Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг»

/ Гражданское право
Конспект, 

Оглавление

1. Понятие вреда и условий гражданско-правовой ответственности

 

Вред в гражданском праве – умаление, уничтожение субъектив­ного гражданского права или блага. Вред может быть причинен лич­ности или имуществу. 

В юридической литературе, судебной и арбитражной практике ис­пользуются понятия «вред», «ущерб», «убытки». Вред и ущерб чаще всего рассматриваются в качестве синонимов. Понятия «вред» и «убытки» не совпадают. «Вред» – более широкое понятие, подразде­ляющееся на имущественный и неимущественный вред. 

Имущественный вред – материальные (экономические) последствия правонарушения, имеющие стоимостную форму. Денежную оценку имущественного вреда называют убытками. В п. 1 ст. 15 ГК указывается па два вида убытков: реальный ущерб и упущенную вы­году. 

К реальному ущербу относятся произведенные или будущие рас­ходы, т.е. сумма, которую потерпевший (кредитор) вынужден затра­тить вследствие допущенного должником нарушения обязанности. Так, если вред причинен здоровью, то произведенные расходы могут выражаться в затратах на приобретение лекарств, усиленное питание, протезирование, санаторно-курортное лечение и т.п. Взыскание этих дополнительных расходов может быть произведено и на будущее время в пределах сроков, указанных в заключении МСЭК или судеб­но-медицинской экспертной комиссии. 

Реальный ущерб включает и утрату имущества, т.е. стоимость иму­щества, которое имел потерпевший (кредитор) и утратил вследствие нарушения обязательства должником. Так, если во время действия до­говора перевозки груза потерян предмет перевозки, то утрата выражается в стоимости груза. Реальный ущерб состоит также в повреждении имущества, т.е. в сумме, на которую понизилась стоимость имущества вследствие правонарушения. Так, если похищена одна из вещей кол­лекции, то снижение ценности коллекции составит реальный ущерб.

Упущенная выгода – неполученные доходы, которые лицо полу­чило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. В отношении граждан неполученные доходы могут выразиться в утраченной заработной плате, неполучен­ном авторском гонораре.

При взыскании упущенной выгоды следует исходить из того, что возможность получения прибыли существовала реально, а не в каче­стве субъективного представления. Именно поэтому закон требует при определении упущенной выгоды учитывать предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п. 4 ст. 393 ГК).

Гражданское законодательство исходит из прин­ципа полного возмещения убытков. Из ст. 15 ГК явствует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убыт­ков, т.е. взыскания в его пользу как реального ущерба, так и упущенной выгоды. Возмещение убытков в меньшем размере допускается в виде исключения в случаях, предусмотренных в законе либо договоре.

Под неимущественным вредом понимают такие последствия пра­вонарушения, которые не имеют экономического содержания и стои­мостной формы. Неимущественный вред подразделяется на мораль­ный и физический. Моральный вред выражается в причиненных нрав­ственных страданиях и может заключаться в испытанном страхе, уни­жении, беспомощности, стыде, в переживании иного дискомфортного состояния в связи с утратой родственников, раскрытием врачебной, семейной тайны, временным ограничением или лишением прав, рас­пространением о потерпевшем порочащих сведений, не соответствую­щих действительности, и др. Физический вред состоит в причинении физической боли.

Гражданско-правовая ответственность всегда наступает при при­чинении имущественного вреда. В соответствии с ч. 1 ст. 151 ГК, если причинен неимущественный вред, то ответственность наступает толь­ко: а) при нарушении личных неимущественных прав граждан; б) при нарушении нематериальных благ граждан; в) в других случаях, преду­смотренных законом.

В частности, Законом «О защите прав потребителей» установлена компенсация морального вреда изготовителем (исполнителем, продав­цом) при нарушении прав потребителя (ч. 1 ст. 15).

Важным условием наступления гражданско-правовой ответст­венности является причинная связь между противоправным поведе­нием и наступившими последствиями.

