Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Теория управления»»

/ Теория управления
Конспект, 

Оглавление

1.  Территориальная организация общества. Территория как объект управления

 «Территориальная организация общества» - в широком смысле слова это понятие охватывает все вопросы, касающиеся территориального разделения труда; размещения производительных сил; региональных различий в производственных отношениях; расселения людей; взаимоотношения общества и окружающей среды; региональной социально-экономической политики; места региона в международном и общегосударственном разделении труда. Выделяют и такое понятие, как «региональное разделение труда»- специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими.

Необходимо иметь представление и о следующих терминах.

Промышленный узел - группа предприятий различных отраслей, сосредоточенных в одном месте, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспомогательные объекты и сооружения.

Агломерация – территориально-хозяйственное сочетание, которое:

- возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;

- отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;

- оказывает решающее влияние на экономику и социальную хизнь окружающей территории;

- показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) - значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологическую цепочку, комплексно использующих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.

Межотраслевой территориальный комплекс – интегрированные на территории отраслевые производства, входящих одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющие единую программу развития.

Экономический район – целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны. По своему внутреннему содержанию термин соответствует более гибкому понятию «регион».

Экономические зоны – группы укрупненных районов, выделяемые по ряду признаков (территориальному, природно-сырьевому, географическому и т.д.).

Территория муниципального образования – земли таксономических единиц, городов, поселков, районов, сельских округов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны (отдыха) и земли, необходимые для развития населения.

 Вопросы установления и изменения границ решаются представительным органом самостоятельно с учетом населения, исторических традиций, природных, экономических и демографических факторов. Эти вопросы так же могут решаться по инициативе органов власти субъектов федерации.

 

 

2.  Межрегиональные связи. Отраслевая структура размещения экономики.

Межрегиональные   связи  – один из важнейших рычагов развития экономики региона, который позволяет обеспечивать омские предприятия необходимым для производства сырьем и комплектующими материалами, содействует обеспечению устойчивых поставок на омский рынок товаров, которые не производятся на территории области.

В современных условиях возрастает значение межрегионального обмена. При анализе современного уровня развития межрегиональных экономических связей (МЭС) и оценке их на перспективу критерием результативности может служить максимальное удовлетворение потребностей отраслей региона в необходимых ресурсах, а его населения — в товарах и услугах, как за счет собственного производства, так и за счет ввоза из других стран и областей. Перспективы участия регионов, субъектов РФ в международном разделении труда в условиях либерализации внешнеэкономической деят-ти определены Указом Президента РФ «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» (от 3 июня 1996 г.).

Государственное регулирование внешнеэкономической деят-ти (ВЭД) предусматривает уровни: межгосударственный, федеральный, региональный, локальный.

Система государственного регулирования ВЭД включает: программные методы: межправительственные договоры, госзаказ, госконтракт, федеральные, региональные программы; экономические методы: прямое регулирование, лицензирование, квотирование, дотации и субвенции, прямое финансирование, централизованные вложения; косвенные методы: регулирование цен, таможенное регулирование, страхование валютных рисков, страхование экспортных кредитов. Программно-целевой метод управления развитием внешнеэкономической деят-ти региона предполагает разработку долгосрочных договоров, соглашений о сотрудничестве с территориально-экономическими структурами стран дальнего и ближнего зарубежья; решение важных народно-хозяйственных задач на основе последовательного включения отраслей специализации в систему мирохозяйственных связей.

Отраслевая структура размещения экономики (на примере РФ):

Базовые межотраслевые комплексы промышленности – это комплексы топливно-энергетический, металлургический и лесостроительных материалов.

Топливо и электроэнергия - важнейшие факторы жизнеобеспечения страны и каждого региона. Будучи ресурсами многоцелевого назначения, они создают широкую материально-производственную основу развития всей экономики и ее различных территориально-хозяйственных образований (промрайоны, узлы, ТПК и т. д.).

