Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Четкое определение круга органов (должностных лиц), правомочных вести производство по делам об административных правонарушениях, имеет важное значение для обеспечения его эффективности. При этом ведущая роль отводится вполне закономерно судьям; их деятельность по рассмотрению и разрешению административных дел характеризуется в качестве существенной гарантии прав привлекаемых к административной ответственности лиц.
а) Судьи (в перспективе мировой судья) районных (городских) судов рассматривают значительное число административных дел по правонарушениям, посягающим на права граждан (например, нарушение избирательных прав, законодательства о труде и его охране, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, принуждение к участию или отказу от участия в забастовках и т.п.); на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (например, незаконное врачевание занятие проституцией и т.п.); собственность (например, уничтожение или повреждение чужого имущества, мелкое хищение и т.п.); основы коммерческой деятельности например, занятие запрещенными видами такой деятельности и т.п.); финансы и систему налогообложения (например, воспрепятствование обследованию органом налоговой службы или налоговой полиции производственных, складских и иных помещений и т.п.; порядок управления (например, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего, представителя органа государственного надзора и т.п.); общественный порядок и общественную безопасность (например, мелкое хулиганство и т.п.).
Установлено, что дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается административное взыскание в виде административного выдворения из пределов Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, административного ареста либо конфискации или возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишения специального права, предоставляемого лицу, рассматриваются судьей.
б) Комиссии по защите прав несовершеннолетних, образуемые главами районной, городской, районной в городе администрацией совместно с соответствующими органами местного самоуправления, рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также о неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязательств по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ. Дела иного рода, например, о правонарушениях в области дорожного движения, рассматриваются комиссиями в тех случаях, когда орган (должностное лицо), к которому поступило дело, передает его на рассмотрение комиссии.
в) Органы Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (Рострудинспекции) рассматривают дела о нарушениях законодательства о труде и охране труда, а также о непредоставлении информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. От имени Федеральной инспекции дела рассматривают Главный государственный инспектор тру да, руководители государственных инспекций труда, государственные правовые инспекторы труда, государственные инспекторы по охране труда.
г) Органы внутренних дел (милиции) рассматривают значительное количество дел об административных правонарушениях. Например, это дела о незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольших размерах, о потреблении наркотических средств без назначения врача, о мелком хищении, о незаконном посеве и выращивании наркотикосодержащих растений, о действиях, угрожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте и полетов, а также на водном транспорте, о нарушении правил государственной регистрации и прохождения государственного технического осмотра транспортных средств, о превышении установленной скорости движения, о незаконной торговле товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена, о незаконных операциях с иностранной валютой, о нарушении иммиграционных правил, о применении насилия в отношении должностных лиц органа, уполномоченного осуществлять административно-процессуальные действия, о проживании граждан Российской Федерации без удостоверения гражданина (паспорта) или без регистрации, о мелком хулиганстве, о нарушении требований режима чрезвычайного положения, о производстве, продаже, передаче, приобретении, хранении или ношении оружия, запрещенного в Российской Федерации и т.п.
Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел (милиции) вправе: начальники и заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел, начальники территориальных отделов отделений милиции и их заместители, начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции, должностные лица Государственной автомобильной инспекции, а также другие сотрудники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил.
д) Государственные органы, на которых возложено осуществление контрольно-надзорных функций и полномочий. Их система крайне разнообразна, часто изменяема, что, естественно, уменьшает возможности реального и строгого контроля за законностью их действий. В настоящее время к числу таких органов отнесено 51 подразделение государственного аппарата. Все они осуществляют надзор за соблюдением физическими, а нередко и юридическими лицами специальных общеобязательных правил, нарушение которых влечет за собой административную ответственность. Это, например, органы санитарно-эпидемиологического надзора, государственного ветеринарного надзора, государственного экологического контроля, государственного контроля в сфере охраны и использования недр, Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации, государственной противопожарной службы, государственной налоговой службы, государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, государственного пробирного надзора, Федеральной пограничной службы, миграционной службы, государственной жилищной инспекции и т.д.
2. Участники производства
К их числу КоАП Российской Федерации относит: лиц, в отношении которых ведется производство по делу; потерпевших; законных представителей физических лиц; законных представителей юридических лиц; защитника и представителя; свидетелей; понятых; специалистов; экспертов; переводчиков и прокурора. Очевидно, что в процессе рассмотрения конкретного дела может участвовать должностное лицо, возбудившее данное производство.
а) Лицо, в отношении, которого ведется производство по делу. Ему инкриминируется совершение того или иного административного правонарушения. В силу этого законодательство акцентирует внимание на соблюдении его прав, способствующих объективности производства. В числе их: право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, протокол об административном правонарушении и постановление по делу, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Дело рассматривается с участием этого лица. При его отсутствии дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела, и если от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела. Однако в ряде случаев присутствие этого лица при рассмотрении дела об административном правонарушении является обязательным. В таком порядке рассматриваются дела о правонарушениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет, о правонарушениях, совершение которых влечет административное взыскание в виде административного ареста, конфискации или возмездного изъятия предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишения специального права, а также административного выдворения за пределы Российской Федерации (иностранцы, лица без гражданства). Если лица уклоняются от обязательного присутствия при рассмотрении дела (от явки по вызову судьи, органа или должностного лица, в производстве которых находится дело) они могут быть подвергнуты приводу органом внутренних дел (милиции) на основании определения судьи, органа (должностного лица). Если производство ведется в отношении несовершеннолетнего, он может быть удален на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него.