Для юридической практики важно определить, какая причинная связь может и должна приниматься во внимание, учитываться при решении конкретных дел. Поскольку существует всеобщая связь явле­ний, постольку поиски причинной связи можно вести бесконечно. На­пример, смерть пациента наступила от некачественного лекарства; но кто-то его прописал; кто-то давал, изготавливал, контролировал каче­ство; кто-то изготавливал оборудование для его производства, подавал энергию для всех участвующих в его изготовлении и так далее по нис­ходящим и боковым связям. Очевидно, проблема состоит в том, где и как вырвать из всеобщей связи исследуемые явления – причину и следствие.

В цивилистической науке уже давно предпринимались попытки решения этого вопроса. Распространенной является теория причинно-необходимых и причинно-случайных связей. Ее сторонники считают, что действие лица может быть причиной данного результата, если связь между ними – проявление необходимости (закономерности), а не носит характера случайного сцепления событий.

Другая теория построена на отграничении прямой и косвенной причинной связи. Юридически значимой признается только прямая причинная связь, которая характеризуется тем, что результат (следст­вие) возникает непосредственно, прямо из поведения причинителя, в сочетании с объективными закономерностями и в условиях, сложив­шихся до совершения действия. Косвенная причина может приобре­тать юридическое значение лишь в случае, когда должником (причинителем) были созданы специфические особенности обстановки, вы­ражающиеся в определенных отклонениях от нормальных условий, способствующих наступлению отрицательного результата.

Не вдаваясь подробнее в анализ названных теорий, можно отме­тить, что, как представляется, между ними нет принципиальных раз­личий и что, способствуя развитию общей теории о причинности в праве, ни одна из этих теорий не дает точной формулы для установле­ния судом юридически значимой причинной связи в многообразных конкретных делах.

Иногда причинная связь столь очевидна, что ее установление не представляет трудности. Например, издательство без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения осуществило перевод его произве­дения на другой язык, а затем опубликовало.

Труднее определить наличие причинной связи в случаях, когда результат не следует непосредственно за противоправным действием, или когда вред вызван действием не одного какого-либо лица, а целого ряда факторов и обстоятельств, которые усложняют ситуацию.

С учетом сложности выявлении причинной связи по ряду дел на­значается экспертиза (судебно-медицинская, судебно-техническая, судебно-товароведческая и др.). Как правило, экспертное заключение носит категорический характер. Однако в отдельных случаях эксперты могут констатировать только определенную степень вероятности на­личия или отсутствия причинной связи. Такие экспертные заключения не могут иметь достаточной доказательственной силы. Суд оценивает их по совокупности с другими доказательствами по делу. При необхо­димости он должен назначить повторную экспертизу.

Вина как условие наступления ответственности – психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к своему противоправному поведению и его результатам. Умысел означает осознание правонарушителем совершаемых виновных действий или сознатель­ное допущение и желание наступления связанного с этими действиями результата. При неосторожной форме вины лицо не предвидит наступ­ления вредных последствий, хотя и должно их предвидеть, или же предвидит указанные последствия, но легкомысленно надеется их предотвратить.

 


2. Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги

 

 

В ст. 1095 ГК РФ говорится о том, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Правила, предусмотренные данной статьей, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности.

Таким образом, ответственность за причинение вреда наступает при наличии противоправности поведения, вреда, причинной связи между ними и отсутствия вины причинителя вреда.

Противоправность поведения как основание ответственности выражается в наличии в товарах (работах, услугах) производственных, конструктивных, рецептурных или иных недостатков, которые являются следствием нарушения требований к их качеству, либо в предоставлении информации о товарах, работах, услугах не в полном объеме или недостоверной, что нарушает требования ст. 495, 732 и ст. 8–10 Закона о защите прав потребителей.

Так п.1 ст. 495 ГК РФ возлагает на продавца обязанность предоставить покупателю информацию о товаре, предлагаемом к продаже, и определяет требования к этой информации – она должна быть необходимой и достоверной.

