Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по истории государства и права зарубежных стран»

/ История государства и права
Контрольная, 

Оглавление

23.  Правовое положение населения Рима в царский период.

Царский период – это эпоха разложения первобытнообщинных отношений и зарождение государства. Рим образовался в виде полиса. Римский народ являлся родоплеменным объединением. В этот период в Риме было 300 родов, которые объединились в 30 курий, а 10 курий составляли трибу (3 племени). Курия представляла собой объединение близкородственных родов. В царский период существовали семейные общины в пределах родов. Патриархальная семья называлась фамилия. Во владении семьи находились дом, скот, оружие и небольшой участок земли, а пахотная земля делилась между семейными общинами. Землевладение было частным. Старейшие роды в Риме назывались патриции. Из них постоянно выделяется аристократия, которую стали называтьпатрициями в узком смысле этого слова. Они захватили значительную долю имущества распадавшейся родовой общины и, прежде всего, - землю. Патрициибыли превой категорией населения в Древнем Риме.

Вторая категория населения- клиенты. Клиенты – это лица, утерявшие родовые связи и пришлые племена. Они попадали в зависимость от своих покровителей, которые назывались патронами. Клиенты должны были служить в доме патрона, сопровождать его в военных походах.

Третья категория населения – плебеи (плебс). Это были неполноправные люди, по положению похожие на афинских метеков. Они были свободными людьми, но не состояли в общине, поэтому считались чужаками.

Четвертая категория населения – рабы. Обычно это были пленные и купленные, но уже появляется долговая кабала.

Во главе римской общины стоял царь – рекс, который был военоначальником, верховным жрецом и судьей. Сначала он избирался всем римским народом, а при последних царях власть передавалась по наследству.

Существовал совет старейшин, который назывался сенат. Он состоял из 300 человек, то есть по одному из каждого рода.

Народное собрание называлось куриатные комиции. Они решали вопросы, касающиеся всего римского народа: принятие законов, избрание должностных лиц, объявление войны, важнейшие гражданские и уголовные дела, религиозные вопросы. В отличие от Афин, собрания проводились по куриям и каждая курия имела 1 голос. Плебеи в Риме к политическому управлению не допускались. В формировании государства большую роль сыграли реформы царя Сарвия Туллия в 6 веке до нашей эры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.  Государственный строй Рима в «царский период»

Древнейшая форма правления Рима в царский период - ранняя монархия. Основными элементами её являлись: царь, сенат и народное собрание. Во главе государства стоял рекс (rex), правитель, царь. Должность рекса не была наследственной, а имела выборный характер. Избрание рекса происходило в народном собрании, но кандидатура царя предлагалась патрицианским сенатом. Им же и утверждалось избрание. Царь сам вносил в куриатные комиции (народное собрание) куриатный закон об империи (lex curiata de imperio), a курии голосовали за этот закон.

Рекс являлся высшим правителем, военачальником (главнокомандующим), верховным судьёй и жрецом. Полномочия рекса:

1. Верховная военная власть – полномочия в сфере miIitiae: право набирать войско, предводительствовать на войне, распоряжаться военной добычей.

2. В сфере domi гражданские функции рекса охватываливерховное управление государством: право созывать сенат и народ, председательствовать на этих собраниях, вносить на утверждение этих собраний законы, заведовать казной, государственным имуществом, устанавливать подати и повинности, назначать и смещать должностных лиц, поддерживать порядок в государстве, охранять его безопасность, заботиться о благосостоянии населения и благоустройстве города, устанавливать отношения с другими государствами. Царю принадлежало правозаконодательной инициативы (право предлагать законы), но законодательная власть (право принимать законы) принадлежала римским комициям.Законодателем был римский народ.

3. Верховная юрисдикция. Судебные полномочия царя распространялись и на гражданскую (мирную), и на армейскую (военную) сферы жизни римской общины. Судебные решения рекса имели силу законов, поскольку у него было право вершить правосудие именем Юпитера (судебный процесс имел форму совещания с богами). Вынося судебные решения, царь опирался не только на законы и обычаи предков, но и на собственную их интерпретацию, на свое понимание божественной справедливости. Царь мог налагать наказания вплоть до смертной казни, мог привлекать к разбору дел сенат.

4. Верховная религиозная власть. Как верховный жрец царь стоял над всеми жрецами. Он выступал посредником между богами и народом. Его сакральная власть включала право общения с божествами от имени общины, совершения богослужений и жертвоприношений, право общественной дивинации (divinatio - интерпретация знаков божественного происхождения: от divus - божественный).

Наиболее распространенный вид дивинации ауспúции (auspicia - наблюдения за поведением птиц). Ни одно сколько-нибудь значительное дело не совершалось римлянами без ауспиций. В архаическом Риме, когда война была обычным состоянием общества, особое значение получили ауспиции в ходе военных действий. В военной сфере гадание по полету и крику птиц рано было заменено наблюдением за поведением птиц. Хорошим знаком считалось падение на землю предмета, который птицы несли в клюве (он рассматривался как имевший символическое значение). Для ауспиций можно было использовать любых птиц, и, упрощая задачу, римляне нередко ограничивались цыплятами. Их брали в военный поход с собой; содержал священных цыплят специальный служитель, он назывался пулларием. 

Со временем образовалась специальная «экспертная коллегия для общих ауспицийдля общих ауспиций» в лице жреческой коллегии авгуров (augures). В обязанности авгуров входило наблюдение за птицами и интерпретация различных знамений. Авгуры имели право контроля за правильностью выполнения ауспиций царями и (в дальнейшем) магистратами. 

Рекс имел помощников, в первую очередь, по военным делам. Им он поручал руководство отдельными отраслями управления, сохраняя за собой общее руководство. Например, городской префект (praefectus urbi) - гражданский и судебный заместитель царя в о время его отсутствия в Риме, назначавшийся самим рексом.

В ранней монархии власть рекса была юридически неограниченна. Однако фактически его власть ограничивалась сенатом и народным собранием. При принятии важных решений он считался с общественным мнением, с обычаями. Функции государства в период ранней монархии ограничивались военным делом, правосудием, сбором немногочисленных налогов и отчасти, принятием законов, ибо основным источником права являлось обычное право. Государственная организация являлась примитивной.

Другим властным органом являлся сенат (senatus). Он состоял из 300 старцев, глав больших патриархальных семей, из которых состоял род. Это был совещательный орган по важным делам при царе. Сенат собирался по призыву царя и обсуждал по предложению царя те или иные вопросы, но его решения не были юридически обязательны для царя. Сенат в царский период обладал судебными функциями. Сенат выносил также рекомендации, кого избрать царем, но непосредственно избирали его комиции.

Внутри сената решение принималось голосованием. Голосование производилось путем расхождения сенаторов в разные стороны: каждый направлялся в сторону того, чье предложение он считал правильным.

Третьим элементом государственного устройства являлось народное собрание - собрание всех взрослых способных носить оружие полноправных граждан - патрициев. Народное собрание называлось куриáтными комúциями. В состав их входили только патриции, разделявшиеся на кýрии. Собрания эти происходили по куриям. Каждая курия имела один голос. Внутри курии голосование было персональным.

Народное собрание созывалось по инициативе рекса. Он вносил на его рассмотрение свои предложения, чтобы получить согласие народа на важную меру. Например, объявление войны, заключение мира. Помимо воли рекса народное собрание состояться не могло и народ не имел инициативы в предложении вопросов для решения собрания. Предложения рекса обсуждению в народном собрании не подлежали, а лишь принимались или отвергались путём открытой и устной подачи голосов - простым «да» или «нет». Важнейшей функцией куриатных комиций было избрание рекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.  Государственный строй Рима периода республики.

