Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Характеристика ограниченных вещных прав»

/ Гражданское право
Конспект, 

Оглавление

2.1. Право хозяйственного ведения имуществом. Право оперативного управления имуществом

 

Право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом – два вида вещных прав в российском законодательстве, которые могут принадлежать только юридическим лицам, причем не всем, а лишь некоторым их разновидностям. Названные вещные права представляют собой такую правовую форму, при которой собственник имеет возможность, сохраняя за собой право собственности на имущество, передавать его в самостоятельное управление создаваемого им нового субъекта гражданского права. 

Законодательству иностранных государств (исключая ближнее зарубежье) подобные вещные права неизвестны. В нашей стране необходимость такого типа вещных прав появилась сразу после установления советской власти. Государство, сосредоточив в собственности громадные имущественные ценности, не в состоянии было управлять ими, не передавая их хозяйственным и иным организациям. 

Адекватную правовую форму закрепления имущества за организациями теоретически разработал и обосновал академик А.В. Венедиктов. Предусматривалось, что государство, сохраняя за собой право собственности, передает имущество организации в оперативное управление. Это право дает возможность организации владеть, пользоваться и в известной мере распоряжаться этим имуществом от своего имени. Позднее в Основах гражданского законодательства 1961 г. право оперативного управления получило законодательное закрепление.

С учетом изменений в экономике страны Основы гражданского законодательства 1991 г. и Закон «О собственности в РСФСР» 1990 г. предусмотрели трансформацию единого вещного права организаций в два самостоятельных: право полного хозяйственного ведения (для предприятий) и право оперативного управления (для учреждений). Правовой режим названных вещных прав юридических лиц получил дальнейшее развитие в действующем Гражданском кодексе.

Ныне этим вещным правам присвоено наименование «Право хозяйственного ведения, право оперативного управления» (гл. 19 ГК). Причем, определяя содержание этих вещных прав, действующее законодательство значительно сузило его по сравнению с правом полного хозяйственного ведения и правом оперативного управления по Закону «О собственности в РСФСР».

Причиной, вызвавшей такую реакцию законодателя, явились недостатки конструкции ограниченных вещных прав, предоставляющей слишком широкие возможности по управлению имуществом их обладателям. Е.А. Суханов правильно указывает на основные недостатки этой конструкции, заключающиеся в возможности злоупотребления обладателями ограниченных вещных прав предоставленной им собственником свободой, используемой отнюдь не в интересах собственника и даже не в интересах их организаций, а в целях передачи имущества собственника в частный сектор на убыточных для собственника условиях.1

Субъектами права хозяйственного ведения по действующему законодательству признаются государственные унитарные предприятия (за исключением казенных предприятий) и муниципальные унитарные предприятия (ст. 294 ГК). Временно, до приведения учредительных документов в соответствие с нормами части первой ГК, в сроки, которые определит закон о государственных и, муниципальных унитарных предприятиях, в число субъектов этого вещного права включаются и те государственные и муниципальные предприятия, которые были основаны до официального опубликования ГК и обладали имуществом на праве полного хозяйственного ведения (ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В числе субъектов права хозяйственного ведения следует назвать также учреждения, обладающие, как отмечено выше, вещным правом самостоятельного распоряжения доходами и имуществом, полученными от осуществления хозяйственной деятельности, допускаемой учредительными документами. Это право в отличие от ранее действовавшего законодательства, относившего его к праву полного хозяйственного ведения (ст. 48 Основ гражданского законодательства 1991 г.), не получило специально такого прямого признания в ст. 298 ГК. Но есть все основания считать, как отмечает Е.А. Суханов, что это имущество находится в режиме особого вещного права, которое является правом хозяйственного ведения, и к нему должны применяться правила ст. 295 ГК.1

Объектами права хозяйственного ведения являются сами предприятия как имущественные комплексы, а также входящие в состав этих комплексов любые виды имущества, предназначенные для деятельности предприятий: здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права (ст. 132 ГК).

