Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Квалификация и виды административных правонарушений»

/ Административное право
Конспект, 

Оглавление

Понятие и основные черты административной ответственности

 

    Чтобы нормы права имели шанс на реализацию, необходимо их подкрепить угрозой применения государственного принуждения. Административно-правовые нормы в этом смысле не являются исключением. Однако административное принуждение не сводится к мерам административной ответственности. Помимо мер юридической ответственности выделяют административно-предупредительные меры, основной целью которых является предупреждение возможных правонарушений и которые носят принудительно-профилакти­ческий характер (досмотр вещей, личный досмотр, проверка доку­ментов, введение карантина и др.), а также административно-пресекательные меры, которые направлены на прекращение противоправных деяний, предотвращение их последствий (требо­вание прекратить противоправное поведение, применение физичес­кой силы, специальных средств, оружия, административное задержание и др.). Выделяются также меры, связанные, с одной стороны, с пресечением противоправного поведения, а с другой с привлечением к административной ответственности, которые на­зываются обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

    Ключевую роль в системе мер административного принуждения играют меры административной ответственности. Административная ответственностьвид юридической ответственности, которая выра­жается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правона­рушение.

    Административная ответственность устанавливается законом и подзаконными актами. Некоторые общие положения содержит Конституция РФ. Так, она относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению Федерации и субъектов РФ, устанавливает правила действия законодательства во времени: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

    Важнейшим актом, устанавливающим административную ответ­ственность и регулирующим порядок ее применения, является Ко­декс об административных правонарушениях (КоАП) РСФСР, состоящий из общей и особенной частей.

    В общей части формулируется сам институт административной ответственности, порядок привлечения к административной ответ­ственности и исполнения взысканий. В особенной части дан пере­чень составов административных правонарушений, за которые устанавливается определенное административное взыскание. Право принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, имеют кроме центральных органов государственной власти и управления, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах компетенции, определенной ст. 6 КоАП, например, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями. Кроме того, административная ответственность может предусматриваться в актах, регулирующих какую-либо специальную сферу общественных отношений, например в законе об основах налоговой системы РФ.

    Основанием любой ответственности, в том числе и адми­нистративной, является правонарушение.

    Меры административной ответственности налагаются в основ­ном в административном порядке и на неподчиненных субъектов (физических и юридических лиц).

 

Понятие административного правонарушения 

 

    Основанием административной ответственности признаются административные правонарушения, преступления, не представляющие большой общественной опасности, от уголовной ответственности за которые преступник освобожден судом, а также административно-дисциплинарные проступки. Однако не будет преувеличением ска­зать, что в подавляющем большинстве случаев административная ответственность применяется за совершение административного правонарушения.

    Таким образом, фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, — административное нарушение (административный деликт). Оно может быть совершено виновно и невиновно. Действующее законодательство закрепляет принцип, согласно которому индивидуальные субъекты (граждане, должно­стные лица) несут ответственность только за виновные действия. Что же касается организаций, то они отвечают за административ­ное нарушение независимо от того, виновны ли они.

    Субъекты, решающие вопросы об их ответственности, не обязаны выяснять, доказывать наличие вины. Организации несут ответ­ственность за то, что правило нарушено, за то, что произошло. Это называется объективным вменением. От ответственности за неис­полнение обязанности в таких случаях освобождает только действие непреодолимой силы. Объективное вменение, привлечение к административной ответственности за сам факт совершения адми­нистративного нарушения применяется прежде всего в отношении предпринимательской деятельности, в том числе к лицам, занима­ющимся ею без образования юридического лица.

    В административном праве соответствующие нормы появились впервые в Законе СССР “О правах, обязанностях и ответственно­сти государственных налоговых инспекций” от 21 мая 1990 г., Зако­не РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР” от 21 марта 1991 г., Таможенном кодексе СССР. Часть 5 ст. 83 ТК СССР гласила: “Предприятия и организации подлежат ответственности за нарушение таможенных правил, за исключением случаев, когда правонарушение произошло вследствие непреодолимой силы или неправомерных действий должностных лиц таможенных органов СССР”.

    В принятом в 1993 г. ТК РФ установлено: “Предприятия, учреж­дения и организации, а также лица, занимающиеся предпринима­тельской деятельностью без образования юридического лица, несут ответственность за нарушение таможенных правил, за исключени­ем случаев, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы” (ч. 6 ст. 231). Следовательно, по ТК РФ ответ­ственность без вины несут не только организации, но и лица, зани­мающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    Кстати, и в гражданском праве в связи с развитием в нашей стране предпринимательства тоже произошли изменения. Так, в ст. 401 части первой нового ГК РФ сказано:

    “1. Лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности...