Топливно-энергетический комплекс — главное опорное звено народного хозяйства. Наряду с ТЭК важная роль принадлежит межотраслевым комплексам металлургии и лесостройматериалов, которые обеспечивают регионы основными конструкционными и строительными (инвестиционными) материалами, формируя основную массу преобладающей в хозяйственном обороте промежуточной продукции.

В России сосредоточено 48 трлн. м3, или 2/5 мировых разве-данных запасов, природного газа (потенциальных - втрое больше), огромные ресурсы — около 20 млрд. т — нефти и газового конденсата (1/7 мировых запасов), 6,4 трлн. т общих геологических запасов угля (более половины — на глубине до 300 м), причем 2/3' каменного (в том числе 10% — коксующихся марок), свыше 273 млн. кВт потенциальных гидроэнергоресурсов, почти 56 млрд. т разведанных ресурсов железных руд, 73 млрд. м3 запасов древесины (гослесфонд) и т. д.

 

3.  Региональная структура управления.

Региональное управление - это регулирование поведения  управляемого объекта (государств. и негосударственного) региональными  органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деят-ти объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов и т. д.

Органы регионал. управления можно разделить на две основные группы.

 1. Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы министерства по налогам и сборам, министерства по антимонопольной политике, территориальные управления Центр. Банка и др.). Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).

2. Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.

 Поскольку регионы РФ имеют не только особенное, но и много общего в составе региональных экономических систем и, несмотря на значительное разнообразие региональных структур управления, в них можно выделить типовые, общие для всех регионов структуры управления.

 В структуре органов управления производственно-экономической и бюджетно-финансовой сферах региона обычно выделяются:  финансовое управление; управление экономики (экономики и прогнозирования, экономического развития, экономического развития и торговли и т.д.); - комитет по управлению имуществом (имущественным отношениям и др.);  управление по внешнеэкономическим связям;  комитет по инвестициям;  управление цен; - департамент транспорта;  департамент промышленности;  департамент агропромышленного комплекса;  управление ЖКХ;  другие.

 В управлении социальной сферой:  управление здравоохранения; - управление образования (образования и науки); - управление культуры; - комитет по физкультуре и спорту; - управление по делам молодежи; - управление социальной защиты населения; - комитет по труду; - департамент занятости  - другие.

 В управлении инфраструктурой региона: - управление капитального строительства; - управление архитектуры и градостроительства; - управление автодорог; - государственный архитектурно-строительный надзор; - другие.

В управлении ресурсной сферой региона: - комитет по земельным ресурсам; - комитет по охране окружающей среды и природным ресурсам; - управление лесами; - управление водного хозяйства; - другие.

 Указанные управленческие структуры в соответствии с федеральным и региональным законодательством осуществляют весь процесс управления соответствующей сферой или отраслью экономики региона - анализ потенциальных возможностей региона в данной сфере или отрасли; прогнозирование направлений развития; определение целей, приоритетов, задач развития; выработку стратегии развития; разработку и реализацию планов, целевых комплексных программ развития сферы или отрасли, разработку методов управления, непосредственных управленческих воздействий, организацию финансирования.

 

4.  Макроэкономические цели и показатели экономического развития национальной и региональной экономики

Макроэк-ка- это наука, & заним-ся изучением совместной деят-ти всех хоз-щих субъектов национальной эк-ки, а также изучением ее обобщающих рез-тов.

В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей — становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

Макроэкономические  показатели нац.экономики:

СНС (система национальных счетов) –это система взаимосв-х показателей развития эк-ки на макроуровне. Она вкл в себя валовый нац-ый продукт, чистый нац-ный продукт, нац-ный доход. На основе СНС разраб-ся эк-кие модели и прогнозы в области налогообл-ния, кредитования, темпов эк-го роста, формирование бюджета.

Различают валовый внутренний продукт ВВП и валовый нац. продукт ВНП. ВВП – это совокупная рыночная ст-ть товаров и услуг, произведенных внутри страны хозяйствующими субъектами вне завис-ти от национальной принадлежности. ВНП –это совокупная рыночная ст-ть товаров и услуг, произведенных нац-ной эк-кой за отчетный период. ВВП и ВНП выражены в ден. эквиваленте.

Развитие региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей.

