Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «История государства и права России»»

/ История государства и права
Контрольная, 

Оглавление

 

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

Тема №8 - БУРЖУАЗНЫЕ РЕФРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

АППАРАТА И РАЗВИТИЕ ПРАВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХIХ В.)

СЕМИНАР 6. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА В РОССИИ

Семинар на очном отделении - 4 часа

Практическое занятие на заочном отделении – 2 часа

1. Земская реформа 1864 г.

2. Городская реформа 1870 г.

3. Судебная реформа 1864 г.:

1). Причины проведения и подготовка судебной реформы.

2). Основные принципы судебной реформы.

3). Мировые суды.

4). Общие суды.

4. Контрреформы 70 – 90 гг. ХIХ века.

Цель занятия

Целью занятия является изучение содержания наиболее важных либерально-демократических реформ второй половины XIX века, которые стали важным шагом на пути превращения феодального общества и монархии в буржуазные.

Методические рекомендации

Осуществляя подготовку первого вопроса, в первую очередь необходимо обратить внимание на причины и характер реформы. Особое внимание следует уделить порядку формирования системы органов земского самоуправления на уровне уезда и губернии. Студенты должны знать, на основе каких цензов были организованы выборы в трех избирательных куриях. Какие органы носили распорядительный, а какие – исполнительный характер, какой срок полномочий был предусмотрен законом. Особое внимание необходимо уделить компетенции земских органов и отметить, каким образом местная администрация могла осуществлять контроль за деятельностью этих органов.

В заключение студентам следует указать на значение земской реформы в демократизации системы управления России, а так же отметить ее основные недостатки.

Второй вопрос является логическим продолжением первого, так как посвящен формированию всесословных органов самоуправления в городах. Студентам необходимо четко представлять систему выборов в городские органы по трем избирательным куриям. Хотя общие требования к избирателям во многом совпадали с требованиями по земской реформе, но были и существенные различия. В частности, разбивка избирателей на курии осуществлялась в зависимости от размера налогов в городскую казну. При равном представительстве от каждой курии депутатов (гласных), преимущество получала небольшая группа наиболее состоятельных горожан, представленных в первой курии.

Студенты должны знать, какие органы относились к городскому самоуправлению, какова была их компетенция, на какие средства они осуществляли свою деятельность. В заключении необходимо отметить как положительные стороны городской реформы, так и ее недостатки.

Третий вопрос семинарского занятия является основным, поскольку он посвящен наиболее последовательной и демократической реформе, многие принципы и положения которой являются актуальными и в настоящее время. При изучении этого вопроса очень важно разобраться в причинах проведения реформы, которые коренились не только в недостатках дореформенной судебной системе, но и в крестьянской реформе 1861 г. Студентам необходимо знать основные акты и основополагающие принципы реформы, содержащиеся в них. Очень важно, чтобы студенты не просто могли перечислить эти принципы, но и раскрыть их содержание.

Студенты должны иметь четкое представление о системе судебных органов, состоящей из двух ветвей (местных и общих судов). Изучая систему местных судов, включающих участковых мировых судей и съезд мировых судей, следует обратить внимание на порядок формирования этих судебных инстанций, их компетенцию, порядок обжалования их решений.

Рассматривая систему общих судов, студентам необходимо обратить внимание на структуру и состав окружного суда, его компетенцию, особое внимание уделить порядку организации и деятельности суда с участием присяжных заседателей. Важно выделить особенности российского суда присяжных, отличающие его от европейских (требования к лицам, включаемых в списки присяжных; особые права в ходе судебного разбирательства; особенности постановлении вердикта). Не менее важно разобраться в порядке обжаловании дел, рассматриваемых в окружном суде.

Судебная палата являлась вышестоящей судебной инстанцией, поэтому знание ее структуры и компетенции также имеет существенное значение для понимания судебной реформы. Вершиной всей судебной системы выступал Сенат, в котором были созданы два кассационных департамента: по уголовным и гражданским делам.

В ходе реформ существенным изменениям подверглось предварительное следствие. Здесь следует обратить внимание на новый институт судебных следователей и изменения функций прокуратуры. Одним из важнейших достижений реформы стало появление в России профессиональной адвокатуры. В этой связи очень важно знать деление адвокатов на две категории (частных и присяжных поверенных), особенности требований к каждой из этих категорий.

В заключении студенты должны отметить значение судебной реформы для России и указать на ее отдельные недостатки.

