Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«ОБРАЗОВАНИЕ ВТОРОГО РЕЙХА И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ГЕРМАНИИ В XIX – ХХ ВВ.»

/ История государства и права
Лекция,  12 страниц

Оглавление

План лекции

– I –
Основные этапы объединения германских государств в XIX в.
Франкфуртская Конституция 1849 г.

– II –
Роль прусской монархии в объединении Германии.
Конституция Пруссии 1850 г.

– III –
Образование Второго Рейха.
Конституция Германской империи 1871 г.

– IV –
Либеральная демократия Веймарской республики
в Германии в 20-е гг. ХХ в.

– V –
Тоталитарная нацистская диктатура
в Германии в 30 – 40-е гг. ХХ в.

– VI –
Развитие Федеративной Республики Германии
во второй половине ХХ в.

– I –
Основные этапы объединения германских государств в XIX в.
Франкфуртская Конституция 1849 г.

Последний удар по архаическому государственному образованию – Священная Римская империя немецкой нации, для которой было характерно формальное объединение под короной Рейха около 300 монархий и автономных политических образований, –  нанесла наполеоновская Франция.
Поражение Прусско-Австрийского союза в войне с Францией (Люневильский мир 1801 г.) стало ускорителем распада империи и преобразования её политического устройства.
Эволюция германского конституционализма в XIX в. происходила поэтапно: Рейнский союз, июль 1806 г. (I этап); Германский союз, 1815 – 1841 гг. (II этап); Таможенный союз, 1833 г. (III этап); Революция 1848 г. и новый этап объединительного движения (IV этап); Конституционные преобразования 50 – 60-х гг. XIX века (V этап); Северо-Германский союз, 1867 – 1871 гг. (VI этап); Германская империя, 1871 – 1918 гг. (VII этап).

I этап: Рейнский союз (1806 – 1815 гг.).
Специальная имперская комиссия под давлением французских уполномоченных подготовила документы и мероприятия по централизации Германии и подчинению ее Франции. Так, в прямое управление Франции были переданы все немецкие земли на левом берегу Рейна. В 1803 г. исчезли духовные княжества, с 51 до 6 сократилось количество вольных немецких городов. Большинство государств Южной Германии подпали под политическое влияние Франции.
После еще одного поражения в войне с Наполеоном (Пресбургский мир 1805 г.) большинство германских южных государств провозгласили о своем выходе из Первого Рейха и о создании союза монархий (12 – 25 июля 1806 г.), что было узаконено Актом об образовании Рейнского союза. Согласно ему, Рейнский союз имел правовой статус объединенных государств, т.е. конфедерации, с единым правительственным органом – Союзным собранием (Бундестагом), который должен был заседать в г. Франкфурте-на-Майне под председательством архиепископа Майнцского, хотя он так ни разу и не был созван.
16 государств (Бавария, Баден, Вюртемберг, Саксония и др.) подразделялись на две группы: наиболее крупные обладали всеми государственными правами (в сфере законодательства, военном деле, руководстве полицией, осуществлении юрисдикции), а вторые государства – только сеньориальными правами т.н. медиатизированных (усредненных) князей под покровительством государств Союза.
1 августа 1806 г. Наполеон провозгласил ликвидацию Священной Римской империи немецкой нации, признав полный и неограниченный суверенитет каждого из государств, составляющих Германию. Но в то же время Рейнский союз находился с Францией в сюзеренно-вассальных отношениях, под протекторатом в частности, не имея права проводить собственную внешнюю политику и обязанный поставлять для нужд Франции определенный воинский контингент.
Историческое значение Рейнского союза для объединения Германии состояло в следующем:
1.    Была осуществлена «секуляризация» духовных немецких княжеств и ликвидирована автономия большинства имперских городов; вследствие этого значительно сократилось общее количество немецких городов.
2.    Была проведена «медиатизация» территории Рейха, так как большая часть территории бывших мелких государств была включена в рамки более крупных государств.
3.    На месте прежней территориальной мозаики из 300 областей и имперских вольных городов появилась группа довольно обширных централизованных государств – королевств и великих герцогств (Бавария, Саксония, Баден, Мекленбург, Гессен и др.).
Конституционно-правовое развитие на региональном уровне в Германии в этот период можно рассмотреть на пример двух германских государств – Вестфальского и Прусского.
В 1807 г. Наполеон образовал под управлением своего брата Жерома Вестфальское королевство, объединив территории Гессена, Брауншвейга, части Ганновера, Паденборн, Оснабрюк, Ритберг и др. Это королевство просуществовало до 1813 г. Одним из разработчиков Конституции Вестфальского королевства от 15 ноября 1807 г. был Ш. Талейран, который почти скопировал ее с Конституции Франции 1799 г. с изменениями 1802 и 1804 гг. Сохраняя всевластие монарха, вестфальская Конституция содержала второстепенные демократические атрибуты и отменяла наиболее вопиющие феодальные пережитки. Позднее, в период Германского союза, многие немецкий монархи в значительной степени копировали ее при подготовке собственных конституционных проектов.
4 октября 1807 г. правительство Пруссии возглавил Карл фон Штейн, автор нескольких записок королю о необходимости политических и правовых реформ. На смену абсолютистской системы пришло управление, основанное на законах; изменилось правовое положение личности, так как пруссаки получили административно-правовую защиту; произошло отделение юстиции от административных органов, что было оформлено Распоряжением об улучшении деятельности провинциальных, полицейских и финансовых учреждений от 26 декабря 1808 г.
Эдикт от 9 октября 1807 г. разрешил свободный переход земель от одного лица другому, уничтожил различие в правовом положении земель дворян и других сословий, отменил личную зависимость крестьян. Впоследствии в 1811 г. помещикам было разрешено вступать с крестьянами в соглашение по поводу выкупа крепостных повинностей.
Эдикт от 19 ноября 1808 г. о введении местного самоуправления установил следующие прогрессивные положения: выборным органам передавались управление городскими финансами, полицией, школьным образованием, благотворительностью. Было введено новое административно-территориальное устройство: провинции во главе с обер-президентами, назначаемыми правительством Пруссии. В последнем были учреждены 5 отраслевых министерств: военное, финансовое, юстиции, внутренних дел, иностранных дел. 
Наконец, в Пруссии была проведена военная реформа, заключавшая в создании Ландвера, ограничении телесных наказаний в армии, учреждении генерального штаба, доступе недворян к официальным должностям, а также введении всеобщей воинской повинности в 1814 г.

