Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Особенности прохождения и социальной защиты государственных и муниципальных служащих»»

/ Государственное и муниципальное управление
Контрольная, 

Оглавление

Помощь в учебе студентам РАНХиГС

 

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова, могу возмездно выполнить работу на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Срок исполнения от 1-го дня.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

Присоединяйся ко мне в друзья ВКонтакте http://vk.com/studentshopadm и получай готовую БЕСПЛАТНУЮ!!! работу при заказе новой работы.

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на моем сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Решение задач – от 250 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Задания взяты с сайта Уральского института - филиала РАНХиГС [филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»] http://ui.ranepa.ru/

 

 

 

Вариант 1.

Задание 1.

Рассмотрите федеральный закон от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Проанализируйте  гарантии, закрепленные в этом законе для государственных гражданских служащих. Какова их отраслевая принадлежность?

 

Задание 2.

Столикова Л.Б. – главный специалист отдела региональных программ администрации Ялинской области. Стульчикова О.Г. – уборщица в администрации.

Подлежат ли названные граждане обязательному социальному страхованию? Если да, то каким его направлениям (видам)? В какие  внебюджетные социальные фонды должны уплачиваться за них взносы?

 

Задание 3.

12 октября Специалист администрации области Адова написала заявление с просьбой предоставить ей отпуск по уходу за ребенком до 3 лет (ребенок родился 10 августа). На ее место принимают Бедову. Каков порядок действий представителя нанимателя? Подготовьте комплект документов по приему на государственную гражданскую службу Бедовой, включая проект контракта, укажите, какую запись необходимо будет произвести в трудовой книжке. 

 

Вариант 2.

Задание 1.

Рассмотрите федеральный закон от 02 марта 2007г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

          Проанализируйте  гарантии, закрепленные в этом законе для муниципальных служащих. Какова их отраслевая принадлежность?

 

Задание 2.

Кружкина А.Ю. – главный специалист отдела молодежной политики администрации города. В течение календарного года, помимо денежного содержания, ей были выплачены:

·     премия к юбилею;

·     доплата за сверхурочную работу;

·     пособие по временной нетрудоспособности;

·     единовременное пособие при рождении ребенка;

·     материальная помощь;

·     пособие по беременности и родам;

·     единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности.

Какие из перечисленных выплат являются социальными? Назовите признаки социального обеспечения.

 

Задание 3.

12 октября Специалист администрации города Адова написала заявление с просьбой предоставить ей отпуск по уходу за ребенком до 3 лет (ребенок родился 10 августа). На ее место принимают Бедову. Каков порядок действий представителя нанимателя? Подготовьте комплект документов по приему на муниципальную службу Бедовой, включая проект договора, укажите, какую запись необходимо будет произвести в трудовой книжке.

 


Работа похожей тематики


1. Государственная кадровая политика

 

Под государственной кадровой политикой понимается общена­циональная стратегия формирования, развития, востребованности и рационального использования профессионального потенциала об­щества, кадров (персонала).[1] 

Государственная кадровая политика РФ – одно из приоритет­ных направлений деятельности государства по координации меро­приятий, проводимых в целях развития и совершенствования всего трудового потенциала страны. Она ориентируется на социальное регулирование, охватывающее все общество и общественные от­ношения, оказывает влияние на установление приоритетов соци­альных ценностей и общественные устремления в профессиональ­ной сфере. Государственная кадровая политика РФ направлена на формирование дееспособных трудовых коллективов, целесообраз­ное и рациональное использование трудовых ресурсов страны, включает разработку общих принципов работы с людьми, их вос­питание, обучение, общеобразовательную, специальную профес­сиональную подготовку, переподготовку, повышение квалифика­ции. Важнейшей функцией государства при реализации его руко­водящей роли в кадровой политике является оптимальный подбор и расстановка кадров, их развитие, создание условий для поддер­жания необходимого профессионального уровня во всех сферах хозяйственного и культурного созидания. 

Государственная кадровая политика РФ охватывает совокуп­ность социально-экономических и политических задач, решение которых осуществляется на правовой основе. Вопросы государст­венной кадровой политики РФ находят свое отражение в законо­дательных и иных правовых актах, содержащих нормы и положе­ния, регулирующие те или иные кадровые аспекты. К ним отно­сятся Конституция РФ, федеральные законы, указы и распоряже­ния Президента РФ, постановления программные и методические документы Правительства РФ, а также иные нормативные право­вые акты, относящиеся к данной сфере государственного регули­рования. Государственная кадровая политика РФ неразрывно свя­зана с государственным управлением, при котором кадровая рабо­та является его составной частью и по сути решающей. Она ведет­ся, главным образом, по трем основным направлениям:

1) в области государственных предприятий, учреждений, ор­ганизаций (объединений, фирм, концернов, компаний и т.д.);

2) в системе государственной службы (на уровне федераль­ном, субъектов Федерации и местного самоуправления);

3) в области негосударственных предприятий (акционерных, частных, арендных предприятий, фирм и т.д.).

