Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по административному праву»

/ Административное право
Конспект, 

Оглавление

Задание 1. Определите этапы принятия правовых актов органов исполнительной власти

 

1.Основные признаки правового акта исполнительной власти (административного акта)

    Правовые акты – важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Они являются решениями, которые субъекты исполнительной власти принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями жизни страны. Управление – это искусство принимать хорошие решения и умение претворять их в жизнь.

    Правовые акты – основная продукция государственной администрации. Это – самая большая по объему и разнообразию разновидность юридических актов. Как и представительные органы, субъекты исполнительной власти могут издавать нормативные акты. Наряду с судами, они принимают юрисдикционные акты. А огромное число и разнообразие общественных отношений, которыми государственная администрация призвана руководить, требует от нее издания многих миллионов правонаделительных актов о приеме (на работу, в вузы и т.д.), о призыве на военную службу, о выделении (жилой площади, ресурсов и т.д.), о назначении (пенсий, пособий), награждении, выделении, разрешении, возложении обязанностей, запрещении, регистрации, приватизации и т. д.

    Рассматриваемым актам свойственен ряд особенностей, которые позволяют отграничить их от иных юридических актов –законов, актов правосудия, протестов и представлений прокуроров, гражданских и иных договоров.

1.Они принимаются при осуществлении административной власти, являются правовой формой исполнительно-распорядительной деятельности. Издают их субъекты исполнительной власти: исполнительные органы и их должностные лица, судьи, руководители судебных, прокурорских учреждений, аппаратов представительных органов.

2.Подзаконность актов прежде всего означает их соответствие действующим законам. Но, кроме того, это свойство включает в себя их соответствие актам вышестоящих органов, приговорам и решениям судов, заключенным договорам.

3.Официальный характер правового акта состоит в том, что он издается от имени определенной структурной единицы государственного аппарата, выражает волю государства, влечет служебные последствия.

4.Правовой акт исполнительной власти опирается на властные полномочия его автора и является односторонним властным волеизъявлением. В нем воплощен синтез мысли и власти компетентного субъекта, который, используя свои полномочия, превращает свои знания и волю в государственные предписания.   Если мысль, знание можно считать отцом правового акта, то государственную власть следует сравнить с его матерью. Односторонность волеизъявления не означает, что субъекты административной власти не учитывают воли граждан, подчиненных работников, смежных организаций. Наоборот, в основе многих управленческих решений лежат заявления, ходатайства, предложения.

5.Решение субъекта власти становится правовым актом, когда оно надлежащим образом оформлено. Оформление заключается в соблюдении процедуры принятия (согласование, обсуждение, голосование), необходимых требований делопроизводства (указание даты, но мера, автора), подписании, а иногда и утверждении, регистрации, опубликовании акта. Оформление изучаемых актов в основном регулируется административным правом. Значит, их особенностью является то, что они принимаются и оформляются в порядке, установленном административно-правовыми нормами. Оформление актов Президента, Правительства РФ и некоторых других решений регулируется нормами конституционного, трудового, финансового права.

6.Правовые акты исполнительной власти влекут юридические последствия, с этой точки зрения их можно объединить в две группы:

а)    они устанавливают, изменяют, отменяют нормы права;

б)    они влекут возникновение, изменение, прекращение правоотношений, служат юридическими фактами.

    В них могут содержаться как нормы административного, так и нормы других отраслей права (финансового, трудового, гражданского и др.), они могут повлиять на гражданские, семейные, земельные и иные правоотношения.

    Итак, правовые акты исполнительной власти – это особый вид подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, оформленных в соответствии с нормами права, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия. В принципе совпадает с данным определение, которое дает Ж. Ведель “Исполнительное решение есть юридический акт, издаваемый в одностороннем порядке администрацией в целях изменения юридического предписания путем наложения обязанностей или предоставления прав”.1

2. Виды административных актов

    В условиях огромного разнообразия рассматриваемых правовых актов существует множество критериев, позволяющих сгруппировать их по юридически значимым признакам и лучше познать их юридические особенности.

I.По юридическому содержанию следует различать несколько категорий актов.

1.Нормативные акты. Они устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, т.е. содержат общие правила, неимеющие конкретного адресата, не обращенные к конкретным лицам, рассчитанные на многократное применение в случаях, предусмотренных их гипотезами.

    Нормативные акты государственной администрации являются важнейшими источниками права. В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них норм они могут быть моноотраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми, источниками трудового, земельного права и т.д.) и полиотраслевыми, в которых имеются нормы различных правовых отраслей, но в них не может быть норм уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права.

    По кругу лиц, на которых распространяются нормы, их источники можно поделить на:

а)    акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые, окружные, городские, районные, поселковые, сельские);

б)    межведомственные акты;

в)    внутриведомственные (в том числе локальные).

2.Индивидуальные акты – это решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Будучи в своей основной массе правоприменительными актами, он и порождают, изменяют, прекращают правоотношения. Среди них больше всего правонаделительных, оперативно-распорядительных, а другой разновидностью индивидуальных актов являются правоохранительные, юрисдикционные решения(по спорам, жалобам, использованию принудительных средств). По юридическим последствиям индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, содержащими отказы.

3.Общие акты содержат либо общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т.п.), либо общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определенным категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т.д.).

4.В смешанных актах одновременно содержатся нормы права и правоприменительные решения, либо даже еще и общие требования.

II.По субъектам, принявшим административные акты, их можно поделить на три неравные группы.

