Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по административному праву»

/ Административное право
Конспект, 

Оглавление

Задание 1. Прием, прохождение и прекращение государственной службы

 

    Прохождение – один из аспектов службы, которая, кроме того, включает ее осуществление, систему подбора, подготовки кадров, материальное обеспечение и др. В действующем законодательст­ве под прохождением государственной службы понимается сис­тема юридических фактов и соответствующих индивидуальных актов субъектов исполнительной власти, влияющих на правовой статус служащего. Прохождение – динамика служебного стату­са лица, занимающего государственную должность, процесс пре­бывания в должности, его служебная карьера.

    Основные стадии прохождения службы:

1) поступление (прием) на государственную службу; 2) аттес­тация и повышение квалификации служащих; 3) присвоение чи­нов, персональных званий, разрядов, дипломатических рангов и т.п.; 4) перевод на другую должность; 5) поощрение; 6) привлече­ние к ответственности; 7) прекращение службы.

    Прохождение государственной службы отражается в личном деле служащего, которое ведется кадровой службой соответству­ющего государственного органа и при переводе его на новое место службы передается туда. Ведение нескольких личных дел одного государственного служащего, сбор и внесение в личное дело све­дений о политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещается.

    Если рассматривать прохождение службы как процесс, как осо­бое административное производство, то в нем можно выделить обязательные (прием на службу; аттестация; присвоение разря­дов; званий, рангов; прекращение) и факультативные стадии (пе­ревод на другую должность, поощрение, привлечение к ответ­ственности).

    А. Поступление (прием) на государственную службу

    Первая (начальная) стадия прохождения службы включает такие этапы:

а)     появление вакантной должности и информирование о при­еме, конкурсе, выборах;

б)     подбор кандидатов на вакантную должность как из числа лиц, впервые поступающих на государственную службу, так и среди государственных служащих;

в)     принятие решения о приеме на основе одного из существую­щих организационно-правовых способов назначения на должность (по представлению, по конкурсу и т.д.);

г)     вступление в должность.

    Право поступления на государственную службу имеют граж­дане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие госу­дарственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законом для государ­ственных служащих.

    Этому положению соответствует статья 12. Закона О государственной службе Свердловской области, согласно которой: “1. Право поступления на государственную службу Свердловской области имеют лица, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, профессиональная подготовка которых отвечает квалификационным требованиям по соответствующей государственной должности. 2. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от гражданства, расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям”.1

    Лицам, претендующим на государственную должность государ­ственной службы, необходимо иметь:

1)     для высших и главных государственных должностей – выс­шее профессиональное образование по специализации государ­ственных должностей или образование, считающееся равноцен­ным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации;

2)     для ведущих и старших государственных должностей – выс­шее профессиональное образование по специальности “государ­ственное управление” либо по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным;

3)     для младших государственных должностей – среднее про­фессиональное образование по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным.

    Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы.

    Другие требования к государственным должностям государ­ственной службы могут устанавливаться законами, а также нор­мативными актами государственных органов – в отношении слу­жащих этих органов.

    При поступлении на государственную службу гражданин пред­ставляет:

1)     личное заявление;

2)     документ, удостоверяющий личность;

3)     трудовую книжку;

4)             документы, подтверждающие профессиональное образова­ние;

5)     справку из органов государственной налоговой службы о предоставлении сведений об имущественном положении;

6)     медицинское заключение о состоянии здоровья.

    Необходимо подчеркнуть, что иные документы, кроме шести названных в п. 4 ст. 21 Закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”, могут быть затребованы при приеме на государственную должность только в случаях, установленных федеральным законом.

    Гражданин не может быть принят и находиться на государ­ственной службе в случаях:

1)     признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2)     лишения его права занимать государственные должности в течение определенного срока решением суда, вступившим в за­конную силу;

3)     наличия подтвержденного заключением медицинского учреж­дения заболевания, препятствующего исполнению им должност­ных обязанностей;

4)     отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

5)     близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государствен­ная служба связана с непосредственной подчиненностью или под­контрольностью одного из них другому;

6)     наличия гражданства иностранного государства, за исклю­чением случаев, если доступ к государственной службе урегули­рован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

7)        отказа от представления сведений об имущественном по­ложении.1

    На основании этого положения разрабатывался п. 3 ст. 12 Закона О государственной службе Свердловской области, согласно которой: “Гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях: 1) признания его решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным или ограниченно дееспособным; 2) лишения его решением суда, вступившим в законную силу, права занимать государственные должности в течение определенного срока; 3) наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий в случаях, когда специальные требования к состоянию здоровья установлены для соответствующих должностей; 4) отказа от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, их братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или непосредственной подконтрольностью одного из них другому; 6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; 7) отказа от предоставления сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 9”.1

    Сведения, представленные при поступлении гражданина на государственную службу, а также при решении вопроса о его назначении на высшую государственную должность государствен­ной службы, подлежат проверке. В отдельных государственных органах федеральном законом могут устанавливаться дополни­тельные требования к проверке сведений, сообщаемых гражда­нином при поступлении на государственную службу и назначе­нии его на высшие государственные должности.

    В случае установления причин препятствующих пос­туплению гражданина на государственную службу или назначе­нию его на высшую государственную должность, он информиру­ется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную службу или назначении на высшую государствен­ную должность.

    Назначение на должность производится на неопределенное время или на определенный – не более пяти лет – срок. Служба на государственных должностях категории “Б” ограничена сро­ком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории “А”.

    На гражданскую государственную службу лицо поступает на условиях заключаемого с ним трудового договора.

    Вступление в должность связано с процедурой приема-сдачи дел, с определением рабочего места, представлением коллективу или ряду сотрудников, ознакомлением с правами и обязанностями.