Сущностное содержание государственной кадровой полити­ки РФ заключается в непосредственной деятельности государст­венных органов, кадровых служб и должностных лиц, которые воплощают на практике и проводят в жизнь конкретные меро­приятия по ее осуществлению. Они реализуют государственную кадровую политику РФ посредством определения численности при наборе и подготовке работников и специалистов различных категорий для отраслей народного хозяйства; установления пе­речней специальностей и специализаций, степени потребности в них; путем квалификационных требований, стандартов и норма­тивов; методами стимулирования и ограничений, а также всеми другими способами, имеющимися в распоряжении государства.

Современная государственная кадровая политика РФ должна быть научно обоснованной, исторически конкретной, учитываю­щей насущные потребности общества в кадрах, иметь плановый и перспективный характер. Она должна базироваться на науке об обществе, управлении, руководствоваться демократическими прин­ципами, учитывать мировоззренческие и идеологические пред­ставления людей, состояние государства, возможности осущест­вления намеченных целей его развития. Выбор целей государст­венной кадровой политики РФ должен производиться исходя из интересов личности, общества и государства, особенностей демо­графического и культурно-исторического развития, а также уров­ня занятости, безработицы, образования и других факторов.

На основе государственной кадровой политики РФ в каждом государственном органе, на государственном и частном пред­приятии может разрабатываться своя конкретная кадровая по­литика, вытекающая из целей задач и основных функций соот­ветствующего органа управления. Здесь кадровая политика про­водится через аппарат (администрацию), его структуры и пер­сонал. Государственная кадровая политика РФ затрагивает все категории работающих, но для работников частных предпри­ятий, общественных организаций, а в известной мере и для занятых на государственных предприятиях и организациях она не может быть столь же императивной, как для государствен­ных служащих в органах власти.

Кадровая политика государственной службы это деятель­ность органов власти, их руководителей, работников кадровых под­разделений по реализации кадровой стратегии, направленная на по­иск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его моти­вацию и стимулирование к выполнению задач, стоящих перед госу­дарственными органами.[2]

Основные направления ее включают в себя:

• выработку стратегических направлений в развитии госслуж­бы с учетом тенденций и перспектив развития общества и государства и в интересах личности;

• установление системы обеспечения госслужбы надежны­ми, профессиональными специалистами, которые в своей повседневной деятельности не только могли бы выполнять стоящие перед ними задачи, но и своим поведением спо­собствовали бы росту уважения и авторитета органов госу­дарственного управления и государства в целом, добиваясь понимания и поддержки народа;

• создание необходимых социальных и материальных условий деятельности, а также правового регулирования в соответст­вии с нормами законодательства, контроля за выполнением должностных функций, исключая всякую возможность на­рушений трудовой дисциплины, злоупотреблений служеб­ным положением и коррумпированности госаппарата;

• поддержание в коллективах государственных органов та­кого морально -психологического климата, который бы не только обеспечивал эффективное выполнение обязанно­стей по госслужбе, но и способствовал бы развитию пози­тивных личностных качеств работников, формировал бы рациональные служебные отношения;

• создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации персо­нала госаппарата, формирование условий для творческого роста на рабочем месте;

• определение порядка и регулирования процесса подбора, перемещения, продвижения, оценки, стимулирования и от­ветственности госслужащих.

Конкретное воплощение общенациональная стратегия нахо­дит в кадровой политике субъектов управления и ее неотъемле­мой части – практике работы с кадрами в госаппарате (управле­нии персоналом).

Из содержания кадровой политики видно, что ее исследова­ние и реализация могут быть осуществлены с различных пози­ций, в частности институциональной, функциональной, нормативной, технолого-управленческой; только совокупность результатов и комплексный анализ дают системность кадрового обес­печения государственной службы.

Кадровое обеспечение – это активная созидательно-организую­щая деятельность по реализации мер организационного, образо­вательного, экономического, управленческого характера, направ­ленная на удовлетворение потребности госорганов в кадрах опре­деленной специализации и квалификации; система целенаправ­ленных кадровых процессов по прогнозированию, планированию подготовки кадров, по обновлению и сохранению преемственно­сти государственных служащих, их профессиональному развитию, стимулированию качества труда и служебного продвижения.

Механизм кадрового обеспечения госслужбы включает сис­тему нормативных, документально признанных принципов, форм, методов, а также порядок осуществления кадровой деятельности во имя соответствующих целей.

Эти меры и порядок предполагают взаимодействие специ­альных подразделений и людей в сфере организационно-управ­ленческой, образовательной, нормативно-правовой, финансо­вой, научно-методической, нравственно-психологической. Лишь системность всех элементов кадрового компонента обеспечивает эффект функционирования всей системы госслужбы.

Какие институты государственной власти ответственны за формирование, выработку и реализацию кадровой политики гос­службы?

Глава государства по своему конституционному статусу явля­ется гарантом соблюдения Конституции РФ на всей территории страны, прав и свобод граждан независимо от места их прожи­вания в России. С этим связана и его конституционная ответст­венность за формирование института госслужащих, способных ис­полнять и обеспечивать исполнение Конституции, законодатель­ства, прав граждан повсеместно в стране.