1.Акты органов исполнительной власти и их должностных лиц. Эта самая большая группа включает:

а)    указы и распоряжения Президента РФ;

б)    постановления и распоряжения Правительства РФ;

в)    приказы, постановления и другие акты центральных органов РФ;

г)    акты территориальных федеральных органов;

д)    постановления и иные акты мэров, губернаторов;

е)    акты органов исполнительной власти субъектов Федерации;

ж)   приказы и иные акты руководителей местных государственных органов.

2.Акты субъектов власти, которые не находятся в системе аппарата исполнительной власти:

а)    постановления судей по делам об административных правонарушениях;

б)    приказы председателей судов, прокуроров, председателей представительных органов, имеющие внутриаппаратное значение, акты Центробанка РФ.

3.Акты общественных организаций, которым делегированы государством властные полномочия.

III.  По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные.  Письменные являются разновидностью служебных документов. Устные акты широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, на транспорте, в воинских частях. Конклюдентные акты находят внешнее выражение в жестах работника милиции, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.

IV.  По функциональной роли можно различать акты плановые, по финансовым вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учету, снабжению и иным общим функциям управления. Довольно часто решения исполнительной власти связаны сразу с несколькими управленческими функциями т.е. полифункциональны.

V. В зависимости от объема полномочий субъекта власти, его правовой связанности различаются:

а)    дискреционные акты, принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица(например, при решении вопросов об использовании актов губернатора области). Свободное усмотрение означает возможность выбора в широких пределах, установленных правовыми нормами. В силу недостаточной полноты или конкретности правовых норм, наличия в них оценочных понятий, у правоприменителя существует возможность принимать во внимание разнообразные факторы, а следовательно, выбирать решение из большого числа возможных и законных вариантов;

б)    акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких названных в норме права вариантов (например, при рассмотрении дела о мелком хулиганстве начальник РОВД вправе оштрафовать виновного, направить дело в суд, передать на рассмотрение администрации, общественных организаций по месту работы, учебы гражданина, прекратить дело и ограничиться устным замечанием);

в)    акты “связанной администрации”, принимаемые при отсутствии возможности выбора (прием в вузы по результатам конкурса, назначение пенсий, применение абсолютных санкций и т.д.).

VI. Полезно различать акты, изданные на основе постоянных и временных (в том числе делегированных) полномочий.

VII. По степени сложности решения могут быть простыми(рутинными), сложными и уникальными (например, о строительстве атомной электростанции, о выводе войск из Афганистана).

VIII.В зависимости от даты начала действия нужно различать акты, вступающие в силу:

а)    немедленно (по общему правилу), с даты подписания, принятия;

б)    с даты, указанной в самом акте;

в)    в срок, указанный в другом акте. Так, Указом Президента РФ от 26 марта 1992 г. установлено, что указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования.

г)    после государственной регистрации и официального опубликования. С этой даты вступают в силу нормативные акты центральных органов РФ, затрагивающие права граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 г.

IХ. В зависимости от порядка принятия различают акты коллегиальные, принимаемые простым или квалифицированным большинством от общего числа членов коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании, и единоличные. Последних намного больше, но чаще всего единоличные акты оформляют, придают властный характер мнению большой группы лиц, которые готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект.

Х.   Если анализировать акты в зависимости от объекта организационного воздействия, то полезно учесть решения по сельскому хозяйству, обороне, охране общественного порядка, здравоохранению, административной опеке и другим вопросам.

3. Условия эффективности административных актов

    Главный критерий, которому должна удовлетворять вся деятельность и структура исполнительной власти, а значит, и ее решения, – эффективность. Государственная администрация, ее правовые акты призваны своевременно и с наименьшими затратами добиваться наиболее полезных для граждан, общества и государства результатов, приносить стране пользу, оправдывающую те материальные и нематериальные затраты, которые вызваны ее существованием.

Эффективность управленческих решений зависит от многих факторов: их качества, организации исполнения, стабильности обстановки, квалификации кадров и др. Качество самих актов зависит от соблюдения их авторами ряда требований, которым должны соответствовать издаваемые ими административные акты.

    Первое требование – целесообразность, полезность с точки зрения не личных, не аппаратных, а публичных интересов. В основе акта должно лежать общественное благо, а не каприз руководителя. Чтобы акт был целесообразным, он должен быть научно обоснован, соответствовать реальной обстановке, своевременно принят. В акте следует учесть и права человека, и уровень сознания, культуры масс, и плюрализм интересов, мнений, возможностей решения проблем, и существование механизмов саморегуляции. Очень важно также обеспечить комплексность в решении вопросов, учитывать ранее принятые акты.

    “Одна из основных трудностей в управленческой деятельности состоит в необходимости принимать решения в условиях неопределенности или при неполных знаниях о возможных последствиях предпринимаемых действий”.1 Принимая сложные и, тем более, уникальные решения, субъекты административной власти часто не имеют ни времени, ни возможности получить, обработать всю необходимую информацию, просчитать все возможные варианты действий и последствий. В ряде случаев решения принимаются в условиях дефицита информации, большей или меньшей неопределенности, связаны с управленческим риском. Поэтому огромное значение имеют квалификация, профессионализм должностных лиц, их знания, опыт, интуиция, мастерство.

    Административно-правовое регулирование преследует цель обеспечить целесообразность, полезность, научную обоснованность правовых актов. Прямо, само по себе право не обеспечивает достижения такого результата, а может лишь способствовать ему. Но правовые нормы, закрепляя процедуры принятия управленческих решений, обязательность обсуждения, согласования проектов, проведение конкурсов, устанавливая сроки, процедуры голосования и т.п., способствуют повышению обоснованности правовых актов исполнительной власти.