II этап: Германский союз (1815 – 1841 гг.).
В состав Рейнского союза изначально не вошли два самых крупных государства Германии – Австрия и Пруссия, продолжавшие вести войну с французской армией Наполеона. Конец эпохи наполеоновских войн в Европе был ознаменован Венским Конгрессом (сентябрь 1814 – июнь 1815 гг.), на котором 4 державы-победительницы (Российская империя, Великобритания, Австрия и Пруссия) подписали мирные договоры и утвердили Союзный Акт от 8 июня 1815 г., провозглашавший образование некоего конфедеративного форпоста у границ Франции. Союзный Акт 1815 г. состоял из 20 статей и двух разделов. Первый из них вошел в Объединенный акт Венского конгресса и определял цели Германского союза как конфедерации немецких монархий и вольных городов. Во втором разделе – «Особенные определения» описывалось государственное устройство членов Союза.
Так создавался Германский союз в качестве новой формы объединения германских земель. В его состав вошло 39 членов: 35 суверенных государств, в том числе Австрийская монархия, 5 королевств (Пруссия, Саксония, Ганновер, Бавария, Вюртемберг), 7 великих и 8 простых герцогств, возвращенные лево-рейнские области, а также 4 вольных города (Любек, Гамбург, Бремен, Франкфурт-на-Майне).
Этот союз представлял собой международное объединение государств для поддержания своей безопасности, между которыми не существовало ни крепких экономических связей, ни единого законодательства, ни общих финансов или дипломатических служб.
Власть императора не была восстановлена, а единственным центральным органом Союза стал Союзный Сейм (Конгресс) во Франкфурте-на-Майне. Степень участия в нем членов Германского союза была различной: всего было 69 делегатов – от королевств по 4 представителя, а от остальных – по 3, 2 или 1 делегату. Союзный Сейм (Бундесверсамлунг) заседал в двух форматах: 1) узким составом – при рассмотрении важных вопросов о Конституции, о составе Союза, о войне и мире; 2) в виде пленума – при рассмотрении менее значительных вопросов. Председательство в Сейме всегда принадлежало уполномоченному от Австрии.
Согласно ст. 13 Союзного Акта 1815 г. предстояло скорейшее введение во всех государствах-членах Союза «земско-сословного устройства», т.е. учреждение представительных совещательных органов власти, права которых должны быть отражены в местных конституциях. В период с января 1816 по октябрь 1841 гг. 22 члена Германского союза ввели конституции, большинство из которых были октроированными, т.е. дарованными монархами и введенными ими в одностороннем порядке. На первом этапе (1814 – 1820 гг.) конституции были введены в 6 первых государствах (Нассау, Саксен-Веймар, Бавария, Баден, Вюртемберг и Гессен-Дармштадт), так как Венский конгресс провозгласил принцип легитимизма, т.е. восстановления старых законных династий. Эти государства боялись потерять территории, приобретенные ими во времена наполеоновской «медиатизации» и Рейнского союза. Данное явление вошло в историю под названием «южно-германский конституционализм».
Во многих конституциях этого периода содержались две группы норм: 1) нормы, определявшие общую государственную организацию (органы власти и управления, их компетенцию, порядок образования, полномочия и структуру народного представительства и др.); 2) нормы, провозглашавшие права и свободы подданных (свободу личности, собственности, совести, мыслей, эмиграции, выбора местожительства, ремесла, гарантии против государственного вмешательства в частную жизнь, равенства перед законом с определенными ограничениями, в частности в свете неравного активного избирательного права).
Даже при беглом взгляде на политико-правовую историю Германии первой половины XIX века видно, что это прежде всего история конституций. В отличие от периода Первого Рейха, когда была осуществлена кодификация отраслей права (например, Уголовное уложение 1871 г., Гражданское уложение 1896 г., гражданско- и уголовно-процессуальные кодексы 1877 г., Торговое уложение 1897 г.), все крупные законодательные акты до середины XIX в. представляли собой в основном конституции отдельных германских государств. Исключением были Австрийское Гражданское уложение 1811 г. и введенный в 1809 г. в Бадене передовой французский ГК.
Конституционализм в Германии преследовал прежде всего цель наилучшего национально-федеративного устройства, установления конституционного государственного строя и утверждения новой социальной функции государства. Основными причинами формирования германского конституционализма были следующие:
1. Тяжелое состояние государственных финансов после освободительных войн; необходимость перехода к системе налогообложения, санкционируемой представительным органом, что требовало введения конституций;
2. Изменение территорий ряда германских государств, в результате чего возникла потребность в особом «объединительном свойстве», которым обладала конституция и местный представительный орган;
3. Новый уровень общественного сознания, наличие буржуазной либеральной оппозиции, требовавшей установления контроля над правительством и непосредственного участия в политической жизни;
4. Проведение революционных выступлений начала 30-х гг. в ряде германских государств (Саксония, Брауншвейг, Ганновер и др.).

