Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Основания и способы приобретения и прекращения права собственности»

/ Гражданское право
Конспект, 

Оглавление

2.1. Приобретение (возникновение) права собственности

 

Основаниями возникновения (приобретения) права собствен­ности являются различные правопорождающие юридические факты, т.е. обстоятельства реальной жизни, в соответствии с законом влекущие возникновение права собственности на определенное имущество у конкретных лиц. Основания приобретения права соб­ственности называются также титулами собственности. Титульное владение – это владение вещью, основанное на каком-либо праве (правовом основании, или титуле), вытекающем из соответствую­щего юридического факта, например право собственности, осно­ванное на договоре купли-продажи вещи или на переходе ее в порядке наследования. В отличие от этого беститульное (факти­ческое) владение не опирается на какое-либо правовое основание, хотя при установленных законом условиях и оно может влечь определенные правовые последствия.

Титулы собственности могут приобретаться различными спо­собами, которые традиционно подразделяются на две группы: первоначальные, т.е. не зависящие от прав предшествующего соб­ственника на данную вещь (включая и случаи, когда такого собствен­ника ранее вообще не имелось), и производные, при которых право собственности па вещь возникает по воле предшествующего собственника (чаще всего – по договору с ним).

К первоначальным способам приобретения права собственнос­ти относятся:

·       создание (изготовление) новой вещи, на которую ранее не было и не могло быть установлено ничьего права собственности;

·       переработка и сбор или добыча общедоступных для этих целей ве­щей;

·       при определенных условиях – самовольная постройка;

·       приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе на имущество, от которого собственник отказался или на кото­рое утратил право.

К производным способам приобретения права собственности относится приобретение этого права:

·       на основании договора или иной сделки об отчуждении вещи;

·       в порядке наследования после смерти гражданина;

·       в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица.

Практическое значение такого разграничения состоит в том, что при производных способах приобретения права собственнос­ти на вещь помимо согласия (воли) собственника необходимо также учитывать возможность наличия на эту же вещь прав других лиц – несобственников (например, залогодержателя, арендато­ра, субъекта ограниченного вещного права). Эти права обычно не утрачиваются при смене собственника вещи, переходящей к ново­му владельцу, как бы обременяя его имущество. В этом отноше­нии действует прямо не выраженное, но подразумеваемое зако­ном старое правило, берущее начало в римском частном праве: никто не может передать другому больше прав на вещь, чем име­ет сам (nemo plus juris ad alienum transferre potest, quam ipso habet).

Понятно, что на первоначального приобретателя вещи ника­кие ограничения подобного рода распространяться не могут.

Таким образом, различие первоначальных и производных спо­собов приобретения права собственности, по сути, сводится к от­сутствию или наличию правопреемства, т.е. преемства прав и обя­занностей владельцев вещи. В свою очередь, это обстоятельство делает возможным различие понятий «основания возникновения права собственности» (т.е. титулов собственности, или правопорождающих юридических фактов) и «способы приобретения пра­ва собственности» (т.е. правоотношений, возникших на основе соответствующих юридических фактов).

Многие способы возникновения права собственности могут использоваться любыми субъектами гражданского права. Поэто­му они называются общими или общегражданскими способами при­обретения права собственности. Таковы, например, правоотноше­ния, возникающие на основе различных сделок. Имеются, однако, и специальные способы возникновения этого права, которые могут использоваться лишь строго определенными субъектами.

Так, реквизиция, конфискация, национализация могут служить основанием возникновения только государственной собственнос­ти, а сбор налогов и пошлин – также и муниципальной собствен­ности, ибо для всех других собственников они являются способа­ми прекращения их права на соответствующее имущество. В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК гражданин как член потребительско­го кооператива, полностью внесший паевой взнос за предостав­ленный ему кооперативом объект (жилую квартиру, гараж, дачу и т.п.), становится собственником такого имущества (при этом его право собственности как право на недвижимость подлежит обязательной государственной регистрации). По существу, речь здесь идет об обязательном выкупе имущества, который является спо­собом приобретения права собственности только для граждан – членов потребительских кооперативов.

К числу данных способов прежде всего относится изготовле­ние (создание) новой вещи. Речь при этом идет о создании такой вещи «для себя» (п. 1 ст. 218 ГК), ибо если она создается по дого­вору для другого лица, оно и становится собственником в силу до­говорных условий. Важное значение при этом приобретает мо­мент, с которого вещь можно считать созданной (существующей), ибо он и становится правопорождающим фактом.

