За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1.1. Понятие и правовая природа банковской гарантии
Банковская гарантия представляет собой новый, ранее не известный отечественному законодательству способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств. Способ этот состоит в том, что банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК).
Несмотря на абсолютную новизну банковской гарантии для российского законодательства, в юридической литературе не прекращаются попытки найти и определить черты банковской гарантии, делающие ее похожей на иные способы обеспечения исполнения обязательств и даже на иные гражданско-правовые институты, не имеющие отношения к способам обеспечения исполнения обязательств.
Так, в одном из комментариев к ГК А.Л. Меламед подчеркивает, что ранее “В ГК 1964 г. РСФСР и Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. гарантия приравнивалась к поручительству, и на нее распространялись посвященные поручительству правила...”. Тот же автор, комментируя норму ГК о вступлении банковской гарантии в силу (ст. 373), пишет: “Ранее в письме Высшего Арбитражного Суда от 20 мая 1993 г. № С-13/ОП-167 “Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике”... разъяснялось, что свидетельством заключения договора гарантии является сообщение, направленное в письменном виде кредитором гаранту, о том, что он принимает полученное последним гарантийное письмо. В том случае, когда подтверждение кредитора не было получено, рекомендовалось исходить из того, имеется ли ссылка на гарантию в основном договоре. При отсутствии в договоре указанной ссылки отношения по гарантии считались неустановленными. В настоящее время извещения бенефициара или ссылки на гарантию в договоре не требуется, хотя стороны могут предусмотреть и такой порядок вступления гарантии в силу”1. В такой интерпретации банковская гарантия представляется неким результатом развития института гарантии, имевшегося в гражданском законодательстве советского периода. Между тем гарантия по ГК 1964 г. РСФСР (ст. 210) представляла собой разновидность поручительства, приспособленную к административно-командной системе управления экономических отношений. Еще более странной выглядит ссылка на названное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 мая 1993 г., которое было издано в условиях действия на территории России Основ гражданского законодательства 1991 г., как известно упразднивших институт гарантии и сохранивших само понятие “гарантия” для обозначения договора поручительства.
Данное обстоятельство, т.е. принципиальное отличие банковской гарантии от использовавшейся ранее по российскому законодательству гарантии как разновидности поручительства, отмечается Т.А. Фаддеевой, которая, однако, в свою очередь, полагая, что основанием к привлечению гаранта к уплате бенефициару денежной суммы является т.н. гарантийный случай, находит сходные черты и различия между банковской гарантией и договором страхования2.
Другую, крайнюю позицию занимает Е.А. Павлодский, считающий, что банковская гарантия вовсе не является способом обеспечения исполнения обязательств; по его мнению, “отнесение банковской гарантии к способам обеспечения исполнения обязательств имеет не больше оснований, чем, например, страхование риска невозврата заемных средств”2. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на необходимость учитывать волю законодателя, который в числе других способов обеспечения исполнения обязательств назвал и банковскую гарантию (п. 1 ст. 329; ст. 368–379).
При подготовке проекта нового ГК исходным материалом для определения и формулирования норм о банковской гарантии послужили Унифицированные правила для гарантий по требованию, разработанные Международной торговой палатой в 1992 г. Указанные правила подлежат применению лишь в случае прямого указания на них сторонами в гарантии.
Следует, однако, отметить, что и ранее, до принятия Международной торговой палатой Унифицированных правил, банковская гарантия активно применялась в международной торговле3.
Прежде всего, необходимо отметить особый субъектный состав участников отношений, связанных с банковской гарантией. В качестве гаранта могут выступать только банки, иные кредитные учреждения или страховые организации.
Исчерпывающий перечень лиц, которые могут выдавать банковскую гарантию объясняется следующим. В Российском законодательстве речь идет не просто о гарантии по первому требованию, как в Унифицированных правилах 1992 года, по которым в качестве гаранта могут выступать любые юридические и физические лица, а именно о банке гаранте. Лицо, обращающееся к гаранту с просьбой о выдаче банковской гарантии (принципал), суть должник в основном обязательстве, исполнение которого обеспечивается банковской гарантией. И наконец, лицо, наделенное правом предъявлять требования к гаранту (бенефициар), является кредитором в основном обязательстве.
