Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Добровольные и объективные основания прекращения права собственности. Приватизация и национализация»

/ Гражданское право
Конспект, 

Оглавление

Добровольное прекращение права собственности на имущество чаще всего происходит в результате передачи этого права другому лицу на основании договоров купли-продажи, мены, дарения и др. Возможно добровольное уничтожение вещи собственником в силу разных причин, в том числе при ее потреблении (использовании) или переработки вещи, когда право собственности на одну вещь заменяется правом собственности на другую.

    Согласно ст. 236 ГК гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

    Отказ от права собственности может исходить только от гражданина или юридического лица. Следовательно, государство и его органы, органы местного самоуправления не вправе отказаться от права собственности на принадлежащее им имущество (хотя они могут утратить его по другим основаниям). Вместе с тем ст. 225 и 226 ГК подобного ограничения не содержат, что свидетельствует о несогласованности статей 225, 226 и 236 ГК.

    Собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество двумя способами: он может прямо объявить об отказе или совершить действия, определенно свидетельствующие о намерении не сохранять в дальнейшем какие-либо права на это имущество. Второй способ наиболее близок к понятию “брошенные вещи”, которое применяется в ст. 226 ГК РФ.

    Важным положением, уточняющим последствия отказа от права собственности, является правило о том, что отказ от права собственности сам по себе не прекращает обязанности собственника в отношении своего имущества. Он сохраняет бремя содержания имущества, отвечает за вред, причиненный при использовании имущества другими лицами, должен платить налог на это имущество. Эти права и обязанности сохраняются до того момента, когда имущество поступит в собственность другого лица. Это может произойти в силу приобретательной давности на основании ст. 225 и 234 ГК, а для движимых вещей также и по нормам ст. 226 ГК.

    Отказ от права собственности способами, определенными в ст. 236 ГК, не рассматривается законом как окончательный. Собственник, который отказался от своей вещи, может затем изменить свое намерение и вновь принять вещь во владение, пользование и распоряжение, но только до момента возникновения права собственности на эту вещь у другого лица.

    Утрата права собственности по объективным причинам, т.е. не зависящим от воли собственника, встречается при гибели вещи. Если при этом сохраняется какое-то имущество или отходы, то право собственности на них принадлежит собственнику вещи. Право собственности по причинам, не зависящим от воли собственника, утрачивается: при потере вещи, после приобретения на нее права собственности лица, нашедшего ее или другого лица (ст. 227, 228 ГК); по основаниям приобретательной давности (ст. 234 ГК) и др. Институт приобретательной давности был введен Основами ГЗ и действует в России с 3 августа 1992 г. Этот институт имеет целью придать существующим фактическим отношениям юридическое значение, служит устойчивости права и гражданского оборота. Нужно полагать, что если собственник имущества длительное время не выражал намерений признать вещь своей, он смирился с ее утратой, и при отсутствии презумпции государственной собственности целесообразно признать эту вещь собственностью фактического добросовестного владельца. Следовательно, институт приобретательной давности защищает права настоящего владельца против прежнего.

    Право государственной и муниципальной собственности прекращается на основании приватизации. Основными признаками приватизации по законодательству Российской Федерации являются:

а) принадлежность приватизируемого имущества к государственной или муниципальной собственности. Поэтому не является приватизацией, например, переход кооперативных квартир в домах ЖСК в собственность граждан или акционирование предприятия, созданного потребительским обществом. В таких случаях применяются общие нормы гражданского права;

б) принадлежность покупателя приватизируемых объектов к числу субъектов частной собственности. Поэтому, например, переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является.

    В отдельных законодательных актах о приватизации содержатся дополнительные признаки приватизации того или иного имущества. Так, обязательным признаком приватизации признается ее возмездность. Это свидетельствует об окончательном завершении государственной политики чековой приватизации, проводимой ранее в соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. №914 “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации”.1

    Напротив, в соответствии со ст. 1 и 11 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. “О приватизации жилищного фонда в РСФСР”2 основным признаком приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде по-прежнему остается ее безвозмездный характер.

    Впредь до принятия новой Государственной программы приватизации в части, не противоречащей Закону о приватизации, продолжают действовать Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. №2284, и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утверждены Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. №1535.

