Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Жилищное право»»

/ Гражданское право
Лекция, 

Оглавление

Непосредственное управление собственниками

помещений в многоквартирном доме

 

Собственники помещений в многоквартирном доме могут осуществлять управленческую деятельность по организации эффективного использования своего имущества непосредственно. В этом случае таким собственникам необходимо руководствоваться правилами раздела II Кодекса. В частности, управленческие правомочия собственников помещений опосредуются в деятельности такого органа управления, как общее собрание собственников помещений в многоквартирном. 

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать в рамках способа непосредственного управления многоквартирным домом несколько путей реализации своего решения.

Во-первых, все текущие вопросы управления могут решаться на общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме.

Во-вторых, собственники помещений в многоквартирном доме могут распределить между собой текущие обязанности по управлению своим домом с обязательным принятием окончательных решений в рамках процедур проведения общих собраний собственников помещений, установленных гл. 6 ЖК РФ.

В-третьих, названные собственники могут в соответствии с ч. 3 ст. 164 ЖК РФ выбрать одно управомоченное лицо из своего числа или пригласить иное лицо (не из числа собственников), которое вправе действовать в отношениях с третьими лицами от имени собственников помещений в многоквартирном доме.

 

Собственникам помещений предоставляется два варианта участия в его управлении - лично или через своих представителей.

Первый вариант предполагает, что собственники самостоятельно вступают в прямые договорные отношения с организациями, предоставляющими жилищные и коммунальные услуги.

Второй вариант предполагает, что в договорные отношения с организациями, предоставляющими жилищные и коммунальные услуги, собственники вступают через своего представителя. В этом случае они в порядке ст. 44-48 принимают решение делегировать представителю собственников помещений свои полномочия на заключение договоров с организациями, предоставляющими жилищные и коммунальные услуги.

 

          Согласно п. 1 ст. 164 ЖК РФ, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг содержания и (или) выполнения работ по ремонту общего имущества дома с лицами, занимающимися соответствующими видами деятельности, собственники помещений заключают на основании решений общего собрания указанных собственников.

 

На каждый вид работ или услуг по содержанию и (или) ремонту общего имущества дома (или их совокупность) с организацией-исполнителем заключается только один договор. Стороной таких договоров выступают все или большинство собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, все или большинство собственников должны будут подписаться под одним договором на стороне заказчика работ и (или) услуг (под большинством понимается собственники, доля которых в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома составляет более 50 % процентов).

 

Согласно п. 3 ст. 164 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может принять решение о том, чтобы интересы собственников в отношениях с третьими лицами представлял либо:

- один из собственников помещений в таком доме (действует без доверенности на основании решения общего собрания собственников);

- иное лицо, действующее на основании доверенности, выданной ему в письменной форме всеми или большинством собственников помещений в таком доме (под большинством понимается собственники, доля которых в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома составляет более 50 % процентов).

 

В пункте 1 ст. 164 ЖК РФ речь идет о ремонтно-эксплуатационных договорах (договоры об обслуживании внутридомовых инженерных систем, уборке, о вывозе мусора, эксплуатации лифтового оборудования и т.п.).

 

В свою очередь, п. 2 ст. 164 ЖК РФ регулируется порядок оформления договоров ресурсоснабжающих - договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Такие договоры при непосредственном управлении многоквартирным домом заключаются каждым собственником помещений от своего имени.

Внесение коммунальных платежей осуществляется каждым собственником индивидуально.

 

При непосредственном управлении: 

- управление многоквартирным домом и согласование воли собственников при непосредственном управлении осуществляется на общем собрании собственников помещений в этом доме;

- при этом реализация принятого решения о непосредственном управлении многоквартирным домом носит индивидуально-коллективный характер - эксплуатационные договоры подписываются собственниками коллективно (один договор подписывается всеми собственниками на стороне заказчика), а ресурсоснабжающие договоры подписываются каждым собственником отдельно.

 

1.2. Управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом

 

Управление многоквартирным домом может осуществлять юридическое лицо, объединяющее собственников помещений в многоквартирном доме и (или) иных лиц. Такую деятельность в пределах своей специальной правоспособности могут осуществлять товарищество собственников жилья (ст. ст. 135 - 152 Кодекса) либо жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив (ст. ст. 110 - 134 Кодекса) или иной специализированный потребительский кооператив. Речь идет, в частности, о жилищных накопительных кооперативах, деятельность которых Кодекс не регулирует: соответствующие отношения подчиняются общим нормам ГК РФ о юридических лицах и потребительских кооперативах, а также правилам специального ФЗ № 215-ФЗ от 30.12.2004 "О жилищных накопительных кооперативах". Порядок создания и деятельности, а также права и обязанности членов иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых для удовлетворения потребностей граждан в жилье, определяются специальными федеральными законами.