Утвержденному в марте 1996 г. Указом Президента РФ Глав­ному управлению Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров было поручено вместе с ГГПУ (Главным государственно-правовым управлением) обеспечить:

• деятельность Президента по определению основных на­правлений государственной кадровой политики и развития государственной службы;

• деятельность Президента по решению им кадровых вопро­сов, относящихся к его ведению;

• деятельность Совета по вопросам госслужбы при Президенте и Совета по кадровой политике при Президенте в соответ­ствии с положениями об этих советах;

• единую организационно-кадровую политику, осуществляе­мую Администрацией Президента.

В рамках взаимодействия указанных структур президентской власти и с участием подобных подразделений в аппарате Совета Федерации и Государственной Думы парламента, Правительства РФ и Правительства Москвы определены приоритетные направ­ления государственной кадровой политики госслужбы, которые можно обобщить следующим образом:

• внедрение новой системы поиска и отбора в аппарат кадров;

• обеспечение устойчивого профессионального развития пер­сонала, особенно на основе введения обязательного про­фессионального обучения служащих и увязки его со слу­жебным продвижением;

• планирование и реализация карьеры госслужащих;

• формирование резерва кадров;

• становление системы социальной защиты и стимулирова­ния качества и эффективности труда служащих;

• создание условий для реализации способностей служащих.

 

2. Кадровая служба: новый статус и функции

 

Ответственные задачи по реализации кадровой стратегии призваны решать кадровые службы государственных органов.

Кадровая служба – это центр управления персоналом, базо­вой функцией которого является кадровое обеспечение органов госвласти и управления. К их новым функциям относится также:

• систематический анализ состояния кадров в аппарате сво­его органа;

• прогнозирование и планирование потребностей служащих определенной специализации и квалификации;

• проведение совместно с руководством отбора новых сотруд­ников на службу, обеспечение профессионального роста и служебного продвижения;

• организация переподготовки кадров, получения ими вто­рого профессионального образования;

• подготовка сведений о госслужащих для внесения их в фе­деральный реестр и реестры госслужащих субъектов РФ, в федеральный банк кадровой информации;

• контроль совместно с юридической службой за соблюде­нием законов и нормативов в работе с кадрами, социаль­ной зашиты служащих;

• организационно-методическое обеспечение этих задач.

Кадровые службы призваны помочь руководителям оптимизировать управление персоналом (людьми, их профессиональ­ным и личным развитием), управление госслужбой (служебной деятельностью служащих, их взаимоотношениями по выполне­нию функций и полномочий госоргана).

Кадровые службы должны в любой момент располагать и пре­доставить сведения о том, сколько работников, какой квалифи­кации, когда и где будут необходимы и приняты; каким образом можно привлечь нужный и сократить излишний персонал без нанесения ущерба организации и отдельному человеку; как лучше использовать кадры, персонал в целом в соответствии со способностями людей; каким образом обеспечить развитие кад­ров для выполнения новых квалифицированных работ и под­держания их знаний на уровне современных требований к гос­управлению; каких затрат потребуют запланированные меро­приятия в сфере управления персоналом.

Совершенствование управления персоналом осуществляется, как правило, с использованием ЭВМ, технических средств, т.е. через модернизацию. Но важно подчеркнуть, что управление персоналом включает в себя и кадровую работу, т.е. работу с людьми. Здесь виден социальный аспект деятельности кадровой службы. Важным средством оптимизации кадровой работы является план использования трудовых ресурсов на перспективу. Кадровые службы, участвуя в его разработке и осуществлении, должны вли­ять на подбор работников, на которых распространяется гарантия занятости, осуществляя его тщательно и на конкретной основе.

Кадровая служба в органах госвласти должна быть приори­тетным подразделением, но пока таковым не стала. К сожале­нию, ст. 28 Закона «Об основах государственной службы» со­хранила старое представление о роли и назначении кадровых служб.[3] Чаще кадровое обеспечение реализуется как узкотехно­логическая функция приема на работу отделом кадров.

Отдел кадров выполняет вспомогательные функции техни­ческого, информационно-учетного характера, регистрирующие, оформительские, документационные задачи, т.е. в основном за­нимается делопроизводством. Не случайно, когда нужна всесто­ронняя оценка того или иного кандидата на должность, руково­дители и сотрудники отдела кадров начинают вновь наводить справки и собирать дополнительную информацию. Причины такого положения кроются в следующем.

• В науке и управленческой практике еще не выработаны дос­таточно обоснованные критерии комплексной оценки кадров. И человек принимается на ответственную должность часто наугад – методом проб и ошибок.

• Беден банк данных о кадрах, игнорируются современные средства информационного обеспечения.

• Традиционно руководители не подпускают кадровиков к кадровой политике, сознательно ограничивая их полномочия тех­нической подготовкой проекта приказа. Глубинная причина та­кого положения дел кроется в медленном, не всегда последова­тельном переходе от построения кадровой политики, основан­ной на корпоративных и идеологических началах, к кадровой политике, основанной на деятельностном подходе. Сказывается груз старых представлений о государственной службе как службе не государству, а в лучшем случае – ведомству, госоргану, в худшем – начальству. Здесь мы подошли к очень значимому вопросу темы – о статусе института госслужбы и его норматив­но-правовом регулировании.