III этап: Таможенный союз (1833 г.).
Значительным явлением в политической жизни Германии в период Германского союза было соперничество двух сильнейших государств конфедерации – Австрии и Пруссии. Пруссия, укрепив связи с землями северной Германии, где преобладала протестантское вероисповедание, и упразднив внутренние таможенные пошлины в своих провинциях в 1818 г., начала заключать поочередно таможенные соглашения с другими немецкими государствами на основе Прусского торгового и таможенного законов. В 1833 г. был образован Таможенный союз, к которому со временем присоединились почти все немецкие государства, за исключением Австрии и нескольких приморских областей и городов.
Таможенный союз был добровольным международным объединением, членство в котором определялось на 12 лет; но по истечении этого срока договор мог быть продлен. Органом осуществления единой политики Таможенного союза были ежегодно проводившиеся Таможенные конференции.
В действительности, Таможенным союзом руководила Пруссия, успешно проводившая унификацию торговой системы страны, монетно-денежной системы и единого для Германии вексельного права.

IV этап: Революция 1848 г. и новый этап объединительного движения.
Предпосылками революционного движения в феврале – мае 1848 г. в Германии были следующие:
1. Общеевропейское революционное движение 1848–1850 гг. и особенно французские события в феврале 1848 г. – свержение Луи Филиппа и провозглашение республики.
2. Нарастание национально-либерального движения, которое стремилось преодолеть несовершенство т.н. предмартовских конституций периода 1815 – 1848 гг. и ввести действительное народное представительство и гражданскую свободу.
3. Появление леворадикального и коммунистического движения; последнее заявило о себе в Германии «Коммунистическим Манифестом» 1848 г. К. Маркса и Ф. Энгельса.
В итоге рост революционного движения и финансовый кризис заставили прусского короля Фридриха Вильгельма IV искать выход в созыве представительного органа. Так, в начале 1847 г. он решился созвать т.н. объединенный ландтаг, который сразу же потребовал от короля принятия конституции. Безмерное упорство Фридриха Вильгельма IV, заявившего, что никакие земные силы не заставят его дать народу конституцию, и последовавший затем роспуск парламента еще больше обострили ситуацию в Пруссии. Социальная напряженность нарастала в Берлине, Вене и Праге. После отклонения королем петиции о введении социально-демократических свобод в марте 1848 г. в Берлине началось массовое восстание рабочих, студентов и финансистов. Это привело к созыву прусского ландтага с учредительными полномочиями.
Правители некоторых государств-членов Германского союза также были вынуждены согласиться на созыв Союзного Сейма, который принял решение об организации предпарламента во Франкфурте-на-Майне из представителей местных ландтагов (31 марта – 17 мая 1848 г.) и 12 июля 1848 г. сложил свои полномочия. Было постановлено провести всеобщие выборы в общегерманское Национальное Собрание, на котором предполагалось принять конституцию. Затем было решено организовать общегерманскую исполнительную власть путем избрания на должность имперского главы государства австрийского эрцгерцога Иоанна. Было учреждено Правительство из шести министров, ответственных перед парламентом. В декабря 1848 г. Национальное Собрание утвердило разработанные специальным Комитетом из 30 депутатов от партий либерал-монархистов и республиканцев «Основные права германского народа» (60 ст.) и резолюцию о введении всеобщего избирательного права, ограничении законодательных прав монарха и проч.
