Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по административному праву»

/ Административное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ.

 

РАЗДЕЛ I. Административное право как отрасль.

 

Тема № 1: Государственное управление как вид государственной деятельности.

 

1.         Понятие и виды управления в человеческом обществе. Социальное управление.

2.         Понятие, особенности и структура государственного управления.

3.         Возникновение и развитие административного права России.

4.         Административная реформа.

5.         Административное право зарубежных стран.

 

Методические указания

Административное право как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует общественные отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. управления, осуществляемого от имени общества, государства. Поэтому необходимо сформулировать определение управления и сопоставить его с тесно связанным понятием «организация». Охарактеризуйте виды управления в человеческом обществе: техническое, биологическое и социальное.

Отдельно выделите социальное управление, раскройте его особенности. Проанализируйте виды социального управления: общественное, муниципальное и государственное.  Затроньте проблему соотношения и взаимосвязи государственной исполнительной власти и государственного управления. Назовите определяющие элементы сущностной характеристики государственной исполнительной власти: 1) социальное предназначение; 2)система исполнительных органов; 3) результат осуществления управленческой деятельности и основные формы реализации исполнительной власти.

Определите характерные особенности и структуру государственного управления. Раскройте признаки исполнительной власти. Охарактеризуйте цели, основные задачи и функции государственного управления. Определите структуру государственного управления: субъекты, объекты, процесс (функции управления, формы и методы их осуществления, стиль управления).

При ответе на вопрос о возникновении и развитии административного права России необходимо проследить путь от зарождения государственного управления и ее регулирования в Древней Руси до понимания предмета административного права советского периода.

Ответ на четвертый вопрос следует начать с определения сути административной реформы. Каковы ее задачи, результаты, перспективы?

В условиях расширяющихся контактов частных лиц и организаций с зарубежьем российские юристы должны иметь представление о механизмах принятия управленческих решений в других странах, о том, как строятся там отношения административных органов с гражданами и их объединениями. Проанализируйте модели административно-правового регулирования Франции, Германии, Великобритании, стран СНГ.

 

Темы докладов и рефератов:

1.         Исполнительная власть в РФ: понятие, принципы и современные тенденции развития.

2.         История развития советского и российского административного права.

3.         Реформа административного права: основные направления и сущность.

4.         Административная юстиция в зарубежных странах.

5.         Правительства, министерства и ведомства в зарубежных странах.

 

Нормативные акты: 

1.         Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2.         Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах : одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р

 

Задания и задачи:

1. Найдите в ФЗК РФ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ субъекты и объекты государственного управления.

 

2. Приведите конкретные примеры, где объектами государственного управления выступают: физическое лицо, юридическое лицо, область жизнедеятельности общества и государства.

 

3. Найдите и прокомментируйте функции государственного управления, а также принципы организации и деятельности органов исполнительной власти в ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ, ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.

 

4. На химическом предприятии ОАО «Б.» произошел несчастный случай на производстве, в результате которого пострадало трое рабочих. Руководство данного предприятия не провело должного расследования, сокрыло факт несчастного случая и не сообщило о нем в государственную инспекцию труда по субъекту РФ. Последняя, узнав о произошедшем от родственников пострадавших рабочих, по своей инициативе составила заключение по соответствующей форме и вынесла постановление о применении к директору предприятия «Б.» административного наказания в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. за нарушение законодательства об охране труда.

Можно ли выделить по условию задачи государственно-управленческие отношения?

 

Тест:

1. Управление – это:

А – волеизъявление субъекта;

Б – целенаправленное организующее воздействие на объект;

В – достижение результата.

 

2. Какие из перечисленных признаков относятся к управлению:

А – управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение участников совместной деятельности, их взаимоотношения;

Б – осуществляется с помощью только юридических мер воздействия;

В – обеспечивается угрозой применения государственного принуждения?

 

3.Государственное управление в узком смысле – это:

А – деятельность органов законодательной власти по подготовке, рассмотрению проектов и принятию законодательных актов;

Б – организующая деятельность органов исполнительной власти по практическому осуществлению задач и функций исполнительной власти;

В – деятельность аппаратов органов законодательной и судебной власти.

 

4.Какие из перечисленных принципов относятся к организации исполнительной власти:

А – централизации и децентрализации;

Б – законности;

В – все перечисленные принципы?

 

5. Субъектами государственного управления являются:

А – органы исполнительной власти государства;

Б – органы местного самоуправления;

В – политические партии.

 

6. Какие цели преследует проводимая по инициативе Президента РФ административная реформа:

А – сокращение числа работников госаппарата;

Б – очищение госаппарата от коррумпированных работников;

В – повышение эффективности работы госаппарата;

Г – уменьшение расходов на содержание госаппарата;

Д – одновременно все указанные цели?

 

 

 

 

Тема № 2: Предмет и метод административного права.

 

1.    Предмет административно-правового регулирования.

2.    Метод административно-правового регулирования.

3.    Взаимодействие административного права с другими смежными отраслями российского права.