    Для гражданина, впервые принятого на государственную дол­жность, в том числе по итогам конкурса документов, или для го­сударственного служащего при переводе на государственную до­лжность иной группы и иной специализации устанавливается испытание на срок от трех до шести месяцев. В испытательный срок не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда государственный служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам.

    Специальным законом может быть установлен более длительный срок испытания. Государственному служащему до окончания срока испытания очередной квалификационный разряд не присваивается. При не­удовлетворительном результате испытания он может быть пере­веден с его согласия на прежнюю или другую государственную должность, а при отказе от перевода – уволен.

    Если срок испытания истек, а государственный служащий про­должает государственную службу, он считается выдержавшим испытание и последующее увольнение допускается только по ос­нованиям, предусмотренным федеральным законом.

    Со дня замещения должности идет стаж государственной служ­бы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслу­гу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пен­сию. Он включает в себя и время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, в органах местного самоуправления. Включение в стаж государственной службы го­сударственного служащего иных периодов трудовой деятельнос­ти осуществляется в соответствии с законами.

    Б. Аттестация и повышение квалификации служащих

    В целях определения служебного соответствия работников предъявляемым требованиям действует система аттестаций. Ус­ловно их можно разделить на общие и персональные.

Общие аттестации проводятся через определенные промежут­ки времени как очередные мероприятия по работе с кадрами, но могут быть и внеочередными (например в связи с общим упоря­дочением заработной платы). Их сущность – повышение у служа­щих чувства ответственности за порученное дело путем проверки их работы. В результате принимаются решения: соответствует, соответствует при условии выполнения рекомендаций аттестаци­онных комиссий, не соответствует замещаемой государственной должности. Главный итог общей аттестации – оценка работы слу­жащих. Проводится она специально создаваемыми аттестацион­ными комиссиями, решения которых кладутся в основу приказа руководителя по итогам аттестации.

    Персональные аттестации проводятся в тех ведомствах, где сотрудники имеют звания, классные чины. Они связаны с пред­ставлением к присвоению звания, с назначением на иную до­лжность, увольнением. Особенности их состоят в том, что они всегда проводятся в отношении отдельных служащих, связаны с подго­товкой важных для служащего решении.

В ст. 24 Закона “Об основах государственной службы РФ” го­ворится: “1. Для определения уровня профессиональной подго­товки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация.

2. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года”.1

    Руководители федеральных органов исполнительной власти обя­заны ежегодно на основании расчета потребности в обучении кад­ров разрабатывать мероприятия по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих, обеспечивающие воз­можность поддерживать уровень их квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий. Их также обязали представлять в Министерство труда РФ предложения по объемам и структуре государственного заказа на переподготовку и повыше­ние квалификации государственных служащих своего ведомства, имея в виду, что для лиц, впервые принятых на федеральную государственную службу, повышение квалификации в течение первого года работы является обязательным.

    Руководителям федеральных органов рекомендовано должнос­тные перемещения государственных служащих, установление им соответствующего денежного содержания увязывать с результата­ми обучения и практического использования полученных знаний.

    В. Присвоение квалификационных разрядов

    Квалификационные разряды государственных служащих ука­зывают на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к государствен­ным должностям соответствующих групп. Они присваиваются по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации.

    Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвое­ния квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности, аттестации устанавливает­ся федеральным законом.

    Государственный квалификационный экзамен может быть про­веден по инициативе служащего для присвоения ему по резуль­татам указанного экзамена очередного квалификационного раз­ряда без последующего перевода на другую государственную должность.

    Согласно ст. 7 Закона “Об основах государственной службы Российской Федерации” государственным служащим могут быть присвоены следующие (всего их 15) квалификационные разряды:

q      действительный государственный советник Российской Фе­дерации 1, 2 и 3-го класса – замещающим высшие государствен­ные должности;

q      государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса – замещающим главные государственные должности;

q      советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса – заме­щающим ведущие государственные должности;

q      советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса – за­мещающим старшие государственные должности;

q      референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса – замещающим младшие государственные должности.1

    Присвоение квалификационных разрядов действительных го­сударственных советников Российской Федерации, государственных советников Российской Федерации производится Президен­том России.

    Для отдельных видов государственной службы вводятся дру­гие виды квалификационных разрядов, воинские звания, дипло­матические ранги, классные чины.

    Г. Перевод государственного служащего на другую должность

    Как правило, допускается только с согласия служащего. Воз­можны различные варианты переводов:

а) на вышестоящую должность;

б) на равнозначную должность в другом структурном подраз­делении органа или даже в другом органе, ведомстве;

в) в другую местность в связи с передислокацией органа;

г) на нижестоящую должность.

    В порядке дисциплинарного взыскания работник может быть переведен на нижестоящую должность без его согласия.

    Д. Поощрение

    В ст. 13 Закона “Об основах государственной службы Россий­ской Федерации” установлено: “За успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обя­занностей, продолжительную и безупречную службу, выполне­ние заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения. Виды поощрений и порядок их примене­ния устанавливаются федеральными законами и законами субъ­ектов Российской Федерации”.2

    Поощрение – положительное стимулирование. Оно должно быть обоснованным, своевременным, разнообразным, гласным. Служа­щие могут поощряться как за успешное выполнение должностных обязанностей, так и за иные, общественно полезные дела. Поощрение может быть коллективным и индивидуальным, а по содержанию моральным, материальным и смешанным. Наряду с мерами, прямо предусмотренными нормативными актами и зано­симыми в трудовую книжку, служебную карточку как поощрение (формализованное поощрение), могут быть использованы разно­образные неформальные стимулы (похвала, предоставление в пользование новой техники, престижная командировка и т.д.).

    В ст. 13 говорится, что виды поощрений устанавливаются зако­нами. Вряд ли такую формулировку можно признать удачной. И Правительство РФ, и центральные федеральные органы испол­нительной власти должны иметь право закреплять те или иные виды поощрений (почетные грамоты, ведомственные почетные зва­ния, специальные виды премий и т.д.). И тем более, все государ­ственные органы вправе проявлять инициативу при выборе не­формальных способов поощрения.