На основе этих решении 27 марта 1849 г. была принята первая Конституция Германской империи, т.н. Франкфуртская конституция, на структуру и содержание которой оказала влияние Конституция США 1787 г.
Франкфуртская конституция 1849 г. состояла из 7 разделов и 197 параграфов. Согласно ее положениям, Германия должна была представлять собой федерацию земель во главе с императором, который обязан присягать делу охраны империи и прав немецкого народа, а имперскую конституцию соблюдать точно и добросовестно. Номинально империя должна была стать конституционной монархией с прусским королем в качестве наследственного императора, обладавшего правом законодательного вето и государственного представительства. Доминирующим органом империи объявлялся двухпалатный Рейхстаг – Палата государств, избираемая на 6 лет по принципу неравного представительства (40 делегатов от Пруссии, 38 – от Австрии, 18 – от Баварии, 10 – от Саксонии, 2 – от Гамбурга и по 1 – от большинства герцогств и княжеств), и Палата народа, избираемая на 3 года.
Определенный интерес представляет то, как была смоделирована по этой Конституции германская федерация. Ее субъекты (государства и территории прежнего Германского союза) сохраняли свою независимость, право введения собственных конституций и администрации. Был закреплен принцип остаточной компетенции: отдельные немецкие государства имеют все государственные почести и права, поскольку такие прямо не переданы имперской власти (§ 5 ст. 1). Достаточно большое место в Конституции было отведено исключительным полномочиям федеральных органов власти, которые получали право осуществлять единую дипломатическую службу и внешнюю политику, политику по созданию единого экономического пространства, поддержания внутренней безопасности, в том числе путем издании чрезвычайных указов, отправки комиссаров, применения вооруженной силы. В ст. 13 закреплялся принцип верховенства общефедерального права и создание единого правового пространства.
Раздел VI был посвящен основным правам германского народа, самое детальное и демократическое узаконение гражданских прав на основе безусловного равенства и гражданской свободы. Конституция гарантировала: единое гражданство в империи; свобода труда; отмена гражданских ограничений; уничтожение дворянства и сословных различий; неприкосновенность личности; отмена смертной казни; свобода слова, мнений, печати, собраний, петиций, совести; покровительство в деле образования, науки и социального вспомоществования подданным.
28 марта 1849 г. Национальное Собрание большинством голосов избрало всегерманским императором прусского короля Фридриха Вильгельма IV, которому было предложено подписать Конституцию.
Однако Франкфуртская конституция так и осталась документом номинального действия, не вступив законную силу. Прусский король вскоре заявил, что «это не корона, а железный ошейник рабства, через который император стал бы крепостным революции». Австрийский император, которому была также предложена императорская корона, отказался не только от нее, но и от вхождения Австрии в состав новой империи. Получив отказа царствующих особ, Франкфуртское Собрание обратилось 3 мая 1849 г. к народу с призывом привести в исполнение имперскую Конституцию. Это вызвало ряд революционных выступлений, в связи с чем Фридрих Вильгельм IV направил войска во Франкфурт и остававшаяся там часть парламента бежала в Штутгарт, где была вскоре разогнана Правительством Вюртемберга. Этим, никого уже не взволновавшим событием, закончилась революция в Германии.

– II –
Роль прусской монархии в объединении Германии.
Конституция Пруссии 1850 г.

