Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Теория управления»»

/ Теория управления
Конспект, 

Оглавление

1.  Становление российской государственности в период до XVII века

События конца 15 - начала 17 в. вошли в историю России под названием Смутного времени. Это был глубокий кризис общества и гос-ва, своими корнями уходивший в эпоху Ивана IV. Непосредственным поводом к ее началу стал династический кризис. Иван IV в припадке гнева избил своего старшего сына и наследника Ивана, вскоре после этого скончавшегося. В Угличе при до конца не выясненных обстоятельствах погиб младший сын Ивана Грозного царевич - Дмитрий. После смерти Ивана IV престол занял его средний Фёдор. В 1598 г. Федор умер, не оставив наследника. Династия Рюриковичей прервалась. На Земском соборе 1598 г. цapём был избран Борис Годунов.      

Новый царь стремился к достижению компромисса с различными слоями феодального класса. Борис Годунов не являлся, с точки зрения современников, «природным царем», а сам факт его избрания на царство скорей не укреплял, а ослаблял самодержавие. Десакрализация царской власти стала питательной почвой для самозванства. Самозванство стало одним из наиболее ярких проявлений кризиса российской государственности периода Смутного времени.

После убийства Лжедмитрия 1 царем на Земском соборе был избран Василий Шуйский. Ему пришлось править в обстановке борьбы за власть княжеско-боярских кругов, обострившихся противоречий между провинциальным и столичным дворянством, народ. выступлений, нараставшей польско-щведской интервенции. В июле 1610 г. Василий Шуйский был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи. Власть полностью перешла к Боярской думе, которая образовала правительство из семи виднейших бояр во главе с князем Мстиславским. Это правительство получило название «Семибоярщина»

Инициатива создания второго ополчения принадлежала нижегородцам осенью 1611 г. земский староста Кузьма Минин призвал горо­жан подняться на борьбу с интервентами и с этой целью начать. Сбор средств. Военным руководителем ополчения был назначен князь Дмитрий Пожарский. В апреле 1612 г. оно остановил ось в Ярославле, и было сформи­ровано временное правительство - Совет всей земли, куда вошли представители духовенства, Боярской думы, выборные от дворян и городов. Были организованы и правительственные учреждения - приказы. Второе ополчение 1612 r. освободило Москву от интервентов.

После изгнания поляков состоялся земский собор. Его основной задачей было избрание нового царя. Собор сразу же постановил не избирать на царство иноземцев. Выбор Земского собора пал на Михаила Романова, приходившегося родственником угасшей династии Рюриковичей; 21 февраля 1613 г. Он был избран на Земском соборе царём всея Руси.

Восстановление царской власти не прекратило Смуту. На Юге обосновался казачий атаман Заруцкий, намеревавшийся провозгласить царём сына Лжедмитрия второго. Продолжались так же военные действия с Польшей и Швецией. Летом 1614 г. Войско Заруцкого было разбито, сам он казнён. В 1617 г. Россия и Швеция подписали мирный договор. Король Польши не хотел признавать Михаила Федоровича законным царем.

Осенью 1618 г. он послал в Россию с войском королевича Владислава, продолжавшего считать себя московским царем. Не сумев захватить Москву, Владислав был вынужден начать переговоры. В декабре 1618 г. между двумя странами была заключено Деулинское перемирие, прекратившее многолетнюю польскую интервенцию. Смута была завершена, на Российское гос-во вышло из нее, ослабленным.

2.  Развитие государcтвеного управления в XVII

 

Утверждение новой династии в России совпала с восстановлением сословно-представительной монархией. Российскую монархию 17 в. часто называют «самодержавием с Боярской думой». Для 17 века характерна тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой: многие ее члены выполняли, обязанности судей приказов, воевод, находились на дипломатической службе и т.д, Во второй половине ХУП в. значение Земских соборов и Боярской думы начинает падать.

