За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ В ТЕРМИНАХ И ПОНЯТИЯХ»

/ Государственное и муниципальное управление
Лекция, 

Оглавление

 

             

                                               Часть I   (IX – нач. XX вв.)

(Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации и очно-заочного ( вечернего)  отделения ИППК  специальности 06.10 – «Государственное и муниципальное  управление».   Объем плана учебной дисциплины «История государственного управления в  России» не позволяет  подробно рассмотреть все аспекты  предмета  в процессе лекционных и практических занятий.  Цель данного пособия состоит в том, чтобы помочь слушателям самостоятельно разобраться в наиболее важных терминах и понятиях  предмета). 

      РУСЬ – название государственного образования восточных славян в  IX в. на Днепре; название других земель и княжеств в  XII-XIII вв.  Имя народа «русь» или «рос» появляется в источниках в середине  VI в. Ясности в происхождении слова  « Русь» нет.

 

      РОССИЯ – название страны с конца  XV в., наименование  употреблялось наряду с Русью, Русской землей, Московским государством, Русским государством. В 1721-1917 гг. -  Российская империя.

 

     ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА – совокупность символов государства (герб, гимн, флаг и т.д.)

     

     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГИМН  ( в переводе с греческого – торжественная песнь).  В России существовало одновременно несколько общенациональных духовных и патриотических гимнов.  Начиная с царствования Петра I  и до 1780 г. встречи коронованных особ, победы в войнах, отмечались виватными контатами, с пением  «Многие лета».  Функции государственного гимна в  XYIII- начале XIX века выполнял также общеевропейский гимн  «Тебя, Боже, хвалим». Первым официальным государственным гимном Российской империи с 1816 г. стали стихи «Молитва русских»  В.А. Жуковского, положенные на мелодию английского государственного гимна «Боже, храни короля». Второй официальный государственный гимн «Боже, Царя храни», созданный по инициативе Николая  I, композитором А.Ф. Львовым, впервые был исполнен в Москве 11 декабря 1833 г.  После постановки оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» в 1836 г. на официальных и неофициальных празднествах в качестве национально- патриотического гимна стали употреблять «Славься». Официальный гимн был упразднен Февральской революцией 1917 г.

 

     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЩИТ – несли только при погребении государя.

 

     ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПЕЧАТЬ  прилагалась к государственным актам в знак окончательного утверждения их верховной властью. При вступлении на престол  императора она изготовлялась в трех видах: большая, средняя, малая.

 

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОРЕЛ – орел двуглавый – после брака Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог (1472г.) вводится в отечественную государственную символику. Головы орла были увенчаны коронами, а крылья опущены. Между коронами располагался православный крест. При Михаиле Федоровиче ( 1613- 1645 гг.) вместо креста появилась третья корона. Со времени царствования Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) орел, увенчанный тремя коронами, символизировал св. Троицу или покорение трех царств – Казанского, Астраханского, Сибирского, - обыкновенно имел на груди щит с изображением  Московского герба ( Георгий Победоносец, поражающий змея)., а в лапах – скипетр и державу. Кроме Московского герба, на груди орла в разное время помещались другие эмблемы: единорог при Иване Грозном, Андреевский крест при Петре I, Мальтийский крест при Павле I. С 1825 г. у орла были широко раскинуты крылья. В начале XX в. Государственный орел значительно видоизменился: крылья лишились мелких перьев, на груди изображался Московский герб, главы были увенчаны тремя коронами, в правой лапе он держал скипетр, в левой – державу, на крыльях помещались гербы присоединенных царств и великих княжеств. После воцарения на престол династии Романовых двухглавый орел становится  Государственным гербом.

 

    

 

     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ФЛАГ  (ЗНАМЯ) – Первое царское знамя появилось на Руси в начале  XYII в. при Михаиле Федоровиче Романове. Это было белое полотнище с красной каймой по краям и золотым или черным орлом в центре. Петр I   установил черно-желтый императорский флаг. В 1742 г. было создано государственное знамя: в желтом поле черный орел, на груди которого белый щит с изображением св. Георгия Победоносца. Законодательно государственное знамя и национальные цвета – черный, желтый и белый были утверждены только Александром  II (1855-1881 гг.). В годы правления Александра  III (1881-1894 гг.) национальными цветами были объявлены белый, синий и красный. Николай  II (1894- 1917 гг.) также утвердил эти цвета.

  

     ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЕ- преемство верховной власти в монархиях. Различаются три вида передачи престола: по избранию, по назначению предшественником и по закону.

     Избрание главы государства  применялось  несколько раз: после смерти царя Федора Ивановича в 1598 г. Земским собором был избран Борис Годунов; в 1606 г. после убийства Лжедмитрия I был избран Василий Шуйский; в 1610 г. польский королевич Владислав; в 1613 г. Земским собором был избран Михаил Романов. В XYIII веке престол дважды доставался по избранию: в 1725 г. Сенат, Синод и генералитет избрали Екатерину I, а в 1730 г. Верховный тайный совет избрал – Анну Ивановну.

     Назначение монархом преемника  по завещанию или специальным законом. Петр I   5 февраля  1722 г. издал « Устав о наследии престола», который давал ему право самому назначать наследника. Однако воспользоваться он им не смог. Закон был подтвержден 17 декабря 1731 года Анной Ивановной и 25 декабря 1761 г. – Петром III. По назначению предшественником на престол вступили: Петр II, Иоанн VI, Петр III и Павел I.

     При наследовании по закону порядок преемства определялся либо конституцией, либо особым законом, либо особыми семейными договорами. Павел I составил, а при коронации в 1797 г.  утвердил и опубликовал акт о порядке престолонаследия, оформленный в виде договора между ним и его супругой. В акте было предусмотрено, что престол переходит от отца к старшему сыну. При этом требовалось, чтобы монарх был обязательно православного вероисповедания. В 1820 г. Александр I  внес в закон дополнение о том, что наследник престола должен обязательно происходить от равнородного брака, т.е. мать цесаревича могла быть только из царствующего или царствовавшего дома.

 

     ВЕЛИКИЙ  КНЯЗЬ -  в X-XII веках глава великого Киевского княжества на Руси. С XII- по XIV вв. главы крупнейших феодальных княжеств, в состав которых  входили удельные княжества. В  XIII-XIV вв. титул « Великий князь Владимирский»  имел общерусское значение. С  XV  до середины  XVI  вв. титул принадлежал только великим Московским князьям. В Российской империи великие князья – это члены императорской фамилии (сыновья, дочери, внуки, правнуки и праправнуки) царствующего или умершего императора.  24 января 1885 г. именным указом звание было ограничено. Его получали только сыновья и дочери, а в прямом мужском потомстве – внуки и внучки императора. Имели право на титул « Ваше императорское высочество».

 

     ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО. – возложение венца, коронация русских царей. Впервые коронацию на Руси ввел Иван III (1462-1505), который женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог (1472). Коронация являлась символом того, что Москва становилась духовной наследницей Константинополя.  Иван  III  короновал  своего внука Дмитрия  венцом и бармами, наследованными от византийских императоров.     При Иване IV  (1533- 1584) введено миропомазание и причащение коронуемого царя. В петровские времена обряд был изменен. Если раньше митрополит или патриарх восседал рядом с царем и он же венчал его короной, то при Петре I  представители церкви являлись просто свидетелями коронации. Первой императорской коронацией было венчание императрицы Екатерины I (1724).

 

      ЦАРЬ  ( лат.- цезарь) – титул монархов. Впервые в России титул царя принял Иван  IV Грозный в 1547 г., чтобы подчеркнуть самодержавный характер своей власти.

 

      ИМПЕРАТОР  ( лат.- повелитель). В России впервые объявил себя императором  «непобедимым» Лжедмитрий  I   в 1606 г.  В 1721 г. после заключения  Ништадтского  мира титул императора принял Петр I . Это должно было поднять политический престиж России, подтвердить преемственность власти российских монархов от императоров Рима и Византии. Этот титул стал наследственным и его носили все последующие цари.