    Е. Ответственность государственных служащих

    Неукоснительное соблюдение, укрепление государственной дис­циплины на порученном участке работы – одна из важнейших обязанностей служащих. За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к ответственности – дисциплинарной, адми­нистративной, материальной, уголовной.

    Основанием дисциплинарной ответственности является дисцип­линарный проступок, т.е. виновное нарушение правил, обязан­ностей службы, в частности, трудовой дисциплины. Под наруше­нием дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него обязаннос­тей. Должностные лица отдельных категорий подлежат ответствен­ности также и за поступки, не совместимые с достоинством и назначением службы. Уставы о дисциплине работников некоторых категорий устанавливают ответственность за недостойное по­ведение, даже если оно имело место не при исполнении ими слу­жебных обязанностей.

    Дисциплинарные взыскания применяются как правило, в по­рядке служебного подчинения, только определенным кругом субъ­ектов линейной власти, в пределах их компетенции и установ­ленного перечня таких взысканий. Перечень дисциплинарных взысканий не может произвольно изменяться субъектами их при­менения.

    Согласно ст. 14 Закона за неисполнение или ненадлежащее ис­полнение государственным служащим возложенных на него обя­занностей (должностной проступок) могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного слу­жащего на государственную должность, следующие дисциплинар­ные взыскания:

1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупрежде­ние о неполном служебном соответствии; 5) увольнение.1

    Законом РФ от 14 декабря 1995 г. установлено, что суд, рас­сматривая жалобы граждан на незаконные действия государственных служащих, вправе налагать на них дисциплинарные взыска­ния.

    Государственный служащий, допустивший должностной про­ступок, может быть временно (но не более, чем на месяц), до ре­шения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денеж­ного содержания.

Основанием административной ответственности является административный проступок. К административной ответственнос­ти привлекаются служащие, чаще всего должностные лица, за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных КоАП РСФСР и другими актами с административными санкциями, если их соблюдение вменено им в обязанность. Иными словами, осно­ванием административной ответственности служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как администра­тивный, и как дисциплинарный проступок. К служащим приме­няются только два административных взыскания: предупрежде­ние и штраф.

    Уголовная ответственность наступает за совершение преступ­лений. В УК особо выделены должностные преступления: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог.

    Если дисциплинарная, административная, уголовная ответствен­ность носят карательный, то материальная – правовосстанови­тельный характер. Она наступает за служебный поступок, при­чинивший материальный ущерб организации, и выражается в возмещении виновным служащим причиненного им вреда. Мате­риальная ответственность, как правило, бывает ограниченной: служащие, по вине которых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность означает, что ущерб воз­мещается в полном размере. Она наступает, если, например, ущерб причинен не при исполнении служебных обязанностей, когда слу­жащий был в нетрезвом состоянии, когда с ним заключен договор о полной материальной ответственности.

    Ж. Прекращение государственной службы

    Государственная служба прекращается:

а) по личному заявлению государственного служащего;

б) по инициативе руководителя государственного органа, по решению коллегиального органа (правительства и др.);

в) по иным, установленным законом, основаниям. Например, служащим на должностях категории “В” в связи с прекращением государственной службы лицами, замещающими государственные должности категории “А”.

    Статьей 25 Закона1 установлено: предельный возраст для на­хождения на государственной должности государственной служ­бы – 60 лет. Допускается продление нахождения на службе госу­дарственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности, и достигших предельного для госу­дарственной службы возраста, решением руководителя соответ­ствующего государственного органа. Однократное продление сро­ка нахождения на государственной службе государственного слу­жащего допускается не более, чем на год.

    Продление нахождения на государственной службе государ­ственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускает­ся. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудово­го договора.

    При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный раз­ряд, в трудовой книжке производится запись о последней госу­дарственной должности с указанием “в отставке”.

    Помимо оснований, предусмотренных законодательством о тру­де, увольнение государственного служащего может быть осущес­твлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:

1) достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;

2) прекращения гражданства Российской Федерации;

3) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего;

4) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

5) возникновение других обстоятельств, предусмотренных за­коном (совместная служба родственников, наличие медицинского заключения о невозможности исполнения должностных обязан­ностей и др.).2


    Законом установлено, что при ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же госу­дарственном органе должна быть предложена другая государствен­ная должность в другом государственном органе с учетом его про­фессии, квалификации и занимаемой ранее должности.

    При невозможности трудоустройства государственному служа­щему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гарантируются переподготовка (переквалификация) с сохранени­ем на период переподготовки (переквалификации) денежного со­держания по занимаемой до увольнения государственной должнос­ти государственной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государствен­ной должности.

    При увольнении в связи с ликвидацией государственного орга­на или сокращения штата государственному служащему выпла­чивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления работы в соответствии с его профессией и ква­лификацией государственный служащий остается в резерве го­сударственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы (ст. 16).

    Президент РФ Указом от 23 августа 1994 г.1 утвердил Положе­ние о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликви­дацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата. В нем сказано:

“1. Продолжительность повышения квалификации и перепод­готовки федеральных государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской Феде­рации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата, в зависимости от сложности получаемой новой профессии (специальности) составляет от трех до шести ме­сяцев.

    На период повышения квалификации и переподготовки за го­сударственными служащими сохраняется средний заработок по ранее занимаемой должности.

    Период повышения квалификации и переподготовки, в тече­ние которого за государственным служащим сохраняется сред­ний заработок, засчитывается в общий трудовой стаж. При при­еме работника после повышения квалификации и переподготовки на работу в аппараты органов федеральной государственной власти период повышения квалификации и переподготовки засчитыва­ется в стаж государственной службы.

