Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Производство по делам об административных правонарушениях»

/ Административное право
Конспект, 

Оглавление

1. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

 

Четкое определение круга органов (должностных лиц), правомоч­ных вести производство по делам об административных правонару­шениях, имеет важное значение для обеспечения его эффективности. При этом ведущая роль отводится вполне закономерно судьям; их дея­тельность по рассмотрению и разрешению административных дел ха­рактеризуется в качестве существенной гарантии прав привлекаемых к административной ответственности лиц.

а) Судьи (в перспективе мировой судья) районных (городских) су­дов рассматривают значительное число административных дел по пра­вонарушениям, посягающим на права граждан (например, наруше­ние избирательных прав, законодательства о труде и его охране, о соб­раниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, при­нуждение к участию или отказу от участия в забастовках и т.п.); на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (например, незаконное врачевание занятие проституцией и т.п.); собственность (например, уничтоже­ние или повреждение чужого имущества, мелкое хищение и т.п.); ос­новы коммерческой деятельности например, занятие запрещенными видами такой деятельности и т.п.); финансы и систему налогообло­жения (например, воспрепятствование обследованию органом налого­вой службы или налоговой полиции производственных, складских и иных помещений и т.п.; порядок управления (например, неповинове­ние законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего, представителя органа государственного надзора и т.п.); общественный порядок и общественную безопасность (напри­мер, мелкое хулиганство и т.п.).

Установлено, что дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается административное взы­скание в виде административного выдворения из пределов Россий­ской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, административного ареста либо конфискации или возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосред­ственным объектом правонарушения, лишения специального права, предоставляемого лицу, рассматриваются судьей.

б) Комиссии по защите прав несовершеннолетних, образуемые главами районной, городской, районной в городе администрацией сов­местно с соответствующими органами местного самоуправления, расс­матривают дела об административных правонарушениях, совершен­ных несовершеннолетними, а также о неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязательств по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении несовершеннолетних в употребле­ние спиртных напитков или одурманивающих веществ. Дела иного рода, например, о правонарушениях в области дорожного движения, рассматриваются комиссиями в тех случаях, когда орган (должност­ное лицо), к которому поступило дело, передает его на рассмотрение комиссии.

в) Органы Федеральной инспекции труда при Министерстве тру­да и социального развития Российской Федерации (Рострудинспекции) рассматривают дела о нарушениях законодательства о труде и охране труда, а также о непредоставлении информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. От имени Феде­ральной инспекции дела рассматривают Главный государственный инспектор тру да, руководители государственных инспекций труда, го­сударственные правовые инспекторы труда, государственные инспек­торы по охране труда.

г) Органы внутренних дел (милиции) рассматривают значитель­ное количество дел об административных правонарушениях. Напри­мер, это дела о незаконном приобретении или хранении наркоти­ческих средств в небольших размерах, о потреблении наркотических средств без назначения врача, о мелком хищении, о незаконном посе­ве и выращивании наркотикосодержащих растений, о действиях, уг­рожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте и полетов, а также на водном транспорте, о нарушении правил государственной регистрации и прохождения государственного техни­ческого осмотра транспортных средств, о превышении установленной скорости движения, о незаконной торговле товарами (иными предме­тами), свободная реализация которых запрещена или ограничена, о незаконных операциях с иностранной валютой, о нарушении иммиг­рационных правил, о применении насилия в отношении должностных лиц органа, уполномоченного осуществлять административно-процес­суальные действия, о проживании граждан Российской Федерации без удостоверения гражданина (паспорта) или без регистрации, о мелком хулиганстве, о нарушении требований режима чрезвычайного поло­жения, о производстве, продаже, передаче, приобретении, хранении или ношении оружия, запрещенного в Российской Федерации и т.п.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел (милиции) вправе: начальники и заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел, начальники территориальных отделов отделений милиции и их заместители, на­чальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции, должностные лица Государственной автомобильной инспекции, а также другие сот­рудники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соот­ветствующих правил.

д) Государственные органы, на которых возложено осуществ­ление контрольно-надзорных функций и полномочий. Их система крайне разнообразна, часто изменяема, что, естественно, уменьшает возможности реального и строгого контроля за законностью их дейст­вий. В настоящее время к числу таких органов отнесено 51 подразде­ление государственного аппарата. Все они осуществляют надзор за соблюдением физическими, а нередко и юридическими лицами специальных общеобязательных правил, нарушение которых влечет за собой административную ответственность. Это, например, органы санитарно-эпидемиологического надзора, государственного ветерина­рного надзора, государственного экологического контроля, государст­венного контроля в сфере охраны и использования недр, Федерально­го горного и промышленного надзора Российской Федерации, государственной противопожарной службы, государственной налоговой служ­бы, государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, государственного пробирного надзора, Федеральной пограничной службы, миграционной службы, государственной жилищной инспек­ции и т.д.

 

2. Участники производства

 

К их числу КоАП Российской Федерации относит: лиц, в отно­шении которых ведется производство по делу; потерпевших; законных представителей физических лиц; законных представителей юридичес­ких лиц; защитника и представителя; свидетелей; понятых; специа­листов; экспертов; переводчиков и прокурора. Очевидно, что в про­цессе рассмотрения конкретного дела может участвовать должностное лицо, возбудившее данное производство.

а) Лицо, в отношении, которого ведется производство по делу. Ему инкриминируется совершение того или иного административного правонарушения. В силу этого законодательство акцентирует внима­ние на соблюдении его прав, способствующих объективности произ­водства. В числе их: право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайст­ва и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, обжало­вать применение мер обеспечения производства по делу, протокол об административном правонарушении и постановление по делу, высту­пать на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Дело рас­сматривается с участием этого лица. При его отсутствии дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о его надле­жащем извещении о месте и времени рассмотрения дела, и если от не­го не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела. Однако в ряде случаев присутствие этого лица при рассмотрении дела об административном правонарушении является обязательным. В таком порядке рассматриваются дела о правонарушениях, совершенных ли­цами в возрасте до 18 лет, о правонарушениях, совершение которых влечет административное взыскание в виде административного аре­ста, конфискации или возмездного изъятия предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом правонару­шения, лишения специального права, а также административного вы­дворения за пределы Российской Федерации (иностранцы, лица без гражданства). Если лица уклоняются от обязательного присутствия при рассмотрении дела (от явки по вызову судьи, органа или должно­стного лица, в производстве которых находится дело) они могут быть подвергнуты приводу органом внутренних дел (милиции) на осно­вании определения судьи, органа (должностного лица). Если произ­водство ведется в отношении несовершеннолетнего, он может быть удален на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение кото­рых может отрицательно повлиять на него.