V этап: Конституционные преобразования 50 – 60-х гг. XIX века.
Союзный Сейм принял 23 августа 1851 г. решение «О мерах по охране публичной безопасности и порядка в Германском Союзе». Здесь содержалось требование, чтобы немецкие правительства ликвидировали институты и условия, которые угрожают как их внутреннему спокойствию и порядку, так и всеобщей безопасности Союза. Законом от 6 июля 1854 г. «О предотвращении злоупотреблений, допускаемых вследствие свободы печати» и Законом от 13 июля 1854 г. «О союзах» была начато наступление на гражданские права и свободы немецких подданных. Так, в Австрии в это же время вводилась цензура печати, лицензирование деятельности, запрет политических союзов и объединений.
26 февраля 1861 г. был учрежден двухпалатный парламент, нижняя палата которого – Палата депутатов – избиралась ландтагами. В декабре 1867 г. были приняты Основной закон об имперском представительстве, законы о правах подданных, о Правительстве, об Имперском суде и вообще о судебной власти в Союзе.
 Своеобразным итогом революции 1848 г. в Германии стала проявившаяся в Пруссии тенденция государственного развития по конституционному пути. Король Фридрих Вильгельм IV был вынужден подписать Конституционную хартию Пруссии 31 января 1850 г.
Конституция состояла из десяти титулов и 111 статей. В сравнении с предыдущей прусской конституцией – т.н. Баденской конституцией от 5 декабря 1848 г., рассматриваемая Хартия олицетворяла т.н. «мнимый конституционализм», явившись плодом компромисса между позднефеодальным абсолютизмом и элементами социальной демократии.
Наиболее показательны в этом плане следующие характерные черты Хартии 1850 г.:
1. Исполнительная власть передавалась полностью прусскому королю. Его личность провозглашалась неприкосновенной (но не священной), в его руках сосредотачивались командование армией, назначение членов правительства, в том числе министра-президента, ответственного только перед ним, всех высших гражданских и военных должностных лиц, право заключать международные договоры, издавать особые распоряжения, «когда этого требовало сохранение общественной безопасности или устранение необычных бедствий, если палаты не заседали» (ст. 62 Титула III «О короле»), а также право контроля над ландтагом, в том числе право его досрочного роспуска и право абсолютного законодательного вето.
2. Не был полностью ликвидирован военно-полицейский характер прусского государства. Армии уделялось особое внимание. Так, в ст. 34 – 39 Титула II «О правах пруссаков» закреплялась всеобщая воинская повинность, право короля в случае войны созывать народное ополчение, право использовать армию для подавления внутренних беспорядков, издавать постановления о воинской дисциплине. Ни сам король, ни армия не были обязаны приносить присягу верности Конституции (ст. 111 Титула X «Общие положения»). Кроме того, все педантично разработанные к тому времени военные уставы и армейские запреты были фактически без изменений введены в правовую систему Пруссии, а затем и Германской империи.
3. Высшая палата ландтага – Палата господ – сохранила свой аристократический характер, и состояла из наследственных членов, назначавшихся королем пожизненно из числа прусских аристократов. Цензовый характер носила процедура выборов в нижнюю палату – Палату депутатов. Все население подразделялось Конституцией на три курии в соответствии с имущественным состоянием. Каждая курия избирала равное число т.н. электоров (выборщиков), которые затем избирали депутатов. Всеобщность избирательного права ограничивалась высоким возрастным цензом (25 лет). Все это позволяло имущим слоям (первой курии), которые составляли всего лишь 3 % населения Пруссии, избирать такое же число выборщиков, что и избиратели третьей курии, составлявшие 70 % населения страны.
Интерес представляет прусский конституционный конфликт 1862 – 1866 гг. В 1858 г. в связи с болезнью короля власть перешла к принцу-регенту Вильгельму, который провозгласил об изменении политического курса и проведении военной реформы, что требовало больших финансовых вливаний и поддержки ландтага. Вследствие его несогласия с предложенным бюджетом Вильгельм I, вступивший на престол в 1851 г., распустил парламент. Но этот конфликт имел конституционный характер, так как обе стороны ссылались на различные положения Конституции 1850 г.: король, являясь главнокомандующим и главой исполнительной власти, считал, что ландтаг не может препятствовать ему в решении вопросов, связанных с армией; либерально настроенная Палата депутатов, ссылаясь на ст. 62 Конституции, отстаивала право на вотирование финансовых законов и государственного бюджета, а также требовала введения ответственного перед ландтагом правительства. В сентябре 1862 г. король по предложению военного министра Рона пригласил на пост министра-президента Отто фон Бисмарка (1815 – 1893 гг.), бывшего тогда министром иностранных дел Пруссии. «Бешеный юнкер», не боясь «потерять головы на плахе площади Оперы», как предостерегал его Вильгельм I, решил бороться с непокорным ландтагом. Он пошел на обострение конституционного конфликта и потребовал от ландтага не только утверждения проекта военной реформы, но и внес предложение о увеличении военных расходов. В Бюджетном комитете ландтага он заявил: «…Не речами, не постановлениями большинства решаются великие вопросы времени – это было ошибкой 1848 и 1849 годов, - а железом и кровью» (нем. «durch Eisen und Blut»). Он провозгласил вскоре период т.н. безбюджетного правления (октябрь 1862 – сентябрь 1866 гг.), когда Правительство израсходовало 154 млн. талеров без согласия ландтага.