Под необходимой информацией понимается ее полнота. Продавец должен предоставить информацию в таком объеме, чтобы у покупателя сложилось четкое представление о свойствах товара, правилах пользования им, хранения и т.п., и он на основе этих сведений мог выбрать необходимый ему товар. При рассмотрении споров, связанных с предоставлением недостаточно полной информации о товаре, суд должен исходить из предположения об отсутствии у покупателя специальных познаний о свойствах и характеристиках этого товара, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей информация, предоставляемая продавцом, должна обеспечивать возможность компетентного выбора товара покупателем (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ №7). Достоверность информации – это соответствие действительности содержащихся в ней сведений о товаре. Информация должна предоставляться покупателю при заключении договора либо, по его требованию, до этого момента.

Требования к содержанию информации о товаре и способах ее предоставления определяются законом, иными правовыми актами и обычно установленными в розничной торговле правилами.

Ст. 8 Закона о защите прав потребителей предусматривает, что информация доводится до сведения потребителя в наглядной и доступной форме на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов России. Передача сведений на иностранном языке без перевода расценивается как непредоставление необходимой информации.

Ст. 9, 10 Закона о защите прав потребителей определяют требования к содержанию информации. Информация о товарах должна содержать: обозначения государственных стандартов, обязательным требованиям которых соответствуют товары; сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания – о составе, весе или объеме, калорийности, содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями государственных стандартов, противопоказаниях для употребления; цену и условия приобретения товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования; срок службы или годности товара, если он установлен; сведения о необходимых действиях по истечении срока службы или годности товара и возможных последствиях невыполнения этих действий, если товары по окончании таких сроков представляют опасность для жизни, здоровья или имущества либо становятся непригодными для использования по назначению; наименование изготовителя и место его нахождения, а также место нахождения организаций, производящих ремонт и техническое обслуживание товара; сведения о сертификации – для товаров, подлежащих обязательной сертификации; правила продажи товара.

Указанная информация доводится до потребителя в технической документации, прилагаемой к товару, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Сведения о сертификации предоставляются в виде маркировки (в установленном порядке) знаком соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации (номере сертификата, органе, его выдавшем, и сроке действия).

Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны снабжаться информацией о месте их изготовления.

Необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации устанавливаются Правительством РФ. Так, Правила продажи изделий из драгоценных металлов обязывают продавца информировать покупателя об установленных в РФ пробах, порядке клеймения изделий, а также изображениях государственных пробирных клейм.

Правовые последствия непредоставления покупателю необходимой и достоверной информации различаются в зависимости от того, заключен договор розничной купли–продажи или нет.

Если продавец не предоставляет информацию до заключения договора, он обязан возместить покупателю убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора.

После заключения договора покупатель вправе:

·       в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и возмещения др. убытков;

·       предъявить предусмотренные ст. 503 ГК требования по поводу недостатков товара, которые возникли вследствие отсутствия у него необходимой или достоверной информации;

·       потребовать возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие непредоставления необходимой или достоверной информации о товаре при условии, что товар приобретался для использования в личных, семейных или домашних целях, а не для осуществления предпринимательской деятельности.

 Статья 732 ГК в общей форме определяет, какую информацию подрядчик должен сообщить заказчику до заключения договора бытового подряда. К ней относятся сведения о видах и особенностях выполняемых им работ, цене и форме оплаты, лице, которое будет ее выполнять, если по характеру работы это имеет значение.

Если вследствие неполноты или недостоверности полученной от подрядчика информации был заключен договор на выполнение работы, не обладающей свойствами, необходимыми заказчику, он вправе требовать расторжения договора. В этом случае выполненные подрядчиком работы оплате не подлежат. Если вследствие отсутствия у заказчика необходимой и достоверной информации о работе причинен вред жизни, здоровью или имуществу, подрядчик несет ответственность.

При этом необходимо учитывать, что вред как основание ответственности – это ущерб, причиненный имуществу вследствие его повреждения, уничтожения, порчи либо личности – вследствие утраты заработка или содержания из-за увечья, иного повреждения здоровья либо смерти кормильца.