б) Потерпевший – физическое или юридическое лицо, которому административное правонарушение причинило физический, имуще­ственный или моральный вред. Очевидно, что в подобном понимании во многих случаях совершения административных правонарушений потерпевший отсутствует. Если же он есть, законодательство предо­ставляет ему право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и от­воды, иметь представителя, обжаловать протокол об админист­ративном правонарушении и постановление по делу. Как правило, де­ло рассматривается с участием потерпевшего. При его отсутствии дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела. Потер­певший может быть опрошен в качестве свидетеля.

в) Законные представители физического лица – его родители, усыновители, опекуны, попечители. Они осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведет­ся производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними, или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно осуществлять свои права. При этом родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными пред­ставителями, должны быть удостоверены необходимыми докумен­тами. Законные представители наделяются правами, предусмотрен­ными для представляемых ими физических лиц. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенным лицом в возрасте до 18 лет, участие его законного представителя в производст­ве обязательно. В случае уклонения от явки законный представитель несовершеннолетнего может быть подвергнут приводу, осуществляе­мому органом внутренних дел (милицией).

г) Законные представители юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов если в его отношении ведется производство по делу об административном правонарушении или же оно является потерпевшим.

В этой роли выступают: руководитель юридического лица, а так­же иное лицо» являющееся в соответствии с законом или учредитель­ными документами органом юридического лица. Полномочия пред­ставителя подтверждаются документами, удостоверяющими его слу­жебное положение.

Присутствие законного представителя юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершен­ном юридическим лицом, является, как правило, обязательным. При наличии данных о его надлежащем извещении о месте и времени рас­смотрения дела и отсутствии ходатайства об отложении рассмотрения дела, последнее может быть рассмотрено и без участия представителя. Однако, если за совершенное правонарушение возможно применение конфискации либо возмездного изъятия предмета (орудие и объект правонарушения), присутствие законного представителя юридическо­го лица является обязательным, а он в случае уклонения от явки по вызову судьи, органа (должностного лица) может быть подвергнут приводу.

д) Защитник и представитель. Для оказания юридической по­мощи лицу, в отношении которого ведется производство, в производ­стве может участвовать защитник (адвокат или иное лицо). Полномочия защитника удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией или иной организацией, оказывающей платные юри­дические услуги.

Представитель может участвовать в производстве для оказания юридической помощи потерпевшему. Его полномочия удостоверяются доверенностью.

Защитник и представитель допускаются к участию в деле с мо­мента составления протокола об административном правонарушении, а в случае административного задержания физического лица с момен­та задержания. Права защитника и представителя аналогичны правам иных участников производства, о которых речь шла ранее. Установле­на обязательность присутствия защитника при рассмотрении дел об административных правонарушениях, влекущих применение адми­нистративных взысканий в виде конфискации или возмездного изъятия предмета (орудие или объект правонарушения).

е) Свидетель – любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для дела. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, правдиво сообщить все известное ему по де­лу и ответить на поставленные вопросы, удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность внесения его показаний. Он предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. В случае уклонения от явки по вызову он может быть подвергнут приводу на основании определения судьи, органа (должностного лица). Свидетель вправе делать заявления и за­мечания по поводу правильности внесения его показаний в соответст­вующий протокол. При этом никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.

При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего четыр­надцатилетнего возраста, обязательно участие педагога или психоло­га. При необходимости опрос производится в присутствии законного представителя такого свидетеля.

ж) Понятой. В качестве такового привлекается совершеннолет­нее лицо, незаинтересованное в исходе дела. Участие понятого в производстве по делу фиксируется в протоколах личного досмотра, до­смотра транспортного средства, вещей, изъятия документов и вещей, находящихся при физическом лице, осмотра территорий, помещений и имущества, принадлежащих юридическому лицу, изъятия докумен­тов и имущества той же принадлежности.

Понятой обязан явиться по вызову должностного лица, в производстве которого находится дело, принять участие в производст­ве и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе факт. осуществления действий, производившихся с его участием, их содержание и результаты. Он вправе делать заявления и замечания по поводу производимого действия, которые заносятся в протокол. В слу­чае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.

з) Специалист. В качестве специалиста для участия в производ­стве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолет­нее лицо, обладающее специальными познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказа­тельств, а также в применении технических средств. Обязанности специалиста: явка по вызову судьи, органа (должностного лица), осу­ществляющего производство по делу; участие в действии, для которо­го он вызван, путем использования своих специальных навыков, на­учно-технических средств для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств; технических средств для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств; дача пояснений по поводу совершаемых им действий; удостоверение своей подписью факта совершения этих действий, их содержания и результатов. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояс­нений.

Специалист вправе отказаться от участия в производстве в слу­чае, если он не обладает соответствующими специальными поз­наниями. Отказ или уклонение от исполнения обязанностей без ува­жительных причин влечет административную ответственность спе­циалиста.

Специалист вправе: знакомиться с материалами дела, относящи­мися к предмету действий, совершаемых с его участием; с разрешения судьи, органа (должностного лица) задавать вопросы, относящиеся к предмету действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям; делать подлежащие занесению в протокол заявления и замечания.

и) Эксперт – любое незаинтересованное в исходе дела совершен­нолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для производства экс­пертизы и дачи экспертного заключения. Его обязанности: явиться по вызову судьи, органа (должностного лица), дать объективное заклю­чение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объ­яснения в связи с содержанием заключения. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного за­ключения. Он вправе отказаться от дачи заключения, если поставлен­ные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленные ему материалы недостаточны для дачи заключения. Отказ или уклонение от дачи заключения без уважительных причин влечет административную ответственность эксперта.

Права эксперта: знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; с разрешения судьи, председательствующего в заседании коллегиально­го органа (должностного лица), в производстве которых находится де­ло, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство, потерпевшему и свидете­лям; указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, установленные при производстве экспертизы, по поводу которых ему не были поставлены вопросы; присутствовать при рассмотрении дела.

к) Переводчик – любое незаинтересованное в исходе дела совер­шеннолетнее лицо, владеющее языками (понимающее знаки слепого или глухого), знание которых необходимы для перевода при производ­стве. Переводчик назначается судьей, органом (должностным лицом), в производстве которых находится дело.