б) Потерпевший – физическое или юридическое лицо, которому административное правонарушение причинило физический, имущественный или моральный вред. Очевидно, что в подобном понимании во многих случаях совершения административных правонарушений потерпевший отсутствует. Если же он есть, законодательство предоставляет ему право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, иметь представителя, обжаловать протокол об административном правонарушении и постановление по делу. Как правило, дело рассматривается с участием потерпевшего. При его отсутствии дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела. Потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля.
в) Законные представители физического лица – его родители, усыновители, опекуны, попечители. Они осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними, или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно осуществлять свои права. При этом родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями, должны быть удостоверены необходимыми документами. Законные представители наделяются правами, предусмотренными для представляемых ими физических лиц. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенным лицом в возрасте до 18 лет, участие его законного представителя в производстве обязательно. В случае уклонения от явки законный представитель несовершеннолетнего может быть подвергнут приводу, осуществляемому органом внутренних дел (милицией).
г) Законные представители юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов если в его отношении ведется производство по делу об административном правонарушении или же оно является потерпевшим.
В этой роли выступают: руководитель юридического лица, а также иное лицо» являющееся в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия представителя подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Присутствие законного представителя юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, является, как правило, обязательным. При наличии данных о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и отсутствии ходатайства об отложении рассмотрения дела, последнее может быть рассмотрено и без участия представителя. Однако, если за совершенное правонарушение возможно применение конфискации либо возмездного изъятия предмета (орудие и объект правонарушения), присутствие законного представителя юридического лица является обязательным, а он в случае уклонения от явки по вызову судьи, органа (должностного лица) может быть подвергнут приводу.
д) Защитник и представитель. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, в производстве может участвовать защитник (адвокат или иное лицо). Полномочия защитника удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией или иной организацией, оказывающей платные юридические услуги.
Представитель может участвовать в производстве для оказания юридической помощи потерпевшему. Его полномочия удостоверяются доверенностью.
Защитник и представитель допускаются к участию в деле с момента составления протокола об административном правонарушении, а в случае административного задержания физического лица с момента задержания. Права защитника и представителя аналогичны правам иных участников производства, о которых речь шла ранее. Установлена обязательность присутствия защитника при рассмотрении дел об административных правонарушениях, влекущих применение административных взысканий в виде конфискации или возмездного изъятия предмета (орудие или объект правонарушения).
е) Свидетель – любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для дела. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, правдиво сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы, удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность внесения его показаний. Он предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. В случае уклонения от явки по вызову он может быть подвергнут приводу на основании определения судьи, органа (должностного лица). Свидетель вправе делать заявления и замечания по поводу правильности внесения его показаний в соответствующий протокол. При этом никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.
При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, обязательно участие педагога или психолога. При необходимости опрос производится в присутствии законного представителя такого свидетеля.
ж) Понятой. В качестве такового привлекается совершеннолетнее лицо, незаинтересованное в исходе дела. Участие понятого в производстве по делу фиксируется в протоколах личного досмотра, досмотра транспортного средства, вещей, изъятия документов и вещей, находящихся при физическом лице, осмотра территорий, помещений и имущества, принадлежащих юридическому лицу, изъятия документов и имущества той же принадлежности.
Понятой обязан явиться по вызову должностного лица, в производстве которого находится дело, принять участие в производстве и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе факт. осуществления действий, производившихся с его участием, их содержание и результаты. Он вправе делать заявления и замечания по поводу производимого действия, которые заносятся в протокол. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.
з) Специалист. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Обязанности специалиста: явка по вызову судьи, органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу; участие в действии, для которого он вызван, путем использования своих специальных навыков, научно-технических средств для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств; технических средств для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств; дача пояснений по поводу совершаемых им действий; удостоверение своей подписью факта совершения этих действий, их содержания и результатов. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.
Специалист вправе отказаться от участия в производстве в случае, если он не обладает соответствующими специальными познаниями. Отказ или уклонение от исполнения обязанностей без уважительных причин влечет административную ответственность специалиста.
Специалист вправе: знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием; с разрешения судьи, органа (должностного лица) задавать вопросы, относящиеся к предмету действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям; делать подлежащие занесению в протокол заявления и замечания.
и) Эксперт – любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для производства экспертизы и дачи экспертного заключения. Его обязанности: явиться по вызову судьи, органа (должностного лица), дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Он вправе отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленные ему материалы недостаточны для дачи заключения. Отказ или уклонение от дачи заключения без уважительных причин влечет административную ответственность эксперта.
Права эксперта: знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; с разрешения судьи, председательствующего в заседании коллегиального органа (должностного лица), в производстве которых находится дело, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство, потерпевшему и свидетелям; указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, установленные при производстве экспертизы, по поводу которых ему не были поставлены вопросы; присутствовать при рассмотрении дела.
к) Переводчик – любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками (понимающее знаки слепого или глухого), знание которых необходимы для перевода при производстве. Переводчик назначается судьей, органом (должностным лицом), в производстве которых находится дело.
Его обязанности: явка по вызову и выполнение полно и точно порученного ему перевода: удостоверение верности перевода своей подписью в соответствующем протоколе. Он также предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо ложного перевода.
