Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «История государства и права России»»

/ История государства и права
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ.

Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

ВКР / дипломные работы от 5 тыс. руб.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

Тема №11-12 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (1917 – 1921 гг.)

СЕМИНАР 8. СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВ СОВЕТСКОГО ПРАВА 4 часа

1. Конституция РСФСР 1918 г.:

1). История создания Конституции.

2). Основные черты конституционного строя.

3). Органы государственной власти и управления.

4). Избирательное право.

2. Становление основ советского семейного права. КЗАГС 1918 г.

3. Формирование основ советского трудового права. КЗОТ 1918 г.

4. Становление основ советского уголовного права. Руководящие начала уголовного права РСФСР 1919 г.

Целью семинарского занятия

Главной целью данного семинарского занятия является изучение и анализ содержания первой Конституции РСФСР, а также принципов, положений и основных институтов советского семейного, трудового, и уголовного права.

Методические рекомендации

Первые два часа семинара посвящены изучению Конституции РСФСР 1918 г. Рассматривая вопрос об истории создания Конституции, студенты должны обратить внимание на ряд актов, имевших конституционное значение: решения и декреты II съезда Советов, Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В этой связи следует знать, когда было принято решение и осуществлены первые практические шаги по созданию Конституции, какие положения вызывали наибольшие разногласия у членов редакционной комиссии: 1. О федеративном устройстве (левые эсеры предлагали административно-территориальный принцип государственного устройства, большевики – ленинцы отстаивали национально-территориальный принцип, а левые коммунисты стояли за федерацию коммун). 2. О системе Советов (левые эсеры предлагали преобразовать Советы в муниципальные органы без политических функций; левые коммунисты считали, что их следует заменить общинами-коммунами, советы которых формируются по корпоративному принципу). 3. О Совнаркоме (предлагалось слить его с ВЦИКом, либо изъять законодательные полномочия). 4. О диктатуре пролетариата (левые эсеры настаивали на диктатуре трудящихся, а не диктатуре пролетариата). 5.Об избирательном праве (левые эсеры считали необходимым отказаться от принципа неравенства представительства между рабочими и крестьянами, предлагая закрепить принцип «один человек – один голос»).

Весьма важно знать, какие события предшествовали принятию Конституции на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г., так как это объясняет отсутствие дискуссий во время съезда.

Рассматривая второй вопрос, необходимо усвоить структуру Конституции; затем рассмотреть основные черты конституционного строя: форму правления, государственного устройства, политического режима, важнейшие преобразования в экономическом и социальном строе, особенности пролетарской демократии (классовый и интернациональный характер, равноправие женщин, сочетание прав и обязанностей).

Приступая к третьему вопросу, студенты должны обратить внимание на порядок формирования центральных органов власти: Всероссийского съезда Советов, Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), правительства – Совета народных комиссаров (СНК); знать предметы ведения этих органов власти. При этом следует обратить внимание на отсутствие принципа разделения властей и объяснить, почему Конституция РСФСР 1918 г. его игнорировала. Весьма важно, чтобы студенты разбирались и в системе органов власти на местах.

В рамках четвертого вопроса студенты должны знать систему избирательного права. Здесь следует четко представлять, какие категории граждан были наделены политическими, в том числе избирательными правами, а какие – были лишены этих прав и почему. В заключении студентам следует отметить историческое значение Конституции РСФСР 1918 г. и ее роль в развитии советского права.

Приступая к изучению вопроса о становлении советского семейного права, студенты должны обратить внимание на первые декреты в этой сфере – о разводе и о браке, которые существенно изменяли систему регулирования брачно-семейных отношений. В них закреплялась новая светская форма брака, снимались старые ограничения на вступление в брак, упрощалась процедура развода и т.п.