Смыслом организации власти в государстве римляне видели обеспечение гражданских прав и гарантию особых свобод полноправного жителя полиса. А главной опасностью гражданской свободе они считали единоличную и исполнительную власть, поэтому только народ в целом обладает верховной властью и поручает отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики. Верховная власть народа как коллективного правителя государства была закреплена в верховных политических и законодательных правах народных собраний. Народные собрания были 3 видов:

1.     Куриатные комиции. Они постепенно теряли свое значение и со 2 века до.н.э граждане на них почти не ходили, а собирались главы курий. К компетенции собрания относилось формальное предоставление должностным лицам, избранным на центуриатных комициях, высшей власти – империума.

2.     Трибутные комиции. На них избирались некоторые должностные лица и принимались некоторые законы.

3.     Центуриатные комиции. Это был главный вид народного собрания. На них избирали высших магистратов (должностных лиц), принимались законы, объявлялись войны.

Центральным учреждением республики был сенат, который:

·        Осуществлял надзор за храмами и священными местами.

·        Занимался финансовым управлением.

·        Обеспечивал соблюдение безопасности в городе.

·        Был главным органом военно-организационного управления.

·        Ведал международными отношениями.

·        Управлял провинциями.

·        Рассматривал законодательные предложения магистратов, которые они вносили в народные собрания.

Исполнительная власть в республике принадлежала должностным лицам – магистратам. Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (не обычные). Ординарные магистратура характеризуют следующие черты:

1.     Отсутствие законодательных полномочий при широких правах в административной и судебной сферах.

2.     Выборность.

3.     Коллегиальность.

4.     Срочность.

5.     Безвозмездность исполнения должностных обязанностей.

6.     Ответственность.

Во главе всех магистратур стояли 2 консула. Они избирались на центуриатных комициях сроком на 1 год. Они осуществляли высшую административную власть и командовали войском. Они руководили деятельностью сената, созывали народные собрания.

Преторы управляли городом в отсутствие консулов. По поручению сената они могли командовать армиями, руководили судопроизводством. Они могли издавать общеобязательные постановления, при помощи которых могли решать дела при отсутствии закона, тем самым создавая новые нормы права (преторское право).

Главной задачей цензоров было исчисление ценза, то есть составление списка по разрядам, что являлось основанием для причисления к гражданству, для допуска в сенат и магистратуры.. На решения цензоров не могло быть возражений.

Квесторы под контролем сената заведовали казной, расследовали некоторые уголовные дела, сопровождали консулов в военных походах.

Эдилы осуществляли главным образом полицейские функции в городе.

Народные трибуны – это были плебейские магистраты. Их главная задача – обеспечение гражданского равенства и прав плебеев в то время, когда в высших органах власти доминировали патриции. Они могли накладывать вето на решения сената, магистратов и даже народных собраний. Личность трибуна считалась неприкосновенной.

Существовало ещё более 20 низших магистратов. В чрезвычайных ситуациях, то есть когда возникали восстания или военные угрозы, создавались экстраординарные магистратуры.

В этот период Рим переходил к единоличной власти. Наиболее значимый магистрат – диктатор. Он назначался одним из консулов по требованию сената сроком до полугода и ему подчинялись все ординарные магистратуры. Диктатор не обладал законодательной властью, но имел неограниченные судебные и административные полномочия. Сам он не нес ответственности за свои действия.

Военная организация республики основывалась на всеобщей воинской повинности. Граждане с 17 до 46 лет обязаны были по центуриям присутствовать на военных сборах и выступать в поход, а дезертирство наказывалось изгнанием или смертью.

 

 

 

 

 

 

26.  Римское общество и государство в период принципата.

К концу 2 века до.н.э обозначился кризис республиканской государственности. Сам полисный строй Рима уже не удовлетворял потребностям управления мировой державой. Эти противоречия угрожают существованию римской государственности. Начинается период гражданских войн (134 – 27 года до.н.э.). Верхушка римского общества ищет спасения в усилении центральной власти и установлении террористической диктатуры. Важнейшим событием периода гражданских войн стала военная реформа консула Мария в 107 году до.н.э, в ходе которой была создана наемная армия. Государство взяло на себя содержание войска и благосостояние воина зависело почти целиком от полководца. Эта реформа открыла путь к установлению военной диктатуры.

Первым этапом становления новой власти стала диктатура Суллы с 82 по 79 год до.н.э. Для выхода из кризиса сенат предоставил Сулле исключительные полномочия. Сулла получил диктаторство пожизненно с правом издавать закон. Кроме того, специальный закон установил полную власть Суллы в отношении римских граждан. Были сокращены полномочия народных трибунов и некоторых магистратов. На волю было отпущено 10 тысяч рабов с предоставлением им гражданства, что создало новую социальную базу для диктатуры. Вторым этапом установления новой власти была военная диктатура Юлия Цезаря с 45 по 44 год до.н.э Цезарь сосредоточил в своих руках полномочия большинства магистратур. Были сокращены полномочия сената, деятельность народных собраний, однако в 44 году до.н.э Цезарь, который собирался провозгласить себя императором, был убит в результате заговора. В длительной борьбе за власть победу одержал Октавиан Август. Его правление с 30 по 14 год до.н.э стало завершающим этапом становления нового строя. Октавиан закрепил за собой звания императора, должности консула, цензора и т.д. 27 год до.н.э считается датой окончательного закрепления власти Октавиана. Сложившийся в результате диктатуры и преобразований Августа государственно-политический уклад, получил название принципата. Этот строй сохранялся до конца 3 века н.э. Он характеризовался переходом от полисной системы к мировой державе. Развитие рабовладения и базировавшейся на нем товарной экономики достигает кульминации. Рим из полисного центра превратился в столицу империи с населением свыше 1 миллиона человек. Основные государственные полномочия были в руках императора, которого называли принципс. Особа императора была признана священной и неприкосновенной. Его власть сначала не была наследственной. Принципса избирал сенат, но принципс при жизни мог наметить преемника и его избрание сенатом становилось формальностью. Институты республики теряют прежний статус. Народные собрания практически перестали созываться и их полномочия переходят к сенату. Сенаторы назначались императором, а сам сенат теряет многие свои полномочия. Большинство магистратур сохранилось лишь номинально. Начинает формироваться система монархического управления. Создается чисто административный аппарат управления, формируются канцелярии для управления различными отраслями.

 

 

 

 

27.  Доминат: общественный и государственный строй.

Во второй половине первого века империя практически прекращает новые захваты, а недостаточный приток рабов сказался глубокими изменениями в экономике. Подорожание рабов сделало их труд менее выгодным, поэтому начался перевод рабов на положение крестьян. Участок земли и имущество, который передавался рабу, назывался Пекулий. В 3-4 веке процессы разложения рабовладельческого уклада и зарождение элементов феодального строя развиваются по нарастающей. Усиление налогового гнета привело к усилению задолженности населения. Население начигает прикрепляться к территориям и социально-профессиональным группам. Социально-политическая нестабильность в обществе проявилась столетней эпохой «солдатских императоров», которые приходили к власти при помощи части войска. В 284 году таким путем императором становится Диоклетиан. За 20 лет правления он проводит военные, административные и территориальные реформы, которые усилили центральную императорскую власть. В правление императора Константина (306-337 год) завершилось оформление новой монархии, которая получила название доминат. Империя была поделена на 2 части: Западную и Восточную Римские Империи. Столица из Рима была перенесена в небольшой город Византий, который вскоре стал называться Константинополь. В 313 году христианство получило официальное признание, а в 337 году стало государственной религией. Во главе бюрократического аппарата управления стоял император, которого называлидоминус. Его власть признавалась неограниченной и исходящей от Бога. Ему принадлежала также и законодательная власть. Он назначал себе помощника, который получил титул Цезаря. Он являлся наследником императора. Прежний сенат практически был отстранен от дел, а звание сенатора стало почетным обозначением привилегированного сословия. При императоре был создан государственный совет с совещательными функциями.