Его обязанности: явка по вызову и выполнение полно и точно по­рученного ему перевода: удостоверение верности перевода своей подписью в соответствующем протоколе. Он также предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо лож­ного перевода.

Переводчик вправе отказаться от участия в производстве, если он не обладает знаниями, необходимыми для перевода. Отказ или укло­нение от выполнения перевода без уважительных причин влечет административную ответственность. Замечания переводчика подле­жат внесению в протокол,

л) Прокурор в пределах своих полномочий принимает меры по ус­транению нарушений законов по делам об административных право­нарушениях. Он вправе возбуждать производство по делу; участво­вать в его рассмотрении; заявлять ходатайства; давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об ад­министративном правонарушении, совершенном несовершеннолет­ним, а также правонарушении, влекущем административный арест. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случае, когда имеются данные о его своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отло­жении рассмотрения дела.

Такова характеристика правового статуса участников производ­ства по делам об административных правонарушениях. Очевидно, что детальное закрепление их прав и обязанностей служит целям усиления гарантий законности при рассмотрении административных дел.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что неисполнение процес­суальных обязанностей влечет за собой наложение на свидетеля, спе­циалиста, эксперта и переводчика денежного взыскания до двух ми­нимальных размеров оплаты Труда, КоАП Российской Федерации предусматривает также обстоя­тельства, исключающие возможность участия в производстве. Так, не допускаются в качестве защитника и представителя лица, являющиеся сотрудниками государственных органов, осуществляю­щих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела или если оно ранее выступало в качестве иных участников производства по данному делу. Эксперт и переводчик не допускаются к участию в производстве, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемых к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производ­стве которого находится дело либо если они ранее выступали в качест­ве участников производства поданному делу; если имеются основания считать их лично, прямо или косвенно, заинтересованными в данном деле.

Допускается отвод лиц, участвующих в производстве (защит­ника, представителя, прокурора, эксперта и переводчика) при нали­чии указанных ранее обстоятельств. Заявление о самоотводе или отво­де подается судье, органу (должностному лицу), в производстве кото­рых находится дело. Затем выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

 

3. Доказательства

 

КоАП Российской Федерации значительное внимание уделяет предмету доказывания, доказательствам в производстве по делам об административных правонарушениях и их оценке. В этом смысле вни­мания заслуживает прежде всего перечень обстоятельств, подлежа­щих выяснению по делу о правонарушении. В их числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее проти­воправное деяние, за которое предусмотрена административная ответ­ственность; виновность физического лица в совершении право­нарушения; обстоятельства, смягчающие или отягчающие админист­ративную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу; причины и условия совершения правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу являются любые фактические дан­ные, на основе которых судья, орган (должностное лицо), в производ­стве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность физического лица, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются: протоколом об ад­министративном правонарушении, иными протоколами, объяснени­ями лица, в отношении которого ведется производство, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными докумен­тами, вещественными доказательствами.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство, показания потерпевшего и свидетеля – имеющие отношение к делу сведения, сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Они отражаются в протоколе об административном правонару­шении или о применении меры обеспечения производства, в протоко­ле рассмотрения дела, а при необходимости – оформляются протоко­лом и приобщаются к делу.

Экспертиза назначается определением судьи, органа (должност­ного лица), в производстве которого находится дело. В определении указываются: основания для назначения экспертизы; данные об экс­перте или наименование учреждения, в котором проводится экс­пертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; перечень материа­лов, предоставляемых в распоряжение эксперта. С определением не­обходимо ознакомить лицо, в отношении которого ведется производст­во, а также потерпевшего, разъяснить им права (заявление отвода эксперту, просьба о назначении в качестве экспертов указанных ими лиц, постановка вопросов для заключения эксперта). Экспертное за­ключение дается в письменной форме от имени эксперта. В нем ука­зывается, кем и на каком основании производилось исследование, его содержание, полученные выводы и обоснованные ответы на постав­ленные вопросы. Заключение эксперта не является обязательным для лица или органа, рассматривающего дело, однако, несогласие с заклю­чением должно быть мотивировано.

Вещественные доказательства – предметы, явившиеся оруди­ем или непосредственным объектом административного правонару­шения, либо сохранившие на себе его следы. В необходимых случаях они фотографируются или фиксируются иным способом и приобщают­ся к делу. О наличии вещественных доказательств производится запись в протоколе об административном правонарушении или ином протоколе. Сохранность этих доказательств до разрешения дела по су­ществу обеспечивается судьей, органом (должностным лицом), в производстве которых находится дело. Ими принимается также реше­ние о судьбе доказательств по окончании рассмотрения дела.

Иные документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объеди­нениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства. Документы могут содержать сведения, зафиксирован­ные как в письменной, так и в иной форме (материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, данные специальных технических средств, содержащиеся на носителях). Сохранность их обеспечивается в том же порядке, что и сохранность вещественных доказательств.

Документы, о которых идет речь, являются вещественными дока­зательствами, если они обладают признаками последних.

Судья, орган (должностное лицо), в производстве которого на­ходится дело, вправе вынести определение об истребовании до­полнительных сведений, необходимых для разрешения дела. Эти све­дения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения требования, а при совершении правонарушения, влекущего админист­ративный арест, – незамедлительно. При невозможности представле­ния сведений судья, орган, вынесшие определение должны получить уведомление об этом в трехдневный срок и в письменной форме.

Оценка доказательств осуществляется судьей, членом коллеги­ального органа, должностным лицом, ведущими производство, по сво­ему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупнос­ти. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

 

4. Меры, обеспечивающие производство

 

Применение мер обеспечения производства по делам об адми­нистративных правонарушениях имеет важное процессуальное зна­чение. В целях пресечения административного правонарушения, ус­тановления личности подозреваемого в его совершении, составле­ния протокола об административном правонарушении, когда невоз­можно его составление на месте совершения правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления, уполномоченные долж­ностные лица вправе применять их.

Меры обеспечения производства строго регламентированы в КоАП Российской Федерации.

Доставление – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонару­шении при невозможности составить его на месте, если его составление обязательно. Доставление производится должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при совершении административно­го правонарушения на транспорте; военнослужащими внутренних войск МВД Российской Федерации, должностными лицами военной автомобильной инспекции; должностными лицами органов внутрен­них дел (милиции); военнослужащими органов Федеральной погра­ничной службы Российской Федерации. Физическое лицо, как прави­ло, доставляется в орган внутренних дел (милиции) или в военную ко­мендатуру, а также в орган местного самоуправления сельского посе­ления (например, при нарушении законодательства об охране окружающей среды). О доставлении составляется протокол либо дела­ется соответствующая запись в протоколе об административном пра­вонарушении или административном правонарушении или админист­ративном задержании. Доставление должно быть произведено в воз­можно короткий срок.