3. Если государственный служащий желает повысить квали­фикацию или пройти переподготовку в негосударственном обра­зовательном учреждении, федеральный государственный орган возмещает расходы, связанные с его обучением, в размере, необ­ходимом для повышения квалификации или переподготовки в государственном учебном учреждении по той же специальности (профессии). Остальные расходы государственный служащий воз­мещает из личных средств”.

    Положением о федеральной государственной службе особо ре­гулируется отставка федеральных государственных служащих (ст. 33): “Основаниями для отставки государственного служащего, занимающего государственную должность, являются:

1) достижение государственным служащим предельного для государственной службы возраста;

2)     заявление государственного служащего о его добровольной отставке в связи с достижением возраста, при котором в Россий­ской Федерации назначается пенсия по старости на общих осно­ваниях;

3)     инициатива государственного служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет на государственной службе;

4)     временная отставка государственного служащего;

5)     инициатива государственного служащего, занимающего выс­шую или главную государственную должность, в связи с несогла­сием с решениями и действиями государственного органа или вышестоящего для государственного служащего руководителя;

6)     ликвидация государственной должности, занимаемой госу­дарственным служащим. Акт о ликвидации государственного ор­гана является одновременно актом о ликвидации всех должно­стей в этом органе.

    Отставка государственного служащего в соответствии с под­пунктом 1 настоящего пункта осуществляется по достижении им 65 лет и в порядке, установленном актами законодательства Рос­сийской Федерации.

    После подачи заявления об отставке в соответствии с подпунк­том 3 настоящего пункта государственный служащий, при необ­ходимости, по решению руководителя государственного органа обязан продолжать государственную службу, но не более трех месяцев...

    При принятии решения об отставке по основаниям, указанным в подпунктах 4, 5 и б настоящего пункта, государственному слу­жащему за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации выплачивается пособие в размере денежного содер­жания до устройства на новое место службы (работы), а в случае, если на новом месте службы (работы) размер заработной платы ниже прежнего, то производится доплата до суммы, равной раз­меру прежнего денежного содержания. Время, в течение которого производятся указанные выплаты или доплаты, не может превы­шать одного года со дня отставки государственного служащего”.1


Задание 2. Государственный таможенный комитет и его структура

 

    Понятие и система таможенных органов. Важнейшими элементами организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории страны. Тамо­женная служба строится и функционирует как единая система таможенных органов Российской Федерации.

    Принцип единой системы таможенных органов нераз­рывно связан с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление таможенного дела: еди­ной таможенной политики, единой таможенной терри­тории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетания его с мерами эконо­мической политики. Взятые в целом, они конкретизируют со­держание одного из основополагающих принципов конституци­онного устройства Российской Федерации – ее единого эконо­мического пространства, закрепленного в ч. 1 ст. 8 Конститу­ции РФ.

    Таможенный кодекс Российской Федерации в понятие единой системы таможенных органов включает название тех органов, которые эту систему образуют: Государственный тамо­женный комитет Российской Федерации (ГТК России), регио­нальные таможенные управления (РТУ) Российской Федерации, таможни и таможенные посты Российской Федерации, а также порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Каждая из этих подсистем является таможенным органом Российской Фе­дерации, имеет статус правоохранительного органа.

    Единая система таможенных органов – это вся совокупность таможенных органов; их взаимосвязь и взаимодействие в осуществлении таможенного дела, основывающиеся на общих системных принципах: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости с окружающей социальной средой.

    Целостность системы образуют взаимосвязь и зависи­мость таможенных органов друг от друга при достижении общих целей (результатов) взаимодействия, реализации своих функций.

    Структурность системы создается своеобразием форм построения организационных структур таможенных органов, их связей и отношений в рамках единого технологического процес­са осуществления таможенного дела.

    Иерархичность системы характеризуют отношения субор­динации по вертикали и координации действий по горизонтали, которые базируются на распределении полномочий и функций таможенных органов в осуществлении таможенного дела.

    Взаимозависимость системы с окружающей социальной средой воплощена в постоянном взаимодействии таможенных органов с федеральными органами государственной власти, ор­ганами государственной власти субъектов Федерации, различными объединениями и структурами участников внешнеэкономических связей.

    Характерные признаки любой системы – ее целенаправленность и целесообразность, которые придают ей самостоя­тельность.

    Применительно к системе таможенных органов самостоя­тельность обеспечивается таможенным законодательством. От­личительные особенности таможенной службы подчеркивают ее атрибуты и символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник. Права и обязанности со­трудников таможенных органов регламентированы Федеральным законом Российской Федерации “О службе в таможен­ных органах Российской Федерации”, который вступил в силу с 1 сентября 1997 г.

    Становление единой системы таможенных органов было сопряжено с конкретными политическими, экономическими, со­циальными условиями и предпосылками. Они обусловлены про­цессами создания российской государственности, перевода эко­номики страны на рыночные отношения, изменением характера и условий осуществления внешнеэкономической деятельности. В этой связи становление и развитие единой системы таможенных органов Российской Федерации, обеспечение ее дееспособ­ности прошло ряд этапов, имеющих свои особенности.

    Этапы становления единой системы таможенных органов. Для первого этапа (конец 1991 – середина 1993 гг.) ха­рактерны концептуальное обоснование роли и значения таможен­ной службы России, особенностей ее организации и функциони­рования в новых условиях, преодоление разрушительных послед­ствий для нее развала СССР, восстановление сети таможенных органов на бывших административных границах РСФСР, ставших государственными, рациональное размещение их подразделений в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и контролю.

    Началом этой работы стал Указ Президента России “О Государственном таможенном комитете РСФСР”, приня­тый 25 октября 1991 г. Эта дата стала отмечаться как день со­здания таможенной службы Российской Федерации.