Имущество, входящее в состав объектов права хозяйственного ведения, группируется по различным фондам (основные, оборотные, специальные), что вносит определенные особенности в правовой режим каждой из этих групп имущества.

Определяя содержание права хозяйственного ведения, закон устанавливает, что государственное или муниципальное предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, очерченных законом или иными правовыми актами. Этим подчеркивается ограниченность права хозяйственного ведения, поскольку одновременно у другого субъекта существует право собственности на это же имущество.

Ограничения касаются, главным образом, правомочия распоряжения имуществом. Так, без согласия собственника предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом. Остальным имуществом оно распоряжается самостоятельно при условии, что законом или иными правовыми актами не установлено иное (п. 2 ст. 295 ГК).

На объем правомочий обладателя права хозяйственного ведения (в плане их ограничения) влияют и иные закрепленные в законе права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Собственник решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора предприятия, контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего предприятию имущества. Собственнику также принадлежит право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (п. 1 ст. 295 ГК). Вопрос о размере отчисляемой прибыли, сроках ее перечисления собственнику, видимо, должен решаться в уставе в процессе создания предприятия и при необходимости уточняться в соглашениях собственника и предприятия. За пределами перечисленных в законе правомочий собственник не может вмешиваться в управление имуществом, находящимся в хозяйственном ведении унитарного предприятия.

Моментом возникновения права хозяйственного ведения у унитарного предприятия закон считает момент передачи ему имущества собственником, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника. Передача осуществляется после принятия собственником решения о закреплении за предприятием имущества в хозяйственное ведение (п. 1 ст. 299 ГК).

По смыслу закона, оно должно оформляться договором. Об этом прямо говорится в отдельных нормативных актах. Так, в ст. 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» установлено, что имущество организаций федеральной службы почтовой связи, находящееся в федеральной собственности, принадлежит таким организациям на основании договоров на право хозяйственного ведения или оперативного управления, либо договоров аренды.1 Чаще же закрепление имущества за предприятием на праве хозяйственного ведения оформляется утверждением баланса предприятия. Надлежащее оформление закрепления имущества за государственным (муниципальным) предприятием исключит в дальнейшем споры о правовом титуле обладания имуществом.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении №13 от 17 сентября 1992 г. «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о собственности»2 указывает, что о наличии вещного права предприятия на имущество, полученное от собственника, можно говорить, если из законодательных актов, договора собственника с предприятием или из характера его взаимоотношений с собственником не вытекает, что имущество передано ему собственником временно с условием последующего возврата собственнику, либо для передачи другому лицу, либо для иных целей, не связанных с закреплением имущества за предприятием в полное хозяйственное ведение (п. 1).

Что касается плодов, продукции и доходов от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущества, приобретаемого унитарным предприятием по договорам или иным основаниям, то они поступают в хозяйственное ведение предприятия в таком же порядке, который установлен законодательством и иными правовыми актами для приобретения права собственности (п. 2 ст. 299 ГК).

Согласно п. 3 ст. 299 ГК право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.

Другими словами, при решении вопроса о прекращении права хозяйственного ведения следует руководствоваться нормами, содержащимися в гл. 15 ГК «Прекращение права собственности» и ст. 295 ГК. Из содержания последней следует, что прекращение права хозяйственного ведения на имущество предприятия по решению собственника возможно, видимо, только в случае реорганизации либо ликвидации.

В соответствии со ст. 296 ГК субъектами права оперативного управления на имущество, закрепленное за ними собственниками, признаются казенные предприятия и учреждения. Казенные предприятия создаются на базе государственной федеральной собственности. Учреждения же могут создаваться субъектами любой формы собственности: государственной, муниципальной, частной. Так, благотворительная организация, реализуя предусмотренное ст. 7 Федерального закона от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» право на создание благотворительных организаций в форме учреждений, закрепляет за благотворительными учреждениями выделяемое для достижения их целей имущество на праве оперативного управления.1

Объектами права оперативного управления являются имущественные блага, перечень и правовой режим которых во многом совпадает с изложенным выше применительно к объектам права хозяйственного ведения. Однако в составе объектов права оперативного управления значительное место занимают деньги, которые выделяются государственным и муниципальным учреждениям из соответствующих бюджетов, а учреждениям, созданным юридическими или физическими лицами, – из собственных средств учредителей.