– III –
Образование Второго Рейха.
Конституция Германской империи 1871 г.

VI этап: Северо-Германский союз (1867 – 1871 гг.).
Поворотным событием, приведшим к активизации национально-освободительного движения в Германии, стал приход на пост министра-президента Отто фон Бисмарка и начавшаяся в 1859 г. итало-франко-австрийская война.
После заключения Виллафранкского мира 1859 г. между Австрией и Францией при Наполеоне III,  Пруссия поняла, что Австрия достаточно ослаблена, чему способствовало также центробежное движение внутри самой Габсбургской империи. В такой ситуации Пруссия занялась проектами реорганизации армии, чтобы посредством военной мощи вытолкнуть Австрию из Германского союза.
В 1863 г. на предложение австрийского императора Франца-Иосифа созвать во Франкфурте-на-Майне съезд германских монархов с целью реорганизации Германского союза, Бисмарк уговорил Вильгельма I ответить отказом. А без Пруссии решать вопрос об объединении не имело смысла, и конгресс разъехался безрезультатно. В ответ Союзный Сейм по предложению Австрии принял решение о мобилизации войск против Пруссии (14 июня 1866 г.), а затем Пруссия напала на Австрию. 3 июля 1866 г. австрийские войска были разбиты под Садовой. Примерно в это же время Бисмарк через прусского представителя в Союзном Сейме внес предложение о созыве всегерманского Национального Собрания на основе всеобщего избирательного права с целью реформы союзной конституции.
Важным шагом на этом пути Никольсбургский мир от 26 июля 1866 г. между Австрией и Италией через посредничество Наполеона III, а по сути между Австрией и Пруссией. Основными условиями этого мирного договора были следующие:
1. Прежний Германский союз ликвидировался, создавался новый союз германских государств к северу от р. Майн;
2. Вскоре участие Австрии в образовании нового северо-германского объединения исключается, а Пруссия становится во главе его, получая в нем верховное военное командование;
3. Отказ Австрии от Венеции и воссоединение последней с Италией.
В декабре 1866 г. представители 18 немецких государств и 3 вольных городов (Гамбург, Бремен, Любек), съехавшись в Берлине, приступили к обсуждению прусского проекта Конституции будущего германского Союза.
В феврале 1867 г. был избран Учредительный Рейхстаг на основе всеобщей подачи голосов, который и выработал, а затем утвердил Конституцию Северо-Германского союза, вступившую в законную силу 1 июля 1867 г.
В состав Северо-Германского союза вошли государства бывшего Германского союза, кроме Австрии и 4 южно-германских государств (Баварии, Вюртемберга, Бадена, Гессена). Число государств- членов нового федеративного Союза сократилось до 22, некоторые были поглощены Пруссией. Члены Союзы сохраняли свои политические системы, правительство, но были подчиненным союзным властям и передавали им важные полномочия. Президентом (председателем) Союза считался прусский монарх, за которым закреплялось право по управлению внешнеполитической и военной деятельностью и право военной экзекуции. 14 июля 1867 г. канцлером Союза был назначен Бисмарк. Двухпалатный парламент – Союзный Совет, который состоял из уполномоченных от правительств земель-членов Союза (из 43 голосов 17 оставались за Пруссией), и Рейхстаг, состоявший из 297 депутатов из расчета 1 депутат на 100 тыс. населения.
Однако объединение Германии еще не было завершено, так как южно-германские государства еще оставались вне союза и прежде всего Наполеон III решительно воспротивился их присоединению.
В качестве канцлера Северо-Германского союза Бисмарк проводил политику по дальнейшему укреплению новой федерации и ее расширению за счет союза южно-германских государств. Бисмарк спешил использовать невольных южных союзников для войны с Францией, поводом к которой послужил вопрос о замещении испанского королевского престола (1870 – 1871 гг.). Сам Бисмарк, подделав т.н. эмсскую депешу в 1868 г., спровоцировал Францию на объявление 19 июля 1870 г. войны Пруссии.
Под давлением Бисмарка в ноябре 1870 г. Бавария, Вюртемберг, Баден, Гессен подписали с Пруссией т.н. оборонительные договоры на 5 лет, которые стали правовой основной их вступления в Союз.