Следует отметить, что Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС) 1918 г. воспринял основные идеи этих актов и развил их. Главные принципы, отраженные в КЗАГСе, – это принцип гражданского брака и принцип равенства. Особое внимание при характеристике первого семейного кодекса следует уделить условиям вступления в брак (достижение брачного возраста, не состоять в другом браке, не иметь родства и свойства первой степени), признания недействительности брака и его прекращения (разд. II, гл. 2 – 4).

Студентам следует обратить внимание на права и обязанности супругов, особенно с точки зрения изменения положения женщины в семье (разд. II, гл.5); закрепление института установления отцовства и алиментов (разд. III, гл.1); отмену института усыновления и удочерения (разд.III, гл.5). В заключении студенты должны отметить значение КЗАГСа как первого в мире кодекса новой самостоятельной отрасли права.

Формирование советского трудового права началось с первых дней советской власти. Первым нормативным актом стал декрет « О восьмичасовом рабочем времени». Этот декрет регулировал не только продолжительность рабочего дня и рабочей недели, но и запрещал использование труда подростков, ограничивал использование труда женщин в ночные смены и на тяжелом производстве. В последствии были приняты еще целый ряд декретов, вводящих систему социального страхования и т. п.

Кодекс законов о труде (КЗоТ) 1918 г. обобщил весь накопившийся нормативный материал. Студентам необходимо разобраться с сочетанием в кодексе права на труд и всеобщей трудовой повинностью, регулированием труда и отдыха, льготами для подростков и женщин, системой социального обеспечения. Давая общую оценку КЗоТу, студенты должны обратить внимание на то, что уже с 1919 г. кодекс подвергся существенной ломке. Им необходимо указать, какие акты советской власти изменяли содержание КЗоТа 1918 г.

При рассмотрении вопроса о становлении советского уголовного права студентам следует обратить внимание на первые акты советской власти, которые значительно меняли сущность уголовного права, его принципы и содержание. В этой связи весьма важно знать новую категоризацию преступных деяний по степени опасности для советской власти и систему наказаний. Данная система сформировалась на основе декрета от 28 октября 1917 г. «Об отмене смертной казни» и инструкции Народного комиссариата юстиции (НКЮ) «О видах наказаний, рекомендованных для применения в революционных трибуналах» от 19 декабря 1917 г.

Не менее важно знать изменения в системе наказаний и в последующий период: что собой представляло «объявление врагом республики или народа», когда была введена смертная казнь на фронте, содержание основных положений декрета «О красном терроре».

В завершении вопроса следует дать развернутую характеристику «Руководящих начал по уголовному праву РСФСР», представляющую собой итог двухлетнего развития советского уголовного права. При этом важно отметить, что этот акт представлял собой попытку систематизации норм общей части уголовного права. Студенты должны знать классовую характеристику уголовного права (ст.3 разд. I) и его принципы (ст.27 разд.VIII); определение понятия преступления (ст.5 разд.III) и наказания (ст.7 разд.III); цели (ст.8 – 10 разд.III) и виды наказаний (ст.25 разд.VI); обстоятельства, которые учитывались при определении наказания (ст.12 – 16 разд.III). В заключении следует отметить значение «Руководящих начал…» для развития советского уголовного права.

Источники

1. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Республики. Принята V Всероссийский съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. / Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. – С.288 – 300.

2. Кодекс законов и актов гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. / Отечественное законодательство ХI- ХХ веков: пособие для семинаров. Часть II. ХХ в. / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2002. – С. 49 – 76.

3. Кодекс законов о труде 1918 г. / Отечественное законодательство ХI- ХХ веков: пособие для семинаров. Часть II. ХХ в. / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2002. – С. 77 – 103.

4. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР от 12 декабря 1919 г. / Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Зерцало, 1997. – С. 63 – 68.

Литература

1. Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование / И.Я.Киселев. – М.; Наука, 2001. – 320 с.

2. Кукушкин Ю.С. Очерк истории Советской Конституции / Ю.С. Кукушкин, О.И. Чистяков. – М.: Политиздат, 1987. – 240 с.

