Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по истории государства и права зарубежных стран»

/ История государства и права
Контрольная, 

Оглавление

35.  Характеристика институтов мусульманского права: «Право личного статута».

Право личного статута представляет собой наиболее развитую отрасль, поскольку в личном и семейном праве содержаться нормы ритуального и религиозного поведения, считающиеся самыми важными в мусульманском праве. Основным субъектом мусульманского права является семья. Власть главы семьи – неограниченная и все члены семьи были обязаны ему подчиняться. В Коране официально закреплено второстепенное положение женщины в обществе. В качестве основных субъектов брачного договора признаются мужчина (жених) и родители невесты. Главным условием заключения брака являлось согласие сторон, которые договорились о размере выкупа. Разновидностью мусульманского права являлся принудительный брак, при котором достаточно согласие только родителей. Другим необходимым условием при заключении брака признается социальное равенство сторон мусульманского вероисповедания, личная свобода, физическое здоровье, наличие источников существования у супруга. Возраст вступления в брак – достижение половой зрелости. В мусульманском праве запрещается женщинам мусульманкам выходить замуж за неверного (не мусульманина). Брак заключался в мечети муллой в присутствии 2-х свидетелей мужчин. Вместо 1 мужчины могли свидетельствовать 2 женщины. Регистрация брака в письменной форме была необязательной.

Коран допускает возможность мужчине иметь одновременно 4-х жен, а также неограниченное количество рабынь-наложниц. В случае рождения ребенка у рабыни, она перестает быть объектом купли-продажи, а после смерти хозяина отпускалась на волю.

Главной обязанностью мужа было содержание жен (жены) и детей. Помимо этого, муж был обязан постоянно проживать с женами (женой) и равномерно распределять с женами брачные ночи. Жена была обязано беспрекословно подчиняться мужу, в общественных местах носить паранджу, а в случае ослушания могла быть подвергнута закону побоям со стороны супруга, который санкционирован в Кораном.

Достаточно подробно в мусульманском праве регламентируется процедура расторжения брака. Основаниями для этого были:

  1. Обнаружение существовавших до брака недостатков сторон, которые они скрывали.
  2. Смерть или отступничество от ислама одного из супругов.
  3. Клятва мужа именем Аллаха, в которой он отказывается от дальнейшего проживания с женой на срок более 4-х месяцев или навечно.
  4. Объявление мужем проклятия по причине действительного или мнимого прелюбодеяния жены или по причине рождения ребенка, которого муж не признает своим.
  5. Развод по инициативе мужа без особых причин.
  6. Развод по обоюдному согласию.

Особенностью брачно-семейных отношений является то, что муж может в срок от 3-х до 7 дней после рождения ребенка отказаться от него. Мусульманское право не признает усыновления (удочерения), хотя в жизни эти явления распространены. В обязанности родителей входит воспитание и обеспечение детей на протяжении 2-х условных периодов. Первый период основную роль в воспитании играла мать. Второй период (с 6-9 лет до достижения материальной самостоятельности юношей и вступления в брак девушек). Основную роль в воспитании играет отец. Он является в это время духовным наставником и материально содержит детей.

Коран признает наследование по завещанию и по закону. Однако завещание признается в качестве вторичного основания для получения наследства. Наследуемое имущество распределялось по 4 обязательным направлениям:

  • На погребение умершего.
  • На уплату его долгов.
  • Наследование по завещанию.
  • На разделение имущества между законными наследниками.

Каждый из наследников по нисходящей линии имел право на определенную долю в наследстве.

Мусульманское право различает движимое и недвижимое имущество. Недвижимое имущество разделяется на 5 категорий:

1.     Государственные земли.

2.     Икта – это земли, пожалованные знати за службу.

3.     Мульк – это частновладельческие земли.

4.     Земли на правах общей собственности.

5.     Вакор – это земли или имущество, переданное исламским учреждениям, с которых не взимался налог.

Признавались следующие основные формы собственности:

·        В результате гражданской сделки.

·        В процессе наследования.

·        В ходе захвата.

Главная особенность мусульманского обязательственного права – это то, что первостепенными обязанностями человека признавались обязательства перед Аллахом: необходимые молитвы, правила чистоты, уплата налогов, соблюдение поста и паломничество в Мекку (Хадж), а гражданские обязательства считались второстепенными.

Договор мог иметь как устную, так и письменную форму. Необходимыми условиями для заключения договоров были:

1.     Совершеннолетие сторон (с 15 лет).

2.     Личная свобода сторон и согласие при заключении сделки.

3.     Вменяемость сторон.

4.     Доказанность факта, что стороны не являются должниками и банкротами.

Наиболее распространены были договоры купли-продажи, найма, займа, поклажи, поставки, товарищества, дарения, пожертвования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36.  Характеристика институтов мусульманского права: преступления и наказания, судебный процесс. Уголовное право.

Особенностью мусульманской правовой системы было то, что любое правонарушение и уголовное преступление квалифицировались как грех, игнорирование воли Аллаха и заветов пророка, поэтому в понимании преступления содержится не только правовой, но и религиозно-этический аспект.

Преступления делились на 3 категории:

1.     Преступления против Аллаха: отступничество в вере, хищение, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние.

2.     Преступления против общественного строя и мусульманской общины: преступления против правителей (заговор, восстание), разбой.

3.     Преступления против частных лиц: убийство, телесные повреждения и захват чужого имущества.

Существовало деление убийств или телесных повреждений на умышленные, неумышленные, случайные. Наказание предусматривало с одной стороны санкции за неисполнение религиозных предписаний, с другой стороны – возмещение нанесенного ущерба. Наказание делилось на 3 группы:

1.     Наказания за преступления против Аллаха и общественного строя. Наказания этой группы лучше всего определялись в Коране и Сунне: смертная казнь, в том числе и квалифицированная, широко применялось отрезание конечностей (за кражу, например), бичевание, тюремное заключение и ссылка.

2.     Наказания за преступления против частных лиц. Наказания регламентировались на основе принципа кровной мести. В случае умышленного убийства родственники убитого могли выбрать в отношении преступника одно из 3-х решений:

o       Смертная казнь.

o       Прощение.

o       Выкуп за убийство.

Телесные повреждения наказывались по принципу талиона или уплатой выкупа.

3.     Наказания этой группы не имели точного определения в Коране или Сунне. Это были не столь тяжкие преступления, например, невыполнение некоторых религиозных обязанностей, нарушение правил поведения в общественным местах и т.д. Наказания: удары плетью, лишение права носить чалму, бритье головы, бойкот общины или семьи и т.д.

Судебный процесс имел состязательный характер. Судебное разбирательство осуществлялось в мечети, имело публичный характер. Главным лицом мусульманского суда являлся кади (судья). Приговор, как правило, сразу приводился в исполнение. Апелляционная инстанция отсутствовала. Отменить приговор мог только халиф или эмир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.  Предпосылки, политические течения, движущие силы буржуазной революции в Англии.

Причины Английской буржуазной революции

·        противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладом;

·        недовольство политикой Стюартов;

·        противоречия между англиканской церковью и идеологией пуританизма.

Главные движущие силы революции: городские низы и крестьянство главе с новым обуржуазившимся дворянством – джентри.

Повод революции: роспуск Карлом I «Короткого парламента».

Предпосылки Английской буржуазной революции

Предпосылками Английской буржуазной революции явились экономический и политический кризисв Англии в XVII в.

Экономический кризис:

1.     Огораживание.

2.     Введение новых пошлин королём без разрешения парламента.

3.     Монополия короля на производство  продажу некоторых товаров внутри страны.

4.     Незаконные поборы.

5.     Торговля монополиями.

6.     Рост цен.

7.     Расстройство торговли и промышленности.