Административное задержание физического лица – кратковре­менное ограничение его свободы. Эта мера может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения поста­новления о наложении административного взыскания. Задержание вправе производить: старшее в месте расположения охраняемого объ­екта должностное лицо ведомственной военизированной или вневе­домственной охраны при органах внутренних дел (при посягательстве на охраняемый объект); должностные лица военной автомобильной инспекции (при нарушении правил дорожного движения водителем военного транспортного средства); военнослужащие пограничной службы (при совершении правонарушений, связанных с Государст­венной границей Российской Федерации); должностные лица органов внутренних дел (милиции) при совершении любых административных правонарушений при наличии соответствующих обращений со сторо­ны должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях; должностные лица таможен­ных органов – в целях пресечения нарушений таможенных правил, когда исчерпаны другие меры воздействия. По просьбе задержанного о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родст­венники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. При задержании несовершеннолетних обязательно уведом­ляются его родители или лица, их заменяющие. Задержанному долж­ны быть разъяснены его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе о задержании. Прокурор вправе вынести постановление об освобождении незаконно задержанного лица; его постановление под­лежит немедленному исполнению.

Об административном задержании составляется протокол, в ко­тором указываются: дата и место его составления; должность и данные лица, составившего протокол; сведения о лице, подвергнутом задер­жанию; время, место и мотивы задержания. Его подписывает должно­стное лицо – составитель протокола, а также задержанный. Пос­ледний может отказаться от подписания, о чем производить запись в протоколе.

Установлены сроки административного задержания. Как правило, срок не должен превышать трех часов. При нарушении пограничного режима для установления личности нарушителя или выяснения обсто­ятельств правонарушения возможно задержание на срок до сорока восьми часов. Если лицо задержано за совершение правонарушения, влекущего административный арест, задержание может быть продол­жено до рассмотрения дела о правонарушении, но не более чем на 48 часов. Если физическое лицо, например, оказывает сопротивление должностным лицам таможенных органов, оно может быть задержано на срок до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора. Срок исчисляется с момента до­ставления физического лица, а в отношении лиц, находящихся в сос­тоянии опьянения, – с момента их вытрезвления, удостоверяемого медицинским работником. Задержанные содержатся в специальных учреждениях либо в специально отведенных для этого помещениях. Несовершеннолетние, подвергнутые задержанию, должны содержать­ся отдельно от взрослых лиц. Установлено, что к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено ус­тановление порядка создания учреждений для содержания адми­нистративно задержанных лиц, а также определение условий их со­держания, норм питания и порядка их медицинского обслуживания.

Привод физического лица либо законного представителя юри­дического лица, в отношении которых ведется производство, законно­го представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к адми­нистративной ответственности, производится в случае их неявки по вызову без уважительных причин на основании определения судьи, органа (должностного лица), рассматривающего дело, органом внут­ренних дел (милиции). Порядок привода устанавливается МВД Российской Федерации.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице производятся с целью обнаружения орудий совершения либо не­посредственных объектов административного правонарушения.

Личный досмотр и досмотр вещей производятся теми же должно­стными лицами, что и административное задержание. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присут­ствии двух понятных того же пола. Досмотр вещей (ручной клади, ба­гажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных пред­метов, находящихся при физическом лице), то есть обследование, осуществляемое без нарушения конструктивной целостности вещей, производится также в присутствии двух понятых. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые мо­гут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью окру­жающих, досмотр может быть произведен без понятых с последующим уведомлением прокурора. В необходимых случаях производится фик­сация вещественных доказательств установленными способами (фото-, киносъемка и т.п.).

О досмотре составляется протокол, копия которого вручается ли­цу в отношении которого ведется производство, а также его законному представителю. Реквизиты протокола: дата и место составления; дан­ные о лице, составившем протокол; сведения о лице, подвергнутом до­смотру; данные о виде, количестве, иных идентификационных при­знаках вещей (например, тип, марка, калибр, серия, номер, признаки оружия, количество и вид боевых припасов). В нем делается запись об использованных средствах фиксации доказательств. Протокол подпи­сывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство, владельцем вещей, подвергнутых до­смотру, понятными. В случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Досмотр транспортных средств, маломерных судов произ­водится с целью обнаружения орудий совершения либо непосредст­венного объекта административного правонарушения должностными лицами с участием двух понятых в присутствии лица, во владении ко­торого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, до­смотр возможен в отсутствие владельца.

Протокол досмотра содержит все необходимые данные. Его копия вручается лицу, в отношении которого ведется производство и его за­конному представителю.

Изъятие документов и вещей, находящихся при физическом лице, обнаруженных на месте совершения правонарушения, произ­водится должностными лицами уполномоченными применять соответ­ствующие меры обеспечения производства по делу, с участием двух понятых. При совершении административного правонарушения, вле­кущего лишение права управления транспортным средством, у водителя, судоводителя изымается до вынесения постановления по де­лу водительское удостоверение (удостоверение судоводителя) и выдается временное разрешение на право управления. Составляется прото­кол со всеми необходимыми реквизитами. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела хранятся в местах, определяемых должностным лицом, произведшем изъятие (огнестрельное, прочее оружие, боевые припасы к нему хранятся в порядке, определяемом МВД Российской Федерации). После рассмотрения дела документы и вещи в соот­ветствии с вынесенным постановлением возвращаются их владельцу либо конфискуются, реализуются, хранятся, уничтожаются, законно­му владельцу возвращаются изъятые ордена, медали и т.п.

Отстранение от управления транспортным средством, мало­мерным судом и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. При совершении нарушений правил эксплуатации и уп­равления транспортным средством водитель (судоводитель) временно отстраняется от управления до устранения причины отстранения. Ес­ли в отношении водителя имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, он временно отстраняется от управления транспортным средством и направляется для медицинско­го освидетельствования на состояние опьянения. Данная мера осуще­ствляется должностными лицами ГАИ, военной автомобильной инс­пекции. При этом составляется соответствующий протокол, который подписывается составившим его должностным лицом, а также отстра­ненным от управления водителем. Медицинское освидетельствование и оформление его результатов производятся в порядке, установлен­ным Министерством здравоохранения Российской Федерации. Акт освидетельствования прилагается к протоколу.

