Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по теории государства и права»

/ Теория государства и права
Лекция, 

Оглавление

РАЗДЕЛ I . ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА

1. ПРАВОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК. СТРУКТУРА ПРАВОВЕДЕНИЯ


ПРАВОВЕДЕНИЕ - это относительно обособленная часть обществоведения, состоящая из совокупности взаимосвязанных между собой юридических наук, имеющих общий основной объект изучения - государственно-правовую систему общества


Правоведение как часть обществоведения изу­чает дея­тельность людей, но деятельность особого рода, связан­ную с властным управлением социаль­ными процессами и нормативным регулированием общественных отношений. В процессе этой деятель­ности в обществе создаются и функционируют мно­гообразные социальные институты и отношения, входящие в единую государственно-право­вую сис­тему общества. Государственно-правовая сис­тема общества составляет общий для всего пра­воведения объект познания. Этот объект оп­ределяет специфику правоведения как области на­уч­ного знания и отличает входящие в его состав юридические науки от других общест­венных наук.

Современное правоведение - развитый комплекс юри­дических наук. В состав правоведения входят:

- историко-теоретические правовые науки (теория государства и права, исто­рия государства и права и дру­гие), которые исследуют свойства госу­дарства и права в целом как относительно само­стоятельные явления об­щественной жизни;

- отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, адми­нистративное право, уго­ловное право, трудовое право, семейное право, судоуст­ройство, нотариат, прокурорский надзор и другие), кото­рые исследуют отдельные го­сударственные институты и сферы правового регулирования общественных отноше­ний;

- специальные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и психиатрия, бухгалтерский учет и экспертиза, юридическая ста­тистика и другие), которые исследуют применение в отдельных областях юридиче­ской деятельности специальных неюридических знаний и навыков.

Предметы каждой из групп юридических наук взаимно дополняют друг друга. Из их совокупности складывается полное и адекватное представление о государствен­но-правовой системе общества.


2. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ


ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - это фундаментальная юридическая наука, вхо­дящая в состав правоведения и имеющая предметом изучения сущность, содержание (структуру) и формы государственно-правовой системы общества в целом, основные закономерности ее функционирования и развития 


Теория государства и права - общественная наука, вхо­дящая в состав правоведения. С другими юридическими науками ее объединяет общий объект познания - го­су­дарственно-правовая система обще­ства. Особенности знаний теории государства и права и положение в сис­теме юридических наук оп­ределяются ее предметом - специфическим аспек­том, срезом изучения общего объ­екта.

Теория государства и права изучает:

- во-первых, свойства государственно-пра­вовой системы общества в целом, а не какой-либо ее от­дельной части; по этому признаку предмет теории госу­дарства и права отличается от предме­тов отраслевых и специальных юридических наук;

- во-вторых, сущностные закономерности го­судар­ственно-правовой системы общества, имею­щие общий и относительно устойчивый характер для государственно-правовых систем разных стран; по этому признаку пред­мет теории государства и права отличается от предметов исторических юридических наук, также изучающих госу­дарственно-правовую систему общества в целом, но со стороны ее внеш­них временных и пространственных форм.

Особенности предмета познания определяет по­ложе­ние теории государства и права в системе юри­дических наук как науки фундаментальной, на ко­торой базируют­ся знания отраслевых и специальных юридических наук. Роль теории государства и права в системе правоведения заключается в том, что она:

- вырабатывает систему основных правовых по­нятий, составляющих теоретическую базу для других юридиче­ских наук;

- обеспечивает взаимосвязь всех юридических наук внутри правоведения;

- образует переходное связующее звено между систе­мой юридических наук, входящих в состав пра­воведения, и обществоведением в целом.

Структурно теория государства и права состоит из двух основных частей: тео­рии государства  и теории права. Изучение в рамках одной науки этих относительно самостоятельных социальных явлений определяется тем, что:

- в реальной жизни государство и право функцио­нально взаимосвязаны между собой, взаимно опре­деляют и до­полняют друг друга, образуя единую го­сударственно-пра­вовую систему общества;

- в истории России государство играло основную роль в формировании и обеспечении реализации права, и по­этому любая практическая юридическая деятельность непосредственно или опосредство­вано связана с функ­ционированием государственной власти.


3. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: СООТНОШЕНИЕ С ПРЕД­МЕТОМ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРАВОВЕДЕНИЯ


МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - это ее особая структурная часть, в рамках которой исследуются закономерности процесса познания предмета, вырабатываются наиболее правильные, эффективные приемы способы исследования государственно-правовой системы общества


Любые знания приобретаются наукой через про­цесс по­знания, в котором используются различные пути, спо­собы, приемы изучения предмета. Эти формы связи науки с предметом обобщенно назы­ваются методом на­учного познания. В отличие от предмета, определяющего что наука изучает, метод характеризует то, как наука изучает свой предмет, приобретает знания о нем.

От правильности примененных при изучении предмета методов напрямую зави­сят объективность и истинность получаемых наукой знаний. Изучение методов позво­ляет определить, какие из них приме­нимы для познания госу­дарственно-правовых яв­ле­ний общества, в какой после­довательности они должны использоваться на разных этапах научного познания. Совокупность знаний о приме­няемых нау­кой методах назы­вается методологией (учением о методах).

Каждый предмет имеет различные по содержа­нию и сущностному уровню стороны и свойства, по­этому в науке используется целая совокупность ме­тодов позна­ния. В зависимости от содержания мето­дов и их роли в процессе познания можно выделить:

- философскую основу методологии, которая опре­деляет общую направлен­ность научных иссле­дований, принципы подхода к изучаемому объекту; в современной российской юридической науке фило­софскую основу ме­тодологии составляет диалекти­ческий материализм, с его подходом к пониманию природы государства и права ис­ходя из объективных потребностей общества, в связи с другими социаль­ными явле­ниями, развитии через проти­воречия;

- общие методы, которые применимы при изу­чении любой стороны, каждого явления государст­венно-право­вой системы общества; к таким универ­сальным методам относятся философская и фор­мальная логики, выраба­тываемые ими законы (например, философский закон от­рицания отрица­ния или формально логический закон то­ждества), понятия и приемы исследования (например, фило­софские категории причины и следствия, содержа­ния и формы или формально логические приемы анализа и синтеза);

- частные (специальные) методы, которые приме­няются при изучении отдель­ных сторон и свойств госу­дарственно-правовых явлений; к таким методам отно­сятся статистические и математиче­ские методы, кон­кретно-социологические и психоло­гические методы, ме­тоды толкования юридических норм и методы сравни­тельного право­ведения и ряд других.

Среди юридических наук теория государства и права имеет наиболее развитую методологическую часть. Она конденсирует в себе достижения в этой области отрасле­вых и специальных юридических наук и разрабатывает методы, которые использу­ются как общие всем комплек­сом правоведения.


4. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА


ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА как разновидность социальной практики представляет собой предметную преобразующую деятельность субъектов общественной жизни, связанную с созданием и функционированием государственных институ­тов, формированием и реализацией права, защитой государственного строя и ох­раной правопорядка 


Социальная практика - это предметная деятель­ность людей, направленная на преобразование об­щественных отношений и институтов. Она противо­положна теории, науке, которая создает идеальную картину существую­щего мира и изменяет, преобра­зует теоретические поня­тия, а не действительность. Особенностью юридической прак­тики является то, что в ее рамках деятельность субъектов обществен­ной жизни на­правлена на создание и преобразова­ние государственно-правовых институтов общест­ва.

В правоведении есть и более узкое понятие юри­диче­ской практики как деятельности судебных орга­нов по рас­смотрению и обобщению различных кате­горий дел.