Денежные средства сосредоточиваются в соответствующих фондах, правовой режим которых определяется в специальных нормативных актах и положениях о фондах, утверждаемых самими субъектами права оперативного управления. Например, согласно Положению об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. №609, в учреждениях этого профиля в обязательном порядке создаются: единый фонд финансовых средств и фонд творческо-производственного и социального развития.1

Денежные средства расходуются учреждениями в точном соответствии со сметами, утверждаемыми собственниками либо органами, уполномоченными управлять их имуществом.

Что же касается содержания права оперативного управления, то оно по объему правомочий обладателей этого права значительно уже права хозяйственного ведения. Согласно ст. 296 ГК казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Таким образом, закон, очертив основные границы правомочий субъекта права оперативного управления, предоставляет собственнику широкую возможность конкретизации правового режима передаваемого в оперативное управление имущества. Собственник реализует эту возможность на этапе разработки и утверждения учредительных документов, определяя в них цель деятельности создаваемого им юридического лица, а также назначение передаваемого ему имущества. Позднее он может реализовать ее, давая казенному предприятию, учреждению конкретные задания, касающиеся управления закрепленным за ним имуществом.

Собственник единолично решает вопрос о порядке распределения доходов казенного предприятия (п. 2 ст. 297 ГК). Вместе с тем закон устанавливает недопустимость изъятия собственником имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением. Исключение сделано только в отношении излишнего, неиспользуемого, а также используемого не по назначению имущества. Такое имущество собственник может изъять и распорядиться им по своему усмотрению.

Значительно ограничивает закон право субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Так, казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции при условии, что иное не установлено законом или иными правовыми актами. Во всех остальных случаях отчуждение или иное распоряжение закрепленным за ним имуществом возможно лишь с согласия собственника этого имущества (ст. 297 ГК). Учреждение вообще не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенным ему по смете (ст. 298 ГК). Но это не касается доходов, полученных в результате хозяйственной и иной деятельности, допускаемой учредительными документами, и имущества, приобретенного учреждением за счет этих доходов. Денежными средствами, полученными от собственника в порядке финансирования учреждений, последние вправе распоряжаться, расходуя их в строгом соответствии со сметой, утвержденной собственником.

Возникновение и прекращение права оперативного управления подчинено правилам, изложенным выше применительно к праву хозяйственного ведения (ст. 299 ГК). Однако прекращение права оперативного управления по воле собственника имущества может иметь место в случаях, если имущество, закрепленное за казенным предприятием или учреждением, оказалось излишним, не используется ими либо используется не по назначению, что невозможно применительно к праву хозяйственного ведения.

 

2.1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком. Сервитутные права

 

Основные параметры правового режима земельных участков, принадлежащих лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения, определяются нормами Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ.

Основополагающими действующими нормами, определяющими режим права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками, в настоящее время являются: Земельный кодекс 2001 г.[1], ст. 216 и 305 ГК, Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. №337 «О реализации конституционных прав граждан на землю», Программа аграрной реформы в Российской Федерации на 1994–1995 гг., одобренная постановлением Правительства РФ от 6 июля 1994 г. №791. С учетом сказанного и следует подходить к характеристике излагаемых ниже основных положений нормативной регламентации права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками.

Закрепленное в законе в качестве самостоятельной разновидности ограниченных вещных прав право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 216 ГК) обеспечивает его обладателю владение и пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, без установления срока (бессрочно).

Это право пользования земельным участком предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (п. 1 ст. 268 ГК). В соответствии с указанным решением заключается договор, в котором определяются правовой статус участка, права и обязанности его владельца, основания для расторжения договора с прекращением прав на земельный участок, сервитуты и др. Земельный участок предоставляется в постоянное пользование безвозмездно.