    ГТК создавался как центральный таможенный орган Рос­сии. Его правовой статус, функциональное назначение, задачи и порядок деятельности были закреплены в Положении о Государственном Таможенном комитете РСФСР, утвержден­ном Правительством РСФСР 26 декабря 1991 г. На ГТК Рос­сии возложена ответственность за реализацию таможенного дела, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование системы Государственного у таможенного комитета.

    В соответствии с этим Положением ГТК России действо­вал почти три года. За это время коренным образом измени­лись политические и правовые, экономические и социальные условия, сам характер и масштабы деятельности таможенной службы, ее руководящего органа. Эти аспекты получили отра­жение в новом Положении о ГТК России, утвержденном Указом Президента России 25 октября 1994 г. В нем был за­креплен статус ГТК России как федерального органа влас­ти, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации. Соответственно были расширены его круг ведения и полномочия, особенно в осу­ществлении правоохранительных функций. Более четко опреде­лена система Государственного таможенного комитета России:

в нее включены таможни и таможенные посты.

    Среди главных задач и функций ГТК России появились новые:

q      участие в разработке таможенной политики;

q      обеспечение единства таможенной территории страны;

q      участие в разработке и реализации порядка квотирова­ния и лицензирования;

q      ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

q      осуществление правоохранительной деятельности;

q      выполнение функций органа валютного контроля;

q      информационно-аналитическая работа; ряд других задачи функций, которые на практике уже осуществлялись ГТК Рос­сии, другими таможенными органами.

    Большое значение имело закрепление прав ГТК России, чего в прежнем Положении не было. В частности, на основа­нии данного Положения ГТК России вправе:

q      определять особенности правового регулирования тамо­женных режимов;

q      ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещение их на свободные склады;

q      запрашивать у государственных органов исполнитель­ной власти всех уровней, у предприятий, учреждений и органи­заций, независимо от форм собственности и подчиненности, а также у должностных лиц и граждан документы и сведения, не­обходимые для выполнения возложенных на него задач и функ­ций, получать такие документы и сведения.

    Очерченный круг задач, функций, полномочий ГТК России определили основные направления его деятельности.

    Во главу угла была поставлена разработка новой концеп­ции организации, развития и функционирования россий­ской таможенной службы, отвечающей потребностям становления рыночной экономики, защиты экономических интересов государства, наполнения доходной части федерального бюдже­та, освоения мировых стандартов таможенного дела. Концепция синтезировала новые идеи и принципы по вопросам таможенно­го регулирования внешнеэкономической деятельности, которые были выдвинуты в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации о тамо­женном деле, конкретизированы в нормативных актах ГГК Рос­сии. На этом этапе концептуальную основу составили Указ Президента Российской Федерации “О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации” от 18 июля 1992 г. №788, постановления Правительства Рос­сийской Федерации от 25 августа 1992 г. №624 и от 4 сентяб­ря 1992 г. №666, определившие меры по выполнению прези­дентского Указа. В прямой связи с ними находится постановле­ние Правительства Российской Федерации “О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации” от 24 мая 1993 г. №486.

    В указанных документах были определены основные на­правления организации и развития таможенной службы, конкретные меры осуществления внутреннего и погра­ничного таможенного контроля.

    Суть вышеназванной концепции состояла в том, чтобы обеспечить приоритетное развитие сети таможенных органов внутри страны, одновременно наращивая объем работ по укреп­лению и развертыванию сети пограничных таможенных орга­нов, прежде всего на новых участках государственной границы с бывшими союзными республиками. Такая целевая установка была рассчитана на максимальное приближение мест таможенного оформления и таможенного контроля к индустриальным центрам страны, к непосредственным производите­лям, отправителям и получателям товаров, т.е. проблема упорядочения таможенного оформления и контроля, обеспече­ния их эффективности решалась путем увеличения доли внут­ренних таможен в обработке общего количества грузовых таможенных деклараций и снижения загруженности погра­ничных пунктов пропуска.

    Предусматривалось посредством этого поставить под тамо­женный контроль товары и транспортные средства, пересекаю­щие границу на тех участках, на которых в то время еще не было надлежащих условий его осуществления.

    Вместе с тем это означало, что роль таможенных орга­нов в новых условиях не ограничиваемся контрольными функциями. Они получили реальную возможность оказывать содействие развитию внешнеэкономических связей предпри­ятий, снижению накладных расходов участников внешне­экономической деятельности.

    Последовательная разработка новых идей, принципов, со­ставивших концепцию организации и развития таможенной службы, а также осуществления таможенного дела, позволи­ла обосновать:

q      новую роль таможенной службы – превращение ее в реально действующий инструмент государственного регулирова­ния внешнего торгового оборота, внешнеэкономической дея­тельности в целом, наполнения доходной части федерального бюджета;

q      новые приоритеты таможенного дела – перенос центра тяжести его осуществления на фискально-экономичес­кие и правоохранительные, защитные составляющие;

q      необходимость разработки и применения быстровы­полняемых процедур таможенного оформления и контроля, максимального приближения их к участникам внешнеэкономи­ческих связей, местам интенсивной внешнеэкономической дея­тельности;

q      задачи форсированного расширения и укрепления системы таможенных органов, усиления технической осна­щенности, обеспечения их кадрами, совершенствования управ­ления на всех уровнях таможенной системы, создания и разви­тия объектов таможенной и так называемой около таможенной инфраструктуры;

q      задачи по обеспечению защиты экономического суве­ренитета и безопасности России; установлению таможенной границы с бывшими союзными республиками.

    Новые установки сочетались с реальными мерами развития системы таможенных органов, укрепления их кадрового соста­ва, материально-технической базы, совершенствования организационной структуры.