В качестве целей экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, равенство возможностей.

На уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

-  ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

-  средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

-  уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

- равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной.

 

5.  Конституционные основы российского общественного и государственного устройства.

Ст.1. Конституции РФ гласит: РФ - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Эта статья в наиболее общем виде закрепляет обобщ. хар-ку Рос. гос-ва и яв-ся ярким примером нормы-дефиниции, присущей отечеств. Конституц. праву, особенно первой главе Осн. Закона:

1.Демократическое гос-во. Демократия (от греч. demos - народ + kratos - власть) - это власть народа, т.е. политич. режим, характериз-ся в первую очередь периодич. сменяемостью избираемых населением органов публичной власти. В РФ на сегодняшний день к числу избираемых органов власти относятся Президент России, нижняя палата Фед. Собр. - ГД, законод. (представит.) органы гос. власти субъектов Федерации, больш-во органов МСУ. Выборы осуществ-ся периодически, на основе всеобщего равного, в основном прямого избират- права, выдвижение кандидатов на выборные должности осуществ-ся на альтерн. основе. При выборах применяются в различных сочетаниях мажоритарная и пропорц. избирательные системы. С этих формальных позиций РФ может считаться демократическим гос-вом. Вместе с тем отказ от избрания населением губернаторов (глав) субъектов Федерации, введение полностью пропорц. избират. системы и увеличение порогового числа голосов избирателей при прохождении списков кандидатов на выборах депутатов ГД, отказ от непосредств. избрания населением субъектов Федерации членов верхней палаты парламента – свид-во частичного отказа от ряда преимуществ демократич. режима.

2.Федеративное гос-во. Гос-ва мира по своему политико-территор. Устр-ву делятся на федеративные (т.е. сложные по составу, включающие в себя относительно самост. гос-ные образ-я, называемые субъектами федерации (штаты, кантоны, земли т.д.), и унитарные, т.е. простые по составу, разделенные на несамостоят. администр.-территор. единицы, подчиненные единому центру.

3.Правовое государство. Это наиболее противоречивая хар-ка Рос. гос-ва, закрепл. действ. Конституцией. Правовое гос-во – гос-во, в кот. власть максимально ограничена естеств. и неотчужд. правами и свободами человека и гражданина, это либер. гос-во или «государство - ночной сторож».

4.Республиканская форма правления. Республика в отличие от монархии - это форма правления, при кот. верховная власть в гос-ве принадлежит выборному коллегиал. или единолич. органу гос-ва. Применительно к России речь идет о главе гос-ва в лице Президента. Исторически Россия сформировалась как монархия, в которой главой гос-ва пожизненно являлся монарх, получающий власть по наследству. Однако в результате отречения последнего рос. имп. Николая II от престола 28 февраля 1917 г. и последовавших за этим двух соц. революций монархич. форма правления в нашей стране оказалась невозможной. В итоге Россия превратилась в республику, неоднокр. менявшую в ходе историч. развития св. сущность, представл. собой сегодня республику смешанного (или полупрезидентского) типа, к каковым относится больш-во развитых гос-в мира.

 

6.  Конституционно-правовой статус личности и гражданина в РФ.

Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики России как прав. гос-ва: высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы. Основные права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения (ч.2 ст. 17 Конституции РФ). Если правовой статус - это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности соответствующего субъекта правоотношений, то конституционно-правовой статус личности - это совокупность лишь основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; нормы конституционного права устанавливают основы правового статуса личности.

Конституц. права и свободы человека и гражданина имеют след. особенности:

- они являются исх. пунктом для установления других прав, свобод и законных интересов в отраслевом (специальном) законодат-ве;

- для них характерна высокая степень обобщения и распространения;

- в основе их возникновения лежат не конкретные юридические факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве РФ;

- они обеспечиваются повышенной правовой охраной.

Личные (гражданские) права и свободы - это те права и свободы, кот. составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, предоставляют конституц. защиту всех сфер частной жизни человека от непомерного и неправомерного вмешательства гос-ва и других лиц.

Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам рос. общ-ва независимо от наличия или отсутствия гражданства РФ.