В соответствие с ст. 110 ЖК РФ под жилищными и жилищно-строительными кооперативами признаются добровольные объединения граждан и/или юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. И если члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома (п. 2 ст. 110 ЖК РФ), то члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома (п. 3 ст. 110 ЖК РФ). Член жилищного кооператива приобретает право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в случае выплаты паевого взноса полностью (п. 4 ст. 218 ГК РФ, п. 1 ст. 129 ЖК РФ).

 

 

На отношения собственности в многоквартирном доме в жилищном кооперативе при условии полностью выплаченного паевого взноса хотя бы одним членом жилищного кооператива распространяется действие главы 6 ЖК РФ "Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников".

Согласно ст. 122 ЖК РФ жилищный кооператив по решению общего собрания его членов (конференции) может быть преобразован в товарищество собственников жилья.

 

Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

 

В научной литературе предметом споров является вопрос об организационно-правовой форме товарищества собственников жилья. Одни ученые считают его видом потребительского кооператива, другие - самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. Представляется, что особенности товарищества собственников жилья позволяют прийти к выводу о том, что оно является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица.

 

В отличие от других способов управления многоквартирным домом необходимо, чтобы решение о создании товарищества собственников жилья было принято более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме (п. 3 ст. 135 ЖК РФ, п. 1 ст. 136 ЖК РФ), тогда как для других способов управления необходимо превышение 25% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Представляется, что вопрос о необходимом числе голосов для выбора способа управления многоквартирным домом должен быть урегулирован в ЖК РФ одинаково. И в любом случае такое решение должно приниматься более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

 

Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья (п. 1 ст. 136 ЖК РФ).

 

 

Выбирая ТСЖ в качестве способа управления многоквартирным домом, собственники помещений выражают доверие тем людям, которых избирают в правление товарищества. Доверие собственников предполагает, что правление будет самостоятельно определять, каким образом должно осуществляться управление домом. Поэтому не исключено, что все функции по управлению будут переданы профессиональной управляющей организации, если правление ТСЖ посчитает такой способ управления наиболее эффективным. В этом случае управляющая организация несет полную ответственность перед товариществом, а ТСЖ - перед своими "избирателями", то есть собственниками помещений в доме.

 

Товарищество собственников жилья заключает договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества (п. 1 ст. 137 ЖК РФ), а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества (ст. 138 ЖК РФ).     Стороной таких договоров является само товарищество собственников жилья, от имени которого их подписывает председатель правления товарищества собственников жилья с обязательным одобрением правления товарищества (п. 4, 6 ст. 148, п. 2 ст. 149 ЖК РФ). Если такого одобрения для совершения таких сделок не было получено, то такая сделка может быть признана недействительной.

Исходя из смысла ст. 148 ЖК РФ, от имени ТСЖ такой договор вправе заключить правление товарищества. Это означает, что общее собрание членов ТСЖ или общее собрание собственников помещений проводить не нужно. Единственное - председатель правления ТСЖ не вправе самостоятельно, без одобрения правления, заключить указанный договор. В противном случае такой договор будет считаться заключенным с превышением полномочий.

 

Право ТСЖ передать многоквартирный дом в управление профессиональной управляющей организации может быть реализовано в одной из двух форм:

- ТСЖ передает все функции по управлению многоквартирным домом управляющей организации;

- ТСЖ передает управляющей организации часть функций, связанных с управлением многоквартирным домом. Оставшаяся часть функций осуществляется при этом самим товариществом.

 

ЖК РФ предусматриваются две формы отношений товарищества собственников жилья с собственниками помещении в многоквартирном доме:

- отношения членства и

- договорные отношения.

 

Необходимо отметить, что в случае заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом ТСЖ не должно подписывать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями. При такой организации договорных отношений формирование заказа представителями собственников помещений в лице органов управления ТСЖ будет сочетаться с исполнением профессионального управления на основании договора управления многоквартирным домом. В указанном случае все потребляемые в многоквартирном доме коммунальные ресурсы должны подаваться товариществу управляющей организацией (Письмо Минрегиона России от 03.05.2007 N 8326-РМ/07). Однако ответственным перед собственниками остается ТСЖ.