В правление Алексея Михайловича (1645-1676) четко обозначается новая тенденция в развитии политического строя страны - постепен­ный переход, от сословно-представительной монархии к абсолютной. В январе 1649г. на Земском соборе было принято Соборное уложение, где главное внимание уделялась судопроизводству и уголовному праву

Во второй половине 18 в. перестают созываться Земские соборы. Цари теперь ограничиваются проведением гос. совещаний по различным вопросам. Но 1680-х г.г. и эти совещания перестают созываться. Таким образом, отмирает важнейший сословно представительной орган Российского гос-ва.

В конце 17 в. Изменяется и положение боярской думы. К этому моменту боярской она оставалась только по названию. Половина её членов было выходцами из дворян или представителями других сословий.

В 1682 г., в правление Федора Алексеевича было. Ликвидировано местничество. Отмена местничества нанесла сильный удар по бояро-княжеской аристократии в государственном управлении.

На 17 в. приходится, рассвет приказной системы управления. Первую, самую большую группу приказов как органов центрального гос. управления образовали приказы общегос. значения, подразделившиеся на административные. Особое место в системе гос. управления nринадлежало Приказу тайных дел. Фактически его, возглавлял сам Алексей Михайлович. Приказ являлся личной канцелярией царя, где разрешались важнейшие гос. вопросы в обход Боярской думы. Он контролировал деятельность других приказов. Приказ тайных дел ведал также политическим сыском. Упразднен он был после смерти Алексея Михайловича.

Характерными особенностями приказной системы управления являлись пестрота и неопределенность функций приказов. За все время ее существования так и не был подготовлен акт, к-ый бы регламентировал организацию и порядок дея-ти приказов в обще государственном масштабе.

Во главе приказа стоял начальник, именовавшийся, как правило, судьей. Иногда возглавлявшее приказ лицо носило специальное наименование - казначей, печатник, дворецкий, оружничный и т.д. Судьи приказов назначались из членов Боярской думы: бояр, окольни­чих, думных дворян, думных дьяков. Широкое распространение получила практика, когда одно и тоже лицо одновременно возглавляло несколько приказов.   

Развитие приказной системы породило обширное, бумажное дело­производство, которое востребовало людей с опытом

канцелярской работы. Поскольку судьи приказов такого опыта порой не имели, в помощники им назначались дьяки. Дьяки комплектовались из родового дворянства, верхушки посада и даже из лиц духовного звания. Они фактически вершили дела в приказах и за свою службу награждались поместным окладом, и получали денежное вознаграждение Дьякам подчинялись канцелярские служители - подьячие.

В крупных приказах складывалась разветвленная, внутренняя структура. Приказы подразделялись на столы, а столы – на повытья. Стол возглавлялся дьяком, повытье старшим подьячим. Некоторые приказы делились только на повытья, которые чаще всего образовы­вались по территориальному признаку, имели порядковый номер или носили название по имени, возглавлявшего их подьячего.

В приказах сложилась особая система управления большинство дел рассматривалось судьями или заменявшими их дьяками единолично, а спорные дела подлежали коллегиальному обсуждению. Крайней степени достигла централизация управления в приказах решались не только важные, но и второстепенные дела. К концу 17 в. громоздкая и неповоротливая система приказов начала приходить в несоответствие с потребностями формировавше­гося абсолютистского гос-ва.

В 17 в. продолжали функционировать губные, и земские учреждения. Однако теперь они были подчинены назначенным из центра воеводам, которые стали основным звеном местного управления. Воеводы назначались из числа бояр, дворян и детей боярских Разрядных приказом и утверждались в должности царем и Боярской думой. При воеводе находилась приказная, или съезжая, изба. Делопроизводство вел дьяк. В штат приказной избы входили подьячие. Иногда приказная изба имела структурные подразделения – столы, возглавляющие подьячими. Воевода исполнял, распоряжения центральной власти, следил за соблюдением порядка, ведал городским и дорожным делом, отвечал за сбор налогов набирал на государственную службу служилых людей, надзирал за деятельностью губных и земских старост. В разной степени подчинения у него находился ряд должностных лиц: осадные, объезжие, острожные, засечные, казачьи, ямские, пушкарские, таможенные и кабацкие головы. Система воеводского управления, позволившая усилить государственную власть на местах сразу после Смуты, к концу 17 в. нуждалась в существенном обновлении.

