Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1.
Очевидно, что если речь идет об исполнительной власти, о государственной деятельности по ее практической реализации, неизбежен вопрос о том, какому именно государственно-властному механизму, построенному на началах разделения властей, поручается такого рода деятельность. До того как Конституция РФ 1993 г. установила, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ), данный вопрос решался достаточно просто: на различных уровнях государственной организации была построена и соответствующим образом функционировала система органов государственного управления. Она полностью соответствовала одному из ведущих проявлений государственной власти, а именно – государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной.
Соответственно органы государственного управления в центре и на местах являлись основными субъектами административного права или же носителями административной правосубъектности. Иначе говоря, государственное управление как самостоятельный вид деятельности государства по реализации своих задач и функций имело специального, конституционно закрепленного субъекта.
Конституция РФ 1993 г. вместо термина «государственное управление» ввела в оборот понятие «исполнительная власть». И теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых молено получить известное представление как о самой исполнительной власти, так и о реализующих ее органах. Так, ст. 77 Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые появляется конституционное упоминание об органах исполнительной власти. Далее информацию о них можно получить на базе анализа ст. 78, 85, 110, 112, 125 Конституции РФ.
Что касается, например, республик, входящих в состав РФ, то они самостоятельно устанавливают систему республиканских органов власти (ст. 60 Конституции Республики Бурятия), включающую и органы исполнительной власти. Так, в ст. 116 Конституции Республики Татарстан записано, что Кабинет Министров Республики – Правительство – является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики. В некоторых случаях данные позиции конкретизируются. Так, ст. 63 Конституции Республики Карелия возлагает осуществление исполнительно-распорядительных функций на главу исполнительной власти (т.е. на Председателя Правительства) и органы государственного управления (министерства, государственные комитеты и другие ведомства, должностных лиц).
В уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов также закрепляются соответствующие звенья, системы исполнительных органов. Так, в соответствии со ст. 107 Устава Курганской области исполнительным и распорядительным органом государственной власти является администрация (правительство) области.
Действующее российское законодательство, наряду с широким использованием термина «органы исполнительной власти», часто содержит упоминания об «исполнительных органах», о «государственных органах управления». А Указ Президента РФ «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» от 17 марта 1997 г. характеризует субъекты исполнительной власти как «органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление».
Очевидно, что во всех случаях речь идет об одном и том же, а именно – о субъектном выражении исполнительной власти, т.е. о тех государственных органах, в чью компетенцию входит практическая реализация ее задач, функций и полномочий. Используя современную конституционную терминологию, мы говорим в подобном смысле о субъектах исполнительной власти или же, что по своей сути адекватно – об органах исполнительной власти. Налицо тождественность понятий «субъект исполнительной власти» и «орган исполнительной власти».
Действующее законодательство, опирающееся на новую Конституцию РФ, не отказывается от выработанных административно-правовой теорией и практикой понятий, необходимых для характеристики того вида государственной деятельности, который в наши дни предназначен для осуществления в различных сферах нашей жизни исполнительной власти. В силу этого, говоря об органах исполнительной власти, мы подразумеваем (несмотря на их новое наименование) органы государства, осуществляющие от его имени государственно-управленческую деятельность. Значит, есть все необходимые основания для того, чтобы не забывать о том, что они являются органами государственного управления. В то же время возможно использование и такого собирательного термина, как исполнительные органы, для обозначения всех субъектов государственно-управленческой деятельности.
При этом, однако, следует учитывать, что исполнительными по своей сути являются вообще все органы, осуществляющие управленческие функции и за пределами государственно-управленческой деятельности, т.е. действующие в системе местного самоуправления, в управлении внутренней жизнью государственных предприятий и учреждений, а также общественных объединений. Естественно, что в подобных случаях имеют место соответствующие особенности.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Регулирующее воздействие административно-правовых норм весьма масштабно. В этом их универсальность, как универсальна (в смысле масштаба) сама деятельность по реализации задач и функций исполнительной власти. При этом административно-правовые нормы содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные в первую очередь субъектам исполнительной власти. В этом смысле показателен Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. №314. Объясняется это тем, что от эффективности работы исполнительных органов зависит не только состояние экономической, социальной и иной деятельности, но и, в первую очередь, уровень реализации демократических возможностей всестороннего развития личности, удовлетворения ее жизненных потребностей и интересов. Поэтому аппарат управления должен быть подвергнут постоянному совершенствованию.