Практическая деятельность первична по отноше­нию к теории. Однако она все­гда связана с достиже­нием кон­кретных, частных целей, поэтому в силу своей природы не может охватить общих законо­мерностей, в рамках ко­торых эти цели могут быть эффективно реализованы. На­талкиваясь на проти­воречия в реализации целей, пыта­ясь разрешить их методом проб и ошибок, практика объективно порождает необходимость в теории и стре­мится к взаимодействию с ней.

Для теории практика - это, с одной стороны, объ­ект по­знания; с другой - сфера приложения, реали­зации и про­верки истинности ее выводов. Отражая сущностные сто­роны и закономерности практики, теория позволяет уста­новить, как должны быть наи­более оптимально организо­ваны ее отдельные элементы, каковы тенденции ее бли­жайшего и перспек­тивного развития. Воздействие теории на практику осуществляется через научные правовые идеи - концептуальные положения, направленные на из­ме­нение, преобразование практики в соответствии с ее внутренними законами.

Практика, вбирая научные идеи, реализует свои собст­венные, но скрытые от нее возможности, изби­рает наибо­лее рациональные и корректирует оши­бочные пути разви­тия. Одновременно в процессе реализации проверяется истинность научных идей и уточняется содержание тео­ретических понятий. В единстве, взаимопроникновении теории и практики обеспечивается наиболее эффектив­ное функциони­рование государственно-правовой системы обще­ства.

Главное направление взаимодействия совре­менной юридической науки и практики в России - это разработка и воплощение в жизнь целостной кон­цепции правовой реформы в Российской Федера­ции.




РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

5. ВЛАСТЬ, ЕЕ СВОЙСТВА, РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. РАЗНОВИДНОСТИ ВЛАСТИ

ОБЩЕСТВО - совокупность людей, исторически поколениями проживающих на определенной территории и связанных общностью экономической, социальной, политической и духовной жизни, единой государственной властью и правовой системой  


Люди, составляющие данное общество, имеют, как пра­вило, единые нравы, религию, язык. Они субъективно от­личают себя от людей, входящих в другие сообщества. Структурно развитое общество состоит из индивидов, об­разующих социальные группы (семьи, страты, слои, классы) в соответствии с родовыми, профессиональны­ми, имущественными, национальными и иными признаками. Эти субъекты реализуют свои интересы в деятельности по отно­шению друг к другу, которая составляет соци­аль­ную жизнь.

Объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осущест­вляется через систему власти.

Власть - одна из форм управления социаль­ными процессами, при которой согласован­ность совме­стной деятельности многих лю­дей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирую­щего значения воли одних людей для воли других людей.

Власть - это разновидность управления социаль­ными процессами. В отличие от других форм управ­ления (осуществляемых, например, путем координации дея­тельно­сти людей) властное управление все­гда связано с подчинением одних людей другими. Доминирование од­ной стороны (субъекта власти) и подчинение ей другой стороны (объекта власти) со­ставляет специфическое со­держание властеотно­шений. Властеотношения основы­ваются, как пра­вило, на авторитете субъектов власти. Однако их ка­че­ственным признаком является потенци­альная возможность применения принуждения в случае не­выполнения властных предписаний.

Власть обеспечивают выражение и согласование общих интересов различных субъектов, благодаря чему поддер­живается стабильность социальных связей и сохраняется единство общественной сис­темы. Властное управление присуще обществу с момента его зарождения и использу­ется им для ор­ганизации совместной деятельности людей в наибо­лее важных сферах его жизни. В зависимости от уровня организованности можно выделить:

- простые, естественные формы власти, которые осу­ществляются непосредствен­но субъектом власти, без специального аппарата управления (власть ро­дителей над детьми, старших над младшими, власть неформаль­ного лидера в коллективе и др.);

- сложные, организованные формы власти, кото­рые реализуются через специаль­но создаваемые для этого органы, наделенные атрибутами субъекта власти (власть общественных объединений, в том числе политических партий, церковная власть, власть родовых кланов, на­циональных и профессио­нальных элит и др.).

Разновидностью сложной организованной формы вла­сти является государственная власть, осуществ­ляемая особой организацией - государством.


6. ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ - разновидность социальной власти, которая обес­печивает единство общества в условиях его социальной дифференциации посред­ством специально созданной организации - государства 


В процессе исторического развития обществен­ная жизнь от простейших, примитивных форм с од­нородными, совпадающими интересами людей пе­реходит к этапу, ко­гда она становится все более многообразной и разнород­ной (социально диффе­рен­цируется). На основе возрас­тающих потребно­стей людей возникают новые направле­ния деятель­ности и представляющие их субъекты, инте­ресы ко­торых не только допол­няют друг друга, но пересе­ка­ются и сталкиваются. При сохранении потребности в единстве общественной жизни появляются и мно­жатся различия, противоречия между индивидами и социальной группой, между отдельными социаль­ными группами, ме­жду социальными группами и об­ществом в целом.

Обеспечить в этих условиях управляемость ос­новными социальными процесса­ми в масштабах всего общества не могут формы власти, выражаю­щие частные интере­сы отдельных социальных групп, семьи или индивидов, по­скольку они становятся конфликтующими. В целях обес­печения единства, согласования частных интересов, не­допустимости распада общества и предотвращения столкновений в нем создается и функционирует государ­ствен­ная власть.

В отличие от других видов социальной власти го­судар­ственная власть:

- обеспечивает единство общества в целом, всех со­ставляющих его индивидов и социальных групп;

- является наиболее действенной формой власти, обеспечивающей управляемость основными соци­аль­ными процессами;

- осуществляется посредством особой организа­ции властного управления - государства.

Государство - организация, созданная для власт­ного управления обществом в целом, выражающая и проводящая в жизнь интересы его основных соци­альных групп, обладающая особыми свойствами (суверенитетом, терри­ториальностью, специаль­ным аппаратом) и занимающая ведущее место в системе соци­альной власти.

Как организация государство представляет собой вы­деленную из общества группу людей, которая на­делена возможностью осуществлять государствен­ную власть, т.е. подчинять волю всех других людей и объединений для решения общих дел, согласования их совместной деятельности.

Опираясь на все общество, реализуя его общие по­требности, государство осуществляет власть, ори­ентиру­ясь, прежде всего, на интересы основных со­циальных групп общества, тех, которые играют в нем наиболее зна­чимую роль, определяют его лицо и на­правления соци­ального прогресса. Воля этих соци­альных групп состав­ляет сущность государства.

Вместе с тем государство - относительно само­стоя­тельный элемент общест­венной системы, осу­ществляю­щий в ней властные функции, по отноше­нию к которо­му общество выступает как объект управления. От характера государственной власти, ее способности выполнять свои задачи напрямую зависит не только сохранение, но и про­грессивное развитие общественной системы.


7. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - это воля гражданского общества, направленная на организацию и поддержание властного управления обществом в целом с целью  обеспечения его единства и согласования интересов различных социальных групп 


В основе любого общественного явления, в том числе и государства, лежит социальная воля, т.е. стремление субъектов общественной жизни достичь определен­ных их потребностями целей. Определить сущность государства - значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает и какие цели они реализуют через государство в общественной жизни.

До недавнего времени в российском государство­веде­нии доминировал классо­вый подход к сущно­сти госу­дарства. В соответствии с ним государ­ство понималось как организация диктатуры эконо­мически господствую­щего класса, который с помо­щью государства навязывает свою волю другим классам и обеспечивает свое привиле­гированное положение в обществе. Государство с этих позиций необходимо для обще­ства только тогда, когда в нем существуют противоположные, антагонистические классы.

Этот подход, верно отражая особенности госу­дарства ранних исторических эпох, обнаружил не­адекватность со­временному цивилизованному об­ществу, поскольку оно постепенно теряет признаки классовости, а государство продолжает существо­вать и активно развиваться.