    Нецелесообразность акта может сделать его эффективность нулевой. Более того, исполнение такого решения может причинить огромный вред обществу, несравнимый с затратами на подготовку, принятие и исполнение решения. Достаточно напомнить об ущербе, нанесенном непродуманным размещением строительства, мерами, принятыми в 1985–1989 гг. по борьбе с пьянством, решением о вводе войск в Афганистан, рядом актов о приватизации, налогообложении.

    Акт исполнительной власти должен быть законным. Это означает соблюдение ряда условий:

1)   наличие компетенции у его автора;

2)   соответствие его закону по существу;

3)   соответствие цели закона;

4)   принятие его в установленный законом срок;

5)   соблюдение процессуальных правил издания акта.

    Нормы о компетенции определяют подведомственность дел, объектов и полномочия субъектов власти. Компетенция может быть постоянной и временной (в связи с временным замещением вышестоящего руководителя, делегированием полномочий, введением чрезвычайного положения). Определение компетенции – это разграничение труда по управлению и возложение решения дел на определенные органы, должностных лиц. Учитывая технические, профессиональные, экономические, политические условия, законодатель им поручил принятие соответствующих решений. И первый вопрос, который стоит перед тем, кто собирается издать акт, и перед тем, кто оценивает его законность, это вопрос о компетентности автора решения.

    Соответствие закону по существу означает, что акт в целом и все его части не выходят за рамки установленных действующими правовыми, нормами требований. Он должен не противоречить не только закону, но и решениям вышестоящих органов исполнительной власти. Индивидуальные административные акты, кроме того, не могут противоречить нормам, установленным этим же органом.

    Субъект исполнительной власти обязан, издавая правовые акты, руководствоваться той целью, которую имел в виду реализовать законодатель (вышестоящий орган), предоставляя ему полномочия принимать решения. Если же автор акта, реализуя свои полномочия, преследует иную цель, – это называется превратным осуществлением власти, делает акт порочным. Например, введение карантина якобы в санитарных целях, а на самом деле для того, чтобы помешать вывозу сельхозпродуктов из районов.

     В ряде случаев установлены давностные сроки совершения властных действий. Так, административное взыскание может быть наложено в течение двух месяцев со дня совершения проступка (ст. 38 КоАП РСФСР). Акт, принятый по окончании срока давности, считается незаконным.

    Законность акта связана также с выполнением существенных процессуальных правил его принятия. В их числе наличие заключения специалистов (например, медицинского заключения при решении вопроса о направлении на принудительное лечение), предварительного предупреждения, представления, заявления, жалобы, протеста как повода для начала соответствующей процедуры, соблюдение требований о кворуме, согласовании, последующем утверждении, регистрации, опубликовании или ином способе доведения акта до сведения граждан, организаций.

    Одной из важнейших презумпций, лежащих в основе режима законности, является презумпция законности административного акта. В соответствии с нею он считается законным, если в установленном порядке официально не будет установлено иное. А значит, он должен исполняться, сомнения в его законности не препятствуют его действию. Презумпция законности акта исполнительной власти не действует при осуществлении правосудия. Если законность акта имеет значение при осуществлении правосудия, суд обязан проверить наличие этого признака.

    Почему нужна презумпция законности? Потому что в правовой системе нормативные и индивидуальные акты исполнительной власти играют очень важную роль. Если бы каждому сомневающемуся было позволено не исполнять административный акт, законность сразу бы рухнула, в стране воцарилась бы анархия. Конечно, среди таких актов есть и незаконные и их исполнение вредно для общества, но этот вред неизмеримо меньше вреда, причиняемого правовым нигилизмом, отказом от принципа законности. Это – выбор наименьшего зла.

В науке административного права акты, не соответствующие требованиям законности, считаются дефектными. Их делят на ничтожные и оспоримые.

    Ничтожными признаются акты, юридическая несостоятельность которых настолько очевидна, что они не подлежат исполнению. Презумпция законности на них не распространяется. Они не порождают юридических последствий, служащие не вправе их исполнять и, более того, несут ответственность за их исполнение. Ничтожный акт как акт власти не существует с момента его издания. Акты признаются ничтожными, если:

а)    есть прямое указание закона;

б)   грубо нарушена подведомственность административных дел (в таком случае можно говорить об административном самоуправстве, например, начальника РОВД, который самовольно вселяет своего подчиненного в освободившуюся квартиру);

в)    нет законного основания (заявления, представления и т.д.) для принятия акта;

г)    нарушен срок давности;

д) акт предписывает совершение преступления и т.д., и т.п. Незаконность оспоримых актов не очевидна, спорна. Они находятся под сенью презумпции законности и подлежат исполнению, что не лишает индивидуальных и коллективных субъектов права оспорить их законность в установленном порядке. Не исключено, что акт в целом или частично будет признан не соответствующим закону, отменен или изменен и даже аннулирован, то есть признан ничтожным, не породившим никаких юридических последствий для тех, кому он адресован. А для должностного лица, издавшего незаконный акт, последствия могут наступить самые отрицательные – вплоть до освобождения от должности и уголовной ответственности.

    Третий вид требований, предъявляемых к актам исполнительной власти, организационно-технические. С некоторой долей условности можно говорить о требованиях к культуре оформления акта, выполнение которых – важное условие его эффективности.

    Это прежде всего требования к языку акта. Он должен быть ясным, четким, лаконичным, понятным для тех, к кому он обращен. Безупречным должно быть его грамматическое оформление, любые ошибки могут исказить его смысл.