 

Методические указания

Ответ на первый вопрос следует начать с формулирования понятия отрасли административного права. Раскройте предмет изучения административного права, т.е. круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Раскройте функции исполнительной власти, перечислите субъектов исполнительной власти. Проследите взаимодействие исполнительной и законодательной властей. Почему контрольная общегосударственная деятельность включается в предмет изучения административного права? Назовите органы, осуществляющие общегосударственную контрольную деятельность. Дайте определение внутриорганизационной деятельности. Из каких действий складывается внутриорганизационная деятельность? Охарактеризуйте административно-юстиционные отношения.

При ответе на второй вопрос необходимо помнить, что метод административно-правового регулирования отражает характер связей между участниками правоотношений, т.е. как, каким образом один субъект административного права воздействует на другого. Раскройте основные методы: метод  власти и подчинения, рекомендательный, метод согласования, равенства, административного договора, предписания, дозволения и запрета.

Определите соотношение административного права со смежными отраслями права: с конституционным, гражданским, уголовным, финансовым, трудовым правом, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом.

 

Темы докладов и рефератов:

1.         Предмет административного права: история, современность и тенденции развития.

2.         Особенности административно-правового регулирования.

3.         Место административного права в российской системе права.

 

Нормативные акты: 

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2.         Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах : одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р

 

 

Задания и задачи:

 

1. Какие из ниже названных актов ректора являются предметом административного права:

- утвердил ведомости на выдачу заработной платы работникам университета и стипендий студентам;

- подписал договор аренды здания для размещения филиала университета;

- дал задание проректору разработать план мероприятий по ужесточению пропускного режима в университете;

- принял юрисконсульта и подписал исковое заявление в суд и доверенность на выступление юрисконсульта в суде по этому делу;

- подписал проект приказа о приеме на работу.

 

2. Разберите, относится ли к предмету административного права правоотношения между:

- двумя федеральными органами исполнительной власти по поводу согласования проекта правового акта государственного управления (например, положения);

- Правительством РФ и РАО «ЕЭС»;

- государственным служащим, именуемым вкладчиком, и ОАО «Акционерный коммерческий сберегательный банк РФ» по поводу перечисления жалованья;

- центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора и образовательным учреждением;

- районным военным комиссариатом и призывником;

- студентом и преподавателем государственного образовательного учреждения;

- гражданином и органом местного самоуправления.

 

3. Какие из перечисленных действий относятся к внутриорганизационной деятельности, а какие к государственному управлению:

- разработка штатного расписания Министерства юстиции РФ;

- объявление замечания служащему;

- предоставление льгот на получение кредита предприятиям сельского хозяйства;

- создание единой системы оценки деятельности образовательных учреждений

- разработка плана работы отдела на 1-й квартал будущего года;

- получение и исполнение государственного заказа на создание и производство сельскохозяйственной техники.

 

4. Приведите примеры внутриорганизационных правоотношений, включаемых в предмет административного права, в деятельности:

- палат Федерального Собрания РФ;

- федерального министерства;

- федеральной службы;

- Федерального фонда социального страхования;

- суда;

- прокуратуры;

- между директором предприятия и его служащим;

- между студентом и ректором ПГУ.

 

5. Какие методы административно-правового регулирования применяются в следующих ситуациях:

- инспектор ГИБДД наложил штраф на правонарушителя;

- никто не может  нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение;

- при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административных правонарушениях, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием;

- Министерство внутренних дел РФ и Федеральная служба безопасности РФ согласовали свои действия по борьбе с организованной преступностью.

 

Тест:

 

1.                   Из перечисленного административное право регулирует:

А – отношения в сфере исполнительной власти;

Б – отношения в сфере судебной власти;

В – отношения в сфере государственного контроля;

Г – внутриорганизационную деятельность.

 

2.                   Органами государственного контроля являются:

А – Контрольное управление Администрации Президента РФ;

Б -  Счетная палата при Государственной Думе РФ;

В – Полномочный представитель Президента в федеральном округе;

Г – налоговые органы;

Д – Федеральная таможенная служба РФ.

 

3.                   К внутриорганизационной деятельности относятся:

А -  объявление замечания служащему;

Б – охрана государственной тайны на предприятии;

В – контроль за деятельностью нижестоящих организаций;

Г – отстранение от должности служащего руководителем организации;

Д – приостановление действия незаконного акта Департамента образования и науки области Министерством образования и науки РФ.

 

4.                   Органы исполнительной власти совместно принимают нормативный акт с заинтересованными министерствами и ведомствами. Какой метод используется в данной ситуации?

А – метод власти и подчинения;

Б – метод согласования;

В – рекомендательный метод;

Г – метод равенства.

 

5. Одной из главных черт, отличающих административно-правовой метод регулирования, является:

А - юридическое неравенство субъектов;

Б - договорный характер установления прав и обязанностей сторон;

В - судебный характер защиты нарушенных прав субъектов;

Г - равенство сторон в административном правоотношении.

 

6.                   Какие из ниже указанных действий должностного лица являются предметом административно-правового регулирования:

А - подписание платежного поручения о перечислении в Пенсионный фонд;

Б - подписание приказа о назначении служащего;

В - подписание приказа об объявлении выговора одному из работников;

Г - проведение личного приема граждан.

