михайлова, Г. Ю. Курскова. — М.: Юнити-Дана, 2015 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115292.

 

4. История государства и права России. В 2х т. Т. 1: Учебник /

В.  В. Захаров; Под общ. ред. В. М. Сырых; ФГБОУ ВПО «Россий­ ская академия правосудия». — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014 http://znanium.com/bookread2.php?book=426401.

 

5.  История государства и права России: Учебник для сту­ дентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспру­ денция» / Н. А. Колоколов; Под ред. Н. А. Колоколова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

6. Курицын В. М. История отечественного государства и права. — М: Юнити-Дана, 2016. http://www.biblioclub.ru/index. php?page=book_view&book_id=83301.

 

7.  Лаптева Л. Е. История государства и права России. — М.,

2016.

8. Мулукаев Р. С. История отечественного государства и права. — М: Юнити-Дана, 2016. http://www.biblioclub.ru/index. php?page=book_view&book_id=115293.

 

9. Немытина М. В., Михеева Ц. Ц. История отечественного го­ сударства и права. — Саратов: Научная литература, 2017.

10.  Титов Ю. П. История государства и права России. — М., Проспект, 2016.

11.   Рогов В. А. История государства и права России IX–XX вв.

— М.: Таис, 2015.

12.   Романенкова, Е. Н. История отечественного государства

и  права: Конспект лекций / Е. Н. Романенкова. — М.: Проспект, 2015. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276987.


 

39


 

 

 

 



Семинар 4.

Государство и право России

в начале XX в. (1900–1916 гг.)

 

Вопросы к семинару

1.  Политическая эволюция самодержавия. Попытки перехо­ да к конституционной монархии. Общая характеристика Мани­ феста от 17 октября 1905 г.

2.  Основные законы 1906 г. и изменения в высших органах власти и управления.

3. Уголовное уложение 1903 г.

4. Аграрная реформа П. А. Столыпина.

5. Изменения в государственном аппарате России и праве в период Первой мировой войны.

6. Практические задания.

 

Рекомендации. Приступая к вопросу 1 об изменениях в по­ литической системе России в конце XIX — начале ХХ вв., про­ анализируйте, какие события в российской истории начала XX в. стали катализатором данных изменений.

 

Проанализируйте содержание Манифеста «Об усовершен­ ствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г., его значение. Дайте характеристику следующим правовым актам: Указ от 11 декабря 1905 г. «Об изменении положения о выборах

 

в  Государственную думу», Указ «О переустройстве учреждения Государственного совета» от 20 февраля 1906 г.

Вопрос 2 следует начать с анализа Основных государствен­ ных законов и особенно 1 и 7–11 глав данного документа, по­ скольку именно они определяют особенности государственно­ го строя России того времени.

 

Охарактеризуйте статус императора, Государственного со­ вета, Государственной Думы, Совета министров. Расскажите о структуре правительства. Каким был статус подданных Россий­ ской империи.

Излагая вопрос 3, надо проанализировать причины при­ нятия Уголовного уложения 1903 г., причины его частичного введения в жизнь. Дайте общую характеристику уложению, его структуре. Каково содержание Общей части? Какие нормы вошли в Особенную часть? Каким образом уложение 1903 г. упрощало систему наказаний?


 

40


 

 

 

 



В вопросе 4 надо рассмотреть, что собой представляло аграр­ ное законодательство П. А. Столыпина. Дайте характеристику Указа от 9 ноября 1906 г., земельного Указа от 14 июня 1910 г., Положению о землеустройстве от 29 мая 1911 г.

 

Приступая к вопросу 5, расскажите вкратце о причинах и начале Первой мировой войны. Какие изменения произошли

в  системе государственного управления под влиянием войны? Какие меры чрезвычайного характера были предприняты для контролирования деятельности государственных хозяйствен­ ных структур? Какие изменения произошли в гражданском пра­ ве? Что такое нормирование цен, таксировка, продовольствен­ ная разверстка, реквизиции?

 

Практические задания

Задание 1. Проанализируйте законодательный процесс в России, опираясь на главы 1, 9, 10 Основных государственных законов. При этом рассмотрите, кто обладал правом законода­ тельном инициативы? Каковы стадии законодательного про­ цесса? Каков порядок придания акту юридической силы?

 

Задание 2. Заполните таблицу о полномочиях государствен­ ных органов.

 

 

Император 

Государственный совет 

Государственная дума 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Почему Государственный совет называли «клад­ бищем либеральных законопроектов» Думы?

Задание 4. Высшими органами государственной власти и управления по Основным государственным законам 23 апреля 1906 г. были:

 

n   император, Государственный совет, Государственная Дума, Святейший Синод;

n   император, Государственная Дума, Государственный совет, Совет министров, Сенат.

n   император, Государственная Дума, Государственный совет, Сенат, МВД.