Для движимых вещей этот момент определяется фактом окон­чания соответствующей деятельности, а для недвижимых – моментом государственной регистрации (ст. 219 и 131 ГК). Следо­вательно, до момента такой регистрации вновь создаваемая недви­жимая вещь юридически не существует, а представляет собой осо­бый объект права, например незавершенное строительство. Это последнее можно, конечно, тоже считать специальным видом не­движимости, ибо его тесная связь с землей как основной признак недвижимости очевидна (ср. ст. 130 ГК). Однако оно по общему правилу не подлежит государственной регистрации в качестве не­движимости, а следовательно, юридически и не является таковой. Регистрация объектов незавершенного строительства в качестве недвижимости допускается, во-первых, в случае их приватизации.1 Во-вторых, она может иметь место при необходимости соверше­ния сделки с таким объектом, т.е. при его включении в имущес­твенный оборот, например, после консервации строительства.2 В остальных ситуациях речь идет о совокупности стройматериалов и конструкций, остающихся движимым имуществом.

Лицо, осуществившее самовольную постройку объекта недви­жимости, по общему правилу не приобретает на нее право соб­ственности, а сама эта постройка не становится недвижимостью, ибо она не подлежит государственной регистрации по причине допущенных при ее создании нарушении. Речь здесь может идти лишь о совокупности стройматериалов, которые их собственник вправе забрать, осуществив за свой счет снос такой постройки (п. 2 ст. 222 ГК). Самовольным считается строительство объекта недвижимости при наличии любого из следующих нарушений: нарушение порядка землеотвода или его целевого назначения; от­сутствие необходимых разрешений на строительство (хотя бы од­ного из них); существенное нарушение строительных норм и пра­вил (п. 1 ст. 222 ГК).

Правила о последствиях самовольного строительства прежде широко использовались при нарушении застройщиками не всегда обоснованных ограничений на размер и характер возводимых по­строек, закреплявшихся ранее действовавшим законодательством. Однако отпадение таких ограничений вовсе не привело к возмож­ности возведения любых объектов по усмотрению их заказчиков или застройщиков. Очевидна необходимость сохранения ограни­чений, предусматриваемых строительным, природоохранным, зе­мельным и иными отраслями административного законодательст­ва, устанавливаемых в публичных интересах.

Лишь в порядке исключения возможно признание права соб­ственности на самовольную постройку за застройщиком либо за собственником или иным титульным владельцем земельного участ­ка, на котором осуществлено такое строительство. Застройщик может стать собственником самовольно возведенного строения как объекта недвижимости, если этим не нарушаются законные инте­ресы других лиц (например, соседних землепользователей) и не создается угрозы жизни и здоровью граждан (что подтверждается наличием необходимых разрешений со стороны органов пожар­ной охраны, санитарного надзора, архитектурного или строитель­ного контроля и т.д.), а лицо, осуществившее такую постройку, должным образом оформило право на соответствующий земель­ный участок (п. 3 ст. 222 ГК). При наличии перечисленных усло­вий суд может признать право собственности на данную построй­ку за собственником или иным законным владельцем земельного участка, на котором она осуществлена. В последнем случае новый собственник обязан компенсировать застройщику необходимые расходы на строительство.

Право собственности на новую движимую вещь возникает также в результате переработки соответствующих материалов, из которых она создается (ст. 220 ГК). По общему правилу право соб­ственности на такую вещь приобретается собственником матери­алов. Когда такой собственник одновременно не является лицом, осуществившим переработку материалов, он должен компенсиро­вать стоимость переработки произведшему ее лицу (если только иное не предусмотрено их договором). Если же переработку мате­риалов с целью изготовления новой вещи осуществит их недобро­совестный владелец, воспользовавшийся ими без согласия собст­венника, последний получает право требовать передачи ему этой вещи и возмещения причиненных такими действиями убытков.

В случаях, когда стоимость переработки значительно превы­шает стоимость материалов, собственником вещи становится лицо, осуществившее их переработку, если оно действовало добросовест­но (т.е. договорилось с собственником материалов, либо добросо­вестно полагало, что оно и является одновременно их собственни­ком) и выполняло эту работу для себя, а не по заказу другого лица. Но при этом необходимо возместить стоимость материалов их соб­ственнику. Собственник материала может не стать собственником вещи, созданной из этого материала, и в случаях, предусмотрен­ных договором (например, договором подряда по изготовлению вещи из материала подрядчика, а не заказчика).