3. Новицкая Т.Е. Кодификация гражданского права в Советской России 1920 – 1922 гг. / Т.Е. Новицкая. – М.; Юрид. лит., 1989. – 242 с.

4. Портнов В.П. Становление и развитие конституционного законодательства советской России 1917 – 1920 гг. / В.П. Портнов, М.М. Славин. – М.: Юрид. лит., 1987. – 216 с.

5. Семидеркин Н.А. Создание первого брачно-семейного кодекса / Н.А. Семидеркин. – М.: Юрид. лит., 1989. – 240 с.

6. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года / О.И. Чистяков. – Изд. 2-е. – М.: Зерцало-М, 2003. – 224 с.

7. Швеков Г.В. Преемственность в праве / Г.В. Швеков. – М.: Юрид. лит., 1983 – 254 с.

Задачи

1. На основе анализа декрета II Всероссийского съезда Советов от 26 октября 1917 г. определите полномочия первого советского правительства. Почему это правительство называлось временным?

2. Всероссийский Центральный Исполнительный комитет 3 января 1918 г. принял декрет о роспуске Учредительного собрания. Правомочен ли ВЦИК решать вопрос об Учредительном собрании? Не противоречит ли данный декрет решениям II Всероссийского съезда Советов?

3. 26 февраля 1918 г. на основании решения коллегии ВЧК были расстреляны самозванный князь Эболи и его сообщница Бритт. Как отмечалось в решении коллегии ВЧК, эти лица, выдавая себя за представителей советской власти, под видом обысков совершали грабежи и кражи. Правомерно ли применение расстрела к данным лицам?

4. При проведении выборов в Нижегородский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов решением исполкома Нижегородского Совета от 22 июля 1918 г. возрастной ценз избирателей был снижен до 17 лет. По итогам выборов в состав Совета было избрано 25 рабочих, 10 крестьян, 3 ремесленника и 5 служащих. Председатель местного ЧК потребовал отменить результаты выборов, так как, по его данным, двое из избранных крестьян и один ремесленник пользовались наемным трудом. Правомочно ли решение исполкома о снижении возрастного ценза? Какое решение должно быть принято по итогам выборов?

5. В декабре 1918 г. комитет красноармейцев интернационалистов обратился в Вологодский Совет рабочих солдатских и крестьянских депутатов с просьбой рассмотреть вопрос о разрешении воинам-интернационалистам принять участие в выборах на VI Всероссийский съезд Советов. Правомочен ли местный совет принять положительное решение по данному обращению?

6. В августе 1918 г. собрание рабочих и служащих станции Орша выразило недоверие бывшему левому эсеру Авксентьеву, избранному в состав губернского Совета и потребовали его отзыва. Какое решение должно быть принято губернским Советом на основании Конституции РСФСР 1918 г.?

7. В конце 1918 г. Бумбараш, вернувшийся в свою деревню из германского плена, обнаружил, что все его имущество распределено между односельчанами. Обратившись в сельсовет с просьбой о возвращении своего имущества, он получил отказ. Председатель сельсовета предъявил ему документ о гибели рядового Бумбараша «посредством воздушного шара», подписанный командиром его части 15 августа 1917 г. Правомочны ли действия местных властей?

8. В конце декабря 1919 г. гражданин Кравцов обратился с заявлением в социальный отдел Исполкома местного совета. В своем заявлении он указал, что отдел ЗАГСа отказал ему в усыновлении сына гражданки Павлушиной, которая умерла от тифа. Этот ребенок, как писал гражданин Кравцов, его незаконнорожденный сын, что могут подтвердить как родственники Павлушиной, так и ее соседи. Какое решение будет принято по заявлению гражданина Кравцова?