Ответственность наступает, если вред причинно связан с противоправным поведением, т.е. явился следствием недостатков товаров, работ или услуг.

В отличие от общего правила, закрепленного п. 2 ст. 1064 (лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда), ст. 1095 предусматривает ответственность независимо от вины, т.е. как при наличии вины, так и при ее отсутствии. Освобождают от ответственности только обстоятельства, указанные в ст. 1098 ГК.

В ст. 1098 ГК говорится следующее: Продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.

Статья 1098 устанавливает два обстоятельства, при которых продавец или изготовитель товара (исполнитель работы или услуги) могут быть освобождены от ответственности за причинения вреда, – это непреодолимая сила и нарушение потребителем установленных правил пользования товаром (результатом работы, услугой) или его хранения.

Непреодолимая сила – чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. К таким форс–мажорным обстоятельствам относятся, например, стихийные явления, такие, как землетрясение, наводнение и т.д., а также обстоятельства общественной жизни: военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и т.д. К форс–мажору относятся также запретительные меры государственных органов: объявление карантина, запрещение перевозок, запрет торговли в порядке международных санкций и т.д.

Под нарушением правил пользования или хранения понимается несоблюдение или ненадлежащее соблюдение обычных или специальных правил. П. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей закрепил право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) для его жизни, здоровья или имущества при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации. Однако, если для безопасного использования товара (работы, услуги) необходимо соблюдение специальных правил, то изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услуги), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) – сообщить их потребителю. Если эти правила не были доведены до сведения потребителя, то продавец (изготовитель) или исполнитель отвечает за причиненный в связи с этим вред.

Нарушение потребителем правил использования товара, результата работы, услуги должно быть виновным.

Вред может быть причинен не только вследствие недостатков товара (результата работы, услуги), но и в связи с использованными для их производства материалами, оборудованием, инструментами и т.п. Поэтому п. 4 ст. 14 Закона о защите прав потребителей предусматривает, что вред подлежит возмещению независимо от того, позволял ли уровень научных и технических знаний или нет выявить особые свойства таких материалов, оборудования и др. средств.

Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товара (результата работы, услуги), лежит на его продавце или изготовителе (исполнителе работы, услуги), которым предъявлено соответствующее требование.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина возмещается в полном объеме. Способ возмещения вреда определяется в натуре или путем компенсации убытков.

Право на возмещение вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с продавцом товара (исполнителем работ, услуг) или нет. Поэтому требовать возмещения вреда может не только покупатель товара, заказчик работы или услуги, но и любое другое лицо. Так, если загорелся телевизор, это право имеет любой потерпевший – сам покупатель, либо тот, кому телевизор был подарен, либо его друзья и соседи, жизни, здоровью или имуществу которых причинен ущерб.

В отличие от Основ ГЗ и Закона о защите прав потребителей, ГК распространил действие правил о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг, не только на граждан, но и на юридические лица. Однако последним вред возмещается при условии, что они использовали товар (результат работы, услугу) не в предпринимательских целях.

 


3. Лица, ответственные за вред и сроки возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги

 

Согласно ст. 1096 вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем). Вред, причиненный вследствие непредоставления полной или достоверной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению лицами, указанными выше.

Данная статья устанавливает, что ответственность за причинение вреда вследствие недостатков товара наряду с продавцом несет и его изготовитель (т.н. «ответственность продуцента», нашедшая закрепление в законодательстве многих стран).

Иск о возмещении вреда может быть предъявлен продавцу товара или его изготовителю. Право выбора принадлежит потерпевшему. Таким образом, ГК допускает конкуренцию договорного и внедоговорного (деликтного) исков.

Ответственным за вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, является исполнитель, который эту работу выполнил или услугу оказал.

Вред жизни, здоровью или имуществу может быть причинен не только из-за того, что в товарах (работах, услугах) имеются недостатки, но и вследствие непредоставления необходимой и достоверной информации о товаре, работе или услуге (например, правилах использования, сроках службы или годности, необходимых действиях по их окончании и т.д.). Поэтому ст. 1096 определяет лиц, ответственных за причинение такого вреда.