Задержание транспортного средства, маломерного судна при нарушении правил эксплуатации и движения на срок до устранения причины задержания осуществляется теми же должностными лицами и в том же порядке.

Осмотр территорий, помещений, транспортных средств, то­варов, иного имущества, принадлежащего юридическому лицу, а так­же соответствующих документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях юридических лиц. Осмотр оформляется специаль­ным протоколом.

Изъятие документов и имущества, принадлежащих юридичес­кому лицу, обнаруженных на месте совершения административного правонарушения и явившихся орудием совершения или непосредст­венным объектом правонарушения.

Имеются в виду документы и предметы, обнаруженные при про­ведении осмотра территорий, помещений, транспортных средств, то­варов, принадлежащих юридическому лицу.

КоАП Российской Федерации предусматривает возможность об­жалования применения мер обеспечения производства в течение деся­ти дней со дня их применения. Жалоба подается лицом, в отношении которого эти меры применены в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Для жалобы установлена письменная форма. Она подлежит рассмотрению в пятидневный срок. Результат рассмотрения жалобы – определение об ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении.

 

5. Возбуждение административного дела

 

Все, что было рассмотрено ранее, конечно, имеет прямое отно­шение к производству по делам об административных правонару­шениях. Вместе с тем, КоАП Российской Федерации особо выделяет несколько его стадий (этапов), в рамках которых наиболее отчетливо выделяются особенности этого вида административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера.

Это – возбуждение дела об административном правонарушении, его рассмотрение, пересмотр постановления по делу. Каждая из этих стадий (этапов) имеет процессуальное назначение, закрепленное в административно-процессуальных нормах. Фактически именно в них проявляется собственно административное производство.

Возбуждение дел об административных правонарушениях. Сле­дует различать поводы и основания такого возбуждения, являющегося начальной стадией производства в собственном смысле слова.

Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обна­ружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объедине­ний; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонару­шения.

Дело об административном правонарушении считается возбуж­денным с момента составления протокола о совершении правонару­шения или вынесения прокурором постановления о возбуждении дан­ного дела. Следовательно, свое процессуальное оформление возбуж­дение дела об административном правонарушении получает в виде со­ставления процессуального документа, а именно – протокола об административном правонарушении. Все процессуальные действия, совершаемые до этого момента, предшествуют собственно админист­ративному производству, способствуя созданию условий для качественного и эффективного рассмотрения и разрешения возбуждаемого дела.

Протокол об административном правонарушении – документ, свидетельствующий (конечно, предположительно) о совершении дан­ного противоправного деяния. Его обязательные реквизиты: дата и ме­сто составления; должность и иные данные о лице, составившем про­токол; сведения о физическом лице, в отношении которого возбужде­но дело; данные о свидетелях и потерпевших, если они имеются; мес­то,   время   совершения   и   существо   административного правонарушения; закон, предусматривающий ответственность за дан­ное правонарушение; объяснения физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела. При состав­лении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности, о чем в протоколе делается отметка. Указанные лица ознакомляются с протоколом; им предоставлена возможность дать свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соот­ветствующая запись. Протокол подписывается лицом, его сос­тавившим, а при наличии понятых, также и ими. Лицам, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему по его просьбе) вручается под расписку копия протокола немедленно после его состав­ления.

Протокол составляется не во всех случаях. Так, при совершении административного   правонарушения,   влекущего   наложение административного взыскания в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда, протокол не составляется. Предупреждение оформляется, а штраф налагается и взимается уполномоченным дол­жностным лицом на месте совершения административного правонару­шения.

Если лицо оспаривает взыскание, налагаемое на месте, протокол составляется на общих основаниях. Протокол не составляется также при возбуждении дела об административном правонарушении проку­рором.

Установлены процессуальные сроки составления протокола. Общее правило – немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнитель­ное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о личности или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается де­ло, протокол составляется в течение суток с момента выявления пра­вонарушения.

Протокол (постановление прокурора) направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело в те­чение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет административный арест, протокол передается на рассмотрение судье немедленно после его составления. В случаях, когда протокол состав­ляется неправомочным лицом или в нем содержатся недостатки, судья, орган (должностное лицо) направляет его для исправления в срок не более трех суток со дня его поступления от указанных официальных органов (лиц). Исправленный протокол направляется в течение суток указанным органам (лицам). При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, долж­ностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит поста­новление о прекращении производства.

В КоАП Российской Федерации содержится перечень должност­ных лиц, уполномоченных составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях. Это – уполномоченные должностные лица органов, правомочных рассматривать дела (например, должностные лица милиции, государственных контрольно-надзорных органов и т.п.).

Таким образом, инициатором возбуждения дела об администра­тивном правонарушении является полномочный представитель госу­дарственного органа.

 

6. Рассмотрение дела

 

Особого внимания заслуживает процессуальная характеристика стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях. Это – центральная стадия производства, в рамках которой наиболее отчетливо проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.

Прежде всего осуществляется подготовка к рассмотрению дела. Ее осуществляют органы (лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, т.е. судьи, органы (должно­стные лица) правоохранительных звеньев системы исполнительной власти (милиция, контрольно-надзорные органы). При подготовке де­ла к рассмотрению выясняются следующие вопросы: относится ли к компетенции данного судьи, органа (должностного лица) рассмот­рение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие воз­можность рассмотрения дела; правильно ли составлен протокол об ад­министративном правонарушении и другие протоколы; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы; извещены ли о месте и времени рассмотрения дела лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевший, законные представители физического и юридического лица, защитник и представитель. При этом учитывается, что данное дело не может рассматриваться в случаях родственных связей между участниками производства либо наличия личной, прямой или косвен­ной заинтересованности в решении дела, например, судьи, должност­ного лица, рассматривающих данное дело. При наличии указанных обстоятельств судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод, а лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевший, законные представители физического и юридического лица, защитник и представитель, прокурор вправе за­явить отвод названным ранее официальным лицам. Заявления о само­отводе, отводе рассматриваются председателем суда, коллегиальным органом, вышестоящим должностным лицом в течение суток со дня поступления.