Банковская гарантия обеспечивает надлежащие исполнение принципалам его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).
Главный признак банковской гарантии, как способа обеспечения исполнения обязательства состоит в независимости банковской гарантии от основного обязательства, которое в соответствии со ст. 370 ГК РФ не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечении исполнения, которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство.
В основе банковской гарантии лежит обязательство произвести платеж, при этом данное обязательство является неакцессорным (т.е. независимым от иных отношений, а именно отношений между бенефициаром гарантии и принципалом, исполнение обязательств которого банк гарантирует, а также отношений между банком и его клиентом, по поручению которого банк предоставляет гарантию), а также абстрактным по отношению к бенефициару, то есть гарант остается обязанным даже в том случае, когда лежащее в основе гарантии обязательство прекращается (вне зависимости от причины прекращения). Гарант обязан произвести платеж по первому требованию бенефициара либо при представлении документов или выполнении иных условий гарантии.
Банковская гарантия часто обеспечивает обязательство продавца, подрядчика и выдается в пользу покупателя, заказчика, то есть гарант принимает обязательство произвести платеж против неисполнения какого-либо обязательство, хотя и имеющего стоимостную оценку, но по своей природе не являющегося формой уплаты денег, а представляющего собой передачу товара, выполнение работы, оказание услуги или совершение иного действия, имеющего правовое значение. При этом банк не обязан поставлять товар либо выполнять работу (оказывать услугу). Банк будет лишь платить в случае, если взятое но себя принципалом обязательство не будет исполнено. Хотя банковская гарантия, конечно же, выступает и в форме гарантии оплаты.
Итак, суть банковской гарантии не в исполнении обязательств гарантом вместо должника, а чаще всего – в определенной компенсации неисполнения либо ненадлежащего исполнения взятых на себя должником (приципалом) обязательств, так как гарант не может исполнить обязательство в натуре, а лишь может произвести платеж бенефициару в пределах оговоренной суммы.
1.2. Формы, содержание и виды банковской гарантии
В соответствии со ст. 386 ГК РФ банковская гарантия должна быть составлена в письменной форме. Аналогичные требования к составлению гарантии содержатся в п. “с” ст. 2 Унифицированных правил для гарантий по требованию. Однако в п. “d” указанных унифицированных правил, в отличие от ГК РФ, прямо указанно, что под письменной формой следует понимать электронную документацию, а также телеграммы, индексы, телефаксы. Составление гарантии в электронной форме не противоречит ГК РФ, однако она должна отвечать требованиям п. 2 ст. 160 и п. 2 ст. 434 ГК РФ, которые гласят, что:
а) Договор в письменной форме может быть закончен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору;
б) Использование при совершении сделок факсимильного воспроизводства подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно Закону о бухгалтерском учете банковская гарантия подписывается также главным бухгалтером соответствующего юридического лица (ст. 7), что практиковалось и ранее. В статьях ГК РФ нет прямых указаний о последствиях нарушения правила о письменной форме гарантии. Но из их содержания со всей очевидностью следует, что такая гарантия будет ничтожной, несмотря на то, что в силу статьи 162 ГК РФ и допускается представление письменных и иных доказательств.
Вопрос о существенных условиях банковской гарантии, необходимых для того, чтобы эту сделку можно было считать совершенной, решается в законодательстве и в научной литературе по-разному.
В соответствии со ст. 3 Унифицированных правил для гарантий по требованию все гарантии должны содержать следующие обязательные положения:
ü наименование принципала;
ü наименование бенефициара;
ü наименование гаранта;
ü ссылка на основной контракт, в котором предусмотрена необходимость выдачи гарантии;
ü максимальная денежная сумма, подлежащая выплате и валюта платежа;
ü срок, на который выдана гарантия, или событие, при наступлении которого прекращается гарантийное обязательство;
ü условия, на основании которых осуществляется платеж;
ü положение, направленное на сокращение суммы гарантийных выплат.
Российская арбитражная практика признает существенным условием банковской гарантии, без которого она не возникает, срок.