    3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязатель­ство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение ока­залось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрез­вычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обя­занностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств”.

    Таким образом, по действующему законодательству основанием привлечения к административной ответственности индивидуаль­ных субъектов является административное правонарушение, а кол­лективных субъектов (во многих случаях!) — просто администра­тивное нарушение. Необходимо еще раз подчеркнуть, что админис­тративное нарушение, деликт может быть виновным или объективно противоправным, И если к ответственности привлекается органи­зация, во многих случаях наличие или отсутствие вины не имеет юридического значения.

    На основании вышеизложенного и ст. 10 КоАП РСФСР можно вывести следующее определение  административного правонарушения. 

    Административным правонарушением (проступком) признает­ся посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный поря­док управления противоправное, виновное (умышленное или не­осторожное) действие или бездействие, за которое законода­тельством предусмотрена административная ответственность.

    Укажем на основные признаки административного правонару­шения.

    Административное правонарушение — это деяние, выраженное вовне в виде действия (активное поведение) или бездействия (пассивное поведение). Мысли, убеждения, психические процессы не составляют правонарушения. Кроме того, у лица должен быть хоть какой-то выбор между антисоциальным и правомерным поведением, иначе говорить о наличии деяния нельзя. Не образует деяния также и неконтролируемое телодвижение.

    Административное правонарушение — это антисоциальное деяние. В науке существует спор по поводу природы администра­тивных правонарушений: являются ли они общественно вредными или общественно опасными. По существу административный прос­тупок есть общественно опасное деяние, которое отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опасности, о чем свидетельствует постоянный обмен составами между административным и уголовным правом в форме криминализации и декриминализации деяний. Об этом же свидетельствует привлечение к уголовной ответственности за некоторые повторные деяния, за которые ранее применялась административная ответственность.

    Антисоциальность административных проступков проявляется в том, что они наносят вред правоохранительным общественным отношениям. Характер и степень антисоциальности деяний опреде­ляются объектом посягательства, качественным содержанием и величиной ущерба, особенностями способа посягательства, формой и степенью вины, местом, временем совершения правонарушения и др. Личность правонарушителя не влияет на степень общественной опасности правонарушения, однако является основанием для индивидуализации наказания.

    По признаку антисоциальности деяние, совершенное в состо­янии необходимой обороны и крайней необходимости, не подпадает под состав конкретного административного правонарушения.

    Необходимой обороной признается защита личности или правобороняющегося или другого лица, интересов общества или госу­дарства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

    Институт необходимой обороны в административном праве в основном идентичен уголовно-правовому. Однако в данном случае необходимая оборона может применяться как против преступных посягательств, так и против посягательств, являющихся административным правонарушением. Другое дело, что круг таких посягательств достаточно невелик, так как необходимая оборона возможна лишь против тех посягательств, которые можно предотв­ратить путем физического воздействия на посягающего.

    Деянием, совершенным в состоянии крайней необходимости, признается действие, формально хотя и подпадающее под признаки деяний, предусмотренных КоАП РСФСР и другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность, но совершенное для предотвращения большего вреда, если эта опас­ность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Данные деяния являются общественно-полезными, а потому не являются административным правонару­шением.

    Административное правонарушение — противоправное деяние. Это означает, что данное деяние нарушает нормы права, причем не только административного, но и любой другой отрасли, за нару­шение которых предусмотрена административная ответственность.

    Административное правонарушение — это виновное (умышленное или неосторожное) деяние.

 

Состав административного правонарушения

 

    Признаки административного правонарушения нужно отличать от состава правонарушения. Только при наличии состава правонарушения может быть положительно решен вопрос о привлечении лица к административной ответственности. Например, безбилетный проезд в общественном транспорте двенадцатилетним мальчиком не может повлечь наложение административной санкции, поскольку отсутст­вует состав правонарушения (субъект), хотя административное пра­вонарушение налицо. Поэтому перед тем, как привлекать лицо к административной ответственности, необходимо убедиться в наличии всех элементов состава административного правонару­шения (рис 1.)


Рис. 1. Состав административного правонарушения

    Состав административного правонарушения – это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь применение мер административной ответственности.

    1.  Объект административного правонарушения — это обществен­ные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые посягает административный проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:

       причинения вреда субъекту общественных отношений (напри­мер, доведение несовершеннолетних  до состояния опьянения);

       путем воздействия на вещь, по поводу которой возникло общес­твенное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);

       путем устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах).