В 395 году Империя окончательно была разделена на 2 самостоятельных государства: Западную и Восточную Римскую Империю. Западная Империя стала быстро распадаться под напором германских племен и вследствие разложения рабовладельческого общества. В 476 году вождь германцев Одоакр захватил власть в Италии и отослал знаки императорской власти в Константинополь и уже правил как итальянский король.

Восточная Римская Империя (Византия) просуществовала до 1453 года, когда Константинополь захватили Турки. В 1453 году заканчивается период античного государства и права и начинается период средневекового государства и права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.  Сеньориальная монархия во Франции: общественный и государственный строй.

Образовавшееся после раздела франкского королевства в 843 году, Западно-Франкское государство вскоре получило название Франция. История государства средневековой Франции делится на следующие периоды:

1.     Сеньориальная монархия (9-13 века).

2.     Сословно-представительная монархия (14-15 века).

3.     Абсолютная монархия (16-18 века).

Сеньориальная монархия. Формирование самостоятельного французского государства заняло почти 2 века. В этот период королевство состояло из большого количества феодальных владений, герцогств и графств. Эти феодальные владения, которые назывались фьефы, считались составной частью государства, но фактически представляли собой независимые политические образования.

В 987 году французская знать избирает королем Гуго Кабета, который становится основателем династии Капетингов. Первые короли этой династии были по сути крупными феодалами с особым титулом. Полномочия государственного характера королевская власть не подразумевала, а государственное единство сводилось к общепризнанной феодальной иерархии вассальных отношений.

Номинальным собственником земли считался король. Получая землю от короля, феодалы считались его вассалами, а король их сеньором.

Феодальное сословие было организовано иерархически. Во главе этого сословия стоял король (монарх) от которого держали землю крупные феодалы герцоги и графы. У этих вассалов короля были свои вассалы – бароны и виконты. В самом низу феодальной иерархии стояли рыцари, которые назывались шевалье. Таким образом, отношениями вассалитета были охвачены все представители господствующего сословия. Вассал был обязан верно служить своему сеньору, нести военную службу в его пользу, выкупать сеньора из плена, участвовать в сеньориальном суде, подносить подарки по случаю посвящения в рыцари старшего сына и выдачи замуж старшей дочери сеньора. Вассал мог рассчитывать на покровительство и защиту своих прав со стороны сеньора. Вассальная система во Франции имела децентрализованный характер, то есть промежуточные звенья вассальной иерархии не зависели от короля. Действовал принцип – «Вассал моего вассала не мой вассал». Причем феодальный обычай признавал за вассалом право вступать в феодальную зависимость сразу к нескольким сеньорам, поэтому французские феодалы часто становились вассалами германского императора и английского короля. Они заключали между собой договоры, не редко и против собственного короля, то есть короля Франции.

В 12 веке происходит государственная централизация. Расширяется королевский домен, то есть личные владения короля и формируется государственная администрация. Устанавливается порядок фамильного престолонаследия.

Выросло число прямых вассалов короля, а к 13 веку все жители в королевстве считались подданными короля. Однако, организация центральной администрации была связана с феодально-вассальной системой. Основным учреждением был королевский двор, который составляли вассалы короля. Он являлся политическим советом короля и являлся королевским судом. Королевский двор обладал внутренней иерархией, где на первом месте были члены королевской семьи, но с 13 века королева и наследник престола отстраняются от государственных дел. После членов королевской семьи в иерархии следовало окружение короля и должностные лица.

Наиболее важной фигурой в управлении в 11-12 веках был сенешал – это был командующий армией и начальник администрации. Дела короля велиськамердинером, но с середины 12 века на главное место в администрации выходит канцлер, которому перешли функции сенешала.

В середине 11 века начинается организация местной администрации.

Домен делился на округа, которые назывались превотажи, которые управлялись прево – это были не вассалы, а служащие короля. Они ведали сбором налогов, осуществляли административно-судебные функции в округе. Затем для общего надзора на места стали посылать бальи. Каждому бальи назначался особый округ, который назывался бальяж, он включал в себя несколько превотажей.

В середине 13 века Людовик IX проводит ряд реформ, направленных на изменение феодально-сеньориального режима.

29.  Социальная структура и правовое положение населения Франции в период сословно-представительной монархии.

В конце 13-начале 14 века в экономическом развитии и социальных отношениях во Франции происходят существенные изменения. Королевский домен охватывал ¾ территории страны, а политическим и хозяйственным центром стал Париж. Развиваются товарно-денежные отношения и складывается общенациональный рынок и складывается единая этническая территориальная общность, народность. Происходит отмена личной зависимости крестьян. Пахотные земли сеньоров передавались в пользование крестьянам, за что они платили фиксированную ренту («ценз»), а такая форма землепользования называлась цензива. Крестьянин мог передавать цензиву по наследству и продать с согласия сеньора. В 14-15 веках завершилось оформление сословий. Каждое сословие имело определенные привилегии и обязанности. Все население было разделено на 3 сословия:

1. Духовенство.

2. Дворянство.

3. Третье сословие.

Духовенство.

Объединение духовенства в сословие было связано с победой королевской власти в конфликте с римскими папами за политическое верховенство. В течение века римские папы находились в прямой зависимости от французских королей. Резиденция пап была перенесена из Рима во французский город Авиньон, из чего королевская власть извлекла не мало пользы. Французское духовенство должно было жить по законам королевства и рассматривалось как часть французской нации ранее духовенство подчинялось римским папам. Короли присваивали часть доходов церкви, сократился круг лиц, попадавших под духовную юрисдикцию. Вместе с тем, за духовенством закрепились важнейшие привилегии: право получать десятину, пожертвования, оно сохранило налоговый и судебный иммунитет. Духовенство занимало высокие посты в управлении.

Дворянство.

Дворянство объединило всех светских феодалов, которые рассматривались уже не как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство было замкнутым и наследственным сословием. Покупка поместий лицами незнатного происхождения теперь не давала им дворянского звания.

Дворянство сохранило свою основную привилегию: исключительное право собственности на землю с правом передачи по наследству. Дворяне также не платили налогов.

Третье сословие.

Третье сословие включало городское население и крестьян-цензитариев. Это сословие не имело личных привилегий и имущественных прав вообще и не было защищено от произвола королевской администрации. Третье сословие несло основное бремя налогов.

В 14 веке королевская власть приобретает новые полномочия и даже новое политическое содержание. Приоритетный сеньориальный статус короля сменился государственным. Этот статус основывался не на отношениях вассалитета, а на подчинении безусловного подданства. Престол стал наследственным в роде царствующего монарха по мужской линии. Сложилась политическая доктрина новой французской монархии. Ее исходный мотив составляло положение о том, что король располагал независимым положением и неограниченными правами. Король являлся защитником публичного мира в стране, а знать – его слугами.

Личность короля и его права охранялись особым образом, а покушение на них составило особый состав преступления. Королевские указы, которые назывались ордонансы, становятся законами.

