Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
РАЗДЕЛ I . ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА
1. ПРАВОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК. СТРУКТУРА ПРАВОВЕДЕНИЯ
ПРАВОВЕДЕНИЕ - это относительно обособленная часть обществоведения, состоящая из совокупности взаимосвязанных между собой юридических наук, имеющих общий основной объект изучения - государственно-правовую систему общества
Правоведение как часть обществоведения изучает деятельность людей, но деятельность особого рода, связанную с властным управлением социальными процессами и нормативным регулированием общественных отношений. В процессе этой деятельности в обществе создаются и функционируют многообразные социальные институты и отношения, входящие в единую государственно-правовую систему общества. Государственно-правовая система общества составляет общий для всего правоведения объект познания. Этот объект определяет специфику правоведения как области научного знания и отличает входящие в его состав юридические науки от других общественных наук.
Современное правоведение - развитый комплекс юридических наук. В состав правоведения входят:
- историко-теоретические правовые науки (теория государства и права, история государства и права и другие), которые исследуют свойства государства и права в целом как относительно самостоятельные явления общественной жизни;
- отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, судоустройство, нотариат, прокурорский надзор и другие), которые исследуют отдельные государственные институты и сферы правового регулирования общественных отношений;
- специальные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и психиатрия, бухгалтерский учет и экспертиза, юридическая статистика и другие), которые исследуют применение в отдельных областях юридической деятельности специальных неюридических знаний и навыков.
Предметы каждой из групп юридических наук взаимно дополняют друг друга. Из их совокупности складывается полное и адекватное представление о государственно-правовой системе общества.
2. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - это фундаментальная юридическая наука, входящая в состав правоведения и имеющая предметом изучения сущность, содержание (структуру) и формы государственно-правовой системы общества в целом, основные закономерности ее функционирования и развития
Теория государства и права - общественная наука, входящая в состав правоведения. С другими юридическими науками ее объединяет общий объект познания - государственно-правовая система общества. Особенности знаний теории государства и права и положение в системе юридических наук определяются ее предметом - специфическим аспектом, срезом изучения общего объекта.
Теория государства и права изучает:
- во-первых, свойства государственно-правовой системы общества в целом, а не какой-либо ее отдельной части; по этому признаку предмет теории государства и права отличается от предметов отраслевых и специальных юридических наук;
- во-вторых, сущностные закономерности государственно-правовой системы общества, имеющие общий и относительно устойчивый характер для государственно-правовых систем разных стран; по этому признаку предмет теории государства и права отличается от предметов исторических юридических наук, также изучающих государственно-правовую систему общества в целом, но со стороны ее внешних временных и пространственных форм.
Особенности предмета познания определяет положение теории государства и права в системе юридических наук как науки фундаментальной, на которой базируются знания отраслевых и специальных юридических наук. Роль теории государства и права в системе правоведения заключается в том, что она:
- вырабатывает систему основных правовых понятий, составляющих теоретическую базу для других юридических наук;
- обеспечивает взаимосвязь всех юридических наук внутри правоведения;
- образует переходное связующее звено между системой юридических наук, входящих в состав правоведения, и обществоведением в целом.
Структурно теория государства и права состоит из двух основных частей: теории государства и теории права. Изучение в рамках одной науки этих относительно самостоятельных социальных явлений определяется тем, что:
- в реальной жизни государство и право функционально взаимосвязаны между собой, взаимно определяют и дополняют друг друга, образуя единую государственно-правовую систему общества;
- в истории России государство играло основную роль в формировании и обеспечении реализации права, и поэтому любая практическая юридическая деятельность непосредственно или опосредствовано связана с функционированием государственной власти.
3. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: СООТНОШЕНИЕ С ПРЕДМЕТОМ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРАВОВЕДЕНИЯ
МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - это ее особая структурная часть, в рамках которой исследуются закономерности процесса познания предмета, вырабатываются наиболее правильные, эффективные приемы способы исследования государственно-правовой системы общества
Любые знания приобретаются наукой через процесс познания, в котором используются различные пути, способы, приемы изучения предмета. Эти формы связи науки с предметом обобщенно называются методом научного познания. В отличие от предмета, определяющего что наука изучает, метод характеризует то, как наука изучает свой предмет, приобретает знания о нем.
От правильности примененных при изучении предмета методов напрямую зависят объективность и истинность получаемых наукой знаний. Изучение методов позволяет определить, какие из них применимы для познания государственно-правовых явлений общества, в какой последовательности они должны использоваться на разных этапах научного познания. Совокупность знаний о применяемых наукой методах называется методологией (учением о методах).
Каждый предмет имеет различные по содержанию и сущностному уровню стороны и свойства, поэтому в науке используется целая совокупность методов познания. В зависимости от содержания методов и их роли в процессе познания можно выделить:
- философскую основу методологии, которая определяет общую направленность научных исследований, принципы подхода к изучаемому объекту; в современной российской юридической науке философскую основу методологии составляет диалектический материализм, с его подходом к пониманию природы государства и права исходя из объективных потребностей общества, в связи с другими социальными явлениями, развитии через противоречия;
- общие методы, которые применимы при изучении любой стороны, каждого явления государственно-правовой системы общества; к таким универсальным методам относятся философская и формальная логики, вырабатываемые ими законы (например, философский закон отрицания отрицания или формально логический закон тождества), понятия и приемы исследования (например, философские категории причины и следствия, содержания и формы или формально логические приемы анализа и синтеза);
- частные (специальные) методы, которые применяются при изучении отдельных сторон и свойств государственно-правовых явлений; к таким методам относятся статистические и математические методы, конкретно-социологические и психологические методы, методы толкования юридических норм и методы сравнительного правоведения и ряд других.
Среди юридических наук теория государства и права имеет наиболее развитую методологическую часть. Она конденсирует в себе достижения в этой области отраслевых и специальных юридических наук и разрабатывает методы, которые используются как общие всем комплексом правоведения.
4. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА как разновидность социальной практики представляет собой предметную преобразующую деятельность субъектов общественной жизни, связанную с созданием и функционированием государственных институтов, формированием и реализацией права, защитой государственного строя и охраной правопорядка
Социальная практика - это предметная деятельность людей, направленная на преобразование общественных отношений и институтов. Она противоположна теории, науке, которая создает идеальную картину существующего мира и изменяет, преобразует теоретические понятия, а не действительность. Особенностью юридической практики является то, что в ее рамках деятельность субъектов общественной жизни направлена на создание и преобразование государственно-правовых институтов общества.
В правоведении есть и более узкое понятие юридической практики как деятельности судебных органов по рассмотрению и обобщению различных категорий дел.