Право собственности на продукцию, плоды и доходы как ре­зультаты хозяйственной эксплуатации имущества по общему пра­вилу возникает у лица, использующего данное имущество на за­конном основании (собственника, арендатора и т.д.) (ст. 136 ГК).1 Однако нормативным актом или договором может быть установ­лен и иной порядок (например, передача арендатором собствен­нику определенной части этих результатов).

Сбор ягод и грибов, лов рыбы, сбор или добыча других обще­доступных вещей или животных становятся первоначальным спо­собом приобретения права собственности для любого собравшего или добывшего их лица при условии, что они осуществлены в со­ответствии с законом, разрешением собственника или местным обычаем (ст. 221 ГК).

К числу первоначальных способов приобретения права соб­ственности относится и приобретение этого права на бесхозяйные вещи. Понятие бесхозяйных вещей является собирательным, охва­тывающим такие разновидности, как брошенные собственником вещи, находки, безнадзорные животные, клады. Во всех этих слу­чаях речь идет о возможности приобретения права собственности на вещи, собственник которых либо неизвестен, либо отказался от них, либо утратил на них право (п. 1 ст. 225 ГК). Ранее
бесхозяй­ное имущество по общему правилу поступало в собственность го­сударства, но после вступления в силу 1 июля 1990 г. правил союз­ного Закона о собственности государство как собственник утратило эту привилегию. На такое имущество правовое основание (титул) отсутствует как у частных, так и у публичных собственников. Пра­во собственности, на них появляется у фактических владельцев в силу указанных в законе обстоятельств, т.е. первоначальным спо­собом.

Порядок возникновения права собственности на движимые и недвижимые бесхозяйные вещи различен. Бесхозяйные движимос­ти становятся объектом собственности их фактических владель­цев либо при наличии условий, прямо установленных законом для конкретных ситуаций (брошенные вещи, находка, безнадзорные животные, клад), либо в силу предусмотренных законом правил о приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимости должны быть приняты на государственный учет по заявлению органа мест­ного самоуправления, на территории которого находятся. Если в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее, комитет по управле­нию муниципальным имуществом может потребовать в судебном порядке признания муниципальной собственности на такую вещь. Суд, однако, может и не удовлетворить данное требование (напри­мер, при наличии фактических владельцев, должным образом ис­пользующих такое имущество). Тогда эта вещь может перейти в собственность фактических владельцев в силу приобретательной давности (п. 3 ст. 225 ГК).

Приобретательная давность распространяется на случаи фак­тического, беститульного владения чужим имуществом. Наличие у владельца какого-либо юридического титула (основания) владе­ния, например долгосрочного договора аренды, исключает дейст­вие приобретательной давности. Сколько бы времени арендатор или, допустим, хранитель ни владел чужим имуществом, он, разу­меется, не становится его собственником. Но если соответствующее имущество не имеет собственника или утратило его, претен­довать на роль его собственника может фактический владелец (а не государство, как ранее), разумеется при определенных, преду­смотренных законом условиях.

Для приобретения права собственности на вещь по давности фактического владения ею в соответствии с правилами ст. 234 ГК прежде всего необходимо владеть ею добросовестно. Следовательно, фактический владелец не должен быть, например, похитите­лем или иным лицом, умышленно завладевшим чужим имущест­вом помимо воли его собственника. Далее, такое владение должно быть открытым, очевидным для всех иных лиц, причем владелец относится к соответствующей вещи как к своей собственной (имея в виду не только ее эксплуатацию, но и необходимые меры по ее поддержанию в надлежащем состоянии, ибо собственник, как уже отмечалось, несет и бремя собственности). Наконец, такое владе­ние должно быть непрерывным в течение установленных законом сроков (к времени фактического владения в силу указания п. 3 ст. 234 ГК можно также присоединить время, в течение которого данной вещью владел правопредшественник лица, ссылающегося на приобретательную давность, например его наследодатель или юридическое лицо, из состава которого выделилось затем юриди­ческое лицо – владелец). Срок приобретательной давности для движимости установлен в пять лет, а для недвижимости – в пят­надцать лет. Право собственности на недвижимость и в силу исте­чения срока приобретательной давности возникает только с мо­мента государственной регистрации данного объекта.

