Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Управление жилищным фондом выступает в качестве одного из базовых фрагментов, образующих область народного хозяйства, именуемого жилищной сферой (см. ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 26.12.92 №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. Федеральных законов от 12.01.96 №9-ФЗ; от 21.04.97 №68-ФЗ; от 10.02.99 №29-ФЗ; от 17.06.99 №113-ФЗ; от 08.07.99 №152)1).
На различных исторических этапах развития народного хозяйства в нашей стране этот фрагмент постоянно совершенствовался. Направления изменений, способы и методы совершенствования управления жилищным фондом в дореформенный период связывались прежде всего с организационными мероприятиями2, мерами по распределению полномочий между государственными органами управления3, мерами по улучшению эксплуатации и ремонта жилищного фонда4, регулированием деятельности организаций и должностных лиц, работающих в жилищно-коммунальном секторе.5
Подобный подход к управлению сохранялся до недавнего времени, поскольку локальные проблемы оставались фактически неизменными, несмотря на изменившуюся политико-экономическую ситуацию и трансформировавшуюся структуру собственности. Последнее обстоятельство, как и следовало ожидать, повлекло распределение ответственности и бремени содержания жилья и, следовательно, децентрализацию системы управления жилищным фондом. Поэтому прежние способы решения управленческих задач, оставаясь весьма значимыми и в настоящее время, все же отошли на второй план, ибо возникли иные проблемы, решение которых невозможно, используя прежние методы управления. Однако не только частные задачи управления изменили содержание – перед жилищной сферой встал глобальный вопрос, касающийся смены самого способа управления, а именно жесткого государственного на гибкий рыночный.
Попытки моделирования процесса перехода от первого ко второму предприняты в ряде новейших нормативно-правовых актов. Так, в п. 1 разд. VII Государственной целевой программы «Жилище» отмечается, в частности, что «для преодоления кризиса в жилищной сфере, регулирования процессов замены жесткого государственного управления на рыночную систему... необходимо осуществить целый ряд изменений в структуре управления жилищной сферой».1
В качестве таких изменений предлагалось:
– увеличить полномочия республик, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления;
– создать Межведомственную комиссию по вопросам реализации программы «Жилище»;
– возложить ответственность за организационное обеспечение жилищной реформы на местные органы государственной власти и управления;
– создать специальные координационные центры на местах как форму управления и регулирования жилищной реформы.
Таким образом, в 1993 г. во главу угла ставились все те же организационные мероприятия и меры по распределению полномочий.
Спустя четыре года наблюдается смещение акцентов в сторону рационализации функционирования отдельных элементов системы управления. В разд. II Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 28.04.97 №425 (в ред. Указа Президента РФ от 27.05.97 №528)1, говорится о том, что в основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством могут быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником-домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности. Кроме того, рекомендуется при выборе варианта управления руководствоваться принципом предоставления собственнику-домовладельцу права решать, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость и управлять ею, а также передавать право управления муниципальным жилищным фондом управляющим организациям, в качестве которых могут выступать муниципальные службы заказчика либо частные управляющие организации.
Сказанное позволяет констатировать, что генеральная схема управления жилищным фондом, ее элементы и конфигурация, зафиксированные в разд. IIЖК, требуют радикальной модификации. При этом представляется важным закрепление в новом Жилищном кодексе РФ основополагающих принципов, правил и схем управления жилищным фондом, которые существуют ныне в различных федеральных программах в форме пожеланий. Видимо, следует законодательно определить пределы и содержание полномочий органов управления, действующих на всех уровнях руководства жилищной сферой, не полагаясь на инициативный ресурс собственников жилищного фонда. Сегодня сложились пять уровней управления, а именно федеральный, региональный, муниципальный, общественный и частный.
Следует отличать управление жилищным фондом как социальным жилищным благом, в сферу которого входят вопросы использования жилища и его сохранности, и управление жилищным фондом как недвижимым имуществом, в сферу которого входят вопросы эксплуатации жилья, его обслуживания, ремонта. Для первого типа управления характерна исполнительная и распорядительная деятельность соответствующих органов. При втором типе управления доминирует так называемая хозяйственная деятельность имеющих на то право коммерческих и некоммерческих организаций, например служб заказчика жилищно-коммунальных услуг. Ниже будет дано краткое описание соответствующих уровней и типов управления.