2.
Конституция Российской Федерации в ст. 17 закрепляет положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организаций, их должностных лиц.
Во взаимодействии с управленческими структурами гражданами России реализуются прежде всего следующие права:
1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ). Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).
3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Порядок реализации указанного права регламентируется Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».
4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).
5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более чем 48 часов (ст. 22 Конституции РФ). Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях.
6. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ).
7. Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и возвращения (ст. 27 Конституции РФ). Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации.
8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ст. 29 Конституции РФ). Осуществление этого права регламентируется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», а также отдельными указами Президента, направленными на обеспечение этого права.
9. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц(ст. 53 Конституции РФ). Вред, причиненный гражданину незаконными действиями государственных органов, а также должностных лиц при исполнении ими обязанностей в области административного управления, возмещается на общих основаниях, установленных гражданским законодательством. Имея права, граждане Российской Федерации вместе с тем выполняют возложенные на них Конституцией Российской Федерации обязанности.
1. Абсолютные – возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.).
2. Относительные – возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника, автомобиля – платить налоги, поступающие в дорожные фонды, и т.п.).
Но, как известно, нет прав без обязанностей, поэтому и у граждан Российской Федерации как субъектов административного права также имеются свои обязанности, которые заключаются в следующем:
– платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
– сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);
– защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ);
– не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции РФ);
– соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации). Из приведенного перечня следует, что все обязанности граждан Российской Федерации закреплены в Основном законе – Конституции Российской Федерации.
Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.
Невыполнение гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления влечет за собой применение различных мер воздействия, включая и средства административно-правового характера. В этом случае, при наличии достаточных к тому оснований, граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной либо уголовной ответственности.
3.
Ближе к общепринятому следующие определения – «государственный служащий, имеющий в своем подчинении других работников» и «государственный служащий, который вправе совершать определенные властные действия и издавать нормативные акты».
Под должностными лицами в системе государственной службы подразумеваются государственные служащие, обладающие государственно-властными полномочиями, имеющие в своем подчинении других государственных служащих либо распоряжающиеся в административном порядке материальными и денежными ресурсами. Это наиболее общее определение должностных лиц. Однако в законодательстве оно официально не употребляется и не является общепризнанным в правовой литературе.
Законодательство о государственной службе вообще не содержит определения понятия «должностное лицо», хотя категория должностного лица широко в нем используется. В ФЗ от 31 июля 1995 г. лишь в п. 7 ст. 21 единственный раз упоминается, что назначение на государственные должности государственной службы 1-й группы категории «В» производится соответствующим должностным лицом. Но кто из государственных служащих имеет статус должностного лица – неизвестно.
В некоторых законах о государственной службе субъектов РФ в рамках определения понятия «государственный служащий» дается и понятие «должностное лицо».
В Законе Республики Марий Эл от 23 февраля 1995 г. (с изменениями, внесенными Законом от 30 июня 1997 г.) к должностным лицам отнесены государственные служащие, занимающие государственные должности и осуществляющие полномочия представителей государственной власти или наделенные по государственной должности административно-распорядительными полномочиями.
Представители различных отраслей права – административного, трудового, уголовного – давно пытались определить признаки, на основе которых можно было бы сформулировать определение общего понятия»должностное лицо». Этой проблеме посвящено большое количество статей, глав в учебниках и монографиях.
Выдающийся русский административист А.И. Елистратов в качестве наиболее общего признака для определения понятия «должностное лицо» предлагал использовать «обязательное осуществление известных функций». При этом, подчеркивал он, «мы не можем не считаться с условностью и относительностью данного признака». Таким образом, А.И. Елистратов к должностным лицам относил тех государственных служащих, на которых в качестве служебных обязанностей возложено постоянное выполнение публичных функций, т.е. обеспечивающих общий, государственный интерес.
В дальнейшем ученые-административисты В.Л. Кобалевский, В.М. Манохин, И.Н. Пахомов, Г.И. Петров, Ц.А. Ямпольская и другие также пытались найти один определяющий признак должностного лица: физическое лицо, которое выполняет должностные функции (В.Л. Кобалевский); государственный служащий, который при реализации своих служебных полномочий имеет право совершать юридически значимые действия, в частности издавать административные акты (Ц.А. Ямпольская, Г.И. Петров); государственный служащий как субъект государственно-властных полномочий (И.Н. Пахомов); служащий, осуществляющий управление людьми, и лицо, деятельность которого связана с движением материальных и денежных ценностей (Ю.А. Петров); служащий, наделенный распорядительными полномочиями (В.М. Манохин), и др.