9. В конце декабря 1918 г. гражданка Никанорова обратилась в Отдел распределения рабочей силы с просьбой зарегистрировать ее как безработную для получения пособия из местной кассы безработных. В своем заявлении она указала, что прежнее место работы уборщицы суконной фабрики она оставила из-за плохих условий труда. На запрос Отдела распределения рабочей силы о причинах оставления работы гражданкой Никаноровой, профсоюзный комитет суконной фабрики признал их необоснованными. Какое решение будет принято по заявлению гражданки Никаноровой? Какое решение могло быть принято, если бы это имело место в феврале 1919 г.?

10. В феврале 1920 г. гражданин Ланской, вернувшийся в Советскую Россию из австрийского плена, обратился в Калужский народный суд с заявлением. В нем он просил признать недействительным брак между гражданкой Ланской и Ширяевым на том основании, что с данной гражданкой он (Ланской) состоит в браке с 1914 г. и свое согласие на развод никогда не давал. В свою очередь гражданка Ланская предоставила копию решения местного суда от 16 января 1919 г. о признании гражданина Ланского юридически умершим и распределении его имущества на основании декабрьского декрета 1918 г. Какое решение будет принято по заявлению гражданина Ланского?

Тема №13 - СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

В УСЛОВИЯХ НЭПа

СЕМИНАР 9. КОДИФИКАЦИЯ СОВЕТСКОГО ПРАВА

Семинар на очном отделении - 4 часа

Практическое занятие на заочном отделении – 2 часа

1. Причины кодификации советского права и ее проведение.

2. История создания и общая характеристика Гражданского кодекса РСФСР 1922 г.

3. Развитие земельного права. Земельный кодекс РСФСР 1922.

4. Развитие советского уголовного права. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.

5. Кодификация советского уголовно-процессуального права. УПК РСФСР в редакции 1923 г.

Цель занятия

Целью занятия является выявление на примере важнейших актов кодификации основных закономерностей развития советского права в 20-е годы, анализ принципов, положений и основных институтов, содержащихся в советских кодексах.

Методические рекомендации

Переход к мирному хозяйственному строительству сопровождался проведением широких кодификационных работ. Рассматривая первый вопрос, студентам необходимо знать, что потребность в кодификации определялась рядом причин. Во-первых, за годы советской власти накопился огромный правовой материал, который, не будучи систематизирован, был труднодоступен не только для населения, правоприменительных органов, но даже для юристов. Во-вторых, в законодательстве существовали значительные пробелы, которые необходимо было восполнить. В-третьих, законодательство периода гражданской войны и военного коммунизма носило чрезвычайный характер и не соответствовало Новой экономической политике (НЭПу). В-четвертых, необходимо было оформить и закрепить систему советского права, обеспечить единство закона для всего государства. В-пятых, эта система должна была обеспечить и гарантировать в новых условиях преимущество социалистических общественных отношений. Студентам следует обратить внимание на роль Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР в проведении кодификационной работы. Результатом этой работы стало принятие 7 кодексов в течение 1922 – 1923 гг.

Приступая к изучению Гражданского кодекса РСФСР 1922 г., студенты должны обратить внимание на его источники, в числе которых были не только акты советской власти, но и Германское гражданское уложение 1900 г. и Швейцарский гражданский кодекс 1907 г. Это предопределило сочетание как гражданско-правовых, так и административных методов регулирования. Студентам необходимо знать структуру Гражданского кодекса (общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право), основные положения и институты содержащиеся в них.

Особое внимание они должны уделить характеристике субъектов гражданского права (ст. 4 – 7, 13, 17, 19) , праву собственности, которое в зависимости от субъекта могло быть государственной, кооперативной и частной (ст. 52). Особое внимание следует обратить на закрепление преимуществ государственной собственности и ограничения частной (ст. 54, 55). При рассмотрении обязательственного права следует обратить внимание на общие требования, предъявляемые к договорам, закрепление такого понятия, как «кабальный договор», особенности регулирование аренды, концессии, дарения.