    За короткий срок были обеспечены как динамичный коли­чественный рост системы таможенных органов, так и глубокие качественные изменения ее состава. Особенно результативными в этом плане были 1992–1993 гг. В целом более чем в два раза увеличилось количество пограничных таможен. Это означает, что на большей части границы они были созданы заново. На одну треть выросло число внутренних таможен. Значительно разветвленнее стала структура таможен за счет пятикратного увеличения количества таможенных постов. Быстрыми темпа­ми росло число внутренних таможенных постов. Качественно иной стала система региональных таможенных управлений. За два года было создано восемь новых таких управлений. Их сеть развивалась в соответствии со сложившимся делением страны на экономические регионы. В последующие годы новым звеном стали специализированные таможенные органы (специализиро­ванные таможенные управления на правах региональных: РТУ тылового обеспечения, РТУ капитального строительства и эксплу­атации объектов таможенной инфраструктуры и другие, а также специализированные таможни и акцизные таможенные посты). Создание такой системы таможенных органов позволило за корот­кий срок решить задачу организации и осуществления таможен­ного дела на новых границах и на всей территории России.

    Становление и развитие единой системы таможенных орга­нов неразрывно связаны с принятием в 1993 г. Закона Рос­сийской Федерации “О таможенном тарифе” и Таможен­ного кодекса Российской Федерации. Разработка и принятие этих актов явились важным этапом формирования основ российского таможенного законодательства в условиях перевода экономики страны на рыночные отношения.

    По сути дела, принятие и введение в действие закона “О таможенном тарифе” и Таможенного кодекса явились началом второго этапа становления и развития единой системы таможенных органов (середина 1993 – август 1996 гг.).

    Главное содержание этого этапа составили дальнейшее развитие сети таможенных органов, совершенствование их организационной структуры и аппарата управления, форсирован­ное создание объектов таможенной инфраструктуры, обеспечи­вающей перестройку организации и осуществление таможенно­го дела на основе нового таможенного законодательства.

    Большое внимание обсуждению этих вопросов, анализу и обобщению опыта их решения было уделено на Всероссийском совещании руководителей таможенных органов, проходившем 8–10 февраля 1994 г. в Москве.

    Осуществляя рекомендации совещания, ГТК России разра­ботал “Основные направления развития таможенной службы Российской Федерации в 1994-1996 годах”. Намеченные в них меры организационного обеспечения деятельности таможенной службы были направлены на повышение качественных показа­телей организации таможенного оформления и контроля, укреп­ление материально-технической базы таможенных органов.

    С решением этих задач связывалась реорганизация структуры таможенных органов. В частности, были со­зданы:

q      специализированные досмотровые подразделения,

q      отделы таможенного оформления и контроля,

q      отделы нетарифного и экспортного контроля,

q      отделы контроля за доставкой товаров,

q      отделы валютного контроля,

q      отделы таможенных режимов и др.

    Большая организационно-структурная перестройка подчинена осуществлению правоохранительных функций таможенных органов, в результате чего были организованы:

q      служба таможенной охраны и ее подразделения;

q      служба собственной безопасности;

q      отделы дознания;

q      оперативные отделы;

q      отделы по борьбе с таможенными правонарушениями и другие структуры.

    В июне 1995 г. в структуре ГГК России Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил было реорганизовано в Региональное управление по борьбе с таможенными правонарушениями, созданы оперативные таможни.

Формировались новые подразделения для осуществления валютного контроля, контроля таможенной стоимости ведения таможенной статистики, отделы подготовки кад­ров и др.    Создавались таможенные лаборатории.

    Определенные коррективы в систему таможенных органов, организацию и осуществление таможенного дела внесло образо­вание Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии в начале 1995 года. В связи с отменой та­моженного контроля на общих с ними участках границы прово­дится реорганизация и упразднение действовавших здесь таможен, таможенных постов, пунктов пропуска и перехо­дов. Открыты представительства ГТК России в Минске, Алма-Ате, Бишкеке.

    Качественно новые подходы к решению проблем становле­ния и дееспособности единой системы таможенных органов связаны с разработкой по решению Правительства Российской Федерации Федеральной целевой программы развития таможен­ной службы России на 1996–1997 гг. и на период до 2000 г. Она утверждена 1 сентября 1996 г. Эта веха открывает третий этап эволюции единой системы таможенных органов. Его каче­ственное своеобразие состоит в том, что центр тяжести всей работы переносимся на модернизацию и обеспечение полномасштабного функционирования таможенной службы в со­ответствии с потребностями перехода страны на рыночные от­ношения и адаптации таможенного дела к международным стандартам.

    Реализация этих целей включает в себя решение ком­плекса организационных задач: расширение и укрепление системы таможенных органов, совершенствование их организа­ции и функционирования, качественное улучшение кадровой работы, развитие и обновление всей таможенной инфраструкту­ры в соответствии с требованиями современных технологий та­моженного оформления и контроля и др.

    Описание единой системы таможенных органов включает в себя характеристику составляющих ее подсистем, элементов, связей и отношений между ними.

    ГТК России и региональные таможенные управления. Важнейшей подсистемой этой системы выступает ГТК России.

    Согласно Положению о ГТК России выстроена вертикаль организационно-распорядительных отношении: ГТК России ре­шает возложенные на него задачи непосредственно и через дру­гие подчиненные ему подсистемы – региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, таможенные лаборатории, подведомственные ему учебные заведения, на­учно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.

    Среди его многочисленных задач одной из основных явля­ется организация и совершенствование таможенного дела в стране, непосредственное руководство им. ГТК РФ наделен полномочиями на создание, реорганизацию и ликвидацию ре­гиональных таможенных управлений, специализированных таможенных управлений на правах РТУ и таможен, а также входящих в его систему предприятий, учреждений и организаций.

    ГТК России издает в пределах своей компетенции норма­тивные акты по таможенному делу, обязательные для исполне­ния всеми таможенными и иными государственными органами страны, предприятиями, учреждениями, организациями, независи­мо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами. Поэтому попытки уклонения любо­го юридического или физического лица от выполнения указа­ний ГТК России по таможенному делу при осуществлении внешнеэкономических связей являются незаконными.