Так, в п. 2 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ о банковской гарантии (Информационное письмо от 15 января 1998 г. №27 “Вестник Высшего Арбитражного суда РФ 3/1998 г.”), говорится: “При отсутствии в документах, содержащих гарантийное обязательство, указаний о сроке, на который оно выдано, гарантийное обязательство не возникает.”
Поскольку договор о предоставлении банковской гарантии носит исключительно возмездный характер, в нем должно быть обязательство согласовано условие о вознаграждении гаранта за предоставление гарантии. Кроме того, п. 1 ст. 379 ГК РФ предполагает, что в договоре о предоставлении гарантии непременно должно быть согласовано условие о порядке реализации права гаранта на удовлетворение принципалом его регрессных требований.
Учитывая, что форма гарантийного письма, разработанная ранее Госбанком СССР, не может учитывать потребности современной банковской практики, а новая форма договора о предоставлении гарантии законодательством не определена, поэтому, в первую очередь, она должна подчиняться общим правилам ст. 158-165 ГК РФ.
Также предлагается обратить внимание на варианты гарантии, разработанные учеными, юристами – практиками.
В своей дипломной работе, как пример, привожу вариант гарантии, разработанной консультантом юридического отдела Ассоциации российских банков, кандидатом юридических наук Л. Ефимовой. (приложение 1).
Содержание гарантии и договора о ее представлении составляют следующие права и обязанности сторон.
В результате выдачи гарантии возникает одностороннее обязательство гаранта (должника) перед бенефициаром (кредитором).
В соответствии с указанным обязательством гарант должен по требованию принципала уплатить бенефициару обусловленную денежную сумму. Это обязательство направлено на надлежащее исполнение принципалом своего обязательства перед бенефициаром по обеспечиваемому договору.
В силу статьи 374 ГК РФ требование бенефициара по гарантии может быть заявлено в пределах суммы, на которую она выдана, а также до окончания срока ее действия. В соответствии с п. 1 ст. 374 ГК РФ бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия. Если в гарантии обозначены документы, которые должны прилагаться к требованию о платежах, они также должны быть представлены.
Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить заботливость, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии (п. 2 ст. 375 ГК РФ). Право гаранта отказать бенефициару в удовлетворении его требования ограничено ст. 376 ГК РФ двумя случаями:
ü если требование бенефициара либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;
ü если они предоставлены по окончании определенного в гарантии срока.
Банковские гарантии могут быть классифицированы по различным критериям. В зависимости от характера обязательств, исполнение которых обеспечивается выдачей банковской гарантией, можно выделить следующие виды:
· тендерная, или конкурсная, гарантия, которая предназначена для обеспечения организации, проводящей тендер, возмещения ее убытков в случае отказа участника тендера от участия в конкурсе в течение срока действия его конкурсного предложения либо в случае выигрыша таким участником тендера и его отказа от заключения договора. В случае, если условием участия в тендере является предоставление банковской гарантии, экспортер, действующий как лицо, по поручению которого предоставляется банковская гарантия, заключает договор с банком о предоставлении гарантии в пользу организации, проводящей тендер. Тендерная гарантия обычно выдается в пределах 2–5 % от суммы, содержащейся в оферте;
· гарантия исполнения обеспечивает надлежащую поставку товара либо выполнение работ или оказание услуг, например, в части соблюдения сроков поставки, устранения недостатков проданного товара и т.д. Обычно такие гарантии охраняют интересы импортера (покупателя или заказчика) и ( используются чаще всего при поставке комплектных объектов. Как правило, такая гарантия предоставляемся в размере 10% от суммы договора;
· гарантия возврата аванса (платежа), которая также обеспечивает импортера (покупателя или заказчика), который получает гарантию того, что случае неисполнения обязательства экспортером он получит возврат (чаще всего в полной сумме) внесенного аванса. Гарантия возврата аванса обычно уменьшается (если об этом указано в тексте гарантии) по мере поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Данная гарантия достаточно часто используется в случаях комплексной поставки товара, а также при длительных по времени работах или услугах;
· гарантия оплаты обеспечивает платеж па любым договорам (в частности, по договору кредита), но чаще всего используется при экспортных операциях. В этом случае банк гарантирует своевременную оплату задолженности экспортеру за поставленный товар, выполненную работу или оказанную услугу. Данная гарантия используется также часто, как обеспечение в случае, когда между экспортером и импортером используется форма расчетов посредством документарного инкассо. К этому виду гарантий можно также отнести случаи, когда банк гарантирует вексельное поручительство (аваль) либо своевременное открытие документарного аккредитива.