Стремление короля к централизации вызвало оппозицию знати, а в кризисные политические моменты общественное согласие для короны было острой необходимостью. Вследствие этого возникло учреждение с чертами сословного представительства – Генеральные штаты. Впервые генеральные штаты были созваны королем в 1302 году для того, чтобы штаты поддерживали короля в борьбе с римскими папами. В генеральных штатах заседали представители трех сословий. Заседали они раздельно и принимали каждое свое решение. Обычно, король придерживался решений, одобренных двумя или тремя сословиями. Представители первых двух сословий приглашались в генеральные штаты письмом короля, а представители третьего сословия избирались. Единой организации работы генеральные штаты не имели, а их компетенция была неопределенной. В основном, они высказывались по следующим вопросам:

1.     Установление новых налогов.

2.     По мирным соглашениям или переговорам.

3.     По предложениям и просьбам от сословий к королю.

Наибольшего могущества генеральные штаты достигли в середине 14 века, когда Франция несла поражение в годы столетней войны. В 1356 году после поражения французских войск и пленения короля англичанами, регент государства Карл созвал генеральные штаты, чтобы получить их разрешение на сбор налога для выкупа короля из плена и продолжения войны, однако штаты заняли независимую позицию и передали власть комиссии из 5 человек и поручили ей провести реформу государственного управления.

Регент распустил генеральные штаты, а созванные в 1357 году генеральные штаты оказались еще более оппозиционными. Они потребовали смещения ряда должностных лиц, требовали расширения прав штатов в текущем управлении страной, установления контроля за выпуском монеты расходованием средств. Правительство принимает эти условия и в 1357 году издается Великий Мартовский Ордонанс. Генеральным штатам было предоставлено право собираться 3 раза в год по своей воле без приглашения короля. Решения штатов считались окончательными без королевского одобрения, а финансы могли расходоваться только на цели, предписанные штатами. Однако, ордонанс почти не применялся и штаты продолжали созываться по королевскому желанию.

К 14 веку большинство прежних должностей утратили свое значение. Сохранил свой статус только канцлер. Для управления финансами были созданы должности казначеев. Появляются должности тайных секретарей (секретари - нотариусы), которые вели дела королевского совета. Королевский совет стал основным органом принятия государственно-политических решений. В нем заседали вместе с легистами 42 представителя светской и духовной знати. Совет собирался 1 раз в месяц. С начала 15 века он переключился в основном на разбор судебных дел. В этот период формируется регулярная армия, а дворянство получило исключительное право на занятие офицерских должностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.  Государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии.

!!! (ЗДЕСЬ - Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии 14-15вв.) т.к отдельно госстроя НЕТ!!!

Этот период хар-ся значит. развитием городской промышленности и торговли. Эконом. связи между городом и деревней приобретают устойчивый, стабильный хар-р. В связи с развитием тов. –ден. отнош. феодалы нач. заменять часть натур. повинностей и платежей денежным оброком. Для сеньоров эконом. более развитых областей был предпочтительнее лично свободный крестьянин – держатель наследственного земельного надела – цензивы. Цензитарий был обязан выплачивать своему господину твердо фиксированный ежегодный денежный платеж – ценз, выполнять определенные повинности. При соблюдении этих условий крестьянин имел право передавать по наследству свою цензиву и даже продать ее с согласия сеньора. Цензива, вскоре ставшая основной формой крестьянского землеиспользования, , содействовала почти полному исчезновению серважа. Все население страны делилось на 3 сословия: первое – духовенство, второе – дворянство, третье – городской патрициат. Процесс оформления сословно-представительной начался с усилением королевской власти, неразрывно связанным с преодолением феод. раздробленности. Ликвидация феод. раздробленности и усиление королевской власти хотя и достигали значит. успехов, но были еще далеки от своего завершения. Нач. созываться собрания представителей от сословия. На обсуждение собраний выносились важнейшие ? внутренней и внешней политики и прежде всего налогов. Были впервые введены постоянные общегосударственные налоги. Регулярные денежные поступления позволили правительству сформировать постоянную наемную армию взамен рыцарского ополчения, а также централизованный бюрократический аппарат управления. В 1302г. впервые было созвано общефранзузское собрание сословий (Генеральные штаты).Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства. Во вторую посылали выборных от дворянства. Третье сословие выбирало своих депутатов. Все ? рассматрив. раздельно по палатам, где решение выносилось простым большинством голосов. К центр. Органам государств. управл. относ. : Государств. совет, который осущ. по указаниям короля руководство отдельными звеньями управления и контроль за их деятельностью., и счетная палата – фин. управление. Среди должностных лиц наибольшее знач. имели: канцлер, осущ. текущее управл. должностными лицами и контроль за их деятельн., во время отсутствия короля он председательствовал в Гос. совете, под его руков-м составлялись проекты ордонансов; коннентабль – командир конного рыцарского войска, с 13 в. командир королевской армии; камерарий – казначей; палатины – королевские советники, выполнявшие отдельные особо важные поручения короля. Отнош. вассалитета постепенно сменились относительно централизованным многозвенным бюрократическим аппаратом. Королевский домен был разделен на почти равныеадмин. ед. – бальяжи. Ими управляли бальи – чиновники (сбор налогов, наблюд. за деятельн. админ.-судеб. органов). Бальяжи делились на превотажи во главе с прево. Правительство усилило свой контроль и над гор. самоуправл. – коммунами. Коммуны осущ. админ. управл. и суд, имели право издавать постановления, обяз. для горожан. Выборный орган гор. самоуправл. – городской совет – состоял из эшевенов и пожизненно избранного гор. главы – мэра. В развитии судебных учреждений обозначились след. тенденции. 1) некоторые судебные правомочия изымались у феодалов и церкви и передавались королевской юстиции. 2) Наметилось постепенное, но не ставшее полным, обособление судов от админ. органов и соответственно формирование судебной системы централизованной монархии. Парламент стал высшим апелляционным судом. Его разделили на палаты: большую (судебную), несколько следственных, а через некоторое время – на несколько палат прошений. Основную массу уголовных и гражданских дел в качестве королевских судей на местах рассматривали бальи, сенешали и Прево. На этом уровне юстиция еще не отделилась от административных органов. В 14 в. создается спец. орган преследования и обвинения – прокуратура.

 

 

 

 

 

 

31.  Абсолютная монархия во Франции.

В конце 15 века закончилось окончательное объединение Франции и государство превратилось в абсолютистское. Укрепилась неограниченная монархическая власть, ликвидировались средневековые местные привилегии, установилась единая система управления, единый закон. Прежде всего, абсолютизм характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти сосредоточилась в руках наследственного главы государства – короля. Ему подчиняется весь централизованный бюрократический государственный аппарат.

Признаки абсолютизма.

1.     Воля монарха в формальном отношении стоит выше закона.

2.     Королевская власть контролирует все провинции государства.

3.     Монарх обладает правом бесконтрольного издания обязательных для исполнения законов и указов.

4.     Сеньориальные суды – упразднены и заменены королевскими как в центре, так и на местах.

5.     Ликвидация городской автономии.

6.     Корона располагает бесконтрольным правом устанавливать налоги с населения.

7.     Наемная армия.

В период абсолютизма прекращается деятельность генеральных штатов. В центральном аппарате основную роль начали играть государственные секретари – министры. Усилился бюрократический аппарат. Проводником решений правительства на места становятся интенданты, которые назначались центральной властью. Большую роль в управлении играл генеральный контролер финансов, который руководил не только экономической политикой, но и часто контролировал деятельность администрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.  Источники права феодальной Франции.