 

      ВСЕГО  БЫЛО:  53 ВЕЛИКИХ  КНЯЗЯ, 11 РУССКИХ ЦАРЕЙ,  14 РОССИЙСКИХ  ИМПЕРАТОРОВ.  ИЗ  НИХ:  56 – ИЗ  ДИНАСТИИ  РЮРИКОВИЧЕЙ,  4- НЕ  ПРИНАДЛЕЖАЩИХ  К  ДИНАСТИЯМ; 18 – ИЗ  ДИНАСТИИ  РОМАНОВЫХ.  ИВАН  ГРОЗНЫЙ  ОТНОСИТСЯ  КАК  К  ЧИСЛУ  ВЕЛИКИХ  КНЯЗЕЙ,  ТАК  И   К  ЧИСЛУ  РУССКИХ  ЦАРЕЙ; ПЕТР ПЕРВЫЙ -  К ЧИСЛУ  РУССКИХ  ЦАРЕЙ  И  К  ЧИСЛУ РОССИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ.   

 

       ЦАРСКИЕ  РЕГАЛИИ:  Корона – головной убор или наголовье, служащий признаком власти и формой своей определяющий звание. Одной из древнейших корон является «шапка Мономаха», присланная по преданию, в 988 г. византийскими императорами великому князю Киевскому Владимиру Святому по случаю его крещения и бракосочетания с их сестрой царевной Анной. По другому сказанию «шапка Мономаха» была прислана в Киев императором Константином Мономахом для венчания на царство великого князя Киевского Владимира Мономаха. Она состоит из восьми золотых, отделанных филигранью пластинок, каждая из которых украшена драгоценным камнем и несколькими жемчужинами и увенчана яблоком (вершиной) с четырьмя камнями: рубином, жемчугом, синим и желтыми яхонтами; на яблоке возвышается крест, концы которого украшены жемчужинами. Нижняя часть короны имела раньше жемчужные подвески, теперь она отделана собольей опушкой.

     Первая в России корона европейского образца была изготовлена в 1724 г. для коронации Екатерины I.  Екатерина II для своей коронации заказала новую корону, на отделку которой пошло 58 больших и 3878 маленьких бриллиантов, 75 крупных жемчужин, а также большой рубин. Корона весила около двух килограмм. Ею короновались все последующие  императоры. Императрицы надевали при некоторых церемониях так называемые малые или выходные короны. После смерти они уничтожались, а драгоценные камни раздавались согласно завещанию.

     Скипетр- жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой, символ монаршей власти. В России торжественное вручение скипетра царю впервые было произведено при венчании на царство Федора Иоанновича.  При венчании на царство и в других торжественных случаях московские цари держали скипетр в правой руке, при больших выходах скипетр несли перед царем особые стряпчие. Со времен Павла I русские цари обладали скипетром в виде золотого жезла, осыпанного алмазами и другими драгоценными камнями. Вершину его украшал бриллиант « Орлов».

     Держава – шар, увенчанный короной или крестом, представляющий символ власти монарха.  Россия заимствовала эту эмблему у Польши. Впервые она была использована в 1606 г. во время венчания на царство Лжедмитрия I. Начиная с Павла I, держава в России представляла собой шар из синего яхонта, осыпанного бриллиантами.

 

               ОРГАНЫ   ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ  В  РОССИИ.

 

      ВЕЧЕ – народное собрание у восточных славян; орган государственного управления и самоуправления на Руси.  На вече обсуждались вопросы войны и мира; кандидатуры князей, посадников. В Новгородской и Псковской феодальных республиках  вечу принадлежала высшая законодательная и судебная власть, в его распоряжении находились финансы и земельный фонд. Решения принимались большинством голосов присутствующих. Вече прекратило существование в процессе формирования Русского централизованного государства. Вечевой строй в Новгороде был ликвидирован в 1478 г., в Пскове – в 1510 г.

     БОЯРСКАЯ  ДУМА – высший совет при князе, а с 1547 г. при царе в Русском государстве, состоявший из представителей феодальной аристократии.  В период Древнерусского государства Дума представляла собой совет по вопросам законодательства, внешней и внутренней политики, в который помимо князя входили дружинники и земские бояре (прямые потомки родоплеменной знати), иногда присутствовали представители духовенства. Дума не имела постоянного состава, носила законосовещательный характер и созывалась по мере надобности. С образованием Российского централизованного государства Боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган. Во время опричнины Боярская дума возглавляла земщину, а на опричной территории действовала опричная  Боярская дума. В начале  XYII в. Дума пыталась ограничить самодержавную власть царя с помощью крестоцеловальной записи, взятой с царя Василия Шуйского (1606-1610).  В XYI-XYII вв. в Думу входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Третьи и четвертые чины  не отличались родовитостью - в основном этот чин получали рядовые дворяне, продвинувшиеся по службе благодаря личным заслугам, долгой и верной службой. Еще в большей степени это относилось к думным дьякам, выслужившимся из простых приказных дьяков. Царь заседал с Думой во дворце или, в случае отъезда вне столицы, потому что думные чины сопровождали царя. Обычно Дума собиралась не в полном составе: кто-то служил воеводами, кто-то выезжал в составе посольства за рубеж. Думское сидение начиналось с восходом солнца и с перерывами иногда продолжалось до вечера.  Председательствовал в Думе царь, а в его отсутствии кто-либо из знатных бояр по его поручению. В первом случае решение Думы начиналось: « Царь указал и бояре приговорили». Во втором случае: « По указу великого государя бояре приговорили». Во второй половине  XYII века роль Боярской Думы снизилась: царь стал создавать так называемую «ближнюю» или « тайную думу»: в которую включал особо доверенных лиц. С образованием в 1711 г. Сената Боярская дума была ликвидирована.

 

     БЛИЖНЯЯ  ДУМА ( ТАЙНАЯ, КОМНАТНАЯ)-  совет наиболее близких к великому князю, а затем к царю бояр (от 8 до10 человек).  Существовала наряду с Боярской думой в  XY- начале XYIII вв.   В XYII в.  оформляется  в  государственное учреждение и включала в себя не только бояр, но и доверенных лиц царя, не имевших думных чинов.  Выступала в качестве оперативного противовеса Боярской думе.

 

    ИЗБРАННАЯ  РАДА – неофициальный совет при Иване IY,  фактически  правительство Русского государства в 1547-  1560 гг.  Включала в себя  думного дворянина А. Адашева, протопопа Сильвестра, митрополита Макария, князей Д.Курлятова и А.Курбского. Избранная рада стремилась учитывать интересы как служилого дворянства, так и боярства. Она провела ряд реформ: судебную (был принят Судебник 1550  г.), церковную ( Стоглавый собор унифицировал церковные обряды), было ограничено местничество, отменены кормления. В целом, деятельность  Рады  была направлена на централизацию государства, на преодоление междоусобиц, против произвола наместников. На некоторое время  Избранная рада оттеснила Боярскую думу. Однако соглашение между боярством, дворянством и духовенством не могло быть долговечным. Иван  IY все больше склоняется к авторитарным методам управления с опорой на дворянство. После высказывания лидеров Избранной рады против продолжения Ливонской войны и их обвинений в убийстве жены Ивана Грозного – Анастасии, А.Адашев был казнен, Сильвестр заключен в монастырь, князь Курбский в 1564 г. бросил в ходе военных действий вверенные ему войска и бежал в Литву.