Переводчик вправе отказаться от участия в производстве, если он не обладает знаниями, необходимыми для перевода. Отказ или уклонение от выполнения перевода без уважительных причин влечет административную ответственность. Замечания переводчика подлежат внесению в протокол,
л) Прокурор в пределах своих полномочий принимает меры по устранению нарушений законов по делам об административных правонарушениях. Он вправе возбуждать производство по делу; участвовать в его рассмотрении; заявлять ходатайства; давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.
Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также правонарушении, влекущем административный арест. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случае, когда имеются данные о его своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Такова характеристика правового статуса участников производства по делам об административных правонарушениях. Очевидно, что детальное закрепление их прав и обязанностей служит целям усиления гарантий законности при рассмотрении административных дел.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что неисполнение процессуальных обязанностей влечет за собой наложение на свидетеля, специалиста, эксперта и переводчика денежного взыскания до двух минимальных размеров оплаты Труда, КоАП Российской Федерации предусматривает также обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве. Так, не допускаются в качестве защитника и представителя лица, являющиеся сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела или если оно ранее выступало в качестве иных участников производства по данному делу. Эксперт и переводчик не допускаются к участию в производстве, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемых к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которого находится дело либо если они ранее выступали в качестве участников производства поданному делу; если имеются основания считать их лично, прямо или косвенно, заинтересованными в данном деле.
Допускается отвод лиц, участвующих в производстве (защитника, представителя, прокурора, эксперта и переводчика) при наличии указанных ранее обстоятельств. Заявление о самоотводе или отводе подается судье, органу (должностному лицу), в производстве которых находится дело. Затем выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
3. Доказательства
КоАП Российской Федерации значительное внимание уделяет предмету доказывания, доказательствам в производстве по делам об административных правонарушениях и их оценке. В этом смысле внимания заслуживает прежде всего перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу о правонарушении. В их числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность; виновность физического лица в совершении правонарушения; обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу; причины и условия совершения правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основе которых судья, орган (должностное лицо), в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность физического лица, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются: протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, вещественными доказательствами.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство, показания потерпевшего и свидетеля – имеющие отношение к делу сведения, сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Они отражаются в протоколе об административном правонарушении или о применении меры обеспечения производства, в протоколе рассмотрения дела, а при необходимости – оформляются протоколом и приобщаются к делу.
Экспертиза назначается определением судьи, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело. В определении указываются: основания для назначения экспертизы; данные об эксперте или наименование учреждения, в котором проводится экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. С определением необходимо ознакомить лицо, в отношении которого ведется производство, а также потерпевшего, разъяснить им права (заявление отвода эксперту, просьба о назначении в качестве экспертов указанных ими лиц, постановка вопросов для заключения эксперта). Экспертное заключение дается в письменной форме от имени эксперта. В нем указывается, кем и на каком основании производилось исследование, его содержание, полученные выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Заключение эксперта не является обязательным для лица или органа, рассматривающего дело, однако, несогласие с заключением должно быть мотивировано.
Вещественные доказательства – предметы, явившиеся орудием или непосредственным объектом административного правонарушения, либо сохранившие на себе его следы. В необходимых случаях они фотографируются или фиксируются иным способом и приобщаются к делу. О наличии вещественных доказательств производится запись в протоколе об административном правонарушении или ином протоколе. Сохранность этих доказательств до разрешения дела по существу обеспечивается судьей, органом (должностным лицом), в производстве которых находится дело. Ими принимается также решение о судьбе доказательств по окончании рассмотрения дела.
Иные документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме (материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, данные специальных технических средств, содержащиеся на носителях). Сохранность их обеспечивается в том же порядке, что и сохранность вещественных доказательств.
Документы, о которых идет речь, являются вещественными доказательствами, если они обладают признаками последних.
Судья, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело, вправе вынести определение об истребовании дополнительных сведений, необходимых для разрешения дела. Эти сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения требования, а при совершении правонарушения, влекущего административный арест, – незамедлительно. При невозможности представления сведений судья, орган, вынесшие определение должны получить уведомление об этом в трехдневный срок и в письменной форме.
Оценка доказательств осуществляется судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, ведущими производство, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.
4. Меры, обеспечивающие производство
Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеет важное процессуальное значение. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности подозреваемого в его совершении, составления протокола об административном правонарушении, когда невозможно его составление на месте совершения правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления, уполномоченные должностные лица вправе применять их.
Меры обеспечения производства строго регламентированы в КоАП Российской Федерации.
Доставление – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если его составление обязательно. Доставление производится должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при совершении административного правонарушения на транспорте; военнослужащими внутренних войск МВД Российской Федерации, должностными лицами военной автомобильной инспекции; должностными лицами органов внутренних дел (милиции); военнослужащими органов Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Физическое лицо, как правило, доставляется в орган внутренних дел (милиции) или в военную комендатуру, а также в орган местного самоуправления сельского поселения (например, при нарушении законодательства об охране окружающей среды). О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или административном правонарушении или административном задержании. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.
Административное задержание физического лица – кратковременное ограничение его свободы. Эта мера может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления о наложении административного взыскания. Задержание вправе производить: старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной военизированной или вневедомственной охраны при органах внутренних дел (при посягательстве на охраняемый объект); должностные лица военной автомобильной инспекции (при нарушении правил дорожного движения водителем военного транспортного средства); военнослужащие пограничной службы (при совершении правонарушений, связанных с Государственной границей Российской Федерации); должностные лица органов внутренних дел (милиции) при совершении любых административных правонарушений при наличии соответствующих обращений со стороны должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях; должностные лица таможенных органов – в целях пресечения нарушений таможенных правил, когда исчерпаны другие меры воздействия. По просьбе задержанного о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. При задержании несовершеннолетних обязательно уведомляются его родители или лица, их заменяющие. Задержанному должны быть разъяснены его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе о задержании. Прокурор вправе вынести постановление об освобождении незаконно задержанного лица; его постановление подлежит немедленному исполнению.
Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления; должность и данные лица, составившего протокол; сведения о лице, подвергнутом задержанию; время, место и мотивы задержания. Его подписывает должностное лицо – составитель протокола, а также задержанный. Последний может отказаться от подписания, о чем производить запись в протоколе.
Установлены сроки административного задержания. Как правило, срок не должен превышать трех часов. При нарушении пограничного режима для установления личности нарушителя или выяснения обстоятельств правонарушения возможно задержание на срок до сорока восьми часов. Если лицо задержано за совершение правонарушения, влекущего административный арест, задержание может быть продолжено до рассмотрения дела о правонарушении, но не более чем на 48 часов. Если физическое лицо, например, оказывает сопротивление должностным лицам таможенных органов, оно может быть задержано на срок до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора. Срок исчисляется с момента доставления физического лица, а в отношении лиц, находящихся в состоянии опьянения, – с момента их вытрезвления, удостоверяемого медицинским работником. Задержанные содержатся в специальных учреждениях либо в специально отведенных для этого помещениях. Несовершеннолетние, подвергнутые задержанию, должны содержаться отдельно от взрослых лиц. Установлено, что к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка создания учреждений для содержания административно задержанных лиц, а также определение условий их содержания, норм питания и порядка их медицинского обслуживания.
Привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, производится в случае их неявки по вызову без уважительных причин на основании определения судьи, органа (должностного лица), рассматривающего дело, органом внутренних дел (милиции). Порядок привода устанавливается МВД Российской Федерации.
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице производятся с целью обнаружения орудий совершения либо непосредственных объектов административного правонарушения.
Личный досмотр и досмотр вещей производятся теми же должностными лицами, что и административное задержание. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятных того же пола. Досмотр вещей (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов, находящихся при физическом лице), то есть обследование, осуществляемое без нарушения конструктивной целостности вещей, производится также в присутствии двух понятых. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью окружающих, досмотр может быть произведен без понятых с последующим уведомлением прокурора. В необходимых случаях производится фиксация вещественных доказательств установленными способами (фото-, киносъемка и т.п.).
О досмотре составляется протокол, копия которого вручается лицу в отношении которого ведется производство, а также его законному представителю. Реквизиты протокола: дата и место составления; данные о лице, составившем протокол; сведения о лице, подвергнутом досмотру; данные о виде, количестве, иных идентификационных признаках вещей (например, тип, марка, калибр, серия, номер, признаки оружия, количество и вид боевых припасов). В нем делается запись об использованных средствах фиксации доказательств. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство, владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятными. В случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Досмотр транспортных средств, маломерных судов производится с целью обнаружения орудий совершения либо непосредственного объекта административного правонарушения должностными лицами с участием двух понятых в присутствии лица, во владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр возможен в отсутствие владельца.
Протокол досмотра содержит все необходимые данные. Его копия вручается лицу, в отношении которого ведется производство и его законному представителю.
Изъятие документов и вещей, находящихся при физическом лице, обнаруженных на месте совершения правонарушения, производится должностными лицами уполномоченными применять соответствующие меры обеспечения производства по делу, с участием двух понятых. При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством, у водителя, судоводителя изымается до вынесения постановления по делу водительское удостоверение (удостоверение судоводителя) и выдается временное разрешение на право управления. Составляется протокол со всеми необходимыми реквизитами. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела хранятся в местах, определяемых должностным лицом, произведшем изъятие (огнестрельное, прочее оружие, боевые припасы к нему хранятся в порядке, определяемом МВД Российской Федерации). После рассмотрения дела документы и вещи в соответствии с вынесенным постановлением возвращаются их владельцу либо конфискуются, реализуются, хранятся, уничтожаются, законному владельцу возвращаются изъятые ордена, медали и т.п.
Отстранение от управления транспортным средством, маломерным судом и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. При совершении нарушений правил эксплуатации и управления транспортным средством водитель (судоводитель) временно отстраняется от управления до устранения причины отстранения. Если в отношении водителя имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, он временно отстраняется от управления транспортным средством и направляется для медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Данная мера осуществляется должностными лицами ГАИ, военной автомобильной инспекции. При этом составляется соответствующий протокол, который подписывается составившим его должностным лицом, а также отстраненным от управления водителем. Медицинское освидетельствование и оформление его результатов производятся в порядке, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации. Акт освидетельствования прилагается к протоколу.
Задержание транспортного средства, маломерного судна при нарушении правил эксплуатации и движения на срок до устранения причины задержания осуществляется теми же должностными лицами и в том же порядке.
Осмотр территорий, помещений, транспортных средств, товаров, иного имущества, принадлежащего юридическому лицу, а также соответствующих документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях юридических лиц. Осмотр оформляется специальным протоколом.
Изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу, обнаруженных на месте совершения административного правонарушения и явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения.
Имеются в виду документы и предметы, обнаруженные при проведении осмотра территорий, помещений, транспортных средств, товаров, принадлежащих юридическому лицу.