К личным правам и свободам человека и гражданина Конституция РФ относит:

- право на жизнь;

- достоинство личности;

- право на свободу и личную неприкосновенность;

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

- неприкосновенность жилища;

- право на определение и указание национальной принадлежности, использование родного языка;

- свободу передвижения и выбора места жительства;

- свободу совести и вероисповедания, право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой;

- свободу мысли и слова;

- право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь, процессуальные гарантии и др.

Составной частью прав. статуса того или иного субъекта правоотношений наряду с правами являются и обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность. Конституция РФ содержит след. обязанности человека и гражданина, конкретизированные и детализированные в отрасл. законод-ве: соблюдать Конституцию РФ и законы; уважать права и свободы других лиц; обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях; обязанность каждого получить основное общ. образ-е и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня; заботиться о сохранении историч. и культур. наследия, беречь памятники истории и культуры; платить законно установл. налоги и сборы; сохранять природу и окруж. среду, бережно относиться к природным богатствам; обязанность граждан РФ защищать Отечество.

 

7.  Гражданство РФ: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения.

Гражданство РФ - устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Вопросы гражданства РФ регулируются Конституцией РФ, м/ународными договорами РФ, ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ (в ред. Фед. законов  от 12.11.2012 N 182-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ними другими норм. прав. актами РФ:

Гражданство РФ приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство РФ;

в) в результате восстановления в гражданстве РФ;

г) по иным основаниям, предусм. настоящим ФЗ или м/ународным договором РФ.

1. Иностр. граждане и лица б/гражданства, достигшие возраста 18 лет и облад. деесп-ю, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражд-во РФ в общ. порядке при усл., если указ. граждане и лица:

а) проживают на терр. РФ со дня получения вида на жит-во и до дня обращ-я с заявл. о приеме в гражд-во РФ в теч. 5 лет непрерывно, за искл. случаев, предусмотр. ч. 2 ст. 13 наст.ФЗ.;

б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностр. гос-ва с заявл. об отказе от имеющегося у них иного гражд-ва. Отказ от иного гражд-ва не треб-ся, если это предусмотрено. м/ународным договором РФ или настоящим ФЗ / если отказ от иного гражд-ва невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют рус. яз.;

2. Срок проживания на терр. РФ, установл. пунктом "а" части 1 ст. 13, сокращ-ся до 1 года при наличии хотя бы одного из след. оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в обл. науки, техники и культуры; облад. лицом профессией/квалификацией, представл. интерес д/РФ;

б) предоставление лицу политического убежища на терр. РФ;

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед РФ, может быть принято в гражд-во РФ без соблюд. усл., предусмотренных частью 1 ст. 13 ФЗ.

4. Граждане гос-в, входивших в состав СССР, проходящие не менее 3 лет воен. службу по контракту в ВС РФ, др. войсках или воинских формир-ях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражд-во РФ.

Гражданство РФ прекращается:

а) вследствие выхода из гражд-ва РФ;

б) по иным осн-ям, предусм. наст. ФЗ или м/ународным договором РФ.

 1. Выход из гражд-ва РФ лица, проживающего на терр. РФ, осуществ-ся на осн. добров. волеизъявления такого лица в общ. порядке, за исключ. случаев, предусм. ст. 20 наст. ФЗ.

2. Выход из гражд-ва РФ лица, прожив. на терр. ин. гос-ва, осуществл-ся на осн. добровол. волеизъявления такого лица в упрощ. порядке, за исключ. случаев, предусм. ст. 20 наст. ФЗ.

3. Выход из гражд-ва РФ ребенка, один из родителей кот. имеет гражд-во РФ, а др. родитель явл-ся ин. гражд. / единственный родитель кот. явл-ся ин. гражд., осуществ-ся в упрощ. порядке по заявлению обоих родителей / по заявлению единственного родителя.

Выход из гражд-ва РФ не допускается, если гражданин РФ:

а) имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное фед. законом;

б) привлечен компетентными органами РФ в кач-ве обвиняемого по уг. делу / в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражд-ва и гарантий его приобретения.