При характеристике наследственного права следует отметить возрождение двух форм наследования (по закону и по завещанию), но в тоже время и сохранение административных методов, выражавшихся в искусственном сужении круга наследников, ограничении размера наследуемого имущества. В заключении студенты должны показать значение ГК РСФСР 1922 г. в оформлении и развитии советского гражданского права.

Третий вопрос семинара посвящен Земельному кодексу РСФСР 1922 г. Его разработка была вызвана необходимостью правового урегулирования землепользования в условиях НЭПа. Студентам следует знать структуру данного кодекса (Основные положения и три части: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственном имуществе, о землеустройстве и переселении). При характеристике Основных положений необходимо обратить внимание на отмену права частной собственности на землю, недра, воды и леса. Все земли сельскохозяйственного назначения составляли единый государственный фонд, находящийся в ведении Народного комиссариата земледелия и его органов на местах.

Студенты должны знать, кто мог выступать в качестве субъекта пользования землей и на каких условиях; какие формы землепользования предусматривались кодексом; какие действия допускались со стороны землепользователя, а какие запрещались. При характеристике последней части (о переселении), следует обратить внимание на ее сходство со столыпинской практикой переселения.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., стал первым классическим уголовным кодексом советской власти, так как состоял из введения и двух частей – Общей и Особенной. Характеризуя Общую часть, студенты должны обратить внимание на принцип действия УК во времени и пространстве (ст. 1 – 4), классовую сущность уголовного права (ст. 5), проявляющуюся, в том числе, и через определение понятия преступления (ст. 6). Важно знать характеристику субъекта преступления, значение и содержание субъективной стороны.

Особое внимание следует обратить на институт аналогии (ст. 10) и институт социально опасного состояния (ст. 49), которые разрушали основополагающие принципы уголовного права (нет преступления, не указанного в законе; нет преступления – нет наказания). Рассматривая цели и виды наказания, студенты должны знать обстоятельства, влияющие на определение меры наказания (ст.25). Важно обратить внимание, что система наказания Общей части не знала высшую меру, которая была представлена в Особенной.

Студентам также необходимо знать и систему преступлений по УК, которая включала: государственные (контрреволюционные и преступления против порядка управления); должностные; нарушение правил об отделении церкви от государства; преступления хозяйственные; преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; имущественные преступления; воинские преступления.

Студентам следует обратить внимание на то, что многие положения УК РСФСР 1922 г. очень скоро были подвергнуты изменениям. В частности, осенние декреты 1922 г. уточнили порядок применения высшей меры, предоставили органам Государственного политического управления (ГПУ) право на внесудебную расправу, дали расширительное толкование понятия «контрреволюционное преступление».

Приступая к изучению Уголовно-процессуального кодекса в редакции 1923 г., студенты должны обратить внимание, прежде всего, на его принципы (публичность и гласность, защиты, дважды по одному делу приговор не постановляется), а также предусмотренные законом исключения.

Необходимо знать и иные важные положения, которые закреплялись в УПК: ведение судопроизводства на языке большинства населения; четкость системы доказательств; меры пресечения; роль и значение прокуратуры и адвокатуры; запрещение заочного постановления приговора и т.п. Особое внимание следует уделить характеристике стадий уголовного процесса и раскрытию их краткого содержания.

Источники

1. Гражданский кодекс РСФСР от 31 октября 1922 г. / Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. – С. 316 – 319.

2. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. / Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. – С. 308 – 313.

3. Уголовный кодекс РСФСР от 26 мая 1922 г. / Отечественное законодательство ХI – ХХ веков: пособие для семинаров. Часть II (ХХ в.) / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2002. – С. 106 – 148.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г . / Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. – С. 320 – 321.

Литература

1. Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование: монография / И.Я. Киселев. – М.; Наука, 2001. – 320 с.

2. Новицкая Т.Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года: монография / Т.Е. Новицкая. – М.; ИКД Зерцало, 2002. – 224 с.