Последний вопрос является логическим завершением предыдущих. В рамках этого вопроса студенты должны рассмотреть систему мероприятий самодержавия, направленных на изменение либерально-демократического содержания реформ. В первую очередь необходимо правильно понять основные причины контрреформ и знать их конкретное содержание. Следует обратить внимание, что первый удар был направлен против судебной реформы. В учебной литературе начало судебной контрреформы обычно увязывается с Положением о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия 1881 г. Между тем еще в 70-х годах были приняты ряд законов изменяющих содержание судебной реформы. Студентам необходимо знать: закон от 19 мая 1871 г., передавший следствие по государственным преступлениям жандармским чинам; закон от 7 июня 1872 г. передавший рассмотрение наиболее важных государственных преступлений Особому присутствию сената; закон от 9 мая 1878 г. ограничивающий компетенцию суда присяжных; закон от 9 августа 1878 г., дающий возможность передачи дел, связанных с вооруженным сопротивлениям властям или нападением на чинов полиции и жандармерии, военным судам. Логическим завершением этих мероприятий стали уже упомянутое Положение 1881 г., а также Положение о земских начальниках 1899г.

Последнее Положение имело отношение и к земской контрреформе, в рамках которой студентам необходимо знать и закон 1890 г., усиливающий роль дворян в земствах. В рамках городской контрреформы важно обратить внимание на новое Городовое положение 1892 г., повысившее размеры имущественного ценза для избирателей.

Источники

1. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1964 г. / / Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. – С. 237 – 239.

2. Учреждение судебных установлений от 20 ноября 1864 г. / Хрестоматия, С. 239 – 242.

3. Устав уголовного судопроизводстваот 20 ноября 1864г. / Хрестоматия, С. 242 – 244.

4. Городовое положении от 16 июня 1870 г. / Хрестоматия, С. 245 – 246.

5. Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 14 августа 1881 г. / Хрестоматия, С. 247.

6. Положение о земских начальниках от 12 июня 1889 г. / Хрестоматия, С. 249 – 251.

7. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 12 июня 1890 г. / Хрестоматия, С. 251.

8. Городовое положение от 11 июня 1892 г. / Хрестоматия, С.252 – 253.

Литература

1. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России / Г.А. Герасименко. – М.: Юрид. лит., 1990. – 260 с.

2. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России / Л.Г. Захарова. – М.: Наука, 1984. – 240 с.

3. Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 г. в России / М.Г. Коротких. – Воронеж, Изд. ВГУ. – 220 с.

4. Лаптева Л.Е., Ефремова Н.Н. Организация и практика земских учреждений России // Государство и право. – 1993. – № 2. – 121-126 с.

5. Лаптева Л.Е. Об истории земских учреждений в России / Л.Е. Лаптева, Н.Н. Ефремова // Государство и право. – 1995. – № 8. – 122-131 с.

6. Лурье Ф.М. Полицейские и провокаторы. Политический сыск в России. 1649 – 1917 / Ф.М. Лурье. – СПб.: ИнКА, 1992. – 413 с.

7. Рууд Ч.А. Фонтанка 16: Политический сыск при царях / Ч.А. Рууд, С.А. Степанов. – М.: Мысль, 1993. – 432 с.

8. Суд присяжных в России: Громкие уголовные процессы 1864 – 1917 гг. – Л.: Лениздат, 1991. – 512 с.

9. Развитие русского права во второй половине ХIХ – начале ХХ века: монография / под ред. В.А. Томсинова. – М.: Наука, 1997. – 368 с.

10. Российское законодательство Х – ХХ веков. В 9 т. Т.8. Судебная реформа. – М.: Юрид. лит., 1991. – 496 с.

Задачи

1. Летом 1878 г. жителю г. Вятки Кружилину было отказано в праве принять участие в выборах городской думы. Кружилин подал жалобу губернатору на действие городской управы. В ней он указал, что является русским подданным, ему 45 лет, в Вятке проживает с декабря 1877 г. и с марта 1878 г. владеет на праве собственности двумя доходными домами. Какое решение должен принять губернатор на основании Городового положения от 16 июня 1870 г.?

2. Владелец солеварен в Усольском уезде назначил своего управляющего поверенным на выборах в уездное земское собрание. Однако по требованию уездного предводителя дворянства управляющий был вычеркнут из списка избирателей. Свое требование он обосновал тем, что владелец солеварен не проживает в Усольском уезде и, следовательно, не имеет права выставлять вместо себя уполномоченного. Правомерны ли действия предводителя дворянства?

3. Земским собранием Сарапульского уезда Казанской губернии в числе мировых судей был избран чиновник уездной оценочной комиссии Поляков. Однако губернатор запретил ему выполнение обязанностей мирового судьи на том основании, что последний не имеет высшего образования. Правомерны ли действия губернатора, если остальным требованиям Поляков отвечает? Какой порядок разрешения разногласий между губернатором и земским собранием предусмотрен законом (Учреждение судебных установлений)?

4. В 1875 г. крестьяне села Березовка Осинского уезда подали в суд иск на скотовладельца Мендубаева. В своем иске они указали, что при прогоне скота на ярмарку их поля подверглись потраве. Общий ущерб по оценке уездной земской управы составил 500 рублей. Согласно действующему законодательству скотовладелец обязан возместить ущерб и заплатить штраф в размере 70 рублей. Какой суд должен принять к рассмотрению иск крестьян?