 

8.  Правовые акты управления: понятие, типология.

Акты упр-я являются правовыми, т.к. с их помощью достигается правовой результат, то есть осуществ-ся установление, изменение или отмена правовых норм, возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений, либо то и другое одновременно.

Правовые акты управления - это:

- юридические акты;

- исполнительные решения;

- авторитарные решения;

- подзаконные официальные решения;

- односторонние веления;

- умышленные волевые действия администрации;

- форма управленческой деят-ти;

- важная форма выражения, проявления компетенции государственного органа;

- видоизменяющие, устанавливающие, прекращающие общественные отношения;

- организующие решения.

Под правовыми актами управления следует понимать декреты, указы, постановления, распоряжения, указания и другие документы установленного вида, в устной или иной форме закрепляющие решения компетентных органов (должностных лиц), направленные на установление, изменение или отмену правовых норм, на возникновение, изменение или прекращение правовых отношений в процессе осуществления гос. упр-я.

Правовые акты управления многочисленны и разнообразны. Их особенности наиболее очевидны при классификации. Деление актов на виды возможно по различным основаниям. В научной лит-ре наиболее распростр. Яв-ся классификация по след. критериям:

- по юридическим свойствам: нормативные (регламентарные) и индивидуальные (нерегламентарные);

- по органам, их издающим;

- по времени действия;

- по порядку издания: коллегиальные и единоличные;

- по кругу субъектов, на которые распространяется.

По кругу субъектов, на кот. распростр-ся данный акт, выделяют:

- Индивидуальные;

- Нормативные;

- Смешанные.

Правовые акты управления могут издаваться в следующих формах:

- письменной;

- устной;

- конклюдентной - это действия лица, выражающие его волю, но не в форме письм. / уст. волеизъявления, а в поведении или иной форме, по кот. можно сделать заключение о таком намерении.

9.  Юридические лица как субъекты гражданского права, их виды.

Юр. лицо - это организ-я, кот. имеет в собств-ти, хоз-м ведении или оператив. упр-и обособл. имущ-во и отвечает по своим обяз-вам этим имущ-вом, может от своего имени приобретать и осущ-ть имущ-е и личные неимущ-е права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо - это организация:

Ограничение функций: - прошедшая гос. регистрацию, - имеющая учредит. док-ты, - утвердившая и зарегистрировавшая устав, - действующая в правовом поле

Контроль за деятельностью: - юридический адрес, - бухгалтерский учёт, - надзор - пожарный, ветеринарный и прочий

Материальные: - организационное единство, - внутренняя структура организации, - наличие органов управления, - наличие учредительных документов, - имущ. обособленность (обязательный учёт имущества на самостоятельном балансе либо по смете), - самостоят. гражданско-правовая ответственность (возм-ть обращ-я кредиторами взыскания на имущ-во юр. лица, а не на его учредителей/участников), - выступление в гражд. обороте и суд. органах от своего имени (фирм. наименование)

Формальный: государственная регистрация

Содерж. правосубъектности юр. лиц: возможность приобрет-я прав, юр. лицо отвечает за свои обязат-ва, имеет наимен-е, а также местонахождение. Сущ-ют треб-я закона к наимен-ю юр. лица, напр., в наимен-и должно содерж-ся указ. на организац.-прав. форму юр. лица, а касаемо некоммерч. организ-й - на хар-р их деят-ти. Местонахождение юр. лица опред-ся по гос. регистрации, если иное не предусм. законом. Законодатель устанавливает особое треб-е к хоз. общ-вам, данный тип юр. лиц должен иметь почт. адрес. Местонахождения юр. лица указ-ся в учред. док-те. Приобретение прав и обязанностей юр. лицом происх. посредством действий его органов (п. 1 ст. 53 ГК), а в установл. законом случаях юр. лицо может приобретать права и обязанности ч/з своих участников (п. 2 ст. 53 ГК). В содерж. правосубъектности юр. лица также входит возм-ть создавать филиалы и представ-ва, явл. обособл-ми подразд-ями юр. лица.