Практическая деятельность первична по отношению к теории. Однако она всегда связана с достижением конкретных, частных целей, поэтому в силу своей природы не может охватить общих закономерностей, в рамках которых эти цели могут быть эффективно реализованы. Наталкиваясь на противоречия в реализации целей, пытаясь разрешить их методом проб и ошибок, практика объективно порождает необходимость в теории и стремится к взаимодействию с ней.
Для теории практика - это, с одной стороны, объект познания; с другой - сфера приложения, реализации и проверки истинности ее выводов. Отражая сущностные стороны и закономерности практики, теория позволяет установить, как должны быть наиболее оптимально организованы ее отдельные элементы, каковы тенденции ее ближайшего и перспективного развития. Воздействие теории на практику осуществляется через научные правовые идеи - концептуальные положения, направленные на изменение, преобразование практики в соответствии с ее внутренними законами.
Практика, вбирая научные идеи, реализует свои собственные, но скрытые от нее возможности, избирает наиболее рациональные и корректирует ошибочные пути развития. Одновременно в процессе реализации проверяется истинность научных идей и уточняется содержание теоретических понятий. В единстве, взаимопроникновении теории и практики обеспечивается наиболее эффективное функционирование государственно-правовой системы общества.
Главное направление взаимодействия современной юридической науки и практики в России - это разработка и воплощение в жизнь целостной концепции правовой реформы в Российской Федерации.
РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
5. ВЛАСТЬ, ЕЕ СВОЙСТВА, РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. РАЗНОВИДНОСТИ ВЛАСТИ
ОБЩЕСТВО - совокупность людей, исторически поколениями проживающих на определенной территории и связанных общностью экономической, социальной, политической и духовной жизни, единой государственной властью и правовой системой
Люди, составляющие данное общество, имеют, как правило, единые нравы, религию, язык. Они субъективно отличают себя от людей, входящих в другие сообщества. Структурно развитое общество состоит из индивидов, образующих социальные группы (семьи, страты, слои, классы) в соответствии с родовыми, профессиональными, имущественными, национальными и иными признаками. Эти субъекты реализуют свои интересы в деятельности по отношению друг к другу, которая составляет социальную жизнь.
Объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через систему власти.
Власть - одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей для воли других людей.
Власть - это разновидность управления социальными процессами. В отличие от других форм управления (осуществляемых, например, путем координации деятельности людей) властное управление всегда связано с подчинением одних людей другими. Доминирование одной стороны (субъекта власти) и подчинение ей другой стороны (объекта власти) составляет специфическое содержание властеотношений. Властеотношения основываются, как правило, на авторитете субъектов власти. Однако их качественным признаком является потенциальная возможность применения принуждения в случае невыполнения властных предписаний.
Власть обеспечивают выражение и согласование общих интересов различных субъектов, благодаря чему поддерживается стабильность социальных связей и сохраняется единство общественной системы. Властное управление присуще обществу с момента его зарождения и используется им для организации совместной деятельности людей в наиболее важных сферах его жизни. В зависимости от уровня организованности можно выделить:
- простые, естественные формы власти, которые осуществляются непосредственно субъектом власти, без специального аппарата управления (власть родителей над детьми, старших над младшими, власть неформального лидера в коллективе и др.);
- сложные, организованные формы власти, которые реализуются через специально создаваемые для этого органы, наделенные атрибутами субъекта власти (власть общественных объединений, в том числе политических партий, церковная власть, власть родовых кланов, национальных и профессиональных элит и др.).
Разновидностью сложной организованной формы власти является государственная власть, осуществляемая особой организацией - государством.
6. ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ - разновидность социальной власти, которая обеспечивает единство общества в условиях его социальной дифференциации посредством специально созданной организации - государства
В процессе исторического развития общественная жизнь от простейших, примитивных форм с однородными, совпадающими интересами людей переходит к этапу, когда она становится все более многообразной и разнородной (социально дифференцируется). На основе возрастающих потребностей людей возникают новые направления деятельности и представляющие их субъекты, интересы которых не только дополняют друг друга, но пересекаются и сталкиваются. При сохранении потребности в единстве общественной жизни появляются и множатся различия, противоречия между индивидами и социальной группой, между отдельными социальными группами, между социальными группами и обществом в целом.
Обеспечить в этих условиях управляемость основными социальными процессами в масштабах всего общества не могут формы власти, выражающие частные интересы отдельных социальных групп, семьи или индивидов, поскольку они становятся конфликтующими. В целях обеспечения единства, согласования частных интересов, недопустимости распада общества и предотвращения столкновений в нем создается и функционирует государственная власть.
В отличие от других видов социальной власти государственная власть:
- обеспечивает единство общества в целом, всех составляющих его индивидов и социальных групп;
- является наиболее действенной формой власти, обеспечивающей управляемость основными социальными процессами;
- осуществляется посредством особой организации властного управления - государства.
Государство - организация, созданная для властного управления обществом в целом, выражающая и проводящая в жизнь интересы его основных социальных групп, обладающая особыми свойствами (суверенитетом, территориальностью, специальным аппаратом) и занимающая ведущее место в системе социальной власти.
Как организация государство представляет собой выделенную из общества группу людей, которая наделена возможностью осуществлять государственную власть, т.е. подчинять волю всех других людей и объединений для решения общих дел, согласования их совместной деятельности.
Опираясь на все общество, реализуя его общие потребности, государство осуществляет власть, ориентируясь, прежде всего, на интересы основных социальных групп общества, тех, которые играют в нем наиболее значимую роль, определяют его лицо и направления социального прогресса. Воля этих социальных групп составляет сущность государства.
Вместе с тем государство - относительно самостоятельный элемент общественной системы, осуществляющий в ней властные функции, по отношению к которому общество выступает как объект управления. От характера государственной власти, ее способности выполнять свои задачи напрямую зависит не только сохранение, но и прогрессивное развитие общественной системы.
7. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ
СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - это воля гражданского общества, направленная на организацию и поддержание властного управления обществом в целом с целью обеспечения его единства и согласования интересов различных социальных групп
В основе любого общественного явления, в том числе и государства, лежит социальная воля, т.е. стремление субъектов общественной жизни достичь определенных их потребностями целей. Определить сущность государства - значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает и какие цели они реализуют через государство в общественной жизни.
До недавнего времени в российском государствоведении доминировал классовый подход к сущности государства. В соответствии с ним государство понималось как организация диктатуры экономически господствующего класса, который с помощью государства навязывает свою волю другим классам и обеспечивает свое привилегированное положение в обществе. Государство с этих позиций необходимо для общества только тогда, когда в нем существуют противоположные, антагонистические классы.