 

Модели взаимодействия ТСЖ и управляющей организации могут быть следующие:

1) управление осуществляется управляющей организацией, а обслуживание и ремонт - наемным штатным персоналом ТСЖ;

2) управление осуществляется управляющей организацией, а обслуживание и ремонт - подрядчиками (физическими или юридическими лицами) по договору (договорам) с товариществом;

3) управление осуществляется управляющей организацией, а обслуживание и ремонт - штатным персоналом управляющей организации;

4) управление осуществляется управляющей организацией, а обслуживание и ремонт - подрядчиками (физическими или юридическими лицами) по договору (договорам) с управляющей организацией.

 

Согласно п. 5 ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и/или взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья. В данном случае достаточно лишь доказать факт членства в товариществе собственников жилья.

 

В случае, если в МКД не создано ТСЖ либо данный дом не управляется ЖК или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем 4 квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется. При этом если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.

 

 Совет многоквартирного дома не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам.

Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир.

 Совет многоквартирного дома:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе.

 Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.

 Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.

 Председатель совета многоквартирного дома:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг.

Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.

Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, которые являются коллегиальными совещательными органами управления многоквартирным домом.

Комиссии собственников помещений в многоквартирном доме избираются по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или по решению совета многоквартирного дома.

 

 

1.3. Управление многоквартирным домом

управляющей организацией 

 

Управление многоквартирным домом при наличии соответствующего решения собственников помещений в таком доме может осуществлять управляющая организация. 

          Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством России, проводит открытый конкурс отбора управляющей организации, если в течение года до дня проведения конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления домом или если принятое решение о выборе способа управления не было реализовано. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 ст. 161 ЖК РФ, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений обязаны заключить договор управления домом с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 ГК РФ.

 

Для применения указанного способа общее собрание собственников должно принять решения:

-  об избрании способа управления управляющей организацией;

- избрании конкретной управляющей организации;

- условиях договора управления с этой управляющей организацией.

 

Понятие управляющей организации закреплено в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.

Под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

 

Решение общего собрания собственников о выборе управляющей организации и условиях подлежащего заключению с ней договора управления принимается большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме и обязательно для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании (подп. 4 п. 2 ст. 44, п. 1 и п. 5 ст. 46 ЖК РФ).

 

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Это значит, что ни общее собрание собственников, ни ТСЖ, ни жилищный кооператив не вправе заключить новый договор об управлении домом с какой-либо организацией, если действует договор, заключенный с другой управляющей организацией.

 

Между управляющей организацией и каждым собственником помещений заключается договор управления на одинаковых для всех условиях, утвержденных решением общего собрания собственников (п. 1 и п. 4 ст. 162 ЖК РФ).

 

Спорным является вопрос о том, обязательно ли заключение договора управления с управляющей организацией для всех собственников помещений в многоквартирном доме. В силу п. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания о заключении такого договора обязательно для всех собственников. Вправе ли управляющая организация требовать заключения договора управления от уклоняющихся собственников в силу п. 4 ст. 445 ГК РФ? Целесообразно распространить на такие случаи действие п. 5 ст. 161 ЖК РФ или прямо указать на обязанность собственников заключать договоры управления с управляющей организацией в порядке, предусмотренном ст. 445 ГК РФ.

 

Управляющая организация обязана приступить к выполнению договора не позднее чем 30 дней со дня его подписания, если иное не установлено этим договором.

При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме договор управления заключается с каждым собственником помещения на условиях, указанных в решении собрания

Согласно п. 10 ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья, либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, либо, в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме, одному из собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, либо, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

 

1.    Договор управления многоквартирным домом

 

          Договор управления многоквартирным домом - это сравнительно новый вид договора в жилищном праве. Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал такого договора. К нему применяются нормы и жилищного, и гражданского законодательства.

          Договор управления  - смешанный договор, который включает в себя элементы  договора о выполнении работ (подрядный договор) и возмездного оказания услуг управления жилищным фондом.

  В ЖК РФ договору управления многоквартирным домом посвящена отдельная ст. 162 ЖК РФ. Это свидетельствует о признании договора управления самостоятельным договорным типом (видом). Договор управления представляет собой один документ, подписанный сторонами.

         

          Согласно ч. 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в указанном доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.  

         

          Стороны договора - собственники помещений в многоквартирном доме, в том числе органы государственной власти и местного самоуправления, являющиеся собственниками государственного и муниципального жилищного фондов, и управляющая организация, избранная собственниками помещений или по конкурсу, проведенному органами местного самоуправления.