 

3. Государственная служба как публично-правовой институт

 

Истинная сущность государственной службы заключается в возлагаемой на граждан вечным законом общежития обязан­ности содействовать органам государственного начала в вы­полнении ими своего назначения. В истории известны основ­ные две формы службы: форма свободного соглашения и форма повинности.

В XIX в. начались поиски и обоснования публично-правового характера государственной службы как средства выведения ее из-под монархического контроля, политического усмотрения и уста­новления для нее непосредственной связи с государством.

Концепция государственной службы как института ведения публичных дел, иначе государственных дел, восходит к римской традиции понимания демократического государства как респуб­лики (Res Publicus – дело общее, публичное дело народа). Госу­дарство становится фактическим общенациональным институ­том лишь благодаря формированию государственной службы как действительной службы народу, его праву и закону.

Государство есть общее дело народа – этот тезис получил международное правовое закрепление в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 25): «Каждый гражданин должен иметь, без какой бы то ни было дис­криминации... и без необоснованных ограничений право и воз­можность: а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбран­ных представителей; б) голосовать и быть избранным в органы государственной власти; в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».[4]

Ведение государственных дел установлено как общая для ин­ститутов выборной власти и государственной службы функция, на участие в исполнении которой имеет право каждый гражда­нин. При этом избранные лица, равным образом и государствен­ные служащие, осуществляя функции по ведению государствен­ных дел, осуществляют не свое собственное, личное право, а со­вокупное, точнее публичное право всех граждан государства.

Народ – учредитель государства, имеет естественное право на ведение своих совокупных, общих, публичных, государствен­ных дел. Избранные народом должностные лица, равно как и поступившие на государственную службу граждане, выступают в таком случае доверенными народа. Этим самым утверждается положение о связанности правительства (политических органов и администрации) волей народа.

Государственная служба – публичный институт реализации конституции, законов и функции государства. Она формируется как система нормативно установленных государственных орга­нов – служб, надзоров, агентств и т.п. (не путать с органами гос­власти) для профессионального исполнения и обеспечения полно­мочий органов госвласти и управления. Институт функциональных административных служб, имеющий не политический, а юридиче­ский характер, призван обеспечивать, гарантировать осуществле­ние государственных задач.

Для более глубокого понимания вопроса соотнесем, сопоста­вим понятие «государственная служба» с близкими, но не тож­дественными – «государственное управление», «орган государ­ственной власти», «публичная служба».

Телеологический характер отражаемых этими понятиями яв­лений (греч. teleos – достигший цели + logos – учение) позво­ляет увидеть их взаимосвязанность, взаимодополняемость по духу и смыслу реализации. Однако ни один из них не исчерпывает другого.

Государственное управление как целенаправленное, органи­зующее, регулирующее воздействие на общество (процессы, от­ношения) государства, всей совокупности его органов и долж­ностных лил – сложная система, отражающая и статичную фор­му управляющего воздействия, в том числе институты власти, управленческую теорию, идеи, заложенные в стратегических це­левых программах, законах, иных политических решениях, и процесс, который в свою очередь развивается как политическое воздействие (через процесс принятия политических решений) и как административное воздействие (в процессе исполнения за­конов и обеспечения исполнения всеми физическими и юриди­ческими лицами). Таким образом, государственное управление обеспечивает политическое развитие страны, демократизацию общества и его жизни. Государственная служба обеспечивает реализацию политических программ, законов. Если содержа­тельно госуправление поглотит госслужбу – это будет означать, что осуществление законов, программ будет политизировано, исполняться сообразно политическим целям, весь администра­тивный процесс и госслужащие будут отданы на усмотрение по­литических руководителей госорганов. Если же госуправление окажется поглощенным госслужбой, произойдет откат к тотали­таризму, станет проблематичным политическое развитие страны, т.е. участие общества в подготовке общезначимых решений, за­конов. Функционально-деятельностный подход к государствен­ной службе позволяет характеризовать ее как административно-процессуальную форму госуправления.

Каждый орган госвласти имеет в своей компетенции как функции по реализации госполитики, так и функции госслуж­бы. Это положение применительно к министерству выглядит сле­дующим образом:

Министерство – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику, осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координи­рующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Смысл политических функций – в делегированном законо­дательстве, т.е. праве издавать нормативно-правовые акты, деле­гированном министерству в его компетенционной сфере.

Административные функции, иначе функции госслужбы, гос-административного управления, в том числе административно-распорядительные, функционального регулирования, регламен­тирования, координации в законоустановленной сфере деятель­ности, связанные также с правом создавать административные структуры вне и в рамках министерства, а также администра­тивно-исполнительные, собственно профессионально-управлен­ческие (разрешительные, организационные, по регулированию, учету, контролю, защите прав – в целом, правоприменения, обес­печения правового и процессуального административного режи­ма). Таким образом, госслужба – это система госорганов (служб, надзоров, агентств и т.д.), исполняющих административные функ­ции по предметам ведения, а также входящие структурно в со­став министерств, ведомств подразделения, исполняющие адми­нистративные функции.