 

7.                   Какие из ниже указанных действий порождают внутриорганизационные отношения:

А - министр провел заседание коллегии министерства;

Б - руководитель утвердил порядок прохождения службы в органе исполнительной власти;

В - директор предприятия утвердил правила внутреннего трудового распорядка работников;

Г - руководитель подписал приказ о направлении нескольких работников в служебные командировки;

Д - министр образования и науки РФ подписал приказ об утверждении Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Правоохранительная деятельность».

 

 

 

 

 

Тема № 3: Административно-правовые нормы и отношения. Система и источники административного права.

1.         Понятие, особенности, структура и виды административно-правовых норм.

2.         Понятие, особенности, структура и виды административно-правовых отношений.

3.         Способы защиты административно-правовых отношений.

4.         Система административного права.

5.         Источники административного права.

 

Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо отметить, что, как и всякая правовая норма, административно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение. Общность административно-правовых норм с нормами других отраслей права обусловлена тем, что административное право – одна из фундаментальных базовых отраслей российского права, а составляющие ее нормы, естественно, отвечают всем общетеоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социально-политической сущности, роли и общественного предназначения. Наряду с общностью, имеются и определенные особенности административно-правовых норм по сравнению с нормами других отраслей права: по предмету, методу и структуре. Раскройте структуру административно-правовой нормы. Дайте характеристику основным видам административно-правовых норм: 1) материальным и процессуальным; 2) обязывающим, запрещающим, уполномочивающим, поощрительным. Проанализируйте иные основания классификации административно-правовых норм. Определите действие административно-правовой нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Ответ на второй вопрос необходимо начать с определения административно-правового отношения. Затем выделите особенности административных правоотношений, отличающие их от иных правоотношений. Дайте анализ структурных элементов административного правоотношения: субъектов, объектов административно-правовых отношений и содержания (прав и обязанностей участников административно-правовых отношений). Назовите основания возникновения, изменения и прекращения отношений. Охарактеризуйте виды административно-правовых отношений: 1) материальные и процессуальные; 2) вертикальные, горизонтальные и диагональные; 3) внутренние и внешние. Раскройте иные основания классификации административных правоотношений.

Расскажите о способах защиты административно-правовых отношений: административном, судебном, прокурорском и договорно-согласительном. Проанализируйте каждый способ защиты, подчеркнув его достоинства и недостатки.

Ответ на четвертый вопрос следует начать с того, что административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, каким образом внутри данной отрасли группируются составляющие ее нормы права и институты. Административное право как отрасль права делится на общую и  особенную части. Тем не менее, ряд ученых-административистов выделяют и специальную часть административного права.  Назовите основные институты общей, особенной и специальной частей административного права.

В пятом вопросе сформулируйте определение источника административного права. Выделите в системе источников административного права несколько уровней: Конституцию; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы, в т.ч. кодексы, Основы законодательства, законы субъектов РФ; подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств; подзаконные акты органов исполнительной власти субъектов РФ; органов местного самоуправления, локальные акты. Приведите конкретные примеры нормативных правовых актов. Перечислите международные договоры, являющиеся источниками административного права. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что источники административного права отличаются друг от друга не только своими правовыми свойствами. Поэтому в этом вопросе следует уделить внимание и формам источников административного права: положениям, уставам, кодексам, инструкциям, правилам. В настоящее время существует много проблем, связанных с необходимостью совершенствования систематизации российского административного права. Выделяют три вида систематизации норм административного права: кодификацию, инкорпорацию и хронологическую систематизацию. Определите задачи, состояние кодификации административного права в современных условиях и перспективы его развития.

 

Нормативные акты:

1.         Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2.         Федеральный закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ

3.         Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ

4.         Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763

5.         Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации : утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009.

 

Задания и задачи:

 

1. Определите, какие из ниже приведенных норм считаются административно-правовыми:

- граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе;

- предприятия, организации и граждане обязаны не допускать заселения и проживания в помещениях, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям;

- полиция не имеет права разглашать сведения, относящиеся к личности гражданина, порочащие его честь и достоинство, если исполнение обязанностей не требует этого;

- постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5 КоАП РФ.

 

2. Выберите в КоАП РФ по два примера управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм.

 

3. Найдите в КоАП РФ нормы материального и процессуального характера.

 

4. Определите все структурные элементы административно-правовой нормы, содержащейся в п. 1 ч.1 ст. 11.18 КоАП РФ: «Безбилетный проезд в пригородном поезде влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей». 