 

Форма договора

  Договор управления многоквартирным домом должен быть оформлен в простой письменной форме. Необходимости нотариального удостоверения или иной специальной регистрации законодатель для данного договора не предусмотрел.

          Условия и порядок изменения или расторжения договора управления определяются главой 29 ГК РФ. Например, в соответствии со статьями 450, 451 ГК РФ изменить или расторгнуть договор можно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, существенном изменении обстоятельств (ст. 451 ГК РФ) и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или договором. Договор изменяется и расторгается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

 

В зависимости от деления гражданско-правовых договоров на виды по различным основаниям договор управления является:

1) двусторонним договором.

Контрагентом управляющей организации могут являться:

- или собственники помещений,

или ТСЖ, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, -

-  в случае, указанном в ст. 163 ЖК РФ, - единолично муниципальное образование, субъект РФ или Российская Федерация.

 

Как документ договор управления подписывается:

- или единоличным собственником помещения,

- или всеми участниками общей совместной собственности,

- или одним участником общей совместной собственности на помещение,

- или всеми участниками общей долевой собственности на помещение,

-или по отдельности каждым участником общей долевой собственности на помещение.

 

В ч. 5 ст. 46 ЖК РФ нет указания на обязательность заключения договора управления для собственника помещения и для управляющей организации - речь идет об обязательности решения общего собрания. В решении собрания обязательным для всех собственников являются только выбор конкретной управляющей организации и принятые собранием условия договора управления (ч. 2 ст. 161 и ч. 1 ст. 162 ЖК РФ). Поэтому предусмотренное в ст. 445 ГК РФ понуждение к заключению договора в судебном порядке в данном случае применяться не может;

 

2) взаимным договором: обе стороны имеют взаимные права и обязанности по отношению друг к другу, одновременно выступают в качестве и должника, и кредитора. Например, собственник помещения имеет право требовать надлежащего качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг и обязан вносить плату по договору управляющей организации, а с обязанностями управляющей организации по управлению многоквартирным домом корреспондирует ее право требовать от собственников помещений своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

 

3) консенсуальным договором и порождает права и обязанности с момента согласования сторонами его условий. Согласно ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления заключается на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Договор управления многоквартирным домом не является публичным договором, поскольку он не соответствует требованиям нормы ст. 426 ГК РФ.

 

4) возмездным договором. Законодатель установил, что управляющая организация выполняет свои обязательства за плату, в договоре управления необходимо указать порядок определения цены договора, порядок расчета размера платы собственников за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

 

5) казуальным договором, поскольку всегда можно установить юридическую цель совершения сделки - договора управления многоквартирным домом. Такая сделка не может являться абстрактной;

 

6) срочным договором, поскольку это прямо следует из нормы ч. 5 ст. 162 ЖК РФ.

 

Таким образом, договор управления многоквартирным домом - это двухсторонний, взаимный, консенсуальный, возмездный, казуальный, срочный и смешанный договор, содержащий элементы договоров возмездного оказания услуг, подряда, энергоснабжения (предоставления коммунальных услуг). Договор управления многоквартирным домом не является публичным договором, договором присоединения и договором доверительного управления.

 

Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее одного года и не более пяти лет (п. 5 ст. 162 ЖК РФ). Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания (п. 7 ст. 162 ЖК РФ).

 

          При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания.

         

          Условия договора одинаковы для всех собственников помещений. Договор заключается на срок не менее одного года и не более пяти лет. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены.

          Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.

 

  Если в многоквартирном доме созданы ТСЖ и ЖК, то управление этим домом осуществляется с учетом мнения указанных организаций.

Законодатель возложил на управляющую организацию обязанность не позднее чем за тридцать дней до расторжения (прекращения) договора управления многоквартирным домом передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы.

Отчет о выполнении договора управления за предыдущий год управляющая организация обязана представить собственникам помещений в многоквартирном доме в течение первого квартала текущего года. Иной срок представления отчета управляющей организации можно установить в договоре управления.

 

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ и ч. 3 ст. 162 ЖК РФ к существенным условиям договора управления многоквартирным домом следует относить:

1) условия о предмете договора управления, который формулируется в соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ;

2) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

/Исчерпывающий перечень общего имущества в настоящее время не установлен ни в документах технического учета, ни в бухгалтерских балансах организаций, ни в реестре муниципального имущества, ни в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ни в государственном кадастре недвижимости. Для включения в договор управления он составляется самими собственниками или привлеченными ими лицами на основании ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. п. 2 - 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491/.

3) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

/Причем нельзя говорить, что такой перечень предопределен какими-то нормативными правовыми актами. Единственно "правильного" перечня для конкретного многоквартирного дома не существует. Он всегда вырабатывается сторонами договора управления. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" "федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера". Поэтому не могут считаться обязательными для собственников помещений и для управляющей организации Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170. См. об этом в письме Минрегиона России от 14 октября 2008 г. N 26084-СК/14/.

 

4) порядок изменения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

 

5) перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

/В соответствии с п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, "состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги". То есть какой-либо выборки из полного перечня коммунальных услуг не допускается, причем независимо от того, по чьей инициативе такая выборка предлагается/.

 

6) порядок определения цены договора управления;

 

7) порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

/Следует обратить внимание на то, что в ЖК РФ указан не фиксированный размер платы, а формула определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги. Кроме этого, нельзя согласиться с тем, что существенным условием договора управления многоквартирным домом является условие о "содержании (перечне) услуг управляющего". Такая трактовка ч. 3 ст. 162 ЖК РФ противоречит этой норме. В ст. 162 ЖК РФ установлено: "Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме". Необходимо учитывать, что согласно ст. 128 ГК РФ услуги и работы - это различные объекты гражданских прав/.

 

8) порядок определения размера платы за коммунальные услуги;

 

9) порядок внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги;

 

10) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления;

 

11) все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

 

Договор управления многоквартирным домом может быть изменен и/или расторгнут в порядке, установленном гл. 29 ГК РФ и изменен или расторгнут по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон при существенном нарушении договора другой стороной (ст. 450 ГК РФ).

 

К существенным нарушениями договора управления можно отнести:

- неоплату вознаграждения управляющей организации;

- систематические задержки в предоставлении услуг и выполнении работ при управлении многоквартирным домом, связанные с неудовлетворительным исполнением управляющей организацией своих обязательств;

- непредставление управляющей организацией отчета о выполнении договора управления;

- причинение вреда вследствие действий (бездействия) управляющей организации общему имуществу многоквартирного дома.

 

Стороны вправе в договоре управления установить иные случаи существенного нарушения договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

 

Требование об изменении или о расторжении договора управления может быть заявлено заинтересованной стороной в суд только после получения отказа другой стороны от изменения или расторжения договора либо отсутствия ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

 

Решение о расторжении договора управления принимается большинством голосов собственников помещений, принимающих участие в общем собрании. В силу п. 2 ст. 161 ЖК РФ при принятии решения о расторжении договора управления собственники помещений должны избрать иной способ управления многоквартирным домом или другую управляющую организацию.

 

 

Договор управления прекращается только в том случае, если одна из сторон заявит о прекращении договора по окончании срока его действия. Если такого заявления не поступит, договор управления считается продленным на тот же срок и на тех же условиях (п. 6 ст. 162 ЖК РФ). Если стороной договора управления являются собственники помещений, то для прекращения такого договора необходимо, чтобы заявления о прекращении договора были поданы большинством собственников (собственники, владеющие более 50% долей в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома). Договор управления можно считать прекращенным и в том случае, если до момента истечения срока его действия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме будет принято решение о выборе другой управляющей организации, которая будет управлять домом после прекращения договора управления. Такое решение общего собрания равносильно заявлению о прекращении договора управления по окончании срока его действия и должно быть доведено любым из собственников до сведения управляющей организации.

 

Договор управления многоквартирным домом вступает в силу в день его подписания сторонами. По общему правилу, установленному в ч. 7 ст. 162 Кодекса, управляющая организация обязана приступить к исполнению ее обязанностей, установленных в договоре управления, не позднее чем через 30 дней со дня его подписания. При этом в договоре управления можно установить иной срок (больший или меньший) начала деятельности управляющей организации.

Лекция 8.1. Жилищные кооперативы.

 

          1. Понятие жилищного кооператива. Отличие жилищного от жилищно-строительного кооператива и жилищно-накопительного кооператива.

     2.  Порядок организации кооператива. Требования, предъявляемые к учредительным документам

          3. Порядок принятия новых членов в уже организованный кооператив. Преимущественное право вступления в члены кооператива.

          4. Правовой статус члена жилищного кооператива. Порядок и последствия исключения из членов кооператива.

          5. Органы управления жилищным кооперативом.

            6. Реорганизация и ликвидация жилищных кооперативов.