8.     Усиление эмиграции.

Политический кризис:

1.     Смена правящей династии.

2.     Противостояние короля и парламента.

3.     Казнокрадство.

4.     Недальновидная внешняя политика.

5.     Женитьба Карла I на католичке.

6.     Роспуск Карлом I парламента.

7.     Гонения на пуритан.

8.     Ужесточение цензуры.

Основные этапы буржуазной революции

1.     Гражданские войны. Смена форм правления (1640-1649).

2.     Республиканское правление (1650 – 1653).

3.     Военная диктатура – протекторат Кромвеля (1653 -1658).

4.     Реставрация монархии (1659 – 1660).

В англий­ской буржуазной революции впервые отчетливо проявились основные закономерности развития буржуазных революций нового времени, что позволило назвать ее прообразом Ве­ликой французской буржуазной революции.

Основные особенности буржуазной револю­ции обусловлены своеобразной, но исторически закономер­ной для Англии расстановкой социально-политических сил. Английская буржуазия выступила против феодальной мо­нархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с "новым дворянством". Раскол английского дворянства и переход его большей, обур­жуазившейся части в лагерь оппозиции позволили еще не­достаточно окрепшей английской буржуазии одержать по­беду над абсолютизмом. Этот союз придал английской революции незавершен­ный характер, обусловил ограниченность социально-эконо­мических и политических завоеваний.

Сохранение крупного землевладения английских ленд­лордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства — основной показатель незавершенности анг­лийской революции в экономической сфере.

В политиче­ской области буржуазии пришлось разделить власть с но­вой земельной аристократией при определяющей роли по­следней. Влияние аристократии сказалось на образовании в Англии такой разновидности буржуазной, конституционной монархии, которая наряду с представительным органом со­хранила феодальные учреждения, в том числе сильную ко­ролевскую власть, палату лордов, Тайный совет. Последо­вавшие в XVIII и XIX вв. аграрная и промышленная рево­люции в конечном счете обеспечили господствующее поло­жение капиталистическим производственным отношениям и лидерство промышленной буржуазии в осуществлении политической власти. На протяжении этого времени полу­феодальная, аристократическая политическая система Бри­тании медленно и постепенно превращалась в буржуазно-демократическую.Политические течения

В преддверии и в ходе рево­люции определились два лагеря, представлявших противо­положные политические и религиозные концепции, а также разные социальные интересы:  представители "старого", феодального дворянства и англиканского духовенства (опора абсолютизма и англиканской церкви); лагерь оппози­ции режиму (новое дворянство и буржуазия под общим названием "пуритане").

Противники абсолютизма в Англии выступали за буржуазные преобразования под зна­менем "очищения" англиканской церкви, завершения рефор­мации и создания новой церкви, независимой от королев­ской власти. Религиозная оболочка социально-политических требований буржуазии, многие из которых имели чисто свет­ский характер, во многом объяснялась особой ролью англи­канской церкви в защите основ абсолютизма и в подавлении оппозиции церковно-бюрократическим аппаратом.

Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни в социальном, ни в религиозном отношении. В ходе револю­ции в лагере пуритан окончательно определились три глав­ных течения:

  • пресвитериан (правое крыло революции, крупная буржуа­зия и верхушка джентри);
  • индепендентов (сред­нее и мелкое дворянство, средние слои городской бур­жуазии);
  • левеллеров.

Максимальным требованием пресвитерианбыло ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля. Религиозно-политиче­ская программа пресвитериан предусматривала очищение церкви от пережитков католицизма, ее реформу по шот­ландскому образцу и утверждение во главе церковно-административных округов пресвитеров из наиболее состоятель­ныхграждан. Просвитериане захватили и удерживали власть в период 1640-1648 гг., который сопровождался вначале мирным, или "конституционным", развитием революции, а затем переходом к гражданской войне.

Индепенденты, политическим лидером которых стал О. Кромвель, добивались, как минимум, установления огра­ниченной, конституционной монархии. Их программа пре­дусматривала также признание и провозглашение неотъ­емлемых прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести (для протестантов) и свободы слова. Индепенденты выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создания независимых от административного аппарата ме­стных религиозных общин. Индепендентское течение было самым пестрым и неоднородным по составу. "Индепендентский", радикальный, этап революции (1649-1660 гг.) связан с упразднением монархии и установлением Республики (1649-1653 гг.), переродившейся затем в военную диктату­ру (1653-1659 гг.), которая привела, в свою очередь, к рес­таврации монархии.

В ходе революции из индепендентского течения выде­лились так называемые левеллеры, которые стали пользо­ваться наибольшей поддержкой среди ремесленников и кре­стьян. В своем манифесте "Народное соглашение" (1647) левеллеры выдвинули идеи народногосуверенитета, всеоб­щего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы слож­ной и громоздкой системы "общего права". Идеи левелле­ров заняли важное место в дальнейшей идейно-политиче­ской борьбе с феодальным строем. Вместе с тем, выступая за неприкосновенность частной собственности, левеллеры обошли основное требование крестьянства об упразднении копигольда и власти лендлордов. Наиболее радикальную часть левеллеров составилидиггеры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетарские элементы города и деревни. Они выступили с требова­нием уничтожения частной собственности на землю и пред­меты потребления. Социально-политические взгляды диггеров являлись разновидностью крестьянского утопическо­го коммунизма.

38.  Индепендентская республика в Англии. 

Индепендентская республика. После казни короля в 1649 г. парламент объявил Англию республикой. Палата лордов была упразднена, а палата общин объявила себя верховной властью. Высшим исполнительным органом стал Государственный совет. В его задачи входили: противодействие восстановлению монархии, управление вооруженными силами страны, установление налогов, управление торговлей и внешней политикой страны.

Обязанная своим установлением народным массам, республика тем не менее ничего для них не сделала. В этом главная причина ее слабости, и это предопределило ее гибель.

Протекторат Кромвеля. Власть Кромвеля все более приобретала характер личной диктатуры. Не получив опоры в парламенте, Кромвель в  1653 г. разогнал его.

В конце 1653 г. была введена конституция, получившая название «Орудие управления» и закрепившая военную диктатуру Кромвеля.

Согласно новой конституции высшая законодательная власть сосредоточилась в руках лорд-протектора и парламента. Парламент был однопалатным. Участие в выборах ограничивалось довольно высоким имущественным цензом, который в 100 раз превосходил существовавший до революции.
Высшая исполнительная власть вручалась лорд-протектору и Государственному совету, состоявшему не менее чем из 13 и не более чем из 21 члена. Назначение членов совета зависело от лорд-протектора.
В перерывах между сессиями парламента лорд-протектор командовал вооруженными силами, осуществлял дипломатические сношения с другими государствами, назначал высших должностных лиц.
Конституция прямо объявляла пожизненно лорд-протектором Кромвеля, таким образом закрепив его личную диктатуру.

Вскоре Кромвель перестал созывать парламент, членов Государственного совета он назначал по своему усмотрению. В 1657 г. была восстановлена верхняя палата, местное управление сосредоточилось в руках генералов кромвелевской армии.

«Орудие управления» закрепило режим единоличной власти, по широте полномочий соответствующей монархической. С этого времени начинается движение вспять — от республики к монархии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39.                   протекторат оливера кромвеля орудие управления 1653 г

В 1649 году Оливер Кромвель набирает собственную армию, которая боготворит своего командующего (он набирал простолюдинов). Армия дисциплинированная в отличие от королевской. Происходит вооружённое столкновение. Карл I бежит в Шотландию, но там его арестовывают. 5 дней слушается дело. 30 января 1649 года Карла I казнят как государственного преступника (обвинение в государственной измене и других тяжких преступлениях).