Общесоциальный подход к сущности госу­дарства, в противоположность классовому, счи­тает, что государ­ственная власть изначально, на всех этапах своего исто­рического развития выра­жает волю всего гражданского общества и путем компро­мисса между отдельными соци­альными группами стремится к достижению общего блага. Поскольку государственная власть обеспечивает управляе­мость всей общест­венной системы, способст­вует ее самосохранению и предотвращает тенденции к рас­паду, то в государственной власти оказываются объ­ективно заинтересованы все субъ­екты общественной жизни, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпа­дать или находиться в прямой проти­воположности.

Дуалистический подход к сущности госу­дарства пытается в определенной степени соединить противопо­ложности классового и общесоци­ального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в государ­ственной власти, имеет две стороны: классовую и обще­социальную. Госу­дарство, с одной стороны, - это органи­зация экономически господствующего класса; с другой стороны, оно неизбежно реали­зует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом. В истори­ческом развитии государства его сущность меняется. Если в государствах раннего историче­ского периода пре­валирует первая сторона, классовая, то у совре­менного цивилизо­ванного государства - вторая, общесоциальная.


8. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА - его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе.


Признаки государства являются выражением его соци­альной природы и сущности. Они характеризуют качест­венные свойства государства как особой орга­низации власти. Признаки отличают государство от иных органи­заций, осуществляющих соци­альную власть, таких как различного рода союзы и объеди­нения людей. Эти при­знаки отличают государство также от родовых форм ор­ганизации власти, кото­рые действо­вали как основные на начальном этапе развития человеческого общества и со­хранили оп­ределенное значение в современном обще­стве.

К основным признакам государства относятся су­вере­нитет, осуществление вла­сти по территориаль­ному прин­ципу, особая организация публичной вла­сти страны.

Суверенитет государства означает верхо­венство и определяющую роль государства внутри страны по отно­шению к любым другим источникам социальной власти и его независимость от внешних источников власти, иных государств в проведении внутренней и внешней политики. Суверенитет госу­дарства не беспределен; внутри страны он ограни­чен производностью от суверенитета народа; вне страны - принятыми нормами отношений между го­су­дарствами.

Осуществление власти по территориаль­ному принципу проявляется в том, что каждое госу­дарство “привязано” к определенной его государст­венными грани­цами территории. Объектами госу­дарственной власти яв­ляются все лица, находя­щиеся в ее пределах, вне зави­симости от их соци­альных, национальных и иных призна­ков. Террито­рия государства с проживающим на ней на­селением образует страну.

Особая организация публичной власти выра­жается в том, что государство представлено специ­альным, вы­деленным из общества аппаратом управления. Этот ап­парат действует на профессио­нальной основе, офици­ально выступает от имени всего общества и содержится за счет налогов и сбо­ров с населения. Помимо собст­венно органов управления, аппарат государства включает в себя специ­альные силовые органы принуждения (армию, полицию, органы безопасности и др.).


9. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА - выражающие сущность и социальное назначение государственной власти ее основные цели, которые государство осуществляет в процессе властного управления гражданским обществом 


Социальное назначение государства состоит в обеспе­чении целостности обще­ства, в создании для всех соци­альных групп возможности осуществлять свою жизнедея­тельность в рамках единой социаль­ной системы. Задачи конкретизируют социаль­ное назначение государства при­менительно к различным аспектам управления граж­дан­ским обществом. Они могут меняться в зависимости от конкретно истори­ческих условий, но постоянными оста­ются: поддержание порядка и стабильности, развитие особо важ­ных для общества сфер его жизни, обеспечение внешней безопасности, ор­ганизация взаимоотноше­ний с другими странами. Эти задачи реализуются го­сударством через его функции.


ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - основные направления деятельности государства по управлению главными сферами социальной жизни и достижению стоящих перед государственной властью задач 


Функции определяют не цели государства, а главные направления его деятельности, через кото­рые эти цели достигаются. Каждая функция характе­ризуется предме­том (областью общественной жизни, на которую направ­лена деятельность государст­ва), содержанием (конкретными действиями для дости­жения определенных целей), формами и методами (способами осуществления функций).

Функции различаются по направленности дея­тельности государства: внеш­ние и внутренние, кото­рые, в свою оче­редь, подразделяются в зависимости от сфер обществен­ной жизни на экономические, со­циально-политические и идеологические.

Внутри страны современное государство осуще­ствляет:

- в сфере экономики - непосредственное управ­ление объектами государственной собственности, регулирова­ние деятельности субъектов негосудар­ственных форм собственности, концентрацию и рас­пределение финансо­вых средств, установление тамо­женного режима;

- в социально-политической сфере - управление систе­мой здравоохранения, социального обеспече­ния и благо­устройства, обеспечение экологической безопасности, ре­гулирование отношений между со­циальными и нацио­нальными группами, обществен­ными и религиозными объединениями, охрану об­щественного порядка;

- в идеологической сфере - управление развитием науки, образования, культуры, регулирование дея­тельно­сти средств массовой информации, формиро­вание обще­национальной идеологии, охрану памят­ников истории и культуры;

- иные внутренние функции.

В области внешней политики современное госу­дарство организует политиче­ское и экономическое взаимодейст­вие с другими странами, культурное со­трудничество с ними, управляет обороной страны, разведкой и контрраз­ведкой, участвует в оборони­тельных и иных международ­ных союзах.


10. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА - совокупность способов воздействия государства на субъекты гражданского общества в процессе решения стоящих перед ним задач 


Государственная власть, как и другие формы власти, осуществляется двумя основными мето­дами:

- под воздействием авторитета государства, ме­тодом убеждения, когда властные предписания признаются и добровольно выполняются субъектами общественной жизни, осознающими, что государство действует в их об­щих интересах;

- под воздействием силы, методом принужде­ния, ко­гда государственные реше­ния проводятся вопреки воле управляемых посредством подавления (ограничения воз­можностей для отдельных лиц или организаций противо­действовать власти) или наси­лия (прямого психического или физического воздей­ствия на не подчиняющихся тре­бо­ваниям власти лиц).

Помимо методов, характеризующих властное со­держа­ние функций, государст­вом используются ме­тоды, свой­ственные любой организационной дея­тельности: плани­рование, прогнозирование, моде­лирование, стимулирова­ние и др.

В процессе исторического развития при реализа­ции функций государства все больший удельный вес приоб­ретает метод убеждения, в то время как метод принужде­ния применяется в строго определенных рамках и только по отношению к отдельным индиви­дам. В цивилизован­ном обществе основой осущест­вления функций государ­ства является авторитет го­сударственной власти.

Формы осуществления функций государ­ства - это основные пути и приемы их реали­зации. В теории принято выделять две основные группы форм осуществ­ле­ния функций государства: правовые и организацион­ные.

Правовые формы непосредственно связаны с приня­тием различного рода нормативных и право­применитель­ных актов; они непосредственно влекут за собой юри­ди­ческие последствия. В группу право­вых форм входят: правотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, правоохрани­тельная деятельность.

Организационные формы осуществления функ­ций го­сударства - это сложив­шиеся на практике спо­собы осу­ществления государственной деятельности, непосред­ст­венно не связанные с правом, например: деятельность по подбору кадров на ту или иную должность в государст­венном аппарате, процедура подготовки и согласования различных документов, подготовки заседаний тех или иных органов, разъяс­нительная работа, взаимодействие со средствами массовой информации, бухгалтерский учет.


11. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И ОРГАНЫ ГОСУ­ДАРСТВА


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ - система орга­нов, состоящих из государствен­ных служащих (чиновников), реализующих задачи и функции государства и прини­мающих соответствую­щие обязательные решения 


Субъект государственной власти материально вопло­щается в государственном аппарате. Он выде­лен из об­щества в виде особой группы людей, наде­ленных власт­ны­ми полномочиями, обладающих возможностью подчи­нять волю других людей, а в слу­чае необходимости при­нуждать к исполнению принятых решений. Структурно го­сударственный ап­парат состоит из органов государства.