 

    ЗЕМСКИЕ  СОБОРЫ – высшие сословно-представительные учреждения в России середины  XVI-XVII.  Первый  Земский Собор был созван Иваном IV в 1549 г. В его состав входили Освященный собор (совет церковных сановников), Боярская дума и судьи центральных приказов, представители дворянства и привилегированного купечества. Но в отличие от Западной Европы, Земские Соборы  XYI в. в России не требовали  для себя политических прав. В составе Соборов преобладали назначаемые или призываемые правительством представители высшего столичного дворянства и купечества. От них требовалось дать ответы на интересующие правительство вопросы, а затем по возвращении на места, стать ответственными исполнителями соборных обязательств. Но в первой половине  XYII в., в период ослабления государственной власти, роль Земских Соборов изменилась. Соборы превратились по существу в органы распорядительной власти, с решающей ролью  в них дворянства и посадских людей. На Земском Соборе 1613 г., избравшем на трон Михаила Романова было представлено до 50 городов, присутствовали представители дворцовых и черносошных крестьян. Созывались Соборы прежде всего, когда требовались средства и воинские люди или нужно было залатать бреши в бюджете, иногда для избрания или утверждения на престоле царей. В 1649 г. Собор утвердил Соборное Уложение – кодекс феодального права России; в 1653 году принял решение о воссоединении Украины с Россией; в 1682 г. отменил местничество. Но после 1653 г. Земские Соборы созывались все реже и реже, по отдельным сосоловиям.

Последний раз созван в 1698 г.

      СЕНАТ- (лат.- старик)  - Правительствующий Сенат – высшее админстративное, судебное, контрольное, кассационное учреждение Российской империи. Сенат был учрежден указом Петра I от 22 февраля 1711 г. как временная комиссия для управления государством в отсутствии царя. Его указы имели силу закона. В начале Сенат состоял из 9 членов и обер-секретаря, назначаемых царем. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, который лично докладывал царю о делах. Первым генерал-прокурором был Павел Ягужинский. Только с его согласия указы Сената вступали в силу. В 1726 . Сенат был подчинен  Верховному тайному совету и потерял титул «правительствующего». Должность генерал-прокурора была упразднена. В 1730 г. должность генерал-прокурора и права Сената были восстановлены, но не в полном объеме. Елизавета Петровна в 1741 г. восстановила Сенат в правах по законам времен Петра I. Кроме того, Сенат стал законодательным учреждением.  Екатерина  II  воспретила Сенату законодательную  деятельность, отведя ему роль центрального административно-судебного учреждения. Она разделила Сенат на шесть департаментов. В 1802 г. в связи с учреждением министерств, Сенат окончательно утвердился в системе органов государственной власти как высшая судебная инстанция и орган надзора за администрацией. Министры должны были представлять Сенату годовые отчеты. Глава Сената – генерал-прокурор – с 1802 г. одновременно становится министром юстиции. К началу  XX в. Сенат состоял из шести департаментов, Особого и Высшего дисциплинарного присутствий , трех общих собраний и пяти соединенных департаментов. В 1906 г. при Сенате был учрежден Верховный уголовный суд. Действовал до установления Советской власти.

 

    ВЕРХОВНЫЙ  ТАЙНЫЙ  СОВЕТ – высшее правительственное учреждение России в 1726-1730 гг. Был учрежден указом Екатерины I от 8 февраля 1726 г. для «государственных дел» в составе  видных сановников (Д.М. Голицына, Ф.А. Апраксина, Г.И. Головкина, П.А. Толстого), которые представляли различные группировки высшего общества. «Президентом» совета считалась сама императрица. Но реально руководил А.Д.Меншиков. Несмотря на то, что характер деятельности Верховного тайного совета и пределы его компетенции не были точно определены, он фактически осуществлял управление Россией. В его подчинении находились Сенат, Синод, коллегии и др. учреждения.  Приглашая  на российский престол Анну Ивановну, « верховники» пытались ограничить ее власть специальными условиями – «кондициями». Однако члены совета не получили поддержки дворянства и влиятельных государственных деятелей. 25 февраля 1730 г. Анна Ивановна разорвала «кондиции», а Манифестом от 4 марта  1730 г. Верховный тайный совет был упразднен.

 

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОВЕТ – высший законосовещательный орган Российской империи. Был образован 1 января 1810 г. Александром I по предложению  М.М. Сперанского. Император назначал председателя и членов Госсовета, министры становились его членами по должности. Первым председателем Госсовета был Н.П. Румянцев, последним В.Ф. Дейтрих. Государственный совет состоял из общего собрания,  департаментов, различных комиссий и отделений. Составной частью Госсовета был Государственная канцелярия во главе с секретарем. Первым из них был М.М. Сперанский.   20 февраля 1906 г. одновременно с утверждением закона о Государственной думе было издано новое положение о Государственном совете, который был поставлен рядом с Думой в качестве верхней палаты и наделен равными с ней законодательными правами. Отныне все  законопроекты, принятые Думой, должны были поступать в Госсовет, и лишь в случае принятия им представлялись на утверждение императору. Реформированный Госсовет составлялся наполовину из назначенных императором членов; наполовину – по выборам: от православного духовенства –6; от академии наук и университетов –6; от губернских земских собраний – 34; от дворянских собраний – 18; от торговли и промышленности – 12; от съездов землевладельцев неземских губерний –22, всего 98 человек.  Состав Совета обновлялся в течение  девяти лет каждые три года. Государственный  совет был упразднен  24 декабря 1917 г.

 

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА- представительное, законодательное учреждение в 1906-1917гг.  провозглашено Манифестом императора Николая II  6 августа 1905 г. как совещательный представительный орган. В ходе революции 1905-07 гг. был издан Манифест от 17 октября 1905 г., в соответствии с которым, Дума получила законодательные права.  Преобразование Государственного совета в феврале 1906 г. в верхнюю законодательную палату и принятие Основных законов Российской империи  (апрель 1906г.) существенно сократили перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в Думе. Дума избиралась на 5 лет, хотя могла быть распущена императором и раньше. Количественный состав депутатов был определен в 524 человека. В ведение Думы находились бюджетные вопросы, инициативы принятия или отмены законов, обращение с запросами к министрам. Общее руководство деятельностью Думы осуществлял председатель (заместители), избранные из числа депутатов. Для предварительного рассмотрения законопроектов и вопросов текущей деятельности общим собранием избирались постоянные комиссии. Первая  Государственная дума работала с  27 апреля 1906 г. по 8 июля 1906 г. Наибольшего успеха при выборах в нее достигла Конституционно-демократическая партия (кадеты) – 161 место, трудовики получили 97 мест, социал-демократы – 17, национальные партии – 70, беспартийные – 103. Центральным вопросом был аграрный. Это привело к конфликту Думы с правительством  Горемыкина.  За «уклонение в вопросы, не входящие в компетенцию Думы» она была распущена. Председателем первой Государственной Думы был  кадет С.А. Муромцев. Вторая Государственная Дума работала с 20 февраля 1907 по 3 июня 1907 гг. и имела следующий состав: трудовики – 104 депутата; кадеты – 98; социал-демократы – 65, эсеры – 37; монархисты –22; умеренные и октябристы – 32; национальная группа – 76; казаки – 17; народные социалисты – 16; беспартийные – 50. Центральным вопросом оставался – аграрный. Правительство П.А. Столыпина, используя версию о социал-демократическом заговоре,  распустило Думу. Председателем второй Думы был кадет Ф.А. Головин. Введение в действие нового избирательного закона от 3 июня 1906 г. изменило баланс политических сил при выборах в третью Думу в пользу правых партий. В работе  третьей Государственной Думы с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 гг. принимало участие 442 депутата. Из них октябристов – 136, националистов – 90, монархистов – 51, кадетов –53, прогрессистов и мирообновленцев –39, социал-демократов- 19, трудовиков –13, беспартийных –15, национальных групп – 26. Отсутствие однофракционного большинства обусловило зависимость исхода голосования от октябристов, ставших партией центра. Третья Дума рассмотрела около 2,5 тыс. законопроектов. Председатели: Н.А. Хомяков (октябрист) 1907-1910; А.И. Гучков (октябрист) 1910-1911; М.В. Родзянко (октябрист) 1911-1912. Четвертая Государственная дума работала с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917 гг.  С началом Первой мировой войны сессии Думы созывались нерегулярно, правительство принимало законы, минуя Государственную думу. Под лозунгом образования правительства, пользующегося «доверием страны» большинство фракций объединились 22 августа 1915 г. в Прогрессивный блок. (236 депутатов).  После указа о перерыве работы Думы от 25 февраля 1917 г. был создан Временный комитет Государственной  думы, под руководством  М.В. Родзянко, решивший взять в свои руки  « восстановление государственного и общественного порядка». После создания Временного правительства 2 марта 1917 г. роль Государственной думы ограничилась проведением частных совещаний ее членов. С началом выборов в Учредительное собрание Государственная дума была распущена Временным правительством  6 октября 1017 г.

      УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ  СОБРАНИЕ  - представительное, парламентское учреждение, впервые созванное в России на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции. Созыв Учредительного собрания был программным требованием всех революционных, демократических, либеральных партий России начала  XX века. Выборы в Учредительное собрание были назначены Временным правительством на ноябрь 1917 г. и состоялись в ноябре-декабре 1917 г.  Большевики по итогам выборов получили только 24%  голосов. Результаты голосования не позволяли большевикам рассчитывать на проведение в жизнь своих решений через  этот орган власти, но так как выборы состоялись, Учредительное собрание было открыто 5 января 1918 г. в Таврическом дворце в Петрограде. Большинство избранных депутатов было от партии эсеров. Собрание не признало  легитимности Совета Народных Комиссаров и декретов Советской власти. Большевики покинули зал заседаний и в 5 часов утра 6 января 1918 г. Учредительное собрание было закрыто.  Декрет о его роспуске был принят ВЦИК Советов в ночь с 6 на 7 января 1918 г.

 

 

 

              ОРГАНЫ  ЦЕНТРАЛЬНОГО  УПРАВЛЕНИЯ  В  РОССИИ.

 

      ПРИКАЗЫ – органы центрального управления XYI - нач.XYIII вв. Наименование произошло от термина  «приказ», употребляемого в смысле особого поручения. Приказы были постоянно действующими учреждениями. Каждый был организационно оформлен, имел самостоятельный штат. Во главе приказа стоял начальник – судья, который назначался из членов Боярской думы. Делопроизводство осуществляли дьяки, их число зависело от размеров и назначения приказа. Дьяки комплектовались из рядового дворянства и даже богатого купечества.  Вместе с судьями они рассматривали дела и выносили приговоры. Им подчинялись канцелярские служащие - подъячие. Начинающий подъячий несколько лет служил без жалованья, на одни лишь приношения посетителей. Старшие подъячие вместе с дьяками составляли документы, средние – наводили справки в архиве приказа, младшие - осуществляли техническую работу по переписке бумаг.  Крупные приказы  делились на столы, а столы на повытья. Большинство приказов располагалось в двухэтажном здании (построенном при Борисе Годунове), где занимали по две-три комнаты. Для многих приказов было характерно совмещение судебной, административной, финансовой функций, а также соединение функционального управления  с территориальным. Общее число приказов к середине  XYII в. достигло 60. С 1718 по 1720 гг. приказы были преобразованы в коллегии.

    

    КОЛЛЕГИИ (лат.) – группа лиц, образующих какой-либо административный или совещательный орган. В России название коллегий получили органы центрального управления, учрежденные Петром I вместо приказов. Первоначально по указу 14 декабря 1717 г. было создано 9 коллегий: Военная, Ревизион (заведовала финансами), Иностранных дел, Адмиралтейская и т.д. Всего к концу первой четверти XYIII в. существовало 13 коллегий. Каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров, к которым добавлялся один советник или асессор из иностранцев. Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии. Президент назначался царем. В 1722 г. для надзора за деятельностью коллегий в каждую из них назначался прокурор.  8 сентября 1802 г. были созданы первые 8 министерств в состав которых вошли коллегии.

 

    МИНИСТЕРСТВО (лат.) – управляю – в России образованы при Александре I взамен петровских коллегий. Первоначально их было  восемь.  Во главе каждого министерства находился министр, которому предписывалось создать свою канцелярию и иметь товарища (заместителя). Каждое министерство получило структуру, при котором его рабочий аппарат состоял из нескольких департаментов, делившихся на отделения, которые в свою очередь подразделялись на столы. Директора департаментов подчинялись непосредственно министру, начальники отделений – директорам департаментов, а столоначальники – начальникам отделений. Сами министры назначались императором и были ответственны только перед ним.  «Общее учреждение министерств 1811 г.»  оставалось основным законодательным актом, определявшим существование министерств  до Октябрьской революции 1917 г.

 

     СОВЕТ  МИНИСТРОВ – в  России - совещательный орган по общегосударственным делам под председательством императора. В 1905-1917 гг. - высший государственный орган, объединявший и направляющий деятельность  различных ведомств. Его председателя назначал царь. Первым Председателем Совета министров был С.Ю. Витте.  В феврале 1917 г. большинство членов Совета министров были арестованы. Временное правительство заявило о своей преемственности Совета министров.

 

    ВРЕМЕННОЕ  ПРАВИТЕЛЬСТВО -  высший законодательный и исполнительный орган власти в России со 2 марта  по 25 октября 1917 г. На местах временное правительство было представлено губернскими и уездными комиссарами. Временное правительство было сформировано в результате договоренности между Временным комитетом Государственной думы, под председательством М.В. Родзянко, и Исполкомом  Петроградского  совета рабочих и солдатских депутатов в условиях фактической неспособности царского правительства контролировать ситуацию в стране.  После отречения  Николая  II от российского престола Временный комитет Государственной думы приступил 2 марта 1917 г. к формированию Временного правительства. Правительство провозгласило себя  «временным»  до созыва  Учредительного собрания. В его состав вошли представители буржуазных партий: преимущественно кадеты и октябристы и один эсер  А. Керенский (министр юстиции). Председателем и министром внутренних дел первого состава правительства был Г.Е. Львов. Свою первую программу  Временное правительство изложило в декларации, обнародованной 3 марта 1917 г. Первоначально Временное правительство, выступая от имени всей демократии, получило широкую общественную поддержку. Но нежелание и неспособность правительства решать насущные проблемы в стране привели к  антиправительственным выступлениям. Первый правительственный кризис разразился в апреле 1917 г. Он был вызван заявлением П.Н. Милюкова (министр иностранных дел) о продолжении войны «до победного конца». Кризис привел к созданию 5 мая 1917 г. первого коалиционного правительства, в состав которого были введены 6 министров-социалистов. Партии эсеров и меньшевиков, превратившись в правительственные, получили возможность реализовать свои программные цели. По их инициативе 6 мая была обнародована декларация, в которой Временное правительство обещало подготовить радикальную аграрную реформу, укреплять демократические начала, заявило о своем стремлении к достижению всеобщего мира. Но и эта программа осталась не реализованной. Недовольство политикой коалиционного правительства вылилось во второй кризис власти. 18 июня 1917 г. массовая демонстрация, организованная лидерами Исполкома Петроградского совета с целью поддержки политики Временного правительства прошла под лозунгами большевиков. Правительство попыталось  укрепить свое положение с помощью широкомасштабного наступления на Юго-западном фронте, но оно закончилось поражением, что обусловило третий политический кризис. 2 июля министры-кадеты уходят из правительства. 24 июля было сформировано второе коалиционное правительство. В него вошли 7 эсеров и меньшевиков, 4 кадета, 2 радикальных демократа и 2 беспартийных. Председателем правительства становится А.Ф. Керенский. После подавления корниловского мятежа, с целью противодействия усилению Советов, Керенский образовал 1 сентября новый орган – Совет пяти (Директорию), который объявил Россию республикой и распустил  IY Государственную думу.  25 сентября 1917г. Керенский созывает третье коалиционное правительство. В него вошли 6 кадетов, 1 эсер, 3 меньшевика, 2 трудовика, 1 «независимый» и 2 военных специалиста. В ходе октябрьского переворота 26 октября 1917 г. в 2 часа 10 минут Временное правительство было арестовано.