Законом особо решается вопрос о течении срока приобрета­тельной давности в отношении имущества, которое могло быть истребовано у фактического владельца титульным (законным) вла­дельцем, пропустившим, однако, срок исковой давности на дан­ное требование. В отношении такого задавненного имущества те­чение приобретательной давности не может начаться ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям, ибо до этого момента имущество может быть принудитель­но истребовано его законным владельцем, а фактическое владение не может быть признано добросовестным.

Вместе с тем в течение сроков приобретательной давности фак­тический добросовестный владелец вещи пользуется защитой сво­его владения против всех иных лиц (п. 2 ст. 234 ГК), т.е. наравне с титульными владельцами имущества. Тем самым и фактическое владение приобретает определенное юридическое значение.

К числу бесхозяйных вещей закон отнес брошенные собствен­ником вещи (ст. 226 ГК). Если такие движимые вещи не имеют зна­чительной стоимости (ниже суммы, соответствующей пятикратно­му минимальному размеру оплаты труда) либо представляют собой брошенный лом металлов, бракованную продукцию, отходы про­изводства и другие отходы, они могут быть обращены в соб­ственность лица, на территории которого находятся (собственника или иного титульного владельца земельного участка, водоема и т.д.), путем совершения им фактических действий, свидетель­ствующих об обращении этих вещей в свою собственность. Иные брошенные собственником вещи могут поступить в собственность нового владельца лишь путем признания их бесхозяйными в су­дебном порядке.

Нашедший потерянную вещь (находку) не становится сразу же ее собственником (ст. 227 ГК). Прежде всего он обязан уведомить о находке лицо, потерявшее вещь, либо иного известного ему за­конного владельца вещи либо сдать ее в орган милиции, местного самоуправления либо владельцу помещения или транспортного средства, в котором обнаружена потерянная вещь. Нашедший вещь вправе хранить ее и у себя, отвечая в этом случае за ее возможную утрату или повреждение при наличии грубой неосторожности или умысла и в пределах стоимости такой вещи. По истечении 6 меся­цев с момента заявления о находке органу милиции или местного самоуправления и отсутствии сведений о законном владельце вещи нашедший вещь приобретает на нее право собственности. При его отказе от этого на найденную вещь возникает право муниципаль­ной собственности (ст. 228 ГК). Нашедший вещь имеет право на возмещение расходов по хранению этой вещи либо от ее законно­го владельца, либо от органа местного самоуправления, в собствен­ность которого поступила найденная им вещь, а также право на вознаграждение за находку от лица, управомоченного на получе­ние вещи (ст. 229 ГК).

Во всех этих случаях речь идет о движимом имуществе. Анало­гичный по сути правовой режим приобретают и безнадзорные животные, которые по истечении 6 месяцев с момента заявления об их задержании и необнаружении их законного владельца по­ступают в собственность нашедшего их лица, а при его отказе – в муниципальную собственность (п. 1 ст. 231 ГК). При возврате без­надзорных животных прежнему владельцу обнаружившее их лицо имеет право на возмещение необходимых расходов, понесенных на их содержание, а при возврате домашних животных – также и на вознаграждение по правилам о вознаграждении за находку.

Первоначальным способом приобретения права собственнос­ти является обнаружение клада.

Кладом считаются зарытые в земле или сокрытые иным способом наличные деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо утратил на них право (п. 1 ст. 233 ГК).1

В отличие от прежнего порядка, в соответствии с которым клад во всех случаях подлежал передаче в собственность государства, теперь он поступает собственнику имущества, в котором был со­крыт клад (земельного участка, строения и т.п.), и лицу, обнару­жившему клад, причем в равных долях, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если же предварительного согласия собственника имущества, в котором был обнаружен клад, не было получено, клад целиком должен поступить именно ему, а не обна­ружившему клад лицу. Лишь входящие в состав клада вещи, отно­сящиеся к памятникам истории и культуры, подлежат передаче в государственную собственность с вознаграждением в размере по­ловины их стоимости, поступающим собственнику имущества, где был сокрыт клад, и нашедшему его лицу. При неполучении пос­ледним предварительного согласия собственника на раскопки или поиск ценностей указанное вознаграждение целиком поступает собственнику.