В зависимости от политических целей Правительство может включать или не включать в состав министерств те или иные ад­министративные службы. Стабильность в общественной жизни больше гарантируется именно тем, что каждая функция государ­ства законом закрепляется за конкретной публичной службой в различных разделениях власти и госорганов всех уровней управ­ления. При смене правительств, при роспуске парламента пуб­личные службы, профессионально и непрерывно обеспечивая исполнение конституции, законов, удерживают законопорядок во внутри- и внешнегосударственных отношениях. В Великобрита­нии, например, поражение правящей партии не приводит к из­менениям в госслужбе, сформированной на основе несменяемо­сти. Французская административная наука полагает возможным говорить о госслужбе как регламентарной власти (власть во ис­полнение закона). В США госслужбу называют «четвертой вла­стью», а государство – административным государством. Там значительный вес в обществе, наряду с правительственной адми­нистрацией, имеют так называемые независимые агентства (неза­висимые от политических назначенцев), исполняющие систематически, непрерывно, беспрекословно функции публичных служб профессиональными чиновниками.

Таким, образом, госорганы власти связаны с госслужбой как политическое влияние на администрацию, исполняющую гос­функции. Здесь важно уточнить: политика, конечно, должна вли­ять и контролировать администрирование законов. Проблема в том, чтобы найти «чувство меры» в соотношении политики с ад­министрированием. Ясно одно: именно состав функций, испол­няемых в административном порядке, должен иметь соответст­вующее закрепление в статусе соответствующего рода госслужбы. Это вполне соответствует традициям российского права и управле­ния. Исторически первичными инстанциями исполнения госслуж­бы были военная, дипломатическая, полицейская и прокурорская.

Профессиональные административные службы в последнее время получают все большее развитие. К примеру, судебная власть создала службу судебных приставов, судебный департамент и дру­гие органы.

Государственная служба и государственные органы. Здесь не­обходимо отметить, что госслужба – это административный про­цесс исполнения титульного юридического процесса госоргана, действующего в определенном разделении госвласти. Можно ска­зать: госслужба является процессуальной формой госоргана (как судопроизводство для суда). Поскольку ни один госорган не ис­черпывает собой института государственной власти и государст­ва, а является только первичной ячейкой госаппарата, то кон­ституционно-установленное единство госвласти при ее осущест­влении обеспечивается единством административного процесса госслужбы как службы исполнения и обеспечения исполнения власти государства.

В последнее время в российском обществе развернулась дис­куссия вокруг конституционной нормы (ст. 5, ч. 3 Конституции РФ[5]) о единстве исполнительной власти. Высказываются мнения о мерах по восстановлению единства и взаимодействию (взаи­моответственности) всех уровней вертикали исполнительной вла­сти. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть: единство испол­нительной власти обеспечивает единство госслужбы, исполне­ние и обеспечение исполнения законов, государственное адми­нистрирование на основе единых в масштабе всей страны пра­вовых и процессуальных норм – это фундамент единого право­вого пространства Российской Федерации.

Институт единства исполнительной власти устанавливается в гл. 1 Конституции РФ об основах конституционного строя, что предшествует регуляции ст. 10 о разделении госвласти при ее осу­ществлении. Думается, факт данной последовательности в кон­ституционном регулировании отражает степень приоритетности установления.

Государственная служба и публичные службы. Понятия соот­носятся как целое и его часть. Как ни один госорган не вопло­щает в себе государство, так и государственная служба форми­руется как система госорганов – публичных служб наряду с ап­паратом органов исполнительной власти, должностных лиц. Пуб­личные службы (миграционная, налоговая, таможенная и пр.) в отличие от органа госвласти не обладают правотворческими полномочиями, т.е. не могут создавать, упразднять или изменять какое-либо право; они обеспечивают порядок и процедуры реа­лизации, контроля, законности и защиты права.

Государственная служба как термин имеет в РФ собиратель­ный характер, обозначая совокупность различных типов (граж­данской и военной), различных уровней (федерального, субъек­тов РФ, муниципального), различных видов службы.

Содержательную деятельность каждого вида государственной службы определяет его базовая функция.

В обобщенном виде функции единого целостного института госслужбы можно изложить следующим образом.

Основная функция госслужбы – управление в процессе (во времени и пространстве) как служение государству, обществу в целях обеспечения законности и правопорядка, стабильности и развития.

Госслужба – это ведение государственных дел в органах всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Управ­ляя государственными делами во всех разделениях госвласти, госу­дарственная служба придает им правовую общность, чем способст­вует единству госвласти, правовому характеру государства.

Принципы правового государства требуют (и тем определяют функцию госслужбы – исполнение законов) безусловного верхо­венства Конституции РФ и федерального законодательства над всеми иными отношениями и основаниями в частной и общест­венной жизни.

Если какой-либо субъект права не исполняет сообразные об­стоятельствам его действий нормы законодательства, то вступает в силу другой принцип и реализуется еще одна функция гос­службы – обеспечение исполнения законов.

Госслужба имеет регулятивные функции в отношении порядка и процедур реализации, обеспечения, охраны законности, кон­троля и защиты права, которые реализуются в практике нормо-технического восполнения правовых пробелов, в администриро­вании законов.

В целом, фундаментальные функции госслужбы можно опре­делить как правовосстановительные, правоприменительные, пра­воохранительные. Их осуществление придает праву всеобщий ха­рактер.