    Культурность акта связана с его внешним оформлением: присвоением ему номера, наличием в тексте даты издания, сведений о том, где и кем он принят, подписей. Как правило, текст акта должен быть отпечатан. Письменные акты – особый вид служебных документов, и в ряде случаев они должны быть оформлены на специальных бланках, формулярах, иметь четкие оттиски штампов, печатей.

    Культурность предполагает также своевременное доведение надлежащим образом оформленных актов до сведения исполнителей и заинтересованных субъектов, правильное ведение делопроизводства и, в частности, хранение письменных актов. Таким образом, целесообразность (полезность), законность и культурность правового акта – важнейшие условия его качества, его эффективности. И такие требования должны предъявляться к каждому решению административной власти.

4. Процесс принятия административных актов

    Эта разновидность административного процесса включает в себя множество производств по принятию актов коллегиально и единолично, высшими, центральными органами РФ, республиканскими, краевыми, областными, окружными, а также городскими органами, актов простых и уникальных, нормативных и индивидуальных (правоприменительных и в том числе юрисдикционных). Эта многогранная деятельность регламентируется большим количеством юридических норм и организационных обычаев. Но в этом огромном разнообразии производств можно выделить и общие моменты.

    Первая стадия этого процесса – подготовка решения (об утверждении, награждении, приеме, выделении, исполнении и т.д.). Чаще всего на этой стадии существуют этапы: правовой инициативы, анализа ситуации и вариантов правового воздействия на нее, подготовки проекта решения.

    Акт принимается, если есть фактические (объективная потребность) и юридические основания. Менее половины из общего их числа издаются по инициативе их авторов. Последние чаще выступают “переводчиками” законов и актов вышестоящих органов, конкретизируя их с учетом местных условий, либо применяя их на основе жалоб, заявлений, приказов о призыве и т.д. Основанием для принятия, отмены акта может быть инициатива субъекта административной власти, поручение вышестоящего органа, протест прокурора, обращение организации, депутата, жалоба, заявление гражданина, статья в газете и др.

    В ходе анализа ситуации выясняется фактическое положение дел, проблемы, которые требуют решения, возможные варианты их решения. При составлении проекта избирается один из возможных вариантов правового регулирования, он надлежащим образом оформляется, согласовывается, обсуждается. Практикуется и подготовка альтернативных проектов.

    Вторая стадия – принятие решения – тем короче, чем больше проведено подготовительной работы. В коллегиальных органах возможно обсуждение и обязательно голосование. Иногда решения принимаются “в рабочем порядке”, путем опроса. Большинство же правовых актов принимаются единолично, а значит, главное на этой стадии – подписание подготовленного проекта. Очевидно, что в подготовленный проект могут быть внесены изменения либо проект может быть признан непригодным.

    Завершается эта стадия оформлением решения, что предполагает его окончательное редактирование, подписание административного акта, присвоение акту порядкового номера.

    Доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц – самостоятельная стадия работы с актом. Это делается путем персонального ознакомления (устно, высылки копий, повесток, вывешиванием списков, ознакомлением под расписку). Если круг адресатов акта более широк, его размножают, рассылают, а при необходимости обнародуют в средствах массовой информации, в специальных изданиях (сборниках, бюллетенях). Нормативные акты центральных органов РФ, затрагивающие права граждан или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а затем опубликованию в “Российских вестях”. Наряду с официальными средствами обнародования широко используются и неофициальные (вывешивание текстов в общественных местах и др.).

5. Изменение, приостановление, прекращение действия административных актов

    Эти вопросы целесообразно рассмотреть отдельно. Дело в том, что речь идет об уже действующих актах, на смену которым приходят новые. С целью обеспечения стабильности принятых решений их отмена, изменение связаны с рядом формальностей, которые призваны помешать поспешной необоснованной замене уже действующих актов. К тому же нередко отменить, приостановить действие норм могут органы, которые принять их не могут. Многие ученые отмену, приостановление актов считают особой юридической санкцией.

    Изменить, приостановить, прекратить действие можно как акта в целом, так и отдельных его частей (статей, пунктов). Для внесения изменений требуется принятие нового решения и, как правило, тем же органом, должностным лицом, который принял акт в старой редакции.

    Приостановление действия акта возможно как путем издания специального решения, так и на основании правового автоматизма. Автор акта или уполномоченный орган могут приостановить его действие по мотивам законности, а автор – и из соображений целесообразности. Возможно приостановление действия акта, его части вообще или только на определенной территории, на определенный срок, до решения суда.

    В соответствии со ст. 85 Конституции РФ Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации по мотивам законности “до решения этого вопроса соответствующим судом”.1

    Механизм правового автоматизма начинает действовать при подаче жалоб в порядке производства по делам об административных правонарушениях, на решение призывной комиссии, в случае принесения прокурором протеста на приказ начальника ИТУ, ограничивающий права заключенных.

    Прекращение действия акта может быть фактическим и юридическим. Если истек срок действия, исчезла необходимость в правовом опосредовании, действие акта прекращается фактически, т.е. без издания нового решения.

    Юридическое прекращение действия акта может быть прямым и косвенным. В первом случае акт прямо отменяется, а во втором принимается новый, с началом действия которого старый теряет юридическую силу. Косвенная отмена – свидетельство низкой юридической техники.

    Акт исполнительной власти по общему правилу может отменить тот, кто его принял, и вышестоящий орган (должностное лицо). Кроме того, многие акты вправе признать незаконными суды.

    В соответствии с принципом разделения властей суды вправе прекратить действие акта только по мотивам законности. И Президенту РФ предоставлена возможность отменять правительственные акты только тогда, когда они незаконны.