При таких способах приобретения права собственности учи­тывается воля прежнего собственника (отчуждателя вещи), по­этому здесь основания приобретения права собственности у од­них лиц одновременно являются основаниями прекращения этого же права у других лиц. Речь обычно идет о различных договорах – купли-продажи, мены, дарения, аренды с выкупом и т.д., а также о наследовании имущества граждан или о правопреемстве в отно­шении имущества юридических лиц или публично-правовых об­разований. Каждый из этих способов специально урегулирован законом в соответствующих институтах (договорного права, на­следственного права, правопреемства при реорганизации юриди­ческих лиц), выходящих за рамки права собственности.

При этом важное значение получает точное определение мо­мента, с которого на приобретателя вещи по договору переходит право собственности. Ведь с этого же момента на него переходят и бремя собственности, и риск случайной гибели или порчи вещи. Наш закон в п. 1 ст. 223 ГК определяет этот момент по «системе традиции», или передачи (от лат. traditio – передача), в соответ­ствии с которой такое право переходит на приобретателя в момент фактической передачи ему отчуждаемой вещи. Однако этот мо­мент определен диспозитивно – законом или договором сторон может быть установлен и иной момент (например, заключение со­глашения, получение свидетельства о праве на наследство, регис­трация передаточного баланса).

На имущество, правовой режим которого подлежит государ­ственной регистрации, прежде всего на объекты недвижимости, право собственности обычно возникает в момент регистрации пе­рехода прав, а не в момент его фактической передачи или в иной момент, определенный соглашением сторон (п. 2 ст. 223 ГК). Не следует, однако, смешивать регистрацию (учет) имущества и ре­гистрацию прав на него. Например, регистрация в органах внут­ренних дел автомобилей или охотничьего и стрелкового оружия не является правопорождающим фактом, а право собственности на эти объекты переходит по общим правилам закона.

Закон специально раскрывает и понятие «передача» (ст. 224 ГК). Ею признается не только фактическое вручение вещи приоб­ретателю или сдача ее перевозчику либо в организацию связи для отправки приобретателю, но и фактическое поступление имущес­тва во владение приобретателя или указанного им лица (напри­мер, доставка на его склад), а также передача ему товарораспоря­дительного документа на вещи. Фактическое владение вещью приобретателем к моменту заключения договора о ее отчуждении (например, при выкупе арендованного имущества) приравнивает­ся к ее передаче. Иначе говоря, в такой ситуации заключение до­говора об отчуждении вещи признается законом и ее одновремен­ной фактической передачей.

 

2.2. Прекращение права собственности

 

Право собственности является не только наиболее широким, но и наиболее устойчивым вещным правом, составляя основную юридическую предпосылку и результат нормального имуществен­ного оборота. Поэтому закон специально регулирует не только ос­нования приобретения права собственности, но и основания его прекращения (правопрекращающие юридические факты). Эти пос­ледние подлежат особо тщательной регламентации с тем, чтобы сохранить и поддержать «прочность» права собственности в соот­ветствии с провозглашенным в п. 1 ст. 1 ГК принципом неприкос­новенности собственности.

Вместе с тем гражданско-правовая регламентация оснований прекращения права собственности в основном направлена на обес­печение неприкосновенности частной собственности граждан и юридических лиц. Ведь многие основания прекращения права собственности, по сути, устанавливают возможности перехода имущес­тва лишь из частной в публичную собственность, но не наоборот. Прежде всего это относится к возможностям принудительного прекращения права собственности (помимо воли собственника). Универсальный характер, касающийся всех собственников, имеют основания прекращения права собственности по воле самого соб­ственника (в добровольном порядке) либо в связи с гибелью или уничтожением вещи, а также прекращение этого права при обра­щении кредиторами взыскания на имущество собственника по его обязательствам. «Думается, – пишет Л.А. Морозова, – что для защиты от произвола государственной власти этого явно недостаточно. Здесь отсутствуют такие гарантии, как допустимость отчуждения и ограничения прав собственности на основе закона и в его пределах; равенство всех собственников перед лицом такого рода ограничений, возможность судебного оспаривания изъятия имущества. Без таких гарантий невозможно добиться равновесия частных и публичных интересов, поскольку последние не могут быть безграничными».1

Прекращение права собственности происходит лишь в случа­ях, прямо предусмотренных законом. Прежде всего, это случаи прекращения данного права по воле собственника. Такие случаи охватывают две группы ситуаций: отчуждение собственником сво­его имущества другим лицам и добровольный отказ собственника от своего права. В первой ситуации речь идет о различных сделках по отчуждению своего имущества, совершаемых его собственни­ком (купля-продажа во всех ее разновидностях, мена, дарение, аренда с выкупом и т.д.). Порядок прекращения права собствен­ности отчуждателя (и возникновения права собственности у при­обретателя) регулируется главным образом нормами о сделках и договорах.