Для средневекового права Франции были характерны множественность и партикуляризм, что нашло отражение, прежде всего в источниках. Причина - отсутствие единой национальной правовой системы, которая являлась, по сути, конгломератом правовых систем, причем их действие распространялось как на круг лиц, так и на территории. По этому поводу метко выразился Вольтер: "Во Франции, меняя почтовых лошадей, меняют право".

Важнейший источник права - обычай. Вначале действовали варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу, а после Х в. на смену им пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин. Особенно кутюмы были распространены в Северной Франции, которую называли "страной обычного права" или "страной неписаного права", так как обычаи существовали в устной форме. Для их признания в судах было необходимо, чтобы они были известны с "незапамятных времен", то есть, по крайней мере, 40 лет. С XII в. начинается запись обычаев, и появляются сборники кутюмов (Большой кутюм Нормандии, Древний кутюм Бретани и т. п.), которые применяются в судебной практике. Особым авторитетом пользовался Большой кутюм Франции, составленный в 1389 г. Обычно в отношении кутюмов применялась следующая процедура: если кутюм вызывал сомнение у судьи, то проводилось специальное расследование с допросом 10 местных знатоков обычного права, которые должны были дать единогласный ответ о существовании кутюма и его содержании. Споры по поводу этой процедуры заставили Карла VII в 1454 г. издать специальный ордонанс: свести кутюмы в сборники и для обобщения в передать в Парижский парламент. Благодаря этому к XVI в. появилось 60 сборников "больших" кутюмов и около 200 "малых". Следствием этого оказалась консервация права, но, тем не менее, создавалось большее удобство, и появилась возможность доктринального изложения. Это способствовало осознанию идеи создания единого общефранцузского права.

На Юге Франции было распространено римское право и деятельность глоссаторов. С XIII в. римское право преподается в университетах, и создаются юридические факультеты. Королевская власть в конечном итоге признала римское право как своего рода вид "писаного обычая". С XIV в. юг Франции стал называться "страной писаного права". В XIV-XV вв. римское право распространяется по всей стране.

Важным источником права, действовавшим по всей территории Франции, было каноническое право. Городское право рассматривалось как разновидность обычного права и отличалось большим разнообразием. С XII в. в отношениях между купцами начинают применяться нормы международного морского и торгового права, которые извлекаются из сборников морских обычаев и торговых обыкновений, записанных в итальянских и испанских городах. Со временем такие же сборники появляются и во Франции.

По мере укрепления королевской власти большое значение в качестве источника права приобретают законодательные акты королей: ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. К середине XVI в. их становится так много, что Генеральные штаты поставили вопрос о кодификации. В результате юрист Бриссон составил обширную компиляцию - Кодекс Генриха III (1587 г.) как частное произведение, но оно пользовалось большим авторитетом в судах. Во второй половине XVII - XVIII в. была издана целая серия королевских законов (большие ордонансы), которые, по сути, кодифицировали правовые нормы в области уголовного права и процесса, торгового и морского права и т. д. Однако эти ордонансы затронули лишь часть норм права и не могли внести в него системность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33.  Право собственности, обязательственное право феодальной Франции. Право феодальной собственности на землю.

Для эпохи средних веков характерны исключительные привилегии дворянства и духовенства на землю. Свободная крестьянская собственность исчезла к XI в. Феод стал основной и практически единственной формой поземельной собственности. Повсюду во Франции действовал принцип "нет земли без сеньора". Право закрепляло иерархическую структуру феодальной земельной собственности, четко разделяя полномочия верховного и непосредственного собственника земли (расщепленность права собственности). Глоссаторы сконструировали положение о существовании одновременно нескольких собственнических прав на одну и ту же вещь. За сеньором стало признаваться "прямое право собственности", а за вассалом "полезное право собственности". Практически за вассалом оставалось право взимания феодальной ренты, а за сеньором, как верховным собственником, административно-судебные права и контроль за распоряжением переданным участком. Субинфеодация требовала до XI в. согласия сеньора на распоряжение землей, потом это стало возможно, но с ограничениями по обычному праву (кутюмы разрешали распоряжаться от 1/3 до 1/2 части земли). С XIII в. было запрещено передавать земли церкви, так как происходило "умерщвление лена" (церковь не была связана обязанностями военной службы).

Права земельного собственника рассматривались не как индивидуальные, а как семейно-родовые. Распоряжение землей ставилось под контроль родственников. С XIII в. родственники сохраняли право выкупа семейного имущества в течение 1 года и 1 дня после его продажи.

В стране обычного права кутюмы не знали права собственности на землю как такового, а признавали особые владельческие права - сезину, которая рассматривалась как земельное держание, зависимое от сеньора, но признанное обычным правом и охраняемое как собственность в судебном порядке. Сезина могла приобретать форму феода и передаваться вассалу с помощью инвеституры. Права держателя земли принимали устойчивый характер в результате давности обладания земельным участком.

Право феодальной собственности на землю было связано с владельческими правами крестьян, которые были ограниченными, но постоянными. Крестьян не мог отчуждать землю без согласия сеньора, но и сеньор не мог произвольно сгонять с земли даже лично зависимого серва. С XIII в. распространяется цензива: цензитарий был освобожден от личных повинностей и имел большую свободу в распоряжении землей, но крестьянское хозяйство было обременено феодальными поборами, так как крестьянское право на землю рассматривалось как производное от права поземельной собственности сеньора.

До 1789 г. право феодальной собственности на землю сочеталось с элементами общинного крестьянского землепользования. При Людовике XIV был принят закон о триаже, который позволил дворянам изымать в свою пользу треть общинной земли.

В городах земельная собственность находилась под влиянием конструкций римского права и по своему правовому режиму приближалась к неограниченной частной собственности.

Обязательственное право.

Медленное развитие товарно-денежных отношений в эпоху феодализма являлось тормозом для договорного права, на котором лежала печать формализма.

Продажа в ранний период осуществлялась в торжественной форме, которая должна была обеспечить устойчивость договора. С XII в. на юге под влиянием римского права договоры купли-продажи стали заключаться в письменной форме, и позже утверждались нотариусом. Текст составлялся в виде единообразных формул. Первоначально требовалась уплата цены и передача вещи, с XIII в. такой договор возникал уже с момента его заключения сторонами, и его объектом могли выступать вещи, которые ещё не были изготовлены.

Особенно тщательно регламентировалась купля-продажа земли в обычном праве. За сеньором оставалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Продажа дворянских сеньорий и крестьянских держаний расширяется с развитием капиталистических отношений. Но буржуа скупали землю с целью взимания с крестьян феодальной ренты. Нередко объектом купли-продажи становилась не сама земля, а именно связанные с нею рентные права.

Договор дарения нередко маскировал сделку купли-продажи, становился фактически двусторонним и возмездным. Договор дарения использовался также для обхода предусмотренных во многих кутюмах ограничений на завещания. Постепенно устанавливались ограничения для дарителя, в частности, связанные с дарением родовых имуществ.

В период абсолютизма распространяется договор найма (аренды) земли, который способствовал проникновению капиталистических отношений в деревню. Размер аренды не был определен обычаем и мог повышаться, поэтому дворянам было это выгодно. Кроме того, по окончании срока аренды земля возвращалась хозяину.