В зависимости от формы собственности: государственные и частные (негосударственные)

В данной класс-ции можно учесть прямую аналогию с принятым зарубеж. делением: юр. лица публичного права; юр. лица частного права.

 В зависимости от целей деят-ти: Коммерческие, Некоммерческие

По составу учредителей: Юр. лица, учредителями которых являются только юр. лица (союзы и ассоциации)

Только гос-е (унитарные предприятия)

Любые субъекты гражд. права (все остальные юр. лица)

По хар-ру прав участников выделяют организ-и:

на имущ-во кот. учред-ли имеют право собств-ти / иное вещное право (гос. и муниц. предпр., а также учрежд-я)

в отнош. кот. их участники имеют обязат-в. права (хоз. товарищ-ва и общ-ва, кооперативы)

в отнош. кот. их участники не имеют имущ. прав (общ. объед-я, религ. организ-и, фонды и объед-я юр. лиц)

В завис. от объема вещных прав организ-и выделяют юр. лица, облад. правом:

оперативного упр-я на имущество (учреждения, казённые предприятия)

хозяйственного ведения (гос. и муниц. предпр., кроме казённых)

собственности на имущество (все другие юр. лица)

10.         Административная и уголовная ответственности в сфере управления.

Административная ответственность - особый вид юр. ответственности. В то же время она является частью администр. принуждения и обладает всеми его качествами (осуществл. субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).

Любая реальная юр. ответственность имеет 3 основания: а) нормативное, (систему регулир-их ее правовых норм); б)фактическое (неправомерные деяния субъектов права); в) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам). Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все 3 ее основания. Согласно гл.19 КОАП администр. Ответств-ть за администр. правонарушения против порядка управления: самоуправство (то есть самовольное, вопреки установленному фед. законом или иным норм. прав. актом порядку осущ-я своего действит. или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юр. лицам), Умышл. повреждение или срыв печати (пломбы); Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы; Неповиновение законному распоряжению должн. лица органа, осуществл-го гос. надзор (контроль); Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществл-го гос. надзор (контроль); Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению администр. правонарушения; Непредставление сведений (информации); и др.

Посягательства на гос. упр.е, если они составляют преступление, подлежат наказанию в соответствии с УК РФ от 13 июня 1996 г. № 63–ФЗ (УК РФ). УК РФ предусматривает 21 состав преступлений против военной службы – от дезертирства до оскорбления военнослужащего. В гл. 30 УК РФ перечислены составы преступлений против гос. службы(это может быть распространено и на муниципальную службу), в частности злоупотребление должн. полномочиями, превышение должн. полномочий, отказ в представлении информации Фед. Собр. или Счетной палате, присвоение полномочий должн. лица, незаконное участие в предприним. деят-ти, получение и дача взятки, служебный подлог, халатность. Среди этих составов могут быть преступления, совершаемые не только гос. служащим. Так, присвоение полномочий должн. лица может совершаться как гос. служащим, так и обычным гражданином, который выдает себя за крупного начальника. В иных главах УК РФ, не относящихся к вопросам публичной власти и гос., муниц. службы, также предусмотрены составы преступлений, кот. совершаются субъектами публичного упр-я. Такие составы есть в главах, предусматривающих наказания за экономич. преступления (гл. 22), за преступления против обществ. безопасности (гл. 24), экологич. преступления (гл. 26), преступления против безопасности движения на транспорте (гл. 27), против основ конституц. строя и безопасности гос-ва (гл. 29), против правосудия (гл. 31), против мира и безопасности человеч-ва (гл. 34). В сфере экономической деят-ти гос. служащий может понести ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171), возможно нарушение им правил безопасности при ведении горных работ (ст. 216). Капитан гос. судна может понести ответственность за неоказание помощи терпящим бедствие (ст. 270). Шпионаж нередко совершается именно гос. служащими, кот. имеют доступ к гос. тайне (ст. 276). Многие из этих составов распространяются на должност-ных лиц муниц. службы. Некоторые преступления в сфере правосудия могут быть совершены только гос. служащими. Это же относится и к некоторым преступлениям против мира и безопасности человеч-ва. Планир-е, подготовка, развязывание и ведение агрес. войны, применение запрещ. средств и методов ведения войны по общ. правилу могут быть осуществлены только высшими должн. лицами.