Отказ от права собственности (ст. 236 ГК) формально пред­ставляет собой новое для нашего законодательства основание пре­кращения этого права, хотя, по существу, оно и ранее могло ис­пользоваться в имущественных отношениях. В соответствии с этим правилом допускается добровольный отказ собственника от при­надлежащего ему права (а по сути – его отказ от конкретной вещи или вещей) путем либо публичного объявления об этом, либо со­вершения реальных действий, бесспорно свидетельствующих об этом его намерении (например, выброс имущества).

Важно иметь в виду, что до приобретения права собственнос­ти на вещь, от которой отказался ее прежний владелец, другим лицом права и обязанности первоначального собственника не пре­кращаются. Это означает не только возможность «возврата» дан­ной вещи прежнему собственнику (поскольку он и так не утратил на нее своего права), но и возможность возложения на него ответ­ственности, например, за причиненный данной вещью вред (если выброшенная собственником вещь обладала какими-либо вредо­носными свойствами, как, например, старый телевизионный ки­нескоп).

Особый случай прекращения права собственности представ­ляет собой приватизация государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК). Она распространяется только на имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, т.е. мыслима лишь для публичных, а не частных собственников, и уже в силу этого не может рассматриваться в качестве общего ос­нования прекращения права собственности. Вместе с тем она всег­да становится основанием возникновения права частной собствен­ности (граждан и юридических лиц). Приватизация проводится по решению самого публичного собственника и предполагает по­лучение им определенной платы за приватизированное имущест­во. Ее объектами является имущество, в основном недвижимое, прямо указанное в этом качестве в законе. Наконец, она может производиться только в порядке, предусмотренном законами о при­ватизации, а не общим гражданским законодательством.1

Право собственности на вещь прекращается также с ее гибелью или уничтожением, поскольку при этом исчезает сам объект дан­ного права. Иное дело причины, по которым это произошло. В случае гибели вещи
подразумевается, что это произошло при от­сутствии чьей-либо вины, в силу случайных причин или действия непреодолимой силы, за результаты которых никто, как правило, не отвечает. Тогда риск утраты имущества по общему правилу ле­жит на самом собственнике (ст. 211 ГК). Если же вещь уничтоже­на по вине иных (третьих) лиц, они несут перед собственником имущественную ответственность за причинение вреда.

Принудительное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества допустимо только в случаях, прямо перечисленных п. 2 ст. 235 ГК. Перечень таких случаев сформулирован исчерпываю­щим образом, не допускающим его расширения даже иным зако­ном. В этом состоит одна из важных гарантий прав собственника. Конкретные основания изъятия имущества у собственника поми­мо его воли и в этих случаях должны быть прямо предусмотрены законом.

Изъятие имущества у собственника в названных случаях по общему правилу производится на возмездных основаниях, т.е. с компенсацией собственнику стоимости изымаемой вещи (вещей). Оно допускается: 1) при отчуждении имущества, которое не может принадлежать данному лицу в силу запрета, имеющегося в законе (вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте); 2) при отчуждении недвижимости (зданий, строений и т.п.) в связи с изъятием земельного участка; 3) при выкупе бесхозяйственно содержимых культурных ценностей; 4) при выкупе домашних животных в случаях ненадлежащего обраще­ния с ними; 5) при реквизиции имущества; 6) при выплате компенсации участнику долевой собственности взамен причитающейся ему части общего имущества при ее несоразмернос­ти выделяемой доле; 7) при приобретении права собственности на недвижимость по реше­нию суда в случаях невозможности сноса здания или сооружения, на­ходящихся на чужом земельном участке; 8) при выкупе земельного участка для государственных или муниципаль­ных нужд в соответствии с решением суда; 9) при изъятии у собственника земельного участка, используемого им с грубым нарушением предписаний законодательства; 10) при продаже с публичных торгов по решению суда бесхозяйственно содержимого жилого помещения; 11) при национализации имущества собственников в силу принятия спе­циального закона.

Следует подчеркнуть, что практически в одном из перечислен­ных случаев речь может идти об изъятии имущества из собствен­ности государства или иного публично-правового образования (выплата компенсации участнику долевой собственности). Все ос­тальные ситуации касаются возможности принудительного прекра­щения частной собственности граждан или юридических лиц. По­этому речь здесь почти всегда идет о возможностях изъятия имущества у частных собственников.