Этот подход, верно отражая особенности государства ранних исторических эпох, обнаружил неадекватность современному цивилизованному обществу, поскольку оно постепенно теряет признаки классовости, а государство продолжает существовать и активно развиваться.
Общесоциальный подход к сущности государства, в противоположность классовому, считает, что государственная власть изначально, на всех этапах своего исторического развития выражает волю всего гражданского общества и путем компромисса между отдельными социальными группами стремится к достижению общего блага. Поскольку государственная власть обеспечивает управляемость всей общественной системы, способствует ее самосохранению и предотвращает тенденции к распаду, то в государственной власти оказываются объективно заинтересованы все субъекты общественной жизни, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпадать или находиться в прямой противоположности.
Дуалистический подход к сущности государства пытается в определенной степени соединить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в государственной власти, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Государство, с одной стороны, - это организация экономически господствующего класса; с другой стороны, оно неизбежно реализует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом. В историческом развитии государства его сущность меняется. Если в государствах раннего исторического периода превалирует первая сторона, классовая, то у современного цивилизованного государства - вторая, общесоциальная.
8. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА - его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе.
Признаки государства являются выражением его социальной природы и сущности. Они характеризуют качественные свойства государства как особой организации власти. Признаки отличают государство от иных организаций, осуществляющих социальную власть, таких как различного рода союзы и объединения людей. Эти признаки отличают государство также от родовых форм организации власти, которые действовали как основные на начальном этапе развития человеческого общества и сохранили определенное значение в современном обществе.
К основным признакам государства относятся суверенитет, осуществление власти по территориальному принципу, особая организация публичной власти страны.
Суверенитет государства означает верховенство и определяющую роль государства внутри страны по отношению к любым другим источникам социальной власти и его независимость от внешних источников власти, иных государств в проведении внутренней и внешней политики. Суверенитет государства не беспределен; внутри страны он ограничен производностью от суверенитета народа; вне страны - принятыми нормами отношений между государствами.
Осуществление власти по территориальному принципу проявляется в том, что каждое государство “привязано” к определенной его государственными границами территории. Объектами государственной власти являются все лица, находящиеся в ее пределах, вне зависимости от их социальных, национальных и иных признаков. Территория государства с проживающим на ней населением образует страну.
Особая организация публичной власти выражается в том, что государство представлено специальным, выделенным из общества аппаратом управления. Этот аппарат действует на профессиональной основе, официально выступает от имени всего общества и содержится за счет налогов и сборов с населения. Помимо собственно органов управления, аппарат государства включает в себя специальные силовые органы принуждения (армию, полицию, органы безопасности и др.).
9. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА - выражающие сущность и социальное назначение государственной власти ее основные цели, которые государство осуществляет в процессе властного управления гражданским обществом
Социальное назначение государства состоит в обеспечении целостности общества, в создании для всех социальных групп возможности осуществлять свою жизнедеятельность в рамках единой социальной системы. Задачи конкретизируют социальное назначение государства применительно к различным аспектам управления гражданским обществом. Они могут меняться в зависимости от конкретно исторических условий, но постоянными остаются: поддержание порядка и стабильности, развитие особо важных для общества сфер его жизни, обеспечение внешней безопасности, организация взаимоотношений с другими странами. Эти задачи реализуются государством через его функции.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - основные направления деятельности государства по управлению главными сферами социальной жизни и достижению стоящих перед государственной властью задач
Функции определяют не цели государства, а главные направления его деятельности, через которые эти цели достигаются. Каждая функция характеризуется предметом (областью общественной жизни, на которую направлена деятельность государства), содержанием (конкретными действиями для достижения определенных целей), формами и методами (способами осуществления функций).
Функции различаются по направленности деятельности государства: внешние и внутренние, которые, в свою очередь, подразделяются в зависимости от сфер общественной жизни на экономические, социально-политические и идеологические.
Внутри страны современное государство осуществляет:
- в сфере экономики - непосредственное управление объектами государственной собственности, регулирование деятельности субъектов негосударственных форм собственности, концентрацию и распределение финансовых средств, установление таможенного режима;
- в социально-политической сфере - управление системой здравоохранения, социального обеспечения и благоустройства, обеспечение экологической безопасности, регулирование отношений между социальными и национальными группами, общественными и религиозными объединениями, охрану общественного порядка;
- в идеологической сфере - управление развитием науки, образования, культуры, регулирование деятельности средств массовой информации, формирование общенациональной идеологии, охрану памятников истории и культуры;
- иные внутренние функции.
В области внешней политики современное государство организует политическое и экономическое взаимодействие с другими странами, культурное сотрудничество с ними, управляет обороной страны, разведкой и контрразведкой, участвует в оборонительных и иных международных союзах.
10. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА - совокупность способов воздействия государства на субъекты гражданского общества в процессе решения стоящих перед ним задач
Государственная власть, как и другие формы власти, осуществляется двумя основными методами:
- под воздействием авторитета государства, методом убеждения, когда властные предписания признаются и добровольно выполняются субъектами общественной жизни, осознающими, что государство действует в их общих интересах;
- под воздействием силы, методом принуждения, когда государственные решения проводятся вопреки воле управляемых посредством подавления (ограничения возможностей для отдельных лиц или организаций противодействовать власти) или насилия (прямого психического или физического воздействия на не подчиняющихся требованиям власти лиц).
Помимо методов, характеризующих властное содержание функций, государством используются методы, свойственные любой организационной деятельности: планирование, прогнозирование, моделирование, стимулирование и др.
В процессе исторического развития при реализации функций государства все больший удельный вес приобретает метод убеждения, в то время как метод принуждения применяется в строго определенных рамках и только по отношению к отдельным индивидам. В цивилизованном обществе основой осуществления функций государства является авторитет государственной власти.
Формы осуществления функций государства - это основные пути и приемы их реализации. В теории принято выделять две основные группы форм осуществления функций государства: правовые и организационные.
Правовые формы непосредственно связаны с принятием различного рода нормативных и правоприменительных актов; они непосредственно влекут за собой юридические последствия. В группу правовых форм входят: правотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность.
Организационные формы осуществления функций государства - это сложившиеся на практике способы осуществления государственной деятельности, непосредственно не связанные с правом, например: деятельность по подбору кадров на ту или иную должность в государственном аппарате, процедура подготовки и согласования различных документов, подготовки заседаний тех или иных органов, разъяснительная работа, взаимодействие со средствами массовой информации, бухгалтерский учет.
11. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ - система органов, состоящих из государственных служащих (чиновников), реализующих задачи и функции государства и принимающих соответствующие обязательные решения
Субъект государственной власти материально воплощается в государственном аппарате. Он выделен из общества в виде особой группы людей, наделенных властными полномочиями, обладающих возможностью подчинять волю других людей, а в случае необходимости принуждать к исполнению принятых решений. Структурно государственный аппарат состоит из органов государства.
Структура государственного аппарата производна от задач и функций государства. Поэтому для каждого этапа исторического развития государства характерны свои особенности в построении аппарата. Организация и деятельность современных цивилизованных государств базируется на ряде общих принципов, таких как народовластие, разделение властей, верховенство права.
Общая тенденция изменений государственного аппарата в историческом плане состоит в усложнении его организации, в увеличении численности по отношению к массе населения в связи с расширением в ходе развития человеческой цивилизации социальных сфер, требующих властного управления в масштабах всего общества.
ОРГАН ГОСУДАРСТВА - часть государственного аппарата, организационно обособленная от других, наделенная властными полномочиями (компетенцией) по управлению конкретной сферой общественной жизни (предметом ведения) и взаимосвязанная с другими его частями в единый государственный механизм
Орган государства представляет собой специализированную часть государственного аппарата, осуществляющую управление конкретными социальными объектами и наделенную для этого строго определенной властной компетенцией. Он формально обособлен от других органов, имеет собственную структуру, материальную и финансовую базу.
Каждый орган государства, частично реализуя его общие функции и задачи, связан путем подчинения или координации с другими органами государства. Взаимосвязанные между собой в процессе осуществления властных полномочий органы составляют действующий (функционирующий) государственный механизм .
В зависимости от своего назначения органы современного государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные; по сфере действия - на верховные (центральные) и местные; по порядку формирования -на выборные и назначаемые; по составу - на коллегиальные и единоличные.
12. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ КАК ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ - принцип организации и деятельности государства, определяющий распределение единой суверенной государственной власти между тремя самостоятельными ветвями органов: законодательными, исполнительными и судебными
Принцип разделения властей в качестве ведущего при построении государственного аппарата был обоснован в период борьбы в Европе против абсолютных монархий. Впервые на конституционном уровне был закреплен в Конституции США 1787 года. В России отвергался как в период самодержавной монархии, так и в советский период, когда вся полнота власти формально закреплялась за органами народного представительства.
Как показала историческая практика, последовательная реализация принципа разделения властей, во-первых, препятствует сосредоточению государственных полномочий в руках какой-либо одной государственной структуры и тем самым является необходимым организационным дополнением принципа народовластия; во-вторых, как своеобразная форма “разделения труда” внутри государственного аппарата, обеспечивает наибольшую эффективность его работы.
В современном понимании принцип разделения властей включает в себя:
- во-первых, разделение всех органов государства на группы по принадлежности к трем основным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной;
- во-вторых, формальную независимость их друг от друга как по источнику формирования (избранию или назначению), так и предметам ведения; каждый орган реализует свои полномочия в рамках функциональных задач соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей;
- в-третьих, возможность органов каждой из ветвей власти ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий (система сдержек и противовесов).
Система сдержек и противовесов реализуется, в частности, путем:
- закрепления за главой государства, возглавляющего исполнительную власть, возможности распускать в определенных случаях парламент и налагать “вето” на его законы;
- закрепления за парламентом права на выражение недоверия правительству и требование его отставки, а также права путем “импичмента” добиться отстранения от должности главы государства;
- закрепления за судебной властью права объявить недействительным любой акт законодательной или исполнительной ветвей власти, если он противоречит конституции страны или другим актам более высокой юридической силы.
13. СТРУКТУРА (МЕХАНИЗМ) АППАРАТА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
СТРУКТУРА (МЕХАНИЗМ) АППАРАТА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА - это совокупность связанных в единую систему и взаимодействующих в процессе решения управленческих задач органов государства
В современном государстве в соответствии с принципом разделения властей выделяются:
- законодательные органы, представленные выборными от народа парламентами, советами, собраниями, которые определяют основные направления политики государства путем принятия законодательных актов, в том числе бюджета государства, и контролируют деятельность исполнительной власти;
- исполнительные органы, представленные сформированными в выборном или назначаемом порядке правительством, министерствами, управлениями, департаментами, которые осуществляют путем принятия подзаконных решений, оперативной работы и контроля за исполнением непосредственное управление различными областями социальной деятельности (экономикой, культурой, образованием, внешней политикой, обороной и т.д.);
- судебные органы, представленные конституционными судами, судами общей и специальной юрисдикции, прокуратурой, которые осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, разрешают споры о праве, применяют санкции за правонарушения.
В зависимости от формы правления государства в систему его органов может входить единоличный глава государства (монарх или президент), который представляет государственную власть внутри страны и за рубежом, координирует действия всех ветвей власти, осуществляет иные полномочия.
В унитарном государстве выделяются центральные и местные органы государственной власти. Центральные органы имеют более высокий уровень компетенции, решают наиболее значимые для страны вопросы, предоставляя местным органам государственной власти известную самостоятельность в решении региональных дел. В федеративном государстве формируется два уровня законодательных, исполнительных и судебных органов: федеральный и субъектов федерации. Между этими уровнями разделяются предметы ведения, и каждый из них самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его компетенции.
В современном государстве от государственного аппарата обычно отделяют систему органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления образуются в местах непосредственного проживания населения и самостоятельны в решении дел местного значения. Вместе с тем они реализуют общегосударственные задачи в прямом взаимодействии с органами государственного аппарата.
14. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РОССИИ - это система ее основных государственных органов, образованных и функционирующих в соответствии с закрепленными в Конституциях Российской Федерации и ее субъектов принципами
В соответствии с конституционными принципами Россия возглавляется единоличным главой государства - Президентом Российской Федерации, который избирается всем населением России и представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
На федеральном уровне законодательная власть реализуется Федеральным Собранием - парламентом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации, формируемого из представителей регионов - субъектов Российской Федерации, и Государственной Думы, избираемой населением страны. Главной задачей Федерального Собрания является принятие федеральных законов и федеральных конституционных законов.
Федеральная исполнительная власть представлена Правительством Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами и другими органами. Председатель правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации по согласованию с Государственной Думой. Федеральные министры назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства. Председатели государственных комитетов и иных федеральных исполнительных органов назначаются Правительством Российской Федерации.
Судебная власть на федеральном уровне представлена Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Прокуратурой Российской Федерации. Судьи перечисленных судов, а также Генеральный Прокурор Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации.