КоАП Российской Федерации предусматривает возможность обжалования применения мер обеспечения производства в течение десяти дней со дня их применения. Жалоба подается лицом, в отношении которого эти меры применены в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Для жалобы установлена письменная форма. Она подлежит рассмотрению в пятидневный срок. Результат рассмотрения жалобы – определение об ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении.
5. Возбуждение административного дела
Все, что было рассмотрено ранее, конечно, имеет прямое отношение к производству по делам об административных правонарушениях. Вместе с тем, КоАП Российской Федерации особо выделяет несколько его стадий (этапов), в рамках которых наиболее отчетливо выделяются особенности этого вида административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера.
Это – возбуждение дела об административном правонарушении, его рассмотрение, пересмотр постановления по делу. Каждая из этих стадий (этапов) имеет процессуальное назначение, закрепленное в административно-процессуальных нормах. Фактически именно в них проявляется собственно административное производство.
Возбуждение дел об административных правонарушениях. Следует различать поводы и основания такого возбуждения, являющегося начальной стадией производства в собственном смысле слова.
Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации.
Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о совершении правонарушения или вынесения прокурором постановления о возбуждении данного дела. Следовательно, свое процессуальное оформление возбуждение дела об административном правонарушении получает в виде составления процессуального документа, а именно – протокола об административном правонарушении. Все процессуальные действия, совершаемые до этого момента, предшествуют собственно административному производству, способствуя созданию условий для качественного и эффективного рассмотрения и разрешения возбуждаемого дела.
Протокол об административном правонарушении – документ, свидетельствующий (конечно, предположительно) о совершении данного противоправного деяния. Его обязательные реквизиты: дата и место составления; должность и иные данные о лице, составившем протокол; сведения о физическом лице, в отношении которого возбуждено дело; данные о свидетелях и потерпевших, если они имеются; место, время совершения и существо административного правонарушения; закон, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; объяснения физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности, о чем в протоколе делается отметка. Указанные лица ознакомляются с протоколом; им предоставлена возможность дать свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Протокол подписывается лицом, его составившим, а при наличии понятых, также и ими. Лицам, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему по его просьбе) вручается под расписку копия протокола немедленно после его составления.
Протокол составляется не во всех случаях. Так, при совершении административного правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда, протокол не составляется. Предупреждение оформляется, а штраф налагается и взимается уполномоченным должностным лицом на месте совершения административного правонарушения.
Если лицо оспаривает взыскание, налагаемое на месте, протокол составляется на общих основаниях. Протокол не составляется также при возбуждении дела об административном правонарушении прокурором.
Установлены процессуальные сроки составления протокола. Общее правило – немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о личности или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело, протокол составляется в течение суток с момента выявления правонарушения.
Протокол (постановление прокурора) направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет административный арест, протокол передается на рассмотрение судье немедленно после его составления. В случаях, когда протокол составляется неправомочным лицом или в нем содержатся недостатки, судья, орган (должностное лицо) направляет его для исправления в срок не более трех суток со дня его поступления от указанных официальных органов (лиц). Исправленный протокол направляется в течение суток указанным органам (лицам). При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит постановление о прекращении производства.
В КоАП Российской Федерации содержится перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Это – уполномоченные должностные лица органов, правомочных рассматривать дела (например, должностные лица милиции, государственных контрольно-надзорных органов и т.п.).
Таким образом, инициатором возбуждения дела об административном правонарушении является полномочный представитель государственного органа.
6. Рассмотрение дела
Особого внимания заслуживает процессуальная характеристика стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях. Это – центральная стадия производства, в рамках которой наиболее отчетливо проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.
Прежде всего осуществляется подготовка к рассмотрению дела. Ее осуществляют органы (лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, т.е. судьи, органы (должностные лица) правоохранительных звеньев системы исполнительной власти (милиция, контрольно-надзорные органы). При подготовке дела к рассмотрению выясняются следующие вопросы: относится ли к компетенции данного судьи, органа (должностного лица) рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы; извещены ли о месте и времени рассмотрения дела лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевший, законные представители физического и юридического лица, защитник и представитель. При этом учитывается, что данное дело не может рассматриваться в случаях родственных связей между участниками производства либо наличия личной, прямой или косвенной заинтересованности в решении дела, например, судьи, должностного лица, рассматривающих данное дело. При наличии указанных обстоятельств судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод, а лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевший, законные представители физического и юридического лица, защитник и представитель, прокурор вправе заявить отвод названным ранее официальным лицам. Заявления о самоотводе, отводе рассматриваются председателем суда, коллегиальным органом, вышестоящим должностным лицом в течение суток со дня поступления.
Результатом подготовки к рассмотрению дела является определение или постановление, в котором содержатся следующие решения: о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове лиц, истребовании необходимых дополнительных материалов, назначении экспертизы; об отложении рассмотрения дела; о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностные лица которого составили протокол (составление протокола неправомочным лицом, его неправильное составление, неполнота представленных материалов); о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности; о прекращении производства при наличии необходимых для этого обстоятельств. Подготовка к повторному рассмотрению дела в связи с неявкой вызываемых лиц предполагает вынесение определения о приводе этих лиц.
Место рассмотрения дела – дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения. Возможно его рассмотрение, по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, по месту его жительства. Дело в отношении несовершеннолетнего, его родителей и лиц,, их заменяющих, рассматривается по месту его жительства. Если же дело связано с лишением права управления транспортным средством, оно может быть рассмотрено по месту учета этих средств.