 

5. Проанализируйте приведенные ситуации и определите, какие из указанных правоотношений относятся к административным, а какие – к иным:

- Судебный департамент  Верховного Суда РФ заключил договор с мебельной фабрикой по поводу изготовления офисной мебели для судебных органов столицы;

- инвалид Великой Отечественной войны Иванов, придя в аптеку, потребовал, чтобы ему отпустили по рецепту врача дорогостоящее лекарство бесплатно;

- районный отдел внутренних дел выдвинул одного из своих сотрудников кандидатом в депутаты районного представительного органа;

- прокурор города проверил работу с обращениями граждан в аппарате городской администрации и по результатам проверки внес представление об устранении допущенных нарушений в аппарат городской администрации;

- собственник автомобиля Петров обратился в районную администрацию с просьбой выделить ему участок под строительство гаража;

- распоряжением губернатора области декан юридического факультета был награжден почетной грамотой;

- гражданин Мельников обратился в отдел внутренних дел с просьбой о замене паспорта;

- гражданин обратился в прокуратуру с заявлением о привлечении к ответственности гражданина Д., нанесшего ему побои;

- Центральный банк РФ отозвал лицензию у коммерческого банка;

- гражданка Комарова  обратилась в суд с жалобой на постановление о назначении ей административного наказания.

 

6. Гуляя в парке с внуком, гражданин обратился к распивающим спиртные напитки и сквернословящим подросткам с требованием прекратить нарушение общественного порядка. На это один из нарушителей ответил, что он удовлетворил бы требование должностного лица соответствующего органа власти, но не гражданина. Являются ли данные правоотношения административными? Аргументируйте свой ответ.

 

7. Выпускник медицинской академии Васильев по заявке районной администрации и с его собственного согласия был направлен на работу в сельскую больницу, где был назначен на должность врача. Районная администрация приняла решение о предоставлении ему квартиры. На основании этого постановления жилищно-коммунальный отдел администрации выдал Васильеву ордер, по предъявлении которого домоуправление заключило с ним договор жилищного найма. Вскоре в семье врача родилась дочь, которую он зарегистрировал в органах ЗАГСа. Васильев обратился в районную администрацию с просьбой о предоставлении ему двухкомнатной квартиры. В удовлетворении этой просьбы врачу было отказано. Последний обжаловал отказ администрации в суд.

На основании каких юридических фактов и в какие виды административно-правовых отношений вступил Васильев?

 

8. На практическом занятии студент отрицал принадлежность к источникам административного права следующих разновидностей правовых актов:

- постановлений Правительства РФ о переносе выходных дней на другие даты в связи с праздниками;

- правовых актов, содержащих нормы различных отраслей права: административного, трудового, гражданского, уголовного;

- правовых актов, в которых наряду с отдельными административно-правовыми нормами большая часть пунктов и статей содержит индивидуальные предписания конкретным организациям, предприятиям, учреждениям.

Каково Ваше мнение по этому вопросу?

9. Какие из перечисленных актов являются источниками административного права?

- ФЗК «О Правительстве РФ»;

- Федеральный закон РФ «О полиции»;

- Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;

- Указ Президента РФ «О присвоении почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» члену юридической консультации г. Пензы;

- Приказ министра обороны РФ «О назначении на должность командующего войсками УралВО»;

- Инструкция Министерства финансово РФ о порядке исчисления налога на доходы с физических лиц;

- Устав Пензенской области.

 

Тест:

 

1.    Для административных правоотношений характерно следующее:

А – юридическое неравенство субъектов;

Б – договорный характер установления прав и обязанностей сторон;

В – судебный характер защиты нарушенных прав субъектов;

Г – несение ответственности перед государством;

Д – несение ответственности перед другой стороной правоотношения;

Е – выступление государственного органа в качестве стороны правоотношения

 

2.    Определите видовую принадлежность нормы административного права: «Административный арест не может применяться к несовершеннолетним, инвалидам  первой и второй групп, беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей…».

А – процессуальная, запрещающая;

Б – материальная, запрещающая;

В – процессуальная, обязывающая;

Г – материальная, уполномочивающая.

 

3.                   Какие из ниже перечисленных административно-правовых норм относятся к материальным?

А - граждане РФ вправе создавать общественные объединения;

Б - постановление о дисквалификации производится путем прекращения трудового договора с дисквалифицированным лицом;

В - университет несет ответственность за свою деятельность перед государством;

Г - срок чрезвычайного положения, вводимого на территории РФ, не может превышать 30 суток;

Д - заседания Правительства Пензенской области проводятся 1 раз в месяц;

 

4.                   Какие из ниже перечисленных административно-правовых норм носят предписывающий (обязывающий, императивный) характер?

А - граждане РФ вправе создавать общественные объединения;

Б - постановление о дисквалификации производится путем прекращения трудового договора с дисквалифицированным лицом;

В - университет несет ответственность за свою деятельность перед государством;

Г - срок чрезвычайного положения, вводимого на территории РФ, не может превышать 30 суток;

Д - заседания Правительства Пензенской области проводятся 1 раз в месяц;

 

5.                   Какие административно-правовые отношения относятся к вертикальным?

А - генеральный директор дисквалифицирован судом за ненадлежащее управление юридическим лицом;

Б - гражданин обратился с жалобой в Комитет по защите прав потребителя;

В - произошло совместное совещание руководящего состава Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ;

Г - МВД России выдало лицензию на частную охранную деятельность;

Д - прокурор принес протест на решение мирового судьи о наложении административного наказания;

Е - администрация Тамбовской области и Юго-Восточная железная дорога заключили соглашение о взаимодействии и эксплуатации убыточных железнодорожных линий;

Ж - федеральный орган исполнительной власти заключил договор аренды помещений с государственным учреждением по содержанию и использованию нежилых помещений.