VII этап: Второй Рейх (Германская империя) (1871 – 1918 гг.).
18 января 1871 г. во время осады пруссаками Парижа в Версале было торжественно провозглашено о превращении Северо-Германского союза в Общегерманский, а король Вильгельм I был провозглашен наследственным императором (нем. Kaiser) Второго Рейха (Германской империи) и вплоть до 1888 г. он правил, затем престол перешел его сыну Фридриху II (всего 3 месяца в 1888 г.) и внуку Вильгельму II (1888 – 1918 гг.).
16 апреля 1871 г. Учредительный Рейхстаг принял, а с 4 мая 1871 г. ввел в действие новую Конституцию Германской империи, которая состояла из 14 глав и 78 статей. Она была разработана с учетом отдельных положений конституций 1849 и 1867 гг., а права императора определялись по аналогии с правами короля по Конституции Пруссии 1850 г.
Так, германский кайзер осуществлял самостоятельно функции представительства империи, командование вооруженными силами, назначение и увольнение высших служащих Рейха, созыв и закрытие законодательных палат, обнародование законов с правом их санкции, прямое управление имперскими провинциями, назначение ответственного перед ним рейхсканцлера. С согласия Союзного Совета он решал вопросы войны и мира, заключение договоров, проведения экзекуций в отношении государств, не выполнявших свои союзные обязанности, и др.
Юридически закрепленная в Конституции 1871 г. модель германской федерации имела свои особенности. Правовой основой федеративной структуры империи были договорные отношения между монархами германских государств. В Конституции нашло отражение неравное положение союзных государств.
Так, Пруссия получила исключительные привилегии, например, прусский король одновременно был германским императором со всей высшей государственной властью, он по своему усмотрению назначал канцлера империи, который председательствовал в Союзном Совете и контролировал всю его деятельность.
Захваченная у Франции Эльзас-Лотарингия включалась в состав Рейха как особая «имперская провинция», управляемая назначаемым из центра чиновником – обер-президентом. Бавария и Вюртемберг сохраняли право на взимание некоторых традиционных налогов и на управление почтой и телеграфом, в отличие от других членов Союза. Бавария имела постоянное место в имперском Комитете по армии и крепостям, и председательствовала в имперском Комитете иностранных дел, состоящем из представителей Саксонии, Вюртемберга и по 2 ежегодно избираемых члена других германских государств.
Все государства-члены федерации сохранили условную государственную самостоятельность и собственные конституции. Большинство автономных образований в Рейхе были конституционными монархиями, и лишь 3 из них – республиками (Гамбург, Бремен и Любек). В отдельных государствах были сохранены прежние представительные учреждения (ландтаги) с правом разрешения некоторых местных вопросов: церковных дел, просвещения, прямых налогов, общинного самоуправления и т.п.
Весьма широко трактовались вопросы, общие для всех государств Союза (совместная компетенция): внешнеполитический курс, таможенное обложение, экономическая политика, в том числе введение новых налогов в общих целях Союза, а также вопросы развития армии и флота, законодательства в сфере уголовного и гражданского права, судопроизводства и проч.
Германский канцлер, должность которого традиционно замещал министр-президент Пруссии, было также председателем Союзного Совета (Бундесрата). При равенстве голосов в палате его голос считался решающим, если он выступал за сохранение существующих предписаний и установлений, касающихся административных дел, исполнения общесоюзного законодательства о таможенных тарифах, о ряде важных косвенных налогов, а также если в палате не было достигнуто согласия по военным вопросам.
Однако, Рейхсканцлер не нес ответственности перед парламентом, и если нижняя палата – Рейхстаг – выражала несогласие с его политикой, то он волен был не считаться с постановлениями Рейхстага. В то же время он ежегодно должен был представлять Бундесрату и Рейхстагу отчеты о расходах (ст. 72).
Рейхсканцлер также обладал правом контрасигнатуры; но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросах командования вооруженными силами император не был связан контрасигнатурой рейхсканцлера. Император имел право сместить Рейхсканцлера с его должности.
Бикамеральный федеральный парламент формировался по-разному: Бундесрат составлялся из представителей немецких государств – 58 уполномоченных от соответствующих правительств, а Рейхстаг избирался населением на три года в ходе всеобщих мужских равных и прямых выборов при тайном голосовании в составе 397 депутатов, которые не могли быть отозваны и не получали никакого вознаграждения. У нижней палаты было исключительное право запроса к Правительству империи, который должны были подписать не менее 30 депутатов, а затем обязательно передать через Бундесрат. Верхняя палата имела больше исключительных правомочий: решение бюджетно-финансовых вопросов, заключение договоров от имени Рейха, урегулирование отношений между членами Рейха, право издания распоряжений во исполнение законов, административных указаний различным имперским ведомствам, право законодательного и конституционного контроля.

– I –
Изменения в государственном механизме в период Первой мировой войны.
Территориально-политическое переустройство Германии
после Ноябрьской революции. Версальский мирный договор 1919 г.
Национальное собрание 1919 г.
Высшие органы государства по Веймарской конституции 1919 г.
Рейхстаг и Рейхсрат. Президент. Рейхсканцлер.