            7. Выселение из жилых помещений кооперативных домов.

 

1. Понятие жилищного кооператива

 

Вплоть до 20-х гг. XX в. организация и деятельность жилищных кооперативов регламентировались актами региональных органов власти. Впервые упорядочение данных отношений, связанных с жилищной кооперацией на уровне Союза ССР, нашло свое отражение в Постановлении ЦИК и СНК СССР от 19 августа 1924 г. "О жилищной кооперации". В этом документе определялись следующие виды жилищных кооперативов:

- жилищно-арендные кооперативные товарищества;

- жилищно-строительные кооперативные товарищества;

- общегражданские жилищно-строительные товарищества.

 

Однако такое многообразие в жилищной кооперации просуществовало недолго. Согласно Постановлению ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. "О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах" часть кооперативного жилья была передана в государственный жилищный фонд, а все различные виды жилищных кооперативов были принудительно реорганизованы в жилищно-строительные кооперативы. По существу была установлена жесткая привязка кооперативов к государственным и партийным органам. После этого в феврале 1938 г. были ликвидированы союзы жилищно-строительных кооперативов всех уровней. Окончательное уравнение всех жилищных кооперативов было оформлено с утверждением 31 октября 1939 г. Примерного устава жилищно-строительного кооператива.

Вплоть до принятия нового ЖК РФ в связи с отменой Примерного устава жилищно-строительного кооператива РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1965 г. N 1143, кооперативы руководствовались практикой, сложившейся еще при действии Примерного устава, и началами, предусмотренными ст. 116 ГК РФ, гл. 5 ЖК РСФСР, некоторыми положениями Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", а также ст. 51 Закона Союза ССР "О кооперации в СССР".

 

Специальному правовому регулированию создания и деятельности жилищных кооперативов, статуса их членов посвящен раздел V нового Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. Статьи данного раздела регламентируют отношения, связанные с созданием и деятельностью жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также определяют основные права и обязанности их членов. Содержащиеся здесь правовые нормы основываются на положениях ст. 116 ГК РФ о потребительских кооперативах и во многом воспринимают опыт правового регулирования жилищных кооперативов ст. 111-126 ЖК 1983 г., ст. 19 Основ. При этом введено немало новых правил, на которые целесообразно обратить внимание.

Специальные законы о жилищных и жилищно-строительных кооперативах в настоящее время отсутствуют. Деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов, права и обязанности их членов регламентированы правовыми нормами общего характера. Таковы, например, положения ФЗ от 25.02.1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Закона РСФСР от 26.06.1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (он применяется в части, не противоречащей ФЗ от 25.02.1999 г.), ФЗ от 9.07.1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов.

Глава 11 ЖК устанавливает правовое положение жилищных и жилищно-строительных кооперативов, субъектный состав их членов, порядок создания таких кооперативов, организацию управления и внутреннего контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью, вводит правила о ликвидации и реорганизации кооперативов.

Для жилищного и жилищно-строительного кооператива Кодекс в ст. 110 установил единое нормативное определение. В соответствии с ч. 1 ст. 110 ЖК РФ:

 

Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных ЖК РФ, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом (ст. 110 ЖК РФ).

 

Частью 4 указанной статьи установлено, что жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами. Поэтому к регулированию их деятельности применяются положения ст. 116 ГК РФ о потребительских кооперативах.

Отличие жилищного от жилищно-строительного кооператива и жилищно-накопительного кооператива

 

Важно обратить внимание на то, что действие главы 11 Кодекса распространяется исключительно на жилищные и жилищно-строительные кооперативы. Порядок создания и деятельности, а также права и обязанности членов иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых для удовлетворения потребностей граждан в жилье, определяются специальными федеральными законами.

Речь идет, в частности, о жилищных накопительных кооперативах, деятельность которых Кодекс не регулирует: соответствующие отношения подчиняются общим нормам ГК РФ о юридических лицах и потребительских кооперативах, а также правилам специального ФЗ от 30.12.2004 г. "О жилищных накопительных кооперативах".

 Жилищный накопительный кооператив является потребительским кооперативом, созданным как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения ими паевых взносов.

Предметом деятельности жилищных накопительных кооперативов является привлечение и использование денежных средств граждан на приобретение или строительство жилых помещений на территории Российской Федерации в целях передачи их в пользование и после внесения паевых взносов в полном размере в собственность членам таких кооперативов (ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах").