В государстве устанавливается республика во главе с лордом-протектором. Кромвель опирается на свою армию, не считается с Парламентом. Кромвель трижды разгонял Парламент. Начинаются недовольства его политикой. Тогда он направляет национальную армию в Ирландию. Выдвигается лозунг «Убить всех!». Тем самым он «выпускает революционный пар» и даёт обогатиться солдатам. Война оказывается победоносной, авторитет Кромвеля возрастает.

Кромвель разгоняет движение диггеров (выступавших за обобществление земли, за утопический коммунизм). Растут противоречия между левеллерами и индепендатами. Последние обогатились и хотели прекратить революцию. Усиливается влияние левеллеров на армию, состоящую в основном из крестьян и ремесленников. В этих условиях лидеры индепендентов, опи­раясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглаше­нием "протектората". Принимается «Орудие управления» 1653 года.

Полномочия лорда-протектора:

1. верховная законодательная власть (вместе с Парламентом).

2. управление страной, владение населением.

3. издаёт Указы от своего имени.

4. назначает на должности, получает конфискации.

5. руководит милицией.

6. ведёт внешнюю политику.

7. утверждает все законы.

Лорд-протектор избирается. Кромвель был пожизненным лордом-протектором, управлял около 10 лет. Потом было дано наследственное право передачи титула лорда-протектора.

После смерти Кромвеля его место занял сын Ричард.

Парламент состоит только из Палаты общин. Созывается периодично. Требования к членам Парламента: честность, богобоязненность, хорошее поведение, 21 год.

Принятие закона. Палата общин передаёт законопроект лорду-протектору на одобрение. В течение 20 дней он должен его одобрить или не одобрить. Неодобрение должно аргументироваться. Если не аргументируется или вообще нет реагирования, то проект становится законом. Нет указания, что делать, если не одобряется с аргументацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40.  Становление конституционной монархии в Англии. Habeas corpus act 1679 г. 

Вильгельм вторгается в пределы Англии и в 1869 году провозглашается королем. Этот переворот, получивший название «Славная революция», окончательно утвердил конституционную монархию. В 1689 году парламент принимает «Билль о правах». Данный акт ограничивал королевскую власть в пользу парламента в законодательной, финансовой, военной и судебной сферах; определил парламентские свободы: регулярный созыв парламента, свобода выбора и прений депутатов; подтверждалось, что господствующей в стране является протестантская религия. «Билль о правах» запретил королю приостанавливать действие законов, запретил освобождать кого бы то ни было из под действия законов, учреждать суды по церковным делам и другие учреждения. Сборы в пользу короны могли взиматься только с согласия парламента. Только с согласия парламента можно было производить набор войска. В 1701 году парламент принимает «Акт об устроении», в котором устанавливалась ответственность королевских министров перед парламентом. Важное конституционное значение имело провозглашение принципа несменяемости судей. Отстранить их от должности могли только по представлению обеих палат парламента.

Английский парламент как и прежде состоял из верхней палаты – палаты лордов, где места занимались по наследству (потомки баронов, вассалов короля), по назначению короля и по должности (2 архиепископа и 26 епископов). Нижняя же палата, палата общин, формировалась путем выборов. Города и графства до 1832 года посылали в палату общин такое количество депутатов, которое определялось королевской грамотой, а не зависела от численности избирателей. Из 240 городов, посылавших депутатов в палату общин, только в 22 было более тысячи избирателей. После «Славной революции» в Англии формируется парламентская система управления, то есть это система, при которой партия, добившаяся большинства мест в парламенте, формирует правительство, ответственное перед парламентом, а не перед королем. В исторических условиях Великобритании 18 века эта система приобрела форму «управления кабинета». Кабинет министров возник не в результате какого либо законодательного акта. Сначала из Тайного совета выделяется коллегия для управления страной, затем в нее входят лица, возглавлявшие основные министерства, и коллегия превращается в правительство его величества. Правительство по поручению короля формирует лидер партии, получившей большинство мест в парламенте. Король теряет право вето в отношении законопроектов, принимаемых парламентом, право объявлять войну и заключать мир перешло от короля к парламенту, так же как и право помилования по политическим преступлениям. В этот период происходит и окончательное оформление ряда государственных учреждений, прежде всего полицейских органов. В 1782 году учреждается министерство внутренних дел. В его функции входило:

1.     Осуществление королевской прерогативы помилования, ответ на петиции граждан королю.

2.     Поддержание порядка и руководство полицией графств и городов.

3.     Система гражданской обороны.

4.     Регистрация избирателей и организация выборов.

В начале 19 века окончательно формируется парламентская система. Практически все члены парламента являлись вигами или тори. Деятельность партий была сосредоточена в парламенте, а правительство формировалось и распускалось по решению парламентского большинства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.  Американская революция: предпосылки, характер, своеобразие. Декларация независимости 1776 г.

Американская революция и Декларация независимости. Американская революция обладает некоторыми особенностями, отличающими ее как от предшествовавшей английской буржуазной революции, так и от разразившейся вскоре после ее завершения Великой французской буржуазной революции. Первая особенность американской революции состоит в том, что она произошла на территории, которая фактически не знала феодализма как общественно-экономической формации. Американское общество революционного периода не знало наследственной аристократии, помещиков и крепостных, государственной бюрократии (кроме чуждой ему британской администрации), цехов, гильдий, привилегированного духовенства и других феодальных атрибутов Европы. Это общество было в массе своей демократично по своему духу, по своим настроениям и убеждениям. Социальные противоречия в нем были менее остры, чем в континентальной Европе.

Вторая особенность американской революции состоит в том, что она преследовала национально-освободительные цели. Эта революция началась как борьба - первоначально мирная, а затем вооруженная - с британским колониальным гнетом.

Американская революция началась как национально-освободительное движение, переросшее в войну за независимость, но по мере развития событий в ней во все возрастающей степени проявлялись социальные противоречия; в результате нарастающего раскола в американском обществе война за независимость одновременно становилась войной гражданской. Наиболее яркое выражение этот раскол нашел в движении лоялистов, которые стали на сторону Британской короны, открыто выступили против восставшего народа. Ряд представителей наиболее состоятельных слоев, примкнувших к национально-освободительному движению, отшатнулись от него, поняв, что независимость и демократия идут нога в ногу.

Американская революция оставила в неприкосновенности рабовладельческую систему Юга, которая в течение 80 лет после окончания войны за независимость сдерживала развитие американского капитализма. Она слабо затронула и отношения собственности, сложившиеся в колониальный период, ликвидировав лишь пережитки феодализма в поземельных отношениях. Однако нельзя отрицать ее огромные достижения - завоевание независимости, создание единой федеративной республики, конституционную и правовую институционализацию буржуазно-демократических прав и свобод.

По инициативе законодательного собрания Вирджинии, которое обратилось ко всем колониям с призывом созывать ежегодно конгресс для обсуждения "общих интересов Америки", 5 сентября 1774 г. в Филадельфии собрался Первый Континентальный конгресс, в котором были представлены все колонии, кроме Джорджии. Среди делегатов конгресса были Дж. Вашингтон, Б. Франклин, Дж. Адамс и другие выдающиеся деятели, сыгравшие важную роль в американской революции. Конгресс принял решения, которые неизбежно вели к разрыву с британской метрополией: бойкотировался ввоз английских товаров и экспорт из колоний. Исполнение решений конгресса возлагалось на выборные комитеты связи в колониях.

В апреле 1775 г. произошло сражение при Лексингтоне, положившее начало национально-освободительной войне. Второй Континентальный конгресс, собравшийся 10 мая 1775 г. в Филадельфии, был открыто мятежным органом, хотя и обратился к королю с последним примирительным посланием. Делегаты конгресса, избранные не колониальными ассамблеями, а революционными конгрессами и конвентами, были настроены весьма решительно. Они приняли декларацию причин и необходимости взяться за оружие, а также решение об объединении войск колоний и о назначении Дж. Вашингтона главнокомандующим.