5. Участковый мировой судья г. Саратова принял к своему производству уголовное дело о хищении 275 рублей из средств губернского крестьянского присутствия. Это преступление было совершено делопроизводителем данного присутствия. Правомерно ли поступил мировой судья?

6. В 1896 г. крестьяне с. Воробьи Кунгурского уезда обратились к пермскому губернатору с жалобой на действия земского начальника. В жалобе они указали, что земский начальник отстранил выбранного старосту и писаря, а вместо них назначил новых. Правомерны ли действия земского начальника?

7. В местности, объявленной на положении усиленной охраны, губернатор запретил проведение любых общественных собраний. Руководствуясь данным решением, полицмейстер одного из уездных городов разогнал собрание общества трезвости. Председатель и члены правления этого общества были оштрафованы на 25 рублей каждый. Лектор, прибывший из Москвы по приглашению общества, в принудительном порядке был выслан за пределы губернии. Правомерны ли действия полицмейстера, если собрание проводилось с разрешения городского головы?

8. В 1872 г. в Московском окружном суде с участием присяжных заседателей слушалось дело по обвинению приказчика Попова в убийстве своей любовницы. Мнение присяжных разделилось поровну. Какой вердикт должен быть вынесен в этом случае? Какое решение должен принять судья, если присяжные заседатели вынесут оправдательный вердикт, а судья убежден в правоте стороны обвинения? Какое решение должен принять судья, если присяжные вынесут обвинительный вердикт, а судья будет уверен в невиновности подсудимого?

Тема №9 - РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД

БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕФОРМ (1900 – 1917 гг.)

СЕМИНАР 7. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ

РОССИИ В НАЧАЛА ХХ ВЕКА 2 часа

1. Учреждение Государственной думы. Закон от 6 августа 1905 г.

2. Манифест от 17 октября 1905 г. Изменения порядка выборов в Государственную думу от 11 декабря 1905 г.

3. Основные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г.:

1). Высшие органы власти и управления по Основным законам.

2). Правовой статус подданных.

4. Изменение порядка выборов в Государственную думу по Положению от 3 июня 1907 г.

Цель семинарского занятия

Главной целью занятия является анализ развития российского конституционализма в начале ХХ века, т. е. разработка и принятие первых актов конституционного характера, закрепляющих новые учреждения и институты либерально-демократического характера.

Методические рекомендации

Изучение первого вопроса следует начать с анализа причин реформирования государственного строя. В начале ХХ века Россия представляла собой страну, где самые передовые формы развития капитализма переплетались с сильными феодальными пережитками, главными из которых являлось сохранение феодальной политической надстройки. Это создавала питательную среду для крайнего обострения социальной обстановки и созревания в стране революционной ситуации.

Первая русская революция повлекла за собой появление национального представительного учреждения – Государственной думы. Анализируя закон от 6 августа 1905 г., который провозглашал появления первого государственного представительного органа в России, студенты должны обратить внимание на законосовещательный характер Государственной думы, прозванной «булыгинской», и порядок выборов в это учреждение. Студентам необходимо знать общие требования закона к избирателям и основные цензы каждой из трех избирательных курий.

Приступая к изучению второго вопроса, студенты должны помнить, что первая уступка монархии не остановила революционного движения. Всероссийская октябрьская политическая стачка вынудила Николая II издать 17 октября 1905 г. «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», в котором даровались «незыблемые основы гражданской свободы» и обещание наделить Государственную думу законодательной властью. Анализируя содержание перечня прав и свобод, студенты должны раскрыть их новизну и практическую значимость для России каждого из этих институтов.

Студентам следует обратить внимание на весьма важное последствие этого манифеста – издание нового положения о выборах в Государственную думу. Данное положение сохраняла общий принцип выборов по куриям и некоторые общие ограничения. Вместе с тем были сняты многие ограничения по городской курии, появилась новая, четвертая курия – рабочая. В этой связи студенты должны четко представлять порядок выборов по этой курии.

Рассматривая третий вопрос, студентам важно представлять, что новая редакция Основных законов Российской империи, стала определенным итогом изменений в государственном строе. Россия приобретала черты конституционной монархии, юридически закрепляя Государственную думу, реорганизацию Государственного совета и совета министров.

Анализируя содержание главы первой Основных законов, студенты должны обратить внимание на правомочия монарха в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. Им также необходимо четко ориентироваться в порядке организации и деятельности Государственного совета, его роли в качестве «фильтра», ограничивающего законодательную инициативу Государственной думы. Особое внимание следует уделить правомочиям Государственной думы и их ограничениям, которые были предусмотрены Основными законами, особенно ст.87.