Ответственность за вред, причиненный вследствие непредоставления необходимой или достоверной информации о товаре, несет его продавец или изготовитель, а о работах или услугах – их исполнитель.

Говоря о сроках возмещения вреда, причиненного в результате недостатков товара, работы или услуги, необходимо отметить, что вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению, если он возник в течение установленных сроков годности товара (работы, услуги), а если срок годности не установлен, в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги).

За пределами указанных выше сроков, вред подлежит возмещению, если:

·       в нарушение требований закона срок годности не установлен;

·       лицо, которому был продан товар, для которого была выполнена работа или которому была оказана услуга, не было предупреждено о необходимых действиях по истечении срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий.

Законодательству, помимо срока годности, известен и срок службы. Согласно ст.737 требование о безвозмездном устранении таких недостатков результата работы, выполненной по договору бытового подряда, которые могут представлять опасность для жизни или здоровья самого заказчика и других лиц, может быть предъявлено заказчиком или его правопреемником в течение десяти лет с момента принятия результата работы, если в установленном законом порядке не предусмотрены более длительные сроки (сроки службы). Такое требование может быть предъявлено независимо от того, когда обнаружены эти недостатки, в том числе при обнаружении их по окончании гарантийного срока.

Более того, Закон о защите прав потребителей разграничивает сроки годности и сроки службы. Хотя сущность сроков службы и годности едина – это периоды времени, в течение которых товар (результат работы) пригоден для использования по прямому назначению и является безопасным для такого использования, они касаются товаров (результатов работ), характеризующихся разными свойствами.

Срок годности устанавливается на продукты питания, медикаменты, средства косметики и парфюмерию, изделия бытовой химии и т.п. товары (результаты работ), которые в процессе использования потребляются полностью (потребляемые вещи), а срок службы – на технически сложные товары, результаты работ (механизмы, агрегаты и т.п.) или предназначенные для длительного использования (обувь, одежда, здания и т.п.), в процессе которого они полностью не потребляются.

В ст. 1097 термин «срок годности» употреблен как обобщающее понятие, включающее и срок службы.

Ст. 5 Закона о защите прав потребителей детально регламентирует порядок установления сроков службы или годности. В соответствии с пп. 2, 4 этой статьи изготовитель (исполнитель) обязан установить срок службы или срок годности на товары, которые по истечении определенного периода времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя и причинить вред его имуществу или считаются непригодными для использования по назначению. Правительство РФ должно утвердить перечень таких товаров (работ). На товары, не подпадающие под указанное определение и не включенные в перечни, установление этих сроков – право изготовителя (исполнителя), а не его обязанность.

Положения ст. 1097 применяются, когда установление сроков службы или годности не является обязанностью изготовителя (исполнителя). В этом случае возможны две ситуации. Если изготовитель (исполнитель) установил срок, то ответственность за вред наступает при его причинении в этот период. Если же срок не предусмотрен, то вред возмещается при условии, что он причинен в течение 10 лет со дня производства товара (работы, услуги).

П. 2 ст. 1097 предусматривает два случая, когда вред подлежит возмещению независимо от того, когда он причинен:

·       во-первых, если изготовитель (исполнитель) не установил срок службы или годности на товар (работу), представляющий опасность или непригодный для использования по истечении определенного периода времени, и тем самым не исполнил обязанность, предусмотренную законом. В связи с этим следует отметить неточность формулировки п. 2, т.к. если срок не установлен в нарушение требований закона, то не может идти речь об ответственности за пределами этого срока. Следует говорить об ответственности за вред независимо от времени его причинения;

·       во-вторых, если изготовитель (исполнитель) установил срок службы или годности, но в нарушение требований ст. 736 ГК и ст. 10 Закона о защите прав потребителей не предупредил покупателя (заказчика) о необходимых по его окончании действиях, предотвращающих вред, и возможных последствиях невыполнения этих действий, то вред возмещается и в случае его причинения за пределами установленных сроков.