Возможны и другие основания получения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Так, в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства (п. 3 ст. 268 ГК). В соответствии со ст. 271 ГК при приобретении в собственность здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, приобретатель недвижимости имеет право пользования предоставленной отчуждателем под эту недвижимость частью земельного участка. При этом если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или из договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения приобретает право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком возникает после установления границ на местности, составления плана и описания земельного участка, заключения договора о предоставлении участка и его государственной регистрации.

Субъектами права постоянного (бессрочного) пользования могут быть граждане и юридические лица. В частности, земельные участки на праве постоянного пользования предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам; гражданам, выходящим из сельскохозяйственных организаций в целях создания крестьянского (фермерского) хозяйства; гражданам, получившим земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства; родовым общинам и казачьим обществам, религиозным и иным организациям и объединениям, которым земельные участки предоставляются с учетом традиционного уклада жизни населения и ведения им сельскохозяйственного производства, оленеводства, звероводства, охоты и рыболовства.

Основные рамки содержания права постоянного (бессрочного) пользования земельными участком определены в ст. 269, 270 ГК. Обладатель права постоянного пользования земельным участком осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, другими правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Если иное не предусмотрено законом, он вправе: самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен; использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, лес, растения и обособленные водные объекты; возводить жилые, производственные и иные здания и сооружения, которые становятся его собственностью; производить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и т.п.

Специфика объекта вещного права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком требует установления широкого круга обязанностей, которые субъект этого вещного права должен соблюдать при осуществлении правомочий по владению и пользованию земельным участком. Он обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, способами, которые не наносят ущерба земле как природному и хозяйственному объекту; повышать плодородие почвы, осуществлять мероприятия по использованию и охране земель, не допускать причинение ущерба окружающей среде; не нарушать прав владельцев соседних земельных участков; осуществлять строительство и содержание зданий и сооружений на участке в соответствии с градостроительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными правилами.

Что касается распоряжения земельным участком, находящимся в постоянном пользовании, то возможности обладателя такого права незначительны. Общее правило сформулировано в п. 3 ст. 264 ГК: владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом или договором. По закону владелец имеет право передавать участок другим лицам только в аренду или в безвозмездное срочное пользование и то лишь с согласия собственника участка (ст. 270 ГК).

Несколько более широкие возможности по распоряжению земельным участком у владельца права постоянного пользования возникают в том случае, если у него есть на участке здание или сооружение, принадлежащее ему на праве собственности. Реализуя правомочие распоряжения зданием, сооружением, лицо приобретает возможность осуществить передачу приобретателю и принадлежащего ему права постоянного пользования участком (ст. 273 ГК).1

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком можно разбить на две группы. Первую составляют те случаи, которые предусмотрели стороны в заключенном ими договоре о предоставлении участка в постоянное пользование. Во вторую группу входят основания прекращения права постоянного пользования земельным участком, прямо названные в законе. Среди них в соответствии со ст. 283 ГК предусматривается возможность выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Прекращение права постоянного пользования в этих случаях осуществляется по правилам, установленным для прекращения права собственности на земельный участок. Возможно также прекращение права постоянного пользования в связи с ненадлежащим использованием земельного участка в порядке, который устанавливается земельным законодательством (ст. 287 Г К).

В перечне обстоятельств, достаточных для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, могут быть: использование земельного участка не по целевому назначению; неустранение в сроки, предписанные органами по контролю за использованием и охраной земель, загрязнения земли радиоактивными, химическими, производственными и другими отходами; невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель; неиспользование земельных участков в течение определенного в законе времени и др.