Важное место занимал договор займа. Каноническое право запрещало давать деньги взаймы под проценты, но сама церковь была крупнейшим заимодавцем и нашла обходной путь - внесение суммы кредитору, которая не считалась процентами. В других случаях взималась фиксированная рента в виде определенной части доходов. Со временем стал практиковаться "мертвый залог": должник закладывал земельный участок, доходы от которого шли кредитору и не засчитывались в счет долга.

В период абсолютизма ростовщические операции совершала городская верхушка, что вызывало недовольство дворянства. В связи с этим был издан королевский ордонанс о запрете залога имущества, если он сопровождался передачей кредитору заложенной земли. С XII в. в ростовщических операциях церкви появляется ипотека, когда заложенная земля находилась у должника, но с выплатой установленной ренты.

Развитие ростовщичества и торговли вызвало появление ордонанса о торговле 1673 г. и ордонанса о морской торговле 1681 г. Тем самым было положено начало созданию во Франции наряду с общими нормами, регулирующими торговый оборот (гражданское право), обособленных норм торгового права, что привело в конечном счете к дуализму частного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34.  Уголовное право, судебный процесс феодальной Франции. Уголовное право.

К XI-XII в. преступление перестает быть частным делом, а выступает как "нарушение мира", то есть утвердившегося феодального правопорядка. Происходит развитие таких качеств уголовного процесса, как уголовная ответственность без вины, жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений. Между феодалами действовал суд равных, а сеньор по отношению к крестьянам выступал в уголовных делах и как законодатель, и как судья. При этом он мог применять уголовную репрессию против крестьян даже за невыполнение сеньориальных повинностей.

По мере усиления королевской власти развивается уголовное законодательство королей и усиление его репрессивного характера. Под "королевские случаи" попадали: фальшивомонетничество, изнасилование, убийство, поджоги и т. п. Короли вносили дополнения в каноническое право, например, ордонанс 1268 г. об особом наказании за богохульство. Появляются новые составы преступлений, связанные с понятием "оскорбление величества". С 1357 г. Великий мартовский ордонанс запретил замену наказаний денежной компенсацией. По требованию сословий король лишался права помилования лиц, совершивших тяжкие преступления.

Уголовная ответственность связывалась с сословным положением. Особая система существовала для духовенства. Для дворян чаще практиковались штрафы и конфискации. Допускалось объективное вменение, то есть уголовная ответственность без вины, особенно за политические преступления. Уголовному преследованию подвергались даже трупы преступников, а также животные и предметы, явившиеся причиной смерти человека.

В период абсолютизма законодательство особо детализирует составы преступлений против короля, феодального государства и церкви. Появляется законодательство против бродяг, нищих и безработных.

Наказания в королевском законодательстве не были четко определены и зависели от усмотрения суда, от сословного и классового положения обвиняемого. Целью наказания было возмездие и устрашение. Приговоры приводились в исполнение публично. Смертная казнь применялась в разнообразных формах и сопровождалась членовредительством и телесными наказаниями. Широко применялось тюремное заключение и конфискации имущества.

В уголовном праве Франции четко прослеживается специфическая феодальная черта - явное несоответствие тяжести наказания характеру преступления.

Судебный процесс.

В период раннефеодальной монархии был распространен судебный поединок, который регламентировался правовыми обычаями. С XI в. в сеньориальных судах стали применяться пытки крестьян. Судебная процедура приобретает обвинительный характер С XIII в. во Франции распространяется инквизиционная система судопроизводства, преимущественно в судах короля и крупных феодалов. К XV в. происходит отмена ордалии и судебного поединка. С утверждением абсолютизма развивается розыскной процесс. Существовала даже практика вписывания имени человека в пустой бланк королевского приказа на тюремное заключение.

Первой стадией процесса было дознание. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб, содержание которых оставалось неизвестным для обвиняемого. Затем расследование проводил судебный следователь. При розыскном процессе подразумевалась виновность обвиняемого, поэтому применялись пытки, чтобы признался. Судебное рассммотрение происходило в закрытом заседании. Полноценным доказательством вины считалось наличие следующих условий: признание, два свидетеля, протоколы суда. Если не хватало доказательств применялись повторные пытки.

До XIII в. не допускалось обжалования приговоров. Потом появилась возможность обжаловать в королевском суде. Затем высшим аппеляционным судом становится Парижский парламент.

 

 

 

 

 

 

35.  Нормандское завоевание Англии и его влияние на общественный и государственный строй. Реформы Генриха II.

1066 году Англия была завоевана нормандским герцогом Вильгельмом. Вильгельм, убив английского короля, становится королем. Нормандское завоевание оказало глубокое влияние на политическое развитие Англии. Англия, в которой усиливаются тенденции к раздробленности, превращается в сплоченное, централизованное государство с сильной монархической властью. Те, кто отказывались подчиняться новому королю – изгонялись, а их земли конфисковывались. В результате, фактическим собственником всей земли стал король. Часть земли король раздавал своим приближенным, причем при раздаче земли он избегает концентрации владений в одном месте. Крупные феодалы имели десятки поместий, но в разных графствах. Это был результат сознательной политики Вильгельма, так как это объективно создавало препятствия для превращения феодалов в самостоятельных правителей. Таким образом, королевская власть обладала суверенитетом на территории всей страны. Новые феодалы были обязаны своим землевладением непосредственно королю, поэтому их вассальные отношения носили более прочный характер, чем на континенте.

В 1086 году Вильгельм принял присягу верности всех ленников (землевладельцев) страны, независимо от того, чьими непосредственными вассалами они были. В результате, в Англии реализуется принцип: «Вассал моего вассала есть мой вассал», то есть вассальная система приобрела централизованный характер.

В 1086 году была составлена Книга страшного суда – это была опись всей земли и имущества населения Англии, чтобы упорядочить всех налогоплательщиков.

Крестьяне, даже лично свободные теперь воспринимались как принадлежащие определенному поместью, что создало условия для их закрепощения. Таким образом, слой крестьян, зависимых только поземельно, был немногочисленным. Управление государством стало строится по нормандскому типу. Вместо уитаногемота была создана Королевская курия, куда вошли родственники короля, его приближенные, высшие должностные лица и прелаты (высшие духовные чины) церкви.

Курия ведала различными отраслями управления. Важное место в ней занимало финансовое ведомство – Счетная палата. При сыновьях Вильгельма продолжается укрепление центральной власти. Был создан судебный королевский орган – Суд королевской скамьи. Счетная палата стала называтьсяПалатой шахматной доски. На местах графствами управляли шерифы – королевские служащие, которые осуществляли административные, судебные и военные функции. Во главе низшей административной единицы, сотни, стоял Бейлиф.

Реформы Генриха II.

1.     Судебная реформа. Судебная реформа проводилась путем изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и передачей их в королевские суды. Король издавал ассизы, то есть королевский приказ о рассмотрении иска. Ассизами из сеньориальной юрисдикции были изъяты все уголовные дела и часть исков о земельной собственности. Этим был нанесен сильный удар по иммунитетным правам феодалов. Королевская курия стала постоянно действующим судебным органом. Она занималась делами кассационного характера и частью исками о собственности. Из королевской курии в начале 13 века выделяются:

·        Суд королевской скамьи, рассматривающий уголовные дела.

·        Суд общих тяжб, рассматривающий гражданские дела.

·        Суд казначейства, который рассматривал иски, где одной из сторон было государство.

Был введен институт присяжных обвинителей. В каждой сотне назначались 12 человек, а в деревне – 4 человека, которые были обязаны давать шерифу или королевскому судье указ на лиц, уличенных в преступлении. На таком основании правонарушителя арестовывали и предавали суду. В дальнейшем, присяжные обвинители превращаются в присяжных заседателей, которые выносили обвинительный или оправдательный приговор.