 

Потребительский кооператив является некоммерческой организацией, т.е. юридическим лицом, не преследующим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Предпринимательскую деятельность потребительский кооператив вправе осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан, и поскольку такая деятельность соответствует указанным целям.

 

В отличие от других видов некоммерческих организаций:

- потребительский кооператив имеет право распределять полученную прибыль между его членами в соответствии с законом и уставом кооператива.

- цели создания потребительского кооператива направлены не на достижение каких-либо общественных благ, как у большинства некоммерческих организаций, а связаны с удовлетворением потребностей членов кооператива.

 

Указанная особенность потребительских кооперативов является одной из причин того, что к ним не применяются правила, установленные ФЗ от 12.01.1996 г. "О некоммерческих организациях" для других разновидностей некоммерческих юридических лиц (п. 3 ст. 1 этого Федерального закона). Правовое положение потребительских кооперативов, права и обязанности их членов определяются в соответствии с ГК РФ законами о таких кооперативах (п. 6 ст. 116 ГК РФ). К порядку создания и деятельности жилищных кооперативов помимо гл. 11 и 12 Кодекса, применимы также общие положения § 1 гл. 4 ГК РФ о некоммерческих организациях.

 

Особенности указанных двух видов кооперативов заключаются в том, что

- члены жилищно-строительного кооператива участвуют своими средствами в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома,

-  члены жилищного кооператива финансируют приобретение и содержание уже готового многоквартирного дома, а также, при необходимости, его реконструкцию.

 

2.  Порядок организации кооператива.

 

Порядок создания жилищного или жилищно-строительного кооператива определен в ст. 112 Кодекса. Количество членов жилищного и жилищно-строительного кооператива не может быть менее пяти, но не должно превышать количества жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме.

Решение о создании жилищного или жилищно-строительного кооператива принимают его учредители (лица, желающие создать кооператив) на общем собрании. На учредительном собрании принимается решение о создании жилищного или жилищно-строительного кооператива и утверждении его устава.

 

Последовательность действий учредителей по созданию кооператива выглядит следующим образом:

1) подготовка проектов устава и других решений, необходимых для создания кооператива;

2) согласование разногласий и подготовка окончательной редакции этих документов;

3) подготовка собрания учредителей по вопросам, относящимся в соответствии с Кодексом к компетенции такого собрания, а также определение даты, времени, места и формы его проведения;

 4) проведение собрания учредителей и принятие на нем решений по указанным вопросам с соблюдением требований Кодекса о порядке принятия этих решений;

5) оплата государственной пошлины и представление учредительного и иных необходимых документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

 

Решение учредителей кооператива (собрания учредителей) об организации жилищного кооператива и об утверждении его устава считается принятым при условии, если за это решение проголосовали лица, желающие вступить в жилищный кооператив (учредители). Такое решение оформляется протоколом общего собрания учредителей (императивная норма ч. 4 ст. 112 Кодекса). В соответствии с ч. 5 ст. 112 Кодекса физические и юридические лица, проголосовавшие за принятие указанного решения, становятся членами кооператива с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица.

 

Статьей 112 ЖК РФ установлено минимальное и максимальное число членов жилищного кооператива. Оно не может быть менее пяти и не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом многоквартирном доме. Предельной, максимальной величиной для приема членов в жилищный кооператив становится число квартир в принадлежащем жилищному кооперативу доме (на одно жилое помещение - один член кооператива).

Требования, предъявляемые к учредительным документам

 

          Устав кооператива является единственным учредительным документом как жилищного, так и жилищно-строительного кооператива. При этом юридическое значение устава состоит также в том, что устав - это локальный нормативный документ, обязательный для всех членов данного кооператива и самого кооператива как юридического лица.

          Правоспособность жилищного и жилищно-строительного кооперативов - специальная (или уставная, целевая). Объем специальной правоспособности конкретного кооператива определяется учредителями в его уставе при создании данного кооператива. В дальнейшем возможно изменение объема уставной правоспособности жилищного или жилищно-строительного кооператива путем внесения в его устав соответствующих изменений, которые подлежат государственной регистрации.

Наименование жилищного кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив" (п. 3 ст. 116 ГК РФ). Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 2 ст. 54 ГК РФ). Кроме того, устав может содержать и иные положения, специфичные для конкретного кооператива при условии, что они не будут противоречить императивным нормам ГК РФ, Кодекса и иных федеральных законов.