Функции госслужбы по своему составу практически не из­меняются при переходе от одного общественного строя к друго­му, при смене политического курса и политического руково­дства. Вот почему налаженный механизм госслужбы, госадминистративного управления – основополагающая закономерность государства и государственности как таковых, это – фундамент государственного дома, фактор стабилизации, прочности при всех социально-политических потрясениях. Это не означает, что госслужба становится отделенной от выработки и реализации собственно государственной политики. Наоборот, политика го­сударства как общенациональная правовая стратегия развития страны становится: 1) защищенной институтом госслужбы от влияния на нее каких-либо партийных, корпоративных, частных интересов и целей; 2) обеспеченной качественным содержанием ее реализации, утверждением верховенства закона над полити­ческими пристрастиями отдельных субъектов политики, полити­ческой конъюнктурой. Императивы общенациональной полити­ки обретают форму закона и реализуются в деятельности гос­службы посредством администрирования закона.

Свои ответственные функции государственная служба в пол­ной мере может осуществить лишь при условии, если будет функ­ционировать как правовой институт.

Право госслужбы (этот термин известен конституционному праву ряда западных стран, скажем, ФРГ) – есть публичное право.

Публичное право совокупное (общее) право суверена – на­рода на власть, на безусловное исполнение его Конституции, законов, реализацию установленных прав и свобод.

Реализуется публичное право через совокупность юридиче­ских норм, гарантирующих всем гражданам естественное право на участие в решениях общих, публичных дел (вопросов) непо­средственно (прямые выборы, референдум) либо через избранных представителей (политических выборных должностных лиц), либо доверенных (государственных служащих, административных дол­жностных лиц). Право (закон) исполняет государствообразующую, политика – государствореформирующую, а госслужба – государствоисполняющую роль.

Государственная служба как правовой институт (право гос­службы) имеет три модуса (лат. modus – мера, образ, способ).

Публичное право как совокупность норм, гарантирующих общее, естественное право народа, граждан нации на профессио­нальное участие в ведении госдел. Это право реализуется норма­ми международного права, различных отраслей публичного права (конституционного, трудового, финансового, уголовного и т.д.

Корпоративное (административно-служебное) право как сово­купность норм, регулирующих законоустановленный социальный институт профессионального сообщества государственных слу­жащих; правила и процедуры поступления на службу, осуществле­ния службы, продвижения по службе, прекращения службы. Это и право государства на управление госслужбой в целом, реализуе­мое посредством специального государственного ведомства. Оно реализуется нормами конституционного права, ординарных (те­матических) законов о госслужбе.

Субъективное право гражданина на равнодоступность при поступлении на госслужбу, исполнение заметаемой госадминистративной должности. Это право регламентируется главным образом нормой конституционного права (ст. 32, ч. 1,4[6]).

Существенно, что госслужба как корпоративное право, иначе как социально-правовой институт, а также субъективное право граждан подчиняется государственному посредством админист­ративного права. Особенность законодательного регулирования госслужбы выражается в том, что осуществляется юридическое разделение отрасли административного права и законодательства, выделяется особая подотрасль – административно-процессуаль­ное законодательство.

Во французском административном законодательстве суще­ствует такой подход: часто закон заканчивается статьей о том, что декретом, принятым госсоветом (высший орган судебной власти в части административного права, административной юстиции) будет определен порядок его применения. И пока такой декрет не издан, закон не может вступить в юридическую силу.[7]

Государственный совет Французской Республики является структурой госслужбы, но в нем судопроизводство осуществля­ют чиновники, представляющие различные институты власти, в том числе центральной и региональной, исполнительной и су­дебной. Таким образом, процессуальная регуляция здесь оказы­вается прерогативой не исполнительной власти, а судебной. По­лучается, что исполнительная власть не устанавливает себе по­рядка административной деятельности, не регулирует свой соб­ственный процесс исполнения функций государства.

В России административная процессуалистика еще должна состояться как наука и практика и обеспечить развитие и зре­лость государственной службы Российской Федерации как пуб­лично-правового института.

Основные направления реформирования государственной служ­бы РФ.

1. Тенденция роста госаппарата имеет место (впрочем, прак­тически во всех развитых странах). Однако проводимые меро­приятия по сокращению структур и количества состава государ­ственного аппарата не подкрепляются качественной проработкой задач и функций государственных органов, четким разграничени­ем полномочий и компетенции различных уровней власти и раз­личных органов.

Как неотложную задачу следует признать проработку методо­логии определения разумных пределов государственного управ­ляющего воздействия на различные сферы жизнедеятельности общества (минимизировать опасность «перенапряжения» государ­ства), обоснование технологий осуществления государственной политики, выбор методик и процедур оптимизации численности работников госаппарата.

В качестве ближайшей меры можно проанализировать поло­жения о всех 57 структурах федеральных органов исполнительной власти, с тем чтобы исключить дублирование функций, упорядо­чить (разграничить предметы ведения, полномочия и ответствен­ность) предметную деятельность госорганов.

2. Дестабилизирующим фактором российской государствен­ности являются нестабильность, частые перестройки (реорганизации) системы министерств, ведомств, административных служб. Главная причина этого – зависимость государственной службы от политики, политической конъюнктуры. Каждая новая «ко­манда» политиков на высшем уровне государственного управле­ния проводит очередную реорганизацию исполнительных орга­нов, что нарушает заложенные в Конституции РФ принципы безусловности, непрерывности исполнения законов, реализации конституционных прав, интересов граждан.