На уровне субъектов Российской Федерации, как правило, избирается глава субъекта федерации - Президент или Губернатор. Здесь формируются разнообразные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Так, в Нижегородской области законодательная власть представлена Законодательным Собранием; исполнительная власть - Администрацией области , управлениями, департаментами; судебная власть - областными судами общей юрисдикции, арбитражными судами, прокуратурой области.
15. ФОРМА ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - внешняя структура (способ организации) государственной власти, выражающаяся в построении верховных органов государства, распределении власти между различными уровнями государственных органов, общем режиме управления страной
Форма государства, в отличие от сущности, характеризует его внешние стороны, оболочку, в которой государство предстает перед обществом и окружающим миром. Как внешняя сторона форма государства непосредственно зависит от содержания государственной власти - структуры государственного аппарата и выполняемых им функций. Поскольку государства, находящиеся в однотипных исторических условиях, решают в основном одинаковые задачи, обнаруживается принципиальное совпадение их содержательных сторон. Это обстоятельство определяет общие черты в формах таких государств.
Вместе с тем, форму государства определяют и другие факторы, в частности: величина территории страны, ее национальный состав, накопленные исторические традиции, уровень культуры и цивилизованности народа, степень влияния других государств. Поэтому даже однотипные государства могут иметь значительные различия в форме, которая в большей степени, чем какой-либо другой элемент государства, характеризует его историческое своеобразие.
Как относительно независимый элемент государства его форма может оказывать определенное воздействие на содержательные стороны. Изменение, например, монархической формы правления на республиканскую или унитарной формы государственного устройства на федеративную влечет за собой соответствующие изменения всего государственного аппарата и выполняемых его органами функций.
В форме государства принято выделять три основных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим. Каждый из этих элементов характеризует определенный аспект формы государства: форма правления - особенности построения верховных органов государства, форма устройства - особенности распределения единой государственной власти по территории страны, политический режим - общий характер взаимодействия государства с населением страны. Но только в связи, в единстве этих элементов может быть правильно понята форма государства и ее соотношение с другими сторонами государственной власти.
16. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ - способ организации верховных органов государственной власти, характер их соотношения между собой и с населением страны
Правление - это элемент формы государства, который характеризует организацию верховных органов государственной власти и, прежде всего, порядок их создания, распределение компетенции между ними.
Исторически различают два основных вида форм правления:
- монархию , где верховная государственная власть принадлежит одному лицу, получившему ее по наследству и осуществляющему государственную власть пожизненно;
- республику, где верховная государственная власть принадлежит единоличному или коллегиальному органу, избранному гражданами страны на строго определенный срок.
В современном мире монархии существуют, как правило, в виде конституционных (Бельгия, Великобритания, Испания, Швеция, Япония и др.), где монарх выполняет только функции главы государства, а законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется конституционно сформированными самостоятельными органами - парламентом, правительством, различного рода судами.
Республики в современном мире представлены в виде парламентарных (Италия, Германия и др.) и президентских (США, Франция и др.). Различие между ними определяется тем, какой орган (президент как единоличный глава государства или парламент как коллегиальный законодательный орган) формирует правительство страны и контролирует деятельность исполнительной власти.
Следует отметить, что несмотря на определенные различия монархических и республиканских форм в современном мире они в значительной мере сближены по основным параметрам. Это объясняется тем, что в любом цивилизованном государстве вне зависимости от особенностей формы правления реализуются принципы народовластия, разделения властей, верховенства права и др.
17. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - способ распределения единой государственной власти по территории страны, соотношения властных полномочий центральных и региональных государственных органов
В отличие от формы правления, устройство - это элемент формы государства, характеризующий соотношение властных полномочий государственных органов различных уровней: центральных, региональных, местных.
Различают два вида государств в зависимости от формы государственного устройства:
- унитарные государства (Италия, Польша, Румыния и др.), где всей полнотой государственного суверенитета обладают только центральные органы, а внутренние территориальные подразделения государства и их органы наделяются властными полномочиями, производными от полномочий органов центральной власти, и не имеют признаков самостоятельных государственных образований;
- федеративные государства (Швейцария, США, Россия), где единый государственный суверенитет распределен между центральными органами и органами власти самостоятельных государственных образований (субъектов федерации), из которых территориально состоит федерация и которые наделены государственными полномочиями, независимыми от центральной власти.
От унитарной и федеративной формы государственного устройства следует отличать конфедерацию, которая является не формой отдельного государства, а формой межгосударственного союза.
Конфедерация - относительно устойчивый союз отдельных суверенных государств, созданный для осуществления конкретных экономических, политических, военных целей, не обладающий признаками единого государства.
Как государственные образования конфедерации имеют определенный состав, создают органы для решения общих дел союза, могут устанавливать общий таможенный, валютный режим. Однако конфедерации не имеют общей границы, общего гражданства и законодательства, других признаков единого государства. Решения, принимаемые органами конфедерации, приобретают обязательную силу только после утверждения их государствами, входящими в союз.
Путем создания конфедеративных образований отдельные государства решают задачи осуществления согласованной внутренней и внешней политики, укрепления своих позиций на международной арене. Конфедерации исторически могут быть этапом в образовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах были конфедеративными союзами).
Наиболее характерным примером современной конфедерации является Европейское сообщество. Определенные признаки конфедеративного образования можно обнаружить в союзе ряда государств бывшего СССР (СНГ).
18. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) РЕЖИМ - способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления обществом
В отличие от формы правления и формы государственного устройства, политический режим характеризует государственную власть со стороны ее взаимоотношений с населением страны, преимущественных способов управления социальными процессами. Одним из основных критериев политического режима в современном мире является признание государством свободы личности, гарантированность им достигнутых цивилизацией прав и свобод человека и гражданина. Политические режимы подразделяются:
- на демократические, где государственный аппарат подконтролен населению, им признаются и гарантируются основные права и свободы человека и гражданина, а осуществление функций в основном базируется на авторитете государственной власти и методах убеждения;
- авторитарные, где государственный аппарат фактически независим от населения, им игнорируются основные права и свободы человека, а управление осуществляется в основном методом насилия.
Разновидностью демократического политического режима является либеральный политический режим. Авторитарные политические режимы могут быть тоталитарными, националистическими, теократическими, военными, фашистскими.
Политический режим представляет собой элемент формы государства, который наиболее непосредственно отражает характер государственной власти, ее сущностные стороны. Поэтому в зависимости от вида политического режима существенно меняется реальное состояние всех элементов формы государства. Так, в странах с тоталитарными политическими режимами фактически бездействуют республиканские институты власти, сводится на нет принцип разделения властей, федеративные начала заменяются жесткой централизацией власти и др.
19. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА - взаимосвязанная совокупность общественных процессов и институтов, возникающих и функционирующих в сфере политической жизни страны, в отношениях между ее основными социальными группами
Политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная регулированием отношений между основными социальными группами общества. Политическая система общества представляет собой совокупность элементов общественной жизни, в которых выражается, проявляет себя политика. Цель политической системы - обеспечить консолидацию, выражение и реализацию интересов отдельных социальных групп общества.
Политическая система общества - это комплексное образование, включающее в себя несколько основных элементов:
- субъекты политической жизни - классы, нации, профессиональные, конфессиональные и другие социальные группы, имеющие свои интересы и стремящиеся реализовать их;
- политические отношения - социальные связи, складывающиеся между основными субъектами политической жизни страны, характер их взаимоотношений между собой;
- политическую организацию общества - совокупность объединений, концентрирующих и выражающих интересы тех или иных социальных групп в политической деятельности;
- политическую идеологию и политические нормы.
Политическая организация - структурно наиболее выраженная, зримая часть политической системы общества. Поэтому иногда она отождествляется с политической системой в целом. Собственно политическая организация общества состоит их двух основных компонентов:
- государства как основного, центрального звена политической организации общества;
- общественных политических объединений (партий, профсоюзов, национальных и профессиональных организаций).
По форме организации политическая система может быть плюралистической, когда существуют разнообразные политические объединения, имеющие равные возможности на участие в политической жизни страны. В монистической политической системе выделяется одно политическое объединение, играющее главную роль в политической жизни страны.
В зависимости от политического режима, создаваемого государственной властью, политическая система может быть демократической, когда за политическими объединениями признаются широкие права на участие в формировании государственной политики, и авторитарной, когда роль политических объединений сведена на нет или их деятельность вообще запрещена.
20. МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВО выражает интересы доминирующих в обществе социальных групп и, решая свои задачи, согласовывает деятельность всех субъектов социальной жизни
Поэтому государство в широком смысле слова - это политическое объединение всего населения страны. В узком смысле государство представляет особый элемент политической организации общества, который отличается от иных негосударственных общественных объединений.
По своей природе государство занимает ведущее, центральное место в политической системе, является основной организацией, определяющей характер политики в обществе. Такая роль государства обусловлена тем, что оно:
- представляет не только интересы отдельных социальных групп, но и всего населения страны, имеет самую широкую социальную базу по сравнению с любым общественным объединением;
- включает в себя специально приспособленный аппарат, разветвленную систему органов властного управления различными социальными процессами;
- помимо органов собственно управления включает в себя систему охранительных органов, способных в необходимых случаях принудительно осуществлять предписания государственной власти;
- концентрирует материальные, людские и финансовые ресурсы общества для решения тех или иных политических задач;
- способно, используя различные средства, проводить активную идеологическую деятельность, влиять на сознание как отдельных социальных групп, так и населения в целом.
Именно через государство различные социальные группы могут наиболее эффективно проводить в жизнь свои интересы. Поэтому государственная власть составляет центр политической жизни страны, и все политические объединения в той или иной мере борются за обладание рычагами государственной власти, за влияние на политику государства.
21. МЕСТО И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ как элемент политической организации общества представляют собой добровольные объединения граждан для реализации совместных целей.
Эти объединения образуются на основе профессиональных, национальных, культурных и иных интересов.
Различают собственно политические общественные объединения, такие, например, как политические партии или избирательные блоки. Для них основными являются цели политической борьбы. Выделяются также неполитические организации, например, профсоюзы, объединения промышленников, религиозные, женские, молодежные, национальные и другие организации, для которых политическая деятельность является дополнительной к их основным неполитическим целям.
Все объединения, участвующие в политической жизни страны, выражают и проводят интересы отдельных социальных групп общества. Главной задачей общественных объединений в политической сфере является влияние на государственную власть, на политику государства через избрание их представителей в выборные государственные органы, через средства массовой информации, общественное мнение.
Государство, с одной стороны, стоит над общественными объединениями, определяет их статус в обществе, основные параметры деятельности, запрещает и преследует деятельность объединений, подрывающих основы общественного и государственного строя.
С другой стороны, политика современного демократического государства не может быть достаточно эффективной без опоры на общественные объединения, поскольку через них в основном осуществляется связь государства с гражданским обществом.
В современном российском обществе действует принцип политического плюрализма, в соответствии с которым в Конституции России закреплено равноправное положение различного рода общественных объединений. Запрещены лишь те объединения, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя страны.
22. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА - это закономерный процесс возникновения властно-политической системы управления в ходе качественных изменений первобытной организации человеческого общества
В развитии политико-правовой мысли существовали разного рода концепции, объясняющие происхождение государства.
Патриархальная теория, которая имела наибольшее распространение в древнее время и средневековье (представители: Аристотель, Фильмер). Она характеризуется:
- признанием семьи в качестве базиса, основы всей общественной жизни;
- рассмотрением процесса образования государства как результата постепенного разрастания одной семьи;
- отождествлением власти государства с семейной отеческой властью, где власть правителя есть продолжение власти старшего, отца над своими подданными, детьми.
Договорная теория, получившая наиболее широкое распространение в XVII-XVIII веках, в период перехода от средневековья к новому времени. Ее представители: Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и др. Она характеризуется:
- четкой направленностью против системы феодальной политической власти и абсолютизма как одного из крайних ее проявлений;
- постулированием так называемого “естественного” состояния общества, т.е. общества, подчиняющегося стихийным природным интересам, не имевшего политических государственных структур;
- констатацией необходимости выхода из естественного состояния для самосохранения, безопасности общества;
- ее реализации путем сознательного соглашения между людьми (общественного договора), по которому они ограничивают свою стихийную свободу и передают власть над собой государству в целях обеспечения собственности, безопасности, равенства людей;
- выводом о праве народа на свержение правителей, нарушающих условия общественного договора.
Теория насилия, получившая особое распространение в XIX веке и разработанная в ряде произведений Дюринга, Гумпловича, Каутского. Она характеризуется:
- признанием в качестве основной причины возникновения государства войн первобытных племен между собой из-за территории для проживания и для охоты;
- констатацией необходимости при завоевании сильным племенем более слабого создания особых органов для удержания покоренных племен, которые в совокупности образовали государство;
- выводом о том, что государство по своей первоначальной природе является организацией насилия одной части населения над другой, к которому приводят не внутренние, а внешние факторы - покорение одного народа другим;
- признанием того, что современное государство в отличие от государств предшествующих эпох теряет насильственный характер, поскольку покорявшие и покоренные народы ассимилируются друг с другом.