В 14 веке возникает институт мировых судей. Эта должность замещалась рыцарским сословием без вознаграждения.

2. Военная реформа. Генрих II делает попытку создать постоянное войско. Для этого он стал освобождать рыцарей от военной службы. За это они платили военный или щитовой налог. За эти деньги король нанимал рыцарей на постоянную военную службу. Это приводит к тому, что английское рыцарство стало рано освобождаться от военно-феодальной службы и превращаться в мирных сельских хозяев.

Последние годы царствования Генриха II прошли в обстановке борьбы с баронской и церковной оппозицией.

 

 

 

 

 

 

 

36.  Английский абсолютизм (конец 15 – середина 17 века).

Оформление абсолютизма в Англии происходило в более ранний период, чем во Франции. Это было связано с особенностями расстановки политических сил. Сословной базой английского абсолютизма было мелкое и среднее дворянство и городская буржуазия. В отличие от стран континентальной Европы, английский абсолютизм мирился с парламентом как с представительным учреждением. Особенностью английского абсолютизма было сохранение местного самоуправления. Остаются неизменными институты суда присяжных, мировых судей, выборных шерифов. Еще одна особенность – отсутствие постоянной наемной армии. Вместе с тем, происходит постоянное усиление военного флота.

Высшим органом управления в этот период был тайный совет, который регулировал внешнюю торговлю, управление колониями. С целью укрепления своего положения королевская власть учредила 2 чрезвычайных судебных органа, что нарушало традиции английской судебной системы:

1.     Звездная палата (рассматривала дела о государственных преступлениях).

2.     Высокая комиссия (рассматривала дела по религиозным преступлениям).

Эти органы не руководствовались обычными законами, а наказание назначали произвольно, исходя из интересов безопасности короны и государства. В 1629 году Карл I распускает парламент и начинает править единолично. Оппозиция подавлялась. Политика Карла I привела впоследствии в революции.

 

 

37.  Источники права феодальной Англии.

Средневековое право формировалось в виде обычаев, которые являлись основным источником права. Нормандское завоевание оказало большое влияние на англосаксонское право и положило начало формированию единой правовой системы. Эта система получило название «общее право». Оно складывалось под воздействием англосаксонских и нормандских обычаев и решений королевских судов. Не нее также оказывало влияние каноническое право. Нормы общего права регулировали широкий круг общественных отношений. Нормы общего права получили закрепление в письменных отчетах о судебных решениях. Со второй половины 13 века отчеты стали издаваться ежегодно, что создало предпосылки для формирования главнейшего института английского права – судебного прецедента. На развитие права большое влияние оказал институт королевских приказов.

Истец обращался к королю за защитой своих прав и король за определенную плату мог принять иск к рассмотрению. Королевские приказы создали условия для формирования особой системы норм «права справедливости». Подданный, в случае нарушения своих интересов со стороны суда, обращался к королю. Король, а позже лорд-канцлер, рассматривали обращения и выносили решения, причем они не были связаны действительным правом, а могли руководствоваться римским, каноническим правом и голосом собственной совести. Важнейшими источниками права были нормативные акты, исходящие от короля и парламента.

38.  Право собственности, обязательственное право феодальной Англии. Право собственности.

Земля имела первостепенное значение. Ее приобретение осуществлялось путем договора, передачи по наследству, пожалования, давности владения. Верховным собственником считался король, от него лорды выступали в качестве "головных держателей", которые передавали землю в держание вассалам и т. д. По характеру повинностей вся земля делилась на свободные и зависимые земельные держания. Существовало три основных вида свободных держаний, которые отличались по правовому режиму:

1.     Пожалованные земли (переходили к наследникам); с 1290 г. по закону разрешалось свободное отчуждение.

2.     Заповедные земли (держатели не могли отчуждать в ущерб наследникам).

3.     Условное пожизненное держание, которое переходило не к наследникам, а к сеньору.

С XIV в. в "праве справедливости" появился институт доверительной собственности: собственник вещи на определенных условиях передавал её во владение и управление другому лицу, а последний в силу принятого обязательства должен был добросовестно управлять этим имуществом в интересах другого лица. Если обязательства не выполнялись, собственнику предоставлялось право судебной защиты в суде канцлера.

С XIII в. распространяется аренда земли свободными землевладельцами. Право предоставляло определенные средства защиты арендатору, и собственник не мог до истечения срока договора прогнать арендатора с земли.

Залог земли возникает из договора займа с возможностью возвращения должнику в случае уплаты долга. Просрочка платежа по общему праву могла стать причиной окончательной утраты права собственности на землю. В XVI в. в праве справедливости возникает норма: залогодатель в случае последующей уплаты долга мог претендовать на возврат земли.

Обязательственное право. Существовали обязательства из договоров и из причинения вреда. Договоры делились на: формальные (по установленной процедуре) - пользовались защитой общего права и неформальные (простые) пользовались защитой права справедливости. Суд канцлера использовал принцип исполнения договора в натуре, что предполагало реальное исполнение обязательств.

Обязательства из правонарушений возникали в случае насильственных действий со стороны партнера и нарушения установленного королем порядка. Постепенно с конца XIII в. интересы лиц, котором был причинен ущерб, получили защиту в случае противоправных действий или бездействий другого лица и при неисполнении, либо при ненадлежащем исполнении договора.

Своеобразно действовал договор найма. Вследствие эпидемии чумы 1348-1349 гг. наблюдалось уменьшение количества рабочих рук, что привело к появлению статутов, которые обязали наниматься за плату как до эпидемии к любому нанимателю; за отказ следовало привлечение к уголовной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39.   Уголовное право, судебный процесс феодальной Англии.

После нормандского завоевания выделяется 2 вида преступлений:

1.     Государственные.

2.     Преступления против частных лиц.

В 14 веке различалось 3 основных вида преступлений:

1. Измена (государственное преступление), которое подразделялось на великую измену (восстание против короля, убийство короля, членов его семьи, канцлера, королевского судьи, фальшивомонетничество) и малую измену (убийство слугой хозяина или его жены, убийство женой мужа, убийство священнослужителем вышестоящего духовного лица).

2. Фелония (тяжкое преступление). Сюда относится: убийство, разбой, воровство, поджог, изнасилование.

3. Мелкое уголовное преступление, которое называлось мисдиминор.

Наказания отличались жестокостью, а с 15 века получает развитие так называемое кровавое законодательство. Парламент нередко издавал статуты, устанавливающие наказание за бродяжничество. Все нищие, не имеющие разрешение на собирание милостыни, с 14 летнего возраста подлежали клеймению, а при повторном уличении подлежали смертной казни или тяжким телесным наказаниям.

Судебный процесс носил обвинительный характер, а с переходом к абсолютизму утверждается инквизиционный процесс. Стала применяться формальная система доказательств, то есть каждое доказательство имело строго определенную силу, например, показания священников имели большую юридическую силу, чем показания светского лица. Основным доказательством считалось собственное признание вины. Привлечение обвиняемого к уголовной ответственности осуществлялось:

1.     В порядке суммарного производства. Предназначалось для рассмотрения менее тяжких преступлений, предписывалось общим правом, не признавало пыток, а дела рассматривали шерифы, мировые судьи, суды сотен и графств.

2.     Уголовное преследование по обвинительному акту. Складывалось из 4-х стадий:

o       Арест.

o       Придание суду.

o       Судебное разбирательство.

o       Вынесение приговора.