Стране нужен закон о порядке формирования и изменения состава федеральных органов исполнительной власти и их под­разделений.

Необходимо ускорить принятие кодекса государственной служ­бы, этического кодекса государственного служащего (кодекса по­ведения государственного служащего, кодекса чести государствен­ного служащего – в различных странах именуется по-разному).

Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации», принятый в 1995 г., содержит более 40 отсылок на другие нормативные акты, из них порядка 30 отсы­лок на федеральные законы до сих пор не нашли подкрепления в законодательстве.

Не урегулирован ряд неотложных вопросов, в том числе:

• обязательность проведения конкурса при поступлении на государственную службу;

• порядок проведения квалификационных экзаменов для при­своения квалификационных разрядов государственными служащим и порядок сохранения разрядов;

• введение взаимно однозначного статуса государственных служащих РФ и ее субъектов, государственных и муници­пальных служащих;

• порядок ведения реестров государственных служащих и другие.

3. Необходимо создание единого публично-правового институ­та государственной службы Российской Федерации. Единая систе­ма публичной службы есть конституционное обоснование (и по здравому смыслу) единой системы государственной власти, единой российской государственности, равного доступа граждан к государ­ственной службе.

4. Все имеющиеся в практике современных стран, в том числе и России, способы поступления на службу и продвижения по службе соответствуют одной из двух моделей: традиционной, в основе которой протекционизм и принцип «по усмотрению на­чальства», и рационально-легальной, в основе которой норма­тивно-правовое регулирование и рациональный отбор на служ­бу, а также при занятии государственных должностей. Только данная модель обеспечивает предсказуемость управления, по­вышение эффективности. И требуются дополнительные меры государственного воздействия на кадровую политику и институт государственной службы, с тем чтобы ускорить переход от уста­ревшего политически и морально «усмотрительного» подхода в решении кадровых вопросов к рациональным и законным спо­собам, гарантирующим гражданам России равный доступ к го­сударственной службе и продвижению по службе.

Целесообразно нормативно признать конкурсный отбор на государственную службу – более всего соответствующим кон­ституционному курсу развития России по пути демократизации, к правовому государству.

Конкурсный отбор на государственную службу должна про­водить Государственная конкурсная комиссия (далее ГКК) при Совете по кадровой политике и государственной службе при Президенте РФ как его исполнительный орган, а не структурное подразделение Администрации Президента. Принципами орга­низации и функционирования ГКК целесообразно признать:

• постоянную занятость,

• независимость,

• коллегиальность,

• межведомственный состав,

• четкое правовое регламентирование статуса и процедур.

5. Конкурсный отбор на государственную службу проводится как открытый в три этапа.

Первый этап – конкурс документов. Право на участие имеют граждане России не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, отвечающие установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федера­ции требованиям, предъявляемым к государственным служащим. Граждане не допускаются к участию в конкурсе в установленных случаях, в том числе при наличии подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению обязанностей по службе. Целесообразно определить пере­чень таких заболеваний.

Второй этап – государственный вступительный экзамен на службу, который включает проверку общей культуры, общих знаний (а не знание в какой-то конкретной форме). Такая прак­тика существует в Западной Европе на всех уровнях приема на государственную службу на конкурсной основе. Подход ориен­тирован не на непосредственное назначение на конкретную должность, а на выявление категории лиц, способных к государ­ственной службе.

Важное место на этом этапе должно отводиться проверке мо­ральной и нравственной культуры кандидатов на занятия госу­дарственных должностей (именно на это обращают внимание при приеме на работу в любой уважающей себя фирме во всех стра­нах). В ходе проверки должны фиксироваться следующие качест­ва государственных служащих:

• глубина знаний принципов и норм общей и профессио­нальной; (административной) этики;

• развитие нравственного сознания и нравственной воли;

• характер поведения при преодолении служебных трудностей;

• стиль поведения в экстремальных и конфликтных ситуациях;

• устойчивость к соблазнам власти.

Третий этап – формирование списка кандидатов (резерва) го­сударственной службы России. ГКК составляет и закрывает спи­сок. Принятые кандидаты получают право в порядке очередно­сти занять вакантную должность младшей группы или участвовать в конкурсе на замещение государственной должности соответст­вующей группы (с учетом стажа и образования). В случае, если какой-либо кандидат снимет свою кандидатуру, то первый из чис­ла не принятых, но выдержавших конкурсный вступительный эк­замен, включается в список резерва на государственную службу.

6. Замещение вакантных государственных должностей осу­ществляется на основе конкурса (конкурсного отбора) или по контракту.

Контракт должен рассматриваться как дополнение (не заме­на) конкурсного отбора. Положение о контракте регламентиру­ют случаи, позволяющие администрации принимать специалистов по трудовому законодательству. ГКК целесообразно делегиро­вать полномочия надзора за соблюдением данных норм.