    При совершении сделок в процессе приватизации нормы законов о приватизации имеют приоритет по отношению к общим положениям ГК о порядке прекращения права собственности. Следовательно, при оценке законности той или иной сделки нужно прежде всего опираться на законодательство о приватизации. Так, передача государственного или муниципального имущества в виде предприятия, материальных активов действующих и ликвидированных предприятий, долей (паев, акций) государства и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ (товариществ) и т.п. в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о приватизации1.

    Вместе с тем согласно ст. 3 Закона о приватизации не может прекращено право собственности (его действие не распространяется на приватизацию): имущества Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, находящегося в совместной собственности с физическими и юридическими лицами; земли; природных ресурсов; государственного и муниципального жилищного фонда;
государственного резерва; государственной и муниципальной собственности, находящейся за пределами Российской Федерации; объектов социального и культурного назначения, а также объектов историко-культурного наследия и природных объектов; на случаи выполнения Российской Федерацией своих обязательств по международным договорам; на случаи передачи государственного и муниципального имущества некоммерческим организациям; на случаи восстановления имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на имущество, которое было национализировано, конфисковано либо изъято другим способом против воли этих лиц в государственную или муниципальную собственность; на отношения, связанные с распоряжением унитарными предприятиями или государственными учреждениями закрепленным за ним имуществом.

    Отчуждение указанного имущества, в том числе земельных участков, составляющих единый имущественный комплекс с объектами приватизации (предприятиями, зданиями, сооружениями и т.п.), регулируется другими федеральными законами.

    Основанием утраты права собственности может быть национализация, под которой понимается обращение в собственность государства имущества, находящегося у граждан и юридических лиц.

    Исторически основным способом установления господствующего типа собственности, который в свое время утвердился в нашей стране в результате Октябрьской революции, принято считать национализацию, т.е. обращение в собственность Советского государства имущества, принадлежавшего юридическим и физическим лицам. В собственность государства в первую очередь были обращены средства производства или, как принято было говорить, основные командные высоты в экономике. Сама национализация проводилась под различными наименованиями (национализация, конфискация, объявление собствен­ностью республики, секвестр или реквизиция) и по самым различным поводам, но сущность ее оставалась при этом неизменной. За редчайшими исключениями национализация носила безвозмездный характер, т.е. прежним собственникам не выплачивалось никакой компенсации за изымаемое у них имущество. В то же время новый собственник — государство не без успеха доказывало, что национализированное иму­щество перешло к нему, государству, со всеми активами. Указанное обстоятельство как раз и позволяет относить национализацию к про­изводным способам приобретения права собственности. Уже в разгар проведения национализации самые ревностные ее сторонники вынуж­дены были признавать, что национализация принесла больше вреда, чем пользы.

    Истекшие десятилетия воочию показали, что государство, обратив в свою собственность львиную долю производственного потенциала страны, взвалило на себя такое экономическое бремя, с которым само не в состоянии справиться. На деле обобществить производство так и не удалось, как и не удалось создать такой организации труда, которая строилась бы на сознательной дисцип­лине всех трудящихся.

    В ГК не указаны причины национализации. Они определяются государственными интересами, не зависят от воли собственника имущества. Национализация возможна только на основании специального закона с возмещением стоимости имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК. Однако ссылка на ст. 306 ГК не полностью соответствует положениям ст. 35 Конституции о том, что принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного его возмещения. Поскольку положения Конституции имеют приоритет перед другими законами и непосредственное применение, нужно сделать вывод, что в случае принятия федерального закона о национализации определенного имущества в нем необходимо определить порядок предварительного и равноценного возмещения стоимости национализированного имущества.

    В настоящее время подход к возможным случаям принудительного изъятия имущества физических и юридических лиц в собственность государства претерпел в нашей стране коренные изменения. Опираясь на ст. 35 Конституции РФ, гражданское законодательство устанавли­вает, что обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением государством собственнику стоимости этого имущества и других убыт­ков. Споры о возмещении убытков разрешаются судом (см. ч. 3 п. 2 ст. 235 и ст. 306 ГК). Таким образом, закон о национализации оспариванию в суде в порядке гражданского судопроизводства не подлежит, но суд может разрешать споры о возмещении причиненных собственнику убытков, в том числе о размере убытков, которые должны быть ему возмещены.



1 Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. №914 “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации” // Ведомости РФ. 1992. №35. Ст. 2001

2 Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. “О приватизации жилищного фонда в РСФСР” // Ведомости РФ. 1991. №28. Ст. 959

1 Вестник ВАС РФ. 1992. №1. С. 97

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!