В системе управления жилищным фондом следует выделить государственное управление, которое проявляется через реализацию полномочий государственных органов управления (субъектов управления). Среди них особое место занимает Правительство РФ, являющееся органом общей компетенции, в том числе и по жилищным вопросам. Специально уполномоченными органами выступают Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Главная государственная жилищная инспекция. Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу является правопреемником Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике. Он осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики и жилищно-коммунального комплекса и его реформирования.1
Объектами государственного управления выступают не только государственный жилищный фонд, но и иные разновидности жилищного фонда.
Содержанием государственного управления является организованный процесс руководства, регулирования и контроля государственных органов за развитием жилищного сектора, надлежащим содержанием и ремонтом жилищного фонда, инженерного оборудования, придомовых территорий, установление принципов расчета, сбора и использования платежей за жилье и коммунальные услуги. В процессе государственного управления жилищным фондом используется широкий спектр регуляторов, среди которых сегодня выходят на первый план юридические механизмы, воздействующие на организационно-институциональную сторону жилищной сферы. Это проявляется прежде всего в реформировании отношений собственности в жилищной сфере, социальной защите и обеспечении жилищных прав населения, разработке стандартов содержания жилья и объектов коммунального назначения.
Важными элементами государственного управления жилищной сферой являются государственная регистрация прав на жилые помещения, государственный учет жилищного фонда, государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда. Согласно ст. 131 ГК, право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, в том числе на жилые помещения, их возникновение, переход, ограничение и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре. Цель государственной регистрации – охрана прав собственников жилья и иных титульных владельцев, а также гарантия достоверности информации о недвижимости в жилищной сфере. Основы системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Российской Федерации заложены в Федеральном законе от 21.07.97 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».1
В компетенции федеральных органов власти находятся вопросы государственного учета жилищного фонда на территории России. Действующим нормативным актом, регулирующим сферу государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, является Положение о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.97. №1301. В соответствии с данным документом государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Государственный учет жилищного фонда включает технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Технический учет возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации, методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.
Статистический учет осуществляется Государственным комитетом РФ по статистике и его территориальными органами.
Бухгалтерский учет производится в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. Между органами, осуществляющими различные виды учета, осуществляется взаимодействие. Так, в соответствии с Приказом Российского статагентства и Госстроя России от 24.08.99 №124/38, организации технической инвентаризации обязаны обеспечить качественное заполнение и своевременное представление формы №1 – жилфонд в органы государственной статистики.1
Основу государственного учета составляет технический учет, который осуществляется независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для РФ системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.
Помимо государственного учета жилищного фонда ведется регистр жилых домов, строящихся на территориях субъектов РФ, включая пригодные для постоянного проживания жилые здания, расположенные на территории дачных поселений и садоводческих товариществ. Институт регистра жилых домов введен Постановлением Правительства РФ от 22.10.97 №1348 «О создании и порядке ведения регистра жилых домов, строящихся на территориях субъектов Российской Федерации».1 Регистр создается органами исполнительной власти субъектов РФ совместно с органами местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов по принципу территориального деления и не входит в систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда осуществляется органами государственной власти всех уровней. Специальные полномочия предоставлены органам государственной жилищной инспекции. Система и основные функции государственных жилищных инспекций определены в Положении о государственной жилищной инспекции в РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.09.94 №1086.2
Этим Постановлением определено, в частности, что государственная жилищная инспекция в РФ состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных инспекций субъектов РФ. В числе функций Главной государственной жилищной инспекции выделены: координация и организация работы государственных инспекций, осуществление контроля за разработкой, совершенствованием и изданием ведомственных нормативных документов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда, участие в разработке нормативно-правовых документов, определяющих порядок использования, ремонта и содержания жилищного фонда и ряд других функций.
Необходимость управления жилищным фондом на региональном и муниципальном уровнях обусловлена наличием соответствующих видов жилищного фонда, находящегося в собственности субъектов РФ и муниципальных образований.