Кроме перечисленных и рассмотренных видов гарантий в практике международной торговли также встречаются и иные виды гарантий, в частности:
· таможенная гарантия. Служит для обеспечения оплаты таможенных платежей и чаще всего применяется при ввозе товаров в таможенном режиме временного ввоза или транзита в качестве обеспечения вывоза товаров за пределы таможенной территории государства;
· судебная гарантия. Предусмотрена законодательствами ряда государств и служит для обеспечения издержек процесса и сторон в ходе судебного производства;
· гарантия обеспечения иска. Предусматривает, что в случае наложения ареста на имущество (товар) лицо может выставить гарантию и получить право распорядиться данным имуществом (товаром) по своему усмотрению;
· гарантия коносамента. Предусматривает исполнение обязательств перевозчиком груза (возмещение убытков) в случае передачи им товара без коносамента, обозначающего передачу прав на указанный товар.
Кроме указанных классификаций, банковскую гарантию можно также разделить на:
· гарантию по требованию, в силу которой гарант обязан произвести платеж по первому требованию бенефициара (при этом данное требование должно быть представлено в письменной форме);
· условную гарантию, в силу которой гарант предоставляет платеж лишь по предъявлению бенефициаром какого-либо документа либо выполнения иного условия, например в случае предоставления бенефициаром решения суда или арбитража в пользу бенефициара, либо заключения авторитетной международной (или иной) организации о наличии неисполнения обязательства со стороны принципала, либо даже простого письменного заявления бенефициара о неисполнении обязательства со стороны принципала.
Гарантия может также выступать в форме консорциумной гарантии, с помощью которой группа лиц (участников консорциума) фактически обеспечивает обязательство данной группы путем получения головным гарантом консорциума (группы предпринимательских лиц) соответствующих банковских гарантий от участников группы.
Следует указать, что, равно как и документарный аккредитив, банковская гарантия может являться как отзывной, так и безотзывной; в зависимости от того вправе или не вправе гарант отдавать выданную гарантию. Понятно, что только лишь безотзывная гарантия больше всего отвечает интересам бенефициара. Ст. 371 ГК РФ предусматривает, что по общему правилу банковская гарантия не может быть отозвана гарантом, если в ней не предусмотрено иное, таким образом банковская гарантия может быть отозвана гарантом, если это предусмотрено самой банковской гарантией.
Если гарант воспользуется предусмотренным банковской гарантией правом на ее отзыв, в этом случае обязательство гаранта прекращается с момента получения бенефициаром письменного сообщения гаранта об отзыве гарантии.
Однако, если гарант не использовал свое право на отзыв банковской гарантии, а бенефициар предъявил к нему требование вытекающее из банковской гарантии, то гарант уже не вправе ее отозвать.
Право на отзыв банковской гарантии сможет быть безусловным либо может зависеть от определенных условий указанных в банковской гарантии. Таким условием может быть, например, признание принципала неплатежеспособным.
Банковские гарантии можно разделить на передаваемые и непередаваемые в зависимости от вправе или не вправе бенефициар передавать другому лицу требования к гаранту, предусмотренное в банковской гарантии.
Ст. 372 ГК РФ определяет, что принадлежащее бенефициару по б.г. право требования к гаранту не может быть передано другому лицу.
Таким образом в качестве общего правила ГК устанавливает передаваемость прав по банковской гарантии.
Однако, данная статья устанавливает, что в самой банковской гарантии может быть предусмотрено иное. Это значит, что банковской гарантией Может быть предусмотрено, что принадлежащее бенефициару право требования к гаранту может быть передано другому лицу, то есть банковская гарантия может быть передаваемая. Передача права требования в этом случае осуществляется с соблюдением правил об уступке право требования (сессии). При этом условие и порядок передачи бенефициаром право требования другому лицу должны быть оговорить в банковской гарантии.