Результатом подготовки к рассмотрению дела является опреде­ление или постановление, в котором содержатся следующие решения: о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове лиц, истребовании необходимых дополнительных материалов, назначении экспертизы; об отложении рассмотрения дела; о возвращении прото­кола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностные лица которого составили протокол (составление протокола неправомочным лицом, его неправильное составление, не­полнота представленных материалов); о передаче протокола об адми­нистративном правонарушении и других материалов дела на рассмот­рение по подведомственности; о прекращении производства при нали­чии необходимых для этого обстоятельств. Подготовка к повторному рассмотрению дела в связи с неявкой вызываемых лиц предполагает вынесение определения о приводе этих лиц.

Место рассмотрения дела – дело рассматривается по месту со­вершения административного правонарушения. Возможно его рас­смотрение, по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, по месту его жительства. Дело в отношении несовер­шеннолетнего, его родителей и лиц,, их заменяющих, рассматривает­ся по месту его жительства. Если же дело связано с лишением права управления транспортным средством, оно может быть рассмотрено по месту учета этих средств.

Сроки рассмотрения дела – пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом (должностным лицом) протокола об адми­нистративном правонарушении. По ходатайству участников произ­водства либо при необходимости дополнительного выяснения обстоя­тельств дела срок рассмотрения может быть продлен лицом (органом), рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. Дело, влекущее применение административного ареста, рассматривается в день получения протокола, а в отношении лица, подвергнутого админист­ративному задержанию, не позднее 48 часов с момента его задер­жания.

Установлен определенный порядок рассмотрения дел об адми­нистративных правонарушениях, имеющий важное процессуальное значение, так как предполагает: объявление о том, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к ответственности; удостоверяется явка всех вы­званных лиц, участвующих в производстве по данному делу; уста­навливается личность участников производства и проверяются полно­мочия, например, защитника, законного представителя и т.п.; выяс­няются причины неявки участников производства и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения; в необходимых случаях выносится опреде­ление о приводе лиц, участие которых является обязательным, назна­чается переводчик; разъясняются права и обязанности участников производства; разрешаются заявленные отводы и ходатайства; огла­шается протокол об административном правонарушении, а при необ­ходимости и иные материалы дела; выносится определение об отло­жении рассмотрения дела (при самоотводе или отводе судьи, эксперта или переводчика, защитника, при необходимости), явки лиц, участ­вующих в рассмотрении дела, истребовании дополнительных ма­териалов или назначении экспертизы; выносится определение о пере­даче дела для рассмотрения по существу (изменение места рассмот­рения дела). Заслушиваются объяснения, показания, заключения участников рассмотрения дела, исследуются доказательства, заслу­шивается заключение присутствующего прокурора.

Важное процессуальное значение имеет протокол рассмотрения дела об административном правонарушении. Его составление обяза­тельно при рассмотрении дела судьей, а также коллегиальным орга­ном. Реквизиты протокола: дата и место рассмотрения дела; данные о судье, органе, рассматривающими данное дело; какое дело расс­матривается; сведения о явке участников рассмотрения дела; отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих участников рассмотрения дела; документы, исследованные при рассмотрении дела. Протокол подписывается судьей, секретарем судебного заседания, председате­лем и секретарем заседания коллегиального органа.

По результатам рассмотрения дела выносится постановление:

а) о наложении административного взыскания;

б) о прекращении производства по делу. Производство прекращается в случаях: наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу; объявления устного замечания; передачи материалов дела соответствующим орга­нам для решения вопроса о привлечении лица к дисциплинарной ответственности; прекращения производства и передаче материалов дела прокурору, органу предварительного следствия или дознания, если в нарушении содержатся признаки преступления.

Итогом рассмотрения дела является принятие постановления. По­становление по делу об административном правонарушении со­держит основные данные о лице (органе), рассматривавшем дело; о лице, в отношении которого рассмотрено дело; о дате и месте рассмот­рения; об обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела; статья КоАП Российской Федерации или закона ее субъекта, предус­матривающая ответственность за административное правонарушение; о решении по делу; о сроках и порядке обжалования постановления. При этом не допускается принятие решений, унижающих человече­ское достоинство. Установлено, что судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора одновременно с наложением административного взыскания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Возмещение имущест­венного ущерба по делам, рассматриваемым иными уполномочен­ными органами (должностными лицами), разрешается в исковом порядке.

В постановлении по делу должны быть также решены вопросы о вещественных доказательствах, изъятых документах, вещах и ценно­стях. При этом предметы, явившиеся орудиями совершения или не­посредственными объектами административного правонарушения и принадлежащие физическому или юридическому лицу, привлеченно­му к ответственности, в случаях, когда это предусмотрено закреплен­ными в КоАП Российской Федерации санкциями, конфискуются либо передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются. В остальных случаях они возвращаются по принадлежности. Вещи, за­прещенные к обращению, передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются, а вещи, не представляющие никакой ценности или не могущие быть использованными, подлежат уничтожению, а в случае ходатайства заинтересованных лиц – могут быть выданы им. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются в деле в течение всего срока его хранения либо передаются заинтере­сованным лицам.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется по окончании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему, по его просьбе, либо вы­сылается указанным лицам в течение трех дней со дня его вынесения.

Копия постановления об административном аресте немедленно на­правляется прокурору.

Судья, орган (должностное лицо), рассматривающий дело, при установлении причин правонарушения и условий, способствующих его совершению вносит в соответствующие предприятия, учреждения, организации и должностным лицам представление о принятии мер по их устранению. Оно должно быть рассмотрено в течение месяца со дня его получения. О принятых мерах должно быть сообщено внесшему представление.

 

7. Обжалование, опротестование постановления по делу

 

Возможен пересмотр не вступивших в законную силу постанов­лений по делам об административных правонарушениях на опреде­ленных основаниях. По существу имеется в виду обжалование или опротестование таких постановлений в рамках производства.

Право на обжалование предоставлено лицу, в отношении которо­го ведется производство по делу, потерпевшему, законным пред­ставителям физического и юридического лица, защитнику и уполно­моченному представителю. Опротестование осуществляется проку­рором. Жалобы и протест подаются: на постановление, вынесенное судьей – в вышестоящий суд; на вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения такого органа; на вынесенное должным лицом – вышестоящему должностному лицу. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

Установлен следующий порядок обжалования и опротестования. Жалоба и протест, направляются судье, в орган (должностному лицу), внесшему постановление по делу, который обязан в трехдневный срок со дня их поступления направить со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу). Они могут быть поданы или внесены (имеется в виду протест) непосредственно в суд, вышестоящему должностному лицу, уполно­моченному их рассматривать. Жалоба и протест на постановление судьи о наложении взыскания в виде административного ареста подле­жат направлению в вышестоящий суд в день их получения. Если расс­мотрение жалобы, протеста не относится к компетенции судьи, выше­стоящего должностного лица, жалоба и протест направляются по под­ведомственности. Жалобы государственной пошлиной не облагаются.

Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вру­чения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока он может быть восстановлен судьей, правомочным рассмат­ривать жалобу, по ходатайству автора.

Срок рассмотрения жалобы, протеста следующий: десятиднев­ный со дня их поступления; сутки с момента подачи жалобы или про­теста на постановление об административном аресте, если лицо отбы­вает этот арест.

Подготовка к рассмотрению жалобы, протеста судьей, вышесто­ящим должностным лицом в единоличном порядке предполагает обес­печение всех условий, необходимых для проверки законности и обос­нованности вынесенного постановления.

Рассмотрев жалобу, протест, судья, вышестоящее должностное лицо принимает одно из следующих решений:

а) об оставлении постановления о наложении административного взыскания без изменения, а жалобы, протеста без удовлетворения;

б) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное взыскание или иным образом не ухудшается поло­жение лица, в отношении которого вынесено постановление;

в) об отмене постановления и прекращении дела при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было выне­сено постановление;

г) об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмот­рение судье, в орган, должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требо­ваний, если это нарушение не позволило всесторонне, полно и объек­тивно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью приме­нения закона, влекущего наложение более строгого административно­го взыскания (если по делу принесен протест или подана жалоба потерпевшим на мягкость примененного взыскания);

д) об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы, протеста ус­тановлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей, органом (должностным лицом).

Решение по жалобе, протесту принимается судьей в форме опре­деления. Вышестоящее должностное лицо принимает по этому вопро­су постановление. Определение судьи по жалобе, протесту является окончательным и может быть опротестовано лишь в порядке перес­мотра вступивших в законную силу постановлений о наложении ад­министративных взысканий. Что касается определения вышестоящего должностного лица по жалобе, протесту, то оно может быть в де­сятидневный срок обжаловано или опротестовано в районном суде.

Определение судьи по жалобе, протесту оглашается немедленно после его вынесения.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу. после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано: не­медленно после вынесения судьей определения по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановления о наложении административного взыскания; после истечения десятидневного срока для обжалования определения, вынесенного вышестоящим должностным лицом по жа­лобе, протесту, если оно не было обжаловано или опротестовано.

 

8. Исполнительное производство

 

Постановление о наложении административного взыскания обя­зательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражда­нами и их объединениями, юридическими лицами. Оно подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу и приводится исполнение уполномоченными на то органами в порядке, установлен­ном КоАП Российской Федерации, федеральным законодательством и принимаемыми на их основании постановлениями Правительства Российской Федерации.

Вопросы об отсрочке, рассрочке, приостановлении или превра­щении исполнения постановлений о наложении административных взысканий, а также о взыскании административного штрафа, нало­женного на несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменя­ющих, рассматриваются судьей, органом (должностным лицом), вы­несшим постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. При разре­шении вопроса об уклонении от отбывания административного ареста присутствие лица, подвергнутого этому взысканию, обязательно. В других случаях оно не является таковым.

Отсрочка исполнения постановления на срок до одного месяца относится к компетенции судьи, органа (должностного лица), вынес­шего постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о наложении административного взы­скания в виде административного ареста, лишения специального пра­ва или административного штрафа (кроме случаев взыскания штрафа на месте) невозможно в установленные сроки. С учетом материально­го положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев теми же органами (лицами).

Судья, орган (должностное лицо), вынесший постановление о наложении административного взыскания, прекращает исполнение постановления в случаях: издания акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмены закона или от­дельных его положений, устанавливающих административную ответственность; утраты силы законом или его положениями, устанавлива­ющими административную ответственность, вследствие признания их не соответствующими Конституции Российской Федерации, феде­ральным законам (аналогичное положение распространяется на зако­ны субъектов Российской Федерации); смерти лица, привлеченного к административной ответственности или объявления его в установлен­ном законом порядке умершим; истечения сроков давности испол­нения постановления.

Давность исполнения постановлений о наложении администра­тивного взыскания определяется следующим образом: постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Течение срока давности может быть прервано, если лицо, привлеченное к админист­ративной ответственности, уклоняется от его исполнения. В этом слу­чае исчисление срока давности возобновляется со дня обнаружения лица. Отсрочка и рассрочка исполнения учитываются при опреде­лении срока давности (его приостановление либо продление).

Постановление о наложении административного взыскания, по которому взыскание произведено полностью, с отметкой о произве­денном взыскании возвращается органом, исполнившим взыскание, судье, органу (должностному лицу, вынесшему постановление. Если по постановлению исполнение не производилось или оно произведено не полностью, его возвращение имеет место в случае, когда по адресу, указанному в постановлении, привлеченное к ответственности физи­ческое лицо не работает, не проживает или не учится, а юридическое лицо не находится (либо имущество указанных лиц, на которое мож­но обратить взыскание); если у привлеченного к ответственности лица отсутствуют имущество или доходы и меры по отысканию имущества оказались безрезультатными; наконец, если истек срок давности ис­полнения постановления. При этом должностное лицо, на исполнении у которого находится постановление, составляет акт, утверждаемый вышестоящим должностным лицом. Однако возвращение постанов­ления не является препятствием для его нового предъявления к испол­нению.

Лицо, привлеченное к административной ответственности, может в течение десяти дней со дня осуществления действия по принудитель­ному исполнению постановления подать жалобу судье, органу (долж­ностному лицу), вынесшему постановление. Жалоба подлежит рас­смотрению в пятидневный срок.

Вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц по принудительному исполнению постановления, подлежит возме­щению по правилам, установленным Гражданским и Гражданско-процессуальным кодексами Российской Федерации.

Таковы исходные позиции исполнительного производства по де­лам об административных правонарушениях. Каков же механизм исполнения или порядок исполнения отдельных видов администра­тивных взысканий

а) Постановление о наложении административного взыскания в виде предупреждения исполняется судьей, органом (должностным лицом), вынесшим постановление.