Обретение субъектами РФ и муниципальными образованиями известной имущественной самостоятельности поколебало территориально-отраслевой принцип, положенный в основу управления жилищно-коммунальным хозяйством в целом и жилищным фондом в частности. Сегодня ориентиры поменялись. Децентрализация управления, в основе которой лежит идея передачи значительной части функций и полномочий из центра в регионы, признается ныне наиболее оптимальным вариантом. При этом взаимодействие федерального центра с органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления строится на началах равенства и учета обоюдных интересов сторон с соблюдением правил о невмешательстве в сферу исключительной компетенции друг друга.
Наиболее успешно реализуется система взаимодействия, выстроенная по линии Госстроя РФ – исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Рядом субъектов РФ в ноябре 1998 г. в Екатеринбурге было подписано Генеральное соглашение о взаимодействии Госстроя России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.1 Согласно п. 3 данного Соглашения стороны обязуются осуществлять тесное взаимодействие в решении вопросов реформирования жилищно-коммунального хозяйства, демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг, совершенствования управления системы жилищно-коммунального хозяйства.
В субъектах РФ созданы и функционируют специальные органы государственного управления жилищным сектором. Так, в Санкт-Петербурге в соответствии с Законом «О структуре Администрации Санкт-Петербурга» вопросы организации учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределения социального жилья, содействия формированию товариществ собственников жилья, внедрения новых форм управления и обеспечения эксплуатации жилищного фонда, разработки мер по расселению общежитии, выявления пустующей жилой площади, отнесены к предмету ведения Комитета по жилищной политике.
Предметами ведения Комитета по содержанию жилищного фонда являются, в частности: общее руководство и координация деятельности государственных предприятий, осуществляющих обслуживание и ремонт жилищного фонда; разработка мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий на объектах жилищного фонда; контроль за техническим содержанием объектов жилищного фонда независимо от форм собственности.
Комитет по управлению городским имуществом, в частности, закрепляет право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, в том числе жилищным фондом, сдает имущество в аренду (за исключением предоставления жилищного фонда по договорам социального найма), дает согласие на передачу имущества в аренду (субаренду), согласует залог государственного имущества.
На муниципальном уровне вопросы управления жилищным фондом решаются, исходя из предметов ведения местного самоуправления, круг которых очерчен в Федеральном законе от 28.08.95 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 22.04.96 №38-ФЗ; от 26.11.96 №141-ФЗ; от 17.03.97 №55-ФЗ; от 04.08.2000№107-ФЗ)1 и законах субъектов Российской Федерации, устанавливающих принципы и порядок организации местного самоуправления на соответствующих территориях.
Как на региональном, так и на муниципальном уровне низовым звеном управления жилищным фондом выступают так называемые службы заказчика жилищно-коммунальных услуг, создаваемые в организационно-правовых формах государственных (муниципальных) унитарных предприятий или государственных (муниципальных) учреждений. Важнейшими функциями служб заказчика являются:
– управление определенной частью государственного (муниципального) жилищного фонда;
– обеспечение надлежащего содержания и ремонта подведомственного службе жилищного фонда.
Для реализации второй из названных функций службы заказчика заключают договоры на обслуживание жилищного фонда с подрядными организациями, подбор которых должен осуществляться на конкурсной основе.