Огромное влияние на ход революционных событий и на политико-правовое сознание колонистов оказала Декларация прав Вирджинии, одобренная конвентом Вирджинии 12 июня 1776 г. Эта декларация является одним из важнейших документов в истории американского конституционализма. Именно ее имел в виду К. Маркс, когда он в письме А. Линкольну писал об Америке как о стране, "где возникла впервые... идея великой демократической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека и был дан первый толчок европейской революции XVIII века..."

В Декларации прав Вирджинии было провозглашено, что все люди по природе своей в одинаковой степени свободны и независимы и обладают присущими им правами, от которых они не могут отказаться сами или лишить таковых свое потомство. К числу таких присущих прав относились "наслаждение жизнью и свободой посредством приобретения и владения собственностью", а равно "стремление и обретение счастья и безопасности".

Поскольку в американских колониях огромное значение имел вопрос о религиозной свободе и терпимости, большой резонанс в колониях вызвало положение декларации о том, что выбор религии и способ ее исповедания "могут быть определены только разумом и убеждением, а не силой и насилием".

В декларации провозглашалось, что вся власть пребывает в народе и происходит от народа, а правители являются доверенными слугами народа и несут перед ним ответственность. Особое значение для своего времени имела ст. 3 декларации, в которой было закреплено одно из наиболее революционных требований той эпохи - право народа на изменение правительства, его свержение, если оно будет действовать вопреки интересам народа. Уникальной особенностью декларации было положение о том, что "свобода печати является одним из оплотов свободы вообще, и она никогда не может быть ограничена никем, кроме деспотического правительства".

Выдающуюся роль в развитии американской демократии и конституционализма сыграла Декларация независимости 1776 г. Этот документ, написанный Т. Джефферсоном и утвержденный Третьим Континентальным конгрессом, имел для своего времени, безусловно, революционный характер.

Провозглашение Декларацией независимости бывших английских колоний "свободными и независимыми штатами" означало появление на Атлантическом побережье Северной Америки 13 независимых суверенных государств. Хотя в декларации и содержатся слова "Соединенные Штаты Америки", это не значит, что были созданы США в современном смысле слова как единая федеративная республика. Сам акт объявления бывших британских колоний независимыми суверенными государствами был событием исключительной важности не только для самих американцев, но и для всего остального мира.

В декларации было сказано: "Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами". Декларация обошла молчанием вопрос о рабстве, принцип равноправия она распространяла не на всех людей, а только на белых мужчин-собственников, ибо коренные жители Америки - индейцы, которые не были рабами, не включались в политическую общность, как и рабы.

К числу "определенных неотъемлемых прав" декларация относит право на жизнь, свободу, стремление к счастью. В этом перечне нет права частной собственности. Т. Джефферсон не случайно "забыл" включить частную собственность в декларацию. Он не считал владение частной собственностью естественным правом человека. По его мнению, она была продуктом исторической эволюции. Исключение права частной собственности из перечня естественных прав вовсе не означало его упразднения, что было бы просто немыслимым в буржуазной Америке.

В декларации сказано, что для обеспечения естественных прав "люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых". Эта формула полностью порывает с божественной теорией происхождения государства. Согласно декларации государство основывается на общественном договоре, заключенном между людьми, а не между управляемыми и управляющими.

Важнейшее значение имело положение декларации о праве и даже обязанности народа изменить или свергнуть неугодное ему правительство: "Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий... обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа - свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности". Декларация независимости никогда не была юридическим документом в собственном смысле слова и не входит в корпус действующего американского права, но ее предписания оказали большое влияние на весь ход развития американского конституционализма, на политическое и правовое сознание американского народа.

 

 

 

 

 

 

42.  Конституция сша 1787 г.

1. Конституция Соединенных Штатов Америки, Принятая в 1787 г., действует в стране до сих пор. Ее принятие было обусловлено экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами: экономические трудности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизации власти - все это требовало создания единого государства.

Конституцию принял Конституционный конвент, Который был созван в 1787 г. в Филадельфии и на который штаты прислали 55 своих делегатов. Почти все делегаты имели опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли АГа-мильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон. Конституция США построена По принципу разделения властей На ЗакоНодательную, исполнительную И Судебную. Она весьма лаконична, многие ее статьи носят общий характер; отсюда исключительная важность ее толкования, являющаяся прерогативой Верховного суда США.

2. Законодательная власть В Соединенных Штатах Америки принадлежит Парламенту - Конгрессу, Который состоит из двух палат:

• сената - избирается на шесть лет, каждые два года обновляется на треть. Председатель этой палаты является вице-президентом страны. В настоящее время выборы в сенат производятся в прямом порядке, первоначально избирался законодательными собраниями штатов - легислатурами;

• палаты представителей - избирается на два года. Председатель этой палаты именуется спикером.

Полномочия обеих палат считаются равными, однако сенат имеет исключительное право ратифицировать международные договоры и утверждать назначения президента на должности. Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат. К основным функциям Конгресса относятся следующие:

• первоочередная - принятие законов и утверждение бюджета;

• регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами;

•осуществление внешней и внутренней политики - он имеет право объявлять войну, заключать договоры о займах, набирать и содержать армию и флот и т. д.

3. Исполнительная власть В Соединенных Штатах Америки принадлежит

Президенту, Который наделен правомочиями Главы государства И Главы правительства.

Первоначально президент избирался косвенным путем - коллегией выборщиков, которые, в свою очередь, избирались населением штатов. В настоящее время выборы президента из косвенных превратились в прямые. Как глава государства и правительства президент:

• имеет право отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых парламентом;

• направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодательную программу;

• разрабатывает проект бюджета;

• является верховным главнокомандующим вооруженными силами;

• заключает международные договоры и исполнительные соглашения (соглашения - без согласия и одобрения парламента);

• принимает решение о начале фактических военных действий;

• руководит текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного аппарата, издавая административные распоряжения;

• назначает на высшие должности;

• имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров и т. д.

4. Судебная власть В Соединенных Штатах Америки принадлежит ВерховноМу суду.

Судебная система включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Систему федеральных судов, возглавляемую Верховным судом, составляют районные и окружные (апелляционные) суды. Все судьи федеральных судов назначаются президентом с согласия и одобрения сената.

По наиболее важным делам введен суд присяжных. Верховный суд США является судом высшей инстанции по некоторым важным делам, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, а также исполняет функции конституционного надзора. В федеральной системе существуют также специальные суды - таможенный, налоговый, военный, по претензиям к правительству и т. д.

5. В США Биллем о правах Называются первые Десять поправок К Конституции 1787 г.:

• первая поправка - о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями;

• вторая поправка - о праве народа хранить и носить оружие;

• третья поправка - о запрете принудительного расквартирования солдат в мирное время;

• четвертая поправка - о неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества;

• пятая поправка - о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности;

• шестая, седьмая и восьмая поправки посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещают чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания;

• девятая поправка устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией.

Десятая поправка не касалась гражданских прав.

Поскольку текст Конституции 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к Конституции, ставших известными как Билль о правах. К декабрю 1791 г. поправки были ратифицированы и вступили в силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43.  Великая Французская революция: предпосылки, политические течения, основные этапы.

Во второй половине 80-х годов 18 века во Франции разворачивается глубокий экономический кризис. В ряде провинций прошли мощные крестьянские восстания, усилились волнения городской бедноты. В условиях кризиса объявляется о созыве Генеральных штатов, которые не собирались с 1614 года. В мае 1789 открылось заседание Генеральных штатов, на которых важно было решить вопрос о путях преодоления финансового кризиса. На Генеральных штатах происходит конфликт между королем, духовенством, дворянством с одной стороны и третьим сословием с другой.