    И вообще, с целью усиления самостоятельности и ответственности органов исполнительной власти общей компетенции установлено правило, что их акты вышестоящие исполнительно-распорядительные органы могут отменять только по мотивам законности. Что же касается органов специальной компетенции, то их решения вышестоящие органы вправе отменять, руководствуясь как соображениями законности, так и соображениями целесообразности. Правительство РФ вправе отменять акты подведомственных органов исполнительной власти, а глава администрации вправе отменять приказы органов и структурных подразделений администрации. На практике и за вышестоящими органами специальной компетенции признается право отменять приказы подчиненных им органов.

    Одно из важных отличий управленческой деятельности от правосудия состоит в том, что суд не вправе пересмотреть свое решение (приговор), а субъект исполнительной власти вправе свой административный акт и изменить, и отменить. И сделать это можно как по мотивам законности, так и по мотивам целесообразности.

    Но здесь возникает один очень деликатный вопрос: вправе ли орган исполнительной власти отменить свое решение об усыновлении, о присвоении звания, предоставлении жилой площади, льгот, назначении на должность. В ряде стран не допускается отмена решения, если это нарушает такие права сторон, которые они приобрели добросовестно и которые уже осуществляются. Хотя подобных общих норм в России нет, есть специальные нормы, есть обычаи, общие принципы права, в соответствии с которыми индивидуальный акт, предоставивший права гражданину, если эти права приобретены добросовестно и уже осуществляются, может быть отменен, если суд признает его незаконным. Орган исполнительной власти вправе отменить свой индивидуальный правонаделительный акт (например, о выдаче лицензии), если будет установлено, что он принят на основании недостоверных сведений, представленных лицом. 

 


Задание 2. Организация государственной и муниципальной служб РФ.

 

    1. Понятие прохождения государственной службы. Основные этапы прохождения

    Прохождение – один из аспектов службы, которая, кроме того, включает ее осуществление, систему подбора, подготовки кадров, материальное обеспечение и др. В действующем законодательстве под прохождением государственной службы понимается система юридических фактов и соответствующих индивидуальных актов субъектов исполнительной власти, влияющих на правовой статус служащего. Прохождение – динамика служебного статуса лица, занимающего государственную должность, процесс пребывания в должности, его служебная карьера.

    Основные стадии прохождения службы:

1) поступление (прием) на государственную службу; 2) аттестация и повышение квалификации служащих; 3) присвоение чинов, персональных званий, разрядов, дипломатических рангов и т.п.; 4) перевод на другую должность; 5) поощрение; 6) привлечение к ответственности; 7) прекращение службы.

    Прохождение государственной службы отражается в личном деле служащего, которое ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе его на новое место службы передается туда. Ведение нескольких личных дел одного государственного служащего, сбор и внесение в личное дело сведений о политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещается.

    Если рассматривать прохождение службы как процесс, как особое административное производство, то в нем можно выделить обязательные (прием на службу; аттестация; присвоение разрядов; званий, рангов; прекращение) и факультативные стадии (перевод на другую должность, поощрение, привлечение к ответственности).

    2. Поступление (прием) на государственную службу

    Первая (начальная) стадия прохождения службы включает такие этапы:

а)    появление вакантной должности и информирование о приеме, конкурсе, выборах;

б)    подбор кандидатов на вакантную должность как из числа лиц, впервые поступающих на государственную службу, так и среди государственных служащих;

в)    принятие решения о приеме на основе одного из существующих организационно-правовых способов назначения на должность (по представлению, по конкурсу и т.д.);

г)    вступление в должность.

    Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законом для государственных служащих.

    Этому положению соответствует статья 12. Закона О государственной службе Свердловской области, согласно которой: “1. Право поступления на государственную службу Свердловской области имеют лица, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, профессиональная подготовка которых отвечает квалификационным требованиям по соответствующей государственной должности. 2. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от гражданства, расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям”.1

    Лицам, претендующим на государственную должность государственной службы, необходимо иметь:

1)    для высших и главных государственных должностей – высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей
или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации;

2)    для ведущих и старших государственных должностей – высшее профессиональное образование по специальности “государственное управление” либо по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным;

3)    для младших государственных должностей – среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным.

    Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы.

    Другие требования к государственным должностям государственной службы могут устанавливаться законами, а также нормативными актами государственных органов – в отношении служащих этих органов.

    При поступлении на государственную службу гражданин представляет:

1)    личное заявление;

2)    документ, удостоверяющий личность;

3)    трудовую книжку;

4)            документы, подтверждающие профессиональное образование;

5)    справку из органов государственной налоговой службы о предоставлении сведений об имущественном положении;

6)    медицинское заключение о состоянии здоровья.

    Необходимо подчеркнуть, что иные документы, кроме шести названных в п. 4 ст. 21 Закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”, могут быть затребованы при приеме на государственную должность только в случаях, установленных федеральным законом.

    Гражданин не может быть принят и находиться на государственной службе в случаях:

1)    признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2)    лишения его права занимать государственные должности в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

3)    наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

4)    отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

5)    близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6)    наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

7)       отказа от представления сведений об имущественном положении.1

    На основании этого положения разрабатывался п. 3 ст. 12 Закона О государственной службе Свердловской области, согласно которой: “Гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях: 1) признания его решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным или ограниченно дееспособным; 2) лишения его решением суда, вступившим в законную силу, права занимать государственные должности в течение определенного срока; 3) наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий в случаях, когда специальные требования к состоянию здоровья установлены для соответствующих должностей; 4) отказа от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую
законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, их братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или непосредственной подконтрольностью одного из них другому; 6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; 7) отказа от предоставления сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 9”
.1

    Сведения, представленные при поступлении гражданина на государственную службу, а также при решении вопроса о его назначении на высшую государственную должность государственной службы, подлежат проверке. В отдельных государственных органах федеральном законом могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на государственную службу и назначении его на высшие государственные должности.