 

З   а д а ч и

 

 



1. Министр путей сообщения и финансов обратился в 1907 г.

к   Государственной Думе с просьбой разрешить строительство


 

41


 

 

 

 



участка железной дороги протяженностью 200 верст за счет ка­ зенных средств. Государственная Дума дала согласие на реали­ зацию проекта. Председатель Совета Министров ходатайство­ вал перед императором об отмене данного решения, аргумен­ тируя свою позицию тем, что Государственная Дума не вправе рассматривать подобный вопрос. Разрешите данный конфликт по закону?

 

2.  В сентябре 1905 г. отставной титулярный советник Липкин приобрел в Рыбинском уезде Ярославской губернии усадьбу. Сто­ имость усадьбы, по земской оценке, составляла 14 тыс. рублей. Став владельцем недвижимости, Н. Липкин обратился к местным властям с просьбой о включении его в список избирателей уезд­ ных землевладельцев, но получил отказ. Какие органы решали вопрос о включении в список уездных избирателей? Правомер­ ны ли действия данных органов в отношении Липкина?

 

4.   Съезд уполномоченных от рабочих избрал в числе вы­ борщиков И. Колыхалова. Однако городской голова, председа­ тельствовавший на съезде, потребовал признать избрание И. Колыхалова недействительным. Свое требование он мотивиро­ вал тем, что к моменту окончания баллотировки из охранного отделения поступили сведения о причастности И. Колыханова

 

к  экспроприации денежных средств лесопромышленной конто­ ры боевиками партии эсеров. Правомерны ли действия город­ ского головы?

5.   Статья 33 Указа «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906 г. гласила: «Государственная Дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненными по закону Правительствующему Се­ нату, с запросами о таких последовавших действиях сторон подведомственных им лиц, какие представляются незаконо­ мерными». Означало ли содержание данной статьи, что Госу­ дарственная Дума обладала полномочиями контроля за дея­ тельностью отдельных министерств в пределах своей компе­ тенции?

 

Р е ф е р а т ы п о       т е м е

 

 



1. Первая российская многопартийность.

2. Проблемы войны и мира в программных документах веду­ щих политических партий России в 1914 г.

3. Государственная Дума и самодержавие.


 

42


 

 

 

 



Б   и б л и о г р а ф и я

 

А. Источники

1.   Хрестоматия по истории отечественного государства и права / Ю. П. Титов. — М., Проспект, 2001.

2.   Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X в. — 1917 г. / В. А. Томсинов. — М., 2000.

3.   Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917–1991 гг. / О. И. Чистяков. — М., 2008.

4.  Хрестоматия по истории российского государства и пра­ ва / И. Ю. Маньковский. — Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014. https://tigp.files.wordpress.com/2014/03/d185d180d0b5d181d182 d0bed0bcd0b0d182d0b8d18f-d187–1.pdf.

 

 



Б.  Литература

1. Земцов Б. Н. История отечественного государства и права: Учебное пособие для вузов. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.

 

2. Исаев И. А. История государства и права России. — М., Про­ спект, 2016.

3. История отечественного государства и права: Учебное пособие / Г. Ю. Курскова, В. Ф. Калина, В. Н. Белоновский и др.; под ред. Н. В. Михайлова, Г. Ю. Курскова. — М.: Юнити-Дана, 2015http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115292.

 

4. История государства и права России. В 2х т. Т. 1: Учебник /

В.  В. Захаров; Под общ. ред. В. М. Сырых; ФГБОУ ВПО «Россий­ ская академия правосудия». — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014 http://znanium.com/bookread2.php?book=426401.

 

5. История государства и права России: Учебник для студен­ тов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н. А. Колоколов; Под ред. Н. А. Колоколова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

6. Курицын В. М. История отечественного государства и права. — М: Юнити-Дана, 2016. http://www.biblioclub.ru/index. php?page=book_view&book_id=83301.

 

7.  Лаптева Л. Е. История государства и права России. — М., 2016.

 

8. Мулукаев Р. С. История отечественного государства и права. — М: Юнити-Дана, 2016. http://www.biblioclub.ru/index. php?page=book_view&book_id=115293.

 

9. Немытина М. В., Михеева Ц. Ц. История отечественного го­ сударства и права. — Саратов: Научная литература, 2017.


 

43


 

 

 

 


10.  Титов Ю. П. История государства и права России. — М., Проспект, 2016.

11.   Рогов В. А. История государства и права России IX–XX вв.

 

— М.: Таис, 2015.

12.   Романенкова, Е. Н. История отечественного государства и права: Конспект лекций / Е. Н. Романенкова. — М.: Проспект, 2015. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276987.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!