 

           ОРГАНЫ  САМОУПРАВЛЕНИЯ  В  РОССИИ.  (необходимо отметить, что в царской России понятие самоуправление не применялось, а использовалось выражение – общественное управление или самостоятельное управление.  Это объяснялось тем, что центральная власть рассматривала местное общественное управление, как часть государственного, возлагая на него определенные функции, а не в качестве самостоятельной ветви власти).

 

      ВЕЧЕ (IX-XV вв.) – племенная сходка, собрание горожан. Вследствие усиления княжеской власти ( начиная с  XII в.) происходило снижение роли и значения веча в решении всех вопросов, исключая участие в простом комплектовании народного ополчения. Просуществовало до  II пол.  XV в.

    

    ЗЕМСКО-ГУБНЫЕ  УЧРЕЖДЕНИЯ – В уездах и волостях, где еще отсутствовало помещичье землевладение, крестьяне черносошных и дворцовых земель, а также посадские люди в городах получили право с 1556 г. выбирать из своей среды «излюбленных голов» (старост), а также «лучших людей»  (целовальников). Делопроизводство земского старосты и целовальника вел выборный земский дьяк. Округом  каждого земского старосты  чаще всего была волость или город. В осуществлении своих функций земский староста и целовальники опирались на ранее выборные должности крестьянской общины – сотских, пятидесятских, десятских.  Сначала все должностные лица земского самоуправления выбирались на неопределенный срок, и население могло их «переменить». Позднее для них были введены ежегодные выборы. В ведении земских органов находились сбор подати, а также разбор гражданских и второстепенных уголовных дел.  Земские и губные избы ограничили и заменили систему кормлений, приняв на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции.  В ведении губных старост находились тюрьмы с тюремными служителями (целовальниками, сторожами), палачи, а также выборные от населения – сотские и десятские. Губного старосту свободное население округа выбирало из дворян и детей боярских, целовальников – из черносошных крестьян или посадских. В конце  XVII в. земские и губные избы стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции.

 

      БУРМИСТЕРСКИЕ  ИЗБЫ, РАТУШИ – в 1699 г. из-под власти воевод было выведено посадское население.  Купечество,  ремесленники, мелкие торговцы городов получили право выбирать из своей среды бурмистров, объединявшихся в бурмистерские избы. Во главе каждой избы стоял президент- должность исправляемая бурмистрами поочередно. Бурмистерские избы подчинялись только Ратуше в Москве.

 

     МАГИСТРАТЫ – 1718-1720гг.  В этот период произошла реорганизация органов городского самоуправления (Ратуш и Бурмистерских изб) и были созданы магистраты. Магистраты представляли собой коллегиальные учреждения, состоявшие из президента, 2-3 бурмистров и 28 ратманов (в зависимости от значения и величины города). Эти должностные лица выбирались не из всего посадского населения, а лишь из  «граждан первостатейных, добрых, пожиточных и умных». В ведении магистратов находилось все управление городом: уголовный и гражданский суд, полицейские, финансовые и хозяйственные дела. Магистратам подчинялись гильдии и цеха. В 1727 г. магистраты были преобразованы в Ратуши.

 

     ДВОРЯНСКОЕ  И  ГОРОДСКОЕ  САМОУПРАВЛЕНИЕ  1785 г. «Жалованная грамота дворянству» Екатерины  II 1785 г. декларировала принцип местного дворянского самоуправления. Дворяне создавали общества или Собрания с правом юридического лица, собственными финансами, имуществом, учреждениями, служащими. Собрание могло делать представление местным властям, центральным учреждениям и императору. Собрание избирало своих губернских и уездных предводителей; 1 раз в 3 года – кандидатов в губернаторы, а также заседателей в суды.

«Жалованная грамота городам» 1785 года декларировала принцип городского самоуправления. Горожане, обладавшие определенным имущественным цензом (уплата налога не менее 50 руб. в год) и не моложе 25 лет, составляли «общество градское», которое 1 раз в 3 года избирало городского голову, бургомистров и ратманов для городского магистрата (городского суда) и гласных (депутатов) общей градской думы. Последняя  выбирала  «шестигласную думу» (исполнительный орган) для заведования делами городской администрации и хозяйства. Она заседала  1 раз в неделю под председательством городского головы.  В компетенцию  городского самоуправления входило: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблюдение за городским строительством.  Основная часть городских расходов приходилась не на нужды города, а на содержание администрации, полицейских учреждений, тюрем, казарм и т.п.

    

     ВОЛОСТНОЕ  САМОУПРАВЛЕНИЕ. В 1847 была закреплена система крестьянского самоуправления: волостной сход - волостное правление – сельский сход – сельский староста. В 1861 г. для крестьян, вышедших из крепостной зависимости, были созданы крестьянские сословные учреждения: сельские и волостные сходы, возглавляемые сельскими и волостными старшинами, волостные правления, волостные суды.  Каждое сельское общество (включавшее одно или несколько селений) имело сельский сход, который выбирал сельских должностных лиц ( сельского старосту, сборщика податей, сотских, десятских) и разрешал некоторые поземельные дела (к примеру, передел общинных земель), осуществлял раскладку  налогов, рассматривал некоторые правовые вопросы.  Гораздо большее значение имел волостной сход.  Волость представляла собой крестьянскую сословную единицу, охватывающую несколько селений. В состав волостного схода входили сельские и волостные лица во главе со старшиной, а также «десятидворники» – выборные от каждых 10 дворов. Волостной сход выбирал волостных должностных лиц, представителей на предварительный съезд для выбора гласных в уездное земское собрание от сельских обществ, разрешал вопросы, обусловленные хозяйственными нуждами волости, утверждал приговоры сельских сходов и т.д.  Избираемый волостным сходом на 3 года, волостной старшина выполнял полицейские функции: следил за  общественным порядком. Ему подчинялись сельские старосты и другие должностные лица волости, а также волостное правление. Это учреждение состояло из старшины, всех старост, сборщика податей, 1-2 заседателей и писаря. Обязательным в волостном правлении было присутствие только старшины и писаря. Писарь назначался мировым посредником, а в последствии земским начальником и играл немаловажную роль. Волостное правление было упразднено 21 мая 1917 г. при создании Временным правительством волостных земств.

 

     ЗЕМСКОЕ  САМОУПРАВЛЕНИЕ.   По  Положению «О губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. в уездах создавались органы земского самоуправления,  состоявших из «земских гласных», избираемых на 3 года по 3 куриям избирателей, предусмотренных положением: 1).уездными землевладельцами (преимущественно из дворян-помещиков с высоким имущественным цензом: уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных;  2) городскими избирателями (должны были располагать купеческим свидетельством,  либо предприятием определенного размера); 3) крестьянскими обществами (имущественный ценз не предусматривался, но была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое в свою очередь избирало земских гласных. Уездное земское собрание, заседавшее под председательством предводителя дворянства, избирало свой исполнительный орган – земскую управу из председателя, который затем утверждался губернатором, и членов управы ( от 2 до 6 человек). Уездное земское собрание собиралось 1 раз в году, традиционно в сентябре. Губернское земское собрание состояло из губернских земских гласных, которые избирались на уездном земском собрании (1\6 часть состава собрания). Губернское земское собрание собиралось обычно в декабре каждого года и избирало губернскую земскую управу в составе председателя и 6 членов. Председатель утверждался в должности министром внутренних дел. В компетенцию земских учреждений входило: заведование капиталами, имуществами и деньгами земства; содержание земских зданий и путей сообщения; обеспечение «народного продовольствия», осуществление благотворительности, взаимное земское страхование имуществ, попечение о развитии местной торговли и промышленности, здравоохранения и образования и т.д.