 

6.                    Какие административно-правовые отношения относятся к процессуальным?

А - генеральный директор дисквалифицирован судом за ненадлежащее управление юридическим лицом;

Б - гражданин обратился с жалобой в Комитет по защите прав потребителя;

В - произошло совместное совещание руководящего состава Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ;

Г - МВД России выдало лицензию на частную охранную деятельность;

Д - прокурор принес протест на решение мирового судьи о наложении административного наказания;

Е - администрация Тамбовской области и Юго-Восточная железная дорога заключили соглашение о взаимодействии и эксплуатации убыточных железнодорожных линий;

Ж - федеральный орган исполнительной власти заключил договор аренды помещений с государственным учреждением по содержанию и использованию нежилых помещений.

 

7. По методу воздействия на поведение субъектов административно-правовые нормы делятся на

А - материальные и процессуальные;

Б - обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные;

В - общеобязательные и внутриаппаратные;

Г - межведомственные, ведомственные и локальные.

 

8.                   Какой из приведенных ниже способов защиты административных правоотношений является приоритетным (главным)?

А - судебный способ защиты;

Б - административный способ защиты;

В - Согласительный способ защиты;

Г - никакой из перечисленных.

 

9.                   Недостатками административного способа защиты административных правоотношений являются: 

А - заинтересованность органов исполнительных власти в разрешении обращений граждан и юридических лиц

Б - равное положение субъектов (сторон);

В - гласное рассмотре6ние обращений граждан и юридических лиц;

Г - разрешение жалоб и иных обращений должностными лицами, как правило, не имеющими правовой подготовки.

 

10. Субъектами административно-правовых отношений могут выступать:

А – государственный служащие;

Б - граждане РФ;

В – иностранные граждане;

Г – органы исполнительной власти;

Д – общественные организации;

Е – предприятия и учреждения.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. Субъекты административного права.

 

Тема № 4: Физические лица как субъекты административного права.

 

1.         Понятие и виды субъектов административного права.

2.         Административно-правовой статус личности и гражданина РФ.

3.         Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

4.         Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

Методические указания

Ответ на первый вопрос следует начать с формулирования определения субъекта административного права и его правового статуса, затронув проблему соотношения понятий «субъект административного права» и «субъект административного правоотношения». Приведите классификацию субъектов административного права.

При ответе на второй вопрос необходимо помнить, что для норм международного и внутреннего права характерно двоякое отношение к человеку: как к личности, от природы наделенной органическими, внутренне присущими ей правами и свободами, и как к гражданину государства, которое, безусловно, признает его права и свободы, должно обеспечивать, гарантировать и защищать их. Охарактеризуйте права и обязанности личности в сфере исполнительной власти, основания ограничения прав личности. Дайте определение административной право- и дееспособности гражданина РФ. Раскройте права и обязанности гражданина РФ в сфере исполнительной власти, подразделив их на: 1) абсолютные и относительные права и обязанности граждан РФ; 2) общие, особенные и специальные. Охарактеризуйте виды административно-правовых статусов граждан РФ: 1) социальный и особый; 2) общий, особенный и специальный.

Ответ на третий вопрос начните с того, что в Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд гарантий, т.е. специальных правовых, организационных и иных мер, направленных на охрану прав и свобод граждан РФ от каких-либо нарушений. Проанализируйте основные средства  защиты прав и интересов граждан РФ от злоупотреблений, бюрократизма и иных аномалий в деятельности государственных органов: право на жалобу; право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц и др.

В четвертом вопросе необходимо раскрыть особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, которые заключаются в моменте возникновения и прекращения административной право- и дееспособности, ограничении ряда прав и свобод. Особенности административно-правового положения различных групп иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в России, целью пребывания, страной, из которой они прибыли. Среди находящихся в РФ лиц, не являющихся ее гражданами, следует различать тех, кто прибыл для работы в иностранных и международных организациях и лиц, прибывших с частными целями. Среди последних по времени пребывания на территории РФ выделяют: временно пребывающих, временно проживающих, постоянно проживающих на территории РФ и проезжающих транзитом. В чем заключаются особенности их административно-правового статуса?

 

Темы докладов и рефератов:

1.         Порядок организации проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.

2.         Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.

3.         Порядок получения заграничных паспортов для выезда за пределы Российской Федерации.

4.         Основания ограничения в праве на выезд из Российской Федерации граждан РФ. Порядок оформления и выдачи гражданам документов на выезд и въезд в страну.

5.         Особенности административно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца.

 

Нормативные акты:

1.         Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.

2.         Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

3.         Федеральный конституционный закон РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.  № 1-ФЗК.

4.         Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185-1

5.         Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. № 4531-1

6.         Федеральный закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-1

7.         Федеральный закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ

8.         Федеральный закон РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ

9.         Федеральный закон РФ «О беженцах» от 28 июня 1997 г. № 95 – ФЗ

10.     Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ

11.     Федеральный закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ

12.     Федеральный закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования» от 4 июня 2004 г. № 54-ФЗ

13.     Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища : утв. Указом Президента от 21 июля 1997 г. № 746

14.     Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации : утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713.