17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием на том основании, что они представляют большинство нации. Национальное собрание провозгласило себя высшим представительным и законодательным органом Франции. 9 июля Национальное собрание объявляет себя учредительным собранием. Попытки правительства разогнать учредительное собрание привели к тому, что 13 июля 1789 года началось восстание в Париже, против которого были направлены королевские войска. Восставшие создают орган городского самоуправления, названный Парижской коммуной, и начинается организация национальной гвардии. 14 июля 1789 года восставшие взяли штурмом королевскую крепость-тюрьму Бастилию. Это событие было началом революции, которая в своем развитии прошла следующие этапы:

1. 14 июля 1789 – 10 августа 1792 года. В этот период власть находилась в руках крупной буржуазии, которая добивается установления во Франции конституционной монархии.

2. 10 августа 1792 – 2 июня 1793 года. К власти в этот период приходят жирондисты. Это были представители средней торгово-промышленной буржуазии. В этот период ликвидируется монархия и провозглашается республика.

3. 2 июня 1793 – 27 июля 1794 года. В это время устанавливается диктатура якобинцев, которые представляли мелкую буржуазию и которые выступали в союзе с крестьянством, городскими низами. На этом этапе ликвидируется феодальная собственность на землю, решаются другие задачи антифеодальной революции.

В обстановке революционного подъема принимаются важные решения. Декретами учредительного собрания:

1. Ликвидировалось прежнее административное деление. Теперь Франция была разделена на 83 департамента, которые делились на округа и коммуны. В административных единицах предписывалось создание выборных органов власти.

2. Учредительное собрание вводит так называемое гражданское устройство церкви, т.е церковь ставилась под контроль государства, ликвидировалось административное подчинение французской церкви Ватикану. Из ведения церкви изымалось право регистрации гражданского состояния. Церковь также лишалась права на десятину.

3. Было провозглашено полное уничтожение феодального режима. Однако учредительное собрание ликвидировало только второстепенные личные повинности крестьян, а важнейшие повинности (барщина, ценз) должны были крестьянами выполняться.

4. Был принят ряд декретов, направленных на создание условий для развития капиталистических отношений. Упразднялся цеховой строй, ликвидировалась внутренняя таможенная система, были сняты ограничения на торговлю.

5. Отменялось сословное деление общества и привилегии, которыми пользовались представители сословий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44.  Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция 1791 г.

26 августа 1789 года учредительное собрание принимает программный документ революции «Декларацию прав человека и гражданина». Эта декларация закрепила важнейшие принципы буржуазного строя. В ней излагались естественные и неотъемлемые права человека, утверждалось, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». К числу таких прав декларация относила свободу, безопасность, право на собственность, право на сопротивление угнетению. Источником суверенитета являлась нация, поэтому закон есть выражение общей воли.

Основываясь на этих положениях, декларация закрепляла принцип всеобщего избирательного права, провозглашался принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а представительное законодательное учреждение объявлялось высшим органом государственной власти. Декларация закрепляла священность и неприкосновенность частной собственности. Вместе с тем, в 1789 году в противоречии с принципами декларации учредительное собрание устанавливает новый порядок выборов в органы государственной власти. Была введена цензовая избирательная система, а в 1791 году принимается закон «Ле Шабелье», который запрещал под страхом уголовного наказания создание рабочих организаций и проведение забастовок.

На первом этапе революции власть находилась в руках крупной буржуазии, которая имела большинство в важнейших политических учреждениях и государственных органах.

В 1791 году на основе декларации была разработана и принята первая Конституция Франции, по которой Франция провозглашалась конституционной монархией. Законодательная власть в Конституции вручалась Национальному собранию, к компетенции которого было отнесено законодательство, учреждение новых государственных должностей, определение размеров государственных доходов и расходов, вопросы войны и мира. Национальное собрание не могло быть распущено королем, депутаты обладали правом неприкосновенности. Исполнительной властью обладал монарх и назначаемые им министры. По Конституции личность короля объявлялась священной и неприкосновенной, но исполнительная власть должна была действовать в соответствии с законами, принятыми Национальным собранием. Местные органы власти являлись выборными.

Судебная власть провозглашалась независимой от национального собрания и короля.

Конституция содержала формальный перечень буржуазных прав и свобод – это свобода совести, собраний, право обращаться с петициями. Таким образом, в Конституции были сформулированы важнейшие принципы буржуазного парламентаризма, принцип разделения властей, законодательные и бюджетные права парламента, парламентская неприкосновенность, цензовое избирательное право.

Людовик XVI подписывает Конституцию и 1 октября 1791 года сзывается Национальное собрание, но король и его окружение разработали план контрреволюционного переворота, а летом 1792 года против Франции были двинуты объединенные силы Австрии и Пруссии, начинается период революционных войн. Французская армия терпит поражение и 10 августа 1792 года в Париже начинается вооруженное восстание. Людовик XVI был арестован по обвинению в контрреволюционном заговоре. Национальное собрание распускается, Конституция теряет силу, объявляется о созыве нового высшего органа власти – Национального конвента, в выборах которого участвуют мужчины-французы, достигшие 21 года. Руководящая роль на 2-ом этапе революции переходит к жирондистам. Они представляли интересы торгово-промышленной буржуазии. Жирондисты сформировали правительство, которое называлось временный исполнительный совет. По решению Национального конвента Людовик XVI был казнен, а 21 сентября 1792 года Франция была провозглашена республикой. Однако продолжало ухудшаться экономическое положение, к Австрии и Пруссии присоединились войска Англии, Испании и Голландии. 31 мая 1793 года в Париже началось вооруженное восстание, а 2 июня жирондисты, члены Конвента, были арестованы и власть переходит к якобинцам. Так начинается 3-й этап революции.

Якобинцы взяли власть в обстановке, когда 60 из 83 департаментов были захвачены армиями интервентов или находились в руках мятежников. Происходит падение производства, остроты достиг продовольственный кризис. Якобинцы осуществили 2 группы мероприятий:

  1. Политические.
  2. Социально-экономические.

45.  Якобинская диктатура во Франции. Политические мероприятия якобинцев.

Была разработана новая «Декларация прав человека и гражданина» и новая Конституция. Декларация закрепляла равенство, свободу, безопасность и собственность. Право на пересмотр Конституции принадлежало только народу. Конституция 1793 года провозглашала Францию республикой, где верховная власть принадлежала народу. Создавался Законодательный корпус, который был законодательным органом, а исполнительная власть принадлежала Исполнительному совету из 24 человек. Совет формировался законодательным корпусом из кандидатов, выдвинутых департаментами. На основе выборов формировались и местные органы управления.

Конституция провозглашала равенство, свободу, свободу вероисповедания, всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченное право печати, право петиций. Однако дальнейшее развитие событий, ухудшение внутренней и внешней обстановки заставило якобинцев изменить планы государственного переустройства Франции. Для защиты революции нужен был действенный государственный механизм, каким стала система якобинской диктатуры – Революционное правительство якобинцев. Центром управления стал Национальный конвент, который сосредоточил в своих руках всю полноту власти. В системе якобинской диктатуры не было разделения властей. Конвент издавал законы, через комитеты и комиссии осуществлял государственное руководство, проводил в жизнь собственные декреты. Наибольшее значение в управлении имели 2 комитета:

1.     Комитет общественного спасения, который ведал обороной страны и осуществлял непосредственное управление страной. Фактически это было правительство и комитет, контролирующий деятельность всех государственных органов.