б) Постановление о наложении административного штрафа на физическое лицо исполняется следующим образом. Штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответствен­ности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о его наложении в законную силу (или со дня истечения срока отсрочки). При отсутствии самостоятельного заработка у несовершен­нолетнего сумма штрафа взыскивается с его родителей или лиц, их за­меняющих. Сумма штрафа вносится или перечисляется в банк или иное уполномоченное кредитное учреждение. Таков порядок добро­вольного исполнения. Возможно и принудительное исполнение. При неуплате штрафа физическим лицом в установленный срок постанов­ление о наложении штрафа направляется судьей, органом (должност­ным лицом), вынесшим постановление, администрации предприятия, учреждения или организации, где привлеченное к ответственности лицо работает либо получает вознаграждение, пенсию или стипен­дию, для удержания суммы штрафа из его заработной платы или иных видов доходов. Для принудительного удержания суммы штрафа уста­новлен срок, не превышающий шести месяцев. В случае увольнения лица с работы или невозможности взыскания штрафа из его заработ­ной платы или иных доходов, администрация предприятия, учреж­дения или организации в десятидневный срок со дня его увольнения или наступления события, влекущего невозможность взыскания, воз­вращает постановление о наложении взыскания судье, органу (долж­ностному лицу), вынесшему постановление, с указанием нового места работы лица, привлеченного к ответственности (если, конечно, оно известно), причин невозможности взыскания, а также с отметкой о произведенных взысканиях, если таковые имели место.

Если физическое лицо, подвергнутое административному штра­фу, не работает или взыскание штрафа из его заработной платы или иных видов доходов невозможно, постановление направляется судьей, органом (должностным лицом), вынесшим постановление, судебному приставу – исполнителю для обращения взыскания на имущество этого лица.

Принудительное исполнение постановления о наложении административного штрафа на юридическое лицо осуществляется сле­дующим образом. При неуплате штрафа в установленный срок судья, орган (должностное лицо), вынесший постановление, направляет его в банк или иное кредитное учреждение для взыскания из денежных средств или доходов юридического лица. Банк (кредитное учреж­дение) обязан перечислить сумму штрафа в соответствующее учреж­дение Сбербанка или Центрального Банка Российской Федерации.

При отсутствии денежных средств на счетах юридического лица постановление о принудительном взыскании суммы штрафа направ­ляется судебному приставу-исполнителю для обращения взыскания на имущество юридического лица.

Административный штраф может быть взыскан непосредственно на месте совершения административного правонарушения. В таких случаях физическому лицу выдается квитанция, являющаяся доку­ментом строгой финансовой отчетности, которая подписывается долж­ностным лицом, наложившим взыскание и лицом, привлеченным к административной ответственности. Квитанция должна содержать все необходимые данные о личности привлеченного к ответственности, времени и месте совершения правонарушений, о сумме наложенного штрафа.

В случае неуплаты штрафа на месте совершения правонарушения начинается производство по делу на общих основаниях.

в) Постановление о возмездием изъятии предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонару­шения исполняется судебным приставом-исполнителем, а оружия и боевых припасов – органами внутренних дел.

г) Постановление о конфискации таких же предметов исполняет­ся аналогично, т.е. судебным приставом-исполнителем и органами внутренних дел. Реализация конфискованных предметов осуществля­ется в порядке, установленном федеральным законодательством.

д) Постановление о лишении специальных прав исполняется путем изъятия водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами, удостоверения тракториста-машиниста, если водитель лишен права управления всеми видами транспортных средств. Исполнение постановления о лишении права охоты произ­водится путем изъятия охотничьего билета. Лишение права на экс­плуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных уст­ройств производится путем изъятия специального разрешения на та­ковую эксплуатацию. Постановление о лишении права хранения и но­шения оружия исполняется путем изъятия органами внутренних дел соответствующего удостоверения и оружия.

Должностные лица органов внутренних дел исполняют постанов­ления о лишении права управления транспортными средствами, за исключением тракторов, самоходных машин. В последнем случае исполнение отнесено к компетенции должностных лиц органов госу­дарственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. Постановление о лишении права управления судами исполняется должностными лицами органов государственного надзора за соблюдением правил пользования судами. Должностные лица органов государственного надзора за связью исполняют поста­новления о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств.

Должностные лица, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил, исполняют постановления о лишении права охоты.

Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о наложении такого вида административного взыскания. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи удостоверения (специального разреше­ния), течение срока прерывается; оно начинается с момента сдачи или изъятия удостоверения или иного документа. По истечении срока лицу возвращается изъятое у него удостоверение, специальное разре­шение или иные документы.

е) Постановление об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лица, под­вергнутые аресту, содержатся под стражей в местах, определяемых этими органами. Арестованный подвергается личному досмотру. Срок административного задержания засчитывается в срок административ­ного ареста. Если лицо, подвергнутое административному аресту, са­мовольно оставляет место его отбывания до истечения срока, отбытый срок может быть постановлением судьи полностью или частично не засчитан в срок ареста. Судья при этом вновь устанавливает начало срока отбывания ареста. Общий же срок административного ареста не может превышать одного месяца.

ж) Постановление об административном выдворении исполняет­ся органами Федеральной пограничной службы Российской Феде­рации и органами внутренних дел. Исполнение производится путем передачи иностранного гражданина или лица без гражданства пред­ставителю властей иностранного государства, на территорию которого лицо выдворено, либо путем контролируемого самостоятельного выез­да выдворяемого лица из Российской Федерации. О выдворении из пункта пропуска через Государственную границу уведомляются власти иностранного государства, если есть договор о выдворении между Российской Федерацией и иностранным государством. Если та­кого договора нет, место выдворения определяется органами Феде­ральной пограничной службы Российской Федерации. Исполнение постановления о выдворении оформляется в виде двухстороннего или одностороннего акта, приобщаемого к постановлению.

Следует отметить, что вступившие в законную силу постанов­ления по делам об административных правонарушениях могут быть пересмотрены. Предусмотрен исключительный порядок их пересмотра в судебном порядке по протесту Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Федерации, Председате­ля Верховного Суда Российской Федерации, председателей судов субъ­ектов Российской Федерации (их президиумами). Право принесения протеста на решение судьи по делу об административном правонару­шении, а также на его определение по результатам рассмотрения жа­лобы, протеста реализуется на основании обращения с ходатайством лица, привлеченного к административной ответственности, потерпев­шего, защитника, законного представителя и представителя. В случае принесения прокурором, председателем суда протеста исполнение постановления о наложении административного взыскания приоста­навливается. Не приостанавливается исполнение постановлений об административном аресте.

Пересмотр постановлений и определений выражается в проверке законности и обоснованности вступившего в законную силу постанов­ления по любому делу об административном правонарушении, а так­же определения по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление.

Такова общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!