В 17 в. территория Российского гос-ва значительно увеличилась за счет включения в него Левобережной Украины (с Киевом) и Сибири. Украина в составе единого Российского, гос-ва обладала значительной автономией, имела особые управление, войско, суд, налоговую систему и т.д. Главой Украины считался гетман, избиравшийся на Ка­зачьим раде и утверждавшийся царем. Гетман осуществлял верховное управление и суд. Совещательным органом при гетмане была Генеральная старшина, состоявшая из казацкой верхушки. Территория Украины в административном отношении делилась на полки во главе с выборными или назначенными гетманом полковыми. Полки делились на сотни. В полковых и сотенных городах население избирало городовых атаманов. В городах с преобладанием не казачьего торгово-ремесленного населения было, оставлено самоуправление.

Центрами русской административной и военной власти на территории Сибири становились укрепленные города-остроги (Енисейский, Красноярский, Илимский, Якутский, Нерчинский и др.). В 1637 г. для управления Сибирью был создан специальный Сибирский приказ. Местное управление осуществлялось воеводами с их аппаратом в каждом городе. В Сибири формировались крупные территориальные административные округа - разряды, воеводы которых контролировали деятельность воевод небольших городов. Главной функцией воевод была организация сбора натуральной дани пушниной - ясака. Взыскивались также воеводские поминки - дополнительное обложение. Во внутреннюю организацию сибирских народов воеводы, как правило, не вмешивались.

 

 

3.  Управление в России с начала XIII века до 1917 года

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель - привести гос. строй и администр. управление в соответствие с новой социал. структурой, в к-ой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления "либеральной бюрократии" продолжить политич. модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистич. отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

Реорганизация местного управления. После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская. реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства), к-ые находились под контролем централ. и местной властей. Они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.

Городская реформа. "Городовое положение" 1870 г. создало в городах всесословные органы - городские думы, к-ые занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Они находились под строгим контролем правительственной администрации.

Судебная реформа. "Новые судебные уставы" 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда и его независимость. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие - в окружном. Особо важные гос. и политические преступления рассматривались в судебное палате. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судеб. практике.

Военная реформа. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет.

Реформы в сфере образования и печати. В 1864 г. были изданы "Устав гимназий" и "Положение о народ. училищах", регламентировавшие начальное и среднее образование. Наряду с гос.и возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам.

 В 1865 г. были введены "Временные правила" о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий.

Проведенные преобразования начали закладывать основу для эволюцион. пути развития страны. Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Логическим продолжением реформ 60-70-х годов XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в конце 70-х годов министром внутр. дел генералом М.Т. Лорис-Меликовым. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса.

Александр III. Новый император, как и его предшественник, рано приобщился к гос. делам, проявил себя как незаурядный военный. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели.

Александр III отверг предложения М.Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест "О незыблемости самодержавия". В августе последовало "Положение о мерах к сохранению гос. безопасности и общественного спокойствия". "Либеральные бюрократы" были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике.

В 1890 г. новое "Положение о губернских и уездных земских учреждениях" во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. "Городовое положение" 1892 г. укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.

В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.

В целом во внутренней политике второй половины XIX в. проявлялись и прогрессивные, и реакционные тенденции. Несмотря на контрреформы, правительству Александра III все-таки не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса. Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязанное состояние крестьян.

В XX столетие Россия вошла в статусе абсолютной, неограниченной монархии. Ее политическая система не отвечала экономическим и социальным реалиям и требовала коренного обновления. Большие надежды в этом отношении в российском обществе связывались с вступлением на престол Николая II (1894—1917). Однако уже в одном из первых своих публичных обращений разговоры о создании представительного правления в России император назвал «бессмысленными мечтаниями».