– II –
тоталитарная нацистская диктатура Высшие органы государства в период нацизма. НСДАП как “публичная организация”. Переплетение партийных и государственных органов. Принцип фюрерства. Фюрер немецкой нации. Рейхсфюреры. Рейхстаг. Министерство пропаганды. Террористический аппарат: штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС), Тайная государственная полиция (гестапо), Главное управление имперской безопасности. Система органов государственного регулирования экономики.

– III –
Оккупационная администрация. Зоны оккупации. Высшие органы государства по Основному закону ФРГ 1949 г. Высшие органы государства в ГДР. Переплетение партийных органов СЕПГ и государственных органов. Государственный совет. Система органов регулирования народного хозяйства в ГДР. Восстановление федеративного устройства Германии. Образование ФРГ и ГДР. Западный Берлин. Ликвидация федеративного устройства в Восточной Германии.
Включение Восточной Германии в ФРГ (1989–1991).

Литература по теме лекции:

Бабанцев Н.Ф. Сущность и особенности государственного строя Германии 1871 – 1914 гг.: Дис. …канд. юрид. наук. Киев, 1973.
Берч Г. Западная Германия — государство монополий. Бундестаг и правительство. М., 1962.
Бисмарк О. фон. Мысли и воспоминания / Под ред. А.С. Ерусалимского. В 3-х тт. М., 1940 – 1941.
Буржуазное государство в период 1918–1939 гг. М., 1962.
Варнке Г. Очерк истории профсоюзного движения в Германии. М., 1956.
Волков В. К. Узловые проблемы новейшей истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 2000.
Галкин И. С. Объединение Германии. М., 1951.
Галкин А. А. Германский фашизм. М., 1967.
Германская история. Новое и новейшее время / Под ред. С. Д. Сказкина, Л. Н. Гинценберга: В 2-х тт. М., 1970.
Герст В. К. Федеративная Республика Германии под властью Аденауэра. М., 1958.
Градовский А.Д. Германская конституция: В 2-х тт. СПб., 1875 – 1876.
Деларю Ж. История гестапо. Смоленск, 2000.
Денисов А.И. Германия (1811 – 1871 гг.) // Всеобщая история государства и права. Ч. III. Новое время. М., 1947.
Дёрнберг С. 1) Краткая история ГДР. М., 1965; 2) Рождение новой Германии. М., 1962.
Драбкин Я. С. Становление Веймарской республики. М., 1978.
Ерусалимский А.С. Бисмарк: дипломатия и милитаризм. М., 1968.
Зубок Л.И. Германия в 1918 – 1923 гг. М., 1940.
Из истории Германии нового и новейшего времени: Сб. статей. М., 1958.
История государства и права ФРГ: Документы, материалы, комментарии. Курск, 1999.
Кан С.Б. Объединение Германии (1864 – 1871 гг.). М., 1957.
Кастель Е.Р. Развитие федеративных структур в Германии. Екатеринбург, 1992.
Кизяковский В.В., Нерсесянц В.С. Германский конституционализм в XIX веке // История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1986.
Кульбакин В. Д. 1) Германия 1918 – 1939 годов. М., 1950; 2) Очерки новейшей истории Германии. М., 1962.
Меринг Ф. История Германии с конца средних веков. М., 1923.
Прокопьев В. П. 1) Армия и государство в истории Германии X–XX вв. Л., 1982; 2) История германской государственности XIX–XX вв. Калининград, 1985.
Ревуненков В.Г. Приход Бисмарка к власти: Политическая борьба в Пруссии в 1859 – 1862 гг. Л., 1941.
Розанов Г.Л. 1) Очерки новейший истории Германии (1918–1933). М., 1957; 2) Германия под властью фашизма (1933–1939). М., 1961.
Ротштейн Ф.А. Из истории прусско-германской империи. М.; Л., 1948.
Руге В. Германия в 1917–1933 гг. М., 1974.
Сидоров Н. А. Центральные государственные органы Федеративной Республики Германии. М., 1961.
Социализм на немецкой земле. Два десятилетия строительства новой Германии. М., 1969.
Тимофеева Н. П. Центральная и Юго-Восточная Европа во второй половине XX века (40–90 е гг.). Воронеж, 1994.
Фашизм и антидемократические режимы в Европе. М., 1981.
Федеративная Республика Германии. М., 1975.
Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века. Т. I. Становление “реального социализма”, 1945–1965 / Отв. ред. И. И. Орлик. М., 2000.
Черниловский З. М. История государства и права новейшего времени: Германия 1918–1956 гг. / Под ред. Г. Калинина. М., 1956.
Эпштейн А.Д. История Германии от позднего средневековья до революции 1848 г. М., 1961.



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!