     В 1870 г. принимается «Городовое положение». Введение всесословного местного самоуправления в городах. Создание городских дум с городскими управами. Все городские избиратели в соответствии с имущественным цензом делились на 3 группы налогоплательщиков,  каждая из которых избирала  треть гласных в городскую думу.  Юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей. Дума и управа избирались на 4 года, половина состава должна была обновляться через каждые 2 года. Думу и управу возглавлял городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел. Он мог приостановить решение управы. Разногласия думы и управы разрешал губернатор. В составе управы устанавливалось предельное число лиц нехристианского вероисповедания. Оно не могло превышать одной трети. Городской голова не мог быть лицом еврейской национальности. В компетенцию городской думы входило: назначение выборных должностных лиц; установление городских сборов; сложение недоимок; приобретение городской недвижимости; заем денежных средств и т.д. Смету доходов и расходов думы контролировал губернатор.

     В 1890 г был пересмотр « Положения о губернских и уездных земских учреждениях», по которому снижался имущественный ценз для землевладельцев и наоборот повышался для городских обывателей. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации. Губернатор по своему усмотрению назначал гласных в уездное земское собрание. Закон также предоставил губернатору право приостанавливать любое постановление земского собрания, если оно « не соответствовало  общим государственным пользам и нуждам», либо «нарушало интересы местного населения».

     В 1892 г. было новое «Городовое положение». Если прежде к выборам допускались практически все плательщики налогов, то по новому закону в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом.

     В 1917 г. вышло «Временное положение о земских учреждениях» по этому документу устанавливалось всеобщее избирательное право в земства. Компетенция земств значительно расширялась: к их ведению были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда и общественных мастерских, оказания юридической помощи и т.д. Общее руководство земскими учреждениями осуществлял Всероссийский Земский Союз. Деятельность городских дум и управ возглавлял Совет дум. Положение о «Всероссийском Земском Союзе было принято в июне 1917 г.

     В мае 1917 г. вышел закон «О волостном земстве. Все волостные органы, кроме волостных земств упразднялись. В их компетенцию входило: раскладка повинностей, заведование капиталами, имуществами и деньгами земства; осуществление пожарных, санитарных и коммунальных мероприятий» устройство бирж труда и т.д. Волостное земское собрание состояло из волостных земских гласных, избираемых на 3 года и работавших в нем безвозмездно.

     После Октябрьского переворота 1917 г. городские и земские органы самоуправления либо ликвидировались по политическим  соображениям, как враждебные, либо были поставлены под контроль местных советов. Земские управы нередко превращались в отделы местных советов по управлению местным хозяйством.  Первая советская Конституция РСФСР (июль) 1918 г. утверждала новую систему местных органов власти.

    СЕЛЬСКИЙ  СХОД – главный орган управления крестьянской общины в России  с 1861 г., состоявший из крестьян-домохозяев. Обладал судебно-полицейской властью. На сходе избирался сельский староста, обладающий ограниченной административно-полицейской властью.

 

                              РУССКАЯ  ПРАВОСЛАВНАЯ  ЦЕРКОВЬ.

 

        Русская православная церковь – одна из крупнейших автокефальных  (независимых, самоуправляющихся) поместных православных церквей. Возникла в конце  X в. – формальных актом  считается обращение в христианство жителей столицы Киевской Руси, совершенное по распоряжению князя Владимира Святославовича в 988 г. византийским духовенством. С  XI в. Русская православная церковь возглавлялась  Киевским митрополитом, с конца  XIII в. -  Владимирским,  ( который с 1328г. жил в Москве). Первый митрополит Киевской Руси – Михаил (согласно наиболее достоверной серии исторических свидетельств). Был отправлен греческим императором Василием Македоняниным и патриархом Константинопольским Фотием в 861 г. для крещения русских. Возглавил малую русскую церковь из 200 православных семейств. Согласно менее достоверным источникам первым русским митрополитом был также грек – Леон с 991 г. при князе Владимире. До середины  XY в. Русская православная церковь подчинялась Константинопольскому патриарху. Автокефалию получила в 1448 г. Первым митрополитом, избранным собором русских епископов и великим князем без согласия Константинопольского патриарха был Рязанский епископ – Иона (1448-1461гг.).  Патриаршество в России учреждено в 1589 г., упразднено в 1721 г., восстановлено в ноябре 1917 г. Первый патриарх Московский и всея Руси – Иов – был избран собором русских церковных иерархов. Последний патриарх Адриан, который умер в 1700 г. С 1700 по 1721 гг. во главе церкви стоял местоблюститель патриаршего престола - Стефан Яворский.

     Реформа патриарха Никона 1653-1656 гг. стала основанием для церковного раскола, появления старообрядческого сектанства.  По Духовному регламенту 1721 г. Русская православная церковь была подчинена государству и с 1721 по 1917 гг. возглавлялась Святейшим правительствующим синодом.

     СОСТАВ  ДУХОВЕНСТВА: Православное духовенство объединяет  священнослужителей – членов церковной иерархии всех трех степеней: епископов (архиереев), пресвитеров и диаконов. Духовенство делится на белое  (состоящее из лиц женатых, находящихся в одном браке,) и черное ( состоящее из лиц священного сана, принявших монашество и давших обет безбрачия).

 

  СТАРИННЫЕ СЛУЖИЛЫЕ ЧИНЫ И ЗВАНИЯ: Русские князья, как великие, так и удельные имели свой придворный штат, члены которого назывались дворовые люди (от слова «двор»). В состав дворовых людей входили следующие чины: бояре, окольничие, дворецкие, думные дворяне, стольники, дружинники и др.  В  связи с нераздельностью понятий, что является личным делом князя, а что государственным, им приходилось исполнять не только придворные, но также и различные административные, судебные и военные обязанности. При этом бояре, окольничие, думные дворяне составляли первый класс дворовых людей, а стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы – второй класс. После введения в 1722 г. Петром I «Табели о рангах» старинные русские чины и звания больше не применялись.

БОЯРИН – 1. Старший дружинник, советник князя в Древнерусском государстве  IX-XIII вв.;  2. Феодал-землевладелец.  3. Высший служебный чин в Русском государстве  XIY-XYII вв., а также лицо, пожалованное этим чином.

ВОЕВОДА – военачальник, правитель у славян. С конца XY в.  и вплоть до создания регулярной армии (начало  XYII в.) руководитель полка или отряда. В середине  XYI в. воеводы возглавляли городское управление, потеснив городовых приказчиков. В XYII в. их власть на местах значительно усилилась. Они подчинялись московским приказам, действуя по их инструкциям. С 1708 г. воеводы стояли во главе провинций. В ходе губернской реформы 1775 г. должность воеводы была упразднена.

ВОЛОСТЕЛЬ – должностное лицо в Русском государстве XI-XYI вв., управляющий волостью от имени великого князя и ведавшее административными и судебными делами. Не получая жалования от правительства, волостели  «кормились» за счет населения, платившего налоги.

ГОРОДНИЧИЙ- представитель местной администрации в Московском государстве, позднее – в Российской империи. Должность ведет свое начало от городового приказчика.  В 1775- 1782 гг. возглавлял административно-полицейскую  власть в уездных городах. Должность была упразднена в 1862 г.

ГОРОДОВЫЕ  ПРИКАЗЧИКИ – выборные из среды уездных служилых людей, правители городов и уездов в России  XYI в.; подчинялись наместнику. Ведали делами служилых людей, строительством, ремонтом городских крепостных сооружений, сбором податей. В военное время выполняли функции городского военного коменданта.  После  введения должностей городских воевод стали их помощниками, назначались непосредственно воеводами из местных дворян.