Структура государственного аппарата производна от задач и функций государства. Поэтому для каж­дого этапа исторического развития государства ха­рактерны свои особенности в построении аппарата. Организация и дея­тельность современных цивили­зованных государств ба­зируется на ряде общих принципов, таких как народо­вла­стие, разделение властей, верховенство права.

Общая тенденция изменений государственного аппа­рата в историческом плане состоит в усложне­нии его ор­ганизации, в увеличении численности по отношению к массе населения в связи с расшире­нием в ходе развития человеческой цивилизации со­циальных сфер, требующих властного управления в масштабах всего общества.


ОРГАН ГОСУДАРСТВА - часть государствен­ного аппарата, организационно обособленная от других, наделенная властными полномо­чиями (компетенцией) по управлению конкрет­ной сферой общественной жизни (предметом ведения) и взаимосвязанная с другими его час­тями в единый государственный механизм 


Орган государства представляет собой специали­зиро­ванную часть государственного аппарата, осу­ществляю­щую управление конкретными социаль­ными объектами и наделенную для этого строго оп­ределенной властной компетенцией. Он формально обособлен от других орга­нов, имеет собственную структуру, материальную и фи­нансо­вую базу.

Каждый орган государства, частично реализуя его об­щие функции и задачи, связан путем подчинения или ко­ординации с другими органами государства. Взаимосвя­занные между собой в процессе осущест­вления властных полномочий органы состав­ляют действующий (функционирующий) государствен­ный механизм .

В зависимости от своего назначения органы со­времен­ного государства подразделяются на законо­дательные (представительные), исполнительные и судебные; по сфере действия - на верховные (центральные) и местные; по порядку формирования -на выборные и назначаемые; по составу - на колле­гиальные и единоличные.


12. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ КАК ПРИНЦИП ОРГАНИЗА­ЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА


РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ - принцип организации и деятельности государства, определяющий распределение единой суверенной государст­венной власти между тремя самостоятель­ными ветвями органов: законодательными, ис­полнительными и судебными


Принцип разделения властей в качестве веду­щего при построении государственного аппарата был обоснован в период борьбы в Европе против абсолютных мо­нархий. Впервые на конституционном уровне был закреплен в Конституции США 1787 года. В России отвергался как в период самодержавной монархии, так и в совет­ский пе­риод, когда вся пол­нота власти формально закреплялась за органами народного представительства.

Как показала историческая практика, последова­тельная реализация принципа разделения властей, во-первых, препятствует сосредоточению государст­венных полномо­чий в руках какой-либо одной госу­дарственной структуры и тем самым является необ­ходимым организационным дополнением принципа народовластия; во-вторых, как своеобразная форма “разделения труда” внутри государ­ственного аппа­рата, обес­печивает наибольшую эффек­тивность его работы.

В современном понимании принцип разделения властей включает в себя:

- во-первых, разделение всех органов государ­ства на группы по принадлежно­сти к трем основным ветвям вла­сти: законодательной, исполнительной и судебной;

- во-вторых, формальную независимость их друг от друга как по источнику формирования (избранию или на­значению), так и предметам ведения; каждый орган реа­ли­зует свои полномочия в рамках функ­циональных задач со­ответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномо­чия других ветвей;

- в-третьих, возможность органов каждой из вет­вей вла­сти ограничивать дейст­вия других ветвей в случае их вы­хода за пределы предоставленных пол­номочий (система сдержек и противовесов).

Система сдержек и противовесов реализуется, в част­ности, путем:

- закрепления за главой государства, возглав­ляющего исполнительную власть, возможности рас­пускать в опре­деленных случаях парламент и нала­гать “вето” на его за­коны;

- закрепления за парламентом права на выраже­ние не­доверия правительству и требование его от­ставки, а также права путем “импичмента” добиться отстранения от должности главы государства;

- закрепления за судебной властью права объя­вить не­действительным любой акт законодательной или исполнительной ветвей власти, если он проти­воречит конститу­ции страны или другим актам более высокой юридической силы.

 


13. СТРУКТУРА (МЕХАНИЗМ) АППАРАТА СОВРЕМЕН­НОГО ГОСУДАРСТВА


СТРУКТУРА (МЕХАНИЗМ) АППАРАТА СОВРЕМЕН­НОГО ГОСУДАРСТВА - это совокуп­ность связан­ных в еди­ную систему и взаимодействующих в процессе решения управленческих задач орга­нов государства


В современном государстве в соответствии с принци­пом разделения властей выделяются:

- законодательные органы, представленные выбор­ными от народа парламента­ми, советами, со­браниями, которые определяют основные направле­ния политики го­сударства путем принятия законода­тельных актов, в том числе бюджета государства, и контролируют деятель­ность исполнительной власти;

- исполнительные органы, представленные сформи­рованными в выборном или назначаемом порядке прави­тельством, министерствами, управле­ниями, департамен­тами, которые осуществляют пу­тем принятия подзакон­ных решений, оператив­ной работы и контроля за испол­нением непосредствен­ное управление различными об­ластями социальной деятельности (экономикой, культу­рой, образова­нием, внешней политикой, обороной и т.д.);

- судебные органы, представленные конститу­цион­ными судами, судами общей и специальной юрисдикции, прокуратурой, которые осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подза­конных актов, разрешают споры о праве, применяют санкции за правонарушения.

В зависимости от формы правления государства в сис­тему его органов может входить единоличный глава го­сударства (монарх или президент), кото­рый представ­ляет государственную власть внутри страны и за рубе­жом, координирует действия всех ветвей власти, осуще­ствляет иные полномочия.

В унитарном государстве выделяются цен­тральные и местные органы государственной власти. Центральные органы имеют более высокий уровень компетенции, ре­шают наиболее значимые для страны вопросы, предос­тавляя местным орга­нам госу­дарственной власти извест­ную самостоя­тельность в решении региональных дел. В фе­дера­тивном государстве формируется два уровня за­ко­нодательных, исполнительных и судебных органов: федеральный и субъектов федерации. Между этими уровнями разделяются предметы ведения, и каждый из них самостоятельно решает вопросы, от­носящиеся к его компетенции.

В современном государстве от государственного аппа­рата обычно отделяют систему органов мест­ного само­управления. Органы местного само­управления образу­ются в местах непосредственного проживания населения и самостоятельны в реше­нии дел местного значения. Вместе с тем они реализуют общегосударственные за­дачи в прямом взаимодей­ствии с органами государствен­ного аппарата.


14. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУ­ДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СОВРЕ­МЕННОЙ РОССИИ


ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУДЕБ­НАЯ ВЛАСТЬ РОССИИ - это система ее основных государственных органов, образованных и функционирующих в соот­ветствии с закрепленными в Конституциях Российской Федерации и ее субъектов принципами


В соответствии с конституционными принципами Рос­сия возглавляется единоличным главой государ­ства - Президентом Российской Федерации, ко­торый избира­ется всем населением России и пред­ставляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отноше­ниях, определяет основные направления внутренней и внеш­ней политики госу­дарства, обеспечивает согласо­ванное функциониро­вание и взаимо­действие органов го­сударственной власти.

На федеральном уровне законодательная власть реа­лизуется Федеральным Собранием - парламен­том Рос­сийской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации, форми­руемого из пред­ставителей регионов - субъек­тов Российской Федерации, и Государственной Думы, избираемой населением стра­ны. Главной задачей Федерального Собрания явля­ется принятие феде­ральных законов и федеральных конституционных законов.

Федеральная исполнительная власть представ­лена Правительством Россий­ской Федерации, федераль­ными министерствами, государственными комитетами и другими органами. Председатель пра­вительства Россий­ской Федерации назначается Президентом Российской Федерации по согласова­нию с Государственной Думой. Федеральные мини­стры назначаются Президентом по представлению Председателя Пра­вительства. Председа­тели госу­дарственных комитетов и иных федеральных ис­пол­ни­тельных органов назначаются Правительством Российской Федерации.