    2.  Объективная сторона административного правонарушения — это действие или бездействие, запрещенное нормами административного или иных отраслей права и за которое установ­лена административная ответственность. Действие предполагает активное поведение, в основе котором лежит сознательное те­лодвижение. Рефлекторные движения свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения. Без­действие — это пассивное поведение, в основе которого лежит неисполнение какой-либо обязанности, вытекающей из закона, из других нормативно-правовых актов. Необходимо отметить, что в КоАП предусмотрено много правонарушений, основанных на неисполнении обязательных правил.

    О наличии объективной стороны административного правона­рушения можно говорить только в том случае, если в основе действия или бездействия лежало осознанное поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического или психического принуждения, так что у нарушителя не было выбора между неправомерным и правомерным поведением.

    Иногда законодательство связывает наступление администра­тивной ответственности с такими признаками, как неоднократность, повторность. Неоднократность — это совершение однородного деяния несколько раз. Важно понимать, что неоднократные деяния в данном случае составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько одно­родных деяний, каждое из которых в отдельности образует состав административного проступка, принято говорить о повторности. Повторность — это совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

    3. Субъект административного правонарушения. Субъектом административного правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица.

    Ответственность физических лиц. Меры административной ответственности могут быть применены как гражданам Российской федерации, так и к иностранным гражданами лицам без гражданства. Возраст административной ответствен­ности установлен в 16 лет.

    Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временном расстройства душевной деятель­ности, слабоумия или ином болезненного состояния.

    Законодательство об административных правонарушениях иногда выделяет другие категории лиц (специальных субъектов) по особенностям правового положения, профессиональным, социаль­ным функциям, состоянию здоровья, принадлежности к религиозным объединениям. Для некоторых категорий лиц (долж­ностных лиц, водителей, работников торговли и др.) предусмотрены дополнительные основания административной ответственности, составы, которые могут совершаться только этими лицами.

    Законодательство определяет категории лиц, для которых пре­дусмотрено ограничение административной ответственности:

а) ограничения, касающиеся административного ареста: эта санкция не может быть применена к беременным женщинам. женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп. К лицам, для которых охота является основным источником сущес­твования, не может применяться возмездное изъятие и конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов. а также лишение права охоты. За редким исключением не может применяться к лицам, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, такая санкция, как лишение права управления транспортным средством;

б) военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные за редким исключением несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и администра­тивный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами;

в) ограничения административной ответственности устанавлива­ются для судей, прокуроров; депутатов представительных органов власти и др.;

г) административная ответственность не может применяться к иностранным гражданам, обладающим дипломатическим иммунитетом.

    Административная ответственность юридических лиц. Возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности является серьезной проблемой. Нигде, за исключением Земельного кодекса РСФСР, прямо об административной ответственности юридических лиц не говорится, а указывается, что они несут ответственность в административном порядке, что не одно и то же.

    Законодательство об административной ответственности юридических лиц в единую систему пока не сложилось, поэтому данная проблема еще требует серьезной научной и законодательной проработки.

    4.  Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение нарушителя к деянию и пос­ледствиям.

    К административной ответственности применимо классическое определение форм вины (рис. 2)

    Деяние считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало антисоциальность своем действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их наступления.

    Косвенный умысел будет налицо, когда лицо сознавало антисоциальный характер своего деяния, предвидело его обществен­но опасные последствия, но, хотя и не желало, но сознательно допускало их наступление.

 


Рис. 2. Формы вины

   

     Неосторожность в форме самонадеянности присутствует в том случае, когда лицо предвидело возможность наступления пос­ледствий своего общественно опасного деяния, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить. Когда же лицо не предвидело возможность наступления таких последствий, но могло и должно было их предвидеть, принято говорить о неосторожности в форме небрежности.

    Если лицо не могло или не должно было предвидеть наступление последствий, речь идет об отсутствии административного правона­рушения.

    Необходимо отметить, что большинство составов административных проступков может совершаться как с неосторож­ной, так и с умышленной формой вины.

 

Виды административных правонарушений

 

    Достаточно большое количество составов административных правонарушений содержит особенная часть КоАП РСФСР, однако, как уже было сказано, перечень этот далеко не исчерпывающий, так как, во-первых, значительное число составов административных проступков предусмотрено в специальных нормативных актах, а во-вторых, органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований обладают правом нормотворчества в этой сфере.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!