    В случае установления причин препятствующих поступлению гражданина на государственную службу или назначению его на высшую государственную должность, он информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную службу или назначении на высшую государственную должность.

    Назначение на должность производится на неопределенное время или на определенный – не более пяти лет – срок. Служба на государственных должностях категории “Б” ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории “А”.

    На гражданскую государственную службу лицо поступает на условиях
заключаемого с ним трудового договора.

    Вступление в должность связано с процедурой приема-сдачи дел, с определением рабочего места, представлением коллективу или ряду сотрудников, ознакомлением с правами и обязанностями.

    Для гражданина, впервые принятого на государственную должность, в том числе по итогам конкурса документов, или для государственного служащего при переводе на государственную должность иной группы и иной специализации устанавливается испытание на срок от трех до шести месяцев. В испытательный срок не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда государственный служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам.

    Специальным законом может быть установлен более длительный срок испытания. Государственному служащему до окончания срока испытания очередной квалификационный разряд не присваивается. При неудовлетворительном результате испытания он может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность, а при отказе от перевода – уволен.

    Если срок испытания истек, а государственный служащий продолжает государственную службу, он считается выдержавшим испытание и последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

    Со дня замещения должности идет стаж государственной службы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию. Он включает в себя и время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, в органах местного самоуправления. Включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с законами.

    3. Аттестация и повышение квалификации служащих

    В целях определения служебного соответствия работников предъявляемым требованиям действует система аттестаций. Условно их можно разделить на общие и персональные.

Общие аттестации проводятся через определенные промежутки времени как очередные мероприятия по работе с кадрами, но могут быть и внеочередными (например в связи с общим упорядочением заработной платы). Их сущность – повышение у служащих чувства ответственности за порученное дело путем проверки их работы. В результате принимаются решения: соответствует, соответствует при условии выполнения рекомендаций аттестационных комиссий, не соответствует замещаемой государственной должности. Главный итог общей аттестации – оценка работы служащих. Проводится она специально создаваемыми аттестационными комиссиями, решения которых кладутся в основу приказа руководителя по итогам аттестации.

    Персональные аттестации проводятся в тех ведомствах, где сотрудники имеют звания, классные чины. Они связаны с представлением к присвоению звания, с назначением на иную должность, увольнением. Особенности их состоят в том, что они всегда проводятся в отношении отдельных служащих, связаны с подготовкой важных для служащего решении.

В ст. 24 Закона “Об основах государственной службы РФ” говорится: “1. Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация.

2. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года”.1

    Руководители федеральных органов исполнительной власти обязаны ежегодно на основании расчета потребности в обучении кадров разрабатывать
мероприятия по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих, обеспечивающие возможность поддерживать уровень их квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий. Их также обязали представлять в Министерство труда РФ предложения по объемам и структуре государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих своего ведомства, имея в виду, что для лиц, впервые принятых на федеральную государственную службу, повышение квалификации в течение первого года работы является обязательным.

    Руководителям федеральных органов рекомендовано должностные перемещения государственных служащих, установление им соответствующего денежного содержания увязывать с результатами обучения и практического использования полученных знаний.

    4. Присвоение квалификационных разрядов

    Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям соответствующих групп. Они присваиваются по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации.

    Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности, аттестации устанавливается федеральным законом.

    Государственный квалификационный экзамен может быть проведен по инициативе служащего для присвоения ему по результатам указанного экзамена очередного квалификационного разряда без последующего перевода на другую государственную должность.

    Согласно ст. 7 Закона “Об основах государственной службы Российской Федерации” государственным служащим могут быть присвоены следующие (всего их 15) квалификационные разряды:

q      действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса – замещающим высшие государственные должности;

q      государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса – замещающим главные государственные должности;

q      советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса – замещающим ведущие государственные должности;

q      советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса – замещающим старшие государственные должности;

q      референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса –замещающим младшие государственные должности.1

    Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников Российской Федерации, государственных советников Российской Федерации производится Президентом России.

    Для отдельных видов государственной службы вводятся другие виды квалификационных разрядов, воинские звания, дипломатические ранги, классные чины.

    5. Перевод государственного служащего на другую должность

    Как правило, допускается только с согласия служащего. Возможны различные варианты переводов:

а) на вышестоящую должность;

б) на равнозначную должность в другом структурном подразделении органа или даже в другом органе, ведомстве;

в) в другую местность в связи с передислокацией органа;

г) на нижестоящую должность.

    В порядке дисциплинарного взыскания работник может быть переведен на нижестоящую должность без его согласия.

    6. Поощрение

    В ст. 13 Закона “Об основах государственной службы Российской
Федерации” установлено: “За успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения. Виды поощрений и порядок их применения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации”.1

    Поощрение – положительное стимулирование. Оно должно быть обоснованным, своевременным, разнообразным, гласным. Служащие могут поощряться как за успешное выполнение должностных обязанностей, так и за иные, общественно полезные дела. Поощрение может быть коллективным и индивидуальным, а по содержанию моральным, материальным и смешанным. Наряду с мерами, прямо предусмотренными нормативными актами и заносимыми в трудовую книжку, служебную карточку как поощрение (формализованное поощрение), могут быть использованы разнообразные неформальные стимулы (похвала, предоставление в пользование новой техники, престижная командировка и т.д.).