Судебная власть на федеральном уровне пред­ставлена Конституционным Су­дом  Российской Федерации, Верховным Судом Российской Феде­рации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Проку­ратурой Российской Федерации. Судьи перечисленных судов, а также Генеральный Прокурор Российской Феде­рации назначаются Сове­том Федерации Федерального Собрания по пред­ставлению Президента Российской Фе­дерации.

На уровне субъектов Российской Федерации, как пра­вило, избирается глава субъекта федерации - Прези­дент или Губернатор. Здесь формируются разнообраз­ные органы законодательной, исполни­тельной и судебной власти. Так, в Нижегородской области законодательная власть представлена За­конодательным Собранием; исполнительная власть - Администрацией области , управле­ниями, департаментами; судеб­ная власть - обла­ст­ными судами общей юрисдикции, арбитражными судами, прокуратурой области.


15. ФОРМА ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕ­МЕНТЫ


ФОРМА ГОСУДАРСТВА - внешняя структура (способ организации) государст­венной власти, выражающаяся в построении верховных орга­нов государства, рас­пределении власти между различными уровнями государственных орга­нов, общем режиме управления страной


Форма государства, в отличие от сущности, ха­рактери­зует его внешние сторо­ны, оболочку, в кото­рой государ­ство предстает перед обществом и окру­жающим ми­ром. Как внешняя сторона форма госу­дарства непосредст­венно зависит от содержания го­сударственной власти - структуры государственного аппарата и выполняемых им функций. Поскольку го­сударства, находящиеся в одно­типных исторических условиях, решают в основном оди­наковые задачи, обнаруживается принципиальное совпа­дение их со­держательных сторон. Это обстоятельство опреде­ляет общие черты в формах таких государств.

Вместе с тем, форму государства определяют и другие факторы, в частности: величина территории страны, ее национальный состав, накопленные ис­торические тради­ции, уровень культуры и цивилизо­ванности народа, сте­пень влияния других госу­дарств. Поэтому даже однотип­ные государства могут иметь значительные различия в форме, которая в большей степени, чем какой-либо дру­гой элемент государства, харак­теризует его историческое свое­образие.

Как относительно независимый элемент государ­ства его форма может оказы­вать определенное воз­действие на содержательные стороны. Изменение, например, мо­нархической формы правления на рес­публиканскую или унитарной формы государствен­ного устройства на феде­ративную влечет за собой соответствующие изменения всего государственного аппарата и выполняемых его ор­ганами функций.

В форме государства принято выделять три ос­новных элемента: форму правле­ния, форму государ­ственного устройства и политический (государственный) режим. Ка­ждый из этих элементов характеризует определенный ас­пект формы государ­ства: форма правления - особенности построения верховных органов государства, форма уст­ройства - особенности распределения единой государст­вен­ной власти по террито­рии страны, политический ре­жим - общий характер взаимодействия государства с на­селением страны. Но только в связи, в единстве этих элементов может быть правильно понята форма государ­ства и ее соотношение с другими сто­ронами государст­венной власти.

 


16. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУ­ДАРСТВ


ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ - способ организации вер­ховных органов государственной власти, ха­рактер их соотношения между собой и с насе­лением страны


Правление - это элемент формы государства, ко­торый характеризует организа­цию верховных орга­нов государ­ственной власти и, прежде всего, поря­док их создания, распределение компетенции между ними.

Исторически различают два основных вида форм прав­ления:

- монархию , где верховная государственная власть принадлежит одному лицу, получившему ее по наслед­ству и осуществляющему государственную власть пожиз­ненно;

- республику, где верховная государственная власть принадлежит единоличному или коллегиаль­ному органу, избранному гражданами страны на строго определенный срок.

В современном мире монархии существуют, как пра­вило, в виде конституци­онных (Бельгия, Велико­британия, Испания, Швеция, Япония и др.), где мо­нарх вы­полняет только функции главы государства, а законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется кон­ституционно сформиро­ванными самостоя­тельными органами - парламен­том, правительством, различного рода судами.

Республики в современном мире представлены в виде парламентарных (Италия, Германия и др.) и президент­ских (США, Франция и др.). Различие ме­жду ними определяется тем, какой орган (президент как единоличный глава государства или парла­мент как коллегиальный за­конодательный орган) форми­рует правительство страны и контролирует деятель­ность исполнительной власти.

Следует отметить, что несмотря на определен­ные раз­личия монархических и республиканских форм в совре­менном мире они в значительной мере сближены по ос­новным параметрам. Это объясня­ется тем, что в любом цивилизованном государстве вне зависимости от особен­ностей формы правления реализуются принципы народо­властия, разделения властей, верховенства права и др. 


17. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННЫХ ГОСУ­ДАРСТВ


ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - спо­соб распределения единой государственной власти по территории страны, соотношения властных полномочий центральных и регио­нальных государственных органов


В отличие от формы правления, устройство - это эле­мент формы государства, характеризующий со­отношение властных полномочий государственных органов различ­ных уровней: центральных, регио­нальных, местных.

Различают два вида государств в зависимости от формы государственного устройства:

- унитарные государства (Италия, Польша, Румыния и др.), где всей полнотой государственного суверенитета обладают только центральные органы, а внутренние тер­риториальные подразделения госу­дарства и их органы наделяются властными полно­мочиями, производными от полномочий органов центральной власти, и не имеют признаков само­стоятельных государственных образова­ний;

- федеративные государства (Швейцария, США, Россия), где единый государственный сувере­нитет рас­пределен между центральными органами и органами власти самостоятельных государственных образований (субъектов федерации), из которых территориально со­стоит федерация и которые на­делены государственными полномо­чиями, незави­симыми от центральной власти.

От унитарной и федеративной формы государст­венного устройства следует отличать конфедера­цию, которая яв­ляется не формой отдельного госу­дарства, а формой межгосударственного союза.

Конфедерация - относительно устойчивый союз от­дельных суверенных государств, созданный для осущест­вления конкретных экономических, полити­ческих, во­енных целей, не обладающий признаками единого государства.

Как государственные образования конфедерации имеют определенный состав, создают органы для решения об­щих дел союза, могут устанавливать об­щий таможенный, валютный режим. Однако конфе­дерации не имеют общей границы, общего граж­дан­ства и законодательства, других признаков единого государства. Решения, прини­маемые органами кон­федерации, приобретают обязательную силу только после ут­верждения их государствами, вхо­дящими в союз.

Путем создания конфедеративных образований от­дельные государства решают задачи осуществле­ния со­гласованной внутренней и внешней политики, укрепления своих позиций на международной арене. Конфедерации исторически могут быть этапом в об­разовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах были конфедера­тивными союзами).

Наиболее характерным примером современной конфе­дерации является Европейское сообщество. Определен­ные признаки конфедеративного образо­вания можно об­наружить в союзе ряда государств бывшего СССР (СНГ). 


18. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ


ПОЛИТИЧЕСКИЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) РЕЖИМ - способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления общест­вом


В отличие от формы правления и формы госу­дарствен­ного устройства, политический режим ха­рактеризует госу­дарственную власть со стороны ее взаимоотношений с населением страны, преимуще­ственных способов управ­ления социальными про­цес­сами. Одним из основных кри­териев политиче­ского режима в современном мире явля­ется призна­ние государством свободы личности, гаранти­рован­ность им достигнутых цивилизацией прав и свобод человека и гражданина. Политические режимы под­разде­ляются:

- на демократические, где государственный ап­парат подконтролен населению, им признаются и га­рантиру­ются основные права и свободы человека и гражданина, а осуществление функций в основном базируется на ав­торитете государственной власти и методах убеждения;

- авторитарные, где государственный аппарат фак­тически независим от населения, им игнориру­ются основ­ные права и свободы человека, а управ­ление осуществля­ется в основном методом насилия.