Конкурс на замещение государственных должностей:

а) относится ко всем группам государственных должностей: младшей, старшей, ведущей, высшей категории В;496

Система исполнительной власти и управления

б) проводится как открытый, так и закрытый (внутриведом­ственный – для служащих данного ведомства);

в) внутриведомственный конкурс проводится в государст­венном органе с участием членов ГКК или ее подразделением в ведомстве.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе ГКК от имени совета по кадровой политике и государственной службе при Президенте РФ публикует объявление государственного ор­гана о конкурсе на замещение вакантной должности и требова­ниях, предъявляемых к претенденту, а также условия прохожде­ния федеральной государственной службы.

В конкурсе на замещение государственных должностей могут принять участие:

• кандидаты на государственную службу, зачисленные ранее в список резерва в порядке очередности;

• выпускники вузов, имеющие диплом специальности 061000 – «Государственное и муниципальное управление» и прирав­ненных к ней специальностей;

• государственные служащие независимо от того, какую долж­ность они замещают в момент проведения конкурса. К конкурсу на замещение должностей 4-й и 5-й групп до­пускаются граждане, имеющие стаж государственной службы не менее трех лет и соответствующее образование. Граждане, изъя­вившие желание участвовать в конкурсе, представляют необхо­димые документы в ГКК (за исключением кандидатов на госу­дарственную службу, зачисленных в список резерва, у которых в ГКК уже есть «Личное дело»).

Второй этап конкурса на замещение вакантной должности проходит в форме квалификационного экзамена на соответствую­щую должность или для присвоения квалификационного разря­да, соответствующего данной должности. Выдержавшие конкурс получают индивидуальное назначение и профессиональную (пере)подготовку до или после назначения.

7. Целесообразно определить квалификацию специалистов – выпускников вузов по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» в соответствии с Реестром государ­ственных должностей федеральных государственных служащих (Указ №33 от 11 января 1995 г.) – советник, референт государ­ственной службы, что даст право выпускникам участвовать в конкурсе на замещение вакантных должностей второй группы и получении соответствующего квалификационного разряда после сдачи квалификационного экзамена и индивидуального зачис­ления на должность.

8. Представляется своевременным ввести институт карьерной пожизненной службы в отношении граждан, имеющих стаж ра­боты в государственных органах более 10 лет, пересмотреть статус работников государственных внебюджетных фондов (Пенсион­ного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязатель­ного медицинского страхования и других), причислив их к госу­дарственным служащим.

Практика государственного управления в России подтверди­ла вывод о том, что отсутствие специализированного постоян­но-действующего государственного органа по вопросам государ­ственного управления и государственной службы блокирует раз­витие теории и практики государственного строительства, ста­новление и реформирование публично-правового института го­сударственной службы. Создание такого органа необходимо при­знать актуальнейшей задачей.

В качестве ближайшей меры целесообразно восстановить Со­вет по кадровой политике и государственной службе при Прези­денте РФ и при нем – постоянно (или регулярно) действующий исполнительный орган – государственно-квалификационную ко­миссию ГКК. Такая комиссия предусматривалась Указом Пре­зидента РФ №604 от 29 апреля 1996 г.

Комиссия должна состоять из трех категорий лиц: предста­вителей аппаратов палат Федерального Собрания, других ветвей власти; правительственной инспекции и общественных экспертов.

Комиссии в числе ее функций необходимо предусмотреть организационное и методическое обеспечение конкурсного отбо­ра кандидатов на государственную службу и претендентов на за­мещение вакантной должности (разработку критериев отбора, программы экзаменов и т.д., формирование списка резерва госу­дарственной службы и банка данных о тех, кто выдержал экзамен и занесен в список кандидатов, координировать работу кадровых служб и процесс востребования резерва государственной службы различными ведомствами).

Если комиссия будет постоянной, ей можно делегировать надзорные (контрольные) функции Совета по кадровой полити­ке в государственных учреждениях.

Представляется, что ГКК может осуществлять еще одну, очень важную функцию – проектно-нормативную, т.е. готовить указ Президента (или акт Правительства) о составе федеральных ор­ганов исполнительной власти и их подразделений. Эта мера по­может упорядочить отношения между политическим руково­дством и профессиональной государственной службой.

В России сейчас сложилось такое положение, что публичные административные службы зависят от усмотрения политического руководства, юридически не защищены и при каждой новой «ко­манде» главы государства подвергаются реорганизации. Назначе­ние нового министра также приводит зачастую к реорганизации структуры и аппарата подведомственного министерства. Конечно, нужен закон, закрепляющий функции государства, формы и по­рядок их реализации за соответствующими службами.

ГКК может реализовать функцию правового контроля, что­бы руководитель государственного органа не был судьей в соб­ственных делах, юрисдикционные полномочия по администра­тивному разбирательству дел и споров, в том числе возникаю­щих при нарушении права граждан РФ на равный доступ к го­сударственной службе.



[1] Глазунова Н.И. Указ. соч. С. 478

[2] Пикулькин А.В. Система государственного управления. М., 2001. С. 159

[3] Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» (1995 г.) // СЗ РФ. 1995. 331. Ст. 2990

[4] Цит. по: Глазунова Н.И. Указ. соч. С. 485

[5] Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года. М., 1993

[6] Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года. М., 1993

[7] Брэран Г. Французское административное право. М., 1983. С. 173

 


0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!