    В ст. 13 говорится, что виды поощрений устанавливаются законами. Вряд ли такую формулировку можно признать удачной. И Правительство РФ, и центральные федеральные органы исполнительной власти должны иметь право закреплять те или иные виды поощрений (почетные грамоты, ведомственные почетные звания, специальные виды премий и т.д.). И тем более, все государственные органы вправе проявлять инициативу при выборе неформальных способов поощрения.

    7.       Ответственность государственных служащих

    Неукоснительное соблюдение, укрепление государственной дисциплины на порученном участке работы – одна из важнейших обязанностей служащих. За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к ответственности – дисциплинарной, административной, материальной, уголовной.


    Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, т.е. виновное нарушение правил, обязанностей службы, в частности, трудовой дисциплины. Под нарушением дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него обязанностей. Должностные лица отдельных категорий подлежат ответственности также и за поступки, не совместимые с достоинством и назначением службы. Уставы о дисциплине работников некоторых категорий устанавливают ответственность за недостойное поведение, даже если оно имело место не при исполнении ими служебных обязанностей.

    Дисциплинарные взыскания применяются как правило, в порядке служебного подчинения, только определенным кругом субъектов линейной власти, в пределах их компетенции и установленного перечня таких взысканий. Перечень дисциплинарных взысканий не может произвольно изменяться субъектами их применения.

    Согласно ст. 14 Закона за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность, следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение.1

    Законом РФ от 14 декабря 1995 г. установлено, что суд, рассматривая жалобы граждан на незаконные действия государственных служащих, вправе налагать на них дисциплинарные взыскания.

    Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более, чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.


    Основанием административной ответственности является административный проступок. К административной ответственности привлекаются служащие, чаще всего должностные лица, за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных КоАП РСФСР и другими актами с административными санкциями, если их соблюдение вменено им в обязанность. Иными словами, основанием административной ответственности служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок. К служащим применяются только два административных взыскания: предупреждение и штраф.

    Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений. В УК особо выделены должностные преступления: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог.

    Если дисциплинарная, административная, уголовная ответственность носят карательный, то материальная – правовосстановительный характер. Она наступает за служебный поступок, причинивший материальный ущерб организации, и выражается в возмещении виновным служащим причиненного им вреда. Материальная ответственность, как правило, бывает ограниченной: служащие, по вине которых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность означает, что ущерб возмещается в полном размере. Она наступает, если, например, ущерб причинен не при исполнении служебных обязанностей, когда служащий был в нетрезвом состоянии, когда с ним заключен договор о полной материальной ответственности.

    8. Прекращение государственной службы

    Государственная служба прекращается:

а) по личному заявлению государственного служащего;

б) по инициативе руководителя государственного органа, по решению коллегиального органа (правительства и др.);

в) по иным, установленным законом, основаниям. Например, служащим на должностях категории “В” в связи с прекращением государственной службы лицами, замещающими государственные должности категории “А”.

    Статьей 25 Закона1 установлено: предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы – 60 лет. Допускается продление нахождения на службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности, и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. Однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более, чем на год.

    Продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

    При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд, в трудовой книжке производится запись о последней государственной должности с указанием “в отставке”.

    Помимо оснований, предусмотренных законодательством о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:

1) достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;

2) прекращения гражданства Российской Федерации;

3) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего;

4) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;


5) возникновение других обстоятельств, предусмотренных законом (совместная служба родственников, наличие медицинского заключения о невозможности исполнения должностных обязанностей и др.).1

    Законом установлено, что при ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе должна быть предложена другая государственная должность в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.

    При невозможности трудоустройства государственному служащему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гарантируются переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности.

    При увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращения штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в резерве государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы (ст. 16).

    Президент РФ Указом от 23 августа 1994 г.2 утвердил Положение о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией
или реорганизацией этих органов, сокращением штата. В нем сказано:

“1. Продолжительность повышения квалификации и переподготовки федеральных государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата, в зависимости от сложности получаемой новой профессии (специальности) составляет от трех до шести месяцев.

    На период повышения квалификации и переподготовки за государственными служащими сохраняется средний заработок по ранее занимаемой должности.

    Период повышения квалификации и переподготовки, в течение которого за государственным служащим сохраняется средний заработок, засчитывается в общий трудовой стаж. При приеме работника после повышения квалификации и переподготовки на работу в аппараты органов федеральной государственной власти период повышения квалификации и переподготовки засчитывается в стаж государственной службы.

3. Если государственный служащий желает повысить квалификацию или пройти переподготовку в негосударственном образовательном учреждении, федеральный государственный орган возмещает расходы, связанные с его обучением, в размере, необходимом для повышения квалификации или переподготовки в государственном учебном учреждении по той же специальности (профессии). Остальные расходы государственный служащий возмещает из личных средств”.

    Положением о федеральной государственной службе особо регулируется отставка федеральных государственных служащих (ст. 33): “Основаниями для отставки государственного служащего, занимающего государственную должность, являются:

1) достижение государственным служащим предельного для государственной службы возраста;

2)    заявление государственного служащего о его добровольной отставке в связи с достижением возраста, при котором в Российской Федерации назначается пенсия по старости на общих основаниях;

3)    инициатива государственного служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет на государственной службе;

4)    временная отставка государственного служащего;

5)    инициатива государственного служащего, занимающего высшую или главную государственную должность, в связи с несогласием с решениями и действиями государственного органа или вышестоящего для государственного служащего руководителя;

6)    ликвидация государственной должности, занимаемой государственным служащим. Акт о ликвидации государственного органа является одновременно актом о ликвидации всех должностей в этом органе.