Отказ от конституционных реформ в сочетании с нежеланием удовлетворить социальные требования рабочих и крестьян и военными поражениями вверг Россию в пучину революции, начавшейся в январе 1905 г. Она наконец заставила правительство пойти на создание представительного органа власти. 6 августа 1905 г. был подписан Манифест об учреждении Гос. думы. Но вопреки первоначальным обещаниям дума наделялась не законодательными, а лишь законосовещательными полномочиями. Кроме того, избирательных прав лишались наемные рабочие. Подобная уступка не могла остановить нарастания революционного движения. Во время Октябрьской стачки С.Ю. Витте сумел убедить Николая II дать Гос. думе законодательные полномочия, а также увеличить число людей, имеющих право голоса на выборах в нее. Так появился знаменитый Манифест 17октября 1905 г. «Об усовершенствовании гос. порядка», положивший начало российскому парламентаризму.

После 1905 г. начинает формироваться партийная система. Первые политические партии возникли еще в XIX в., однако действовали они нелегально. Отсутствие демократических свобод и возможностей для нормальной политической дея-ти привело к тому, что первона­чально появились партии социалистической и революционной ори­ентации, национальные партии, и только после начала революции 1905—1907 гг. стали создаваться политические партии, выражавшие интересы буржуазно-помещичьих кругов. Лишь несколько партий превратились в достаточно крупные общероссийские политические орг-ции.

В августе 1915 г. Николай II сместил с должности верховного глав­нокомандующего великого князя Николая Николаевича и возложил эту обязанность на себя. Обострение экономического кризиса, про­должающиеся неудачи на фронте, неспособность правительства спра­виться с нарастающими трудностями подрывали авторитет монархии, вызывали рост народного недовольства в стране. Николай II надеялся найти выход из создавшегося положения кадровыми перестановками. За время с начала войны и до свержения монархии в стране сменились четыре председателя Совета министров, шесть министров внутренних дел, три министра юстиции, три гос. контролера, два ми­нистра торговли и промышленности, четыре министра земледелия, три министра путей сообщения, четыре обер-прокурора Синода, че­тыре военных министра, три министра иностранных дел, два верхов­ных главнокомандующих и два начальника штаба Ставки. «Министер­ская чехарда» окончательно дестабилизировала положение в стране, система гос. управления была парализована.

 

4.  Государственное управление в советский период

 

Перестройка российской государственности на федеративных началах, осуществ­ленная большевиками на рубеже 1910—1920-х гг., позволила остано­вить дальнейший распад России и создать необходимые условия для восстановления единого многонац. гос-ва. Юридически Советская федерация была оформлена в январе 1918 г., когда III Всерос.съезд Советов принял резолюцию «О феде­ральных учреждениях Российской республики». На основе добров. союза народов учреждалась Рос. Советская Федера­тивная Социал. Республика (РСФСР).

10 июля 1918 г. V Всерос.съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР, где было шесть разделов: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Кон­ституции РСФСР; III. Конструкция совет.власти; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР.

Конституция провозглашала Совет.гос-во диктату­рой пролетариата, закрепляла первые экон.е преобра­зования совет.власти: национализацию земли, ее недр, лесов, промышленности, транспорта, банков. Гос. устройство РСФСР носило федеративный характер. Высшим органом власти объявлялся Всерос.съезд Советов. ВЦИК являлся полномоч­ным руководящим органом в период между съездами и формировал правительство — Совнарком, к-рый составляли возглавлявшие от­раслевые наркоматы народ.комиссары. Органами власти и управ­ления в губерниях, уездах, волостях и городах стали соответствующие съезды Советов и их исполнит.комитеты.

Правительством РСФСР являлся Совет народ. комиссаров. Кон­ституция РСФСР 1918 г. закрепила ответственность СНК перед Все­рос. съездом и ВЦИК и предоставила последнему право отме­нять или приостанавливать любое решение правительства.

В систему центр.гос. учреждений РСФСР вхо­дили наркоматы, к-рые являлись органами отраслевого управле­ния. Вскоре после II Всерос. съезда Советов в системе нарко­матов произошли частичные изменения. Создание сов. отраслевого аппарата управления завершилось к лету 1918 г. Конституция РСФСР утвердила систему центральных гос. органов в составе 18 наркоматов. Одновременно она оп­ределила правовое положение наркоматов и их руководителей.