15.     Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 26 мая 1997 г. № 310.

 

Задания и задачи:

 

1. Студент Жуков, подразделяя права и обязанности граждан в сфере исполнительно-распорядительной деятельности на абсолютные и относительные, в качестве примеров привел нижеследующие:

1)                            абсолютные права и обязанности: проходить военную службу; регистрировать факты рождения и смерти; платить налоги; соблюдать тишину и покой в квартирах и общежитиях после 22 часов; получать информацию; регистрировать паспорта; иметь квартиру; проводить митинги; подавать жалобы; менять фамилию; хранить государственную тайну.

2)                            Относительные права и обязанности: создавать общественные объединения; приобретать статус муниципального служащего; издавать газету; посещать молитвенный дом; поступать на учебу в институт; получать земельный участок; подавать телеграммы; заниматься кустарным промыслом; отправлять детей в школу; получать медицинскую помощь.

Как можно оценить ответ студента? Допущены ли ошибки в ответе?

 

2. Ученики 9-го класса средней школы обратились с ходатайством к администрации школы о проведении с участием выборных представителей обучающихся дисциплинарного расследования в отношении учителя физики, действия которого, по их мнению, ущемляют их права (в частности, учитель не давал разъясняющих ответов на вопросы учеников, оставлял на самостоятельное изучение большую часть материала и предвзято относился к ряду учеников). Администрация учреждения отказала в удовлетворении заявленного ходатайства, указав, что права девятиклассников должны представлять родители.

Правомерны ли действия администрации образовательного учреждения? 

 

 

3. 18-летний Жуков и 16-летний Чесноков 26 февраля решили организовать у себя на химическом заводе митинг по поводу повышения заработной платы, и 27 февраля в 07.30 часов митинг состоялся. На нем рабочие критиковали правительство за проводимую политику, за необоснованное повышение цен. К организаторам митинга неоднократно подходили работники полиции с требованием прекратить несанкционированный митинг, однако они не реагировали на это. Через два часа силами сотрудников полиции митинг был прекращен, а его организаторы доставлены в отделение полиции. Капитан полиции Ушаков составил протокол об административном правонарушении, совершенном Чесноковым и Жуковым. За проведение несанкционированного митинга и сопротивление работникам полиции его организаторы были подвергнуты административному наказанию -  аресту на 15 суток.

Оцените законность действий участников данного дела?

 

4. Уполномоченный коллективами студентов вузов города Председатель студенческого совета Педагогического университета Артамонов 15 апреля подал уведомление в Администрацию города о проведении 1 мая на городском стадионе студенческого митинга. В уведомлении была отражена цель мероприятия — выразить свою солидарность со студентами других стран и обратить внимание органов государственной власти на проблемы высшего образования в стране. Начало митинга планировалось на 10 часов утра, окончание от 12 до 13 часов дня, в зависимости от присутствующих на митинге студентов и количества выступающих. Администрация города проведение митинга не разрешила, аргументируя это тем, что в уведомлении не указано предполагаемое количество участников митинга и точное время его окончания. Артамонов обратился с жалобой в суд на это решение. В жалобе он написал, что, поскольку проведения никаких других мероприятий на городском стадионе в этот день не планировалось, по его мнению, такое решение Администрации города явно нарушает право граждан на проведение публичных мероприятий. 

Какое решение по жалобе должен вынести суд? Аргументируйте свой ответ. 

 

5. Инженер Соколов работал в научно-производственном объединении «Эра» и был допущен к сведениям особой важности. С ним был заключен контракт, предполагающий ограничение прав на выезд из России сроком на пять лет. УВД выдало Соколову уведомление с указанием оснований и срока ограничения права. По окончании срока контракта Соколов уволился из научного объединения и поступил на работу в коммерческую фирму. Вскоре возникла необходимость поехать в командировку в Италию по делам фирмы. Соколов обратился в Управление ФМС с заявлением о выдаче ему заграничного паспорта, но ему разъяснили, что сведения особой важности, к которым он был допущен в научном объединении, не исчерпали своей секретности, поэтому загранпаспорт выдан быть не может. Соколов решил отказ обжаловать.

Дайте юридический анализ ситуации.

 

6. Учащийся ПТУ Кольцов получил 15 апреля приглашение из Германии от двоюродного брата и начал оформлять документы для выезда за границу. 25 апреля Кольцов получил повестку в военкомат о призыве на срочную службу в Вооруженные Силы РФ. Кольцов показал в военкомате приглашение из Германии и попросил отсрочку. Однако, начальник райвоенкомата не только не представил отсрочку, но и запретил выезд за границу. Прав ли начальник райвоенкомата?