    Отставка государственного служащего в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта осуществляется по достижении им 65 лет и в порядке, установленном актами законодательства Российской Федерации.

    После подачи заявления об отставке в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта государственный служащий, при необходимости, по решению руководителя государственного органа обязан продолжать государственную службу, но не более трех месяцев...

    При принятии решения об отставке по основаниям, указанным в подпунктах 4, 5 и б настоящего пункта, государственному служащему за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации выплачивается пособие в размере денежного содержания до устройства на новое место службы (работы), а в случае, если на новом месте службы (работы) размер заработной платы ниже прежнего, то производится доплата до суммы, равной размеру прежнего денежного содержания. Время, в течение которого производятся указанные выплаты или доплаты, не может превышать одного года со дня отставки государственного служащего”.1


Задача 1. Определите видовые характеристики следующих должностей:

 

    В ст. 1 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31 июля 1995 г. сказано: “Государственная должность – должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее – государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей”.

    Государственные должности, согласно закону, подразделяются на:

1)        должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие) – государственные должности категории “А. Их можно назвать политико-судебными;

2) должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории “А”, – государственные должности категории “Б”. Их можно назвать патронатными;

3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, – государственные должности категории “В”. Их можно назвать административными.

    Перечень государственных должностей категорий “А”, “Б” и “В” дается в Реестре государственных должностей Российской Федерации. В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться иные должности, не относящиеся к государственным.

    Закон закрепил еще один формальный признак государственной должности: она должна быть включена в Реестр государственных должностей Российской Федерации. Реестр состоит из перечня политических должностей (категории “А”) и Реестра государственных должностей государственной службы.

    В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации включаются должности патронатные и административные (категории “Б” и “В”), классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы.

    Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации. Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г.

    Кроме того, государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по должности одной специализации соответствующего профессионального образования. Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей должностей и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

 

 

Председатель Правительства Свердловской области – государственная должность категории “А” (политико-судебная должность)

 

Советник Президента по экономике – государственная должность категории “Б” (патронатная)

 

Полномочный представитель Президента по Челябинской области – государственная должность категории “Б” (патронатная), высшая должность

 

Старший судебный исполнитель Чкаловского районного суда – государственная должность категории “В” (административная)
 

Главный казначей – государственная должность категории “В” (административная), высшая должность

 

Заместитель министра юстиции РФ государственная должность категории “В” (административная), высшая должность

 

Пресс-секретарь Председателя правительства Свердловской области государственная должность категории “В” (административная)

 

Заведующий протокольным сектором Челябинской областной Думы государственная должность категории “В” (административная)

 

 

 


Задача 2. 20 февраля районный инспектор государственного пожарного надзора составил протокол о нарушении правил пожарной безопасности на предприятии старшим мастером леспромхоза Катаевым, 14 марта протокол был отправлен в административную комиссию. На состоявшемся 30 марта заседании Катаев заочно был подвергнут штрафу, о чем ему сообщили 14 апреля. Считая себя невиновным, он 5 мая обжаловал наложенные взыскания в районный суд. 7 мая судья затребовал дело из административной комиссии. Однако 10 мая, не получив квитанцию об уплате штрафа, секретарь комиссии направил постановление в бухгалтерию леспромхоза для удержания суммы штрафа из зарплаты Катаева. Какие процессуальные нарушения были допущены при разрешении дела?

 

Были допущены следующие нарушения:

 

Заочное рассмотрение дела об административном нарушении.

Статья 247 КоАП. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности: Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

 

Не была немедленно вручена копия протокола.

q      Статья 236.1 КоАП Вручение копии протокола: Копия протокола об административном правонарушении немедленно после составления протокола вручается под расписку лицу, совершившему административное правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе.

q      Статья 263 КоАП. Объявление постановления по делу и вручение копии постановления: Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Копия постановления вручается под расписку. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.

 

Нарушены сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Статья 257 КоАП. Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях: Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола (постановления) об административном правонарушении и других материалов дела.

 

Нарушение срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Статья 268 КоАП. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении: Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.

 

Наложение взыскания не было приостановлено в связи с подачей жалобы (хотя в нашем случае жалоба подана с нарушением сроков).

Статья 270 КоАП. Приостановление исполнения постановления в связи с подачей жалобы или принесением протеста: Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы.



1 Ведель Ж. Административное право Франции. М., 1973. С. 138

1 Морис У. Наука об управлении. М., 1971. С. 15

1 Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года. М., 1993

1 Закон О государственной службе Свердловской области от 5 октября 1995 г. (в редакции Областных Законов №37-ОЗ от 26.12.95 г. и №25-ОЗ от 15.07.99 г.)

1 Федеральный закон от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №37. Ст. 3588

1 Закон О государственной службе Свердловской области от 5 октября 1995 г. (в редакции Областных Законов №37-ОЗ от 26.12.95 г. и №25-ОЗ от 15.07.99 г.)

1 Федеральный закон от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №37. Ст. 3588

1 Федеральный закон от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №37. Ст. 3588

1 Федеральный закон от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №37. Ст. 3588

1 Федеральный закон от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №37. Ст. 3588

1 Федеральный закон от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №37. Ст. 3588

1 Административное право России. Особенная часть // Под. ред. Д.Н. Бахраха М., 1997. С. 135-146

2 Указ Президента РФ от 23 августа 1994 г. Об утверждении Положения о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №12. Ст. 2066

1 Федеральный закон от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №37. Ст. 3588

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!