Приказом Госстроя России от 26.03.99 №74 утверждены Рекомендации по определению численности работников службы заказчика жилищно-коммунальных услуг (организаций по управлению жилищным фондом).1
В отечественном жилищном законодательстве всегда содержались правила, которые отражали особое значение участия общественности в управлении жилищным фондом. Частные же лица к участию в процессе управления, за редким, пожалуй, исключением (в лице владельцев индивидуальных жилых домов), фактически не допускались.2 В действующем законодательстве при традиционном закреплении прав граждан и общественных организаций на участие в управлении жилищным фондом содержится ряд новелл, расширяющих круг лиц, допущенных к управлению либо к участию в управлении. И если ЖК (ст. 18–21) все же ограничивал перечень лиц, участвующих в управлении жилищным фондом, общественными организациями, трудовыми коллективами, органами общественной самодеятельности (например, домовыми комитетами) и гражданами, то Закон РФ от 26.12.92 №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. Федеральных законов от 12.01.96 №9-ФЗ; от 21.04.97 №68-ФЗ; от 10.02.99 №29-ФЗ; от 17.06.99 №113-ФЗ; от 08.07.99 №152-ФЗ)1 (ст. 5) содержит более обширный перечень. Правом участия в управлении жилищным фондом наделены граждане, неправительственные, общественные организации и иные добровольные объединения нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений. При этом участие в управлении может иметь место в домах всех форм собственности, что не допускалось по смыслу ст. 18 ЖК, в соответствии с которой участие в управлении касалось только государственного и общественного жилищных фондов. Вместе с тем ст. 5 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» содержит труднообъяснимое ограничение, связанное с возможностью участия в управлении только по месту жительства и только с целью защиты своих экономических и социальных прав и интересов. Привязка к месту жительства, надо полагать, излишня, поскольку Федеральный закон от 15.06.96 №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»2 позволяет обойти данное правило (ст. 20,23).
Что касается разновидностей защищаемых прав и интересов, то они могут быть дополнены, например, культурными, благотворительными и т.п. интересами. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» не определяет формы и способы участия граждан и общественных организаций в управлении жилищным фондом. Нет соответствующих указаний на этот счет и в законодательстве об общественных объединениях. Так, в ст. 22 Федерального закона от 12.01.96 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»1 сказано лишь то, что права профсоюзов в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников регулируются соответствующими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. Поэтому не утратили своей актуальности, хотя и устарели по форме выражения, нормы статей 18,19,20,21 ЖК, предусматривающие полномочия общественности по участию в управлении жилищным фондом и контролю за обеспечением граждан жилыми помещениями. Вместе с тем следует признать, что степень влияния граждан и их объединений на процессы, происходящие в жилищной сфере, в условиях экономических преобразований значительно снизилась, хотя и наблюдаются в отдельных случаях формальные попытки обозначить заинтересованность органов государственной власти в привлечении к решению жилищных вопросов представителей общественности. Так, в Санкт-Петербурге распоряжением губернатора от 16.04.98 №358-р образован Общественно-экспертный совет по проблемам объединений собственников жилья при Администрации Санкт-Петербурга и утверждено положение об этом Совете. Основными задачами Совета, в частности, являются: содействие государственной политике в области поддержки и развития объединений собственников жилья, исследование и обобщение проблем объединений собственников жилья, подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности объединений собственников жилья.2
Вовлечение в процесс управления жилищным фондом специализированных управляющих организаций является одной из важных задач, решение которой, вне всякого сомнения, повысит эффективность управления, и прежде всего за счет образования конкурентной среды. Впервые об участии так называемых частных структур в управлении недвижимостью в жилищной сфере наиболее отчетливо было заявлено в Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998–1999 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 1997 г. №1613. В программе предлагалось наделить управляющие организации следующими функциями:
– поддерживать в надлежащем состоянии принятую от собственника в управление недвижимость в соответствии с требованиями государственных стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
– выбрать наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг во вверенном ему в управление жилищном фонде;
– заключать договоры с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного качества, количества и стоимости;
– обеспечивать систему контроля за предоставлением этих услуг и оплатой их по факту предоставления.
Анализ перечисленных функций показывает, что управляющие организации призваны заниматься не организационным управлением, которое доминирует в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а по существу менеджментом недвижимости, в сфере которого ограничение государственного вмешательства может дать только положительный эффект.