Сроки рассмотрения дела – пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом (должностным лицом) протокола об административном правонарушении. По ходатайству участников производства либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения может быть продлен лицом (органом), рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. Дело, влекущее применение административного ареста, рассматривается в день получения протокола, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, не позднее 48 часов с момента его задержания.
Установлен определенный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, имеющий важное процессуальное значение, так как предполагает: объявление о том, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к ответственности; удостоверяется явка всех вызванных лиц, участвующих в производстве по данному делу; устанавливается личность участников производства и проверяются полномочия, например, защитника, законного представителя и т.п.; выясняются причины неявки участников производства и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения; в необходимых случаях выносится определение о приводе лиц, участие которых является обязательным, назначается переводчик; разъясняются права и обязанности участников производства; разрешаются заявленные отводы и ходатайства; оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела; выносится определение об отложении рассмотрения дела (при самоотводе или отводе судьи, эксперта или переводчика, защитника, при необходимости), явки лиц, участвующих в рассмотрении дела, истребовании дополнительных материалов или назначении экспертизы; выносится определение о передаче дела для рассмотрения по существу (изменение места рассмотрения дела). Заслушиваются объяснения, показания, заключения участников рассмотрения дела, исследуются доказательства, заслушивается заключение присутствующего прокурора.
Важное процессуальное значение имеет протокол рассмотрения дела об административном правонарушении. Его составление обязательно при рассмотрении дела судьей, а также коллегиальным органом. Реквизиты протокола: дата и место рассмотрения дела; данные о судье, органе, рассматривающими данное дело; какое дело рассматривается; сведения о явке участников рассмотрения дела; отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих участников рассмотрения дела; документы, исследованные при рассмотрении дела. Протокол подписывается судьей, секретарем судебного заседания, председателем и секретарем заседания коллегиального органа.
По результатам рассмотрения дела выносится постановление:
а) о наложении административного взыскания;
б) о прекращении производства по делу. Производство прекращается в случаях: наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу; объявления устного замечания; передачи материалов дела соответствующим органам для решения вопроса о привлечении лица к дисциплинарной ответственности; прекращения производства и передаче материалов дела прокурору, органу предварительного следствия или дознания, если в нарушении содержатся признаки преступления.
Итогом рассмотрения дела является принятие постановления. Постановление по делу об административном правонарушении содержит основные данные о лице (органе), рассматривавшем дело; о лице, в отношении которого рассмотрено дело; о дате и месте рассмотрения; об обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела; статья КоАП Российской Федерации или закона ее субъекта, предусматривающая ответственность за административное правонарушение; о решении по делу; о сроках и порядке обжалования постановления. При этом не допускается принятие решений, унижающих человеческое достоинство. Установлено, что судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора одновременно с наложением административного взыскания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Возмещение имущественного ущерба по делам, рассматриваемым иными уполномоченными органами (должностными лицами), разрешается в исковом порядке.
В постановлении по делу должны быть также решены вопросы о вещественных доказательствах, изъятых документах, вещах и ценностях. При этом предметы, явившиеся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения и принадлежащие физическому или юридическому лицу, привлеченному к ответственности, в случаях, когда это предусмотрено закрепленными в КоАП Российской Федерации санкциями, конфискуются либо передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются. В остальных случаях они возвращаются по принадлежности. Вещи, запрещенные к обращению, передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются, а вещи, не представляющие никакой ценности или не могущие быть использованными, подлежат уничтожению, а в случае ходатайства заинтересованных лиц – могут быть выданы им. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются в деле в течение всего срока его хранения либо передаются заинтересованным лицам.
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется по окончании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему, по его просьбе, либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня его вынесения.
Копия постановления об административном аресте немедленно направляется прокурору.
Судья, орган (должностное лицо), рассматривающий дело, при установлении причин правонарушения и условий, способствующих его совершению вносит в соответствующие предприятия, учреждения, организации и должностным лицам представление о принятии мер по их устранению. Оно должно быть рассмотрено в течение месяца со дня его получения. О принятых мерах должно быть сообщено внесшему представление.
7. Обжалование, опротестование постановления по делу
Возможен пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях на определенных основаниях. По существу имеется в виду обжалование или опротестование таких постановлений в рамках производства.
Право на обжалование предоставлено лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему, законным представителям физического и юридического лица, защитнику и уполномоченному представителю. Опротестование осуществляется прокурором. Жалобы и протест подаются: на постановление, вынесенное судьей – в вышестоящий суд; на вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения такого органа; на вынесенное должным лицом – вышестоящему должностному лицу. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.
Установлен следующий порядок обжалования и опротестования. Жалоба и протест, направляются судье, в орган (должностному лицу), внесшему постановление по делу, который обязан в трехдневный срок со дня их поступления направить со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу). Они могут быть поданы или внесены (имеется в виду протест) непосредственно в суд, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному их рассматривать. Жалоба и протест на постановление судьи о наложении взыскания в виде административного ареста подлежат направлению в вышестоящий суд в день их получения. Если рассмотрение жалобы, протеста не относится к компетенции судьи, вышестоящего должностного лица, жалоба и протест направляются по подведомственности. Жалобы государственной пошлиной не облагаются.
Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока он может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству автора.