Теория классовых антагонизмов, получившая наибольшее распространение во второй половине XIX - начале XX веков и обоснованная в трудах социалистов и коммунистов, прежде всего, в работах Маркса, Энгельса, Ленина. На протяжении нескольких десятилетий была господствующей теорией в странах так называемой социалистической системы. Ее основные положения сводятся к следующему:
- в основе процесса образования государства лежат экономические причины -совершенствование производительных сил и, прежде всего, орудий труда, разделение общественного труда и повышение его производительности, производство прибавочного продукта и присвоение его частью общества;
- изменения в экономическом базисе делают возможным и выгодным эксплуатацию чужого труда, в результате часть населения обращается в рабство, а само общество раскалывается на два антагонистических класса - рабов и рабовладельцев;
- для поддержания власти над рабами, принуждения их к труду рабовладельцы создают и содержат государство, которое по своей природе является организацией, обеспечивающей политическими средствами и, прежде всего, вооруженной силой господство одного класса (собственников основных средств производства) над эксплуатируемыми классами;
- пока в обществе сохраняется деление на антагонистические классы, сохраняется и потребность в государстве, в диктатуре одного класса над другим.
23. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА
Вопрос о происхождение государства имеет для теории государства и права актуальный смысл, так как установление причин его возникновения помогает понять необходимость существования государства на протяжении длительного исторического времени и его дальнейшую судьбу.
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА ПРИЗНАЕТ, что процесс возникновения государства носил сложный и противоречивый характер и все факторы, которые выдвигали различные теории, в той или иной мере влияли на процесс образования государства.
Вместе с тем сегодня очевидно, что ни один из них не может быть абсолютизирован и в основе происхождения государства, как и необходимости его существования на протяжении длительного исторического времени лежат более глубокие социальные причины.
Они связаны с качественными изменениями, происшедшими в жизни первобытных людей в эпоху неолита (VII-III тысячелетие до нашей эры), в результате перехода от присваивающего к производящему способу взаимоотношения с природой, которые вызвали глубокие перемены во всех сферах жизни первобытного общества. Это привело:
- в экономике - к разделению общественного труда, росту его производительности, обмену продуктами труда, увеличению массы общественного богатства, возникновению разнообразных форм собственности;
- в социальной сфере - к интенсивному росту численности населения, появлению наряду с семьей совершенно новых форм общностей людей (различных профессий, богатых и бедных, свободных и несвободных), резкому повышению роли отдельной личности в системе социальных связей, разделению и противоречивости интересов личности, социальных групп, общества в целом;
- в духовной сфере - к интенсификации интеллектуальной деятельности, переходу от мифологического к рациональному типу мышления, возникновению науки и идеологии, отделению сферы духовного производства от сферы материального производства.
Вместо первобытного общества, имевшего однородную социальную структуру и основанного на единстве интересов людей, возникла разнородная социальная структура, основанная на многообразии, различии и противоречиях интересов людей. Необходимость обеспечить управляемость всем обществом в условиях его социального расслоения определила постепенную замену родовых органов власти (народного собрания, старейшин, военачальников), приспособленных к управлению социально однородным обществом, государством с его специфическими признаками, аппаратом, функциями и формами, приспособленным к управлению социально дифференцированным обществом.
24. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА - процесс качественных изменений (смены исторических типов) государственной власти с момента ее возникновения до настоящего времени
С развитием общества, его социальной структуры, целей, которые оно перед собой ставит, изменяются содержание (аппарат, функции) и формы государства при сохранении его основного социального назначения. Качественно особенные периоды в развитии государства, соответствующие определенным состояниям общества и одинаковые для многих стран, определяются как типы (основные этапы развития) государства.
Смена исторических типов государства - процесс закономерный и прогрессивный, обусловленный общим ходом развития общества от первобытных примитивных форм к развитой человеческой цивилизации. В зависимости от выделяемых причин движения общества к более сложным формам, разработаны два основных и дополняющих друг друга подхода к определению типов государства: формационный и цивилизационный.
Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.
В плане этого подхода последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые, все более прогрессивные классы (рабовладельцы, феодалы, буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, которые составляют базис общества, меняются все другие элементы, входящие в его надстройку (общественное сознание, мораль, право, государство, религия, наука); происходит переход к новому, более высокому типу общественно-экономической формации.
Каждой классовой общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической) соответствует свой одноименный тип государства. Главная особенность типа государства определяется по тому, какой класс является собственником основных средств производства и оказывает доминирующее влияние на государственную власть. К основным недостаткам этого подхода можно отнести то, что:
- некоторые, выделенные в качестве общих, этапы проходят далеко не все общественные системы (например, в России отсутствовала стадия рабовладельческого государства),
- ряд государственных систем вообще не вписывается в предлагаемую схему исторических типов (например, государства, основанные на так называемом азиатском способе производства),
- он обосновывает жесткую зависимость государства от экономических факторов, отношений собственности, которая не всегда позволяет объяснить особенности отдельных групп государств.
25. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ
Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества и, прежде всего, в духовной культуре народа, его религии и нрава
Цивилизационный подход основан на понятии цивилизации, введенном в научный оборот историком Тойнби, как исторического состояния относительно локальной общественной системы, обладающей общностью культурных, религиозных, психологических, географических и иных характеристик.
Цивилизационный подход отказывается от абсолютизации материально-экономических факторов в развитии государства и выводит на первый план факторы социокультурные, духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию, полагая, что именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.
С помощью этого подхода удается, например, объяснить, почему страны, имеющие равные стартовые возможности, оказываются на разных ступенях социального прогресса, а отдельные группы государств, имеющих в принципе одинаковую социально-экономическую основу, обладают значительными различиями в организации государственной власти.
С точки зрения этого подхода на начальном этапе человеческой истории социокультурные факторы, определяющие лицо общества, формируются у разных народов автономно, независимо друг от друга. В силу этого возникают первичные, древнейшие цивилизации, обладающие каждая уникальными чертами: древнеиндийская, древнекитайская, шумерская, античная и др. Взаимодействие первичных цивилизаций приводит к формированию особенных средневековых цивилизаций - европейской, арабской, восточной, американской и др., имеющих некоторые общие черты. В настоящее время на основе особенных цивилизаций идет формирование современной цивилизации с единой социокультурной базой, включающей элементы традиционных культур.