3. Новицкая Т.Е. Кодификация гражданского права в Советской России 1920 – 1922 гг. / Т.Е. Новицкая. – М.; Юрид. лит., 1989. – 242 с.

4. Сырых В.М. Н.В. Крыленко – идеолог советского правосудия / В.М. Сырых. – М.: Российская академия правосудия, 2003. – 432 с.

5. Швеков Г.В. Первый советский уголовный кодекс. Изд. 2-е / Г.В. Швеков. – М.; Юрид. лит., 1992. – 234 с.

6. Швеков В.Г. Преемственность в праве: монография / В.Г. Швеков. – М.: Юрид. лит., 1983. – 260 с.

7. Шишов О.Ф. Становление и развитие науки уголовного права в СССР: проблемы общей части (1917 – 1936 гг.) / О.Ф. Шишов. – М.; Юрид. лит., 1987 – 228 с.

Задачи

1. Гражданин Николаев завещал все свое имущество четверым родственникам, имеющим право наследования по закону. На какую долю имущества будет претендовать каждый из наследников, если оно оценено в 520 тыс. рублей, а завещание составлено: а) в 1924 г.; б) в 1927 г.?

2. Гражданин Власов, имеющий в собственности дом, приобрел на имя своей супруги еще одно жилое строение. Правомерны ли действия гражданина Власова?

3. Крестьянин Фефилов, призванный на службу в Красную Армию, сдал в аренду свою землю, находящуюся в индивидуальном пользовании. Какой орган должен зарегистрировать договор аренды? Какой максимальный срок аренды допускается Земельным кодексом при правильном севообороте?

4. В 1929 г. сельсовет деревни Воробьи отказал крестьянину Носову в регистрации договора аренды земли, находящейся в его индивидуальном пользовании. Отказ был мотивирован тем, что Носов ранее уже дважды сдавал землю в аренду на срок 3 и 4 года. Более того, сельсовет поставил вопрос о лишении права пользования землей Носова. Правомерны ли действия сельсовета?

5. Работник государственного предприятия Стяжкин, проработавший на нем 4 месяца, был переведен в другой цех. После трех месяцев работы в этом цехе он подал заявление об отпуске, но получил отказ. Правомерны ли действия цеховой администрации?

6. Осенью 1924 г. в народном суде г. Перми слушалось дело по обвинению гражданина Клямкина в воспрепятствовании деятельности уполномоченных профсоюза. В ходе судебного разбирательства было установлено, что Клямкин запрещал своим работникам вступать в профсоюз под угрозой увольнения. Какую меру наказания может определить суд в отношении гражданина Клямкина?

7. В марте 1924 г. в Верховном суде РСФСР слушалось дело по обвинению группы студентов Московского университета в создании террористической организации и подготовке покушения на руководителей ВКП(б). Какую меру наказания должен определить суд: а) при наличии смягчающих обстоятельств; б) при отсутствии смягчающих обстоятельств; в) если одному из обвиняемых на момент судебного разбирательства не исполнилось 18 лет; г) если одна из обвиняемых была беременна на момент ареста?

8. В 1923 г. губернский народный суд рассматривал дело банды Кулешова. Не найдя доказательств виновности родной сестры главаря банды, суд, тем не менее признал ее социально опасной. Что послужило основанием признания этой женщины социально опасной? Какие последствия возникнут для нее в случае признание социально опасной?

Тема №14 - СОВЕТСТКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД УСКОРЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ, ОБЩЕСТВА И СОЗДАНИЯ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (1929-1941 г.г.)

СЕМИНАР 10. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 и 1936 гг.

Семинар на очном отделении - 2 часа

Практическое занятие на заочном отделении – 2 часа

1. Образование СССР и принятие Конституции 1924 г.

2. Содержание Конституции СССР 1924 г.

3. Необходимость замены старого Основного закона, подготовка и принятие Конституции СССР 1936 г.

4. Структура и содержание Конституции.