Срок рассмотрения жалобы, протеста следующий: десятидневный со дня их поступления; сутки с момента подачи жалобы или протеста на постановление об административном аресте, если лицо отбывает этот арест.
Подготовка к рассмотрению жалобы, протеста судьей, вышестоящим должностным лицом в единоличном порядке предполагает обеспечение всех условий, необходимых для проверки законности и обоснованности вынесенного постановления.
Рассмотрев жалобу, протест, судья, вышестоящее должностное лицо принимает одно из следующих решений:
а) об оставлении постановления о наложении административного взыскания без изменения, а жалобы, протеста без удовлетворения;
б) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное взыскание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
в) об отмене постановления и прекращении дела при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
г) об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это нарушение не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона, влекущего наложение более строгого административного взыскания (если по делу принесен протест или подана жалоба потерпевшим на мягкость примененного взыскания);
д) об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы, протеста установлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей, органом (должностным лицом).
Решение по жалобе, протесту принимается судьей в форме определения. Вышестоящее должностное лицо принимает по этому вопросу постановление. Определение судьи по жалобе, протесту является окончательным и может быть опротестовано лишь в порядке пересмотра вступивших в законную силу постановлений о наложении административных взысканий. Что касается определения вышестоящего должностного лица по жалобе, протесту, то оно может быть в десятидневный срок обжаловано или опротестовано в районном суде.
Определение судьи по жалобе, протесту оглашается немедленно после его вынесения.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу. после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано: немедленно после вынесения судьей определения по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановления о наложении административного взыскания; после истечения десятидневного срока для обжалования определения, вынесенного вышестоящим должностным лицом по жалобе, протесту, если оно не было обжаловано или опротестовано.
8. Исполнительное производство
Постановление о наложении административного взыскания обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Оно подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу и приводится исполнение уполномоченными на то органами в порядке, установленном КоАП Российской Федерации, федеральным законодательством и принимаемыми на их основании постановлениями Правительства Российской Федерации.
Вопросы об отсрочке, рассрочке, приостановлении или превращении исполнения постановлений о наложении административных взысканий, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, рассматриваются судьей, органом (должностным лицом), вынесшим постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. При разрешении вопроса об уклонении от отбывания административного ареста присутствие лица, подвергнутого этому взысканию, обязательно. В других случаях оно не является таковым.
Отсрочка исполнения постановления на срок до одного месяца относится к компетенции судьи, органа (должностного лица), вынесшего постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, лишения специального права или административного штрафа (кроме случаев взыскания штрафа на месте) невозможно в установленные сроки. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев теми же органами (лицами).
Судья, орган (должностное лицо), вынесший постановление о наложении административного взыскания, прекращает исполнение постановления в случаях: издания акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмены закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность; утраты силы законом или его положениями, устанавливающими административную ответственность, вследствие признания их не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным законам (аналогичное положение распространяется на законы субъектов Российской Федерации); смерти лица, привлеченного к административной ответственности или объявления его в установленном законом порядке умершим; истечения сроков давности исполнения постановления.
Давность исполнения постановлений о наложении административного взыскания определяется следующим образом: постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Течение срока давности может быть прервано, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от его исполнения. В этом случае исчисление срока давности возобновляется со дня обнаружения лица. Отсрочка и рассрочка исполнения учитываются при определении срока давности (его приостановление либо продление).
Постановление о наложении административного взыскания, по которому взыскание произведено полностью, с отметкой о произведенном взыскании возвращается органом, исполнившим взыскание, судье, органу (должностному лицу, вынесшему постановление. Если по постановлению исполнение не производилось или оно произведено не полностью, его возвращение имеет место в случае, когда по адресу, указанному в постановлении, привлеченное к ответственности физическое лицо не работает, не проживает или не учится, а юридическое лицо не находится (либо имущество указанных лиц, на которое можно обратить взыскание); если у привлеченного к ответственности лица отсутствуют имущество или доходы и меры по отысканию имущества оказались безрезультатными; наконец, если истек срок давности исполнения постановления. При этом должностное лицо, на исполнении у которого находится постановление, составляет акт, утверждаемый вышестоящим должностным лицом. Однако возвращение постановления не является препятствием для его нового предъявления к исполнению.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, может в течение десяти дней со дня осуществления действия по принудительному исполнению постановления подать жалобу судье, органу (должностному лицу), вынесшему постановление. Жалоба подлежит рассмотрению в пятидневный срок.
Вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц по принудительному исполнению постановления, подлежит возмещению по правилам, установленным Гражданским и Гражданско-процессуальным кодексами Российской Федерации.
Таковы исходные позиции исполнительного производства по делам об административных правонарушениях. Каков же механизм исполнения или порядок исполнения отдельных видов административных взысканий
а) Постановление о наложении административного взыскания в виде предупреждения исполняется судьей, органом (должностным лицом), вынесшим постановление.