Политика «военного коммунизма» в годы Гражданской войны характеризовалась активным вмешательством гос-ва в экономи­ческие процессы. Расширение масштабов Гражданской войны, переход к национали­зации целых отраслей промышленности обусловили дальнейшее усиление централизации управления. С конца 1918 г. началась перестройка аппарата ВСНХ. Значительную роль в нем стали играть главные управления и комитеты — главки, создававшиеся для руководства национализированными отраслями.

К началу 1920-х гг. на территории бывшей Российской империи су­ществовало несколько советских республик, находившихся в тесных договорных отношениях с РСФСР: Украинская, Белорусская, Азер­байджанская, Армянская и Грузинская ССР, Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная республики. Между ними сложились военно-политический, хозяйственный и дипломатический союзы. Особенность гос. управления этого периода заключалась в том, что управленческие структуры РСФСР выполняли роль общегос. органов для союза республик. Одновременно представители республик были включены в состав высших органов власти и управле­ния РСФСР.

Решение о необходимости разработки и принятия союзной Кон­ституции было принято I Всесоюзным съездом Советов в декабре 1922 г., а 6 июля 1923 г. ЦИК утвердил Конституцию СССР и она фак­тически вступила в силу. Тогда же были образованы Совнарком СССР и общегос. наркоматы. Окончательно Конституция СССР была принята II Всесоюзным съездом Советов 31 января 1924 г.

Формирование однопартийной системы породило процесс сращивания гос., сов. аппарата с партийным. Важнейшие политические и экономические вопросы сначала реша­лись на съездах партии, а уже затем проводились через съезды Сове­тов. Система партийных органов повторяла систему гос. органов. На высокие гос. должности назначались или избирались только члены партии. Со временем советские органы пре­вратились в рычаг управления гос-вом со стороны партии.

Как и большинство реформ, проводимых в России, предпри­нятая большевистской властью в начале 1920-х гг. в рамках нэпа экономическая реформа оказалась незавершенной. В конце 1920-х гг. в результате отказа верхов правящей партии от нэпа советское общество вступило в новый период политического и экономического развития, итогом к-ого явились командно-бюрократическая система и тоталитарный политический режим 1930—40-х гг. Именно в тоталитарной направленности теории и практики большевизма, в его стремлении насильственными методами соз­дать новое общество необходимо искать одну из главных причин установления тоталитарного режима в СССР.

Отмеченные выше особенности развития сов. гос. строя, связанные с начавшимся в конце 1920-х гг. процессом формирования административно-командной системы управления и усилением тоталитарных тенденций, в полной мере проявились в 30-е гг., определив на многие десятилетия характер развития сов. общества. Конституция 1936 г. внесла существенные изменения в систе­му высших органов власти. Прекратила существование прежняя система съездов Советов. Высшим органом гос. вла­сти стал Верховный Совет СССР, первые выборы в к-ый были проведены в декабре 1937 г.

По аналогии с прежним Союзным ЦИКом Верховный Совет СССР состоял из двух палат — Совета Союза и Совета Нацио­нальностей, в равной мере наделенных правом законодательной инициативы. Основной фор­мой работы Верховного Совета СССР являлись сессии, созывае­мые согласно Конституции два раза в год. Конституция 1936 г. по сравнению с первой союзной консти­туцией существенно расширила полномочия общесоюзных орга­нов. У союзных республик было изъято право на издание своих Кодексов законов, равно как и право решения вопросов трудового законодательства, законодательства о суде и административ­но-территориального устройства.

Специфику сов. строя составляло при­нятие совместных партийно-гос. нормативных ак­тов — постановлений ЦК ВКП(б) и Правительства СССР, имев­ших силу закона.