2.     Комитет общественной безопасности, который руководил борьбой с внутренней контрреволюцией.

Еще одним органом революционной борьбы являлся революционный трибунал, где единственным наказанием была смертная казнь. На местах решения конвента проводил комиссары, наделенные чрезвычайными полномочиями. Была реорганизована армия, были объединены добровольческие и кадровые части.

Экономические мероприятия якобинцев.

Земли дворян- иммигрантов поступили в продажу мелкими участками, окончательно упразднились феодальные права. Таким образом якобинцы ликвидировали остатки феодализма в стране.

Однако в условиях того времени дальнейшее развитие революции объективно было невозможным. 27 июля 1794 года был переворот, в результате которого к власти пришла крупная буржуазия. Видные деятели якобинцев были казнены. Таким образом, этим переворотом заканчивается революция во Франции, хотя некоторые ученые считают, что она продолжалась до 19 века.

После переворота Конвент в 1795 году утверждает новую Конституцию, которая включала декларацию прав и свобод человека и гражданина. И хотя Франция оставалась республикой, ее политический облик изменился. Законодательная власть по Конституции принадлежала двухпалатному Законодательному корпусу. Исполнительная власть вручалась директории, состоящей из 5 человек, которые назначались Законодательным корпусом. Политика директории не отличалась стабильностью и последовательностью, вызывала возмущение как народа, так и буржуазии. В это время продолжались войны с феодальными государствами Европы, и в ходе этих войн благородя своему таланту выдвигается Наполеон Бонапарт. В ноябре 1799 года он распускает законодательный корпус и директорию, то есть совершает государственный переворот.

В 1799 году принимается Конституция, которая оформила режим консульства. Период директории (1794 - 1799) закончился.

По Конституции высшая власть передавалась трем консулам, первым из которых был Наполеон. Первый консул наделялся особыми полномочиями. Он обладал правом законодательной инициативы, назначал и смещал министров, членов госсовета, послов, генералов, чиновников и судей. По Конституции создавались:Госсовет, Трибунат, Законодательный корпус и Охранительный Сенат, которые должны были осуществлять законодательную власть. Законопроекты проходили через все эти звенья, но вступали в силу только после подписания первым консулом. Охранительный Сенат состоял из пожизненно назначаемых членов, а законодательный корпус и трибунат назначались Сенатом.

В 1800 году ликвидируется система выборного местного самоуправления. Во главе департаментов были поставлены префекты, а во главе округа – супрефекты, назначаемые правительством. Правительство назначало также мэров городов. Устанавливалась строгая система подчинения всех должностных лиц первому консулу. В 1802 году Наполеон делает полномочия первого консула пожизненными и расширяет их. Власть Наполеона принимает монархический характер и в 1804 году Наполеон провозглашается императором. К нему переходит не только исполнительная, но и законодательная власть. Империя Наполеона получила название первой империи и просуществовала до 1814 года. В это время окончательно утверждается буржуазный государственный строй и были сформированы основные положения буржуазного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46.  Консульство и империя Наполеона Бонапарта: государственный строй и политический режим.

Наполеон Бонапарт после государственного переворота поспешил юридически оформить свою власть. Он продиктовал новую конституцию, согласно которой вся полнота власти сосредоточивалась в руках первого консула. Четыре законодательных органа - сенат, государственный совет, трибунат и законодательный корпус имели чисто декоративное значение. Наполеон покончил с парламентским режимом и избирательным правом, даже в том урезанном виде, в каком оно существовало при Директории. Вместо права выбирать депутатов граждане Франции получили лишь право намечать кандидатов, из числа которых правительство само назначало членов законодательных органов.  Созданная революцией система выборного местного и областного (департаментского) самоуправления была также уничтожена. Ее заменила полицейско-чиновничья система префектур: министр внутренних дел назначал префекта департамента, префект назначал мэров и членов муниципальных советов городов и коммун. Вся Франция была теперь сверху донизу охвачена строго централизованным административным аппаратом, нити управления которым в конечном счете сосредоточивались в руках Наполеона. Могущественное и разветвленное ведомство полиции опутывало густой сетью всю общественную и личную жизнь французов: ничто не ускользало от его наблюдения.  С особой беспощадностью полиция, как и вся правительственная власть, подвергала преследованиям и репрессиям демократические круги. Наполеон стремился полностью искоренить якобинство и самый его дух. Ренегат Фуше в качестве министра полиции с особым усердием помогал ему в этом.  Одной из первых мер Наполеона, проведенных в начале 1800 г., было закрытие независимых газет; он сохранил лишь те органы печати, которые всецело подчинялись правительству. Была установлена строжайшая цензура. Из литературы, театра, преподавания исключали все, что напоминало о революции и о ее деятелях.  Наполеон ликвидировал прогрессивное законодательство революции в вопросах религии и церкви. В 1801 г. был заключен, а в 1802 г. введен в действие конкордат (соглашение) с папой Пием VII. В силу конкордата католицизм признавался «религией огромного большинства французских граждан»; государство выплачивало духовенству жалованье; римский папа отказывался от претензий на конфискованные во время революции церковные земли и признавал контроль французского государства над деятельностью священников и епископов. Этим соглашением с папой Наполеон стремился поставить католическую церковь на службу новому, буржуазному строю.  Наполеоновский режим защищал и охранял то перераспределение собственности, которое произошло за годы революции, когда в руки буржуазии и крестьянства перешли земли церкви и дворян-эмигрантов. В то же время Наполеон открыл двери Франции тем эмигрантам, которые отказались от поддержки монархии Бурбонов и готовы были служить ему. Некоторым из них были возвращены непроданные имения. Впрочем, за всеми бывшими эмигрантами полиция установила надзор.  Наполеон последовательно поддерживал и поощрял предпринимательскую деятельность и инициативу промышленников, банкиров, торговцев. В 1800 г. был основан Французский банк. Особым покровительством Наполеона пользовалась промышленность, для развития которой он не скупился на правительственные заказы, государственные субсидия, экспортные премии. Правительство ограждало внутренний рынок от иностранной, в первую очередь английской, конкуренции. В интересах крупных собственников и в ущерб широким слоям трудового народа были сокращены прямые налоги и в два - два с половиной раза увеличены косвенные.  Современники говорили о Наполеоне, что он боялся малейших волнений рабочих больше, чем проигранного сражения. Поощряя развитие промышленности, организуя общественные работы, правительство старалось не допустить безработицы, которая могла вызвать революционные вспышки. Вместе с тем рабочие подвергались особенно тщательному наблюдению полиции. Отменив многие из законов революционных лет, Наполеон сохранил закон Ле Шапелье, лишавший рабочих права организованной защиты своих интересов и предоставлявший предпринимателям неограниченную возможность их эксплуатации. В 1803 г. были введены рабочие книжки, что давало предпринимателям и властям дополнительное средство контроля и полицейской опеки над рабочими.  Политика наполеоновского правительства отвечала до определенного времени не только интересам промышленной и торговой буржуазии, но и интересам крестьян-собственников. Маркс писал: «После того как первая революция превратила полукрепостных крестьян в свободных земельных собственников, Наполеон упрочил и Урегулировал условия, при которых крестьяне беспрепятственно могли пользоваться только что доставшейся им французской землей и удовлетворить свою юношескую страсть к собственности».

 

47.  Государственно-правовое развитие Франции в 1814-1851 гг.

После разгрома армии Наполеона в 1814 году во Франции была восстановлена монархия. Королем стал Людовик XVIII, который в 1814 году подписал Хартию, по которой Франция провозглашалась Конституционной монархией, получившей название легитимной. Король наделял себя обширными полномочиями, его персона объявлялась священной, королю принадлежала исполнительная власть. Король имел право издавать указы помимо парламента, а законопроект приобретал силу закона после подписания его королем. Парламент состоял из 2-х палат:

1.     Палата пэров (назначалась королем).

