Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Задача 1.
КоАП РСФСР выделяет в отдельную главу важнейшие требования к наложению административного взыскания, не затрагивая, однако, вопросов производства по делам об административном правонарушении, которое относится к административному процессу.
Во-первых, административное взыскание может быть наложено только на лицо, которое совершило административное правонарушение. Другими словами, только тогда лицо может быть привлечено к административной ответственности, когда в его действиях установлен состав проступка.
Во-вторых, при наложении административного взыскания должен соблюдаться принцип законности. Это означает, что взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. Орган, привлекающий нарушителя к административной ответственности, не может налагать взыскание ниже низшего предела, установленного статьей, предусматривающей ответственность. Однако в тех случаях, когда совершенное правонарушение малозначительно, а лицо, его допустившее, не является закоренелым правонарушителем и активно проявляет раскаяние, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, которое не является административным взысканием и не влечет за собой никаких правовых последствий.
Кроме того, требование принципа законности означает, что принять решение о наложении административного взыскания может только орган, полномочный в соответствии с законом разбирать дело об административном правонарушении. При этом должны соблюдаться все правила производства по делам об административных правонарушениях.
В-третьих, при привлечении лица к административной ответственности должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания. Это означает, что лицо, полномочное наложить административное взыскание, обязано учитывать характер допущенного правонарушения, его последствия, личность правонарушителя, форму и степень его вины, его имущественное, семейное положение и другие обстоятельства дела и определить такое взыскание, которое наилучшим образом будет соответствовать цели воспитания и исправления правонарушителя.
При этом следует помнить, что излишне мягкое наказание стимулирует повторение допущенных правонарушений, возникновение ощущения безнаказанности, а излишне суровое — чувство несправедливости и произвола административных органов, что конечном счете также провоцирует новые правонарушения.
Со стороны Русакова допущены нарушения, связанные с отсутствием лицензии на право заниматься торговлей своих изделий. Для получения лицензии Русаков, как заявитель представляет в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием: для юридических лиц — наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и соответствующего банка; для физических лиц — фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства); вида деятельности; срока действия лицензии;
б) копии учредительных документов, и если они не заверены нотариусом — с предъявлением оригиналов;
в) копию свидетельства о государственной регистрации предприятия;
г) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления.
д) справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа. В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, например аттестатов, подтверждающих необходимую квалификацию сотрудников, сертификаты на оборудование и т.п.
Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, осуществляют контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией. Порядок контроля устанавливается в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности. При ликвидации предпринимательской организации или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу. В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, в случае утраты лицензии — на основании временного разрешения, выдаваемого органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.
Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случаях: представления владельцем лицензии соответствующего заявления; обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии; нарушения лицензиатом условий действия лицензии; невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности предприятия, организации и учреждения, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с законами Российской Федерации; ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации приостанавливают действие на своей территории лицензий, выданных органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации, также в случаях: отсутствия регистрации лицензии на данной территории; невыполнения лицензиатом требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, для осуществления соответствующего вида деятельности на данной территории.
Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, могут быть обжалованы в установленном порядке в судебные органы.
Со стороны работников милиции были совершенны действия, связанные с незаконной конфискацией дубленок. На основании статьи 29 Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения КоАП: “Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами СССР”.
Тем более необходимо отметить, что как возмездное изъятие, так и конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, по решению административного органа противоречит Конституции РФ, которая в ст. 35 установила, что изъятие имущества, находящегося в частной собственности, может быть произведено только по решению суда.
Поэтому работникам милиции необходимо вернуть дубленки законному владельцу. А Завьялов на основании статьи 146 Нарушение правил торговли КоАП (в ред. Закона РФ от 01.07.93 №5304-1): “Продажа товаров на предприятиях и в организациях, осуществляющих торговлю, независимо от форм собственности, а также гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, в нарушение установленных правил реализации товаров” может быть подвергнут наложению штрафа в размере от трех до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.
Задача 2.
А)
Обязывающие нормы – устанавливают обязанность совершать определенные действия.
■ Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ;
■ При получении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение 30 дней;
■ Возникающее общественное или коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции;
■ При проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора (Закон “О милиции” от 18 апреля 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. №16. Ст. 503).
Запрещающие нормы – запрещают совершать определенные действия.
■ Запрещается проведение агитации в период ее запрещения (ст. 40.2 КоАП)
■ Запрещается уничтожать межевые знаки (ст. 54 КоАП)
■ Милиции запрещено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности) лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершеннолетних) (Закон “О милиции” от 18 апреля 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. №16. Ст. 503).
Управомочивающие нормы – предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов.
■ По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно. (ст. 240 КоАП)
■ Административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору. (ст. 246 КоАП)
■ Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении. (ст. 248 КоАП)
Б)
Материальные нормы – определяют права и обязанности субъектов правоотношений
■ Компетенция РСФСР в области законодательства об административных правонарушениях. (ст. 4 КоАП)
■ Полномочия местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов в области административных правонарушений. (ст. 6 КоАП)
■ Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях. (ст. 30 КоАП)
■ Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 247 КоАП).
Процессуальные нормы – закрепляют порядок, процедуры осуществления власти.
■ Разграничение компетенции органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. (ст. 195 КоАП)
■ Порядок образования коллегиальных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. (ст. 196 КоАП)
■ Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях. (ст. 257 КоАП)
■ Это могут быть нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан.
Задача 3
Административный арест применяется лишь в исключительных случаях. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое взыскание, должен установить, что применение других мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно.
Постановление народного судьи является незаконным, т.к. действия Завьялова не подпадают под статью 158 КоАП Мелкое хулиганство: “Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан...”, а также статью 162 КоАП Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде: “Распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов, или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность…”, за которые и предусмотрен помимо других мер и административный арест до 15 суток.
Действия Завьялова можно квалифицировать согласно КЗоТ и применить к нему меры дисциплинарной ответственности: дисциплинарные взыскания (ст. 135 КЗоТ): замечание; выговор; строгий выговор; увольнение (по условиям рассматриваемой задачи это может произойти на основании п.7 статьи 33. Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе администрации (в ред. Закона РФ от 25.09.92 № 3543-1): появления на работе в нетрезвом состоянии). При наложении дисциплинарной ответственности должна учитывается тяжесть совершения проступка, предшествующее и последующее поведение работника. Какую конкретно меру взыскания применить к работнику, решает сама администрация.
Защита Завьяловым своих прав может произойти следующим образом. Постановление народного судьи на основании главы 22 Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении КоАП может быть обжаловано самим Завьяловым, а также от его имени его адвокатом в течение 10 дней. Если срок пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен.
Постановление административной комиссии может быть обжаловано в соответствующую администрацию или в суд. Решение поселковой, сельской администрации — в вышестоящую администрацию или суд. Постановление иного органа о наложении штрафа — в вышестоящий орган или суд; о наложении иного взыскания — сначала в вышестоящий орган и только после этого в суд. Предупреждение, зафиксированное на месте правонарушения без составления протокола, обжалуется в вышестоящий орган.
Районный (городской) суд (суд первого звена) является последней инстанцией, правомочной принимать решения по делам об административных правонарушениях. Его решение обжалованию не подлежит.
Подача жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого постановления, за исключением обжалования предупреждения, административного ареста, штрафа, налагаемого на месте совершения правонарушения. Жалоба рассматривается правомочным органом в десятидневный срок со дня ее поступления.
Орган, рассматривающий жалобу, может оставить постановление без изменения, отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение, отменить постановление и прекратить дело, а также изменить меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.
Отмена постановления с прекращением дела влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возвращается его стоимость.
Опротестование постановления о наложении административного взыскания осуществляется прокурором. Кроме того, прокурор может опротестовать и решение, принятое по жалобе (протест приносится в данном случае в вышестоящий орган по отношению к органу, принявшему решение по жалобе).
Прокурор может опротестовать и постановление суда. Вообще постановление судьи по делам об административных правонарушениях может быть изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда. Постановление судьи вышестоящего суда может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем соответствующего суда.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!