Кроме того, возможны и иные виды гарантии в зависимости от вида риска, защита которого осуществляется гарантией.
Банковская гарантия также классифицируется исходя из ее деления на прямую гарантию, когда гарантия выдается непосредственно банком, принявшим на себя обязательства, например, перед импортером, и на косвенную гарантию (или встречную гарантию), когда банк, к которому обратились за выдачей гарантии, поручает ее осуществление банку-корреспонденту, например, в стране импортера, который выдает контргарантию.
Контргарантия возникает тогда, когда бенефициар требует предоставления гарантии определенного банка, обычно в стране его нахождения. Если такой банк не рискует принять на себя обязательство по гарантии неизвестного ему контрагента указанного бенефициара, такую гарантию предоставляет банк в стране контрагента. При этом данный банк обращается в указанный бенефициаром банк с просьбой о повторении предоставленной гарантии. В этом случае банк может предоставить свою гарантию, поскольку данная гарантия предоставляется не в обеспечение исполнения обязательств неизвестного ему лица, а в обеспечение гарантии банка. Такое повторение гарантийного обязательства носит название контргарантии. На практике контргарантия часто применяется при предоставлении тендерных гарантий, а также в случае, когда гарантию банка-гаранта, который не пользуется большой известностью, стабильностью и влиянием, гарантирует гарантия авторитетного и известного банка (такая контргарантия иногда именуется супергарантией).
При этом, рассматривая косвенные гарантии, необходимо отметить, что их обязательным условием является полное соответствие условий контргарантии условиям основной гарантии. Однако контргарантия, аналогично как и любая иная гарантия, является по своей правовой природе самостоятельной сделкой, не зависящей от иных сделок, в том числе и от основной гарантии.
1.3.Исполнение и прекращение обязательства по банковской гарантии
Заключение договоров гарантии на практике осуществляется на основе примерных формуляров договоров (чаще всего в форме гарантийного письма), разработанных банками, которые они обычно представляют для акцепта своим клиентам. Однако подобные образцы договоров гарантии должны каждый раз, перед тем как быть принятыми, подвергаться критическому анализу, поскольку банки при разработке текстов подобных договоров исходят прежде всего из собственных интересов.
Кроме того, в связи с тем, что цели предоставления банковской гарантии могут серьезно отличаться, необходимо положения текста проформы банковской гарантии адаптировать к условиям конкретной сделки.
При этом следует помнить, что основным источником возникновения договора гарантии, в частности между банком и экспортером, являются условия договора, заключенного между экспортером и импортером.
То есть экспортер, для того чтобы получить надежное средство обеспечения платежа в виде банковской гарантии, должен прежде всего в договоре с импортером точно определить основные ее условия и обязать импортера (под угрозой применения предусмотренных в договоре санкций) поступать таким образом, чтобы банк своевременно предоставил именно такую гарантию. Неопределение в договоре основных условий гарантий может привести к тому, что между сторонами в будущем может возникнуть спор относительно содержания данной гарантии либо применительно к условиям, указанным выше, импортер может предпринять попытку навязать экспортеру невыгодную для него форму гарантии.
Следует иметь в виду, что на практике даже самые солидные банки склонны к тому, чтобы достаточно вольно трактовать текст банковской гарантии в свою пользу, и используют любую неясность или неопределенность для того, чтобы отказаться исполнять гарантию, что в свою очередь лишает, например, экспортера при гарантии оплаты основного смысла использования банковской гарантии как инструмента быстрого возмещения суммы платежа.
Банковская гарантия вступает в силу с момента ее выдачи, однако в гарантии может быть предусмотрен иной, более поздний срок вступления ее в действие.
Банковская гарантия часто выдается в форме гарантийного письма, под которым подразумевается документ, в котором банк принимает на себя обязательство в случае наступления обстоятельства, указанного в данном документе, исполнить денежное обязательство в размере и в срок, указанный в гарантии, в пользу обозначенного лица (бенефициара).
