Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Жилищное право»»

/ Гражданское право
Лекция, 

Оглавление

Лекция 9. Основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма.

 

          1. Понятие и общая характеристика договора социального найма.

          2. Нуждаемость в улучшении жилищных условий. Порядок признания гражданина малоимущим. Иные категории граждан, которые могут претендовать на получение жилья.

          3. Порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся. Основания и порядок снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

          4. Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма. Очередное и внеочередное предоставление жилых помещений

          5. Понятие учетной нормы и нормы предоставления.

          6. Порядок предоставления освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах.

         

           

                    1. Понятие и общая характеристика договора социального найма.

 

          По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом РФ (ст. 60 ЖК РФ).

 

          Договор социального найма может быть охарактеризован как консенсуальный (для его заключения достаточно согласования существенных условий договора, а именно о предмете (т. е. жилом помещении) и о нанимателе), возмездный, двухсторонний, взаимный.

 

Основные особенности договора социального найма состоят в следующем:

          1) объектом договора является изолированное жилое помещение, что не обязательно для договора коммерческого найма;

          2) объект договора социального найма находится в жилищном фонде социального использования (государственном или муниципальном фонде);

          3) в качестве наймодателя выступает орган государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или местного самоуправления;

  4) в качестве нанимателя выступает физическое лицо; Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

          5) по требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении;

          6) проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем;

  7) договор социального найма жилого помещения, как правило, носит возмездный характер, т.е. наниматель по такому договору обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая в данном случае включает в себя:

а) плату за пользование жилым помещением (плату за наем);

б) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; в) плату за коммунальные услуги

  8) договор социального найма заключается без установления срока его действия на основании решения уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления.

 

Существенными условиями договора социального найма жилого помещения являются:

а) условия о том, что жилое помещение используется по назначению (ст. 61 ЖК);

б) условия о порядке предоставления и об оплате коммунальных услуг (ст. 65, 153 ЖК);

в) условия о ремонте жилого помещения (ст. 65 и 67 ЖК);

г) иные условия, предусмотренные существенными нормами ЖК, другими законами, иными правовыми актами, а также условия, на включении которых в договор настаивает одна из сторон (ст. 432 ГК);

5) форма договора социального найма жилого помещения - только письменная (ст. 63 ЖК);

6) срок договора социального найма жилого помещения не относится к числу существенных условий. Более того, согласно ч. 2 ст. 60 данный договор заключается без установления срока его действия;

7) перечень граждан, постоянно проживающих в жилом помещении вместе с нанимателем.

          Предметом договора социального найма должно быть изолированное жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) пригодное для постоянного проживания и соответствующее санитарно-техническим, гигиеническим и иным требованиям и нормам. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 ст. 59 ЖК РФ.

  Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 62 ЖК РФ).

          Договор социального найма заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 63 ЖК РФ). Нотариальная форма договора и требования государственной регистрации договора социального найма жилого помещения законодательством не предусмотрены. Субъекты РФ не вправе утверждать свои типовые договоры социального найма жилого помещения;

          Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством РФ. Переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжения или изменения условий договора социального найма (ст. 64 ЖК РФ).

Жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. При этом, как правило, не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов. Такое заселение возможно только с их согласия.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

В случае предоставления по договору социального найма квартиры, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, наниматель и члены его семьи вправе требовать от наймодателя зачета понесенных ими расходов на устранение недостатков в счет платежей за квартиру и коммунальные услуги, за исключением расходов на материалы, использованные для текущего ремонта квартиры (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2005 г.).

Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств. На основании ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое оно представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний.

Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. При этом, как правило, не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов. Такое заселение возможно только с их согласия.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

В случае предоставления по договору социального найма квартиры, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, наниматель и члены его семьи вправе требовать от наймодателя зачета понесенных ими расходов на устранение недостатков в счет платежей за квартиру и коммунальные услуги, за исключением расходов на материалы, использованные для текущего ремонта квартиры (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2005 г.).