1 ВСНД и ВС РФ. 1993. №3. Ст. 99; СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 147; 1997. №17. Ст. 1913; 1999. №7. Ст. 876; №25. Ст. 3042; №28. Ст. 3485
2 Положение о жилищном управлении городского, районного и поселкового совета // Бюллетень Нар. коммиссариата коммун, хозяйства РСФСР. 1938. №3; «О жилищных отделах (секторах) наркоматов и ведомств: Постановление СНК СССР от 21.12.43 // СП СССР. 1944. №1. Ст. 18; О государственной инспекции по надзору за содержанием индивидуальных домовладений: Циркуляр Минкомхоза РСФСР от 02.04.49 // Жилищные законы: Сб. по состоянию на 1 мая 1952 г. / Сост. Т. Д. Алексеев. М., 1952. С. 32
3 О сохранении жилищного фонда, и улучшении жилищного хозяйства в городах: Постановление ЦИК и СНК СССР от 17.10.37 //СЗ СССР. 1937. №69. Ст. 314; О передаче дополнительно на решение министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов вопросов хозяйственного и культурного строительства: Постановление Совета Министров РСФСР от 12.02.66 №153 // СП РСФСР. 1966. №4. Ст. 23; О дополнительном расширении прав Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов: Постановление Совета Министров РСФСР от 03.04.68 №209 // СП РСФСР. 1968. №6. Ст. 28
4 О мерах по улучшению эксплуатации и сохранению государственного жилищного фонда: Постановление Совета Министров СССР от 25.03.59 №322 // СП СССР. 1960. №11. Ст. 75; О мерах по улучшению эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства: Постановление Совета Министров РСФСР от 30.10.67 №818 // СП РСФСР. 1967. №27. Ст. 151
5 Положение о правах и обязанностях дворников: Утверждено Наркомхозом РСФСР 4 августа 1938 г. // Бюллетень Народного коммиссариата коммунального хозяйства 1938. №17; Положение о домоуправлении и работе управляющего домом, утв. Наркомхозом РСФСР 24 января 1938 г. // Бюллетень Нар. коммиссариата коммун, хозяйства РСФСР. 1938. №3; Типовое положение об управлении домами (жилищно-эксплуатационной конторе, жилищной конторе) исполкома местного совета депутатов трудящихся: Утверждено Приказом по Министерству коммун, хозяйства РСФСР от 8 июля 1963 г. №204 // Справочник по законодательству для работников жилищно-коммунального хозяйства. М., 1964. С. 522
1 САППРФ. 1993. №28. Ст. 2593; СЗ РФ. 1997. №18. Ст. 2131; №22. Ст. 2568
1 СЗРФ. 1997.№18.Ст. 2131;№22.Ст. 2568
1 Вопросы Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу: Пост. Правительства РФ от 30.06.99 №717 // СЗ РФ. 1999. №27. Ст. 3388
1 СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3594; см. также: Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.98 №219// СЗ РФ. 1998. №8. Ст. 963; Правила ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Утверждены Приказом от 23.07.98 №83/172/23 Министерства юстиции РФ, Министерства земельной политики, строительства и коммунального хозяйства и Министерства государственного имущества
1 О взаимодействии организаций технической инвентаризации и статистических органов по организации сбора и разработки статистической информации о жилищном фонде: Приказ Российского статагентства и Госстроя России от 24.08.99 №124/38 // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 1999.№11. С. 140
1 СЗ РФ. 1997. №43. Ст. 4999
2 СЗ РФ. 1994. №23. Ст. 2556
1 Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 1999. №11. С. 83-86
1 СЗРФ. 1995. №35. Ст. 3506; 1996. №17. Ст. 1917; №49. Ст. 5500; 1997. №12. Ст. 1378; 2000. №32. Ст. 3330
1 Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 1999. №7. С. 92-101
2 Примерное положение о комиссии содействия восстановлению и эксплуатации жилищ в городах и рабочих поселках РСФСР. Утв. Коллегией Министерства коммунального хозяйства СССР 6 июня 1946 г. // Жилищные законы. Сб. по состоянию на 1 мая 1952 г. Сост. Т.Д. Алексеев. М., 1952. С. 228-229; Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза. Утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971г.// Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. №39. Ст. 382
1 ВСНД и ВС РФ. 1993. №3. Ст. 99; СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 147; 1997. №17. Ст. 1913; 1999. №у. Ст. 876; №25. Ст. 3042; №28. Ст. 3485
2 СЗРФ. 1996. №25. Ст. 2963
1 СЗРФ. 1996. №3. Ст. 148
2 Ваше право. Жилье-99. С. 261-263
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!