 

7. Гражданин Р. получил отсрочку от призыва на военную службу в 18 лет, так как являлся студентом педагогического колледжа. После окончания колледжа он поступил в педагогический институт. Проучившись 6 месяцев, гражданин Р. бросил учебу и поступил на юридический факультет в университет. Однако через несколько месяцев после поступления получил повестку в военный комиссариат. В комиссариат Р. не явился, считая, что имеет право на отсрочку, поскольку обучается на первом курсе дневного отделения на юридическом факультете университета. Военный комиссар подготовил соответствующие документы в РОВД и суд с требованием привлечь гражданина Р. к административной  ответственности за неявку по вызову в военкомат и к уголовной ответственности за уклонение от прохождения военной службы.

Какое решение по делу должен принять суд?

 

8. Супруги Ивановы решили переехать на постоянное место жительства в Испанию. Оформив все положенные документы, они подали заявление на выдачу загранпаспортов. Прождав 2,5 месяца, супруги обратились с жалобой в суд. Суд вынес постановление, где обязал выдать паспорта Ивановым. Управление ФМС отказалось выполнить решение суда, обосновывая это тем, что в период рассмотрения жалобы Ивановых судом был предъявлен гражданский иск о возмещении причиненного материального ущерба вследствие ДТП.

Дайте юридический анализ дела.

 

9. 1 июня Кротов обратился в РОВД города с заявлением, содержащим просьбу разрешить ему приобрести охотничье ружье. В тот же день в ОВД поступила жалоба на Кротова от его соседки о том, что 15 апреля в квартире Кротова до 5 часов утра играла музыка, громко пели песни. Кроме того, в жалобе излагалась просьба привлечь Кротова к ответственности за нарушение общественного порядка и правил общежития граждан. В результате Кротову было отказано в разрешении на приобретение охотничьего ружья.

Правомерен ли отказ?

10. Освободившись из заключения, гражданин Хомяков прибыл на постоянное место жительства к своей сестре Бобровой в город Смоленск, где она проживала в унаследованной ею и ее братом (Хомяковым) квартире матери. 12 января текущего года Хомяков подал заявление и свидетельство о праве собственности на половину квартиры в миграционную службу. 1 февраля он получил отказ в регистрации, потому что его сестра не дала согласия на регистрацию Хомякова в указанной квартире.

Хомяков обратился в суд с жалобой на действия начальника миграционной службы и с иском к сестре о компенсации морального вреда за отказ в регистрации.

Какое решение по данному вопросу должен принять судья?

 

11. Заселившись в купленную им квартиру, Комаров подал заявление о регистрации его по месту жительства, приложив к заявлению паспорт и договор купли-продажи. Комарову было отказано в регистрации, так как он не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, не предъявил военный билет и не встал на воинский учет по новому месту жительства.

Правомерен ли отказ в регистрации?

 

12. Гражданин Зилов купил квартиру у гражданина Антонова. Спустя три дня после покупки Зилов подал заявление в УФМС о регистрации по новому месту жительства. В управлении Зилов узнал, что Антонов и его супруга до сих пор не снялись с регистрационного учета по этому адресу, хотя там не проживают. Поэтому вместе с вышеуказанным заявлением Зилов подал еще заявление о снятии с регистрационного учета Антонова и его жены, обосновав это тем, что они больше здесь не живут, квартира им не принадлежит и Зилов как собственник не желает, чтобы еще кто-то был зарегистрирован в его квартире.

Оцените правомерность действий участников ситуации.

 

13. Родители мальчика Андрея Сомова имели разные фамилии, и при регистрации рождения ребенку была присвоена фамилия отца. В дальнейшем брак родителей был расторгнут, и 16-летний Андрей решил сменить фамилию отца на фамилию матери. С какого возраста гражданин РФ приобретает право на перемену имени? Требуется ли согласие родителей либо других законных представителей на перемену имени несовершеннолетнего лица?

 

14. Больной венерическим заболеванием гражданин Мохов уклонялся от лечения. По распоряжению главного врача местного кожно-венерологического диспансера Мохов был принудительно госпитализирован в больницу, где его лечили целый месяц. Мохов решил, что тем самым были нарушены его права, и вознамерился писать жалобу на действия главного врача. Имеются ли законные основания для такой жалобы?

15. Сотрудники полиции попросили гражданина Михайлова показать документ, удостоверяющий его личность. Поскольку паспорта у Михайлова при себе не было, он был подвергнут административному задержанию для выяснения его личности. Михайлов подал жалобу на действия сотрудников полиции начальнику управления внутренних дел. В своем ответе Михайлову начальник управления сообщил, что сотрудники полиции действовали в пределах прав, предоставленных им Федеральным законом РФ «О полиции». Согласно п. 2 ст. 13 Закона полиция имеет право проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления, а как объяснили Михайлову, он внешне был похож на разыскиваемого преступника; в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 полиция имеет право осуществлять административное задержание. Ответ начальника управления внутренних дел не удовлетворил Михайлова, так как, по его мнению, требование постоянно носить при себе документ, удостоверяющий личность, является ограничением прав и свобод человека. Согласно ст. 55 Конституции РФ такое ограничение устанавливается только федеральным законом, а ни в одном из федеральных законов нет нормы, обязывающей граждан в обычных условиях носить при себе документы, удостоверяющие личность.