Основанием прекращения права постоянного пользования земельным участком могут быть также прекращение деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, отказ пользователя от своего права на участок. В первом случае земельный участок должен быть возвращен в государственную или муниципальную собственность с возмещением хозяйству затрат на улучшение земельного участка. Во втором случае, если есть письменное заявление об отказе, право постоянного пользования прекращается, и участок поступает в состав государственных или муниципальных земель. При отсутствии действий пользователя, явно свидетельствующих об его отказе от права на земельный участок (отъезд, неиспользование участка и др.), применяется процедура признания земельного участка бесхозяйным и на этом основании прекращается право пользования земельным участком.

Вещное право пожизненного наследуемого владения земельным участком обеспечивает его обладателю владение и пользование участком, передаваемые по наследству (ст. 266 ГК). Земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения предоставляются гражданам безвозмездно и только из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Порядок предоставления земельных участков и оформления этого права аналогичен изложенному выше применительно к праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Субъектами права пожизненного наследуемого владения земельным участком могут быть только граждане. Это предопределено самой природой данного права: переход права на имущество по наследству возможен только после смерти гражданина (физического лица).

Земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения предоставляются гражданам в виде приусадебного участка для ведения личного подсобного хозяйства; гражданам, решившим создать крестьянское (фермерское) хозяйство; лицам, вышедшим из состава сельскохозяйственной организации в целях создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Основными правомочиями, определяющими содержание права пожизненного наследуемого владения, являются владение и пользование, которые передаются по наследству. Реализуя их, владелец участка (если из закона и заключенного им договора не вытекает иное) вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности (ст. 266 ГК).

Правомочие распоряжения владельца ограничено возможностью передавать участок другим лицам лишь в аренду или безвозмездное срочное пользование. Продажа, залог и иные сделки, которые могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускаются (ст. 267 ГК).

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается по тем же основаниям, которые охарактеризованы выше применительно к праву постоянного пользования земельным участком. Дополнительно следует сказать лишь о прекращении этого права в случае отсутствия наследников у умершего владельца земельного участка либо их отказа от наследства.

Сервитуты (сервитутные права), выделяемые законом в качестве разновидности вещных прав (ст. 216, 274–277 ГК), представляют собой права, закрепляющие за гражданами или юридическими лицами возможность пользования в ограниченном объеме чужим недвижимым имуществом.

По российскому законодательству предметом сервитутов могут быть земельные участки, водные пути для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств, здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которыми необходимо вне связи с использованием земельных участков.

При установлении сервитута происходит обременение имущества собственника, ибо право пользоваться земельным участком, зданием, сооружением или иным недвижимым имуществом собственника получает обладатель сервитута. Однако это не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Сервитутным правам, как и иным вещным правам, присуще право следования, т.е. они сохраняются за обладателем сервитута при переходе права на недвижимое имущество, обремененное сервитутом, к другому лицу (п. 1 ст. 275 ГК). В случае нарушения сервитутных прав они защищаются способами, характерными для защиты вещных прав (виндикационный иск и др.).

Субъектами сервитутных правоотношений могут быть граждане и юридические лица. При этом согласно ст. 274 ГК субъекты обременяемого недвижимого имущества во всех случаях являются его собственниками. Что же касается лица, в интересах которого устанавливается сервитут, то оно может быть как собственником земельного участка, так и обладателем права пожизненного наследуемого владения или права постоянного пользования земельным участком.

Поскольку других исключений ГК не предусматривает, представляется сомнительной правомерность (по признаку несоответствия ГК – п. 2 ст. 3 ГК) нормы ст. 43 Водного кодекса РФ, допускающей обременение частным водным сервитутом водных объектов не только собственников, но и объектов, принадлежащих лицам на праве долгосрочного или краткосрочного пользования.

В гражданском законодательстве проводится деление сервитутов на публичные и частные.

Публичные сервитуты устанавливаются законом в интересах всех лиц (без какой-либо конкретизации), разрешая им пользование в определенных пределах конкретными видами объектов права собственности. Например, в силу публичного водного сервитута, установленного ст. 43 Водного кодекса РФ, каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством.