ДВОРЕЦКИЙ – дворовый человек русских князей и московских царей. С развитием приказного строя дворецкий в  XYII в. становится начальником приказа Большого дворца, в ведении которого находились хозяйственные дворы. С 1646 г. это звание имели одновременно  12 бояр.  В результате должность боярина-дворецкого превратилась в почетный титул, так как приказом Большого дворца продолжал руководить только один.

ДВОРСКИЙ – предшественник дворецкого в роли управляющего княжеским хозяйством до начала  XYI в.; он ведал также сбором налогов и надзирал за исполнением судебных приговоров.

ДЕТИ БОЯРСКИЕ – разряд мелких феодалов, появившихся на Руси в  XY в.  Они несли обязательную службу, получая за то от князей, бояр или церкви поместья, но не имели права отъезда. Дети боярские – потомки младших членов княжеских дружин – отроков. В феодально-служилой иерархии  XY- первой половины XYI вв. «дети боярские» стояли выше дворян. Термин исчез в ходе реформ  XYIII в. в связи со слиянием служилых людей в один класс – дворянство.

ДУМНЫЙ  ДВОРЯНИН – в Русском государстве  XYI-XYIII вв. третий по « чести» думный чин после бояр и окольничих. Думные дворяне участвовали в заседании Боярской думы и наряду с думными дьяками служили опорой  царской власти в борьбе с боярской аристократией в Думе.

ДУМНЫЕ  ЧИНЫ  в Русском государстве  XYI-XYII вв. должностные лица – бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки, имевшие право участвовать в заседаниях Боярской думы и в работе думских комиссий. Они замещали высшие дворцовые должности, принимали участие в дипломатических переговорах, разбирали местнические споры. Все думные звания были отменены в 1711 г., после создания Сената.

ДЬЯК – служитель. В Древнерусском государстве дьяки были личными слугами князя, причем часто несвободными. Хранили княжескую казну и вели делопроизводство, в связи с чем первоначально назывались писарями.

     Образование в Московском государстве приказов потребовало большого количества грамотных и энергичных неродовитых служилых людей, которые становились помощниками бояр – начальников приказов. В  XYI в. дьяки уже играли видную роль в местном управлении, являясь  помощниками наместников во всех делах, кроме военных.

     Наиболее крупным шагом в возвышении дьяков стало их проникновение в Боярскую думу (предположительно на рубеже  XY-XYI вв.), где они пользовались равным с другими членами Думы правом голоса в решении дел, хотя стояли, а не сидели. За службу дьяки награждались деньгами и поместьями. Думные дьяки занимались подготовкой проектов решений Думы, царских указов, вели делопроизводство.

КЛЮЧНИК – то же, что тиун, т.е. холоп великого князя, но вместе с тем первый человек в его домашнем  хозяйстве, исполнявший также обязанности управляющего и судьи. Имел даже собственных рабов и дьяков. Жена ключника обыкновенно  управляла женской прислугой.

КОНЮШИЙ – придворный чин Русского государства  XY-  начала  XYII вв. – начальник Конюшего приказа. Руководил Боярской думой и активно участвовал в дипломатической и военной деятельности; иногда возглавлял правительство  ( И.Ф. Овчина-Телепнев, Б. Годунов).

КРАВЧИЙ – придворный чин Московского государства.  Впервые  упоминается в  начале  XYI в.  Служил государю за столом во время  торжественных обедов. В его ведении были стольники, подававшие кушания. Он также отвечал за  рассылку в дни торжественных обедов еды и напитков с царского  стола на дом боярам и другим чинам. На должность назначались представители наиболее знатных фамилий. Срок службы кравчего не превышал пяти лет.

НАМЕСТНИК – 1) в Древнерусском государстве – должностное лицо, назначавшееся князем и возглавлявшее в городах вместе с волостелями местное управление. Должность впервые введена в  XII в. и окончательно установлена в  XIYв.  Вознаграждались за службу путем кормлений. В распоряжение наместника имелся административный персонал и военные отряды для местной обороны и подавления внутренней смуты. С начала  XYI в. власть наместников была ограничена выборными земскими учреждениями;

2) в Российской империи – глава местного управления. Должность введена при Екатерине  II  в 1775 г.  для усиления централизации власти.  Наместник ( генерал-губернатор) возглавлял управление двух-трех губерний, наделялся чрезвычайными полномочиями, а также правом общественного надзора над всем местным аппаратом управления и суда, был ответственен лишь перед императрицей. В его введении находились также войска, расположенные на территории наместничества. В 1796 г. Павел  I  упразднил должность, но вскоре она была восстановлена Александром  I.  В  XIX-XX вв. существовали  наместничества в Царстве Польском (1815-1874 гг.) и на Кавказе (1884-1883), (1900-1917 гг.).

 ОКОЛЬНИЧИЙ- придворный чин и должность в Русском государстве  XIII- начала  XYIII в. Впервые чин упоминается в 1284 г. Первоначально в обязанности окольничего входило устройство и обеспечение путешествия князя и участие в приеме и переговорах с иностранными послами. В  XIV- XYIII вв. окольничие входили в состав. Принадлежали ко второму  думному чину. Чин отменен в 1711 г.

ОРУЖНИЧИЙ придворный чин с  XYI в. В его обязанности входило заведование  «казенной оружейной палатой», т.е. царской оружейной казной. В придворной иерархии на эту должность  назначались окольничие или бояре. С учреждением  в  XYII в. Оружейного приказа обязанности оружничего расширились.  Являясь  начальником  приказа, он не только хранил оружие, но и заботился об его изготовлении и закупке.

ПОДЪЯЧИЙ - помощник дьяка.  Подъячие  разделялись на старших, средних и младших.

ПОСТЕЛЬНИЧИЙ - чин русского княжеского, а затем и царского двора, ведавший «государственной постелью». Постельничий был ближайшим слугой князя: спал с ним в одной комнате, ходил в баню, сопровождал в торжественных случаях. В его распоряжении состояли стряпчие и спальники.

СПАЛЬНИК - придворный чин в государстве в  XY- XYII вв., находился в подчинении у постельничего. Спальники дежурили в комнате царя, раздевали и одевали его, сопровождали во время поездок. Обычно спальниками становились молодые люди знатного происхождения.

СОКОЛЬНИЧИЙ - чин княжеского двора, известный с 1550 г.; ведал соколиной охотой, а иногда и всеми учреждениями военно-княжеской охоты. В сокольничие  назначались обычно люди неименитые.

СТОЛЬНИК – дворцовый чин, известный с  XYIII в. Служба в стольниках была почетной, среди них были в основном представители высшей аристократии: князья Куракины, Одоевские, Голицины, Репнины и др.

ТЫСЯЦКИЙ - военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение, назначаемый князем. Затем в городах, где развивалось вечевое управление эта должность стала выборной, и тысяцкий избирался из местных бояр сроком обычно на один год, являясь помощником посадника. Постепенно эта должность стала наследственной. Великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской упразднил должность тысяцкого.

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ - закон о порядке государственной службы, изданный в России в 1722 г. Основное значение Табели состояло в унификации и систематизации административной службы. Вместо происхождения, знатности рода или « породы» в его основу был положен принцип служебной годности, было узаконено приобретение дворянства выслугой и пожалованием государя. Создавалась четкая иерархическая система: новые должности расписывались по 14 классам или рангам, причем каждый из них в свою очередь подразделялся на чины военные, гражданские (статские) и придворные. О рациональности установленных Табелью принципов прохождения службы свидетельствует тот факт, что в основе своей она оставалась неизменной вплоть до 1917 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Табель о рангах по состоянию на 1917 г.

          ( Без армейской кавалерии, военно-морского флота и придворных чинов.)