К концу 30-х гг. партия тратила остатки демократиз­ма и постепенно превращалась в полувоенную по своему устрой­ству и принципам организацию (в «орден меченосцев», по опре­делению Сталина), в к-рой все дела вершились узким кругом партийной элиты, а рядовые члены партии полностью были от­решены  от  выработки  парт.политики.  Под воздействием происходивших трансформационных процессов в сов. госу­дарственном строе менялся и полит. облик партии ком­мунистов.

Гос.управление в 30-е гг. функционировало на осно­ве пятилетних планов, имевших силу закона. Система гос.управления строилась в это время, так же как и позднее, на сочетании функционального (Госплан, Рабкрин, Комиссия ГОЭРЛО, ГПУ и др.) и отраслевого (отраслевые наркоматы) принципов руко­водства с преобладанием одного из них.

С началом ВОВ в связи с введением военного положения на всей европейской части страны (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г.) особая роль в системе гос. управления отводится военным властям. Эффективность работы сов. гос. управления в годы ВОВ во многом объяснялась максимальной централизацией системы власти и управления. В годы войны окончательно складывается культ личности Сталина.

В начале 1946 г. Сталин публично заявил о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма. Послевоенные годы отмечены рядом изменений в структуре гос. власти и управления. Изменения касались в основном положения и структуры органов исполн. власти. В марте 1946 г. на основании внесенных в Конституцию СССР изменений и дополнений Совет Народ. Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров СССР, совнаркомы союзных и автон. республик — в советы министров союзных и автономных республик.

Проводимые сразу после смерти Сталина первые реформы были связаны прежде всего с процессом десталинизации, преодолением последствий культа личности, изменением приоритетов во внутренней и внешней политике гос-ва. Усиленно подчеркивалась необходимость восстановления принципов кол. руководства.

Обстоятельства сложились так, что во главе этого процесса оказался Н. С. Хрущев, с именем к-ого связывают начало демократического обновления сов. общества.

Период после XX съезда партии был отмечен дальнейшей демократизацией жизни сов. общества. Именно в это время был осуществлен ряд мер по децентрализации управления, предусматривавших делегирование функций, ответственности и прав местным органам власти. Значительно расширены права союзных республик в экономической и правовой сферах. Только в 1954—1956 гг. из союзного подчинения в республиканское было передано свыше 15 тыс. предприятий. Активизировалось участие союзных республик в общегосуд. делах. В 1957 г. были приняты законы, предусматривавшие введение в состав Совета Министров СССР председателей Советов Министров ССР, а в Верховный суд СССР — председателей верх.судов союзных республик. Тогда же по решению Верх. Совета СССР была восстановлена национ. государственность балкарского, ингушского, калмыцкого, карачаевского и чеченского народов.

Смена руководства страной в середине 60-х гг., означавшая победу консервативных сил в верхних эшелонах власти, привела к дальнейшему усилению позиций партийно-гос. номенклатуры. Реформы Хрущева вели к значительному ослаблению руководящей роли партии в различных сферах управления, что вызывало раздражение и законный протест партноменклатуры. Через месяц после смещения Хрущева в ноябре 1964 г. Пленуме на ЦК КПСС было принято решение о ликвидации деления партийных организаций на «сельские» и «промышленные» и пе­рестройке их работы на основе прежнего территориально-произ­водственного принципа. Тем самым восстанавливалась в полном объеме вертикаль партийного руководства — ЦК, обком, райком. Одновременно с перестройкой партийных органов были реорганизованы на привычных для аппарата организац.основах советские, комсомольские и профс. орг-ции и учреждения. Параллельно с реорганизацией партийного и сов. аппарата брежневское руководство попыталось провести экономические реформы, в известном смысле позволяющие говорить о наличии в этот период в руководстве страны временного консенсуса между консерваторами и технократами. В 1977 г. была принята новая, четвертая по счету Конституция СССР. Идея быстрого перехода к коммунизму была заменена в ней новыми формулировками, которые обосновывали построение в СССР «развитого социалистического общества» и «общенародного гос-ва». В Конституции были закреплены новые формы «непосредственной демократии: всенародные обсуждения и референдумы. Гос.устройство СССР по новой Конституции осталось без каких-либо изменений. Расширялись права Верх. Совета СССР, к-ый наделялся правом высшего контроля за деятельностью гос. аппарата.