Частные сервитуты возникают в соответствии с законом на основании договора заинтересованного в сервитуте лица и собственника обременяемого имущества или по решению суда, если соглашения не удается достигнуть. В отдельных случаях возможно возникновение сервитута из односторонней сделки (сервитут пожизненного проживания в чужом доме согласно ст. 538 ГК 1964 г. устанавливается завещательным отказом).

Конкретные разновидности сервитутов в соответствии с законом могут устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственников недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (п. 1 ст. 274 ГК).

Среди сервитутов, связанных с земельной недвижимостью, могут быть названы также сервитуты прогона скота через земельный участок, сенокоса и пастьбы скота, создания на земельном участке защитных лесных насаждений и иных природоохранительных объектов. Применительно к зданиям, сооружениям и другому недвижимому (кроме земельных участков) имуществу виды сервитутов в законе не конкретизируются (ст. 277 ГК). Таковыми могут быть, например, право укрепить балку при строительстве дома на стене соседнего дома, право собственника малоэтажного здания, окруженного высокими зданиями, установить телевизионную антенну на одном из них, поскольку без этого невозможно обеспечить прием телепередачи.

Во всех случаях предметом сервитута закон называет только недвижимое имущество. Так называемые личные сервитуты, т.е. ориентированные на конкретную личность, а не имущество, являются исключением (ст. 538 ГК 1964 г.).

В соответствии с законом (п. 2 ст. 275 ГК) сервитуты не могут быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не могут передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого установлен сервитут. Это не означает абсолютной невозможности передачи сервитута другому лицу. Она возможна, например, при открытии наследства. К наследнику в порядке универсального правопреемства переходит не только право собственности на имущество, обслуживаемое сервитутом, но и соответствующее сервитутное право.

По общему правилу, сервитут устанавливается по соглашению между собственником недвижимого имущества, интересы которого не могут быть обеспечены без установления сервитута, и собственником соседнего участка, здания или другого недвижимого имущества, которое должно быть обременено сервитутом.

Стороны договариваются об установлении и условиях сервитута. В частности, собственник недвижимого имущества, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лица, в интересах которого установлен сервитут, соразмерную плату за пользование имуществом (п. 5 ст. 274 ГК). Договор об установлении сервитута подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается по иску лица, требующего установления сервитута.

В случаях, предусмотренных законом, сервитут возникает без специального соглашения сторон. Достаточно наступления определенных в законе иных юридических фактов. Например, если продается земельный участок, на котором находится здание или иная недвижимость, принадлежащие продавцу, а условия пользования соответствующей частью земельного участка, обслуживающей эту недвижимость, в договоре купли-продажи не определены, у продавца возникает право ограниченного пользования (сервитут) той частью земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования в соответствии с ее назначением (ч. 2 ст. 553 ГК).

Закон устанавливает два случая прекращения сервитута по требованию собственника, обремененного сервитутом недвижимого имущества. Первый предусматривает прекращение сервитута ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Второй предусматривает право лица, обладающего имуществом, обремененным сервитутом, требовать по суду его прекращения в случае, когда оно не может использовать имущество в соответствии с его назначением (ст. 276 ГК).

Кроме того, учитывая природу сервитутного права, его прекращение возможно вследствие отказа от него обладателя сервитута, в связи с гибелью имущества, являвшегося предметом сервитута, а также в случае отчуждения недвижимого имущества, обремененного сервитутом, в собственность обладателя сервитута.



1 Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1995. С. 264-294

1 Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М, 1998. С. 225

1 Закон РФ от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» // СЗ РФ. 1999. №29. Ст.3697

2 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №13 от 17 сентября 1992 г. «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о собственности» // ВВАС РФ. 1993. №1. С. 78

1 Закон РФ от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. 1995. №33. Ст.3340

1 Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. №609 // СЗ РФ. 1995. №28. Ст. 2670

[1] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. №44. Ст. 4147

1 Гражданское право. СПб., 1996. Ч. 1. С. 395

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!