б) Постановление о наложении административного штрафа на физическое лицо исполняется следующим образом. Штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о его наложении в законную силу (или со дня истечения срока отсрочки). При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего сумма штрафа взыскивается с его родителей или лиц, их заменяющих. Сумма штрафа вносится или перечисляется в банк или иное уполномоченное кредитное учреждение. Таков порядок добровольного исполнения. Возможно и принудительное исполнение. При неуплате штрафа физическим лицом в установленный срок постановление о наложении штрафа направляется судьей, органом (должностным лицом), вынесшим постановление, администрации предприятия, учреждения или организации, где привлеченное к ответственности лицо работает либо получает вознаграждение, пенсию или стипендию, для удержания суммы штрафа из его заработной платы или иных видов доходов. Для принудительного удержания суммы штрафа установлен срок, не превышающий шести месяцев. В случае увольнения лица с работы или невозможности взыскания штрафа из его заработной платы или иных доходов, администрация предприятия, учреждения или организации в десятидневный срок со дня его увольнения или наступления события, влекущего невозможность взыскания, возвращает постановление о наложении взыскания судье, органу (должностному лицу), вынесшему постановление, с указанием нового места работы лица, привлеченного к ответственности (если, конечно, оно известно), причин невозможности взыскания, а также с отметкой о произведенных взысканиях, если таковые имели место.
Если физическое лицо, подвергнутое административному штрафу, не работает или взыскание штрафа из его заработной платы или иных видов доходов невозможно, постановление направляется судьей, органом (должностным лицом), вынесшим постановление, судебному приставу – исполнителю для обращения взыскания на имущество этого лица.
Принудительное исполнение постановления о наложении административного штрафа на юридическое лицо осуществляется следующим образом. При неуплате штрафа в установленный срок судья, орган (должностное лицо), вынесший постановление, направляет его в банк или иное кредитное учреждение для взыскания из денежных средств или доходов юридического лица. Банк (кредитное учреждение) обязан перечислить сумму штрафа в соответствующее учреждение Сбербанка или Центрального Банка Российской Федерации.
При отсутствии денежных средств на счетах юридического лица постановление о принудительном взыскании суммы штрафа направляется судебному приставу-исполнителю для обращения взыскания на имущество юридического лица.
Административный штраф может быть взыскан непосредственно на месте совершения административного правонарушения. В таких случаях физическому лицу выдается квитанция, являющаяся документом строгой финансовой отчетности, которая подписывается должностным лицом, наложившим взыскание и лицом, привлеченным к административной ответственности. Квитанция должна содержать все необходимые данные о личности привлеченного к ответственности, времени и месте совершения правонарушений, о сумме наложенного штрафа.
В случае неуплаты штрафа на месте совершения правонарушения начинается производство по делу на общих основаниях.
в) Постановление о возмездием изъятии предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения исполняется судебным приставом-исполнителем, а оружия и боевых припасов – органами внутренних дел.
г) Постановление о конфискации таких же предметов исполняется аналогично, т.е. судебным приставом-исполнителем и органами внутренних дел. Реализация конфискованных предметов осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
д) Постановление о лишении специальных прав исполняется путем изъятия водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами, удостоверения тракториста-машиниста, если водитель лишен права управления всеми видами транспортных средств. Исполнение постановления о лишении права охоты производится путем изъятия охотничьего билета. Лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств производится путем изъятия специального разрешения на таковую эксплуатацию. Постановление о лишении права хранения и ношения оружия исполняется путем изъятия органами внутренних дел соответствующего удостоверения и оружия.
Должностные лица органов внутренних дел исполняют постановления о лишении права управления транспортными средствами, за исключением тракторов, самоходных машин. В последнем случае исполнение отнесено к компетенции должностных лиц органов государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. Постановление о лишении права управления судами исполняется должностными лицами органов государственного надзора за соблюдением правил пользования судами. Должностные лица органов государственного надзора за связью исполняют постановления о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств.
Должностные лица, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил, исполняют постановления о лишении права охоты.
Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о наложении такого вида административного взыскания. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи удостоверения (специального разрешения), течение срока прерывается; оно начинается с момента сдачи или изъятия удостоверения или иного документа. По истечении срока лицу возвращается изъятое у него удостоверение, специальное разрешение или иные документы.
е) Постановление об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лица, подвергнутые аресту, содержатся под стражей в местах, определяемых этими органами. Арестованный подвергается личному досмотру. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. Если лицо, подвергнутое административному аресту, самовольно оставляет место его отбывания до истечения срока, отбытый срок может быть постановлением судьи полностью или частично не засчитан в срок ареста. Судья при этом вновь устанавливает начало срока отбывания ареста. Общий же срок административного ареста не может превышать одного месяца.
ж) Постановление об административном выдворении исполняется органами Федеральной пограничной службы Российской Федерации и органами внутренних дел. Исполнение производится путем передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого лицо выдворено, либо путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого лица из Российской Федерации. О выдворении из пункта пропуска через Государственную границу уведомляются власти иностранного государства, если есть договор о выдворении между Российской Федерацией и иностранным государством. Если такого договора нет, место выдворения определяется органами Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Исполнение постановления о выдворении оформляется в виде двухстороннего или одностороннего акта, приобщаемого к постановлению.
Следует отметить, что вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях могут быть пересмотрены. Предусмотрен исключительный порядок их пересмотра в судебном порядке по протесту Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председателей судов субъектов Российской Федерации (их президиумами). Право принесения протеста на решение судьи по делу об административном правонарушении, а также на его определение по результатам рассмотрения жалобы, протеста реализуется на основании обращения с ходатайством лица, привлеченного к административной ответственности, потерпевшего, защитника, законного представителя и представителя. В случае принесения прокурором, председателем суда протеста исполнение постановления о наложении административного взыскания приостанавливается. Не приостанавливается исполнение постановлений об административном аресте.
Пересмотр постановлений и определений выражается в проверке законности и обоснованности вступившего в законную силу постановления по любому делу об административном правонарушении, а также определения по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление.
Такова общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!