В конце 70-х — начале 80-х гг. усилилась консервация политических и гос. структур. Это сделало очевидной неспособность руководства страны вывести общество из кризиса, к-ый приобретал системный характер. Негативные явления во всех сферах жизни общества сопровождались нарастанием равнодушия, социальной апатии граждан.

В конце 80-х годов развитие демократических процессов способствовало созданию и росту новых общественных организаций, движений и инициатив, положило начало становлению многопартийности.

 

 

 

5.  Государственное управление в России в 1991-1993 годы

В начале 1991 г. Верховный Совет СССР принял и ввел в действие Закон «О собственности в РСФСР», к-ый возродил институт частной собственности в России. В июне 1991 г. Б. Н. Ельцин всенародным голосованием был избран первым Президентом России, что реально означало поддержку курса на радикализацию и ускорение проводившихся реформ.

К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового союзного договора. После августовских событий 1991 г. судьба Союза была решена. Большинство республик отказались от подписания союзного договора. Под воздействием «парада суверенитетов», «войны законов», других видов борьбы за власть, междоусобиц на местах Союз стал распадаться. Восемь республик заявили о своей независимости, а три прибалтийских вышли из состава СССР. В декабре 1991 г. лидеры РФ, Украины и Белоруссии (стран-учредителей СССР), собравшись в Беловежской пуще, заявили о прекращении Союзного договора 1922 г. Было объявлено о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), первоначально объединившего 11 бывших союзных республик (без Грузии и Прибалтики). Тем самым СССР прекращал свое существование. Президент СССР Горбачев ушел в отставку. Начался новый сложный период воссоздания российской государственности.

Выборы в декабре 1993 г. новых органов гос. власти и принятие новой Конституции РФ заложили правовые основы новой российской государственности, открыли новый этап демократ. обновления России.

Конституция РФ провозгласила российское государство демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1 Основного закона). Носителем суверенитета и единственным источником власти в России согласно Конституции является многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления. Конституция отвергает любые формы незаконного захвата власти или присвоения властных полномочий, которые согласно статье 3 должны преследоваться по федеральному закону.

Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика к-ого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ 1993 г. закрепила в качестве основного принципа осуществления гос. власти разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. В рамках разделения властей Конституция предусматривает независимость и самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах установленных полномочий.

Согласно новой Конституции (ст. 11) государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы гос. власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Содержание Конституции позволяет говорить о преобладающей роли президента в системе гос. власти и управления, что явилось, безусловно, отражением борьбы в высших эшелонах власти в период принятия Основного закона страны.

Законодательную власть в РФ согласно Конституции осуществляет Федеральное Собрание — парламент РФ, состоящий из двух палат. В верхнюю палату — Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти. Нижняя палата — Гос. Дума состоит из 450 депутатов.

 

6.  Научные школы управления

Всю историю  развития   экономической   науки  можно разделить на 3  этапа:

1 этап. Экон. учение дорын. эпохи - включает экон. учения Др мира и средневековья. В это время экон мысли выражали философы и религиозные деятели. Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Экон знания не систематезированы, отдельной науки пока нет. Первая школа экон науки – меркантилизм (от итал. «меркани» – торговец). Основная сфера, создающая богатство – сфера обращения. Богатство страны приумножается  в результате внешней торговли. Мерк-изм в своем развитии прошел два этапа: монетаризм  и протекционизм. Представители мерк-зма: Т.  Мен, А.  Монкретьен, Ж-Б.  Кольбер; в России – Ордын-Нащекин, Петр I, И.  И.  Посошков. 3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, к-ые источником общ. богатства признавали пр-дство, причем только в сельском хозяйстве. Основоположник школы - Франсуа Кенэ.