В последующем обсуждение этой проблемы продолжалось с учетом того нового, что привносилось в законодательство. В 80-е гг. ХХ в. исследователи пришли к выводу, что одним признаком при определении понятия «должностное лицо» ограничиваться нельзя, и стали предлагать сочетание признаков, акцентируя внимание на функциях этого лица. Так, М.Ф. Забалуева считает, что должностному лицу присущи три признака: 1) управленческие функции; 2) обязанности по обеспечению качества труда других лиц; 3) властные полномочия. А.Н. Костюков полагает, что должностное лицо от иных категорий государственных служащих отличается «занимаемой должностью, в которой объективируются его функциональная роль, место в государственном органе и в системе соответствующих государственных органов».
Специалисты в области трудового права в числе признаков должностного лица называют государственно-властные полномочия, а также право совершать юридически значимые действия.
В современных исследованиях число признаков должностного лица и круг должностных лиц еще более увеличился. Так, Ю.Н. Старилов называет девять признаков должностного лица. По его мнению, должностное лицо – это гражданин РФ, который занимает должность в государственных органах и/или органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях и т.д.
Уместно обратиться к трактовке понятия «должностное лицо» в законодательстве. Единственной отраслью, в которой давно законодательно определялось данное понятие, является уголовное законодательство. В примечании к ст. 170 («Злоупотребление властью при служебном положении») УК РСФСР (1960 г.) говорилось: «Под должностными лицами... понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию».
В новом УК РФ, вступившем в действие 1I января 1997 г., в примечании к ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» понятие «должностное лицо» трактуется следующим образом: «Должностными лицами... признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках Российской Федерации».
Сопоставление двух текстов показывает, что с точки зрения осуществления государственного управления между ними нет принципиальной разницы. В новом определении анализируемого понятия слово «обязанности» заменено на слово «функции» при определении должностных лиц. К ним по-прежнему относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. В старом и новом текстах перечислены функции, а понятие «представитель власти» не раскрывается.
4.
Руководителем является любое лицо, которое вправе давать государственному служащему распоряжения по поводу его служебной деятельности; занимающее более высокую должность по отношению к должностному положению данного государственного служащего, но не каждое лицо, имеющее более высокий квалификационный разряд, ранг, звание. Кто в каждом конкретном случае является руководителем, можно определить только по структуре государственного органа. Различают непосредственных руководителей, вышестоящих руководителей и руководителей высшего ранга. Например, в министерстве руководитель отдела является непосредственным руководителем своих подчиненных (специалистов), руководитель департамента – непосредственным руководителем своих подчиненных (руководителей отделов) и вышестоящим руководителем их подчиненных (специалистов), заместитель министра – руководителем высшего ранга.
Должностные лица. Понятие «должностное лицо» весьма часто встречается в различных законодательных и нормативных актах Российской Федерации: в Конституции, Уголовном кодексе, Кодексе РФ по делам об административных правонарушениях, и др. Однако необходимо учитывать, что, например, определение должностного лица, данное в Уголовном кодексе (см. примечание к ст. 285), не имеет универсального характера. Оно распространяется лишь на деяния, предусмотренные главой 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Применительно к статьям Особенной части Кодекса об административных правонарушениях РФ, к должностным лицам относятся государственные служащие, которые наделены правом совершать в пределах своей компетенции юридически значимые действия властного характера, т.е. действия, влекущие правовые последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений, например, право издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять работников, принимать меры поощрения и дисциплинарного воздействия на подчиненных им работников.
Оперативный состав (функциональные работники) – это служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу; которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты и др. К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений, организаций и др.; к оперативному составу – младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3 класса) и т. д.
К вспомогательным работникам относятся государственные служащие, наделенные служебными обязанностями и правами совершать только материально-технические операции, необходимые для нормального функционирования соответствующего государственного органа. Однако в их обязанности может входить и совершение технических операций, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, так как со дня регистрации исчисляются установленные законодательством сроки их рассмотрения. К вспомогательным работникам относятся технические секретари, делопроизводители, экспедиторы и др.