Цель занятия

Целью занятия является установление причин и факторов, обусловивших образование СССР, конституционное оформление нового союзного государства и последующие изменения Основного закона.

Методические рекомендации

Приступая к изучению первого вопроса, студенты должны обратить внимание, что после завершения гражданской войны на территории бывшей Российской империи оказалось три группы государств, отличающихся друг от друга не только объемом суверенитета, но и по другим параметрам. Студентам необходимо выделить основные причины, заставившие группу государств сосредоточить усилия на объединении, показать основные факторы, способствовавшие этому процессу. Кроме того, им следует четко представлять, как шла разработка основ организации союзного государства и иметь представление о ленинском плане образования СССР и плане «автономизации».

В рамках второго вопроса студенты должны обратить внимание на особый характер Конституции 1924 г., что нашло отражение в ее структуре, а также характеристике системы органов государственной власти Союза ССР: порядку их формирования и компетенции. Весьма важно разобраться в разграничении полномочий между союзным центром и субъектами союза. В заключение данного вопроса следует отметить историческое значение Конституции 1924 г., закрепившей новую форму государственного объединения – национальную федерацию.

Третий вопрос семинара наиболее сложный, т.к. многие студенты не могут связать причины принятия новой Конституции с теми изменениями, которые произошли в стране за 10 лет ( решение о подготовке новой конституции было принято на XVII съезде ВКП(б) в 1934 г.). Главными причинами являлись: а) реформа государственного управления экономикой – создание планово-распорядительной экономики и перехода к административно-командным методам ее управления; б) социальные изменения; в) реформа политической системы. Все это требовало своего теоретического обоснования и конституционного оформления.

Важным фактором, повлиявшим на решение о подготовке новой Конституции, стало международное положение СССР. Вступление в Лигу Наций в 1934 г. привело к отказу от риторики о мировой революции. Для расширения экономических связей необходимо было изменить представление о нашей стране, придать ей демократический характер. Это как раз и могла сделать Конституция, содержащая набор прав и свобод граждан, отвечавших мировым стандартам.

В рамках данного вопроса студенты должны также рассмотреть ход работы над проектом Конституции, порядок его обсуждения и, наконец, принятия.

Рассматривая последний вопрос, студенты должны обратить внимание на значительные отличия Конституции 1936 г. от первой Конституции СССР. Это и появление глав посвященных общественному устройству, правовому статусу граждан, избирательному права и пр. Не менее, если не более важно, обратить внимание на существенное отличие принципов организации государства от тех, которые были до сих пор. Фактически Конституция 1936 г. перешла от отрицания принципа разделения властей к его признанию. Это привело к изменению системы органов государственной власти.

Наибольшие изменения коснулись глав, трактовавших права и обязанности граждан. Студенты должны четко представлять права и свободы, а также обязанности советских граждан. Они должны уметь разграничивать реально гарантированные и декларативные права и свободы, уметь показать, что не все права и свободы носили всеобщий характер. В заключении студентам следует отметить историческое значение Конституции СССР 1936 г.

Источники

1. Основной закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик от 31 января 1924 г. / Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. – С. 323 – 334.

2. Основной закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г. / Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. – С. 347 – 361.

Литература

1. Боффа Дж. История Советского Союза. Т.1. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин. 1917 – 1941 гг. / Пер. с итал. И.Б. Левина. – М.; Междунар. отношения, 1990. – 632 с.

2. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции / Ю.С. Кукушкин, О.И. Чистяков. – М.: Политиздат, 1987. – 240 с.

3. Курицын В.М. История государства и права России. 1929 – 1940 гг.: учебное пособие / В.М. Курицын. – М.: Междунар. отношения, 1998. – 232 с.

4. Отечественное законодательство ХI – ХХ веков: пособие для семинаров. Часть II. ХХ в. / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2002. – 352 с.

Тема №17 - ГОСУДАРСТВО «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА» .