Прекращение права собственности на имущество, которое не может принадлежать данному лицу в силу закона (ст. 238 ГК), имеет в виду прежде всего защиту публично-правовых интересов. Речь идет о тех видах имущества, которые по прямому указанию закона либо изъяты из оборота, т.е. могут находиться исключительно в государственной собственности, либо ограничены в обороте, в част­ности подлежат приобретению лишь по специальному разреше­нию государственных органов. Если такого рода имущество (на­пример, оружие, сильнодействующие яды и наркотики, валютные ценности и т.д.) оказалось у владельца незаконно, то, разумеется, никаких вещно-правовых последствий, тем более права собствен­ности, это обстоятельство не порождает. Но если данные вещи оказались у частного собственника на законном основании (на­пример, оружие или валютные ценности перешли от одного граж­данина к другому в порядке наследования по закону либо от одно­го юридического лица к другому при реорганизации), однако само это лицо по закону лишено возможности обладать ими на праве собственности, эти вещи подлежат принудительному отчуждению.

Владелец такого имущества вправе сам произвести его отчуж­дение любым допускаемым законом способом (разумеется, управомоченному на приобретение в собственность лицу) в течение года, если только специальным законом не предусмотрен иной, как правило более краткий, срок. Если этого не произошло, суд может принять решение либо о принудительной продаже такого имущес­тва, либо о его передаче в государственную или муниципальную собственность. Содержание такого решения определяется прежде всего характером и назначением соответствующей вещи. Очевид­на, например, нецелесообразность принудительной продажи с пуб­личных торгов оружия или сильнодействующих ядов при отсутст­вии у их владельца специального разрешения на их хранение или использование. Такие объекты в данной ситуации просто перейдут в публичную собственность. Однако в обоих случаях бывший соб­ственник вправе требовать компенсации за утраченное имущест­во (либо в виде вырученной от продажи суммы за вычетом необхо­димых расходов по реализации вещи, либо в виде определенной судом компенсации).

Особый случай принудительного изъятия недвижимого иму­щества предусмотрен ст. 239 ГК. Речь здесь идет о ситуациях, ког­да земельный участок (либо участок недр, акватории и тому подоб­ных природных объектов) изымается у частного собственника в публично-правовых интересах, например для прокладки магистра­ли, строительства каких-либо объектов и т.п. Если на таком участ­ке находятся здания, сооружения или иное недвижимое имущест­во, собственник этих объектов (который вовсе не обязательно совпадает в одном лице с собственником земельного участка) впра­ве получить за них соответствующую компенсацию.1

Для такого частного собственника закон предусматривает сле­дующие гарантии.

Во-первых, выкуп у него такого недвижимого имущества либо его про­дажа с публичных торгов возможны только по решению суда, но не в административном порядке.

Во-вторых, обязательным условием изъятия является доказанность в суде невозможности использования изымаемого участка без прекра­щения прав собственника находящейся на участке недвижимости. В-третьих, земельное и иное законодательство может предусмотреть альтернативу изъятию в виде
переноса зданий или сооружений на новый участок за счет средств того, в чьих интересах производится изъятие, либо строительства за его счет новых аналогичных сооруже­ний.

Принудительный выкуп у частного собственника бесхозяй­ственно содержимых культурных ценностей допускается при на­личии следующих условий (ст. 240 ГК). Прежде всего, дело долж­но касаться не любых, а только особо охраняемых государством культурных ценностей. Далее, в судебном порядке требуется уста­новить не только факт бесхозяйственного содержания этих цен­ностей, но и реальную угрозу утраты ими своего значения в результате соответствующего бездействия или действий их соб­ственника. Это касается только частных собственников, ибо бес­хозяйственное содержание особо охраняемых государством куль­турных ценностей не может стать основанием для их изъятия у публичного собственника и передачи собственнику частному (на­пример, какой-либо общественной организации), поскольку речь тогда шла бы об их приватизации, не предусмотренной законом. Наконец, и при наличии указанных выше обстоятельств, подтвер­жденных в судебном порядке, собственник изымаемых культурных ценностей все равно получает за них компенсацию – либо в виде вырученной от их продажи суммы, либо в виде иной компенсации, установленной по соглашению с выкупающим их органом государ­ства или решением суда.