В завершении третьего вопроса студенты должны рассмотреть права и обязанности российских подданных. Эти права и свободы были разделены на три группы: 1) личная свобода, т.е. личная и жилищная свобода, тайна переписки, свобода профессии и свобода передвижения; 2) общественная свобода, т.е. свобода совести (веры), мысли, слова, печати, собраний и союзов; 3) свобода экономическая и материальная, т.е. свобода собственности, труда, промышленности и торговли. К обязанностям Основные законы относили защиту Отечества, уплату налогов и исполнение повинностей.

Рассматривая четвертый вопрос, студенты должны обратить внимание на грубое нарушение Основных законов при принятии нового избирательного закона 3 июня 1907 г. Отмечая резкое сужение круга избирателей, следует показать существенные изменения выборов по рабочей и крестьянской куриям. Весьма важно также отметить значительные ограничения законодательных полномочий Государственной думы. Все это, вместе взятое, позволяет оценить июньские события 1907 г. как государственный переворот, положивший конец конституционным преобразованиям России.

Источники

1. Положение о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 г. / Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. – С.253 – 256.

2. Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. / Хрестоматия, С. 256 – 257.

3. Положение о выборах в Государственную думу от 11 декабря 1905 г. / Хрестоматия, С. 257 – 260.

4. Манифест об изменении учреждения Государственного совета и о пересмотре учреждения Государственной думы от 20 февраля 1906 г. / Хрестоматия, С. 260 – 261.

5. Свод основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. / Хрестоматия, С. 262 – 266.

6. Об учреждении военно-полевых судов от 19 августа 1906 г. / Хрестоматия, С. 266 – 267.

7. Манифест о роспуске Государственной думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу от 3 июня 1907г. / Хрестоматия, С. 267 – 268.

8. Положение о выборах в Государственную думу от 3 июня 1907 г. / Хрестоматия, С. 268 – 270.

Литература

1. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 г.: Реформы и революция / Р.Ш. Ганелин. – СПб.: Наука, 1991. – 268 с.

2. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н.П. Ерошкин. – М.: Юрид. лит., 1983 – 254 с.

3. Кирьянов И.К. Парламент самодержавной России: Государственная Дума и ее депутаты, 1906 – 1917 / И.К. Кирьянов, М.Н. Лукьянов. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995. – 168 с.

4. Кравец И.К. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века: учеб. пособие / И.К. Кравец. – М.: «Маркетинг», 2000. – 368 с.

5. Развитие русского права во второй половине ХIХ – начале ХХ века: монография / под ред. В.А. Томсинова. – М.: Наука, 1997. – 368 с.

6. Российское законодательство Х – ХХ веков. В 9 т. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. – М.: Юрид. лит., 1994. – 352 с.

Задачи

1. В сентябре 1905 г. отставной полковник Липкин приобрел в Рыбинском уезде Ярославской губернии усадьбу, стоимость которой по земской оценке составляла 14 тыс. рублей. Став владельцем недвижимости, Липкин обратился к местным властям с просьбой о включении его в списки избирателей по курии уездных землевладельцев, но получил отказ. Какие органы решали вопрос о включении подданных в списки избирателей? Правомерны ли их действия в отношении Липкина?

2. В начале октября 1905 г. владелец торгового предприятия 2 разряда Москвы, не найдя себя в списках избирателей в Государственную думу по второй курии, обратился с жалобой в городскую управу. В жалобе он указал, что является русским подданным, ему 45 лет, под судом и следствием не состоял, торговый и иные налоги уплачивал регулярно. Какое решение должна принять городская управа по данной жалобе?

3. Рабочие железнодорожных мастерских выбрали слесаря Шорина уполномоченным на городской съезд рабочих для избрания выборщиков депутатов Государственной думы. Однако начальство железнодорожных мастерских отказалось передать список уполномоченных градоначальнику. Свой отказ оно мотивировало тем, что Шорин, проработав в мастерских 2 года, был уволен за участие в забастовке, а с момента его восстановления прошло всего 4 месяца. Правомерны ли действия начальства железнодорожных мастерских по закону от 11 декабря 1905 г.?

4. 19 августа 1906 г. были учреждены военно-полевые суды. В каком порядке был принят акт об их учреждении. Какая судьба ожидает эти органы в соответствии с Основными законами Российской империи?

5. К началу сметного периода Государственная дума не утвердила государственный бюджет на очередной год по следующим основаниям:

1). Протест депутатов на значительный рост расходов Министерства императорского двора.

2). Чрезмерное увеличение военного бюджета в связи с особыми приготовлениями к войне.

3). Наличие большого дефицита бюджета.

6. В июне 1906 г. на рассмотрение Государственной думы поступил законопроект подготовленный Государственным советом и согласованный с Советом министров. Может ли данный законопроект приобрести силу действующего закона, если Государственная дума отвергнет его?



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!