11.         Трудовые правоотношения

Трудовое правоотношение — это возникающее на основании трудового договора и урегулированное нормами трудового права общественно-трудовое отношение, по которому один субъект — работник обязуется выполнять трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а другой субъект — работодатель обязан предоставлять работу, обеспечивать здоровые и безопасные условия труда и оплачивать труд работника в соответствии с его квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством труда.

Субъектами трудового правоотношения являются работник — с одной стороны и работодатель — с другой. Обязательной предпосылкой для возникновения трудового правоотношения является наличие у гражданина и работодателя их трудовой правосубъектности — праводееделиктоспособности. У гражданина (в том числе и иностранца) она возникает, как правило, с 16-летнего возраста, когда возможен прием его на работу, за исключением некоторых работ, для которых требуется повышенный возраст. У работодателя трудовая правосубъектность возникает с момента его регистрации в качестве работодателя и наличия у него фонда оплаты труда, расчетного счета в банке, когда он может начать прием на работу.

Основанием возникновения трудового правоотношения является такой юридический факт (акт), как заключение трудового договора.

  Юридическим фактом наличия трудового правоотношения является и фактический допуск к работе, даже если трудовой договор не был надлежаще заключен

Фактом изменения трудового правоотношения является изменение существенных условий трудового договора, а прекращением трудового правоотношения — такой юридический факт, как прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным законом.

Содержание трудового-  правоотношения  — это взаимные  трудовые  права и обязанности его субъектов, определенные трудовым договором, трудовым законодательством и коллективным договором, соглашением. Работник обязан точно выполнять свою оговоренную договором трудовую функцию, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка данного производства, а работодатель — соблюдать трудовое законодательство и все условия труда работника, предусмотренные трудовым и коллективным договором и трудовым законодательством.

Признаки труд. правоотношений:

1. Личный характер прав и обязанностей работника, который обязан только своим трудом участвовать в производственной либо иной деят-ти организации (работодателя).

2. Работник обязал выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию (работу по определенной специальности, квалификации или должности), о не отдельное (отдельные) индивидуально-конкретное задание к определенному сроку.

3. Специфика трудовых правоотношений состоит еще и в том, что выполнение трудовой функции осуществляется в условиях общего (кооперированного) труда, что обусловливает необходимость подчинения субъектов трудового правоотношения правилам внутреннего трудового распорядка, установленным организацией (работодателем).

4. Возмездный характер трудового правоотношения проявляется в ответных действиях организации (работодателя) на выполнение работы — в выплате заработной платы, как правило, в денежной форме.

5. Право каждого из субъектов на прекращение данного правоотношения без каких-либо санкций с соблюдением установленного порядка.

 

 

12.         Порядок приема работника на работу. Перевод и увольнение.

Приём работника регулируется Главой 11 ТК РФ от 30.12.2001г. №197-ФЗ: Заключение труд. Дог. допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет (ст.63); С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения; Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей; Запрещается отказывать в заключении труд. Дог. работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в теч. одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы. При заключении труд. дог. лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; труд. книжку, за исключ. случаев, когда труд. договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страх. св-во гос. пенс. страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую спец. знаний или спец. подготовки.

Порядок перевода регулируется ст.72.1, 72.2, 73 ТК РФ от 30.12.2001г. №197-ФЗ: Перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключ. случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 ТК (временный перевод на другую работу).

По письм. просьбе работника или с его письм. согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом труд. договор по прежнему месту работы прекращается. Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий труд. договора. Запрещается переводить и перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Увольнение регулируется Главой 13 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001г. №197-ФЗ (в ред. от 30.12.2008г.): Основаниями прекращения трудового договора являются (ст.77): соглашение сторон (статья 78); истечение срока трудового договора (статья 79), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения; расторжение труд. договора по инициативе работника (статья 80); расторжение труд. договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81); перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к дру. работодателю или переход на выборную работу (должность); отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией (статья 75); отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74); отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном фед. законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая статьи 73); отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1); и др.