Разновидностью демократического политического ре­жима является либеральный политический режим. Авто­ритарные политические режимы могут быть то­талитар­ными, националистическими, теократиче­скими, воен­ными, фашистскими.

Политический режим представляет собой эле­мент формы государства, который наиболее непо­средственно отражает характер государственной власти, ее сущност­ные стороны. Поэтому в зависи­мости от вида политиче­ского режима существенно меняет­ся реальное состояние всех элементов формы государства. Так, в странах с то­талитарными политическими режимами фактически без­действуют республиканские институты власти, сводится на нет принцип разделения властей, федеративные на­чала заменяются жесткой централизацией власти и др.

 


19. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБ­ЩЕСТВА


ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА - взаимо­связанная совокупность общественных про­цессов и институтов, возникающих и функ­ционирующих в сфере политической жизни страны, в отношениях между ее основными социальными груп­пами 


Политика - это сфера жизнедеятельности обще­ства, связанная регулированием отношений между основными социальными группами общества. Поли­тическая систе­ма общества представляет собой со­вокупность элементов общественной жизни, в ко­то­рых выражается, проявляет себя политика. Цель по­литической системы - обеспечить консолидацию, выражение и реализацию интересов от­дельных со­циальных групп общества.

Политическая система общества - это комплекс­ное об­разование, включающее в себя несколько ос­новных эле­ментов:

- субъекты политической жизни - классы, нации, про­фессиональные, конфессиональные и другие со­циальные группы, имеющие свои интересы и стре­мящиеся реали­зо­вать их; 

- политические отношения - социальные связи, склады­вающиеся между основ­ными субъектами по­литической жизни страны, характер их взаимоотно­шений между со­бой;

- политическую организацию общества - совокуп­ность объединений, концентрирующих и выражаю­щих интересы тех или иных социальных групп в по­литической дея­тель­ности;

- политическую идеологию и политические нормы.

Политическая организация - структурно наиболее вы­раженная, зримая часть политической системы общества. Поэтому иногда она отождествляется с политиче­ской сис­темой в целом. Собственно поли­тическая организация общества состоит их двух ос­новных компонентов:

- государства как основного, центрального звена по­литической организации общества;

- общественных  политических объединений (партий, профсоюзов, националь­ных и профессио­нальных органи­заций).

По форме организации политическая система может быть плюралистической, когда существуют разнообраз­ные политические объединения, имею­щие равные воз­можности на участие в политической жизни страны. В мо­нистической политической сис­теме выделяется одно по­литическое объединение, играющее главную роль в поли­тической жизни страны.

В зависимости от политического режима, созда­ваемого государственной властью, политическая система может быть демократической, когда за по­литическими объеди­нениями признаются широкие права на участие в форми­ровании государственной по­литики, и авторитарной, ко­гда роль политических объединений сведена на нет или их деятельность вообще запрещена. 


20. МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ


ГОСУДАРСТВО выражает интересы доминирующих в обществе социальных групп и, решая свои задачи, согласовывает деятельность всех субъектов соци­альной жизни


Поэтому государство в широком смысле слова - это по­литическое объединение всего населения страны. В узком смысле государство представляет особый элемент поли­тической органи­зации общества, который отличается от иных него­сударственных обще­ственных объединений.

По своей природе государство занимает ведущее, цен­тральное место в политической системе, явля­ется основ­ной организацией, определяющей харак­тер политики в обществе. Такая роль государства обусловлена тем, что оно:

- представляет не только интересы отдельных социаль­ных групп, но и всего населения страны, имеет самую широкую социальную базу по сравне­нию с любым обще­ст­венным объединением;

- включает в себя специально приспособленный аппа­рат, разветвленную систему органов властного управле­ния различными социальными процессами;

- помимо органов собственно управления вклю­чает в себя систему охранитель­ных органов, способ­ных в необ­ходимых случаях принудительно осуще­ствлять предпи­сания государственной власти;

- концентрирует материальные, людские и фи­нансовые ресурсы общества для решения тех или иных политиче­ских задач;

- способно, используя различные средства, про­водить активную идеологическую деятельность, вли­ять на соз­нание как отдельных социальных групп, так и населения в целом.

Именно через государство различные социаль­ные группы могут наиболее эффективно проводить в жизнь свои интересы. Поэтому государственная власть состав­ляет центр политической жизни страны, и все политиче­ские объединения в той или иной мере борются за обла­дание рычагами государ­ственной власти, за влияние на по­литику государ­ства.

 


21. МЕСТО И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ


ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ как элемент полити­ческой организации общества представляют собой добровольные объединения граждан для реализа­ции совместных целей.


Эти объединения образу­ются на основе профессиональ­ных, национальных, культурных и иных интересов.

Различают собственно политические обществен­ные объединения, такие, например, как политиче­ские партии или избирательные блоки. Для них ос­новными являются цели политической борьбы. Вы­деляются также неполити­ческие организации, напри­мер, профсоюзы, объединения промышленников, религиозные, женские, молодежные, национальные и другие организации, для которых поли­тическая деятельность является дополнительной к их ос­нов­ным неполитическим целям.

Все объединения, участвующие в политической жизни страны, выражают и проводят интересы от­дельных соци­альных групп общества. Главной зада­чей общественных объединений в политической сфере является влияние на государственную власть, на политику государства через избрание их предста­вителей в выборные госу­дарствен­ные органы, через средства массовой информации, общественное мнение.

Государство, с одной стороны, стоит над общест­вен­ными объединениями, определяет их статус в обществе, основные параметры деятельности, за­прещает и пресле­дует деятельность объединений, подрывающих основы общественного и государст­венного строя.

С другой стороны, политика современного демо­крати­ческого государства не может быть достаточно эффек­тивной без опоры на общественные объеди­нения, по­скольку через них в основном осуществля­ется связь го­сударства с гражданским обще­ством.

В современном российском обществе действует прин­цип политического плюрализма, в соответствии с которым в Конституции России закреплено равно­правное по­ложе­ние различного рода общественных объединений. За­прещены лишь те объедине­ния, деятельность которых направлена на насильствен­ное изменение конституцион­но­го строя страны.


22. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА


ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА - это законо­мерный процесс возникновения властно-поли­тической сис­темы управления в ходе качест­венных изменений перво­бытной организации человеческого общества


В развитии политико-правовой мысли существо­вали разного рода концепции, объясняющие проис­хождение государства.

Патриархальная теория, которая имела наи­большее распространение в древ­нее время и сред­невековье (представители: Аристотель, Фильмер). Она характеризу­ет­ся:

- признанием семьи в качестве базиса, основы всей общественной жизни;

- рассмотрением процесса образования государ­ства как результата постепенного разрастания одной семьи;

- отождествлением власти государства с семей­ной оте­ческой властью, где власть правителя есть продолжение власти старшего, отца над своими подданными, детьми.

Договорная теория, получившая наиболее ши­рокое распространение в XVII-XVIII веках, в период перехода от средневековья к новому времени. Ее представители: Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и др. Она характеризуется:

- четкой направленностью против системы фео­дальной политической власти и абсолютизма как од­ного из край­них ее проявлений;

- постулированием так называемого “естественного” со­стояния общества, т.е. общества, подчиняющегося сти­хийным природным интересам, не имевшего политических государственных струк­тур;

- констатацией необходимости выхода из естест­венного состояния для самосохранения, безопасно­сти общества;

- ее реализации путем сознательного соглашения ме­жду людьми (общественного договора), по кото­рому они ограничивают свою стихийную свободу и передают власть над собой государству в целях обеспечения соб­ственности, безопасности, равен­ства людей;

- выводом о праве народа на свержение правите­лей, нарушающих условия общественного договора.