НАРАСТАНИЕ КРИЗИСА И КРАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ПРАВА. РАЗВАЛ СССР

СЕМИНАР 11. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 г. 2 часа

1. Причины разработки новой Конституции СССР.

2. Порядок подготовки и принятия Основного закона.

3. Основные положения Конституции.

Цель семинарского занятия

Целью занятия является изучение Конституции СССР 1977 г., закрепившей итоги 60-летнего развития Советского государства. Установление преемственности идей и принципов предшествующих Конституций и новшеств в Основном законе СССР.

Методические рекомендации

Рассматривая первый вопрос, следует обратить внимание на субъективные и объективные факторы, способствовавшие принятию решения о разработке и принятии новой Конституции СССР. Политика осуждения культа личности Сталина неминуема вела к стремлению разорвать связь между его именем и Основным законом. Не менее важным для принятия новой Конституции были и те изменения, на которые обратил внимание XXII съезд КПСС: советское государство из государства диктатуры пролетариата переросло в общенародное государство, а пролетарская демократия – в общенародную.

Съезд признал необходимым закрепить новое качественное состояние советского общества и государства в новой Конституции. В 1962 г. была образована редакционная комиссия во главе с Н.С. Хрущевым. Но последующее его смещение и приход к власти Л.И. Брежнева повлекло к бездействию комиссии. Только в начале 70-х годов ее работа над проектом возобновилась.

Проект Конституции был подготовлен в мае 1977 г. и вынесен на всенародное обсуждение. Многие предложения и замечания были учтены при доработке проекта Конституции. 7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР единогласно утвердил Конституцию СССР.

Третий вопрос семинарского занятия самый объемный и значимый. При его подготовке следует обратить внимание на сохранение преемственности Конституции 1977 г. по отношению к ранее действовавшим и то новое, что отличало ее от предыдущих. Для Конституции 1977 г. характерна преемственность положений об экономической системе социалистического общества, национально-государственном устройстве, избирательной системе, системе органов государственной власти и управления.

Вместе с тем в Конституции 1977 г. есть много нового. Впервые преамбула стала составной частью Основного закона и содержала характеристику исторического пути советского общества. Впервые в Конституции появился раздел об основах общественного строя и политики СССР. В отличие от Конституции 1936 г., объявлявшей СССР социалистическим государством рабочих и крестьян, новая Конституция определяла СССР как социалистическое общенародное государство (ст. 1). Кроме того, впервые была дана полная характеристика политической системы, основу которой составляли Советы народных депутатов (ст. 2) и ее компонентов (ст. 6 – 8), принципы организации и деятельности государства, его органов, должностных лиц (ст. 3 – 5).

Значительные новшества содержал раздел «Государство и личность». В нем закреплялись новые права: право на охрану здоровья (ст. 42); право на жилище (ст. 44); право на пользование достижениями культуры (ст. 46); право на свободу научного, технического и художественного творчества ( ст. 47); право на критику действий государственных и общественных организаций, право на обжалование действий должностных лиц ( сравните ст. 49 и ст. 58); право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство (ст. 57). Более широкую трактовку получили в Конституции СССР 1977 г. и обязанности граждан (ст. 59 – 69). Новые обязанности были закреплены в ст.ст.64. 67, 68, 69.

В заключение третьего вопроса следует рассмотреть систему высших органов власти и управления СССР, которые практически не изменились по сравнению с предшествующей конституцией.

Источники

1. Основной закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик от 7 октября 1977г. / Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. – С. 378 – 403.

Литература

1. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции / Ю.С. Кукушкин, О.И. Чистяков. – М.: Политиздат, 1987. – 240 с.

11. Отечественное законодательство ХI– ХХ веков: пособие для семинаров: часть 2 / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2002.

3. Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития Советской конституции / В.П. Портнов, М.М. Славин. – М.: Политиздат, 1982. – 256 с.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!