 

13.         Трудовой договор: понятие, содержание и виды

Определение содержится в ст.56 ТК РФ от 30.12.2001г. №197-ФЗ: Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соотв. с кот. работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной труд. функции, обеспечить условия труда, предусмотренные труд. законодательством и иными нормативными прав. актами, содержащими нормы труд. права, коллект. договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами труд. договора являются работодатель и работник. Содержание трудового договора: В труд. договоре указываются (ст.57 ТК):

-фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;

-сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;

- ИНН (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

- сведения о представителе работодателя, подписавшем труд. договор, и основание, в силу которого он наделен соответств. полномочиями;

- место и дата заключения труд. договора.

Обязательными для включения в труд. договор являются следующие условия:

- место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

- труд. функция (работа по должности в соотв. со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соотв. с настоящим Кодексом, иными фед. законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификац. треб-я к ним должны соответствовать наименованиям и треб-ям, указ. в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

- дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный труд. договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соотв. с ТК РФ или иным фед. законом;

- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

- режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

- компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

- условия, определяющие в необх. случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

- условие об обязательном соц. страховании работника в соотв. с ТК РФ и иными фед. законами; и др.

Классификация договоров: по срокам действия различают два вида трудового договора:

а) трудовой договор, заключаемый на неопределенный срок;

б) срочный трудовой договор, т.е. договор на срок до пяти лет, если иной срок не установлен ТК и иными федеральными законами (ст. 58 ГК РФ).

14.          Трудовые споры, порядок их разрешения

Трудовые   споры  – поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда. Все  трудовые   споры  можно классифицировать:

По спорящему субъекту все  трудовые   споры  делятся на  индивидуальные   и   коллективные . В индивидуальных спорах оспариваются  и  защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес, в коллективных спорах – права, полномочия  и  интересы всего трудового коллектива, права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.

Порядок рассмотрения трудовых споров в суде определен ГПК РФ. Роль суда в сфере трудовых отношений значительна. Одной из важнейших гарантий охраны трудовых прав граждан России является их право на судебную защиту согласно ст. 37 и 46 Конституции РФ.

Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений” (п. 1 ст. 2).

В коллективных спорах защищаются  и  права трудовых коллективов,  их  жизненные интересы от волевого диктата административно-управленческого аппарата, в том числе министерства, ведомства как вышестоящего органа управления данным трудовым коллективом.

 Коллективные   споры  делятся по субъекту на споры коллектива работников организации с работодателем, споры профкома с работодателем, а также споры по партнерским соглашениям.

Предметом коллективного трудового спора являются законные интересы  и  права объединенных в трудовые коллективы работников.

В коллективном споре выступают представители спорящих сторон,  и  Закон  их  определяет. Представители работников – это органы профессиональных союзов  и   их  объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с  их  уставами, органы общественной самодеят-ти, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства  и  уполномоченные им. Представители работодателей – руководители организаций или другие уполномоченные в соответствии с уставом лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Представителями работодателей в таких коллективных трудовых спорах на уровне выше предприятия, организации являются полномочные органы соответствующих объединений работодателей  и  иные уполномоченные работодателями органы (ст. 2).

Виды коллективных трудовых споров различаются по характеру спора  и  по правоотношениям, из которых вытекает спор. По характеру спора различают:

– споры работников с работодателями или  их  представителями по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда  и  быта работников;

– споры работников с работодателями (или  их  представителями) по поводу выполнения коллективных договоров, соглашений, трудового законодательства.

По правоотношениям, из которых возникают  коллективные   трудовые   споры, различают:

– спор из правоотношения трудового коллектива работников предприятия, учреждения, организации с работодателем (администрацией);

– спор из правоотношения профкома предприятия, учреждения, организации с работодателем (администрацией);

– споры широкой сферы из правоотношений социальных партнеров выше уровня предприятия, учреждения, организации.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!