Каждый тип цивилизации (древней, средневековой, современной) придает устойчивые общие черты организации государственной власти. Соответственно в рамках определенной цивилизации можно выделить, например, древний античный тип государства, средневековый европейский тип государства, современный тип цивилизованного государства. В поступательном развитии цивилизаций и соответствующих им государств обнаруживается прогресс общества.
Основным недостатком цивилизационного подхода следует считать отказ от понимания развития государства как единого в своих закономерностях всемирно- исторического процесса и акцентирование внимания на уникальности, единичности свойств каждого государства.
26. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ (ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ) РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
До недавнего времени периодизация, т.е. выделение этапов развития российского государства, основывалась на формационном подходе, в соответствии с которым по типу производственных отношений и господствующим в обществе классам выделялись:
- российская государственность феодального типа (с момента возникновения до конца XIX века, с выделением раннефеодального государства, централизованного феодального государства, абсолютистского феодального государства);
- российская государственность капиталистического типа (на начальном этапе зарождения в конце XIX - начале XX веков);
- российская государственность социалистического типа (после Октябрьской революции 1917 года).
Последний этап в свою очередь подразделялся в зависимости от уровня развития социалистического общества и соотношения внутри него классов на два этапа:
- этап диктатуры пролетариата, на котором осуществлялось господство класса пролетариата над классами бывших эксплуататоров, и
- этап общенародного государства, когда из общества устранены классы эксплуататоров и государство выражает интересы всего народа.
В последние годы происходит переосмысление этой концепции, поскольку проблематичным оказался сам факт построения в России социалистического общества и соответствующего ему государства. Общепризнанным в современной теории является то, что государство советской эпохи не выражало интересы пролетариата и всего народа, а по своей сути являлось организацией бюрократической элиты, в руках которой сосредоточивалась политическая и связанная с ней экономическая власть. В этот период отсутствовало сколько-нибудь развитое гражданское общество и соответствующие ему институты реальной демократии, прав и свобод человека и гражданина.
Учитывая общие недостатки формационного подхода, исследователи выделяют на основе цивилизационного подхода древний, средневековый, новый и новейший этапы в развитии российского государства. Отдельные этапы классифицируются по формам правления и устройства, политическим режимам. Так, новейший период подразделяется:
- на досоветский, основной отличительной чертой которого является организация государственной власти на монархических принципах с попыткой перехода в начале XX века от абсолютной монархии к конституционной;
- советский, основной отличительной чертой которого является формальное закрепление республиканской формы правления и федеративного устройства в сочетании с тоталитарным политическим режимом;
- постсоветский, основной отличительной чертой которого является попытка перехода к демократическому политическому режиму в рамках республиканского, федеративного и правового государства.
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ПРАВА
27. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЕГО СВОЙСТВА И РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе
Если объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через систему власти, то упорядочение отношений - через систему нормативного регулирования. Власть и нормативное регулирование обеспечивают выражение и согласование общих интересов различных субъектов общественной жизни, стабильность их отношений и создают необходимые условия для прогрессивного развития.
Нормативное регулирование заключается в выработке социальных норм (масштабов, образцов поведения), отражающих типичные формы общественных отношений, реализации их в деятельности субъектов общественной жизни и обеспечении принудительными мерами в случае отклонения от установленного нормой правила.
В зависимости от характера создаваемых общих правил поведения (норм), механизма их реализации и средств обеспечения выделяются несколько основных видов нормативного регулирования:
- традиционное, которое осуществляется путем формирования и реализации в обществе обычаев и традиций - правил, складывающихся в результате многократного повторения, отбора и исполнения в силу привычки наиболее рациональных форм поведения людей в их обыденной жизни;
- моральное, которое осуществляется путем выработки и реализации главным образом в сфере личностных отношений системы нравственных принципов (представлений общества, его социальных групп о добре и зле, справедливости и несправедливости), обеспечиваемых силой общественного мнения;
- корпоративное, которое осуществляется путем создания и реализации внутриорганизационных норм различного рода общественных объединений, обеспечиваемых их авторитетом;
- правовое, которое осуществляется путем создания и реализации права - системы особых правил поведения, регулирующих наиболее значимые для общества отношения и обеспечиваемых авторитетом и силой государственной власти.
Различные виды нормативного регулирования взаимосвязаны и дополняют друг друга. В целом нормативное регулирование, обеспечивая стабильность отношений и возможность принуждения в случае отклонения поведения людей от нормы, создает необходимый для деятельности всех субъектов социальной жизни общественный порядок.
28. ПРАВО И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - разновидность нормативного регулирования, через которое общество путем создания и реализации особых социальных норм - права формирует в наиболее значимых отношениях правопорядок, обеспеченный государственной властью
В основе возникновения и существования правового регулирования лежит та же причина, что и государственной власти - формирование социально разнородного общества с многообразными и противоречивыми интересами его субъектов. Эти интересы и соответствующее им поведение людей не могут быть упорядочены посредством традиционного или морального регулирования, которые обеспечивают общественный порядок в социально однородных структурах. Для поддержания стабильности в новых условиях общество создает особую разновидность нормативного регулирования - правовое регулирование.
Цель правового регулирования общая с другими видами нормативного регулирования - подчинить поведение людей общим правилам и обеспечить тем самым стабильность общественных отношений. Вместе с тем, в отличие от традиционного и морального, правовое регулирование:
- обеспечивает стабильность жизненно важных для общества в целом отношений;
- осуществляется через особую группу социальных норм - право;
- непосредственно связано с государством и гарантируется им.
ПРАВО - система особых правил поведения (юридических норм), выражающих официально признанную волю гражданского общества, направленную на создание в общественных отношениях порядка, позволяющего согласованно реализовать основные интересы субъектов социальной жизни
По содержанию право представляет собой созданную в обществе систему юридических норм, обладающих особыми признаками, отличающими их от других социальных норм. К ним относятся: общеобязательность, формальная определенность, государственная защищенность.
Сущность права - это общая воля всех субъектов социальной жизни, направленная на выражение, закрепление и беспрепятственное осуществление их основных интересов. Однако в праве выражает себя не всякая воля гражданского общества, а только официально признанная, т.е. поддержанная государственной властью.
Социальное назначение права - установить гармонию, баланс этих интересов, не допустить их столкновения друг с другом, а при возникновении противоречий - определить нормальные способы согласования интересов и разрешения конфликтов.
Результатом воздействия права на сознание и волю людей является создание правопорядка, составляющего ядро, основную часть общественного порядка. Благодаря правопорядку могут нормально реализоваться признанные обществом и допустимые для него интересы отдельных личностей, общностей людей, их организаций и государства.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!