2.     Палата депутатов (формировалась путем выборов).

Круг избирателей ограничивался возрастом и высоким имущественным цензом. При легитимной монархии сохранялся полицейский и судебный аппарат.

В 1824 году на престол вступает Карл X, который стремился к восстановлению абсолютной монархии. Это вызвало протест широких слоев населения и 8 июля 1830 года в Париже начинается вооруженное восстание. Карл X был низложен, а на престол вступил Луи Филлип Орлеанский. Период с 1830 по 1848 год получил название июльской монархии. Политический режим июльской монархии был оформлен Конституцией 1830 года, которая называлась Хартия 1830 года. Были расширены лишь права парламента, законодательная инициатива объявлялась привилегией палаты пэров, палаты депутатов и короля. Был снижен имущественный и возрастной ценз при выборах.

В результате революции 1848 года Луи Филлип отрекся от престола, а 25 февраля 1848 года временное правительство провозглашает Францию республикой. Правительство взяло на себя обязательство ввести всеобщее прямое избирательное право, провозглашалось право рабочих на труд, устанавливался 10-часовой рабочий день.

В ноябре 1848 года принимается Конституция второй республики. Высшим органом власти стало однопалатное Законодательное собрание, избираемое на 3 года. Оно обладало исключительным правом издавать законы, решать вопросы войны и мира, имело право амнистии. Исполнительная власть принадлежала Президенту, который избирался на 4 года и не мог быть избран на 2-й срок. Президента избирали выборщики от депутатов, а не Законодательное собрание. Президент назначал министров, префектов, высших чиновников, командовал вооруженными силами, руководил внешней политикой. Существовал Государственный совет – совещательный орган, который формировался Законодательным собранием. Конституция вводила всеобщее мужское избирательное право, которое впервые осуществлялось прямым, тайным голосованием. Конституция провозглашала свободу личности, слова, собраний, манифестаций. Президентом был избран Луи Филлип Бонапарт (родственник Наполеона I). Вторая республика просуществовала 3 года. В декабре 1851 Луи Наполеон распускает законодательное собрание, совершает государственный переворот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48.  Государственный строй Второй империи во Франции.

В результате выборов в Национальное собрание сильные позиции получили монархисты, развернувшие наступление на демократические институты. Были приняты законы об отмене всеобщего избирательного права, о передаче духовенства под контроль духовенства. 2 декабря Луи Бонапарт разогнал Национальное собрание и установил президентскую, личную диктатуру. 14 января 1852 года Луи Бонапарт промульгировал новую Конституцию. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил; назначал министров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием; осуществлял правосудие. Законодательный процесс находился под контролем президента и осуществлялся Госсоветом (назначался президентом), Законодательным корпусом (выбирался) и Сенатом (назначался президентом). Таким образом, вся конституционная деятельность учреждений ставилась под контроль президента. 2 декабря 1851 года во Франции произошёл государственный переворот, возглавляемый действующим президентом Французской республики Луи-Наполеоном Бонапартом. В ходе переворота законодательное собрание было распущено, а активисты оппозиционных партий — арестованы. Для санкционирования произведенного государственного переворота Луи-Наполеон объявил плебисцит. Гражданам Франции предлагалось дать утвердительный или отрицательный ответ на вопрос, желают ли они сохранить власть Луи-Наполеона и предоставить ему необходимые полномочия для установления конституции на основе следующих пяти положений: - верховная власть принадлежит ответственному президенту, избираемому сроком на 10 лет; - министры зависят только от исполнительной власти; - Государственный совет, составленный из выдающихся граждан, подготавливает законы и представляет их Законодательному корпусу; - Законодательный корпус, избираемый всеобщим голосованием, обсуждает и принимает законы; - вторая палата, составленная из наиболее знаменитых граждан, защищает основной закон и гражданские свободы. Большинство проголосовавших высказалось за предложенные Луи-Наполеоном изменения. Новая конституция была принята 14 января 1852 года. В преамбуле к конституции изложены те пять основоположений, которые были предложены Луи-Наполеоном во время плебисцита. За преамбулой следует текст самой конституции, состоящий из 8 глав. Конституция объявляет главой Франции Луи-Наполеона, которому вручается пост президента республики сроком на 10 лет. Президент правит, опираясь на министров, Государственный совет, Сенат и Законодательный корпус. Законодательная власть осуществляется совместно президентом, Сенатом, и Законодательным корпусом. Конституция гарантирует выполнение принципов Декларации прав человека и гражданина. Президент государства является верховным главнокомандующим, заключает международные договоры. Только президент обладает правом законодательной инициативы. Сенат составляется из кардиналов, маршалов и адмиралов, а также из граждан, назначенных президентом по своему усмотрению; общее количество сенаторов не должно превышать 150 человек. Должность сенатора является пожизненной. Ни один закон не может быть обнародован до того, как он прошёл обсуждение в Сенате. Сенат может противостоять принятию законов, противоречащих конституции, нарушающих основные гражданские свободы, а также относящихся к национальной безопасности. Законодательный корпус избирается населением сроком на 6 лет, по одному депутату на каждые 35 тыс. избирателей. В компетенцию Законодательного корпуса входит обсуждение налогов и законопроектов. Президент обладает правом роспуска Законодательного корпуса; в этом случае новый Законодательный корпус должен быть созван в течение 6 месяцев. Государственный совет имеет состав от 40 до 50 членов. Советники назначаются и снимаются с должности президентом. В компетенцию Государственного совета входит обсуждение законопроектов до того, как они попадают в Сенат и Законодательный корпус.

 

 

 

 

 

 

 

 

49.  Третья республика во Франции. Конституционные законы.

Политическая обстановка после падения коммуны характеризовалась усилением реакции.В августе 1871 года начался роспуск Национальной гвардии, а в 1872 году принят закон, восстановивший постоянную армию, основанную на всеобщей воинской повинности. 31 августа 1871 года Национальное собрание, где большинство было за монархистами, присвоило себе учредительные функции. Фактически на тот момент Франция- «республика без республиканцев»: первые президенты были убежденными монархистами. Все министерства находились в руках противников республики. Но, осуществляя правление, монархисты не смогли на этот раз сокрушить республиканский строй. Этому помешали их междуусобные разногласия и изменения в политическом сознании французского общества. Именно в таких условиях в 1875 году Учредительным собранием принимается Конституция Третьей республики, где закрепляется республиканский строй. В ней не было декларации или вводной части. Она складывалась из 3-х органических законов: 1. Закон от 24 февраля 1875 года «Об организации Сената» : Сенат образуется из 300 членов. 225 избираются департаментами и колониями, 75- Национальным собранием. Ценз: 40 лет, гражданин Франции, пользующийся политическими и гражданскими правами. Сенаторы избираются абсолютным большинством коллегией, состоящей из депутатов, генеральных советников, советников округов, делегатов, избранных каждым муниципальным советом среди избирателей общины. Сенат имеет право выработки законов и инициативы. Он может выступать в качестве Верховного Суда, когда речь идет об осуждении президента в государственной измене. 2. Закон от 25 февраля 1875 года «Об организации государственных властей»: Законодательная власть осуществляется Палатой депутатов (назначается всеобщим голосованием) и Сенатом. Президент избирается абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных в Национальное собрание, избираемое на 7 лет. Президент может быть переизбран. Он имеет право законодательной инициативы, обнародует законы, принятые обеими палатами; имеет право помилования, располагает вооруженной силой; принимает иностранных послов; может с согласия Сената распустить Палату депутатов досрочно. Министры ответственны перед палатами за общую политику правительства. Палаты имеют право постановлениями, принятыми порознь абсолютным большинством голосов объявлять о необходимости пересмотра конституционности законов. 3. Закон от 16 июля «Об отношениях государственных властей»: Сенат и Палата депутатов избираются ежегодно. Президент имеет право экстренного сбора палат. За месяц до истечения срока полномочий президента палаты должны объединиться в Национальное собрание для избрания нового президента. Заседания палат публичны (но не всегда). Министры имеют доступ в обе палаты. Президент обнародует законы в течение месяца, следующего за передачей правительству окончательно принятого закона. Может в установленный срок обратиться к палатам с просьбой о новом обсуждении. Президент заключает и ратифицирует договоры. Президент не может объявить войну без согласия обеих палат. Ни один из членов палаты не может быть предан следствию за мнения/голос при исполнении должности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50.  Гражданский кодекс Наполеона 1804 г.