Гарантийное письмо адресуется. непосредственно бенефициару гарантии, а иногда банку, постоянным клиентом которого является бенефициар. Самым важным для бенефициара является исключение или максимальное ограничение в тексте банковской гарантии акцессорных и субсидиарных условий, которые в будущем могут затруднить реализацию банковской гарантии. С этой целью следует ясно и категорично сформулировать обязательство банка, например, по оплате сформировавшейся задолженности импортера, если последний будет уклоняться от уплаты суммы долга или ее части.
Банк должен быть обязан произвести оплату по требованию кредитора без права требования от должника предоставления согласия на такую оплату.
Следующим существенным пунктом гарантии является отказ банка от использования правовых средств, которыми может воспользоваться должник в связи с заключенным между ним и бенефициаром гарантии договором. Таким образом можно будет избежать недомолвок в договоре с банком, поскольку отсутствие какой либо нормы в договоре банковской гарантии может привести к использованию норм национального законодательства страны местонахождения банка о поручительстве (при отсутствии специального регулирования в законодательстве гарантии), что не всегда было бы выгодно для бенефициара.
Применительно к банковской гарантии в практике международного оборота выработалось правило, хотя и не императивное, согласно которому банковская гарантия является обязательством срочным. В связи с этим гарантийное письмо должно точно определять дату окончания срока действия гарантии. По истечении данного срока банковское обязательство прекращается, если до наступления данного срока бенефициар не обратился с требованием об исполнении донной гарантии. В связи с этим важно, чтобы срок действия банковской гарантии был достаточным для того, чтобы бенефициар, например экспортер, при наличии гарантии оплаты имел достаточно времени для предъявления требования к банку в случае, если импортер не исполнит свои обязательства по оплате в установленный в договоре срок. В случае, если стороны основного договора продлевают срок его действия, необходимо также (при согласии гаранта) продлевать и срок банковской гарантии. Правда, в англосаксонской правовой доктрине господствует точка зрения, согласно которой и по истечении срока действия банковской гарантии бенефициар имеет право требовать исполнения банковской гарантии, хотя обстоятельство, на основании которого банковская гарантия должна быть исполнена, наступило после истечении срока, указанного в гарантии.
В связи с вышеизложенным от будущего бенефициара гарантии требуется проявление максимальной тщательности при определении содержания требуемой гарантии. Недостаточно простого указания термина “гарантиях” в связи с неоднозначностью понимания этого термина.
Банковская гарантия может быть исполнена по первому требованию бенефициара гарантии. Однако это правило не является общераспространенным, поэтому заинтересованная сторона должна требовать, чтобы норма об этом была прямо указана в гарантийном письме. Бенефициар вправе предъявить требование об оплате к банку только при наступлении обстоятельств, указанных в гарантийном письме, например при “безрезультатном” истечении срока для оплаты товара импортером. В связи с этим возникает вопрос, должен ли бенефициар гарантии доказывать наступление такого обстоятельства. Господствующая доктрина говорит о том, что при гарантии по требованию и оплате бенефициар может просто заявить о том, что, например, оплата со стороны импортера в обозначенный в гарантии срок не наступила, и потребовать от банка исполнения банковской гарантии. Доказывать же факт неоплаты бенефициар не обязан.
Если же окажется, что обстоятельство, на основании которого была исполнена гарантия, в Действительности не имело места, бенефициар обязан возвратить неправомерно пол ученную сумм у банку. В этом случае, однако, бенефициар будет выступать в роли ответчика, а потому бремя доказывания обстоятельств, на основании которых полученная бенефициаром сумма гарантии подлежит возврату, лежит на том лице, которое обращается с подобным требованием. Кто может предъявлять такое требование – вопрос дальнейшего рассмотрения. Безусловным, однако, является то, что банк, который обязан исполнить гарантию “по первому требованию”, не имеет права задерживать оплату даже в том случае, когда он имеет сведения о том, что обстоятельства, указанные в гарантии в качестве основания ее исполнения, в действительности, не наступили.