    Неотъемлемым компонентом, подсистемой единой системы таможенных органов стали региональные таможенные уп­равления (РТУ). Они заняли в системе организации и управления нишу между ГТК России и таможней. Деятельность РТУ отвечает объективным потребностям:

q      обеспечения неразрывного единства развития внешнеэ­кономических связей и организации таможенного дела на реги­ональном уровне;

q      делегирования полномочии высшего органа управления нижестоящему в целях приближения оперативного управления к таможням и их подразделениям;

q      создания условий, позволяющих ГТК России строить свою работу на основе анализа и прогнозирования, стратегичес­кого планирования, реализации программ развития таможенной службы и таможенного дела, а также освободиться от ряда те­кущих малозначительных дел.

    РТУ осуществляем реализацию таможенной политики на территории подведомственного региона деятельности под не­посредственным руководством ГТК России.

    Таможенные органы, расположенные на этой территории (за исключением тех, которые непосредственно подчинены ГТК России), находятся в непосредственном подчинении РТУ, а нижестоящие организации, входящие в систему ГТК России, находятся в оперативном подчинении РТУ. Оно осуществляет координацию деятельности этих организаций и контроль за ней, обеспечиваем взаимодействие с другими Таможенными органами и организациями таможенной системы России, а также с территориальными органами других федеральных орга­нов Исполнительной власти, органами Исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами – участниками ВЭД.

    Всего же в Общем положении о РТУ зафиксировано свыше 100 основных его функций. Они отражают работу по всему широкому спектру направлений таможенного дела, функ­ционирования таможенных органов и организаций, соблюдения таможенного законодательства и таможенных правил, обеспече­ния жизнедеятельности таможенных сотрудников на территори­ях подведомственного региона.

    Для реализации своих функций РТУ предоставлены соответствующие полномочия. В частности, РТУ имеет право:

q      создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможен­ные посты без статуса юридического лица;

q      вносить в ГТК России предложения о создании, реорга­низации и ликвидации в регионе действия таможен, таможенных постов, а также организаций системы ГТК России;

q      издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, которые обязательны для исполнения нижесто­ящими таможенными органами;

q      вносить в ГТК России предложения об издании, изме­нении, дополнении или отмене нормативных и иных актов ГТК России, о совершенствовании законодательства Российской Фе­дерации, правовых актов Президента и Правительства Россий­ской Федерации о таможенном деле.

    Проблема совершенствования деятельности регионального таможенного управления является одной из ключевых в разви­тии единой системы таможенных органов.

    Базовым звеном, подсистемой единой системы таможенных органов является таможня и ее основные подразделения. Именно здесь сосредоточен центр тяжести работ по реализа­ции задач и функций таможенной службы. Таможни и их под­разделения создаются, как правило, по территориальному принципу, т.е. осуществляют свою деятельность на террито­рии подведомственного региона, которая определяется ГТК России.

    В соответствии с этим принципом участник ВЭД должен произвести оформление товаров и другие таможенные формальности в мой таможне, на подведомственной территории которой зарегистрирован его юридический адрес. Это дает возможность таможенным органам иметь необходимую информацию об участниках внешнеэкономической деятель­ности, хорошо знать друг друга и заинтересованно взаимодей­ствовать.

    Согласно программе модернизации таможенной службы в зоне деятельности таможни создаются центры таможенного оформления, осуществляющие все операции, связанные с оформлением товаров, прибывающих по железнодорожным и автогрузовым путям, а также личного автотранспорта физичес­ких лиц и отдельно следующего багажа. В этих службах полу­чатели и отправители грузов не будут иметь прямого контакта с конкретным таможенным работником, т.е. вводятся общепри­нятые в мировой практике правила и технологии таможенного оформления товаров, создающие гарантии его достоверности и оперативности.

    Территориальный принцип организации и функционирова­ния таможен определяет универсальный, комплексный характер их деятельности.

    Однако территориальный принцип организации не исклю­чает специализации отдельных таможен, их подразделе­ний на выполнении специфических, наиболее сложных видов деятельности, осуществлении таможенного дела при особых об­стоятельствах.

    Так, создание Энергетической таможни Позволило повы­сить эффективность таможенного контроля за перемещением энергоносителей через таможенную границу.

    В связи с возрастанием объема работ по таможенному оформлению и контролю подакцизных товаров в Московском регионе создана Акцизная таможня.

    Весьма актуальной является задача создания таможен и таможенных постов, специализирующихся в области контроля за перемещением специфических товаров (делящихся и радио­активных материалов, алмазов и драгоценных металлов).

    Общее положение о таможне Российской Федера­ции устанавливает, что она действует под общим руководством ГТК России. Вместе с тем большая часть таможен нахо­дится в непосредственном подчинении РТУ. Лишь отдельные таможни в силу специфики их работы непосредственно подчи­нены ГТК России.

    Тамо­женные посты. В непосредственном подчинении таможен находятся тамо­женные посты, расположенные на территории подведомствен­ного региона. Исключение составляют те из них, которые непо­средственно подчинены вышестоящим таможенным органам.

    В зависимости от территориального размещения таможен и таможенных постов они подразделяются на пограничные и внутренние. Это связано как с маршрутами перемещения товаров, движения пассажиропотоков, так и с местами концент­рации участников внешнеэкономической деятельности.

    К пограничным относятся таможни или их подразделе­ния, расположенные в местах пересечения транспортными ма­гистралями границы государства, а также в аэропортах, морских и речных портах. К ним относятся и пункты пропуска (пере­хода) всех видов автотранспорта через границу страны. Преиму­щественно они фиксируют прохождение товаров через границу и сообщают об этом во внутреннюю таможню, осуществляют таможенный контроль пассажиропотоков.