2 этап. Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века в этот период сформировалась класс эконом. наука, начало к-ой было положено трудами Смита, а завершено трудами Милля. В экон. теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные постулаты класс экон науки: человек рассматривается только как «экономический человек», у к-ого есть лишь стремление к собственной выгоде; все равны как перед законом; каждый эконом. субъект полностью осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов (труд и капитал могут свободно перемещаться); эластичность числен. рабочих по зараб. плате (ЗП) меньше единицы, т. е. увеличение ЗП, ведет к увеличению раб. силы и наоборот; единственная цель капитала - получение максим. прибыли; ЗП определяется спросом и предложением на рынке труда; увеличение богатства происходит через накопление капитала. Марксистское экон. учение вышло на арену с середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени. В главном своем произведении «Капитале» Марксом дано достаточно глубокое теорет. отражение условий развития капитализма 18-19в. Однако нек-ые положения или устарели, или изначально были ошибочным

3 этап. Период развития учения о регулировании рын. экон 30-х гг. 20 века. Принцип экон. либерализма обнаружил свою несостоятельность, появилась идеи соц.контроля общества над экономикой (кейнсианство, неокейнсианство). Кейнс доказал необходимость гос. рег-ния эк-ки. Опирался на то, что рын. эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва не может быть равновесной при полной занятости, т. к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Альтернативное направление - Неолиберализм - сторонники к-ого отстаивают принцип саморегулирования. Во-1, они исходят из того, что рынок как наиболее эффект. система хоз-тва создает наилучшие условия для экон роста; Во-2, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экон дея-ти. Гос должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия не соблюдаются. В середине 50-х гг. возникла неолиб школа - монетаризм - экон теория в к-ой денежная масса играла роль определяющего фактора (изменение кол денег ведет к изменению объема производства). Лидер монет Фридман попытался доказать вредность излишней регламентации и вмешательства гос-тва в экон. Сторонники считают, что рын.механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между пр-вом и потреблением. Вмешательство гос может вызывать нарушение равновесия, снижение экон эф-сти. Другое направл - неокейнсианство - выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику. В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания гос. регулирования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д. Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть -  в сочетании гос. и рын. регулирования эк-ки. Сочетание гос. производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику.

7.  Сущность, содержание и характеристика управления. Взаимосвязь понятий «управление», «руководство» и «менеджмент»

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рын. эк-ки, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффект.производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимал.результатов.

Управление - это процесс планирования, орг-ции, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей орг-ции (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, орг-ции, мотивации сотрудников и контроля.

В последние годы понятие "менеджмент" прочно вошло в наш обиход, стало привычным для российской деловой жизни и нередко используется наряду и наравне с понятием "управление". Более того, русское слово "управление" и английское "менеджмент" некоторые авторы считают синонимами. В действительности содержание этих терминов несколько различается, в связи с чем следует подробнее остановиться на этом.

Термин "управление" традиционно используется во всех социально-экономических, технических, биологических и других системах.

В то же время, употребляя, термин "менеджмент", мы должны следовать установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. Имеет место новая философия, действуют иные системы ценностей и приоритетов. Речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. При этом адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемого на базе индустриальной орг-ции производства или коммерции.

В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой - в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно то, что:

субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления;

объект управления получает данные импульсы и действует в соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации.

Руководство  -  это  целенаправленная деятельность менеджера, к-ый возглавляет некую организацию (предприятие), которая осуществляется с помощью методов и функций менеджмента, коммуникаций, при помощи принятия личных управленческих решений.

Руководство  в менеджменте -  это  процесс властного влияния одного работника (руководителя) на трудовую деятельность других.

Следует также заметить, что если термин "менеджмент" употребляется применительно к предпринимательским структурам, то для других целей за рубежом используются иные термины, например: government administration - государственное управление и public administration - общественное управление. В наших условиях для этого следует употреблять термины "организация", "управление" и "администрирование". Тем не менее гос., общественные и иные орг-ции также должны использовать некоторые принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат, высокой эффективности функционирования и гос. регулирования. Для более глубокого уяснения сущности понятия "менеджмент" следует уточнить некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое содержание.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!