В дальнейшем, по исполнении банковской гарантии, банк не может предъявить требования о возврате данной суммы, поскольку решение вопроса о том, действительно ли наступили обстоятельства, в связи с которыми должна быть исполнена гарантия, относится к взаимоотношениям между бенефициаром гарантии и лицом, по поручению которого банк предоставил гарантию – принципалом. Поэтому с требованием о возврате неправомерно полученной суммы по гарантии может выступить лишь лицо, по поручению которого была предоставлена гарантия.
Если банковская гарантия должна быть исполнена против документов, указанных в гарантии, то бенефициар должен немедленно, в случае возникновения обстоятельств, связанных с неисполнением обязательств принципалом, получить необходимые документы и представить их гаранту, а гарант в свою очередь должен передать копии этих документов принципалу. Гарант имеет право проверить соответствие всех документов по внешним признакам условиям гарантии. Если подобное сходство отсутствует, гарант вправе не осуществлять платеж по гарантии. В случае отказа гаранта от платежа он должен немедленно уведомить об этом бенефициара. При этом гарант должен иметь разумный срок для проверки документов на соответствие. Гарант не несет никакой ответственности за форму, достаточность, истинность и правовой эффект любого документа, а также за последствия, вытекающие из задержки или потери при транзите любого сообщения, а также за любые ошибки, возникающие при передаче посредством телекоммуникационной связи.
За предоставленную банковскую гарантию, а также за оказанные иные услуги, связанные с гарантией, банк-гарант имеет право на получение вознаграждения.
Банковская гарантия прекращается в случае ее неиспользования, когда лицо (принципал) надлежащим образом выполняет взятые на себя обязательства, истечения срока гарантии, а также в случае ее исполнения (выплаты гарантийной суммы).
После прекращения банковской гарантии документ, который ее оформляет, должен быть возвращен гаранту. При этом по договорным гарантиям, оставление документа, именуемого “гарантия”, у бенефициара не означает предоставления ему каких-либо прав по гарантии в случае ее прекращения. Однако в ряде государств законодательство предусматривает, что гарантия остается действительной до тех пор, пока документ, ее оформляющий, не будет возвращен гаранту либо бенефициар специально не освободит гаранта от его обязательств.
Банковская гарантия прекращает свое действие:
• фактом уплаты бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;
• окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана;
• вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту;
• вследствие отказа бенефициара от своих нрав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательства.
Правоведы указывают и на такой нюанс банковской гарантии. При уплате суммы гарантии, но с просрочкой платежа, за бенефициаром сохраняется право требования к гаранту, вытекающее из его ответственности за несвоевременный платеж, предусмотренное пунктом 2 статьи 377 ГК РФ, если в самой гарантии не предусмотрено иное.
Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен без промедления уведомить об этом принципала (п. 2 ст. 378 ГК РФ). Данное правило касается только взаимоотношений гаранта и принципала. Поэтому его несоблюдение не влияет на правовую силу гарантии как обеспечительного обязательства.
Выводы. Банковская гарантия обеспечивает бенефициара в случае неисполнения либо не надлежащего исполнения обязательства лицом, по просьбе (поручению) которого предоставляется гарантия, причем вне зависимости от причин такого неисполнения (например, в случае наступления форс-мажорных обстоятельств). Данное обстоятельство приводит к тому, что банковская гарантия является одним из наиболее часто используемых способов обеспечения исполнения обязательств в международном обороте. В связи с этим достаточно важным является унификация норм о банковской гарантии как на уровне законодательства, так и на уровне торговых обычаев. Ведь в случае, если банковская гарантия не регламентирует ряд обязательств банка-гаранта и в законодательстве государства отсутствует специальное регулирование для данного института, то нельзя исключить, что суд при возникновении спора может применить к банковской гарантии нормы, касающиеся договора пор учительства, как наиболее близкого к банковской гарантии института, содержащегося в законодательстве практически всех государств мира. А в этом случае важнейшие преимущества гарантии – самостоятельность и независимость от основного договора – не действуют.
1 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор О.Н. Садиков. М., 1999. С. 570, 573-574
2 Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева. М., 1996. С. 531
2 Павлодский Е.А. Обеспечение исполнения обязательств поручительством // Закон. № 5. 1995. С. 25
3 Шмиттгофф К.М. Экспорт: право и практика международной торговли. М., 1993. С. 227
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!