Следует обратить внимание на то, что жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств. На основании ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний.

Специальное "многоступенчатое" правило  содержится в ст. 59 ЖК РФ по поводу освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире. Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

 

Стороны договора социального найма

Наймодатель - органы местного самоуправления и муниципальные организации в отношении муниципального жилищного фонда, а также государственные организации в отношении государственного жилищного фонда.

          Наниматель -  граждане РФ, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

                    Сторонами данного договора являются:

а) гражданин. Речь идет о гражданине, который:

- может быть признан нанимателем жилого помещения по договору социального найма, т.е. относится к малоимущим или нуждающимся в жилых помещениях;

- был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке, предусмотренном в ст. 52 ЖК, и не был снят с такого учета к моменту заключения договора;

- является именно гражданином РФ. Дело в том, что такие помещения по договорам социального найма не предоставляются (если иное не предусмотрено действующим для РФ международным договором) иностранным гражданам и лицам без гражданства (ч. 5 ст. 49 ЖК);

б) РФ, или субъект РФ, или муниципальное образование как собственники жилого помещения. Дело в том, что:

- по договору социального найма жилое помещение предоставляется только из состава государственного (в том числе федерального и субъектов РФ) и (или) муниципального жилищных фондов (см. об этом комментарий к ст. 19 ЖК);

- от имени собственника жилого помещения действует либо уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, либо уполномоченный госорган субъектов РФ, либо ОМСУ (если жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду);

 

2. Нуждаемость в улучшении жилищных условий. Порядок признания гражданина малоимущим. Иные категории граждан, которые могут претендовать на получение жилья.

 

Основания нуждаемости в улучшении жилищных условий

 

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ признание граждан нуждающимися в жилье является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма. Основаниями для такого признания служат:

 

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378
"Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире"

 

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

С 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренные Жилищным кодексом (ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"). Однако граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на данном учете до получения жилых помещений по договорам социального найма. Иными словами, если гражданин не является малоимущим и до 1 марта 2005 г. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то он не утратит право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Малоимущие граждане - это граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами.

Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (см. п. 3 ст. 13 Кодекса). Ориентиром здесь могут служить, например, положения ФЗ от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512

 

 

Малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, по договору социального найма предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.

В соответствии с ч. 9 ст. 156 Кодекса граждане, признанные в установленном порядке малоимущими, проживающие по договору социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем). Таким образом, указанной категории граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в пользование фактически бесплатно. Однако полезно обратить внимание на то, что при бесплатном предоставлении жилого помещения наниматель освобождается от внесения платы только за пользование таким помещением, но не от обязанности оплачивать содержание и ремонт жилого помещения, а также вносить коммунальные платежи. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в ст. 154 Кодекса.

Нельзя не обратить внимания на то, что согласно ст. 49 Кодекса основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут устанавливаться не только Кодексом, но также другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Представляется, что все такие основания было целесообразно исчерпывающим образом определить именно в Кодексе, ограничив возможность нормотворчества по этому вопросу. Поскольку этого не сделано, нетрудно предположить, что люди, нуждающиеся в жилом помещении по объективным основаниям, указанным в Кодексе (см. ст. 51), могут быть "оттеснены" в очереди на получение жилья теми категориями граждан, жилищные интересы которых пролоббированы на федеральном и региональном уровнях.

 

3. Порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся. Основания и порядок снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 

Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Само принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений указанных граждан, поданных ими по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

 

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления  на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Вместе с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. К заявлению могут прилагаться:

- документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.);

- документы, необходимые для признания гражданина малоимущим (рекомендуется запрашивать после признания гражданина нуждающимся в жилом помещении);

- документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении;

- выписка из домовой книги;

- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.);

- выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией;

- справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя;

- иные документы при наличии необходимости.

Документы представляются в копиях с одновременным представлением оригинала.