    К внутренним относится таможни и их подразделения, расположенные в местах концентрации участников внешнеэконо­мической деятельности (получателей и отправителей грузов) на таможенной территории страны. Они осуществляют таможенное оформление товаров и контроль за их доставкой, сборы таможен­ных платежей и другие таможенные процедуры непосредственно на местах. Такие таможенные структуры создаются при крупных железнодорожных узлах, промышленных и добывающих пред­приятиях, в административно-территориальных центрах.

    Указанная дифференциация в организации и функциониро­вании таможен, их подразделений имеет свои преимущества и, вместе с тем, обусловливает ряд проблем организационного и управленческого характера.

    С одной стороны, она позволила разгрузить пограничные таможни и таможенные посты от больших объемов работ по таможенному оформлению товаров и ускорить их перемеще­ние через таможенную границу.

    Но, с другой стороны, при этом возникли проблемы до­ставки товаров во внутренние таможни назначения, примене­ния режима таможенного транзита.

    В комплексе путей и средств решения этих проблем важнейшими являются:

q      совершенствование организационных и управленческих механизмов взаимодействия таможенных органов по всему ма­ршруту движения товаров;

q      совместная организация и проведение контрольно-ревизи­онной, профилактической работы таможенными органами и участ­никами внешнеэкономических связей, розыскных мероприятий в отношении грузов, не доставленных в таможни назначения.

    Первостепенной задачей таможни является непосредст­венное осуществление таможенного дела на подведомственной территории. В соответствии с этими и многими другими задача­ми, возложенными на таможню, она выполняет сложные и многообразные функции.

    Общее положение о таможне Российской Федерации фик­сирует свыше шестидесяти функций. В круг функций та­можни входят:

q      обеспечение правильного применения в подведомствен­ном регионе таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу государства и при ведении экономической деятельности на ее таможенной территории;

q      осуществление таможенного оформления и контроля, в том числе контроля за доставкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и докумен­тов на них в места, определяемые таможенными органами.

    Многочисленные обязанности связаны с начислением та­моженных пошлин, налогов, иных таможенных платежей, обес­печением полноты их взимания и своевременного перечисления в федеральный бюджет.

    Для реализации своих функций таможня наделена ши­рокими полномочиями:

q      издавать в пределах своей компетенции ненормативные правовые акты;

q      производить таможенный досмотр и таможенный кон­троль в иных формах, использовать при этом все или только до­статочные его формы;

q      осуществлять таможенный контроль после выпуска то­варов и транспортных средств и проверять экономическую дея­тельность участников внешнеэкономических связей;

q      привлекать к ответственности нарушителей таможенных правил.

    Таможня определяет места расположения своих структур подразделений, таможенных постов, деятельность которых организует.

    Таможенный кодекс Российской Федерации закрепил само­стоятельное место таможенного поста в единой системе тамо­женных органов.

    Таможенный пост – это линейное подразделение, с которого начинается осуществление таможенного дела по технологической цепи.

    Типология таможенных постов многообразна. Их можно классифицировать по признаку непосредст­венного подчинения либо таможне, либо региональному тамо­женному управлению, либо ГТК России.

    Таможенные посты различаются по своему статусу, так как решением ГТК России таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Соответственно такой пост наделяется большими обязанностями и полномочиями по сравнению с тем, который не имеет этого статуса.

    По решению ГТК России создаются специализированные таможенные посты, деятельность которых имеет специфичес­кие особенности. По месту расположения таможен­ные посты подразделяются на внутренние и пограничные. Важнейшим направлением организации сети таможенных постов является их создание непосредственно на крупных промышленных объектах, в местах сосредоточения произво­дителей, отправителей и получателей грузов, участников экс­портно-импортных операций.        Акцизный таможенный пост входит в структуру РТУ и непосредственно подчиняется ему, осуществляет свою деятель­ность в его регионе. В Положении об акцизном таможен­ном посте определены задачи, функции, права и порядок орга­низации работы этого органа. Главное его назначение – обес­печение выполнения правил ввоза и реализации на таможенной территории России подакцизных товаров, подлежащих марки­ровке марками акцизного сбора и специальными марками. Ак­цизный пост осуществляет контроль за выполнением импорте­рами этих правил, включая таможенное оформление и тамо­женный контроль маркировки товаров, взимание таможенных платежей за ввоз этих товаров, а также контроль за своевре­менным и полным поступлением денежных средств, подлежа­щих перечислению в доход федерального бюджета.1


    Таким образом, сложившаяся единая система таможенных органов обеспечивает распределение ее общих полномочий и функций по организации и осуществлению таможенного дела между таможенными органами сверху донизу, позволяет упоря­дочить построение и функционирование каждого таможенного органа, организовать эффективное управление системой в целом и отдельными ее подсистемами на всех уровнях.



1 Закон О государственной службе Свердловской области от 5 октября 1995 г. (в редакции Областных Законов №37-ОЗ от 26.12.95 г. и №25-ОЗ от 15.07.99 г.)

1 Федеральный закон от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №37. Ст. 3588

1 Закон О государственной службе Свердловской области от 5 октября 1995 г. (в редакции Областных Законов №37-ОЗ от 26.12.95 г. и №25-ОЗ от 15.07.99 г.)

1 Федеральный закон от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №37. Ст. 3588

1 Федеральный закон от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №37. Ст. 3588

2 Там же

1 Федеральный закон от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №37. Ст. 3588

1 Федеральный закон от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №37. Ст. 3588

2 Административное право России. Особенная часть // Под. ред. Д.Н. Бахраха М., 1997. С. 135-146

1 Указ Президента РФ от 23 августа 1994 г. Об утверждении Положения о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликви­дацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №12. Ст. 2066

1 Федеральный закон от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №37. Ст. 3588

1 Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.93 г. // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №31. Ст. 1224; Основы таможенного дела. Учебник // Под ред. В.Г. Драганова. М., 1998. С. 21-34

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!