 

 

Классы

Армейская

пехота

Казачьи

войска

Гражданские

Чины

Титулование

1

Генерал-

фельдмаршал

 

Канцлер

Ваше высокопревос- ходительство  1-2 ранг

2

Генерал от

инфатерии

 

Действительный

статский советник

 

3

Генерал-

лейтенант

 

Тайный

Советник

Ваше превосходитель- ство    3-4 ранг

4

Генерал-

майор

 

Действительный

статский советник

 

5

 

 

Статский советник

Ваше высокородие

6

Полковник

Полковник

Коллежский

Советник

Ваше высокоблаго-

Родие с 6 по 8 ранг

7

Подполков-

ник

Войсковой

старшина

Надворный

советник

 

8

Капитан

Есаул

Коллежский

асессор

 

9

Штабс-

капитан

Подъесаул

Титулярный

советник

Ваше благородие

С 9 по 14 ранг

10

Поручик

Сотник

Коллежский

 

11

 

 

 

 

12

Подпоручик

Хорунжий

Губернский

секретарь

 

13

Прапорщик

запаса

 

 

 

14

 

 

Коллежский регистратор

 

 

 

 

В Табель о рангах не был включен чин генералиссимуса, дававшийся в исключительных случаях. Изменения в Табель вносились с целью усложнения доступа в дворянское сословие. Если при Петре  I  14 ранг давал личное дворянство, а  8 ранг – потомственное, по статской службе, то Закон от 9 декабря 1856 г. установил более высокий класс для достижения потомственного дворянства: 4-й – для гражданских и 6-й – для военных чинов, а личное дворянство – всем видам служб с 9-го класса; чины с 14-го по 10-й класс получили звание «почетных граждан».  Табель о рангах не являлась чисто российским явлением, она вобрала в себя предшествующий опыт организации административной службы стран Европы.

 

              ДВОРЯНСКИЕ  ТИТУЛЫ: - дворянство –высшее правящее сословие в России, возникшее на почве государственной службы. Термин «дворяне» встречается не ранее второй половины  XII в.  Дворяне могли носить почетные титулы: баронов, графов и князей. Эти титулы давались специальным указом императора с вручением соответствующей грамоты.  Первые пожалования дворян титулами за заслуги были произведены при Петре  I.  Можно было одновременно иметь два титула.  Так, А.В. Суворов за свои победы был награжден титулами графа Рымникского и князя Италийского; И.В. Паскевич – титулом графа Эриванского и князя Варшавского.

 Барон  - дворянский титул в Германии, Австрии, Франции и Англии. В России одними из первых баронский титул получили в XYIII в. купцы Строгановы. Однако большинство баронов в России были выходцами из Лифляндии, Курляндии и других прибалтийских областей. В конце XIX в. на официальном учете состояло около 240 баронских родов. Титул ликвидирован 10 ноября 1917 г. декретом  ВЦИК и СНК РСФСР.

Граф -  первоначально название должностного лица во Франкском государстве и Англии. В России графский титул был введен Петром I.  Первоначально возведение кого-либо в графское  достоинство  Российской империи  требовало одобрения германского империализма и утверждения возводимого в это достоинство Священной Римской империи ( 1701- Ф.А. Головин; 1702- А.Д. Меншиков; 1707- Г.И. Головин; 1715- А.А. Матвеев).  В дальнейшем последнее стало необязательным.  Первым титул графа от российского императора получил Б.П. Шереметьев в 1706 г. за подавление Астраханского восстания. Пожалование в графское достоинство было наследственным. К 1894 г. было учтено в родословных книгах 310 родов. Титул ликвидирован 10 ноября 1917 г. декретом ВЦИК и СНК РСФСР.

Князь –частный родовой титул.  В России до XYII в. княжеское звание было только родовым. Князьями были Рюриковичи ( Одоевские, Горчаковы, Долгорукие и др.), Гедеминовичи ( Голицины, Куракины и др.). Княжеские титулы получили также представители татарских и кабардинских владетелей, влившихся в состав русской феодальной знати ( Черкасские, Юсуповы). С начала  XYIII в. титул князя стал жаловаться высшим сановникам за особые заслуги ( первый пожалованный князь – А.Д. Меншиков).  До Павла I были возведены в княжеское достоинство императором Священной Римской империи – Потемкин, Орлов, Платон Зубов.  Павел I  возвел в княжеское достоинство 5 фамилий,  Александр  I  3 (Салтыковы, Голенищевы-Кутузовы, Барклай де Толли), Николай I  пожаловал титул 16 фамилиям. При последующих императорах пожалований не было.  Общим титулованием князей было « Ваше сиятельство».  Титул был отменен декретом ВЦИК и СНК РСФСР « Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 г.

 

                   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ.

 

1.     Быстренко В.И. История государственных учреждений и самоуправления Л.    1997

2.     История государственного управления России. Ростов/Дон. 1999

3.     История Отечества: словарь справочник. М. 1999

4.     Мир русской истории. Энциклопедический справочник. М. 1997

5.     Полный энциклопедический справочник. М. 2001

6.     Россия. Энциклопедический справочник. М. 1997

7.     Цыганов В.Б. История государственного управления в России. Екатеринбург. 2000.

 

Составитель   к.и.н., доцент  Порошин С.А.                              17 сентября 2001 г.

                                                                                                                  

                                                                                                       Приложение  1.

 

 

               ПРИМЕРНЫЙ  БЮДЖЕТ  СТОЛИЧНОГО  ЧИНОВНИКА 

                                                                1890 г.

                    

                                         Расходная часть  (в рублях в год)

 

 

Квартира с отоплением                                                                              240,0              

Расходы на чтение (библиотека)                                                                 28,5

Театр (абонемент)                                                                                         35,0

Покупка и ремонт мебели                                                                            16,5

Покраска и ремонт одежды, обуви                                                              94,0

Покупка туалетных принадлежностей                                                        46,0

Приобретение посуды                                                                                     6,25

Плата прислуге                                                                                               60,0

Плата водовозу                                                                                               12,0

Освещение                                                                                                       20,75

 

    СТОЛ:

Завтраки, обеды, ужины                                                                              194,0

Праздничные издержки                                                                                 15,0

Экстренные расходы на закуски                                                                   41,0

Чай, кофе, сахар                                                                                            100,0

Вино                                                                                                                  29,7

Извозчик                                                                                                           66,0

Папиросы                                                                                                          30,0

Мелкие расходы на дому                                                                                 35,0

Расходы «без названия»                                                                                 200,0

 

                                                                                        ИТОГО:  1.269 руб. 70 коп.

 

                                      Доходная часть  (в рублях в год)

 

Жалованье                                                                                                        715,0

Частные занятия по управлению домов                                                       180,0

Перевод романов                                                                                             360,0

Перевод научных статей                                                                                 150,0

 

                                                                                         ИТОГО:  1.405 руб. 00 коп.

                                                                                         

                                                                                    ОСТАТОК:     135 руб. 30 коп.

П.А. Зайончковский   Правительственный аппарат  России  М. 1989. С.81

                                                                                             Приложение 2

                      ПРИМЕРНЫЕ  ЦЕНЫ  НА  ПРОДУКТЫ  ПИТАНИЯ

                      В  1849 г.               И            В      1895-99 гг.     XIX ВЕКА.

                                                      (за пуд в рублях)

                                                                                     1849 г.               1895-1899 г.

   Хлеб ржаной                                                            3-4 коп.                   5 коп.

   Гречневая крупа  1 сорт                                          4 руб. 30 коп.      1 руб. 17 коп.

   Пшеничная мука 1 сорт                                           2 руб. 50 коп.     1 руб. 69 коп.

   Говядина  1 сорт                                                     6 руб. 34  коп.      4 руб. 37 коп.

   Свинина   1 сорт                                                      2 руб. 80 коп.      4 руб. 12 коп.

   Масло коровье                                                         6 руб. 00 коп.      5 руб. 80 коп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.А. Зайончковский   Правительственный аппарат  самодержавной России М. 1989. С. 85.  Служебное право. М. 1995. С. 21-22

 

 

 

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2025 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!