Гражданину выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов и не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения. Орган местного самоуправления, принявший указанное решение, выдает гражданину, подавшему соответствующее заявление, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должен устанавливаться субъектом РФ.

Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

 

В соответствии с п. 1 ст. 54 отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в следующих перечисленных исчерпывающим образом (иначе говоря, ни субъекты РФ, ни ОМСУ не вправе устанавливать иные основания для такого отказа) случаях:

1) если гражданин не представил в орган, осуществляющий принятие на учет :

а) заявление о принятии на учет;

б) документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Например:

- копию финансового лицевого счета на занимаемую площадь;

- выписку из домовой книги;

- справку о проверке жилищных условий;

- справку о регистрации по адресу;

- копию карточки учета для собственников квартиры;

- копию ордера жилого помещения (если он был);

- справку о составе семьи;

- иные документы, предусмотренные нормативными актами г. Москвы;

2) если гражданин представил документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, если он представил документы (свидетельство о праве собственности на квартиру, договор мены и т.п.) о том, что является владельцем двух благоустроенных квартир);

3) если не истек установленный 5-летний срок со дня, когда гражданин совершил намеренные действия, в результате которых он ухудшил свои жилищные условия в целях признания его нуждающимся в жилом помещении.

Решение об отказе в принятии на учет:

1) принимается только уполномоченным органом. Чаще всего это ОМСУ.

2) должно быть законным и обоснованным. Это решение обязательно должно содержать ссылку на то, что:

а) гражданин нарушил требования п. 1-3 ч. 1 ст. 54;

б) отсутствуют основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма;

3) должно соответствовать форме, утвержденной Правительством РФ или субъектом РФ. Впредь до утверждения такой формы решение составляется в письменной форме и должно содержать сведения, прямо указанные в ст. 54, иных нормах ЖК;

4) выдается на руки гражданину (при личной явке последнего за этим документом) либо направляется ему по почте (заказным почтовым отправлением) не позднее чем через 3 рабочих дня (т.е. из подсчета следует исключить выходные и нерабочие праздничные дни), отсчитываемых со следующего рабочего дня после дня принятия решения;

5) может быть обжаловано гражданином в судебном порядке. Эти споры подсудны районным судам (ст. 23-24 ГПК) в случаях, когда решение об отказе принято не ОМСУ, а иным госорганом, подсудность таких дел определяется по правилам ст. 25-27 ГПК (например, военнослужащий, которого решением об отказе в принятии на учет не признали нуждающимся в жилом помещении, может обжаловать это решение в военный суд).

Статья 55 ЖК предусматривает сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

 

Право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении:

1) у гражданина возникает с момента вынесения решения о принятии его на такой учет.

Данное решение (оно выносится в письменной форме):

а) должно соответствовать требованиям ст. 52 ЖК;

б) направляется гражданину по почте либо вручается ему на руки (если он лично явился за получением документа). Документ, подтверждающий принятие упомянутого решения, выдается (направляется) гражданину не позднее чем через 3 рабочих дня после принятия решения;

2) сохраняется у гражданина (получившего указанный выше документ) вплоть до:

а) получения им жилого помещения в соответствии с договором социального найма;

б) выявления оснований для снятия с учета. К таким основаниям относятся:

- подача гражданином заявления о снятии с учета;

- утрата оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма;

- выезд на место жительства в другое муниципальное образование (однако такой выезд не относится к основаниям для снятия с учета в г. Москве и Санкт-Петербурге);

- получение бюджетных средств гражданином на приобретение или строительство им жилого помещения;

- предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома;

 

Решение о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении может быть принято лишь органом, который ранее принял решение о принятии гражданина на такой учет. Чаще всего это ОМСУ, но в ряде случаев такое решение принимают и уполномоченные госорганы.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 54). допускается в случаях, если:

- не представлены документы, о которых говорилось выше;

- представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- не истек пятилетний срок с тех пор, когда граждане намеренно ухудшили свои жилищные условия.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа. Данное решение выдается гражданину, подавшему соответствующее заявление, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета (ст. 55 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 56 ЖК РФ снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях производится в случаях:

- подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

- утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

- их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

- предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

- выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

          Решение о снятии с учета должен вынести орган, принимавший таких граждан на учет, не позднее тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, послуживших основанием принятия подобных решений. В данном решении должна быть указана причина снятия с учета и обязательная ссылка на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст. 56 ЖК РФ. Решения о снятии с учета выдаются или направляются гражданам не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия могут быть обжалованы гражданами в судебном порядке.

 

4. Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма. Очередное и внеочередное предоставление жилых помещений

          В соответствии с частью 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением следующих случаев.

          Вне очереди жилые помещения предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

5. Понятие учетной нормы и нормы предоставления

 

Ранее статья 38 Жилищного кодекса РСФСР устанавливала норму жилой площади в размере 12 квадратных метров на одного человека. Эта норма была предельным размером предоставляемой жилой площади. На практике жилое помещение предоставляется гражданам Российской Федерации в размере от 9 до 12 кв. м. В некоторых регионах предоставление жилья осуществлялось по общей площади, в качестве "социальной нормы площади жилья".

Действующее законодательство предусматривает следующие виды жилищных норм:

норма предоставления (норма предоставления жилой площади по договору социального найма);

учетная норма (норма для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий);

социальная норма (стандарт социальной нормы для расчета компенсаций по оплате жилья коммунальных услуг).

Норма предоставления - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

 

Под учетной нормой площади жилого помещения понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

 

Например, в Москве норма  составляет 18 кв. м общей площади на одного человека, а норма постановки на учет для улучшения жилищных условий - 10 кв. м общей площади на каждого проживающего. В г. Благовещенске размер учетной нормы жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, и иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 кв. м общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.В г. Кемерово в соответствии с Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28 октября 2005 г. N 274 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" учетная норма составляет 10 кв.м. общей площади на одного человека, а норма предоставления  - 14 кв.м. общей площади на одного человека.

 

 

 

6. Порядок предоставления освободившихся жилых помещений

в коммунальных квартирах.

 

 

Освободившееся помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

При отсутствии в коммунальной квартире указанных граждан освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления. При отсутствии в коммунальной квартире таких граждан освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

 

При отсутствии в коммунальной квартире всех указанных выше категорий граждан вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в общем порядке.

 

Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире

 

 Анализ ст. 59 позволяет сделать ряд выводов. Освободившееся в коммунальной квартире жилое помещение (т.е. в квартире, где проживает несколько нанимателей и (или) собственников):

          1) предоставляется прежде всего гражданину, который (на момент освобождения жилого помещения):

          а) проживает фактически в такой коммунальной квартире;

          б) является нанимателем и (или) собственником другого жилого помещения в этой же квартире;

          в) признан малоимущим (но только для целей жилищного законодательства и нуждающимся в жилом помещении;

          г) подал письменное заявление о предоставлении ему освободившегося жилого помещения;

          2) при отсутствии вышеперечисленных граждан предоставляется гражданам:

          а) являющимся нанимателями и (или) собственниками других жилых помещений в этой квартире;

          б) фактически проживающим в этой квартире на момент освобождения жилого помещения;

          в) которые могут быть признаны (в соответствии со ст. 49 ЖК) малоимущими;

          г) которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи  менее нормы предоставления;

          д) подавшим письменное заявление о предоставлении освободившегося жилого помещения;

          3) при отсутствии и таких граждан предоставляется (путем заключения договора купли-продажи квартиры, в соответствии со ст. 549-558 ГК) любым гражданам (а не только проживающим в указанной коммунальной квартире), которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их письменного заявления.

          При отсутствии всех категорий граждан, указанных выше, вселение в освободившееся помещение осуществляется на основании договора социального найма в общеустановленном порядке.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!