Особую категорию должностных лиц образуют представители административной (исполнительной) власти. К ним относятся должностные лица, которые наделены властными полномочиями предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания), обязательные для исполнения гражданами, должностными лицами и организациями, не подчиненными по службе представителю власти. К представителям административной власти относятся, например, сотрудники милиции, а также представители различных контрольно-надзорных служб (пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, рыбнадзора и др.).
5.
Правительство РФ – орган исполнительной власти Российской Федерации.
В состав Правительства РФ входят:
q Председатель Правительства РФ;
q заместители Председателя Правительства РФ;
q федеральные министры.
Данный перечень членов Правительства не является исчерпывающим перечнем должностных лиц, работающих в системе исполнительной власти РФ. Поскольку исполнительная власть считается наиболее трудоемкой, в се системе работает гораздо большее количество служащих; Правительство РФ – вершина данной системы.
Общее руководство деятельностью Правительства РФ осуществляет Президент РФ.
Непосредственным руководителем Правительства является Председатель Правительства РФ.
Председатель Правительства утверждается Государственной Думой РФ большинством голосов от общего числа депутатов по предложению Президента РФ.
Максимальные сроки внесения предложения по кандидатуре Председателя Правительства составляют: 2 недели после вступления вновь избранного Президента РФ в должность или отставки предыдущего состава Правительства;
1 неделю после отклонения кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. В случае троекратного отклонения Госдумой кандидатур на должность Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает Председателя Правительства своим указом и распускает Государственную Думу. Председатель Правительства в недельный срок после утверждения представляет Президенту РФ для назначения на должности кандидатуры своих заместителей и федеральных министров.
Правительство РФ является лишь высшим органом федеральной исполнительной власти. Помимо Правительства, существуют иные федеральные органы исполнительной власти, различные по структуре, функциям, но составляющие единую систему.
Нормативной базой построения данной системы являются Указы Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 года № 1176 (в ред. Указа. Президента от 22 августа 1996 года) и «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17 мая 2000 года № 867 (в ред. Указа Президента от 29 апреля 2002 года № 439); «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314.
В настоящее время порядок образования федеральных министерств определяют Президент и Правительство. В структуре федеральных органов исполнительной власти, утверждаемой Президентом РФ, часть из федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, подчиняются Президенту РФ, другие – Правительству РФ. Соответственно, порядок образования федеральных министерств, подчиненных Президенту РФ, определяет Президент, порядок образования федеральных министерств, подчиненных Правительству РФ, – Правительство. Единого нормативного правового акта о порядке создания федеральных министерств и ведомств нет. Так сложилась практика, что решение Президента или Правительства о создании того или иного федерального министерства публикуется в официальных источниках, однако процессуальная часть создания федерального министерства, что называется процедурой и организацией процесса создания, как правило, не публикуется. Представляется, что такое положение следовало бы изменить. Порядок создания федерального министерства, как, впрочем, и любого другого федерального органа исполнительной власти, играет очень важную роль в развитии административно-процессуального законодательства, он способен обеспечить легитимность действий должностных лиц вновь созданного федерального министерства, помочь оперативно «включить» созданное министерство в систему государственного управления.
6.
По порядку образования органы исполнительной власти делятся на две группы:
к первой относятся органы, образование которых предусмотрено конституциями (это правительства);
ко второй группе относятся органы, которые образуются на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие ведомства).
По территориальным масштабам деятельности органы исполнительной власти делятся на:
а) федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Правительство России, федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти);
б) региональные федеральные органы исполнительной власти, действующие на территории определенных регионов, т. е. на части территории России;
в) органы исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие деятельность соответственно в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.
В масштабе республик действуют правительства, министерства, комитеты и иные ведомства.
В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром). Органами этих администраций являются департаменты, главные управления (управления), отделы.
7.
Органы управления:
Предприятия и учреждения
Школа, больница, фабрика, завод, кинотеатр, парикмахерская, МИЭП, НИИ, казино
Структурные подразделения
8.
Во-первых, работники областного комитета по телевидению и радиовещанию не являются государственными служащими. Поэтому к ним не применим принцип «внепартийности», изложенный в пп. 11 ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».
«Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами» (ст. 4 Федерального закона «О политических партиях»).
Таким образом, приказ Председателя областного комитета по телевидению и радиовещанию является неправомерным.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!