Допрос не редко сопровождался жестокими пытками. Обжалование судебных решений не допускалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40.  Общественный и государственный строй Арабского халифата.

В 7 веке центром консолидации арабских племен стал Хиджаз (западная часть аравийского полуострова). Движение за государственное объединение в Хиджазе совпало с началом развития религиозного учения ислама. Проповедником новой религии стал Мухаммед (570-632 год). В своих проповедях Мухаммед, которого арабы считали пророком ислама, учил вере в единого Бога – Аллаха. В новой религии внимание народных масс привлекла идея равенства всех арабов, уверовавших в Аллаха. В результате вооруженной борьбы сторонников Мухаммеда с противниками новой религии в 7 веке на аравийском полуострове образовывается единое государство – Халифат, во главе с Мухаммедом. Это государство прошло в своем развитии несколько этапов:

1. Ранний Халифат первых выбранных халифов, образовавшийся после смерти Мухаммеда. Период – с 632 по 661 год.

2. Халифат Омейядов (Тамасский Халифат ) – 661 – 750 год.

3. Халифат Аббасидов (Багдадский Халифат) – 750 – 1258 год.

На первых двух этапах происходит быстрое территориальное расширение государства путем завоевательных походов мусульман. В период расцвета (8 – первая половина 9 веков) Халифат объединил Пиренейский полуостров, Северную Африку, Аравию, переднюю Азию, Иран, Ирак, часть Закавказья и среднюю Азии. Со второй половины 9 века началось раздробление государства и окончился Багдадский Халифат был уничтожен в 1258 году в результате нашествия монголов.

Государственный строй.

На государственный строй арабского Халифата решающий отпечаток наложила мусульманская религия. Под ее влиянием Халифат приобретает форму теократической монархии. На облик государства также наложили отпечаток деспотические традиции Древнего Востока. Пророк Мухаммед являлся не только главой исламской общины, но и возглавил государство. Его власть была неограниченной и освящалась именем Бога. При Мухаммеде существовал совет, имевший совещательный характер и состоящий из ближайших учеников. После смерти Мухаммеда вопрос о власти был решен следующим образом: так как после смерти пророка непосредственный контакт с Богом был утерян, главой государства стали избирать ближайших сподвижников Мухаммеда, как лиц, наиболее просвещенных в заветы пророка.

Халиф обладал верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Важнейшим должностным лицом в государстве был визирь. Он стоял во главе дворца, контролировал государственные доходы и расходы, ведал государственным имуществом, почтой, строительством ирригационных сооружений. Помимо визиря, власть которого практически не отличалась от светской власти халифа, назначались визири, выполнявшие определенные функции. Центральный аппарат управления при первых халифах еще не сложился. Четко выделялось лишь финансовое ведомство. Государство сначала не имело четкого административного деления. Сначала оно делилось на области и провинции и существовало деление по религиозному принципу на 3 части:

1.     Священная земля Мекки и окрестности, где могли находиться только мусульмане.

2.     Остальная земля Хиджаза, где не мусульмане могли находиться не более 3-х дней в месяц.

3.     Остальная территория государства.

Позднее создаются административные районы, во главе которых находились эмиры, назначающиеся главой государства.

В период Тамасского и Багдадского Халифатов происходит формирование центрального аппарата управления. Официально учреждается должность великого визира, который руководил деятельностью центральных ведомств.

С конца 8 века визиры фактически управляли государством.

В период Тамасского Халифата складываются 4 ведомства, которые назывались диваны (военный, финансовый, чиновничий и почтовый). Затем количество диванов увеличивается до 10. Создается развитая налоговая система, постоянное войско, единая денежная система. При Омейятах государство было поделено на 5 наместничеств во главе с наследным принцем – эмиром. При Аббаситах было создано 11 наместничеств, а с 9 века власть эмиров становится наследственной. В результате появляются династии местных правителей и складываются предпосылки для раздробленности государства на независимые эмираты.

Правовое положение населения.

Процесс образования государства у арабов совпал с периодом становления феодальных отношений, однако пережитки прошлого, освященные мусульманской религией (равенство всех мусульман) оказались исключительно живучими, поэтому в Халифате не устанавливается общественный строй, присущий Европейским странам. Права и привилегии феодалов не были регламентированы в мусульманском праве. Мусульманское право не знает сословий, подобных духовенству и дворянству в европейских странах. В отличие от Западной Европы, феодальная иерархия в Халифате не сложилась как многоуровневая система вассальных отношений. Происходит разложение общины и закабаление крестьянства. Особенностью арабского государства было различие прав мусульманина и не мусульманина, например, иудеям и христианам запрещались браки с мусульманами, запрещалось иметь рабов мусульман, не разрешалось ездить на лошадях. К тому же не мусульмане платили подушный налог. Христиане и иудей пользовались автономией, руководствовались своими гражданско-правовыми обычаями, но за преступление они отвечали по мусульманскому праву. Характерная черта мусульманского права – это открытое закрепление преимуществ мусульман над неверными. В Халифате также сохранилось рабство, но широко развито не было. Правовое положение рабов не отличалось так сильно от положения свободных, как в античных государствах. Рабы могли заключать договоры, участвовать в военных походах. В случае удачи в военном походе раб, принявший мусульманство, обретал свободу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.  Источники мусульманского права.

Особенность мусульманского права состоит в том, что его нормы были исключительно тесно переплетены с религиозными и этическими предписаниями. Мусульманское право – это единство положений правового, религиозного и морального характера. Этико-религиозные начала мусульманского права составляли образ жизни народа и определили своеобразие особой цивилизации. Основными источниками мусульманского права являлись Коран и Сунна. Коран – это книга, в которой записаны изречения Мухаммеда. По мнению мусульман догматиков считается, что Коран храниться на небе, а на земле люди пользуются его копией, состоящей из 114 глав и 6225 стихов. Они не представляли собой композиционного единства, то есть Коран – это конгломерат догматических, ритуальных и юридических предписаний. Собственно правовые нормы делятся на 2 категории:

1. Нормы, которые содержат ясные указания на решение каких либо судебных дел (около 100 стихов).

2. Нормы, в которых имеются лишь косвенные заключения по какому либо виду правоотношений (около 150 стихов).

В Сунне содержаться придания о решениях и наставлениях пророка, сохранившиеся в памяти учеников (приблизительно 4500 приданий), где сформулированы правила религиозного культа и нормы взаимоотношений между мусульманами.

Третий источник мусульманского права – Фетва. Это толкования шариата, данное крупными мусульманскими законоведами и представителями высшего духовенства на основе судебных прецедентов. Однако в начале 11 века было запрещено толковать Коран и Сунну в юридической области.

Четвертый источник – это Адаты. Адаты – это правовой обычай. Он мог приниматься только в случаях, когда то или иное отношение не было урегулировано Кораном, Сунной, Фетвой.

Пятый источник мусульманского права – Кануны. Это были постановления халифов.

Четвертый и пятый источник не являлись официальными источниками права, однако в реальности они сыграли определенную роль в формировании мусульманской правовой системы.

Уже в средние века мусульманское право приобретает нечеткое деление на основные отрасли:

1.     Право личного статута. Основные институты этой отрасли: брак, развод, завещание, наследование по закону, обязанности по воспитанию детей, ограничение правоспособности.

2.     Муамалат, который регулировал вопросы собственности, различные виды сделок, порядок исполнения обязательств и т.п.

3.     Уголовное право.

4.     Судебно-процессуальное право.

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!