Реквизиция, т.е. предусмотренное законом принудительное изъятие у частного собственника его имущества по решению госу­дарственных органов в неотложных общественных интересах и с обязательной компенсацией, представляет собой традиционное для всякого правопорядка основание прекращения частной соб­ственности граждан и юридических лиц.

В настоящее время их правовой режим определяется Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержден­ным Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 г. № 14871, и Положением о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденным постановле­нием Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1143.1

Реквизиция допустима только в обстоятельствах, носящих чрез­вычайный характер (стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпи­зоотии и т.п.), и может производиться исключительно в интересах общества. Такое изъятие допустимо по решению государственных, но не муниципальных органов и не требует, следовательно, обяза­тельного судебного решения.

Порядок и условия изъятия имущества путем реквизиции долж­ны определяться специальным законом. В качестве дополнитель­ных гарантий защиты интересов собственника реквизированного имущества п. 2 и 3 ст. 242 ГК предусматривают, во-первых, воз­можность судебного оспаривания размера компенсации, выплачен­ной за реквизированное имущество; во-вторых, возможность ис­требования по суду сохранившегося реквизированного имущества при отпадении обстоятельств, послуживших основанием для его реквизиции.

Действующий закон не исключает возможности национализа­ции.

Национализация есть обращение в государственную собственность имущества, находящегося а частной собственности граждан и юридических лиц (п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК). Она, однако, может осуществляться лишь на основании спе­циального федерального закона и с возмещением собственнику не только стоимости вещи (имущества), но и всех причиненных этим убытков.

Лишь в двух случаях закон допускает безвозмездное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества помимо его воли.

Во-первых, это обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам (поскольку ст. 24,56 и 126 ГК допускают обраще­ние взыскания кредиторов на имущество собственников-должников). Во-вторых, конфискация имущества собственника в соответствии со ст. 243 ГК.

Обращение взыскания на имущество собственника по его дол­гам по общему правилу допустимо только на основании судебного решения. Но законом могут быть предусмотрены случаи такого рода взысканий и во внесудебном порядке, например при обраще­нии взыскания на имущество по требованиям налоговых органов. Не исключено их возникновение и по договору, например при об­ращении залогодержателем взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке – по нотариально удостоверенному со­глашению с залогодателем (абз. 2 п. 1 ст. 349 ГК). Право собствен­ности на такое имущество прекращается у прежнего владельца с момента возникновения права собственности на него у приобре­тателя. До этого момента собственник-должник несет и риск, и бремя собственности.

Определенное имущество публичных собственников как участ­ников гражданского оборота тоже может стать объектом взыска­ния со стороны их кредиторов, в том числе в порядке исполнения судебного решения. Внесудебный порядок погашения долгов пуб­личными собственниками может быть связан и с принятием их органами властных (нормативных) актов, как это, например, име­ло место при погашении обязательств по различным государствен­ным займам.

Другим основанием принудительного изъятия имущества у собственника без компенсации является его конфискация.

Конфискация представляет собой санкцию, примененную к частному собственнику в установленном законом порядке за совершение им правонарушения (ст. 243 ГК).

Такая санкция может быть применена к частному собственни­ку за совершение уголовного преступления (в соответствии с правилами конкретных норм Уголовного кодекса) либо иного пра­вонарушения (обычно – административного). Едва ли не един­ственный случай применения конфискационной санкции за граж­данское правонарушение предусматривает правило ст. 169 ГК, устанавливающей возможность безвозмездного изъятия имущест­ва в доход государства в случае умышленного совершения сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности.

По общему правилу конфискация осуществляется в судебном порядке. Административный порядок конфискации может преду­сматриваться законом (например, при изъятии предметов контра­банды таможенными органами, незаконных орудий охоты и ло­ва – органами охраны природы и т.д.). Однако в этом случае изъ­ятие может быть обжаловано в суд, даже если оно произведено на основании норм административного, а не гражданского законода­тельства, поскольку этим затрагивается право собственности, со­держание и многие гарантии которого устанавливает именно граж­данский закон.



1 П.1 Указа Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» // СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2240

2 Закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3594

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301

1 Морозова Л.А. Государство и собственность (проблемы межотраслевого института) // Государство и право.1996. №12. С. 25

1 Закон РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества» // СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3595

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301

1 Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. №1487 «Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» // САПП РФ. 1992. №23. Ст. 1961

1 Постановле­ние Правительства РФ от 6 октября 1994 г. №1143 «Положение о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. №25. Ст. 2710

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!