Теория насилия, получившая особое распро­странение в XIX веке и разра­ботанная в ряде произ­ведений Дю­ринга, Гумпловича, Каутского. Она ха­рактеризуется:

- признанием в качестве основной причины воз­никнове­ния государства войн первобытных племен между собой из-за территории для проживания и для охоты;

- констатацией необходимости при завоевании сильным племенем более слабого создания особых органов для удержания покоренных племен, которые в совокупности образовали государство;

- выводом о том, что государство по своей перво­на­чальной природе является организацией насилия одной части населения над другой, к которому при­водят не внутренние, а внешние факторы - покоре­ние одного на­рода другим;

- признанием того, что современное государство в от­личие от государств предшествующих эпох теряет на­сильственный характер, поскольку покорявшие и покорен­ные народы ассимилируются друг с другом.

Теория классовых антагонизмов, получившая наи­большее распространение во второй половине XIX - на­чале XX веков и обоснованная в трудах со­циалистов и коммунистов, прежде всего, в работах Маркса, Энгельса, Ленина. На протяжении несколь­ких десятилетий была господствующей теорией в странах так называемой со­циа­листической системы. Ее основные положения сво­дятся к следующему:

- в основе процесса образования государства ле­жат экономические причины -совершенствование производи­тельных сил и, прежде всего, орудий труда, разделение общественного труда и повыше­ние его производительно­сти, производство приба­вочного продукта и присвоение его частью общества;

- изменения в экономическом базисе делают воз­мож­ным и выгодным эксплуатацию чужого труда, в резуль­тате часть населения обращается в рабство, а само об­щество раскалывается на два антагони­стических класса - рабов и рабовладельцев;

- для поддержания власти над рабами, принужде­ния их к труду рабовладельцы создают и содержат государство, которое по своей природе является ор­ганизацией, обес­печивающей политическими сред­ствами и, прежде всего, вооруженной силой господ­ство одного класса (собственников основных средств производства) над экс­плуати­руемыми клас­сами;

- пока в обществе сохраняется деление на анта­гонисти­ческие классы, сохраняется и потребность в государстве, в диктатуре одного класса над другим.


23. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУ­ДАРСТВА


Вопрос о происхождение государства имеет для теории государства и права актуальный смысл, так как установ­ление причин его возникновения помо­гает понять необ­ходимость существования государ­ства на протяжении дли­тельного исторического вре­мени и его дальнейшую судьбу.


СОВРЕМЕННАЯ НАУКА ПРИЗНАЕТ, что процесс воз­никновения государства носил сложный и противо­речи­вый характер и все факторы, которые выдви­гали различные теории, в той или иной мере влияли на про­цесс образования государства.  


Вместе с тем сегодня очевидно, что ни один из них не может быть абсолютизирован и в основе происхождения госу­дарства, как и необходимости его существования на протяжении дли­тельного исторического времени ле­жат более глубокие социальные причины.

Они связаны с качественными изменениями, про­ис­шедшими в жизни перво­бытных людей в эпоху не­олита (VII-III тысячелетие до нашей эры), в резуль­тате пере­хода от присваивающего к производящему способу взаимоот­ношения с природой, ко­торые вы­звали глубокие пере­мены во всех сферах жизни первобытного общества. Это привело:

- в экономике - к разделению общественного труда, росту его производительно­сти, обмену про­дуктами труда, увеличению массы общественного богатства, возникно­вению разнообразных форм соб­ственности;

- в социальной сфере - к интенсивному росту числен­ности населения, появле­нию наряду с семьей совер­шенно новых форм общностей людей (различных профес­сий, богатых и бедных, свобод­ных и несвободных), рез­кому повышению роли от­дель­ной личности в системе со­циальных связей, разделению и противоречивости инте­ре­сов лично­сти, социальных групп, общества в целом;

- в духовной сфере - к интенсификации интел­лекту­альной деятельности, пе­реходу от мифологи­ческого к рациональному типу мышления, возникно­вению науки и идеологии, отделению сферы духов­ного производства от сферы материального произ­водства.

Вместо первобытного общества, имевшего одно­родную социальную структуру и основанного на единстве интере­сов людей, возникла разнородная социальная структура, основанная на многообразии, различии и противоречиях интересов людей. Необ­ходимость обеспечить управляе­мость всем общест­вом в условиях его социального рас­слоения опреде­лила постепенную замену родовых орга­нов власти (народного собрания, старейшин, военачальников), приспособленных к управлению соци­ально одно­род­ным обществом, государством с его специфиче­скими признаками, аппаратом, функциями и фор­мами, приспособленным к управлению соци­ально дифференцированным обществом.


24. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ


ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА - про­цесс качественных изменений (смены истори­ческих типов) государственной власти с мо­мента ее возникновения до настоящего времени


С развитием общества, его социальной струк­туры, це­лей, которые оно перед собой ставит, изме­няются содер­жание (аппарат, функции) и формы го­сударства при со­хранении его основного социаль­ного назначения. Качест­венно особенные периоды в развитии государства, соот­ветствующие определен­ным состояниям общества и оди­наковые для многих стран, определяются как типы (основные этапы раз­вития) государст­ва.

Смена исторических типов государства - процесс зако­номерный и прогрессив­ный, обусловленный об­щим ходом развития общества от первобытных при­митивных форм к развитой человеческой цивилиза­ции. В зависимости от выделяемых причин движения общества к более слож­ным формам, разработаны два основных и допол­няющих друг друга подхода к определению типов государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подход - исследование со­стояния и развития общества, закономерно­стей смены исто­рических типов государств с точки зрения качест­вен­ных изменений в эко­номическом базисе обще­ства, его производст­венных отношениях и классо­вой структуре.

В плане этого подхода последовательное разви­тие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы произ­водственных отношений. Собственни­ками основных средств производства становятся но­вые, все более про­грессивные классы (рабовладельцы, феодалы, буржуа­зия, наконец, тру­дящиеся классы). С изменением производственных отношений, которые составля­ют базис общества, меняются все другие элементы, входящие в его над­стройку (общественное сознание, мораль, право, го­сударство, религия, наука); происходит пе­реход к но­вому, более высокому типу общественно-экономиче­ской формации.

Каждой классовой общественно-экономической форма­ции (рабовладельческой, феодальной, капи­талистической, социалистической) соответствует свой од­ноименный тип государства. Главная осо­бенность типа государства определяется по тому, какой класс является собственником основных средств производства и оказы­вает доминирующее влияние на государственную власть. К основным не­достаткам этого подхода можно отнести то, что:

- некоторые, выделенные в качестве общих, этапы про­ходят далеко не все общественные сис­темы (например, в России отсутствовала стадия ра­бовладельческого госу­дарства),

- ряд государственных систем вообще не вписы­вается в предлагаемую схему исторических типов (например, госу­дарства, основанные на так назы­ваемом азиатском спо­собе производства),

- он обосновывает жесткую зависимость государ­ства от экономических факторов, отношений собст­венности, ко­торая не всегда позволяет объяснить особенности от­дельных групп государств. 


25. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОБ ИСТОРИЧЕ­СКОМ РАЗВИТИИ И ТИПО­ЛОГИИ ГОСУДАРСТВ


Цивилизационный подход - исследование со­стояния и развития общества, закономерно­стей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социо­культурной среде общества и, прежде всего, в духовной культуре народа, его религии и нра­ва


Цивилизационный подход основан на понятии ци­вили­зации, введенном в научный оборот историком Тойнби, как исторического состояния относительно локальной общественной системы, обладающей общностью куль­турных, религиозных, психологиче­ских, географических и иных характеристик.

Цивилизационный подход отказывается от абсо­лютиза­ции материально-экономических факторов в развитии го­сударства и выводит на первый план факторы социокуль­турные, духовную жизнь обще­ства, идеологию, нравст­венность, религию, полагая, что именно они главным об­разом определяют особенности развития данной общест­венной системы и характерные черты ее государственной власти.