Кодекс делился на 3 части:

1.     О лицах, куда были включены разделы о гражданских правах вообще, актах гражданского состояния, семейном праве.

2.     Об имуществах и о различных видоизменениях собственности, куда вошли институты вещного права.

3.     О различных способах, которыми приобретали собственность. Эта часть включала в себя наследственное право, обращение имущества в семье, договоры и иные обязательства.

Многие статьи кодекса были объясняющими и не регулировали правовых ситуаций, то есть шло объяснение, что такое движимое и недвижимое имущество, что такое договор и т.д., поэтому Кодекс был громоздким, но зато такое построение делало его понятным. В Кодексе устанавливалось единое понятие французского гражданства и связанного с ним единства прав. Однако равенство правоспособности не было абсолютным, так как правоспособность женщин, например, была ограничена семейным правом. Гражданство можно было не только приобрести, но и утратить, однако ГК устанавливал только частноправовые, то есть неполитические, основания к утрате гражданства. Права иностранных граждан во Франции были отличны от французов. Они определялись соглашением с той или иной стороной.

Гражданская дееспособность наступала в 21 год, после чего ее ограничение было возможно только в рамках брачно-семейных отношений или вследствие опеки. Предоставлялась возможность полного лишения дееспособности.

Центральным институтом вещного права было право собственности. Согласно доктрине Кодекса, собственность имела, во первых, абсолютный характер, т.е права владельца практически ничем не ограничивались, во вторых, Кодекс закрепил неприкосновенность и неотчуждаемость собственности. В зависимости от субъекта права выделялось 3 вида собственности:

1.     Индивидуальная.

2.     Государственная.

3.     Общинно-коммунальная.

Однако главное внимание уделялось частной собственности, но оговаривалось, что некоторые объекты могут быть только государственными (порты, крепости) или только в коммунальной собственности.

Все вещи делились на 4 группы:

1.     Недвижимая собственность (земля, дом).

2.     Принадлежащие недвижимости в силу своего предназначения, например мебель в доме или скот для обработки земли.

3.     Прочие движимые вещи.

4.     Особо ценные движимые вещи (деньги, драгоценности, частные бумаги, коллекции).

Такое деление вещей было существенным для разных требований в отношении отчуждения и различных операций с ними.

Особое место в Кодексе принадлежало договорному праву. Основным принципом договорного права являлась свобода договора, что означало:

·        Никто не может быть принужден к заключению соглашения, не соответствующего его намерениям.

·        Содержание соглашения определяется только по воле сторон.

Другим принципом договорного права являлось положение об обязательной силе соглашений, что означало: соглашение не может быть расторгнуто односторонними действиями. Эти принципы способствовали развитию частной капиталистической инициативы и предпринимательства.

В Кодексе предусматривались распространенные виды договоров: продажа, мена, найм вещей, работы или услуг, товарищества, ссуда, хранение, залог.

Вторым источником обязательств являлось причинение ущерба.

В области семейного права важным новшеством было закрепление института только гражданского брака, который заключался государственными административными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Брачный возраст для мужчин был 18 лет, для женщин – 15. Но до 25 лет мужчины и до 21 года женщины могли вступить в брак только при согласии родителей или семейного совета. Кодекс признавал право на развод, который допускался в случае супружеской измены, грубого обращения. Однако в брачно-семейном праве сохранились некоторые пережитки феодального права. Закреплялась власть отца и мужа в семье. Мужчина мог пользоваться имуществом жены или доходами с него. За непослушание члены семьи могли быть помещены в тюрьму или исправительный дом, а жену, уличенную в супружеской измене муж мог по личному усмотрению поместить на несколько дней в тюрьму.

Наследование оставалось по закону и по завещанию, однако завещатель мог распорядиться лишь от 1/3 до 3/4 принадлежащей ему собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51.  Уголовный кодекс Франции 1810 г.

Данный кодекс состоял из 4-х книг:

1.     О наказаниях уголовных и исправительных и их следствиях.

2.     О лицах наказуемых, освобождаемых от ответственности и ответственных за преступления и проступки.

3.     О преступлениях, проступках и их наказаниях.

4.     О полицейских нарушениях и их наказаниях.

В основе доктрины Кодекса лежало представление о преступлении как о проявлении направленной человеческой воли, вредной для сообщества. Субъектом преступления, проступка и нарушения признавалось практически любое лицо. В Кодексе не было никаких социальных, возрастных и других ограничений. Однако для преступников моложе 16 лет допускалось применять более мягкие виды наказаний. Кодекс 1810 года был первым в истории права уголовным сводом, в котором на принципиально новых основах систематизировались все уголовно наказуемые деяния, определялись конкретные критерии их наказуемости.

I. Преступления и проступки против публичных дел были выдвинуты на первое место по важности. Они подразделялись на 3 группы:

1. Преступления против внешней безопасности государства: поднятие оружия против отечества, отношения с враждебными государствами, покушение на императора или членов его фамилии.

2. Преступления и проступки против Конституции: посягательство на избирательные права граждан (угроза, фальсификация), должностные преступления.

3. Преступления и проступки против публичного мира: фальшивомонетничество, подделка государственных печатей, знаков оплаты, официальных документов, подделка частных бумаг.

I. Преступления против частных дел, которые делились на 2 группы:

1. Преступления против лиц: убийство, ранение, клевета, оскорбление, изнасилование, нарушение семейных устоев.

2. Преступления и проступки против собственности. Они регламентировались более детально и большое место было уделено различным видам краж. Особую категорию составляли экономические преступления, в том числе те, которые впервые стали предметом регулирования уголовного закона, например, раскрытие промышленных и коммерческих секретов.

К нарушениям полицейских правил были отнесены правонарушения незначительные, хотя их последствия могли быть серьезными: разведение огня в неположенном месте, нарушение почтовых правил, мер и весов.

Наказания подразделялись на 2 основных класса: уголовные (назначались за преступления) и исправительные (назначались за проступки).

Уголовные наказания могли быть:

1.     Мучительными и позорящими:

o       Смертная казнь.

o       Пожизненная каторга.

o       Срочная каторга.

o       Депортация.

o       Лишение свободы.

2.     Только позорящими:

·        Изгнание.

·        Выставление у позорного столба.

·        Поражение в правах.

Все прочие наказания были отменены, в первую очередь телесные. Смертная казнь назначалась за преступления против государства, Конституции и личности. Смертная казнь назначалась приблизительно за 30 случаев и единственной формой ее осуществления было отсечение головы при помощи гильотины. Депортация являлась одним из самых тяжких видов наказания, причем она была пожизненной. Каторга и депортация влекли за собой полное поражение в правах. Назначение позорящих наказаний сопровождалось временным лишением политических или общегражданских прав. Дополнительным наказанием при самых тяжких преступлениях применялась конфискация имущества.

В 1808 году был принят УПК Франции, который закрепил принципы буржуазного состязательного процесса.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!