Решение учредителей кооператива (собрания учредителей) об организации жилищного кооператива и об утверждении его устава может быть оформлено только протоколом общего собрания учредителей. Поскольку данное положение сформулировано в императивной норме (ч. 6 ст. 112 Кодекса), постольку оформление указанных решений в качестве самостоятельных документов, являющихся приложением к протоколу собрания, следует считать ненадлежащим.

Поскольку правоспособность юридического лица (см. ст. 49 ГК РФ) реализуется его органами (ст. 53 ГК РФ), постольку устав кооператива обязателен к исполнению всеми его органами - общим собранием (конференцией), правлением, председателем правления, ревизионной комиссией (ревизором). Устав обязателен для всех членов соответствующего кооператива, а не только для тех, кто голосовал за утверждение устава при создании жилищного или жилищно-строительного кооператива. Законодательство и правоприменительная практика исходят из обязательности устава также для третьих лиц.

На основании своего устава жилищный или жилищно-строительный кооператив в лице соответствующего органа управления выступает участником гражданского оборота, субъектом трудовых, налоговых и других правоотношений. Устав с учетом общих требований законодательства индивидуализирует юридический статус конкретного потребительского кооператива.

В уставе должны содержаться следующие сведения:

- о наименовании, месте его нахождения, предмете и целях деятельности;

- порядке вступления в члены, выхода из кооператива;

- выдачи паевого взноса и иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке их внесения;

- составе и компетенции органов управления контроля;

- порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива (см. ч. 1 ст. 113 Кодекса).

 

Прежде уставы жилищно-строительных кооперативов принимались в соответствии с Примерным уставом, который был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.1965 N 1143. Этот правовой акт был признан утратившим силу, однако он может служить некоторым ориентиром при подготовке проектов уставов современных кооперативов в части, не противоречащей действующему законодательству.

 

В настоящее время правовые нормы, устанавливающие обязательные требования к уставам жилищных и жилищно-строительных кооперативов, содержатся в п. 2 ст. 52 ГК РФ (общие требования к уставам любых юридических лиц), в п. 2 ст. 116 ГК РФ (требования к уставам всех потребительских кооперативов), в ст. 113 Кодекса.

Наименование любого потребительского кооператива, в том числе жилищного, должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив" (п. 3 ст. 116 ГК РФ).

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 2 ст. 54 ГК РФ). В данном случае государственная регистрация кооператива должна осуществляться по месту нахождения его правления.

При подготовке устава жилищного или жилищно-строительного кооператива целесообразно обратить внимание на то, что такой кооператив обладает не общей, а специальной (или уставной, целевой) правоспособностью, что характерно для некоммерческих организаций (см. п. 1 ст. 49 ГК РФ). Специальная правоспособность предполагает, что обладающее такой правоспособностью юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Практически это означает, что жилищный кооператив вправе осуществлять лишь те виды деятельности, которые прямо указаны в его уставе и соответствуют установленным в уставе предмету и целям деятельности данного юридического лица. Поэтому ст. 113 Кодекса к числу сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в уставе любого жилищного или жилищно-строительного кооператива, относит, в частности, предмет и цели деятельности кооператива.

Предмет и цели деятельности кооператива должны определяться в уставе с учетом положений ст. 110 Кодекса. Основной целью деятельности как жилищного, так и жилищно-строительного кооператива является удовлетворение потребностей граждан в жилье и управление жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Предмет деятельности жилищного кооператива - приобретение, реконструкция и последующее содержание многоквартирного дома. Предмет деятельности жилищно-строительного кооператива - строительство, реконструкция и последующее содержание многоквартирного дома.

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами, а также уставом кооператива. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.

Объем специальной правоспособности конкретного кооператива определяется учредителями в его уставе при создании данного кооператива. В дальнейшем возможно изменение объема правоспособности жилищного или жилищно-строительного кооператива путем внесения в его устав соответствующих изменений, которые подлежат государственной регистрации.

Помимо сведений, которые обязательно должны быть указаны в уставе кооператива в соответствии с ч. 1 ст. 113 Кодекса, такой устав может содержать и иные положения, отражающие особенности конкретного кооператива.

Необходимо обратить внимание на то, что такие дополнительные правила не должны противоречить императивным нормам ГК РФ, Кодекса и иных федеральных законов. Это важно, в частности, потому, что при представлении необходимых документов для государственной регистрации кооператива заявитель, подписывая заявление о государственной регистрации, подтверждает, что представленный учредительный документ соответствует установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы (см. также ст. 114 Кодекса).

За представление недостоверных сведений заявители несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (см. ст. 14.25 КоАП РФ).

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.

 

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!