С помощью этого подхода удается, например, объяс­нить, почему страны, имеющие равные стартовые воз­можности, оказываются на разных ступенях социального прогресса, а отдельные группы государств, имеющих в принципе одинаковую социально-экономическую основу, обладают значительными различиями в организации го­сударственной власти.

С точки зрения этого подхода на начальном этапе че­ловеческой истории социокультурные факторы, опреде­ляющие лицо общества, формируются у разных наро­дов автономно, независимо друг от друга. В силу этого возни­кают первичные, древнейшие цивилизации, обладаю­щие каждая уникальными чертами: древнеиндийская, древнеки­тайская, шумерская, античная и др. Взаимодействие пер­вичных цивилиза­ций приводит к формированию особен­ных средневековых цивилизаций - европей­ской, араб­ской, восточной, американской и др., имеющих некоторые общие черты. В настоящее время на основе особенных цивилизаций идет формирование современной цивилизации с единой социокультурной базой, включающей элементы традиционных культур.

Каждый тип цивилизации (древней, средневековой, современной) придает устойчивые общие черты организации государственной власти. Соответственно в рамках определенной цивилизации можно выделить, например, древний античный тип госу­дарства, средневековый европейский тип государства, современный тип цивилизован­ного государства. В поступательном развитии цивилизаций и соответствующих им государств обнаруживается прогресс общества.

Основным недостатком цивилизационного подхода следует считать отказ от понимания развития государства как единого в своих закономерностях всемирно- исторического процесса и акцентирование внимания на уникальности, единичности свойств каждого государства.


26. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ (ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ) РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА


До недавнего времени периодизация, т.е. выделение этапов развития российско­го государства, основывалась на формационном подходе, в соответствии с которым по типу производственных отношений и господствующим в обществе классам выделя­лись:

- российская государственность феодального типа (с момента возникновения до конца XIX века, с выделением раннефеодального государства, централизованного феодального государства, абсолютистского феодального государства);

- российская государственность капиталистического типа (на начальном этапе зарождения в конце XIX - начале XX веков);

- российская государственность социалистического типа (после Октябрьской революции 1917 года).

Последний этап в свою очередь подразделялся в зависимости от уровня разви­тия социалистического общества и соотношения внутри него классов на два этапа:

- этап диктатуры пролетариата, на котором осуществлялось господство класса пролетариата над классами бывших эксплуататоров, и

- этап общенародного государства, когда из общества устранены классы эксплуататоров и государство выражает интересы всего народа.

В последние годы происходит переосмысление этой концепции, поскольку проблематичным оказался сам факт построения в России социалистического общества и соответствующего ему государства. Общепризнанным в современной теории является то, что государство советской эпохи не выражало интересы пролетариата и всего народа, а по своей сути являлось организацией бюрократической элиты, в руках которой сосредоточивалась политическая и связанная с ней экономическая власть. В этот пери­од отсутствовало сколько-нибудь развитое гражданское общество и соответствующие ему институты реальной демократии, прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая общие недостатки формационного подхода, исследователи выделяют на основе цивилизационного подхода древний, средневековый, новый и новейший этапы в развитии российского государства. Отдельные этапы классифицируются по формам правления и устройства, политическим режимам. Так, новейший период подразделяется:

- на досоветский, основной отличительной чертой которого является организация государственной власти на монархических принципах с попыткой перехода в начале XX века от абсолютной монархии к конституционной;

- советский, основной отличительной чертой которого является формальное закрепление республиканской формы правления и федеративного устройства в сочетании с тоталитарным политическим режимом;

- постсоветский, основной отличительной чертой которого является попытка перехода к демократическому политическому режиму в рамках республиканского, федеративного и правового государства.


РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ПРАВА


27. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЕГО СВОЙСТВА И РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБ­ЩЕСТВА


НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе


Если объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через систему власти, то упорядочение от­ношений - через систему нормативного регулирования. Власть и нормативное регулирование обеспечивают выражение и согласование общих интересов различных субъ­ектов общественной жизни, стабильность их отношений и создают необходимые усло­вия для прогрессивного развития.

Нормативное регулирование заключается в выработке социальных норм (масштабов, образцов поведения), отражающих типичные формы общественных отношений, реализации их в деятельности субъектов общественной жизни и обеспечении принудительными мерами в случае отклонения от установленного нормой правила.

В зависимости от характера создаваемых общих правил поведения (норм), механизма их реализации и средств обеспечения выделяются несколько основных видов нормативного регулирования:

- традиционное, которое осуществляется путем формирования и реализации в обществе обычаев и традиций - правил, складывающихся в результате многократного повторения, отбора и исполнения в силу привычки наиболее рациональных форм поведения людей в их обыденной жизни;

- моральное, которое осуществляется путем выработки и реализации главным образом в сфере личностных отношений системы нравственных принципов (представлений общества, его социальных групп о добре и зле, справедливости и несправедливости), обеспечиваемых силой общественного мнения;

- корпоративное, которое осуществляется путем создания и реализации внутриорганизационных норм различного рода общественных объединений, обеспечиваемых их авторитетом;

- правовое, которое осуществляется путем создания и реализации права - систе­мы особых правил поведения, регулирующих наиболее значимые для общества отно­шения и обеспечиваемых авторитетом и силой государственной власти.

Различные виды нормативного регулирования взаимосвязаны и дополняют друг друга. В целом нормативное регулирование, обеспечивая стабильность отношений и возможность принуждения в случае отклонения поведения людей от нормы, создает необходимый для деятельности всех субъектов социальной жизни общественный порядок.


28. ПРАВО И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - разновидность нормативного регулирования, через которое общество путем создания и реализации особых социальных норм - права формирует в наиболее значимых отношениях правопорядок, обеспеченный государственной властью


В основе возникновения и существования правового регулирования лежит та же причина, что и государственной власти - формирование социально разнородного общества с многообразными и противоречивыми интересами его субъектов. Эти интере­сы и соответствующее им поведение людей не могут быть упорядочены посредством традиционного или морального регулирования, которые обеспечивают общественный порядок в социально однородных структурах. Для поддержания стабильности в новых условиях общество создает особую разновидность нормативного регулирования - пра­вовое регулирование.

Цель правового регулирования общая с другими видами нормативного регулирования - подчинить поведение людей общим правилам и обеспечить тем самым ста­бильность общественных отношений. Вместе с тем, в отличие от традиционного и мо­рального, правовое регулирование:

- обеспечивает стабильность жизненно важных для общества в целом отношений;

- осуществляется через особую группу социальных норм - право;

- непосредственно связано с государством и гарантируется им.


ПРАВО - система особых правил поведения (юридических норм), выражаю­щих официально признанную волю гражданского общества, направленную на соз­дание в общественных отношениях порядка, позволяющего согласованно реализовать основные интересы субъектов социальной жизни


По содержанию право представляет собой созданную в обществе систему юридических норм, обладающих особыми признаками, отличающими их от других соци­альных норм. К ним относятся: общеобязательность, формальная определенность, го­сударственная защищенность.

Сущность права - это общая воля всех субъектов социальной жизни, направ­ленная на выражение, закрепление и беспрепятственное осуществление их основных интересов. Однако в праве выражает себя не всякая воля гражданского общества, а только официально признанная, т.е. поддержанная государственной властью.

Социальное назначение права - установить гармонию, баланс этих интересов, не допустить их столкновения друг с другом, а при возникновении противоречий - определить нормальные способы согласования интересов и разрешения конфликтов.

Результатом воздействия права на сознание и волю людей является создание правопорядка, составляющего ядро, основную часть общественного порядка. Благодаря правопорядку могут нормально реализоваться признанные обществом и допусти­мые для него интересы отдельных личностей, общностей людей, их организаций и государства.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!