С чьей позицией Вы согласны — сотрудников полиции или гражданина Михайлова? Дайте правовой анализ ситуации.

 

16. Проживающие на территории Российской Федерации граждане Болгарии – Григоров, Червенков и Стацев – решили применить свои способности на государственной службе в стране своего пребывания. Григоров прошел по конкурсу на замещение вакантной должности старшего преподавателя иностранного языка в вузе. Червенков пожелал заключить контракт с Министерством обороны РФ для поступления на службу в Вооруженные Силы РФ, а Стацев предложил свои услуги морскому департаменту Министерства транспорта России и попросил назначить его на должность капитана дальнего плавания как имеющего опыт такого судовождения в Болгарии. К удивлению Червенкова и Стацева, в военном комиссариате и морском департаменте им было отказано в приеме на государственную службу, хотя они и ссылались на Конституцию РФ (ст. 19), в которой запрещены любые формы ограничения прав граждан по признакам национальной принадлежности.

Каково Ваше мнение по данному делу?

 

17. Гражданин Туркменистана Г., являющийся студентом одного из вузов г. П., в течение летних каникул устроился на работу дворником в одно из коммунальных хозяйств города. Во время выполнения своих обязанностей Г. был задержан сотрудниками ПВС, возбудившими в отношении него дело об административном правонарушении по ст. 18.10 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного наказания за занятие трудовой деятельностью без разрешения на работу, и передали его на рассмотрение в суд.

Какое решение должен принять суд?

 

18. На гражданина ФРГ К. 13 марта 2009 г. было наложено административное наказание в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.6 КоАП РФ, так как он управлял транспортным средством, будучи не пристегнут ремнем безопасности. 30 июня 2009 г. при выезде из РФ пограничными органами было отказано К. в выезде из РФ на том основании, что он не исполнил наложенное на него административное наказание.

Правомерны ли действия пограничных органов?

 

19. Гражданин Грицук при изучении законодательства о порядке его пребывания в России пришел к выводу, что он как гражданин Украины пользуется безвизовым режимом въезда в Российскую Федерацию и срок его пребывания не ограничен, он является иностранным гражданином, законно находящимся на территории России и, следовательно, в силу ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» имеет право наравне с ее гражданами на выбор места жительства без какого-либо разрешения и вида на жительство.

Верен ли такой вывод?

 

Тест:

 

1.                   В каких случаях может быть ограничен выезд за границу гражданину РФ:

А – при допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

Б – в случае задержания по подозрению в совершении административного правонарушения;

В – в случае прохождения свидетелем по уголовному делу;

Г – в случае призыва на военную службу;

Д – в случае уклонения от уплаты алиментов (при наличии решения суда);

Е – в случае непогашения  банковского кредита в полном объеме.

 

2.                   В какой срок должны регистрироваться граждане РФ по месту жительства на территории РФ?

А – в течение 10 дней;

Б - в течение 7 дней;

В - в течение 5 дней;

Г - в течение 3 дней.

 

3.                   Административная дееспособность гражданина РФ наступает в полном объеме в возрасте:

А – 14 лет;

Б – 16 лет;

В – 18 лет;

Г – законом возраст наступления не определен.

 

4.                   Административная дееспособность гражданина РФ включает в себя способность:

А – реализовать с помощью своих действий свои права и обязанности в сфере государственного управления;

Б – нести административную ответственность за совершенные административные правонарушения;

В – иметь права и обязанности в сфере государственного управления.

 

5.                   Из перечисленных прав человека и гражданина иностранные граждане и лица без гражданства ограничены в:

А – праве на судебную защиту;

Б – праве на занятие предпринимательской деятельностью;

В – на равный доступ к государственной службе;

Г – избирать и быть избранными в органы государственного управления.

 

6.  Административная правоспособность гражданина РФ – это его способность:

А - реализовать с помощью своих действий свои права и обязанности в сфере государственного управления;

Б - нести административную ответственность за совершенные административные правонарушения;

В - иметь права и обязанности в сфере государственного управления;

Г - обжаловать действия должностных лиц исполнительной власти в административном порядке.

 

7.                   К абсолютным правам и обязанностям граждан РФ относятся:

А - проходить военную службу;

Б - заниматься предпринимательством;

В - поступать на государственную службу;

Г - подавать жалобы;

Д - выезжать за границу;

Е - проводить митинги.

 

8. В каких случаях административно-правовой статус гражданина может быть ограничен:

А - в условиях чрезвычайного положения;

Б - если подана жалоба на действия этого гражданина;

В - если без этого невозможно обеспечить госбезопасность;

Г - в случае совершения неправомерных действий.

 

9.                   В качестве примера социального административно-правового статуса гражданина можно привести следующие примеры:

А - статус военнослужащего;

Б - статус спортсмена-непрофессионала;

В - статус студента;

Г - статус гражданина РФ.

 

10.               В какой срок должны зарегистрироваться иностранные лица, прибывшие на территорию РФ?

А - 3 суток;

Б - 5 суток;

В - 7 суток;

Г - 10 суток.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2023 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!