Таким образом, по правилам ст. 1095–1098 ГК возмещению подлежит только вред, возникший либо вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, либо вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге). При отсутствии причинно-следственной связи между ука­занными обстоятельствами и возникшим вредом вред возмещает­ся на общих основаниях.

В качестве ответственных лиц выступают в случае причинения вреда вследствие недостатков товара либо непредставления пол­ной или достоверной информации о нем продавец или изготови­тель товара. Если же вред причинен вследствие недостатков рабо­ты или услуги либо из-за непредставления полной или достоверной информации о них, ответственным является лицо, выполнившее работу или оказавшее услугу, т.е. исполнитель.

Закон формально не ограничивает круг потерпевших лиц, ука­зывая на то, что возмещению подлежит вред, причиненный жиз­ни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юриди­ческого лица. Таким образом, в отличие от Закона о защите прав потребителей ГК распространил действие рассматриваемых пра­вил не только на граждан, но и на юридических лиц. Однако нор­мы §3 гл. 59 ГК могут применяться только в случаях приобретения товара, выполнения работы или оказания услуги в потребительс­ких целях, но не для использования в предпринимательской дея­тельности (ст. 1095 ГК). В связи с этим если изготовитель, прода­вец или исполнитель докажут, что они соответственно не произ­водили и не реализовывали товары, а также не выполняли работы и не оказывали услуги для потребительских целей либо что потер­певшее лицо приобрело их для целей предпринимательской дея­тельности, то их ответственность за причиненный вред должна наступать на общих основаниях.

Требовать возмещения вреда вправе любой потерпевший неза­висимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с про­давцом товара или исполнителем работы (услуги) или нет. Однако право на возмещение вреда согласно ст. 1097 ГК ограничено сро­ком службы или сроком годности, установленным нормативно-тех­нической документацией, а при его отсутствии вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно – с даты изготовления товара (окончания вы­полнения работы).

В тех же случаях, когда на товар (работу) в соответствии со ст. 472 ГК, п. 2, 4 и 5 ст. 5 Закона о защите прав потребителей из­готовителем (исполнителем) должен быть определен срок службы или срок годности, но он в нарушение требований закона не уста­новлен либо потребитель, которому был продан товар (выполне­на работа), не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных по­следствиях при невыполнении указанных действий, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

Потребитель может предъявить требования о возмещении вре­да, причиненного вследствие недостатков товара, как к продав­цу, так и к изготовителю товара. Таким образом, закон допускает конкуренцию договорного и деликтного исков, оставляя право вы­бора за потребителем. Вред, причиненный товаром ненадлежаще­го качества по истечении гарантийного срока, должен возмещаться изготовителем. Если же вред был причинен вследствие недостат­ков в работе или услуге, то он всегда возмещается исполнителем.

Наряду с ГК правило об имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услу­ги), содержится в ст. 14 Закона о защите прав потребителей. Сле­дует подчеркнуть, что содержание п. 1–3 и 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителей полностью соответствует ст. 1095–1098 ГК, по­священным возмещению вреда, причиненного вследствие недо­статков товаров, работ или услуг.

Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 14 Закона о защите прав потребителей изготовитель или исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребите­ля в связи с использованием ими различного рода материалов, обо­рудования, инструментов и иных средств, необходимых для про­изводства товаров, выполнения работ или оказания услуг, неза­висимо от того, позволял ли уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства. Следовательно, в данном случае законом устанавливается, по существу, абсолютная ответственность, т.е. ответственность, от которой изготовитель или исполнитель не может быть освобожден ни при каких условиях.

Если потерпевшим является потребитель, то в соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей он наряду с возмещени­ем имущественного вреда также вправе требовать компенсации мо­рального вреда. При этом моральный вред, причиненный потре­бителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, про­давцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, его прав, предусмотрен­ных законодательством о защите прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!